Школьная библиотека информационный центр учебного заведения. Библиотека - информационный центр школы

СОГЛАСОВАНО

Председатель родительского комитета

МОУ «Большереченская СОШ №2»

_________________ /____________/

«___» _________ 2009 г.
УТВЕРЖДЕНО

Директор

МОУ «Большереченская СОШ №2»

________________ /Л.Ф.Родионова/

Школьная библиотека –

информационно-культурный центр

Проект развития библиотеки


Разработано

Оборовская М.А.,

заведующей школьной библиотекой МОУ «Большереченская СОШ №2»

Большеречье – 2009
Актуальность

В послании Главы государства участникам Всероссийского библиотечного конгресса в 2009 году было отмечено: «Сегодня библиотеки способны сыграть важнейшую роль в развитии образования, науки и культуры, стать авторитетными центрами просвещения и досуга наших граждан, особенно молодежи. И поэтому важно придать им новый облик, адекватный требованиям времени. Главное здесь – укрепление материальной базы библиотек, оснащение их современной техникой с выходом в Интернет-пространство». В июне 2009 года в Государственной Думе РФ состоялись парламентские слушания «Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей». Н. В. Герасимова, заместитель Председателя Государственной Думы отметила: «Школьные библиотеки должны стать не просто хранилищем книг, но информационным, культурным и досуговым центром для учащихся».

На этапе развития информационного общества значение школьной библиотеки и библиотекаря очень велико и постоянно возрастает. В связи с этим очевидно, что школьная библиотека в традиционном понимании не соответствует запросам современного образовательного учреждения. У современной библиотеки особая миссия – полноценное информационное обслуживание учебного процесса. Чтобы школьная библиотека заняла подобающее ей достойное место в образовательном и информационном пространстве, она должна стать информационным центром образовательного учреждения, где сосредоточены все ресурсы. Именно объединение в библиотеке всех ресурсов, в том числе Интернета, позволяет школе реально модернизировать образовательный процесс.

В школах муниципалитета наблюдаются следующие процессы, ведущие к переменам в отношении к школьной библиотеке и библиотечному делу вообще:


  • Изменившиеся подходы к обучению, когда учителя всё чаще в своей деятельности используют проектно-исследовательские методики, развивая у школьников такие навыки мышления, которые позволяют им обучаться самостоятельно и социально адаптироваться, способствуют большей включенности библиотекаря в процесс обучения.

  • Реальная информатизация учебного процесса и её эффективность зависят от учителя, а от библиотекаря – накопление и формирование фонда информационных ресурсов, хранение, обработка, информирование, организация поддерживающей деятельности со всеми участниками педагогического процесса.

  • Наличие локальной сети в образовательном учреждении со свободным доступом к ресурсам Интернет подталкивает библиотекарей использовать новейшие Интернет-технологии в библиотечном деле – осваивать автоматизированные рабочие места, постепенно создавать электронный каталог, оцифровывать книжные фонды.

  • Стремительные перемены, происходящие в информационных ресурсах и технологиях, развитие социальных сервисов Веб 2.0, освоение их возможностей инициируют развитие новых форм деятельности школьной библиотеки. Они заставляют библиотекаря обучаться тому, как их можно использовать в традиционных и нетрадиционных формах работы с книгой и другими ресурсами, давая возможность участникам педагогического сообщества (учителям, учащимся, родителям) участвовать в изменениях библиотеки.
Однако данные процессы не во всех образовательных учреждения района протекают равномерно, возникают определенные сложности на пути развития школьных библиотек.

Практика библиотеки муниципального образовательного учреждения «Большереченская средняя общеобразовательная школа №2» показывает, что значительная часть библиотечного фонда катастрофически устарела и остается невостребованной читателями. Современные школьники отдают предпочтение визуальной информации, а не текстовой. Многие учебные материалы стали доступны в электронном виде, идет массовое освоение социальных сервисов Веб 2.0. В нашей библиотеке в настоящее время имеется только один персональный компьютер, поэтому модель «1 компьютер: 1 ученик», доступная многим детям в домашних условиях, не реализуется. Наряду с этим прослеживается увеличение потребности участников образовательного процесса в информационной помощи при работе на компьютере и в Интернет.

Несмотря на выше перечисленные тенденции, наша библиотека – это уже не только фонд книг и других печатных изданий, но и медиатека, которая предоставляет возможность самостоятельной деятельности вне уроков с компьютером с доступом к сети Интернет.

Поэтому, тема нашего проекта «Школьная библиотека - информационно-культурный центр»

Цели задачи проекта

Цель проекта – создание максимально комфортных условий в школьной библиотеке, способствующих интеллектуальному, эмоциональному и социальному развитию участников образовательного процесса.

Задачи проекта:


  • Обеспечить участникам образовательного процесса равные возможности доступа к информации на всех видах носителей;

  • Способствовать формированию у обучающихся навыков независимого библиотечного пользователя: умения работать с книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации;

  • Организовать комфортную пространственную среду библиотеки и создать привлекательный для читателей библиотечный дизайн;

  • Обеспечить библиотеку техническими средствами для хранения и выдачи книг, электронного доступа к локальной сети ОУ с выходом в Интернет к оцифрованным ресурсам из любого учебного кабинета или из дома;

  • Повышать информационно-коммуникационную компетентность школьного библиотекаря.
Гипотеза

Если создать условия для получения всеми категориями читателей информационных ресурсов на любых носителях, то это будет способствовать функционированию школьной библиотеки как информационно-культурного центра.

Проблемный анализ

В образовательном учреждении существуют противоречия:


  • между потребностью модернизации образовательного процесса и отсутствием информационно-культурного пространства в библиотеке;

  • между потребностью в использовании современных средств поиска информации и низкой материально-технической базой библиотеки;

  • между потребностью объединения школьной библиотеки и кабинета компьютерных технологий (как технический центр, компьютерная лаборатория, издательский центр и прочее) и отсутствием оснащения для такого объединения.

Концептуальные положения

Д. Мейнес выделяет 4 элемента концепции современной библиотеки:


  1. Библиотека, в центре которой находится пользователь (пользовательско-центристская). Пользователи принимают участие в формировании содержания и услуг, которые находятся в поле зрения веб-присутствия.

  2. Библиотека, которая представляет мультимедийный опыт.
И коллекция, и услуги современной библиотеки должны содержать видео- и аудио-компоненты.

  1. Современная библиотека социально обогащена.
В ней используются различные пути для общения пользователей друг с другом и с библиотекарями.

  1. Она инновационна как элемент общества.
Библиотеки являются службами сообщества. Поэтому предполагается, что по мере изменения сообщества библиотеки должны не только меняться вместе с ними, они должны давать возможность членам сообщества участвовать в изменениях библиотеки. Современная библиотека постоянно стремится изменить свои услуги, чтобы найти новые пути для всего сообщества, а не только для индивидуалов, искать, находить и использовать информацию.

В свете обновления и перемен в сфере информатизации образования школьная библиотека получает новую миссию: она становится одним из важнейших каналов, обеспечивающих свободный доступ читателя (пользователя) к информации. Современная библиотека – это не только кабинет, где посетители получают нужную книгу и информацию, но и место, где они самостоятельно создают полезную информацию. Новое понимание миссии школьной библиотеки заставляет заново переосмыслить основные направления библиотечного обслуживания:

– библиотечное обслуживание в помощь образованию;

– библиотечное обслуживание как средство социализации личности;

– библиотечное обслуживание как средство реабилитации детей с «особыми

потребностями» (инвалидов, социально неблагополучных, одаренных).

Изучив брошюру Громовой О.К. «Типичные модели школьных библиотек», наиболее подходящей именно для нашего образовательного учреждения была выбрана первая модель библиотеки. Она отвечает целям и задачам школьной библиотеки, заявленным в «Манифесте школьных библиотек ИФЛА/ЮНЕСКО»: «Школьная библиотека предоставляет ин­формацию и идеи, без которых нельзя успешно функциони­ровать в современном обществе, ориентированном на инфор­мацию и знания».

Главной, функцией школьной библиотеки этой модели являет­ся информационная поддержка учебного процесса. По­нимают её здесь значительно шире, чем просто обеспече­ние учеников и учителей учебниками, пособиями и методической литературой.

Как правило, кроме упомянутого обеспечения учебной и мето­дической литературой от библиотеки ждут:


  • предоставления расширенного репертуара научно-популяр­ных, справочных, и периодических зданий, вплоть до организа­ции межбиблиотечного абонемента (МБА);

  • ведения полного справочно-библиографического аппарата (каталоги и тематические картотеки на книжный фонд, и другие носители информации, рекомендательные списки, роспись пери­одики для картотеки статей и т.п.);

  • регулярного проведения тематических и информационных обзоров литературы и периодики.
Из Манифеста ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках следует также, что «Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывного образования и развивает в них творческое воображение, помогая им стать сознательными гражданами».

Библиотека школы должна быть не только важнейшим информационным ресурсом, но и центром, формирующим информационную культуру обучающихся и педагогов.

Концепция современной библиотеки – это новый взгляд на библиотечное обслуживание в целом. Ключевые задачи касаются не того, как обеспечить доступ к книгам и информации, а в первую очередь того, что подразумевается под внедрением инноваций, как построить сообщество единомышленников, которые могут обогатиться через участие в социальных сервисах. Это достигается через доверие, поощрение пользователей библиотечных сообществ участвовать, внося вклад своими мнениями в ресурсы, которые они использовали и новые, к которым они хотели бы получить доступ.

Сотрудники современной библиотеки выстраивают свою деятельность абсолютно по-новому:


  • осваивают возможности АИБС «МАРК-SQL» (автоматизированная информационно-библиотечная система: Версия для школьных библиотек);

  • работают со специализированным программным обеспечением;

  • создают сайты своих библиотек;

  • в блогах информируют участников образовательного процесса о предстоящих мероприятиях, новых поступлениях;

  • на вики создают он-лайновые клубы любителей чтения для школьников и родителей и размещают документы и книги;

  • в сервисах совместного хранения медиафайлов размещают презентации своих сценарных разработок занятий по информационной культуре;

  • помогают школьникам размещать на сайтах результаты проектной деятельности;

  • сохраняют коллекцию закладок-ссылок на полезные и интересные веб-страницы, работая с сервисами хранения закладок.
Таким образом, школьный библиотекарь должен стать информационным лидером школы, специалистом по формированию информационной культуры, а также по педагогике и психологии детского чтения.
Основные направления работы:

  • внедрение новых информационных технологий в систему проведения библиотечных уроков и мероприятий;

  • организация системы обучения участников образовательного учреждения навыкам пользования информационными ресурсами;

  • комплектование медиатеки;

  • изменение дизайна библиотеки;

  • освоение социальных сервисов Веб 2.0 всеми участниками образовательного процесса;

  • создание библиотечной веб-страницы в рамках школьного сайта.

Партнерство в рамках инициативного проекта
Связь проекта с другими программами:


  • Проект «Информатизация системы образования».

  • Программа информатизации МОУ БСОШ № 2.

  • Программа развития школьной библиотеки «Формирование информационной культуры, как способ социализации личности школьника».
Схема взаимосвязей по проекту

  1. Современная школьная библиотека

  2. Администрация ОУ, участники образовательного процесса

  3. Муниципальный ресурсный центр информатизации образования (РЦИО) и районный методический кабинет (РМК)

  4. Библиотеки муниципалитета, социальные партнеры (ИКК «Старина сибирская», Историко-этнографический музей, Картинная галерея, Зоопарк, НКЦ «Эдельвейс») и др.

  5. IТ-пространство (Интернет-сообщество)

Этапы реализации проекта


Задачи

Мероприятия

Ответственные

Подготовительный этап (08-10.2009)

Цель: создание условий для эффективного использования информационных ресурсов библиотеки



Повысить информационно-коммуникационную компетентность библиотекаря

Краткосрочные курсы, консультации, мастер-классы в РЦИО

Оборовская М.А., специалисты РЦИО

Сформировать медиатеку

Составление каталога всех ресурсов библиотечного фонда

Оборовская М.А.

Организовать IT-пространство

1.Подключение к локальной сети школы

2.Создание библиотечной веб-страницы на школьном сайте



Администрация школы,

Малунова Г.А., Оборовская М.А.



Организовать взаимодействие с РЦИО и РМК

1.Создание информационного пространства

Специалисты РЦИО, РМК, Оборовская М.А.

Организовать сотрудничество с социальными партнерами муниципалитета

1.Создание совместных проектов

2.Использование возможностей и информационных ресурсов библиотек муниципалитета



Оборовская М.А.

Социальные партнеры



Организовать взаимодействие со школьным пресс-центром

Создание библиотечной страницы в рамках школьной газеты «За партой», выпуск ежемесячной информационной брошюры для школьного коллектива

Оборовская М.А.

Щербакова Е.Я.


Основной этап (11.2009-05.2010)

Цель: создание условий, способствующих интеллектуальному, эмоциональному и социальному развитию участников образовательного процесса.



Обучить участников образовательного процесса навыкам независимого пользования медиаресурсами

1.Консультации

2.Краткосрочные курсы

3.Интернет-класс


Малунова Г.А.,

Оборовская М.А.,


Освоить социальные сервисы Веб 2.0 всем участникам образовательного процесса

1.Консультации

2.Краткосрочные курсы

3.Мастер-классы


Малунова Г.А., Оборовская М.А.

Рекламировать и продвигать фонды медиатеки

1.Обновление библиотечной веб-страницы на школьном сайте

2.Выпуск бюллетеней с анонсами мероприятий, рекламой новых поступлений в фонд медиатеки

3.Проведение библиотечных уроков с использованием ИКТ


Оборовская М.А.

Оборовская М.А.

Щербакова Е.Я.

Оборовская М.А.



Организовать взаимодействие с социальными партнерами муниципалитета

Реализация совместных проектов

Оборовская М.А., педагоги, обучающиеся, родители, специалисты социо-культурных объектов

Сформировать информационный банк

1.Банк педагогической информации

2.Банк лучших исследовательских и творческих работ учащихся



Оборовская М.А.

Администрация школы,

Педагоги ОУ, обучающиеся, родители, Оборовская М.А.


Предоставлять новые библиотечные услуги с использованием ИКТ

1.Интернет-услуги

2.Тиражирование материалов на электронные носители пользователей

3. Консультации по использованию ПК


ОборовскаяМ.А. МалуноваГ.А.

ПантюховаЛ.Н.



Заключительный этап (06-07.2010)

Цель: анализ эффективности проекта и коррекция



Выявить степень владения всеми участниками образовательного процесса навыками независимого пользования медиаресурсами

Мониторинг степени владения навыками независимого пользования медиаресурсами

Оборовская М.А.

Малунова Г.А.



Определить уровень читательской активности

Мониторинг читательской активности

Оборовская М.А.

Выявить качество участия в проектах

Результаты участия в проектах

Оборовская М.А.,

Администрация ОУ



Выявить общественное мнение о работе школьной библиотеки

Опрос участников образовательного процесса

Оборовская М.А.

Щербакова Е.Я.


План оценки эффективности деятельности,

проводимой по проекту

По итогам реализации проекта будет проведена аналитическая работа среди детей и подростков с целью изучения результатов работы школьной библиотеки.

Критерии эффективности:


  • увеличение доли участников образовательного процесса, пользующихся услугами библиотеки;

  • востребованность проекта, охват обучающихся и педагогов.

  • увеличение доли участников образовательного процесса, владеющих навыками независимого пользования информационными ресурсами;

  • улучшение материально-технической базы школьной библиотеки;

  • качество участия в проектах;

  • регулярное обновление библиотечной веб-страницы на школьном сайте;

  • регулярный выпуск в рамках школьной газеты «За партой» библиотечной страницы;

  • расширение спектра услуг с использованием ИКТ;

  • положительные отзывы участников образовательного процесса о работе школьной библиотеки;

  • уровень информационной культуры участников проекта.
Формы информирования руководителя:

  • итоговая аналитическая справка

  • изучение результатов деятельности участников проекта.

Ожидаемые результаты:

Количественные:


  • Проведение занятий «Интернет-класса» – 2 часа ежедневно;

  • Выпуск странички «Библиобус» в школьной газете «За партой» - в каждом номере;

  • Выпуск странички «Проба пера» в школьной газете «За партой» - в каждом номере.
Качественные:

  • формирование информационной среды в библиотеке;

  • создание оптимальных условий использования медиатеки;

  • повышение информационной культуры участников образовательного процесса;

  • повышение читательской активности;

  • включение участников образовательного процесса в освоение социальных сервисов Веб 2.0;

  • изменение общественного мнения о работе школьной библиотеки.

Перспективы развития


  • привлечение большего числа детей и подростков к реализации проекта.

  • участие в пропаганде работы библиотеки.

  • организация регулярной работы Интернет-класса.

  • объединение в едином информационном пространстве участников образовательного процесса школы, поселка и района.

  • освещение работы библиотеки в средствах массовой информации.

Обеспечивающие ресурсы

Бюджет проекта


Статья расходов

Сумма в рублях

Персональные компьютеры – 2 шт.

40000

Столы компьютерные – 2 шт.

2500

Жалюзи – 2 шт.

40000

Стулья для работы на компьютере – 2 шт.

1400

Стеллажи библиотечные демонстрационные – 2 шт.

5200

Проекционный экран – 1 шт.

4000

Мультимедиа проектор – 1 шт.

30000

Черно-белый лазерный принтер – 1 шт.

4000

Цветное многофункциональное лазерное устройство - 1 шт.

7000

Картриджи на черно-белый принтер – 4 шт.

1600

Картриджи на цветной принтер – 4 шт.

6000

Дискеты, компакт-диски, флеш-накопитель

1000

Канцтовары (бумага «Снегурочка», ручки, карандаши)

500

Итого:

143200

Список использованной литературы


  1. Maness, J.M. Library 2.0 Theory: Web 2.0 and Its implications for Libraries// Webology. Volume 3, Number 2, June, 2006

  2. Как преобразовать школьную библиотеку в информационно-досуговый центр: перспективы и возможности//Школьная библиотека, специальный выпуск, № 9-10 2007

  3. Дейнеко, И.В. Новая роль библиотекаря в новой библиотеке// Библиотека в школе, №11 2009

  4. Хохлова, О.А. Опыт работы школьной библиотеки// Методист, №9 2008

  5. Ястребцева, Е.Н. От школьного библиотечного медиацентра к библиотеке 2.0/www.pedsovet.org

  6. Громова, О.К. Типичные модели школьных библиотек // Библиотечка "Первого сентября". М. : Чистые пруды, 2006. - 32с.

  7. Руководство ИФЛА / ЮНЕСКО для школьных библиотек: текст и рекомендации по использованию / пер. с англ. Э. Азгальдова.

  8. Громова, О.К. Когда мы говорим: обновление содержания образования – что это значит?// Газета Первое сентября издательского дома Первое сентября, № 83/1999.

  9. Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А.Стародубова, Ю. В. Уленко. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности. // М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 352 с. (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1. Вып.11–12). – Прилож. к журналу «Школьная библиотека».

  10. Стародубова, Г. А. Роль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогической деятельности: реалии и перспективы // Современная библиотека общеобразовательного учреждения: материалы для библ. работников общеобразовательных учреждений / Рос. акад. образования; ГНПБ им. К. Д. Ушинского; сост.: О. В. Козлова и др.; М., 2001.- С. 8-12.

Концепция, решение, результат

Современную школьную библиотеку нельзя создать, не осмысливая саму суть задач, решаемых библиотекой. Поэтому модернизация школьной библиотеки - это, прежде всего, ответ на вопрос: «зачем библиотека нужна?». И только после того, как ответ найден, становится понятно, как именно необходимо модернизировать библиотеку и что для этого нужно делать.

Концепция

Вначале поговорим о концепции функционирования библиотеки. Как нам кажется, школьная библиотека должна реализовывать следующие функции:

  • Культурная функция.
  • Образовательная функция.
  • Библиотечная функция.
  • Культурная функция. Культура является одной из основных опор гражданского общества. Там, где культура уступает место невежеству, расцветают преступность, коррупция, национализм, фашизм. Как следствие - тормозится экономическое и научное развитие страны. Поэтому культурное воспитание подрастающего поколения является одной из главных задач современной школьной библиотеки. Так же, как основная задача публичной библиотеки - стать культурным центром своего региона, так и задача школьной библиотеки - стать культурным центром своей школы. Кроме того, анализировать поступающую информацию, отделять главное от второстепенного, правду от вымысла, не поддаваясь на приемы манипулирования сознанием, может только человек, гармонично развитый, имеющий сформировавшуюся социальную и жизненную позиции. И в этом, безусловно, библиотека обязана помочь подростку.
  • Образовательная функция. Для школьной библиотеки нет задачи важнее, чем научить школьника ориентироваться в захлестывающих сознание потоках информации с экрана телевизора, из социальных сетей, из Интернета. Поэтому обучение школьника работе с информацией, обучение анализу информации, обучение креативному мышлению - это также одна из главных задач, стоящая перед школьной библиотекой.
  • Библиотечная функция. Работа классической библиотеки ориентирована на выдачу книги и обеспечение сохранности фондов. Однако появление множества альтернативных версий учебников, необходимость работы с электронными версиями книг, развитие беспроводных сетей, обеспечивающих быстрый доступ к информации, - всё это требует серьёзного изменения модели функционирования даже этой «классической» части библиотеки.

Таким образом, относительно типовой существующей школьной библиотеки, налицо существенное расширение круга поставленных задач, необходимость реализации которых требует:

  • дополнительной методической работы,
  • проведения множества дополнительных мероприятий различного формата,
  • переосмысления требований к оснащению «классической» части библиотеки с учётом необходимости её современной организации.

И вот теперь можно поговорить о том, как конкретно эти задачи решать.

Способы реализации

Как уже отмечалось выше, главнейшей задачей школьной библиотеки (выдачу книги выносим за скобки) является приобщение школьников к Культуре. Поскольку каждый человек, каждый школьник - это, прежде всего, Индивидуальность, то по определению не может существовать какого-то жёсткого алгоритма работы, который гарантировал бы положительный результат. Можно выделить некоторое количество мероприятий, которые проводятся или вполне возможно проводить в стенах школьной библиотеки. Например:

  1. Чтение вслух с элементами соревнования (для младших школьников).
  2. Обсуждение книг как по школьной программе, так и вне её.
  3. Просмотр и обсуждение кинофильмов. Сравнение постановки и книжного оригинала.
  4. Тематические интеллектуальные игры, вроде «Что? Где? Когда?»
  5. Организация художественных выставок, концертов, поэтических вечеров; совместные мероприятия с городскими музеями и картинными галереями.
  6. Интерактивные уроки Культуры: изучение творчества поэтов, художников, музыкантов, а также изучение языка, быта, истории, религии разных стран и народов.
  7. Организация школьного киноклуба, театра.
  8. Организация волонтёрской работы, и так далее.

Формат подобных мероприятий не так важен. Это могут быть и доклады, и ток-шоу, типа «К барьеру», и дискуссионный клуб. Рабочие группы могут набираться из учеников параллельных классов, и даже из классов разных возрастов. Старшеклассники при этом могут выступать в роли со-организаторов и соавторов сценариев этих мероприятий. Но без осознания библиотекарем своей миссии Воспитателя, конечно, ничего не выйдет, и это очень важный момент.

Теперь относительно обучающей, информационной функции библиотек. Задача школы вообще, и школьной библиотеки в частности, - готовить полноценные кадры для жизни и работы в современных условиях, обучать школьников умению свободно ориентироваться в информационном мире будущего. Для этого нужно:

  • Школьников всех возрастов обучать умению «креативно мыслить», умению добывать, сортировать и анализировать информацию; необходимо обучать их основам тайм-менеджмента - здесь стоит проработать вопрос создания соответствующих образовательных программ.
  • Обучать как школьников, так и преподавателей новым компьютерным технологиям. В западных школах набирает популярность создание «умных классов» (к примеру, SamsungSmartschool), в которых применяются новые технологии обучения с использованием планшетов, проекторов, интерактивного оборудования, связанных в единую информационно-обучающую систему с помощью специально разработанного программного обеспечения.
  • Обратить внимание учеников старших классов на современное презентационное оборудование, учить их навыкам работы с аудиторией.

«Классическая» библиотечная задача - книго-обслуживание, также расширяется до обеспечения доступа к электронным версиям книг и учебников, обеспечения возможности работы электронных версий непосредственно с гаджетами школьников. При этом необходимо учитывать современные тенденции организации библиотечного пространства.

Проектирование библиотечного пространства - задача достаточно сложная, и для гарантированного достижения хорошего результата эту тему желательно доверить профессионалам. Опираясь на свой опыт работы, могу сказать, что обращаться к профессионалам желательно как можно раньше, чтобы была возможность использовать современные наработки по проектированию открытых пространств библиотеки непосредственно в дизайне помещения, при проектировании разводки электричества и компьютерных сетей. Только плотное взаимодействие библиотекаря, проектировщика и производителя может обеспечить дальнейшую универсальность и трансформируемость библиотечных помещений.

Необходимая материально-техническая база (МТБ)

МТБ школьной библиотеки должна обеспечивать возможность выполнения всех вышеупомянутых задач. Разумеется, нельзя говорить о какой-то строгой парадигме комплектования библиотеки тем или иным оборудованием, можно лишь обозначить примерные схемы оснащения, которые будут варьироваться в зависимости от финансовых и организационных возможностей. Попытаемся изложить некоторые общие требования к библиотечной МТБ:

  1. Помещение книгохранилища библиотеки. Должно быть оборудовано недорогими стеллажами, предпочтительно металлическими. Его необходимо оборудовать системой пожаротушения.
  2. Абонемент и читальные залы. В последние годы в библиотеке происходит слияние функций абонемента и читального зала. Распространение электронных версий книг и учебников также вносит корректировки в существующие нормы проектирования. Увеличивается количество комфортных посадочных мест. Необходимо учитывать широкое распространение гаджетов, способных работать с электронными версиями книг, предусматривать возможность удобной работы с ними. Повышаются требования к дизайну библиотеки, большое внимание уделяется вопросам цветовых решений, солярности, визуально открытого пространства. Рабочие места сотрудников организуются так, чтобы между библиотекарем и читателем не возникало ощущения непреодолимого барьера. Все это требует особой тщательности в вопросах проектирования открытого пространства и диктует свои требования к оборудованию, представляющему собой, по сути, «лицо» библиотеки. По возможности, здесь следует отдавать предпочтение современным дизайнерским решениям, не бояться экспериментировать. К проектированию открытых пространств библиотеки полезно привлекать старших школьников, устраивая «конкурсы идей». Подобная практика, в которой к проектированию библиотек активно подключают «community» местных жителей, давно распространена в Европе.
  3. Помещения библиотеки, используемые для проведения массовых мероприятий, необходимо оснащать трансформируемой мебелью, обеспечивая таким образом универсализм использования. При этом желательно придерживаться единого дизайнерского стиля и предусматривать возможность одновременной работы нескольких групп. Здесь хорошо зарекомендовала себя практика комплектования таких залов мебелью двух-трех типов гармонирующих цветовых сочетаний, что позволяет естественным образом делить зал для одновременной работы нескольких групп.
  4. Информационная система. Разумеется, современную школьную библиотеку нельзя представить без адекватной АБИС, обеспечивающей, наряду со стандартными функциями:
    • функции учёта книгообеспеченности учебников, включая альтернативные версии;
    • функции учёта выдачи электронных версий книг;
    • функции доступа к полнотекстовым версиям учебников и книг для учащихся и посетителей библиотеки, работающих со своими гаджетами;
    • функции ведения сайта библиотеки.
  5. Залы новых технологий и презентационное оборудование. Образованный современный человек должен иметь навыки работы с публикой и навыки использования стандартного презентационного офисного оборудования. Поэтому в комплект техники, приобретаемой библиотекой, желательно включать проектор с мобильной стойкой (не забываем о трансформируемости!), интерактивную доску, экраны, в т.ч. сенсорные. Комплект этого оборудования позволит организовать минимально необходимый набор для проведения презентаций, докладов, а также, при грамотном использовании, «оживить» различные мероприятия, проводимые в библиотеке. Разумеется, данный комплект оборудования можно будет использовать и при проведении интерактивных уроков по разным дисциплинам в рамках школьной программы.

В заключение хотелось бы сказать о классах новых технологий, в которых обучение проводится на планшетных компьютерах, связанных с компьютером преподавателя и с презентационным оборудованием класса в единую сеть. Комплект такого оборудования относительно недорог, минимальная цена - от нескольких сот тысяч рублей, но наличие хотя бы одного класса в школе, оснащенного таким оборудованием, открывает новые перспективы в области интерактивного обучения школьников.

Напоследок повторим ещё раз: если вы задумали в своей школе действительно глобальную модернизацию библиотеки - привлекайте к этому делу профессионалов. И чем раньше - тем лучше!


Основные задачи. Основной задачей библиотеки является: обеспечение участников образовательного процесса (обучающихся, педагогических работников, родителей) доступом к информации на различныхносителях: *бумажном(книжный фонд,переодические издания); *магнитном(фонд аудио и видео касет) ; *цифровом и дискокоммуникативном (компьютные сети и иные носители).


ИНФОРМАТИЗАЦИЯ-СТРАТИГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ВСЕХ БИБЛИОТЕК Школьная библиотека строится как среда адаптации в мире чтения информации И спользование новых технологий для расширения библиотечного пространства, интеграция детей в обществе, а школьных библиотек в общее информационное и библиотечное пространство, должна рассматриваться как наиболее перспективное направление в библиотечной политике Дети имеют право на свою территорию. Детская библиотека формирует у человека своего рода код эстетических представлений. Более того, библиотеки будут создавать свои собственные видео- и фотоколекции, интернет ресурсы. Изменение философии библиотечного обслуживания Школьная библиотека должна стать инновационной, то есть оперативно реагировать на все изменения в обществе. бществеобществе,культуре,образов ании.


Дети в интернете С компьютером на «ты» Анкетные данные показали, что очень большой процент опрошенных (43,7% и 52,8) любят играть в компьютерные игры, и в то же время 56,2% и 55,6% «играков» осознают,что компьютерные игры могут принести вред. К сожалению, что у детей 9-15 лет чтение стоит На четвертом месте после увлеченности Интернетом(68,7%), прогулками (68,?%), и общением с друзьями(52,2%); летние также в первую очередь предпочитают Интернет и общение с друзьями (соответственно 50% и 65%). Есть ли способы безопасного развития интернет пространства по вопросам создания безопасности для детей в интернете?


Заинтересовать можно, только если интересно самому. Если вы, нахмурясь, выйдете из дома, Если вам не в радость солнечный денек, Заходите смело, как к своим знакомым, Завернув в библиотеку, к нам на огонек. ЧАСЫ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ: С 9 до16 час. Выходной день – воскресенье. К ВАШИМ УСЛУГАМ: Зав.библиотекой Буцкая Тамара Ивановна, Библиотекарь Выставкина Ольга Михайловна. МЫ ВАМ ВСЕГДА РАДЫ!

В продолжение темы:
Гитара

Роланд – один из главных персонажей произведения средневековья французского фольклора «Песнь о Роланде». Образ и характеристика Роланда в поэме «Песнь о Роланде» с цитатами...

Новые статьи
/
Популярные