Николай александрович львов краткая биография. Мир и мы

Львов Николай Александрович - известный русский архитектор, деятель культуры, поэт, переводчик, график, ботаник. Львов член Российской академии с ее основания, почетный член Академии художеств.

Годы жизни: 1751-1804.

Ещё в детстве Львов был записан в гвардейский Измайловский полк.

После наступления восемнадцатилетия молодой человек направился в Санкт-Петербург для прохождения военной службы. В Измайловском полку работала полковая школа, готовившая офицеров для армии. В этой школе Николай Львов увлёкся литературой. Вокруг него даже образовался кружок, где обсуждались произведения русских и зарубежных авторов.

За время учёбы талантливый юноша приобрёл навыки поэта, рисовальщика, гравера. Но его любимым предметом стала архитектура. Первый петербургский адрес Николая Львова - 11-я линия Васильевского острова, дом братьев Соймоновых, его близких родственников.

Оставив службу в Измайловском полку, Николай Львов перешёл в Коллегию иностранных дел. Благодаря этому архитектор стал часто бывать за границей: в Германии, Франции, Италии, Испании. Во время этих поездок кроме исполнения служебных обязанностей он знакомился с европейской архитектурой.

Первая самостоятельная работа Николая Львова как архитектора - проект собора святого Иосифа в Могилёве. Для данного важного проекта в 1780 году был организован конкурс, на котором Львову помог выиграть граф А. А. Безбородко, знавший таланты зодчего. Кроме того, успеху сопутствовало желание императрицы Екатерины II способствовать новым веяниям в архитектуре. После утверждения проекта, Львову был поручено обустроить всю площадь вокруг собора.

В 1780-х годах Николай Львов активно строил частные особняки. Среди всех частных заказов в 1780-х годах оказалась постройка Свято-Троицкой церкви, которую в народе прозвали "Кулич и Пасха". Этот храм стал одной из самых заметных работ архитектора.

В посёлке Мурино Львовым было построено здание церкви великомученицы Екатерины. Самым значимым проектом зодчего стал собор Борисоглебского монастыря в Торжке, совсем рядом с Родиной Львова.

В 1791-1793 году Николай Львов построил особняк для Г. Р. Державина (наб. р. Фонтанки, 118) в котором сейчас размещается Музей-усадьба Г.Р.Державина .

Результатом экспериментов Николая Львова с новыми строительными материалами стал землебитный замок Приорат в Гатчине. Приоратский дворец стал уникальным сооружением, построенным буквально из земли. Его соорудили всего за три месяца. Львовым была основана школа, где обучали землебитному строению. Однако этот способ строительства в России не прижился. Вместе с тем, земляной Приоратский дворец уцелел даже во время Великой Отечественной войны.

Современники часто сравнивали Николая Львова с Леонардо да Винчи. Как и знаменитый итальянец, Львов владел многими профессиями: инженер, изобретатель, геолог, ботаник, историк, археолог, поэт, драматург, прозаик, переводчик, мастер рисунка и архитектор.

В 1799 году на Львова было заведено уголовное дело по поводу расходов на землебитные постройки. Это подорвало здоровье архитектора. 3 января 1803 года после череды болезней Николай Александрович Львов умер.

Известный русский поэт и друг Львова написал стихотворение на смерть друга:

"Плакущие березы воют,
На черну наклоняся тень,
Унылы ветры воздух роют,
Встает туман во всякий день –
Над кем? – Кого сия могила,
Обросши повиликой вкруг,
Под медною доской сокрыла?
Кто тут? Не муз ли, вкуса друг?.."

В 1807 году умерла и жена архитектора - М.А. Львова. после смерти родителей стал опекуном их детей.

История свадьбы Львова

Женой архитектора стала М.А. Дьяковой. Когда они познакомились, Н.А. Львов был дворянином из обедневшей семьи. Согласия на брак родители невесты не дали. Будущие супруги любили друг друга и обвенчались тайно. Помог им в этом В.В. Капнист, жених младшей сестры М.А. Дьяковой, который был принят в доме родителей и сопровождал сестер на балы. В 1780 году они венчались в маленькой деревянной церкви у Галерной гавани на Васильевском острове.

Через 4 года, когда Львов стал известным архитектором, его заметила Екатерина II, он получил согласие Дьяковых на брак с их дочерью. В это время Львову был 31 год, а Дьяковой - 28 лет. Но как венчаться во второй раз?! Шли приготовления к свадьбе, а перед самым обрядом венчания молодые сообщили гостям, что уже обвенчаны. Н.А. Львов заранее нашел крепостных – лакея и горничную, которые хотели обвенчаться. Их и обвенчали, а поздравления принимали обе пары.

Н.А. Львов любил повторять, что он на «счастии женат». О себе он скажет: Родился, Влюбился, Женился И жил, пока любил.

Проекты Львова Н.А.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа (надвратная) (Борисоглебский монастырь , )
Казанская церковь и колокольня-маяк ()
Валунный мост ()
Часовня Даниила Столпника (

Н иколай Львов был человеком своего времени: как истинный представитель эпохи Просвещения, он всю жизнь посвятил наукам и искусству. Львов пробовал себя в живописи, музыке, поэзии, но прославился в первую очередь как архитектор. «Культура.РФ» вспоминает главные творения талантливого зодчего .

Приоратский замок в Гатчине

Приоратский замок. Гатчина. Архитектор Николай Львов. 1798–1799. Фотография: diletant.media

Приоратский замок - единственное сохранившееся до наших дней здание, построенное из умятой земли. Эту старинную технологию - смесь спресованного грунта с известковым раствором - Львов применял для строительства хижины Екатерины Нелидовой, фаворитки Павла I, но Приоратский замок был его самым величественным сооружением. Земляной замок стоил заказчику в 10 раз дешевле, чем аналогичный каменный. Львов построил его по просьбе Павла I для приора Мальтийского ордена принца Конде, поэтому замок и получил свое название. Во время работы архитектор вдохновлялся готическими памятниками - он использовал стрельчатые окна, остроконечные кровли, высокий шпиль. После смерти Павла I в замке располагалась лютеранская кирха, проходили художественные выставки, в годы войны здесь размещался военный госпиталь, а после начал работать музей.

«Кулич и пасха» в Санкт-Петербурге

Троицкая церковь «Кулич и пасха». Санкт-Петербург. Архитектор Николай Львов. 1785–1790. Фотография: 2do2go.ru

Усадьба Державина в Санкт-Петербурге

Усадьба Державина. Санкт-Петербург. Архитектор Николай Львов. Фотография: tournavigator.net

Николай Львов дружил со многими известными людьми своего времени, в том числе и с поэтом Гавриилом Державиным . В 1791 году он обратился к архитектору с просьбой достроить купленный им двухэтажный особняк на Фонтанке. Помимо строительства дома, Львов занимался и обустройством сада: «Сей сад расположен будучи в середине города большого, - писал он, - должен не токмо отвечать величию оного, но и служить еще богатою рамою великолепному дому».

Державин посвятил работе Львова стихотворение:

После смерти Державина и его супруги дом некоторое время пустовал, а позже в нем расположились архивы Римско-католической духовной коллегии. Это потребовало перестройки, но не такой кардинальной, как в советские годы, когда усадьбу Державина превратили в жилой дом. Из-за многочисленных перепланировок художественная отделка особняка была уничтожена почти полностью. Сегодня в здании работает музей Державина и русской словесности его времени.

Постройки Львова в Торжке

Собор Спаса Преображения. Торжок. Архитектор Николай Львов. 1815–1822. Фотография: bankgorodov.ru

Николай Львов родился неподалеку от Торжка и часто строил на родной земле. Он обустроил семейную усадьбу в Никольском-Черенчицах: в наши дни уцелели лишь погреб в виде трехэтажной пирамиды, церковь-усыпальница рода Львовых, кузница и один флигель от большого усадебного дома. Другой построенной им усадьбой была Знаменское-Раек. Львов возвел классический дворцовый ансамбль и многочисленные парковые постройки - гроты, мостики, погреб в виде ротонды. Среди других зданий работы Львова в окрестностях Торжка - арочный валунный мост в усадьбе Василево, собор Борисо-Глебского монастыря в Торжке и другие.

Львов Николай Александрович (1751-1803/04), русский писатель, музыковед, ученый и изобретатель, архитектор и график, один из наиболее универсальных талантов русского «века Просвещения».

Родился в деревне Черенчицы (Новоторжский уезд, Тверская губерния) 4 (15) марта 1751 в семье отставного прапорщика. Приехав в Петербург (скорее всего, в 1769), вступил в бомбардирскую роту Измайловского полка, но уже в начале 1770-х годов перешел на гражданскую службу. В 1771 поместил свои первые стихотворные опыты в рукописном журнале «Труды четырех общинников». Путешествовал по Западной Европе, побывав, в частности, во Франции и Италии (1777; второй раз ездил в Италию в 1781). По возвращении в Петербург служил в Коллегии иностранных дел, а с 1782 в Почтовом департаменте. Жил в Петербурге и своем родовом имении Черенчицы-Никольское.

Новый театр из новейших театров полюбился мне столко, сколко может понравится посредственная вещь между дурными.

Львов Николай Александрович

Долгие годы входил в поэтический кружок, членами которого были также Г.Р.Державин, В.В.Капнист, И.И.Хемницер, И.И.Дмитриев и другие. Писал эпиграммы, басни, кантаты, оды, элегии сатиры, поэмы (Русский 1791 год), в том числе в жанре научной поэмы (Ботаническое путешествие на Дудорову гору 1792, мая 8-го). Со временем перешел от сентиментализма (Идиллия. Вечер 1780 года, ноября 8-го) к романтизму (Ночь в чухонской избе на пустыре, 1797). Опубликовал сборник подстрочных переводов Анакреона (1794). Наиболее исторически значительны те из его литературных произведений, что тематически или постановочно связаны с музыкой (ода Музыка, 1780-е годы; неоконченная поэма Добрыня, богатырская песня - опубликована посмертно в 1804).

Будучи одаренным музыкантом, душою домашних концертов и спектаклей, Львов (по словам Державина) «особенно любил русское природное стихотворство», т.е. крестьянскую песню. Песенный фольклор с пестрыми вкраплениями народного арго составляет речевую основу его комической оперы Ямщики на подставе (музыка Е.И.Фомина; 1787) - первой в России хоровой оперы.

Среди других текстов Львова, рассчитанных на музыкальное исполнение, выделяется «героическое игрище» (или «ирои-комическая опера») Парисов суд (1796), сочетающее античную мифологию с чертами русской «простонародной» пасторали. Большое значение для фольклористики имело изданное им вместе с чешским композитором И.Прачем Собрание русских народных песен с их голосами, положенными на музыку Иваном Прачем (1790), - в сопровождении львовского трактата О русском народном пении, где автор впервые указал на многоголосный характер русского пения. Мелодии этого сборника позднее нашли отражение в творчестве ряда композиторов, включая Бетховена и Н.А.Римского-Корсакова.

Публиковал также древние летописи (Летописец русский от пришествия Рюрика до кончины царя Иоанна Васильевича, 1792; Подробная летопись России до Полтавской баталии, 1798), тогда же задумал создать Словарь художников и художеств, - который стал бы первой русской арт-энциклопедией, но остался просто замыслом).

Зодчий-самоучка, внес большой вклад в архитектуру русского классицизма. Базисный смысл со времени визитов Львова в Италию имело для него творчество А.Палладио; в 1798 издал в собственном переводе и со своим предисловием и примечаниями первый том Четырех книг об архитектуре. Стремился распространить в своих постройках первозданный «вкус Палладиев», с его гармоническим сочетанием красоты и практической пользы.

Среди его реализованных проектов - собор святого Иосифа в Могилеве (1781-1797; разрушен в 1930-е годы), петербургский почтамт (1782-1789), Невские ворота Петропавловской крепости (1784-1787), Троицкая церковь в селе Александровском, ныне в черте Петербурга (Кулич и Пасха, 1785-1797), Борисоглебский собор в Торжке (строил архитектор Ф.И.Буци; 1785-1796), Екатерининская церковь-ротонда в городке Валдай (1793), усадьбы в Знаменском («Раек»), Арпачево, Митино-Василево, Премухине в Тверской области, Воронове и Введенском в Московской области (все - 1780-1790-е годы; сохранились лишь более или менее крупные фрагменты былых ансамблей). К 1789-1804 относятся жилые и хозяйственные постройки, а также семейная усыпальница в Никольском-Черенчицах. Часто выделяясь - подобно Невским воротам или «Куличу и Пасхе» (храмовая ротонда с пирамидальной колокольней) - оригинальной выразительностью композиции и силуэта, архитектурные идеи Львова имели в то же время и большое типообразующее значение, прежде всего в усадебной архитектуре. К тому же он постоянно сочетал свои сооружения с новаторскими инженерными разработками (такова, в частности, система водоснабжения в Торжке, оформленная ротондой-колодцем на Торговой площади, 1802).

Нам кажется, будто история обязана помнить все. Особенно если это история относительно недавняя, а объект воспоминаний при жизни слыл настоящим гением. Мы легко вспомним русского поэта Гавриила Романовича Державина, но кем был Николай Александрович Львов, скажут отнюдь не многие. А ведь они не просто жили в одно и то же время, но были близкими друзьями! О талантах Львова говорили все, кто его знал – они проявлялись в литературе, музыке, истории, архитектуре, геологии… Забегая далеко вперед — это был один из самых крупнейших зодчих России того времени. Так откуда же эта пелена забвения?

«Русский Леонардо»

Практически все статьи о Николае Львове начинаются одинаково – его сравнивают с Леонардо да Винчи. Иногда это выносится в заголовок, иногда с разной степенью тонкости шифруется в тексте, но результат всегда один. «Русский Леонардо», или, на худой конец «русский Ломоносов»… то есть, просто Ломоносов, конечно. В том смысле, что фигура, сопоставимая по яркости таланта с величайшими гениями разнообразия. Это, в общем-то, и не удивительно, ведь Львов почитал Ломоносова как кумира и во всем старался ориентироваться на него. И даже если след в истории от Львова остался меньший, чем от Ломоносова, стоит признать – попытка была более чем достойной.

Николай Александрович Львов родился в 1753 году, в семье тверского помещика Александра Петровича Львова. Род их был старинный, но весьма небогатый, и для образования сына Александр Петрович не сделал практически ничего.

По словам лично знавшего Николая Львова биографа, до восемнадцати лет тот оставался «захолустным дворянским недорослем» без образования, не умеющим писать по-русски и лишь немного «лепечущим по-французски».

Но после совершеннолетия «дворянский недоросль» рванул с места в карьер, переехав в Петербург и занявшись самообразованием настолько страстно, что искры летели. Вступив в гвардию, Львов не заинтересовался военным мастерством, но использовал открывшиеся возможности, чтобы обучаться в полковой школе. Он не только жадно глотал знания, особенно налегая на иностранные языки и искусствоведение, но и нашел себе верных, талантливых и влиятельных друзей. К ним относились: драматург Василий Васильевич Капнист, баснописец Иван Иванович Хемницер, художник Дмитрий Григорьевич Левицкий и наконец, Гавриил Романович Державин. Возможно, кроме Державина, имена покажутся вам незнакомы, но все они были выдающимися творцами своего времени. Левицкий, к примеру – признанный мастер портрета, академик Императорской Академии художеств. Хемницер – самый знаменитый российский баснописец до появления Крылова. Если в отдельно взятых талантах Николая Львова обгоняли многие его современники, то по части поиска друзей ему поистине не было равных.

Гений на все руки

За какие же заслуги Львова через двести лет после смерти называют «русским Леонардо»? Стоит заметить, что разностороннее образование, включающее в себя поэзию, живопись и иностранные языки входило в программу фактически всех дворян того времени. Другой вопрос в том, многие ли воспользовались им так, как это сделал Львов? Он писал стихи и басни, сочинил либретто трех комических опер и собирал народные песни. Будучи рьяным поклонником стиля великого итальянского архитектора Андреа Палладио, Львов осуществил блестящий перевод первого тома из сборника «Четыре книги об архитектуре» и опубликовал его.

Архитектура вообще была однозначно любимой профессией Львова – за свою жизнь он спроектировал и возвел около 90 сооружений!

Среди них – здание Почтового стана и ворота Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, здание Московского архитектурного института, Борисоглебский собор в Торжке и собор святого Иосифа в Могилеве, усадебные комплексы…

Параллельно Львов занимался наукой, из которой лучше всего ему давалась геология, разрабатывал и совершенствовал способы обработки материалов и строительства. Он активно продвигал использование русского земляного (т.е. каменного) угля вместо дорогостоящей древесины. Львов обожал дешевые и долговечные вещи, которыми можно заменять ценные аналоги. Например, в какой-то момент он изобрел технологию «каменного картона» – папье-маше с добавлением мела или цемента, предназначенного для создания украшений, барельефов и небольших статуй.

Любимым же его материалом являлся обычный грунт, обработанный по особой «землебитной» технологии. Метод укрепления земли таким образом, чтобы из нее можно было возводить дома, был известен еще в древнем Риме, но Львов отшлифовал его до сияющего блеска.

Землебит оставался мечтой «русского Леонардо» до самой смерти, он желал не просто строить из него дома, но обучить всех крестьян России новой технике. Если бы землебитные постройки вытеснили деревянные, можно было бы раз и навсегда забыть про пожары, пожирающие зачастую целые села.

Что может быть дешевле и безопасней грунта?! Для тех же, кто критиковал землебит как «ненадежный материал, боявшийся сырости», Львов представил великолепный Приоратский дворец, построенный по заказу Павла I на месте бывшего болота и на берегу Черного озера. Само наименование Приорат – это трансформировавшееся в русском языке слово «приорство» (фр. prieure): так в Западной Европе издавна называли небольшие монастыри и монастырские землевладения.

(Название – «Приоратский», восходит к древнему рыцарскому чину приора. Во времена Павла I в России нашли пристанище дворяне-эмигранты, бежавшие из Франции от гонений и преследований. Их главой был принц Конде, к которому с визитом ездил Павел с супругой, а Конде был приором этого Мальтийского ордена. В 1797 г. в Российской империи учредили Великое Приорство, а императору пожаловали чин великого гроссмейстера.)

По указу государя Павла I открылась архитектурная школа землебитного строения, где за шесть лет Львов обучил более восьмисот присланных из разных губерний крестьян, проявив недюжинный талант преподавателя. Казалось бы, вот он, человек, способный действительно продвинуть страну в новую эпоху – с высококачественным отечественным углем и при этом полностью лишенную пожаров… но такой мечте не суждено было сбыться.

От потери к потере

Землебит не прижился. После смерти императора Павла I в 1801 году попытки Львова «продать» новую технологию Александру I не увенчались успехом. Вскоре школа для крестьян была закрыта, а метод строительства официально признан неэффективным.

С углем вышло не лучше – из-за предубеждения, что отечественное не может быть качественнее заграничного, каменный уголь Львова не находил спроса. Поговаривали, что он и вовсе не горит – по крайней мере, до тех пор, пока не вспыхнули 55 тысяч пудов угля, привезенные Львовом в Петербург и временно сваленные на берегу Невы. Возгорание не могли потушить несколько недель, но популярности отечественному товару инцидент отчего-то не добавил.

Состояние здоровья главного зодчего страны вновь пошатнулось.

Впервые Н.А. Львов серьезно заболел в 1786 г. в 33 г. после успешной борьбы за начало поисков русского угля на Валдае. После серьезной размолвки в 1794 г. с влиятельным чиновником Коллегии иностранных дел А.И. Морковым — ставленником фаворита императрицы П.А. Зубова и успешной защиты своей чести и достоинства у П.А. Зубова, Н.А. Львов пережил очередное нервное потрясение. В том году, скорее всего совсем не случайно, он сломал руку и очень долго не мог писать и профессионально рисовать и чертить, кроме того 6 месяцев длилось болезнь его глаз (и тогда же болела горячкой, страдала от послеродового нервно-психического расстройства его жена); за один тот год он состарился на 10 лет и в свои 41 год выглядел человеком на шестом десятке лет. В 1798 г. снова вернулась серьезная болезнь глаз.

В начале 1800-х гг. на Н.А. Львова было заведено дело о якобы чрезмерных расходах на землебитные постройки, а также начали дело по закрытию якобы мало полезной Школы землебитного строительства, где Н.А. Львов был Директором. Он тяжело заболел. В 1800 г. он тяжело болел — 9 месяцев, едва не умер, а потом еще совсем слабым в начале 1801 г. ему пришлось ехать в Петербург объясняться о затратах и делах; он смог доказать свою правоту, но это ему дорого стоило. Здоровье Н.А. Львова еще более пошатнулось. В 1801 г. лучший врач России того времени лейб-медик И.С. Рожерсон считал, что «Николаю А… надобно советовать идти в отставку, … и другого к исправлению его здоровья он не находит». Н.А. Львову было только 48 лет. Он, не смотря на серьезные недомогания, много работал, спешил реализовать его планы. Н.А. Львов был в творческом азарте и не хотел, не мог, не мыслил оставить его дела в жанре желаний, стремился успеть их реализовать при его жизни для блага России. Он несомненно догадывался, что жить ему осталось не долго. Горечь от незаслуженных обид, оскорблений собиралась в его душе, подтачивала остатки его здоровья.

Во всех своих мыслях и поступках Н.А. Львов был патриотом своей Родины. Он был глубоко убежден, что только сами россияне своим умом, знаниями, разумным учетом зарубежного опыта могут улучшить свою жизнь, обеспечить процветание России. Он абсолютно не допускал безумного копирования и без корректив переноса в русскую практику зарубежных приемов в любом деле. Об этом он постоянно писал в своих работах.

При жизни Н.А. Львов был признан современниками, его высоко ценили правители России. За недолгое время он прошел путь от чиновника VIII класса до Действительного Тайного Советника (штатский генеральский чин). Стал действительным членом Российской Академии, Почетным членом Академии Художеств, членом Вольного экономического общества, Главным директором угольных приисков, Главным начальником земляного битого строения в Экспедиции государственного хозяйства, Директором Школы землябитного строительства. Но за творческие победы он заплатил краткостью своей земной жизни: всего 50 лет, — сказались постоянное нервное напряжение, обиды от клеветников, чиновников и дворян, которых раздражало его чрезмерная энергия и искреннее желание помочь отчизне, депрессии, обострившиеся с годами болезни, поиск доходов для содержания семьи из 7 человек.

К тому же раньше Львов всегда полагался на защиту своих могущественных покровителей – Александра Андреевича Безбородко, фаворита Екатерины II, затем самого государя Павла I… Но после их смерти он не смог вытерпеть груза неудач и после долгой болезни в 1803 году скончался. Вскоре за ним последовала его жена Мария. Воспитание пятерых детей Львова взял на себя Державин.

Почему-то с годами, десятилетиями, веками не мало из того, что Н.А. Львов изобрел, сделал было забыто или приписано другим.

Забыв, не зная или не желая упоминать о работах Н.А. Львова, происходили «открытия» уже предложенных инноваций. Идеи Н.А. Львова в области отопительно-вентиляционных устройств восприняли Мейснер, Н. Амосов и другие. Воздушное отопление вошло в историю под названием «Амосовская система отопления» (в честь Н. Амосова). А землебитное строительство стало вновь внедрять в южных губерниях России во второй половине Х I Х в. уже Изнаром.

Вопрос памяти

Так почему же история практически забыла столь безусловно яркую личность? Кто как не Николай Александрович Львов достоин занесения в учебники и официальных упоминаний на торжественных мероприятиях? Если внимательно рассмотреть этот вопрос, выясняется, что русскому уникуму середины-конца XVIII века попросту крупно не повезло.

Сначала – смерть покровителей и активные действия неприятелей для разрушения любых долгосрочных проектов. При советской власти – крайне негативное отношение к роду Львовых в целом, т.к. те всегда выступали за сохранение самодержавия. Родной племянник Николая Львова написал музыку к гимну «Боже, Царя храни» – и эти же слова являлись девизом их фамильного герба. Лишь с середины XX века имя Львова начинает попадать в энциклопедии, где-то в качестве литератора, где-то в качестве архитектора… Но нигде – как все вместе.

Меж тем, Приоратский дворец, возведенный два с лишним века назад по «ненадежной» землебитной технологии, стоит до сих пор. Без единой реконструкции ее земляных стен, он выдержал не только любую непогоду, но и немецкую бомбежку во время Великой Отечественной. Земля помнит, кто обработал ее с безграничной любовью и превратил в надежный дом – гораздо лучше, чем переменчивые исторические книги.

Достижения и заслуги Н.А. Львова

Он был одним из самых крупных отечественных зодчих.

Внес выдающийся вклад в архитектуру и градостроительство России, явился одним из основоположником пейзажного стиля в садово-парковом искусстве, стал по сути первым ландшафтным архитектором в стране (сохраняется понятие «львовский сад»).

Является основателем отечественной топливной, прежде всего — угольной промышленности. Он нашел в России на Валдайской возвышенности, вблизи г. Боровичи каменный уголь и доказал его высокую теплотворность, возможность получать из него кокс, а также серу. Он нашел в окрестностях Петербурга и Москвы залежи торфа и обосновал целесообразность его использования как калорийного топлива.

Внес вклад в развитие отечественных химической и военной промышленностей, а также в корабельное дело. Также он внес вклад в создание новых строительных материалов: создал толь и землебитные блоки и кирпичи. Изобрел способ возведения зданий из утрамбованной земли, укрепленной известковым раствором (землебитное строительство). Добился создания Школы землебитного строительства (в его усадьбе Никольское-Черенчицы).

Разработал ряд новаторских инженерно-строительных решений: принципиально усовершенствовал систему отопления и вентиляции жилых и общественных зданий. Первым в мире создал бумагоделательную машину с паровым приводом, и впервые в России сам сконструировал отечественную бумагоделательную машину.

Одним из первых в России стал переводить и пропагандировать сонеты Петрарки.

Нашел 2 старинные летописи и добился их издания, одна из них в его честь названа «Львовская летопись».

Внес исключительный вклад в развитие русской музыкальной фольклористики. Он первым в России собрал 200 народных песен и составил первое в стране нотное собрание русских песен, написал первый русский трактат о народной песне. Первым или одним из первых в России выдвинул проблему народности в русском искусстве и русской культуре, связал ее с проблемой национальности.

Стал автором первой в России тематической литературной программы для симфонической музыки. Написал несколько комических опер, поставил их или участвовал в их постановке. Одним из первых в России создал художественную зарисовку жизни русских крестьян, в частности крестьян — ямщиков в комической опере. Стал одним из 2-х инициаторов создания первой в России хоровой оперы. Н.А. Львов первым в музыкальной науке, первым в русской музыкальной литературе указал на многоголосие русского народного хорового пения.

Львов, Николай Александрович – деятель русской культуры, поэт, переводчик, архитектор, график, ботаник. Член Российской академии с ее основания, почетный член Академии художеств. Вокруг Л. группировался литературный кружок (И.И.Хемницер, В.В.Капнист, Г.Р.Державин, позднее И.И.Дмитриев), кружок художников (Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский, П.П.Чекалевский, И.А.Иванов и др.), кружок музыкантов (И.Прач, Е.И.Фомин, Дж.Сарти, С.М.Митрофанов и др.). Писать стихи Л. начал в юности. На его стихах сказалось влияние отчасти сентиментализма (стих. «Музыка, или Семитония», 1796, и др.), отчасти –зарождавшегося русского романтизма (баллада «Ночь в чухонской избе на пустыре», 1797). Чертами острой социальной сатиры отмечены поэма «Русской 1791» (1791), басни, повесть «Ботаническое путешествие на Дудорову гору 1792, маия 8» (опубликована 1805) и др. Стремясь приблизить русскую поэзию к народному творчеству, Л. применял народную лексику и тонические размеры, неразрывно связанные с народной музыкой (поэма «Добрыня, богатырская песнь», 1796, опубликована 1804, и др.). Л. издал один из первых переводов исландской саги «Песнь норвежского витязя Гаральда Храброго» (1793) «Стихотворений Анакреона Тийского» (1794) с теоретическим предисловием и примечаниями. Переводил также сонеты Петрарки, оды Сафо, либретто оперы Паизиелло «Нина, или С ума сошедшая от любви» (до 1792).

Л. создал тексты для комических опер: «Сильф, или Мечта молодой женщины» (1778), «Ямщики на подставе» (изд. и пост. 1787) с записанными им ямщицкими песнями, аранжированными и оркестрованными Е.И.Фоминым, «Милет и Милета» (1796), остросатирическую пьесу в стиле народного балаганного действа «Парисов суд» (1796). В ремарках своих комических опер, в «Прологе» к открытию Российской академии (1793) Л. оказался одним из первых авторов тематических «программ» для симфонической музыки. Л. составил двухтомный нотный сборник песен, гармонизированных И.Прачем: «Собрание русских народных песен с их голосами, на музыку положил Иван Прач» (1790). В «предуведомлении» к нему Л., оценив русские песни как одну из богатейших форм национальной культуры, указал (первым в России) на специфику многоголосия русской песни и на связи напевов с народной поэзией. Л. нашел и опубликовал с предисловием две ценные летописи Древней Руси: «Летописец русский от пришествия Рурика до кончины Иоанна Васильевича» (1792) и «Подробный русский летописец от начала России до Полтавской баталии» (1798). Первой ныне присвоено наименование «Львовская летопись». Сочинения Л. дважды цитировал А.С.Пушкин.

Использованы материалы кн.: Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.4, М., 1967.

Н. А. Львов.

Львов Николай Александрович (1751-22.12.1803), архитектор, график, поэт, переводчик, музыкант. Из дворян.

В 1773 Львов поступил в Измайловский полк. Много занимался самообразованием. С к. 1770 вокруг Львова сложился круг людей, объединенных общностью взглядов, творческих поисков, жизненных позиций (Г. Р. Державин, В. В. Капнист, И. И. Хемницер, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, Е. И. Фомин и др.).

Львов, один из эрудированных и остроумных людей своего времени, занимался архитектурой, археологией, химией, геологией, механикой, собирал народные песни, создал стихотворный перевод Анакреонтовых песен, был талантливым гравером и рисовальщиком. В 1783 Львов был избран в Российскую Академию, с 1785 был почетным членом Академии художеств .

Как архитектор Львов известен своими постройками в Петербурге (Невские ворота Петропавловской крепости (1784-87), здание Почтамта (1782-89), церковь “Кулич и Пасха”, дом Державина на Фонтанке), Приоратский дворец в Гатчине (1798-99), Борисоглебский собор в Торжке (1785-96), усадебные комплексы в Тверской, Новгородской и Московской губ.

В архитектурном творчестве был приверженцем античной классики и итальянского архитектора XVI в. А. Палладио (перевел и издал трактат “Четыре книги Палладиевой архитектуры”). Талант Львова-конструктора проявился в поисках новых строительных материалов, разработке способов землебитного строения, отопления и вентиляции зданий. Разнообразие интересов Львова нашло отражение и в тематике его книг: от трудов о печах и каминах и об употреблении земляного угля до “Летописца великого русского” и известного сборника “Собрание русских народных песен с их голосами” (1790), которому автор предпослал свой трактат “О русском народном пении”. Большой интерес он проявлял к проблеме народности, что нашло отражение в его либретто к комической опере Е. И. Фомина “Ямщики на подставе” (1787). Он являлся одним из основоположников пейзажного стиля в русском садоводстве.

Л. Н. Вдовина

Свято-Николаевский храм в Диканьке. Архитектор Н.А. Львов.

ЛЬВОВ Николай Александрович (4.03.1751-22.12.1803 ), поэт, переводчик, архитектор, график, ботаник. Член Российской академии с ее основания, почетный член Академии художеств. Вокруг Львова группировался литературный кружок (И. И. Хемницер, В. В. Капнист, Г. Р. Державин, позднее И. И. Дмитриев), кружок художников (Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, И. А. Иванов, П. П. Чекалевский и др.), кружок музыкантов (И. Прач, Е. И. Фомин, Дж. Сарти, С. М. Митрофанов и др.). Писать стихи Львов начал в юности. На его стихах сказалось влияние отчасти сентиментализма (стих. «Музыка, или Семитония», 1796, и др.), отчасти - зарождавшегося русского романтизма (баллада «Ночь в чухонской избе на пустыре», 1797). Чертами острой социальной сатиры отмечены поэма «Русской 1791» (1791), басни, повесть «Ботаническое путешествие на Дудорову гору 1792, маия 8» (опубл. 1805) и др. Стремясь приблизить русскую поэзию к народному творчеству, Львов применял народную лексику и тонические размеры, неразрывно связанные с народной музыкой (поэма «Добрыня, богатырская песнь», 1796, опубл. 1804, и др.). Львов издал один из первых переводов исландской саги «Песнь норвежского витязя Гаральда Храброго» (1793), «Стихотворений Анакреона Тийского» (1794) с теоретическим предисловием и примечаниями. Переводил также сонеты Петрарки, оды Сафо, либретто оперы Панзиелло «Нина, или С ума сошедшая от любви» (до 1792).
Львов издал тексты для комических опер: «Сильф, или Мечта молодой женщины» (1778), «Ямщики на подставе» (изд. и пост. 1787) с записанными им ямщицкими песнями, аранжированными и оркестрованными Е. И. Фоминым, «Милет и Милета» (1796), остросатирическую пьесу в стиле народного балаганного действа «Парисов суд» (1796). В ремарках своих комических опер, в «Прологе» к открытию Российской академии (1793) Львов оказался одним из первых авторов тематических «программ» для симфонической музыки. Львов составил двухтомный нотный сборник песен, гармонизованных И. Прачем: «Собрание русских народных песен с их голосами, на музыку положил Иван Прач» (1790). В «предуведомлении» к нему Львов, оценив русские песни как одну из богатейших форм национальной культуры, указал (первым в России) на специфику многоголосия русской песни и на связи напевов с народной поэзией. Львов нашел и опубликовал 2 ценные летописи Древней Руси: «Летописец русский от пришествия Рурика до кончины Иоанна Васильевича» (1792) и «Подробный русский летописец от начала России до Полтавской баталии» (1798). Первой ныне присвоено наименование «Львовская летопись». Сочинения Львова дважды цитировал А. С. Пушкин.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Львов Николай Александрович (4.3.1751- 22.12.1803), поэт, переводчик, архитектор, тайный советник, действительный член Российской Академии (1783). Из дворян. Около 1769 вступил в бомбардирскую роту лейб-гвардии Измайловского полка, посещал полковую школу. Увлекался литературой и искусством. Вокруг Львова сложился кружок молодых литераторов (Н.П. Осипов, братья Н.С. и П.С. Ермолаевы и др.). В это же время Львов познакомился с В.В. Капнистом, И.И. Хемницером, позднее с М.Н. Муравьевым и Г.Р. Державиным. Вместе с директором Горного департамента и Горного училища М.Ф. Сой-моновым и Хемницером Николай Львов в 1777 совершил заграничное путешествие (Германия, Голландия, Франция), где знакомился с памятниками архитектуры и искусства. После возвращения в Россию Львов при содействии дипломата П.В. Бакунина поступил в Коллегию иностранных дел, пользовался покровительством графа А.А. Безбородко; с 1763 «главный присутствующий в Почтовых дел правлении». В кругу литераторов (Державин, Капнист, Хемницер, А.В. Храповицкий, Муравьев, A.M. Бакунин, позднее - А.Н. Оленин) Львов считался «гением вкуса»; помогал своим друзьям советами, часто правил их рукописи. К кружку литераторов примыкали и близкие по взглядам художники - Д.Г. Левицкий (идеи Львова использованы Левицким при исполнении портрета императрицы Екатерины II по заказу Безбородко), В.Л. Боровиковский и др. Львов - автор текстов комических опер «Сильф, или Мечта молодой женщины» (1778), «Ямщики на подставе» (издана и поставлена в 1787) с записанными Львовым ямщицкими песнями, оранжированными и оркестрованными Е.И. Фоминым, «Милет и Милета» (1796), остросатирической пьесы «Парисов суд» (1796). В литературном наследии Львова -шутливые поэмы, лирические стихотворения, дружеские послания («Ботаническое путешествие на Дудерову гору»). В 1780-х гг. развернулась архитектурная деятельность Львова: в 1780 утверждены проекты собора Св. Иосифа в Могилеве (сооружен в память встречи императрицы Екатерины II с австрийским императором Иосифом II; 1781-1798) и Невских ворот Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге (1784-1787); построил Троицкую церковь («Кулич и Пасха», 1785-1787), здание Почтамта в Санкт-Петербурге (1782-1889), Борисоглебский собор в Торжке (1785-1791) и др. В 1780-х гг. Львов проектировал и строил усадебные сооружения, в т.ч.: церковь и колокольня в селе Арпачево (1783-1791) в Тверской губернии; Троицкая церковь в селе Александровском (1785-1787), церкви села Мурина (1786-1790) в Санкт-Петербургской губернии; дома, мавзолей и хозяйственные постройки в Никольском; ансамбль Александровской дачи близ Павловска (начало 1780-х гг.); усадьба в Знаменском (Раек); Летний домик в Ляличах; проекты церквей в Выборге, Валдае и Колывани; ряд жилых домов в Санкт-Петербурге и Москве (в т.ч. в 1785-1787 дом А.Р. Воронцова на Немецкой улице, не сохранился). В те же годы работал над проектами зданий Кабинета и Казанского собора в Санкт-Петербурге. В 1786 Львову присуждено звание почетного члена Академии художеств. Автор «образцовых проектов» почтовых станций для губернских и уездных городов (построены в Твери, Торжке). Львов много лет собирал и изучал русские народные песни, в 1790 издал «Собрание народных русских песен с их голосами» в музыкальной обработке И. Прача. В «предуведомлении» к сборнику Львов, оценив русские песни как одну из богатейших форм национальной культуры, указал (одним из первых в России) на специфику многоголосья русской песни и на связи напевов с народной поэзией. В Суздале, разбирая старинные рукописи Спасо-Евфимиева монастыря, Львов обнаружил, а позднее опубликовал две летописи: «Летописец Русский от пришествия Рурика до кончины царя Иоанна Васильевича» (части 1-5, 1792) и «Подробная летопись от начала России до Полтавской баталии» (части 1-4,1798-1799), в предисловии к которой Львов высказал свой взгляд на историческую науку. При изучении истории, по мнению Львова, важны легенды, предания, песни, которые дополняют «картину века». Львов полагал, что историк «в целом должен видеть одно исполинское лицо, которого он портрет пишет». Издал один из первых переводов исландской саги «Песнь поверженного витязя Гарольда Храброго» (1793), «Стихотворения Анакреона Тийского» (книги 1-3, 1794) с предисловиями и примечаниями. Переводил сонеты Петрарки, оды Сафо, либретто оперы Паизиелло «Нина, или С ума сошедшая от любви» (до 1792); собирал материал для «Словаря художников и художеств» (не сохранился). Одновременно с литературной и издательской деятельностью Львов проявил себя как иллюстратор, рисовальщик и гравер (иллюстрирование сочинений Державина, архитектурные зарисовки и др.). Львов - автор рисунка орденов Св. Владимира (1782) и Св. Анны (1797). Разнообразная деятельность Львова сочеталась с поездками (в Бранденбург, Италию, Испанию; в 1787 состоял в свите императрицы Екатерины II во время ее поездки в Крым). В 1786 Львов командирован в Боровичи для поисков каменного угля в Валдайских горах. На берегу реки Мета обнаружил «превеликое множество и хорошей доброты угля»; добытый уголь был доставлен водным путем в Санкт-Петербург и оказался годным не только для хозяйственных нужд, но и «на заводское дело» (для обжига кирпича и извести, для винокуренных, стекольных и других заводов). Одновременно Львов представил образцы из Московского бассейна и Донбасса. В 1799 Львов опубликовал (анонимно) книгу «О пользе и употреблении русского земляного угля», в которой доказывал выгоду использования отечественных природных богатств. Занимаясь проблемами разработки каменного угля, Львов предложил «добывать» из его мелких отходов «горячую серу», необходимую для изготовления пороха, а также смолу для смазывания и предохранения от порчи снастей и подводной части кораблей. Изобрел новый строительный материал для кровель, так называемый каменный картон. Вопросам отопления и вентиляции зданий посвящена его книга «Русская пирос-татика, или Употребление испытанных уже воздушных печей и каминов...» (части 1-2, 1795-1799). Львов разработал способ возведения глинобитных домов и добился издания указа от 21.8.1797 об учреждении в селе Никольском под его руководством училища землебитного строения для обучения крестьян с целью доставления сельским жителям «здоровых, безопасных, прочных и дешевых жилищ и соблюдения лесов в государстве» (до 1802 училище подготовило 377 мастеров, 87 подмастерьев и 351 ученика). В 1798-1799 построил в Гатчине землебитный Приоратский дворец. В 1803 Львов командирован на Кавказ для обследования минеральных источников и устройства там водных лечебниц. Во время поездки Львов изучал памятники истории и архитектуры; в путевых тетрадях Львова сохранились изображения домика Петра I и деревянной церкви в Липецке, деревянной церкви и ее деталей в Керчи, вид крепости Еникале и др. В Фанаго-рии был сооружен памятник Львову из разных «примечания достойных остатков древних камней» (в т.ч. и Тмутараканский камень).

Использованы материалы книги: Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005

Сочинения:

Русская поэзия. Собрание произведений русских поэтов, под ред. С.А.Венгерова, т. 1, СПб, 1897;

Артамонова З., Неизданные стихи Н.А.Львова, в кн.: Литературное наследство, т. 9-10, М., 1933;

Неизданные стихи и письма в приложении к неопубликованной диссертации Н.И.Никулиной «Н.А.Львов – прогрессивный деятель русской культуры конца XVIII - начала XIX веков, Л., 1952, (Б-ка им.Ленина);

Поэты XVIII века, 3 изд., т. 2, 1958.

Литература:

Строев Н., Львов Н.А., «Русский биографический словарь», т. 10, СПб, 1914;

Ливанова Т.Н., Русская музыкальная культура XVIII века…, т. 1-2, М., 1952-1953 (см. указатель имен).

В продолжение темы:
Гитара

Роланд – один из главных персонажей произведения средневековья французского фольклора «Песнь о Роланде». Образ и характеристика Роланда в поэме «Песнь о Роланде» с цитатами...

Новые статьи
/
Популярные