Фотографии фараона. Воспоминания о прошлых жизнях в помощь археологам? Писательница вспомнила, как была фараоном Древнего Египта

5-й граф Карнарвон Джордж Герберт в 1907 году нанял египтолога и археолога Говарда Картера для наблюдений и раскопок в Долине царей, а спустя 15 лет наступил долгожданный момент - вскрытие гробницы Тутанхамона. О том, как все это происходило, нам расскажут фото тех лет.

Поиски в долине, продолжавшиеся многие годы, давали весьма скромные результаты, что со временем навлекло на Картера гнев работодателя. В 1922 году лорд Карнарвон сказал ему, что со следующего года прекратит финансирование работ.

1923 год. Лорд Карнарвон, профинансировавший раскопки, читает на веранде дома Картера возле Долины царей.

Картер, отчаянно нуждавшийся в прорыве, решил возвратиться к ранее заброшенному месту раскопок. 4 ноября 1922 года его команда обнаружила ступеньку, вырубленную в скале. К концу следующего дня была расчищена целая лестница. Картер немедленно послал сообщение Карнарвону, умоляя его приехать как можно быстрее.

26 ноября Картер вместе с Карнарвоном открыл небольшой пролом в углу двери в конце лестницы. Держа свечу, он заглянул внутрь.

"Сначала я ничего не видел, горячий воздух вырывался из помещения, в результате чего пламя свечи мерцало, но вскоре, как только мои глаза привыкли к свету, из тумана медленно появились детали комнаты, странные животные, статуи и золото - всюду блеск золота."
Говард Картер

Команда археологов обнаружила гробницу Тутанхамона, юноши-царя, правившего Египтом с 1332 до примерно 1323 г. до н.э.

Ноябрь 1925 года. Посмертная маска Тутанхамона.

Несмотря на следы того, что в гробницу дважды наведывалась древние грабители, содержимое комнаты оставалось практически нетронутым. Гробница была напичкана тысячами бесценных артефактов, в том числе здесь находился саркофаг с мумифицированными останками Тутанхамона.

4 января 1924 года. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий открывают двери, чтобы впервые взглянуть на саркофаг Тутанхамона.

Каждый объект в гробнице был тщательно описан и каталогизирован перед изъятием. Этот процесс занял почти восемь лет.

Декабрь 1922 года. Церемониальное ложе в форме Небесной коровы, в окружении припасов и других объектов в передней комнате гробницы.



Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и другие объекты в прихожей. Стена погребального покоя охраняется черными статуями Ка.

1923 год. Набор челнов в сокровищнице гробницы.

Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и инкрустированная нагрудная одежда среди других объектов в передней комнате.

Декабрь 1922 год. Под ложе-львом в передней комнате несколько коробок и сундуков, а также кресло из черного дерева и слоновой кости, которое Тутанхамон использовал в детстве.

1923 год. Позолоченный бюст Небесной коровы Мехурт и сундуки находились в сокровищнице гробницы.

1923 год. Сундуки внутри сокровищницы.

Декабрь 1922 года. Декоративные алебастровые вазы в передней комнате.

Январь 1924 года. В «лаборатории», созданной в гробнице Сети II, реставраторы Артур Мейс и Альфред Лукас чистят одну из статуй Ка из передней комнаты.

29 ноября 1923 года. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий оборачивают одну из статуй Ка для транспортировки.

Декабрь 1923 года. Артур Мейс и Альфред Лукас работают на золотой колеснице из гробницы Тутанхамона за пределами «лаборатории» в гробнице Сети II.

1923 год. Статуя Анубиса на погребальных носилках.

2 декабря 1923 год. Картер, Каллендер и двое рабочих удаляют перегородку между передней комнатой и погребальным покоем.

Декабрь 1923 года. Внутри внешнего ковчега в погребальном покое огромный льняной покров с золотыми розетками, напоминающими ночное небо, охватывает меньший ковчег.

30 декабря 1923 года. Картер, Мейс и египетский рабочий тщательно сворачивают льняной покров.

Декабрь 1923 года. Картер, Каллендер и двое египетских рабочих тщательно разбирают один из золотых ковчегов в погребальном покое.

Октябрь 1925 года. Картер изучает саркофаг Тутанхамона.

Октябрь 1925 года. Картер и рабочий изучают саркофаг из чистого золота.


К фараонам в Египте относились как к богам. Они были правителями одной из первых великих цивилизаций, живущими в условиях абсолютной роскоши и владычествующими над империей, подобной которой мир никогда не видел. Они питались молоком и медом, в то время, как тысячи людей гибли во время строительства огромных статуй в их честь. А когда их собственная жизнь подходила к концу, фараонов хоронили так, что их тела сохранялись в течение более 4000 лет. У них была абсолютная власть, они наслаждались жизнью, как никто другой в то время, но порой явно перегибали палку.

1. Гигантские памятники с гениталиями


Гигантские памятники с гениталиями Сесостриса.

Сесострис был одним из величайших военачальников в истории Египта. Он отправлял военные корабли и войска в каждый уголок известного мира и расширил свое государство больше, чем кто-либо в истории Египта. И после каждой битвы он отмечал свой успех путем установки большой колонны с изображением половых органов. Сесострис оставлял такие столбы на месте каждой битвы.

Причем Сесострис делал это довольно забавно: если противостоящая ему армия доблестно сражалась, то он приказывал выгравировать изображение пениса на колонне. Но если противника побеждали без малейших проблем, то на колонне вырезали изображение влагалища.

2. Умывания мочой


Умывания мочой Фероса.

Сын Сесостриса, Ферос был слепым. Скорее всего, это была какая-то врожденная болезнь, которую он унаследовал от своего отца, но официальная египетская история гласила, что он был проклят, оскорбив богов. Десять лет спустя после того, как Ферос ослеп, оракул сказал ему, что он может вернуть свое зрение. Все, что Ферос должен был сделать, это промыть глаза мочой женщины, которая никогда не спала с кем-либо другим, кроме своего мужа.

Ферос попытался проделать подобное с помощью своей жены, но это не сработало. Он все еще был слепым, а к жене появился ряд вопросов. После этого Ферос заставил всех женщин в городе по очереди помочиться в горшок и выплеснуть ему мочу в глаза. После многих десятков женщин, случилось чудо - зрение вернулось. В итоге Ферос сразу же женился на этой женщине, а предыдущую жену приказал сжечь.

3. Город, построенный на сломанных спинах


Город Эхнатона, построенный на сломанных спинах.

Эхнатон полностью изменил Египет. Перед тем как он вступил на престол, у египтян было много богов, но Эхнатон запретил веру во всех богов, кроме одного: Атона, бога солнца. Он также построил целый новый город, Амарну, в честь своего бога. Для постройки города было задействовано 20000 человек.

На основе костей, найденных на местном городском кладбище, ученые определили, что более двух третей этих работников сломали во время стройки минимум одну кость, а у трети людей был перелом позвоночника. И все это было зря. Как только Эхнатон умер, все, что он делал, было разрушено, а его имя было вычеркнуто из истории Египта.

4. Поддельная борода


Поддельная борода Хатшепсут.

Хатшепсут была одной из немногих женщин, которые правили Египтом. Хатшепсут стала известной тем, что при ней были построены некоторые из величайших чудес Египта, но далось ей это вовсе не легко. Египет, возможно, был немного более прогрессивным, чем другие страны вокруг него, но в этой стране по-прежнему не относились к женщинам как к равным. Поэтому женщине было очень нелегко править Египтом. Неудивительно, что Хатшепсут приказала своим людям изображать ее как мужчину.

На всех картинах ее рисовали с рельефной мускулатурой и окладистой бородой. Она называла себя «сыном Ра» и (как утверждают некоторые историки) носила поддельную бороду и в реальной жизни. В итоге ее сын в конечном итоге сделал все, чтобы «стереть» память о Хапшесут из истории, чтобы скрыть, что женщина была фараоном. Он сделал это так хорошо, что об ее существовании никто не знал до 1903 года.

5. Вонючая дипломатия


Вонючая дипломатия Амасиса.

Амасис явно не был самым вежливым фараоном, который когда-либо сидел на троне Египта. Он был алкоголиком и клептоманом, который воровал вещи своих друзей, приносил себе в дом, а затем попытаться убедить друзей в том, что эти вещи всегда принадлежали ему. Он получил трон силой. Предыдущий правитель отправил Амасиса, чтобы подавить восстание, но когда тот приехал к мятежникам, то понял, что у них довольно неплохие шансы на победу. Поэтому, вместо того, чтобы подавить мятеж, он решил возглавить его.

Амасис отправил фараону объявление войны очень экстравагантным способом, подняв ногу, испустив газы и сказав гонцу: «передай фараону все, что у меня за спиной». Во время правления Амасис продолжил воровать вещи у приближенных, но теперь он он отправлял за оракулами, чтобы те сказали, виновен он или нет. Если оракул говорил, что фараон невиновен, то его казнили как мошенника.

6. Город безносых преступников


Город безносых преступников Актисанеса.

Амасис недолго пробыл на троне. Он был излишне суровым правителем, и вскоре его свергли. На этот раз революцию возглавил нубиец по имени Актисанес. Когда он пришел к власти, Актисанес начал бороться с преступниками, причем очень оригинальным способом. Каждому человеку, который совершал преступление по время его правления, отрезали нос.

После этого их ссылали в город Риноколура, название которого буквально переводилось, как «город отрезанных носов». Это был очень странный город. Он был заселен исключительно безносыми преступниками, вынужденными существовать в одних из самых суровых климатических условий в стране. Вода здесь была загрязненной, а жили люди в домах, которые строили сами из разбросанных повсюду кусков щебня.

7. 100 детей от девяти жен


100 детей Рамзеса II.

Рамзес II жил так долго, что люди начали всерьез беспокоиться насчет того, что он никогда не умрет. В то время, когда большинство правителей убивали в течение первых нескольких лет их правления, Рамзес II прожил 91 год. За свою жизнь он построил больше статуй и памятников, чем кто-либо из египетских фараонов.

Также, естественно, у него было больше женщин, чем у кого-либо. К времени его смерти у Рамзеса II было, по крайней мере, 100 детей от 9 жен. Когда он вторгся в Хеттское царство, то отказался подписать мирный договор, если ему не отдадут в жены старшую дочь правителя. Также он не «брезговал» своими дочерьми, женившись как минимум на трех их них.

8. Ненависть к животным


Ненависть Камбиса к животным.

Камбис на самом деле не был египтянином, он был персом и сыном Кира Великого. После того, как его народ завоевал Египет, Камбиса поставили во главе этой страны. Почти каждая история, которую египтяне рассказывали о Камбисе, была связана с тем, как он издевался над тем или иным животным. В самом начале правления он пошел к Апису - священному быку, которого египтяне считали богом.

Прямо перед жрецами Аписа, он вытащил кинжал и начал колоть быка, смеясь над ними и приговаривая: «Подобный бог достоин египтян!». Причем это было сделано не просто для того, чтобы поиздеваться над египтянами, он просто любил смотреть, как страдают животные. В свое свободное время, он часто устраивал бои между львятами и щенками и заставлял свою жену смотреть, как те рвут друг друга на части.

9. Одержимость пигмеями


Одержимость Пепи II пигмеями.

Пепи II было около шести лет, когда унаследовал престол Египта. Он был всего лишь маленьким ребенком, правящим огромным царством, поэтому неудивительно, что его интересы были примерно такими же, как у обычного шестилетнего мальчика. Вскоре после того, как Пепи II стал фараоном, исследователь по имени Харкхуф написал ему письмо, в котором известил, что встретил танцующего пигмея. С тех пор для Пепи II это стало навязчивой идеей.

Пепи II приказал немедленно отбросить все дела и привезти к нему в дворец пигмея, чтобы тот развлекал его танцами. В итоге целая экспедиция все же доставила мальчику-фараону пигмея. Когда он вырос, он уже был настолько испорчен, что он приказывал своим рабам обнажаться, намазываться медом и ходить за ним. А делалось это для того, чтобы фараона не беспокоили мухи.

10. Отказ от смерти


Отказ Микерина от смерти.

Хотя фараонов и называли бессмертными, тем не менее они умирали. И, хотя они строили пирамиды для загробной жизни, каждый фараон на самом деле сомневался по поводу того, что произойдет, когда он в последний раз закроет свои глаза. Когда к фараону Микерину, который правил в XXVI веке до нашей эры, пришел оракул и сказал, что правителю осталось жить всего 6 лет, фараон пришел в ужас.

Он сделал все возможное, чтобы избежать этого, решив обмануть богов. Микерин посчитал, что можно остановить время, сделав день бесконечным. После этого он каждую ночь зажигал столько ламп, чтобы казалось, что в его покоях продолжается день, и никогда не спал, устраивая по ночам пиршества.

Pharaoh (Фараон) – кумир молодежи, новое явление в современной российской рэп-культуре. Он – представитель так называемого «клауд-рэпа», который характеризуется медленными битами, плавной читкой и философскими, зачастую депрессивными текстами (хотя споры о принадлежности Фараона к cloud-rap не прекращаются по сей день).

В 19 лет Фараон, настоящее имя которого Глеб Голубин, стал лидером и идейным вдохновителем формации Dead Dynasty, лейтмотивом творчества которой стала вызывающая смесь нигилизма и хамства. Основная тематика его треков: наркотики, девушки и секс.

Детство и семья Глеба Голубина (рэпера Фараона)

Глеб Геннадьевич Голубин родился и вырос в Москве, в районе Измайлово, в семье спортивного функционера. Его отец Геннадий Голубин был генеральным директором футбольного клуба «Динамо», позже стал руководить компанией, специализирующейся на спортивном маркетинге.

Рэпер Pharaoh в детстве

Естественно, родители прочили сыну спортивную карьеру. С шести лет мальчик профессионально занимался футболом. В юном возрасте Глеб успел поиграть за «Локомотив», «ЦСКА» и «Динамо». До тринадцати лет его жизнь состояла в основном из ежедневных тренировок и учебы в школе. Но в подростковом возрасте пришло осознание, что второго Пеле из него не получится, да и отец был не в восторге от спортивных достижений сына.


На смену футболу пришла музыка. Еще в 8 лет Глеб увлекся творчеством немецкой группы Rammstein, ради которой он даже записался на курсы немецкого языка. Еще одним кумиром подростка стал американский рэпер Snoop Dogg . Музыкальные симпатии будущего музыканта не нашли поддержки у одноклассников (тогда в моде были другие исполнители), но Глеба это не смущало.

В 16 лет юноша уехал на полгода в Америку. Там он окончательно определился в своих музыкальных пристрастиях и открыл новые горизонты для творчества.

Карьера рэпера Фараона

В 2013 году Глеб вернулся в Москву и поступил на факультет журналистики МГУ. В это же время он записал свой первый трек Cadillak и начал выступать в составе группы Grindhouse под псевдонимом Фараон.

Но настоящую известность начинающему музыканту принес видеоклип на трек «BLACK SIEMENS». В нем Глеб читает рэп на фоне белого «Линкольна», на котором ездил Дмитрий Дюжев в культовом сериале «Бригада». В песне постоянно повторяются звуки «скр-скр», которые впоследствии стали его фирменной «фишкой».

Рэпер Фараон - скр-скр

Устав от постоянных вопросов поклонников о том, что все-таки значит это загадочное «скр-скр», Фараон в конце концов пояснил, что это звук, который издавал Брюс Ли во время тренировок. Другая версия гласила, что «skrt» – это имитация звука автомобильных покрышек.

Следующее видео Фараона «Champagne Squirt» набрало в YouTube почти 10 миллионов просмотров. После премьеры клипа фраза «Сквирт шампанского в лицо» разошлась по социальным сетям, а Фараон стал поистине культовым персонажем у молодежной аудитории.

С 2014 года Pharaoh сотрудничает с рэперами Fortnox Pockets, Toyota RAW4, Acid Drop King, Jeembo и Southgarden в рамках проекта Dead Dynasty.

Pharaoh - 5 Минут Назад

Из-за таинственного образа, который Фараон культивирует в социальных сетях, о его жизни постоянно распространяются фантастические слухи. В 2015 году появилась информация, что рэпер умер от передозировки наркотиков. Уже после этого Фараон выпустил новый альбом Phosphor («Фосфор»), видео на композицию из которого «Давай останемся дома» снова набрало огромное количество просмотров в Сети.


В феврале 2017 года он по традиции разместил в Сети новый трек «Unplugged (Interlude)», который выбивался из общего творчества рэпера – он был записан под гитару. Фанаты Фараона предположили, что это композиция с готовящегося акустического альбома, о котором Pharaoh не раз упоминал до этого.

Личная жизнь Фараона

Фараон не испытывает недостатка в подругах. Одна из его бывших девушек – нынешняя солистка группы «Серебро» Катя Кищук.

В начале 2017 года Глеб стал встречаться со скандальной моделью, дочерью прославленного теннисиста Евгения Кафельникова Алесей.


Впервые они появились на публике в одном из столичных кинотеатров, открыто демонстрируя свои чувства друг к другу. Модель не раз заявляла, что стала фанаткой его творчества задолго до их личного знакомства. Однако в мае того же года Алеся Кафельникова написала в социальных сетях, что берет паузу в отношениях с Фараоном. В СМИ появилась информация, что на расставании настоял отец модели, которому не нравился ореол «дурной славы» вокруг ее избранника.

Pharaoh сейчас

В августе 2018 Фараон представил слушателям новый альбом «Phuneral» (игра слов: pharaoh + funeral, похороны). Примечательно, что в записи треков «Флешгроб» и «Солярис» принял участие Сергей Шнуров и его проект «Рубль».

Pharaoh – Smart

Оригинал взят у gorbutovich в

«О мать Нейт! Простри надо мной свои крылья, извечные звезды...»
Надпись на саркофаге Тутанхамона

В гробницу Тутанхамона грабители вторглись уже через десять-пятнадцать лет после его смерти. Благодаря какой-то случайности первое, поверхностное ограбление оставило гробницу в общем не потревоженной.


Фрагмент фотографии / November 1925. Tutankhamun"s burial mask. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

В 1902 году египетское правительство разрешило американцу Теодору Дэвису производить раскопки в Долине царей. Дэвис копал двенадцать зим подряд. Ему посчастливилось: он обнаружил чрезвычайно интересные и важные для науки гробницы Тутмеса IV, Сипта, Хоремхеба, мумию и саркофаг великого «царя-еретика» Аменхотепа IV. В тот год, когда началась первая мировая война, эта концессия перешла к лорду Карнарвону и Говарду Картеру, которые позже и явили миру фараона Тутанхамона.

Третий зарегистрированный в Англии автомобиль принадлежал ему: автомобильный спорт был его страстью. Эта страсть привела к коренному перелому в его жизни - в самом начале XX [в книге: "нынешнего"] столетия он попадает неподалеку от Бад-Лангеншвальбаха, в Германии, в автомобильную катастрофу: переворачивается на свей машине. Помимо ряда серьезных ранений, последствием катастрофы явилось поражение дыхательных путей; настоящие приступы удушья делают невозможным для него пребывание в Англии зимой. Так, в 1903 году он впервые попадает в Египет с его более мягким климатом, и здесь - на раскопки, которые велись различными археологическими экспедициями. Богатый независимый человек, не имевший до этого определенной цели в жизни, он увидел в этой деятельности поистине великолепную возможность сочетать не покинувшую его страсть к спорту с серьезными занятиями искусством. В 1906 году он приступает к самостоятельным раскопкам, но той же зимой поиходит к выводу, что его знания совершенно недостаточны. Он обращается за помощью к профессору Масперо, и тот рекомендует ему молодого Говарда Картера.

Сотрудничество этих людей было необыкновенно плодотворным. Говард Картер великолепно дополнял лорда Карнарвона: он был всесторонне образованным исследователем и еще до того, как лорд Карнарвон пригласил его наблюдать за всеми проводимыми им раскопками, успел приобрести немало практических знаний у Питри и Дэвиса. Но при всем он вовсе не был лишенным фантазии регистратором фактов, хотя некоторые критики и упрекали его в чрезмерном педантизме. Он был человеком с практическим складом ума и одновременно редким храбрецом, настоящим сорвиголовой. "

" Карнарвон и Говард Картер начали работать вдвоем. Только осенью 1917 года им удалось настолько увеличить масштаб работ, что появилась надежда на успех. Тогда же и произошло то, с чем мы уже неоднократно встречались в истории науки: с самого начала им удалось напасть на то место, где, собственно, и было впоследствии сделано открытие. Однако ряд внешних обстоятельств - критические размышления, оттяжки, сомнения и, прежде всего, «указания специалистов» затормозили все дело и привели к тому, что оно чуть было вообще не лопнуло. "

4.


План гробницы на сайте выставки The Discovery of King Tut

" Приступив к раскопкам, Карнарвон и Картер в продолжение зимы убрали внутри намеченного треугольника почти весь верхний слой мусора и щебня и довели раскопки до подножия открытой гробницы Рамсеса VI. «Здесь мы наткнулись на ряд хижин для рабочих - на несколько лачуг, которые были построены на куче обломков кремня, что, как известно, всегда служит в Долине верным признаком близости какой-либо гробницы».

События нескольких последующих лет приобретали постепенно все более напряженный характер.

Из-за туристов, вернее, потому, что дальнейшие раскопки помешали бы осмотру охотно посещаемой туристами гробницы Рамсеса, Карнарвон и Картер решили поекратить раскопки в этом месте до более благоприятных времен. Таким образом, зимой 1919/20 года они произвели раскопки лишь у входа в гробницу Рамсеса VI и нашли там в небольшом тайнике некоторые имевшие известный археологический интерес предметы заупокойного инвентаря.

«Никогда еще за время нашей работы в Долине мы не были так близки к настоящему открытию», - писал впоследствии Картер.

Теперь они «разворотили», как сказал бы Питри, весь треугольник, за исключением того клочка земли, на котором стояли хижины рабочих. И снова они оставляют нетронутым этот последний участок, снова отправляются в другое место, в небольшую, прилегающую к Долине царей лощину, к гробнице Тутмеса III, роются там два года подряд и в конце концов не находят ничего ценного.

Тогда они собираются и вполне серьезно обсуждают вопрос, не следует ли все-таки после столь ничтожных результатов долголетних исследований перенести раскопки в совершенно другое место. По-прежнему нераскопанным остается только тот пятачок земли, где стоят лачуги рабочих и находится куча кремневых обломков - небольшой кусочек территории у подножия гробницы Рамсеса VI. После долгих колебаний они наконец решают посвятить Долине царей еще одну, на этот раз действительно последнюю, зиму. "

" Третьего ноября 1922 года Картер (лорд Карнарвон находился в это время в Англии) приступил К сносу лачуг - это были остатки жилищ времен ХХ династии. Нa следующее утро под первой лачугой была обнаружена каменная ступенька. К вечеру пятого ноября, после того как были убраны горы мусора и щебня, уже не оставалось никаких сомнений в том, что удалось найти вход в какую-то гробницу.

Однако это могла быть и какая-нибудь незаконченная или же неиспользованная, пустая гробница. А если в ней инаходилась мумия, не исключалось, что и эту гробницу, как и многие другие, давно уже осквернили и разграбилн. Наконец, чтобы перебрать все пессимистические варианты, скажем, что гробница могла принадлежать вовсе не царю, а какому-нибудь придворному или жрецу.

По мере того как про двигалась работа, возрастало и волнение Картера. Ступенька за ступенькой высвобождались из-под мусора и щебня, и к тому времени, когда внезапно, как всегда в Египте, зашло солнце, все увидели двенадцатую ступеньку, а за ней «верхнюю часть закрытой, обмазанной известкой и запечатанной двери». «Запечатанная дверь! Значит, действительно... Это мгновение могло взволновать и бывалого археолога».

6.

План внутренних помещений гробницы фараона Тутанхамона. Из книги К.Керама "Боги, гробницы, ученые".

Картер осмотрел печати: это были печати царского некрополя. Следовательно, там, в гробнице, покоился прах какой-то действитель но высокопоставленной особы. Поскольку жилища рабочих уже со времен ХХ династии закрывали вход в гробницу, она, во всяком случае с этого времени, должна была стать недоступной для воров. Картер, дрожа от нетерпения, проделал в двери небольшое отверстие такого размера, чтобы туда можно было просунуть электрическую лампочку, и обнаружил, что весь проход по ту сторону двери завален камнями и щебнем; это лишний раз доказывало, что гробницу пытались максимально обезопасить от непрошеных гостей.

Когда Картер, оставив раскоп под охраной самых верных своих людей, возвращался при свете луны домой, ему пришлось вступить в тяжелую борьбу с самим собой.

«За этим ходом могло находиться все, буквально все, что угодно, и мне пришлось призвать на помощь все мое самообладание, чтобы не предаться искушению сейчас же взломать дверь и продолжать поиски», - записал Картер в своем дневнике после того, как он заглянул в проделанное им в двери отверстие. Теперь, когда он верхом на ослике спускался по склону Долины царей, им овладело жгучее нетерпение. Внутренний голос нашептывал ему, что после шести лет бесплодного труда он наконец стоит на пороге великого открытия; и все-таки он трудно не восхищаться этим - принимает решение засыпать раскоп и ждать возвращения лорда Карнарвона, своего друга и сотрудника.

7.


King Tutankhamun tomb"s hidden chamber discovered through testing temperature. dailymail.co.uk

Утром 6 ноября Картер посылает Карнарвону телеграмму: «Наконец удалось сделать замечательное открытие в Долине. Великолепная гробница с нетронутыми печатями; до Вашего приезда все снова засыпано. Поздравляю». Восьмого он получает два ответа: «Приеду по возможности быстро»; «Предполагаю двадцатого быть в Александрии».

23 ноября лорд Карнарвон вместе со своей дочерью прибыл в Луксор. Более двух недель провел Картер в жгучем нетерпении, в томительном ожидании перед вновь засыпанной гробницей. Уже через два дня после открытия на него обрушился град поздравлений, но с чем, собственно, его поздравляли - с каким открытием, чьей гробницы? Этого Картер не знал. Если бы он продолжил раскоп буквально на несколько сантиметров, он бы увидел абсолютно ясный и отчетливый оттиск печати Тутанхамона. «Я бы лучше спал по ночам и избавил бы себя от трех недель мучительной неопределенности».

8.

December 1922. Ornately carved alabaster vases in the antechamber. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

Ко второй половине дня 24 ноября рабочие очистили все ступеньки. Сойдя с последней, шестнадцатой, Картер очутился перед запечатанной дверью. Он увидел оттиски печати с именем Тутанхамона и одновременно то, с чем пришлось столкнуться чуть ли не всем исследователям гробниц: следы грабителей, которые и здесь сумели опередить ученых; здесь, так же как и в других местах, воры успели сделать свое дело.

«Так как теперь была видна вся дверь, мы сумели увидеть то, что до этого было скрыто от наших взоров, а именно: часть замурованного прохода дважды вскрывали и вновь заделывали; ранее найденные нами печати - шакал и девять пленников - были приложены к той части стены, которую открывали, печати же Тутанхамона, которыми и была первоначально запечатана гробница, находились на другой, нижней нетронутой части стены. Таким образом, гробница вовсе не была, как мы надеялиеь, совершенно нетронутой. Грабители побывали в ней, и даже не раз. Хижины, о которых мы уже упоминали, свидетельствовали о том, что грабители действовали еще до царствования Рамсеса VI , а то обстоятельство, что гробница была вновь запечатана, говорило о том, что грабителям не удалось очистить ее полностью». "

9.


Сокровищница / C. 1923. An assortment of model boats in the treasury of the tomb. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

" «Наступал решающий момент, - пишет Картер, - дрожащими рука ми мы проделали маленькое отверстие в левом верхнем углу..»

Взяв железный прут, Картер пропустил его сквозь отверстие; прут не встретил преграды. Тогда Картер зажег спичку и поднес ее к от верстию: никаких признаков газа. Он принялся расширять отверстие.

Теперь вокруг него столпились все: лорд Карнарвон, его дочь леди Эвелин Герберт и египтолог Кэллендер, который, едва узнав о новой находке, поспешил предложить свои услуги в качестве помощника. Нервно чиркнув спичкой, Картер зажигает свечу и трепетной рукой подносит ее к отверстию, но горячий ток воздуха, вырывающийся из отверстия, чуть было не задувает ее, и в мерцании света Картеру не сразу удается разглядеть то, что находится за дверью. Постепенно глаза его привыкают, и он различает сначала контуры, потом первые краски, и, когда наконец ему становится ясно видно содержимое камеры, расположенной по ту сторону двери, победный крик застывает у него на устах... он молчит. Для тех, кто стоит в ожидании рядом с ним, это мгновение кажется вечностью. «Видите ли вы там что-нибудь?» спрашивает его Карнарвон, не в силах более вынести неизвестность. Медленно, словно завороженный, Говард Картер поворачивается к нему. «О да, - говорит он проникновенно, - удивительные вещи!»

10.


December 1922. A ceremonial bed in the shape of the Celestial Cow, surrounded by provisions and other objects in the antechamber of the tomb. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

«Можно не сомневаться, что за всю историю археологических раскопок никому до сих пор не удавалось увидеть что-либо более великолепное, чем то, что вырвал из мрака наш фонарь», - сказал Картер, когда первое волнение улеглось и исследователи один за другим смогли уже спокойно подойти к проделанному в двери отверстию. Его слова подтвердились, когда открыли 17 ноября дверь и луч света от сильной электрической лампочки заплясал на золотых носилках, на массивном золотом троне, на двух матово поблескивающих черных больших статуях, на алебастровых вазах, на каких-то необычайных ларцах. Головы диковинных зверей отбрасывали на стены чудовищные тени; словно часовые, стояли одна против другой две статуи «с золотыми передниками, в золотых сандалиях, с палицами и жезлами. Их лбы обвивали золотые изображения священных змей».

11.


December 1922. A gilded lion bed and inlaid clothes chest among other objects in the antechamber. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

И среди всей этой роскоши мертвых, которую невозможно было охватить взглядом, виднелись следы живых: возле двери стоял наполовину наполненный известкой сосуд, неподалеку от него - черная от сажи лампа, в другом месте на стене был заметен отпечаток пальца, на пороге лежала гирлянда цветов - последняя дань усопшему. Словно завороженные, стояли Карнарвон и Картер, глядя на всю эту мертвую роскошь и на сохранившиеся на протяжении стольких тысячелетий следы жизни; прошло немало времени прежде чем они очнулись и убедились, что в этом помещении - настоящем музее сокровищ - не было ни саркофага, ни мумии. Неужели вновь должен был всплыть уже не раз обсуждавшийся вопрос: гробница или тайник?

Однако, обойдя шаг за шагом все помещения, они обнаружили между часовыми еще одну, третью, запечатанную дверь. «В мыслях нам уже представилась целая анфилада комнат, похожих на ту, в которой мы находились, тоже наполненных сокровищами, и у нас захватило дух». 27 ноября они обследовали дверь и при свете сильных электрических ламп, которые к тому времени удалось установить Кэллендеру, убедились в том, что почти на уровне пола, рядом с дверью находится ход, тоже запечатанный, правда позднее, чем сама дверь. Значит, и здесь успели побывать грабители. Что же могло скрываться в этой второй камере или втором коридоре? Если за этой дверью Находилась мумия, то в каком виде? Была ли она цела? Здесь было немало загадочного. Странной была и планировка этой гробницы, не похожая ни на одну из найденных ранее. Еще более странным было то обстоятельство, что грабители старались проникнуть за третью дверь, не обратив никакого внимания на те богатства, которые находились перед ними. Что же они искали, если спокойно прошли мимо кучи золотых вещей, лежавших в первом помещении? "

" ...Картеру было досточно беглого взгляда, чтобы понять: тщательное изучение всех этих сокровищ «приведет к изменению, если не к полному перевороту во всех прежних воззрениях и теориях».

12.


December 1922. A gilded lion bed, clothes chest and other objects in the antechamber. The wall of the burial chamber is guarded by statues. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

Вскоре исследователи сделали еще одно важное открытие: в камере, помимо всего прочего, стояли три больших ложа. Заглянув под одно из них, один из исследователей обнаружил небольшую дыру. Он позвал остальных. Осветив отверстие лампой, они увидели маленькую боковую камеру, меньшую, чем первую, но также до отказа наполненную всякими предметами обихода и драгоценностями. Насколько об этом можно было судить, в гробнице все осталось в том виде, в каком ее покинули грабители; они прошли здесь, «как хорошее землетрясение». И снова возникает вопрос: грабители перерыли тут все, они (об этом можно говорить совершенно определенно) перебросили некоторые вещи и предметы из боковой камеры в переднюю, они кое-что повредили, разбили, но почти ничего не украли - даже то, что, так сказать, само лезло им в руки. Быть может, их спугнули?

Вплоть до этого момента все - и Картер, и Карнарвон, и остальные - находились словно в чаду и плохо соображали, что делали. Но теперь, увидев содержимое боковой камеры, догадываясь, что за третьей дверью их ожидает нечто совершенно необычное, они начинают понимать всю сложность стоящей перед ними научной задачи и то, какой большой работы и строгой организации потребует ее разрешение.

Разобраться в этой находке, даже только в том, что им уже удaлось обнаружить, за один сезон было невозможно! "

13.


December 1922. Under the lion bed in the antechamber are several boxes and chests, and an ebony and ivory chair which Tutankhamun used as a child. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

" Когда мы теперь слышим, что Карнарвон и Картер решили засыпать только что раскопанную гробницу, мы знаем, что это не имело ничего общего с аналогичными действиями их предшественников, быстро раскапывавших, но и не менее быстро засыпавших места своих
находок. "

" Картеру было ясно одно: ни в коем случае не следует торопиться с раскопками. Не говоря уже о необходимости твердо установить первоначальное расположение всех найденных предметов (это было важно для датировки и других определений), следовало считаться и с тем, что значительная часть утвари и многие драгоценности были повреждены, и, прежде чем дотрагиваться до них, необходимо было принять меры для их консервации, то есть соответствующим образом обработать и упаковать. Учитывая и то обстоятельство, что на этот раз дело касалось находки, невероятной по объему, нужно было заготовить со ответствующее количество упаковочных материалов и различных препаратов.

14.


Лаборатория / December 1923. Arthur Mace and Alfred Lucas work on a golden chariot from Tutankhamun"s tomb outside the "laboratory" in the tomb of Sethos II. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

Необходимо было посоветоваться со специалистами и создать лабораторию, где производились бы немедленное исследование тех важных находок, которые нельзя было сохранить. Одна лишь каталогизация такого большого числа находок уже требовала большой предварительной организационной работы. Все эти проблемы нельзя было разрешить, сидя на месте. Карнарвану необходимо было съездить в Англию, а Картеру - хотя бы в Каир. Тогда-то Картер и принял решение засыпать раскоп. Только такая мера могла, по его мнению (хотя на месте и оставался за сторожа Кэллендер), обезопасить гробницу от современных последователей Абд аль-Расула. Мало того, едва прибыв в Каир, Картер заказал тяжелую железную решетку для внутренней двери.

15.

January 1924 In a "laboratory" set up in the tomb of Sethos II, conservators Arthur Mace and Alfred Lucas clean one of the sentinel statues from the antechamber. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

Основательность и точность, с которыми проводились эти самые знаменитые египетские раскопки, были во многом обусловлены той зачастую самоотверженной помощью, которую Карнарвон и Картер с самого начала получали со всех концов мира. Впоследствии Картер выразил в печати свою благодарность за оказанную ему всестороннюю помощь, и он имел все основания это сделать. Он начал с того, что привел письмо, посланное ему в свое время неким Ахмедом Гургаром, руководившим рабочими, которые принимали участие в раскопках. Мы тоже приведем это письмо, ибо мы не хотим прославлять одну лишь интеллектуальную помощь. Вот оно:

Мистеру Говарду Картеру, зскв.

Досточтимый сэр!

Я пишу Вам письмо в надежде, что Вы живы и здоровы, и молю Всевышнего, чтобы Он не оставил Вас в своих заботах н возвратил нам в добром здравии, целым и невредимым. Осмеливаюсь сообщить Вашей светлости, что склад № 15 в полном порядке, сокровищница в порядке, северный склад в порядке, и дом в порядке и все рабочие исполняют то, что Вы приказали в своих предписаниях.

Хусейн, Газ Хасан, Хасан Авад, Абделад-Ахмед и все шлют Вам свои наи- лучшие пожелания.

Шлю свои наилучшие пожелания Вам, всем членам семьи лорда и всем Вашим друзьям в Англии.

С нетерпением ожидающий Вашего скорейшего приезда, Ваш покорный слуга
Ахмед Гургар.

16.


Nov. 29, 1923 Howard Carter, Arthur Callender and an Egyptian worker wrap one of the sentinel statues for transport. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

В ответ на робкую просьбу о помощи, с которой Картер обратился к членам одной экспедиции, работавшей в районе Фив, Лайсгоу, руководитель египетского отделения нью-йоркского Музея Метрополитен, предоставил ему в полное распоряжение своего фотографа Гарри Бертона, несмотря на то, что лишался таким образом нужного ему работника; в своем ответе Картеру он писал: «Рад быть хоть чем-нибудь полезным. Прошу полностью располагать Бертоном точно так же, как и любым членом нашей экспедиции». В результате к Картеру перекочевали еще рисовальщики Холл и Хаузер и руководитель раскопок в районе пирамид Лишта А. К. Мейс. Директор египетского государственного департамента химии А. Лукас из Каира предоставил себя и свой трехмесячный отпуск в распоряжение Картера. Д-р Алан Гардинер занялся надписями, а профессор Джемс Г. Брэстед из Чикагского университета поспешил приложить свои знания для определения датировки найденных Картером древних оттисков печатей.

17.

Скульптурный портрет Тутанхамона на втором золотом саркофаze. Видна гирлянда цветов, еще сохранивших к моменту вскрытия саркофага свою естественную окраску / Harry Burton photograph of King Tut wearing a floral collar similar to the ones on view in the exhibition; The Metropolitan Museum of Art.

Несколько позднее, 11 ноября 1925 года, Салех-бей Хамди и Дуглас Е. Дерри, профессор анатомии Египетского университета, приступили к исследованию мумии. А. Лукас написал обширную монографию «Химия в гробнице» о металлах, маслах, жирах и тканях. П. Э. Ньюберри исследовал найденные в гробнице венки и гирлянды цветов и сумел установить, какие цветы росли три тысячи триста лет назад на берегах Нила. Более того, ему даже удалось по цветам и ягодам определить, в какое время года был похоронен Тутанхамон: зная, когда цветет василек, когда созревают мандрагора - «яблоко любви» из Песни песней - и черноягодный паслен, он пришел к выводу, что Тутанхамон был похоронен не ранее середины марта и не позднее конца апреля. «Особые материалы» исследовали также Александр Скотт и Х. ДЖ. Плендерлейт.

Это творческое содружество специалистов (некоторые из них 6ыли специалистами в областях, далеко отстоящих от археологии и истории древнего мира) явилось верным залогом того, что научные результаты этих раскопок оказались более значительными, чем каких-либо прежних.

Теперь можно было приступить к работе. 16 декабря раскоп был вновь раскрыт. 18 декабря фотограф Бертон сделал пробные снимки, а 27-го первая находка была извлечена на поверхность.

Основательная работа требует времени. Раскопки в гробнице Тутанхамона продолжались несколько зим. "

Текст из книги : Керам К. "Боги, гробницы, ученые". Роман археологии. /Пер. с немецкого А.С. Варшавского - СПб: "КЭМ", совместно с издательством "Нижегородская ярмарка", Н.Новгород, 1994. С. 60, 156-184.
Первое издание: М.,1963. Немецкое издание: Ceram "Gotter, Graber und Gelehrte ". Roman Der Archaologie. Hamburg 1955.

Если видите ошибку - напишите, пожалуйста. Текст книги я копировала из pdf, не очень хорошо распознанного.

В продолжение темы:
Гитара

Роланд – один из главных персонажей произведения средневековья французского фольклора «Песнь о Роланде». Образ и характеристика Роланда в поэме «Песнь о Роланде» с цитатами...

Новые статьи
/
Популярные