Представители данной субкультуры являются организованной группой фанатов. Погружение в субкультуру футбольных фанатов

Традиция поддержки футбольных команд родилась вместе с футболом, тогда же и произошло первое столкновение болельщиков. В 1365 году Эдуард III, король Англии, запретил игру под названием «футбол», которая влекла за собой все новые и новые вспышки насилия, издав указ:

«Всем шерифам Лондона! Приказываю объявить, что отныне каждый здоровый мужчина этого города обязан заниматься стрельбой из лука, а игры в ножной или ручной мяч и другие никчемные забавы запретить под страхом тюремного заключения».

История становления современных футбольных фанатов берет свое начало, как и сама игра с туманного Альбиона, начиная свое летоисчисление с середины 60-х годов ХХ века. Это время когда начинает складываться субкультура футбольного фанатства: мода, сленг, речевки, а также и общая манера поведения. Именно англичане первыми прославились на весь мир околофутбольным насилием.

Английский околофутбол

Вместе с фанатским движением как аппендикс появляется боевая околофутбольная жизнь. В те времена трибуны английских стадионов на 70% состояли из фанатов футбольного насилия. Большинство матчей заканчивались серьезными потасовками, а желание «выяснить сильнейшего» было главным мотивом посещения стадиона.

Главным толчком для развития фан-движения в Англии стали телетрансляции Чемпионата Мира 1962 года из Чили. Англичане впервые увидели, как болельщики других стран организовывают поддержку своей сборной. Было создано огромное количество мелких и крупных группировок. Появилось понятие «домашний сектор» (места за воротами).

У молодежи было два кумира: «Битлы» и футбол. Количество хулиганов и фан-групп росло в геометрической прогрессии.

Множество кровавых стычек на стадионах померкло после одного события. 6 ноября на домашней арене «Миллуолла», фанаты которого считались самыми кровожадными, была брошена ручная граната.

Она не сработала, но нужный эффект был достигнут. Многие печатные издания стали выкладывать откровенные и часто разоблачающие статьи о хулиганах.

Массовое распространение насилия в Европе остановила Эйзельская трагедия в 1985 году. На финальном матче Кубка Европейских Чемпионов между итальянским «Ювентусом» и английским «Ливерпулем» из-за обрушения стены одной из трибун погибло почти 40 человек, а сотни были ранены.

Примерно за час до начала матча группа болельщиков «Ливерпуля» перелезла через разделительные ограждения, разделявшие их с болельщиками «Ювентуса», вызвав тем самым обрушения опорной стены трибуны.

Многие успели укрыться, но не все, из-за чего в итоге погибли 39 человек и многие оказались ранены.

После УЕФА отстранила на пять лет все английские клубы от участия в еврокубках, и, как следствие, множество хулиганских группировок прекратило свое существование.

Попутно активно развивалось движение футбольных модников casuals. Жизнь этой моде дали в Ливерпуле, а позже она была подхвачена в Лондоне и Манчестере.

Участники движения - молодые люди, одетые не в футболки с цветами клуба, а в стильную, брендовую одежду.

Они пытались выделиться на фоне других группировок и, конечно, человека, который носил такую дорогую и модную одежду, было очень трудно заподозрить в хулиганстве.

Первые фанаты в СССР пришли на трибуны в 1972 году

Прародителями фанатского движения в России считают болельщиков московского «Спартака». Именно они в 1972 году первыми в Союзе стали появляться на трибунах стадионов с атрибутикой команды, собираться в определенном секторе и скандировать речевки в поддержку команды.

Видя перед собой пример спартаковцев и подглядывая в замочную скважину Железного занавеса, советская молодежь начала потихонечку носить разноцветные шарфы и поддерживать свои команды «кричалками».

Поначалу все было достаточно примитивно: на стадионах звучали практически одни и те же речевки, заимствованные друг у друга. В них лишь менялись названия команд, и для сохранения ритма иногда приходилось переставлять слова или добавлять новые.

Хотя, наверное, у каждой из подобных «кричалок» есть автор и есть команда, фанаты которой в первый раз ее «зарядили»; они уже давно стали частью общефанатского фольклора: «Хоть ты лопни, хоть ты тресни, а Спартак/ЦСКА на первом месте!», «На свете нет еще пока команды лучше «Спартака».

Поначалу отношение милиции к фанатам было достаточно лояльным. Но сверху пришла директива, что вся эта поддержка - явление антисоветское.

Если болельщик шел на стадион с флагом, то его могли забрать в отделение. Поэтому наиболее продвинутые и хитрые фанаты обматывали флаги вокруг туловища под одежду и шли на стадион – словно бойцы Красной армии со знаменем полка в атаку. Позднее стражи правопорядка стали отбирать не только флаги, но и шарфы, значки, футболки.

Советский Союз жил за «железным занавесом», и любые течения, не санкционированные партией, считались нездоровыми происками капиталистического Запада. В чем только не обвиняли задержанных фанатов – от шпионажа в пользу сионистской разведки до участия в мировом заговоре против СССР.

Едва с трибун «заряжались» кричалки, как туда сразу же бросалась милиция.

Советские болельщики не имели никакой возможности хоть что-нибудь узнать о фанатах из других стран. В Союзе существовала информационная блокада относительно всего, что было неугодно коммунистической партии.

Люди исключались из вузов и теряли работу, но все равно выезжали на матчи ради поддержки команды.

Тем не менее, к концу семидесятых годов фанатское течение имело место в ряде крупных городов Советского Союза – Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси.

Активных фанов, в силу противодействия властей, было немного – от нескольких сотен в Москве до десятка парней в Тбилиси. Многие болельщики смотрели на них с завистью и восхищением, и лишь милицейские отряды, отправлявшие задержанных в отделения после каждой игры, остужали их пыл пополнить ряды сподвижников чужеродной социализму субкультуры.

С одной стороны, был «железный занавес» и рядовой житель, который составлял основной костяк болельщиков и ходил на стадион не знал о поведении фанатов на Западе, а с другой поведение союзных фанатов повторяло зарубежных коллег.

Самыми известными и обсуждаемыми потасовками между фанатами был практически каждый выезд московских болельщиков в Киев. Но в основном это были не спланированные акции, а хаотичные побоища стенка на стенку.

Занавес упал. Противник ушёл

В начале 90-х с развалом Советского Союза отечественный фанатизм начал понемногу угасать. Принято считать, что самого дна он достиг в 1994-м году. Главные «враги» оказались в других странах: к примеру, «заклятые друзья» – «Динамо» (Киев) и «Спартак» (Москва) – разошлись по разным чемпионатам.

Без деления на «свой – чужой» фанатская субкультура существовать не может, поэтому противник был найден внутри страны.

Тон задавали фанаты ЦСКА и «Спартака». Активные «фаны» делились опытом с периферией. Основные действия происходили в Москве, изредка в Санкт-Петербурге.

1995-й год и дерби ЦСКА – «Спартак» показали всю силу вновь крепнувшего движения фанатов. Более двух сотен человек схлестнулись в грандиозной драке.

На фанатизм пошла настоящая мода, интерес рос день ото дня. Тогда же, очевидно под влиянием британской культуры, стали появляться футбольные «фирмы» (от англ. Firm).

Огромный резонанс вызвала так называемая «Щелковская битва» в 1997-м году между представителями фандвижений «Спартака» и «Зенита». Гости Северной столицы численностью 500-700 человек высадились из автобусов у станции московского метро «Щелковская» и направилась в сторону стадиона «Локомотив».

Колонну зенитовцев встретили две сотни «красно-белых», вооруженных палками, арматурами и другим инвентарем.

Несмотря на численное превосходство, болельщикам «Зенита» пришлось обратиться в бегство. Оставшиеся на поле боя питерцы получили различные травмы. С тех пор в российских СМИ за фанатами закрепилось прозвище «футбольные хулиганы» на манер английского «hooligans».

В 90-х фанаты столиц перешли непосредственно к околофутбольному хулиганизму – они не ставили своей целью посещение матчей любимого клуба.

Главными стали «третьи таймы» – выяснение отношений с фанатами противника.

Благодаря средствам массовой информации и государственным деятелям в России сложилось крайне негативное отношение к футбольному фанатизму, уходящее корнями в «совковское» мировосприятия фаната, как хулигана. Но футбольный фанат – это не всегда хулиган, или, по крайней мере, не хулиган в первую очередь. Футбольный фанат – это человек, являющийся носителем субкультуры со всеми ее принципами и ценностями, ее специфической практикой и глубоким символизмом.

«Обысканные при входе службой безопасности, огороженные как в концлагере со всех сторон сеткой, окруженные вооруженными полицейскими – футбольные фанаты смотрят на то как по зеленому прямоугольнику бегают 22 миллионера – и сходят с ума.» (цитата УЛЬТРАС (Организованные группы поддержки спортивных команд.)

Вопрос как отличить фаната от обычного болельщика окончательно не выяснен даже у самих фанатов, но основная иерархия все же есть. Вот она:

1. Тапочники . Самая низкая ступень иерархии. Они болеют за команду исключительно по телевизору: в тапочках. На стадион не ходят.

2. Кузьмичи . Самая многочисленная часть болельщиков, посещают матчи на стадионах, но к фанатам себя не причисляют.

3. Карланы (производное от карлик). Это юные неопытные «зелены» болельщики. Как правило, так называют детей, молодёжь, недавно пришедшую в движение.

4. Гопники (гопота) Толпа агрессивных и малообразованных субъектов, считающих себя фанатами, но ничего не смыслящих в фанатизме. Футбол и алкоголь для них – лучшее развлечение в жизни. Одеваются в спортивные костюмы с «розами», кроссовки, бейсболки и источают пивное амбре.

В современном российском обществе они ошибочно считаются стереотипом фаната. Но это не так. Отношение фанатов к ним как в Индии к неприкасаемым.

5. Скарферы . Это массовка фанатского движения. Слово происходит от английского scarf - шарф. Наличие шарфа и футболки цвета клуба обязательно. Шарф не снимают ни при каких условиях и ни при какой погоде. Скарферы приходят на стадион чтобы побыть на фанатской трибуне и почувствовать себя частью огромной силы. Футбол для них - развлечение, поэтому большинство скарферов безопасны.

6. Ультрас . Активная часть футбольного движения. Они делают подготовку к матчу, рисуют баннеры, разучивают речевки, печатают листовки, репетируют представления. В общем делают всё то за чем интересно наблюдать во время матча. Именно они приносят фаеры. Ни один нормальный ультрас не бросит фаер в людей; если он это сделает или нападёт на обычного болельщика - его накажут свои же до того как подоспеет полиция.

Правила фанатов считаются законом. В случае их нарушения правоохранительные органы могут запретить фанатам организацию представлений с баннерами и всей атрибутикой на следующем матче.

Узнать ультрас можно по наличию шарфа, но в отличие от скарферов они никогда не носят фирменные клубные вещи. Правила ультрас – всегда поддерживать команду, независимо от хода и результата матча; не садиться во время игры; посещать все игры клуба невзирая на цены и расстояния; преданность клубу.

7. Хулс . Это самая верхняя ступень иерархии: элита движения. В видеороликах ютуб стенка на стенку дерутся именно хулс. С ними ведут борьбу правоохранительные органы всех стран запрещая им посещать футбольные матчи и выезжать за рубеж. Это костяк фирманов (группировок фанатов), обычно несколько десятков человек.

Никогда не нападают на неподготовленного человека - только на представителя враждующего фирмана. Без тени сомнений сцепятся и с полицией, если стражи порядка по их мнению будут нарушать их права.

«Если там, куда мы придём, вы будете относиться к нам как к подонкам, то мы будем вести себя как подонки» (писатель Дуги Бримсон, известный в фанатских кругах).

Бои хулс враждующих фирманов происходят чаще не на стадионе а на удаленных местах с обязательным присутствием секундантов, проверяющих обе группировки на наличие запрещенных «аргументов»: ножей, кастетов, арматуры, бит и т.д.. Действует кодекс чести. Хулс чаще всего носят вещи дорогих брендов. Обязательно – белые кроссовки. На трибунах держатся вместе с ультрас, но за пределами арены резко расходятся.

Футбол интересен не только самой игрой, но и теми, кто за ней наблюдает. В этой статье мы проведем краткий обзор субкультуры футбольных фанатов.

В 2012 году газета «Аргументы и факты» проводила среди своих читателей опрос, показавший, что больше половины опрошенных боятся фанатов и, следовательно, обходят стадион десятой дорогой. Оно и понятно: иногда для заголовка в СМИ или, того хуже, криминальной сводки цвета поддерживаемого футбольного клуба скажут гораздо больше, чем возраст, национальность или профессия задержанного.

Для простого и непросвещённого обывателя футбольный фанат – это здоровый детина с битой наперевес, в кожанке и берцах. Могу вас сразу успокоить: в наше время это уже архаизм.

О субкультуре футбольных фанатов написано немало. Особенно в этом преуспел британский писатель Дуглас «Дуги» Бримсон , всю свою сознательную жизнь болеющий за футбольный клуб «Уотфорд» (Английская Премьер-Лига). Тематика большинства книг Бримсона связана не просто с футболом, а движением хулиганизма на трибунах стадионов Туманного Альбиона и причинами этого явления. Первые произведения 90-х годов («Куда бы мы ни ехали», «Англия, моя Англия», «Дни дерби») Дуги написал вместе со своим братом Эдди, затем Дуги пустился уже в свободное плавание.

Наверное, самым популярным творением Бримсона можно назвать «Бешеную армию», увидевшую свет накануне Чемпионата мира по футболу 2000 года и сразу привлёкшую внимание общественности и прессы к проблеме футбольных хулиганов. Отметим, что известный фильм «Хулиганы Зелёной улицы» 2005 года с Элайджей Вудом в главной роли был снят по как раз по сценарию Бримсона.

Единственный отечественный журналист, который на своём опыте затронул тему развития футбольного фанатизма в СССР, а затем и в России, и при этом известен автору этого опуса, — это Дмитрий Жвания, историк и общественный деятель. В 2011 году Жвания выпустил автобиографическую книгу под названием «Битва за сектор», где описал своё участие в движении ультрас питерского «Зенита». Возможно, есть и другие авторы, кто уделял внимание футбольной теме (если вам кто-то известен, сообщите). Существует немало автобиографических и документальных сочинений от самих футболистов, тренеров, судей, футбольных функционеров.


Фото: vk.com/fans_fckuban

Виды футбольных фанатов

Как в Индии существует разделение на касты, так и на матче всех можно разделить на несколько категорий.

1. Кузьмичи

Первая – самая безобидная, простые болельщики. В околофутбольном сленге существует ещё и другое, немного пренебрежительное название: «кузьмичи». На стадионе их большинство, и каждый из вас наверняка хотя б одного такого встречал. Это, как правило, мужчины средних лет (есть и старше), посещающие центральные трибуны (не фан-сектор) ради того, чтоб встретиться с такими же друзьями, пощёлкать семечки и, поплёвывая шелухой, обсудить тактику на игру и возможную смену нынешнего тренера команды на более удачливого и опытного. С точки зрения прожжённого фаната, «кузьмичи», скажем так, до почётного звания фаната не дотягивают: в драки не ввязываются, в другие города на выездные матчи не ездят, да и домашние матчи посещают нечасто, предпочитая более удобную обстановку с телевизором, диваном и бокалом пива.

2. Тапочники

Есть ещё так называемые «тапочники» и «интернет-бойцы» . Со второй категорией всё ясно, уже исходя из названия. Контингент данной категории – это дети, уповающие на силу и мощь Всемирной паутины, где отвечать за свои слова в принципе необязательно. В Сети они страшнее атомной войны, но вся их смелость улетучивается перед стадионом и на трибунах. Причина их агрессии проста и понятна: переживания родителей, начитавшихся страшных статей про кровожадных футбольных фанатов.

С «тапочниками» тоже всё более-менее ясно: такие на стадион не ходят, предпочитая смотреть игру по телевизору/Интернету в домашних тапках. Возможно, они даже не в курсе собственного прозвища.

3. Глорихантеры

Самой презираемой кастой футбольных болельщиков являются «глорихантеры» («охотники за славой» в переводе с английского). Такие поддерживают только успешные в игровом и финансовом плане клубы с сонмом звёздных игроков, кучей трофеев, популярностью в масс-медиа и прочими прелестями. В Испании это, конечно же, «Реал» и «Барселона», в Англии фаворитом таких считается «Челси». В Германии объектом для охоты «глорихантеров» стал «Ред Булл Лейпциг», который уже стал плодом ненависти всего бомонда немецкого футбола. В России такой пример тоже есть – «Краснодар», сравнительно молодой клуб, не имеющий ни истории, ни трофеев, ни фан-базы, но уже получивший свой стадион, академию, место в элите и постоянное выступление в еврокубках.

4. Карланы

Ещё одним не самым почётным звеном фанатского сословия являются «карланы» . Если кому и обязаны стереотипным описанием фаната, принятым в современном обществе, так это им. «Карланы» — это пока молодые ребята с городских окраин, для которых просмотр матчей, периодические драки и алкогольные тусовки стали уже образом жизни. Иногда «карланами» называют ещё и младший филиал одной из фанатских «фирм» (о них чуть позже). В акциях старших собратьев им выпадает не самая приглядная роль: либо провокация оппонентов на схватку, либо добивание уже лежащего соперника. «Карлана» легко приметить по бейсболке, потёртых кроссовках, заношенном спортивном костюме и характерному «перегару», сопровождающего его даже на трибуне.

5. Ультрас

Переходим к «ультрас» , этаким активистам всего фанатского движения. Если кто-нибудь из вас, дорогие читатели, бывал на матче уровня «Спартак» — ЦСКА (а это, на минуточку, главное дерби страны!), то наверняка обращал внимание на большое количество флагов, баннеров, на традиционное файер-шоу в исполнении «пиротехников» со стороны «мясных» или «коней» (прим.: «мясо» — болельщики «Спартака», «кони» — фанаты ЦСКА) или просто слаженную звуковую поддержку своей команды. Так вот, поясняем: всем этим и заведуют «ультрас». Именно они готовятся к матчу заранее: расклеивая афиши по городу, разучивая речёвки, рисуют баннеры, в общем, создают всё то, за чем так красиво наблюдать вне футбольного поля.


Фанаты Спартака с «розами» в руках. Фото: http://fratria.ru

«Ультра», в отличие от других вышеперечисленных категорий, иерархична и строго подчинена некоторым заповедям. Например, истинный «ультрас» не перестанет поддерживать любимый клуб, невзирая на погоду, время матча и результат игры. Также в почёте посещение как можно больше количества выездных матчей, или «выездОв» (да, ударение на последний слог), всяческая популяризация движения в массах. Обязательным требованием к «ультрас» являются активная поддержка команды в течение матча (садиться во время игры не приветствуется) и верность «заряжающему» («запевале», «командиру», называйте как угодно). Да, именно такие проносят на футбол пиротехнику, но любому здравомыслящему «ультрас» не придёт в голову метнуть в кого-то файером.

В России движение «ультрас» есть даже у любого клуба Профессиональной футбольной лиги (это третий, самый непрестижный турнир в стране среди профессиональных команд), но, пожалуй, самой опытной «ультрой» обладают клубы итальянской Серии А, немецкой Бундеслиги, Суперлиги Сербии, чемпионата Бразилии и так далее.


Фото: vk.com/ofnews

ВыездА

Выездам, кстати, в фан-среде отведена основополагающая роль. Чем больше у тебя выездов, тем больше уважения в кругу единомышленников. Практика выезда на футбол в России, к примеру, от европейской отличается в корне. Это там, в Европе, можно проделать весь путь за пару-тройку часов в комфортабельном транспорте (можно даже на своей машине). У нас всё гораздо прозаичнее: огромные расстояния на пару с отсутствием денежных средств (такое встречается весьма часто) делают подобные мероприятия в самый настоящий экстрим.

Хорошо, что Премьер-Лига, высший футбольный дивизион страны, ограничивается западной её частью до Урала. Другим двум профессиональным турнирам «повезло» меньше. К примеру, если вы – фанат «Луча» из Владивостока, готовьтесь к приключениям. Для приморцев самый ближний выезд чемпионата – относительно недалёкий Хабаровск, а самый дальний (внимание!) – Калининград, а это три границы и почти десять тысяч километров.

6. Хулсы

Выезд в другой город или просто матч с особо ненавистной для твоего клуба командой почти всегда сопряжён с опасностью. И здесь в дело вступают «хулсы», самая привилегированная (по их мнению) часть фанатов. Их задача – отстоять честь клуба в любой ситуации и в любом месте. Этакий фанатский «спецназ». Позором для «хулса», как и для любого уважающего себя фаната, будет неспособность отстоять свою атрибутику с цветами клуба в драке.


Фото: vk.com/ofnews

Выездные прибывают в город, где проходит матч. Следует быть готовым к тому, что местные хулиганы могут напасть в любой момент: обычно «накрыв» приезжей «фирмы» может происходить уже на вокзале. Но всё чаще для драк «хулсы» предпочитают места, отдалённые от стадиона (пустырь, поляна в лесу). В самом городе такие забивы проходят редко. «Хулсы» с помощью телефонной связи или Интернета заранее согласуют место, время и состав участников драки.

В Сербии существует «Вечное дерби» — принципиальный матч между футбольными клубами «Црвена Звезда» и «Партизан» (обе команды представляют столицу страны).


Беспорядки произошли в Белграде вокруг матча «Црвена Звезда» - «Партизан»

Помимо футбольных баталий, ожесточённый характер носили и столкновения фанатов «звездашей» и «могильщиков» (так болельщиков «Партизана» прозвали за чёрно-белые клубные цвета). Во времена, когда «жила-была одна страна» под названием Югославия, схватки между фанатами «Партизана» и «Звезды» начинались уже на трибунах, постепенно перетекая на улицы Белграда. Побоища часто были сопряжены драками с полицией и (такие случаи также были) даже с человеческими жертвами.

Как видите, мир футбольного фанатизма весьма богат и многогранен, и, разумеется, это не всё, о чём читателям ещё предстоит узнать.

Масштабы организованной преступности в России таковы, что значительная часть молодежи оказывается прямо или косвенно связанной с криминальными структурами, имеет контакты с ними в сферах бизнеса, политики, развлечений и т. д. Организованная преступность фактически составляет параллельную реальность, и принятые в ее среде социокультурные ориентиры приобретают ценностное значение в молодежной среде.

Криминализированы многие молодежные сообщества, сформировавшиеся вокруг спортивных комплексов и тренажерных залов, любительских объединений каратэ, кикбоксинга, других видов единоборства, которые в определенных случаях используются криминалом как боевые отряды при «разборках», резерв охраны и телохранителей. В своем большинстве такие объединения имеют легальный фасад спортивной организации, связь с криминалом может быть не известна многим участникам.

Футбольные болельщики

Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Сообщества футбольных фанатов - одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России, имеющая давнее происхождение. Многие формы поддержки команд своими болельщиками сложились еще в 1930-е годы, когда футбол был любительским в полном смысле слова и футболисты работали в трудовых коллективах (иначе говоря, в среде своих болельщиков). Позже, по мере профессионализации футбола в России, возникла современная практика организованных выездов фанатов для поддержки команды на играх в других городах (например, фаны московской футбольной команды «Динамо» относят первый такой выезд на игру в другом городе к 1976 г.). В этих формах любительской активности сообщество фанов автономно от поддерживаемой команды.

Специфика этой субкультурной формы состоит в ситуативности идентификации, что требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Сама игра на футбольном поле их конечно же вдохновляет, но более значимы это моменты общей эмоциональной разрядки, возможности «оторваться», проявлять свои чувства в полной мере (орать, буянить).

Компенсаторное назначение буйства на стадионе и вандализма после матча очевидно. Но субкультурный смысл футбольных фан-сообществ этим, разумеется, не исчерпывается. Молодые болельщики получают возможность в кругу своих сверстников моделировать свое поведение как групповое и в то же время не испытывающее давления основных социально-контрольных инстанций (родители, школа и т. п.). В этом существенное отличие футбольных фан-сообществ от, например, сообществ поддержки, группирующихся вокруг театров (в театральном сленге «сыры» - нечто вроде клакеров, но обычно без меркантильного интереса; здесь слабо выражена возрастная дифференциация и возрастные конфликты).

Футбольные фанаты

Футбольные фанаты - сложное по организации сообщество. В среде фанатов московского «Спартака» (в котором насчитывается по крайней мере 85 тыс. человек: такое число организованных болельщиков отмечалось на некоторых наиболее важных матчах) выделяются, в частности, такие группы, как «Ред-уайт хулиганс», «Гладиаторы», «Восточный фронт», «Северный фронт» и др. Группировка, удерживающая контроль над всем сообществом, - «Правые». В нее входят в основном молодые люди, отслужившие в армии. «Правые» выезжают на все матчи команды, их основная функция - заводить стадион, организовывать реакцию болельщиков («волну» и т. д.), но также и командовать «военными действиями» - битвами с болельщиками враждебных команд и милицией. Выезды в другие города очень часто связаны с драками - нередко уже на вокзальной площади. Группы, приезжающие на матч в другой город, координируют свои действия по сотовой связи, быстро обеспечивают поддержку тем, кто отражает нападение местных футбольных хулиганов. В целом хулиганствующая масса молодых людей хорошо управляема вожаками (предводителями) из «Правых».

В обозначениях «своих» также прослеживается иерархическая организационная структура. Основное средство отличия - шарф («розетка», «роза»). Обычный шарф выдержан в цветах футбольной команды (у спартаковских фанов - сочетание белого и красного) и может иметь различные надписи (у спартаковских болельщиков, например: «Let’s go Spartak Moscow»). Варианты «хулиганского» шарфа содержат оскорбление противнику и вызов (например, спартаковский ромб, перекрещенный шпагами, внизу надпись: «Смерть врагам!» и изображение непристойного жеста). Те, кто участвовал в более чем 10 выездах на матчи команды в другие города, вправе носить особый - с индивидуальным номером - шарф, который изготовляется по заказу в Великобритании. Иметь такой шарф - значит, относиться к элите (группе «Правых»). Потеря номерного шарфа (обычно в драке, стычке с милицией) влечет за собой потерю права принадлежать к элитной группировке, вернуться в которую возможно после получения выполненного на заказ нового шарфа.

В рамках фановского движения сочетаются разные установки и стили жизни. Группа спартаковских болельщиков «Гладиаторы» руководствуются философией «чистого образа жизни». Физически хорошо развитые (ценности и практика бодибилдинга), ее участники избегают драк, но защищают «маленьких» - самую юную часть фанатов, новичков. В то же время среди фанатов выделяется группа, которую «свои» презрительно называют «Колдырь бой-фронт» , - 17–18-летние и старше болельщики-алкоголики («колдырь» на сленге - пьяница, пьет что попало).

В известном смысле сообщества футбольных фанатов восполняют недостатки социального опыта межгруппового взаимодействия, включая и опыт масштабного противостояния. В последнее время такие сообщества при разных командах все активнее заключают договоры о «ненападении» и совместных действиях против других сообществ (у спартаковских, например, - договор с болельщиками за «коней» - ЦСКА, дружба с малочисленными сообществами «торпедонов» - болельщиков команды «Торпедо», «паровозиками» - болельщиками команды «Локомотив», но враждебные отношения с болельщиками команды «мусоров» - московского «Динамо»). Некоторые стороны общественного движения институционализируются, и, в частности, в официальных фан-клубах при спортивных обществах фаны могут получать именные карточки для покупки билетов на матчи своей команды со скидкой.

В настоящее время российский «околофутбол» можно назвать сформировавшимся социальным явлением с ярко выраженными чертами английского стиля поддержки клуба как на домашних, так и на гостевых поединках. Свои банды (на сленге - «фирмы») имеют практически все клубы российского национального футбольного первенства вплоть до команд второй лиги. В среде российских хулиганов очень сильны идеи русского национализма. В этом смысле, российское хулиганское сообщество отличается от современного движения в Великобритании, где национализм по сравнению с 70-ми - 80-ми отошёл на второй план. Помимо этого, национальной чертой российского околофутбола является отсутствие достойной поддержки команды на домашних матчах. Исключением являются лишь московские дерби, и стоящие особняком фанаты питерского «Зенита».

Главными игроками на российской околофутбольной сцене традиционно являются хулиганы московских клубов ЦСКА и «Спартак», чьи столкновения носят самый ожесточённый характер и вызывают широкий общественный резонанс. Фанаты клуба «Зенит» Санкт-Петербург находятся в постоянной вражде со всеми бандами московских клубов. Фанаты московского «Динамо», переживают в последнее время затянувшийся кризис, связанный в первую очередь с невыразительной игрой команды. Однако при необходимости они способны собрать достаточное количество «бойцов», что было доказано ими в 2005 году, когда на товарищеский поединок с клубом «Динамо» (Киев) в украинскую столицу выехало около 200 человек, учинивших жесточайшую драку со своими визави на одной из центральных станций Киевского метрополитена. Следом за динамовцами идут хулиганы московских клубов «Торпедо» и «Локомотив», которые в жестоких драках между собой из года в год выявляют сильнейшего.

В 1980-е годы в этом плане опасения вызывали различные локальные группировки, название одной из которых люберы, молодежная группа криминального характера, получившая широкую известность.

Люберы

Люберы (Любера́) - агрессивное молодежное движение, возникшее в середине 80-х годов XX века в подмосковных городах и селах.

В городе Люберцы близ Москвы эта группа сформировалась как спонтанное объединение молодежи младших возрастных групп, отсюда и название. Особенностью социальной практики, выражавшейся люберами, является то, что в ней произошло соединение своеобразно понятой установки на здоровый образ жизни и агрессивного ответа на жизненную неустроенность и повсеместное нарушение социальной нормы в период «перестройки». Последнее обстоятельство реализовалось у люберов в т. н. практике «ремонта» - совместных действиях по «оздоровлению» общества, а на деле целенаправленном преследовании тех, кто, по мнению любералов, портит общество (группа подростков вылавливает и избивает бомжей, проституток, алкоголиков и т. д. в качестве «меры перевоспитания»).

Отличительными чертами люберов были культуризм, демонстративная поддержка социалистического строя (одним из их лозунгов был «Социализм любой ценой!»), а иногда - национализма, патологическая ненависть к рок-музыке и Западу и постоянные нападения на хиппи, панков, металлистов и других представителей молодежных субкультур, по их мнению засорявших и разлагавших советское общество.

В плане музыкальных пристрастий люберов отличало резкое неприятие любой нерусскоязычной музыки, особенно панка и тяжёлого рока. Сами они в основном слушали «блатные песни» и группы Любэ и Дюна.

Люберы предпочитали спортивный стиль в одежде, причём у люберецких люберов была характерная униформа - широкие клетчатые штаны и кожаная (чаще из заменителя) куртка, с которой было легко оттирать кровь. Впоследствии такой стиль одежды будет отличительной чертой всех гопников.

Гопники

Го́пник (первичное, с XIX в., значение в уголовном жаргоне - «оборванец», затем также «грабитель») - представитель маргинальной молодёжи, ведущий асоциальный образ жизни. Близки к хулиганам. Гопников отличает применение воровского жаргона, очень низкий уровень интеллектуального, культурного и духовного развития, склонность к насилию, пренебрежительное отношение к правопорядку в целом, а также к милиции («ментам») и законопослушным гражданам («лохам») в частности. Гопниками, как правило, становятся дети из неблагополучных семей. Широким слоям населения гопники встречаются чаще всего при так называемых гоп-стопах - уличных грабежах, сопровождаемых характерным «гопническим» разговором с жертвой, а иногда насилием.

Происхождение названия:

В 1920-е годы в Петрограде в гостинице «Октябрьская» (Лиговский проспект, дом 10) и в гостинице «Европейская» (Михайловская улица (Санкт-Петербург)) расположилось Городское общежитие пролетариата (ГОП), куда со всех вокзалов свозили беспризорников, промышляющих в городе уличными кражами и мелким грабежом. Их прозвали «гопниками» - по аббревиатуре приюта.

По другой версии, до революции 1917 гопниками сначала называли не уличных хулиганов, а нищих и бродяг. Тогда в России существовали «Приказы общественного призрения» - губернские комитеты, в чьём ведении находилась забота о нищих, калеках, больных, сиротах. Эти люди содержались в специальных призорных домах за счёт земских средств. Согласно этой версии, «гопник» происходит от аббревиатуры «ГОП» - Городское Общество Призрения.

Также существует версия о происхождении от слова «гоп-стоп» и от еврейского имени «Гопник».

«Одеваются гопы по особенному, изощрённому, примитивному и непохожему ни на один стилю, который выражается следующим набором ШИРПОТРЕБА (это является главным их одеянием): дешёвыми подделанными кроссовками обычно с надписью "ADIDAS" или "REEBOK"; квадратными туфлями (ботинками) из различного "кожаного" материала, одетыми вместе с джинсами либо со спортивными штанами типа "треко", как правило разноцветными.»

Немаловажным элементом их одежды являются также спортивные разноцветные куртки с высоким воротником, в которых они могут появляться абсолютно везде и в любое время года. Верхней одеждой у них являются кожаные куртки. И самым, пожалуй, главным элементом их одежды является КЕПКА! Кепка имеет несколько разновидностей, расцветок и форм. Гоповские же кепки имеют деталь, которая заворачивается внутрь, либо старая модель, с такой же деталью, но только вывернутой наружу. Благодаря именно этой детали они носят свои кепки и зимой, предварительно развернув её, прикрыв уши.

Приметным аксессуаром является также переносной магнитофон, работающий на батарейках. Используется гопниками для прослушивания их любимой музыки во время пребывания на улице. В последнее время вместо магнитофона используется мобильный телефон, как правило, из низких ценовых категорий.

Носят в основном туфли, с длинным носом, иногда с тупым или кроссовки

Характерная особенность гопника – это семена подсолнечника (семечки, «семАчки», «семки»), часто помещенные в конусовидный кулек из газетной бумаги. Поедаются гопниками для развлечения, лакомства, структурирования времени. Шелуха от семечек при этом сплевывается на тротуар.


Анархо-нигилистические, асоциально настроенные группы:

Панки, скинхэды

Панки

Панк, панки, панк-рокеры (от англ. punk - неопытный молодой человек; кто-то ненужный, бесполезный) - молодёжная музыкальная субкультура , возникшая во второй половине 1970-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются любовь к энергичной и нарочито примитивной рок-музыке (панк-року), критическое отношение к обществу и политике. С панк-роком тесно связано имя известного американского художника Энди Уорхола и продюссированной им группой Velvet Underground. Их солист Лу Рид считается отцом-основателем альтернативного рока, течения, которое тесно связано с панк-роком. Сам термин "панк" был придуман Легсом МакНилом. Так он назвал журнал, который издавал вместе с друзьями. Популярная американская группа Ramones считается первой группой, игравшей музыку в стиле "панк-рок". Первой британской панк-группой признаны Sex Pistols.

Итак панк - это чрезвычайно сложное культурное явление, главной задачей которого изначально было разрушение всевозможных стереотипов и рамок. Он представляет собой не просто музыкальный стиль - панк-рок, а определенную форму цивилизации, предполагающую систему ценностей, тип поведения, эстетическую программу, как и большинство других молодежных субкультур (металлистов, реперов и др.), которые формировались вокруг некоего музыкального течения (металлисты -металл, реперы - реп), разрабатывая свою идейную платформу и образ жизни. Панк-культура конституировалась как движение протестного типа, с ярко выраженной направленностью против господствующей культуры, против массового суррогата. Таким образом, Панк являлся и является контркультурой.

Что касается музыки, этот термин впервые был применен к так называемому "гаражному року" (1964-1967) - музыкальному молодежному течению в США, вдохновленному такими британскими группами как "Beatles" и "Rolling Stones" (например, группы "Sonics", "Seeds" и др.). Позже он был прикреплен к другому музыкальному направлению, появившемуся в Нью-Йорке в 1973-74 годах ("Ramones", "Television", "New York Dolls", "Patty Smith Group" и др.). И, наконец, это название дали бунтарским английским группам 1976-1978 гг. (наиболее известные - "Sex Pistols", "Clash", "Damned", "Alternative TV", "X - Ray Spex") журналисты, которые думали, что обнаружили ключевые моменты сходства между этими музыкантами и ньюйоркцами.

Таким образом, изначально слово "Панк" в значении "гниль" было использовано как метафора по отношению к американским группам , которые затрагивали в своих песнях запретные темы и вели себя максимально непристойно. Так, Лу Рид, лидер легендарной нью-йоркской группы "Velvet Underground" в пору расцвета культуры хиппи (1966-1968) и лозунгов вроде "непротивления злу насилием" пел о половых извращениях, растущем потреблении наркотиков, социальном отчуждении, жестокости общества, полной безысходности и разочаровании в будущем среди молодежи. Вокалист группы "The Stooges", представитель нью-йоркского Панка первой половины 1970-х, Игги Поп (настоящее имя - James Jewel Osterberg) бесился и бесчинствовал на сцене: он мог спокойно снять штаны на сцене во время концерта или плюнуть в публику, набрав в рот побольше слюны.

В 1980-х годах рок-культура (а тем более панк) являлась в России "элитарным" искусством - в смысле доступной лишь единицам по всей многомиллионной стране (в силу своей запретности), то в 1990-х происходит коммерциализация рок-музыки и она начинает активно тиражироваться, став типичным продуктом массовой культуры. Музыка делается ради денег и навязывается рекламой и различными формами музыкальных СМИ. Таким образом, в условиях рыночной экономики музыкальная композиция становится продуктом, товаром, прино­сящим иногда колоссальную прибыль.

Особенным является самобытный феномен в отечественном панке - "гробомания " (популярность омской группы "Гражданская оборона"). Пик этого явления приходится на 1992-1996 годы, когда главными кумирами российских "панков" были группы "Гражданская оборона" и британские "Sex Pistols" и "The Exploited". Социальный аспект "гробомании" проявлялся в том, что подростки по всей России слушали солиста Гражданской обороны "Егорушку" и впитывали его идеи. Это, безусловно, касается не всех поклонников этой панк - группы, но большая часть их воспринимала панк как нечто духовное (что отличало его от всей другой музыки). Они не знали точно, что такое панк. Из-за отсутствия информации им не на что было ориентироваться и они создавали свой собственный образ на основе усвоенных идей. Основным принципом (на их языке) было - "Я панк, значит, мне все пофиг!" Причем не в смысле безразличного отношения ко всему, а в смысле свободы, духовной и "ситуационной".

С середины 1990-х российская панк-сцена начинает ориентироваться на соответствующие западные идеалы а именно: "Green Day" и прочие калифорнийские поп-панк-группы. (В лице таких групп, как например, московские "Тараканы!" и питерский "Король и шут").

В российском панк-роке 1990-х почти нет идей (тогда как на Западе панк - это прежде всего идейная музыка), а те, которые были, нивелируются, т.е. подравниваются под общеизвестные догмы. Большинство групп повторяют одни и те же стереотипы - "сдирают" с одного и того же западного образца.

Что такое околофутбол? В последнее время это словосочетание встречается довольно часто. И люди, связанные с данным видом спорта каким-либо образом, прекрасно знают, что оно обозначает. Но многим его определение до сих пор не ясно. Что ж, стоит это исправить.

Определение

Околофутболом (или как еще сокращают данное слово - ОФ) называется всё, что происходит за пределами игрового поля. Это болельщики, их фанатские традиции, песни, кричалки, баннеры и, конечно, самое главное - разборки между приверженцами разных клубов. Драки, взрывание петард прямо на трибунах, поджигание флагов соперников - всё это и есть околофутбол. Более того! Это является его главной составляющей.

То, что было перечислено вначале - это мирный околофутбол, обычный. А вот все остальное - уже анархия, хулиганство и полный беспредел. К слову, фанаты объясняют своё движение как отдельную субкультуру.

История

Рассказывая о том, что такое околофутбол, нельзя не отметить вниманием и истории. Истоки таких явлений изучать всегда интересно.

В принципе, когда появился и сам вид спорта, тогда и возник околофутбол. Определение такое, конечно, вошло в жизнь фанатов намного позже, но беспредел среди болельщиков был замечен еще в первой половине XIX века в Англии. Даже в те далекие времена ярые почитатели соперничающих клубов собирались, что называется, “стенка на стенку” после того, как заканчивалась игра. Но то хулиганство, которое существует и по сей день, появилось позже - в середине прошлого столетия всё так же в Англии.

Почему этот вид беспредела продолжил процветать? Всё просто. У рабочей молодежи не было иного развлечения, кроме футбола. Он считался наиболее доступным в плане цены. Но с течением некоторого времени молодежи стало не хватать обычного боления на трибунах. И начало появляться футбольное насилие. К середине 60-х годов английские трибуны были более чем на две трети заполнены беспредельщиками. И не удивителен тот факт, что каждый второй матч завершался потасовками и драками. С этим ничего не могли поделать, и потому даже некоторые районы городов, где и собирались безумные фанаты для драк, объявлялись запретными зонами.

Последствия

Вот такая у движения “Околофутбол” история. Но это если вкратце. Всё о околофутболе и о футбольном хулиганизме рассказать просто невозможно. Однако о последствиях упомянуть необходимо.

Взять, к примеру, эйзельскую трагедию. Она произошла в 1985 году на стадионе “Эйзель” в Бельгии. Из-за таких футбольных английских хулиганов тогда во время матча “Ювентуса” и “Ливерпуля” (был финал Кубка Европейских Чемпионов) обрушилась стена одной из трибун. И вследствие этого погибло 39 человек (в основном итальянцы), многих ранило. Безусловно, людей было не вернуть. Потому УЕФА приняла решение отстранить на пять лет все английские клубы от принятия участия в европейских кубках. “Ливерпулю” дали на год больше. Но был один плюс. Поскольку игра транслировалась на весь мир, то трагедию увидели все люди, смотревшие её. И многих хулиганов это повергло в шок. Большинство осознало, к чему может привести футбольная анархия, и вернулось к нормальной жизни.

Сленг

Итак, выше было довольно подробно рассказано о том, что такое околофутбол. А теперь можно отдельным вниманием отметить и сленг, который активно используют фанатские беспредельщики.

Так, например, словами “арматура”, “аргумент” и “железо” называются бутылки, кастеты, палки, камни, а также прочие приспособления для драки, которые используются в ней по согласованию каждой из сторон. “Заряд” - это кричалка. А “кэжуалс” - фанаты, одетые в обычную одежду, без клубной символики. Слово “дерби” означает матч с принципиальным соперником. Комментаторы также активно используют данный термин, который уже стал классическим. Фантомасами, карликами и пионерами обычно называют молодых фанатов.

Перформанс - это организованное на трибунах шоу. А Омоновск-Сити - Нижний Новгород, так его интересно прозвали. А некрасивым словом “Пердяевка” называют города, которые расположены очень далеко и малопривлекательны для выезда. И, наконец, “кузьмич” - это человек, мало понимающий культуру фанатов.

Современный этап

В общем, как можно было понять, беспредел и анархия - вот что такое околофутбол. И, к сожалению, это движение не закончилось. Оно существует везде, и в России тоже. Особенный накал страстей наблюдается между болельщиками ЦСКА и “Спартака”. Кажется, что истинные фанаты московских клубов друг друга ненавидят.

К слову, околофутбол оставил след и в массовой культуре. Об этом явлении написано немало книг. Билл Буфорд выпустил “Английскую болезнь”. Дуги Бримсон написал “Куда бы мы ни ехали” и книгу “Команда”. Авторству Джона Кинга принадлежит “Фабрика футбола” и “Английский путь”. А выпустил “Заводной апельсин”.

Есть и немало фильмов. Некоторые сняты по мотивам вышеупомянутых книг. А в 2013 году вышел и российский фильм под названием “Околофутбола”. В массовке участвовали реальные фанаты, и по сюжету они дрались за те клубы, за которые болеют и в жизни. А один из эпизодов был снят прямо на стадионе во время дерби “Спартака” и ЦСКА.

Прежде всего, следует определить, что именно понимается под футбольным фан-движением и футбольными фанатами. Было бы ошибкой считать футбольными фанатами, только так называемые группы футбольных хулиганов, это означало бы значительно сузить изучаемое явление и сразу пометить его отрицательным ярлыком.
Футбольными фанатами в данном исследовании предлагаю называть ту часть футбольных болельщиков, которая придерживается определенной специфической субкультуры (нормы и ценности, специфические практики и символика и т.д.) и действует в соответствии с ней. Следовательно, в таком случае фан-движение – это среда, в рамках которой воспроизводится специфическая субкультура.
Реально о существования фан-движения в России, которое являлось бы носителем определенной субкультуры, можно говорить с 70-х годов 20 века. В то время появились первые фан-группы, постоянно совершающие определенный набор практик: выезды на матчи, специфическое поведение на стадионе и прочее. Они использовали специальную символику, появился сленг и другие атрибуты субкультуры. Правда, фан-движение не стало массовым, из-за сильного сопротивления со стороны традиционной культуры общества, которая, в силу своей моностилистичности, не принимала отклонений от традиционных практик, ценностей и т.д.
Активное противодействие этому явлению со стороны социальных институтов советского общества, из-за его несоответствия традиционным культурным стереотипам, локализовало новое социальное образование и численно, и территориально. Территориально фан-движение ограничилось рядом крупных городов: Москва, Ленинград, Киев и др., а численно не превышало нескольких сотен человек. Однако надо отметить, что все лидеры современного фан-движения начинали именно в это время, что и создало им авторитет в фан-движении.
После распада советского общества фан-движение стало расширяться. Связано это с целым рядом факторов.
Во-первых, переход от моностилистического типа культуры к полистилистическому. Общество стало более терпимо к отклонениям от традиционных ценностей и практик, что создало российскому фан-движению новые возможности.
Во-вторых, информационная открытость российского общества. На Западе фан-движение развивалось чрезвычайно бурно, но в советский период истории нашего общества, граждане практически ничего об этом не знали, фанаты западных клубов остерегались поездок в Советский Союз, поэтому фан-движение развивалось в информационном вакууме. По мере демократизации общества российское фан-движение получало все больше информации о фан-движении в других странах, и значительно возросло количество контактов с фанатами других стран. Все это способствовало повышению интереса к новому социальному явлению, и, следовательно, сделало его более популярным и массовым.
И, в-третьих, развитию фан-движения способствовало развитие других общественных движений и субкультур, представители которых впоследствии включались в фан-движение.
В постсоветском этапе развития фан-движения следует выделить 2 этапа. Первый охватил временной этап с конца 80-х годов по 1994-1995 годы.
В это время рекрутирование ресурсов происходит непосредственно в рамках фан-движения. Все они пытаются издавать собственную фан-литературу, но поскольку в этот период они практически не имеют финансовых ресурсов, то эти издания быстро закрываются. В это же время происходит адаптация западной субкультуры фанатизма к российским условиям, интериоризация культурных норм и стереотипов.
Несмотря на то, что фан-движение по-прежнему остается территориально локализованным по сути лишь в 2 городах (Москва и Санкт-Петербург), оно прибавляет численно. Численность фанатов стала измеряться несколькими тысячами человек (пожалуй, около 5-7 тысяч), наиболее крупные фан-группы были у московских команд: "Спартак", "ЦСКА", "Динамо".
Второй этап начался после 1995 года и продолжается до сих пор. Фан-движение столкнулось с тем, что возникают проблемы с мобилизацией ресурсов, прежде всего людских. Происходит реструктуризация фан-движения. Помимо рекрутирования в рамках фан-движения начинается процесс создания фан-групп и рекрутирования в рамках фан-групп.
Преимущество создания малочисленных группировок в том, что в таких группах значительно теснее коммуникации, потому подобные образования более жизнеспособны. Кроме того, члены фан-групп, чувствуют себя более защищенными от нападок со стороны представителей враждебных фан-движений, милиции или "дедовщины" собственных "соратников". У фан-движения появляются определенные финансовые ресурсы, так как многие фан-движения находят поддержку у руководства клубов, а также формируется система членских взносов в рамках фан-групп.
Однако подавляющее большинство фанатов не входят в фан-группы. Поскольку субкультура к этому времени уже достаточно развита, то это не составляет для них особой проблемы – они могут быть в курсе всех событий, происходящих в фан-движении, благодаря развитой системе коммуникаций (периодические СМИ фан-движений, Интернет и т.д.), участвовать практически во всех коллективных практиках и не чувствовать себя ущемленными.
Если говорить о лидерстве и авторитете в среде футбольных фанатов, то авторитет фаната зависит, прежде всего, от числа совершенных "выездов". Существует специальная иерархия выездов – чем дальше, тем почетнее – кроме того, существуют еще всякие "двойники", "тройники" (выезд в 2 или 3 города подряд без заезда домой). Если на выезд едет мало фанатов, то это также повышает их авторитет. Например, общефанатскую известность получили фанаты Крис и Зигзаг, которые вдвоем добрались до Владикавказа и, вдобавок, умудрились попасть в сюжет НТВ. Также на авторитет фаната влияют и некоторые другие факторы, о которых речь пойдет позже.
Фан-движение в настоящий момент расширилось и численно, и территориально. Практически во всех городах, имеющих свои клубы в высшем футбольном дивизионе и у ряда клубов первого дивизиона, появляются фан-движения. Наиболее крупные региональные фан-группы находятся в Волгограде, Владикавказе, Ярославле, Самаре и т.д. Правда, крупными их можно назвать только относительно прочих региональных фан-групп, так как их численность не превышает нескольких сотен человек.
Если попытаться оценить численность общероссийского фан-движения, то она составляет примерно 45-50 тысяч человек. По конкретным командам это распределено так: "Спартак" (Москва) – около 15 тысяч, "ЦСКА" (Москва) – около 10 тысяч, "Динамо" (Москва), "Зенит" (Санкт-Петербург) – 6-8 тысяч, "Торпедо", "Локомотив" (Москва) – 3-5 тысяч, региональные команды (в сумме) – 2-3 тысячи.
Кроме того, у фан-движения существует огромный резерв в лице тех, кто в данный момент не является фанатом, но является активным болельщиком. В качестве иллюстрации - ведущие российские футбольные команды ежегодно продают десятки тысяч клубных шарфов и множество другой клубной атрибутики. Таким образом, фан-движение этих команд ежегодно будет увеличиваться на несколько сотен человек, так как определенный процент из тех людей, кто покупает фанатскую атрибутику, рано или поздно станет футбольным фанатом.
Кроме того, фан-движение может резко увеличить свою численность в случае какого-то чисто футбольного успеха: выход в высшую лигу, победа в чемпионате, успешная игра в еврокубках и т.д. Наиболее характерные примеры такого рода московский "Локомотив" и санкт-петербургский "Зенит".
Московский "Локомотив" традиционно был наименее популярной московской командой, но удачные выступления в российском первенстве и европейских кубках существенно увеличили число его болельщиков и фанатов. То же самое и с "Зенитом". В то время когда "Зенит" выступал в первой лиге численность его фан-движения составляла всего несколько сотен человек, но как только он вышел в высшую лигу число фанатов сразу увеличилось в несколько раз и с тех пор постоянно растет.
Таким образом, к настоящему времени фан-движение стало по-настоящему массовым явлением, которое не ограничилось несколькими крупными городами, а постепенно распространяется по всей стране.

Фан-группы

Когда фан-движение становится по-настоящему массовым и достигает численности в несколько сотен или даже тысяч человек, то оно сталкивается с тем, что одинаковое общение между всеми фанатами становится невозможным просто физически. В это время происходит своеобразный распад фан-движения на фан-группы, куда входят наиболее активные фанаты.
Однако большая часть фанатов не входит в эти группы, предпочитает, например, совершать выезды вместе с теми людьми, с которыми находятся в приятельских или дружеских отношениях. Таким образом, фан-движение оказывается принципиально неоднородным по своему составу и состоит из разных групп.
Можно выделить 3 принципиально разные группы участников:
Во-первых, hooligan"s. Так называемые hooligan"s, или футбольные хулиганы - это наиболее активные и агрессивные члены фан-движения. Их численность невелика, по 20-30, реже 50, человек в фан-группе. В фан-движении может быть несколько таких фан-групп. Они пытаются претендовать на роль своеобразной элиты фан-движения. Это находит отражение даже в специальной символике. Вся их символика, как правило, именная, точнее номерная. Каждый фанат получает символику с определенным номером. В случае потери этой символики он подвергается санкциям, вплоть до исключения из своей фан-группы. У подобных фан-групп наиболее жесткие требования. Hooligan"s обязаны ежегодно совершать большинство выездов, особенно в те города, фан-движения которых враждебны по отношению к ним и участвовать во всех драках.
В то же время, если кому-то из фанатов удается добыть атрибутику hooligan"s враждебного фан-движения, то это резко повышает его престиж в собственном фан-движении. Такая символика (добытая в драках), принадлежащая вражеской фан-группе может носиться фанатом, добывшим ее. Например, от шарфа отрывается лоскут, который носится обмотанным вокруг щитолоки или запястья.
Следом по иерархии располагаются члены фан-групп. Они также немногочисленны (20-40 человек) и обычно объединены по территориальному принципу: один населенный пункт или один район города (или микрорайон). Такие фан-группы обычно заказывают специальную символику и атрибутику, отражающие не только поддержку определенного клуба, но и принадлежность к данной фан-группе.
Чаще всего образование таких групп происходит по территориальному принципу, что естественно наиболее удобно в плане коммуникаций между фанатами. Например, фан-группу могут образовать жители пригородного поселка, поддерживающие команду "большого города", или жители городского микрорайона. Как правило, это те микрорайоны, которые достаточно автономны и ощущают свою "отдельность" от остального города.
А на нижней ступени располагаются так называемые "кузьмичи" или неорганизованные фанаты, не принадлежащие к фан-группам, но участвующие в деятельности фан-движения. Отношение к ним со стороны членов фан-групп отражает чувство превосходства. Но таких фанатов подавляющее большинство в любом фан-движении.
Эти фанаты пользуются обычной клубной символикой, находящейся в открытой продаже. Обычно они менее активны, чем фанаты, вступившие в группировки. У них нет никаких жестких обязательств относительно того, какие выезды и когда совершать, как поступать в тех или иных ситуациях. В тоже время они наиболее уязвимы в разного рода конфликтных ситуациях, например, во время выезда, когда они не могут рассчитывать на поддержку своей группы. В результате молодые фанаты почти всегда становятся жертвами "дедовщины" со стороны некоторых фанатов из группировок, как правило, hooligan"s. Правда, обычно это ограничивается сбором определенной денежной "дани".
Рассмотрев вопрос иерархии членов разных фан-групп в фан-движении, следует затронуть вопрос о том, что собой представляют фан-группы, и как они функционируют.
Фан-группа обычно состоит из 20-30 человек, объединенных по принципу территориальной близости. Однако это отнюдь не исключает того, что в данной фан-группе может оказаться человек, живущий, например, на другом краю города. Для того чтобы попасть в фан-группу, необходимо получить рекомендацию от одного или двух (в разных группировках по-разному) членов группировки или фанатов, пользующихся авторитетом в фан-движении, но не являющихся членами данной группировки.
Большинство фан-групп имеют свой устав, частично регламентирующий действия фаната. Обычно уставом предписывается то, какое количество выездов в другие города должен совершить фанат, принадлежащий данной группировке. Иногда выезды подразделяются на "ближние" и "дальние", в таких случаях предписывается минимально обязательное количество "дальних" выездов.
Как правило, за каждым фанатом в группировке закрепляется своя социальная роль, так чтобы осуществлялись все необходимые для существования и развития группировки функции: организаторская, информационная, управление финансами группировки, паблик релейшенз (речь идет о взаимоотношении группировки с другими группировками) и т.д. Иногда это принимает комические формы, когда выдумываются совершенно нелепые функции только для того, чтобы каждому участнику было чем заняться.
Периодически устраиваются собрания членов группировки для обсуждения каких-либо актуальных вопросов, стоящих перед данной группой или всем фан-движением.
В некоторых группировках существует практика регулярных членских взносов, в других же постоянных выплат не существует, деньги собираются под целевые проекты: заказать для группировки специальную атрибутику, сделать транспарант и т.д.
Таким образом, фан-группа – это достаточно автономное образование внутри фан-движения и многие люди приходят не столько в фан-движение, сколько именно в фан-группу.
Существует даже такая фанатская байка, что однажды к старому фанату пришел человек и говорит, что он с приятелями хочет создать фан-группу. На вопрос фаната, сколько же их человек, он отвечает, что около 20, правда, 15 из них не знают футбольных правил и футболом, в общем-то, не интересуются. Это, конечно, всего лишь байка, но она имеет под собой определенные основания.
Действительно, одно время существовала заметная тенденция, что к фанатам пыталась прибиться обыкновенная городская шпана, которую прельщала возможность выйти на "качественно новый" уровень, формально став фанатом, реально не меняя своих привычек. Правда, такие люди либо отсеивались, либо действительно меняли свои привычки.
Общие замечания о субкультуре
футбольных фанатов

В настоящий момент можно говорить о том, что не существует самостоятельных национальных субкультур футбольных фанатов. Да, существуют некоторая национальная специфика, те или иные практики, отличные от практик фанатов других стран, варианты сленга. Но все это, можно списать на различия разных народов в темпераменте, культурных традициях и т.д. Тем не менее, на мой взгляд, не стоит говорить о существенном, принципиальном отличии разных национальных фанатских субкультур.
Из-за широкого освещения футбола телевидением и прессой, а также в результате постоянных контактов фан-групп из разных стран, произошло создание общемировой фанатской субкультуры.
Россия практически не участвовала в процессе создания этой субкультуры. Фан-движение в России возникло в тот момент, когда эта субкультура уже существовала. Кроме того, можно говорить, что именно факт существования такой субкультуры и породил фан-движение в России. Оно возникло для того, чтобы воспроизводить эту субкультуру.
Таким образом, данное культурное явление стало на стадии своего возникновения почти 100-процентной культурной инсценировкой. В пользу этого тезиса можно привести целый ряд аргументов. Во-первых, в России до 70-х годов 20 века никогда не существовало какого-либо аналога данной субкультуры. Во-вторых, популяризация данной субкультуры связана, во многом, с деятельностью СМИ. До тех пор, пока субкультура футбольных фанатов не стала объектом интереса электронных СМИ, она развивалась слабо. По мере повышения интереса к ней, ее развитие становилось все более бурным. В-третьих, не случайно, что фан-движение в России зародилось в Москве и Санкт-Петербурге – в тех городах, которые наиболее восприимчивы к западным культурным явлениям и западному образу жизни. В-четвертых, провинция до сих пор слабовосприимчива к этой субкультуре. Фанатское движение в провинции до сих пор существует лишь в зародыше, даже в тех городах, чьи команды удачно выступают в национальном первенстве или в европейских кубковых турнирах. В-пятых, средний возраст участников 15-20 лет, то есть они наиболее восприимчивы к новой культуре и готовы к изменению культурных стереотипов. Число аргументов можно продолжить.
Хотя фан-движение в России возникло для того, чтобы воспроизвести уже существовавший культурный эталон, состав участников оказался принципиально другим, чем на Западе. Фан-движения на Западе объединяют людей, средний возраст которых около 25-30 лет. Средний возраст российских фанатов 15-20 лет. Наверное, существует принципиально разная система мотивации участия, но это тема отдельного исследования. Правда, почти все лидеры намного старше по возрасту (начинали в 70-80-х годах).
Фанатская субкультура принципиально оппозиционна по отношению к общей культуре общества, так как нацелена на создание собственного стиля жизни, но не конфликтна. Редкие конфликты (столкновение фанатов с милицией), если и возникают, то, как правило, не по инициативе футбольных фанатов. Весь потенциал конфликта выплескивается внутри субкультуры, на другие фан-движения.
Если говорить о взаимоотношениях субкультуры футбольного фанатизма с другим субкультурам, например, музыкальными, то также заметна одна, вполне логичная закономерность. Субкультура футбольных фанатов оказалась вполне приемлемой для представителей целого ряда других субкультур: скинов, киноманов, алисоманов, панков и т.д. Как правило, это "агрессивные" субкультуры, предстаители которых предпочитают конфликтное существование с представителями других субкультур, с органами правопорядка и т.д. Такое объединение вполне логично, так как субкультура футбольных фанатов также агрессивна, поэтому представители других субкультур чувствуют себя в ней также или почти также комфортно, как и в собственной субкультуре.
Особая тема – футбольные фанаты и национализм. В истории довольно много примеров тому, что фанаты многих команд близки к крайнему национализму или даже фашизму. Не исключение и российские фанаты, многие из которых поддерживают националистические идеи. В качестве свежего примера, реакция ряда фанатов на бомбовые удары НАТО по Югославии. Форма протеста была очень резкой (антиамериканские лозунги, сжигание флагов и т.д), а ради успеха этих акций объявили перемирие даже непримиримые враги – фанаты "ЦСКА" и "Спартака".
После этого вступления можно перейти к непосредственному рассмотрению субкультуры футбольных фанатов. В дальнейшей части статьи речь пойдет об основных компонентах фанатской субкультуры: символика, сленг и коллективные практики.

Символика и атрибутика фан-движения

Еще некоторое время назад фирменная клубная атрибутика была достаточно дефицитной вещью. В 70-80-х годах подавляющее большинство символики и атрибутики, используемой фанатами, была самодельной. В настоящее время в России производство футбольной атрибутики поставлено "на поток", поэтому можно встретить самую разнообразную символику и атрибутику. Поэтому имеет смысл выстроить некоторые типизации этой разнообразной атрибутики.
В основании первой типизации можно положить клубную принадлежность символики. В этом случае с точки зрения конкретного фаната символика и атрибутика разделится на четыре большие группы: 1) символика собственной команды, 2) символика дружественных фан-движений, 3) символика враждебных фан-движений, 4) символика фан-движений, с которыми фанаты данной команды никаких отношений не поддерживают. Таким образом, разные типы символики ассоциируются с разными эмоциями: от дружеской до враждебной. Поэтому с этой типизацией связан ряд правил, определяющий поведение фаната, например, его отношение к фанатам с символикой и атрибутикой других команд.
Ношение атрибутики какой-либо команды накладывает на ее владельца определенные обязательства и ответственность. Ношение символики может повлечь за собой как позитивное, так и на редкость негативное отношение к ее владельцу. Скажем, если в Петербурге появляется человек с атрибутикой дружественных фан-движений, например фанат "ЦСКА" (на момент написания статьи отношения этих фан-групп дружественные), то у него не будет никаких проблем, а питерские фанаты отнесутся к нему вполне дружелюбно. В то же время ношение спартаковской символики повлечет негативные последствия, как минимум, конфискацию атрибутики. Обмен атрибутикой не очень приветствуется, поэтому допускается только между фанатами дружественных фан-движений.
Тема взаимоотношений фанатов различных команд очень любопытна. На данный момент отношения между фанатами разных команд еще не устоялись, поэтому агрессия направляется на разные команды. Например, фанаты "Зенита" сначала (года три назад) дружили с фанатами московского "Спартака", а напряженные отношения у них были с фанатами "ЦСКА" (фанаты "ЦСКА" и "Спартака" - непримиримые враги). На данный момент взаимоотношения фан-групп изменились на 180 градусов. Питерские фанаты "воюют" c фанатами "Спартака" и дружат с фанатами "ЦСКА".
Также разный "вес" имеет разная атрибутика одной и той же команды. Здесь можно выделить три основные группы: 1) атрибутика "боевых организаций" – hooligan"s, 2) атрибутика фан-групп, 3) общефанатская атрибутика. Первые две категории отличает то, что их нет в открытой продаже, и вся атрибутика изготавливается на заказ. Кроме того, как правило, это номерная символика, что формально должно усиливать ее индивидуальность. Общефанатская атрибутика находится в открытой продаже, но и у нее разный "рейтинг". Поскольку в продаже довольно много всевозможной атрибутики и она периодически меняется, то наиболее престижна та атрибутика, которая выпускалась раньше (желательно, чтобы ее выпуск в настоящий момент был прекращен).
В развитом фан-движении атрибутика достаточно разнообразна и придумать что-то новое очень сложно. Фигурируют клубные шарфы, футболки, кепки, шапки, десятки значков, флаги, колпаки немыслимых размеров и т.д. Однако, новые нестандартные ходы все же возможны. Кстати, именно благодаря появлению новой символики зенитовские фанаты получили обобщающую сленговую кличку. Зенитовский клуб первым в России начал выпускать полиэтиленовые пакеты с изображением коллективной фотографии игроков "Зенита", а зенитовские фанаты получили обобщающее прозвище "мешки".
Если же говорить о символике и символах, то это, прежде всего, напределенный набор и последовательностью цветов. И те клубы, у которых существуют серьезные традиции, стараются постоянно воспроизводить именно устоявшуюся клубную символику. Так, например, клубная форма и вся фанатская атрибутика московского "Торпедо" выдерживается в черно-бело-зеленых тонах, петербургского "Зенита" в сине-бело-голубых и т.д.
Для фанатов крайне важна такая стабильность, потому что любые изменения символики клуба вынуждает фанатов менять всю атрибутику, что дорого, трудоемко и может породить конфликты в фанатской среде. Кроме того стабильность клубных цветов – это не только стабильность в фанатской атрибутике, но и определенные традиции в субкультуре фан-движения, так как клубные цвета находят свое отражение, например, в фанатском фольклоре. Но об этом речь пойдет несколько позже.
Молодые провинциальные клубы обычно не имеют сложившихся клубных традиций, и поэтому они иногда позволяют себе радикально менять клубные цвета. Это, разумеется, создает дополнительные сложности фанатам этих команд. Кроме того, символами клуба могут стать имена знаменитых игроков и тренеров, защищавших цвета команды, особые места, неразрывно связанные с историей клуба (как правило, стадион) и т.д.
Кстати, любопытный пример на тему, что такое клубные традиции и к чему могут привести попытки их нарушить, продемонстрировало московское "Торпедо". После того как значительную часть акций этого старинного московского клуба с богатейшими традициями купило АО "Лужники", оно стало проводить домашние матчи на стадионе "Лужники", а не на старом торпедовском стадионе и изменило название клуба с "Торпедо" на "Торпедо-Лужники". Кроме того в клуб пришел тренер из "ЦСКА" и привел с собой целую группу игроков из этого клуба, отказавшись от услуг "коренных" торпедовцев.
Это решение спровоцировало сложные конфликты в самой команде и раскол в среде фанатов. Большая часть фанатов решило, что старый стадион подчеркивал то, что "Торпедо", это команда неразрывно связаная с "ЗИЛом", а все изменения - это попытка разорвать эти традиции. В результате произошел раскол фанатского движения и большая часть фанатов стала поддерживать недавно созданную команду "Торпедо-ЗИЛ", даже несмотря на то, что эта команда первое время выступала во втором дивизионе. Они решили, что именно эта команда является правопреемником знаменитой команды Стрельцова и других великих торпедовских игроков.
А кризис в "Торпедо" не разрешен до сих пор. Руководители двух клубов никак не могут договориться и в Москве существуют 2 команды претендующие на то, чтобы называться правопреемниками легендарного клуба. Разумеется, это создает дополнительные сложности для развития данного фан-движения.

Сленг футбольных фанатов, с одной стороны, до сих пор окончательно не сформировался и находится в процессе создания. С другой стороны, он уже сформирован настолько, что непосвященный человек не сможет адекватно участвовать в разговоре 2 фанатов, потому что, во-первых, словарный запас достаточно велик, во-вторых, многие слова и словосочетания несут дополнительную смысловую нагрузку, а в-третьих, необходимо знать не только сленг, но и быть в курсе происходящих в фан-движении событий.
Некоторое влияние на формирование фанатского сленга в России оказал английский язык, начиная с hooligan"s и заканчивая англоязычными названиями многих фан-групп. Однако, все слова, обозначающие коллективные практики и все, связанное с ними, - русские.
Основная цель появления фанатского сленга с одной стороны очевидна – выделить и обособить фан-движение от остального мира, установить критерий деления на "своих" и "чужих". С другой стороны появление слишком развитого фанатского сленга стратегически невыгодно, так как это затруднит мобилизацию новых членов.
Говоря "невыгодно", я не заявляю о том, что фан-движение настолько хорошо управляется. Едва ли кто-то всерьез планирует стратегию развития движения (тем более, что почти во всех фан-движениях процессы протекают примерно одинаково), скорее это происходит интуитивно. Подавляющее большинство фанатов – молодые, те, кто "фанатеют" 1-2 года и не могут похвастаться обилием "выездов". Поэтому они, конечно, хотят иметь определенное превосходство над совсем молодыми членами движения, что и демонстрируют, пользуясь сленгом. В тоже время они не могут реально развивать сленг дальше, так как не обладают достаточным авторитетом. У тех же, кто должным авторитетом обладает, да у всего движения есть более актуальные проблемы, чем развитие сленга.
Поэтому в разговоре активно используется то, что можно назвать "язык улиц". Серьезные изменения в фанатском сленге либо произойдут позже, либо не произойдут вовсе.
Так что в настоящий момент специальными сленговыми словами обозначены, в основном, коллективные практики и то, что с ними связано. Едва ли есть смысл воспроизводить их в этой статье. Имеет смысл только подчеркнуть, что в большинстве случаев не происходит образования новых слов. В существующие в обычном языке слова просто вкладываеься новый смысл, который, кроме того, иногда варьируется в зависимости от контекста.

Коллективные практики

Коллективные практики футбольных фанатов настолько разнообразны, что описать их все в этой статье достаточно затруднительно. Вполне уверенно можно говорить о том, что это ключевой компонент всей фанатской субкультуры. Сленг и атрибутика служат лишь вспомогательным средством для осуществления практик.
Выполнение определенного набора практик – главное и необходимое условие для того, чтобы человек мог считать себя принадлежащим к фан-движению. Прежде всего, это "выезды". Если фанат перестает ездить вместе в командой в другие города, он перестает быть фанатом и каким бы интенсивным не было бы его посещение домашних матчей – это не оправдание.
Также фанат должен уметь совершать коллективные практики, популярные в фан-движении. Разумеется, не существует какой-либо "школы", тренеровок и чего-либо подобного, где фанаты тренеруют выполнение коллективных практик. И когда наши "профессионалы"-комментаторы заявляют, что фанаты собрались на стадионе за 2 часа до начала матча на стадионе, чтобы "распеться" или потренировать свое взаимодействие, то это не соответствует действительности. То, что фанаты за час до начала матча начинают осуществлять какие-то практики, связано или с тем, что они поддерживают свою команду, которая вышла на разминку, или им просто стало скучно.
Вообще же, смысл приходить на стадион за час или два до начала матча, во-первых, в том, чтобы иметь возможность встретить команду, приезжающую на стадион. Во-вторых, чтобы в очередной раз продемонстрировать свое отличите от остальных болельщиков. А, в-третьих, в том, что если прийти на ажиотажный матч, например, "Зенит" - "Спартак" на фан-сектор стадиона даже за час, можно просто не попасть на стадион. Фанаты – мастера проходить на стадионы "на халяву", а вместимость фан-секторов стадиона значительно меньше числа желающих на нем побывать.
Коллективные практики отрабатываются непосредственно во время матчей. Обычно репертуар практик ограничен, поэтому фанаты, постоянно приходящие на стадион, его быстро разучивают. В то же время когда появляется какая-то новая практика, то это легко заметить, потому что первое время ее выполнение получается не слишком удачно.
Практики обычно состоят из определенного набора движений, осуществляемого под ритм, который задается фанатскими песнями или так называемыми "кричалками".
Их главное отличие друг от друга - длительность. Песня состоит из нескольких куплетов, положенных на мотив какой-нибудь известной песни. В репертуаре фан-групп, как правило, всего 1-2 настоящие песни. А "кричалка" – это просто один (реже 2-3) куплета, рифмованных ритмом или словами. Их можно разделить на хвалебные (в адрес своей команды, какому-либо ее игроку в отдельности или тренеру) и ругательные (в адрес судьи, команды-противника и т.д.).
Вообще, с футбольным фанатизмом связан определенный стиль жизни, привлекательность которого оказывается для многих одним из главных стимулов к вступлению в фан-движение. Наиболее ярко этот стиль жизни проявляется во время поездок в другие города.

Выезд в России и выезд на Западе – это, как говорят в Одессе, "две большие разницы". Для европейских фанатов выезд – это цивильная поездка на собственном автомобиле или в комфортабельном поезде, которая занимает несколько часов и не доставляет особых хлопот. Выезд в России, особенно дальний – это самая настоящая авантюра. Поездка из Петербурга, скажем, в Сочи без денег на билеты длится несколько дней, а это еще не самый дальний маршрут. Существуют рассказы-легенды о том, как кто-то 2 недели добирался до Тюмени на пригородных электричках и т.п. Выезд – это определенный стиль жизни, и для многих это самое интересное, что есть в жизни фаната.
Человек не может считаться фанатом, если он не совершает определенное количество выездов, то есть поездок вместе с командой в другие города. Существует определенная иерархия выездов. На рейтинг выезда влияет, прежде всего, его географическая удаленность, а, кроме того, то, враждебны ли фанаты этого города по отношения к данному фан-движению. Если фанаты этих городов находятся в состоянии войны, то рейтинг выезда возрастает.
В принципе не существует каких-то ограничений на виды транспорта, который используется, чтобы добраться до нужного города. Добирайся хоть самолетом, если это тебе по карману. Но большинство фанатов добираются "на собаках", автостопом или на специально арендованных автобусах.
Подавляющее большинство фанатов добираются до места назначения "на собаках", то есть на пригородных электричках или поездах. Чтобы совершить даже самый близкий выезд – в Москву – таким способом необходимо затратить около суток. Чтобы добраться из Петербурга в Москву на пригородных электричках нужно совершить минимум 5 пересадок. Как правило, фанаты выезжают утром одного дня, а в Москву приезжают утром следущего дня.
Поездка в Москву стала настолько обычным делом, что к ней уже все привыкли и не только фанаты. Контролеры уже не удивляются, когда в электичке едет несколько сотен безбилетников, местная милиция заранее готовится и пытается локализовать фанатов, мешая им разбредаться по населенным пунктам в местах пересадок.
Станции пересадок расписаны и питерскими, и московскими фанатами, так что не возникает сомнений, что именно здесь пролегает фанатская дорога из Санкт-Петербурга в Москву.
Старые фанаты обычно ездят на поездах, но несколько старых фанатов едут и на электричках, чтобы организовать и осуществлять руководство выездом. Периодически фанаты организуют в вагонах какую-нибудь коллективную акцию, чтобы оставить о себе память. Что интересно, далеко не все пассажиры относятся к фанатам отрицательно, многие выказывают живейшую заинтересованность, задают разные вопросы, могут попытаться попрогнозировать о будущем матче.
Если фанаты двух городов (имеются в виду только фанаты, принадлежащие к фан-группировкам) находятся в хороших отношениях, то принимающая сторона встречает и провожает приехавших фанатов. Они вместе "тусуются", причем "хозяева" должны организовать все на подобающем уровне и нести основные расходы.
Если же фанаты находятся в напряженных отношениях или имеет место конфликт, то приехавшие фанаты держатся вместе, чтобы не быть в одиночестве в возможных драках. Наиболее агрессивные договариваются о месте и времени возможных драк - "забивают стрелки". Поэтому милиция, зная это и не вдаваясь в нюансы взаимоотношений между фанатами, часто пытается локализовать фанатов в каком-то определенном месте.
Например, в 1998 году во время выезда в Ярославль питерские фанаты были встречены милицией на вокзале, согнаны на берег местной речки, где их в оцеплении и продержали до начала матча. После матча фанаты также были оцеплены, доставлены на вокзал, посажены в специально прицепленный вагон поезда и отправлены из города.
По приезде в город большинство фанатов разбредаются по его улицам, либо обозревая его достопримечательности, либо пытаясь запастись горячительными напитками. Город по мере возможности разрисовывается и расписывается фанатами.
Практика поведения на матче не претерпевает каких-либо серьезных изменений, разве что приезжим фанатам отводится специальный сектор, куда их пускают, как правило, бесплатно, а по окончании матча держат на этом секторе до тех пор пока не разойдутся остальные болельщики.

Фанатские войны

Если обратиться к опыту зарубежного футбольного фанатизма, то для европейских обществ это одна из наиболее серьезных проблем, связанных с футбольными фанатами. Массовые побоища, которые устраивают фанаты различных клубов и сборных (особенно в этом преуспели английские, немецкие и латиноамериканские футбольные фанаты), заканчиваются десятками раненых, разгромленными магазинами и даже убитыми. Российский фанатизм пока обходился без человеческих жертв, но, учитывая масштабы и ожесточенность фанатских драк последних лет, трагический счет может быть открыт очень скоро.
Интересно, что обычно фанатские войны возникают в трех видах случаев.
Во-первых, между фанатами команд, ра

В продолжение темы:
Грамота

Если мы хотим сказать кому принадлежит какая вещь или сказать о том, кто чей родственник, то нам помогут притяжательные местоимения. Такие местоимения отвечают на вопрос...

Новые статьи
/
Популярные