Дионис римское имя. Дионис – бог растительности, виноделия, вдохновения и производительных сил природы: фото, картинки описание культа Диониса

Дионис - бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия
Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Хотя имя Дионис встречается на табличках критского линейного письма "В" еще в XIV в. до н.э., распространение и утверждение культа Диониса в Греции относится к VIII-VII вв. до н.э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии.

В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев. Дионис как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону - как прежде всего божеству родовой аристократии. Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.
Примечание: авторы и названия картин всплывают, если на них навести курсор.


Франция. Изобразительное искусство 1 в. до н. э. — 17 в. Ф. Жирардон. «Апполон и нимфы» (декоративная группа в гроте парка в Версале), Мрамор. 1662—72.

Существуют мифы о разных древних воплощениях Диониса, как бы подготавливающие его приход. Известны архаические ипостаси Диониса: Загрей, сын Зевса Критского и Персефоны; Иакх, связанный с Элевсинскими мистериями; Дионис - сын Зевса и Деметры (Diod. III 62, 2 - 28). Согласно основному мифу, Дионис - сын Зевса и дочери фиванcкого царя Кадма Семелы.

По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнем смертную Семелу и ее терем. Зевс выхватил из пламени Диониса, появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро. В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы не бедре (Неs. Theog. 940-942; Eur. Bacch. 1-9, 88-98, 286-297), а потом отдал Диониса через Гермеса на воспитание нисейским нимфам (Eur. Bacch. 556-569) или сестре Семелы Ино (Apollod. III 4, 3).
Родившийся через три месяца мальчик и был богом Дионисом, который, достигнув зрелости, разыскал мать в подземном царстве, после чего Семела была перенесена на Олимп. Завистливые сестры Семелы истолковали её смерть как наказание, посланное Зевсом за то, что она отдавалась смертному. Впоследствии Зевс отомстил сестрам Семелы, наслав всякого рода бедствия на их сыновей.
Имя Семела фригийского происхождения, оно значит «земля»; вероятно, Семела была фригийско-фракийским божеством земли. Миф же о рождении Диониса от Зевса должен был обеспечить введение в олимпийский пантеон бога, первоначально к нему не принадлежавшего.

Дионис нашел виноградную лозу и научил людей делать вино.
Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришел во Фригию, где богиня Кибела-Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям.

После этого Дионис через Фракию отправился в Индию (Apollod. III 5, 1). Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Диониса похищают морские разбойники - тирренцы (Apollod. III 5, 3). Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Диониса. Они заковали Диониса в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Диониса; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Дионис явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов (Hymn. Ноm. VII).
В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Диониса. Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий ("плющ", "плющевой"), "виноградная гроздь" и т. д. (Eur. Bacch. 105, 534, 566, 608). Зооморфное прошлое Диониса отражено в его оборотничестве и представлениях о Дионисе-быке (618 920-923) и Дионисе-козле. Символом Диониса как бога плодоносящих сил земля был фаллос.

На острове Наксос Дионис встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак; от него она родил Энопиона, Фоанта и др. (Apollod. epit. I 9). Повсюду, где появляется Дионис, он учреждает свой культ; везде на своем пути обучает людей виноградарству и виноделию.

В шествии Диониса, носившем экстатический характер участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса - Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием.

С воплями "Вакх, Эвое" они славили Диониса - Бромия ("бурного", "шумного"], били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корней деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин (Eur. Bacch. 135-167, 680 - 770).

Дионис славится как Лиэй ("освободитель"), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены (616-626). Он насылает безумие на врагов и страшно их карает; так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царем Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное (Apollod. III 5, 2; Eur. Bacch. 1061 - 1152).
На Ликурга - сына царя эдонов, выступавшего против культа Диониса, бог наслал безумие, а затем Ликург был растерзан своими же лошадьми (Apollod. III 5, 1)

В число 12 олимпийских богов Дионис вошел поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Диониса, в которых участвовали фиады - вакханки из Аттики (Paus. X 4, 3). В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Диониса и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса (Aristot. Rep. Athen. III 3).

Из религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису (греч. tragodia букв. "песнь о козле" или "песнь козлов", то есть козлоногих сатиров - спутников Диониса), возникла древнегреческая трагедия. В Аттике Дионису были посвящены Великие, или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте - апреле); Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе - феврале); Малые, или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре - январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе.

В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Диониса). В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.

Менады (M a i n a d e z, "безумствующие"), вакханки, бассариды · спутницы Диониса. Следуя фиасами (толпами) за Дионисом, менады, украшенные виноградными листьями, плющом, сокрушают все на своем пути тирсами, также увитыми плющом. Полуобнаженные, в шкурах пятнистого оленя, со спутанными волосами, часто подпоясанные задушенными змеями, они в безумном восторге взывают к Дионису Бромию ("Шумному") или к Дионису Плющевому, восклицая "Вакх, Эвое".

Они растерзывают в лесах и горах диких животных и пьют их кровь, как бы приобщаясь к растерзанному божеству. Тирсами менады выбивают из скал и земли молоко и мед, нередки человеческие жертвы. Они увлекают за собой женщин, приобщая их к служению Дионису.

Источником мифов о менадах является трагедия Еврипида "Вакханки", но уже у Гомера Андромаха, узнавшая о гибели Гектора, названа "менадой с сильно бьющимся сердцем" (Гомер "Илиада", XXII 460 след.).

Вакханалия — так называли римляне оргические и мистические празднества в честь бога Вакха (Диониса), шедшие с Востока и распространившиеся сначала по югу Италии и Этрурии, а ко II в. до н. э. — по всей Италии и в Риме.

Вакханалия проводилась тайно, её посещали только женщины, которые собирались в роще Симилии возле Авентийского холма 16-го и 17-го Марта. Позже на церемонию стали приходить и мужчины, а торжества начали проводиться пять раз в месяц.

Дурная слава этих празднеств, на которых планировалось множество различных преступлений и политических тайных сговоров, которую отчасти распространял Сенат — так называемый, Senatus consultum de Bacchanalibus (надпись на бронзовой табличке, найденной в Калабрии в 1640 г.) — способствовала запрещению Вакханалии на территории всей Италии, кроме отдельных особых случаев, которые должен был одобрить непосредственно Сенат.

Несмотря на тяжёлое наказание, налагаемое на нарушителей данного постановления, Вакханалия не была искоренена, во всяком случае на юге Италии, очень долгое время. Кроме Диониса, Вакх приравнивается к Либеру (а также к Либеру Патеру). Либер («свободный») был богом плодородия, вина и роста, он был женат на Либере. Праздник в его честь назывался Либералия, он праздновался 17 марта, но согласно некоторым мифам, праздник отмечался и 5 марта.

Празднества эти соединялись с диким, исступлённым разгулом самых низших животных страстей и нередко сопровождались насилиями и убийствами. В 186 году сенат принял против них самые строгие меры (Senatusconsultum de Bacchanalibus дошло до нас на бронзовой доске, хранящейся теперь в Вене). Консулы производили розыски по всей Италии, последствием чего было множество казней, ссылок и заточений (Ливий, 29, 8-18). Совершенно искоренить эти безнравственные мистерии, однако, не удалось, а имя их надолго осталось для обозначения шумных попоек, и в этом смысле употребляется и в России.

Источников информации много, в том числе: http://www.greekroman.ru, http://mythology.sgu.ru, http://myfhology.narod.ru, http://ru.wikipedia.org

Среди бесчисленного числа богов, сменявших друг друга на протяжении всей истории человечества, есть один, которому люди не устают поклоняться, и дань которому воздают с особым удовольствием - это бог вина и веселья. И не важно, как именно его величали в ту или иную эпоху - Бахус, Дионис или как-то иначе, но он всегда умел разогнать скуку и уныние.

Побочный сын громовержца

Его появление на свет было столь же необычным, как и вся последующая жизнь. Небожители, населявшие в давние времена Олимп, долго потом рассказывали, как его папаша Зевс тайком от своей жены Геры повадился ходить к молодой и весьма легкомысленной богине Семеле, которая очень скоро ощутила себя, что называется, в интересном положении.

В объятиях громовержца

Когда соседки-богини донесли об этом Гере, та, пожелав излить свою ревность не на мужа-блудодея, а на его пассию, колдовством внушила ей безумную фантазию просить своего любовника обнять её столь же неистово, как он привык это делать с ней - законной женой.

Улучив один из тех моментов, когда мужчины щедры на обещания, Семела нашептала ему своё желание. Бедняжка не учла лишь одного - безумных объятий она просила у самого громовержца, и, получив их, тут же сгорела, объятая огнём его ничем не сдерживаемой страсти.

Божество, рождённое из бедра

Однако надо отдать должное Зевсу, даже в такой критический момент он не потерял присутствия духа. Успев исторгнуть из чрева своей сгорающий подруги едва развившийся плод, он поместил его в собственное бедро, после чего благополучно доносил и в положенное время разрешился смуглым, горластым младенцем. Именно так, если верить легенде, появился на свет греческий бог вина и веселья Дионис.

За давностью лет уже трудно припомнить, где именно произошли описанные выше события - одни утверждают что на Крите, другие указывают на остров Наксос, но доподлинно известно, что воспитание своего чада Зевс поручил нимфам, обитавшим в тех краях с незапамятных времён. О том, чему учили его эти легкомысленные создания, можно лишь догадываться, поскольку вышел из него не степенный и рассудительный муж, а эксцентричный и полный неиссякаемого веселья бог вина и виноделия.

Новые козни Геры

Сколь долгое время провёл в их обществе юный бог вина Дионис, также неизвестно, но только запала в душу Зевса тревога - зная характер своей жены Геры, не верил он, что та смирится с присутствием на свете его побочного сына. Чтобы предупредить её возможные козни, отправил громовержец своего юнца к одной близкой родственнице - богине возмездия Ино.

Но увы, женское коварство бывает порой безграничным. Узнав о том, где скрывается Дионис, Гера наслала безумие на мужа Ино - царя Афаманта, надеясь, что в припадке ярости тот убьёт ненавистного ей отрока. К счастью, этого не случилось, и молодой, но уже немало переживший бог вина спасся в морских волнах, где его приняли в свои объятия нереиды - ближайшие родственницы наших русалок. Что же касается жертвы безумного Афаманта, то ею стал его собственный сын, весьма некстати подвернувшийся под руку отца.

Наука, преподанная сатиром

Справедливо полагая, что жена и впредь будет пытаться погубить Диониса, Зевс пошёл на крайнее средство - превратил его в козлёнка (хоть с рогами, но живой), и отправил к своим знакомым нимфам, которые надёжно спрятали его в одной из пещер. Проживали эти мифические существа в дальней местности, находившейся на территории современного Израиля.

И надо же так случиться, что это, казалось бы, необитаемое убежище выбрал своим жилищем один старый сатир - демон и ближайший друг пьяницы Вакха. Именно от него юный и ещё неискушённый в своём деле Дионис перенял секреты виноделия. А уж научившись творить этот дивный напиток, он пристрастился и к его употреблению, понятия не имея о каких-то там «умеренных дозах», якобы полезных для здоровья.

Очень скоро его душа, переполненная винными парами, потребовала простора, и, раскидав ветки, скрывавшие вход в пещеру, молодой, но не вполне трезвый бог шагнул в мир. Куда он вначале направил свои нетвёрдые стопы, сказать трудно, поскольку следы его присутствия нынешние археологи обнаруживают при раскопках древних городов Египта, Малой Азии, Сирии и даже Индии, где он помогал местным йогам погружаться в нирвану.

Жизнь полная приключений

Как свидетельствует греческая мифология, дальнейшая жизнь Диониса была полна самых невероятных приключений, что, впрочем, неудивительно, если учесть его наклонности. Рассказывают, например, что однажды во время морского путешествия его захватили пираты, не подозревавшие, с кем имеют дело. Какого же было их изумление, когда оковы вдруг сами собой упали с его рук, а мачты корабля превратились в змей. В довершение кошмара их пленник принял облик медведя и грозно зарычал. Пираты в ужасе попрыгали за борт, после чего превратились в дельфинов.

Осталась в памяти греков и история о том, как бесшабашный бог вина взялся строить первый в истории мост через великую реку Ефрат. Работу он выполнил в срок, и остался весьма доволен собой, но, к несчастью, сплёл он его из плюща и милой его сердцу виноградной лозы. Впрочем, эту промашку он вскоре искупил великими подвигами, приняв участие в походе греков против Индии. Говорят, в честь этого был даже установлен специальный вакхический праздник.

И уж совсем невероятной может показаться история о том, как, спустившись в царство мёртвых, Дионис вывел оттуда свою мать Семелу, сменившую после этого своё имя на Фиону и получившую бессмертие, как и прочие обитатели Олимпа.

Женитьба Дионисия

Но известен и ещё один подвиг, которым украсил себя Бог вина и веселья. В древнеримской мифологии бытует сюжет о том, как дочь критского царя Миноса - Ариадна, с помощью нити вывела из лабиринта своего возлюбленного Тесея. Случилось же так, что, оказавшись на свободе, неблагодарный герой бросил её, отчего несчастная девица пришла в полное отчаяние.

Вот тут-то и появился в её жизни Дионисий, хоть и пьющий, но волне благородный человек - нередко даже в наше время эти качества сочетаются в людях самым удивительным образом. Далёкий от мещанских предрассудков, он взял в жёны брошеную девицу, а его отец Зевс даровал ей бессмертие. С тех пор Ариадна обрела законное место среди прочих небожителей Олимпа.

Заключение

Было всё это на самом деле или только привиделось излишне рьяным почитателям нетрезвого божества, трудно сказать, ведь прошло с тех пор более двух тысячелетий. Да и какая разница, главное, что до сих пор веселят наше воображение истории, главным героем которых является эксцентричный и жизнерадостный бог вина. В античности люди видели мир через призму своей, ни с чем не сравнимой фантазии, отпечаток которой донесли до нас созданные ими легенды.

Есть боги-неудачники, боги-маргиналы. Их время истекло, имена забыты, а культы угасли. И есть «успешные» боги. Они приходят к нам надолго, быстро покоряют наши сердца и властвуют над нами тысячелетиями.

Родоначальник виноделия Дионис (Вакх, Бахус) - успешный и удачливый бог! Предполагают, что он имеет восточные (фракийские и лидийско-фригийские) корни. В Греции распространение и утверждение его культа относится к VIII-VII вв. до н. э., хотя имя бога встречается на табличках критского линейного письма значительно раньше - в XIV в. до н. э.

За исторически короткий срок пришелец делает завидную «карьеру» - вначале вытесняет в конкурентной борьбе многочисленных духов, демонов и божеств, населявших территории античного мира, а затем возносится на вершины Олимпа, войдя в состав блистательной парнасской «элиты». Позднее его власть распространилась и на «варварские» племена.

Победное шествие Диониса по землям Эллады начинается с ростом городов и развитием полисной демократии. В Дельфах его почитают не меньше, чем Аполлона. В Афинах весь город стекается на торжественные процессии, где разыгрывается священный брак между богом лозы и супругой архонта басилевса. На Парнасе раз в два года бушуют оргии, ради которых выписываются вакханки из Аттики, а в самой Аттике во славу Вакха состязаются трагические и комические поэты, хоры распевают дифирамбы, актеры исполняют новые комедии. Кстати, благодаря Дионису возник и жанр трагедии (греческое слово tragodia буквально означает «песнь о козле» или «песнь козлов», то есть козлоногих сатиров - спутников бога).

Дионис-Бахус соперничал не только с Аполлоном. Он проник и в «зону влияния» своей бабки Афродиты, взяв под патронаж такую важную сферу человеческой жизни, как плотская любовь. Символ парнасского виноградаря - священный фаллос, означающий продолжение жизни и плодородие.

Лоза, найденная Бахусом, быстро пошла в рост и со временем заключила в свои объятия весь мир. Она превращала трапезу в пир, а жизнь – в праздник. Испившие вина обретали красноречие поэтов и мудрость богов, «умирали» для жизни земной и приобщались к жизни «вечной». Бог лозы становился верным любовником для каждого из своих адептов.

Между тем происхождение Бахуса темно и сомнительно. Его матерью была то ли Персефона (богиня царства мертвых), то ли Деметра (божество плодородия), то ли «обычная » женщина – Семела, дочь фиванского царя Кад-ма (происходившая, впрочем, по материнской линии от Афродиты). Последняя версия получила наибольшее распространение, хотя она и заставляет усомниться в праве Диониса на олимпийский чин. Семела все же не была богиней, а что касается отца...

Царевна утверждала, что зачала ребенка от Зевса, главы античного пантеона, но сестры ей не верили. Как бы то ни было, красавице довелось в буквальном смысле «сгореть от любви». Однажды она упросила Зевса явиться к ней во всем своем величии. Визит состоялся, но был крайне непродолжительным.

Громовержец испепелил свою возлюбленную огнем, а ребёнка, родившегося недоношенным, выхватил из пламени и зашил в свое бедро. (Не от отца ли унаследовал Дионис пламенную натуру и некоторую необузданность характера?..)
Родив сына, Зевс поручил Гермесу отдать его на воспитание нисейским нимфам. Любопытно, что и в наши дни опекун не расстается со своим подопечным – Гермес и Дионис «встречаются» в каждой бутылке доброго вина! Ведь «герметичная» упаковка носит имя Гермеса потому, что тот был мастер укупоривать сосуды, так что при длительном хранении вино не портилось.

Обретя лозу, Бахус шел по земле в окружении весьма колоритной свиты, про которую с полным основанием можно сказать, что она «не просыхала». Сатиры и вакханки, обвитые плющом, вооружённые тирсами (жезлами), охваченные священным экстазом и опоясанные змеями, сокрушали все на своем пути, вырывали с корнями деревья, упивались кровью растерзанных диких зверей и с воплями «Вакх, Эвое!» славили Диониса. Вино лилось рекой, вовлекая в свои потоки тысячи мужчин и женщин.

Чем можно объяснить неотразимую притягательность «винного бога»? Почему этот бог-полукровка, бог-выскочка (как сказали бы его тётки) завоевал себе право стоять в одном ряду с обитателями Олимпа? Что предложил человечеству Бахус и почему люди так высоко оценили напиток, который, с точки зрения химика, является не более чем перебродившим виноградным соком?

Возможно, причина в том, что лоза дарила свободу, безграничную свободу. Один из эпитетов Диониса – «Освободитель» («ЛиЭй»), Он разрывает, путы обыденной жизни, снимает цивилизационные ограничения, раскрепощает желания.

В Бахусе воплощена идея наслаждения, но в то же время - идея гибельного восторга, ведущего к безумию и смерти. Угрозы, таящиеся в дионисийстве, сознавали уже в пору его первого расцвета. В Риме вино не разрешалось пить лицам моложе 35 лет. А дунайские сцевы и вовсе ввели у себя «сухой закон», запретив не только , но даже ввозить его на свою территорию.

Диониса любили и боялись. Людей завораживало и пугало таинство превращения безобидного виноградного сока в пьянящий напиток. Говорили, что Вакх владеет фессалийским колдовством и способен превратить в хмельную отраву речную воду. В ряде мифов сохранились следы древнего табу, запрещавшего вино под угрозой смерти. Предполагают, что первоначально оно употреблялось «на законных основаниях» только представителями жреческой знати. Вино играло роль проводника между земным и потусторонним мирами, сокращая период вхождения в транс, благодаря которому служитель культа мог общаться со сверхъестественными силами и миром теней.

По мере распространения виноградарства древнее табу отмирало, и возможность войти в сношение с духами, (или, по крайней мере, получить удовольствие от тонкого вкуса напитка) стала общедоступной.


Удачных вам дегустаций!

Дионис (Διώνυσος) - Бог вина и веселья, сын Зевса.

В греческой мифологии, Дионис родился из бедра своего отца, мать его Семела была дочерью царя Фив, Кадма. Дионис самый весёлый из богов , он посещал многие страны и города, чтобы учить людей, возделывать виноградную лозу и из плодов делать вино. И, конечно, как бог радости и веселья, он не путешествовал в одиночку. Его всегда сопровождала шумная толпа из менад, сатиров, кентавров и силенов.
Прекрасное вино, которым угощал Дионис, поднимало настроение людям, они забывали невзгоды, на лицах появлялась улыбка. Там где появлялся Дионис со своей свитой, начинался пир под весёлые звуки музыкальных инструментов в сопровождении танцев и весёлых песен.

Рождение Диониса или «дважды рождённый»

Узнав о новой любовной связи Зевса, Гера задумалась и решила, что только хитростью сможет вернуть мужа, уж очень красива и молода была Семела. Ослепленная ревностью и желая мести, Гера решила принять облик старой женщины, кормилицы Семелы, чтобы быть ближе к беременной любовнице мужа и войти к ней в доверие.

Гера заставила засомневаться Семелу, что именно Зевс проводит с ней ночи и посоветовала, чтобы он продемонстрировал всё своё одеяние Бога-Громовержца. Главному богу Олимпа ничего не оставалось делать как развеять сомнения и предстать перед девушкой со всеми атрибутами - громом, молниями. Но от молнии тут же загорелся дворец Кадма, в огне погибла Семела, успев разродится.

Ребёнок был настолько мал, что Зевсу пришлось донашивать его самому. С помощью Гермеса , они зашивают мальчика в его бедро. Через три месяца, Дионис благополучно появляется на свет второй раз, из бедра своего отца.

Когда Гера узнала о существовании ребёнка, гнев её переместился на новорожденного. Пришлось отцу отдать малыша на воспитание сестре Семелы и её мужу. Чтобы скрыть от глаз ревнивицы малыша, на него одевали одежду девочки и даже отец превращает его в козлёнка (поэтому Диониса часто изображают с рогами). Но Гера настигла малыша и здесь, вселив безумие в сестру и мужа Семелы. Тогда малыша отправили к нимфим, на гору Ниса, на край земли, где и вырос Дионис. Вскоре он женился на дочери критского царя, Ариадне (та, которая помогла Тесею выйти из лабиринта).

Дионис считается покровителем скитальцев, мужской силы, растений, театра.

Атрибуты Диониса: тирс, виноградная лоза, чаша, плющ, маска, бык, змея, дельфин.

Дионис - покровитель театра

Весёлый Дионисий был любим древними греками , культ его распространялся на всю Элладу. Осенью и весной во всём греческом мире утверждаются большие официальные празднества, в недрах которых зарождается основная форма греческого искусства - театр. Греческие поэмы обретают форму театральных пьес, которые разыгрываются в местах, посвящённых Дионису. В них говорится о жизни и подвигах бога Диониса и о других героях, сопровождающих бога. При этом люди переодеваются, одевают маски и пьют вино. Празднества назывались - Великие Дионисии.

«Дважды рожденный». Дионис появился на Олимпе позднее других богов. Был он сыном Зевса и смертной женщины — прекрасной фиванской царевны Семелы. Поклялся ей Зевс исполнить любую просьбу — и вот, по наущению Геры, попросила Семела, чтобы Зевс предстал перед ней во всем величии бога-громовержца. Необдуманной была эта просьба: когда явился Зевс в грохоте грома и блеске молний, огонь охватил дворец и Семелу, которая жила в нем. Погибла любопытная женщина, но у нее вскоре должен был родиться ребенок, а мог ли Зевс допустить гибель своего еще не рожденного сына? Он выхватил ребенка из огня, а так как младенец был слишком мал и слаб, чтобы жить самостоятельно, то зашил его Зевс себе в бедро. Окреп Дионис в теле своего отца и тогда родился второй раз из бедра громовержца Зевса. Поэтому Диониса называли «дважды рожденный».

Дионис приводит мать на Олимп. Что касается Семелы, то Дионис, разумеется, не мог смириться с тем, что его мать находится в царстве Аида. Когда он получил место на Олимпе, он совершил нисхождение в мир мертвых. Там он нашел Семелу и вывел ее на Олимп, где она стала богиней и почиталась под именем Тиона. Поэтому и самого Диониса иногда называли Тиониан — сын Тионы.

Диониса укрывают от Геры. После нового рождения Дионис был передан на воспитание царю Афаманту и его жене Ино, сестре Семелы, у которых он и жил некоторое время, переодетый девочкой. Однако даже переодевание не могло укрыть его от Геры, которая не удовлетворилась смертью Семелы и перенесла свою ненависть на ее ребенка. Надеясь, что Афамант убьет Диониса, она наслала на него безумие. Однако тот убил только своего сына, приняв его за оленя, а Диониса унес от опасности Гермес.

Желая получше укрыть Диониса от преследования со стороны Геры, Гермес отнес его к нимфам на гору Ниса (при этом, чтобы Гера не заметила его, Дионис был превращен Зевсом в козленка). Нисейские нимфы поселили Диониса в прохладном горном гроте, ухаживали за ним, кормили его медом. За эту заботу о его сыне Зевс позже поместил нисейских нимф на небо среди звезд, где их можно видеть и поныне в виде звездного скопления Гиады в созвездии Тельца. А ребенок Зевса в память своего пребывания на Нисе получил имя, которое состоит из имени отца (Дий, то есть Зевс) и названия места, где он был воспитан; так возникло его имя.

Дионис изготавливает напитки. Именно на Нисе Дионис сделал свое важнейшее открытие — научился изготовлять из сока винограда веселящий душу напиток. Поэтому и стал он, когда вырос, веселым, могучим богом вина, дающего людям силы и радость. Желая даровать свое открытие людям, Дионис обошел почти всю обитаемую землю, повсюду приучая выращивать виноград и делать из него вино; а в тех странах, где виноград не растет, Дионис обучил людей изготовлять другой, не менее душистый, напиток из ячменя — пиво. [За это во многих странах, где бог сделал жизнь более приятной, он был удостоен самых высоких почестей.]

Первая трагедия из-за вин. Первым человеком, которого Дионис угостил вином и научил его изготовлять, был земледелец из Аттики по имени Икарий. Напиток понравился ему, и он решил познакомить с ним других людей. Тогда-то и случилась первая трагедия. Пастухи, которым Икарий поднес вино, пришли в восторг — ничего подобного они никогда не пили, и поэтому выпили слишком много непривычного напитка.

Напившись допьяна, они почувствовали себя плохо и подумали, что Икарий отравил их. Они яростно набросились на него и убили. У Икария была дочь по имени Эригона. Когда ее отец не вернулся домой, девушка отправилась его искать и при помощи верной собаки нашла — но мертвого. Горе Эригоны было столь велико, что она повесилась на дереве над отцовским телом.

Но Дионис, который хорошо относился к Икарию, не оставил его гибель без отмщения. Он наслал безумие на афинских девушек, и те стали кончать жизнь самоубийством, как это сделала Эригона. Жители Афин спросили Аполлона, за что на них гневаются боги, и получили ответ, что причина тому — убийство Икария. Тогда афиняне наказали пастухов-убийц, а в память Эригоны на празднике в честь Диониса афинские девушки стали устраивать на деревьях качели и качаться на них. А погибших Икария и Эригону боги поместили на небо, и он стал созвездием Арктур, а она — созвездием Девы. Нашлось место на небе и для верной собаки, которая помогла Эригоне в поисках отца, — это теперь звезда Сириус.

Вакханки. В странствиях Диониса сопровождала толпа почитателей, не только мужчин, но и женщин. В венке из винограда он шел или ехал верхом на пантере, а за ним и вокруг него в буйном танце неслись менады (их еще называют вакханками, потому что одним из имен Диониса было имя Вакх) — женщины, посвятившие себя служению Дионису. В руках у них были тирсы — жезлы, увитые плющом, такие же, как и у самого Диониса; они были одеты в шкуры оленей и опоясаны задушенными змеями. В священном безумии они сокрушали все, что попадалось им на пути. С возгласами «Вакх, Эвое!» они били в тимпаны, руками терзали на части попавшихся им диких зверей, из земли и скал высекали своими тирсами молоко и мед, вырывали с корнем встречные деревья. Их буйное шествие увлекало за собой всех встречных людей и было посвящено Дионису Бромию, то есть «Шумному».

Сатиры. Кроме менад Диониса повсюду сопровождали сатиры — существа, похожие на человека, но с телами, покрытыми шерстью, козлиными ногами, рожками и лошадиными хвостами. Они были озорные, лукавые, всегда веселые, часто пьяные; в жизни, кроме вина и красавиц-нимф, их не интересовало ничего. Сопровождая Диониса, они исполняли нехитрые мелодии на свирелях и флейтах, и пронзительные звуки этой музыки разносились по окрестностям, возвещая о приближении веселого бога.

Старик Силен. В этом шумном шествии, которое называлось фиас, едет на осле и старик Силен, воспитатель Диониса. Он довольно забавен на вид — лысый, пузатый, курносый, всегда сидит на осле. Силену настолько нравится напиток, изобретенный его воспитанником, что Силена уже давно никто не видел трезвым. Однако свой ум он не пропил, и иногда вдруг совершено трезвым голосом произносит слова, полные мудрости. Дионис очень любит своего воспитателя, по его повелению за ним постоянно следят и ухаживают сатиры.

Мидас. Несмотря на эти предосторожности, однажды Силен пропал. Когда под ноги ослу попала лесная кочка, и он споткнулся, Силен упал с него, да так и остался лежать в придорожных кустах. Никто этого не заметил, а сам Силен преспокойно спал на том месте, где свалился с осла.

Утром его нашли слуги царя Мидаса и доставили во дворец. Царь сразу понял, кто находится перед ним, и потому окружил его всяческим почетом, дал проспаться, а затем помог вернуться к Дионису. За это бог предложил Мидасу просить любую награду. Тот, не отличаясь особым умом и воображением, попросил сделать так, чтобы в золото превращалось все, к чему он прикасается. «Мне жаль, Мидас, что ты не придумал ничего лучшего, но будь по твоему!» — с этими словами Дионис отпустил Мидаса домой.

Царь был вне себя от счастья. Еще бы! Он теперь станет самым богатым человеком на земле! Он сломил ветку с дерева — и ветка в его руках стала золотой. Поднял с земли камень — и камень обратился в золото. Но вот настала царю пора обедать. Взял он со стола хлеб — и тот тоже стал золотым. Только теперь понял Мидас, сколь страшен был дар Диониса: всякая пища превращалась в его руках в золото, и ему теперь угрожала голодная смерть. Тогда Мидас взмолился к Дионису, упрашивая забрать свой дар назад, и Дионис, не питая на него зла, согласился. Он повелел ему отправиться к реке Тмол и искупаться в ней, смыть с себя волшебную силу. Мидас так и поступил, и после купания мог смело прикасаться к чему угодно — в золото он больше не превращал. А в реке Тмол с тех пор люди стали находить золотой песок.

Случай в Фивах. Прекрасен и вечно молод Дионис; спадают на его плечи длинные, волнистые иссиня-черные волосы, сияют темно синие глаза. Под звуки флейт и свирелей продвигается его шествие-фиас из одной страны в другую, и везде учит Дионис людей разводить виноград и делать из его тяжелых, спелых гроздей вино. Не всем и не везде это нравилось; иногда Диониса не хотели считать богом, и тогда он обрушивал на нечестивцев страшные кары. Вот что произошло, например, в Фивах, на родине Семелы, матери Диониса.

У Семелы была сестра Агава. Когда та погибла, испепеленная молниями Зевса, Агава стала говорить, что Семела погибла заслуженно: она-де распускала слухи о том, что ее удостоил супружеского общения сам Зевс, и в наказание он уничтожил ее. То же самое говорил и сын Агавы, Пенфей, ставший фиванским царем: нет никакого бога Диониса, все это вымыслы досужих людей. Тогда сам Дионис решил вступиться за честь своей матери. Приняв образ прекрасного юноши, он явился в Фивы и там заразил вакхическим исступлением и Агаву, и других фиванских женщин. С дикими возгласами «Вакх, Эвое!» они умчались в горы и там стали вести жизнь неистовых менад.

Дионис перед Пенфеем. Разгневанный Пенфей приказал доставить к нему чужестранца, от которого пошло это бедствие. И вот закованный в цепи Дионис стоит перед царем. Он улыбается, глядя, как беснуется Пенфей, как, желая еще крепче сковать своего пленника, он связывает крепкими узами быка, который кажется ему Дионисом. Вдруг весь дворец сотрясся, зашатались колонны, а на том месте, где когда-то погибла Семела, появился огненный столп, озаривший своим сиянием весь дворец. Пенфей, охваченный безумием, подумал, что дворец горит и приказал носить воду для тушения пожара, а на Диониса, чтобы тот не ускользнул от его мщения, бросился с обнаженным мечом. Ему показалось, что он нанес смертельный удар чужестранцу, но когда он выбежал из дворца, он вновь увидел его, окруженного толпой вакханок.

Бог Дионис

Пенфей становится жертвой безумия. Все сильнее и сильнее охватывает Пенфея безумие. Когда с гор пришел пастух, который рассказал о том образе жизни, который ведут там вакханки, царь приказал войску готовиться к походу — все вакханки будут захвачены силой и убиты! Сам же царь решил, переодевшись женщиной, лично посмотреть на них в лесу. Однако когда он пришел в лес, женщины его заметили.

Дионис сделал так, что они не поняли, что перед ними человек, решив, что видят дикого зверя. Всей толпой набросились они на несчастного и растерзали его на части. Агава, насадив голову Пенфея на свой жезл, вошла в город с этой добычей, призывая всех посмотреть на голову свирепого льва, убитого ею. Когда безумие прошло и она поняла, какое преступление совершила, Агава покинула родной город и умерла на чужбине, а все фиванцы отныне не сомневались, что Дионис настоящий бог, а Семела была женой Зевса.

Дионисии.

Так как Дионис был связан с выращиванием винограда, то естественно, что время праздников в его честь во многом было связано с работами на виноградниках. Работы эти оканчивались в декабре; на это время приходился праздник Малые Дионисии. Это был радостный праздник в честь бога вина и веселья, полный забав и шуток. По греческим селениям в этот день ходили шумные процессии, в которых участвовали все — и мужчины, и женщины, и свободные, и рабы. Участвовавшие в этих процессиях несли священные предметы и символы Диониса - виноградные ветви и сосуды с вином. У храма Диониса совершались жертвоприношения, а затем начинались пирушки и развлечения. Именно в этот день чтили Икария и Эригону, в этот день молодежь предавалась веселой и шумной игре: нужно было на одной ноге удержаться на надутом кожаном мешке, смазанном маслом. Победитель получал в награду этот же мешок, но уже наполненный вином.

В феврале справляли еще один праздник - Ленеи, а вскоре после них — Анфестерии. По традиции, молодое вино было принято пробовать именно в дни этого праздника. В это время сосуды с вином украшали гирляндами из первых весенних цветов; цветами украшали и детей, которым в этот день было принято покупать и дарить разные игрушки. Взрослые во время этого праздника устраивали состязания в питье вина. Победителем в них считался тот, кто быстрее выпивал свою чашу.

Но главным праздником в честь Диониса были Великие Дионисии, которые праздновали в конце марта — начале апреля. Он длился целую неделю и отмечался с большой пышностью. Но, пожалуй, для нас важнее не эта пышность, а то, что именно с этим праздником связано зарождение театра. Из тех сценок, которые разыгрывали в дионисийских шествиях их ряженые участники, позже возникли трагедия и комедия. На Великих Дионисиях четыре дня в театрах играли трагедии, а на Ленеях в театрах древней Греции ставились комедии.

В продолжение темы:
Ликбез

с апреля 2009 года Рождение: 4 февраля (1959-02-04 ) (60 лет) село Кормовое, Серебряно-Прудский район Московская область РСФСР , СССР Образование: Челябинское высшее...

Новые статьи
/
Популярные