Учитель в художественной литературе: классика и современность. Вологодская областная детская библиотека Роман о нелегкой судьбе школьного учителя

5 ОКТЯБРЯ - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ
  • Айтматов Ч. Первый учитель: Повести/ Ч.Т.Айтматов; Пер. А.Дмитриева, Ч.Т.Айтматов; А.М.Турков; Ил. Л.Ильина.-М.: Дет.лит., 1967.-206c.: ил.-(Школьная б-ка).-В содерж.: Первый учитель; Джамиля; Тополек мой в красной косынке.
  • Алексин А.Г. Безумная Евдокия: Повести и рассказы.-М.: Дет. лит., 1978.-448 с.: ил.-(Библ. серия).
  • Алексин А.Г. Сигнальщики и Горнисты/ Худож. О.Кривородько.-М.: Современник.-1988.-91 с.: ил., портр.-(Отрочество).
  • Аромштам М.С. Когда отдыхают ангелы: для сред. и ст. шк. возраста/ М.С.Аромштам; ил. И.А.Донец, М.С.Щетинская.-Москва: КомпасГид, 2010.-202c.: ил.-(Дети vs взрослые).
  • Астафьев В.П. Кража: Повесть// Теплый дом: Сб.: В 2т.-М.: Молодая гвардия, 1989.-Т.1: Теплый дом.-С.75-196.
  • Бронте Ш. Учитель: пер. с англ./ Ш.Бронте; пер. Н.Флейшман.-Санкт-Петербург: Азбука: Азбука-Аттикус, 2011.-316c.
  • Белых Г.Г. Республика Шкид: повесть для ср. школьного возраста/ Г.Г.Белых , А.И. Пантелеев ; Авт. предисл. С.Маршак ; Худож. Н.Тырса .-Л.: Детская литература, 1988.-272с.: ил.-(Библиотечная серия).
  • Белых Г.Г. Республика Шкид/ Г.Г.Белых , А.И. Пантелеев ; худож. А. Журко; авт. послеслов. И.Э.Бернштейн , Д.Козлов, М.Терехова; авт. комм. Д.Дименштейн; Д.Козлов.-Москва: Издательский проект "А" и "Б", 2015.-320c.: ил.-(Руслит. Литературные памятники ХХ века).-Приложения: с.289-319.-12+.
  • Бенджамин А. Доклад о медузах: пер. с англ./ А.Бенджамин; пер. О.А.Варшавер.-Москва: Самокат, 2018.-350c.: ил.-12+.
  • Буйе Р. Всё из-за мистера Террапта: пер. с англ./ Р.Буйе; пер. Т.Иванова.-Москва: Розовый жираф, 2013.-280c.-(Вот это книга!: от 12 до 15).
  • Горышин Г. Любовь к литературе: повести и рассказы [для ст. шк. возраста]/ Г.Горышин; Худож. В.Топков.-Л.: Детская литература, 1987.-156с.: ил.
  • Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз: пер. с англ./ Б.Кауфман; пер. Ю.Жукова, Е.Иванова, С.Шайкевич.-Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2008.-287с.: ил.
  • Мой учитель: Рассказы/ Худож. П.Пинкисевич .-М.: Дет.лит., 1989.-112с.: ил.

    Сборник рассказов известных писателей, посвящённых учителю: А.Платонов "Ещё мама"; В.Астафьев "Фотография, на которой меня нет"; Ю.Нагибин "Зимний дуб"; В.Распутин "Уроки французского"; Ф.Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла".

  • Моска Д. 40 чертей и одна зелёная муха: пер. с ит./ Д.Моска; ил. В.М.Минеев; пер. А.Еремеева.-Москва: КомпасГид, 2018.-231c.: ил.-Переиздание книги "Воспоминания о школе" под новым названием.-12+.
  • Мурлева Ж.-К. Третья месть Робера Путифара: пер. с фр./ Ж.-К.Мурлева; пер. Н.Шаховская; ил. В.Попова.-Москва: Белая ворона (Albus corvus), 2019.-141c.: ил.
  • Никитинский Ю.В. Призрак соседнего дома, или 44 приключения Тамарочки Павловны/ Ю.В.Никитинский; худож. Д.Прокопьев.-Москва: АСТ, 2016.-62c.: ил.-(Манюня и другие).-6+.
  • Северина Г.И. Легенда об учителе: повесть/ Северина Г.И.; Худож. И.Дунаева.-2-е изд.-М.: Дет. лит., 1989.-189с.: ил.

    Материал востребован в рубрике Спроси у библиотекаря !

  • Парвела Т. Элла в первом классе: пер. с фин./ Т.Парвела; худож. С.Вилхрам; пер. А.П.Сидорова , Е.Тиновицкая .-Москва: Розовый жираф, 2015.-132c.: ил.
  • Терентьева Н.П. Рассказы// Нева.-1997.- №10.-С.123-134.

    Надежда Петровна Терентьева живёт в посёлке Сиверское Ленинградской области, работает учителем в школе.

  • Толстая Н.Н. Рассказы// Звезда.-1998.-№1.-С.6-16.

    Наталья Никитична Толстая - доцент С.-Петербургского университета, специалист по шведскому языку и культуре, пишет рассказы на русском и шведском языках.

  • Томин Ю.Г. А, Б, В, Г, Д и другие: Повесть/ Худож. Ю.Бочкарев.-Л.: Дет. лит., 1982.-183с.: ил.
  • Хайтани К. Взгляд кролика: пер. с яп./ К.Хайтани; пер. Е.Байбикова; худож. Т.Хасегава.-Москва: Самокат, 2010.-316c.: ил.-(Лучшая новая книжка).
  • Шмидт Г. Битвы по средам: пер. с англ./ Г.Шмидт; пер. О.Варшавер; худож. Д.Богданова-Чанчикова.-Москва: Розовый жираф, 2013.-380c.: ил.
  • Штрассер Т. Волна: пер. с англ./ Т.Штрассер; пер. Е.Лавут.-2-е изд.-Москва: Самокат, 2016.-186c.: ил.-(Встречное движение).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ И НА ЭТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
  • Авдеенко Ю.Н. Любовь учителя истории
  • Алексеев В.А. Открытый урок; Прекрасная второгодница
  • Алексеев В.К. Я вам верю: записки воспитателя
  • Баталов В.Я. Шапка - сосна
  • Бикчентаев А.Г. Весна, похожая на крик
  • Бичуя Н.Л. Шпага Славки Беркуты
  • Близнец В. Женя и Синько
  • Быков В. Обелиск
  • Васильев И.А. Крестьянский сын
  • Вигдорова Ф. Дорога в жизнь; Это мой дом; Черниговка
  • Воронцова Е.А. Нейлоновая туника
  • Гоголадзе Т. Ребята и девчонки
  • Гончар О. Бригантина
  • Горбачев А.М. Сельская учительница
  • Горская А.Б. Инка плюс Дик = ?
  • Железников В.К. Чучело
  • Исарова Л.Т. Задачи со многими неизвестными; Записки старшеклассницы; Война с аксиомой
  • Искандер Ф. Школьный вальс, или Энергия стыда
  • Каранбаев М. Вот он я - бывалый!
  • Каверин В.А. Школьный спектакль; Загадка; Разгадка
  • Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания
  • Киселев В. Девочка и птицелёт; Любовь и картошка

Многие книги об учителях знакомы нам по фильмам. Сценарий Георгия Полонского к фильму «Доживём до понедельника» превратился в самостоятельную одноимённую повесть, «Уроки французского» Валентина Распутина из литературы успешно переместились на экран. Сложная драма Эльдара Рязанова о конфликте поколений и эпох «Дорогая Елена Сергеевна» снята по пьесе Людмилы Разумовской. О «Педагогической поэме» Антона Макаренко (по которой тоже был снят фильм) наслышаны многие, хотя не каждый готов взять на себя труд прочитать увесистый том педагогического опыта 1920-х. Режиссёры не зря любят книги про учителей: фигура учителя всегда драматична и позволяет затронуть множество очень важных вопросов.

В своей подборке мы решили обратить внимание на книги писателей с педагогическим стажем, которые мудро и увлекательно рассказывают читателям о нелёгком, полном поисков и открытий труде учителя.

Фрида Вигдорова. «Мой класс: записки учительницы»

Фрида Вигдорова - педагог, журналист, общественный деятель. В 1950-е - 1960-е годы она играла заметную роль в общественной жизни, о ней тепло отзывались такие известные личности, как Корней Чуковский, Анна Ахматова, Александр Галич. Сотрудничая ещё с 1940-х с «Комсомольской правдой» и другими газетами, Фрида Вигдорова занималась помощью людям, которые писали о своих проблемах в редакцию. В 1964 году она присутствовала на суде по делу Иосифа Бродского и сделала там запись, которая потом распространилась в самиздате и благодаря которой мы и теперь можем посмотреть на происходившее беспристрастно. Но кроме общественной жизни, Фрида Вигдорова интересовалась педагогикой и транслировала через свои литературные произведения собственный взгляд на то, какой должна быть работа учителя.

Повесть «Мой класс: Записки учительницы» была издана в 1949 году и воплотила в себе живое, очень личное представление об «индивидуальном подходе», который в то время официально потребовало от педагогов Министерство просвещения. Это тот случай, когда литературное произведение стало буквально методическим пособием для целого поколения учителей.

Книга написана от лица вымышленного персонажа - молодой учительницы Марины Николаевны, которая терпеливо и методично ищет «ключик» к каждому ученику своего мальчишеского класса. История получалась настолько живой (ещё бы, ведь в её основу лёг собственный опыт Фриды Вигдоровой, которая два года преподавала русский язык и литературу, и многочисленные журналистские наблюдения), что многие читатели присылали в издательства письма с просьбой дать им адрес настоящей Марины Николаевны.

«Многие учителя и студенты признавались, что узнали из этой книги о методах и приёмах педагогической работы больше, чем из всех прочитанных учебников», - отмечает Мария Майофис, посвятившая книге Вигдоровой отдельную главу в монографии «Острова утопии: Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы».

Вот, например, некоторые наблюдения «Марины Николаевны»:

Прежде мне казалось, что преподавать в начальной школе может каждый грамотный человек и уж мне, с моим высшим образованием, это, во всяком случае, будет нетрудно. А оказалось другое: хочешь учить по учебнику, слово в слово, - пожалуйста, тогда вполне хватит того, что ты знаешь. Но если отвечать на все «почему» и вызывать новые «почему», тогда надо неутомимо читать, искать, смотреть во все глаза, и с каждым разом станешь убеждаться: мало ты знаешь! И ещё я замечала: чем больше узнаю сама, тем больше хочется знать ребятам.

Я увидела, что понимание и навык не одно и то же. Можно понимать, знать, а рука тем временем всё-таки пишет своё, привычное. Я стала приглядываться к ошибкам каждого. Теперь я знала, что у Выручки неладно с безударными гласными, у Лабутина - с падежными окончаниями, а Глазков просто рассеян и невнимателен - отсюда «курзинка» и «малчик». Поняв, у кого какое уязвимое место, я почувствовала себя увереннее, как врач, который сначала вздумал лечить своих пациентов одинаково от всех болезней, а потом разобрался, что глаз, ухо, печень, сердце и лёгкие – совсем разные вещи!

Сомнения и успехи молодой учительницы Марины Николаевны выдерживают испытания временем: разве сейчас идеи «гуманистической педагогики» менее актуальны, и разве сейчас каждый учитель не открывает для себя методом проб и ошибок, что значит «индивидуальный подход»?

Есть у этой книги ещё одна особенность: не так много произведений, созданных ещё до «Оттепели», честно и тонко показывают послевоенную школу, рассказывая о поколении детей, переживших военную травму.

Кэндзиро Хайтани «Взгляд кролика»

Японский писатель Кэндзиро Хайтани сам получил хорошее образование благодаря большой настойчивости: он посещал вечернюю школу в послевоенной Японии, работая сварщиком, а затем смог поступить в университет Осако Киоки, который успешно окончил в 1956 году. После выпуска Хайтани устроился учителем начальных классов в Кобэ, крупном портовом и промышленном городе. Учителем он проработал 17 лет.

Хайтани написал несколько книг для детей, среди них - «Взгляд кролика», роман, получивший признание далеко за пределами Японии. Героиня романа - молодая учительница Фуми Котани, которой предстоит найти общий язык с младшеклассниками заурядной школы промышленного района. Среди них больше всего хлопот доставляет сирота Тэцудзо - молчаливый и недружелюбный, который запросто может раздавить лягушек и не интересуется ничем, кроме мух. А название книги указывает вовсе не на наличие в ней кролика, а на старую японскую пословицу: «Не нужно быть Буддой, чтобы взглянуть в глаза кролику и увидеть мир его глазами».

«Получается, - думала про себя Котани-сэнсей, - что, как это ни странно, люди про мух толком ничего и не знают. И специалистов в этой области почти что нет…»

Сама она до этого знала про мух только то, что они питаются микробами. По крайней мере, она всегда так думала. Но выходило, что это не совсем так, и даже совсем не так. Как правило, в школе детям объясняли, что мухи - разносчики заразы, потому что они едят микробов.

Но теперь Котани-сэнсей поняла, что это было неверное объяснение. В справочнике было написано, что мухи предпочитают подгнившую еду, в которой содержится много микробов и бактерий. Следовательно, детей надо учить тому, чтобы они не разводили грязь и как можно скорее выкидывали испорченные продукты, пока мухи не успели до них добраться.

«Если вдуматься, то бедные мухи - жертвы ложных обвинений», - подумала учительница. Котани-сэнсей заинтересовалась мухами после недавней семейной ссоры. В тот день, потрясённая жестокостью Тэцудзо и непониманием мужа, она чувствовала себя ужасно одинокой. Подавленная и отчаявшаяся, она коротала вечер с бутылкой виски. И когда на бутылку села муха, Котани-сэнсей вдруг почувствовала в ней родственную душу. Может, это было связано с количеством выпитого, а может, с тем, что Котани-сэнсей до слёз хотелось, чтобы кто-нибудь, всё равно кто, пожалел бы её, разделил её одиночество. Как бы то ни было, но муха показалась ей родной и близкой.

Чтобы «заглянуть в глаза» Тэцудзо, молодой учительнице придётся многое преодолеть, и брезгливость к мухам - не самое сложное.

В книге есть и проблемы детской жестокости, и взрослой чёрствости, и вопросы солидарности в обществе, и претензии к системе образования, которая с трудом принимает не таких, как все. «Взгляд кролика» написан языком детской книги - для взрослых.

Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз»

Роман писательницы Бел Кауфман, известный многим по одноимённой экранизации, стал культовым для американских учителей 1960-х. Ей тоже приходили письма благодарных читателей, в которых было восхищение и удивление тем, как точно в романе подмечены особенности учительской работы, словно действие списывалось с каждой американской школы.

Бел Кауфман, внучка знаменитого писателя на идише Шолом-Алейхема, знала о буднях педагога по своему опыту: она не одно десятилетие проработала учителем литературы в нью-йоркских школах. Роман «Вверх по лестнице, ведущей вниз» был издан ею в 1965 году, в возрасте 54 лет. Но описывается в нём история совсем молодой учительницы, отчасти автобиографичная, которая приходит преподавать в непривилегированную школу к самым обычным подросткам.

«Отношения учителя с учеником - это что-то вроде хождения по канату. Знаю, как осторожно должна выбирать слова и жесты. Понимаю, как трудно балансировать между дружелюбием и фамильярностью, достоинством и отчуждённостью», - говорится в книге. Вот главная героиня, Сильвия Баррет, и балансирует на этом канате всю книгу. И не только между дружелюбием и фамильярностью. Оказывается, что работа в школе в принципе - это сплошное хождение по канату, балансирование между личным участием в своих учениках и требованиями системы массового образования.

Имитируя нечто среднее между дневниковыми записями и корзиной черновиков, текст Кауфман создаёт объёмную картину того, что происходит в школе и за её пределами.

ОТ: Б. Шехтер.
КОМУ. С. Баррет.

Дорогая Сил! Давайте кутнём - пообедаем в ресторане. Забудьте на полчаса своих «особо отстающих» и стряхните с себя меловую пыль. Мне надоел кофе, пахнущий бумажным стаканчиком. Я тут дежурю, как Цербер у врат Ада. Охраняя кого? И от кого? Я бы с удовольствием сменяла дежурство по вестибюлю на Ваше коридорное патрулирование. Скажите «ДА» херувиму, который принесет Вам эту записку, и поедим сегодня как дамы.

Даниэль Пеннак «Школьные страдания»

Судя по многочисленным отзывам в Сети, книга французского писателя Даниэля Пеннака стала «бальзамом на душу» всем родителям школьников, с трудом вписывающихся в школьную систему и хватающих постоянные «двойки».

Сам Пеннак был в школе двоечником, а потом стал известным писателем. И учителем. Об этом своём опыте он и рассказывает в «Школьных страданиях».

В отличие от многих других учителей, Пеннак прекрасно помнит, что такое - вечно отставать в учёбе, слушать от взрослых упрёки, видеть их сомнения в твоей полноценности. Поэтому в своей работе с «трудными детьми» он оказывается очень продвинутым учителем, потому что точно знает, что безнадёжных двоечников в природе нет.

В начале книги Пеннак задаётся вопросом: почему он, ребёнок из благополучной семьи, был абсолютно бессилен в учёбе? Почему маленькие дети, которые ещё ничему плохому не научились, становятся изгоями сначала в школе, а потом и в обществе в целом?

Тем, кто связывает появление банд единственно с проблемой окраин, я говорю: вы правы, да, безработица, да, скопление асоциальных элементов, да, этнические группировки, да, территориальная зависимость, да, неблагополучные семьи, да, теневая экономика и незаконный бизнес, да, да, да… Но не будем недооценивать единственного фактора, на который мы можем повлиять лично и который уходит корнями во тьму педагогических веков: стыд ученика, который не понимает того, что все вокруг понимают, и его одиночество в этом мире понимающих.

Трепетные истории под обложкой «Школьных страданий» рассказывают не только о детях. Взрослые - тоже в какой-то степени жертвы обстоятельств, не понимающие собственных детей, и им тоже способен помочь учитель.

Итак, мать. Сидит одна, поужинав наспех, не вымыв посуду, положив перед собой табель с отметками своего сыночка, который заперся на два оборота у себя в комнате с видеоигрой или уже умотал на улицу шляться с приятелями, невзирая на робкий мамин запрет… Она одна, сидит, взявшись за телефонную трубку, не решаясь позвонить…

В энный раз рассказывать о том, что происходит с сыном, излагать всю историю его провалов, боже, как она устала… А дальше будет еще хуже: снова искать школу, которая его примет… брать отгул в конторе, в магазине… ходить по начальству… прорываться сквозь заслон секретарш… заполнять бумаги… ждать ответа… собеседования… с сыном, без сына… тесты… ожидание результатов… документы… сомнения… какая школа лучше - эта или та? (Потому что вопрос преимущества той или иной школы - это первый и последний вопрос: лучшая школа для лучших учеников и лучшая для потерпевших крушение, в этом всё…)

Наконец она звонит. Она извиняется за беспокойство, она знает, что к вам все обращаются с просьбами, но она действительно просто не знает, что делать с сыном…

Книга Даниэля Пеннака граничит между художественной литературой и проповедью, в которой удивительным образом находится место здоровому житейскому юмору. А так как Пеннак был учителем литературы и разработал свою систему повышения грамотности, вы можете почерпнуть из книги пару очень практичных методических советов.

Алексей Иванов «Географ глобус пропил»

Писатель Алексей Иванов был учителем недолго и почти случайно, в 1990-е годы сменив целую череду рабочих мест в городе Пермь. Всё-таки своим призванием он чувствовал писательство, а не педагогику. Но этот мимолётный учительский опыт стал импульсом для появления романа «Географ глобус пропил». Благодаря экранизации, роман стал широко известен пару лет назад, хотя написан был ещё в 1995 году. Поэтому в нём - реальности школы «переходного периода», и главный герой Виктор Служкин становится учителем географии тоже случайно, как будто всё равно, куда идти: в школу ли, на завод или в литературу.

Случай для книги об учителе удивительный: обычно герои не сомневаются в своём учительском призвании и искренне пытаются решить педагогические проблемы. Виктор Служкин не такой: он точно знает, что не на своём месте, ученики одерживают над ним моральные победы одна за одной, а он даже не уверен, что какие-либо проблемы нужно решать. Формальные отношения стираются, и в школе, оказывается, сталкиваются и вынуждены как-то взаимодействовать не «учителя» и «ученики», а личности с разным жизненным опытом, пониманием правды и силой духа. Поэтому кто кому преподаёт урок в школьном походе по уральским лесам и рекам - «отцы» (как называет своих подопечных Служкин) географу или наоборот - большой вопрос.

Я вижу, как мокрый, блестящий катамаранчик боком плывёт по ещё пенному, но уже усмирившемуся быстротоку. Вёсла больше не летают молниями, а тихо топорщатся над водой. Семь человечков в красных спасжилетах смотрят назад, на грозные ступени Долгана, через которые они только что кубарем перекатились.
Отцы всё сделали не так, как я учил. Все сделали неправильно. Но главное -они прошли.
И лёд в моей душе тает. И мне становится больно от того, что там, в Долгане, меня вместе с отцами не было. Так болят руки, которые ты на стуже отморозил, а потом отогрел, оживил в тепле. Мне больно. Но я обреченно рад этой боли. Это - боль жизни.

С какой стати мы, взрослые, сами неприкаянные и неуверенные в собственных словах, выстраиваем детям правила поведения? Может, они способны справиться с горной рекой и без нас?

Мы не пытались объять необъятное, а именно - вспомнить абсолютно все книги об учителях, которые полезно и приятно прочитать. Надеемся, что в комментариях вы дополните список своими любимыми призведениями!

ТЕМА: Образ учителя в произведениях русской литературы.

Проблема взаимодействия педагога и общества.

Актуальность исследования продиктована временем. Меняются эпохи, требования к образованию и учителю, но во все времена учитель является важнейшим элементом в структуре образования. Именно учитель формирует будущее поколение, помогает ученику приспособиться к изменениям, происходящим в мире. Литературный образ Учителя – этому подтверждение. Выбранная для исследования тема актуальна, поскольку большая часть жизни каждого из нас связана с учителями: сначала мы в течение 11 лет обучаемся в школе, затем, спустя какое-то время, ведём в школу своих детей, доверяя зачастую своим же педагогам их воспитание.

Объектом исследования являются произведения русской литературы.

Предмет исследования : образ учителя, его личностные качества.

Цель исследовательской работы : проследить динамику личностного развития учителя в русской литературе, а также отношения к нему общества.

Задачи:

    Изучить произведения русских писателей, раскрывших образ учителя.

    Проанализировать образы учителей, представленных в русской литературе.

    Определить степень влияния исторической действительности на художественный образ.

    Рассмотреть влияние учителя на формирование личности ученика.

    Провести анкетирование «Образ Учителя» среди учащихся, сделать диаграмму. [Приложение 1,2,3]

    Сопоставить результаты анкетирования и анализа художественных произведений.

    Создать презентацию.

    Обобщить работу.

    Подвести итоги работы.

Гипотиза:

Любое изменение в обществе, вызванное историческими условиями, в свою очередь, проявляется в сфере образования. Учитель также меняется в соответствии со временем, а это влияет на его отношения с другими людьми, прежде всего, с учениками.

Методы:

    Анализ специальной литературы;

    Классификация материала;

    Опрос.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Пройдут года, столетий нити

Утонут в синей бездне звёзд,

Но слово тёплое «Учитель»

Всегда растрогает до слёз,

Всегда заставит вспомнить что-то,

Родное, близкое тебе.

В 20-м веке и в 200-м –

Учитель вечен на Земле!

Учитель… Школа… Начало начал. Здесь формируются истоки характеров, идеалов, убеждений. Учитель - это помощник, наставник и просто друг. Это человек, на которого следует равняться, которому следует подражать. Учитель – самая благородная профессия. Его работа - это, прежде всего, любовь к детям, открытость, искренность и доброта. Эта профессия требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости и любви к детям. Особенность ее в том, что к ней причастен каждый, поэтому и слово «учитель» вызывает в каждом какой-то особый трепет, напоминает нам о чем-то очень добром, теплом и родном. Учителя - это люди удивительно цельные, отличающиеся огромной душевной щедростью, искренней любовью к детям и безграничной верностью педагогическому делу. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, он оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Деятельность учителя - это всякий раз вторжение во внутренний мир ребенка, поэтому здесь необходим индивидуальный подход к каждому.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

Преподаватель-самозванец живет и в доме отставного премьер-майора Андрея Петровича Гринёва, героя романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Вот как о нем вспоминает главный герой указанного произведения Петр Гринев: «Бопре в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour être outchitel (чтобы стать учителем), не очень понимая значение этого слова. Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. Главною его слабостию была страсть к прекрасному полу; нередко за свои нежности получал он толчки, от которых охал по целым суткам. К тому же не был он (по его выражению) и врагом бутылки, то есть (говоря по-русски) любил хлебнуть лишнее. Но так как вино подавалось у нас только за обедом, и то по рюмочке, причем учителя обыкновенно и обносили, то Бопре очень скоро привык к русской настойке и даже стал предпочитать ее винам своего отечества, как не в пример более полезную для желудка. Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, – и потом каждый из нас занимался уже своим делом. Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал.»

Все приведенные выше примеры из текстов произведений русских писателей ещё раз доказывают несостоятельность многих учителей в России XVIII столетия, а также пренебрежительное отношение к фундаментальному образованию со стороны родителей, которые больше следовали моде, нежели тщательно выбирали учителей для своих детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, необходимо отметить, что наша гипотеза подтвердилась. Личностное развитие учителя в исторической действительности нашло свое отражение в литературе. Любое изменение в настроении общества, его образе мыслей, вызванное историческими условиями, в свою очередь, проявляется в сфере образования. Учитель также меняется в соответствии со временем, а это влияет на его отношения с другими людьми, прежде всего, с учениками. Результаты данной работы можно применить на уроках литературы при изучении анализируемых произведений.

В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

    Личностное развитие учителя, а также динамика его взаимоотношений с окружающими, особенно с учениками, зависят от условий исторической действительности. Особенности каждого этапа развития страны накладывают свой отпечаток на ее жителей, в том числе и учителей.

    Каждое изменение реальности отражается в литературе. То же самое происходит и с образом учителя: динамика личностного развития педагога и его отношений с учениками отразилась в художественных произведениях.

Одной из задач литературы является передача накопленного опыта следующим поколениям для того, чтобы они могли учесть его и избежать допущенных ошибок. Проблема взаимодействия педагога и среды до сих пор актуальна, и, чтобы решить ее, нам нужно чаще обращаться к нашему литературному, духовному достоянию, ведь от того, каким будет учитель и его отношение с учениками, зависит наше будущее. http://www.litra.ru/composition/download/coid/00066401184864264942/

[ 2 ]

[ 3 ]

Васильева Татьяна, Иванова Юлия

Цель исследовательского проекта - раскрыть нравственный облик Учителя на примере произведений русской литературы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ИВАНТЕЕВКА

Исследовательский проект

Образ Учителя в произведениях русской литературы

Иванова Юлия Сергеевна,

Ученицы 10 класса

Руководитель: Малюкова Вера Фёдоровна,

Учитель русского языка и литературы

2016

РАЗДЕЛ ……………………………………………………………………. Стр.

I. ОГЛАВЛЕНИЕ …………………………………………………………… 1

II. ВВЕДЕНИЕ

О проекте: тема, цель и задачи проекта; материал и предмет

Исследования; актуальность и новизна, реализация проекта ……………. 2-4

III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………. 5-14

1. Учитель XXI века. Каков он? ............................................................. 5-8

2. Образ Учителя в произведениях русской литературы …………….. 9-14

2.1 . В. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»…………………… 9

2.2. Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»………………………… 10

2.3. В. Распутин. «Уроки французского»…………………………………... 11

2.4 . Л. Нечаев. «Ожидание друга, или признание подростка»………….. 12

2.5. А. Иванов. «Географ глобус пропил»……………………………….. 13

2.6. Е. Гришковец. «Начальник»…………………………………………. 14

IV. ВЫВОДЫ ………………………………………….................................. 15

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ …………… 16

VII. ПРИЛОЖЕНИЯ (фотографии, иллюстрации, диаграмма)

VIII. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

II. ВВЕДЕНИЕ

Каждый твой поступок, учитель, отражается на других людях: не забывай, что рядом с тобой человек».

В.А.Сухомлинский

ТЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА:

ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Актуальность нашего проекта продиктована временем. Меняются эпохи, меняются требования к образованию и учителю, но во все времена именно учитель является важнейшим элементом в структуре образования. Именно учитель формирует будущее поколение, помогает ученику приспособиться к изменениям, происходящим в мире. И литературный образ Учителя – этому подтверждение.

Отношение к учителю в российском обществе всегда было неоднозначным, ибо любые его действия оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства и т. д.

«Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой… напрямую. Воспитывает Личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру», - писал Дмитрий Сергеевич Лихачёв .

Современное общество должно проникнуться уважением к учителю, признать его важную роль в формировании личности человека. А настоящий Учитель (с большой буквы) должен соответствовать требованиям, которые ему предъявляет время, оставаясь при этом человеком высоконравственным, творческим, с неординарным мышлением.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Весь накопленный опыт человечество привыкло фиксировать в литературе. Нам захотелось обратиться к произведениям русской литературы, раскрывающим нравственный облик учителя и его взаимоотношения с учениками.

Цель исследовательской работы – раскрыть нравственный образ Учителя на примере произведений русской литературы.

Понимая, что «объять необъятное» мы не сможем, мы определили несколько главных, на наш взгляд, задач.

Задачи исследовательской работы:

  • Проанализировать произведения русской литературы, раскрывающие образ учителя.
  • Рассмотреть нравственный аспект профессии учителя в развитии и формировании личности ребёнка.
  • Определить степень влияния исторической действительности на художественный образ.
  • Понять, нужны ли изменения в образовании (и в этом новизна нашей работы).

Мы не случайно делаем акцент на нравственном аспекте. Нельзя не согласиться с высказыванием Н. Г. Чернышевского, что «воспитатель в отношении нравственном сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника, по крайней мере, должен искренне и умилительно желать быть таким и всеми силами к тому стремиться».

ГИПОТЕЗА

Настоящий Учитель всегда должен соответствовать требованиям, которые ему предъявляет время, оставаясь при этом человеком высоконравственным, творческим, с неординарным мышлением, способным принимать быстрые решения и не пугающимся трудностей.

МАТЕРИАЛ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Материал исследования – произведения русской литературы.

Предмет исследования – нравственный облик учителя и его взаимоотношения с учащимися.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Теоретический:

  • знакомство с материалами литературоведов по данной теме;
  • изучение изменений взаимоотношений учителя и общества в реальной действительности на материале источников о профессии педагога.

Практический :

  • «погружение» в текст – исследование текстов произведений;
  • встречи со специалистами;
  • наблюдение;
  • устный опрос.

Методика обработки полученных данных:

  • сбор материала по теме;
  • выделение главного и второстепенного;
  • построение круговой диаграммы;
  • написание автореферата;
  • создание презентации;
  • оформление проекта.

III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ.

ОБЗОР ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

  1. УЧИТЕЛЬ XXI ВЕКА. КАКОВ ОН?

Выбор темы проекта не случаен. В конце 2015 года нам было предложено поучаствовать в областном социальном проекте «Здравствуй, учитель XXI века!»

Участие в социальном проекте нас очень заинтересовало, и мы решили продолжить исследовательскую работу, но уже несколько в ином русле .

Прежде чем обратиться конкретно к произведениям литературы, мы хотели бы очень коротко рассказать об этом проекте.

Цель и задачи :

  • показать образ идеального современного учителя (с учётом мнений старшеклассников, родителей, педагогов, обслуживающего персонала, администрации образовательного учреждения) ;
  • соотнести мнения всех участников образовательного процесса с требованиями Профстандарта педагога;
  • оформить результат исследования в форме стендового доклада.

Выводы исследования.

На основе опроса участников образовательного процесса и в соответствии с требованиями Профстандарта педагога, мы «нарисовали» образ Учителя XXI века.

Современная школа может развиваться и быть востребованной только при хорошем учителе. Учитель – главная фигура в образовательном процессе. Именно от его деятельности во многом зависят результаты обучения и воспитания. Его работа не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами.

Учитель – это друг по отношению к детям, их помощник, советчик, союзник. Не человек, дающий готовые истины, а искатель, странник, всегда находящийся в пути, способный изменить свою точку зрения, делающий добро и учащийся у своих учеников.

На слайде презентации - основные требования, которые предъявляет XXI век к учителю:

  • Любовь к своей профессии. Учителю должен нравиться сам процесс обучения кого-либо.
  • Активная гражданская позиция. Учитель должен быть готов к активной деятельности в современном мире, должен отстаивать свои позиции.
  • Мобильность. Учитель должен быть способен быстро и успешно переключаться с одного вида деятельности на другой.
  • Ответственность. Учитель должен быть ответственным, ведь от него зависит будущее детей, которых он обучает.
  • Компетентность. Учитель должен серьёзно и тщательно готовиться к урокам, ибо одной из главных задач учителя является знание своего предмета. Он должен хорошо знать материал, уметь его правильно преподнести и объяснить ученику.
  • Самосовершенствование. Каждый учитель должен постоянно самосовершенствоваться, ведь именно от этого зависит его профессиональный рост. Он должен не только отлично знать свой предмет, но и быть эрудированным в других областях.
  • Толерантность (терпимость). Учитель работает с детьми (подростками), поэтому он должен находить подход к каждому ученику, относиться ко всем одинаково, а также должен позволять им высказывать своё мнение.
  • Организованность. Современный учитель должен уметь организовывать свою деятельность, своё время.
  • Ориентирование в реалиях современного времени. Современный мир не стоит на месте, он развивается. В нем огромное значение имеет технический прогресс. Так учитель должен уметь пользоваться технологиями, различными методиками, получать знания из разных источников, использовать современную терминологию. То есть идти в ногу со временем.
  • Умение работать с информацией. Учитель должен уметь выбирать, обрабатывать, систематизировать информацию, правильно использовать.
  • Патриотизм. Очень важно для учителя знать историю России, уважать и любить свою Родину и воспитывать патриотизм в детях.

Итак, XXI век предъявляет к педагогам определённые требования . А готовы ли учителя измениться?

Мы провели устный опрос учителей начального, среднего и старшего звена (3, 7 и 5 человек соответственно приняли участие в опросе):

«Готовы ли Вы измениться в соответствии с новыми требованиями?» .

Результаты опроса – в диаграмме.

(80% процентов опрошенных учителей, ответили, что они не только готовы измениться в соответствии с новыми требованиями, но уже давно работают в данном направлении. Они активно используют информационные технологии, постоянно расширяют свои знания.

15 % наших учителей ответили, что они не совсем уверены в том, что необходимо кардинально изменить своё отношение к преподаванию.

И только 5% опрошенных преподавателей вообще не готовы измениться, считая, что «старые» методы преподавания более эффективны.)

Проанализировав наши наблюдения и неоднозначные результаты опроса, мы задумались.

А нужны ли изменения в образовании? Что говорит нам об этом литература? Статичен или динамичен образ учителя? Каков нравственный облик учителя? Каковы его взаимоотношения с учениками?

И чтобы найти ответы на вопросы, мы обратились к произведениям, раскрывающим образ учителя и отражающим разные периоды нашей жизни.

2. ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2.1. В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет» (1968)

Одним из самых известных произведений, в котором присутствует образ педагога, является рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Автор подчёркивает, что учитель является особым человеком среди жителей русской деревни тех лет (30-х годов): «Он был главным затейщиком, агитатором и пропагандистом в деревенском клубе, учил ребят играм, танцам, организовывал комедийные, злободневные представления, участвовал во всех сельских торжествах» .

В годы, описанные В.П.Астафьевым, учитель имел очень большой авторитет. Вероятно, причина этого кроется в том, что получить образование было очень сложно, для этого нужно было потратить немало сил и денег. Именно поэтому образованный человек вызывал уважение.

В отношениях с ребятами к учителю было применимо выражение «вторая мама», «второй папа» или «старший друг». Внутренний облик учителя раскрывался в неумолимой заботе о школе, в безграничной любви к детям. Ребята полностью доверяли и глубоко уважали своего наставника.

Взрослые люди также разделяли эти чувства: «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое. Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми наряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных…».

2.2. Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла» (1964)

В рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла», написанном Ф. Искандером, у педагога есть своя методика, свой способ общения с учениками, и многим она кажется неподходящей.

События в рассказе происходят в военные годы. В практике Харлампия Диогеновича основным принципом было «делать человека смешным» . Многие педагоги отмечают, что в воспитательном процессе юмор может быть очень действенным. Но понять насмешку или иронию может не каждый, и иногда её результатом может стать конфликт ученика и учителя.

В анализируемом рассказе дети каждую шутку преподавателя воспринимают как маленькое наказание, которое они заслужили. Для них его специфическая методика является нормой, Харлампий Диогенович вызывает даже уважение за то, что сразу же установил в классе образцовую тишину.

Главный герой оценивает форму воздействия педагога с высоты прожитых лет, накопленного опыта, и эта оценка явно положительна: «Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучил нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда».

Герой понимает, что ирония учителя призвана была воспитывать учеников, искоренять их недостатки и развивать нравственное начало. Любой поступок учителя, прежде всего, оценивается им самим, поскольку он должен находить отклик в душах учеников, даже если внешне способ педагогического воздействия не кажется приемлемым.

2.3. В.Г.Распутин. «Уроки французского» (1973)

Так происходит в рассказе «Уроки французского», где с разных точек зрения оценивается поступок Лидии Михайловны, преподавателя французского языка. События происходят в послевоенное время.

В этой девушке можно найти не только наставника, но и преданного друга: когда нужно было помочь мальчику, она сделала это. Кроме того, она смогла в ученике пробудить интерес к французскому языку, то есть выполнила основную задачу.

Однако некоторые действия учительницы вызвали протест со стороны руководства школы: чтобы у ученика была еда, она отважилась играть на деньги. Администрация расценила этот поступок как недостойный педагога. Сама Лидия Михайловна воспринимает его как недоразумение, случайность: «Поеду к себе на Кубань, - сказала она, прощаясь, - А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет. Тут виновата я. Учись, - она потрепала меня по голове и ушла. И больше я её никогда не видел».

Проанализировав эти значимые, на наш взгляд, произведения об Учителе, можно сказать, что образ педагога в литературе характеризуется положительно. Отношения ученика и учителя основаны на взаимоуважении, доверии, нравственных ценностях. Такая ситуация в литературе отражает историческую действительность.

К сожалению, в литературе встречаются и другие образы учителей. И это тоже отражение реальной действительности.

2.4. Л.Е. Нечаев. «Ожидание друга, или признание подростка» (1987)

В повести Л.Нечаева «Ожидание друга, или признание подростка» учительница представляет собой человека, для которого успехи детей служат, прежде всего, средством подъёма по карьерной лестнице.

«У меня показательный класс, - сказала учительница. – Я буду ориентироваться на сильных учеников, буду работать с сильными…» .

Учительница беспокоится за внешнюю успеваемость класса. Она стремится выделиться, ей нужно, чтобы её заметили, поэтому она не считается с мнением ребят. Ученик не интересует её как личность со своими желаниями, стремлениями, переживаниями.

Особенно ярко эта особенность проявляется в эпизоде подготовки к 23 февраля: «Пусть папы придут не двадцать третье февраля с наградами, орденами и медалями. Мы будем их славить» . Так сказала она, а я подумал: «Что-то она не то говорит.… Как же она не подумала, что у половины класса нет пап! Папы – в разводе…» Мало того. Тот же Рудой встал и сказал: «А у моего папы нету наград». Тогда она заявила: «Что же это за папа – без наград!».

Подобное отношение к детям вызывает у них сначала недоумение, а затем неприятие учителя.

2.5. А.Иванов. «Географ глобус пропил» (1995)

Отношения ученика и учителя в наше время подчас характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения. Ученик сосредоточен лишь на собственных правах и желаниях, это вызывает соответствующую реакцию учителя. Отражение такой действительности можно увидеть в современном романе «Географ глобус пропил» Алексея Иванова.

События происходят в 90-годы прошлого века. Главным героем романа является Виктор Служкин. Для нас этот образ интересен, прежде всего, тем, что учителем он становится не по призванию, а из-за безвыходности.

Из-за отсутствия опыта работы в школе, знания методического и психологического характера он не может грамотно построить отношения с учениками. Причиной этого также служит нежелание со стороны учащихся признать авторитет учителя: «Служкин ждал, пока все рассядутся. Школьники орали, деля парты. Наконец сплошной гвалт перешёл в сдержанный гомон, и весь класс ожидающе уставился на учителя. Служкин поднялся:

Что же, здравствуйте, 9в, - сказал он.

Привет! - запищали с задних парт.

Я вижу класс у вас развесёлый, - заметил Служкин. – Давайте знакомиться».

Отсутствие взаимоуважения приводит к постоянным конфликтам с учащимися, а также с завучем.

2.6. Е.Гришковец. «Начальник» (2007)

В другом современном произведении, рассказе «Начальник» Евгения Гришковца, центральным героем становится Владимир Лаврентьевич – преподаватель фотокружка.

Это учитель не по статусу, а по призванию. Он мастер своего дела, и на свой кружок он берёт не каждого, а детей с определёнными способностями к этому виду деятельности, которые тоже нужно разглядеть.

Чтобы определить статус каждого ученика в своём кружке, Владимир Лаврентьевич придумывает прозвища, такие как «дядя» или «начальник». Каждый ученик в этом кружке старается раскрыть свои способности и тем самым заслужить уважение и право называться «дядей »:

Ты что сделал? Дядя! – почти кричал он. – Ты же угробил такой кадр! У тебя руки откуда растут, а? Ты же его поцарапал! Всё! Ты же погубил его!

Да ладно, Владимир Лаврентьевич! Не ругайтесь! – бубнил юный фотограф. – Это же мой кадр.

Твой, да? А я тут на фига бьюсь? Твой?! Он не твой! Это был просто хороший кадр!

Это другой тип учителя-человека, популярного среди подростков, но не кратковременной популярностью «своего» человека. Он имеет авторитет, умеет устанавливать свои правила, которые необходимо соблюдать, но самое главное – он воспитывает в учениках чувство прекрасного, способность проявлять индивидуальность, умение жить и работать в коллективе – одним словом, то, что отличает человека от других существ.

IV. ВЫВОДЫ, ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

В соответствии с целью и задачами, поставленными нами, мы постарались раскрыть образ Учителя на примере конкретных произведений русской литературы, написанных в разное время и отражающих события разных исторических эпох .

Мы увидели, что личностное развитие учителя, а также динамика его взаимоотношений с учениками зависят от условий исторической действительности, что и нашло своё отражение в литературе.

Мы доказали верность гипотезы, что настоящий Учитель всегда должен соответствовать требованиям, которые ему предъявляет время, оставаясь при этом человеком высоконравственным, творческим, с неординарным мышлением, способным принимать быстрые решения и не пугающимся трудностей. А это означает, что изменения в образовании и в отношении учителя к педагогической деятельности просто необходимы!

Одной из задач литературы является передача накопленного опыта следующим поколениям для того, чтобы они могли учесть его и избежать допущенных ошибок. Проблема взаимодействия педагога и среды до сих пор актуальна, и, чтобы решить её, нам нужно чаще обращаться к нашему литературному, духовному достоянию, ведь от того, каким будет учитель и его отношение с учениками, зависит наше будущее.

Считаем, что наш проект имеет большую практическую значимость. Материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы, а также на дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях.

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

  1. Астафьев В.А. Последний поклон. Красноярск, 1996. – 248 с.
  2. «Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности», Педагогика. № 4,1997 г.
  3. Гришковец Е. Начальник/ Гришковец Е. Следы на мне. М., 2007. 75с.
  4. Иванов А. Географ глобус пропил. М., 2004. – 306с.
  5. Искандер Ф. Избранные произведения. М., «Детская литература», 1995. – 221 с.
  6. Лещинский В.И. Всегда ли прав учитель?/ В.И.Лещинский, С.С.Кузнецова, С.В.Кульневич. – М., «Педагогика», 1990. – 160с.
  7. Нечаев Л.Е. Ожидание друга, или признания подростка/Школьные годы. Выпуск 2. – М.:»Детская литература», 1990.
  8. В.Распутин. Повести и рассказы. Новосибирск, 1996. – 164с.
  9. Трояновский В.А. Учитель в художественной литературе. Красноярск, 1984.
  10. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  11. Интернет-ресурсы. Образ учителя в литературе http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1191497121&archive=&start_from=&ucat=&
В продолжение темы:
Игры

ГОРЬКИЙ, название г. Нижний Новгород (см. НИЖНИЙ НОВГОРОД) в 1932 90 … Энциклопедический словарь 1. ГОРЬКИЙ Максим (настоящие имя и фамилия Алексей Максимович Пешков) (1868...

Новые статьи
/
Популярные