Презентация по теме весна пробуждение природы. Конспект и презентация к уроку развития устной речи "весна - пробуждение природы"

Класс: 1

Презентация к уроку



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Учебник «Я и мир вокруг», Вахрушев А.А. Раутиан А.С.

Цели:

  • Образовательная . Показать пробуждение природы, связь весенних изменений в живой и неживой природе.
  • Развивающая . Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
  • Воспитательная . Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Обучать работать в группе.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Актуализация знаний

– У нас сегодня очень необычный урок. Он проходит в необычное для нас время и в необычной обстановке. Но работать мы будем как всегда активно и покажем наши умения. А начнем урок с того, что отправимся на лесную полянку и посмотрим, что там происходит.

Сценка в лесу.

Еж. Я спал. Похудел.

Белка. У меня запасов много было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую – будто не было холодной зимы.

Лиса. А я голодала – одними мышками питалась, ну да изредка кур подсчитывала в соседней деревне. А что ты, кум, такой худой?

Волк. Будешь худ с такой едой.

Я не ел четыре дня.
Увидал обед у пня.
А обед во все лопатки
Припустился от меня.
Вот несчастье, вот беда –
Быстроногая еда.

Лиса. Миша, расскажи, как у тебя дела?

Медведь. Проснулся, слышу – каплет. Вот беда! В темноте пошарил лапой и вскочил – кругом вода. Заливает! Не до сна!

– В какое время года такой разговор мог произойти?
– А сейчас за окном какое время года?
– Мы сегодня будем говорить о весне, о ее приметах.
– А знаете ли вы весенние месяцы?
– У вас на столах лежат таблички с названиями месяцев. Я буду читать стихи, а вы поднимите табличку с названием того месяца, о котором идет речь.

Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает.
Что за месяц, кто узнает? (Март)

Слайд «Март»

– Март – это время, когда солнце посылает на землю своих помощников. Поэтому и называют эту пору «весной света».
В Древнем Риме март был не только первым месяцем весны, но и года и посвящался богу Марсу, покровителю полей и стад.
Февраль силен метелью, а март – капелью.
Открывает весну март – протальник.
Засияло мартовское солнышко, зарядила капель.

Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Месяц к нам пришел … (апрель)

Слайд «Апрель».

Родина слова «апрель» – Древний Рим. Оно означает «теплый», «солнечный».

  • Апрель – снегогон, растопил снега.
  • Апрельские лужи землю будят.
  • Где в апреле вода, там в июле трава.
  • Апрель – пора большой воды.

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад.
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?… (май) .

Слайд «Май».

– В честь богини Майи, богини земли и плодородия. Май в народе называют «травень».

Зеленеют луга, распускаются почки.
Май леса наряжает, лето в гости поджидает.
Дождь в мае хлеба поднимает.
Как в мае дождь, так и будет рожь.

Народные приметы можно заранее поручить найти детям по рядам.

– Почему говорят, что весной природа пробуждается?

3. Беседа о неживой природе весной

Динамическая картина.

Рисунок 1

– Давайте посмотрим, что же происходит весной в неживой природе?

  • Тает снег (становится грязным)
  • Появляются проталины
  • Бегут ручьи
  • Осадки в виде дождя
  • Теплеет
  • Солнце поднимается выше

Весной ослепительно светит солнце. Свет от него густой, золотистый. Солнечные лучи греют лицо и руки. Небо весной синее, синее, а по нему раскинулись белые облака. На буграх появились первые проталины. На лесной опушке слышится пение птиц. Слайд.
Картину родной природы особенно остро чувствуют художники, композиторы, поэты. В своих произведениях они передают настроение ожидания весны, надежды на счастье, необычайное воодушевление, подъем духа, радость.

– Посмотрите в учебнике на стр. 38 на картину великого русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова.

Слайд. Картина «Грачи прилетели»

– Какое время года?
– По каким признакам догадались?
– Кто первым принес весть о весне? Картина так и называется «Грачи прилетели».
Русская деревенька, небольшая церквушка. На березках еще не распустились листья. Грачи строят гнезда. С весенними криками летают они над деревьями, хлопочут о жилье. Сколько звуков в этой картине. Слышите, как перекликаются птицы и звенит капель? Ветер шелестит в мокрых ветвях.

– Давайте послушаем весну. Музыка замечательного композитора П.И.Чайковского. Он замечательно в своей музыке передал все звуки весны.

Клип на музыку пьесы П.И. Чайковского «Апрель».

4. Беседа о живой природе

– А какие еще птицы прилетают к нам весной?

На доске картинки с изображениями разных птиц. Озвучить их названия (прикрепить таблички). Можно использовать картинки в учебнике стр. 40.

5. Работа в группах

Среди табличек с названиями птиц выбрать только перелетных и прикрепить на доске.
Проверка. (Слайд)

  • Скворец
  • Ласточка
  • Жаворонок

Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Наш веселый друг … (скворец )

Слайд с пением скворца.

Прилетели к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка )

Еще в низинах снег и лед,
Но небеса весенние,
А он летает и поет,
Блистая оперением.
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения. (Жаворонок )

Отгадайте загадку.
Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

– От весеннего тепла оттаивает почва, просыпаются травы. Появляются первые цветы.
Узнайте эти растения по описанию.

  • Это растение зацветает первым. Мы все с нетерпением ждем маленькие желтые солнышки. Почему у растения такое странное имя? Листья у него снизу мягкие и пушистые. Они согревают, словно руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные, как у злой мачехи из сказки. (Мать и мачеха)
  • Это растение ты заметишь сразу. У него разноцветные цветки: розовые, фиолетовые, синие. Поэтому шмели его быстро находят. Цветок своего сока-нектара не жалеет, угощает всех сладкоежек. За сладкий, медовый вкус его и назвали. (Медуница)

– Всю эту красоту мы увидим с вами совсем скоро. С каждым днем весна все смелее будет вступать в свои права.
Ну а сейчас только самое начало весны. Мы сегодня говорили о приметах весны. Назовите их.

  • Солнце поднимается все выше.
  • Потеплело
  • Тает снег
  • Появляются проталины
  • Текут ручьи
  • Прилетают птицы
  • Распускаются листья.

– У вас на столах таблички с признаками весны. Сейчас каждая группа выберет на ваш взгляд самую главную причину изменений в природе.
Солнце поднимается все выше. Потеплело.
День становится длиннее. И наступит момент, а произойдет это 21 марта, когда день станет равен ночи. Это время называется ДЕНЬ ВЕСЕННЕГО РАВНОДЕЙСТВИЯ.

– Весна – самое красивое время года. Весной начинается новая жизнь в природе. У человека, который смотрит на эту красоту, поднимается настроение, хочется петь, танцевать, пойти на улицу.
– Давайте создадим картину весны у нас в классе. Поместите на доску цветочки, того цвета, который соответствует вашему настроению.

  • Желтый – отличное настроение. Вам понравился урок, и вы для себя открыли, что-то новое.
  • Зеленый – много понравилось, но что-то не совсем удалось или не все поняли.
  • Коричневый – вы недовольны собой.

– Ну, а я довольна вами. Молодцы!

Тема урока: Весна – природа пробуждается (1 класс)

Цель урока:

Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов (пробуждение природы, признаки весны, последовательность событий в природе и их связи) и овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.

Задачи урока:

  1. Дать представление об изменениях в жизни растений и птиц весной
  2. Показать связь этих изменений с неживой природой
  3. Учить обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения
  4. Воспитывать чувство гордости за родной край
  5. Продолжать формирование элементов экологической культуры
  6. Развивать монологическую речь учащихся через использование алгоритма ответа;
  7. Формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;
  8. Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;

Оборудование:

  1. учебник «Окружающий мир. 1 класс, часть 3» (А.А. Вахрушев),
  2. карточки с заданиями для парной работы (№ 1, № 2),
  3. карточка с заданием для групповой работы (№ 3),
  4. результаты опыта с ветками деревьев,
  5. карточки для саморефлексии,
  6. компьютер,
  7. экран,
  8. диск с презентацией к уроку.

Ученики младшего школьного возраста общеобразовательных школ и гимназий, обучающиеся по Образовательной системе «Школа 2100». Данный конспект урока можно использовать и для учащихся, обучающихся по другим программам.

Ожидаемый результат.

Внешним результатом учебной деятельности на данном уроке является открытие нового знания и способность к его применению при решении учебной задачи (показать пробуждение природы, научить наблюдать признаки весны на всём её протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи).

На внутреннем уровне результатом является развитие личности учащихся (мыслительных операций, мотивационной, эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных умений, активности, самостоятельности, ответственности)

Технологии, методы и приёмы, используемые на уроке.

На уроке используется технология проблемно-диалогического обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активную самостоятельную деятельность учащихся по её разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Применяются активные методы обучения (по классификации И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина): проблемное изложение, частично-поисковый метод. На этапе введения применяются проблемные методы, которые проводят учеников через два звена научного творчества – постановку проблемы и поиск решения и направлены на организацию поисковой познавательной деятельности. На этапе воспроизведения предлагаются задания, позволяющие пройти ещё два творческих звена – выражение продукта и реализацию продукта. Таким образом, ученик осуществляет полный цикл творческой деятельности. Частично-поисковый метод позволяет приучить учащихся к самостоятельности мышления и творчеству.

Для организации учебного процесса развивающего типа, использую исследовательский подход (обучение через «открытие») и коммуникативный подход (когда ученик становится автором какой-то точки зрения).

На этапе актуализации знаний и постановки учебной задачи предлагаются задания на повторение изученного материала. При этом учитель задаёт проблему, играющую роль мотивации учебной деятельности. Ребята предлагают свои способы решения этой проблемы, выясняют в беседе, что им необходимо для решения проблемы, что они уже знают, а что им предстоит узнать. Знания, которые лежат в основе выполнения данных заданий, являются базовыми для изучения нового материала.

На следующем этапе осуществляется открытие детьми нового знания в результате совместных действий учителя и учеников (система подводящих творческих заданий). Выдвигаются гипотезы, которые затем принимаются или отвергаются, выделяются существенные признаки понятия, устанавливаются связи с ранее изученным материалом. Новые знания, приобретенные в ходе совместного открытия, являются личностно значимыми и присваиваются учениками сразу же, без дополнительных усилий на запоминание.

На этапе первичного закрепления используются задания, которые позволяют начать обучение способам применения. При этом в каждом задании формируется и отрабатывается важнейшее понятие или представление темы, а, кроме того, рассматривается один из многих способов его применения в жизни школьника.

Последним предлагается задание частично-поискового и творческого характера, которое проводится по принципу "опережающей многолинейности".

На этапе подведения итогов урока ученики участвуют в оценочно-рефлексивной деятельности. Каждый ученик задумывается о том, что у него хорошо получается, а что еще не получается и над чем он планирует работать на следующих уроках в плане самовоспитания, саморазвития и самообучения.

Структура урока:

  1. Оргмомент.
  2. Совместное открытие нового.
  3. Физминутка.
  4. Первичное закрепление (обучение способам применения)
  5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
  6. Задавание домашней работы.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята.

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны, узнаем о некоторых взаимосвязях. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний. (Слайд 2)

Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями?

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество-

Внимательность,

А поможет всё узнать

Наша любознательность.

  1. Актуализация знаний и формулирование темы урока.

Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся сегодня на уроке.

Что такое природа? (Всё, что нас окружает и существует независимо от человека)

Какая бывает природа?

Что относится к живой природе? (Растения, животные, человек)

А что относится к неживой природе? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва)

По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе? (Растут, питаются, размножаются, умирают)

Послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Слайд 3)

Снег теперь уже не тот,-

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей.

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся серёжки.

(С.Маршак)

- (Слайд 4)

Весна – природа пробуждается.

Назовите весенние месяцы (Слайд 4) (МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ)

Март назван в честь бога войны Марса, апрель называют даровитым месяцем или снегогоном, а месяц май назван в честь богини Майи, которой приносили подарки, чтобы осенью она дала богатый урожай.

  1. Постановка проблемного вопроса.

(Слайд 5)

Прочитайте вопрос, который нам подготовила мудрая сова.

Какие изменения в неживой природе и как влияют на пробуждение природы?

Можем ли мы сейчас сразу ответить на главный вопрос урока? Почему?

(Слайд 6) Картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

Рассмотрите иллюстрацию знаменитого русского художника Саврасова, который рисовал картины родной природы.

Что изображено? Как бы вы озаглавили?

Художник озаглавил эту картину «Грачи прилетели» (Слайд 6)

Назовите объекты неживой природы.

А теперь назовите объекты живой природы.

Сегодня на уроке мы с вами будем искать взаимосвязь между неживой и живой природой весной.

  1. Совместное открытие нового.

Работа в парах.

По каким признакам мы узнаём, что наступила весна? (варианты детей)

Возьмите карточки. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.

(Дети работают по карточкам в парах) (Слайд 7)

Карточка № 1.

Стало холоднее. Стало теплее

Образовались проталины. Земля покрылась снегом.

День уменьшается. День увеличивается.

Река замерзает. Лёд на реке тает.

Листья распускаются. Листья желтеют.

Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лёд.

Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2? (Слайд 7)

Давайте попробуем выделить самый главный признак. (День увеличивается и становится теплее) (Слайд 7)

А как потепление связано с осадками? (вместо снега идёт дождь)

Как потепление связано с состоянием снега? (На склонах холмов, оврагов с южной стороны – проталины (Слайд 8) ; снег становится серым, ночью и утром на снегу образуется твёрдая плотная корка – наст; начинает таять снег – половодье: река переполняется водой, выходит из берегов – наводнение, которое приносит много бед) (Слайд 9)

  1. Физминутка
  1. Первичное закрепление (обучение способам применения).

Как взаимосвязано потепление и состояние почвы?

Опыт.

А влияют ли как-нибудь изменения в неживой природе на живую природу? Давайте попробуем раскрыть секреты волшебницы весны.

Посмотрите на результаты опыта с ветками деревьев. Что мы с вами сделали 2 недели назад? (Одни ветки поставили в воду в тёплом классе, а другие положили в холодильник)

Что же произошло?

Давайте сделаем вывод. В чём же состоит главная причина оживления в жизни растений? (тепло)

Работа по учебнику.

Откройте учебник на стр.48. Рассмотрите нижний рисунок. Что нарисовано?

Прочитайте вопрос и попробуйте ответить на него.

Так почему же эти растения называют первоцветами? (Зацветают первыми)

Ещё эти растения называют раннецветущие (цветы появляются раньше, чем листья) (Слайд 10)

Какие раннецветущие растения вы знаете? (показ раннецветущих растений на слайде)

Мать-и-мачеха (из листьев готовят настойку для лечения простудных заболеваний)

Из под снега расцветает

Раньше всех весну встречает

(подснежник ) – «галантус»

Бывают синие и белые

Как звали героиню произведения Н.Носова про Незнайку, которая готовила лекарства и лечила своих друзей? (Медуница)

медуница-лекарственная (четырежды меняет цвет: розовый – красный – фиолетовый – синий. Посещают пчёлы и шмели)

Ландыш майский (цветы используют для приготовления духов)

- Ветреница дубравная. Какое слово спряталось в названии? (Цветки белые. Цветение совпадает с периодом ветров. Ядовито. Опасно для скота)

Рассказ заранее подготовленного ученика о первоцвете весеннем.

- (Слайд 11) У всех раннецветущих растений под землёй находится или утолщённое корневище, или луковица. В них с осени отложены питательные вещества. За счёт этих запасов и тепла эти растения зацветают первыми, спешат опылиться и образовать семена до общего цветения.

Охрана растений.

Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания.

Цветок на лугу я сорвал на бегу,

Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

В стакане он день простоял и завял,

А сколько бы он на лугу простоял?

Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения? (в лесу передвигаться по тропинкам, т.к. гибель травянистых растений губительно сказывается на состоянии всего леса; букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке; не собирать берёзовый сок)

Не только растения реагируют на появление тепла.

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку,

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боиться?

Угадали? Это …(птица)

Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края? (Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться)

Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? (Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары)

Работа по учебнику.

Рассмотрите рисунок на стр. 49. Какие птицы зимуют вместе с нами? (Синицы)

А какие птицы прилетают весной?

Как называют этих птиц? (Перелётные)

Отгадайте, кто из птиц прилетает раньше всех.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица…(грач)

(Слайд 12)

Прочитайте на стр.49 народную примету о граче.

Сообщение заранее подготовленного ученика о граче.

А кто же прилетает сразу после грача?

Мы построили вдвоём

Для гостей весенний дом,

А верней сказать – дворец.

Прилетай скорей …(скворец)

(Слайд 12)

Прочитайте народную примету про скворца.

У скворцов вскоре появляются птенцы. До 300 раз приносят корм своим птенцам скворцы.

Следующими прилетают жаворонки. (Слайд 12)

А вот синицы (Слайд 12) в марте, как только начинает пригревать солнце, возвращаются в леса и селятся в дуплах деревьев. У них появляются птенцы. В разгар весны прилетают дрозды, зяблики, горихвостки. (Слайд 13)

Одними из последних прилетают ласточки и стрижи. (Слайд 14)

А какую пользу приносят птицы? (Большая синица уничтожает в течение дня до 6 тыс. насекомых; грач – до 8 тыс. вредных червей и гусениц; ласточка за лето ловит до 1 млн. мошек и комаров, таким образом птицы охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей и приносят большую пользу человеку).

Рассмотри рисунки на стр. 50-51. Как люди заботятся о птицах?

Как надо поступить, если обнаружишь в лесу птичье гнездо?

А ещё весной в лесу надо соблюдать тишину. Это время гнездования птиц.

  1. Практическая часть урока (начало формирования умений).

Давайте ещё раз вернёмся к главному вопросу урока. (Слайд 15)

Можем ли мы на него сейчас ответить?

Работа в парах

Все события весной наступают в определённом порядке. Возьмите карточки и восстановите истинную последовательность событий в весеннем периоде (расставить цифры возле каждого предложения). (Слайд 16)

Карточка № 2.

Возвращаются из тёплых краёв птицы.

Зацветают растения.

Тает снег.

Появляются насекомые.

Больше солнечного света.

Проверка по слайду. (Слайд 17)

Работа в группах.

Повернитесь друг к другу и образуйте группы по 4 человека. Ваше задание – составить рассказ о пробуждении природы весной по плану (Слайд 18)

Карточка № 3.

  1. Весна приходит к нам сразу после ________.
  2. Весенние месяцы – это_______________.
  3. Весну можно узнать по таким признакам_______,
  4. Какие раннецветущие растения появляются весной?
  5. Какая особенность раннецветущих растений?
  6. Охрана раннецветущих растений.
  7. Какие птицы прилетают к нам весной?
  8. Какое главное условие должно быть, чтобы птицы вернулись?
  9. Какую пользу приносят птицы?
  10. Забота о птицах весной.

Проверка. (Рассказ по цепочке с опорой на план. Выступает 1 человек от группы. Каждая группа озвучивает по 2 пункта плана).

  1. Подведение итогов.

Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?

Что нового узнали на уроке?

Что было для вас самым интересным на уроке?

Что было сложным? Вызвало затруднения?

Самооценка. (Слайд 19)

Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке

(человечек с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике.

человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.

Человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.

Закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М.Пришвина:

«Всё прекрасное на земле - от солнца, и всё хорошее от человека».

Как вы понимаете их?

Запомните. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы.

  1. Домашнее задание.

Как вы думаете, каким будет домашнее задание? (Составить рассказ о весенних изменениях в природе)

По желанию вместе с родителями изготовить синичник (чертёж на стр. 51). А в День птиц ребята вместе со старшими школьниками могут развесить искусственные гнездовья.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Класс: 1

Презентация к уроку



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Учебник «Я и мир вокруг», Вахрушев А.А. Раутиан А.С.

Цели:

  • Образовательная . Показать пробуждение природы, связь весенних изменений в живой и неживой природе.
  • Развивающая . Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
  • Воспитательная . Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Обучать работать в группе.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Актуализация знаний

– У нас сегодня очень необычный урок. Он проходит в необычное для нас время и в необычной обстановке. Но работать мы будем как всегда активно и покажем наши умения. А начнем урок с того, что отправимся на лесную полянку и посмотрим, что там происходит.

Сценка в лесу.

Еж. Я спал. Похудел.

Белка. У меня запасов много было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую – будто не было холодной зимы.

Лиса. А я голодала – одними мышками питалась, ну да изредка кур подсчитывала в соседней деревне. А что ты, кум, такой худой?

Волк. Будешь худ с такой едой.

Я не ел четыре дня.
Увидал обед у пня.
А обед во все лопатки
Припустился от меня.
Вот несчастье, вот беда –
Быстроногая еда.

Лиса. Миша, расскажи, как у тебя дела?

Медведь. Проснулся, слышу – каплет. Вот беда! В темноте пошарил лапой и вскочил – кругом вода. Заливает! Не до сна!

– В какое время года такой разговор мог произойти?
– А сейчас за окном какое время года?
– Мы сегодня будем говорить о весне, о ее приметах.
– А знаете ли вы весенние месяцы?
– У вас на столах лежат таблички с названиями месяцев. Я буду читать стихи, а вы поднимите табличку с названием того месяца, о котором идет речь.

Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает.
Что за месяц, кто узнает? (Март)

Слайд «Март»

– Март – это время, когда солнце посылает на землю своих помощников. Поэтому и называют эту пору «весной света».
В Древнем Риме март был не только первым месяцем весны, но и года и посвящался богу Марсу, покровителю полей и стад.
Февраль силен метелью, а март – капелью.
Открывает весну март – протальник.
Засияло мартовское солнышко, зарядила капель.

Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Месяц к нам пришел … (апрель)

Слайд «Апрель».

Родина слова «апрель» – Древний Рим. Оно означает «теплый», «солнечный».

  • Апрель – снегогон, растопил снега.
  • Апрельские лужи землю будят.
  • Где в апреле вода, там в июле трава.
  • Апрель – пора большой воды.

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад.
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?… (май) .

Слайд «Май».

– В честь богини Майи, богини земли и плодородия. Май в народе называют «травень».

Зеленеют луга, распускаются почки.
Май леса наряжает, лето в гости поджидает.
Дождь в мае хлеба поднимает.
Как в мае дождь, так и будет рожь.

Народные приметы можно заранее поручить найти детям по рядам.

– Почему говорят, что весной природа пробуждается?

3. Беседа о неживой природе весной

Динамическая картина.

Рисунок 1

– Давайте посмотрим, что же происходит весной в неживой природе?

  • Тает снег (становится грязным)
  • Появляются проталины
  • Бегут ручьи
  • Осадки в виде дождя
  • Теплеет
  • Солнце поднимается выше

Весной ослепительно светит солнце. Свет от него густой, золотистый. Солнечные лучи греют лицо и руки. Небо весной синее, синее, а по нему раскинулись белые облака. На буграх появились первые проталины. На лесной опушке слышится пение птиц. Слайд.
Картину родной природы особенно остро чувствуют художники, композиторы, поэты. В своих произведениях они передают настроение ожидания весны, надежды на счастье, необычайное воодушевление, подъем духа, радость.

– Посмотрите в учебнике на стр. 38 на картину великого русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова.

Слайд. Картина «Грачи прилетели»

– Какое время года?
– По каким признакам догадались?
– Кто первым принес весть о весне? Картина так и называется «Грачи прилетели».
Русская деревенька, небольшая церквушка. На березках еще не распустились листья. Грачи строят гнезда. С весенними криками летают они над деревьями, хлопочут о жилье. Сколько звуков в этой картине. Слышите, как перекликаются птицы и звенит капель? Ветер шелестит в мокрых ветвях.

– Давайте послушаем весну. Музыка замечательного композитора П.И.Чайковского. Он замечательно в своей музыке передал все звуки весны.

Клип на музыку пьесы П.И. Чайковского «Апрель».

4. Беседа о живой природе

– А какие еще птицы прилетают к нам весной?

На доске картинки с изображениями разных птиц. Озвучить их названия (прикрепить таблички). Можно использовать картинки в учебнике стр. 40.

5. Работа в группах

Среди табличек с названиями птиц выбрать только перелетных и прикрепить на доске.
Проверка. (Слайд)

  • Скворец
  • Ласточка
  • Жаворонок

Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Наш веселый друг … (скворец )

Слайд с пением скворца.

Прилетели к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка )

Еще в низинах снег и лед,
Но небеса весенние,
А он летает и поет,
Блистая оперением.
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения. (Жаворонок )

Отгадайте загадку.
Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

– От весеннего тепла оттаивает почва, просыпаются травы. Появляются первые цветы.
Узнайте эти растения по описанию.

  • Это растение зацветает первым. Мы все с нетерпением ждем маленькие желтые солнышки. Почему у растения такое странное имя? Листья у него снизу мягкие и пушистые. Они согревают, словно руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные, как у злой мачехи из сказки. (Мать и мачеха)
  • Это растение ты заметишь сразу. У него разноцветные цветки: розовые, фиолетовые, синие. Поэтому шмели его быстро находят. Цветок своего сока-нектара не жалеет, угощает всех сладкоежек. За сладкий, медовый вкус его и назвали. (Медуница)

– Всю эту красоту мы увидим с вами совсем скоро. С каждым днем весна все смелее будет вступать в свои права.
Ну а сейчас только самое начало весны. Мы сегодня говорили о приметах весны. Назовите их.

  • Солнце поднимается все выше.
  • Потеплело
  • Тает снег
  • Появляются проталины
  • Текут ручьи
  • Прилетают птицы
  • Распускаются листья.

– У вас на столах таблички с признаками весны. Сейчас каждая группа выберет на ваш взгляд самую главную причину изменений в природе.
Солнце поднимается все выше. Потеплело.
День становится длиннее. И наступит момент, а произойдет это 21 марта, когда день станет равен ночи. Это время называется ДЕНЬ ВЕСЕННЕГО РАВНОДЕЙСТВИЯ.

– Весна – самое красивое время года. Весной начинается новая жизнь в природе. У человека, который смотрит на эту красоту, поднимается настроение, хочется петь, танцевать, пойти на улицу.
– Давайте создадим картину весны у нас в классе. Поместите на доску цветочки, того цвета, который соответствует вашему настроению.

  • Желтый – отличное настроение. Вам понравился урок, и вы для себя открыли, что-то новое.
  • Зеленый – много понравилось, но что-то не совсем удалось или не все поняли.
  • Коричневый – вы недовольны собой.

– Ну, а я довольна вами. Молодцы!

В продолжение темы:
Дети и музыка

Здравствуйте, уважаемые читатели. Вспомните. Вы наверняка оказывались в такой ситуации сами или видели друга в компании других людей, которого переполняет злоба, агрессия или...

Новые статьи
/
Популярные