Образование при петре 1 презентация. Развитие науки и образования в России в первой четверти XVIII века

Слайд 2

Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер. 14 января 1700 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701-1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ 1721. По оценке ганноверца Вебера, за время правления Петра несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу. Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его преемниках закрылись), но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.

Слайд 3

ПАМЯТНИК

Слайд 4

Пётр Первый

Слайд 5

Благодаря Петру в России возникла система профессионального образования. В 1701 г. были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов. Кроме того, к 1722 году в разных городах России было открыто 42 так называемых “цифирных школы”, обеспечивавших начальное обучение математике. Учителя для них готовились в навигацкой школе, получившей в 1715 г. название “Морская академия”. Гуманитарное образование обеспечивалось духовными школами, преподавателей для которых готовила Славяно-греко-латинская академия. Всего в России к 1725 году было около 50 епархиальных школ. Правда, количество учеников в цифирных школах резко сократилось в связи с открытием епархиальных школ, куда перешли почти все дети священников и дьяконов, и нежеланием “посадских людей” (купечества и ремесленников) отдавать своих детей в цифирные школы (их предпочитали обучать ремеслу). Поэтому основным контингентом цифирных школ стали солдатские дети и дети приказных, а часть школ пришлось закрыть. Уже после смерти Петра, в 1732 г. возникли гарнизонные школы, дававшие не только начальное военное, но и начальное математическое и инженерное образование. Часть духовных (”архиерейских”) школ расширили свой курс за счет “средних” и “высших” классов и стали именоваться “семинариями”. В них, кроме грамоты, изучались грамматика, риторика, философия и богословие.

Слайд 6

Петр мечтал о создании единой внесословной системы образования. На деле созданная им система оказалась и не единой (профессиональная школа - духовная школа), и не внесословной. Не ставилась и задача общего образования, оно давалось попутно, как часть и условие профессионального образования. Но она, эта система, сыграла гигантскую роль в развитии российского образования, “вписав” его в европейскую систему образования. Кроме того, именно при Петре, в 1714 году, образование было объявлено обязательным для детей всех сословий (кроме крестьян). Кстати, именно Петру мы обязаны введением гражданской азбуки, которой пользуемся и сейчас. Любимым детищем Петра была Академия наук. При ней был учрежден первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете - гимназия. Вся эта система, созданная Петром, начала действовать уже после его смерти - в 1726 году. Студентов в университете было сначала очень мало. В основном это были дети дворян или живших в России иностранцев; однако уже вскоре были введены стипендии и особые места для “казеннокоштных” студентов (учившихся за счет государства). Среди казеннокоштных студентов были разночинцы и даже крестьяне (например, М.В. Ломоносов).

Как в среде военных, так и штатских. В стране стало расти число учебных заведе-ний, которые носили светский характер.

Школы

Появились цифирные школы , где обучались грамоте, письму и четырём действиям арифметики. Солдатских детей обучали в гарнизонных школах; на уральских и олонецких заводах появи-лись горные школы; возникли медицинские, артиллерийские и инженерные училища. Все эти учебные заведения в основном давали практические знания.

Учебники

Обучение в светских школах велось по учебникам. К ним относились: букварь Фёдора Поли-карпова (его полное название «Букварь словянскими, греческими, римскими письмены учитися хотящим») и арифметика Леонтия Маг-ницкого (полное название «Арифметика, сиречь наука числительная»). В учебнике по арифметике содержалось много практических полезных советов. Он был учебной книгой почти весь XVIII в.

Книгопечатание при Петре I

Новый гражданский шрифт

В начале XVIII в. было изменено не только содержание книг, но и введён но-вый гражданский шрифт , чтобы облег-чить чтение. Раньше книги печатались красивыми, но очень сложными церков-нославянскими буквами. Сам Пётр I при-нимал участие в реформе алфавита.

Первая печатная газета

В стране стала издаваться первая пе-чатная газета . Она называлась «Ведо-мости». В ней содержались сведения о важных событиях в России и за рубежом.

Календари

Начали печатать календари , которые пользовались большим спросом. Они содержали сведения о днях недели и месяцах, време-ни восхода и захода солнца, ожидающихся затмениях Солнца и Лу-ны, сведения о погоде .

Кунсткамера

Развивались в России и научные знания. В Петербурге появилась Кунсткамера — собрание редкостей. Там были собраны различ-ные коллекции древних рукописей и монет, образцы одежды и пред-метов быта разных народов, населявших Россию, зоологические и анатомические экспонаты. При Кунсткамере была библиотека.

Географические карты

В типографиях печатались книги по географии с описанием российских земель, о ходе Северной войны. При Петре I прово-дились экспедиции в Среднюю Азию и Прикаспий. Была соста-влена карта западного побережья Каспийского и Азовского мо-рей и бассейна реки Дон. Впервые на карту было нанесено Араль-ское море, о котором в Европе не знали.

Астрономия

Сподвижник Петра I — Яков Вилимович Брюс — открыл в Москве Навигацкую школу для морских штурманов. В ней изучалась астрономия . Он же соста-вил первую в России карту звёздного не-ба. Была создана первая в России обсер-ватория . Она располагалась в Сухаревой башне в Москве.

При Петре I был заложен фундамент отечественной медицины — открыт пер-вый в России госпиталь, врачебная шко-ла, начали изготавливать отечественные хирургические инструменты.

Марциальные во-ды. В Карелии, вблизи нового города Петрозаводска, был обнаружен источ-ник лечебной минеральной воды. Пётр I сам несколько раз отправлялся туда лечиться. Он повелел открыть там курорт и назвать его «Марциальные во-ды». Этот курорт существует и до сих пор.

Культура при Петре 1

Культура 18 века неразрывно связана с эпохой царствования императора Петра 1. Петровские преобразования позволили русской культуре подняться на более высокий уровень. Главным принципом развития культуры России являлась европеизация.

Изменения в быту

Принятие европейских норм поведения характерно для эпохи Петра. Все изменения в жизни русского народа проходили принудительно. Петр первый объяснял это больше государственными порядками и целями.

Указ о поголовном бритье бороды и усов у всего взрослого мужского населения страны разделило горожан на 2 части:

Тех, кто принял указ

и тех, кто отрицал и не принимал новшества.

Петр 1 ввел обязательное ношение кафтанов и отказ от платьев с широким рукавом. Русское платье теперь запрещалось носить. Все неповинные были жестоко наказаны.

Театр при Петре

Петр 1 пытается создать публичный театр. В таких театрах в Москве и Санкт-Петербурге исполняются драмы, комедии, пьесы.

Петр 1 вводит новую форму развлечений - ассамблеи. Это светские собрания, на которых обсуждались разные темы.

Изменение праздников.

Петр 1 вводит новое летоисчисление. Этот шаг был тяжелым для всего народа. Кроме этого император начинает вводить новые праздники (новый год он переносит с 1 сентября на 1 января).

Изменения в Архитектуре

Развитие архитектуры идет под сильным влиянием Европы. Европейские стили для России пока новы. Российская империя как бы ищет свой собственный стиль, при этом возводя храмы и постройки в стилях рококо, барокко или классицизма.

Все искания российских архитекторов отображены в одном месте - новой столице России, Санкт-Петербурге. Петропавловский собор, Петергоф и другие постройки выполнены в разных стилях.

Часто Петр первый приглашал для работы иностранных архитекторов для того, чтобы они построили определенный собор, а также научили русских архитекторов европейским стилям. Самый известный и любимый петровский архитектор - Франческо Растрелли.

Живопись

Церковное искусство в начале 18 века переходит на второй план. Во главе же сейчас стоит светская живопись. Для того, чтобы перейти к светскому стилю в искусстве требовалось учиться у европейцев. Приглашение заграничных художников с целью обучения стало неизбежным шагом.

В основе картин при Петре 1 стоит человек и его мир. Начинается широко распространятся портреты маслом. Гравюры же были более распространены в 18 в.

Петр первый вывел культуру России на новый уровень. Теперь из консервативной закрытой страны, Россия становится светской, под стать Европейским странам.

«История Петра 1» - Как царь путешествовал во времени. В Преображенском непоседливый мальчик затеял со своими сверстниками воинские игры. 19 декабря 1699 года Петр повелел изменить летоисчисление. Цель. Жизнь замечательных людей Петр I (История в картинках). От поражениям к победам. День рождения Петра. Петр был только рад оказаться подальше от мрачных кремлевских хоромов.

«Эпоха Петра Первого» - Петровская эпоха. Вспомните основные реформы петра первого. Назовите основных сподвижников петра? Тестирование. Таблица 1 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА I. Цель урока. Каково было воспитание петра первого? Значение преобразований петра. Основные понятия. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. Таблица 2 СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПРИ ПЕТРЕ I.

«Эпоха Петра 1» - Сенат. Этикет. Передача поместья только одному наследнику. Прутский поход 1711 г. «Ассамблеи». 2. В чем заключается значение «Табели о рангах»? 2. Что вы знаете о государственном устройстве страны в годы петровских реформ? Промышленность. Прибалтика 1710 г. Внешняя политика Петра I: Команда № 1. Живопись И.Никитин А.Матвеев.

«Внешняя политика Петра 1» - 16 мая 1703 г. – начало строительства Петропавловской крепости. Правление Федора Алексеевича. - 1704 г.– русские овладели Нарвой. Петр продолжил внешнеполитический курс Софьи и В. Голицына. - Россия выплачивала Швеции 2 млн ефимков. 1700 г. – заключение Константинопольского мира с Турцией: Азов сохранен за Россией.

«Культура и быт Петра 1» - Петр в 1700г. приказал считать началом года не 1 сентября, а 1 января. Главная цель реформирования образования-подготовка специалистов. Пособия по грамматике, математике, физике, словари («лексиконы»). Есть ли разница между церковным и гражданским шрифтом? Строительство Санкт-Петербурга. Портрет Г.И.Головкина.

«Реформы Петра Первого» - Новые органы власти - исполнительные, финансовые, судебные и контрольные - создавались и на местах. Ключевский В. Русская история. Начало самостоятельного правления. В 1699 была также осуществлена реформа календаря. Петр I. Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр. Преобразования в экономике.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Надо отметить, что Петр I сам хорошо разбирался в медицине. Он прослушал курс лекций в Лейденском университете, там же познакомился с лучшими больницами, анатомическими музеями, выдающимися врачами. В Голландии он приобрел знаменитую анатомическую коллекцию «монстров» (рожденных с пороками развития), ставшую основой первого анатомического музея России - «Кунсткамеры». Одновременно создавалась и Публичная библиотека, основу которой составляли книги Аптекарского приказа. Открытие "Кунсткамеры" и Публичной библиотеки состоялось в 1719 г. Интересно выступление Петра I по этому поводу: «Я еще приказываю не только всякого пускать сюда даром, но если кто придет с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным в самих этих комнатах». Надо отметить, что Петр I сам хорошо разбирался в медицине. Он прослушал курс лекций в Лейденском университете, там же познакомился с лучшими больницами, анатомическими музеями, выдающимися врачами. В Голландии он приобрел знаменитую анатомическую коллекцию «монстров» (рожденных с пороками развития), ставшую основой первого анатомического музея России - «Кунсткамеры». Одновременно создавалась и Публичная библиотека, основу которой составляли книги Аптекарского приказа. Открытие "Кунсткамеры" и Публичной библиотеки состоялось в 1719 г. Интересно выступление Петра I по этому поводу: «Я еще приказываю не только всякого пускать сюда даром, но если кто придет с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным в самих этих комнатах».

Слайд 16

Описание слайда:

Но основной заботой Петра I оставалось создание национального медицинского образования. Для армии, флота, многих других государственных нужд необходимо было большое количество врачей. Проблема подготовки врачей была решена в России в XVIII в. путем создания госпитальных школ - первых высших медицинских учебных заведений в России, подобных которым в то время не имела ни одна страна. Как известно, выпускники медицинских факультетов европейских университетов получали преимущественно теоретическое образование, а хирурги, не имевшие университетского образования, проходили практическую подготовку по методу "ремесленного ученичества" и считались медиками второго сорта. Однако к началу XVIII века стало очевидно, что хороший врач обязан одинаково хорошо разбираться и в хирургии, и во внутренних болезнях. В России же, где никогда не существовало подобного европейскому антагонизма между врачами и хирургами, с самого начала высшего медицинского образования начали готовить лекарей, одинаково подготовленных и компетентных и в хирургии, и в терапевтике. Но основной заботой Петра I оставалось создание национального медицинского образования. Для армии, флота, многих других государственных нужд необходимо было большое количество врачей. Проблема подготовки врачей была решена в России в XVIII в. путем создания госпитальных школ - первых высших медицинских учебных заведений в России, подобных которым в то время не имела ни одна страна. Как известно, выпускники медицинских факультетов европейских университетов получали преимущественно теоретическое образование, а хирурги, не имевшие университетского образования, проходили практическую подготовку по методу "ремесленного ученичества" и считались медиками второго сорта. Однако к началу XVIII века стало очевидно, что хороший врач обязан одинаково хорошо разбираться и в хирургии, и во внутренних болезнях. В России же, где никогда не существовало подобного европейскому антагонизма между врачами и хирургами, с самого начала высшего медицинского образования начали готовить лекарей, одинаково подготовленных и компетентных и в хирургии, и в терапевтике.

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

В продолжение темы:
Аккорды

ВИКТОР ВАСНЕЦОВ. «ПОЭМА СЕМИ СКАЗОК» Часть 2. В «Поэму семи сказок» Виктора Васнецова входят картины: - «Спящая царевна»; - «Царевна-лягушка»; - «Царевна-Несмеяна»; -...

Новые статьи
/
Популярные