История открытия растительной клетки. Животная клетка – история познания

– элементарная структурно-функциональная единица всех живых организмов Она может существовать как отдельный организм (бактерии, простейшие, водоросли, грибы), так и в составе тканей многоклеточных животных, растений и грибов.

История изучения клетки. Клеточная теория.

Жизнедеятельность организмов на клеточном уровне изучает наука цитология или биология клетки. Возникновение цитологии как науки тесно связано с созданием клеточной теории, самого широкого и фундаментального из всех биологических обобщений.

История изучения клетки неразрывно связана с развитием методов исследований, в первую очередь с развитием микроскопической техники. Впервые микроскоп применил для исследований растительных и животных тканей английский физик и ботаник Роберт Гук (1665 г.). Изучая срез пробки сердцевины бузины, он обнаружил отдельные полости – ячейки или клетки.

В 1674 г. знаменитый голландский исследователь Антони де Левенгук усовершенствовал микроскоп (увеличивал в 270 раз), обнаружил в капле воды одноклеточные организмы. В зубном налёте обнаружил бактерий, открыл и описал эритроциты, сперматозоиды, а из животных тканей описал строение сердечной мышцы.

  • 1827 г. – наш соотечественник К. Бэр открыл яйцеклетку.
  • 1831 г. – английский ботаник Роберт Броун описал ядро в клетках растений.
  • 1838 г. – немецкий ботаник Матиас Шлейден выдвинул идею об идентичности растительных клеток с точки зрения их развития.
  • 1839 г. – немецкий зоолог Теодор Шванн сделал окончательное обобщение, что клетки растений и животных имеют общее строение. В своей работе «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений» он сформулировал клеточную теорию, согласно которой клетки являются структурной и функциональной основой живых организмов.
  • 1858 г. – немецкий патолог Рудольф Вирхов применил клеточную теорию в патологии и дополнил её важными положениями:

1) новая клетка может возникнуть только из предшествующей клетки;

2) болезни человека имеют в своей основе нарушение строения клеток.

Клеточная теория в современном виде включает три главных положения:

1) клетка – элементарная структурная, функциональная и генетическая единица всего живого – первоисточник жизни.

2) новые клетки образуются в результате деления предшествующих; клетка – элементарная единица развития живого.

3) структурно-функциональными единицами многоклеточных организмов являются клетки.

Клеточная теория оказала плодотворное влияние на все направления биологических исследований.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПОДБЕЛЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ КЛЕТКИ

Выполнила: Алешкина Надежда Владимировна,

ученица 5 класса

Руководитель: Краснощекова Ирина Николаевна,

учитель химии и биологии

2016

Оглавление ( содержание) стр.

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. История изобретения микроскопа……...………………………3

Глава 2. История открытия клетки……..………………………………..5

Практическая часть….. …………………………………………………….9

Выводы……...………………………………………………………………..10

Используемая литература…….……………………………………………11

ВВЕДЕНИЕ

Я учусь в 5 классе. В этом году мы начали изучать новый предмет - биологию. Биология – это наука о живой природе. Биологи изучают разнообразие живых существ, строение их тел и работу различных органов, размножение и развитие организмов, их связь друг с другом и с неживой природой.

Все живые существа имеют клеточное строение. Среди них есть одноклеточные и многоклеточные организмы. У большинства живых клеток три основные части: оболочка, цитоплазма и ядро.

На одном из уроков биологии мы под микроскопом рассматривали готовые микропрепараты различных клеток. На внеурочной деятельности (Тайны микромира) мы рассматривали инфузорию-туфельку, наблюдали, как она передвигается, сами готовили микропрепараты из кожицы лука и мякоти томата. И в них мы смогли увидеть ядро, цитоплазму и оболочку.

Мне стало интересно, как человечеству удалось узнать, из чего состоят организмы, и как стало возможным увидеть клетку.

Цель работы: выяснить, как повлияло изобретение микроскопа на открытие клетки.

Задачи:

- изучить историю изобретения микроскопа;

- изучить историю открытия клетки;

- провести анкетирование;

- провести эксперимент;

- сделать выводы .

Объект исследования : клетка

Предмет исследования : открытие клетки

Используемые методы : анализ, эксперимент, наблюдение, выводы.

Глава 1. ИСТОРИЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ МИКРОСКОПА

Изобретение микроскопа, столь важного для всей науки прибора обусловлено, прежде всего, влиянием развития оптики. Некоторые оптические свойства изогнутых поверхностей были известны еще Евклиду (300 лет до н.э.) и Птоломею (127-151 гг.), однако их увеличительная способность не нашла практического применения. В связи с этим первые очки были изобретены Сальвинио дели Арлеати в Италии только в 1285 г. В 16 веке Леонардо да Винчи и Мауролико показали, что малые объекты лучше изучать с помощью лупы.

Рис. 1. Первый микроскоп

Первый микроскоп был создан лишь в 1595 году Захариусом Йансеном (Янсеном). Изобретение заключалось в том, что Захариус Йансен смонтировал две выпуклые линзы внутри одной трубки, тем самым, заложив основы для создания сложных микроскопов. Фокусировка на исследуемом объекте достигалось за счет выдвижного тубуса. Увеличение микроскопа составляло от 3 до 10 крат. И это был настоящий прорыв в области микроскопии! Каждый свой следующий микроскоп он значительно совершенствовал.

В этот период (XVI в.) датские, английские и итальянские исследовательские приборы постепенно начали свое развитие, закладывая фундамент современной микроскопии.

Быстрое распространение и совершенствование микроскопов началось после того, как Галилей, совершенствуя сконструированную им зрительную трубу, стал использовать ее как своеобразный микроскоп (1609-1610), изменяя расстояние между объективом и окуляром.

Позднее, в 1624 г., добившись изготовления короткофокусных линз, Галилей значительно уменьшил габариты своего микроскопа.

В 1625 г. членом Римской «Академии зорких» И. Фабером был предложен термин «микроскоп» . Первые успехи, связанные с применением микроскопа в научных биологических исследованиях, были достигнуты Гуком, который первым описал растительную клетку (около 1665 г.). В своей книге «Micrographia» Гук описал устройство микроскопа. С этого момента открывался новый мир живых существ, более разнообразный и бесконечно более оригинальный, чем видимый нами мир. (http://www.vita-club.ru/ micros1.htm)

Глава 2. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ КЛЕТКИ

Клетка - элементарная структурная и функциональная едини­ца организма, обладающая всеми ос­новными признаками живого. Клетки способны размножаться, расти, обмениваться веществом и энергией с окружающей средой, реагировать на изменения, происходящие в этой среде. В каждой клетке содержится наследственный материал, в котором заключена информация обо всех признаках и свойствах данного организма. ( )

Рис. 2. Роберт Гук.

Английский ученый Роберт Гук (1635-1703) впервые увидел клетки растения.

Это произошло в 1665 г. Дело было так: Гук рассмотрел при увеличении в 30 раз тонкий срез пробки липы. Он обнаружил, что пробка состоит из множества маленьких полостей, камер, которые он и назвал «клетки». Именно он ввел в науку понятие «клетка». (Плешаков А.А., Введенский Э.Л. Биология. Введение в биологию: учебник для 5 класса общеобразоват. учреждений/ М.:ООО «Русское слово – учебник», 2014.) Правда, это были не живые, а уже отмершие клетки. Гук считал, что сами ячейки – это пустота, а содержимое живого организма заключено в каркасе (клеточной стенке).

Рис.3 Микроскоп Р. Гука Рис.4 . Клетки пробки, которые изучал Роберт Гук

Вскоре клеточное строение ра­стений подтвердили итальянский врач и микроскопист М. Мальпиги и ан­глийский ботаник Н. Грю. Их вни­мание привлекли форма клеток и строе­ние их оболочек. В результате было дано представление о клетках как о «мешоч­ках», или «пузырьках», наполненных «питательным соком». ( )

Голландец Антонии Ван Левенгук описывал изумительные чудеса, которые открывал своим микроскопом в капле воды, в настое перца, в иле реки, в дупле собственного зуба. Левенгук с помощью микроскопа обнаружил и зарисовал сперматозоиды, различных простейших, детали строения костной ткани (1673-1677).

«С величайшим изумлением я увидел в капле великое множество зверюшек, оживленно двигающихся во всех направлениях, как щука в воде. Самое мелкое из этих крошечных животных в тысячу раз меньше глаза взрослой вши.»

Лучшие лупы Левенгука увеличивали в 270 раз. С ними он увидел впервые кровеносные тельца, движение крови в капиллярных сосудах хвоста головастика, полосатость мускулов. Он открыл инфузории. Он впервые погрузился в мир микроскопических одноклеточных водорослей, где лежит граница между животным и растением; где движущееся животное, как зеленое растение, обладает хлорофиллом и питается, поглощая свет; где растение, еще прикрепленное к субстрату, потеряло хлорофилл и заглатывает бактерии. Наконец, он видел даже бактерии и в великом разнообразии. Но, разумеется, тогда не было еще и отдаленной возможности понять ни значение бактерий для человека, ни смысла зеленого вещества – хлорофилла, ни границы между растением и животным. ( )

Описание этих «анималькусов» («зверушек»), как он их называл, снискали голландцу мировую известность. Но главное, открытия Левенгука пробудили интерес к изучению живого микромира. (Энциклопедия для детей. Т.2.Биология. -5 изд./Глав.ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2001)

Р
ис.5 Антонии Ван Левенгук

В 1693 г. во время пребывания Петра I в Дельфе А. Левенгук продемонстрировал ему, как движется кровь в плавнике рыбы. Эти демонстрации произвели на Петра I такое большое впечатление, что, вернувшись в Россию, он создал мастерскую оптических приборов. В 1725 году организована Петербургская академия наук. Талантливые мастера И.Е. Беляев, И.П. Кулибин изготавливали микроскопы, в конструировании которых принимали участие академики Л.Эйлер, Ф. Эпинус .

Рис.6 Микроскоп, изготовленный русскими мастерами.

Однако долгое время микроскоп остался скорее дорогой игрушкой, чем научным прибором. Только в 30-х гг. XIX в. линзы усовершенствовались настолько, что смогли обеспечить сильное увеличение и четкость изображения. Биологам удалось рассмотреть, что каждая клетка покрыта оболочкой, а под ней находится жидкость с ядром. Впервые ядро в растительных клетках было описано в 1831 г. шотландским ботаником Робертом Броуном.

Известный немецкий биолог Теодор Шванн (1810-1882) был первым ученым, который понял, что клетка является мельчайшим элементом, из которого состоят все ткани органы животных. Позже на основе собственных исследований и трудов немецкого ботаника Матиаса Якоба Шлейдена (1804-1881) Шванн пришел к выводу, что закон клеточного строения справедлив и для растений. В 1839 г. он опубликовал ставшее впоследствии знаменитым сочинение «Микроскопические исследования о соответствие в структуре и росте животных и растений».

(Энциклопедия для детей. Т.2.Биология.-5 изд./Глав.ред. М.Д. Аксенова.– М.: Аванта+, 2001)

Рис.7 Теодор Шванн Рис.8 Матиас Якоб Шлейден

Т. Шванн и М. Шлейден сделали ряд обобщений, которые впоследствии назвали клеточной теорией :

Все живые существа состоят из клеток;

Клетки растений и животных имеют сходное строение;

Каждая клетка способна к самостоятельному существованию;

Деятельность организ­ма является суммой процессов жизнедеятельности состав­ляющих его клеток.

Они ошибочно полагали, что клетки в организ­ме возникают из неклеточного вещества. Важным до­полнением к клеточной теории стал принцип Рудольфа Вирхова: «Каждая клетка - от клетки» (1859).( )

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Первой частью моего исследования было анкетирование. Я опросила 60 человек, это учащиеся нашей школы и жители села Подбелевец. Первым вопросом моей анкеты был: Знаете ли вы, что все организмы состоят из клеток? 59 человек (98,3%) знают ответ на этот вопрос. Почти все участники опроса (58 человек – 96,6%) знают, что клетку можно увидеть под микроскопом. Главной частью клетки большинство (53 человека – 88,3%) назвали ядро и ответили правильно, 2 человека (3,3%) – цитоплазму, 2 человека (3,3%) – мембрану, и 3 человека (5%) не знают ответ на этот вопрос. Первооткрывателем клетки назвали Роберта Гука 23 человека (38,3%), и это правильный ответ. 19 человек (31,6%) назвали Левенгука, 3 человека (5%) – Шванна и Шлейдена, и 15 человек (25%) затруднились ответить.

По результатам анкетирования можно сказать, что большинство опрошенных имеют понятие о клетке и методах её изучения. Не все знают историю открытия клетки. Учащиеся младших классов не знают ответы на многие вопросы, но у них всё еще впереди.

Вторым этапом моей работы был эксперимент. Я приготовила микропрепарат растительной клетки кожицы лука и рассмотрела его под микроскопом. Я увидела множество клеток, в которых выявила три основные части клетки: ядро, цитоплазму и оболочку.

Методика п риготовления микропрепарата кожицы лука.

    Отделила от кусочка луковицы мясистую чешуйку. На внутренней стороне ее находится тонкая пленка. Сняла ее пинцетом.

    Положила на предметное стекло, капнула капельку раствора йода и накрыла покровным стеклом.

    Рассмотрела микропрепарат под микроскопом под малым и большим увеличением .

Современный школьный микроскоп устроен просто, и позволяет школьникам самостоятельно работать с ним, проводить небольшие исследования. Мне несложно самой приготовить микропрепараты растительной и животной клеток и рассматривать их под микроскопом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив литературу по данному вопросу, я выяснила, что микроскоп был изобретен в конце 16 века (1595 г) голландским очковым мастером Захариусом Йансеном (Янсеном). Используя микроскоп, английский ученый Роберт Гук (1665 г) обнаружил ячейки при рассмотрении пробки липы и назвал их клетками. Голландец Антонии Ван Левенгук усовершенствовал микроскоп и описал клетки крови, сперматозоиды, некоторых одноклеточных животных и т.д. Шотландский ботаник Роберт Броун (1831 г) обнаружил внутри клетки плотное образование, которое назвал ядром. В 1838 г немецкие ученые Теодор Шванн и Матиас Шлейден создали клеточную теорию. Они отметили, что все растительные и животные организмы состоят из клеток, сходных по строению. В 1858 году немецкий ученый Рудольф Вирхов внес дополнение в клеточную теорию, указав, что клетка происходит от клетки.

Таким образом, исходя из моего исследования, можно сделать следующие выводы.

    Изобретение и усовершенствование микроскопа позволило человечеству заглянуть в микроскопический мир живого.

    С помощью микроскопа стало возможным не только увидеть клетку и её основные части, но и изучить её жизнедеятельность.

    По результатам анкетирования я выяснила, что большинство опрашиваемого населения не зависимо от возраста интересуются биологией, знают её основы.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

    Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов Н.Н.и др. Общая биология: учеб. для 10-11 кл.общеобразоват.учреждений/– М.: Просвещение 2005.

    Каменский А.А. Общая биология. 10-11 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений/ - М.: Дрофа 2012

    Плешаков А.А., Введенский Э.Л. Биология. Введение в биологию: учебник для 5 класса общеобразоват. учреждений: линия «Ракурс»/ А.А.Плешаков, Э.Л.Введенский, - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.

    Теремов А.В. Биология. Общие закономерности жизни: 9кл.: учеб.для уч-ся общеобразоват.учреждений / А.В.Теремов, Р.А.Петросова, А.И.Никишов.– М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2015 .

    Энциклопедия для детей. Т.2.Биология.-5 изд./Глав.ред. М.Д. Аксенова.– М.: Аванта+,2001.

    Сайты Интернета

Вопрос 1. Расскажите об истории открытия клетки.
Открытие клеточного строения живых организмов стало возможно благодаря появлению микроскопа. Его прототип в 1590 г. изобрел голландский шлифовальщик стекол Захарий Янсен. О первом микроскопе известно, что он состоял из трубы, прикрепленной к подставке, и имел два увеличительных стекла.
Значение микроскопа для исследования строения срезов растительных и животных объектов впервые оценил английский физик и ботаник Роберт Гук. В 1665 г. на срезах пробки он обнаружил структуры, напоминающие пчелиные соты, и назвал их ячейками или клетками. Однако Гук ошибался, считая, что клетки пустые, а живое вещество - это клеточные стенки.
Голландский натуралист Антони ван Левенгук во второй половине XVII в. усовершенствовал микроскоп и первым увидел живые клетки. Он наблюдал и зарисовал ряд простейших, сперматозоиды, бактерии, эритроциты и даже их движение в капиллярах.

Вопрос 2. Кем и когда впервые была сформулирована клеточная теория?
Изучение клеток растений и животных позволило обобщить все особенности их строения. В 1838 г. М. Шлейден создал теорию цитогенеза (клеткообразования). Его основная заслуга - постановка вопроса о возникновении клеток в организме. В 1839 г. Т. Шванн, основываясь на работах М. Шлейдена, создал клеточную теорию. Основные положения клеточной теории (М. Шлейден и Т Шванн):
1) все ткани состоят из клеток;
2) клетки растений и животных имеют обшие принципы строения, т.к. возникают одинаковыми путями;
3) каждая отдельная клетка самостоятельна, а деятельность организма представляет собой сумму жизнедеятельности отдельных клеток.
Большое внимание на дальнейшее развитие клеточной теории оказал в 1858 и Р. Вирхов. Он не только свел воедино все многочисленные разрозненные факты, но и убедительно показал, что клетки являются постоянной структурой и возникают только путем размножения себе подобных - «всякая клетка происходит из другой клетки в результате деления, точно так же как от растения образуется растение, а от животных животные», т.е. открыл деление клеток.

Вопрос 3. Перечислите современные положения клеточной теории .
В наше время цитология, используя достижения генетики, молекулярной и физико-химической биологии, очень быстро развивается. И хотя основные положения теории Т. Шванна и М. Шлейдена остаются актуальными, полученные данные позволили сформировать более глубокие представления о структуре и функциях клетки. На их основе сформулирована современная клеточная теория. Перечислим ее основные положения:
1) клетка единица строения, функционирования, размножения и развития живых организмов;
2) клетки всех организмов сходны по строению и химическому составу;
3) размножение клеток происходит путем деления материнской клетки;
4) клетки многоклеточных организмов специализированы: они выполняют разные функции и образуют ткани.

Вопрос 4. Охарактеризуйте значение клеточной теории для развития биологии.
По определению философов, изучавших историю науки (например, Фридриха Энгельса), клеточная теория является одним из величайших открытий XIX в. Она сыграла огромную роль в развитии не только биологии, но и естествознания в целом. Простейшие, бактерии, многие грибы и водоросли представляют собой отдельно существующие друг от друга клетки. Тело всех многоклеточных организмов - растений, грибов и животных - построено из большего или меньшего числа клеток, которые являются элементарными структурами, составляющими сложный организм. Независимо от того, представляет собой клетка целостную живую систему или ее часть, она имеет набор признаков и свойств, общих для всех клеток.
Клеточная теория впервые однозначно указала на единство живого мира. С ее появлением исчезла пропасть между царством животных и царством растений. На основе клеточной теории в середине XIX в. возникла цитология - наука, изучающая структуру и функции клетки.
Подумайте, для каких представителей органического мира понятия «клетка» и «организм» совпадают.
Клетка - основная структурная, функциональная и генетическая единица организации живого, элементарная живая система. Клетка может существовать как отдельный организм.
Понятия «клетка» и «организм» совпадают в том случае, если речь идет об одноклеточных организмах. К ним относятся прокариоты, или безъядерные (в частности, бактерии), а из эукариот, или ядерных, - простейшие (такие, как инфузория туфелька, хламидомонада, эвглена зеленая). Их тело состоит из одной клетки, которая реализует все функции организма - обмен веществ, раздражимость, размножение, движение. Выполнению этих функций способствуют разнообразные органоиды, в том числе специального назначения (например, жгутики и реснички обеспечивают движение). Одноклеточные организмы часто способны образовывать скопления - колонии. Однако к колонии еще неприменимо понятие «многоклеточный организм», поскольку входящие в ее состав клетки имеют однотипное строение (не подразделяются на ткани), слабо взаимодействуют друг с другом и, будучи изолированы от колонии, без особых проблем продолжают самостоятельно существовать и размножаться.

Вы уже знаете, что все живые организмы состоят из клеток. Одни - всего лишь из одной клетки (многие бактерии и протисты), другие являются многоклеточными.

Клетка - элементарная структурная и функциональная едини­ца организма, обладающая всеми ос­новными признаками живого. Клетки способны размножаться, расти, обмениваться веществом и энергией с окружающей средой, реагировать на изменения, происходящие в этой среде. В каждой клетке содержится наследственный материал, в котором заключена информация обо всех признаках и свойствах данного организма. Для того чтобы понять, как существует и работает живой организм, необходимо знать, как организованы и функционируют клетки. Многие процессы, присущие организму в целом, про­текают в каждой его клетке (напри­мер, синтез органических веществ, дыхание и др.).

Изу­чением строения клетки и принципов ее жизнедеятельности занимается цито­логия (от греч. китос - ячейка, клетка и логос – учение, наука).

История открытия клетки. Большинство клеток имеют маленькие размеры и поэтому их нельзя рассмотреть невооруженным глазом. Сегодня известно, что диаметр большинства клеток находится в диапазоне 20 – 100 мкм, а у шаровидных бактерий не превышает 0,5 мкм. Поэтому открытие клетки стало возможным только после изобретения увеличительного прибора - мик­роскопа. Это произошло в конце XVI - начале XVII в. Однако только спустя полвека, в 1665 г. англичанин Р.Гук применил микроскоп для исследования живых организмов и увидел клетки. Р.Гук срезал тонкий пласт пробки и увидел ее ячеистое строение, подобное пче­линым сотам. Эти ячейки Р. Гук назвал клетками. Вскоре клеточное строение ра­стений подтвердили итальянский врач и микроскопист М. Мальпиги и ан­глийский ботаник Н. Грю. Их вни­мание привлекли форма клеток и строе­ние их оболочек. В результате было дано представление о клетках как о «мешоч­ках», или «пузырьках», наполненных «питательным соком».

Значительный вклад в изучение клет­ки внес голландский микроскопист А. ван Левенгук, открывший однокле­точные организмы - инфузории, амебы, бактерии. Он также впервые наблюдал клетки животных - эритроци­ты и сперматозоиды.

В начале XIX в. предпринимаются по­пытки изучения внутреннего содержимого клетки. В 1825 г. чешский ученый Я. Пуркине открыл ядро в яйцеклетке птиц. Он также ввел понятие «протоплазма» (от греч. протос – первый и плазма – оформленный), которое соответствует сегодняшнему понятию цитоплазмы. В 1831 г. английский ботаник Р. Броун впер­вые описал ядро в клетках растений, а в 1833 г. он пришел к выводу, что ядро яв­ляется обязательной частью растительной клетки. Таким образом, в это время меня­ется представление о строении клеток: глав­ным в организации клетки стали считать не клеточную стенку, а ее внутреннее содержимое.*



Клеточная теория. В 1838 г. была опубликована работа немецкого ботаника Матиаса Шлейдена, в которой он высказал идею о том, что клетка является основной структурной еди­ницей растений. Основываясь на работах М. Шлейдена, немецкий зоолог и физиолог Т. Шванн всего через год опубликовал книгу «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и расте­ний», в которой рассматривал клетку как универсальный структурный компонент животных и растений. Т. Шванн сделал ряд обобщений, которые впоследствии назвали клеточной теорией :

Все живые существа состоят из клеток;

Клетки растений и животных имеют сходное строение;

Каждая клетка способна к самостоятельному существованию;

Деятельность организ­ма является суммой процессов жизнедеятельности состав­ляющих его клеток.

Т. Шванн, как и М.Шлейден, ошибочно полагали, что клетки в организ­ме возникают из неклеточного вещества. Поэтому очень важным до­полнением к клеточной теории стал принцип Рудольфа Вирхова: «Каждая клетка - от клетки» (1859).

В 1874 г. молодой русский ботаник И.Д.Чистяков впервые наблюдал деление клетки. Позднее немецкий ученый Вальтер Флеминг детально опи­сал стадии деления клетки, а Оскар Гертвиг и Эдуард Страсбургер независимо друг от друга пришли к выводу, что информация о наследственных при­знаках клетки заключена в ядре. Так, работами многих исследователей была подтверждена и дополнена клеточная теория, основу которой заложил Т. Шванн.

В настоящее время клеточная теория включает следующие основные положения.

Клетка: история изучения

Основная структурная и функциональная единица любого живого организма – клетка. Лишь вирусы, положение которых в системе живого не вполне ясно, лишены клеточной структуры. Клетка может существовать либо как отдельный (одноклеточный) организм (бактерии, простейшие, многие водоросли и грибы), либо в составе тела многоклеточных животных, растений и грибов. Но даже в составе самых крупных организмов каждая из его миллиардов клеток относительно независима и выполняет определенную функцию.

История изучения клетки неразрывно связана с развитием методов исследования, в первую очередь с развитием микроскопической техники. Первый простой микроскоп появился в конце XVI столетия. Он был построен в Голландии. Об устройстве этого увеличительного прибора известно, что он состоял из трубы, прикрепленной к подставке и имеющей два увеличительных стекла. Первый, кто понял и оценил огромное значение микроскопа, был английский физик и ботаник Роберт Гук. Он впервые применил микроскоп для исследования растительных и животных тканей. В 1665 г. Роберт Гук впервые описал строение некоторых растительных тканей, в частности пробки, состоящей из маленьких ячеек, ограниченных перегородками, в сочинении "Микрография, или некоторые физиологические описания мельчайших тел, сделанные посредством увеличительных стекол". Так была открыта клетка. Изучая срез, приготовленный из пробки и сердцевины бузины, Р. Гук заметил, что в состав их вводит множество очень мелких образований, похожих по форме на ячейки пчелиных сот. Он дал им название ячейки или клетки Термин "клетка" утвердился в биологии, хотя Р. Гук видел не собственно клетки, а оболочки растительных клеток.

Усилиями многих ученых, главным образом XIX и первой половины XX в., сложилась особая наука о клетке, получившая название цитологии.

Оптический прибор приобрел значение ценного научного инструмента благодаря усовершенствованиям знаменитого голландского исследователя Антони ван Левенгука. Его микроскоп позволил увидеть живые клетки при увеличении в 270 раз.

Изучение внутреннего строения живых организмов связано с изобретением микроскопа. В 1665 г. английский ученый Роберт Гук, рассматривая тонкий срез древесной пробки с помощью сконструированного им микроскопа, сделал удивительное открытие. Он обнаружил, что древесная пробка состоит не из сплошной массы, а из очень мелких ячеек, разделенных перегородками. Р. Гук назвал эти ячейки «sellula» - клетками. Впоследствии целый ряд ученых, исследуя под микроскопом ткани различных растений и животных, также определили, что все они состоят из клеток. Так, голландский ученый А. Левенгук в 1680 г. обнаружил в крови красные кровяные тельца - эритроциты.

Долгое время главной частью клетки считали ее оболочку. Лишь в начале XIX в. ученые обратили внимание на полужидкое студенистое содержимое, заполняющее клетку. В 1831 г. английский ботаник Б. Броун обнаружил в клетках ядро, а в 1839 г. чешский ученый Я. Пуркине предложил называть жидкое содержимое клетки протоплазмой . Таким образом, в начале XIX в. ученые пришли к заключению, что организмы растений и животных состоят из клеток. В 1838-1839 гг. немецкие ученые - ботаник М. Шлейден и зоолог Т. Шванн, - обобщив имевшиеся в то время данные, разработали основы клеточной теории, которая в дальнейшем была развита многими исследователями. Немецкий врач Р. Вирхов доказал, что вне клеток нет жизни, что главная составная часть клетки - ядро и что клетки образуются только от клеток путем их деления. Дальнейшее совершенствование техники, создание электронного микроскопа и методы молекулярной биологии позволили глубже проникнуть в изучение клетки, познать ее сложную структуру и многообразие протекающих в ней биохимических процессов

В продолжение темы:
Ликбез

с апреля 2009 года Рождение: 4 февраля (1959-02-04 ) (60 лет) село Кормовое, Серебряно-Прудский район Московская область РСФСР , СССР Образование: Челябинское высшее...

Новые статьи
/
Популярные