Что такое метаморфоза? Метаморфоз у беспозвоночных.

И животных существенно различается.

Метаморфоз у растений

Выражается в видоизменениях основных органов, происходящих в онтогенезе и связанных со сменой выполняемых ими функций или условий функционирования. Истинный метаморфоз - превращение одного органа в другой с сильным изменением формы и функции, происходит у многих травянистых растений (постепенное отмирание надземного побега и переход в корневище , луковицу , клубнелуковицу на время неблагоприятного периода). В большинстве же случаев метаморфозу подвергаются не дифференцированные органы взрослого растения, а их зачатки, например, при превращении части побегов и листьев в колючки, усики. Детерминация зачатка органа, определяющая его окончательный облик и происходящая на разных этапах его развития, связана с накоплением определенных физиологически активных веществ и зависит от внешних и внутренних факторов.

Метаморфоз у животных

В отличие от растений, у животных при метаморфозе изменению подвергается всё строение организма. Метаморфоз свойственен большинству групп беспозвоночных и некоторым позвоночным - миногам , ряду рыб , земноводным . Обычно метаморфоз связан с резкой сменой образа жизни животного в онтогенезе , например, с переходом от свободноплавающего к прикрепленному образу жизни, от водного - к наземному и т. д. В жизненном цикле животных, развивающихся с метаморфозом, бывает хотя бы одна личиночная стадия , существенно отличающаяся от взрослого животного. У таких животных разные стадии онтогенеза выполняют разные жизненные функции, способствующие сохранению и процветанию вида (например, на личиночной стадии происходит расселение, а на взрослой - питание и рост). Регуляция метаморфоза у животных осуществляется гормонами .

    Frogspawn closeup.jpg

    Икра лягушек

    Tadpoles 10 days.jpg

    Головастики

    Метаморфический головастик

    Frog on bough.jpg

Метаморфоз у беспозвоночных

Метаморфоз у позвоночных

Напишите отзыв о статье "Метаморфоз"

Литература

  • // Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М. С. Гиляров ; Редкол.: А. А. Баев , Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. - М .: Сов. энциклопедия, 1986. - С. 354–355. - 100 000 экз.

См. также

Отрывок, характеризующий Метаморфоз

После перенесенного страдания князь Андрей чувствовал блаженство, давно не испытанное им. Все лучшие, счастливейшие минуты в его жизни, в особенности самое дальнее детство, когда его раздевали и клали в кроватку, когда няня, убаюкивая, пела над ним, когда, зарывшись головой в подушки, он чувствовал себя счастливым одним сознанием жизни, – представлялись его воображению даже не как прошедшее, а как действительность.
Около того раненого, очертания головы которого казались знакомыми князю Андрею, суетились доктора; его поднимали и успокоивали.
– Покажите мне… Ооооо! о! ооооо! – слышался его прерываемый рыданиями, испуганный и покорившийся страданию стон. Слушая эти стоны, князь Андрей хотел плакать. Оттого ли, что он без славы умирал, оттого ли, что жалко ему было расставаться с жизнью, от этих ли невозвратимых детских воспоминаний, оттого ли, что он страдал, что другие страдали и так жалостно перед ним стонал этот человек, но ему хотелось плакать детскими, добрыми, почти радостными слезами.
Раненому показали в сапоге с запекшейся кровью отрезанную ногу.
– О! Ооооо! – зарыдал он, как женщина. Доктор, стоявший перед раненым, загораживая его лицо, отошел.
– Боже мой! Что это? Зачем он здесь? – сказал себе князь Андрей.
В несчастном, рыдающем, обессилевшем человеке, которому только что отняли ногу, он узнал Анатоля Курагина. Анатоля держали на руках и предлагали ему воду в стакане, края которого он не мог поймать дрожащими, распухшими губами. Анатоль тяжело всхлипывал. «Да, это он; да, этот человек чем то близко и тяжело связан со мною, – думал князь Андрей, не понимая еще ясно того, что было перед ним. – В чем состоит связь этого человека с моим детством, с моею жизнью? – спрашивал он себя, не находя ответа. И вдруг новое, неожиданное воспоминание из мира детского, чистого и любовного, представилось князю Андрею. Он вспомнил Наташу такою, какою он видел ее в первый раз на бале 1810 года, с тонкой шеей и тонкими рукамис готовым на восторг, испуганным, счастливым лицом, и любовь и нежность к ней, еще живее и сильнее, чем когда либо, проснулись в его душе. Он вспомнил теперь ту связь, которая существовала между им и этим человеком, сквозь слезы, наполнявшие распухшие глаза, мутно смотревшим на него. Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце.
Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями.
«Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!»

Страшный вид поля сражения, покрытого трупами и ранеными, в соединении с тяжестью головы и с известиями об убитых и раненых двадцати знакомых генералах и с сознанием бессильности своей прежде сильной руки произвели неожиданное впечатление на Наполеона, который обыкновенно любил рассматривать убитых и раненых, испытывая тем свою душевную силу (как он думал). В этот день ужасный вид поля сражения победил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и величие. Он поспешно уехал с поля сражения и возвратился к Шевардинскому кургану. Желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом, он сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы и не поднимая глаз. Он с болезненной тоской ожидал конца того дела, которого он считал себя причиной, но которого он не мог остановить. Личное человеческое чувство на короткое мгновение взяло верх над тем искусственным призраком жизни, которому он служил так долго. Он на себя переносил те страдания и ту смерть, которые он видел на поле сражения. Тяжесть головы и груди напоминала ему о возможности и для себя страданий и смерти. Он в эту минуту не хотел для себя ни Москвы, ни победы, ни славы. (Какой нужно было ему еще славы?) Одно, чего он желал теперь, – отдыха, спокойствия и свободы. Но когда он был на Семеновской высоте, начальник артиллерии предложил ему выставить несколько батарей на эти высоты, для того чтобы усилить огонь по столпившимся перед Князьковым русским войскам. Наполеон согласился и приказал привезти ему известие о том, какое действие произведут эти батареи.
Адъютант приехал сказать, что по приказанию императора двести орудий направлены на русских, но что русские все так же стоят.
– Наш огонь рядами вырывает их, а они стоят, – сказал адъютант.
– Ils en veulent encore!.. [Им еще хочется!..] – сказал Наполеон охриплым голосом.
– Sire? [Государь?] – повторил не расслушавший адъютант.
– Ils en veulent encore, – нахмурившись, прохрипел Наполеон осиплым голосом, – donnez leur en. [Еще хочется, ну и задайте им.]

Существует два основных типа развития: прямой (неличинковый, развитие без метаморфоза) и косвенное (личиночный, развитие с метаморфозом).

Прямое развитие встречается у беспозвоночных (свободноживущие плоские черви, коловратки, малощетинковые черви (oligocheta), пиявки, паукообразные) и хордовых (круглоротые (миксины), часть рыб, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). При этом из яйцевых оболочек или организма матери выходит (рождается, вилупляеться) особь, внешне похожа на взрослый организм. Различия касаются главным образом, размеров тела, некоторых пропорций, недоразвития некоторых органов и систем органов, неспособностью к размножению (недоразвитая половая система).

При таком типе развития из яйца выходит личинка, внешне не похожа на взрослую особь. После определенного периода жизни личинка начинает превращаться во взрослую особь, этот процесс называется метаморфозом.

Есть несколько типов метаморфозу: еволютивний (превращение личинки во взрослую особь происходит постепенно) (например, кольчатые черви, ракообразные), революционный (катастрофический) (происходит быстрое превращение личинки во взрослую особь) (например, насекомые с полным превращением), некробиотических (при метаморфозу дегенеративные изменения преобладают над прогрессивными) (например, в асцидий).

Кроме того, метаморфоз подразделяют на первичный (у подавляющего большинства живых организмов, имеющих метаморфоз) и вторичный (например, у насекомых). Первичным называется метаморфоз, который изначально был присущ живым организмам. То есть, эти живые организмы не могут развиваться без метаморфозу, поскольку через малый запас питательных веществ в яйце и некоторые другие причины в них не может сразу в процессе эмбриогенеза образоваться особь такого уровня сложности как взрослая форма. В этом случае образуется сначала организм более простого строения, но способен к самостоятельному существованию - личинка. После некоторого периода жизни личинка накапливает питательные вещества, необходимые для своего дальнейшего развития, и после этого превращается во взрослую форму - происходит метаморфоз.

Однако личинка более просто построенной, а значит менее приспособленной к существованию. А потому эволюционно выгодно большее количество стадий быстро пройти в яйце и создать более сложно построенную личинку, или вообще пройти все стадии развития в яйце и перейти, таким образом, к прямому типу развития. Подобная тенденция прослеживается у губок, кишечнополостных и ряда других организмов. Такое явление называется ембрионизациею личиночной стадии. Ембрионизация бывает неполной и полной. При неполной ембрионизации в эволюционных потомков большее количество стадий развития проходит в яйце и образуется более сложно построенная личинка сравнению с их эволюционными предками. При полной ембрионизации все личиночные стадии начинают происходить в яйце и из яйца выходит сразу организм такого уровня сложности как взрослая форма, т.е. происходит переход к прямому типу развития.

В самом общем значении метаморфозой называют процесс превращения, преобразования чего-либо. Чаще всего речь идет о процессах, происходящих во вселенной. Особенно актуально использовать этот термин в контексте биологии.

В данной статье мы рассмотрим, что такое метаморфоза, с точки зрения биологии.

Метаморфоза - это…

Метаморфоза или метаморфоз - это глубокая трансформация строения организма в целом или лишь отдельных его частей. Подобные преобразования происходят в результате индивидуального развития или, говоря научным языком, онтогенеза. Если сравнивать метаморфоз у растений и животных, то они имеют существенные различия.

Метаморфоз у растений, как правило, сопровождается превращением одного органа в другой. При этом происходит кардинальное изменение формы и функции этого органа. Например, переход побега в луковицу и т. д.

Метаморфоз у животных говорит об изменениях всего строения организма. В частности, такой переход присущ большинству беспозвоночных, некоторым миногам, рыбам и земноводным. Например, это может быть переход от личинки к взрослой особи. Довольно часто переход связан со сменой образа жизни особи.

Многие другие интересные определения, в том числе о животных и растениях, вы сможете найти в специальном разделе нашего сайта - .

Строго говоря, метаморфоза - это любое превращение, преобразование, происходящее во Вселенной. Этот термин достаточно общий и употребляется в самых различных сферах научного познания. В этой статье мы рассмотрим понятие с точки зрения биологии. В рамках науки о жизни явление корректнее называть "метаморфозом", в мужском роде, далее будут использоваться оба возможных варианта.

Итак, в биологии метаморфоза - это ярко выраженное морфологическое изменение живого организма, в обязательном порядке происходящее в течение его онтогенеза. Явление наблюдается как у растений, так и у животных. У последних метаморфоза встречается в большинства беспозвоночных и некоторых позвоночных: круглоротых, рыб, земноводных. Сущность процесса заключается в преобразовании личиночного организма (у животных) или некоторых органов (у растений) таким образом, что оформленный взрослый организм в результате кардинально отличается от новорожденного по структуре, физиологии и жизнедеятельности.

Для животных метаморфоза - это не только резкое изменение строения организма. Явлению сопутствует изменение среды обитания и условий существования. Жизнедеятельность взрослого организма совершенно не похожа на таковую у личиночных стадий, разница заключается в потребляемой пище и многих других деталях. мы обнаруживаем важнейшее значение метаморфоза в природе, он обеспечивает снижение биологической конкуренции за пищу, место обитания и другие факторы между организмами разных поколений одного вида.

Рассмотрим подробнее метаморфоз у животных. Самым ярким примером будет, пожалуй, класс насекомых. Метаморфоз характерен для всех представителей этой группы. Процесс представляет собой либо полное превращение, либо неполное. Полный метаморфоз предполагает три стадии развития организма: червеобразная личинка, куколка (неподвижная стадия, в ходе которой полностью разрушается тело личинки и формируется новое тело взрослой особи) и взрослое насекомое. Такой тип явления характерен для двукрылых (мухи, комары), перепончатокрылых (пчелы, шмели, осы), чешуекрылых (бабочки), жесткокрылых (божьи коровки). При неполном метаморфозе наблюдается всего две стадии развития: личинка, похожая на взрослую особь морфологически, и, собственно, взрослое насекомое. свойственно прямокрылым (саранча, кузнечики, медведки), равнокрылым (тли) и полужесткокрылым (клопы).

Для высших растений метаморфоза - это видоизменение отдельных органов в связи с выполняемыми ими функциями, а не преобразование всего организма. Как правило, в процесс вступают зачаточные, а не полностью сформировавшиеся органы. Метаморфозы растений также называют видоизменениями. Это, например, луковицы (у лука), колючки (у кактуса), усики (у винограда), корневище (у имбиря), клубни (у картофеля) и многое другое. Значение метаморфоза для растений заключается в их приспособлении к условиям окружающей среды. Так, например, колючки встречающиеся у растений, обитающих в жарком климате, своей формой способствуют уменьшению испарения с поверхности листа.

Реальное и возможное - где проходит граница между ними? С «земной твердью» всё более или менее понятно. Иначе дело обстоит в мире художественной литературы. Здесь главенствуют тропы: метафора, метонимия, метаморфоза, синекдоха, гипербола, литота. Именно они стирают всякие границы между реальным и возможным, приглашая всех желающих погрузиться в мир безграничных фантазий, мир гармонии и духа и тем самым познать глубинные структуры реальности. Но сегодня не об этом, вернее, об этом, об одном из тропов - метаморфозе. Кто она такая и на что способна?

Метаморфоза - это…

Наряду с такими образными средствами языка, как гипербола, метафора и сравнение, метаморфоза считается одним из наиболее древних и ярких по выразительности стилистических приёмов. Мифология, фольклор, баллады, басни - именно с них и начиналось её восхождение и развитие. Путь был долгим и нелёгким. Сегодня в «Энциклопедии мифологии» даны следующие определения: во-первых, метаморфоза - это превращение, претворение одних созданий или объектов в другие. Второе - одна форма преобразуется, переходит в иную и приобретает новый внешний вид и функции. И, наконец, третье - необыкновенные, мистические перемены в чем-либо, значительные преобразования.

Мир художественной литературы

Современная литература всё ещё полна противоречий. В стилистике нет единства взглядов на природу метаморфозы и её основных функций. По мнению известного русского лингвиста Д.Э. Розенталя, метаморфоза - это в литературе скорее сам процесс перехода, преобразования одного явления в иное, а сравнение и метафора, с которыми часто путают метаморфозу, - это уже результат каких-либо изменений. Метаморфоза намного ярче, колоритнее и деятельней, нежели метафора, и решительнее сравнения.

Другие мнения

Метаморфоза и метафора должны быть чётки разграничены. Этого мнения придерживается Н.Д. Арутюнова. Согласно её исследованиям, метаморфоза - это эпизод, действие, сцена, явление, которое проходит через всё развитие сюжета, в то время как метафора - это своеобразное проникновение в семантику слова, она порождает или преобразует значения.

Е.М. Мелетинский полагает, что метаморфоза - это отражение «существенных черт раннего мифологического мировоззрения», согласно которым природа, явления, предметы, боги, человек слиты в единое целое, постоянное и неразрывное. Поэтому всему сущему свойственно переходить друг в друга, из «царства живых» в «царство мёртвых», из «того света» в «этот свет» и наоборот. Как это возможно? Благодаря обязательным меморфозам.

Ярким примером использования метаморфозы в современной литературе можно считать произведение «Превращение» Ф. Кафки. В нём главный герой Грегор Замза - самый что ни на есть простой обыватель. Проснувшись однажды утром, он понимает, что превратился в насекомое, мерзкое и огромное. Каким образом произошла сия метаморфоза? Причины её неизвестны. Автор просто ставит читателя перед фактом. Его больше интересуют последствия - что произошло потом, как человеческий разум, полностью осознающий происшедшее, продолжает жить дальше, запертый в теле насекомого, и как окружающий его мир принимает его уродство.

В продолжение темы:
Грамота

Баллада о прокуренном вагоне (А.Кочетков) — Как больно, милая, как странно, Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,- Как больно, милая, как странно Раздваиваться под пилой. Не...

Новые статьи
/
Популярные