Результаты парламентских выборов во франции. Макрон пошёл «Вперёд»: движение президента Франции побеждает в первом туре парламентских выборов

Сторонники президента получили даже больше мест, чем ожидалось – и теперь обладают в Национальном собрании не только абсолютным большинством, но и контролируют вместе с союзниками две трети голосов, то есть конституционное большинство. Период так называемого сосуществования, когда правый президент делил власть с левым парламентом, что серьёзно затрудняло принятие политических решений, закончился. Отныне ни один глава государства в Европейском Союзе не обладает такими властными полномочиями, как Жак Ширак. Об итогах парламентских выборов во Франции, о причинах популярности правых и крушения левых и пойдёт речь в сегодняшней «Теме дня».

Партия Жака Ширака Союз за президентское большинство одна, без союзников, получила абсолютное большинство мест в Национальной ассамблее, то есть 400 мест из 577. Еще 21 место досталось правоцентристской партии Союз за французскую демократию, которая отказалась раствориться в президентском большинстве. Подобного количества депутатов правые не имели уже более тридцати лет. И хотя французы с завидной регулярностью вот уже шесть раз на каждых выборах меняют политическую окраску своей законодательной ассамблеи, на этот раз мало что предвещало такое сокрушительное поражение социалистов, которые получили всего 160 мест в парламенте.

Меньше всего о проигрыше думали сами социалисты. Всего месяц тому назад лидеры левых были уверены в положительных результатах своей работы, в своих методах, в стиле правления и наконец в избранной стратегии альянса со всеми левыми партиями. Но «многоликая левая», как видно по результатам выборов, сыграла в долгий ящик. Коммунистам, правда, удалось сохранить свою фракцию в Национальной ассамблее, проведя 20 депутатов, но это стало возможным только благодаря мажоритарной системе выборов. А в целом по стране за них голосовало меньше 5% избирателей. «Зеленые» имеют всего трех депутатов в парламенте, вместо семи в его прошлом составе. И что показательно – в парламент не прошли ни лидер «зеленых» Доминик Вуане, ни патрон французских коммунистов Робер Ю.

Были наказаны избирателями и многие бароны соцпартии. Главный удар был нанесен по бывшему министру труда в правительстве Лионеля Жоспена Мартин Обри, потерпевшей поражение в избирательной дуэли с кандидатом от правых. Мартин Обри является знаковой фигурой французской соцпартии. Она как бы воплощала в себе все социальные программы жоспинизма. Ее называют автором закона о 35-часовом рабочая неделя. Закона, которым гордилось правительство Жоспена, но который в конечном итоге дал преимущества служащим среднего и высшего звена, а также представителям свободных профессий, а вовсе не тем, кто получает невысокие зарплаты или возглавляет малый и средний бизнес, то есть не левым избирателям.

Сегодня социалисты только и повторяют о необходимой реконструкции, и идеологической - быть слева или следовать путем европейской социал-демократии, и организационной - похоронить ли альянс с зелеными и коммунистами или напротив, расширить его до включения троцкистских формирований. Бывший министр экономики и финансов Доминик Строс-Канн, например, открыто говорит о том, что надо взять пример с правых, которые менее чем за месяц создали новую единую партию Союз за президентское большинство - и в этом был залог их успеха.

По итогам этих выборов социалисты могут удовлетвориться только тем, что Париж, который на протяжении 18 лет был бастионом Жака Ширака и его сторонников, окончательно порозовел. В большинстве его округов победу одержали кандидаты соцпартии и два кандидата от «зеленых». Кроме того, Париж стал единственным городом, где не смог пройти в депутаты член правительства Жан-Пьера Рафарена. Тогда как остальные семнадцать министров - все получили депутатский мандат.

Эти парламентские выборы еще раз подтвердили, что мажоритарная система выборов убийственна для партии Национальный фронт, чьи сторонники разбросаны по всей стране и лишь в отдельных округах могут рассчитывать на большинство голосов. Но и там, где у них был шанс, например, в городе Оранж, им на этот раз не удалось одержать победу. Как выразился лидер партии Жан-Мари Ле Пен, 6 миллионов избирателей, отдавших за него голоса на президентских выборах, не будут иметь представительства в Национальной ассамблее. Тогда как всего 20 тысяч избирателей компартии имеют парламентскую фракцию из 20 человек.

Далеко идущей программы у правительства еще нет, но оно уже сейчас готово выполнить все предвыборные обязательства Жака Ширака. В первую очередь речь идет о снижении налогов на 5% в этом году, и вплоть до 30% за пять лет.

Так как же расценивать итоги парламентских выборов во Франции: как победу правых или как поражение левых? Этот вопрос я задал главному редактору французской редакции «Немецкой волны» Жерару Фусье :

Это, безусловно, победа буржуазных партий, хотя избирательная система несколько облегчила им задачу. С другой стороны, это, конечно же, крупное поражение левых сил. Впрочем, избиратели отвернулись от социалистов и их союзников не вчера. Самое главное поражение левые потерпели 21 апреля, когда в первом туре президентских выборов лидер националистов Жан-Мари Ле Пен получил больше голосов, чем лидер социалистов, глава правительства Лионель Жоспен. Так что итоги вчерашнего голосования – это лишь результат того, апрельского провала.

Какие положения, какие обещания в избирательной программе правых оказались наиболее привлекательными для избирателей?

Термин «избирательная программа» следует употреблять очень осторожно. У правых сил по сути дела избирательной программы как таковой не было: победу одержало движение, созданное всего четыре недели назад и названное Союзом за президентское большинство. В это движение вошли различные партии консервативной ориентации, имеющие свои собственные программы. Они совместно пошли на выборы, договорившись лишь в общих чертах по некоторым ключевым вопросам. Правда, это движение после президентских выборов сформировало временное правительство под руководством Жан-Пьера Раффарена, который особый упор сделал на теме внутренней безопасности. А эта проблема очень волнует сейчас французов. Но никаких особых обещаний движение Союз за президентское большинство избирателям не давало. Главное, что оно обещало французам – это положить конец тому параличу власти, который наблюдался последние пять лет из-за сосуществования правого президента и левого парламента.

Создание избирательного блока за месяц до выборов – такое мы, кажется, видели в последнее время только в постсоветских государствах. Во Франции, стране с давними демократическими традициями, нечто подобное раньше уже случалось – или это что-то новое в политической жизни?

Ничего нового в этом нет. Подобное уже случалось, причём такие избирательные движения создавались, прежде всего, именно буржуазным лагерем. А левые партии, как правило, шли на выборы отдельно, чтобы уже потом создавать коалицию. Они это называют плюрализмом. На нынешних президентских и парламентских выборах такая тактика их крупно подвела, поскольку способствовала распылению голосов. Новизна нынешнего союза консерваторов состоит в том, что осенью это движение собирается преобразоваться в партию. Если это действительно произойдёт, то новую партию возглавит, по всей видимости, будущий преемник Жака Ширака, то есть тот лидер, с которым правые пойдут на следующие президентские выборы через пять лет.

Г-н Фусье, как, на Ваш взгляд, изменится внешняя и внутренняя политика Франции в ситуации, когда президент может опереться на две трети парламента?

Удивительно, но внешняя политика не играла никакой роли ни во время президентских, ни во время парламентских выборов. В экономической области обещания были весьма скромными. Если в ближайшее время что-то и изменится, так это характер принятия решений. Паралич власти закончился. Президент Ширак наконец-то имеет возможность с помощью своего премьера Раффарена проводить какую-то определённую политику. Хорошей она будет или плохой – посмотрим. Через пять лет, на следующих выборах, французские избиратели дадут оценку этой политической линии – таковы правила демократии. Однако теперь Ширак уже не сможет оправдываться тем, что левые мешают ему действовать. Жак Ширак обладает отныне всей полнотой власти.

Такова точка зрения главного редактора французской редакции «Немецкой волны» Жерара Фусье.

Эммануэль Макрон. Иллюстрация: Pcsu.ru

Во Франции в минувшее воскресенье состоялся второй тур парламентских выборов. Особенности французской избирательной системы привели к тому, что в первом туре определились всего четыре кандидата из 577 необходимых. Поэтому для окончательного результата, как обычно, потребовался второй тур. Он и определил окончательную картину.

Выборы прошли спустя месяц после президентских выборов, на которых президентом Франции был избран «внепартийный центрист» Эммануэль Макрон . Парламентские выборы должны были подтвердить «мандат доверия» гражданского общества Макрону, и они это сделали. В ЕС еще в начале этого года открыто опасались, что Франция может стать жертвой популизма и евроскептики. В итоге, популизм победил, но с другим знаком и совсем с другого направления, с которого его в ЕС совсем не ждали. Успех Макрона и его партии - «Вперед, Республика!» (La République En Marche!, REM), которой год назад не существовало даже в проекте, по-видимому, уже скоро станет классическим примером перехвата негативных процессов и управления ими в нужном направлении. Стремительный подъем «Вперед, Республики» свидетельствует о популистском импульсе на выборах 2017 года во Франции.

Партия Макрона достаточно легко завоевала абсолютное большинство в нижней палате французского парламента - Национальном собрании. В итоге парламентские выборы 2017 года изменили весь политический ландшафт Франции. Но произошло это не так, как в близких Франции европейских странах Средиземноморья. Разрушение классической либеральной системы, состоящей из левого и правого центра, пошло не путем роста новых левых и правых партий, а через подъем быстро сконструированного центра, опирающегося на харизматическую фигуру. Разочарование французских избирателей левым центром не привело, как раньше, к классическому повороту их к правому центру. Вместо этого, избиратели бросились в объятия Макрона - «нового центра», хотя он и оставался «темной лошадкой» французской политики.

Сейчас этот массивный «новый центр» - макроновская партия и ее союзница MoDem Франсуа Байрау возвышается над политической равниной Франции. Из традиционных партий только одна - правоцентристская партия «Республиканцы» составляет этому «новому центру» отчетливую оппозицию со стороны классического правого центра. Левый центр - Французская социалистическая партия (ФСП) из-за предшествующей невнятной политики президента Франсуа Олланда потерпела совершеннейший крах на прошедших парламентских выборах. Она потеряла девяносто процентов (!) мандатов в сравнении с предшествующим составом Национального собрания. ФСП с абсолютного большинства в Национальном собрании скатилась с 331 мест до 44. Генеральный секретарь ФСП Жан Кристоф Камбаделис вынужден был немедленно уйти в отставку. Камбаделис не сумел даже пройти в своем округе во второй тур парламентских выборов.

По краям от «нового центра» и традиционных левоцентристов и правоцентристов во французском «Национальном собрании» обосновались не имеющие значения из-за их величины группы «новых левых» и «новых правых». Французские реалии 2017 года отличаются от картины в Испании и Греции. Присутствие правых националистов из «Национального фронта» (FN) Марин Ле Пен в новом составе французского парламента не выглядит уверенным. Полученных мандатов недостаточно, чтобы депутаты от FN создали свою собственную парламентскую группу. Правда, лидера «Национального фронта» Марин Ле Пен первый раз и с четвертой попытки избрали во французский парламент. Свое нынешнее отягощенное скандалом место в Европейском парламенте она сменит на кресло в Национальном собрании Франции. Аналогичным образом поступит и лидер «новых левых» евродепутат Жан-Люк Меланшон , победивший в одном из округов Марселя. В отличие от «новых правых», «новые левые» - движение Меланшона «Непокоренная Франция» (FI) и избранная десятка депутатов от Французской коммунистической партии будут иметь свою депутатскую группу в Национальном собрании.

Общая схема французской политики после состоявшегося во Франции второго тура парламентских выборов выглядит следующим образом:

За президентский «новый центр» (партии La République En Marche! (REM) Эммануэля Макрона и MoDem Франсуа Байрау) во втором туре проголосовали 8,992 млн голосов избирателей (49,12%). В Национальном собрании он имеет 350 депутатов (60,66%).

За правый центр (партию «Республиканцы» и ее союзников) во втором туре проголосовали 4,898 млн голосов избирателей (26,95%). Он имеет 137 депутатов (23,74%).

За левый центр (ФСП и ее союзников) во втором туре проголосовали 1,361 млн голосов избирателей (7,49%). Он имеет 44 депутатов (7,63%).

За «новых левых» («Непокорная Франция» (La France insoumise - FI) Меланшона и ФКП) во втором туре проголосовали 1,101 млн голосов избирателей (6,06%). Он имеет 27 депутатов (4,68%).

За «новых правых» - за «Национальный фронт» (FN) Ле Пен во втором туре проголосовали 1,59 млн голосов избирателей (8,75%). FN имеет 8 депутатов (1,39%).

Теперь прокомментируем ее. Пока что мы отчетливо наблюдаем крах левого центра. За него проголосовало примерно столько же избирателей, сколько за «новых левых». Правый центр на выборах 2017 года потерял менее половины мест в Национальном собрании. Это тяжело, но терпимо. Суммарное голосование избирателей во втором туре демонстрирует отчетливый сдвиг к «новому центру» Макрона. Но несмотря на это, правоцентристская политика сохраняет свой потенциал в глазах избирателей, судя по суммарному голосованию. Не трудно заметить, что «новый центр» Макрона массивом своих избирателей вместе с традиционным правым центром создают очевидный уклон в пользу индивидуализма и либерально-буржуазных ценностей.

Но на фоне внешне уверенной победы, мандат, выданный избирателями Макрону, выглядит сомнительным из-за рекордно низкой для Пятой республики явки избирателей во втором туре - около 42,64%, чем сразу же воспользовались критики Макрона справа и слева. Аналогичным образом явка была низкой и в первом туре парламентских выборов - 48,7%. На участки не пришло более половины избирателей. Это не является хорошим знаком для Макрона. Можно сказать: Франция дала ему парламентское большинство, но без особого энтузиазма. Абсентеизм ставит под сомнение основы демократии во Франции в кризисный ее момент.

Однако выясняется, что уклонение от участия в голосовании не затронуло «новый центр» Макрона и традиционный «правый центр» партии «Республиканцы». Во втором туре за партию Макрона, ее союзницу MoDem и правый центр «Республиканцев» проголосовали больше избирателей, чем в первом туре. Поэтому от абсентеизма во втором туре пострадали главным образом фланги: левые партии: социалисты (-0,5 млн), FI Меланшона (-1,5 млн), ФКП (-0,4 тыс), и правые из FN. Около половины избирателей (-1,4 млн), голосовавших за «Национальный фронт» Ле Пен в первом туре, не пришли на голосование во втором туре. Но при этом во втором туре за FN проголосовало более полуторамиллионов избирателей - т. е. в два раза больше, чем за партию Меланшона. Из-за конкуренции в округах и низкого качества кандидатов от «Национального фронта» «новые правые» получили всего 8 мест, а партия Меланшона - 17. Марин Ле Пен объявила свою партию «единственной силой» в избранном парламенте, которая будет сопротивляться «растворению Франции». Однако «сопротивляться» собственно и нечем. Максимум возможностей FN на выборах 2017 года показывает то, что его кандидаты вышли во второй тур в 122 округах, что, на самом деле, очень хорошо для такой партии с ее репутацией. Просто FN нуждается в упорной работе в округах в промежутке между выборами, чтобы побеждать общую тенденцию объединения всех против его кандидата во втором туре. И потом FN нужно добиваться еще и того, чтобы голосовавшие в первом туре за его кандидатов обязательно приходили на второй тур. И шире, голосовавшие за кандидата FN на президентских выборах должны голосовать за партийных кандидатов от FN на парламентских. Без выполнения всех этих требований FN обречен и дальше получать на следующих выборах обязательно «сапоги всмятку».

Что касается «новых левых», то их успех на фоне падения ФСП очевиден. Со своей фракцией в новом Национальном собрании Меланшон сможет бросить вызов французским социалистам в соревновании за право представления перед французскими избирателями левой политики. И потом Меланшон уже заявил, что из-за рекордно низкой явки на выборах у будущего правительства «нет легитимности для проведения госпереворота в социальной сфере». Меланшон обещает, что «ни пяди социальных завоеваний» «новые левые» «не отдадут без борьбы». Он явно рассчитывает на широкое взаимодействие в противостоянии Макрону вне стен французского парламента.

Еще один итог французских парламентских выборов: за счет в основном депутатов «нового центра» состав нижней палаты французского парламента в значительной степени обновился. Несколько видных представителей социалистов, в том числе, четверка, служивая министрами в предыдущем правительстве, потеряли свои места в новом Национальном собрании. Видный член партии «Республиканцы» Натали Костюшко-Моризет проиграла кандидату от партии Макрона в своем округе в Париже. Бывший премьер Мануэль Вальс с трудом выиграл переизбрание в своем округе, набрав на 139 голосов больше своего основного конкурента. Последний собирается добиваться пересчета голосов.

Впервые в новом созыве Национального собрания начнут работу 431 новый депутат из 577. Около половины новых депутатов от партии Макрона не имеют публичной известности. Среди них можно встретить: математика, бывшего тореадора и провинциальных борцов с мнимой или настоящей коррупцией. По этому внешнему признаку французский «новый центр» Макрона поразительно нам напоминает фракцию «Пяти звезд» Беппе Грилло в итальянском парламенте. Насколько работоспособны будут эти люди в Национальном собрании? Но главное - чтобы они присутствовали на голосованиях и голосовали, как от них потребует президент и премьер.

А еще в новый французский парламент было избрано рекордное количество женщин - 223, или 38,65% от всех депутатов. Причем наибольшее число депутатов-женщин наблюдается как раз среди новых центристов и левых.

Премьер-министр и лидер макроновской партии Эдуар Филипп объявил, что Франция получила «президента и правительство честного большинства». Победа на выборах «обязывает» правительство, полагает Филипп. Он и правительство, назначенные ранее Макроном, в соответствии с традицией, сейчас уйдут в отставку с тем, чтобы президент назначил новое правительство из их числа. Каких-либо важных изменений в сравнении с предшествующим составом не ожидается, и Филипп останется премьером.

Новое Национальное Собрание соберется 27 июня 2017 года. 4 июля оно проголосует за вотум доверия новому правительству, назначенному Макроном. Каких-либо сюрпризов здесь также не ожидается. Дальше возникают вопросы. Макрон обещал начать уже этим летом самую болезненную из реформ - реформу на рынке труда. Реформа трудового законодательства упростит найм и увольнение сотрудников, распространит практику краткосрочных контрактов без обязательств работодателя при увольнении. Реформы на рынке труда могут стимулировать громкие уличные протесты, организованные влиятельными во Франции профсоюзами. Эти протесты вполне предсказуемы. Под вопросом остается только их размах. Поэтому, скорее всего, обсуждение реформы трудового законодательства начнется этим летом, но какие-то решения по реформе трудового законодательства пойдут только осенью.

В целом, Макрон стоит перед трудной задачей. Сейчас его персональный рейтинг составляет 62%. Но низкая явка на парламентских выборах указывает на то, что Макрону еще предстоит убедить большинство французских избирателей в том, что его идеи и законодательные акты улучшат их жизнь. Макрон - это политический новичок, у которого, как выяснилось, слишком хорошо получаются электоральные чудеса. Далее доверие к нему зависит от успеха или провала экономической программы, которую примет и станет выполнять его правительство. На практике же, это означает вновь, что от Макрона ждут дальнейших чудес.

Первейшими проблемами Франции остаются крайне медленный экономический рост и хроническая безработица. Реальный рост экономики Франции на протяжении последних десяти лет - это один процент ежегодно. Этого мало. Зарегистрированная безработица на протяжении последних семи лет застыла на уровне около десяти процентов. Только пять стран ЕС - Греция, Испания, Италия, Хорватия и Кипр - имеют более высокий уровень безработицы, чем Франция. Уровень безработицы среди французской молодежи составляет 26%, что выше аналогичного показателя по ЕС - 19,6%. Государственные расходы во Франции составляют 57% ВВП при среднем показателе по ЕС 47%. Национальный долг Франции не сокращается, но медленно растет и достиг к 2017 году величины около 96% от годового ВВП. В 2016 году расходы французского бюджета на € 78 млрд превысили доходы. Предписанные Брюсселем нормы бюджетной экономии не выполнялись при президенте Олланде. Это вызывает острые нарекания со стороны Еврокомиссии и споры со стороны Парижа.

Стратегической целью Макрона должно стать повышение экономического роста хотя бы до двух процентов в год. Сокращение безработицы к концу его президентского срока должно снизить ее уровень до 7%. На этом пути улучшений Макрону предстоит пройти по грани: сократить налоги в интересах крупного и среднего бизнеса и не потерять при этом доходы бюджета. Конкретно Макрон планирует сократить корпоративный налог с 33% до 25%, уменьшить налог на заработную плату, уволить 120 тыс государственных служащих, но при этом уменьшить безработицу. Сокращение налогов не обязательно приведет сразу же к увеличению доходов бюджета. В конечном счете Макрон должен найти устойчивое равновесие между сокращением налогов и сокращением бюджетных расходов. В этом и будет заключаться его «новое чудо», которое от него ждут французы. Макрон должен достаточно быстро представить им позитивные результаты, иначе его авторитет падет так быстро, как он возрос. Очевидно, что до конца 2017 года станет ясно, какое направление получит президентство Макрона: вверх или вниз. Пока что успех слишком явно сопутствовал ему.

В частности, партия «Вперед, Республика!» получила 308 мест, а MoDem - 42. Партия «Республиканцы» завоевала 113 мест, а их союзники-центристы из «Союза демократов и независимых» - 18.

Социалисты получили 29 мест в парламенте, «Непокоренная Франция» - 17, «Французская коммунистическая партия» - 10, «Национальный фронт» - 8, в том числе, впервые во французский парламент избран Марин Ле Пен - на своем округе она собрала более 60 процентов.

Явка на выборах во втором туре составила 42,6%, что рекордно низко для Франции.

Стоит напомнить, что Франция является одним из надежных партнеров Украины. Франция заинтересована в реализации совместных украино-французских проектах в различных отраслях экономики и привлечении французских инвесторов к реализации таких проектов.

Об этом говорилось во время встречи главы Администрации президента Игоря Райнина с послом Франции в Украине Изабель Дюмон, передает пресс-служба АПУ. Как сообщается, в ходе встречи Райнин поблагодарил Францию за сотрудничество и поддержку территориальной целостности и независимости Украины.

Движение «Вперед, Республика!»

Число депутатов: 306

Партия MoDem
(Le Mouvement démocrate - Демократическое движение)

Число депутатов: 42

По итогам выборов 11 и 18 июня движение нового президента Франции получило в Нацсобрании 350 депутатских мест. Заручившись «абсолютным большинством» (минимум 289 мест), новая власть не оправдала, однако, прогнозы социологов, которые прочили Макрону 400-470 депутатов.

Само движение президента «Вперед, Республика!» (La République en Marche) провело в парламент 308 человек. Союзники Макрона из центристской партии MoDem (Демократическое движение во главе с министром юстиции Франсуа Байру) получили 42 депутатских кресла.

Новое правящее большинство - одно из самых внушительных в истории Пятой республики с 1958 года. Макрону, правда, далеко до рекорда французских правых, которые в 1993 году получили в Нацсобрании 484 места (а в 2002-м пришли к власти с 365 депутатами).

Рекорд неявки за полвека

Нынешние выборы в парламент отмечены рекордно низким уровнем явки в истории Пятой республики: больше половины избирателей предпочли в голосовании не участвовать.

Неявка составила 51,3% - в первом туре, 57,3% - во втором. Т.о., из 47,5 миллионов французских избирателей на участки не пошли 11 июня 24,4 миллиона, а 18 июня - более 27 млн.

Явка в минувшее воскресенье, таким образом, едва превысила 42%. И в итоге новый парламент был избран голосами всего двадцати миллионов французов.
Последние двадцать лет явка на парламентских выборах во Франции всегда колебалась в диапазоне 60-70% (лишь в 2012 году она снизилась до 55-57%). До этого голосовать за своих депутатов ходили более 70, а то и 80 процентов французов.

В истории Пятой республики выборы с явкой менее 45% - чрезвычайная редкость. Более слабую явку показывали лишь местные выборы 2011 года, референдумы, да выборы в Европарламент 2004 и 2009 год (абсолютный рекорд низкой явки - чуть больше 40%).

Конец двухпартийной системы?

Партия «Республиканцы»
(с правоцентристами из Союза демократов и независимых UDI)

225
Голосов в 1 туре: 21,5%
Кандидатов во 2 туре: 264
Прогноз числа депутатов: 60-130
Голосов в 2 туре: 25%

Число депутатов: 130
(«Республиканцы» – 113, UDI – 17)

Избрав в мае самого молодого президента в своей истории, «ни левого, ни правого» Эмманюэля Макрона, французы положили конец двухпартийной системе на выборах парламента. Правые и социалисты, которые сменяли друг друга у власти в течение десятилетий, потерпели поражение разной степени тяжести.

Наименьшие потери понесли правые «Республиканцы»: в союзе с правоцентристами они сохранили 131 место в парламенте (против более чем 200 депутатов в прошлом составе). Этот результат гораздо лучше самого пессимистичного прогноза (всего 60 депутатов), но весьма далек от главной цели правых на этих выборах: навязать президенту Макрону собственное парламентское большинство.

Депутатов в прошлом парламенте: 284
Голосов в 1 туре: 9,5%
Кандидатов во 2 туре: 65
Прогноз числа депутатов: порядка 20
Голосов в 2 туре: 7,5%

Число депутатов: 30

Социалистическая партия Франции, стоявшая у власти последние пять лет, потерпела на июньских выборах сокрушительное поражение. Ее фракция в парламенте сократилась с 284 депутатов до 30-ти. Вдвое меньше, чем предыдущий печальный рекорд социалистов 1993 года: тогда на выборах партия получила всего 57 мест в парламенте. Единственное утешение Соцпартии на этих выборах - возможность создать собственную фракцию (минимум 15 депутатов). Некоторые прогнозы прочили бывшей правящей партии совсем плачевный результат и отсутствие фракции в Нацсобрании. Вместе с союзниками-левоцентристами и «зелеными» Соцпартия может рассчитывать на голоса примерно 50 депутатов.

Фракция крайне левых

Движение «Непокорная Франция»
Коммунистическая партия Франции

Депутатов в прошлом парламенте: НФ – 10 , КП – 35
Голосов в 1 туре: 13,7%
Кандидатов во 2 туре: 67
Прогноз числа депутатов: 15-20
Голосов во 2 туре: 6%

Число депутатов: НФ – 17 , КП – 10

Крайне левое движение «Непокорная Франция» провело в парламент 17 депутатов и получит наконец возможность создать собственную фракцию. Депутатом от Марселя стал лидер движения Жан-Люк Меланшон, занявший на выборах президента 4 место (19,6% и 7 млн голосов). Коммунистическая партия Франции, союзница и соперница Меланшона, провела в Нацсобрание 10 депутатов (против 35-ти в прошлом составе).

«Национальный фронт»

(партия Марин Ле Пен)
Депутатов в уходящем парламенте: 2
Голосов в 1 туре: 13,3%
Кандидатов во 2 туре: 120
Прогноз числа депутатов: 1-5
Голосов во 2 туре: 8,7%

Число депутатов: 8

Крайне правая партия вынуждена признать «плачевным» результат, полученный на выборах парламента после 34% голосов (10 млн избирателей) Марин Ле Пен во втором туре президентских выборов. Нацфронт получил в Нацсобрании 8 депутатов (в том числе, саму Ле Пен и ее супруга Луи Аллио). Это, конечно, в четыре раза больше, чем в предыдущем составе ассамблеи, но неизмеримо далеко от заявленных амбиций - стать «первой оппозиционной партией» страны.

«Обновление»

Эти выборы привели к «историческому обновлению» французского парламента. Подавляющее число новых народных избранников - 425 человек - никогда ранее не были депутатами.

Переизбраться в Национальное собрание в июне попытались 345 парламентариев. Получилось намеченное лишь у 140. В итоге законодательный орган обновился на 75%.

Своим обновлением парламент обязан во многом президентской партии «Вперед, Республика!» 90% ее депутатов - новички в политике. Еще лучше показатели у крайне левых: все депутаты «Непокорной Франции» избраны в парламент впервые. В лагере правых «новых лиц» 40%. Во фракции социалистов лишь 6% новичков.

«Омоложение»

Новый состав парламента Франции заметно помолодел - средний возраст депутатов снизился с 54-х до 48,8 лет. Вдвое сократилось число депутатов пенсионного возраста: в предыдущем составе Нацсобрания было 106 «стариков», в новом - всего 41.

Самым молодым депутатом стал 23-летний выпускник юридического факультета Людовик Пажо, представитель крайне правых.

«Женственное» собрание

В новом французском парламенте резко - и до рекордного - выросло число женщин-депутатов. Прекрасный пол занял почти 40% мест в Нацсобрании. В новом составе 224 женщины - значительно больше, чем в предыдущие пять лет (тогда их было 115 - предыдущий исторический рекорд для Франции).

Новые выборы заметно улучшат позиции страны в мировом рейтинге паритета мужчин и женщин в парламентах. До сих пор Франция занимала в нем лишь 64 место, заметно отставая от Бельгии (19 место), Германии (22) и Швейцарии (36).

Франция , лишь недавно оклемавшаяся от президентских выборов и предшествующей им скандальной предвыборной гонки, в это воскресенье опять голосовала. На повестке дня - избрание народных депутатов, которые сформируют новый парламент - Национальную Ассамблею. И именно Национальная Ассамблея может абсолютно на законных основаниях препятствовать проводимой президентом и сформированным им правительством политике.

Именно поэтому сразу после победы Эммануэля Макрона во втором туре президентских выборов ему обещали неофициальный третий тур - парламентские выборы. Так как без них король, то есть президент, мог оказаться голым, и без большинства в парламенте он был бы лишен возможностей проводить свою ранее заявленную политику.

Удивительно, но политическая партия «Республика на марше» (бывшая «Вперед!»), абсолютно новое движение, которое недавно отпраздновало первый год своего существования и которое выдвинуло президента-победителя Макрона, опять побеждает.

В первом туре парламентских выборов результаты голосования выходят обескураживающими для классической схемы французской демократии: кандидаты от основных двух партий, соревнующихся друг с другом последние полвека, левых (социалисты) и правых (теперь называются «Республиканцы»), имеют на этих выборах очень бледный вид. Они с трудом преодолевают порог в 12.5 процентов для прохождения во второй тур, который состоится уже в следующие выходные.

Показательно, что партия «Национальный фронт» с Марин Ле Пен во главе, уверенно уступившей Макрону в недавней президентской гонке, на этих выборах стала обгонять Социалистическую партию, что для Франции, продолжавшей демонизировать Нацфронт с момента его основания, выглядит немыслимым.

Получается, что бывший президент Франции Франсуа Олланд, представлявший на протяжении последних пяти лет именно Социалистическую партию, своим президентством, на которое, кстати, выпало резкое ухудшение отношений с Россией и последовавшая затем санкционная война, отбил всю охоту у своего электората поддерживать социалистов.

Первый тур парламентских выборов 11 июня 2017 года уже вошел в национальную историю Франции, так как продемонстрировал рекордно низкую активность избирателей. Более пассивно французы голосовали только в далеком 1958 году. В 2017 году на парламентские выборы лишь около 52% избирателей пришли на избирательные участки. (По французским законам достаточно лишь 25 % избирателей для того, чтобы голосование было признано состоявшимся).

Что касается партии Макрона «Республика на марше», то она показала очень хорошие результаты. Кандидаты от этого политического движения смогли получить около 32 процентов голосов избирателей.

И это означает абсолютную победу уже в первом туре. По предварительным оценкам, представителям пропрезидентской партии гарантированы 390 - 445 мандатов из 577. Выходит, что партия президента Макрона получает абсолютное большинство в Национальной Ассаблее, а значит - законодательная власть не будет сильно мешать президенту претворять в жизнь свою программу.

Показательно, что именно кандидат от уже правящей партии «Республика на марше» Поль Молак, пока только один из всех претендентов, смог преодолеть рубеж в 50 процентов голосов и уже без второго тура обеспечил себе депутатский мандат нового созыва.

Президент Макрон уже сейчас может поздравить себя с новой политической победой - в негласном третьем туре президентских выборов.

В продолжение темы:
Музыка в танцах

На основе предположений о динамике мирового роста и ценах на сырьевые товары были разработаны три сценария развития экономики России -- базовый, оптимистический и...

Новые статьи
/
Популярные