Игры для игр по биологии. Дидактические игры на уроках биологии и химии

Внеклассное мероприятие по биологии 6-7 класс

Данное мероприятие можно провести на неделе биологии. Участники заранее разбиваются на команды, которые получают задание на дом: подготовиться к конкурсу "представление команд", "музыкальная пауза".
Для проведения игры необходимо:
1. Видео проектор, 8-10 слайдов с различными животными (хищниками), изображение павиана, насекомых, змеи.
2. Карточки-задания для команд-участниц, конверты, жетоны для зрителей, оценочный лист для жюри.

Ход игры:

Ведущий: Сегодня у нас необычное мероприятие, на котором вам потребуются знания, полученные на уроках биологии. Но помните, что самое полное, самое точное знание природы лежит за пределами школьных учебников, и в основе его - наблюдения за жизнью живых существ в повседновной жизни. Для этого необходимы такие качества, как наблюдательность, умения подмечать характерные черты животного, устанавливать взаимосвязь явлений, размышлять, ставить себя на место живого существа и видеть мир его глазами.

Этими умениями в совершенстве владели наши предки. Ведь они были тесно связаны с животным миром - надо было знать, на каких животных и как охотиться, а каким и сам человек мог послужить неплохим обедом. Позже все знания помогли приучить некоторых животных.

К сожалению,сегодня большинство людей, живя в городе, утратили вместе с необходимостью повседневного изучения природы и понимание законов ее существования. Но умение наблюдать и мыслить поможет нам вновь осознать законы существования живых существ. Сейчас это необходимо как никогда.

На сегодняшней игре мы с вами узнаем много нового о животном мире. Ну а поскольку далеко не каждого представителя животного мира мы можем пригласить на наше мероприятие, вести наблюдения нам помогут видеозаписи.

Итак, разрешите считать наше мероприятие, посвященное животным считать открытым. Давайте окунемся в мир удивительных, замечательных, многообразных животных.Ведущий: Человек, наблюдая за животными, сам мечтал приобрести некоторые их качества: остроту зрения орла, скорость полета сокола или бега гепарда, силу медведя, ловкость леопарда. Наши предки не только охотились на животных. Они обожествляли их. Например, в Конго некоторые племена считают своими предками слонов, на Мадагаскаре - крокодилов, а в современной Японии светлячков считают душами воинов, отдавших свою жизнь за родину. Поэтому первое задание - найти свой тотем. Вы должны выбрать название своей команде и объяснить,почему остановились именно на нем.
Команды выходят и поочередно представляют себя. Их выступления оценивают жюри. Максимальное количество 5 баллов.Ведущий: Самое главное качество на сегодняшней игре - наблюдательность. Сейчас нам с вами предстоит выяснить, кто самый внимательный и наблюдательный. В течение нескольких секунд на экране будут демонстрироваться различные животные. Ваша задача - успеть узнать, запомнить, а затем назвать как больше из них, а также подметить общую, характерную для всех черту.

На экране демонстрируется 8-10 слайдов с изображением различных животных, каждый слайд продолжительностью 3-5 секунд.На подготовку ответа дается 1 мин. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл
(Слайды: дельфин, пингвин, кайот, лягушка, цапля, крокодилл, белый медведь, жук-плавунец. Характерная черта - хищничество)Ведущий: В этом конкурсе вам понадобится умение устанавливать связи.
Каждая команда получает одно задание. Команды тянут жребий, после чего вскрывают конверты и приступают к работе. Время на подготовку - 3 минуты. Зрители в этот момент принимают участие в викторине. После викторины ведущий поочередно зачитывает задание каждой команды и выслушивает ее ответ. Затем дает правильный ответ и демонстрируется соответствующий видеофрагмент. Если команда затрудняется ответить на вопрос, можно использовать приводимые подсказки, снижая при этом баллы. Максимальная оценка - 5 баллов.
Содержание карточек:
ХВОСТАТЫЙ СТОРОЖ
(На экране изображение павианов.)
К настоящему времени сохранились около 100 видов древних голосеменных растений - саговников. Энцефалартос - один из наиболее интересных видов, но ему грозит опасность. Семена этого растения - лакомая пища для слонов и обезьян бабуинов (обезьяны съедают и проростки). Ученые предложили неожиданный выход - размножить в этой местности львов. Объясните предложение.
(Львы будут регулировать численность обезьян)
ВИДИТ ОКО,ДА ЗУБ НЕЙМЕТ
(На экране представители класса насекомых)
Комнатная муха имеет два больших сложных глаза и три простых, но, несмотря на обилие глаз, муха отчетливо видит лишь на растоянии 40-70 см. А стрекоза видит дальше - на 1,5-2 метра. Найдите причину различий в "дальнозоркости" и объясните ее.
Подсказка: Различия в дальнозоркости связаны с образом жизни.
(стрекоза - хищник, она ловит насекомых на лету, ориентируясь при помощи органов зрения. Мухам же это не обязательно, поскольку они питаются "неподвижной" пищей.)
ДЕРЖИ РОТ ШИРЕ
Летними ночами летает множество комаров, мошкары. Это отличный корм для рыб в рыболовецком колхозе. Но как они окажутся в воде.
Подсказка: Мошкара сама летит в воду.
(рыб подкармливают с помощью прожектора: луч света направляют в воду, мошкара, летя на свет, падает в воду. Рыбам остается только раскрывать рот.)
КАК СОГРЕТЬ ДЕТЕЙ
(на экране змеи)
Самка тигрового питона собирает 40-50 яиц в кучу и обвивается вокруг кладки, делая 3-4 кольца. Получается живой "кувшин", наполненный змеиными яйцами. Известно, что питоны - холоднокровные животные, т.е. температура их тела не поднимается выше температуры окружающей среды. Питон может себя согреть, только заставив работать мышцы. Зная это, натуралисты прошлого столетия полагали, что мать просто охраняет свое потомство. Но измерив температуру тела между кольцами "сидящей" на яйцах самки, поняли, что она не только охраняет их, но и греет. Температура змеи, когда она переваривает пищу, может быть на 6-7 градусов выше температуры воздуха. Однако, для нормального развития яиц нужна температура 35С. Как быть?
(В огромном теле питона, больше чем наполовину состоящем из мышц, вырабатывается много тепла. Посетители зоопарка могут наблюдать, как змея, "сидя на яйцах", регулярно вздрагивает всем телом.)

Викторина со зрителями:
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл (жетон).
1. Что кормит волка? (ноги)
2. Какое животное может дышать тремя способами: легкими, кожей, ртом?(лягушка)
3.Что такое выползок? (верхний слой змеиной кожи, который отслаивается при линьке)
4. Название какой птицы в древнерусском счете соответствовало 10 млн.? (ворон)
5. Какой зверь является самым крупным хищником на суше? (белый медведь)
6. Может ли белый медведь съесть пингвина? (нет, в природе они не встречаются)
7. Чем нельзя кормить соловья? (баснями)
8. Каких животных используют для лечения высокого кровяного давления, глазных болезней, закупорки вен? (пиявки)
9. В какой среде обитания живут самые быстрые животные? Назовите их. (Наземно-воздушная: стриж, сокол, гепард)
10. Птица эта не маленькая, а увидеть ее нелегко: сядет на землю или ветку - и исчезнет. Уж такая у нее окраска - рябенькая. Кто это? (рябчик)
11. Почему сидящая бабочка складывает крылья? (способ маскировки - при этом она располагается по отношению к солнцу так, чтобы не отбрасывать тени.)
12. Жуки эти летают и весной, и летом. С каким весенним и летним месяцами связаны их названия? (майский и июньский хрущи)
13. Эта птица - настоящий акробат, только она может бегать по стволу дерева вверх и вниз. Кто это? (поползень)
14. А у этой птицы все не как у других - и клюв крест накрест, и птенцов может выводить даже зимой? (клест. Потому что может и зимой прокормить птенцов семенами сосны, ели)
15. Кого из насекомых можно назвать "тяжеловесом" (муравья)
16. Есть такое выражение - "муравьиные коровы". Кто это и почему так называют? (тли. Муравьи кормятся сладкими выделениями тлей и "пасут" этих насекомых, охраняя их от врагов.)
17. Ваш возраст всегда можно узнать по свидетельству о рождении или паспорту. А что служит "паспортом" рыбе? (чешуя. Подсчитав число колец на ней, можно определить возраст рыбы.)
18. Существует выражение: "Рожденный ползать летать не может". А так ли это? Подтвердите свою точку зрения. (нет. Существуют летучая древесная змея (Южная Америка), ящерица летучий дракон (Юго-Восточная Азия))
19. Кто "видит" ушами?(Летучая мышь)Ведущий: На съемках видеофильма о природе забыли подписать, какие животные сняты на видеокассетах, однако приложили их описание. Ваша задача узнать животное по описанию, а затем мы сравним ваши ответы с видео портретами.
Играют все команды одновременно. Описание животного зачитывается частями, после каждой части заслушиваются ответы команд. При этом если животное будет узнано после первого прочтения, команде присуждается-6 баллов, после второго-4 балла, после третьего-2 балла. После ответов команд демонстрируется видеослайд и называется правильный ответ.
ОПИСАНИЕ 1
1. Эти подвижные птицы радуют своим щебетанием жителей Великобритании, Франции, Германии... Нередки они и в Японии и Китае.Жизнь их тесно связана с деревьями, поэтому у них цепкие лапки с короткими коготками. Тонкий, шиловидный клюв - прекрасное орудие для вылавливания насекомых и их личинок в коре.
2. Птицы эти - дуплогнездники. В каждом выводке от 6 до 15 ненасытных желторотых малышей. За летний сезон такая семья съедает более 130 гусениц.
3. В конце лета эти птицы собираются в стайки. Осенью перебираются к человеческому жилью. Зимой кормушки для них - большое подспорье.
(большая синица)
Описание 2
1. Это зверь. Ноги у него длинные, почти как у жирафа. Пища растительная. У него очень подвижная верхняя губа, но это не слон. Волосы на брюхе растут вперед.
2. Благодаря перепонке на задних конечностях он легко ходит по топкому болоту. Может переплывать реку. Зверь этот лесной.
3. Аппетит у него завидный - за год переваривает до 7 тонн пищи. Может есть хвою, хвощи, лютики. А мухамороми лечится от глистов. Кроме человека, для него опасны волки, медведи, расомаха.
(лось)
Описание 3
1. Животное это небольшое - от 50 см до 1 м в длину. Живет в лесах и лесостепях. Основная пища молодых животных - насекомые.Взрослые питаются грызунами. Людей боятся и избегают. Эти животные регулируют численность грызунов.
2. Очень хорошо чувствуют приближение холодов. Зимуют в пустующих норках.3. Могут быть серого, бурого, зеленого цветов, но обязательно имеют волнистую или зигзагообразную линию, проходящую вдоль спины. Это единственная ядовитая змея, распространенная в России.
(гадюка обыкновенная)К участию допускаются и команды и зрители.
Ведущий: Каждому охотнику необходимы знания повадок, сила, ловкость, бесстрашие. Для ловли животных человек использовал различные приспособления. Мы же тоже не обойдемся без снасти. Расскажите, кого и как можно поймать при помощи садовой лейки.
На обсуждение вопроса - 1 мин., затем принимаются ответы. Максимальная оценка - 10 баллов.
(Этим животным является дождевой червь. Если хорошо полить землю в саду, черви вылезут на поверхность, так как они дышат атмосферным воздухом.)
Если правильного ответа не будет, предлагают самому смелому достать не глядя из коробки это животное. За смелость команде присуждается 2 очка.
Музыкальная пауза
Пока идет подсчет очков, команды показывают свой номер, который они подготовили дома.

Урок-игра по биологии. 5 класс

«Занимательная биология» (внеурочная деятельность по биологии)

Цели:

  • обобщить знания детей о характерных признаках живой и неживой природы;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • развивать внимание, наблюдательность, сообразительность.

Технологии: игровая, проблемно-диалогическая

Ход урока

Учитель. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по разным уголкам природы.

Путешествие ваше будет необычным уже тем, что мы сразу организуем соревнование между тремя командами. Чтобы узнать, кто в какой будет команде, проведем считалочку «шишки, желуди, орехи». Итак, команда «Шишки» занимает место за 1 столом, «желуди» - за 2, «орехи» - за 3.

Наше путешествие пройдет по двум маршрутам: маршрут "Зеленый друг" и маршрут "Царство зверей и птиц". Начинаем с разминки.

І МАРШРУТ "ЗЕЛЕНЫЙ ДРУГ"

Рассмотрите рисунки деревьев. Назовите их. На какие группы можно их разделить? (Хвойные и лиственные )

ВОПРОСЫ КОМАНДАМ.

Команде "Шишки": Листья каких растений краснеют? (Рябина, осина, клен )

Команде "Желуди": Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? Растут ли они у нас? (Брусника, клюква )

Команде "Орехи": Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (Хвойные деревья имеют листья в виде иголок, они называются хвоинками. В отличие от лиственных деревьев осенью хвойные деревья не сбрасывают хвоинки. Хвоинки тоже являются листьями. )

Команде "Шишки": В каком лесу темнее: еловом или сосновом? (В еловом лесу темнее, чем в сосновом лесу. У ели много веток, густая хвоя. Ветви почти не пропускают солнечных лучей. В сосновом лесу светлее. Крона сосен редкая и расположена высоко .)

Команде "Желуди": Где растёт лиственница, и чем её отличие от других хвойных деревьев? (Лиственница растёт в сибирской тайге. Лиственница - это хвойное дерево, но не вечнозелёное в отличие от ели и сосны. Каждую осень лиственница сбрасывает свои листья-хвоинки, а весной распускает новые .)

Команде "Орехи": В какой природной зоне растут эти растения: морошка, голубика, брусника? (Морошка, голубика, брусника растут в тундре. Все эти растения относятся к ягодам .)

Как вы поступите, когда встретите красиво цветущее растение?

Послушайте стихотворение. Цветок. А.Викторов.

Цветок на лугу я сорвал на бегу. Сорвал, а зачем - объяснить не могу. В стакане он день простоял и завял. А сколько бы он на лугу простоял.

Коротка жизнь сорванного растения. Многие растения исчезают с лица земли. И если каждый будет рассуждать так: "Ладно, сорву всего один цветок, ничего не случится", то вскоре некоторых редких и красивых цветов совсем не станет.

ІІ МАРШРУТ "ЦАРСТВО ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ"

Лес - это не только деревья, травы, а также разнообразные, населяющие его, звери и птицы.

1. Послушайте и скажите, о каких зверьках идет речь?

С виду эти зверьки очень похожи. У них маленькая мордочка, длинные уши и задние ноги, короткий хвост. Тело покрыто шерстью. Своих детенышей выкармливают молоком. Но условия жизни у этих зверьков разные. Один живет в лесу, другой - в домашних условиях. Питаются травой, молодыми веточками. Но одному из них чаще достается морковь, сено, вареный картофель. (Заяц и кролик ). 2. Эстафета "Кто быстрее?"

За 1 минуту команды должны написать названия: 1-я команда домашних животных, 2-я команда - диких, 3-я команда - птиц.

3. Музыкальная пауза "Мы запели песенку"

На экране будут появляться рисунки, которые изображают объекты природы. Вы должны быстро вспомнить песенку на тему рисунка (кузнечик, елочка, солнышко, медведь, береза, облака ).

4. Угадай-ка «Звуки птиц»

Каждая команда по очереди прослушает 3 звука птиц, задача угадать их название.

1 команда - сова (филин), воробей, ворона

2 команда - гусь, дятел, кукушка

3 команда - чайка, петух, голубь

5. Конкурс капитанов

1-ому капитану: Обозначить части растений. 2-ому капитану: Назвать свойства снега и льда. 3-ему капитану: Назвать предметы природы: шкаф, солнце, стекло, обувь, воздух, сыр, береза, заяц, машина, дождь.

Учитель: Пройдя по тропам Природы на уроках природоведения и сегодня на уроке, вы узнали много интересного. А что можете сделать для охраны родной природы вы, ребята? Прежде всего, соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке. Вспомним правила поведения.

Каждой команде раздаются листы и фломастеры, за 1 минуту написать правила поведения в лесу.

Эти правила надо не только знать, но и выполнять. В лесу человек - гость. И поэтому вести себя должен в гостях как человек воспитанный.

6. Блиц-турнир "это все мы проходили" Как называется прибор для измерения температуры воздуха?

    Какие животные спят зимой?

    Назовите два лиственных дерева.

    Где следует прикреплять уличный термометр?

    Что вниз вершиной растет?

    Какие растения названы именами людей?

    Назовите два комнатных растения.

    Человек, охраняющий лес.

    Детеныш козы.

    Капельки влаги на траве.

    Назовите 2 предмета неживой природы.

    Заяц никаких запасов не делает. Почему?

    Назовите 2 съедобных гриба.

    Как называют птиц, которые возвращаются весной?

    Тощим или жирным ложится медведь в берлогу?

    Рефлексия .

    Синквейн

    1 строка - существительное (кто?, что?), относящееся к теме урока

    2 строка - 2 прилагательных (какой?, какая?, какие?), отражающие ваше настроение на уроке

    3 строка - 3 глагола (что делал(и)?, что сделали(?))

    4 строка - фраза, выражающая ваше отношение к уроку в целом, или пожелание участникам

    5 строка - существительное (кто?, что?), или наречие (как?, где?, куда?, когда?, зачем?, с какой целью?, в какой степени?)

Спасибо за творческую и плодотворную работу на у

Использование дидактических игр как один из методов повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии, химии и во внеурочное время»

Опыт актуален, так как он тесно связан с решением проблемы школы «Гуманизация учебно-воспитательного процесса». Данный опыт позволяет повысить у учащихся самоуважение, самооценку, уважение к окружающим. Он позволяет решить главную проблему, стоящую перед современной школой - нежелание детей учиться, большая информационная загруженность. В процессе игры даже самый пассивный ученик включается в урок, дети способны выполнить объём заданий, в несколько раз превышающий обычный урок.

Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед нашей школой задачу: в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения и учебно-методического материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учёбе, самостоятельности и творчества.

Воспитание у наших выпускников самостоятельности, инициативы, активности - требование наших дней. Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, его методы и организационные формы, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных заданий, решения задач. В учебном процессе, не получая все знания в готовом виде, учащиеся должны на основе принципиальных установок преподавателя приобретать значительную их часть самостоятельно в ходе поисковых заданий, проблемных ситуаций и других средств, активизирующих познавательную деятельность.

Повышение активности учащихся достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые принято называть активными.

Активные формы и методы обучения способствуют формированию у учащихся информационной базы, творческого мышления, практических навыков. Методы активного обучения подразделяются на не имитационные и имитационные. Имитационные методы подразделяются на неигровые и игровые. Более подробно я расскажу об игровых методах. Игра - один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.

К сожалению, в нашей педагогической деятельности игра далеко не всегда используется в качестве равноправной формы обучения и развития детей. Хотя ещё классики русской педагогики (Ушинский, Сухомлинский, Макаренко, Рубинштейн) в своих теоретических трудах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая её благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности, и указывали на необходимость изучения методической разработки игр для школьников. «Мы придаём такое важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую семинарию, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов», - писал К. Д. Ушинский.

Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшней педагогики. Ведь основная функция учителя - это не столько быть источником знаний, сколько организовывать процесс познания, создавать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться.

Школьная практика свидетельствует о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс.

Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, игра преследует одновременно две цели: игровую и учебную. С одной стороны - это средство моделирования окружающей действительности, а с другой - методический приём обучения. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в процессе игры, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают общение.

Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально - пассивных детей, которых в нашей школе большинство. Проводились специальные исследования, в результате которых выяснилось, что в процессе игры такой ребенок способен выполнить объём учебной работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

Когда же нужна игра? Исследования психологов показывают, что если у школьников сформирован устойчивый и глубокий интерес к предмету, то здесь от игры можно отказаться (старшие классы). Если же такого интереса нет и учитель стремится создать его, то здесь игра может стать добрым помощником педагога. Необходимо также учитывать возраст школьников: чем они младше, тем игра для них важнее. И здесь не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры, - это интерес к игре, а не к самому учебному процессу. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. Психолог Давыдов отмечает: «Правильно поставленная игра позволяет многому научить ребёнка. Организация игровой деятельности детей требует не менее глубоких специальных научных знаний, психолого-педагогических изысканий, чем выработка медико-генетических норм обеспечения жизни ребёнка». «А таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок», - утверждает В.Ф. Шаталов. В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные сведения и знания ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недоступным для ученика, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие - важные психологические эффекты игры. Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой учёного. В том и другом случае сначала привлекает поставленная задача, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодолённого препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра. Назначение дидактических игр - развитие познавательных процессов у школьников (восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность и другие) и закрепление знаний, приобретаемых на уроке. Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о предмете в целом и о его существенных особенностях и т. д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом каждой игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игры представляются учащимся не просто забавой, а интересным, необычным делом.

Требования к игре.

  1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
  2. Игра должна быть доступной, цель игры - достижимой, оформление - красочным, разнообразным.
  3. Обязательный элемент каждой игры - её эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, весёлое настроение, удовлетворение от удачного ответа.
  4. В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры.

Работой над данной проблемой я занимаюсь два года. Я попробовала применить в своей практике большое количество разнообразных дидактических игр. Мной разработаны не только уроки, где фрагментарно применяются игровые моменты, но и уроки, где игра - ведущий метод (уроки - ролевые игры, уроки - конкурсы, уроки - смотры знаний, уроки - викторины, урок - расследование, урок - экспертиза и другие).

Начну с уроков - игр.

1. Урок - ролевая игра «В мире животных. Тип Членистоногие». Этот урок я провожу в 7 классе как урок - обобщение пройденного материала. Заранее распределяю роли, (это зависит от количества учащихся в классе), чтобы в процессе урока было задействовано как можно больше детей. Выбираю двух ведущих, которые должны хорошо знать признаки типа Членистоногих и классов, входящих в данный тип. Следующие роли - роли корреспондентов, которые рассказывают о разных представителях типа Членистоногие. В качестве представителей выбираем животных, обитающих в разных точках нашей планеты, не забываем о наших местных видах. Подбирая материал, стараюсь, чтобы информация была интересной, необычной. Так, на этом уроке корреспонденты рассказывают о следующих Членистоногих: омарах и лангустах, пауке - каракурте «черной вдове», мухе - цеце, оводах и слепнях, бродячих муравьях, блохе, колорадском жуке. Рассказывая о животном, корреспондент показывает на карте области обитания. Готовясь к уроку, ребята сами делают рисунки животных, о которых рассказывают. В дискуссию о колорадском жуке включается профессор Массачусетского университета, который рассказывает о полезных свойствах колорадского жука. В конце урока 2 ученика - зоолога рассказывают интересные факты из жизни Членистоногих, проводят викторину о Членистоногих для закрепления знаний.

Готовясь к этому уроку, ребята учатся работать с дополнительной литературой - подобрать источник, выбрать главную, интересную информацию. У учащихся развивается речь, так как свои доклады они не читают, а рассказывают своими словами. Каждый ребёнок хочет доказать себе и одноклассникам, что он способен подготовить и рассказать что-то интересное, соответственно повышается самооценка и самоуважение. Так как в конце урока ребят ждёт викторина, то внимание их сконцентрировано на предлагаемой информации. В обычный урок ребята с большой неохотой готовят доклады, а здесь каждый хочет поучаствовать. Слушая одноклассников, ребята учатся культуре общения, поведения; у них воспитывается чувство уважения к окружающим.

2. Урок - смотр знаний «Кровь. Кровеносная система». Этот урок я провожу в 8 классе как урок - контроль знаний. Этот урок позволяет в игровой нетрадиционной форме проверить знания и умения учащихся, полученные при изучении темы «Кровь. Кровеносная система». Весь опрос и контроль знаний проводится в виде нескольких конкурсов, для этого класс делится на две команды. Первый конкурс «Термины» или устный биологический диктант, учитель читает определения, учащиеся должны дать названия. Второй конкурс «Найди ошибку». Учитель зачитывает рассказ, в котором допущено 8 ошибок. Команда должна эти ошибки найти и исправить. Внимательны обе команды, так как можно дополнить ответ соперников и заработать дополнительные баллы. Третий конкурс «Приём в травмпункте». Командам предлагается ситуация - описание, они должны определить, каков характер травмы и оказать первую помощь. Четвёртый конкурс «С точностью до….». Учащимся предлагаются цифры, их задача определить, что эти цифры обозначают. Пятый конкурс «Решение биологических задач». Учащимся предлагаются по две биологических задачи, на которые нужно ответить. Шестой конкурс «Имена». Командам по очереди называется имя учёного, сделавшего какое- то открытие в области изучения крови или кровеносной системы, задача команды - определить, что же за открытие этим учёным совершено. Седьмой конкурс «Сообщения». Это домашнее задание - команды по жребию вытянули тему для своего сообщения, и в течение 2 - 3 минут выступают по своей теме. Восьмой конкурс «Ребусы», проводится как дополнительный (если позволяет время) - каждая команда должна решить по четыре ребуса, кто быстрее. Затем подводятся итоги урока.

Данная форма урока позволяет опросить большое количество учащихся, проконтролировать усвоение большого объёма материала. На этом уроке очень важны дисциплина и внимание, чтобы иметь возможность ответить.

3. Урок - путешествие «Клетка - единица живого». Этот урок я провожу в 11 классе как повторно-обобщающий урок. Весь повторяемый материал разбит на несколько станций, находясь на которых, учащиеся выполняют определённые задания.

1. Станция «Историческая». На столе лежат визитные карточки учёных, внёсших свой вклад в развитие цитологии. Учащиеся вытягивают визитки и рассказывают об учёном, чьё имя написано на визитке. 2. Станция «Блиц на знание биологических терминов». Учащиеся называют термины по их определениям. 3. Станция «Сравнительно-анатомическая». На карточках написаны некоторые характерные особенности строения клеток того или иного организма. Задача учащихся - определить, о каком организме идёт речь. 4. Станция «Строение клетки». У учащихся на парте таблички с названиями органоидов клетки. Учитель зачитывает функции, выполняемые этим органоидом. Учащиеся должны поднять карточку с нужным органоидом. 5. Станция. «Физиологическая». На карточках даны названия веществ, входящих в состав клетки. Какие функции эти вещества выполняют. 6. Станция. «Генетическая». Задание на биосинтез белка. Приведены две нуклеотидных последовательности ДНК, написать процесс транскрипции и трансляции с этой последовательности.

4. Урок - конкурс «Покрытосеменные растения». Этот урок я провожу как урок проверки и контроля знаний. Класс делится на две команды. 1 конкурс - «Загадки с грядки», команды отгадывают загадки о растениях изученных семейств. 2 конкурс - «Определи растение». Командам раздаются наборы растений (гербарии) с определительными карточками. Команды определяют растения, кто быстрее и правильнее, затем рассказывают, как проводилось определение. 3 конкурс - «Слушай, не зевай». У команд есть таблички с названиями семейств изученных растений. Учитель называет признаки - учащиеся поднимают табличку с названием семейства (или семейств). 4 конкурс - «Отгадай задуманное растение». На доске находятся несколько гербарных экспонатов. Каждая команда загадывает растение, а затем, задавая наводящие вопросы, должна отгадать растение, задуманное соперниками. Побеждает команда, быстрее отгадавшая растение. 5 конкурс - «Знаешь ли ты систематику растений». У команд таблички с таксономическими единицами. Учитель зачитывает различные биологические названия, учащиеся должны поднять карточку с нужным таксоном. 6 конкурс - «Пятый лишний». Командам раздаются гербарии растений из одного семейства, выбрать лишнее растение, не относящееся к этому семейству. 7 конкурс - «Назови родственника». За 1 минуту необходимо написать как можно больше растений из семейства Сложноцветных. Затем команды зачитывают растения (по очереди), побеждает команда, которая последней назовёт растение. 8 конкурс - «Рассказ - небылица». Это домашнее задание. Каждая команда составляет рассказ, о каком-либо растении, допуская 5 ошибок. Задача соперников - найти и исправить ошибки. Подводятся итоги, выставляются оценки. В ходе этого урока дети очень активны, здесь от них требуется знание не только теории, но и умения применить свои знания на практике. Для победы в этом уроке необходимо объединение учащихся в команду, сплоченность, внимательность и дисциплина.

5. Урок - ролевая игра. «Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение». При проведении этого урока между учащимися распределяются роли (генетик, врач - инфекционист, нарколог, социолог, эколог, невропатолог, лаборант). Дети готовят выступления, в которых отображено вредное воздействие алкоголя, никотина, наркотиков, стресса на нервную систему. Учащиеся углубляют понятие здорового образа жизни, причины заболеваний нервной системы, их предупреждение. Иллюстрацией к изучаемым вопросам является демонстрация лабораторных опытов; тестирование учащихся школы; таблицы и графики.

6. Урок «Гигиена кожи. Уход за ногтями и волосами». Урок изучения нового материала. На этом уроке провожу выставку косметических средств по уходу за кожей, ногтями, волосами. Учащиеся выступают в роли косметологов, рассказывая о видах косметики. Правилах ее использования. Учащиеся - «народные целители» рассказывают о рецептах народной медицины, применяемых для лечения угревой сыпи, отбеливания кожи и т.д.

7. Урок «Глобальные проблемы загрязнения атмосферы» проводится на уроке химии в 11 классе как один из завершающих. Учащиеся распределяются на группы-секции, каждая секция готовит информацию по определенной проблеме загрязнения. Учащиеся в секции сами распределяют задания: кто будет готовить сообщение, решать задачу или проводить эксперимент. Это способствует укреплению коллективизма, взаимовыручки в группе.

8. Урок - игра «Слабое звено» по теме «Углеводороды». Провожу этот урок в 10 классе как урок контроля знаний. Данная форма позволяет за сравнительно небольшое время проверить качество усвоения довольно большой темы. Учащиеся имеют возможность продемонстрировать свои знания по таким вопросам, как: ученые-химики, внесшие свой вклад в изучение углеводородов; особенности строения молекул углеводородов; физические и химические свойства; качественные реакции; области применения. Кроме уроков - игр, я использую игру как фрагмент урока. Очень часто я использую игру «Биологическая рыбалка». Для игры готовы рыбы, на нижней стороне которых написаны задания. Два ученика - «рыболова», от каждой команды выходят и ловят удочками с прикрепленными магнитами рыб. Затем в течение 2 - 3 мин. команды готовятся к ответам, потом отвечают. Игра многофункциональна, т.к. позволяет, заменив задания, применять её на разных уроках. Кроме этого, в такой игровой форме можно спросить слабых учащихся, которые, выполняя данное задание чувствуют себя увереннее. Игра - «Биологическое лото». На табличках написаны разные группы животных, учитель называет виды животных, а учащиеся распределяют этих животных по своим табличкам. Эта игра позволяет систематизировать, классифицировать изученных животных по группам. Развивается память, внимание учащихся. По такому же принципу я провожу игру «Химическое лото» , где учащиеся должны распределить формулы предлагаемых веществ по классам неорганических (органических) соединений. Игра - «Зоопарк». Учащиеся за 1 мин. должны написать как можно больше животных. Затем по очереди зачитывают свои ответы, побеждает ребёнок, который назовёт последнее животное. При выполнении этого задания дети анализируют имеющуюся информацию о животных вообще. Учатся обобщать понятие «животное». Игра - «Третий лишний». Из трёх слов выбрать одно лишнее. Например, костянка, семянка, яблоко (6 класс). С одной стороны, лишнее - семянка, т.к. это сухой плод, с другой стороны - яблоко, т. к. это многосемянный плод.

Игра - «Составь пары». 7 класс Класс Рыбы.

1) Лососевые; Латимерия. 2) Осетровые. Жерех. 3) Карпообразные. Ёрш. 4) Колючепёрые. Белуга. 5) Кистепёрые. Горбуша.

Кроме таких игр я использую разнообразные кроссворды, ребусы. Дети сами составляют кроссворды, сказки, творческие задания и отчеты, рисунки фантастических животных и т. д.

Путем перестановки букв составить название рыбы.

ШУБА + РОГ = ГОРБУША

РЕКА + СНОП + РАК = КРАСНОПЕРКА ВИД + АСТРА = СТАВРИДА ИЛ + ЛАПА + ПИР = ПРИЛИПАЛА РАБ + УДА + РАК = БАРРАКУДА ТРЕК + АС = ТРЕСКА АС + ПЛУТ = ПАЛТУС БАЛ + КАМА = КАМБАЛА ЛОВ + ПАТ = ПЛОТВА

Для усложнения данного задания можно попросить учащихся придумать вопросы к получившимся названиям рыб.

Широкое поле деятельности для использования игр существует во внеклассной работе по биологии и по химии. Дети с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях, как: игры «Счастливый случай» - «Зима в природе»; «Звездный час» - «Птицы», «Первоцветы», «Собака бывает…», «Брейн ринг» - «Мое здоровье» и т.д.

И самым главным, на мой взгляд, является тот факт, что дети не считают мой предмет второстепенным, ненужным. Они с увлечением изучают биологию, сдают экзамены, затаив дыхание, слушают рассказы о живом. Применяют полученные на уроках знания в повседневной жизни.

Считаю, что как учитель, я приблизилась к реализации своей цели в обучении и всестороннему развитию личности ученика, чтобы он мог использовать знания и умения, полученные на моих уроках в реальной взрослой жизни, жил в ладу с окружающей природой, людьми и собой.

Цели мероприятия: ежегодно в школе проводится неделя “Окружающий мир”, которая дает возможность повысить интерес учащихся к предметам естественнонаучного цикла, в том числе и к биологии, позволяет выявить детей проявляющих особый интерес к предмету, способных к исследовательской, творческой работе. Такие мероприятия способствуют расширению кругозора учащихся, воспитывают любознательность.

Биологический блок игры по станциям состоит из трех этапов: занимательной олимпиады для учащихся 5–6-х классов, игры “Классификация”, занимательной викторины “В мире интересного”.

Занимательная олимпиада по биологии для 5-6-х классов.

Олимпиада проводится непосредственно во время игры. Каждая команда (класс) направляют на олимпиаду одного или двух “эрудитов”. Продолжительность олимпиады – 35 минут.

1. Вопросы.

  1. Самая крупная птица.
  2. Какое дерево цветет позже всех?
  3. Из древесины какого дерева делают спички?
  4. Как называется площадь, на которой выращиваются с\х культуры?
  5. Как называется искусственный травянистый покров?
  6. Дышит ли цыпленок в яйце?
  7. От чего плавают утки?
  8. Как называется лазающее и вьющееся растение.
  9. Что должно утратить дерево, чтобы считаться кустом?
  10. Вода в твердом состоянии.
  11. Самое высокое животное.
  12. Органы дыхания у человека.
  13. Нижние конечности у человека.
  14. Кто написал сказку “Гадкий утенок”?
  15. Газ, выделяемый при фотосинтезе?
  16. Какие дрова дают больше всего тепла?
  17. Где зимуют раки?
  18. Как называется сушеный виноград?
  19. В сушеном виде это называется курагой, а в свежем?
  20. Есть ли у грибов хлорофилл?
  21. Как называется часть гриба, которую люди употребляют в пищу?
  22. Из чего изготавливают кашу “Геркулес”.

2. Биологические задачи.

  1. Из предложенных растений выберите культурные:
    Одуванчик, просо, яблоня, липа, осока, подорожник, пшеница,
    череда, камыш, тимофеевка луговая, рожь, овес, рябина, калина.
  2. Из предложенных названий грибов выберите съедобные и ядовитые:
    Подосиновик, мухомор, сыроежка, сморчок, волнушка, бледная
    поганка, масленок, ложные опята, дедушкин табак, зеленая поганка.
  3. Сколько килограммов лепестков розы следует собрать, чтобы получить 1 кг. розового масла? Если для приготовления 100 г. Масла нужно 50 кг. Лепестков.
  4. Это ранневесеннее растение сначала цветет, распуская свои ярко-желтые корзинки, а уже потом на нем появляются листья, послужившие причиной для названия этого растения. Его название……..?

3. Загадки.

  1. Вьется веревка на конце головка.
  2. Эти лесные жители – умелые строители, всей артелью строят себе жилье.
  3. Чья голова не имеет ног?
  4. Под землей птица гнездо свила, деток нанесла.
  5. Под землей огонь горит, а над землей зеленый вихор торчит.
  6. Название птицы и фрукта.
  7. С буквой “с” живу в пруду,
    Все рыболовы меня знают,
    С буквой “ф” за красоту
    Меня жар – птицей называют
  8. Не море, а волнуется.
  9. К прямо противоположным по смыслу названиям несуществующих растений подбери названия хорошо известных тебе растений:
    Отец-и-отчим – мать-и-мачеха
    Здоровоголов –
    Заячье лыко –
    Зверолюб –
    Василий-да-Ольга –
    Марья-кофе –
    Мухолюб –
    Позднецвет –
  10. Лежит большая шкура – вся в дырочках.
  11. Шел я мимо
    Видел диво:
    Висит в небе
    Золотой котел.
  12. Главное, чем отличается Земля от других планет, это наличие:
    А) атмосферы;
    Б) жизни;
    В) спутников;
    Г) жидкой воды;
    Д) все верно.
  13. Ближе всего к Солнцу располагается:
    А) Марс;
    Б) Меркурий;
    В) Земля;
    Г) Венера.

Оценивание.

За каждый правильный ответ на вопрос ставится – 1 балл.
За каждую биологическую задачу ставится – 3 балла.
За каждую верно отгаданную загадку по 1 баллу.
Максимальное число баллов – 52 балла.

Ответы к вопросам олимпиады для 5-6-х классов.

1. Страус 8. Лиана. 15. Кислород.
2. Липа. 9. Ствол. 16. Дубовые.
3. Осина. 10. Лед. 17. В норах под водой.
4. Поле. 11. Жираф. 18. Изюм.
5. Газон. 12. Легкие. 19. Абрикос.
6. Да. 13. Ноги. 20. Нет.
7. От берега. 14. Андерсен. 21. Плодовое тело.
22. Овес.

Ответы на биологические задачи.

  1. Просо, яблоня, пшеница, рожь, овес.
  2. Подосиновик, сыроежка, сморчок, волнушка, масленок – съедобные.
  3. 500 кг.
  4. Мать-и-мачеха.

Ответы на загадки.

Игра: “Классификация

Используя карточки с названиями растений, распредели их по семействам.

На выполнения задания отводится 7 минут.

  1. Крестоцветные:
    Редька;
    Капуста;
    Хрен обыкновенный.
  2. Розоцветные:
    Шиповник;
    Яблоня;
    Малина.
  3. Пасленовые:
    Помидор;
    Баклажан;
    Дурман.
  4. Сложноцветные:
    Астра;
    Подсолнух;
    Одуванчик.
  5. Бобовые:
    Клевер;
    Вика;
    Фасоль.
  6. Злаковые:
    Рожь;
    Сахарный тростник;
    Ячмень.
  7. Лилейные:
    Ландыш;
    Лилия;
    Тюльпан.

Оценивание: за каждое правильно определенное растение – 1 балл.

Максимальное число баллов: 18.

Вопросы к викторине “В мире интересного”.

Вопросы викторины печатаются на отдельных карточках, и каждая команда вытягивает любые пять. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Наука о растениях.
  2. Органоиды клетки, синтезирующие белки.
  3. Какие птицы не умеют летать?
  4. Строят ли наши птицы в далеких странах гнезда?
  5. Непрерывный и необратимый процесс исторического развития.
  6. Какие птицы прилетают к нам самыми первыми?
  7. Раздел биологии, изучающий зародышевый период развития?
  8. Из какого дерева делают спички?
  9. Лазающее и вьющееся растение.
  10. Наука, изучающая клетку.
  11. Носитель наследственной информации.
  12. Разводят ли страусов в нашей стране?
  13. Самая крупная артерия.
  14. Наука, изучающая животных.
  15. Область распространения любой систематической группы организмов.
  16. Число хромосом у человека.
  17. Пигмент растительных клеток, который принимает участие в фотосинтезе.
  18. Наука о сохранении и укреплении здоровья.
  19. Потовые железы относятся к железам внутренней или внешней секреции.
  20. Как называются подвижные сочленения костей?
  21. Бесплатное звуковоспроизводящее устройство.
  22. В Австралии самое большое в мире поголовье домашних животных, которые приносят от 4 до 6 кг. Шерсти в год, не считая мяса. Что это за существа?
  23. Какая нить в природе самая тонкая?
  24. Что у кузнечика на ноге, если у себя мы это можем увидеть только с помощью зеркала?
  25. Глаза, какого животного могут смотреть в разные стороны независимо друг от друга?

Ответы на вопросы викторины “В мире интересного”

Подведение итогов биологического блока игры по станциям

Максимальное число баллов, которое команда может получить за игру на этих этапах – 75.

Литература:

  1. Анашкина Е.Н. “Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды”. Ярославль. “Академия развития” 1998 г.
  2. Голубева Е.Б. “Занимательное естествознание. Нескучный учебник” С.-Петербург. “Тригон” 1997 г.
  3. Жукова Т.И. “Часы занимательной зоологии”. М., Просвещение. 1989 г.
  4. Парфилова Л.Д. “Тематические игры по ботанике. Методика проведения игр: сценарии, вопросы, задания”. М., Творческий центр “Сфера” 2003 г.
  5. Мир растений. Детская энциклопедия в вопросах и ответах. Смоленск “Русич”. 2000 г.

Интеллектуальная игра "Знатоки биологии"

Автор : Гельденберг Ольга Николаевна, учитель химии и биологии,КГУ "Ялтинская СШ", Северо-Казахстанская область, Казахстан.
Предлагаю вам разработку интеллектуальной игры "Знатоки природы" на основе игры "Брейн-ринг" для 6-8 классов.Можно использовать как открытое самостоятельное мероприятие, так и в рамках предметной недели.
Игра способствует расширению знаний и кругозора учащихся.
Данная работа будет интересна учителям биологии.

"Четыре заповеди в жизни:
И первая из них желать,
Но чтоб желанья исполнялись,
Как можно больше надо знать.
И это заповедь вторая,
Но мало знания иметь
Их применить надо уметь,
Чтоб мысли верной дать размах
И действовать в любых делах"
В.И.Красовская

Цель : Повышение интереса учащихся к изучению биологии и обогащение интеллекта.

Задачи : Развивать внимательность и логическое мышление, познавательный интерес и активность;
Привитие интереса к предмету путем дружеского содействия в командах, взаимопонимания;

Правила :аналогично с игрой "Брейн-ринг";

Оборудование : два стола; сигнальные карточки синие и красные(или лампы);
две команды по 5-6 человек;

Эксперты : приглашенные учителя; на протяжении всей игры оценивают команды;

Ход игры
Приветствие команд. Представление экспертов игры.

Итак, игру мы начинаем, победителей узнаем!

Первый раунд-Разминка.
Командам предлагаются вопросы, и в течении 1 минуты отвечают на вопросы, кто больше(оценивание вопросов в 2 балла)

1.1.Крупная нелетающая птица (страус)
2.Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу (верблюд)
3.Ядовитый паук, название которого в переводе означает «Черная смерть» (каракурт)
4.Какое животное дает самое жирное молоко (тюлень, 43%)
5.Как называется Богиня цветов (Флора)
6.Какой плод у пшеницы (зерновка)
7.Какая по цвету птица счастья (синяя)
8.Как называется обувь лошади (подковы)
9.Как называется пчелиный город (пасека)
10.В русской народной сказке волк для ловли рыбы использовал … (хвост)

Второй раунд – Интеллектуальный.
(оценивание вопроса в 5 баллов)

Раунд мы начинаем
И команды приглашаем,
Зададим мы им задачи,
Пожелаем им удачи!

1. «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и как будто живая, движется … в самом деле, чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя. «Теперь пора!» - подумал Петро и протянул руку». Что за цветок искал Петро в ночь на Ивана Купалу? (Цветок папоротника, из произведения Н.В.Гоголя «Вечер накануне Ивана Купалы»

2.Янтарь – одно из удивительнейших созданий природы. Недаром о нем сложены легенды и сказки, написаны поэмы. Что же такое на самом деле янтарь? (Янтарь – окаменевшая смола древних хвойных растений).

3.Многие народы, живущие на Земле, почитали это дерево, как священное. По якутским поверьям, на ветвях этого дерева живет Хозяйка Земли. А вот что поется в русской песне об этом дереве:
Первое дело – мир освещать,
Второе дело – скрип утешать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвертое дело – чистоту соблюдать.
Что это за дерево? Объясните, о чем говорится в песне.
(Береза. Люди освещали дома березовыми лучинами; дегтем из березовой коры смазывали оси колес, чтобы не скрипели; от болезней почек и легких помогает отвар березовых почек; парились березовыми вениками.)

4.Известно, что кровь у человека красного цвета. Тогда почему аристократов называют «Голубой кровью»? (так говорили о людях со светлой кожей, вены которых выглядят голубыми (на фоне светлой кожи), будто по ним течет голубая кровь)

5.Согласно древнегреческому мифу, бог света и искусств Аполлон полюбил прекрасную нимфу Дафну. Но она в страхе стремилась скрыться от него. Когда же у нее не осталось сил бежать, она превратилась в прекрасное дерево. Опечаленный Аполлон воскликнул: «Пусть венок из твоей зелени украшает мою голову, пусть никогда не вянут твои листья. Стой вечно зеленым!». Появление какого растения объясняла эта легенда? (появление лавра благородного)

6.Еще древние римляне были неравнодушны к этому цветку. Античные садоводы увеличили число его лепестков с пяти до ста. Среди 25 тысяч современных сортов есть черные, синие, которые пытался вывести еще Гете.
Есть растения с огромными цветками диаметром 24 см. А чем они только не пахнут! Например, свежим сеном, чаем, табаком, корицей, геранью. О каком цветке идет речь? (о розе)

7.»Около ста лет тому назад при помощи этого насекомого у шведов в Гранденбурге проходили выборы губернатора (бургомистра), - пишет П.И.Мариковский.
Претенденты на эту должность садились вокруг стола и клали на него бороды. На середину стола помещали насекомое. Бургомистром избирался тот, на чью бороду оно заползало». О каком насекомом идет речь? (вошь)

8.На латинском языке название этого насекомого «сверчок-крот». Чего только оно не умеет: и землю копает, и бегает, и прыгает, и плавает, и летает, и даже поет. Кто это? (медведка)

«Только забавляясь, и учатся»– говорил Анатоль Франс.
Занимательные задачи – лучший способ развития интеллекта. Они учат наблюдать, сравнивать, логически мыслить и развивать.

Третий раунд – Загадки.
(оценивание в 3 балла)

1.Имеет гнездо на дереве,
Прыгает и летает по сучьям,
А не птица (белка)

2. Когда я черен – я куслив и проворен,
А лишь покраснею, так и присмерею (рак)

3.Не солнце, не огонь, а светит (свелячок)

4.Избушка нова, жильца нет,
Жилец появится, изба развалится Яйцо)

5. Кину я не палку, убью не галку,
Ощиплю не перья, съем не мясо (рыба)

6.Выпуча глаза сидит, по французки говорит,
По-блошьи прыгает, по-человечьи плавает (лягушка)

7. Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик (стрекоза)

8.Верст под ногами не считал,
По дорогам не езжал,
А за морем бывал (птица)

9.Его мы изредка встречаем на дороге.
Без палки ходит он, безглазый и безногий,
Боится не собак, не кошек, не коров,
А кур и петухов. (червяк)

10. Маленькая, легкая, а за хвост не удержишь. (ящерица)

Подведение итогов игры.
Награждение победителей.

Урок сегодня завершен,
Но каждый должен знать:
Познания, упорство, труд
К прогрессу в жизни приведут,
И помните всегда:
Что без труда, в учебе побед не добиться!

В продолжение темы:
Грамота

Единственная площадь Рима, на которой нет церкви - это Кампо де’ Фьори. Все же остальные площади украшены одной, а то и сразу двумя, церквями, так что церквей в Риме великое...

Новые статьи
/
Популярные