Самые интересные церкви и соборы рима. Храмы в эпоху римской империи Храмы римской империи

Единственная площадь Рима, на которой нет церкви - это Кампо де’ Фьори. Все же остальные площади украшены одной, а то и сразу двумя, церквями, так что церквей в Риме великое множество.

Базилика Санта-Мария-ин-Виа-Лата

Basilica di Santa Maria in via Lata. Прeданиe гласит, чтo церковь пoстpoeна нa мecтe дoма, в кoтopом апостол Павeл провeл двa гoда пoд стражeй. Базилика пeрeстраивалась в XV и XVII вeкаx, ee нынeшний фacaд выполнeн пo пpoeкту Пьeтро да Кортона (1660).

В алтape церкви xpaнится византийская чудотворная икона Богоматeри-Заступницы (XIII в.), a в криптe соxpaнились фpaгмeнты дрeвнeго xрама c фрeсками.

Церковь Сан-Марчелло-аль-Корсо

Chiesa di San Marcello al Corso - посвящена папe римскому Марцeллу I (308-309). В XVI вeкe церковь пeрeстроил Антонио да Сангалло Младший, a вeк спycтя Карло Фонтана пocтроил фacaд в cтилe барокко. В интepьeрe заслуживают внимания алтapь c мозаикой XII вeка и кeссонный потолок (XVI в.). В тpeтьeй капeллe cпpaва мoжнo yвидeть фрeску XIV вeка, изoбpaжающую Мадонну c Младeнцeм.

Базилика Санти-Амброджо-э-Карло-аль-Корсо

(Basilica di Santi Ambrogio e Carlo al Corso ) c куполом paботы Пьeтро да Кортона (1668). Церковь пocвящeна главным святым Милана, Амвросию Мeдиоланскому и Карло Борромeо, чьe сeрдцe xpaнится в церковном рeликварии.

Церковь Тринита-деи-Монти

Chiesa di Тrinita dei Monti , XVI в.. Она примeчатeльна нeoбычной для Италии конструкциeй (двe парныe кoлокoльни), a тaкжe рocписями учeника Микeланджeло Даниэлe да Вольтерра.

Базилика Сант-Андреа-делле-Фратте

Basilica di Sant Andrea delle Fratte , XII в., пoзднeйшиe рeконструкции. Кoгда церковь нaчинaли строить, в этoм мecтe пpoxoдила гopoдская граница и рос лeс. Отсюда пpoиcxодит нaзвaниe базилики (итал. fratta - «колючий кустарник»). В XVII вeкe крышу, купол и кoлокoльню пeрeстроил Франчeско Борромини.

Церковь Сант-Атанасио-деи-Гречи

Chiesa di Sant Atanasio dei Greci , Джакомо дeлла Порта, 1572-1585. Ha фacaдe этой католической церкви мoжнo видeть надписи нa грeчeском и латыни, пocвящeнныe Афанасию Вeликому.

Церкви Санта-Мария-ди-Монтесанто и Санта-Мария-деи-Мираколи

Точки сxождeния проспeктов yкpашают бapoчныe церкви Санта-Мария-ди-Монтeсанто (Chiesa di Santa Maria di Montesanto ), pacпoлoжeнная мeжду via del Babuino и via del Corso , и Санта-Мария-дeи-Мираколи (Chiesa di Santa Maria dei Miracoli ) мeжду via del Corso и via di Ripetta . Они были пoстpoeны в XVII вeкe пo пpoeкту Карло Райнальди, кoтopый cyмeл дoбиться иллюзии симмeтрии, нeсмотря нa то, чтo Санта-Мария-дeи-Мираколи кpyглая в плaнe, a Санта-Мария-ди-Монтeсанто - овальная, потому чтo apxитeктор вынуждeн был встраивать здaниe в сущeствующий ансамбль.

Церковь Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане

Площадь piazza delle Quattro Fontane yкpашаeт церковь Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане (Chiesa di San Carlo alle Quattro Fontane , Франчeско Борромини, XVIII в.), или, кaк называют ee римлянe, Сан-Карлино.

Умeньшитeльноe нaзвaниe отражаeт paзмepы этой церкви - ee площадь нe бoлee площади пилона . Фacaд церкви отличаeтся плавными линиями и срeзанными углами. Скульптуры нaд вxoдом изoбpaжают св. Карла Борромeо, a тaкжe Жана дe Мата и Фeликса дe Валуа, основатeлeй ордeна тринитариeв, кoтopому принадлeжит церковь.

Церковь Сант-Андрна-аль-Квиринале

Chiesa di Sant Andrea al Quirinale , Джованни Лорeнцо Бeрнини и Маттиа дe Росси, 1671, принадлeжит ордeну иeзуитов и расположена на холме .

Раccказывают, чтo Бeрнини нe взял зa эту paботу дeнeг и cчитaл эту церковь своим eдинствeнным совeршeнным твopeниeм.

В плaнe церковь пpeдcтавляeт собой овал, пo пeримeтру кoтopого pacпoлoжeно восeмь капeлл. Цeнтpальный алтapь yкpашeн фигypой св. Андрeя Пepвозванного, возносящeгося нa нeбecа (Антонио Раджи, 1660).

В эпоху Римской империи расширился пантеон богов, признаваемых официальной религией. В него были включены культы египетских богов Изиды и Сераписа, малоазийской Ма-Беллоны, иранского бога Митры, особо популярного среди воинов, и ряд сирийских солярных культов. Существовали и другие культы, среди которых выделялись иудейство и возобладавшее к IV в. христианство. Особое место занимал культ императоров. Пестрота религиозной жизни империи нашла отражение в культовом зодчестве, где наряду с храмами древним римским богам строились храмы обожествленным императорам, восточным богам, митреумы и синагоги. Большинство храмов I-II вв. посвящалось основным богам римского пантеона и императорам. Старые храмы нередко перестраивались в новых формах. В императорский период храмы в основном повторяли типы, употреблявшиеся при республике, - простиль, италийский тип и периптер в его римском варианте. В зависимости от частоты постановки колонн и соответственно этому изменяющимся их пропорциям различались периптеры нескольких видов. Наиболее употребительными были храмы с интерколумниями 1,5; 2 и 2,25 диаметра колонны, определяемые Витрувием как пикностиль, систиль и евстиль. От республиканских храмов их отличали больший масштаб, преимущественное употребление парадного коринфского или композитного ордера вместо скромных дорического и ионического, тесная постановка колонн на фасадах и применение дорогих материалов - мрамора, порфира и гранита для облицовки стен, для колонн и деталей. Вследствие традиционности основных типов в культовой архитектуре империи искания зодчих сосредоточивались главным образом на разработке декора храмов. Малая сохранность храмов этой эпохи не позволяет составить о них достаточно полного представления.

Основные храмы древнего Рима были сосредоточены в центре города на Римском форуме (рис. 33, 34).

33. Рим. План Римского форума в императорский период: 1 - базилика Эмилия; 2 - курия; 3 - храм Конкордии; 4 - храм Веспасиана; 5 - портик; 6 - храм Сатурна (хранилище государственной казны); 7 - арка Септимия Севера; 8 - арка Тиберия; 9 - ростры: 10 - мемориальные колонны; 11 - базилика Юлия; 12 - вестибюль императорских дворцов; 13 - храм Диоскуров; 14 - арка Августа; 15 - храм Юлия; 16 - храм Весты; 17 - атрий весталок; 18 - Регия; 19 - храм Антонина и Фаустины; 20 - героон Ромула; 21 - базилика Максенция; 22 - вестибюль Золотого дома; 23 - арка Тита; 24 - храм Венеры и Ромы


Храм Юлия Цезаря , первый из построенных Августом храмов, был посвящен обожествленному Юлию Цезарю и воздвигнут в 29 г. до н.э. на Римском форуме, ограничив его с востока (рис. 35). Это был еще скромный простиль ионического ордера. Передняя часть подия отступала в центре, огибая круглый алтарь, отмечавший место кремации Цезаря. Выступы подия по сторонам алтаря, украшенные рострами вражеских судов, служили трибунами для ораторов. Они заменили ранее существовавший здесь трибунал, находившийся напротив ростр в западной части форума и снесенный при сооружении храма.

Для стиля ранней империи характерен монументальный мраморный алтарь Мира , сооруженный в 13 г. до н.э. по случаю побед Августа в Испании и Галлии, завершивших умиротворение империи (рис. 36). Поставленный поблизости алтаря бога войны Марса, он представлял собой прямоугольную ограду размером 11,63X10,62 м и высотой 6 м, в центре которой на ступенчатом постаменте стоял алтарь.

Проемы в западной и восточной стенах ограды открывали сквозной проход мимо алтаря. Наружные стены ограды, отмеченные по углам и у проемов орнаментированными пилястрами, были покрыты внизу растительным орнаментом. Верхние части южной и северной стен содержали рельефные изображения шествия Августа со свитой к алтарю для жертвоприношения. Тема движения к алтарю прерывалась панно по торцовым сторонам от входов.

37. Рим. Храм Марса Ультора, 2 г. до н.э. Современный вид, деталь карниза, профили антаблемента: А - верхний киматий кессона; Б - второй киматий кессона; В - четвертной вал с иониками у основания кессона; Г - киматий, венчающий архитрав; Д - бусы между фасциями архитрава

Грандиозный масштаб сооружений Империи проявился в храме Марса Ультора на форуме Августа (2 г. до н.э., рис. 37). При фасаде шириной 35 м колонны достигали высоты около 18 м. Стройный восьмиколонный пикностиль италийского типа был дополнен апсидой, расположенной выше уровня пола и замыкавшей главную ось храма и всего форума. Особенностью интерьера, деревянное перекрытие которого несли стены целлы, были декоративные колоннады вдоль стен. Белизна мраморных стен и колонн, прекрасные формы классических римско-коринфских капителей, кессоны портика и искусная порезка деталей антаблемента придавали торжественность монументальному династическому храму Юлиев.

К храму Марса Ультора по размерам (30x50 м), стройным пропорциям, ордеру и декору был близок храм Диоскуров на Римском форуме, реконструированный в б г. до н.э. (рис. 38, 39). Подобно соседнему храму Юлия, храм Диоскуров, являвшийся периптером, также был приспособлен для выступлений ораторов. Передняя часть его подия, не имевшая ступеней, служила трибуной, на которую поднимались по боковым лестницам. На уровень целлы приводил широкий марш лестницы. Выступы подия по ее сторонам служили пьедесталами для конных статуй Кастора и Поллукса. Своеобразны изысканные капители храма с переплетающимися средними завитками.



41. Римский форум. Храм Конкордии, начало I в. н.э. План, профили (по Тэбельманну): А - венчающим гусек; Б - киматий над выносной плитой; В - выносная плита; Г - кессон; Д - модульоны; Е - ионики и бусы между модульонами и зубчиками; Ж - киматий над фризом; 3 - верхний профиль архитрава

Одновременно был перестроен древний храм Конкордии (рис. 40, 41), повторявший поперечным расположением целлы республиканский храм Вейовы. Целла (45X24 м) заслоняла субструкции Табулария. Необычны коринфские капители шестиколонного портика - вместо волют в них сдвоенные бараньи головы. Остатки карниза свидетельствуют о его высоком художественном качестве: четко выраженная тектоника элементов сочеталась с живописностью сочного оживленного светотенью растительного орнамента и великолепным качеством резьбы по мрамору. Зрелое совершенство декора этих храмов знаменовало расцвет Августова классицизма.

Ко 2-й половине I в. декор утратил классическую ясность построения. В соседнем с храмом Конкордии простильном храме Веспасиана (79 г.), заслонившем собой лестницу с форума на Капитолий, модульоны карниза, густо покрытые растительными мотивами, тонут в орнаменте и перестают восприниматься как несущие элементы. Изменился и характер мраморной резьбы: орнаментация вырезана глубоко, но плоскостно, а ряд предметов жреческого обихода на фризе трактован с сухим натурализмом (рис. 42, 43).

Со 2-й половины I в. в некоторых храмах замечается отход от традиционных форм. Два культовых сооружения на форуме Помпеи необычны по плану (см. стр. 430. План форума Помпей). Одно из них - храм Веспасиана, который не имел портика и делился на три части - вестибюль с плоскими эдикулами на стенах, среднюю часть и за нею - три служебных помещения. Средняя часть играла роль пронаоса, у задней стены которого на возвышении находилась эдикула, заменившая целлу (рис. 44). Находившийся рядом с храмом Веспасиана Атрий городских ларов, по-видимому, воспроизводил в большом масштабе устройство частных ларариев. Он был открыт в сторону форума, имея алтарь в центре, апсиду по главной оси и две прямоугольные экседры близ входа.



46. Пантеон. Фасад


47. Пантеон. Продольный разрез, план


Особое место в римской и мировой архитектуре занял Пантеон - храм «всех богов», в столице империи. Облик Пантеона и его масштаб резко отличают его от предшествующих ему круглых периптеров (рис. 45).

Большая часть римских храмов-ротонд эпохи империи посвящалась императорскому культу. В конце I в. до н.э. зодчим Валерием Остийским по заказу Агриппы был построен первый Пантеон. Сохранившиеся остатки его незначительны. Вероятно, он имел круглую в плане форму и был посвящен всем богам, но в первую очередь Марсу и Венере - покровителям императорского рода Юлиев. Видимо, желание сохранить преемственность традиций и было одной из основных причин, заставивших архитектора Пантеона (им был, по всей вероятности, Аполлодор Дамасский, хотя считается, что авторство принадлежит императору Адриану) придать ему круглую форму. Пантеон был построен в 118-128 гг., позднейшие реставрации Антонина Пия, Септимия Севера и Каракаллы мало изменили его облик. Он был возведен на Марсовом поле, примерно на таком же расстоянии от центра города, как и Колизей, и служил ему своеобразным противовесом.

Здание состоит из трех частей: купольной ротонды, примыкающего к ней с севера прямоугольного портика и переходного элемента между ними, имеющего высоту ротонды и ширину портика (рис. 46, 47). К портику вела равная ему по ширине лестница из пяти ступеней. Как показали раскопки, перед Пантеоном располагался прямоугольный вытянутый мощеный двор, окруженный портиками с пропилеями на оси портика храма и триумфальной аркой в центре двора (рис. 48). Гигантская ротонда имеет внутренний диаметр 43,5 м и сферический купол диаметром 43,2 м. Купол превосходит по размеру не только все подобного рода конструкции древности, но также и средних веков, Возрождения и нового времени до XIX в. Пантеон представляет собой самый монументальный образец купольного здания римской эпохи.

Развитие куполостроения в римской архитектуре было связано с купольными залами нимфеев и терм. Ротонда терм Меркурия в Байях (I в. н.э.) с диаметром купола, превышающим 20 м, явилась в этом отношении прообразом Пантеона. Но купольные залы терм всегда входили в комплекс сооружения, в Пантеоне же впервые цилиндрический купольный объем огромных размеров приобрел самостоятельное значение.

Диаметр ротонды равновелик ее высоте, составляющей половину высоты здания, - соотношение, рекомендованное Витрувием (рис. 48).

Ротонда опирается на кольцевой фундамент шириной 7,3 м и глубиной 4,5 м. Распор купола определил значительную толщину бетонной с кирпичной облицовкой стены в 6,3 м (1/7 диаметра ротонды), которая расчленена большими нишами на восемь гигантских пилонов (рис. 49). Восемь основных ниш имеют ширину 8,9 м и глубину 4,5 м при толщине их задних стенок 1,8 м. Ниши облегчают стену на 1/3 ее объема. Помимо этого восемь пилонов разбиты малыми пустотами (в форме обратных заделанных ниш) на 16 радиальных опор-контрфорсов. Это значительно облегчило объем стены и превратило ее в жесткий каркас из 16 опор, чередующихся с тонкими участками стены.

Большие ниши перекрыты мощными кирпичными арками двойной кривизны, которые соединяют пилоны между собой и создают непрерывную кольцевую опору для купола. Более мелкие арки не только связывают между собой крупные, дополняя систему опоры купола, но и разгружают антаблемент ордера нижнего яруса от давления массы купола. В систему арочных конструкций включаются и арки в нижней зоне самого купола, задачей которых является передача давления купола только на пилоны. Благодаря этому в стене Пантеона почти нет инертной массы. Стена представляет собой многоярусную аркаду, умелое построение которой обеспечило на тысячелетия прекрасную сохранность памятника в сейсмических условиях.

Купол отлит из горизонтальных слоев бетона, в нижней зоне армированного кирпичными арками. Тщательное изучение структуры купола опровергло идущее от Пиранези и повторенное Виолле ле Дюком, Шуази и другими заблуждение о наличии в куполе Пантеона каркаса из кирпичных арок выше второго снизу ряда кессонов *. Состав бетона изменяется в зависимости от высоты купола. В нижних частях купола наполнителем бетона служила твердая травертиновая крошка, в верхних - крошка туфа и легкой пемзы. Большую роль играют кессоны купола, отлитые одновременно с ним. Пятью рядами покрывая его поверхность на высоту 60° от основания, они оставляют гладким пространство вокруг круглого окна - опайона, диаметр которого 8,92 м. Соответственно уменьшению окружности верхние кессоны вдвое меньше нижних. Кессоны расчленяют поверхность купола и облегчают его приблизительно на 1/6 его веса, а их перспективное сокращение зрительно увеличивает высоту купола. В целом конструкция Пантеона может быть охарактеризована как купол на аркаде.

* W. Macdonald. The architecture of the Roman Empire, New Haven, 1965, p. 105

Наружные членения ротонды очень просты: нижний горизонтальный выступ отражает границу между первым и вторым ярусом стены, а второй отмечает начало купола, т.е. границу между несущими и несомыми частями конструкции. Стена в нижней части была, вероятно, облицована мрамором, а в верхней - оштукатурена. Третий выступ соответствует переходу от кольцевой стенки вокруг основания купола к семи ступенчатым уступам, загружающим нижнюю часть свода (рис. 50). Поверхность купола покрывала позолоченная черепица.

Внутри здание членится четырьмя прямоугольными и тремя полуциркульными нишами. Против средней полуциркульной ниши находится повторяющий ее очертания прорез арки входа. Нижний ярус стены имеет в высоту 13 м и украшен колоннами и пилястрами коринфского ордера (рис. 51). Второй ярус представляет собой аттик высотой 8,7 м, до XVIII в. расчлененный пилястрами из цветного мрамора.

В интерьере Пантеона доминирует полусфера его грандиозного купола. Впечатление единства пространственного целого усиливается равновесием между его вертикальными и горизонтальными измерениями. Единое нерасчлененное пространство охватывается мощной сферой, воспринимавшейся как символическое изображение небесной сферы. О таком понимании перекрытия Пантеона прямо пишут древние авторы. Именно это определяло особую роль купола в конструкции Пантеона, отличную от той роли, которую купол играл в зданиях утилитарного назначения.

Важная роль принадлежит ордерной системе, введенной в первый ярус храма. Колонны, поддерживающие антаблемент, прикрывают огромные ниши и тем самым способствуют созданию единого внутреннего пространства Пантеона. Без них оно было бы раздроблено, масштабность изменилась и не выявилась бы грандиозность внутреннего пространства. Пояс аттика, раскрепованный только над нишей, противолежащей входу, образует органический переход от стены к сфере. Аттиковый ярус воспринимается как часть купола, еще больше акцентируя его роль в интерьере Пантеона.

Преобладание купола не означает, что он своей массой давил на находящегося внутри храма человека. Зодчий стремился создать впечатление легкости конструкции перекрытия. Этой цели помимо кессонов служили ордерные членения стены. Явно не рассчитанные на несение подлинной массы купола, они тем не менее порождали у зрителя впечатление легкости вознесшейся над ними сферы. Особенно это касалось мелких пилястр верхнего яруса, которые выглядели как опора купола.

Особая роль отводилась единственному световому отверстию, расположенному в высшей точке купола Пантеона. Центричность помещения, его огромные размеры, блеск столба света в центре и полумрак на «периферии» ротонды не только создавали впечатление покоя и сосредоточенности, но и заставляли молящегося в храме с особым чувством воспринимать небо и солнечный свет. Льющийся с неба через опайон столб света, вокруг которого развертывается внутреннее пространство Пантеона, является настоящим стержнем композиции (рис. 52, 53). Чтобы понять, как должен был воспринять римлянин такое решение внутреннего пространства храма, нужно помнить, что для него верховное божество - Юпитер - был не столько антропоморфным существом, сколько самим небесным сводом.


51. Ордер Пантеона. Коринфский ордер: а - входного портика; б - нижнего яруса интерьера; в - верхнего яруса интерьера; г - пилястры входного портика

Внутреннее пространство Пантеона огромно и как во всяком центрическом здании с любой точки зрения (кроме центральной) кажется большим, чем есть на самом деле: Нет углов, нет прямых горизонталей, только огромная полусфера и единообразный ритм колонн, простенков и ниш. Это не похоже на привычное для римлянина решение внутреннего пространства храма. В Пантеоне дано принципиально новое решение сакрального здания, в корне порывавшего с традициями античного восприятия храма. Обычные греческий и римский храм - это дом божества, доступ в который для рядового человека если не запрещен, то затруднен. Свободно туда входил только жрец. Все остальные в момент совершения религиозной церемонии находились снаружи. Совершенно иное решение предложил зодчий Пантеона. Молящийся находился внутри, он со всех сторон охвачен пространством, которое считается священным. Здесь уже появляется иное, не античное понимание внутреннего пространства храма. Возрастание роли религии к концу античного периода, новые формы ее заставляли переосмыслить и архитектурные формы храма. Перемещение верующего внутрь можно заметить во многих храмах мистериальных культов. Принцип здесь тот же самый, разница только в размерах и форме пространства. Отразив новые тенденции в развитии религиозной идеологии, Пантеон стал одним из прообразов христианских центрических храмов византийской эпохи, самым ярким образцом которых является храм Софии в Константинополе.

Входом в Пантеон служит портик, имеющий 14 м в глубину (рис. 54). Он перекрыт двускатной кровлей на бронзовых стропилах, ее поддерживают 16 колонн диаметром 1,5 м, высотой 14 м. По фасаду стоят восемь колонн, остальные, расположенные в ряд по четыре в каждом, делят пространство портика на три части. Этому делению портика отвечает деление фасада прямоугольного выступа, являющегося переходным элементом от портика к ротонде.

Вход в Пантеон фланкирован двумя большими полукруглыми нишами, в одной из которых стояла статуя Августа, а в другой - Агриппы. В целом это чрезвычайно напоминает членения целл обычного римского храма, но центральный элемент здесь превращен в проход. Естественно, что у посетителя рождались ассоциации, связывающие архитектурные элементы Пантеона со знакомыми и привычными образами. Они заставляли его по-новому воспринимать само внутреннее пространство Пантеона, видеть в нем непомерно разросшуюся и по-новому решенную целлу традиционного храма.

Введение портика имело целью придать осевую направленность центрическому зданию Пантеона. Поиски римских архитекторов в решении этой проблемы иллюстрирует еще республиканский храм В на Ларго Арджентина. Дальнейшее развитие этих поисков нашло отражение в архитектуре Пантеона. Здесь появился тот переходный элемент, который позволил выдвинуть портик вперед.

Наконец, сильнее всего фронтальную осевую ориентацию придал храму колоннадный прямоугольный двор длиной 110 м, предварявший относительно высокий и широкий портик. Все эти архитектурные элементы, сужавшие поле зрения при подходе к Пантеону, маскировали ротонду и настраивали посетителя на привычное восприятие. Тем сильнее было воздействие архитектуры и солнечного света: от яркого солнца колоннадного двора посетитель переходил к затененности глубокого портика и к полутьме перехода за ним, а затем снова внезапно к солнцу и простору внутреннего пространства Пантеона.

В Пантеоне нашла свое наивысшее выражение инженерная и архитектурная мысль античного Рима, подготовленная предшествующими поисками и находками римских зодчих (развитие ротонды, купола большого диаметра, применение традиционной осевой композиции к центрическому зданию). Пантеон явился тем образцом, которому следовали многие построенные позднее ротонды. Уже через 35 лет в Пергаме строится храм этого типа (Зевса Асклепиоса) меньших размеров. Наиболее ярко влияние Пантеона сказывается в остийской ротонде (диаметр купола 18,35 м) III в., посвященной императорскому культу (рис. 55).



57. Рим. Храм Венеры и Ромы. План, боковой фасад, продольный разрез


Вспышка эклектизма при Адриане особенно сильно проявилась в зодчестве, сочетавшем с римской конструктивной основой черты греческой и восточной архитектуры. В этом отношении характерен воздвигнутый по проекту самого императора храм Венеры и Ромы (121 -140 гг.) на Римском форуме, подвергнутый Аполлодором критике за непропорциональность некоторых его частей (рис. 56-58). Внешне это периптер греческого типа с удлиненным объемом целлы. Но ядро сооружения составлено из двух одинаковых, типично римских храмов, соприкасающихся апсидами, в одной из которых помещалась статуя сидящей Венеры, в другой - Ромы. Каменные стены храма несли деревянные стропила, перекрывавшие более чем 20-метровые пролеты целл. Коринфские колонны периптера (10x20) - из белого лунийского мрамора. Этот самый грандиозный из храмов империи (107x55 м) был поставлен на высокую платформу (120X145 м), вдоль длинных сторон которой проходили колоннады из серого гранита с белыми мраморными капителями. Колоннады в центре образовывали пропилеи. К торцам подия примыкали лестницы: парадная широкая была обращена к Священной дороге, а две узкие боковые - к Колизею. Остатки храма дошли в перестройке Максенция, усилившей его римские черты, когда каменные стены были заменены бетонными с мраморной облицовкой, а деревянное покрытие - кессонированными сводами. Интерьер с инкрустированным цветным мрамором полом, со скульптурами в нишах, обрамленных эдикулами на кронштейнах, с огромными статуями Венеры и Ромы в апсидах в обрамлении порфировых колонн поражал величием и пышностью. Храм богиням - покровительницам Рима и императорской власти, сопоставленный с храмами древнего Римского форума, - поражал размерами и размахом и наглядно демонстрировал достигнутое империей могущество.

Идея военного господства Рима над современным ему миром была положена в основу Адрианеума - храма Адриана в Риме , законченного около 149 г. (рис. 59). Храм, использующий тип периптера, но в римском его варианте и со сводчатым покрытием, был украшен внутри рельефными фигурами, олицетворяющими подвластные Риму провинции. В расположении рельефов использован восточный прием: они помещены на пьедесталах полуколонн, членящих стены, а промежутки подия между ними заполнены военной арматурой.


Своеобразием простильного храма Антонина и Фаустины на Римском форуме (141 г. н.э.) являлся рельефный фриз, в котором повторялись изящно очерченные изображения грифонов, жреческих сосудов и гирлянд (рис. 60).

К III в. строительство новых храмов в Риме почти прекратилось. В начале III в. был заново перестроен храм Весты и атрий весталок на Римском форуме (рис. 61). Круглый периптер с коринфскими колоннами на отдельных пьедесталах приобрел характерный для построек времени Северов облик с нечеткими контурами рельефов фриза и неглубокой порезкой орнаментации. Расширенный атрий включал кроме жилых комнат весталок ряд подсобных помещений вокруг двора, украшенного фонтанами и статуями.

Наряду с храмами римским богам и императорам в столице и ряде других городов Италии уже в I в. до н.э. существовали храмы восточным богам.

Изображение религиозной церемонии Изиды сохранилось на фреске в Геркулануме (рис. 62).

64. Помпеи. Храм Изиды, I в. н.э. Современный вид, план

В Риме в 43 г. до н.э. на Марсовом поле было сооружено святилище египетских богов Изиды и Сераписа , позднее перестроенное Домицианом. Оно представляло собой полукруглую ограду, окруженную портиком, с апсидой в центре и экседрами по бокам, видимо, предварявшуюся прямоугольным двором (рис. 63). В Помпеях имелся храм Изиды - разновидность простиля на высоком подии с двумя экседрами, фланкирующими целлу, вторым - боковым - входом в нее и поперечным разделением интерьера (рис. 64). Храм стоял в центре перистильной ограды, к задней стене которой примыкали два зала - для церемонии посвящения и для общих трапез верующих - с росписями на египетские религиозные сюжеты. Перед храмом, слева от лестницы, находились алтарь и резервуар со священной водой из Нила, защищенный храмиком восточных форм с антаблементом в центре, изогнутым по форме арки.

В I в. до н.э. в Риме у Порта Маджоре последователи одного из мистических культов соорудили трехнефную подземную базилику с апсидой и вестибюлем (рис. 65). Неправильность расположения столбов вызвана необычным способом постройки базилики. По контуру стен и столбов были вырыты глубокие траншеи и колодцы, залитые бетоном. Земля была использована как литейная форма также при возведении арок между столбами и цилиндрических сводов перекрытия. Освобожденный затем от земли интерьер базилики, освещавшийся светом из вестибюля, был покрыт тонким стуковым декором и росписями.

Особым видом культовых сооружений были митреумы, распространившиеся в последние века империи. Сохранилось много митреумов в Риме, Остии, Капуе и других городах Италии и провинций. Митреумы были подземными святилищами вытянутой прямоугольной формы с нишей в глубине, имитирующей грот и содержавшей изображение Митры, убивающего быка, с алтарем перед ним и возвышением вдоль стен с ложами для молящихся (митреум в Сердике, совр. София, рис. 66). Иногда, как в митреуме терм Каракаллы, в центре пола имелся бассейн, куда стекала кровь жертвенных животных. Обряды происходили во тьме и при свете факелов и завершались трапезой. Главным центром митраистов Рима был митреум императорской виллы (II в.), замечательный стуковыми рельефами и росписями. Он был раскопан под церковью Санта Приска на Авентине.

Последователи иудаизма строили синагоги - здания базиликального типа, обычно трехнефные, со скамьями вдоль стен и фасадом, ориентированным на Иерусалим. Одна из них сохранилась в Остии (I в. н.э., в перестройке IV в.).

Во 2-й половине III в. в римской религии созрели условия для замены политеизма монотеизмом. Первая попытка в этом отношении была предпринята императором Аврелианом, который пытался ввести в империи единый культ Солнца. В это время в столице были сооружены два храма Солнца, оба круглые периптеры: один - в Большом цирке, другой - близ Фламиниевой дороги, дошедший в зарисовке Палладио (рис. 67). Последний был поставлен в центре большого прямоугольного двора, обнесенного каменной оградой с экседрами. Декоративные детали ансамбля, видимо, выполнены сирийскими мастерами.

В последнее столетие империи в Италии почти прекратилось строительство новых храмов. Это было вызвано как упадком официальной религии, так и общим катастрофическим положением государства.

Культовая архитектура в провинциях, даже глубоко романизованных, была теснее, чем другие типы сооружений, связана с местными традициями. Это объясняется тем, что подчинение Риму мало затрагивало эту область жизни, ибо римский политеизм вполне допускал существование у каждого народа своих богов. Конечно, внедрение римлян и основание римских городов сопровождалось строительством Капитолиев, а в поклонении жителей завоеванных областей римским божествам выражалась их лояльность Риму. Но часто сами римляне, попавшие в ту или иную завоеванную область, начинали поклоняться также и местным божествам в местных храмах. Античный политеизм нередко приводил к отождествлению местных божеств с римскими, и возникавший таким образом синкретизм порождал иногда смешение римских и местных черт в архитектуре храмов.

Благодаря всем этим обстоятельствам общая картина развития культовой архи-тектуры в провинциях была достаточно пестрой. Типичным примером может служить Галлия. Очень сильная романизация провинции вызвала строительство большого числа римских храмов (преимущественно псевдопериптеров), наиболее ярким образцом которых был Мэзон карре в Немаузе - храм, построенный в 20-19 гг. до н.э. и посвященный позднее Гаю и Юлию Цезарям (рис. 68). Другим примером храмов этого типа является храм Августа и Ливии (первоначально храм Августа и Ромы) во Вьенне, также датируемый августовским временем. Кроме них, в Галлии было множество храмов, по формам не имеющих ничего общего с греко-римскими типами. Они нашли распространение по всей империи, поскольку в них поклонялись восточным божествам, получившим признание как в Риме, так и во всех провинциях. Наконец, существовали местные формы храмов. К ним в первую очередь относятся грандиозные башнеобразные святилища. Ротонда с внутренним диаметром 21 м и сохранившейся высотой 27 м, окруженная высоким портиком и помещенная внутри перибола, - таково устройство обычного храма этого типа (Везунна, совр. Перигё, II в. н.э.). Господствующим был тип круглой башни; реже встречаются и квадратные в плане храмы (так называемый храм Януса в Августодуне). Аналогичные храмы известны и в Британии.

Другим местным типом храма был так называемый фана. Этот небольшой храм обычно строился в лесу и имел квадратную в плане целлу с входом, оформленным на восточной стороне.

Эти храмы встречаются в Галлии, Германии и Британии. Наконец, имелись храмы, в которых смешались местные и римские черты.

Аналогичным было положение и в других провинциях. Так, в северной Африке было много типично римских храмов. Храм в Тевесте (совр. Тебессе, начало III в. н. э. рис. 69), чрезвычайно близок храму Немауза, но отличается от него своеобразной декоративной обработкой аттика. В архитектуре некоторых храмов явно проглядывали не римские, а восточные - сиро-финикийские черты. Таков храм Сатурна (Ваала) в Дугге (рис. 70), состоявший из роскошного вестибюля, перистйльного двора и трех расположенных в ряд помещений на северной стороне его. Культ отправлялся во дворе вокруг изображения божества, возможно, имевшего форму бетиля (конического камня). Своеобразное сочетание местных и римских черт демонстрирует храм Юноны Целестис (Небесной) в этом же городе (рис. 70). Центром святилища служит типичный римский периптер коринфского ордера посреди полукруглого перибола.

Своеобразна культовая архитектура римской Сирии; обычно здесь строились антовые, простильные или периптериальные храмы, поставленные в глубине двора на высоком подии с лестницей с одного только главного фасада. Но внутри место обычной апсиды занимал адитон в виде высокого подия. Среди сирийских храмов выделялись грандиозные комплексы в Баальбеке (Гелиополе) и Пальмире (I-III вв.).

Грандиозный ансамбль из трех храмов - Большого, Малого и Круглого - занимал значительную территорию в западной части Баальбека , близ пересечения двух основных магистралей (рис. 71-73). Главным был Большой храм (53,3X94,4 м, см. рис. 71), который вместе с относящимися к нему сооружениями возведен согласно старой сирийской традиции на искусственной платформе (ее высота 9 м). Высота храма (около 40 м), пространственный размах ансамбля и его обращенность к центру города обусловили его господство в городском пейзаже.

Монументальная лестница подводила к широкому фасаду пропилей. Башни, фланкирующие глубокий 12-колонный портик, изгибание антаблемента по форме арки над расширенным средним пролетом колоннады, подчеркнутая фронтальность пропилей - все это соответствовало традициям сирийской архитектуры. В то же время расположение по одной оси всех частей комплекса - пропилей, шестиугольного двора, прямоугольного перистиля и самого Большого храма - соответствовало принятому в римской архитектуре принципу осевой симметрии. Центрическое пространство шестиугольного двора служило своеобразным переходом от фронтально развернутого пространства пропилей к пространству прямоугольного перистиля. Расположенный по оси перистиля алтарь и удлиненные фланкирующие его бассейны направляли к Большому храму. Однако отвечавшая местной традиции постановка алтаря в центре храмового комплекса и его грандиозные размеры вступали в противоречие с осевой композицией этого ансамбля. Большой храм сильно разрушен: из 54 колонн его внешних портиков сохранилось шесть. Однако аналогичность планировки Большого и Малого храмов позволяет реконструировать интерьер Большого храма.

Его особенностью является уподобление интерьера храма перистильному двору, что порождает впечатление своего рода удвоения пространства. В композиции всего комплекса Большой храм был завершающим элементом, но в то же время его внутреннее пространство как бы повторяло в уменьшенных размерах ансамбль в целом. Монументальная лестница храма уподоблялась лестнице пропилей, портик фасада - собственно пропилеям, пронаос - пространству шестиугольного двора, наос напоминал перистиль, а в глубине его на высоком подии располагался адитон, решенный как миниатюрный храм.

Единство различных частей ансамбля подчеркивалось одним и тем же декоративным приемом - членением двумя ярусами ниш и эдикул, заполненных скульптурой, почти всех внутренних поверхностей: стен пропилей, стен многочисленных экседр, выходивших в портики дворов, и стен храма. Ордер трактован в целом по-римски, хотя и с чрезмерно высокими колоннами. Он сочетался с полуфигурами быков и львов в рельефном декоре антаблемента,. характерными для восточного искусства.

Малый храм (34X68,5 м, по-видимому, посвященный Вакху) повторял те же композиционные и декоративные мотивы в меньшем масштабе (рис. 76, 77). Интересной его особенностью было введение в интерьер скульптурного фриза, изображающего сцены дионисийского культа. Фриз, помещенный на подии адитона, как бы подводил к статуе Вакха, стоявшей в нише в глубине адитона.

Южнее Большого и Малого храмов находился так называемый Круглый храм (его диаметр 9 м). Четырехколонный портик, обращенный к центру ансамбля, заслонял целлу и придавал центрическому храму излюбленную римскими зодчими фронтальную осевую ориентацию. Редкое своеобразие облика храма открывалось при его обходе. Глубокая раскреповка подия и антаблемента создала чередование сильно выступающих вперед и западающих частей портика. Отступающие дугообразно части портиков приближали к зрителю ниши целлы, выделяя их ордерной рамкой и сосредоточивая внимание на помещенных в них статуях. Тем самым архитектурные формы храма сообщали движению воспринимающего их зрителя прерывистый ритм, отличный от плавного продвижения вокруг обычной ротонды.


78. Пальмира (Сирия). Храм Бела, I-III вв. Реконструкция храма, план, генеральный план, фрагмент колоннады двора 79. Храм Бела. Современный вид

Сочетанием римских и местных черт отмечена и архитектура храма Бела в Пальмире (I-III вв. н.э., рис. 78, 79). Как и ансамбль Большого храма в Баальбеке, священный участок храма Бела находился на искусственной платформе (ее размер 210 X 205 м) и был окружен стеной, разбитой снаружи пилястрами и нишами. Во II в. по внутреннему периметру стены были построены портики. Более высокий портик вдоль западной стены в отличие от остальных имел лишь один ряд колонн. Перед храмом, как и в Баальбеке, имелись алтарь для жертвоприношения и бассейн для омовения. Доступ на священный участок открывали пропилеи (ширина их фасада 35 м) с монументальной лестницей и трехпролетным входом. Они находились на западной стороне участка, по оси входа в храм.

Характерная для сирийского зодчества фронтальность композиции с очевидностью проявилась в архитектуре храма Бела.

Храм Бела (55,3X30,3м) по типу псевдодиптер, капители коринфских колонн которого были украшены бронзовыми листьями аканфа. Он имел вход не на короткой, а на длинной стороне, несколько смещенный к югу от поперечной оси храма и оформленный порталом, покрытым плоским растительным орнаментом. В храме были два адитона - у северной и южной стен целлы. Кроме статуи Бела в нише южной стены в целле храма помещались также статуи богов солнца и луны (Яргибола и Аглибола), составлявших вместе с Белом триаду главных божеств Сирии. Изображения в храме римского типа семи планет в сопровождении знаков зодиака на плафоне северной ниши свидетельствуют о крепости местных религиозных традиций с их космическими представлениями. Необычно для римского храма и наличие лестниц в углах целлы, которые вели в помещения над культовыми нишами. По-видимому, лестницы имели выход и на плоскую крышу, где над сирийским зубчатым аттиком высились квадратные башенки, возможно, служившие для астрономических наблюдений. В деталях орнамента и особенно в рельефах храма заметную роль играют местные мотивы.

По необычности архитектурных форм, своеобразию сочетания римских и восточных черт и монументальности ансамбли храмов в Баальбеке и Пальмире представляли собой выдающееся явление в архитектуре Римской империи.

На юге Сирии, в областях расселения набатейских племен, были распространены храмы, восходящие по принципам своего устройства к иранским храмам огня (например, Хирбет-Таннур, Сирия), строившиеся здесь начиная с эллинистического времени. Квадратная в плане целла членилась внутри четырьмя колоннами, образующими в плане квадрат, в центре которого ставился алтарь. Для северной Месопотамии характерно возрождение древнейших местных форм святилища. Так, храмы Дура-Европос повторяют схему вавилонского храма с его обширным двором, вокруг которого компонуется группа помещений. Аналогичный процесс происходит и в Египте.

Общим направлением эволюции культового зодчества империи было постепенное изживание традиционных италийских типов храмов. Усиление в Италии восточных культов уже во II в. привело к усилению значения интерьера храма и к усвоению ряда восточных декоративных форм и композиционных приемов. К концу империи строительство римских храмов прекратилось, а в провинции местные типы святилищ стали преобладать над храмами со смешанными римскими и местными чертами. С III в. сначала подспудно, а затем явно идут поиски типа храма для крепнущей новой религии - христианства.

Принципы строительства храмов Древнего Рима до принятия христианства основывались на этрусских традициях.

Виды храмов Древнего Рима

Памятники архитектуры Древнего Рима делились на две категории по целям использования:

  1. Базилики и храмы для совершения религиозных обрядов.
  2. Амфитеатры, акведуки и другие постройки социального, оборонительного и политического назначения.

Остановимся на первой группе строений — храмах Рима .

Языческая религия была заимствована римлянами от этрусков вместе с системой государственного управления. Одним из древнейших образцов зданий для совершения ритуальных обрядов назван Тосканский храм, описанный в сочинениях Витрувия.

План здания соответствовал канонам греческого храма. Вход в залы украшал двойной ряд колонн с элементами терракоты, характерных для дорийского стиля. По этой схеме был также построен храм Юпитера Капиталийского, рассказ о возведении которого содержиться в сочинениях Дионисия Галикарнасского.

Остальным храма древнего Рима присущи видоизмененные черты греческих традиций строительства. В консульскую эпоху приняты три ордера:

  • Ионийский — храм Фортуны Вирилис.
  • Дорийский — храм Благочестия.
  • Коринфский — все храмы от эпохи правления Тиберия до Диоклетиана. Стиль использовался для создания фасадов.
храм Фортуны Вирилис, Рим.

Храмы древней Греции и Рима: отличия

Римские храмы позднего периода отличали от греческих несколькими элементами:

  • глубина портика здания у римлян была значительно больше;
  • правило об окружении здания ступенями, характерное для , игнорировалось в Риме;
  • во фронтальной части возводилось основание с перроном, которое у греческой культуре было скорее исключением.

Единообразия греческим и римским храмам придавала стандартная форма в виде круга. По данному образцу построены храм Весты и самое масштабное здание Рима — храм Пантеон. Целла в нем покрыта куполом высотой более 43 м.
Долгое время создание было принято считать заслугой Агриппы. После открытия Шедана удалось установить, что архитектурные элементы создавались в разное время. Целла в форме круга была построена во время эпохи Антонинов, с 100 по 125 гг. До правления Агриппы Пантеон состоял из 10 колонн, после вступления в должность императора — их число сократилось до восьми. Таким храм Рима можно увидеть сегодня.
Храмы Ромы и Венеры имеют удлиненную целлу со сводом, что редко встречалось в архитектуре империи.


Базилика Пантеон, Рим

Гражданские храмы древнего Рима: базилики

Базилики, представляющие в здания религозного назначения, использовались в Риме для гражданских целей.

Базилики предназначались для ведения судебного производства, освещения политических и социальных событий, проведения народных собраний. Ранее государственные переговоры велись на открытом пространстве римских форумов.

Сроительство первой базилики относится к 180 г. до н.э. времен Катона. Схема возведения была заимствована из древней Греции.

Базилика Пантеон, Рим

Для римских базилик были характерны следующие черты:

  • три нефа — центральный и два сбоку;
  • боковые нефы возводились в два этажа;
  • стропила из дерева обязательно находились над зданием;
  • ширина равнялась от 1/3 до 1/2 длины здания;
  • наличие поперечных нефв;
  • здание делилось по ширине на пять частей: две части занимались боковыми нефами, три других — средним нефом;
  • колонны строились в 2 яруса: один на 1/4 выше другого;
  • нижний этаж служил для проведения деловых встреч, верхний — для прогулок;
  • ярусы отделялись стилобатом, который был чуть ниже верхнего яруса.

Капиталийский холм, Рим

Наиболее известные базилики Рима:

  1. Ульпия, построенная в конце форума Траяна по эскизу архитектура Аполлодора.
  2. Базилики в Пергаме и Трире, возведение которых приписывается .
  3. Хорошо сохранились римские базилики в : Мусмийэ, Санамен, Константина.

По постройкам республиканского периода можно говорить о глубокой религиозности римлян. Храмов и базилик в городах насчитывалось больше, чем построек для светских целей.

Пантеон Рима служил местом поклонения культам Юпитера (), Марса (греческого Ареса, покровителя войны) и Квирина (символ царской власти в традиции древней Греции). Религиозная основа триединства была заложена в систему распределений функций в госаппарате Рима: религиозная, социальная и военная.

Важные исторические события связаны с храмом Портуны, находившемся рядом с рынком скота на Бычьем форуме. В 390 г. до н.э. на Рим напали галлы. Местным жителям пришлось укрыться на холме Капитолии, римская армия потерпела поражение.

Галлы тогда обложили данью, исчисляемой в золоте. По прошествии 800 лет готы предпримут попытку захвата уже столицы древнего мира, после чего римляне начнут обширную кампанию по захвату соседних государств.

Поздние постройки религиозного значения совмещают религиозные традиции завоеванных территорий сабинян, латинян и этруссков. Так римляне пытались отразить космополитичный характер нового центра пересечения интересов древних народов.

Храмы древнего Рима: презентация


Базилика Пергамы, Рим

Путешествуете по просторам Вечного города? Тогда Вы вероятно успели заметить, что Рим невероятно богат своими соборами и базиликами, сосчитать которые не представляется возможным (по последней версии, в Риме находится свыше девяти сотен церквей). Думаю, у Вас появился вопрос: “Какие же церкви просто необходимо посетить каждому уважающему себя туристу?” Несмотря на то, что каждая церковь в Риме по - своему уникальна и имеет свои особенности, мы составили список соборов, которые точно вскружат Вам голову.

Собор Святого Петра

Самым знаменитым собором Вечного города неизменно остается собор Святого Петра, величественно украшающий просторы Ватиканского государства. Собор восхищает своими красотами не только снаружи, но и внутри: здесь хранится одно из величайших произведений искусства - “Пьета”, а также статуя и трон Святого Петра. Вдоволь насладившись всеми прелестями собора, не спешите покидать его, не забравшись на его смотровую площадку, откуда открывается потрясающий панорамный вид на величественный Рим.

Стоит предупредить Вас, что вход в собор свободный , но очередь из туристов, жаждущих посетить его, невероятно большая. Однако, если Вы придете заранее, скажем часам к 7 - 8, Вы успешно избежите этой огромной очереди. Также стоит помнить, что в Ватикан не стоит брать большие сумки, а также стоит прикрывать колени, иначе Вас попросту не пропустят лицезреть богатства столицы католицизма. Если Вы решитесь посетить панорамную площадку Собора Святого Петра, то следующая информация будет весьма полезной для Вас. Подняться на смотровую площадку можно 2 - мя способами: заплатив 8 евро и осилив 551 ступень , либо заплатив 10 евро и проехав небольшую часть на лифте, сократить количество ступенек до 321 . Вообще, стоит отметить, что подъем на панорамную площадку собора весьма сложный и свернуть обратно на половине пути не получится, потому что ступеньки очень узкие и не позволят Вам этого сделать, поэтому пожилым туристам и туристам с детьми такой подъем не рекомендуется.

Время работы

7:00 - 19:00 в летний период

7:00 - 18:00 в зимний период

Утро среды предназначено для папских аудиенций.

Попасть на купол можно:

с октября по март с 8:00 до 16:45

с апреля по сентябрь с 8:00 до 17:45

Адрес

Piazza San Pietro, 00120 Città del Vaticano

Сикстинская капелла

Волшебную красоту Сикстинской капеллы сложно передать словами, ее непременно нужно лицезреть воочию: чарующие Фрески Боттичелли и Пинтуриккьо можно рассматривать часами, проникая в суть сюжета. Кстати говоря, главная изюминка Сикстинской капеллы, сотворенная руками Микеланджело, заняла свое законное место на своде капеллы 31 октября 1512 года, когда художественный гений наконец решился представить ее публике.

Пантеон

Величественный античный Пантеон… Пожалуй, одно из самых древних строений, сохранивших свой первоначальный облик до наших дней. Пантеон является языческим храмом всех Богов. Он представляет собой огромное здание со выпуклой округлой крышей, в центре которой существует отверстие, являющееся символом единства всех святых и в народе называемым “окулюс”. Крыша Пантеона невероятна, немудрено, что римские “покровители” модного дома Fendi вдохновились его орнаментом при создании своих фирменных деталей бренда. А если серьезно, то крыша Пантеона к тому же и необычайно тяжелая и поэтому закреплена она на стенах 6 - метров толщиной, которые в свое время послужили прекрасным укрытием при восстаниях и бунтах. Стоит также отметить, что в Пантеоне хранится гробница великого гения Рафаэля, которую Вы можете найти, пройдя вглубь храма и обратив свое внимание на стену с левой стороны. Вход в Пантеон абсолютно бесплатный.

Время работы

Пн - Сб: 9:00 - 18:00

Вск: 8:30 - 19:30

Адрес

Piazza della Rotonda

Санта - Мария - Маджоре

Восхитительный раннехристианский храм Санта - Мария - Маджоре имеет одно из самых преимущественных месторасположений в просторах Вечного города: во - первых, он находится на Эсквилинском холме(что позволяет Вам добавить еще одну отметку на карте 7 - ми холмов Рима), а во - вторых, это, пожалуй, самая ближайшая базилика, расположенная к центральной станции Термини, что делает ее одной из самых доступных к посещению.

Плюс к вышесказанному, Санта - Мария - Маджоре относится к числу 4 - х Великих Базилик Вечного города, а также в число 7 - ми паломнических католических церквей. Внутри Базилики Санта - Мария - Маджоре находятся мозаики, сотворенные в V веке, а также ясли младенца Иисуса. Для посещения музея, находящегося на территории церкви, Вам необходимо приобрести входной билет за 4 евро.

Время работы

Режим работы музея: ежедневно, с 9:30 до 18:30

Режим работы собора: ежедневно, с 7:00 до 19:00

Адрес

Piazza di S. Maria Maggiore, 42

Санта - Мария - делла - Виттория

Очаровательная церковь Санта - Мария делла Виттория находится относительно далеко от самых посещаемых туристами мест, что делает ее отличным пристанищем для ценителей спокойного отдыха.

Помимо драгоценных украшений в виде множества скульптур и отделки из позолота, базилику украшают фреска Доменико Черрини и картины знаменитых Гвидо Рени и Доминикино. Здесь также находится весьма противоречивая скульптура, которая не раз вызывала недоумение публики: конечно же, речь идет о скульптуре “Экстаз Святой Терезы”, сотворенной величайшим гением, в чьих руках камень словно трансформировался в пластилин, Джан Лоренцо Бернини.

Время работы

Пн - Вс: 7:00 до 12:00 и с 15:30 до 19:00

Адрес

Via Venti Settembre, 17

Санта - Мария - делла - Кончеционе

Санта - Мария делла Кончеционе это уникальная церковь капуцинов, за неприметным фасадом которой прячутся восхитительные работы Караваджо и Гвидо Рени. Изюминкой церкви Санта - Мария делла Кончеционе является наличие крипты, состоящей из 6 комнат. Именно в ней Вы можете лицезреть замысловатые узоры в стиле барокко, а также убранства, созданные из костей 4000 монахов, люстры из позвонков и альковы из черепов. Все эти “драгоценности” были привезены в базилику Санта - Мария делла Кончеционе еще в 18 веке с кладбища капуцинов. Стоимость входа в базилику составляет 6 евро.

Время работы

Пн - Вск: 9:00 - 19:00

Адрес

Via Vittorio Veneto, 27

Базилика Санта Мария дельи Анджели э деи Мартири

Базилика Санта Мария дельи Анджели э деи Мартири находится в 5 минутах ходьбы от центральной станции Термини и безусловно стоит того, чтобы Вы обратили на нее свое внимание. Начнем с того, что с первого взгляда внешний облик базилики не соответствует стандартам строения церквей, ведь ее фасад буквально встроен в руины терм Диоктелиана. Термы Диоктелиана это грандиозное строение, в котором могли поместиться аж 3000 человек, построенное в 290 - 305 годах благодаря поту и крови тысячи рабов, отдавших свои жизни на постройку этого сооружения.

Церковь же была построена намного позже, в 1566 году, и была названа в честь тех самых погибших мучеников. Проект церкви был поручен никому иному, как талантливейшему гению Микеланджело. Спустя год, не успев закончить свой проект, он умер, но воплощенная идея Микеланджело до сих пор поражает воображение зрителя: каждый сантиметр базилики Санта Мария дельи Анджели э деи Мартири пропитан его духом. Помимо драгоценных украшений церкви, здесь также находятся множество интересных деталей, например, огромный восхитительный орган с 5400 серебряными трубами, или маятник в виде руки, удерживающей земной шар.

Время работы

Пн - Сб: 7:00 - 18:30

Вск: 7:00 - 19:30

Адрес

Piazza della Repubblica

Базилика Сан Джованни ин Латерано

Латеранская базилика не только является одной из самых прекрасных базилик Рим, она также является главным кафедральным собором мира. Здесь собрана небольшая коллекция ценнейших реликвий: среди них Вы можете найти статуи 12 - ти святых апостолов, святая лестница, по которой взбирался сам Иисус, папский трон, символизирующий силу и ответственность главного римского епископа и много других драгоценностей. Также немаловажным стоит отметить тот факт, что в стенах базилики Сан Джованни ин Латерано покоятся целых 6 Римских пап: Сергий IV, Иннокентий III, Александр III, Климент XII, Мартин V и Лев XIII.

Кстати говоря, 7 ноября пройдет католический праздник в честь освящения Латеранской базилики и, если Вы будете в Вечном городе, будет не лишним посетить владения базилики Сан Джованни ин Латерано.

Время работы

Пн - Вск: с 7:00 до 18:30.

Ризница: с 8:00 до 12:00 и с 16:00 до 18:00

Баптистерий: с 7:00 до 12:30 и 16:00 до 19:00

Музей: с 10:00 до 17:30.

Адрес

Piazza di San Giovanni in Laterano

Базилика Сан - Аньезе ин Агоне

Эту красотку не заметить просто представляется возможным, ведь базилика Сан - Аньезе ин Агоне находится в сердце одной из самых прекрасных площадей Италии(!) - площади Навона. Над украшением базилики трудились такие прекрасные творцы, как Джироламо и Карло Раинальди, Франческо Барромини, Бачиччо и многие другие. Именно перед церковью Сан Аньезе сидела и кушала gelato главная героиня Лиз из знаменитого романа “Ешь, молись, люби”. Церковь Сан - Аньезе обязательно должна попасть в Ваш список достопримечательностей, которые необходимо посетить, как минимум, потому что она находится в самом - самом сердце Вечного города, а ее богатства точно вскружат Вам голову.

Время работы

Пн: выходной

Вт - Пт: 9.30 до 12.30 и с 15.30 до 19.00

Сб - Вс: с 9.00 до 13.00 и с 16.00 до 20.00

Адрес

Via di Santa Maria dell"Anima, 30/A

Сан - Паоло - фуори - ле - Мура

Райский уголок для путников, ценящих умиротворение и спокойствие. На самом деле, базилика Сан - Паоло - фуори - ле - Мура в прямом смысле подобна фениксу, восставшему из пепла: в 1823 году в базилике случился пожар, практически полностью уничтоживший все здание (из остатков, переживших эту страшную трагедию, осталась лишь апсидная часть базилики). Вообще церковь Сан - Паоло - фуори - ле - Мура входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь Вы можете найти ухоженный сквер, в котором Вас встретит скульптура святого Павла (создана Джузеппе Обичи), буквально приветствующая и провожающая в свои покои. Стоит отметить, что в Сан - Паоло - фуори - ле - Мура находятся мощи апостола Павла, а также здесь находится место его захоронения.

Базилика Сан - Паоло - фуори - ле - Мура находится в относительной отдаленности от основных достопримечательностей, поэтому обычные туристы до это храма попросту не доходят и вряд ли знают о его существовании. Поэтому, если Вы ищите место для уединения, то Вам безусловно придется по душе Церковь Сан - Паоло - фуори - ле - Мура.

Время работы

Пн - Вск: с 07:00 до 18:30

Монастырь и клуатр: с 08:00 до 18:15

Исповеди: с 7:00 до 12:30 и с 16:00 до 18:30

Адрес

Piazzale San Paolo, 1

Церковь Сан - Иньяцио ди Лойола

Неподалеку от вышеописанной церкви Сан Аньезе ин Агоне Вы сможете найти базилику Сан Иньяцио ди Лойола, которая расположилась вблизи Пантеона. Главной изюминкой этой церкви является иллюзионный купол, сотворенный Андреа Поццо: кажется, что купол имеет выпуклую форму, однако потолок является абсолютно плоским - в этом и заключается оптическая иллюзия изображения. Почему вдруг художник решил изобразить оптическую иллюзию? Потому что у владельца не хватило денег на то, чтобы завершить строение купола, поэтому было принято решение создать такой визуальный “трюк”, который скроет сей “недостаток”.

Время работы

Пн - Вск: с 7.30 до 12:20 и с 15:00 до 19:20

Адрес

Piazza di Sant Ignazio, 171

Иль Джезу

Базилика Иль Джезу является самой главной церковью Ордена иезуитов, а потому выполнена в соответствии с общепринятыми канонами в строгости и без архитектурных излишеств. Однако, церковь с, пожалуй, самым символичным названием Иль Джезу славится своими восхитительными куполами, драгоценными шедеврами и золотыми убранствами. Кстати говоря, не обошлась эта церковь и без влияния Микеланджело, который, к сожалению, не успел воплотить свой проект в жизнь, тем не менее сумел оказать влияние на архитектурный стиль сооружения. Дело в том, что после Микеланджело за проект взялся его талантливый ученик - Джакомо делла Порта, а потому Вы можете с легкостью заметить особенный стиль и дух гениального маэстро Микеланджело.

Время работы

Пн - Вск: с 7:00 до 12:30 и с 16:00 до 19:45

Адрес

Via degli Astalli, 16

Базилика Санта - Кроче - ин - Джерусалемме

Одна из уникальнейших базилик Вечного города, построенная на иерусалимской земле, что Вы, возможно, уже смогли определить из названия. Она же входит в список семи главных церквей Вечного города, посещаемыми паломниками во время их 20 - километрового маршрута. Здесь Вы можете найти драгоценнейшие реликвии, хранящиеся здесь испокон веков: это и священный гвоздь, и часть Тернового венца, и 3 фрагмента Истинного Креста и “Титулус Круцис”.

Время работы

Пн - Вск: ежедневно 7:00 - 12:45 и 15:30 - 19:30

Адрес

Piazza di S. Croce in Gerusalemme

Церковь Сан Луиджи деи Франчезе

Одна из самых обожаемых церквей Вечного города, хотя бы потому, что именно здесь Вы можете лицезреть абсолютно бесплатно целых 3 произведения талантливого гения реализма в живописи - Микеланджело Меризи да Караваджо. К тому же церковь Сан Луиджи деи Франчези занимает одну из самых выгодных геолокаций, расположившись между Пантеоном и Пьяццей Навона, поэтому посетить ее не составит труда любому туристу.

Время работы

Пн - Вск: 09:00 - 12:30 и 15:00 - 19:00

Адрес

Piazza di S. Luigi de" Francesi

Мы надеемся наша статья была полезна для Вас и Вы подчеркнули много необходимой информации, которая может пригодиться в Вашем путешествии. Также мы надеемся, что Вы проведете волшебные каникулы в Вечном городе.

Рим действительно чудовищно стар. Древние катакомбы, античные храмы, гроты, сети узеньких улочек, неприметные здания богатейших церквей – всё это создаёт непередаваемую атмосферу. А религиозный мир Рима – отдельная вселенная со своими законами и традициями. Церкви Рима так многообразны и пестры, что поневоле начинаешь сомневаться, какую из них необходимо увидеть в первую очередь.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 октября:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

Сан-Джованни ин Латеранно

Латеранская базилика находится на самой высокой ступени среди всех религиозных сооружений Рима, превосходя по статусу такие древние и бесспорно почитаемые памятники, как собор Святого Петра. В архибазилике находится трон понтифика. Некогда именно на этом месте располагалась первая христианская церковь Рима. Позже – уже к девятому веку – на Латеранском холме появился собор Святого Иоанна Крестителя, который ещё некоторое время сохранял за собой статус единственного папского храма.

Настоящий рассвет наступил для Латеранской базилики, когда за её реконструкцию взялся Борромини, придавший архибазилике яркие барочные черты. Тогда же из самого Римского форума были перевезены огромные бронзовые двери для установки у главного портала. Базилика Сан-Джованни поражает богатством фресковой живописи и мозаиками, выполненными в классическом византийском стиле. Резные потолки, украшенные лепниной колонны, скульптуры апостолов, древние религиозные артефакты из серебра и драгоценных камней – базилика оправдывает надпись над главным входом: «мать всех церквей в Риме и мире».

Церковь Санта-Мария-Маджоре

Базилику Святой Марии невозможно не заметить, так как она является самой крупной церковью католической столицы, о чём ненавязчиво напоминает её название: «маджоре» – большой. Да и перед самым входом стоит пятнадцатиметровая статуя Девы Марии, отлитая из бронзы. Сложно случайно пройти мимо. Кроме того, несмотря на то, что дата основания церкви отсылает нас в четвёртый век нашей эры, эта церковь является едва ли не единственной в Риме, практически полностью сохранившей свой аутентичный облик. С её основанием связана легенда о Божьей Матери, которая приказала выстроить храм на том месте, где выпадет снег.

Снег выпал, и церковь начали называть церковью «Божьей Матери в снегах», вот только происходило это действо в августе. Поразительной искусности мозаика тринадцатого века посвящена этому сюжету. Богатейшая роспись потолков, средневековые мозаики и великолепные образцы мозаичного искусства, сохранившиеся ещё со времён возведения церкви, повествуют о жизни Христа, передают ветхозаветные сюжеты. Церковь состоит из трёх капелл, самой известной из которых является Сикстинская, так что и поклонники культурных святынь, и желающие прикоснуться к святым мощам, гарантированно будут удовлетворены визитом сюда.

Сан-Пьетро-ин-Винколи

Базилика также известна как базилика Святого Петра в веригах, то есть в цепях. Примечательно, что данный артефакт, являющийся важной религиозной святыней, хранится в современной базилике. «Честные вериги» оказались здесь благодаря Евдоксии, византийской царице, которая в своё время преподнесла их в дар понтифику. Она же заложила в Риме храм, который сегодня мы называем Сан-Пьетро-ин-Винколи.

Базилика входит в список семи наиболее масштабных сооружений такого типа в Риме и на протяжении многих веков является одним из центров паломничества. Её фасад выглядит совершенно непримечательно, впрочем, это неудивительно. Внешняя скромность отличает большинство построек четвёртого века. Но большинство туристов приезжает сюда отнюдь не ради священных реликвий, а чтобы своими глазами увидеть потрясающую гробницу Юлия II работы Микеланджело со скульптурной композицией из сорока фигур и несомненно гениальную скульптуру «Моисей» того же мастера.

Санта-Мария-сопра-Минерва

Эта постройка, выполненная из светлого камня, является одним из главных храмов ордена доминиканцев. Она был передана ордену в восьмом веке. Тогда на месте современной базилики находилась ротонда, названная именем Минервы по названию одноимённого античного храма, который находился неподалёку. Именно тут в своё время Галилей и граф Калиостро «добровольно» отреклись от своих взглядов. Не узнать Санта-Мария-сопра-Минерва довольно сложно.

Это едва ли не единственный в Риме храм, выполненный в готическом стиле со стрельчатыми арками и небесно-синими сводами, искусно расписанными звёздами. К сожалению, средневековая готика не дошла до нас в своём чистом виде – в облике базилики всё же прогладываются традиционные для флорентийских мастеров и Рима элементы барокко. Главной ценностью храма до сих пор является статуя Христа с крестом, которую относят к работам Микеланджело. Она выдержана в духе Античности и демонстрирует момент воскрешения Христа.

Санта Мария дель Пополо

Довольно большое здание, оформленное в серых и голубых тонах, мало кого заставляет задержать на себе взгляд, вот только за такой ничем непримечательной оболочкой скрываются самые настоящие сокровища. По преданиям некогда на месте базилики находилась могила Нерона, над которой постепенно вырос тополь, быстро облюбованный воронами. Это место и так считалось проклятым, а появление костистого дерева и чёрных птиц сделало картинку ещё менее привлекательной. Всё изменилось в конце одиннадцатого века, когда Папе приснился сон. Дева Мария повелела уничтожить тополь и создать на его месте храм.

Сначала появилась часовня, а затем и сама базилика. Об интерьере этого места можно говорить часами – многие гении своей эпохи оставили здесь свои шедевры. Так, в разное время над оформлением капелл работали Джованни Бернини, который придал зданию барочный облик, Рафаэль Санти, украсивший купол масштабной и в плане размаха, и в плане замысла, мозаикой «Сотворение мира», Караваджо, итальянский мастер, подаривший этому месту целых две свои картины, и Пинтуриккьо, хотя работы последнего туристы не смогут увидеть. Капелла, которую он оформлял, сильно пострадала и была реконструирована уже Бернини.

Церковь Сан-Клементе

К востоку от Колизея находится небольшая церковь, вот только под невысокими сводами кроется настоящий кладезь христианских святынь, начиная со времён императора Нерона. Как ни странно, но в этой базилике можно поклониться даже православным святым, в частности мощам Кирилла, создавшего славянскую азбуку. Гробница Святого Климента – одна из важнейших составляющих базилики – находится на нижнем уровне. Местные мозаики представляют собой интерес. Говоря современным языком, они напоминают скорее комиксы, к тому же многие надписи выполнены в далёком от высокого стиле.

Это позволяет лингвистам говорить о существовании раннего итальянского языка. Под относительно новыми помещениями периода Средневековья в двадцатом веке были обнаружены руины раннехристианского храма. Особый интерес представляет храм Митры, который относят к третьему веку. Сейчас от него сохранился грот, в котором под сводчатым потолком стоят скамьи и алтарь из камня. Но и на этом археологи не остановились – под гротом оказались остатки гражданских помещений, уничтоженных во времена Нерона.

Санта-Мария-ин-Космедин

Церковь имеет лаконичное, строгое оформление, располагается на левом берегу Тибра. Вплоть до четвёртого века на месте церкви находился Бычий форум, а ещё ранее – античный храм, выстроенный в честь Геркулеса. Первое здание служило гражданским нуждам – оно выступало в качестве пункта раздачи пищи неимущим, но постепенно все благотворительные фонды были сосредоточены в руках Папского престола, сам же комплекс к седьмому веку стал собственностью греческой общины, которая бежала в Рим, когда пала Византия.

Даже в совереном названии церкви чувствуется отголосок тех времён: «kosmidion» – от греческого «прекрасный». Подобная характеристика не была случайной – внутреннее убранство храма и правда поражает. Полы работы Космати, аутентичный готический алтарь из красного гранита, пасхальный канделябр, сохранившийся с тринадцатого века, фрагменты мозаики Крещения Господня (остальные части хранятся в соборе Святого Петра и в галерее Уффици в солнечной Флоренции) – всё это можно увидеть в капеллах.

Колокольня же – одна из самых высоких в Риме – выполнена крайне ажурно и украшена разноцветной майоликой. Несколько необычным символом церкви являются «Уста истины» – мраморная плита, достигающая почти двух метров в диаметре. Точное применение этого отголоска Античности всё ещё не вполне понятно, но маска Тритона, его украшающая, однозначно вызывает интерес туристов.

Санта-Мария-ин-Трастевере

Как ни странно, но эта базилика – из-за ряда исторических обстоятельств – стала одной из самых популярный базилик среди православного населения. У её алтаря даже были установлены две православные иконы, но стоит понимать, что история создания самой церкви никоим образом не связана с православием. Важно понимать, что Санта-Мария-ин-Трастевере считается едва ли не первой базиликой христианского толка, официально разрешённой в Риме. Современное здание было в большинстве своём возведено в двенадцатом веке.

Основным строительным материалом были травертиновые блоки, которые взяли из античных терм. В то время подобная практика была обыденной. Фасад украшен изображением Девы Марии с Иисусом на руках. Фреска относится к тринадцатому столетию. Внутреннее пространство – с высокими потолками, лепниной и позолотой – «окаймляется» мозаиками в стиле косматеско.

Церковь Санта-Сабина

Базилика располагается на холме Авентин и является частью монастырского комплекса ордена доминиканцев. Она была возведена на останках матроны Сабины, почитаемой в Риме. К десятому веку местные власти по достоинству оценили все преимущества расположения базилики и превратили её в фортификационное сооружение. Однако и такое положение вещей сохранялось не долго – вскоре здание церкви начало переходить из рук одной знатной римской фамилии в руки другой.

Череда перестроек прервалась только к середине двадцатого века, когда орден доминиканцев пожелал вернуть базилике её аутентичный облик. Так, она смогла сохранить все характерные черты древнеримского сооружения. Если окажетесь в церкви Санта-Сабина, обязательно зайдите во внутренний дворик, где растёт старинное апельсиновое дерево. По преданиям это дерево было первым апельсиновым деревом, выращенным в Италии.

Сан-Паоло-фуори-ле-Мура

Данная базилика является одной из четырёх так называемых патриарших базилик Рима. Располагается вне городских стен на месте, где по преданиям был похоронен апостол Павел. Впрочем, недавно саркофаг упомянутого апостола действительно был найден. Первый вариант базилики показался Феодосию I недостаточно величественным для столь значимого для всего религиозного мира места.

Началось масштабное строительство, которое и положило начало возведению современной церкви. Здание, которое можно наблюдать сегодня, имеет классический вид. Фасад оформлен довольно строго и украшен фигурой Христа, по обе руки от которого стоят апостолы: Пётр и Павел. В оформлении встречаются отголоски византийского стиля, а также архитектуры готики и барокко. Предметом особой гордости базилики является старинный орган, последняя реконструкция которого происходила в двадцатом веке.

Сант-Андреа-аль-Квиринале

Эта церковь – ещё один выдающийся проект авторства Бернини, созданный по заказу ордена иезуитов на Квиринальском холме. Ордену было необходимо помещение для новициата, то есть периода послушничества, институт которого был введён в шестнадцатом веке. Некогда на месте Сант-Андреа-аль-Квиринале находилась старая церковь, чьё здание слишком обветшало. Остался один фундамент – мощный фундамент, на котором десяток лет возводилась новая барочная базилика.

Сам Бернини считал её одним из лучших своих творений и мог часами сидеть внутри, наслаждаясь осознанием того, что это произведение архитектурной мысли принадлежит его авторству. Внутреннее пространство церкви очень контрастно – тёмные боковые панели выгодно оттеняют прекрасно освещённую центральную часть помещения. Доминантой интерьера выступает полотно «Мученичество святого Андрея» Гийома Куртуа.

Церковь Святой Пракседы

Этот памятник архитектуры девятого века не слишком выделяется на общем фоне римских улиц. Практически голый фасад сильно контрастирует с великолепием и роскошью декорирования внутренних помещений. Именно здесь располагается титулярная церковь, которая известна в большинстве своём красотой старинных фресок и наличием большого количества останков святых и великомучеников. Она названа в честь Святой Пракседы и располагается на месте прежнего баптистерия, посвящённого этой же святой.

Жизнь этой женщины дошла до нас в пересказах и легендах, но прославилась она в основном благодаря тому, что хоронила по канонам христианского обряда мучеников, замурованных в римских катакомбах. Сегодня в крипте находится свыше двух тысяч останков святых. Их имена выгравированы на мраморных плитах.

Сан-Лоренцо-фуори-Мура

Эта необычная с архитектурной и исторической точек зрения церковь находится вне городских стен, так как ранее христианские церкви воздвигались на местах захоронения мучеников, которые – как того требуют каноны – отдавали жизни за веру. А хоронили их по старым римским обычаям вне городских стен. Конструкция церкви является более чем оригинальной: по сути, это ряд самостоятельных церквей, которые просто были соединены.

Вплоть до Второй мировой войны в её облике отчётливо читались церковь Папы Пегалия и церковь Папы Гонория, но один вражеский снаряд уничтожил этот поразительный симбиоз. Большинство ценных фресок погибло, сохранились лишь мраморные фрески и несколько раннехристианских саркофагов. Также фактически не пострадала старая часть церкви, датируемая шестым веком. Прочие помещения пришлось реконструировать.

Церковь Санта Констанца

Первые варианты храма относятся к третьему столетию нашей эры. Его возведение связывают с именем Константина Великого, который решил построить мавзолей для своих дочерей. Строительство было начато незамедлительно, и совсем скоро у Номентарской дороги выросло аккуратное светлое здание с орнаментами, мозаиками с изображениями Иисуса Христа и тонкой росписью купола. Правда, постепенно мавзолей начал превращаться в базилику: сначала появилась купель для проведения обряда крещения, а затем и прочие атрибуты церкви. Такой мы видим её и сегодня.

В продолжение темы:
Артистизм

Важнейшие качественные изменения происходили в развитии социалистического и рабочего движения, в формах политической организации и борьбы, в его идеологии и политике....

Новые статьи
/
Популярные