Совершенствование сферы государственной молодежной политики. Рекомендации по совершенствованию работы с молодежью

Ни одно государство в мире не может не переживать за состояние отечественной молодежи. Каждого взрослого человека волнует не только судьба своих родных детей, продолжателей рода, но и, возможно, современное понимание иных представителей молодежного поколения, их проблемы, задачи, жизненные цели, достижение которых составляет государство принимать и усовершенствовать государственную молодежную политику. Поэтому Российская Федерация не оставляет за пределами государственного внимания проблемы и пути развития молодого поколения. В этой связи в России государственная молодежная политика направлена на то, чтобы как можно быстрее скоординировать на уровне государства все усилия по укреплению тесного взаимодействия молодежи и общества. И это справедливо, так как молодежь немыслима вне общества, а общество -- вне молодежи. Она занимает центральное место в политике российского государства, так как ее формирования и развития зависит и активизация диалога -- государство и личность, и авторитет Российской Федерации как внутри ее территории, так и на международной арене, успешное и элективное функционирование органов государственной власти и, наконец, будущее самой России, строить которое именно молодежи.

В условиях проведения важнейших для России реформ и вступления ее на новый этап развития стало очевидным, что современная российская молодежь нуждается не только в охране со стороны государства, но и в стимулировании культурно-досуговой деятельности, достигнуто которое может быть государством только за счет проводимой им же молодежной политики, ориентированной на обеспечение защищенности молодежи во всех сферах жизни общества, на улучшение ее положения и на привлечение ее к участию в политико-правовой жизни России.



Анализ современного состояния молодежи позволяет отметить следующие проблемы. В первую очередь, это большое число наркоманов среди лиц молодого возраста, токсикоманов и иных правонарушителей, что не внушает уверенности российскому населению в славное отечественное будущее; во-вторых, на территории России все сильнее растет преступность среди совершеннолетних и несовершеннолетних граждан. И, в-третьих, в России наблюдается отток молодых, высокопрофессиональных специалистов за границу, что отмечается в работах политиков и ученых.

Таким образом, одним из важных направлений государственной молодежной политики, учитывая вышеуказанное состояние российской молодежи, является улучшение культурно-досуговой деятельности молодежи, проблемы современного развития которой требуют своего немедленного разрешения. Оценивая сложность и необходимость, а вместе с тем и актуальность данного направления молодежной политики, государство решило качественно преобразовать настоящее состояние российской молодежи в лучшую сторону, объединившись для этих целей в организацию, а равно в сообщество людей, совместно реализующих государственную молодежную программу (политику) по улучшению культурно-досуговой деятельности молодежи, которое можно будет достигнуть только за счет принятия определенных мер, направленных на ее стимулирование.

Известно, что культурно-досуговая деятельность устроена определенным образом, позволяющим решать проблемы современной молодежи в оптимальном для нее режиме. Устройство данного вида человеческой деятельности, в особенности касающейся представителей молодежного поколения, помогает с точки зрения права понять саму внутреннюю ее структуру или же ее строение, основными элементами которой, являются во-первых субъект, то есть основные участники государственной молодежной политики или же сама молодежь, реализующий программные положения культурно-досуговой деятельности по поводу усиления ее позиции и места в жизни вся российского общества. Вторым элементом является ее объект, каковым выступает само конкретное поведем субъекта -- молодежи, а также иных участников данной политики, так как указанная выше деятельность, в том числе и ее стимулирование, ориентированное на поведение субъекта права (молодежи), с единственной лишь целью - выработать у последней «некоторый интерес, из-за которого она и будет принуждаться к известному поведению, выгодному для другого», Российской Федерации, и которая сама заинтересована ни чуть ни меньше. Последними элементами организации такой деятельности выступают субъективные права и юридические обязанности. При этом субъективные права относятся к субъектам культурно-досуговой деятельности -- к молодежи и иным лицам, реализую; государственную молодежную политику и являющимся таким образом, ее субъектами. Подобное обусловлено тем, что субъективное право представляет собой меру возможного поведения его субъекта, которое может проявляться осуществлении его молодежью, в выборе тех или иных вариантов правил поведения, не запрещенных российским государством или позитивным правом - законом. Субъективные права могут быть выражены в деятельности самих участников, в действиях представителей молодежного поколения по усилению их значения в структуре российского общества или в принятии ими же, либо иными участниками государственной молодежной политики определенных мер, направленных на стимулирование культурно-досуговой деятельности, что, несомненно, олицетворяет проявление или детерминированность действия субъективных прав. Что же касается последнего элемента -- разновидностями юридической обязанности которой является соблюдение прав и свобод других участников государственной молодежной политики, а так же добросовестное отношение молодых людей к друг другу, выполнение возложенной на молодое поколение общественной работы (по трудовому договору или без него) или же конкретного долга, юридическую обязанность также можно отнести к вышеуказанному участнику или субъектам данной деятельности. Осуществление юридической обязанности есть ни что иное, как модель конкретного фактического правоотношения, ибо оно отвечает своей же дефиниции -- «объективно возникшая до принятия закона особая форма социального взаимодействия, участники которого обладают взаимными корреспондирующими правами и обязанностями, и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, не запрещенном государством».

Таким образом, реализация культурно-досуговой деятельности молодежи, ее организация и стимулирование представляют собой образец особого правоотношения, основанием которого служит «юридический факт -- конкретное жизненное обстоятельство, с которым нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений». Таким обстоятельством, способствовавшим возникновению, изменению и прекращению данной деятельности является только принятие Российской Федерацией государственной молодежной политики, представленной юридическим актом, но и конкретное явление действительности -- современное состояние молодежи, которое в свою очередь требует от проводимой в ее адрес политики, принятия конкретных мер, ориентированных на стимулирование культурно-досуговой деятельности молодого поколения.

Организация последней имеет весомое значение в государственной молодежной политике, что обусловлено следующими фактами: во-первых, тем, что такая организация способствует еще большему усилению взаимодействия молодежи и общества, во-вторых, призвана улучшить состояние российской молодежи, достигнуть которое, позволяет грамотно и взвешенно проводимая государством молодежная политика, имеющая своей немаловажной частью стимулирования культурно-досуговой деятельности.

К разряду мер, стимулирующих культурно-досуговую деятельность молодежи, можно отнести проведение различных интеллектуальных игр, турниров не только в стенах ВУЗов, но и других учебных заведений. Проведение различных молодежных акций, инициированных как самими представителями молодого поколения, так и государством, улучшение жизненных условий, уровня жизни или социальной микросреды молодого поколения, в частности, увеличение денежной величины пособий, стипендий, введение новых премий, как в учебе, так и в спорте, обеспечение доступной для бюджета молодой семьи, ипотеки и предоставление им каких-либо иных льгот, заметно повышающий вероятность стимуле их кулътурно-досуговой деятельности.

Очевидно, что на претворение вышеуказанных лиц необходимы немалые государственно-финансовые, материально-технические затраты, выделив которые можно будет определять будущее развитие современной российской молодежи.

Реализация отмеченных направлений стимулирования культурно-досуговой деятельности позволит создать условия для здорового образа жизни молодого поколения и ощутить себя достойной частью «свободного социума свободных людей».

Понятие молодежи и ее значение в социальной жизни. Государственная молодежная политика. Методология и принципы формирования муниципальной молодежной политики, ее показатели. Анализ состояния среднего и малого предпринимательства и участия в нем молодежи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Сущность, задачи, правовые основы и главные направления развития современной государственной молодежной политики. Организационно-правовая характеристика Управления по делам молодежи Кировской области. Совершенствование реализации молодежной политики.

    дипломная работа , добавлен 28.05.2015

    Теоретико-методологические основы государственной молодежной политики в России. Оптимизация деятельности Управления по делам молодежи. Сущность, задачи, правовые основы и главные направления развития современной государственной молодежной политики.

    дипломная работа , добавлен 27.07.2015

    Сущность и нормативно-правовые основы молодежной политики в Российской Федерации. Процессы реализации молодежной политики на региональном уровне. Деятельность органов государственного управления по реализации молодежной политики в Московской области.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2017

    Характеристика деятельности Управления молодежной политики Министерства региональной политики Новосибирской области. Развитие законодательства о правах молодежи. Совершенствование системы управления государственной собственностью в молодежной политике.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2016

    Специфика социальной структуры молодежи Беларуси. Основные принципы и законодательная база государственной молодежной политики. Процесс политической социализации. Главные направления и задачи современной государственной молодежной политики в Беларуси.

    контрольная работа , добавлен 01.04.2012

    Страхование от безработицы как эффективное средство социальной защиты молодежи в условиях рыночной экономики. Принципы молодежной политики. Структура профессиональных учебных заведений в Тюменской области. Рекомендации по содействию занятости молодежи.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2011

    Характеристика молодежи и молодежной политики. Принципы государственной молодежной политики Российской Федерации, возникновение программы "Молодежь России". Недостатки в развитии и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.

    дипломная работа , добавлен 26.02.2012

    Молодое поколение в России как объект государственных интересов. Деятельность органов муниципального управления по формированию и реализации молодежной политики, мероприятия по ее совершенствованию (на примере Саянского района Красноярского края).

    Для возрождения традиционных ценностей российской культуры необходимо поднять культ семейственности как норму жизни. Для этого, безусловно, необходима поддержка официальных органов власти для определения места традиционных ценностей в новой ценностной структуре общества с целью сохранения национальной индивидуальности.

    Государство должно обеспечить социальную безопасность семьи, ее благополучие, создать условия для выполнения социально значимых функций, так как семья -- важнейший инструмент общества. Семья, которая может обеспечить не только свое выживание, но и плодотворное развитие, может стать мощным фактором развития общества, поэтому семейная политика должна быть направлена на повышение жизненного потенциала семьи. Именно благополучие семьи является наглядным результатом социальных преобразований. Приведем некоторые задачи, на решение которых должна быть направлена семейная политика: создание условий для выполнения репродуктивной, экономической, социокультурной и жизнеохранительной функции; помощь в адаптации семьи к социально-экономическим переменам; повышение культуры брачно-семейных отношений и ценностей для укрепления института семьи и улучшения демографической ситуации; обеспечение социальной безопасности семьи, в том числе через «осуществление экспертизы всех законопроектов и программ с точки зрения возможных последствий их воздействия на жизнедеятельность семьи»; воспитание родительской ответственности и доброжелательного отношения к старшему поколению; улучшение качества жизни всех поколений; создание системы комплексной поддержки семей, и прежде всего молодых; обеспечение гарантии защищенности семьям, особенно находящимся в социально опасном положении; борьба с беспризорностью и другие.

    Законодательство о молодежи должно быть ориентировано не только на дополнительное финансирование, но главным образом на оптимальное и адресное распределение и использование выделяемых бюджетами Российской Федерации (федеральными, региональными и местными) финансовых средств, создание благоприятных условий для привлечения внебюджетных финансовых источников на реализацию государственной молодежной политики.

    Государственная молодежная политика не может исчерпываться одним всеобъемлющим «законом о молодежи» или некой универсальной стратегией, единой на все времена. Она формируется с учетом конкретного исторического этапа развития государства и общества, а также, что немаловажно, специфики государственного устройства. Здесь, в первую очередь, необходимо учесть федеративное государственное устройство России.

    Сегодня в России немало делается для оказания поддержки молодых семей. Однако, зачастую, льготы, установленные для молодых семей, являются формальными или на пути их получения установлено огромное количество бюрократических препон. В связи с этим необходимо пересмотреть количество льгот, установленных для молодых семей и упростить их получение, особое внимание следует уделить семьям, имеющим детей.

    В Российской Федерации ситуация в этой сфере достаточно сложная. Есть ряд технико-правовых проблем. В ныне действующем федеральном и региональном законодательстве не закреплены базовые понятия: «молодежь», «молодые граждане», «социальная инфраструктура для молодежи», «социальные службы для молодежи», «субъекты реализации государственной молодежной политики». Более того, не определены сущность государственной молодежной политики, ее цели, задачи, приоритетные направления и механизмы реализации, формы взаимодействия органов государственной власти с молодежными общественными организациями, а также формы реализации молодыми гражданами своих конституционных прав - как участие в управлении делами государства, так и в защите своих неотъемлемых прав. Отсутствие долгосрочной законодательной стратегии в отношении молодого поколения может привести к серьезным экономическим и социальным просчетам, последствия которых в долговременной перспективе могут быть фатальны для российского общества.

    Существенной проблемой, помимо определения общей стратегии, является четкое разграничение компетенции каждого уровня власти в сфере молодежной политики. В рамках проводимой административной реформы нужно и можно решить эту проблему. Необходимо определить полномочия в этой сфере каждого из уровней власти и закрепить их законодательно. В Республике Башкортостан как одном из ведущих субъектов Российской Федерации ведется активная работа с молодежью. В большинстве регионов приняты законы о государственной молодежной политике, действуют иные нормативные правовые документы различных уровней, определяющие содержание работы с молодежью. Успешно реализуются региональные программы молодежной политики. Тем не менее, на федеральном уровне законодательно урегулировано очень узкий срез направленной молодежной политики. Комплексного решения многих важнейших вопросов в этой сфере нет. Поэтому в ближайшей перспективе по-прежнему будут актуальны определение стратегии дальнейших направлений развития молодежной политики в стране и выработка на этой основе законодательного акта, который позволил бы осуществлять комплексное регулирование проблем молодежи на всех уровнях власти, проводить единую, согласованную и эффективную политику государства.

    В связи с изложенным, на региональном уровне целесообразно внести дополнения в действующий закон Республики Башкортостан от 12 ноября 1991 года № 353-з «О государственной поддержке молодежи в Республике Башкортостан»:

    молодежь (молодые граждане) - лица в возрасте от 14 до 30 лет;

    молодая семья - семья, в которой супруги или один из супругов не достигли возраста 30 лет, а также родители в возрасте до 30 лет, имеющие несовершеннолетних детей;

    социальные службы для молодежи - организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, содействию в социальной, психологической адаптации и социальной реабилитации молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию молодежи без образования юридического лица;

    социальная инфраструктура для молодежи - система необходимых для жизнеобеспечения молодежи объектов (зданий, строений, сооружения), а также организаций, которые осуществляют деятельность по охране здоровья, образованию, воспитанию, социальному обслуживанию, физическому, духовному и нравственному развитию молодых граждан, обеспечению их занятости и удовлетворению их общественных потребностей.

    Для создания полноценной молодежной политики и ее реализации необходимо возродить в Республике Башкортостан полноценный органа по молодежной политике. Возложение полномочий по молодежной политике на другие органы, такие как Министерство по физической культуре и спорту не позволяет осуществлять полноценную молодежную политику.

    Новая модель молодежной политики должна строиться на увязке долгосрочных и среднесрочных целей, задач и приоритетов. При этом необходимо обеспечить гибкость, когда при удержании конечной цели могут меняться тактические цели и задачи, т.е. стратегирование, планирование и реализация молодежной политики должны носить скользящий характер.

    В условиях резкого сокращения численности молодежи 14-30 лет долгосрочная и среднесрочная молодежная политика должна обеспечить переход от преимущественно количественных целей и задач (рост охвата, рост включенности, обеспечение доступности и т.п.) к качественным - рост величины человеческого капитала молодежи, повышение продуктивности молодежи как социального субъекта, рост эффективности использования поступающих в молодежную сферу ресурсов (финансовых, кадровых, материальных, информационных). При этом необходимо учитывать различия роли и интересов различных возрастных групп молодежи: 14-16 лет, 17-25 лет, 26-30 лет, т.е. специфику целей и задач развития молодежи на разных стадиях ее жизненного цикла. Вместе с тем молодежная политика должна обеспечить переход молодежи во взрослую жизнь, снимая по возможности естественный конфликт поколений. Это требует более активного участия молодежи в разработке и реализации социальной и экономической политики, включая образовательную политику, политику регулирования рынка труда, политику охраны здоровья населения, культурную политику, пенсионную стратегию, политику охраны окружающей среды и др. Молодежная политика, таким образом, может при принятии адресных программ захватывать по отдельным направлениям как более ранние возраста (в частности, детей 11-12 лет, когда они начинают пробовать курить и потреблять наркотики), так и более старшие (например, 35 лет, когда заканчиваются программы поддержки молодых ученых, писателей, художников, музыкантов, других представителей интеллектуального труда).

    Не менее важным моментом является расширение участия молодежи в управлении экономикой и обществом. В настоящее время значительная часть государственной молодежной политики - это обучение управленческой деятельности, разным практикам и организации досуга, но в то же время не оказывается весомой поддержки самодеятельности и самореализации молодежи в разнообразных формах.

    Между тем сокращение численности молодежи и, одновременно, сокращение численности трудовых ресурсов требует активного вовлечения молодежи в сложные типы деятельности и, в том числе, в управление сложными процессами. Необходимо создание условий для участия молодежи в принятии управленческих решений и их реализации, имея в виду не только вопросы, касающиеся их собственной жизни и работы, а широкий диапазон социальных и экономических проблем развития общества, в целях принятия молодежью реальной ответственности за будущее страны. Это, в свою очередь, предполагает стимулирование инициативы молодых и формирование различных инструментов поддержки молодежных инициатив.

    Повышение человеческого капитала молодежи предполагает рост качества формального, неформального и внесистемного (и не формального) образования, а также обеспечение доступности качественного образования для молодежи из сельской местности и отдаленных территорий.

    Кроме того, повышение качества человеческого капитала молодежи требует сохранения и наращивания здоровья молодого поколения. Это предполагает новые подходы в молодежной политике к охране здоровья молодежи.

    Еще одним направлением молодежной политики должно стать создание условий для эффективного трудоустройства молодежи. При том, что численность молодежи значительно сокращается к 2025 г., рынок труда будет еще достаточно хорошо обеспечен трудовыми ресурсами: реальная численность пенсионеров практически во всех регионах России будет уступать численности молодежи). Тем не менее необходимость построения специальной системы трудоустройства молодежи, назревшая уже в настоящее время, должна быть реализована в среднесрочной перспективе (не позднее 2018 г.) В 2025 г. указанная система должна работать в каждом регионе. Это позволит сформировать систему поддержки первого трудоустройства молодежи, оканчивающей учреждения среднего профессионального и высшего образования. Но, главное, они должны стать реальными партнерами работодателей в формировании эффективного механизма первого.

    Во многом это аналогично смене модели строительства жилья: практика, когда сдавалось готовое жилье, которое затем с трудом приспосабливалось к жизни конкретной семьи, сменяется практикой, когда сдаются "голые стены", которые затем конкретная семья обустраивает по своему вкусу и возможностям. При этом, конечно же, находятся семьи (индивиды), которые хотят заранее выбрать готовую квартиру из нескольких вариантов обустройства. В рамках молодежной политики будут и те, кто предпочитает из голых стен создать собственный вариант, и те, кто захочет выбрать из нескольких предлагаемых вариантов.

    "Самостоятельное образование является общим термином для образования за пределами стандартной образовательной среды: индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер; спонтанное образование, реализующееся за счет собственной активности индивида в окружающей его культурно-образовательной среде; общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т.д. Оно может относиться к различным формам альтернативного образования, таким как - самообучение, молодежная работа, участие в молодежных движениях, волонтерское движение, СМИ (включая телевидение, видеоигры, журналы и т.д.), музеи, библиотеки, зоопарки и т.д.".

    Трудоустройство молодых рабочих и специалистов, и во многом именно этим структурам работодатели смогли бы передать функции, с одной стороны, "доводки" молодых рабочих и специалистов до уровня, требуемого на конкретном предприятии или в организации, а с другой поиска нужных работодателю молодых работников и их психологической подготовки к первому месту работы. Соответственно, должны быть выработаны новые принципы взаимодействия трех сторон: бизнеса - выпускников вузов (самих вузов) и молодежных структур по подбору молодых кадров.

    Не менее важной задачей государственной молодежной политики является профилактика правонарушений, которые в молодежной среде, несмотря на заметное снижение, все же остаются на достаточно высоком уровне, составляя 55% от общего числа выявленных преступлений.

    Важнейшей задачей государственной молодежной политики является обеспечение включенности молодых людей в процессы формирования политики государства в различных сферах и обеспечение участия молодежи в подготовке и реализации управленческих решений на различных уровнях государственного и муниципального управления. При этом, прежде всего, необходимо обеспечить участие молодежи в выработке и реализации государственной молодежной политики. Эти задачи должны решаться, прежде всего, через организацию взаимодействия государственных и муниципальных структур с молодежными общественными объединениями и системную поддержку их инициатив. Недостаточная вовлеченность молодежи в процесс социальных и политических действий способствует размыванию российской самоидентификации молодежи. К моменту достижения возраста максимальной трудовой активности они не считают себя связанными со своей страной обязательствами по личному участию в решении ее проблем, не связывают эти проблемы с собой, часто ищут возможности для самореализации вне России, не имеют со своей страной социального контракта и не считают себя ей ничем обязанными. Это стимулирует отток конкурентоспособных молодых людей из России и серьезные потери человеческого капитала страны. Таким образом, в новых условиях задачи молодежной политики носят масштабный и разнообразный характер. Они требуют как адекватного ресурсного обеспечения, так и повсеместного повышения квалификации работников, занятых работой с молодежью.

    Основные направления государственной молодежной политики на среднесрочную перспективу. Конечной целью государственной молодежной политики на среднесрочную перспективу является сохранение человеческого капитала молодежи и создание условий для его дальнейшего роста.

    В связи с этим в среднесрочной и долгосрочной перспективе в сфере молодежной политики должны быть решены следующие задачи (до 2025):

    Образование:

    обеспечение доступности качественного образования для молодежи на всех его уровнях;

    создание условий широкого вовлечения молодежи 14-30 лет в неформальное (дополнительное) и внесистемное (самостоятельное) образование, стимулирование молодежи к получению неформального и самостоятельного образования;

    обеспечение возможности выбора образовательной траектории из множества образовательных траекторий и гибкой ее смены (создание консультационных служб для молодежи по выстраиванию образовательной карьеры и ее корректировке);

    обеспечение условий для самообразования молодежи, стимулирование образовательной активности молодых, организация доступа к лучшим лекциям, семинарам, проведение мастер - классов в режиме удаленного доступа;

    создание информационных систем поддержки для молодежи в поиске необходимых образовательных ресурсов;

    вовлечение молодежи в непрерывное профессиональное образование, позволяющее гибко реагировать на изменение потребностей национального и глобального рынка труда;

    сертификация знаний и компетенций, полученных самостоятельно;

    организация широкого обмена образовательными ресурсами, формирование открытых банков лекций, семинаров и мастер-классов выдающихся ученых и практиков;

    поддержка академической мобильности молодежи при получении ею высшего образования в бакалавриате, магистратуре, аспирантуре (докторантуре);

    поддержка получения различными группами молодежи правовых, экономических и управленческих знаний, необходимых для их профессиональной и гражданской деятельности.

    Здоровый образ жизни:

    разработка программ и проектов по пропаганде здорового образа жизни, притягательных для молодежи (с учетом возрастных и психологических особенностей различных групп молодежи);

    профилактика потребления наркотиков, алкоголя, психотропных средств, табакокурения;

    мониторинг здоровья молодежи с выделением возрастных групп 14-16, 17 - 19, 20-25,26-30 лет;

    поддержка здоровья детей в молодых семьях, профилактика наследственных заболеваний.

    Трудоустройство:

    создание системы трудоустройства молодежи в соответствии с ее интересами, полученным образованием, возможностями самореализации;

    обеспечение гибкой смены трудовых траекторий в зависимости от потребностей экономики и социальной сферы, а также личных интересов молодого работника;

    создание условий для роста трудовой мобильности молодежи, наиболее полного использования ее трудового потенциала;

    поддержка молодых ученых, в том числе их участия в научных обменах, научных семинарах, конференциях, симпозиумах в России и за рубежом;

    развитие разнообразных практик поддержки молодежи в решении их жилищных проблем (например, поддержка аренды жилья, возрождение практики молодежных жилищных кооперативов).

    Профилактика правонарушений:

    обеспечение комплексного подхода к профилактике правонарушений молодежи (учет положения в семье молодого человека, его состояния здоровья, потребления наркотиков или психотропных средств, курения, показателей учебной деятельности (если учится), работы (если работает) и т.п.).

    Общественная деятельность:

    • - поддержка молодежных движений и объединений;
    • - обеспечение развития гражданственности, ответственности за свою страну, семью, свое дело.

    Приоритеты долгосрочной молодежной политики:

    • - качественное образование молодежи;
    • - повышение производительности труда молодежи до среднеевропейского уровня;
    • - трудоустройство молодежи в соответствии с ее интересами и полученным образованием;
    • - здоровый образ жизни молодежи;
    • - уважение к закону;
    • - уважение к другим народам и национальностям, этносам;
    • - уважение к другим религиям, культурам, традициям.

    Для обеспечения решений поставленных задач в долгосрочной перспективе необходимо:

    обеспечить преемственность государственной молодежной политики в средне - и долгосрочной перспективах;

    существенно увеличить финансирование государственной молодежной политики для адекватного ресурсного обеспечения стоящих перед ней задач;

    обеспечить рост представительства молодежи в политической жизни страны;

    обеспечить поддержку молодых людей при выборе ими образовательной и карьерной траекторий;

    повысить вовлеченность молодежи в систему непрерывного образования, участие в неформальном и информальном образовании, обеспечив постоянное наращивание молодыми людьми профессиональных и социальных компетенций;

    обеспечить поддержку национальной и культурной самоиндентификации молодежи;

    обеспечить поддержку трудоустройства молодежи, в том числе за счет организации трудовой миграции молодых людей;

    создать систему популяризации здорового образа жизни для молодежи с учетом возрастных особенностей, образующих ее групп.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение

    1. Государственная молодёжная политика в Российской Федерации и Зарубежных странах

    1.1 Развитие молодёжной политики в России

    1.2 Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации

    2. Проблемы внедрения государственных программ и подготовительные работы

    2.1 Проблемы внедрения и эффективности

    2.2 Актуальность проведения подготовительных работ

    2.3 Работа с Дошкольными Общеобразовательными Учреждениями

    2.4 Работа с Общеобразовательными Учреждениями

    3. Государственные проекты - их внедрение и контроль результатов (на примере проекта «Гражданин России»)

    Заключение

    Список использованных источников

    Введение

    Государственная молодежная политика (ГМП) - одно из специфических направлений деятельности законодательных и исполнительных органов власти, рассматриваемое как элемент системы государственной безопасности государства, отвечающий за участие молодежи в социально-экономических, общественно-политических отношениях, и обеспечивающий модернизацию общества путём формирования новых социальных норм через систему работы с молодёжью. ГМП - общее дело государства, политических партий, общественных объединений. молодежная политика государство

    Молодежная политика (МП) реализуется на всех уровнях власти по приоритетным направлениям. Для их реализации создаются целевые комплексные программы и выделяются средства бюджетов федерального, регионального и муниципального уровней.

    На муниципальном уровне МП - представляет собой совокупность целей и мер, принимаемых органами местного самоуправления в целях создания и обеспечения условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений, инициатив .

    Особый интерес вызывает тема МП сегодня в связи со стремительным старением населения и неблагоприятными демографическими тенденциями. Сегодняшние 10-25-летние жители страны станут основным трудовым ресурсом России, их трудовая деятельность - источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения.

    От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований. Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. Результаты исследований показывают, что молодежь в целом аполитична. В выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, лишь 33 процента молодых граждан в возрасте до 35 лет интересуются политикой. Только 2,7 процента молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций.

    В настоящий момент разработан ряд различных федеральных и муниципальных программ, но помимо того, что их объединяют их цели, также их объединяют и общие проблемы, требующие разрешения.

    Государственные программы содержат в себе ценные предложения по совершенствованию МП, но проблема оценки эффективности и внедрения не дает полноценно раскрыть весь их потенциал.

    В этой работе будут рассмотрены возможные пути решения существующих проблем и новые предложения по совершенствованию и развитию МП на примере Минусинского района и привлечен опыт зарубежных стран, добившихся успеха в этой сфере.

    Целью моей работы является разработка мер по более эффективному внедрению государственных программ в регионах и разработка новых предложений по развитию МП.

    Задачи моей работы заключаются в исследовании существующих программ и предложений, выявлении их слабых сторон, определении проблем существующих программ, поиске путей решения и разработке новых предложений.

    1. Государственная молодёжная политика в Российской Федерации и Зарубежных странах

    Государственная молодёжная политика (ГМП) -- это система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, для развития её потенциала в интересах Российской Федерации и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение её конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности. Основным средством развития потенциала молодёжи является её вовлечение в социально-экономическую, общественно-политическую и социокультурную жизнь российского общества.

    ГМП реализуется по приоритетным направлениям в рамках «Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации», а так же в соответствии с региональными и муниципальными нормативно-правовыми актами и программами.

    Государственная молодежная политика разрабатывается и реализуется в Российской Федерации с учетом социально-экономического развития страны на основе следующих принципов:

    Выделение приоритетных направлений;

    Учет интересов и потребностей различных групп молодежи;

    Участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики;

    Взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса;

    Информационная открытость;

    Независимость оценки результатов Стратегии.

    Стратегия рассматривает приоритетные направления в качестве системообразующих государственной молодежной политики в России. Проекты, разработанные для реализации приоритетных направлений, будут обращены ко всей молодежи России, откроют возможности для равного участия в них всех молодых людей независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и социального статуса, предоставят молодежи возможности деятельности, которые более всего соответствуют ее интересам.

    По мнению многих экспертов, ряд западных стран достигли в данной области хороших результатов. В связи с этим для России может быть полезным изучение их опыта в формировании и реализации молодежной политики (безусловно, с учетом особенностей культуры, менталитета и образа жизни российского народа).

    Принципы и направления молодежной политики в западных странах зарождались в 50-60-е годы прошлого столетия на основе благотворительности и добровольности, а также государственной помощи нуждающимся категориям молодежи («группы риска», студенты, маргинальная молодежь и т.д.).

    В 80-е годы XX века Европейские государства совершили прорыв в сфере образования молодежи, ориентируя, кроме того, молодых людей, на активный труд и профессиональный рост. При этом в основу молодежной политики европейских государств были положены следующие направления: во-первых, увеличение занятости молодежи и активная борьба с безработицей, во-вторых, образовательная политика и профессиональная подготовка молодых людей. Молодых людей, как правило, условно разделяют на группы (от 14 до 18 лет до 25-27 лет), что позволяет более точно адресовать мероприятия в зависимости от возраста. Осуществление политики разворачивалась под лозунгом «Молодежь - это Мы!».

    Цель современной МП европейских стран - бесконфликтная интеграция молодых людей в общество. За 10-12 лет пребывания в молодежной возрастной группе необходимо овладеть профессиональными навыками, усвоить свои права и обязанности, пройти курс гражданского и нравственного воспитания. Таким образом, во взрослую жизнь молодой человек входит как уже сформировавшаяся, полноценная и сознательная личность.

    Анализируя деятельность европейских государств по реализации молодежной политики, можно выделить четыре страны, в которых она осуществляется наиболее эффективно, - Германия, Франция, Великобритания и Швеция.

    Итак, в зарубежных странах, отличительной чертой западной молодежной политики является ее направленность на молодежь, а не только на ее «проблемную» часть. Молодых людей, как правило, условно разделяют на группы (от 14 до 18 лет до 25-27 лет), что позволяет более точно адресовать мероприятия в зависимости от возраста.

    Государственная молодежная политика России имеет ряд отличительных особенностей по сравнению с зарубежным опытом.

    МП в нашей стране насчитывает уже несколько десятков лет. Однако ранее она не была оформлена в отдельную сферу деятельности, поскольку вся работа с молодежью проводилась в рамках идеологии и реализовалась партией через все ее механизмы (прежде всего, посредством воспитания).

    В период перестройки 90-х годов XX века сложившаяся система оказалась полностью разрушенной. В связи с этим, появление понятия «молодежная политика» многие ученые связывают с распадом Советского Союза и завершением реформирования политической системы новой России. Более подробно становление молодежной политики будет рассмотрено в следующем подразделе.

    1. 1 Развитие молодёжной политики в России

    На исходе Советского Союза тогдашние руководители озаботились проблемами молодёжи. Комсомол был в глубочайшем кризисе и необходимо было решать проблемы молодого поколения вне общественной структуры. Так в 1990 году появилась должность Уполномоченного при Президенте СССР по делам молодёжи, которую тогда предложили занять Андрею Шаронову. Летом 1991 года после выборов Президента России в новом российском Правительстве был создан госкомитет РСФСР по делам молодёжи, который возглавил тот же Андрей Шаронов. В конце 1991 года он стал полномочным представителем правительства по делам молодёжи.

    23 декабря 1996 года после ухода Шаронова в Минэкономики России госкомитет возглавила Татьяна Новикова. 24 июня1998 года вместо Госкомитета возник Департамент по делам молодёжи в Министерстве труда и социального развития.

    Но 22 сентября 1998 года госкомитет по делам молодёжи был вновь возрождён, его возглавил Деникин, Виктор Иванович. С 25 мая 1999 года по 17 мая 2000 года он носил название Госкомитета РФ по молодёжной политике. С 2000 по 2004 год он снова был упразднён и его функции были переданы департаменту по молодёжной политике Министерства образования Российской Федерации, который возглавила Галина Куприянова. Курировал Департамент заместитель Министра Юрий Васильевич Коврижных.

    С 1 июня 2004 года, в результате административной реформы, в рамках вновь образованного Министерства образования и науки возник Департамент государственной молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей (с 2005 года в названии было убрано слово «государственной»), его возглавил Сергей Николаевич Апатенко. С ноября 2006 года --Алина Афакоевна Левитская. В Федеральном агентстве по образованию в 2004 году было создано Управление по делам молодёжи.

    Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2007 года № 1274 создан Государственный комитет Российской Федерации по делам молодёжи, руководителем которого распоряжением Правительства Российской Федерации назначен Василий Якеменко.

    Государственный комитет Российской Федерации по делам молодёжи переименован в Федеральное агентство по делам молодёжи. Организационный статус и правовые основы деятельности Агентства закреплены в Положении, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 409.

    До 21 мая 2012 года Федеральное агентство по делам молодёжи находилось в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, 21 мая 2012 года в подчинении министерства образования и науки Российской Федерации. С 23.06.2012 руководителем Агентства является Сергей Юрьевич Белоконев.

    1. 2 Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации

    Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (далее Стратегия) - разработана на период до 2016 года и определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов (см. Приложение 1).

    Стратегия является действующей на настоящий момент государственной программой по развитию ГМП. В ней выделяются проблемы, встающие перед молодыми людьми, так же там рассмотрены возможные пути их решения. Как и подобные ей «Закон Красноярского края о государственной молодежной политике Красноярского края» (см. Приложение 2), и долгосрочная целевая программа «Молодежь Минусинского района» (см. Приложение 3), Стратегия выделяет следующие приоритетные направления:

    Совершенствование государственной политики в сфере духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, защиты их нравственности;

    Вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;

    Развитие созидательной активности молодежи;

    Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

    Для достижения успехов в этих направлениях в Стратегии и схожих региональных программах разработан ряд мероприятий и мер, которые при правильном их внедрении и использовании будут весьма эффективны. Но достижение максимальной эффективности не будет возможно без подготовительных мер, о которых будет рассказано чуть позже. Осмелюсь заключить, что большая часть положений государственных программ не устареют и будут актуальны, по меньшей мере, в ближайшие 5 лет. Из этого следует, что если начать правильную подготовительную работу сейчас и продолжить в течение двух лет, а затем начать активное внедрение положений и мер Стратегии, то мы получим максимальный результат. Для реализации приоритетных направлений разработан ряд проектов:

    Для реализации приоритетного направления, включающего совершенствование государственной политики в сфере духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, защиты их нравственности, предусмотрен проект "Гражданин России" (подробнее см. Приложение 1, стр. 6-7);

    Для реализации приоритетного направления, включающего вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России, предусмотрены следующие проекты:

    "Российская молодежная информационная сеть "Новый взгляд";

    "Доброволец России";

    "Карьера";

    "Молодая семья России" (подробнее см. Приложение 1, стр. 7-11).

    Для реализации приоритетного направления, включающего развитие созидательной активности молодежи, предусмотрены проекты "Команда" и "Успех в твоих руках" (подробнее см. Приложение 1, стр. 11-13);

    Для реализации приоритетного направления, включающего интеграцию молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, предусмотрен проект "Шаг навстречу" (подробнее см. Приложение 1, стр. 13-14).

    Это основные проекты, осуществляющиеся в настоящее время, также есть проекты, разработанные в регионах. Все программы и проекты преследуют схожие цели.

    Результатом этой работы является формирование открытой и доступной для молодежи системы поддержки инициатив, направленных на решение задач улучшения качества жизни в России в целом. Следствием данной деятельности является осознание молодым человеком своей полезности, востребованности в обществе, предоставление молодежи возможности проявить себя.

    2. Проблемы внедрения государственных программ и подготовительные работы

    2.1 Проблемы внедрения и эффективности

    Следует отметить, что существующий в России подход к МП не охватывает все 100 % молодого поколения страны. Он нацелен лишь на ее малую часть - наиболее активную и дееспособную, а также ограниченную возрастными рамками (в отличие от европейской молодежной политики, которая базируется на вовлечении молодежи с малых лет). Фактически незащищенные слои молодого поколения (лица с ограниченными возможностями), а также менее активные на своем этапе развития молодые люди остаются в стороне, пополняя ряды маргинальных элементов.

    Согласно принятым в России законам молодежь - это люди от 14 до 30 лет. Тем не менее, по мнению общественных экспертов, в России до 1 миллиона беспризорных и безнадзорных детей, которые не посещают школы и пополняют ряды преступников, наркоманов, алкоголиков. Средний возраст молодых пьяниц опустился с 14-15 лет (данные 1960-х годов) до 11 лет. На учете в наркодиспансерах состоят 580 тысяч детей. За последние 5 лет число 15-17-летних больных алкоголизмом подростков выросло в два раза. В стране, по данным Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, 6 млн наркоманов, причем большинство из них молодые люди.

    Как показывают события, произошедшие в Москве в 2011 году на Манежной площади, сложившаяся крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, уничтожению материальных ценностей и даже гибели людей. Согласно проведенным соцопросам в обеих российских столицах и многих городах-миллионниках до 76 % молодежи поддерживают в той или иной степени действия участников данных акций, лозунги которых имеют националистический характер («Россия для русских», «Москва для москвичей» и т.д.).

    В то же время опыт западных стран показывает, что необходимо смягчать социальное неравенство, создавать условия для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей всех представителей данной части населения (по крайней мере, ее подавляющего большинства).

    Для охвата всего молодого поколения необходимо вовлечение непосредственно молодежи в обсуждение ее актуальных проблем, а также активное сотрудничество органов исполнительной власти и неправительственных молодежных организаций в вопросах создания благоприятных условий для адаптации молодежи к социальной действительности.

    2.2 Актуальность проведения подготовительных работ

    Как уже было сказано выше, существующие государственные программы и проекты нуждаются в, своего рода, подготовительных работах, которые тесно связаны с содержанием программ и проектов.

    Социализация человека начинается с раннего детства и не заканчивается до самой смерти. Общество постоянно находится в движении, меняется, а вместе с ним претерпевает изменения и личность отдельно взятого индивида. Большинство из нас рождается с одинаковыми возможностями, но уровень их развития в будущем зависит от того, как пройдет наша первичная социализация. Первичная социализация тесно связанна с семьей, с кругом близких родственников. Она играет огромную роль в формировании личности, но здесь мы мало что можем сделать, в первую очередь здесь все зависит от семьи. А вот вторичная социализация связанна с такими социальными институтами, как детский сад, школа, университет или профессиональное училище, и непосредственно производство (место работы). Самый важный этап во вторичной социализации - это период с детского до юношеского возраста, в этот период личность наиболее восприимчива к новым знаниям и установкам. Именно на протяжении всего этого периода нужно проводить активную работу с индивидом, тогда мы получим личность амбициозную, предприимчивую, с активной гражданской позицией, личность, которая будет впоследствии активно участвовать в общественной, политической и экономической жизни страны.

    В свете вышесказанного мной, я хочу предложить ряд возможных мер или, иначе говоря, «подготовительных работ», которые будут направлены на работу с возрастным сегментом 5-18 лет.

    Необходимость проведения подготовительных работ можно аргументировать успешным опытом внедрения подобной практики Европейских стран.

    2. 3 Работа с Дошкольными Общеобразовательными Учреждениями

    Цель работы с Дошкольными Общеобразовательными Учреждениями (далее ДОУ) заключается в первичном формировании у детей активной жизненной позиции.

    Задачами можно определить развитие в ребенке творческого потенциала, пробуждение интереса к истории человечества и своего народа в частности, зарождение в нем патриотизма и привитие толерантности, поощрение проявления активности и инициативы.

    Для выполнения поставленных целей и задач необходимо сравнительно немного - выделение в образовательной программе ДОУ дополнительных часов, для проведения своего рода элективных занятий; курсы по повышению квалификации для педагогов (так же их можно заменить самоподготовкой педагогов по необходимым темам); разработка методических указаний к специализированным занятиям; разработка всевозможных мероприятий, в ходе которых дети будут интерактивно участвовать в познавательном процессе (как пример - поездка в Шушенский Этнографический музей, где дети не только смогут узнать много всего нового, но и поучаствовать в инсценированных событиях старины). Что касается активности и проявления инициативы, то это напрямую связанно с педагогами и психологическим климатом в семье.

    Из личного опыта могу сказать, что поведение педагогов в ДОУ оказывает большое влияние на формирование личности. Если при каждом проявлении какой бы то ни было инициативы ребенка «бьют по рукам», очевидно, что впоследствии ребенок будет воспринимать инициативность, как нечто плохое и проявлять её перестанет. Если же педагог постоянно проводит разного рода тренинги и подбирает способствующие развитию инициативности игры, различными способами инициативу поощряет, как следствие мы получим ребенка уверенного в собственных силах и инициативного.

    Отсюда вытекает такой аспект личности, как лидерство. Общеизвестно, что в одной малой социальной группе не может быть более двух лидеров, при чем истинным лидером будет являться только один, второй же будет стремиться занять место первого. Следовательно, возвращаясь к нашей ситуации, развить лидерство в полной мере в каждом ребенке невозможно. А вот вложить зачатки лидерских качеств каждому - вполне реально. Этому также будут способствовать правильно подобранные игры и тренинги. Лидерство - очень важное качество, оно является важным составляющим веры в себя, которая в свою очередь необходима полноценной личности.

    Кроме этого, поощрение к ведению здорового образа жизни и деликатную антипропаганду вредных привычек также можно начать с дошкольного возраста.

    Из всего сказанного мы можем повести один итог - нужно уделять большее внимание педагогам дошкольного образования и уровню их квалификации. Организовывать больше курсов и семинаров по повышению квалификации, проводить тренинги с психологами.

    В общих чертах мною была описана своего рода подготовительная работа, которая важна не только для внедрения существующих программ, но и как самостоятельный аспект в деле формирования сознательной, активной, позитивной молодежи.

    2. 4 Работа с Общеобразовательными Учреждениями

    Предположим, что меры, описанные выше, оказались действенными, были правильно применены на практике, и мы получили искомый результат - дошкольников инициативных, с активной позицией, уверенных в себе.

    Следующей ступенью образования является школа.

    Дошкольники пришли в первый класс и первые 4 года обучения тесно связанны с классным руководителем. Это не просто преподаватель, также в глазах ребенка это старший товарищ, вторая мама. От этого человека так же будет зависеть социализация ребенка. Требования к первому учителю не слишком различаются с требованиями к педагогу дошкольного учреждения. Одной из главных задач педагога является помощь ребенку в социализации и разностороннее содействие раскрытию его потенциала.

    Работа начальной школы также должна быть направлена на помощь школьнику в поиске себя, своих склонностей и предрасположенностей. В начальной школе ребенок должен определиться, что ему более, а что менее интересно, чем бы он хотел заниматься. Это важно, ведь выбрав направление, ребенок будет двигаться по нему в дальнейшем. Есть вероятность, что интересы ребенка изменятся в корне, но более вероятно, что изменения будут лишь поверхностными.

    К примеру, ребенку понравился рассказ о местном поселении славян в древности, об их быте и традициях. Ребенок стремится узнать больше интересной ему информации доступными способами. В процессе изучения ему встречается другой не менее интересный исторический факт, он начинает заниматься изучение уже следующего заинтересовавшего его факта. Таким образом в ребенке просыпается интерес к истории, здесь задача преподавателя заметить эту предрасположенность и помочь её развить.

    Также нужно дать детям возможность найти то, что их интересует. Как в примере, описанном выше, на ребенка оказал влияние рассказ. Нужно давать детям больше информации в различных формах по различным темам, что бы они методом исключения выбрали для себя то, что им действительно нравится.

    Обозначив интересы детей, преподаватель может начать индивидуальную элективную работу или работу в группах по интересам, это подготовит детей к дальнейшему общению с людьми, имеющими схожие интересы.

    Далее средняя школа. Ребята, уже подготовленные к новому этапу школьной жизни переходят в 5-ый класс. Здесь они уже знают, что им нравится и чем они хотят заниматься, здесь многие начинают свою «карьеру» в школьном самоуправлении, кто-то посвящает себя творчеству, кто-то самодеятельности, кто-то учебе, кто-то спорту, кто-то нескольким направлениям сразу, ну а кто-то ничему. Государственные и муниципальные программы и описанная мною «подготовительная работа» направлены на то, что бы максимально снизить количество детей, занятых «ничем».

    Так же, что касается средней и старшей школы, то существующие государственные и муниципальные программы молодежной политики предлагают широкий спектр проектов и всевозможных видов деятельности, в которых молодые люди могут проявить себя (см. Приложение 1, стр. 6-14; Приложение 3, стр.11-15).

    Все зависит от личности учащегося, его амбициозности и предприимчивости, если эти качества удалось воспитать в детском и подростковом возрасте, то человек точно будет знать, чего он хочет, в каком направлении он хочет двигаться и чем заниматься. Он без труда выберет подходящее ему занятие, мероприятие, род деятельности и будет активно участвовать.

    Отдельно хотелось бы отметить ещё один немаловажный аспект. Именно в средней и старшей школе, на мой взгляд, нужно проводить своего рода агитацию в защиту института семьи, современные тенденции молодежной среды в отношении этого вопроса весьма тревожны. Сейчас «не модно» создавать семью и рожать детей, все меньше молодых людей предпочитают официальный брак гражданскому, статистика разводов растет с каждым годом.

    Здесь в качестве одного из возможных вариантов решения проблемы мне бы хотелось привести такой метод, как семейные консультации. Разница с существующими консультациями будет заключаться в том, что функционировать они будут и школах. Их проведением вполне может заниматься школьный психолог, при наличии у него компетентности в этом вопросе. Суть моего предложения заключается в том, чтобы молодые люди, которые, возможно, начали первые в своей жизни отношения за школьной скамьей, научились не бояться и не стесняться обращаться к помощи специалиста при появлении проблемы. Если молодежь научится делать это ещё в школе, то это позволит сократить количество семейных проблем в будущем. Моё предложение можно рассмотреть, как своеобразную профилактику осложнений в отношениях.

    Чтобы внедрить мое предложение, необходима соответствующая «пропаганда» ориентировочно класса с 6-ого.

    Как пример, упоминания на занятиях и в свободных беседах преподавателем того факта, что в обращении к специалистам нет ничего страшного, что страшное обычно происходит тогда, когда к специалистам идти боятся. В качестве наглядных примеров можно упомянуть стоматолога и потерянный зуб. Как можно раньше постараться объяснить детям, что иногда межличностные отношения «болят» и нужно сразу обратиться «к доктору», который расскажет, как их «вылечить».

    Мы рассмотрели «подготовительные работы», направленные на то, чтобы создать личность с активной позицией, которая не будет игнорировать те возможности, которые предлагают государственные и муниципальные программы, а будет стремиться использовать каждую. Теперь более подробно рассмотрим, что именно предлагает государственная программа.

    3. Государственные проекты - их внедрение и контроль результатов (на примере проекта «Гражданин России»)

    Проект «Гражданин России» предусмотрен для реализации приоритетного направления, включающего совершенствование государственной политики в сфере духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, защиты их нравственности.

    Основной целью проекта "Гражданин России" является развитие системы духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи. К задачам, решаемым в рамках проекта, относятся популяризация и пропаганда духовно-нравственных ценностей в молодежной среде; совершенствование системы гражданского воспитания в молодежной среде на основе отечественных нравственных и культурных традиций и ценностей с учетом современных условий и потребностей российского общества; совершенствование системы патриотического воспитания.

    Основными видами работы по реализации указанного направления являются:

    Разработка и реализация программ и проектов, направленных на приобщение молодежи к отечественной культуре, историческому наследию народов России, формирование прочных духовных и нравственных начал личности, а также межличностных отношений

    Развитие системы гражданского и патриотического воспитания молодых людей (пропаганда государственных символов России, защита прав и свобод молодых граждан, формирование культуры мира) .

    Сложность работы в этом направлении заключается в том, что сейчас это «не модно», это «не в тренде». Корень проблемы лежит в неверно расставленных жизненных приоритетах молодежи, не та система ценностей насаждена молодым людям, которая необходима для формирования полноценных, инициативных личностей. Я употребила правильный термин, именно «насаждена». Насаждена средствами массовой информации, современным стилем жизни, хотя понятия «система ложных ценностей» и «современный стиль жизни» скорее резонирующие.

    Если конкретнее, то сложно заинтересовать молодого человека историей своего народа, когда все его существо занято мыслями о новом гаджете, брендовой одежде и о мнении окружающих. Это обширная и важная проблема, я бы сказала основная - система ложных ценностей в молодежной среде, от нее уже отходят последствия. Решение этой проблемы так же лежит в «подготовительных работах», о которых я рассказывала выше. Изменить самосознание молодого человека «революционным» путем, конечно, можно, но это может иметь непредсказуемые последствия, поэтому здесь лучше приметить путь «реформаторский», описанный во второй главе данной работы. Так, с раннего детства и до совершеннолетия, шаг за шагом нужно направлять рост личность индивида в правильное русло, культивировать в нем духовность, нравственность, инициативность и патриотизм.

    В рамках проекта «Гражданин России» ежегодно проводится масса мероприятий. Однозначно отметить их эффективность или неэффективность сложно. И вот перед нами вторая проблема данного проекта - оценка эффективности внедрения проекта. Основным способом решения этой проблемы признан количественный показатель. Т.е. оценка количества посетителей мероприятий, проведенных в рамках данного проекта. Это универсальный подход, неудивительно, что был выбран именно он. Но в чем его слабая сторона и есть ли альтернативное решение.

    Возьмем, к примеру, такое мероприятие, как «Слет участников военно-патриотических клубов «Игра всерьез»». Оно предусмотрено в долгосрочной целевой программе «Молодежь Минусинского района», сроки его проведения обозначены во втором квартале 2011-2013 г. Обозначено его финансирование в размере около 2000 рублей в год. Очень небольшое финансирование, для мероприятия из раздела «слет», но важно даже не это, важнее то, что об этом мероприятии просто невозможно найти информацию, ни положений о проведении, ни отчетов, ни фотоотчетов, ни объявлений о предстоящем мероприятии. К чему я это отметила? К тому, что возможно оно существует только документально и ни разу не проводилось. Отчего это все? Оно не имело бы должного успеха среди молодежи. Но если даже оно и проводилось бы, то что мог бы отразить количественный показатель? Количество прибывших участников? Но ведь туда могли приехать и люди вовсе не заинтересованные тематикой слета. От избытка свободного времени, от скуки, за компанию. Как количественный показатель может отразить эффективность этого мероприятия для развития молодежной политики?

    Это был всего лишь единичный и, возможно, не самый удачный пример. Но он наглядно показал проблему. Есть ли альтернативное решение? На мой взгляд, есть. И, на мой взгляд, это решение - проектный подход. Проект можно написать и развить по абсолютно любой теме, одно условие - наличие желания. Желание это производная от заинтересованности. И вот он выход. Для каждого мероприятия, проводимого в рамках государственного проекта необходимо разработать ряд заданий, которые каждый участник должен будет выполнить в завершении мероприятия. Это может быть задание по контролю усвоенных знаний, это может быть задание проектного характера, есть множество различных вариаций. Подобрать нужный ряд заданий можно исходя из рода мероприятия, цели и прочих параметров. Суть этого способа заключается в том, что он позволит явно увидеть реальное количество заинтересованной молодежи, точно, без прикрас отразить существующую ситуацию.

    Что касается контроля выполнения, здесь не нужно «изобретать колесо» - отчеты, доклады и фотоотчеты помогут в выполнении этой задачи. Разница лишь в том, что описанная мною альтернатива количественному показателю поможет отразить реальную ситуацию, что впоследствии поможет внести конструктивные изменения в существующий проект, если это потребуется.

    В этой работе я решила рассмотреть именно проект государственного масштаба, а не масштаба муниципального потому, что это поможет при обозначении общих проблем, а рассмотрение внедрения этого проекта на муниципальном уровне позволит увидеть ситуацию в целом, выделить проблемы, способы решения проблем опять же таки в масштабе государственном.

    На данном этапе реализации проекта, в существующей ситуации было бы неплохо ввести описанный мною альтернативный способ оценки эффективности, и произвести переоценку при внедрении описанных в этой работе «подготовительных работ». Тогда при сравнении полученных результатов, мы увидели бы реальную оценку эффективности и государственного проекта и подготовительных работ.

    Заключение

    Молодежная политика - это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию соответствующего общественного статуса подрастающего поколения, а вместе с ним определенного качества жизни самой молодежи, которая в перспективе станет экономически активным населением страны.

    Данная категория населения представляет собой социальный слой населения крайне важный для государства, поскольку молодежь - это те люди, которые придут на смену действующему в данный момент поколению. В этой связи потенциал подрастающего поколения, а также степень его соответствия потребностям страны и сложившимся условиям обуславливаются эффективностью молодежной политики.

    Эффективность МП обеспечивается действенностью реализации комплекса мер самого различного характера: правового, социально-экономического, организационного, духовно-нравственного, психологического, воспитательного и т.д. Реализация указанных мер создает условия для достижения главной цели молодежной политики - создание благоприятных условий для наиболее результативного развития потенциала молодого поколения и дальнейшего направления появившихся возможностей на благо страны.

    В этой работе я старалась избегать излишней конкретики, в виду выбранной мною темы. Так же я ссылалась на практику зарубежных стран. Следует отметить комплексный подход ряда европейских стран к реализации молодежной политики. Так, в частности, в Германии образовательные программы сочетаются с обеспечением молодых людей рабочими местами.

    Кроме того, отличительной особенностью молодежной политики западных стран является ее строение по отдельным направлениям (спорт, образование, здравоохранение и т.д.). Однако для России наилучшим вариантом действий в сложившихся условиях является комплексность проводимых действий. ГМП должна охватывать одновременно все возможные направления, посредством которых возможно влияние на молодежные структуры страны.

    В настоящее время вопрос государственной молодежной политики стоит очень остро и является очень актуальным. Многие аспекты ещё требуют доработки. Основными проблемами являются проблема внедрения и контроля осуществления положений и молодежной политики в целом. Я постаралась где-то в общих чертах, где-то с применением конкретных примеров рассмотреть существующие проблемы, их первопричины и возможные способы решения. Все-таки упор я делала на социально-психологическую сторону вопроса, а не на законодательно-правовую. Практика показала, что как бы идеально не выглядел проект на бумаге, успех его реализации зависит от людей. Особенно явно эта мысль прослеживается во второй главе данной работы.

    Возвращаясь к законодательно-правовой стороне вопроса следует отметить то, что успех зарубежных стран отчасти обусловлен и наличием законодательно-правовой базы молодежной политики. В западных странах действует «Европейская хартия об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне» (новая редакция принята в 2003 году). В апреле 2009 года Европейская Комиссия утвердила новую Стратегию Европейского Союза в сфере молодежной политики на период с 2010 по 2018 г., получившую название: «Молодежь - инвестирование и расширение возможностей». Кроме того, в каждой развитой европейской стране молодежная политика основывается на Конституции и различных принятых федеральных законах, регламентирующих основные направления, инструменты и методы ее реализации. Принятые законы определяют место и роль молодежи в жизни общества в целом, обеспечивает получение молодыми людьми социальной помощи, защиту их прав и свобод, предусматривает обязательное получение ими образования и последующее трудоустройство. К примеру, в 2006 году во Франции принят закон «О равенстве шансов», который обязывал компании всех форм собственности ежегодно принимать на работу пропорционально численности штатов сотрудников моложе 25 лет, даже если последние не имели опыта работы по специальности.

    В нашей стране до настоящего времени нет такого нормативно-правового акта, который бы в достаточной мере регламентировал молодежную сферу.

    В сложившихся условиях России нужен новый закон о молодежи, которых будет отвечать современным реалиям. Во-первых, потому что сегодня появились новые формы самореализации, которые не закреплены законодательно, а необходимо предоставить молодежи больше возможностей для их использования. Во-вторых, необходимо повысить степень защищенности молодых людей, в первую очередь это относится к социальной сфере. В-третьих, закон должен заложить основы создания реального социального лифта вселяющего уверенность в молодом поколении, что при определенных условиях каждый может добиться своего, что профессионализм, социально ответственное поведение будут вознаграждены. Результат неработающего социального лифта - безразличие к выборам, появление радикальных группировок (скинхеды, нацболы), обострение межнациональных отношений, апатия молодежи, озлобленности против богатых и недоверие к властям. В экономической жизни «сломанный» социальный лифт вызывает стагнацию производительности труда, отсутствие инноваций и низкую активность малого и среднего бизнеса. Эта симптоматика весьма характерна для современной России. Программа лечения - запуск механизма социального лифта в кратчайшие сроки.

    Таким образом, молодежная политика зарубежных стран - это сложный, организованный и эффективный механизм, основные принципы которого могут оказаться полезными при определении путей развития молодежной сферы в России.

    Очевидно, учитывая успешный опыт западных стран в формировании и реализации молодежной политики, нам не стоит в поисках решения молодежных проблем в России ограничиваться пределами своего опыта. В условиях развития многогранных интеграционных процессов вполне допустим синтез западных течений и отечественных направлений по формированию целенаправленной государственной молодежной политики с учетом специфики российского образа жизни и традиций.

    На мой взгляд, цели и задачи этой работы были достигнуты и осуществлены на сколько это было возможно.

    Список использованных источников

    1. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (с изменениями на 16 июля 2009 года)

    2. Закон Красноярского Края о Государственной молодежной политике Красноярского края - 8 декабря 2006 года - N 20-5445

    3. Зеленкова М.М. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6;

    URL: www.science-education.ru/106-7305 (дата обращения: 13.06.2013).

    4. Долгосрочная целевая программа «Молодежь Минусинского района» на 2011 - 2013 г - 2010

    5. Гневашева В. А., Фальковская К. И. Эффективность молодежной политики: проблема определения критериев (результаты экспертного опроса) // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». -- 2011. -- № 6 (ноябрь -- декабрь).

    6. Данилин П.М. Новая Молодежная политика [текст]2007-2010. М.: Европа, 2009.-254 с.

    8. Намлинская О. О. Научно-практическая конференция «Молодежная политика и молодёжное движение в России: 15 лет перемен» // Знание. Понимание. Умение. -- 2009. -- № 3. -- С. 233-234.

    9. Харченко К.В. Белгородская модель программно-целевого регулирования молодежной политики // Муниципальная власть. -- 2009. -- № 3. -- С. 66-70

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Цели, задачи, направления государственной молодежной политики в Российской Федерации. Определение приоритетов и основных направлений по ее совершенствованию. Молодежное самоуправление как форма участия молодежи в общественной жизни и развитии района.

      дипломная работа , добавлен 23.07.2015

      Цели и принципы молодежной политики. Муниципальный уровень реализации молодежной политики в Российской Федерации. Методы управления молодежной политикой. Анализ проблем и опыт реализации в сфере муниципальной молодежной политики в городе Нижнекамске.

      дипломная работа , добавлен 25.11.2010

      Основные направления, цели и принципы формирования молодежной политики на федеральном уровне и на примере Владимирской области. Обеспечение гарантий в сфере труда и занятости; формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи.

      курсовая работа , добавлен 15.05.2014

      Международные институты и их роли в реализации молодежной политики. Исследование политики молодежного развития Совета Европы. Партнерство между Европейской комиссией и Советом Европы в молодежной сфере. Характерные черты программы "Молодежь в действии".

      дипломная работа , добавлен 21.01.2015

      История становления молодежной политики в Российской Федерации, направления ее развития в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Нормативно-правовые акты молодежной политики и системы ее управления на разных уровнях власти.

      дипломная работа , добавлен 06.01.2010

      Понятие и сущность современной молодежной политики. Основные принципы и направления реализации государственной молодежной политики. Нормативно-правовые основы молодежной политики в Российской Федерации. Анализ состояния молодежи в Свердловской области.

      курсовая работа , добавлен 02.11.2015

      Молодежная политика муниципального образования, ее цели и задачи. Реализация государственной молодежной политики на муниципальном уровне на примере города Орла. Предполагаемые результаты совершенствования механизмов реализации молодежной политики.

      курсовая работа , добавлен 23.01.2012

      Необходимость выделения молодежной политики в самостоятельный объект исследования. Характеристика ситуации в молодежной среде в современных условиях. Методы реализации молодежной политики. Основные направления молодежной политики в крупном городе.

      курсовая работа , добавлен 19.11.2012

      Исследование механизмов формирования и нормативно-правовых основ реализации молодежной политики. Общая характеристика Управления по молодежной политике Параньгинского района. Анализ деятельности, обеспечивающей социализацию и самореализацию молодежи.

      курсовая работа , добавлен 04.10.2012

      Сущность региональной молодежной политики, ее функции и нормативное регулирование. Стратегия реформирования физической культуры и спорта Забайкальского края в период социально-экономических реформ. Характеристика долгосрочных целевых молодежных программ.

В продолжение темы:
Дети и музыка

Все знают М. А. Булгакова как известного писателя и драматурга. Но совсем не многие догадываются, что помимо этого, он был ещё и актёром, и даже продюсером. В этой статье вам...

Новые статьи
/
Популярные