Образование спор у сфагнума размножение. Сфагнум: строение, размножение, развитие, роль в образовании торфа

1) Деление одноклеточных (амеба). При шизогонии (малярийный плазмодий) получается не две, а много клеток.


2) Спорообразование

  • Споры грибов и растений служат для размножения.
  • Споры бактерий не служат для размножения, т.к. из одной бактерии образуется одна спора. Они служат для переживания неблагоприятных условий и расселения (ветром).

3) Почкование: дочерние особи формируются из выростов тела материнского организма (почек) - у кишечнополостных (гидра), дрожжей.


4) Фрагментация: материнский организм делится на части, каждая часть превращается в дочерний организм. (Спирогира, кишечнополостные, морские звезды.)


5) Вегетативное размножение растений: размножение с помощью вегетативных органов:

  • корнями - малина
  • листьями - фиалка
  • специализированными видоизмененными побегами:
    • луковицами (лук)
    • корневищем (пырей)
    • клубнем (картофель)
    • усами (земляника)

Способы полового размножения

1) С помощью гамет , сперматозоидов и яйцеклеток. Гермафродит - это организм, который образует и женские, и мужские гаметы (большинство высших растений, кишечнополостные, плоские и некоторые кольчатые черви, моллюски).


2) Конъюгация у зеленой водоросли спирогиры: две нити спирогиры сближаются, образуются копуляционные мостики, содержимое одной нити перетекает в другую, получается одна нить из зигот, вторая - из пустых оболочек.


3) Конъюгация у инфузорий: две инфузории сближаются, обмениваются половыми ядрами, потом расходятся. Количество инфузорий остается тем же, но происходит рекомбинация.


4) Партеногенез: ребенок развивается из неоплодотворенной яйцеклетки (у тлей, дафний, пчелиных трутней).

Выберите один, наиболее правильный вариант. Размножение, при котором дочерний организм появляется без оплодотворения из клеток тела материнского организма, называют
1) партеногенезом
2) половым
3) бесполым
4) семенным

Ответ


БЕСПОЛОЕ
Выберите три варианта. Бесполое размножение характеризуется тем, что

1) потомство имеет гены только материнского организма
2) потомство генетически отличается от материнского организма
3) в образовании потомства участвует одна особь
4) в потомстве происходит расщепление признаков
5) потомство развивается из неоплодотворенной яйцеклетки
6) новая особь развивается из соматических клеток

Ответ


БЕСПОЛОЕ КРОМЕ
1. Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используются при описании бесполого размножения. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) шизогония
2) партеногенез
3) фрагментация
4) почкование
5) копуляция

Ответ


2. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используются для описания бесполого способа размножения живых организмов. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) фрагментация
2) семенное размножение
3) спорообразование
4) партеногенез
5) почкование

Ответ


3. Все приведенные ниже примеры, кроме двух, относятся к бесполому размножению организмов. Определите два примера, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) размножение спорами папоротников
2) размножение дождевых червей фрагментацией
3) конъюгация инфузории-туфельки
4) почкование пресноводной гидры
5) партеногенез пчел

Ответ


БЕСПОЛОЕ - ПОЛОВОЕ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между особенностью полового и вегетативного размножения и способом размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) формирует новые сочетания генов
Б) формирует комбинативную изменчивость
В) образует потомство, идентичное материнскому
Г) происходит без гаметогенеза
Д) обусловлено митозом

Ответ


2. Установите соответствие между характеристиками и способами размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Сливаются гаплоидные ядра.
Б) Образуется зигота.
В) Происходит с помощью спор или зооспор.
Г) Проявляется комбинативная изменчивость.
Д) Образуется потомство, идентичное исходной особи.
Е) Генотип родительской особи сохраняется в ряду поколений.

Ответ


3. Установите соответствие между этапами жизненного цикла растений и способами размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) образуются споры
Б) сопровождается слиянием гамет
В) размножается спорофит
Г) размножается гаметофит
Д) образуется зигота
Е) происходит мейоз

Ответ


БЕСПОЛОЕ - ПОЛОВОЕ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между примером размножения и его способом: 1) половое, 2) бесполое. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) спорообразование у сфагнума
Б) семенное размножение ели
В) партеногенез у пчел
Г) размножение луковицами у тюльпанов
Д) откладывание яиц птицами
Е) выметывание икры у рыб

Ответ


2. Установите соответствие между конкретным примером и способом размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в правильной последовательности.
А) спорообразование папоротника
Б) образование гамет хламидомонады
В) образование спор у сфагнума
Г) почкование дрожжей
Д) нерест рыб

Ответ


3. Установите соответствие между конкретным примером и способом размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) почкование гидры
Б) деление клетки бактерии на двое
В) образование спор у грибов
Г) партеногенез пчел
Д) образование усов земляники

Ответ


4. Установите соответствие между примерами и способами размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) живорождение у акулы
Б) деление надвое инфузории-туфельки
В) партеногенез пчел
Г) размножение фиалки листьями
Д) выметывание рыбами икры
Е) почкование гидры

Ответ


5. Установите соответствие между процессами и способами размножения организмов: 1) половое, 2) бесполое. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) откладывание яиц ящерицами
Б) спорообразование пеницилла
В) размножение пырея корневищами
Г) партеногенез дафний
Д) деление эвглены
Е) размножение вишни семенами

Ответ


6. Установите соответствие между примерами и способами размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) черенкование малины
Б) образование спор у хвоща
В) спорообразование у кукушкина льна
Г) фрагментация лишайника
Д) партеногенез тлей
Е) почкование у кораллового полипа

Ответ


7сб. Установите соответствие между примерами и способами размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) образование гамет у хламидомонады
Б) нерест осетровых
В) споруляция у мхов

Г) деление амебы обыкновенной
Д) фрагментация мицелия у грибов
Е) корневые отпрыски у малины

Ответ


8. Установите соответствие между примерами и способами размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам

А) культурой ткани
Б) неоплодотворенными яйцеклетками
В) клубнями
Г) яйцами

Д) соматическими клетками
Е) участками корневища

Ответ


ВЕГЕТАТИВНОЕ КРОМЕ
1. Все приведённые ниже приёмы растениеводства, кроме двух, относят к вегетативному размножению. Определите два приёма, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) деление клубней
2) размножение корневищем
3) получение проростков из семян
4) искусственное оплодотворение
5) формирование отводка

Ответ


2. Все приведённые ниже примеры, кроме двух, характеризуют вегетативное размножение. Определите два примера, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) получение гетерозисных гибридов
2) размножение делением куста
3) использование корневых отпрысков
4) размножение семенами
5) укоренение отводков

Ответ


ВЕГЕТАТИВНОЕ - ПОЛОВОЕ
1. Установите соответствие между особенностью размножения и его видом: 1) вегетативное, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) обусловлено сочетанием гамет
Б) особи образуются путем почкования
В) обеспечивает генетическое сходство особей
Г) происходит без мейоза и кроссинговера
Д) обусловлено митозом

Ответ


ПОЛОВОЕ
Выберите три признака, характерных для полового размножения семенных растений, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В размножении участвуют спермии и яйцеклетки
2) В результате оплодотворения образуется зигота
3) В процессе размножения происходит деление клетки пополам
4) Потомство сохраняет все наследственные признаки родителя
5) В результате размножения у потомства появляются новые признаки
6) В размножении участвуют вегетативные части растения

Ответ


Все приведённые характеристики, кроме двух, используют для описания полового размножения животных. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Гаметы образуются в результате гаметогенеза.
2) В размножении хордовых животных, как правило, участвуют разнополые особи.
3) Исходным материалом для образования гамет являются споры.
4) В потомстве объединены признаки обоих родителей.
5) Хромосомный набор гаметы образуется в результате деления митозом.

Ответ


ПОЛОВОЕ КРОМЕ
Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для описания полового размножения организмов. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) гонада
2) спора
3) оплодотворение
4) овогенез
5) почкование

Ответ


ПОЛОВОЕ - БЕСПОЛОЕ ОТЛИЧИЯ
1. Выберите два отличия полового размножения от бесполого.

1) половое размножение энергетически выгоднее бесполого
2) в половом размножении участвует два организма, в бесполом один
3) при половом размножении потомки точные копии родителей
4) в бесполом размножении участвуют соматические клетки
5) половое размножение возможно только в воде

Ответ


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В чем состоит отличие полового размножения от бесполого?
1) способствует появлению модификаций
2) повышает численность потомства
3) усиливает генетическое разнообразие потомства
4) увеличивает плодовитость особей
5) формирует новые сочетания генов
6) ведет к разнообразию комбинаций аллелей в гаметах

Ответ


===============================
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Споры бактерий, в отличие от спор грибов,

1) служат приспособлением к перенесению неблагоприятных условий
2) выполняют функцию питания и дыхания
3) НЕ служат для размножения
4) обеспечивают распространение (расселение)
5) образуются путем мейоза
6) образуются из материнской клетки путем потери воды

Ответ


Все приведенные ниже организмы, кроме двух, размножаются спорами. Определите два организма, «выпадающих» из общего списка. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) гриб мукор
2) холерный вибрион
3) туберкулезная палочка
4) папоротник щитовник
5) кукушкин лен

Ответ

© Д.В.Поздняков, 2009-2019

1) Деление одноклеточных (амеба). При шизогонии (малярийный плазмодий) получается не две, а много клеток.


2) Спорообразование

  • Споры грибов и растений служат для размножения.
  • Споры бактерий не служат для размножения, т.к. из одной бактерии образуется одна спора. Они служат для переживания неблагоприятных условий и расселения (ветром).

3) Почкование: дочерние особи формируются из выростов тела материнского организма (почек) - у кишечнополостных (гидра), дрожжей.


4) Фрагментация: материнский организм делится на части, каждая часть превращается в дочерний организм. (Спирогира, кишечнополостные, морские звезды.)


5) Вегетативное размножение растений: размножение с помощью вегетативных органов:

  • корнями - малина
  • листьями - фиалка
  • специализированными видоизмененными побегами:
    • луковицами (лук)
    • корневищем (пырей)
    • клубнем (картофель)
    • усами (земляника)

Способы полового размножения

1) С помощью гамет , сперматозоидов и яйцеклеток. Гермафродит - это организм, который образует и женские, и мужские гаметы (большинство высших растений, кишечнополостные, плоские и некоторые кольчатые черви, моллюски).


2) Конъюгация у зеленой водоросли спирогиры: две нити спирогиры сближаются, образуются копуляционные мостики, содержимое одной нити перетекает в другую, получается одна нить из зигот, вторая - из пустых оболочек.


3) Конъюгация у инфузорий: две инфузории сближаются, обмениваются половыми ядрами, потом расходятся. Количество инфузорий остается тем же, но происходит рекомбинация.


4) Партеногенез: ребенок развивается из неоплодотворенной яйцеклетки (у тлей, дафний, пчелиных трутней).

Установите соответствие между особенностью полового и вегетативного размножения и способом размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) формирует новые сочетания генов
Б) формирует комбинативную изменчивость
В) образует потомство, идентичное материнскому
Г) происходит без гаметогенеза
Д) обусловлено митозом


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Споры бактерий, в отличие от спор грибов,
1) служат приспособлением к перенесению неблагоприятных условий
2) выполняют функцию питания и дыхания
3) НЕ служат для размножения
4) обеспечивают распространение (расселение)
5) образуются путем мейоза
6) образуются из материнской клетки путем потери воды


Выберите три варианта. Бесполое размножение характеризуется тем, что
1) потомство имеет гены только материнского организма
2) потомство генетически отличается от материнского организма
3) в образовании потомства участвует одна особь
4) в потомстве происходит расщепление признаков
5) потомство развивается из неоплодотворенной яйцеклетки
6) новая особь развивается из соматических клеток


Установите соответствие между характеристикой и способом размножения растения: 1) вегетативное, 2) половое
А) осуществляется видоизмененными побегами
Б) осуществляется с участием гамет
В) дочерние растения сохраняют большое сходство с материнскими
Г) используется человеком для сохранения у потомства ценных признаков материнских растений
Д) новый организм развивается из зиготы
Е) потомство сочетает в себе признаки материнского и отцовского организмов


Установите соответствие между особенностью размножения и его видом: 1) вегетативное, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) обусловлено сочетанием гамет
Б) особи образуются путем почкования
В) обеспечивает генетическое сходство особей
Г) происходит без мейоза и кроссинговера
Д) обусловлено митозом


1. Установите соответствие между примером размножения и его способом: 1) половое, 2) бесполое. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) спорообразование у сфагнума
Б) семенное размножение ели
В) партеногенез у пчел
Г) размножение луковицами у тюльпанов
Д) откладывание яиц птицами
Е) выметывание икры у рыб


2. Установите соответствие между конкретным примером и способом размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в правильной последовательности.
А) спорообразование папоротника
Б) образование гамет хламидомонады
В) образование спор у сфагнума
Г) почкование дрожжей
Д) нерест рыб


3. Установите соответствие между конкретным примером и способом размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) почкование гидры
Б) деление клетки бактерии на двое
В) образование спор у грибов
Г) партеногенез пчел
Д) образование усов земляники


4. Установите соответствие между примерами и способами размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) живорождение у акулы
Б) деление надвое инфузории-туфельки
В) партеногенез пчел
Г) размножение фиалки листьями
Д) выметывание рыбами икры
Е) почкование гидры


5. Установите соответствие между процессами и способами размножения организмов: 1) половое, 2) бесполое. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) откладывание яиц ящерицами
Б) спорообразование пеницилла
В) размножение пырея корневищами
Г) партеногенез дафний
Д) деление эвглены
Е) размножение вишни семенами


6. Установите соответствие между примерами и способами размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) черенкование малины
Б) образование спор у хвоща
В) спорообразование у кукушкина льна
Г) фрагментация лишайника
Д) партеногенез тлей
Е) почкование у кораллового полипа

ФОРМИРУЕТСЯ 7. Установите соответствие между примерами и способами размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) образование гамет у хлореллы
Б) нерест осетровых
В) спорообразование у мхов

Г) деление амебы обыкновенной

Выберите один, наиболее правильный вариант. Размножение, при котором дочерний организм появляется без оплодотворения из клеток тела материнского организма, называют
1) партеногенезом
2) половым
3) бесполым
4) семенным


Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для описания полового размножения организмов. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) гонада
2) спора
3) оплодотворение
4) овогенез
5) почкование


Запишите цифры, под которыми указано что происходит при половом размножении животных.
1) участвуют, как правило, две особи
2) половые клетки образуются путем митоза
3) исходными являются соматические клетки
4) гаметы имеют гаплоидный набор хромосом
5) генотип потомков является копией генотипа одного из родителей
6) генотип потомков объединяет генетическую информацию обоих родителей


Выберите три признака, характерных для полового размножения семенных растений, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В размножении участвуют спермии и яйцеклетки
2) В результате оплодотворения образуется зигота
3) В процессе размножения происходит деление клетки пополам
4) Потомство сохраняет все наследственные признаки родителя
5) В результате размножения у потомства появляются новые признаки
6) В размножении участвуют вегетативные части растения


Выберите два отличия полового размножения от бесполого.
1) половое размножение энергетически выгоднее бесполого
2) в половом размножении участвует два организма, в бесполом один
3) при половом размножении потомки точные копии родителей
4) в бесполом размножении участвуют соматические клетки
5) половое размножение возможно только в воде


1. Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используются при описании бесполого размножения. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) шизогония
2) партеногенез
3) фрагментация
4) почкование
5) копуляция


2. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используются для описания бесполого способа размножения живых организмов. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) фрагментация
2) семенное размножение
3) спорообразование
4) партеногенез
5) почкование


Установите соответствие между характеристикой и способом размножения растений: 1) половое, 2) вегетативное. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) осуществляется с участием гамет
Б) новый организм развивается из зиготы
В) осуществляется видоизмененными побегами
Г) потомство имеет признаки отцовского и материнского организмов
Д) потомство имеет признаки материнского организма
Е) используется человеком для сохранения у потомства ценных признаков материнского растения


Все приведенные ниже примеры, кроме двух, относятся к бесполому размножению организмов. Определите два примера, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) размножение спорами папоротников
2) размножение дождевых червей фрагментацией
3) коньюгация инфузории-туфельки
4) почкование пресноводной гидры
5) партеногенез пчел


Установите соответствие между характеристиками и способами размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Сливаются гаплоидные ядра.
Б) Образуется зигота.
В) Происходит с помощью спор или зооспор.
Г) Проявляется комбинативная изменчивость.
Д) Образуется потомство, идентичное исходной особи.
Е) Генотип родительской особи сохраняется в ряду поколений.

Название «сфагнос» переводится с греческого, как губка. После высыхания сфагнум становится светлым, поэтому белый мох - ещё одно его имя, наряду с торфяным и сфагновым.

Наш доклад рассказывает об особенностях этого растения, его полезных свойствах и областях применения.

Сфагнум многолетнее бесцветочное растение, вырастает в сплошной, толстый, мягкий и пушистый ковер (дёрн). Цвет - от светло-зелёного до красновато-бурого.

Воду мох поучает из воздуха, поэтому корня у него нет. Многолетник имеет прямостоящий мягкий стебель (высотой до 20 см), от которого пучками отходят новые ветки. В самых старых частях растения ствол становится практически полым. Сверху листья формируются в головки.

Особенности

На нижних листьях содержится большое количество полых мёртвых клеток, легко впитывающих воду из почвы (в 20 раз больше собственного веса).

Второй слой состоит из маленьких, однослойных листьев длиной до 2 мм, живых и вырабатывающих хлорофилл. Длинные и узкие, они располагаются между водоносными лепестками.

Мох растёт очень медленно, всего несколько сантиметров в год, причём процессы роста и разложения протекают одновременно. Ежегодно нижние стебли отмирают, а благодаря отсутствию кислорода, кислой среде и постоянной влажности получается.

Заслуга сфагнума в том, что он создаёт так называемые верховые болота (получающие влагу из воздуха), состоящие из плотного, постоянно накапливающегося слоя торфа. В таких болотах нет опасных трясин.

Где встречается

Род сфагновых состоит из 350 видов, из них только 30 считаются редкими. Больше всего его разновидностей можно встретить в, из них в России - 42. Произрастают большими массивами в Полесье (на болотах), по всей территории России, в лесостепной и тундровой зоне.

Размножение

Размножаются отпрысками и спорами в июле и августе. Споры расположены на ножках в желтоватых коробочках, шаровидных и с отпадающей крышечкой. Но преобладает размножение отпрысками, когда самая сильная ветвь отделяется и растёт самостоятельно.

Различные виды растения могут быть как двудомными, так и однодомными. Антеридии и архегонии (мужские и женские органы воспроизведения) всегда находятся на разных побегах. Существует два поколения мхов, из них половая фаза (гаметофит) преобладает над бесполой (сапрофит).

Применение сфагнума

  1. Начиная с с XI века и по сей день мох используется как перевязочный материал. Он прекрасно всасывает жидкость, а также обладает бактерицидными свойствами, ускоряя заживление ран. Этим мы обязаны специальному веществу, сфагнолу. В наше время мох перед применением проходит стерилизацию.
  2. Его используют как подстилку для скота, на топливо и как теплоизолирующий материал (в стенах, щелях).
  3. Как в народной, так и официальной медицине мох применяется для лечения кишечных заболеваний, ревматизма и прекращения кровотечения. Благодаря содержащейся карболовой кислоте он останавливает рост многих вредных микроорганизмов.
  4. Широко используется в цветоводстве как наполнитель земляных смесей, так как препятствует гниению корней растений и делает почву более рыхлой и лёгкой.
  5. В равной смеси с навозом это прекрасное удобрение.

Сфагнум и орхидеи

Мох незаменим в качестве субстрата для земляных смесей орхидей. Молодым и неокрепшим растениям помогают бактерицидные свойства многолетника, смешанного с подкормкой.

В живой природе мох не является соседом этого цветка (орхидеи растут на лишайниках), но в домашних условиях цветы великолепно растут рядом. С помощью сфагнума у орхидей-эпифитов (получающих питание из воздуха), можно прирастить корни к поверхности.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Сфагнум – это мох далеко не самый обычный, а поэтому заслуживающий пристального внимания и тщательного изучения. Среди остальной лесной растительности он выделяется целым букетом по-настоящему замечательных качеств. Сфагнум – это болотный мох, однако, если быть точным, растение не просто поселяется в заболоченных местах, но именно оно их и создает. Кроме этого, из него образуются запасы торфа. Сегодня мох-сфагнум, благодаря своим уникальным способностям, активно используется в медицине.

Мох-сфагнум: описание и состав

Белый, торфяной мох – так еще в народе называют сфагнум. Он представляет собой мелкое травянистое болотное растение, которое объединено под общим родовым названием – Sphagnum и входит в отельное семейство сфагновых или торфяных мхов Sphagnaceae.

Науке известно много различных видов сфагнума, отличающихся строением стеблей и листьев, а также величиной, окрасом и местообитанием. Если вас интересует вопрос, где взять мох сфагнум, то отправляйтесь на болото, где он образует сплошной зыбкий ковер, который называется дерновина.

Давайте рассмотрим, как образуется сфагновый торф и что это такое. Сфагновую дерновину встречают не только на болотах, но и на озерах. Здесь она мирно плавает на поверхности воды. Дерновина состоит из множества мелких экземпляров сфагнума, которые ежегодно отращивают новые верхушки, при этом их нижняя часть отмирает и, опускаясь на дно, со временем образует залежи торфа. Таким нехитрым способом и происходит образование болот.

Важно! Помните: сфагнум размножается на грунтах с низкой аэрацией. Чтобы не допустить на своем участке разрастания мха, следует организовать качественную вентиляцию почвы.

Сфагнум имеет ветвистые стебли. Ветки растения сильно скучены на верхушке, но, благодаря сильному вытягиванию в длину междоузлий, по мере роста они начинают удаляться друг от друга, благодаря чему их ветви обращаются в разные стороны. По мере взросления мха в старых частях его стебля образуются полости.

Кора стеблей сфагнума состоит из нескольких слоев клеток большого размера, которые лишены плазмы и ее включений, благодаря чему они способны накапливать воду подобно губке, а затем длительное время ее удерживать.

Этот вид мха имеет сидячие листья, которые широкой частью прикрепляются к его стеблям и внешне очень похожи на язычки. Листья делятся на продолговатые, крупные и одиночные. Листья, растущие на ветках мха, узкие, имеют слегка удлиненную форму и черепичное расположение. А растущие на верхушках ветвей их головки являются отогнутыми. К слову сказать, все виды листьев мха имеют полые клетки, способные накапливать воду.

В мире известно более 300 различных видов мха-сфагнума, при этом 40 из них обитают на севере России, образуя там сфагновые болота. Сфагнум преимущественно растет в лесных зонах и тундре северного полушария. В южном полушарии мох встречается высоко в горах и очень редко в умеренных климатических зон на равнинах.


Сфагнум размножается спорами или отпрысками, причем второй способ является более распространенным: каждый год одна из веток начинает более интенсивно развиваться и достигает размеров материнского растения, в результате этого она несколько удаляется от куста и превращается в самостоятельное растение.

Какие вещества содержит сфагнум:

  • целлюлоза;
  • тритерпены;
  • сфагнол;
  • кумарины;
  • сахара;
  • пектины;
  • фенолокислоты;
  • смолы;
  • минеральные соли.
Мох-сфагнум содержит фенолоподобное вещество – сфагнол, которое обладает выраженным антисептическим действием. Именно благодаря высокому содержанию сфагнола это растение не разлагается даже при длительном нахождение во влажной среде, что способствует формированию огромных торфяных залежей.

Знаете ли вы? Жители северных районов России клали сфагнум своим младенцам в колыбельки, чтобы крохе было тепло, сухо и комфортно. Также его использовали при строительстве ульев, для утепления стен домов или в качестве впитывающей подстилки в стойлах и хлевах.

Чем полезен мох-сфагнум, применение лечебных свойств

Сегодня сфагнум нашел свое широкое применение как в народной, так и в традиционной медицине. Сфагнум обладает уникальными лечебными свойствами.

Тщательное изучение растения подтвердило, что мох-сфагнум имеет прекрасные бактерицидные свойства, обусловленные присутствием в его составе кумаринов, сфагнола и органических кислот. Кроме этого, удалось выяснить, что он обладает выраженным противогрибковым действием. Благодаря этому мох сфагновый нашел свое применение при лечении гнойных ран, а также других травматических повреждений кожи. Он используется в качестве подложки в при иммобилизации переломов в экстремальных условиях.

Сфагнум обладает тремя очень важными для медицины качествами:

  • высокой гигроскопичностью;
  • прекрасной воздухопроницаемостью;
  • антибактериальным и противогрибковым действием.

Знаете ли вы? Обычная хлопчатобумажная вата обладает на целых 25 % меньшей гигроскопичностью, чем сфагнум, который даже во влажном состоянии сохраняет прекрасную аэрацию.

Сфагнум имеет бесценные лечебные свойства, которые в своей практике активно применяют народные целители и травники.

Ниже мы рассмотрим, при каких заболеваниях помогает сфагнум и как его правильно использовать.


Профилактика пролежней. Здесь задействованы гигроскопические и бактерицидные свойства сфагнума. Из мха издавна обустраивают подстилку для лежачих людей, что предупреждает появление пролежней и неприятного запаха, так как он прекрасно адсорбирует пот и обладает мощным бактерицидным воздействием.

Лечение остеохондроза, ревматизма и радикулита. Сухой мох заваривают крутым кипятком в соотношении 1: 10 и настаивают до полного остывания, после чего фильтруют и выливают в ванную, разбавляя теплой водой. Принимают ванную с отваром не более 40 минут, после чего все пораженные суставы растирают любой согревающей мазью, укутывают и ложатся спать. Иногда для снятия воспаления с одного либо нескольких суставов на них ставят компрессы из мха. Для приготовления компресса необходимо взять столовую ложку сфагнума и залить половиной литра кипятка, дать настояться. После этого мох следует процедить и прикладывать к пораженным суставам смоченные отваром повязки.

Для профилактики ОРЗ, ОРВИ и гриппа рекомендуется умываться настоем сфагнума, полоскать им горло и промывать носовые ходы.

Использование сфагнума для производства спирта

Торф сфагнума – это богатейший источник различных химических продуктов. Из него получают медицинский, винный и древесный спирт, битум, кормовые дрожжи и гуминовые кислоты.

Для приготовления спирта берут молодой мховый торф, который посредством серной кислоты под давлением в автоклаве переводится в сахар. Затем полученные сахаристые растворы сбраживаются при помощи дрожжей на спирт. И если верить профессору Мозеру, то из 100 пудов торфа можно получить от 5 до 6 ведер 90-градусного спирта.

Бактерицидные свойства при порезах и ожогах

Такие полезные свойства мха-сфагнума, как высокая гигроскопичность и бактерицидность, позволяют активно использовать его при лечении ран в качестве лекарственного средства, обладающего выраженным антибактериальным действием.

Использование мха сфагнума целесообразно при:

  • переломах в качестве бактерицидной и гигроскопической прокладки между телом и иммобилизующей шиной;
  • поверхностных травмах кожи, таких как обморожения, порезы и ожоги.

Знаете ли вы? Из исторических записей известно, что сфагнум использовали в медицинских целях еще с XI века. В XIХ веке сфагнум рассылали как перевязочный материал по всем русским губерниям. Врачи того времени высоко ценили это растение и активно использовали его лечебные свойства для облегчения страданий своих больных.



Для лечения длительно не заживающих, гноящихся ран и язв следует взять сухой измельченный мох, залить кипятком до образования кашицы, которую затем теплой прикладывают к ранам. Не менее эффективными будут такие компрессы при лечении ожогов, опрелостей, ушибов и обморожений. Для дезинфекции гноящихся ран и язв их также можно присыпать сухим порошком мха, оставляя в таком виде рану на несколько минут, после чего хорошо промывают настоем сфагнума и накладывают асептическую повязку.

Как применяют мох-сфагнум при дерматологических болезнях


Мох-сфагнум способен принести огромную пользу и при лечении дерматологических заболеваний. Его часто используют для лечения грибка ногтей. Чтобы победить заболевание, в обувь вкладывают стельки, изготовленные из засушенного мха, которые не вынимают на протяжении всего дня.

Далеко не каждый человек знает о том, что природа нашей страны богата растительными материалами, которые имеют большое количество полезных свойств и широко применяются в различных сферах деятельности человека. Сфагнум одно из уникальных растений экологии, нашедшее свое применение в медицине, растениеводстве, животноводстве и пр. Благодаря полезным свойствам мха наши предки боролись с болезнями, да и сегодня активно используют сфагновый многолетник для лечения ряда заболеваний.

Что такое сфагнум

Разновидность многолетнего спорового растения из семейства sphagnaceae относится к классу лиственных мхов. Сфагновые мхи разрастаются плотным, мягким ковром, в основном на дерновине, в лесных зонах и болотах Северного полушария. На Южном в основном произрастают в горах. Отличительная особенность сфагновых - отсутствие корневой системы.

Внешний вид сфагнума напоминает пушистую траву. Растет мох верхней частью, а нижняя, отмирая, образует торф. На стебле и боковых ветвях растения располагаются мелкие листья, они растут спиралью. Сфаг имеет разнообразную окраску, в природе чаще встречают коричневый, красный, белый и розовый мох.

Строение растения

Сфагнум – крупное растение, в среднем может достигать высоты в 10-20 см. На верхушке ветки формируются коробочки, в которых позже образуются споры. Сфагновые – единственные из моховых, кто не имеет ризоидов, поэтому они впитывают влагу стеблем и листьями. Стебель включает три типа веток: торчащие, свисающие и верхушечные. Лист растения состоит из двух клеток: зеленых (живых) и мертвых. Первые отвечают за фотосинтез, а вторые служат накопителем влаги и воздуха.

Внутри тело состоит из растительных тканей с клетками, структура образуется путем соединения зеленых клеток друг с другом. Благодаря своему строению этот вид сфагновых мхов имеет возможность впитывать большое количество воды. При насыщении влагой торфяной многолетник приобретает светло-зеленый оттенок, а при полном высыхании белеет.

Свойства сфагнума

Сфагновые растения произрастают на местах с повышенной влажностью и способствуют заболачиванию территории. В теле растения содержится карболовая кислота, поэтому сфаг помогает образованию торфа и почти не гниет. Гигроскопичность позволяет мху впитывать большое количество влаги, поэтому он играет роль разрыхлителя почвы, а благодаря сфагнолу предотвращает загнивание корней, поэтому используется в садоводстве. С помощью растений данной группы формируются сфагновые болота.

Разновидности

Различают следующие виды мха:

  • сухой;
  • болотный;
  • белый.

Как размножается сфагнум

Размножению способствуют споры, созревшие в спорофите, и отпрыски. Оплодотворение происходит только при участии воды, образуется зигота и происходит деление. Из нижней клетки развивается гаустория, которая потребляет питательные вещества из гаметофита и содействует развитию спорофита. Далее на верхушке стебля образу­ется коробочка и формируются споры, созревшие споры попадают на землю и способствуют развитию нового растения.

Применение сфагнума

На протяжении многих лет полезные свойства сфагнума облегчали людям быт и спасали жизни. Активно применять сфагновый многолетний мох стали во время военных действий, поскольку наблюдался дефицит перевязочных материалов. Жители Северной Америки по сегодняшний день применяют сухое растение вместо подкладки в детских люльках, т.к. благодаря своим качествам он помогает избежать опрелостей.

В лечебных целях

Сфагнум применяется в медицине и известен бактерицидными и асептическими свойствами, его применяют для дезинфекции и других целей:

  1. Он противостоит заражению ран и порезов.
  2. Благодаря содержанию фенольных веществ, кумарина, соединений сахара и смолы, сфагновый мох является антисептиком.
  3. Используя растение при переломе как перевязочный материал или повязку, можно не прибегать к дополнительной стерилизации.
  4. Мох борется с бактерией, грибком кожи и ногтей, полезен при псориазе и кожных раздражениях, борется с нагноением ран.
  5. Многолетний сфагнум можно использовать в качестве сырья для изготовления медицинского и других видов спирта, кормовых дрожжей. Кроме того, мох полезен при ожоге и обморожении. Для этого следует измельчить сухой мох и залить кипятком до состояния кашицы, затем чуть остывший мох приложить к больному месту.
  6. Для борьбы с пролежнями у лежачих больных используют сфагновые подстилки: они абсорбируют пот, устраняют неприятные запахи.
  7. Данный вид многолетнего растения еще используют в качестве дополнительных шин при переломе костей.
  8. Известно, что жевание сфагнового мха притупляет родовые боли и ускоряет процесс рождения.
  9. При высокой потливости ног используют стельки из сфага, для этого его необходимо измельчить и заполнить им льняной мешочек, повторяющий контур ноги.

  1. Отвар из сфагнума уже давно применяется в китайской медицине при болях в горле, гриппе, в качестве дезинфицирующего средства при стоматитах и инфекциях в носоглотке. Отваром активно лечат укусы насекомых и гнойники.
  2. На основе экстракта многолетнего растения созданы лекарства для лечения простаты и воспалении в мочевом пузыре.
  3. Сфаг можно использовать в качестве ваты или бинта, он впитывает гораздо больше влаги, чем вата.
  4. При колитах используют измельченный сфагнум: его съедают по чайной ложке за полчаса до приема пищи.
  5. Учитывая дерматологические свойства, многолетник используют при кожных болезнях – делают специальный компресс.
  6. Для борьбы со стафилококком собирают сфагновый многолетник на болотных местах, отжимают торфяную воду, затем ею промывают зараженные места или прикладывают влажный сфагнум к инфицированному месту.

Несколько рецептов, помогающих при разнообразных заболеваниях:

  • Порошок, способствующий заживлению открытых ран и язв. Высушенные куски сфагнума необходимо тщательно растереть, затем присыпать порез и выждать несколько минут. После этого необходимо промыть рану и наложить бинт.
  • Настой против грибка ногтей Сто грамм сухого растения залить стаканом медицинского спирта, настоять четыре минуты, затем слить спирт, а мох приложить к зараженному ногтю и оставить на несколько часов.
  • Отвар для лечения болезней суставов. Сто грамм сфагнума необходимо залить десятью литрами воды, довести до кипения и дать настояться несколько минут. После полного остывания отвара необходимо наполнить ванну теплой водой и добавить его туда. Принимать лечебную ванну следует от получаса до сорока минут.

Использование в хозяйстве

Наша природа богата ресурсами, которые играют большую роль в быту, а их полезные свойства зачастую известны не каждому. В хозяйственных целях использование сфагнума приобрело широкое распространение. Сотни садоводов и строителей, цветоводов и травников применяют мох в качестве помощника в повседневной жизни.

Сфагновый многолетник часто играет роль декоративного растения, его используют в оформлении цветочных клумб или сада. Этот многолетник часто применяют цветоводы: любители орхидей и комнатных растений утепляют им корневую систему. Для огорода торфяной мох выполняет роль удобрения, он пригоден для аэрации и улучшения качества грунта, для хранения корнеплодов и лука, проращивания семян.

Перед добавлением сфагнума в грунт необходимо его мелко нарезать. Благодаря водозапасающему эффекту мох сфагнум для комнатных растений, находящихся в помещениях с пониженной влажностью, используют как дополнительный источник влаги и питательных веществ, если нет возможности ухаживать за цветами ежедневно.

Пчеловоды применяют сфагнум в качестве утеплителя для ульев, для сбора лишней влаги в период зимних похолоданий, а животноводы – как подстилку для скота или домашних животных, т.к. он имеет свойство впитывать неприятные запахи, а использованный материал применяют в качестве удобрения для ослабленного грунта.

Растение подходит для заделывания щелей или утепления стен в домах из бруса или банях: для этого влажный мох укладывают между брусьями. Благодаря антисептическим свойствам сфагнум предотвращает появление вредителей, которые могут повредить древесный слой, плесени, а еще обеспечивает вентиляцию. Кроме того, растение обладает природным запахом, в отличие от других теплоизоляционных материалов, и не уступает им по качеству.

После того как сбор произведен, многолетник заливают теплой водой на 35 минут, чтобы избавиться от насекомых, затем отжимают, сушат. Хранить заготовленный природный материал следует в темном месте, в бумажном или тканевом мешке. Зимой сфагнум можно хранить на балконе, но для использования его необходимо разморозить. При желании ростки сфагнума можно размножать дома. Необходимо подобрать удобную пластиковую тару, снабдить ее вентиляционным отверстием, добавить воды и уложить мох нижней частью на воду.

Противопоказания к применению

Единственная причина, по которой не стоит прибегать к лечению сфагнумом, это аллергическая реакция на его химические компоненты.

Видео

1. Опишите внешний вид сфагнума.

Стебли сфагновых мхов ветвятся: от главного стебля в стороны отходят пучки боковых ветвей. Молодые ветви, которые располагаются на верхушке главного стебля, укорочены и формируют плотную головку. Листья у сфагновых мхов мелкие. Они располагаются по спирали на главном стебле и на боковых веточках.

2. Какое строение имеет стебель сфагнума?

Внутреннее строение стебля сфагнума довольно простое. Снаружи он покрыт несколькими рядами крупных мертвых клеток, которые имеют поры. Через поры внутрь клеток поступает вода. Поэтому эти клетки называются водоносными. Далее располагается механическая ткань. В центре стебля - живые паренхимные клетки, в которых запасаются питательные вещества. Специальные проводящие элементы у сфагновых мхов отсутствуют.

3. Какое строение имеют листья сфагнума?

Листья состоят их двух типов клеток, расположенных в один слой. Живые, узкие, сильно вытянутые в длину клетки, в которых содержатся хлоропласты, расположены между очень крупными мертвыми водоносными клетками. В клеточных стенках водоносных клеток есть поры. Через эти поры внутрь клеток поступает вода, которая может в них удерживаться.

4. Чем сфагнум отличается от кукушкина льна?

Кукушкин лен-зеленый мох, сфагнум-белый мох, торфяной. У кукушкина льна стебель не ветвится, а у сфагнума-есть ветви трех видов, в литьсях у кукушкина льна нет мертвых клеток, а у сфагнума их большое количество, это воздухоносные клетки, способные к поглощению влаги.

5. Как размножается сфагнум?

Сфагнум размножается половым и бесполым путем. При половом размножении происходит слияние половых клеток с образованием зиготы. Половые клетки образовываются в антеридиях и архегониях. При бесполовм способе размножение происходит путем спор.

6. Какую роль играют мхи в природе?

Зачастую мхи первыми покрывают голые скалы и другие участки, лишенные растительного покрова. Своими ризоидами они постепенно разрушают горные породы, в результате чего образуется почва. Мхи играют также очень важную роль в регулировании водного режима экосистем. Мхи впитывают и удерживают большое количество воды. Многие виды мхов, особенно сфагновых, принимают участие в образовании важного полезного ископаемого - торфа. Он образуется из неразложившихся спрессованных остатков растений, произрастающих на болотах. Сфагновые мхи содержат бактерицидные вещества и поэтому могут быть использованы в медицине.

7. Как используется торф?

Торф широко используется человеком как топливо, в сельском хозяйстве - как ценное удобрение и подстилка для скота. Из торфа получают целый ряд веществ, используемых химической промышленностью.

8. Болота - это хорошо или плохо? Аргументируйте свою точку зрения.

Болота играют важную роль в образовании рек. Их также называют «лёгкими планеты», так огромное количество фотосинтезирующих растений выделяет кислород. Болота - естественные фильтры воды и санитары агроэкосистем. На болотах растут ценные растения голубика, клюква, морошка), которые используются человеком в пищу. На болотах люди добывают торф, которые применяется как удобрение, так и в медицине (грязелечение).

Задание №1.

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Объяснение: у растений корневая система бывает стержневой (характерно для Двудольных) или мочковатой (характерно для Однодольных). Правильный ответ - мочковатая.

Задание №2.

Ниже приведен перечень теорий, законов, закономерностей. Все они, кроме двух, относятся к теориям, законам, закономерностям, правилам биологии. Найдите два понятия, "выпадающих" из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Закон расщепления

2. Правило экологической пирамиды

3. Закон сохранения энергии

4. Закон единообразия

5. Закон всемирного тяготения

Объяснение: к биологическим закономерностям (законам или правилам) относят закон расщепления, правило экологической пирамиды и закон единообразия (оставшиеся законы взяты из физики). Правильный ответ - 3,5.

Задание №3.

Набор хромосом половых клеток картофеля равен 24. Какой набор хромосом имеют соматические клетки этого организма? В ответе запишите только количество хромосом.

Объяснение: половые клетки содержат гаплоидный (одинарный) набор хромосом, а соматические (все остальные клетки) - диплоидный (двойной). Правильный ответ - 48.

Задание №4.

Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания функций нуклеиновых кислот в клетке. Определите два признака, "выпадающих" из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Осуществляют гомеостаз

2. Переносят наследственную информацию из ядра к рибосомам

3. Участвуют в биосиснтезе белка

4. Входят в состав клеточной мембраны

5. Транспортируют аминокислоты

Объяснение: нуклеиновые кислоты - это ДНК и РНК. ДНК - дезоксирибонуклеиновая кислота, располагается в ядре (или нуклеоиде) каждой клетки и отвечает за хранение генетической информации. РНК - рибонуклеиновая кислота, бывает трех типов: рибосомальная, транспортная, информационная. Все виды РНК синтезируются на ДНК. Рибосомальная РНК (рРНК) образует рибосомы, иРНК осуществляет транскрипцию - копирует определенный участок ДНК и выходит из ядра в цитоплазму. тРНК подносит к рибосоме нужные для синтеза конкретного белка аминокислоты. Правильный ответ - 1, 4.

Задание №5.

Установите соответствие между характеристикой и процессом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характеристика

А. Происходит в хлоропластах

Б. Синтезируется глюкоза

В. Является этапом энергетического обмена

Г. Происходит в цитоплазме

Д. Происходит фотолиз воды

Процесс

1. Фотосинтез

2. Гликолиз

Объяснение: Фотосинтез - процесс превращения энергии Солнца в энергию химических связей, осуществляемый фототрофами. Он происходит в хлоропластах, при этом происходит фотолиз воды, синтезируется глюкоза и др. процессы. Гликолиз - один из этапов энергетического обмена, который происходит в цитоплазме. Правильный ответ - 11221.

Задание №6.

Какое соотношение фенотипов получится при скрещивании двух гетерозигот при полном доминировании генов? Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке из убывания.

Объяснение: при скрещивании двух гетерозигот: Аа х Аа получаем следующие гаметы: А, а х А, а.

Расщепление по генотипу - 1АА: 2Аа: 1аа.

Расщепление по фенотипу: 3:1.

Правильный ответ - 31.

Задание №7.

Ниже приведен перечень характеристик изменчивости. Все они, кроме двух, используются для описания характеристик хромосомной изменчивости. Найдите две характеристики, "выпадающие" из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Потеря участка хромосомы

2. Поворот участка хромосомы на 180 градусов

3. Уменьшение числа хромосом в кариотипе

4. Появление добавочной Х-хромосомы

5. Перенос участка хромосомы на негомологичную хромомому

Объяснение: хромосомная изменчивость - такая изменчивость, которая связана с нарушением структуры хромосом, приводит к серьезным изменениям, которые могут быть обнаружены при помощи микроскопа. К таким мутациям относятся утраты участков хромосом (делеции), добавление участков, поворот участка хромосомы на 180°, появление повторов. Правильный ответ - 34.

Задание №8.

Установите соответствие между способом размножения и примером: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Пример

А. Спорообразование у сфагнума

Б. Семенное размножение ели

В. Партеногенез у пчел

Г. Размножение луковицами у тюльпанов

Д. Откладывание яиц птицами

Е. Выметывание икры у рыб

Способ размножения

1. Половое

2. Бесполое

Объяснение: примерами бесполого размножения среди перечисленных вариантов ответа являются - спорообразование у сфагнума (споры - не половые клетки) и размножение луковицами у тюльпанов (так как луковица - видоизмененный побег). Все остальное - примеры полового размножение, так как в нем принимают участие половые клетки (даже хотя бы от одной особи как при партеногенезе). Правильный ответ - 211211.

Задание №9.

Сходство клеток животных и бактерий состоит в том, что они имеют

1. Рибосомы

2. Цитоплазму

3. Гликокаликс

4. Митохондрии

5. Оформленное ядро

6. Цитоплазматическую мембрану

Объяснение: все клетки (и эукариотические и прокариотические) имеют цитоплазму, рибосомы и цитоплазматическую мембрану. Подробнее о разных типах клеток можно посмотреть . Правильный ответ - 126.

Задание №10.

Установите соответствие между насекомым и типом его развиия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Насекомое

А. Медоносная пчела

Б. Майский жук

В. Азиатская саранча

Г. Капустная белянка

Д. Зеленый кузнечик

Тип развития

1. С неполным превращением

2. С полным превращением

Объяснение: развитие с неполным превращением характерно для кузнечиков и саранчи. Для всех остальных перечисленных - с полным превращением. Правильный ответ - 22121.

Задание №11.

Расположите в правильной последовательности систематические категории растений, начиная с наименьшей. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Лютиковые
2. Покрытосеменные
3. Лютик едкий
4. Двудольные
5. Лютик
Объяснение: приведем систематическое положение лютика.
Вид: Лютик едкий
Род: Лютик
Семейство: Лютиковые
Класс: Двудольные
Отдел: Покрытосеменные (Цветковые)
Правильный ответ: 35142.

Задание №12.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
Рецепторы - это нервные окончания в организме человека, которые
1. Воспринимают информацию из внешней среды
2. Воспринимают импульсы из внутренней среды
3. Воспринимают возбуждение, передающееся к ним по двигательным нейронам
4. Располагаются в исполнительном органе
5. Преобразуют воспринимаемые раздражения в нервные импульсы
6. Реализуют ответную реакцию организма на раздражение из внешней и внутренней среды
Объяснение: рецептор - это окончание чувствительного нейрона, которое воспринимает раздражение из внешней и внутренней сред и преобразует раздражение в нервный импульс.
Поэтому, правильный ответ - 125.

Задание №13.
Установите соответствие между функцией железы человека и ее типом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Функция железы
А. Образуют жир
Б. Участвуют в терморегуляции
В. Вырабатывают полноценную пищу для ребенка
Г. Удаляют из организма минеральные вещества
Д. Повышают эластичность кожи
Тип железы
1. Потовые
2. Сальные
3. Млечные
Объяснение: потовые железы вырабатывают пот и являются частью системы терморегуляции организма, а еще они выводят минеральные вещества.
При помощи млечных желез женщины кормят детей в первый год жизни. А сальные железы вырабатывают жир (сало), что повышает эластичность кожи. Правильный ответ - 21312.

Задание №14.
Установите последовательность частей рефлекторной дуги при прохождении по ней нервного импульса. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Чувствительный нейрон
2. Рабочий орган
3. Вставочный нейрон
4. Отдел коры больших полушарий
5. Рецептор
6. Двигательный нейрон
Объяснение: рассмотрим схему рефлекторной дуги.

Из картинки видно, что рефлекторная дуга начинается с рецептора (окончания чувствительного нейрона), затем сигнал идет по чувствительному нейрону
к вставочному нейрону в головной мозг (отдел коры больших полушарий), затем обработанный сигнал из могза уходит по отростку двигательного нейрона к рабочему органу. Правильный ответ - 513462.

Задание №15.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путем ароморфозов?
1. Наличие двойного оплодотворения
2. Образование корней у папоротников
3. Снижение испарения путем образования воскового налета на листьях
4. Усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений
5. Образование плодов с семенами у покрытосеменных растений
6. Сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате
Объяснение: ароморфоз - это изменение организма, приводящее к повышению его уровня организации. То есть, примерами ароморфозов являются:
наличие двойного оплодотворения, образование корней у папоротников и образование плодов с семенами у покрытосеменных растений. Остальные изменения являются частными и к повышению уровня организации не приводят. Правильный ответ - 125.

Задание №16.
Установите соответствие между признаком отбора и его видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Признак
А. Приводит к созданию новых пород животных и сортов растений
Б. Способствует созданию организмов с нужными человеку наследственными изменениями
В. Действует в природе миллионы лет
Г. Приводит к возникновению новых видов и формированию приспособленности к среде
Д. Проводится человеком
Вид отбора
1. Естественный
2. Искусственный
Объяснение: естественный отбор происходит в живой природе в течение миллионов лет, приводит к возникновению новых видов и формированию приспособленности к среде,
а искусственый отбор - проводится человеком, приводит к созданию новых пород животных и сортов растений с нужными человеку наследственными признаками. Правильный ответ - 22112.

Задание №17.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Биогеоценоз пресного водоема реки характеризуется
1. Наличием производителей органического вещества - автотрофов
2. Отсутствием разрушителей органики - редуцентов
3. Наличием цветковых растений на мелководье
4. Отсутствием хищных рыб
5. Постоянной численностью населяющих его популяций животных
6. Замкнутым круговоротом веществ
Объяснение: в естественном биогеоценозе присутствуют все компоненты пищевой цепи (продуценты, консументы, редуценты), а значит
присутствуют автотрофы (например, цветковые растения на мелководье), консументы могут быть представленые хищными рыбами, естественным биогеоценозам не свойственно постоянство численности, так как в популяциях постоянно происходят популяционные волны из-за различных факторов,
но естественному биогеоценозу характрен замкнутый круговорот веществ. Правильный ответ - 136.

Задание №18.
Установите соответствие между причиной видообразования и его способом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Причины
А. Расширение ареала исходного вида
Б. Стабильность ареала исходного вида
В. Разделение ареала вида различными преградами
Г. Многообразие изменчивости особей внутри ареала
Д. Многообразие местообитаний в пределах стабильного ареала
Способы видообразования
1. Географическое
2. Экологическое
Объяснение: причины, связанные с изменением местообитаний (стабильность ареала исходного вида, разделение ареала вида различными преградами) мы отнесем к геграфическому видообразованию, а
все остальные причины - к экологическому (то, что происходит внутри исходного ареала). Правильный ответ - 12122.

Задание №19.
Установите последовательность процессов, происходящих при смене биогеоценозов (сукцессии).
1. Заселение кустарниками
2. Заселение лишайниками голых скал
3. Формирование устойчивого сообщества
4. Прорастание семян травянистых растений
5. Заселение территории мхами
Объяснение: сукцессия - смена биогеоценозов. Представим, что местность выгорела и не осталось ни одного травянистого растения, значит нужно развиваться заново, начиная с заселения лишайниками голых скал, затем
мхами, потом прорастают семена травянистых растений, принесенные ветром, после появляются кустарники и формируется устойчивое сообщество (смену биогеоценозов можем сравнить с эволюцией растений). Правильный ответ - 25413.

Задание №20.
Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведеные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Список терминов и понятий
1. Наследственная
2. Рождение белоглазой особи у красноглазых родительских организмов дрозофилы
3. Изменение окраски шерсти у зайца-беляка в зависимости от температуры
4. Комбинативная
5. Ненаследственная
Объяснение: мутационная изменчивость является наследственной (это основа эколюции), А - наследственная. Комбинативная изменчивость приводит к формированию нового фенотипа у потомства при помощи комбинации гамет родителей, Б - комбинативная. Модификационная изменчивость - изменчивость в зависимости от условий окружающей среды (например, температуры) в пределах нормы реакции. В - 3. Правильный ответ - 143.

Задание №21.
Изучите график, отражающий распределение семян тыквы по их величине. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа предложенного графика. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

1. Чем сильнее отклонение от средней величины признака, тем меньше частота встречаемости этого признака

2. Вариационная кривая графика - это графическое выражение характера изменчивости признака

3. Средняя величина признака не встречается в природных популяциях

4. Средняя величина признака - это отклонение от нормы

Объяснение: как мы видим в популяции встречается большое количество особей со средним признаком, а с отклонениями - меньше, следовательно, подходит первое утверждение. А еще данный график представляет графическое выражение характера изменчивости признака. Правильный ответ - 12.

Задание №22.

Биосфера - глобальная экосистема, состоящая из большого числа более мелких систем. Каждая из них имеет определенный состав и структуру. Чем представлена структура экосистемы? Ответ обоснуйте.

Объяснение: экосистема - это система живых организмов, обитающих на определенной территории и имеющих трофические связи друг с другом (а еще в естественных экосистемах круговорот веществ замкнутый). Структура экосистемы характеризуется двумя показателями: видовым (количество видов и их численность) и пространственным (размещение организмов в пространстве данной территории). Пространственный показатель, в свою очередь, включает две характеристики - горизонтальную (распространение организмов в горизонтальном направлении - например, мозаичность) и вертикальную (расположение организмов в вертикальном направлении - например, ярусность).

Задание №23.

Определите по рисунку тип и класс изображенного животного. По каким признакам это можно сделать? В чем особенности пищеварения данного животного? Ответ поясните.

Объяснение: на рисунке представлен организм класса Паукообразных типа Членистоногих. Мы это определили так как данный организм имеет четыре пары ходильных ног, головогрудь и брюшко. Пищеварение пауков - внеорганизменное, то есть паук ловит своих жертв в паутину (они прилипают к паутине), затем впрыскивает смесь желудочных ферментов в жертву и оставляет ее на некоторое время. Затем паук всасывает полупереваренное внутреннее содержимое жертвы.

Задание №24.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Образовательная ткань покрытосеменных обеспечивает рост растений. 2. При делении клеток камбия стебель растения растет в длину. 3. По ситовидным трубкам осуществляется проведение воды и минеральных веществ. 4. Покровная ткань образована клетками, плотно прилегающими друг к другу. 5. Устьица расположены между клетками проводящей ткани.

Объяснение: предложение 2 - при делении клеток камбия стебель растения растет не в длину, а в толщину. 3 - по ситовидным трубкам осуществляется проведение органических веществ от листьев ко всем органам растений, а вода и минеральные вещества проводятся по ксилеме. 5 - устьица расположены между клетками не проводящей, а покровной ткани.

Задание №25.

Почему почку покрытосеменного растения считают зачаточным побегом? Приведите не менее трех доказательств.

Объяснение: рассмотрим строение вегетативной почки покрытосеменного растения

Почку считают зачаточным побегом, так как она имеет все органы побега (но в зачаточном состоянии) - листья, стебель, почки. И из такой вегетативной почки вырастает настоящий побег.

Задание №26.

Приведите не менее трех примеров изменений в экосистеме смешанного леса, к которым может привести сокращение численности насекомоядных птиц.

Объяснение: насекомоядные птицы едят насекомых. Если численность насекомоядных птиц сокращается, значит количество насекомых возрастает (так как их мало кто ест) и они начинают истреблять растения, то есть численность растений уменьшается. С другой стороны, насекомоядных птиц едят хищники, в частности, хищные птицы. С уменьшением численности насекомоядных птиц уменьшается и численность хищных птиц.

Задание №27.

Хромосомный набор соматической клетки растения равен 20. Определите хромосомный набор и количество молекул ДНК в клетках семязачатка перед началом профазы мейоза 1 и в конце телофазы мейоза 1. Полученные результаты объясните.

Объяснение: соматические клетки имеют диплоидный набор хромосом (то есть двойной), а половые - гаплоидный. В интерфазе (перед делением) происходит удвоение ДНК, это значит, что в профазе мейоза 1 набор остается диплоидным - 2n (20 хромосом), а количество молекул ДНК двойное, то есть 40. В телофазе мейоза 1 уже произошло деление (оно произошло еще в анафазе) и количества и хромосом и ДНК разделилось пополам, то есть хромосомный набор - n (1- хромосом), а количество молекул ДНК - 2с (20 молекул ДНК).

Задние №28.

В брак вступили голубоглазый светловолосый мужчина и дигетерозиготная кареглазая темноволосая женщина. Определите генотипы супружеской пары, а также возможные генотипы и фенотипы детей. Установите вероятность рождения ребенка с дигомозиготным генотипом.

Объяснение: А - карие глаза

а - голубые глаза

В - темные волосы

в - светлые волосы

Р: аавв х АаВв

Г: ав х АВ, ав, Ав, аВ

F1: АаВв - карие глаза, темные волосы

аавв - голубые глаза, светлые волосы

Аавв - карие глаза, светлые волосы

ааВв - голубые глаза, темные волосы

Вероятность рождения ребенка с каждым из генотипов - 25%. (и вероятность рождения ребенка с дигомозиготным генотипом (аавв) - 25%)

Признаки не сцеплены с полом. Здесь проявляется закон независимого наследования.

Г.С. Калинова, Т. В. Мазяркина Биология Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2017. 10 вариантов.

1. Внешнее строение сфагнума.

Сфагновые (торфяные) мхи растут на торфяных боло-тах, вместе с клюквой, голубикой и багульником.

Стебель сфагновых мхов ветвится, образуя веточки трех типов: одни отходят в стороны (горизонтальные), другие свисают, прилегая к стеблю (поникающие), третьи образу-ют подобие головки на верхушке (верхушечные). Пони-кающие побеги по принципу капиллярности проводят вла-гу от поверхности почвы, насыщенной влагой, до самой вершины растения, т.е. они выполняют функцию погло-щения и проведения воды. Горизонтальные побеги выпол-няют в основном ассимиляционную функцию; кроме того, переплетаясь с горизонтальными побегами соседних рас-тений, они поддерживают слабые побеги в вертикальном положении, т.е. выполняют механическую функцию. У сфагнума нет ризоидов.

Листья у сфагнума мелкие однослойные, но при этом высокоспециализированные. Они состоят из двух типов клеток; одни из них крупные, ромбовидной формы и снабжены внутри спиральными или кольцевыми утолще-ниями из коллоидального вещества гиалина, поэтому они называются гиалиновыми. Эти клетки мертвые, в их обо-лочках имеются поры, через которые по принципу капил-лярности вода активно засасывается из влажной атмосфе-ры внутрь клетки и прочно удерживается там благодаря гигроскопическим свойствам гиалина. Поэтому эти клет-ки иначе называются водоносными. Каждая гиалиновая клетка окружена 4-6 узкими длинными живыми клетка-ми, содержащими хлоропласты. Это хлорофиллоносные клетки, которые выполняют функцию фотосинтеза. На долю водоносных клеток приходится 2/3 всей поверхно-сти листа.

2. Размножение и развитие сфагнума. Материал с сайта

В жизненном цикле сфагнума, как и у всех мохообраз-ных, преобладает гаметофит. Растение сфагнум — это гаметофит, на нем образуются архегонии и антеридии. В архегониях — яйцеклетки, в антеридиях — сперматозоиды. При наличии воды происходит оплодотворение, образуется зиго-та. Зигота делится, из нижней клетки развивается гаустория, которая всасывает питательные вещества из гаметофита для развития спорогона (спорофита). Из верхней клетки образу-ется коробочка (спорогон). Коробочка состоит из урночки и крышечки. В урночке на колонке располагается спорангий, в нем формируются споры. После созревания споры высы-паются, из споры образуется протонема, на ней почки, из них развивается новое растение.

3. Какова роль сфагнума в образовании торфа?

Растения сфагнума нарастают сверху, а нижняя часть отмирает. На болоте не хватает кислорода, поэтому проис-ходит неполное разложение частей растений и образуется торф. Торф — ценное топливо.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сфагнум размножается
  • сфагнум характеристика
  • кукушкин лен
  • 6 циклов сфагнума
  • жизненный цикл мха сфагнума
В продолжение темы:
История музыки

Поиск по "генерал виктор соболев ". Результатов: виктор - 5631 , генерал - 3460 , соболев - 136 . Результаты с 1 по 13 из 13 . Результаты поиска: 1. "День взятия...

Новые статьи
/
Популярные