Твердые и мягкие согласные звуки. Дифференциация звонких и глухих парных согласных в картинках Жила-была коса с козлятами

Цели.

  1. Закрепить понятие о звонких и глухих согласных.
  2. Упражнять детей в различении звонких и глухих согласных звуков на слух и с помощью тактильных ощущений.
  3. Развивать фонематический слух.
  4. Формировать навыки звукового анализа и синтеза.
  5. Развивать мышление и память.
  6. Воспитывать внимание к языковым явлениям.

Оборудование.

  1. Демонстрационный материал: символы звонких и глухих согласных. (Рисунок 1)
  2. Предметные картинки: трава, паучок, цветы, шиповник, черника, земляника, мак, ромашка, жук, грибы, колокольчик, кузнечик, хвощ, муравей, дятел, крот, слон, смородина, козы, косы.
  3. Игрушки: Кнопочка (Рисунок 35) в коробке и Лохматик (Рисунок 36) в лукошке.
  4. Указатели с надписями: “тропинка” и “дорожка”, “камень” у развилки дорог. Иллюстрации к сказке “Репка”.
  5. Раздаточный материал: тетради, ручки синего и зеленого цвета, карандаши, карточки с индивидуальными заданиями, наборы для составления схем.

Ход занятия

I. Оргмомент

Л. - Сядет тот, кто назовет слово, в котором первый звук согласный.

II. Повторение

Л. - Какие звуки называются согласными?

Д. - Согласными называются такие звуки, при произнесении которых выдыхаемая воздушная струя встречает преграду.

Л. - Какие бывают согласные звуки?

Д. - Согласные звуки бывают: твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Л. - Верно. Поговорим о звонких и глухих согласных.

Какой согласный звук называется звонким?

Д. - Согласный звук, который произносится с голосом, называется звонким.

Л. - Какой согласный звук называется глухим?

Л. - Как можно почувствовать, звонкий или глухой согласный звук?

Д. - Можно приложить ладошку к горлышку, произнести звук, и если ладошка почувствует дрожание, значит работают голосовые связки, звук произносится с голосом, он звонкий. Если ладошка не почувствует дрожания, значит голосовые связки не работают, голос не образуется, звук произносится без голоса, он глухой.

Можно произнести звук с закрытыми ушами. Если в ушах раздается звон, значит это звонкий звук. Если в ушах звона нет – значит звук глухой.

Л. - Молодцы.

Сегодня на занятии мы поупражняемся в различении звонких и глухих согласных звуков. Давайте начнем.

III. Дифференциация звуков по звонкости - глухости.

1. Различение изолированных звуков по звонкости - глухости.

Л. - Я буду произносить звук, а вы звените воображаемым колокольчиком, если звук звонкий и закрывайте уши ладошками, если звук глухой. (На доске выставляются символы звуков)

З Ж Х Л П Щ Н Г Ч Ф Р

Л. - Вы хорошо различаете звонкие и глухие согласные. Это вам поможет справиться со следующим заданием.

2. Различение звонких и глухих согласных в слогах.

Что надо узнать?

Д. - Надо узнать, где тропинка, а где дорожка.

Л. - Какой первый звук в слове тропинка?

Д. - В слове тропинка первый звук [т] - согласный глухой.

Л. - Значит, тропинка состоит из слогов...

Д. - .. .с глухими согласными.

Л. - Какой первый звук в слове дорожка?

Д. - В слове дорожка первый звук [д] - согласный звонкий.

Л. - Значит, дорожка состоит из слогов...

Д. - .. .со звонкими согласными.

Л. - Кто догадался, где тропинка?

Р. - Вот это - тропинка, потому что здесь все слоги с глухими согласными звуками.

Л. -Я проверю первый слог, остальные проверите вы.

В слоге (по) согласный звук [п], он глухой.

Л. - Тропинку мы нашли, значит это дорожка? Проверьте!

Д. - В слоге (ма) согласный звук [м] - он звонкий...

(Проверяют оставшиеся слоги и ставят правильно указатели).

Л. - Молодцы, справились и с этим заданием. Пойдем по тропинке? Но стойте, ребята,

давно я смотрю на эту коробочку и на это лукошко. Зачем они здесь, на нашем пути?

(Логопед достает из лукошка игрушку, а потом и вторую). (Рисунок 4)

Ой, Лохматик, как ты тут оказался? Теперь я догадываюсь, кто в этой красной коробочке прячется. Кнопочка, выходи! Знакомьтесь, ребята, это неразлучные друзья: Кнопочка и Лохматик. Они так хотели попасть к вам на занятие, вот и спрятались здесь. Что с ними делать? Возьмем их с собой? Тогда пусть они помогают нам различать звонкие и глухие согласные.

Л. - Какой первый звук в слове Кнопочка?

Д - В слове Кнопочка первый звук [к] – согласный, глухой.

Л. - Вот тебе, Кнопочка, наушники - символ глухого звука. (Рисунок 1)

Какой первый звук в слове Лохматик?

Д. - В этом слове первый звук [л] - согласный звонкий.

Л. -Возьми, Лохматик, звонкий колокольчик. (Рисунок 1). А теперь – в путь!

(Логопед читает надпись на камне).

По тропинке вы пойдете
Там полянку вы найдете.

(Дети читают хором цепочку слогов).

Л. - Вот и пришли мы на полянку. А на ней чего только нет!

На доске картинки: трава, черника, смородина, паучок, цветы, земляника, жук, грибы, мак, бабочка, стрекоза. (Рисунки , , , , , , , , , , )

3. Различение звонких и глухих согласных в начале слова. Коллективная работа.

Л. - Какой первый звук в слове полянка?

Д. - В слове полянка первый звук [п], он согласный, глухой.

(Логопед прикрепляет символ глухих согласных – наушники, над картинками).

Л. - На “глухой” полянке надо оставить только те картинки, в названии которых первый звук глухой.

(Дети классифицируют картинки, убирая с доски неподходящие).

Д. - Трава – в этом слове первый звук [т], он согласный, глухой. Траву надо оставить на полянке. Мак- в этом слове первый звук [м], он согласный, звонкий. Мак уберем с полянки. И т.д.

Л. - Кнопочка говорит, что на полянке всегда растут ромашки (Рисунок 16), а в траве прыгают кузнечики (Рисунок 17). (Картинки выставляются на доске) Оставим эти картинки?

Д. - Кузнечика оставим, а ромашки надо убрать, потому что в этом слове первый звук [р] - согласный, звонкий.

4. Различение звонких и глухих согласных в начале слова. Самостоятельная работа с карточками.

Л. - У каждого есть вот такой листок (Рисунки , , , , , ). В середине листа - полянка, по бокам картинки. Надо соединить с полянкой те картинки, в названии которых первый звук согласный глухой. Выполняйте задание.

Л. - Назовите, что вы поместили на свою глухую полянку?

(Дети поочередно называют слова, начинающиеся на глухой согласный звук).

5. Различение звонких и глухих согласных в конце слова. Работа в тетрадях.

Л. - А теперь поиграем в игру “Третий лишний”.

(Логопед демонстрирует картинки с изображениями дятла, крота и слона). (Рисунки , , )

Кто здесь третий лишний?

Д. - Дятел лишний, потому что это птица, а крот и слон - животные.

Л. - Можно проверить и по-другому. “Запишите” эти слова по порядку и определите последний звук в слове.

Дети изображают слово схематично, рисуя полоску. В конце полоски рисуют синий квадрат, изображая твердый согласный звук. Над звонкими звуками ставят точку (звоночек ). Скажите, кто теперь лишний?

Д. - Крот лишний, потому что в этом слове последний звук согласный глухой, а в остальных словах последний звук звонкий.

(Логопед демонстрирует картинки: муравей, колокольчик и хвощ). (Рисунки , , )

Л. - Кто здесь третий лишний?

Д. - Муравей лишний. Это насекомое, а колокольчик и хвощ - это растения.

Л. - Проверьте по последнему звуку в слове. Кто третий лишний?

(Дети в тетради выполняют аналогичную работу)

Д. - Муравей лишний. Последний звук в этом слове - согласный звонкий, а в остальных словах - глухой.

Л. - Какие картинки мы можем поместить на глухую полянку?

Д. - Крот, колокольчик и хвощ.

Л. - Чудесная полянка получилась у нас. Кому подарим полянку - Кнопочке или Лохматику? А тебе, Лохматик, в твое лукошко соберем картинки, названия которых начинаются на звонкий согласный. Вот тебе жук, мак, грибы и земляника. Ребята, а вы какие картинки отдадите Лохматику?

(Логопед проходит с лукошком мимо детей . Дети, имитируя движение, “кладут картинки” в лукошко, называя слова с индивидуальной карточки со звонким согласным в начале).

А теперь попрощаемся с игрушками.

6. Физкультминутка.

Л. - Встаньте, покажите, как вы шли к полянке.

Мы к лесной полянке вышли, (Дети шагают)
Поднимая ноги выше, -
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Собирали ягоды, (Наклоны вперед)
И вели им счет:
Две ягоды в кружку, (Каждый палец поочередно касается большого пальца)
Две ягоды в рот.

Л. - А кто помнит, какие ягоды росли на нашей полянке? (Черника, смородина и земляника)

Л. - Нас ждет звонкая дорожка. Пойдете по ней?

(Логопед читает на камне)

А пойдете по дорожке -
Может быть, найдете кошку.

Странно.
Звонкая дорожка
Мимо быстрой речки,
Под названьем Ласка,
Вдоль берез высоких
Привела нас в сказку.

Л. - Какой первый звук в слове сказка?

Д. - Первый звук [с], он согласный, глухой.

Л. - Очень Странно. Шли по звонкой дорожке...

(На доске табличка с надписью: звонкая сказка)

Ах, это звонкая сказка! Значит, не ошиблись.

На доске иллюстрации к сказке “Репка”. (Рисунки , )

Узнали, какая сказка?

Но что это?

Бедная, бедная, бедная книжка
Бабка в ней плачет, и внучка, и мышка
В сказке случилась большая беда
Кошка ушла, не знают куда.

Звонкою сказка хотела бы стать. Кошку решили сначала прогнать. Кошка обиделась, “мяу” сказала, Хвостом вильнула, и с книжки сбежала.

В сказке все плачут теперь без конца.
Нет в этой сказке былого конца.
Кошку на место скорее верните!
Звонкою сказке стать помогите!

Л. - Что случилось в этой сказке?

Д. - Из сказки ушла кошка.

Л. - Надо сначала узнать, почему прогнали кошку.

7. Выделение и характеристика первого звука в слове. Решение логической задачи. Работа в тетрадях.

Л. - Будем записывать всех героев сказки. Достаточно записать первый звук. Какой первый звук в слове репка?

Д. - Первый звук [р"], он согласный, мягкий, звонкий. Нарисуем зеленый квадратик, над ним поставим звоночек - точку.

Л. - Работайте самостоятельно.

Л. - Кто догадался, почему прогнали кошку?

Д. - Все герои сказки начинаются на звонкий согласный звук, а кошка - на глухой. Если убрать кошку, то сказка станет звонкой.

Л. – Но, почему же тогда все плачут?

Д. - Не могут вытянуть репку без кошки. Сказка не может закончиться.

Л. - Как нам кошку вернуть в сказку?

Д. - Придумать ей имя, которое начинается на звонкий согласный звук. (Мурка)

Л. - Что изменится?

Д. - Звук [к] поменяем на [м], он звонкий. Вот теперь вся сказка звонкая.

Л. - Молодцы, ребята! И сказке помогли стать звонкой, и кошку вернули. Надо позвать ее. Закройте глазки и ласково скажите: кис-кис-кис, Мурочка, вернись!

После этого детям демонстрируется счастливый конец сказки. (Рисунок 32)

8. Работа с паронимами. Звуковой анализ слова. Преобразование слова.

Л. - Вот вам загадка от деда и бабки: С глухим они траву срезают. Со звонким - листья объедают.

На доске выставляются картинки: козы, косы. (Рисунки , )

Д. - Траву срезают косы, листья объедают козы.

Л. - Составьте звуковую схему слова козы. Составьте звуковую схему слова косы. Все ли звуки одинаковы в этих словах?

Д. - Нет. Третий звук в слове козы звонкий, а в слове косы - глухой.

Л. - А чем еще отличаются эти слова?

Д. - У них разные значения.

Л. - Что будет, если звук [з] поменять на [с]?

Д. - Козы превратятся в косы.

Л. - Мы видели, как один звук может изменить значение слова. Послушайте предложения и исправьте в них ошибки:

Жила-была коса с козлятами.

В каком слове ошибка?

Д. - Ошибка в слове коса. Вместо звука [с] надо произносить звук [з]. Жила-была коза с козлятами.

Кукареку! Несу козу на плечи, хочу лису посечи. Уходи лиса вон!

Д. - Ошибка в слове козу. Надо поменять звук [з] на звук [с]. Несу косу.

IV. Итог. Согласные звонкие и глухие звуки путать нельзя. Вы такие ошибки делать не будете, потому что научились различать звонкие и глухие согласные звуки. Вы хорошо потрудились. Молодцы.

На логопедический пункт принимаются дети, которые с трудом овладевают письмом и чтением.
Эта неспособность к письму и чтению известна под названием дисграфия (расстройство письма) и дислексия (расстройство чтения).

Анализ ошибок письма дисграфиков в течение длительного времени моей практической работы показал, что эти ошибки происходят в основном из-за того, что у ребенка недостаточно развит фонематический слух. Вследствие чего он не представляет себе звуковой состав слова, что приводит к нарушению дифференциации фонем, а это проявляется в замене фонетически близких звуков при чтении и соответствующих букв на письме, хотя в устной речи чаще всего аналогичные замены отсутствуют.

Цели проекта:

  1. Формирование фонематического слуха.
  2. Выработка четкой дифференциации акустически близких звуков.
  3. Развитие навыка звукового анализа; грамматического строя речи; обогащение словарного запаса.
  4. Развитие мелкой моторики рук и высших психических функций (памяти, внимания, мышления).

Задачи:

  • Развивать умение различать парные звонкие и глухие согласные звуки.
  • Развивать знания о том, что парный согласный на конце слова может заменяться другим согласным, поэтому парные согласные нужно проверять.
  • Дать понятие того, что перед гласным звуком согласный звук не заменяется другим звуком, а слова, в которых после согласного стоит гласный, могут быть проверочными.
  • Развивать умение сопоставлять согласные буквы в проверочном и проверяемом словах.

В тетрадь включены задания по следующим направлениям:

Фонетические
- грамматические
- орфографические
- графические

Материал по работе над парами согласных в тетради расположен в определенной последовательности с учетом постепенного усложнения и включает слова со смешиваемыми звуками:

  1. Уточнение артикуляции звуков, их акустическая характеристика (таблицы парных согласных).
  2. Выделение звуков на фоне слога (чтение и повтор слогов).
  3. Формирование умения определять наличие звуков в слове (чтение чистоговорок, слов).
  4. Формирование умения связывать пару звуков с соответствующими буквами (корректурная проба).
  5. Формирование фонематического анализа и синтеза (задания на отработку звуковой структуры слова, нахождение места звука в слове).
  6. Дописывание недостающих букв (парных согласных).

Во все разделы «Различай согласные» включен материал на отработку орфограммы «правописание парных согласных в конце слова». Это таблица, в которой проверочное слово учащиеся пишут перед проверяемым, что позволяет писать с опорой на проверку (сады – сад). Перед каждым таким заданием у ребенка есть возможность повторить правило. Что в конечном итоге приводит к заучиванию его и успешному применению.

Согласно программе начальных классов по русскому языку проверка осуществляется на фонетической основе, оперируя фонетическими знаниями.

Использование скороговорок, чистоговорок, веселых стихов приводит к закреплению правильного произношения детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует развитию голосового аппарата, темпа и ритма речи. Скороговорки развивают фонематический слух. Ребята понимают, как важно правильно произносить каждый звук в слове: ошибешься – получится другое слово, будет не понятно, о чем говорится.



В тетради имеются грамматические задания, цель которых обеспечение полноценного формирования грамматического строя. Это задания на словоизменение: образование прилагательных от существительных; согласование числительных с существительными во множественном числе, на употребление предлогов; и на словообразование: образование притяжательных прилагательных («У кого чье?»), образование имен существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, работа над пониманием предлогов, верного употребления их в связной речи.

На протяжении всех занятий проводится работа по расширению, уточнению, закреплению, активизации словарного запаса, сочетанию упражнений по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значения. В начале каждого раздела предлагается Карандашный диктант. Это одно из упражнений для исправления дисграфии. После тщательного разбора всех орфограмм дети под диктовку записывают небольшой текст, 3-5 предложений с последующей самостоятельной проверкой.

Если ребенок находит ошибку, то ее не нужно зачеркивать, оставлять грязь в тетради. Стоит только стереть неправильно написанную букву резинкой и работа остается чистой и аккуратной. При проверке работы логопедом, так же надо указать на ошибку только точкой над неправильной буквой или в последующем чертой на полях. Затем тетрадь возвращается ребенку для повторного просмотра и исправления ошибок. Малыш опять имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

В конце каждого раздела проводится «Проверка знаний». В этом упражнении ребенку предлагаются задания на умение дифференцировать акустически близкие звуки, применять изучаемую орфограмму «правописание парных согласных в конце слова», а логопеду помочь выяснить, насколько ребенок усвоил это правило.

Данная тетрадь удобна как ребенку, так и логопеду. В ней собраны многие задания, направленные на дифференциацию акустически близких звуков, на формирование всех компонентов речи. Ребенку не приходится переписывать нудные карточки с заданиями, а лишь вставить букву, заполнить таблицу, дописать предлог, можно пользоваться карандашом или ручкой на выбор. Тетрадь позволяет логопеду не тратить время на подбор необходимого материала к каждому уроку, обновлять ежегодно карточки и картинки.

Считаю, что занимаясь по данной «Логопедической тетради», проходя с ребенком шаг за шагом по ее страничкам, педагоги останутся довольны результатом.

Логопедическая тетрадь «Различай парные согласные».

Игра - презентация на различение парных звонких и глухих согласных "Найди соседа"

Цель игры : учить детей на слух определять парные звонкие и глухие согласные, развивать фонематический слух, обогащать словарь детей.
Обучение грамоте дошкольника один из сложнейших видов деятельности. Будущий первоклассник должен уметь не только читать, владеть звукобуквенным анализом, но и правильно употреблять термины "звук", "буква", "слог", "слово" и "предложение". Также различать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные. Но не все дети, даже те, которые правильно произносят звуки, различают парные звонкие и глухие согласные. Данная презентация поможет детям выделить звуки в начале слова и находить слова на парный звук. Игровые упражнения развивают фонематический слух, так как первые звуки слов очень похожи по звучанию, и нужно быть очень внимательным, чтобы их различать. Играя, ребенок познакомится с парами звонких и глухих согласных звуков: [б] - [п], [д] - [т], [г] - [к], [в] - [ф], [з] - [с], [ж] - [ш]. Обратите внимание на то, что звуки называются парными, потому что произносятся почти одинаково. Разница лишь в том, что первые звуки произносятся с голосом, они - звонкие, а вторые звуки произносятся без голоса, они - глухие.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (звонкие и глухие согласные звуки)

Дидактическая игра "Четвертый лишний" (звонкие и глухие согласные звуки) содержит красочный картинный материал и поможет ребенку закрепить умение дифференцировать согласные звуки по звонкости-глухости...

Игры на дифференциацию звонких и глухих согласных звуков

Предлагаемые дидактические игры развивают умения дифференцировать звонкие и глухие согласные, выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости). Игры используются воспитателям...

учитель-логопед

Головченко Антонина Витальевна

Практикующие логопеды не понаслышке знают, каким устойчивым бывает дефект оглушения (озвончения) согласных звуков.

Более всего дефекты звонкости и глухости проявляются при произнесении парных звуков у дошкольников. Исправление недостатков произношения звонких согласных следует начинать с щелевых звуков, причем с наиболее простого из них по артикуляции звука [в], после него переходят к звукам [з] и [ж]. Значительно большие трудности могут возникнуть при постановке звонких взрывных [б], [д] и [г].

Общие приёмы для постановки звонких звуков:

Последовательно протяжно произносятся гласные звуки, каждый — сначала шепотом, а затем громко, после чего непосредственно переходят к аналогичному произношению нужного согласного. Например, озвончение звука [з]: шепотом — [а]; громко — [а]; шепотом — [и]; громко — [и]; шепотом — [с]; громко — [з].

Важно, чтобы смежные артикуляции гласного и согласного были сходны: [и] — [с], [о] — [ш], [у] — [в], [а] — [к].

Логопед произносит звонкий звук, а ребенок кистью руки касается его гортани и ощущает дрожание в ее области (для восприятия вибраций голосовых складок следует к гортани прикладывать тыльную сторону кисти руки). Далее он сам произносит этот звук, держа одновременно одну руку на своей гортани, а другую - на гортани логопеда. В результате нередко получается звонкий звук.

Дифференциация звонких и глухих парных согласных в речи у детей дошкольного возраста — очень долгий и трудный процесс. Для того, чтобы разнообразить работу по различению этих звуков, можно использовать различные игры и задания в картинках. Интересные картинки — задания помогут детям не только услышать, но и увидеть визуально разницу при правильном или ошибочном произношении парных слов.

Если ребёнок озвончает согласные, попросите его сказать нужное слово шёпотом. Если оглушает, произносить слово, контролируя вибрацию гортани. Полезно пальцами слегка потряхивать гортань, чтобы вызвать вибрацию голосовых складок.

Можно предложить ребенку такие задания:

  1. Показать картинку, которую называет логопед, например: «Где коза? А где коса?».
  2. Показать и назвать картинки в том же порядке, в каком их называет взрослый, например: «Бочки, почки, бочки».
  3. Назвать картинку, которую показывает логопед.
  4. Исправить взрослого, который называет картинку то правильно, то ошибочно. Например: «Это зуб? Да. Это суп? Нет! Это зуб».

Картинки для игры в полноценном масштабе можно скачать по ссылке

В продолжение темы:
Разное

Косцов МатвейУчастник городских научных чтений детей младшего школьного возраста секции "Мир космоса". Ученик рассказывает об устройстве космических кораблей "Восток",...

Новые статьи
/
Популярные