Психологическое сопровождение личности в период переживания горя. Этапы переживания горя и утраты

Американский психотерапевт Элизабет Кюблер — Росс описала пять стадий, через которые проходит человек, узнав о своем смертельном диагнозе. Помогая умирающим и их близким психотерапевт отметила, что потерявший кого — то из родных людей также проходит подобные стадии переживания горя. Итак,

Первая стадия переживания горя

На первой стадии переживания горя сознание человека включает самозащиту от негативных переживаний с помощью такого психологического механизма как отрицание.

Отрицание как первая стадия переживания горя проявляет себя в таких мыслях и суждениях как: «Это всё неправда, и просто невозможно!» Человек не в состоянии поверить в реальность произошедшего или происходящего, поэтому всё отрицает.

Вторая стадия переживания горя

Спустя определенное время человек начинает осознавать всё, что с ним происходит. Он задается такими вопросами как: «Почему именно я? Это так несправедливо!»


Вместе с тем вполне естественно возникает раздражение, неприязнь к окружающим и злость на тех, кто сообщил печальное известие.

Третья стадия переживания горя

На третьей стадии переживания горя появляется иррациональное желание вернуться в прошлое, когда все было хорошо, и заключить задним числом сделку с судьбой или с Богом: «Я (не) буду делать то-то и то-то, только пусть он будет жив!» Также человек здесь зачастую начинает фантазировать на тему «что было бы если бы.» и т.п.

Депрессия — это следующая стадия переживания горя

На этой стадии переживания горя человек теряет всякую надежду: «Все потеряно, больше ничто не имеет значения». Приходит отчаяние и пустота, утрата интереса к своей жизни.

Пятая стадия переживания горя

Любая потеря приводит к изменениям, прежде всего внутренним. Поэтому на этой стадии переживания горя приходит понимание, принятие и ощущение умиротворения: «Я понимаю и принимаю то, что это так». Именно в этот период многие переоценивают свою жизнь и находят в ней новый смысл.

Переживание этих стадий иногда может происходить в другом порядке. Также возможно, что человек может пройти лишь некоторые из этих стадий переживания горя, например, гнев, депрессию и принятие.

Нередко случается и так, что пройдя какую-то стадию переживания горя, человек вдруг на какое-то время снова возвращается в нее. Насколько сильным, глубоким и долгим будет переживание горя во многом зависит от индивидуальных особенностей личности.

Элизабет Кюблер-Росс «О жизни после смерти»

Роль переживаний в кризисных и экстремальных ситуациях

Общей целью работы переживания является повышение осмысленности жизни, «пересоздание», реконструкция человеком собственного образа мира, позволяющая переосмыслить новую жизненную ситуацию и обеспечить выстраивание нового варианта жизненного пути, обеспечить дальнейшее развитие личности.

Переживание - это некая восстановительная работа, которая позволяет преодолеть внутренний разрыв жизни, помогает обрести психологическую возможность жить, это и «возрождение» (из боли, из бесчувствия, из состояния безнадежности, бессмысленности, отчаяния). Психологическим содержанием процесса восстановления и основной задачей психологической помощи является реконструкция субъективного образа мира личности (в первую очередь, переидентификация, создание нового образа Я, принятие бытия и себя в нем).

Необходимо отметить, что хотя переживание может реализоваться и внешними действиями (носящими нередко ритуально-символический характер, например, перечитывание писем умершего близкого, установление памятника на его могиле и т.д.), основные изменения происходят прежде всего в сознании человека, в его внутреннем пространстве (горевание, пересмотр жизни и осознание вклада ушедшего в свою жизнь и др.) (Н.Г. Осухова, 2005).

Таким образом, можно утверждать, что человек прибегает к переживанию (переживание становится ведущей и наиболее продуктивной для человека стратегией) в особых жизненных ситуациях, которые неразрешимы процессами предметно-практической и познавательной деятельности, когда преобразования во внешнем мире невозможны, в ситуациях, которые невозможно преодолеть и от которых человек не может уйти. Горевание является естественным процессом, и человек в большинстве случаев переживает его без профессиональной помощи. В силу относительной частоты переживания кризиса утраты и недостаточного знания людьми стадий его переживания именно нарушения в течение данного кризиса являются наиболее частым поводом обращения за психологической помощью.

Комплексы симптомов горя :

Эмоциональный комплекс - печаль, подавленность, гнев, раздражительность, тревога, беспомощность, чувство вины, безразличие;

Когнитивный комплекс - ухудшение концентрации внимания, навязчивые мысли, неверие, иллюзии;

Поведенческий комплекс - нарушения сна, бессмысленное поведение, избегание вещей и мест, связанных с утратой, фетишизм, сверхактивность, уход от социальных контактов, потеря интересов;

Возможны комплексы физических ощущений, потеря или увеличение веса, алкоголизация как поиск комфорта (Е.И.Крукович, 2004).

Нормальный процесс скорби иногда перерастает в хроническое кризисное состояние, которое называется патологической скорбью. Скорбь становится патологической, когда «работа скорби» неудачна или не завершена. Болезненные реакции горя являются искажениями нормального горя. Трансформируясь в нормальные реакции, они находят свое разрешение.

Кратко представлю проявления динамики переживания утраты (горя) в схематичном виде (6 этапов ).

Особенности динамики переживаний при утрате (потери)

1 Стадия кризиса утраты: Шок - оцепенение

Типичные проявления переживания горя :

Ощущение нереальности происходящего, душевное онемение, бесчувственность, оглушенность: "как будто это происходит в кино". Речь невыразительная, малоинтонированная. Мышечная слабость, замедленность реакций, полная отрешенность от происходящего. Состояние бесчувствия длится от нескольких секунд до нескольких дней, в среднем - девять дней

:

«Анестезия чувств»: неспособность эмоционально реагировать на происшедшее в течение длительного периода времени - более двух недель с момента утраты

2 Стадия кризиса утраты: Отрицание

"Это происходит не со мной", "Не может быть!" Человек не может принять происходящее.

Нетипичные признаки горя (патологические симптомы) :

Отрицание утраты длится более чем один- два месяца с момента утраты

3 Стадия кризиса утраты: Острые переживания

(фаза острого горя)

Это период наибольших страданий, острой душевной боли, самый тяжелый период. Множество тяжелых, иногда странных и пугающих мыслей и чувств. Ощущения пустоты и бессмысленности, отчаяние, чувство брошенности, злость, вина, страх и тревога, беспомощность, раздражительность, желание уединиться.Работа по переживанию горя становится ведущей деятельностью. Создание образа памяти, образа прошлого - основное содержание «работы горя».Основным переживанием выступает чувство вины. Сильные нарушения памяти на текущие события. Человек в любой момент готов заплакать.

Нетипичные признаки горя (патологические симптомы) :

Затянувшееся интенсивное переживание горя (несколько лет).

Появление болезней психосоматического характера, таких как язвенный колит, ревматический артрит, астма.

Суицидальные намерения, планирование суицида, разговоры о самоубийстве

Неистовая враждебность, направленная против конкретных людей, зачастую сопровождаемая угрозами.

4 Стадия кризиса утраты: Печаль - депрессия

Типичные проявления переживания горя:

Подавленное настроение, происходит «эмоциональное прощание» с утраченным, оплакивание, горевание.

Глубокая депрессия, сопровождаемая бессонницей, чувством никчемности, напряжением, самобичеванием.

5 Стадия кризиса утраты: Примирение

Типичные проявления переживания горя:

Восстанавливаются физиологические функции, профессиональная деятельность. Человек постепенно примиряется с фактом утраты, принимает его. Боль становится терпимей, человек понемногу возвращается к прежней жизни. Постепенно появляется все больше воспоминаний, освобожденных от боли, чувства вины, обиды. Человек получает возможность отвлечься от прошлого и обращается к будущему — начинает планировать свою жизнь без утраты.

Нетипичные признаки горя (патологические симптомы):

Сверхактивность: резкий уход в работу или другую деятельность. Резкое и радикальное изменение стиля жизни.

Изменение отношения к друзьям и родственникам, прогрессирующая самоизоляция.

6 Стадия кризиса утраты: Адаптация

Типичные проявления переживания горя:

Жизнь входит в свою колею, восстанавливаются сон, аппетит, повседневная деятельность. Утрата постепенно входит в жизнь. Человек, вспоминая об утраченном, переживает уже не горе, а печаль. Происходит осознание того, что нет необходимости наполнять болью утраты всю жизнь. Появляются новые смыслы.

Нетипичные признаки горя (патологические симптомы):

Устойчивая нехватка инициативы или побуждений; неподвижность.

Помощь человеку, понесшему утрату, в большинстве случаев не предполагает профессионального вмешательства. Достаточно информировать близких, как вести себя с ним, каких ошибок не совершать.

Несмотря на то, что потери являются неотъемлемой частью жизни, тяжелые утраты угрожают личным границам и способны разрушить иллюзии контроля и безопасности. Поэтому процесс переживания горя может трансформироваться в болезнь: человек как бы «застревает» на определенной стадии горя.

Чаще всего такие остановки происходят на стадии острого горя. Человек, испытывая страх перед интенсивными переживаниями, которые кажутся ему неконтролируемыми и бесконечными, не верит в свою способность их преодолеть и старается избежать переживаний, тем самым нарушает работу горя, и кризис углубляется.

Для того, чтобы болезненные реакции горя, являясь искажениями нормального горя, трансформировались в нормальные реакции и нашли свое разрешение, человеку необходимо знание о стадиях переживания горя, о важности эмоционального отреагирования, о способах выражения переживаний.»

В этом и может помочь психолог: определить где человек застопорился в своих переживаниях, помочь найти внутренние ресурсы справиться с горем, сопровождать человека в его переживаниях.

Много где в интернете написано, что, столкнувшись с горем (потерей или, например, информацией о неизлечимой болезни), человек последовательно проживает пять стадий. Автор этих пяти стадий - Элизабет Кюблер-Росс - выдвинула их в 1969 году на основании своего богатого опыта работы с умирающими людьми

Стадии переживания горя: как правильно

Много где в интернете написано, что, столкнувшись с горем (потерей или, например, информацией о неизлечимой болезни), человек последовательно проживает пять стадий:

1. Отрицание (это ошибка, этого не случилось, на самом деле всё не так)

2. Злость (это всё из-за вас, это вы виноваты, пока вы тут радуетесь, у меня горе).

3. Торг (если я сделаю что-то, то ситуация улучшится, надо только захотеть и правильно «договориться»).

4. Депрессия (всё ужасно, всё плохо, ситуация безвыходная).

5. Принятие (я ничего не могу исправить и понимаю, что это так, не испытываю бессилия и ужаса от этого)

И многим показалось, что это так и есть. Действительно, ведь часто бывает так, что человек, столкнувшийся, скажем, с новость «У вас неизлечимая болезнь», первым делом не верит в это. Он говорит, мол, доктор, это ошибка, проверьте ещё раз. Он идёт к другим докторам, проходит одно обследование за другим, в надежде услышать, что предыдущие лекари ошибались. Потом человек начинает злиться на врачей, потом ищет способы исцелиться («я понял, я жил неправильно и потому заболел»), затем, когда ничего не помогает, человек ложится и днями смотрит в потолок, а потом депрессия проходит, человек смиряется со своим состоянием и начинает жить в текущей ситуации.

Вроде бы, Кюблер-Росс описала всё правильно. Вот только за этим описание стоял личный опыт, и ничего более. А личный опыт - очень плохой помощник в исследованиях.

Во-первых, есть эффект Розенталя, который в данном конкретном случае сливается с эффектом самосбывающегося пророчества . Проще говоря, исследователь получает то, что хочет получить.

Во-вторых, есть немало других когнитивных искажений, которые не позволяют сделать объективный вывод относительно чего-либо только на основании своего личного вывода, основанного на опыте. Для того учётные выполняют много сложных и как будто избыточных операций в своих исследованиях.

Кюблер-Росс таких операций не сделала, эффект Розенталя не убрала и в результате получила схему, которая относится к реальности только частично.

Действительно, бывает так, что человек проходит именно эти пять стадий, и именно в такой последовательности. А бывает, что ровно в обратной. А бывает, что проходит только некоторые из этих стадий и вообще в хаотической последовательности.

Так, например, оказалось, что не все люди отрицают потерю. Скажем, из 233 жителей Коннектикута, переживших потерю супруга или супруги, большинство с самого начала испытывали не отрицание, а сразу смирение. И никаких других стадий не было вообще (по крайней мере, в течение двух лет после утраты).

Кстати, исследование по Коннектикуту должно навести нас ещё на одну интересную мысль - а можно ли вообще говорить о стадиальности переживания горя, если люди с самого начала испытывали смирение, без других стадий Кюблер-Росс? Может быть, есть не стадии, а просто формы переживаний, которые между собой вообще никак не связаны? Вопрос…

В другом исследовании было показано, что, во-первых, есть люди, которые никогда не смиряются с потерей. И, во-вторых, что «уровень смирения» зависит, в том числе, от вопросов исследователя (привет эффекту Розенталя).

Исследование проводилось среди людей, потерявших близких в автокатастрофе (через 4-7 лет после аварии). Так вот, в зависимости от вопросов исследователей от 30 до 85 процентов респондентов говорили, что до сих пор не смирились с потерей .

В общем, переживание потери и/или горя очень контекстуально и зависит от огромного числа факторов - внезапности, уровня отношений, общего культурного контекста и ещё многих, и многих, и многих, и многих.

Уложить всех в одну схему просто невозможно. Точнее так - это возможно, если придумать схему из головы и избегать подтверждать схему исследованиями.

Кстати, сама Кюблер-Росс писала, что стадии могут проходиться в хаотичном порядке и на них, вдобавок, можно застревать на неопределённое время…. Но это опять возвращает нас к вопросу - а есть ли вообще какие-либо стадии? Может быть, есть просто формы проживания горя и в реальности они никак не увязаны в схему и/или последовательность?

Увы, эти закономерные вопросы предпочитают игнорировать. А зря…

Мы же обсудим такой вопрос - почему схему Кюблер-Росс, недоказанную и не обоснованную, приняли с таким пылом? Могу только предполагать.

Скорее всего, дело в эвристике доступности. Что такое эвристика доступности (англ. availability heuristic)? Это процесс оценки, в котором критерием правильности выступает не соответствие всем фактам, а лёгкость воспоминания. Что вспомнил сразу - то и правда. Схема Кюблер-Росс позволяет легко вспомнить случаи из своей жизни, из кинофильмов, из рассказов друзей и близких. Поэтому кажется, что она - правильная.

Есть ли польза от схемы Кюблер-Росс? Да, есть. Если человеку авторитетно сказать, что будет вот так, его состояние может (может!) улучшиться. Определённость, бывает, производит почти волшебный эффект. Есть люди, которые успокаиваются, когда знают, что их ждёт, вне зависимости от положительности или отрицательности предстоящего. Так же и кто-то из столкнувшихся с горем может (может!) получить облегчение, если будет знать, что с ним происходит.

Есть ли вред от схемы Кюблер-Росс? Да, есть. Если человек проживает горе не по этой схеме, а ему со всех сторон рассказывают, что правильно проживать вот так, у человека могут развиться различные осложнения. Это называется ятрогенией (вредоносное воздействие на пациента со стороны врача) . Такой человек может потом придти ко мне с чувством вины: «Мне говорят, что я должен отрицать потерю жены, а потом злиться на всех, но у меня не так… Я ненормальный?» С одной стороны, конечно, - мне заработок, а с другой - если бы человеку не втирали, как правильно проживать горе, этого чувства вины у него не было.

Так что схему можно использовать в быту, но вот популяризировать и выдавать за универсальную - не нужно. От этого может быть вреда больше, чем пользы.

Подведём итог. Схема Кюблер-Росс ничем не подтверждена, взята из личного опыта автора, который по определению необъективен. Схема эта не универсальна, она справедлива далеко не для всех людей и далеко не во всех ситуациях. У этой схемы есть ограниченная польза, и иногда схему можно применить. У этой схемы есть очевидный вред, и лучше не популяризировать схему .опубликовано .

Павел Зыгмантович

Остались вопросы - задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Человек в своей жизни постоянно что-то теряет – вещи, время, возможности, отношения, людей. Наверное, нет ни одного дня, когда что-то бы да ни утратилось. А возможно, ни одного часа или даже минуты. Потеря является нормой жизни человека и, соответственно, должна быть некая «нормальная» эмоциональная реакция на потерю.

Одной из первых такую эмоциональную реакцию на тяжелую утрату исследовала психолог Элизабет Кюблер-Рос. Она наблюдала реакции смертельно больных на свой диагноз и выделила пять стадий переживания:

1. Отрицание. Человек не может поверить в свой диагноз.
2. Агрессия. Претензии к врачам, злость на здоровых людей.
3. Торги. Торги с судьбой, «Ах если бы я …».
4. Депрессия. Отчаяние, потеря интереса к жизни.
5. Принятие. «Я жил не зря и теперь я могу и умереть…».

Позже, эта модель была перенесена на переживание любых утрат, включая самые мелкие. Прохождение этих пяти (шести) стадий и считается «нормой» переживания потери.

Скорость их прохождения зависит от тяжести потери и от уровня «зрелости» личности. Чем более легкие потери, тем быстрее они переживаются. «Нормой» для наиболее тяжелых потерь (например, потери близкого) является срок не более года-двух. Наоборот, отклонением от нормы можно считать непрохождение этих стадий, зависание на какой-либо из них.

Некоторыми психологами эта модель была также дополнена шестой стадией – «Развитие». В таком случае, человек при утрате проходит определенные стадии, в результате которых его личность получает потенциал для развития, становится более зрелой. Или же эти стадии могут быть не пройдены (произошло зависание на определенной стадии), и развитие личности, наоборот, затормозилось. Следовательно, с таким дополнением, любую утрату можно рассматривать с позитивной стороны – она является потенциалом развития. Ничего не теряя, человек развиваться не может (похоже на тезис советской психологии «личность развивается в конфликте»).

В направлении психотерапии Транзактный Анализ принято изображать эту модель через «петлю потери», где наглядно показывается движение человека через прохождение «петли потери» вверх. Тогда, человек, у которого нарушен цикл переживания потери, в таком случае не просто неспособен их переживать и страдает из-за этого, а у него заблокировано развитие личности так таковое. Тогда, частной задачей психолога будет помощь в переживании потери, а общей – восстановления цикла прохождения потерь как такового (поэтому часто при фокусном консультативном запросе на помощь переживания горя выходят на психотерапевтический запрос снятия блоков и запретов в эмоциональной сфере).

Эту же модель можно представлять в виде последовательности эмоций, которые переживаются на каждой стадии:

1. страх;
2. злость;
3. вина;
4. печаль;
5. принятие;
6. надежда.

Так удобнее объяснить психологическую функцию каждой стадии. В «норме» человек при любой потери переживает последовательность этих эмоций.

1. Стадия Страха. Страх является защитной эмоцией. Он помогает предугадывать и оценивать угрозы, подготовиться к встрече с ними (или бегству от них). Люди, у которых переживание страха недостаточно развито или вообще блокировано, неспособны адекватно оценивать угрозы и готовиться к ним. Совершенно логично, что первой в цикле переживания потери природа поставила именно стадию страха – ведь именно тут происходит оценка угрозы дальнейшей жизни от этой потери и поиск ресурсов ее пережить.
Соответственно, наибольшие сложности с переживанием этой стадии возникают у людей с нарушенной способностью переживать страх. В этом случае человек реагирует на потерю тем или иным уровнем ее отрицания (от невротического ощущения, что на самом деле ничего не произошло, до психотического полного непризнания произошедшей потери). Также вместо запрещенной истинной эмоции страха на этой стадии могут возникнуть сценарные (рэкетные, шантажные – терминология транзактного анализа) эмоции.
Задачей психолога , при «застревании» на этой стадии, является помощь в переживании страха потери. В консультативном ключе – это поиск и наполнение ресурсами, которые помогут прожить без объекта потери (крайне не рекомендуется «ломать отрицание», как это, например, «любят» делать неопытные специалисты в случае с зависимостями – зависимый потому и отрицает свою проблему зависимости, потому что у него нет ресурсов жить без нее). В психотерапевтическом ключе (на всех других стадиях она аналогична, поэтому ее описание для других стадий я упущу) – работа с шантажными эмоциями, выход на детские запреты страха и недостаточно ресурсные родительские фигуры (ребенок недополучал эмпатию и защиту в ответ на свои эмоции страха).
В качестве самопомощи можно написать сочинение «Как я смогу жить без … (объект потери)!», заключить с собой договор на заботу о себе, запланировать поиск поддерживающий и «защищающих» ресурсов.

2. Стадия Злости. Злость является эмоцией, направленной на изменение мира (ситуации). С этой точки зрения следование стадии злости за стадией страха опять таки является совершенно логичным. На предыдущей стадии произошла оценка угрозы и поиск ресурсов. На этой стадии происходит попытка изменения ситуации в свою пользу. Ведь действительно, во многих ситуация, пока не поздно, потерю можно предотвратить активными действиями (к примеру, догнать карманника при краже кошелька), а предпринять их помогает именно злость. Кроме того, если страх помогал оценить уровень угрозы для себя, то злость помогает оценить, что неприемлемо в самой ситуации, вызывающей потерю. Проблемы с прохождением этой стадии могут быть у людей с запрещенной эмоцией злости. Вместо переживания естественной злости такие люди могут «зависать» в агрессии, претензиях и обвинениях, а также в ощущении бессилия и несправедливости. Кроме того, вместо переживания истинной злости могут проявляться шантажные эмоции.
Как и на стадии страха, задача психолога в этом случае – помощь в переживании злости и переходе на следующую стадию переживанию потери. В консультативном ключе – это снятие культуральных запретов на злость (к примеру, нельзя злиться на то, что человек умер), поиск неприемлемых в ситуации моментов и поиск ресурсов для переживания злости к ним.
Самопомощь : «Письмо злости» (что мне не понравилось в ситуации, что меня злит, что для меня неприемлемо и т.д. – важно не переходить в обвинения и агрессию), «Письмо прощения».

3. Стадия Вины. Вина – эмоция, помогающая искать ошибки в своем поведении и исправлять их. На этой стадии вина помогает человеку оценить, что можно было сделать иначе и: 1.) либо вовремя исправить свое поведение; 2.) либо сделать выводы на будущее для подобных ситуаций. Человек с неспособностью к адекватному переживании вины может «зависать» на этой стадии в самообвинениях, самобичеваниях и других аутоагрессивных эмоциях.
Принцип работы психолога тут аналогичен работе на других стадиях. Тут также важно научить человека различать позицию ответственности («я несу ответственность за исправление/принятие своих ошибок»), и вины («я должен быть наказан за свои ошибки»).
Самопомощь: анализ своих ошибок, «Письмо злости себе» (что мне не понравилось в своем поведении, важно не переходить в аутоагрессию), «Письмо прощения себя», контракт на новое поведение в подобных ситуациях в будущем.

4. Стадия Печали. Печаль выполняет функцию разрыва эмоциональных связей с объектом привязанности. При проблемах переживания печали человек неспособен «отпустить» потерю и «зависает» в «депрессивных» эмоциях.
Особенности работы психолога на этой стадии: показать «восстанавливающую» функцию печальных эмоций.
Самопомощь: анализ «+» того, что потеряли (как хорошо было с этим/ним/ней), «Письмо благодарности» (где вспоминается и выражается благодарность за все хорошее, что было раньше с объектом потери, и без чего теперь придется жить).

5. Стадия Принятия. Принятие выполняет функцию восстановления и поиска ресурсов для жизни без объекта потери. В конце этой стадии ставится эмоциональная точка: «Да, я смогу жить без …!». Особенности работы психолога: расширение перспектив времени (перевод из прошлого и настоящего в будущее), поиск ресурсов и замены объекта потери. Самопомощь: «Письмо поддержки себе» (как я буду жить и поддерживать себя без объекта потери).

6. Надежда. Надежда – эмоция развития и устремления вперед. На этой стадии происходит перевод ситуации потери в ситуацию ресурса. Происходит понимание, что в этой потери было на самом деле и приобретения, которые можно использовать в будущем.
Задача психолога: помощь в поиске приобретений в ситуации потери, как эти ресурсы можно использовать в будущем.
Самопомощь: анализ приобретений в ситуации потери, «Письмо благодарности потере», постановка целей на будущее.

Еще пара слов про работу психолога с переживанием потери. Хотя это известная и распространенная в работе психологов тема, есть моменты, которые редко упоминаются и многие психологи эти моменты упускают.

В случае с запрещенной какой-либо истинной эмоцией (как это уже упоминалось выше), человек может переживать вместо нее шантажную эмоцию . Так, например, если шантажной эмоцией истинной злости является вина (ребенка учили испытывать вину за свою злость), то на второй стадии вместо злости будет активироваться чувство вины. Психолог в этом случае может совершить ошибку и принять эту стадию за третью и оказывать помощь в переживании вины, что, в конце концов, окажется безрезультатным. В то время как тут необходима работа как раз не по переживанию вины, а по ее снятию, последующим разблокированием злости и помощи в переживании именно ее (злости).

Такой же принцип и для других стадий: важно понимание, человеку не хватает ресурсов для переживания истинной эмоции на этой стадии, или же мы имеем дело с шантажными эмоциями. Истинные эмоции необходимо помогать переживать (в лучших традициях гештальт терапии), сценарные же «снимать» и выявлять лежащие за ними истинные.

Также хотелось бы еще раз напомнить, что потери бывают не только крупные, но и мелкие ежедневные. И человек может быть неспособен переживать также и их. Как результат – негативный эмоциональный жизненный фон и заблокированное эмоциональное развитие.
В таком случае работа психолога будет заключаться в повышении эмоциональной грамотности и культуры человека (или, как модно выражаться сегодня, эмоционального интеллекта): объяснения функций эмоций, проработке культуральных запретов, работе с системой эмоционального рэкета и детских запретов и т.д.

Ну и слоган напоследок: цените потери, только в них мы приобретаем!

Горе - это реакция на потерю близкого, любимого человека после невозвратной разлуки с ним или его смерти*. Возможно, психологический смысл горя состоит в выражении любви, которую человек, понесший утрату, чувствует к умершему или потерянному близкому человеку. Горе также является и процессом, в течение которого человек переживает боль утраты, прощается с ушедшим, учится сохранять память о нем и в то же время жить в настоящем. Процесс переживания горя можно условно разделить на несколько стадий, которые считаются общими для перенесших утрату, хотя реакции людей индивидуальны и каждый переживает горе по-своему. К тому же, процессу переживания свойствен циклический характер, то есть он состоит из множества болезненных возвращений на ранние стадии. Тем не менее, знание признаков, характерных для той или иной стадии переживания горя, и понимание их психологического смысла позволяют оказать помощь страдающему человеку.

Начальная стадия горя - шок и оцепенение. Шок от перенесенной утраты и отказ поверить в реальность происшедшего могут длиться до нескольких недель, в среднем 7-9 дней. Физическое состояние человека, переживающего горе, ухудшается: обычны утрата аппетита, сексуального влечения, мышечная слабость, замедленность реакций. Происходящее переживается как нереальное. Человек в состоянии шока может делать что-то действительно необходимое, связанное с организацией похорон, или же его активность может быть беспорядочной. Бывает и полная отрешенность от происходящего, бездеятельность. Чувства по поводу происшедшего почти не выражаются; человек в состоянии шока может казаться безразличным ко всему.

Предполагается, что комплекс шоковых реакций связан с работой механизмов психологической защиты: отрицание факта или значения смерти предохраняет понесшего утрату от резкого столкновения с ужасом произошедшего. Человек сосредоточен на каких-нибудь мелких заботах и событиях, не связанных с утратой, либо он психологически остается в прошлом, отрицая реальность; в таком случае он и производит впечатление оглушенного или сонного: почти не реагирует на внешние стимулы или повторяет какие-либо действия.

Часто на смену шоковой реакции приходит чувство злости. По мнению Ф. Василюка*, злость возникает как специфическая эмоциональная реакция на помеху в удовлетворении потребности, в данном случае - потребности остаться в прошлом вместе с умершим. Любые внешние стимулы, возвращающие человека в настоящее, могут провоцировать это чувство. По предположению Томкин-са*, непрерывное страдание само по себе повышает порог гневной реакции, а гнев ослабляет страдание. Иногдачеловек испытывает сильную злость к умершему**. Например, молодая женщина, муж которой погиб в шахте, через несколько дней после похорон почувствовала сильную обиду и злость на мужа за то, что он оставил их (ее и ребенка). Она обвиняла его в том, что он не поменял работу, поэтому погиб. Злость смешивалась с отчаянием, ей хотелось ломать, крушить вещи, рвать на себе одежду, в буквальном смысле биться головой о стену от бессильной ярости при мысли, что ничего нельзя изменить, повернуть вспять. Злость также свидетельствует о глубине полученной психологической травмы.

Следующая стадия горя - стадия поиска - характеризуется стремлением вернуть умершего и отрицанием безвозвратности утраты. Человеку, понесшему утрату, часто кажется, что он видит умершего в толпе на улице, слышит его шаги в соседней комнате и т. п. Поскольку большинство людей, даже испытывая очень глубокое горе, сохраняют связь с реальностью, подобные иллюзии могут пугать, вызывать мысли о сумасшествии. С другой стороны, сильна вера в чудо, не исчезает надежда каким-то образом вернуть умершего, и скорбящий «встречает» его или ведет себя так, как будто бы тот вот-вот появится.

Переход от стадии шока к стадии поиска постепенный; особенности состояния и поведения, характерные для этой стадии, можно заметить на 5-12-й день после известия о смерти. Некоторые последствия шока могут проявляться еще довольно долго.

Третья стадия - стадия острого горя - длится до 6-7 недель с момента утраты. Сохраняются и поначалу могут усиливаться физические симптомы: затрудненное дыхание, мышечная слабость, физическая усталость даже при отсутствии реальной активности, повышенная истощае-мость, ощущение пустоты в желудке, стеснения в груди, кома в горле, повышенная чувствительность к запахам, снижение или необычное усиление аппетита, сексуальные дисфункции, нарушения сна.

В течение этого периода человек испытывает сильнейшую душевную боль. Характерны тягостные чувства и мысли: ощущения пустоты и бессмысленности, отчаяния, чувства оставленности, одиночества, злости, вины, страха и тревоги, беспомощности. Человек, переживающий утрату, поглощен образом умершего, идеализирует его. Переживание горя составляет основное содержание всей его активности. Горе влияет на отношения с окружающими. Они раздражают скорбящего, он стремится уединиться. Например, женщина, сын которой погиб, испытывала злость на второго сына за то, что тот «живет нормальной жизнью», и сама пугалась силы этой злости, винила себя, не понимая своего состояния.

Стадию острого горя считают критической в отношении дальнейшего переживания горя. Человек постепенно «уходит» от умершего и с болью переживает действительное отдаление его образа. Разрыв старой связи с умершим и создание образа памяти, образа прошлого и связи с ним - основное содержание «работы горя» в этот период.

Через 3-4 месяца начинается цикл «хороших и плохих» дней. Повышается раздражительность и снижается фрустрационная толерантность. Возможны проявления вербальной и физической агрессии, рост соматических проблем, особенно простудного и инфекционного характера, из-за подавленности иммунной системы.

С наступлением шестимесячного срока начинается депрессия. Особенно тягостны праздники, дни рождения, годовщины («Новый год впервые без него», «весна впервые без него», «день рождения») или события повседневной жизни («обидели, некому пожаловаться», «на его имя пришло письмо»).

Четвертая стадия горя - стадия восстановления - длится примерно год. В этот период восстанавливаются физиологические функции, профессиональная деятельность. Человек постепенно примиряется с фактом утраты. Он по-прежнему переживает горе, но эти переживания уже приобретают характер отдельных приступов, вначале частых, потом все более редких. Конечно, приступы горя могут быть очень болезненными. Человек уже живет нормальной жизнью и вдруг вновь возвращается в состояние тоски, скорби, испытывает ощущение бессмысленности своей жизни без ушедшего. Часто такие приступы связаны с праздниками, какими-то памятными событиями, а впрочем, с любыми ситуациями, которые могут ассоциироваться с умершим. Годовщина смерти символически ограничивает период горя. Многие культуры и религии отводят на траур именно один год, ведь за год мы проходим определенный жизненный цикл, маркерами которого служат традиционные даты и события.

Итак, приблизительно через год наступает последняя стадия переживания горя - завершающая. Боль становится терпимей, и человек, переживший утрату близкого, понемногу возвращается к прежней жизни. В этот период происходит «эмоциональное прощание» с умершим, осознание того, что нет необходимости наполнять болью утраты всю жизнь. Из словарного запаса исчезают слова «тяжелая утрата» и «горе». Жизнь берет свое. Завершение переживания горя могут затруднять некоторые культурные нормы и личные убеждения (например, убеждение женщины, муж которой погиб на войне, что она должна хранить ему верность и горевать о нем до конца своих дней). Создать в памяти образ ушедшего из жизни, найти для него смысл и постоянное место в потоке жизни - вот основная цель психологической работы на данной стадии. И тогда человек, понесший утрату, сможет любить тех, кто живет рядом с ним, создавать новые смыслы, не отвергая тех, что были связаны с умершим: они останутся в прошлом.

В продолжение темы:
Разное

Косцов МатвейУчастник городских научных чтений детей младшего школьного возраста секции "Мир космоса". Ученик рассказывает об устройстве космических кораблей "Восток",...

Новые статьи
/
Популярные