Преподобный сисой печерский, схимонах. Из жизни одной нижегородочки О целебной милости Преподобного Схимонаха Иоасафа, и о явлении, бывшем от иконы, иже во святых Отца нашего Филиппа Митрополита Московского и всея России Чудотворца, иже есть в Нижнем Новг

June 6th, 2018

Не знала, что у нас в самом центре города, где уже и спрятаться чуду негде, еще остались такие места с ИСТОРИЕЙ!

Третий день лета начался с прогулки для души. Есть в Нижнем Новгороде оказывается такие "сильные" места, где мира тишина.

В социальных сетях увидела призыв на прогулку-паломничество по Нижнему Новгороду по следам Иоасафа Печорского.
Настраивалась на простую прогулку по красивым в первую очередь и по историческим во вторую очередь местам родного города. Но Женя Павлов устроил нам настоящую экскурсию (как же я обожаю экскурсии!) с ответами на наши вопросы. Всё прошло очень душевно, как я люблю.

(Всегда интересны истории людей, как их путь ведёт к Богу. У Жени этот путь начался интересно и что самое главное, он находится на своем месте. Сложно ведь найти свою работу, чтоб была люба сердцу. Судьба привела Женю в Нижегородский Печерский мужской монастырь, где он подвизается экскурсоводом.)

Вознесенский Печерский мужской монастырь находится в нескольких минутах ходьбы от Сенной площади.


По дороге нас встречает Крестовоздвиженская Часовня 1687 года постройки. Она построена управляющим монастырем во искупление вины за низложение Патриарха Никона в 1666 году.
Низложение Патриарха Никона все последующие настоятели монастыря брали себе на вину, потому что присутствовали на том суде.

Крестовоздвиженская часовня простояла до 30-х годов прошлого века. Найдены документы датированные 29 годом прошлого столетия: "Прошу выдать мне с развалин Крестовоздвиженской часовни кирпич на ремонт русской печи."
Сегодня она вновь отстроена и с ее горы открывается вид на Печерский монастырь. В следующий раз проверю.

Спускаемся по дороге и нам открывается невероятной красоты панорама.

Стены с окнами-бойницами никогда не несли в себе оборонительную функцию, окна построены для красоты.

Ворота вновь отстроены в 2006 году, до этого также были снесены в годы лихолетья, когда сносили церкви и устраивали в них склады зерна и библиотеки.

Около входа начинается аллея Романовых. Планируется, что их будет 17. Не все сегодня собрались на аллее. Но в будущем подойдут)))
Как поется в песне Газманова "Рюрики, Романовы, Ленин и Сталин - это моя страна!" Ну о Сталиных и Лениных не будем, а вот Рюриковичи тоже соберутся, только уже на своей аллее.
Вообще планируется создать еще и третью аллею с русскими Патриархами.

Царские династии появились здесь за их заслуги - они "созидали и собирали нашу страну от Балтики до Тихого океана, преумножая славу нашей Родины" - со слов отца Тихона.

На постаментах таблички с именем правителя и датой. В некоторых случаях выгравированы даты правления, в других даты жизни.

А пока я иду по аллее Романовых. Правители расступаются перед идущими.

А я смотрю в их лица, такие надменные и гордые. И мне это нравится: смотреть их настоящих, а не припудренных маской благочестивости.
Вот эти дамочки особенно порадовали)

Екатерина Великая

Виды. Аллея Романовых и Ворота. Какой же прекрасный день выдался - еще вчера были непрекращающиеся дожди и назавтра тоже обещают, а сегодня какая-то благодать.
Иду-иду, Жень, не отстаю.

Надвратная (построенная над воротами) шатровая церковь с картинами из истории монастыря, через нее мы сейчас пройдем на территорию, своим обликом копирует Михайло-Архангельский собор в Кремле.
Отсюда хорошо видно "падающую башню" слева.

Роспись на стенах. Строительство. Деревянные постройки впоследствии заменяли потихоньку каменными.

Здесь в советские годы располагался кинотеатр "Колхозник".
Второго этажа не было, его достроили много позже.

Стена пока не открыта для прогулок. Ждем.


Некрополь. Плиты, найденные на территории монастыря после бесчинств в годы лихолетья, свезены в это место. Кресты потеряны, так как были отданы в металлолом.
На заднем плане братские корпуса. В них были коммуналки. Некоторые люди приходят сегодня в
монастырь и говорят, что хотят пройтись по местам, где когда-то жили их
родственники. А Женя добавляет сквозь усы - которые разбирали храмы на
печи.

Успенская церковь с трапезной. Здесь Женя объясняет нам, что у каждого иконостаса иконы располагаются в определенном порядке.

Церковь Вознесения Господня с колокольней. Та самая "Падающая" колокольня - свидетельство неустойчивой земли, склонной к оползневым движениям. В процессе строительства колокольни, было замечено, что стены наклонены. Поэтому дальше инженерая мысль сработала уже по имеющимся данным - начиная с колокольной площадки и дальше до верха крыши, башня строится вертикально к Земле. То есть башня не только наклонилась, но и изогнулась.)) Ну вот так.

Расписанная золотом дверь ведет в домовую церковь, где молятся только монахи. Обывателям сюда нет хода.

Похоже издали на гравировку, но это роспись.

Небольшой куполок на крыше сообщает, что здесь над аркой разместилась церковь Петра и Павла.

При монастыре действует археологический музей. Экспонаты размещаются на двух этажах.

Три святых, которые наиболее всего сделали для монастыря в своё время.

Святой Макарий Желтоводский.

Основатель данной обители Дионисий.

Евфимий Суздальский

История на каждом шагу. Бюст Александру II - тому самому, который в 1861 году отменил крепостное право. За это народ назвал его Царем-Освободителем.
Вместе с личной свободой крестьяне получили землю и гражданские права: свободно избирать место жительства, вести торговлю, открывать фабрики и заводы, заниматься ремеслами.

Выходим из монастыря и идем вниз. Открываются виды на Волгу и Гребной канал, который раньше я называла ГрИбной канал, от слова "гриб", хотя грибов ни когда не видела, сколько не вглядывалась.

Обожаю эти дорожки, то вниз, то вбок. Деревья то расступаются, то нависают плотным потолком. А птицы как раскричались, как будто радуются солнечному дню.

Семь холмов было разровнено для строительства этого нового монастыря взамен старого. Кидаю взгляд на куполки и вскоре они уже скрываются из вида за большими деревьями.

А мы идем и ведем неспешные беседы о древних временах и о чудесах, случающихся сегодня с прихожанами. И вдруг неприметная тропинка, которую я бы в жизнь не приметила, потому что всегда смотрю больше на воду.

Приготовились к подъему. Решительный вздох и... Идем.

Никогда раньше не задумывалась о морфологии слова Печёры, а тем не менее у нас в Нижнем это слово в ходу - Верхние Печёры, Слобода Печёры, Печёрский монастырь. Оказывается на старословянском "печеры" означают "пещеры". И Печёрский монастырь это пещерный монастырь дословно.

Монастырь построенный в скале, в пещере в 1330 году святым Дионисием, был полностью разрушен через 270 лет в результате оползня в 1597 году.
Оползень шел не за считанные минуты, а несколько дней. Сначала были небольшие подвижки земли. За это время служители смогли вынести ценности, иконы, бумаги, жители окрестных домов - уйти в безопасные места.
«и нача гора осыпатися… и бысть шум и треск велик по лесу, и нападе на людей страх и ужасть велика…»
Движение горы было таким мощным, что даже изменило русло реки Волги в этом месте и отбросило прибрежные корабли.
Это был благоустроенный монастырь, процветающий и имеющий поддержку государства того времени.
Сход горы на монастырь.

За что не угодил сей богоугодный угол, можно только строить предположения, но после схода земли от былого великолепия не осталось ни чего. И вернувшиеся на место разрушенного храма монахи, увидели как на месте сметенного кладбища лежит гроб чуть припорошенный землей. В нем оказалось нетленное тело Иоасафа, погребенного 30 лет назад.
Из документов того времени: «обретоша мощи позади церкви, мало землею покровенны, бяше же схимонах; мощи убо его, и ризы, и гроб нетленны, только приять земля часть от лица его, власы же его целы, и ничем не вредимы, и миро во гробе есть».
Кто он и чем заслужил такую награду от Бога, так и не известно.

То есть переводя на божественный язык можно сказать, что бог как наказывает строго, так и милости раздаёт. Разобрав по камешку нажитое имущество, он явил людям вечные ценности - святые мощи.
По вере своей люди получали возле мощей исцеления и чудеса.
На месте старого храма была выстроена деревянная церковь в подвальном помещении которого и поместили гробницу с мощами Иосафа Печерского. Пожар в 1780 годах охватил и церковь. Поэтому вновь возведенную церковь народными и спонсорскими усилиями делали каменной. Вот такой как мы ее видим сегодня.


Улочки. Наверное, это здорово, просыпаться и пить чай с видом на церковь.

Котики-красавцы

Да, я темный человек в плане церковного устройства. Женя открыл мне глаза, что иконостас (обрамление, в котором держатся иконы) составлен из икон по определенным правилам.
Обычно в иконостасе от 3 до 5 рядов. Здесь три ряда.
Первый ряд, икона слева от двери - всегда Богородица, справа - Иисус, дальше идут иконы, в честь которых назван храм, в данном случае - Преображение Господня, дальше местный чтимый святой - Иоасаф Печерский. Сверху на двери последователи Иисуса за чтением книг, склонив головы.
Над дверями всегда располагается тайная вечеря.
Второй ряд - "праздничный" ряд, события из жизни Иисуса - Рождество, Благовещенье, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение и другие. Здесь я не смогла разглядеть, что изображено (с двух метров вообще ни чего не вижу), но знаю, что это события из Евангелия, по которым часто снимают фильмы.
Третий ряд - это апостолы, последователи Христа.
Верх иконостаса венчает икона Вседержителя и крест с распятием (на фото не уместился).

На четвертом ряду обычно располагают пророков, возвестивших о скором приходе Христа на Землю.
Пятый ряд занимают праотцы (первые люди): Адам, Ева, Авель, Каин и другие.

И уже смотришь на иконостас другими глазами, изучающими. Оказывается это интересно!

Вход в пещеру.

Около 20 ступенек. Я два раза (когда поднималась и когда спускалась) стукнулась головой о свод над лестницей, значит надо было поклониться перед входом в пещеру и перед выходом из нее.
Справа от лестницы видно ведерко с флакончиками и песок из гробницы. Во флаконах елей от лампад. Считается, что елей имеет мощное действие, если оно стояло перед мощами святого. А вода пропущенная через песок - становится целительной.
Конечно, всё вышесказанное действует только по вере человека.

Вот так устроено всё внутри пещеры.

За стеклом фигура Христа в момент воскрешения.

Под спудом (то есть в тайне) лежат мощи святого Иоасафа Печерского.
Гробница вся каменная, имеет одно окошечко. Своды украшены картинами из жизни монастыря.

Икона святого преподобного схимонаха Иоасафа Печерского.

Наш путь идет дальше. Чудеса не прекращаются.
Неприметной тропой пробираюсь к ручью,
Где трава высока, там, где заросли гуще.
Как олени с колен, пью святую твою
Родниковую правду...

Извилистые улочки, виляющие то влево,

то вправо, ведут нас к следующему месту.

Второй оползень случился через те же 270 лет, что и первый после основания пещерного монастыря. В 1853 году в мае скала снова отделилась от горы и шла прямо на церковь. Но буквально в нескольких десятков метрах движение ушло направо. Что это как не чудо,
объяснить трудно. Понятное дело объяснить можно всё, но для верующих - это чудо от Бога. Потому что вновь, уничтожив церковные постройки, дома и сады, оползень открыл нам источники воды.

Ключи обнесли деревянными постройками.

В центре - часовенка.

На этом месте устроили купальни: для мужчин

и женщин.
При нас в источнике с молитвами и песнопениями купались женщины. Ну а мужчины скромнее. Но ведь пользуются популярностью у прихожан воды.

и два источника отвели для питья.

Я тоже успела помочить в купели ноги. Вода конечно как расплавленный лед - очень холодная. Весь день в ногах после чувствовалась не то чтобы сила или легкость, но какое-то здоровое ощущение были.

Легкими прыжками (после целебной-то воды) ноги сами понесли меня в горку, догонять мою группу. Без них я бы ни за что не отыскала короткую дорогу в город.
Снова неприметная тропа,

от храма в минуте ходьбы, ведет в город.

Правда тут нам требуется еще один рывок.

Хитросплетения лестниц показывают нам два пути. Где-то здесь 160 лет назад земля разверзалась и пошла к Волге. Вот она История! Я кажется это уже где-то говорила? Выбираем левую лестницу.

Уставшие и напоенные возвращаемся в привычный мир.

После такого паломничества не только в этот день, но и в следующий сохранились светлые ощущения в душе, что хотелось бы уберечь это в себе наподольше и не расплескать в течение дня.

Спасибо Жене - вырвал из привычных будней. А я ставлю себе галочку, что в моем плане на лето выполнен один из пунктов - пеший туризм и наполнение души светом. Как же мне этого не хватает в обычной жизни.

V - выполнено !

Пре-по-доб-ный Ила-ри-он, схим-ник Пе-чер-ский, стро-гий ас-кет, был спо-движ-ни-ком и уче-ни-ком пре-по-доб-но-го Фе-о-до-сия († 1074; па-мять 3 мая). Под-ра-жая сво-е-му учи-те-лю, пре-по-доб-ный Ила-ри-он дни и но-чи со сле-за-ми мо-лил-ся Бо-гу, со-блю-дая стро-гий пост. Совре-мен-ни-ки зна-ли его как кни-го-пи-са-те-ля, ко-то-рый днем и но-чью тру-дил-ся над пе-ре-пи-сы-ва-ни-ем книг в кел-лии пре-по-доб-но-го Фе-о-до-сия. В это вре-мя на-став-ник пел псал-мы и прял шерсть. Пре-по-доб-ный Ила-ри-он под-ви-зал-ся в ХI ве-ке. Пре-по-доб-ный по-гре-бен в Даль-них пе-ще-рах. Па-мять его так-же 28 ав-гу-ста и во 2-ю Неде-лю Ве-ли-ко-го по-ста.

Пол-ное жи-тие пре-по-доб-но-го Ила-ри-о-на, схим-ни-ка Печерского

В жи-тии пре-по-доб-но-го от-ца на-ше-го Фе-о-до-сия, игу-ме-на Пе-чер-ско-го мо-нас-ты-ря, о пре-по-доб-ном Ила-ри-оне ска-за-но: «Чер-нец Ла-ри-он по вся дни и но-щи пи-са-ше кни-ги в кел-лии пре-по-доб-но-го от-ца на-ше-го Фе-о-до-сия, оно-му Псал-тирь по-ю-щу усты ти-хо, ру-ка-ми же пря-ду-щу вол-ну, или ино что де-ла-ю-щу». В «Ска-за-ни-ях о жи-ти-ях свя-тых, в пе-ще-ре пре-по-доб-но-го Фе-о-до-сия по-чи-ва-ю-щих» опи-сы-ва-ет-ся пре-по-доб-ный Ила-ри-он так: «Пре-по-доб-ный Ила-ри-он схим-ник та-ко-го воз-дер-жа-ния был, иже в неде-лю раз толь-ко и то ма-ло что едал, рев-ну-ю-чи пре-по-доб-но-му Фе-о-до-сию, бо и со-жи-тель его был, мо-литв же и мо-ле-ний мно-го, день и нощь, с ко-ле-но-пре-кло-не-ни-ем и сле-за-ми тво-ря-ше, уго-дил Гос-по-ду Бо-гу». В жи-тии же пре-по-доб-но-го Фе-о-до-сия по-вест-ву-ет-ся еще, что упо-мя-ну-тый Ила-ри-он от-кры-вал-ся пре-по-доб-но-му Несто-ру, как ис-ку-ша-ли его бе-сы и как пре-по-доб-ный Фе-о-до-сий ча-сто уве-ще-вал его тер-петь эти ис-ку-ше-ния и сво-и-ми мо-лит-ва-ми из-ба-вил его от них. Пре-по-доб-ный Ила-ри-он под-ви-зал-ся в XI ве-ке. Имя пре-по-доб-но-го Ила-ри-о-на, как уче-ни-ка пре-по-доб-но-го Фе-о-до-сия, упо-ми-на-ет-ся в об-щей служ-бе пре-по-доб-ным Даль-них пе-щер (4-я песнь ка-но-на). Мо-щи его по-чи-ва-ют в Фе-о-до-си-е-вых (Даль-них) пе-ще-рах, по-это-му и па-мять его со-вер-ша-ет-ся сов-мест-но с пре-по-доб-ны-ми упо-мя-ну-тых пе-щер 28 ав-гу-ста. А 21 ок-тяб-ря па-мять его со-вер-ша-ет-ся, ве-ро-ят-но, ра-ди те-зо-име-нит-ства его пре-по-доб-но-му Ила-ри-о-ну Ве-ли--ко-му († 372).

Паломничества

05 Апреля 11 Людмила Белкина

500 ступенек к схимонаху Иоасафу

К нетленным мощам схимонаха Иоасафа Печерского Господь нас привел уже в самом конце паломничества "Волга Православная-2001". Побывав в Печерском Вознесенском монастыре Нижнего Новгрода, мы было собрались вернуться на теплоход, но тут вдруг экскурсовод нашей группы предложил заехать в находящуюся недалеко от монастыря Спасо-Преображенскую церковь - к очень почитаемому нижегородцами преподобному отцу схимонаху Иоасафу. Времени до отплытия оставалось чуть-чуть, церковь в это время наверняка была закрыта. Но мы поехали, надеясь на милость Божию. Храм действительно был закрыт, но нас встретила, как будто ждала, матушка Нина. Она рассказала, что вышла на пенсию и помогает в храме: где пол помоет, поставит свечи, раздает песочек по благословению батюшки. Обрадовалась, узнав, что мы из Самары, - матушка Нина оказалась постоянной читательницей "Благовеста". Тут же повела в нижний храм, где под спудом находятся мощи схимонаха Иоасафа, рассказала о нем, щедро наделила паломников, с благоговением прикладывающихся к гробнице, святым маслом и песочком от мощей.

О схимонахе Иоасафе известно очень мало, даже неизвестно, кто его родители. Может быть, он подвизался втайне или был настолько смиренным, что о нем не осталось никаких сведений. Но Господь прославил его и сделал известным миру после его смерти.

Схимонах Иоасаф был погребен в 1597 году на территории прежде бывшего Печерского Вознесенского монастыря. Через 30 лет после его погребения монастырь был разрушен обвалившейся горой, под которой он находился. Среди развалин открылись мощи схимонаха Иоасафа. Гроб был цел, одежда и тело - нетленны, лишь некоторые части лица были взяты землей. Гроб святого был поставлен в Старопечерской Преображенской церкви. В 1794 году была построена каменная Спасо-Преображенская церковь. В 1860 году была возобновлена пещера над гробом схимонаха Иоасафа.

Как написано в житии, "благодати преподобного схимонаха Иоасафа приписывается спасение от гибели Преображенской церкви в 1853 году, когда гора, оторвавшись от своей вершины метров на пятьдесят в длину, двинулась прямо на церковь. По дороге она оторвала и разрушила почти половину церковной каменной ограды с приходского кладбища, но, приняв неожиданно новое направление, сошла в Волгу в стороне на расстоянии сотни метров".

Мощи почиют 404 года, и все эти годы Православный люд не перестает идти к святому угоднику Божию, приезжая не только из окрестных сел, а и издалека. Идут к источнику, который назван именем преподобного. После молебнов преподобному Иоасафу по вере своей получают от него помощь. Как рассказала матушка Нина, песочек от мощей зашивают в плотную ткань и прикладывают к больному месту. Очень хорошо снимает боль, проходят даже боли в сердце. Прихожанки храма шьют пояски с песочком - лечат ими радикулит.

Решением Священного Синода от 2 декабря 1993 года Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай на праздничном богослужении прославил мощи схимонаха Иоасафа. Этот день - день его памяти, каждый год в этот день проводится праздничная служба, на гробницу ставится и освящается масло.

К Спасо-Преображенской церкви ведет длинная лестница в пятьсот ступенек. Но постоянных прихожан храма, среди которых много пожилых, это не смущает. Одна женщина 86-ти лет одолевает эту лесенку каждый день. Потому что в конце пути ее ждет святыня.

Молитва преподобному отцу схимонаху Иоасафу Печерскому

О великий подвижниче благочестия, преподобне отче Иоасафе, миру явивый образ послушания, кротости и смирения, веры нелицемерной и пути истинного, еже в заповедех Христовых ходити и ангельскому житию подражати! О усердный трудниче нивы Христовой, плод сторичный стяжавый, имже обогатися земля Нижегородская в просвещение Светом Христовой Истины и укрепление веры православной!

Днесь, светло празднуя память твою, богомудре отче, и предстоя paцe святой, в нейже покоятся нетленные мощи твои, восхваляем и славим тя, понеже многими труды стяжал еси от Господа велию милость душ и телес благодатнаго исцеления всех, с верою припадающих к святым твоим мощам. Сего ради и ныне, немощьми духовными и телесными обремененные, молим тя, преподобне отче, мы, грешные и недостойные: имея дерзновение ко Господу, вознеси о нас свои многомощные молитвы, да ими испросиши земле нашей в вере православной утверждение, людем христианским в духовном возрастании преспеяние, в превременнем сем житии благоденствие с Божиим поспешением и в жизни вечной грехов оставление и душ наших спасение.

Буди нам, отче преподобне Иоасафе, добрый наставник и защититель, непрестай вознося теплыя молитвы твоя о всех, с верою и надеждою просящих твоей помощи и молитвеннаго ходатайства пред Господом, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Село Старые Печеры свое название получило от Печерского монастыря, поблизости от которого находится. Носит оно еще название Дальних Печер, а так называется, в отличие от Ближних к Нижнему Новгороду Печер, т.е. нынешнего Печерского монастыря, потому, что здешняя приходская церковь стоит на месте прежде бывшего Печерского монастыря, основанного около 1330 года и погибшего в результате оползня в 1597 году. Поскольку существование и особенно разрушение этого монастыря стоит в связи с историей Печерской слободы, и так как разрушение, надо сказать, послужило толчком к новой обстановке в этой приходской Печерской слободе, устроившей тут впоследствии свою приходскую церковь, то мы считаем нелишним для предпринятого описания упомянуть кратко об основании и разрушении прежнего Печерского монастыря.

Печерский монастырь. Гравюра

Нижегородский Печерский мужской монастырь основан святым Дионисием во время владения Нижним Новгородом удельного князя Суздальского, Александра Васильевича. Дионисий, пришедши в Нижний Новгород из Киево-Печерской обители, в трех верстах от города, вместе с другими бывшими с ним иноками выкопал в полугоре на берегу Волги пещеру, и вскоре, по стечении к нему братии, устроил монастырь, в котором и стал настоятелем. Основанный, таким образом, в первой половине XIV века, к концу этого же столетия монастырь начал приходить в цветущее состояние, хотя, надо полагать, он, наряду с другими обителями, пострадал от нападения Арапши с монгольскими татарами в 1377 году. Неизвестно в какой год, но, тем не менее, достоверно, что около того времени вблизи монастыря по ту и другую сторону стали селиться крестьяне, предки нынешних жителей печерских и подновских, закрепленные впоследствии (к началу XVII столетия) за монастырем и составившие его ближайшую прислугу.

Существуя на прежнем месте около 250 лет и пользуясь милостями великих князей, царей и благоволениями других лиц, Печерский монастырь к концу XVI столетия достиг самого цветущего состояния и был одним из славных монастырей того времени по своему богатству и устройству - внешнему и внутреннему. Но настал для него роковой 1597 год: тогда суждено ему было испытать страшный оползень. 18 июня этого года, в третьем часу пополуночи, он был разрушен горой, под которой располагался.

Незадолго до этого несчастного случая несколько выше монастыря образовалась в горе огромная расщелина на протяжении одной версты вверх по Волге до монастырской слободы, а вниз - до пещер, вырытых в горе. В монастыре и около него обнаружились признаки разрушения: ощущались трясения земли, и даже монастырский мост, по правую сторону стены его, начал разрушаться. Ввиду предстоящей опасности и в ожидании от Бога помощи и спасения от угрожающей гибели, бывший в то время архимандрит Трифон вышел из монастыря; в то же время вынесены были чудотворный образ Печерской Божией Матери с прочими иконами, церковная утварь и все, что можно было собрать и взять в такое короткое время; многое и другое было вынесено и сохранено в целости, за исключением некоторых бумаг, крепостей и дарственных записей, утратившихся в это время, выведены были даже монастырские лошади и прочий скот.

Вскоре после этой в пору предпринятой предосторожности, именно через три дня, гора, вершина которой была покрыта спелым хлебом и местами лесом, начала осыпаться в ту глубокую и великую расщелину, отчего произошел сильный шум и ужасный треск. То было ранним утром. Все люди, жившие поблизости, от такого треска проснулись, искали спасения в бегстве из своих жилищ. Богобоязненный же и благочестивый архимандрит Трифон, а вместе с ним и братия невредимо вышли из своего жилища и, ставши вдали, смотрели на покинутый ими монастырь, плакали и молились.

Гора, между тем, оторвавшись от своей вершины над монастырем сажень на пятьдесят, а где и более, со страшным шумом ринулась в расщелину и вытеснила из-под монастыря землю в реку Волгу на пятьдесят и более саженей, так что суда, стоявшие под монастырем на водах реки, отбросило далеко от прежнего берега, именно сажень на двадцать и более, но все-таки они остались на суше, потому что на Волге от вытесненной из-под горы земли образовались огромные бугры, вследствие чего она изменила свое течение.

От обрыва и провала горы во многих местах потекли сильные источники и монастырь стал разрушаться: каменный храм Вознесения Господня обвалился до основания, прочие каменные же церкви, колокольня с колоколами, здания келий, все службы монастырские и ограда были частично разрушены, частично повреждены. Стоявшая на берегу возле монастыря деревянная церковь святителя Николая сдвинута была с места на две сажени; в самой слободе Печерской дома жителей пошатнулись и покачнулись.

Таким образом, гора, оставаясь недвижимой, быть может, на продолжении тысячелетий, за несколько минут сдвинулась на значительное расстояние; вековые храмы и здания разрушились, и благолепного, цветущего храма не стало!

Настоятель Печерского монастыря архимандрит Трифон
спасает имущество обители незадолго до разрушения

Прошло два с половиной века, а следы этого разрушения еще были заметны. По значительному уступу горы доселе можно еще отметить границы прежнего монастыря, и на всем этом пространстве значатся признаки разрушения: можно было видеть груды камней на земле и под землей в огромном количестве, остатки и развалины пещер, недалеко от восточной стороны монастыря существовавших в полуразрушенном виде до начала текущего столетия. Еще в недавнее время, по словам очевидцев-старожилов, сгорала большая восковая свеча при обходе этих пещер любопытными смельчаками. У бывшего входа в пещеры существует колодезь с отличной водой, называемый «святым». Колодезь этот, содержимый жителями в чистоте и с особой заботливостью, доселе посещается многими богомольцами, как некая древняя святыня.

Только на третий день после этого ужасно-печального приключения иноки осмелились подойти к своему, прежде мирному, прочному и постоянному, а теперь лежащему в развалинах и невозвратно потерянному жилищу. Не имея пристанища, они с грустью и скорбью бродили по развалинам. Но Премудрый Промысел, наказующий и вместе с тем милующий, в сих печальных для них остатках готовил им немалое утешение. Лишившись хотя дорогого, но тленного, они обрели сокровище бесценное и нетленное, которое было для них великим утешением, оставалось и будет навсегда вечным памятником и незабвенным ознаменованием того святого места.

Среди развалин открылись мощи схимонаха Иоасафа, погребенного на том месте за три десятилетия до разрушения монастыря. Гроб его, мало прикрытый землей, остался цел, одежды и тело схимонаха тоже были нетленны. Только некоторая часть лица его была взята землей. Считаем нужным привести здесь буквальное сказание летописи об этом открытии, хранящейся в Старопечерской церкви. Так говорится в ней: «Последи того разрушения в третий день обретоша мощи позади церкви, мало землею покровенны, бяше же схимонах, мощи убо его и ризы и гроб нетленны, только приять земля часть от лица его, власы же его целы, и ничем невредимы, и миро во гробе есть. Во оно же время монахи древни известиша, глаголющее: яко есть сей схимонах, именем Иоасаф, к Богу же в чувственном житии бысть зело подвижен и по преставлении его на сем месте погребен; тому же предыде три десять лет. Сему же бывшу прииде Дудина монастыря [где ныне село Подъяблонное Горбатовского уезда - прим. автора], игумен Евфимий с братией и того Печерского монастыря архимандрит Трифон с братией же, - вси вкупе гроб с того места вземше, известнаго же ради свидетельства, мощи смотриша и своими руками осязаша, и погребшее его во ином месте, поставиша гроб с землею вровень, непокровен землею, также и гробницу над ним устроиша».

Спасо-Преображенская Печерская церковь. Фото 1960-х гг.

После этого свидетельства мощей схимонаха Иоасафа, гроб его был поставлен на том месте, где и до сих пор стоит в Старопечерской Преображенской церкви, в ограде прежнего разрушенного монастыря.

В том же году, как разрушился монастырь, архимандрит Трифон ездил в Москву к царю Феодору Иоанновичу просить дозволения построить монастырь снова на прежнем, или другом каком месте, невдалеке от прежнего монастыря. Царь, снисходя его просьбе, дал приказание нижегородскому воеводе Леонтию Аксакову и дьяку с каменотесами осмотреть то место и узнать, будет ли оно пригодно для постройки на нем вновь монастыря.

При осмотре место то оказалось слабым и опасным для сооружения каменных зданий. Вследствие чего велено было перенести монастырь на другое место на том же берегу Волги, только выше, на расстояние около версты от прежнего места, где было семь холмов. Холмы эти и саму гору велено было выровнять за казенный счет и построить здесь в полугоре деревянный храм Вознесения Господня с келиями для братии и другими необходимыми для монастыря службами и обнести монастырь оградой. На прежнем же месте, где остались одни развалины монастыря, государь повелел построить деревянную церковь для поминовения умершей братии. Церковь эта и была в скором времени устроена в честь Преображения Господня с приделами святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святителя Николая Чудотворца, над поставленной здесь гробницей схимонаха Иоасафа. В это же время туда были перенесены из бывшего вне ограды монастырской, на самом берегу Волги храма святителя Николая некоторые иконы, в том числе, как видно из предания, две чудотворные иконы Николая Чудотворца - одна резная, размером в два аршина, а другая - в 2,25 аршина, древней иконописи в серебряном чешуйчатом окладе. Иконы эти и до сих пор находятся в Старопечерской церкви; первая - в приделе святого Иоанна Богослова на первой стене между окнами, а вторая - в настоящей Преображенской церкви за правым клиросом, и пользуются особенным уважением и благоговением к ним прихожан и странствующих богомольцев. Гробница схимонаха Иоасафа находилась в той деревянной церкви, в приделе святого апостола и евагелиста Иоанна Богослова. Так говорится и в летописи: «Сей же преподобный Иоасаф почивает даже и доныне в Старых Печерах, в церкви святого Иоанна Богослова под спудом, иже исцеления многа подает с верою приходящим ко гробу его; гроб же его по левую сторону царских врат за клиросом».

Печерский монастырь, основанный в 1598 году на новом месте, мало-помалу начал устраиваться, и к половине XVII столетия, не более чем через 50 лет, обогащенный милостями царскими и поддерживаемый вкладами разных частных благотворителей, стал вновь приходить в более чем удовлетворительное состояние. Деревянные храмы и строения стали заменяться каменными. Заново воздвигались церкви и здания, каменные и деревянные, и в более или менее лучшем виде, чем прежде. Только деревянная церковь, устроенная на месте старого монастыря на гробе схимонаха Иоасафа, оставалась в прежнем состоянии на продолжении почти двух веков. На основании царского повеления она состояла в полном распоряжении монастыря, по примеру прочих церквей, приписанных к нему.

В этих церквях, а, следовательно, и в Старопечерской, богослужение и требы отправляемы были монастырскими иеромонахами и белыми священниками, посылаемыми в те места настоятелем монастыря, как видно из метрических книг и разных монастырских документов. Так было, надо полагать, до 1764 года.

После составления и утверждения монастырских штатов, когда приписные к монастырям села с крестьянами были у них отобраны, и взамен того им дано было жалование и разные угодья, тогда и церкви тех сел сделались самостоятельными и в них стал служить особый, поставленный уже епархиальным начальством, причт. Тогда, по всей вероятности, и Старопечерская церковь обращена в приходскую, хотя и нет в документах ясного указания на эту перемену, за исключением нескольких, и то неполных, духовных росписей, ведущих свое начало в этой церкви от 1770 года. В полном же виде и правильном порядке ведутся метрические и исповедные книги с 1782 года. Около сего времени, по рассказам старожилов, во время сажания огородных овощей в мае месяце, был в Печерской слободе сильный пожар, жертвой которого вместе со строением жителей сделалась и деревянная приходская церковь.

Вместо сгоревшей деревянной церкви, уже тщанием прихожан и усердием посторонних благотворителей, как значится в церковных документах, построена вскоре после пожара церковь каменная; сперва с одним приделом Николая Чудотворца, который был освящен при Преосвященном Дамаскине в 1790 году. В 1794 году отстроена и настоящая Преображенская церковь. Через некоторое время церковь оказалась невместительной; а потому в 1816 году трапезная ее с правой стороны была расширена и устроен второй придел во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

В 1860 году холодная Преображенская церковь, бедная по внутреннему украшению, усердием прихожан и старанием церковного старосты внутри и снаружи была украшена благолепно. Древние иконы исправлены и очищены, иконостас и киоты на иконах вызолочены на полименте, пол сделан каменный, чистый и прочный, - и вообще, церковь приведена в такое благоустроение, что по благолепию своему не уступает прочим церквам нижегородским. При таком устроении каменной церкви была возобновлена и пещера схимонаха Иоасафа, находящаяся при новом расположении церкви уже не в приделе, как было прежде, а в настоящей холодной церкви, за левым клиросом, близ северной стены.

В склеп, где почивают под спудом мощи схимонаха Иоасафа, около простенка между северными боковыми дверьми и окном, был устроен узкий сход в 12 ступеней, огражденный сверху небольшими перилами. Пещера вся каменная, длиной в 8 аршин, а в ширину 3 аршина, с полукруглым сводом и небольшим окном, ниже окна левого клироса. Усердием благотворителей она отделана довольно благолепно. Стены ее, обитые досками, и свод раскрашены; на передней восточной стене устроен небольшой иконостас в три киота рядом, с тремя посеребренными лампадами пред иконами - в середине преподобного Иоасафа Царевича, справа - Феодоровской Богоматери, а слева - Церкви торжествующих, хорошей иконописной работы. Вверху над этими иконами в полукруге живописный образ Господа Саваофа, с небольшой лампадкой, никогда не гасимой. Посреди пещеры поставлена над самим гробом схимонаха Иоасафа обыкновенного размера длиной в три, а шириной в 1,5 аршина каменная гробница, возвышающаяся над полом; украшена она дорогими покровами, пожертвованными усердием христиан; в гробнице сделано сверху овальное отверстие, чтобы только просунуть руку для взятия песка, насыпанного на гроб в значительном количестве еще при устройстве церкви. На верхнем конце гробницы, в ногах, стоит живописный образ восстания из гроба Христа Спасителя в 10 вершков вышиной, а на противоположном конце постоянно лежит в футляре благословенный крест, покрытый древним воздухом для прикладывания поклонников, с двумя посеребренными подсвечниками. Над самой же гробницей было подвешено посеребренное паникадило в 7 свечей. Таково устройство пещеры. В ней каждодневно после литургии совершается панихида за упокой души здесь в Бозе почивающего схимонаха Иоасафа. Под мрачный свод этой пещеры, слабо освещаемой светом неугасимой лампады, к безмолвной, но поучительной гробнице духовного подвижника со времени разрушения прежнего Печерского монастыря до сих пор стекается множество паломников, особенно в летнее время. Причем не только из Нижнего Новгорода, но и из дальних городов и селений других губерний.

Очень часто с раннего утра и до позднего вечера, в продолжение всего лета, по прошению усердных богомольцев, воспевается здесь надгробное пение об упокоении души почившего, с испрошением себе духовной и телесной пользы, и все, по мере своей веры, приемлют ее. Больные разными недугами, особенно горячкой и лихорадкой, прикладываясь с верой ко гробу преподобного, берут оттуда песок, а от лампады - елей, и получают вскоре исцеление. Дети-младенцы, одержимые разными болезнями, когда вносятся в пещеру и прикладываются к гробнице и ее покровам, затихают от своего болезненного плача и крика и видимо, особенно для очей веры, укрепляются в здоровье.

Гробница схимонаха Иоасафа в Спасо-Преображенской Печерской церкви.
Фото нач. XX в.

В народном предании ходит много рассказов о подобных исцелениях и явлениях от гроба схимонаха Иоасафа, относящихся к довольно далеким временам. Слова нет, что все эти чудесные действия не подлежат никакому сомнению: но дело в том, что сказания о них в некоторых обстоятельствах не ясны. А относительно времени, лиц и местностей между собой даже расходятся. Почему, не касаясь их в настоящее время, пока не соберем более точных и подробных сведений, мы теперь только укажем на некоторые из них, относящиеся ко времени очень близкому к нам.

Однажды в числе богомольцев пришла в церковь Печерской слободы, для поклонения у гроба схимонаха Иосафа, крестьянская женщина лет 50, ни имя, ни отчество, ни фамилия ее, к сожалению, не записаны. Родом она из Костромской губернии, Ветлужского уезда. Эта женщина в присутствии всей здешней церкви, духовенства и церковного старосты, рассказала следующее: больна она была три года расслаблением всех членов тела, и к концу этого времени болезнь ее до того усилилась, что она не могла не только ходить, но и вставать с постели. В это время, когда положение ее было совершенно безнадежно, ей является во сне, в продолжение трех ночей сряду, монах, называвший себя Иоасафом и повелевавший ей идти в Печеры для поклонения у его гроба, о котором она ни от кого не слыхала и не имела даже понятия. Отказываясь на этом основании и ввиду своего болезненного состояния и совершенной невозможности предпринять какое бы то ни было путешествие и исполнить повеление являвшегося ей схимонаха во время первых двух явлений, уже в минуту третьего явления больная, угрожаемая страхом смерти, изрекла обет. На другой же день после того она почувствовала облегчение от своей болезни и вскоре нашлась в возможности отправиться в путь. Прибывши сюда, она с усердием помолилась над гробом преподобного и теперь чувствует себя совершенно здоровой, чем обязана молитвам схимонаха Иоасафа. Бывшие с ней богомольцы, из одной и той же стороны, в числе человек 10-ти, подтвердили все ею сказанное.

Вскоре после того получила исцеление от гроба схимонаха Иоасафа жена диакона села Н. Васильевского уезда. Больна она была со времени брака своего, по словам мужа ее, от порчи. В минуты этой тяжкой болезни она доходила до безумия, кликала и бесновалась; это замечено было и при посещении ею гробницы схимонаха Иоасафа. После поклонения мощам больная затихла, была в здравом уме и чувствовала себя лучше прежнего. В скором времени богомольцы из той стороны, где находится село Н., известили духовенство и старосту здешней церкви, что диаконица села Н., будучи действительно сильно нездорова от порчи, сделалась после посещения гроба схимонаха Иоасафа совершенно здоровой.

В эти же годы приведена была родными в здешнюю церковь нижегородская купеческая жена Е. Н., заболевшая, по словам родственников, за несколько пред тем месяцев раздражением нервов. Болезнь ее до того усилилась, что она доходила до беспамятства, кричала до неистовства, кликала и бесновалась. По убеждению и рассказам родственников и некоторых ее знакомых, бывших при ней в церкви, она была одержима злым духом. В таком болезненном состоянии больная была приведена в Старопечерскую церковь, и во время молебного пения пред чудотворным образом святителя Николая Чудотворца она билась и кричала. Больших усилий стоило только подвести ее к Святому Евангелию и Кресту. Но когда больная была приведена в пещеру схимонаха Иоасафа, таким же, как прежде, неистовым криком, и приложена к гробнице его, тогда она заметно стала затихать и к окончанию панихиды совершенно успокоилась, так, что сама без всякого принуждения и содействия родных приложилась ко гробу. Не более как через 20 дней, в продолжение которых постоянно совершаемы были в здешней церкви молитвы о здравии усердствующей больной и нарочито за нее отправляема была над гробом схимонаха Иоасафа панихида, Е. Н. вместе с мужем своим К. Н. приходила для поклонения мощам преподобного уже в совершенном здравии.

Гробница схимонаха Иоасафа. Фото 2007 г.

К числу же чудесных явлений от гроба схимонаха Иоасафа нужно отнести сохранение Печерской церкви от вновь грозившего ей разрушения горой, в середине которой она расположена.

Прежний Печерский монастырь, основанный, как сказано, в первой половине четырнадцатого столетия, существовал на том месте до разрушения своего от обвала горы почти 270 лет. Точно через такой же период времени насколько страшное, настолько и необъяснимое явление в судьбе здешней местности последовало весной же, только не в июне, а в мае 1853 года, именно в ночное время, гора опять двинулась, оторвавшись от своей вершины сажен на 30 в длину, и пошла прямо на церковь, сминая выше ее сады и разные обывательские здания. Что же? Конечно, одним молитвам и заступлению угодника Божия Николая Чудотворца, а вместе и почивающего здесь схимонаха Иоасафа нужно приписать чудесное избавление здешнего храма от такой же гибели, какой подвергся бывший Печерский монастырь. Обвалившаяся гора, уничтожив до 12 садов со всеми плодовитыми деревьями и разрушив три обывательских дома и несколько разных строений, стоявших повыше церкви, притом в самом незначительном пространстве от нее, приняла в своем движении совершенно другое направление в нескольких саженях дальше церкви и спустилась тоже опять в Волгу.

На пути своем она оторвала и разрушила почти половину церковной каменной ограды с приходским кладбищем, спустившимся к Волге сажен на двенадцать.

Жители с удивлением и ужасом смотрели, как по премудрому Промыслу Божиему восходят и нисходят горы, трепетали за свой храм, с бесценными хранящимися в нем сокровищами, страшились вместе и за свои жилища с имуществом. Но страшная гроза эта миновала, и они прославили Господа Бога, дивного во святых своих.

в болезнях. Особенно много здесь было матерей с маленькими детьми. Авторы книги о схимонахе Иоасафе, изданной в 1899 году, свидетельствуют: «Дети-младенцы, одержимые разными болезнями, когда вносятся в пещеру и прикладываются к гробнице и ее покровам, затихают от своего болезненного плача и крика, и видимо, особенно для очей веры, укрепляются в здоровье».

К сожалению, в Старопечерской церкви (а именно такое обиходное название закрепилось за Спасо-Преобра-женским храмом) не было обычая записывать свидетельства об исцелениях, совершившихся по молитвам у гроба схимонаха Иоасафа. Возможно, именно этим объясняется то обстоятельство, что канонизирован он был поздно, уже в наши дни (в 1993 году прп. Иоасафа Печерского причислили к лику мест-ночтимых святых Нижегородской епархии).

Сохранился лишь один документ, где рассказывается о помощи прп. Иоасафа Печерского, - «Повесть о целебной милости преподобного схимонаха Иоасафа, и о явлении, бывшем от иконы, иже во святых отца нашего Филиппа митрополита Московского и всея России Чудотворца, иже есть в Нижнем Новгороде, в церкви Спа-сова Собора под колоколами» (1702). Остальные свидетельства, собранные в дореволюционных книгах о старце Иоасафе, представляют собой изустные рассказы местных жителей и, очевидно, грешат неточностью.

Среди наиболее часто повторяемых историй о молитвенном заступлении и помощи прп. Иоасафа следует вы-

Вверху: Старопечерский храм, построенный над гробницей прп. Иоасафа.

Справа: <Гробница схимонаха Иоасафа в селе Старых Печерах» - брошюра издания 1901 года. На рубеже XIX-XX веков выходило очень много книг о старце Иоасафе. Известны издания 1899, 1900, 1901 годов.

делить рассказ о том, как Старопечер-ская церковь едва не была разрушена оползнем. «Прежний Печерский монастырь, основанный, как сказано, в первой половине четырнадцатого столетия, - сообщается в книге о старце Иоасафе, - существовал на том месте до разрушения своего от обвала горы почти 270 лет. Точно через такой же период времени насколько страшное, настолько и необъяснимое явление в судьбе здешней местности последовало весною же, только не в июне, а в мае 1853 года, именно в ночное время, гора опять двинулась, оторвавшись от своей вершины сажен на 30 в длину,

ГРОГ, II И ЦП

«ТЛРМХ"А МЧЯРПХЪ.

и пошла прямо на церковь, разрушая повыше нее сады и разные обывательские здания. Что же? Конечно, одним молитвам и заступлению Угодника Божия Николая Чудотворца, а вместе и почивающего здесь Схимонаха Иоасафа нужно приписать чудесное избавление здешнего храма от такой же гибели, какой подвергся бывший Печерский монастырь. Обвалившаяся гора, уничтожив до 12 садов со всеми плодовитыми деревьями и разрушив три обывательских дома и несколько разных строений, стоявших повыше церкви, притом в самом незначительном пространстве от нее, приняла в своем движении совершенно другое направление в нескольких саженях дальше церкви и спустилась тоже опять в Волгу».

Гробница схимонаха Иоасафа. Современное фото.

В продолжение темы:
Гитара

Такая сложная, но интересная наука, как химия, всегда вызывает у школьников неоднозначную реакцию. Ребятам интересны опыты, в результате которых получаются вещества ярких...

Новые статьи
/
Популярные