В результате деятельности суперэго возникает чувство вины. Система оценки вступительного испытания по обществознанию

Последняя компонента структуры личности образуется не из ид, а из эго. Суперэго служит судьей или цензором поступков и мыслей эго. Это хранилище моральных норм, стандартов поведения и тех образований, которые формируют запреты для личности. Фрейд описал три функции суперэго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. В качестве совести суперэго выполняет роль по ограничению, запрещению или осуждению деятельности сознания, а также бессознательных действий. Бессознательные ограничения - это не прямые ограничения, а проявляющиеся в виде принуждений или запрещений. «Страдалец... ведет себя так, как будто у него преобладает чувство вины, о которой он ничего не знает» (1907, р. 123).

«[Суперэго] похоже на тайный департамент полиции, безошибочно определяющий любые тенденции со стороны запретных влечений, особенно агрессивного плана, и безжалостно карающий человека, если присутствуют любые из этих тенденций» (Horney, 1933, р. 211).

Суперэго разрабатывает, развивает и утверждает моральные нормы личности. «Суперэго ребенка в действительности базируется не на образах родителей, а на их суперэго. Содержание его - тоже самое, оно служит сохранению традиций и устойчивой системы ценностей, передающихся из поколения в поколение» (1933, р. 39). Ребенок поэтому узнает не только реальные жизненные ограничители в любой ситуации, но также нравственные убеждения родителей, прежде чем быть в состоянии действовать для получения удовольствия или для уменьшения напряжения.

Взаимосвязь между тремя подструктурами.

Высшая цель психической деятельности заключается в том, чтобы поддерживать (а когда потерян, то достичь снова) тот приемлемый уровень динамического равновесия, который предельно увеличивает удовольствие в результате уменьшения напряжения; используемая энергия создается ид, которое имеет примитивную, инстинктивную природу. Эго, развивающееся из ид, существует, чтобы рассматривать реалистически основные побуждения, исходящие от ид. Оно также выступает посредником между силами, которые оказывают влияние на ид, суперэго и требованиями реальности внешнего мира. Суперэго, развиваясь на основе эго, выполняет роль нравственного тормоза или контрсилы по отношению к практической деятельности эго. Оно выставляет ряд установок, которые определяют и ограничивают гибкость эго.

Ид полностью бессознательно, тогда как эго и суперэго только отчасти таковые. «Несомненно значительные области эго и суперэго могут оставаться бессознательными и являться, в действительности, обычным бессознательным. Это значит, что человек ничего не знает об их содержании и требуется затратить определенные усилия, чтобы заставить его осознать их» (Freud, 1933, р. 69).

Главная задача психоанализа, выражаясь этим языком, заключается в том, чтобы усилить эго, сделать его независимым от чрезмерно строгого отношения со стороны суперэго и повысить его способность к рассмотрению материала, ранее вытесненного или скрытого в ид.

Психосексуальные фазы развития.

По мере того как младенец становится ребенком, ребенок - подростком, а подросток - взрослым человеком, происходят характерные изменения в том, что является предметом желания и как эти желания удовлетворяются. Эти сменяющие друг друга способы получения удовольствия и физические аспекты удовольствия представляют собой основные элементы в описанных Фрейдом фазах развития. Фрейд использовал термин фиксация для описания того, что имеет место в том случае, когда человек не развивается нормально от фазы к фазе, а остается на какой-то определенной фазе развития. Человек, фиксированный на определенной фазе, имеет тенденцию искать удовлетворение своих потребностей более простыми способами, скорее как ребенок, чем как взрослый человек при нормальном развитии.

«Психоанализ стал первым в психологии рассматривать тело человека в целом как место существования... Психоанализ является глубоко биологическим по своей сути» (Le Barre, 1968).

Рис. 8.2. Взаимодействие между частями психической структуры личности

Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребёнка Рис 5.2. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несёт ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины.

Американский социолог Джордж Хоуманс разработал теорию «обмена ценностями» или просто теорию обмена. С помощью этой теории можно объяснить, как формируются определённые социальные установки, и как индивидуальный опыт человека влияет на этот процесс.

В процессе социализации на человека действует не только окружение, личность формируется также и в результате собственного индивидуального опыта.Согласно теории Дж.Хоуманса поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались или наказывались его поступки в прошлом. Каждый из нас стремится уравновесить вознаграждения и затраты, чтобы сделать общение с другими наиболее приятным.

Дж.Хоуманс выделил четыре основные принципа, которыми человек руководствуется в своём поведении, и в результате действия которых формируются определённые установки.

Социальная установка – это закреплённая в сознании определённая реакция на тот или иной раздражитель, или, иными словами, социальная установка предполагает воспроизведение определённого типа поведения в схожих жизненных ситуациях, основываясь при этом на прошлом опыте человека.

Итак, основные принципы теории обмена.

Принцип первый. Чем больше вознаграждается определённый тип поведения, тем чаще он будет повторяться.

Если мы отправляемся на рыбалку и получаем богатый улов, вероятно, мы снова захотим ловить рыбу. Если каждый раз рыбная ловля заканчивается неудачей, вероятно, у нас пропадёт интерес к этому занятию.

Принцип второй. Если вознаграждение за определённые типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия.

Если рыбная ловля более успешна в тенистых заводях, чем в залитых солнцем местах, вероятно мы будем стремиться ловить рыбу в тенистых уголках.

Принцип третий. Если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения.

Если рыбак знает место, где его наверняка ждёт богатый улов, он будет готов пробраться сквозь заросли ежевики и даже вскарабкаться на скалы, чтобы достичь этого места.

Принцип четвёртый. Когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.


Если у рыбака три дня богатый улов, вероятно, на третий день он меньше увлечён своим занятием, чем в первый.

Влияние культуры на процесс социализации показал Гарольд Гарфункель в своей теории этнометодологии. Г.Гарфункель считал, что во всех сообществах, социальных группах существуют определённые правила поведения, принимаемые на веру. Эти правила регулируют поведение и взаимодействие людей, определяют, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, деликатно прекратить разговор и т.д. Человек, не знакомый с этими правилами, попадая в ту или иную среду, социальный круг, не может нормально общаться, взаимодействовать с другими людьми и становится «чужаком».

Мы все считаем многое само собой разумеющимся, особенно когда общаемся с людьми, которых очень хорошо знаем.

Например, общение между мужьями и жёнами может быть похожим на своего рода стенографию: им не требуется произносить все слова, чтобы понять друг друга.

Мы особенно глубоко ощущаем важность общепринятых значений, которые служат основой нашего взаимодействия, когда эти значения меняются.

Г.Гарфункель дал своим студентам задание. Он попросил вести себя дома так, словно они квартиранты, эта роль предполагает проявления сдержанности и официальности, свойственных незнакомым людям.

У себя дома они должны были просить разрешения пользоваться ванной, брать воду для питья, говорить по телефону и т.д. Некоторые студенты заявили, что такое задание может привести к конфликту в семье, и отказались его выполнять. Но те, кто согласился вести себя как квартиранты, были потрясены результатами эксперимента.

Члены семьи пришли в полное недоумение. Они тщетно старались понять причины столь странных поступков и наладить нормальную привычную обстановку в доме. Студенты сообщали, что изменение их поведения вызвало удивление, потрясение, тревогу, беспокойство и гнев, многие члены семьи сочли студентов невнимательными, мелочными, непорядочными, невежливыми.

Члены семьи требовали объяснения: «Что случилось? Что с тобой произошло? Может быть, тебя исключили из колледжа? Ты болен? Почему ты так высокомерен?» Этот эксперимент показал, что когда мы нарушаем правила, принятые в той или иной группе, то нарушается процесс взаимодействия, людям трудно или практически невозможно общаться.

В процессе социализации ребёнок учится воспринимать определённые образцы поведения, которые ждут от него окружающие. Эти образцы поведения могут отличаться, варьироваться в зависимости от того, в какой группе происходит процесс взаимодействия.

Социализация является непрерывным процессом, она не заканчивается после того, как человек взрослеет. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем, и в пожилом возрасте.

Доктор Орвиль Г.Брим-младший одним из первых высказал мысль о том, что социализация происходит в течение всей жизни. Он утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых.

1. Социализация взрослых выражается, главным образом, в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценности ориентации.

2. Взрослые могут оценивать нормы, дети способны только усваиватьих. С возрастом мы понимаем, что даже Джордж Вашингтон иногда был вынужден говорить неправду, а вот дети верят, что существует некий сказочный мальчик, который «всегда говорит правду».

3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между чёрным и белым существует множество «оттенков серого цвета». Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определённых правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как «более хорошо» или «наименее плохо». Взрослые не всегда соглашаются с родителями, детям же не дано обсуждать действия отца или матери.

4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определёнными навыками, социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Некоторые социологи считают, что изменение процесса социализации во взрослом возрасте объясняется тем, что переживания и кризисы в жизни взрослых и детей различны. Такой подход назван адаптивистским: жизнь взрослых рассматривается как ряд ожидаемых и неожиданных кризисов, которые необходимо осмыслить и преодолеть.

С точки зрения адаптивистского подхода, разрешение одного кризиса не всегда помогает выдержать следующий. В отличие от такого понимания, развивающий подход подразумевает, что процесс социализации взрослых не исчерпывается преодолением одного кризиса и переходом к другому. Сторонники развивающего подхода полагают, что кризисы создают основу для дальнейшего роста. Социальный психолог Эрик Эриксон одним из первых предложил теорию развития личности в течение всей её жизни.

Согласно теории Э.Эриксона жизненный цикл развития состоит из восьми стадий; первые пять приходятся на детство, а последние три соответствуют определённым периодам в жизни взрослых. На каждой стадии в жизни индивида возникает специфический кризис, или сомнение, а переход от одной стадии к другой происходит в результате преодоления этого кризиса.

Что же это за стадии?

1. Доверие – недоверие (грудной возраст).Когда младенца кормят грудью, ласкают, баюкают, когда меняют ему пелёнки, он узнаёт, в какой мере будут удовлетворены его основные потребности. Если дети чувствуют себя в достаточной безопасности и больше не плачут, когда уходят те, кто о них заботится, можно считать, что они преодолели первый кризис в своей жизни. Однако в некоторой степени недоверие к окружающим может сохраняться, ведь часто кризис разрешается не полностью.

2. Автономия – стыд и сомнение (1–2 года). Ребёнок учится говорить и бегать не падая. Расширяются его знания об окружающем мире. Именно в этот период проявляются стремления детей к самостоятельности и неповиновению авторитету. Однако именно на данном этапе родители обычно стараются приучить их садиться на горшок. Когда ребёнку предъявляют слишком много требований в такой интимной сфере, он испытывает глубокое чувство стыда и собственной неполноценности; тем самым подрывается его стремление к самостоятельности и умение ориентироваться в окружающем мире.

3. Инициатива – чувство вины (3–5 лет). В этот период у детей наблюдается подвижность, любознательность, работа фантазии. Ярко проявляются дух соперничества и осознание различий между мальчиками и девочками. В результате ребёнок конфликтует с окружающими по поводу того, как далеко может заходить его инициатива в демонстрации своих новых способностей.

4. Трудолюбие – неполноценность (младший школьный возраст). Дети учатся выполнять индивидуальные задания, например, читать и работать сообща, в группе – участию в действиях, выполняемых всем классом. Они устанавливают отношения с учителями и другими взрослыми людьми. Дети начинают проявлять интерес к реальным жизненным ролям: пожарного, медицинской сестры, летчика. Однако на данном этапе главное значение имеет развитие их уверенности в себе и компетентности, ведь именно в этот период дети начинают усваивать (и воспроизводить в своём воображении) подлинные роли взрослых. Если ребёнку не удаётся преодолеть этот кризис, он чувствует себя неполноценным.

5. Становление индивидуальности (идентификация) – ролевая диффузия (юность). В этот период происходят два основных события. По своему физическому развитию молодые люди становятся взрослыми и испытывают активное сексуальное влечение, и в то же время им приходится выбирать своё место в жизни. Юноша или девушка должны решить вопрос об учёбе в колледже, найти подходящую работу, выбрать спутника в жизни. Неудачи в этих делах могут в дальнейшем отрицательно повлиять на выбор подходящей работы, партнёров, друзей.

6. Интимность – одиночество (начало взрослого периода). На этой стадии основное значение приобретают ухаживание, брак и другие виды интимных отношений. Человек стремится к искренним, доверительным отношениям с постоянным партнёром, однако это не всегда удаётся, и люди расстаются или разводятся. Если конфликт между интимностью и одиночеством не находит разрешения, может случиться, что в дальнейшем человек будет вступать во временные связи, всегда кончающиеся разрывом.

7. Творческая активность – застой (средний возраст). На данном этапе люди главным образом осваивают определённую деятельность и родительские функции. Этот период даёт ответ на следующие вопросы: насколько честолюбив тот или иной человек? выкладывается ли он на работе и с какого момента начинает проявлять интерес к своей карьере? может ли он дать обществу новых членов, родив и воспитав детей? каким образом он преодолевает неудачи, возникающие на работе и в семье?

8. Умиротворение – отчаяние (старость). На этой стадии люди подводят итоги своей жизни, некоторые из них спокойно встречают старость, другие испытывают чувство горечи; наверное, в этот период человек по-новому осмысливает свою жизнь. Если люди довольны ею, то создаётся чувство, что все этапы жизни представляют собой некое целостное единство. Если нет, наступает отчаяние.

Психолог Роджер Гоулд предложил теорию изменении личности . Он считает, что социализация взрослых не является продолжением социализации детей, она представляет собой процесс преодоления психологических тенденций, сложившихся в детстве. Р.Гоулд разделяет точку зрения З.Фрейда о том, что травмы, перенесённые в детстве, оказывают решающее влияние на формирование личности. Однако в отличие от З.Фрейда, он убеждён в том, что возможно их частичное преодоление.

Взрослые люди, путём размышлений и наблюдений, могут осознать, что некоторые понятия, внушённые им в детстве, не соответствуют действительности, что родители далеки от совершенства и не всемогущи, что окружающему миру нет дела до их желаний и страхов (хотя в детстве они думали наоборот), наконец, что необязательно подчиняться авторитетам.

Р.Гоулд утверждает, что успешная социализация взрослых связана с постепенным преодолением детской уверенности во всемогуществе авторитетных лиц и в том, что другие обязаны заботиться о твоих нуждах. В результате формируются более реалистичные убеждения с разумной мерой недоверия к авторитетам и пониманием, что люди сочетают в себе как достоинства, так и недостатки. Избавившись от детских мифов, люди становятся терпимее, щедрее и добрее. В конечном итоге, личность обретает значительно большую свободу.

По теории Зигмунда Фрейда, личность человека состоит из трех составляющих: Ид, Эго и Супер-Эго. Взаимодействуя между собой, они формируют сложные модели поведения человека.

Супер-Эго - это моральные установки человека. Представления его о том, что он должен делать в обществе, а что нет. Совесть, стыд - это проявления Супер-Эго. Подробнее об этом элементе структуры личности читайте далее в статье.

Общая терминология

Итак, разберемся сначала, что это такое - Супер-Эго.

В структуре личности отец психоанализа Фрейд выделил три составные части: Ид («Оно»), Эго («Я»), Супер-Эго («Сверх-Я»).

Ид - это первородная, основная составная часть личности. Это первичные инстинкты и воспоминания, которые были вытеснены из сознания.

Ид - это компонент личности, который у нее имеется с рождения, он бессознательный, включает в себя инстинкты и примитивное поведение.

Этот компонент личности функционирует в соответствии с удовольствием. Если эти потребности не удовлетворить своевременно, у человека возникает состояние напряженности и тревоги.

Ид играет важную роль в младенческие годы, так как именно этот компонент личности гарантирует, что все потребности малыша будут удовлетворены.

Эго - это та составная часть личности, которая непосредственно взаимодействует с реальностью. Эго помогает человеку ориентироваться во внешнем мире и формирует его характер. Эта часть личности подчиняется требованиям и нормативам реальности.

  • Супер-Эго.

Супер-Эго - это совокупность всех установок, всех ценностей, которые усвоил ребенок. Фрейд указывал на три функции Супер-Эго: формирование моделей общественного поведения, самонаблюдение, этика. Эта часть личности направляет деятельность человека в сторону интересов общества. Супер-Эго старается усовершенствовать и скорректировать поведение человека в соответствии с законами, культурой, запретами, которые приняты в обществе.

Супер-Эго - это последний компонент, который формируется в личности. Это все усвоенные нами моральные ценности, нормы, идеалы - мы получаем их от родителей, именно они составляют наше представление о правильном и неправильном. Супер-Эго начинает проявляться с 5 лет.

В психологии Супер-Эго направлено на формирование цивилизованного и совершенного поведения.

Взаимодействие трех элементов

Иногда между этими тремя компонентами личности может возникнуть конфликт. В психоанализе существует специальный термин «сила Эго», согласно которому человек с сильным Эго способен успешно справляться со стрессом, возникшими проблемами и трудными ситуациями. Те, у кого оно развито чрезмерно, могут быть слишком неуступчивыми, у кого слабо развито - слабовольными.

По мнению Фрейда, у здоровой личности присутствует баланс между тремя компонентами личности.

Формирование

Структура Супер-Эго формируется благодаря социальному наименованию человека (Фамилия, Имя, Отчество), которое зафиксировано в паспорте или другом удостоверяющем личность документе. Например, лица без гражданства или имеющие проблемы с идентификацией не могут стать полноценными членами социума.

Личное наименование человека определяет гармоничность его Супер-Эго. Любая смена ФИО ведет неизбежно к изменению структуры компонента личности, следовательно, и меняет социальные условия человека. Правильный выбор имени является важным условием гармоничных взаимоотношений общества и личности.

Проявление

Итак, Супер-Эго - это социальная оболочка личности. Разум многих людей не активен, и они воспринимают окружающую действительность не своим, а коллективным разумом. То есть на личность человека навешивается ярлык - Супер-Эго. Этот ярлык является критерием того, как к человеку будет относиться общество.

То есть, если Супер-Эго дисгармоничное, реакция окружающих на человека будет негативная. Человек с гармоничным Супер-Эго будет всегда понят, нормально воспринят и поддержан окружающими.

Негативная реакция общества поглощает огромное количество личной силы и создает вокруг человека дискомфортную и неприятную среду.

Методика "Супер-Эго"

Не так давно компанией «Супер Эго» разработана методика «Мастер Кит», которая предназначена для того, чтобы люди самостоятельно могли трансформировать реальность через подсознание. Она включает 2 основных блока:

  • Работа с внутренними установками (знания и устойчивые представления о мире, то, во что человек неукоснительно и твердо верит), страхами, комплексами, обидами. То есть со всем тем, что отравляет жизнь, препятствует в развитии, мешает в самореализации.
  • Работа с чертами и качествами характера. У каждого человека есть слабые и сильные стороны, все мы наделены качествами, которые мы сами или общество окрашиваем в негативный или позитивный цвет. С помощью методики человек понимает, что все, даже негативные качества, ему даны не случайно, что в каждом есть своя внутренняя сила, которая позволит действовать. С помощью методики человек способен найти эту силу, принять качества, которые он всю жизнь пытался подавить и тратил на это колоссальное количество энергии.

Эта методика направлена на работу над установками и качествами характера ради личностного роста. Это совершенно новый подход к пониманию психологии саморазвития. Человек осваивает теорию и самостоятельно внедряет эти знания в реальную жизнь.

18. Процессуальный подход к Супер-Эго

Даже если психотерапевт с уважением относится ко всем чувствам клиента, внутри каждого клиента постоянно ведет свою работу другой, внутренний “психотерапевт”, настроенный критически или даже отрицательно. Это то, что Фрейд называл Супер-Эго - внутренний голос, критикующий любые предпринимаемые человеком действия, мешающий своей критикой их осуществлению. Психотерапевт, даже если он настроен самым нейтральным образом, при вмешательстве критически настроенного внутреннего голоса содействует защите процесса, происходящего у клиента, - как если бы это вмешательство исходило от вошедшего в комнату постороннего человека.

Вмешательство со стороны Супер-Эго считается одной из наиболее важных вещей как в когнитивной, так и в интерпретативной психотерапии. В этой главе мы обсудим, как можно защитить психотерапевтический процесс от постоянных попыток Супер-Эго вмешаться в него. А также как дать клиентам возможность распознавать эти проявления Супер-Эго и работать с тем, что они содержат в себе.


Отставить Супер-Эго в сторону

Хотя психотерапевт обычно слушает то, что говорит клиент, сохраняя нейтральность, данный подход неприменим при проявлениях Супер-Эго. Поэтому в таких случаях мы вмешиваемся, указываем на эти проявления, а затем пытаемся вернуться к тому, что клиент чувствовал до вмешательства со стороны Супер-Эго. Приведем следующий пример.


К: Я чувствую... (произносит несколько слов о чувствах) . Но все это, конечно же, глупо (является проявлением лени, эгоизма и т.п.), потому что...

П: Как будто нечто напало на вас и назвало ваши чувства “глупыми”, но вы чувствуете... (Далее я отражаю то, что клиентка говорила о своих чувствах.)

Без подобной ответной реакции клиентка продолжала бы рассказывать, почему Супер-Эго считает ее чувства глупыми, так и оставаясь за пределами того чувства, которое предшествовало проявлению Супер-Эго. Основная процедура, применяемая мной в данном случае, состоит в том, чтобы отставить Супер-Эго в сторону и помочь клиенту восстановить контакт с теми чувствами, которые должны проявиться. При этом часто вполне достаточно просто вспомнить и отразить то, что ощущала клиентка в себе в тот момент, когда проявление Супер-Эго прервало этот процесс. Затем клиентка сможет продолжить работу с того, что возникло непосредственно перед вмешательством Супер-Эго.

Однако даже и в таком случае клиент нередко продолжает высказываться с позиции Супер-Эго.


К: Глупо было бы думать, что я могу знать об этом. Мне необходимо просто попытаться быть выше.

П: Итак, нечто вмешивается и говорит, что вы ничего не можете знать об этом, но вы пытаетесь почувствовать ваше собственное ощущение... Вы говорите...

К: Нет никакого “нечто”. Это другая сторона меня самой. Именно в этом мои проблемы... Я всегда нападаю сама на себя.

(Психотерапевт дает краткое описание природы Супер-Эго.)

К: Я думаю, это как раз про меня. Со мной часто так бывает.

П: Хорошо. Итак, вы чувствуете, что вы сами нападаете на себя, и это происходит довольно часто. Перед этим вы начали говорить, что чувствуете... (Я снова отражаю то, что было сказано перед началом вмешательства Супер-Эго.)


Обычно цель моей ответной реакции состоит в том, чтобы вернуть клиента к тем чувствам, которые должны у него проявиться, но иногда я обращаю внимание и на сам факт вмешательства Супер-Эго, чтобы клиент мог осознать этот момент. Постепенно клиент приобретает способность распознавать такие “вторжения” и отмечать, что они прерывают попытки проявления чего-то скрытого внутри. Если же вмешательство Супер-Эго не распознается, клиент будет направлен по другому пути, так и не осознав, что произошло.


Супер-Эго универсально

Каждый из нас знаком с такими случаями вмешательства чего-то изнутри. Нечто - некоторые люди называют это “внутренним голосом” - говорит вам: “Ты нехороший человек”, или: “Ты все делаешь плохо - посмотри на это... и на это”... (Потом следует длинный перечень ваших ошибок.) А если вы пытаетесь сделать что-то смелое и новое, внутренний голос говорит: “Все это глупости. Ничего не получится”. Если же вы следуете своей новой идее, “голос” говорит вам: “Если это ваша идея, она, конечно же, плохая”.

Этот голос обладает весьма незначительным пониманием и ему не свойственно сострадание. Если вы чувствуете себя плохо, он не спросит, почему. Скорее он скажет что-нибудь вроде: “Все это твоя собственная вина. Тебе необходимо было бы... Ты должен был бы... Сколько раз я уже говорил тебе...”

Временами проявления Супер-Эго не похожи на внутренний голос, скорее, они напоминают оплеуху. Человек внезапно чувствует, как он сжимается. Иногда после описания Супер-Эго на лекции я спрашиваю у аудитории: “Если у кого-то из вас нет ничего подобного, скажите мне. Мне хотелось бы исследовать такой чрезвычайно редкий случай”. В аудитории раздается смех.

Те, кто занимается изучением психологии человека, обнаруживают эту часть личности. Мы признаем ее существование под разными именами - Супер-Эго, “внутренний критик”, “плохой Родитель”.

Хотя Супер-Эго может в значительной степени ассоциироваться с образом родителей клиента, оно в гораздо большей мере неразумно и деструктивно, чем родители. Оно содержит в себе наследие всех родительских поучений и критики, но в то же время является чем-то гораздо бoльшим.

Фрейд (1923/1960) очень верно заметил: “Супер-Эго очень глубоко погружено в Ид (Оно)”, подразумевая, что оно примитивно и поглощает всю ту агрессивность и насилие, которые отвергает сознание индивида. Чем меньшую агрессивность проявляет индивид в своей жизни, тем более деструктивным, вероятно, является Супер-Эго индивида. Многие чувствительные, исполненные любви люди внутри жестоко притеснены Супер-Эго. Они никогда не обращаются с другими так, как обращается с ними их Супер-Эго.

Обычно то, что говорит Супер-Эго, совершенно не соответствует действительности. Оно реагирует лишь на отдельные фрагменты ситуации (например, на попытки индивида протянуть руку другому человеку), и в нем отсутствует оценка целостной ситуации.

Когнитивная психотерапия имеет дело преимущественно с посланиями Супер-Эго (хотя и не называет их так), а ее приверженец пытается показать клиенту, что такой тип посланий ошибочен и неразумен. Например, когда клиент думает или говорит, что ему “следовало бы” сделать что-то, психотерапевт пытается заменить данное утверждение на иное: “Было бы приятно, если бы...” Когнитивная психотерапия борется с предположениями, содержащимися в посланиях Супер-Эго, например, с такими: индивид может контролировать события; ценность человека определяется при сравнении его с другими; “не следует” испытывать гнев; человек “должен быть ” приятным для других; он “может” быть совершенным.

Методы работы с переживаниями добавляют новые способы для работы с Супер-Эго, намного превосходящие просто борьбу с его “посланиями”.

Деструктивными эти послания делает не столько их содержание , сколько та характерная манера, в которой они передаются и переживаются.

Некоторые люди могут достичь успеха, отбрасывая старые родительские предписания, усвоенные в детстве, и заменяя их своими собственными, более подходящими ценностями и убеждениями. Однако это не окажет никакой помощи в том случае, если данные ценности возвратятся к ним в форме вторжений Супер-Эго.

Давайте рассмотрим основные признаки Супер-Эго как особые переживания.


Распознание признаков проявлений Супер-Эго

Психотерапевт может распознать следующие признаки проявлений Супер-Эго, указывая на них клиенту.


Различие между “ко мне” и “от меня”

Супер-Эго обычно воспринимается как нечто, приходящее “ко мне”. Оно подобно некой авторитетной фигуре, возвышающейся над индивидом с поднятым пальцем и наставляющей его. “Сколько раз я буду говорить тебе?” Наставления воспринимаются как исходящие откуда-то сверху.

Мы уже обсуждали подобное различие в связи с ролевой игрой, когда происходило обращение направленности энергии. Образ персонажа сновидения был жутким и пугающим, когда приходил извне к человеку, который видел сон, но та же самая энергия воспринималась как положительная, если она исходила изнутри . Мы также видели, что катарсис, связанный с негативным аффектом, воспринимается положительно, когда он исходит из индивида, но в то же время болезненно, когда приходит извне к наблюдателю, не знакомому с таким явлением.

Направленность энергии имеет принципиальное значение и во взаимоотношениях психотерапевта и клиента. Мы радуемся, когда застенчивый и робкий клиент проявляет гнев, направленный на психотерапевта, или ведет себя более настойчиво. Нам не хотелось бы, чтобы психотерапия состояла только из поучений или попыток убедить клиента в чем-то, поскольку все это делает его пассивным объектом воздействия.

Обычно люди думают, что Супер-Эго - это часть их самих. Действительно, в каком-то смысле они сами нападают на себя, потому что больше некому. Но в ином смысле, если рассматривать Супер-Эго как определенный способ переживания происходящего, оно по самой своей природе не есть “мое”. А то, что мы называем “моим”, во время вторжения Супер-Эго отступает, защищает себя, прячется и сжимается.

Представим, что я собираюсь нечто написать. Сейчас я чувствую (как говорит мне Супер-Эго), что мне необходимо было написать это много лет назад. Однако самому акту написания все эти “должен был... много лет назад...” не приносят никакой пользы. На самом деле я могу написать нечто лишь в том случае, когда-то, что я хочу сказать, приходит ко мне изнутри. А мысли о том, что “я должен был сделать это раньше...” ничем мне не помогут. Поэтому этот “внутренний голос” необходимо просто отбросить, чтобы я действительно мог услышать изнутри то, что мне хотелось бы сказать. Пытаясь не проявлять поучительного тона, мы стараемся, чтобы клиенты поняли: им необходимо осознать тот факт, что вторжения Супер-Эго не помогают нам жить и достигать цели, устремляясь в окружающий мир. Эти проявления приходят скорее извне, а не изнутри клиента.


Негативный тон и деструктивное отношение Супер-Эго

Если мы обращаем внимание только на слова, нас легко можно одурачить. Но если мы чувствуем тон голоса говорящего, можно распознать проявления Супер-Эго по свойственному им неразумному, отрицательному и деструктивному отношению. Это голос прокурора, выносящего обвинение. Люди думают, что внутренние вторжения помогут им усердно работать. Однако при более близком рассмотрении мы замечаем, что негативное отношение Супер-Эго только стоит поперек дороги. Сжимаясь, мы не способны действовать максимально эффективно. Это отнюдь не придает нам силы для выполнения задачи, и мы могли бы работать гораздо успешнее без воздействия Супер-Эго. После его вторжения мы становимся мрачными, отупевшими, сжавшимися, в меньшей мере способными хорошо функционировать - даже если хотели бы делать именно то, что нам говорит этот голос. Поэтому я считаю, что отношение к нам Супер-Эго далеко не всегда оказывается полезным.


“Супер-Эго” не знает реальных фактов

Супер-Эго автоматически, независимо от реальной ситуации, всегда говорит, что вы все делаете неправильно. Например, вы уходите от ситуации, критикуя себя, если понимаете, что говорите слишком много. Но когда вы мысленно возвращаетесь к ситуации, то приходите к выводу, что на самом деле вы сказали недостаточно. Но при этом вы немедленно чувствуете новое вторжение Супер-Эго, причем точно таким же образом, но на этот раз - за то, что не защитили свои убеждения. Когда вы начинаете думать об этом больше, оказывается, что вы, может быть, уже не способны действительно принять решение о том, что вам делать - необходимо ли говорить больше или же наоборот, меньше. Ведь вмешательство Супер-Эго не основано на фактах.

В действительности Супер-Эго вообще не обладает каким-либо фактами. В нем не содержится информация о ситуации. Чтобы найти ее, вам необходимо погрузиться в сложное, комплексное чувствуемое ощущение, относящееся к ситуации. А Супер-Эго мешает вам, поэтому получить доступ к этому ощущению не удается.


Критичность Супер-Эго является явным упрощением

Клиенты часто говорят, что они “просто чувствуют лень”, “просто испуганы” или еще что-нибудь в этом роде. Вмешательство Супер-Эго приводит к упрощению, оно не учитывает сложность ситуации. Конечно, человек может быть ленивым, но он никогда не будет “просто” ленивым. И когда мы обращаемся к чувствуемому ощущению, связанному с любыми обстоятельствами, то происходящее раскрывается во всей его сложности.


“Супер-Эго” склонно повторяться

Послания Супер-Эго имеют тенденцию всегда быть одними и теми же. Подобно записи на магнитофоне, такое послание всегда будет одним из ряда хорошо знакомых, уже слышанных много раз. Действительно, послания Супер-Эго хорошо знакомы и просто скучны.


В Супер-Эго нет ничего нравственного

Фрейд говорил, что Супер-Эго - это совесть, но данное утверждение вряд ли можно считать верным. В Библии сказано: совесть - это “тихий голос внутри нас”. А Супер-Эго может быть чем угодно, но только не “тихим” голосом. Это самый громкий из всех голосов, звучащих в нас. Однако, несмотря на то, что у большинства людей он смешивается с моралью, необходимо отделять его от всего нравственного.

Представим, например, что вы причинили кому-то боль. Супер-Эго немедленно вмешивается и начинает вас мучить, заставляя испытывать чувство вины: во всем виноваты вы и только вы. Данный пример хорошо показывает, что это не имеет никакого отношения к морали.

И только когда давление со стороны Супер-Эго ослабевает, вы начинаете задумываться о другом человеке, которому причинили боль. Внутри вас возникает стремление проявить заботу об этом человеке, и только сейчас вы начинаете думать о том, что для него сделать. Вместо того чтобы сжиматься, как предлагает Супер-Эго, вы проявляете заботу, и это приводит к тому, что вы как бы вырастаете. Вы продвигаетесь вперед, во внешний мир. Вы оцениваете то, что сделано, и удивляетесь, как ловко улаживаете ситуацию. Может быть, вам необходимо написать письмо? Или позвонить? Сейчас вам хотелось бы разобраться и понять, как событие затрагивает другого человека и чем вы могли бы ему помочь. Вот это и есть мораль.


Супер-Эго имеет хорошо знакомое качество

Все эти характерные признаки посланий Супер-Эго дают возможность довольно легко распознать их. Однако вмешательство Супер-Эго может происходить и без каких-либо явных посланий. В данном случае распознать его гораздо сложнее.

Например, каждый раз, когда у клиентки возникает определенное чувство, она испытывает острую боль. У нас ушло немало времени, прежде чем пришло понимание, что боль связана с запретом, не разрешающим проявляться тому типу ощущений, который она хотела бы исследовать.

Начиная использовать фокусирование, клиенты осознают последствия вмешательства Супер-Эго вне зависимости от того, имеет ли оно форму конкретных вербальных посланий. Это ощущается как глухой удар, как чувство собственного сжатия, как энергетический коллапс в теле. Легко узнать этот постоянно повторяющийся, уже хорошо знакомый способ воздействий, в то время как происходящее при фокусировании воспринимается как что-то новое и уникальное.

Мы обращаем внимание на это различие при обучении фокусированию. Вначале чувствуемое ощущение оказывается весьма незначительным, и человек может быть озадачен: проявилось ли хоть что-нибудь, пусть даже осторожно и несмело.

Однако еще до того, как все это проявится в полной мере, может произойти вмешательство Супер-Эго - отчетливый глухой удар где-то в желудке или чувство сжатия в груди. Человек, не знакомый с фокусированием, может подумать: “Это, наверное, и есть чувствуемое ощущение!” Ничего подобного! Чувствуемое ощущение - сложное и уникальное ощущение целостности проблемы. А глухой удар в желудке - типичный, хорошо знакомый эффект, обычно сопровождающий вмешательство Супер-Эго.

Неудачно проведенная психоаналитическая психотерапия может привести к тому, что потом придется заниматься поисками последствий воздействия Супер-Эго. Психотерапевт молча выслушивает клиента на протяжении достаточно долгого времени, а потом “выстреливает” в него своей интерпретацией. Клиент застывает. Ни один из них не знает, как использовать интерпретацию. В данном случае предполагается, что сама по себе интерпретация уже является психотерапией.

Клиенты, прошедшие когда-то такую “психотерапию”, часто пытаются потом использовать данный подход на себе. Они изучили определенные идеи, на основе которых легко может быть создано любое количество интерпретаций. В тот миг, когда у них возникает чувство, вместе с ним появляются и интерпретирующие мысли - обычно они носят негативный характер. Затем клиенты начинают чувствовать эмоциональные последствия отрицательных мыслей (действительное вторжение Супер-Эго). Они хотели бы уйти от всего, чтобы работать с проблемой, но ничего не получается. Ощущение глухого “удара”, возникающего в ответ на наши мысли, не является чувством, относящимся к самой проблеме. Однако они не могут увидеть, какие чувства вызывает у них данная проблема; они уверены, что уже чувствуют это. В такой ситуации клиенту не удается открыть, где и как может быть найдено нечто, показывающее дорогу и приводящее к разрешению проблемы. Человеку необходимо распознавать этот глухой “удар” и отличать его от того, с чем ему необходимо работать. Это различение важно для каждого, поскольку у всех временами возникают подобные “интерпретации”.


Неотложная помощь при вмешательстве Супер-Эго

Иногда можно реагировать на вмешательство Супер-Эго, непосредственно обращаясь к чувствам, скрыто присутствующим в нем. Приведем пример.


К: У меня, вероятно, нет настоящего таланта к рисованию.

П: Может быть, вы просто боитесь подумать, что он у вас есть?

К (помолчав): Тогда меня все время заставляли бы рисовать.


А вот другой пример.


К: Я снова поступаю так же. Да, я все делаю плохо. Когда же я смогу поступать иначе?

П: Вы слишком устали. Я слышу в вашем голосе раздражение и, как мне кажется, страх. Не так ли?


Отметим, что чувства гнева и страха как раз свойственны Супер-Эго, но они не являются чувствами самого человека, считающего себя жертвой вторжения Супер-Эго.


Непочтительное отношение к Супер-Эго

Непочтительное отношение также может оказаться весьма полезным. Оно позволяет сделать открытие, что Супер-Эго не является ни информированным, ни нравственным, ни, тем более, полезным авторитетом, а скорее деструктивным и просто глупым. Чтобы прийти к такому непочтительному отношению, необходимо просто внимательно отмечать, насколько Супер-Эго неразумно, негативно, тупо и без конца повторяет одно и то же.


Просто не верьте ему

Большинство людей верят посланиям Супер-Эго. Но поскольку они не основаны на достоверной информации, то неверие является явным шагом вперед. Это можно лучше понять, если знать, как и где можно найти достоверное знание о происходящем, а оно возникает из чувствуемых ощущений, отражающих различные события, а также из более широкого ощущения самого себя и ситуации.

Однако для того чтобы действительно найти это, необходимо хотя бы несколько минут покоя. Найти их довольно сложно, пока продолжается вмешательство Супер-Эго. Но, возможно, индивиду удастся сделать это немного позже.


Юмор тоже помогает

Поскольку Супер-Эго постоянно повторяется, человек может сказать ему: “Уходи и не появляйся до тех пор, пока не придумаешь нового”. Поскольку Супер-Эго не обладает достоверной информацией, индивид вправе заявить: “Наверное, ты говоришь правильно, - но тогда это просто случайное совпадение?” Что же касается отношения к происходящим событиям, свойственного Супер-Эго, можно сказать: “Любой, кто разговаривает со мной таким тоном, вряд ли пытается действительно помочь мне”. А может быть, в ответ на вмешательство Супер-Эго стоит начать дико вращать глазами...


Что происходило непосредственно перед вмешательством Супер-Эго?

Вмешательство Супер-Эго разрушает внутреннюю сосредоточенность внимания индивида. С помощью фокусирования мы узнали, как лучше всего прийти в себя после такого вторжения. Мы можем задаться вопросом, к чему было приковано наше внимание непосредственно перед вмешательством Супер-Эго, чтобы снова вернуться к тому, что мы чувствовали или над чем работали. Даже сама попытка обнаружить это уже способна вывести нас из сферы влияния Супер-Эго.


Попробуйте просто отмахнуться от Супер-Эго

Вовсе не обязательно затрачивать много времени, пытаясь убеждать в чем-то Супер-Эго или защищаться от него. Можно поступить гораздо проще - сказать: “Да, да. Я уже слышал обо всем этом, и мне ни к чему выслушивать подобные вещи еще раз”. Еще лучше вообще ничего не говорить, а просто махнуть рукой и таким образом отделаться от Супер-Эго.

Это подобно совместной жизни с вечно придирчивым родственником, не желающим вести себя спокойно. Он все время ворчит и ворчит, не слушая никаких объяснений. В конце концов приходится сказать ему: “Да, да, конечно; пожалуйста, уйдите, чтобы я мог подумать о своих делах”.

Иногда полезно согласиться с тем, что проблема, о которой предупреждает Супер-Эго, действительно важная и срочная. После чего мы можем отбросить Супер-Эго и работать с самой проблемой.

“Давайте попробуем оставить его здесь”, - говорю я клиентам, указывая на угол комнаты. Или: “Пусть оно подождет за дверью. Потом проверим, что получилось”. Если от Супер-Эго удалось отделаться, клиент почувствует физическое облегчение, энергичность и боґльшую способность к активным действиям.

С помощью таких процедур можно обеспечить довольно быстрый прогресс. Однажды я рассказал о них клиентке во время первой сессии. На это она ответила: “Каждое утро нечто внутри меня говорит, чтобы я убила себя, что я не должна жить. Ужасно...” Две недели спустя она сказала: “Раньше каждое утро я была близка к самоубийству. Сейчас, когда нечто говорит мне, что я не должна жить, я просто посылаю его к чертовой матери и смеюсь над ним. Оно всегда говорит мне одну и ту же ерунду, и это постоянство удивительно”.

Хотя это достижение ей удалось сохранить, по отношению к другим проблемам мы достигли весьма незначительного прогресса на протяжении всего года, пока клиентка проходила курс психотерапии. Обычно люди не меняются так быстро. Однако клиентка действительно почувствовала заметный эффект от своей способности быть бдительной по отношению к посланиям Супер-Эго, которые, как оказалось, не соответствовали действительности.


Долговременные способы работы с Супер-Эго


Обращение ролей

Поскольку организм един, энергия Супер-Эго в действительности является собственной энергией индивида, но обращенной против него самого. Поэтому один из аспектов работы с Супер-Эго состоит в том, чтобы вернуть эту энергию обратно. Приведем пример:

К: Оно наносит мне удар в середине тела. Это сигнал, чтобы я испытал чувство ужаса. А сейчас поступает другой сигнал: я должен почувствовать себя безумным. Как будто некто наносит мне сокрушительный удар. Моя реакция ясна: “Остановите это!”


Когда человек становится сильнее, влияние Супер-Эго уменьшается. Роль Супер-Эго может быть разыграна так же, как роль любого агрессивного персонажа сновидения, с такой же сменой направления телесной энергии.

Супер-Эго - не просто “внутренний голос”, у него есть свое, вполне определенное отношение. Обычно данное отношение имеет негативный характер, ему свойственны гнев, враждебность, подлость, попытки напасть, мелочность и стремление угнетать человека. Почувствовать подобное отношение можно изнутри, когда клиент разыгрывает роль Супер-Эго.


Почувствуйте в Супер-Эго истеричность и страх

Супер-Эго подобно враждебно настроенному мужчине, в основе агрессивности которого лежат страх и чувство опасности.

Роза Кац (Rose Katz, 1981) так описала этот аспект Супер-Эго: при групповой психотерапии довольно часто встречается человек, избегающий самораскрытия. По мере того как проходят первые несколько недель, другие участники начинают обсуждать свои проблемы, но этот человек лишь комментирует слова других, критикует их и пытается подавлять. После пяти или шести сессий наступает время, когда остальные участники обращают на него внимание. “Что с вами ? - спрашивают они. - Мы заметили, что вы никогда ничего не говорите о себе, а только критикуете других. Но сегодня ваша очередь. Мы хотим знать, что чувствуете вы сами ”. После таких слов этот человек может не выдержать и заплакать.

Создается впечатление, что Супер-Эго похоже на такого человека. Познакомившись с фокусированием, клиент действительно может почувствовать Супер-Эго как отдельную субличность. А за его агрессивным, атакующим обликом начинает угадываться нечто, подобное страху, истеричности или чувству собственной небезопасности.

Иногда, говоря о Супер-Эго, я сравниваю его с Волшебником страны Оз. Впереди у него огромный пугающий рог, но если мы обойдем его вокруг, то увидим, что за этой маской скрывается просто маленький человечек. Что он чувствует? Если мы поймем это, то сможем работать с Супер-Эго так же, как работаем со всем остальным.


Почувствуйте, почему Супер-Эго пытается делать свои выпады

Если мы возвратимся к тому моменту, когда произошло вмешательство Супер-Эго, может возникнуть вопрос: “Почему Супер-Эго вмешалось именно в тот момент, когда я сделал (или почувствовал) это?” Затем можно попытаться почувствовать, что именно пыталось сделать Супер-Эго: “Я чувствовал себя неуверенным и уязвимым. Но оно не позволяло мне испытывать эти чувства”. Или: “Я чувствовал возникновение близости с вами. А Супер-Эго пыталось препятствовать мне. Когда я был ребенком, я пытался сделать это много раз. А оно говорило мне: “Неужели ты еще не понял, что не нужно повторять эти попытки?”

Например, одна клиентка почувствовала, что ей следует начать говорить, что я был критически настроен к ней, потому что раньше она говорила недостаточно. Я посоветовал ей махнуть рукой на Супер-Эго и оставаться спокойной. Но она ответила мне: “Не говорите мне, чтобы я махнула рукой - я попыталась разобраться и спросить Супер-Эго, что именно заставило его обратиться ко мне сейчас . Оно ответило мне: “Если ты ничего не можешь сказать, уходи домой. Зачем тебе просто сидеть здесь и молчать?” Я знаю, что не обязана говорить. Еще я знаю, что вас не особенно беспокоит, если я молчу, и меня тоже. Оно всегда говорит мне то же, что и сейчас. Но я хотела бы понять, почему оно говорит такие слова именно сейчас... Это приводит меня к тому месту внутри, где я испытываю боль. Видимо, это то, над чем надо работать, - но сегодня я не готова”.

Клиентка смогла сделать то, что сделала, потому что научилась не поддаваться тому, что ей говорило Супер-Эго. Ей удалось почувствовать, “что находится за ним”, и успешно “разобраться”. С другой стороны, попытки “разобраться” могут оказаться неблагоразумными. Клиентка стала достаточно сильной для того, чтобы быть активной по отношению к своему Супер-Эго. Клиентка сама стремилась получить от него ответ. В данном случае усилия клиентки оказались весьма перспективными.


Психосексуальные концепции

Вторжения Супер-Эго на концептуальном уровне можно истолковать и как попытки кастрации со всеми соответствующими последствиями (как у мужчин, так и у женщин). Идеи Фрейда помогают нам распознать тот общий комплекс, частью которого являются вмешательства Супер-Эго. Он характеризуется чувствами вины, стыда и униженности, а также страха и невозможности действовать свободно. Это избегание всякой конкуренции и соревнования, стремление уступить власть другому и убежденность, что желаемое никогда не будет достигнуто; стремление всегда останавливать себя, не давая совершать поступки, помогающие достичь того, что хочется, и т.п. Подобное избегание жизни связано с вмешательством Супер-Эго. Когда этот общий комплекс преодолевается, влияние Супер-Эго может исчезнуть. Психотерапевт мог бы рассказать клиентам о различных формах этого комплекса, помогая им найти свою собственную специфику.


Овладение злом

И Фрейд, и Юнг (хотя они использовали различные термины) обнаружили, что людям необходимо действительное овладение своими злыми, отрицательными желаниями и поступками (независимо от того, действительно ли они являются злыми или же лишь воспринимаются таковыми данным субъектом). Но при вмешательствах Супер-Эго мы обычно пассивны и, хотя и чувствуем свою ответственность, осуждаем себя так, как будто наблюдаем откуда-то со стороны. Мы не знаем, как чувствуем изнутри эту нашу “злую” часть. Афоризм “Убийство в день - и вам не нужен психоаналитик” хорошо выражает положение дел. Люди смеются, услышав это изречение, потому что оно позволяет стать на позицию исходящих изнутри злых желаний, хотя, конечно, действия, соответствующие этим желаниям, - совсем другое дело. Действия имеют последствия как для нас самих, так и для других. Но овладение “злом”, присутствующим внутри, позволяет человеку быть более целостным, а не просто пассивной жертвой.


Открытие собственной личности под маской вторжений Супер-Эго

Постоянное выражение своего гнева еще не является достоверным сигналом, что энергия индивида направлена вперед. Клиенты могут пытаться защищать себя от нападок Супер-Эго, которые мы вообще не можем видеть. Проявляя упорство и настойчивость по отношению к самым тривиальным событиям, с уверенностью в своей правоте обвиняя всех, кроме самих себя, они постоянно пытаются предотвратить внутреннее самоуничтожение. Самозащита вообще не является высвобождением здоровой энергии гнева как проявления телесной целостности. Но, тем не менее, она нуждается в уважении.

Такое отношение однажды помогло клиентке услышать и воспринять мою точку зрения на ее гнев. Гнев являлся для нее хоть каким-то способом остаться живой и преодолеть препятствия. Если клиентка начнет ощущать себя более непосредственным образом, она сможет почувствовать нападение изнутри , от которого пыталась защититься, борясь с другими людьми.

Принимая чувство гнева клиентки, мы помогаем его проявлению и стараемся освободить ее от нападок Супер-Эго. Пока клиентка обвиняла других, она могла лишь неотчетливо чувствовать эти нападки. Но когда она “дорастет” до того, чтобы чувствовать их лучше, то обнаружит, что нападкам Супер-Эго подвергается в первую очередь ее детское начало: Супер-Эго упорно называет его уродливым, не заслуживающим внимания, не способным достичь успеха ни в чем и обреченным на неизбежную гибель.


Погрузиться в глубину самого себя и обойти нападки Супер-Эго

Непосредственно перед диалогом, описанным ниже, клиентка пыталась понять, бил ли ее отец. Она не помнила ничего похожего, но отец пугал ее. Клиентка чувствовала этот страх где-то в грудной клетке и в костях рук, после чего пыталась исследовать ощущаемый на глубоком уровне страх - перед отцом и перед адскими муками. Она часто гневалась на свою семью за то, что “они забивали ей голову всякой ерундой”. Кроме того, она пыталась разобраться в природе явного страха перед отцом, страха, имеющего сексуальную окраску, и более общего (но в то же время совершенно реального) страха перед “адскими муками”, который испытывала в детстве. Но сейчас попытки исследования своего страха прекратились.


К1: Это то, что сформировало мою личность, - страх перед всем, перед каждым человеком... Мое тело просто застывало от страха. Такова моя личность, и я ничего не могу поделать с этим.

П1: Это не ваша личность.

К2: А что же?

П2: То, что стоит на пути вашей личности.

К3 (после долгого молчания): На противоположной стороне этого чувства я вижу что-то зеленое... Там я свободна... чтобы видеть и слышать... и там солнечный свет... Такое чувство, будто лед начинает таять...

П3: Да...

К4: Должно быть, это была мастурбация, но я не могу от этого удержаться... Мои руки... Когда я произнесла эти слова... Я чувствую, что тело расслабляется.


После уверенных заявлений (П1 и П2) психотерапевт снова возвращается к внимательному выслушиванию, ожидая, что клиентка выразит свое несогласие. Но она не только подтверждает П2, но идет гораздо дальше и в это мгновение преодолевает свой страх, оказываясь по другую его сторону: там нечто зеленое, растущее... и солнечный свет. Лед тает. У нее уже и раньше были намеки на то, что находится по ту сторону страха.

Отметим проявившееся в К4 различие ощущений в руках и ощущений, связанных с релаксацией, испытываемой во всем теле. Новое ощущение возникло не столько в руках, сколько во всем теле. Так произошло изменение в телесном ощущении - она стала по-новому чувствовать себя. Но это не сняло проблему, связанную с ее руками. Наоборот, проблема проявилась. Вмешательство со стороны Супер-Эго препятствует процессу проявления сексуальных проблем, однако психотерапевт не позволяет проявиться этому вмешательству.

В данном случае основная процедура состоит в том, чтобы устранить влияние Супер-Эго, стоящего на пути естественного протекания процесса. Простейший способ сделать это - вернуться к тому, что клиентка чувствовала непосредственно перед вмешательством Супер-Эго.

УТВЕРЖДЕНО

Решением Приемной комиссии МЭСИ

(Протокол № 3 от 23.06.2012 г.)

Описание и система оценки вступительного испытания в МЭСИ

по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

для поступающих на очную форму обучения

(экзамен: письменный, конкурсный)

    Описание конкурсного задания

Вступительные испытания проводятся в форме тестирования. Общее количество тестовых заданий – 66. Подразделяются на четыре вида:

Тестовые задания №1 состоят из 45 вопросов, к каждому из которых предлагается четыре варианта ответа. Из них всегда правильным является только один вариант. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальная сумма баллов – 45.

Пример: «Суперэго» - это сознание человека, определяющее, что для него приемлемо, а что нет. Из перечисленных ниже реакций в результате деятельности «суперэго» возникает:

а) Чувство вины

б) Удовлетворение импульсивного побуждения

в) Раздражение

г) Сексуальное желание

Правильный вариант ответа: а) Чувство вины

Тестовые задания №2 состоят из 15 вопросов в виде незаконченных предложений, которые необходимо дописать, вставив в конце предложения одно или два пропущенных слова. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла. Максимальная сумма баллов – 30.

Пример: Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, тогда как внешним...

Правильный ответ: общественное мнение

Тестовые задания №3 состоят из 5 высказываний ученых, которые содержат характеристику того или иного понятия или явления без прямого указания на него. Требуется умозаключить, о чем конкретно идет речь. Каждый правильный ответ оценивается в 3 балла. Максимальная сумма баллов – 15.

Пример: «Человек – это единственное существо, которое может в любой момент сказать «нет» своим витальным биологическим влечениям». По существу, в этом высказывании немецкого философа Макса Шелера речь идет о способности человека к власти особого типа – причем самой сильной из всех властей. Какой?

Правильный ответ: власть человека над собой

Тестовое задание №4 предполагает краткое письменное изложение – ответ на поставленный вопрос. Максимальная сумма баллов - 10

Общая максимальная сумма по всем тестовым заданиям – 100 баллов.

Кроме того предлагается дополнительный бонус в 5 баллов за сообразительность и чувство юмора. Надо будетвписать имя существительное, которое вытекает из содержания текста.

Время выполнения конкурсного задания - 1ч.20 мин.

Для поступающих

на очно-заочную и заочную формы обучения

(экзамен: конкурсный, компьютерное тестирование, конкурсный)

Компьютерная программа предлагает произвольную выборку тестовых заданий из тестовой базы.

Тест состоит из 10 вопросов, содержащих один или несколько правильных ответов. За каждый правильный ответ начисляется 10 баллов. Максимальное количество баллов – 100.

Время, отведенное на выполнение теста – 60 мин.

    Примерная программа вступительного испытания

Предисловие

Вступительное испытание по предмету «Обществознание» представляет собой экзамен на социальный интеллект и гражданскую зрелость выпускников общеобразовательных учреждений. Он подводит своеобразный итог очень важного этапа их жизнедеятельности - процесса социализации и социальной адаптации за весь период довузовского обучения.

Программа экзамена строится на основе обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по предмету «Обществознание», предусмотренного Приказом Министерства образования РФ от 30.06.99. И включает наиболее значимые, опорные элементы содержания всех тематических разделов обществознания, которые в своей совокупности определяют общее содержание данного предмета как познавательного комплекса системных социально-гуманитарных знаний, и дают возможность судить об уровне их освоения и усвоения старшеклассниками.

Общество как сложная динамическая система - Понятие «общество». Специфика общественных отношений и их характеристика. Общество и окружающая среда. Деятельность людей - основа существования и развития общества. Потребности, интересы, цели человеческой деятельности. Многообразие видов деятельности. Основные сферы общественной жизни, их характеристика и взаимосвязь. Системный подход к анализу общества.

Общество в контексте истории и современности - Историческое развитие общества. Проблема периодизации исторического процесса. Исторические типы общества. Объективные и субъективные факторы развития общества. Социальные изменения, причины и сущность модернизации общества, и ее виды. Многообразие и единство современного мира. Представления об общественном прогрессе и его критериях. Противоречивость и формы прогресса. Глобальные проблемы человечества. НТР и ее социальные последствия. Стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем

Человек и общество - Современная наука о становлении человека. Сознание, мышление и речь. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Соотношение понятий «индивид», «человек», «индивидуальность», «личность». Личность как субъект и объект социальных отношений. Социализация и воспитание личности. Социальный статус и социальная роль личности. Самореализация и активность личности.

Человек и процессы познания - Основы теории познания. Проблема познаваемости мира. Структура познания. Чувственное и рациональное познание. Творчество и интуиция. Проблема истины и её критериев. Диалектика абсолютной и относительной истины. Роль практики в процессе познания. Формы и методы современного научного познания. Особенности социального познания. Многообразие путей познания и форм человеческого знания.

Духовная жизнь общества - Специфика духовной жизни общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации в культуре современного общества. Наука как часть культуры. Особенности современной науки. Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения. Категории морали. Моральный выбор. Религия как феномен культуры. Социальная сущность, структура и функции религии. Исторические формы религии. Религия в современном мире. Содержание и структура мировоззрения. Мировоззрение и духовный мир человека.

Социальная сфера - Понятие социальной структуры общества. Социальная дифференциация и социальная стратификация. Исторические типы социальной стратификации. Проблемы социальной мобильности. Понятие маргинальности. Социальная структура российского общества. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальные институты, их роль и функции. Этносы и их исторические типы. Нация и национальное самосознание. Основные тенденции развития наций в современном мире. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Исторические формы семьи и брака. Функции и тенденции развития семьи в современном обществе. Образование как социальный институт. Цели и функции образования в современном мире. Социальный конфликт и способы его разрешения.

Экономическая сфера - Характеристика экономической сферы жизни общества. Структура общественного производства. Производство, его факторы и издержки. Экономические системы, характеристика и типы. Собственность, многообразие ее форм. Рынок, его механизмы и функции. Виды конкуренций и монополий. Фирма как субъект рыночной экономики. Государственные методы регулирования рыночной экономики. Государственный бюджет: понятие, структура, источники. Налоги, их роль, виды и функции. Понятие, формы и функции денег. Проблемы инфляции в экономике. Основные понятия макроэкономики, их характеристика. Рынок труда и заработная плата. Безработица и социальная защита населения. Мировая экономика. Международное разделение труда и международная торговля.

Политическая сфера - Политика и ее роль в жизни общества. Политическая власть и политические отношения. Общество и государство. Политическая система общества. Теория и практика разделения властей. Признаки, функции, формы государства. Понятие политического режима и его формы. Формы политического участия граждан. Выборы, референдумы. Основные типы избирательных систем. Политические партии и политические движения. Политическая идеология и политическая деятельность. Признаки правового государства. Основные черты гражданского общества. Политический статус личности. Политическая культура.

Правовые основы общества - Государство и право. Конституция как основной закон государства. Конституция Российской Федерации: основные положения. Социально-экономические, политические и личные права и свободы. Международные документы по правам человека. Конституционный статус федеративного устройства России. Структура высшей государственной власти в Российской Федерации. Сущность, признаки, функции права. Системность права. Правовые нормы: структура и типология. Понятие и виды правонарушений. Юридическая ответственность и ее виды. Правоохранительные органы Российской Федерации. Понятие гражданства, права и обязанности граждан. Право на труд и трудовые отношения. Гражданские правоотношения: понятие, особенности. Субъекты и объекты гражданских правоотношений.

    Александрова И.Ю., Владимирова В.В., Глазунова Н.Н. и др. Обществознание для абитуриентов. –М.: Айрис-Пресс. 2006

    Глазунов М.Н., Марченко М.Н. Обществознание. Учебник. М.: Проспект (ТК Велби). 2010

    Клименко А.В., Румынина В.В..Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М.: Дрофа. 2007

    Котова О.А., Лискова Т.Е. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2010. Обществознание. М.: АСТ, Астрель, 2010. - 256 с.

    Кравченко А.А. Обществознание. Учебник. М.: Проспект (ТК Велби). 2009

    Муштук О.З. Обществознание. Пособие-«навигатор» для абитуриентов. М.: Колледж МЭСИ.2007

    Обществознание. Под редакцией М. Н. Марченко. – М.: Проспект. 2007

    Петрунин Ю.Ю., Логунова Л.Б., Панов М.И. Словарь по обществознанию: Учебное пособие для абитуриентов вузов - 4-е изд. – М.: КДУ. 2007

    Хуторской В.Я. Обществознание. Термины и понятия. М.: МАКС Пресс. 2006

В продолжение темы:
Музыка в танцах

БиографияДмитрий Олегович Рогозин - российский государственный деятель, дипломат, доктор философских наук, доктор технических наук. С декабря 2011 года - заместитель...

Новые статьи
/
Популярные