Старинные каменные мельничные жернова. Эволюция измельчения зерна с древнейших времен до конца XIX в История ручных зерновых мельниц

Сегодня энергию ветра в российских деревнях практически не используют, а еще в пору моего детства в нашем селе сохранялись развалины 3 ветряных мельниц. Одна из них, как рассказывала мне бабушка, принадлежала моему прадеду. В 50-е годы прошлого века действующей была только одна ветряная мельница в нашей местности, располагавшаяся в соседней деревне Есипово. Вот работу ее я и видел. В помещении этой мельницы все было покрыто белой мучной пылью, одежда и борода мельника тоже были в этой пыли. Время от времени он выходил наружу, и если ветер менял направление, то поворачивал голову мельницы специальным правилом крыльями к ветру. Правило было сделано из двух довольно толстых слег (жердей), верхними концами прикрепленных к "голове" мельницы. В нижней части слеги были соединены между собой, и вся конструкция была фактически остроугольным треугольником с острым углом внизу.

Скрипели жернова, скрипела, поворачиваясь, главная центральная ось, которую вращал горизонтальный вал, идущий от крыльев. Все передаточные механизмы были сделаны из дерева, и от трения они были буквально отполированные. Но главное – всюду была мучная пыль.

Вот еще одно гениальное изобретение – передача вращения из одной плоскости в другую – параллельную исходной. И это изобретение не было запатентовано, т.к. было сделано не менее 4 тыс. лет назад. Его автор неизвестен, даже его национальности мы не знаем. Угловая скорость вращения барабана (колеса) с меньшим диаметром на этой мельнице в 3,5 раза больше, чем большого барабана (колеса). Следовательно, вертикальная ось вращается в 3 раза быстрее, чем горизонтальная. В результате такой передачи жернов вращался с большой скоростью. Рисунок с сайта: http://900igr.net/fotografii/t…

Плоскость вращения крыльев этой мельницы наклонена к поверхности земли. Это снижает потерю энергии от трения при передаче врашения с большего барабана на меньший. Длина каждой лопасти (крыла) ветряных мельниц варьировала от 5–6 до 7–8 м. На этой мельнице от центральной оси вращение передавалось на два жернова. При передаче на жернова скорость вращения еще увеличивалась в несколько раз. Рисунок с сайта: http://svershenie.info/goluboj…

Зерно и муку на есиповской мельнице взвешивали на весах в виде металлического коромысла, подвешенного к потолку. К коромыслу на цепях были подвешены 2 листа железа размером 1,5х1,5 м. На один лист клали мешки с зерном, а на другой гири. Гири были с ручками – двухпудовые, пудовые, полупудовые и совсем небольшие, весом в несколько фунтов. За помол зерна мельнику платили кто чем мог – деньгами, зерном, мукой, мясом, молоком, яйцами. Тогда на трудодни в колхозе поздней осенью колхозникам выдавали по 2–3 мешка зерна, которое и мололи для себя на этой мельнице. Когда мельника не стало, мельницу в Есипове тоже быстро разрушили, и молоть зерно приходилось на ручных жерновах дома. Ох и тяжелая это работа – крутить одной рукой тяжелый каменный жернов, а другой в дыру в его центре насыпать горстями зерно! Но зато потом, благодаря этим тренировкам, я побеждал всех студентов института в соревнованиях по армрестлингу.

Позднее – в начале 60-х – зерно колхозникам на трудодни выдавать перестали, заменили деньгами, правда, деньги эти были смехотворными, и на них эквивалентное количество хлеба в магазине купить было невозможно. Но моя бабушка была очень изобретательна: она с полей, где обмолачивали зерно, приносила домой несколько мешков мякины, провеивала ее на ветру, и при этом из 10 мешков мякины получался один мешок зерна. Вот такими были потери урожая на колхозных полях. Но собирать мякину было запрещено, хотя там она сгнивала, никому не нужная. Бабушка брала большую корзину, клала в нее мешок, шла будто бы в лес по грибы. Набирала в мешок мякины, а сверху прикрывала ее грибами или лекарственными травами. Как говорят в народе: "Голь на выдумки хитра".

При обмолоте хлебов современными комбайнами потери зерна еще большие, чем при обмолоте стационарными молотилками. Почему? Да потому, что обмолачиваются колоски, которые только что срезаны. А зерно в колосках вызревает не одновременно. В одних колосках оно уже созрело и при первом встряхивании вываливается и падает на землю, а в других – еще не созрело и при обмолоте уходит в мякину. В северной России, где осенью постоянно идут дожди, потери зерна при обмолоте комбайнами составляют до 30% урожая. В "примитивном" крестьянском хозяйстве потери зерна были не более 5%, столько зерна оставалось в мякине на гумне (на току). Но и это зерно использовали куры и гуси, которые осенью кормились на нагуменниках. Не случайно один из видов дикого гуся так и называется – гусь гуменник. При перелете на юг осенью эти гуси кормились на гумнах – местах обмолота хлебов.

Да, сегодня есть мельницы с электрическим приводом, а также электрические кофемолки, мясорубки и т. д. Но какова при этом эффективность использования энергии? А ведь при выработке электроэнергии наносится немалый вред окружающей среде, древние же ветряные мельницы не наносили вреда природе. Крылья вращались довольно медленно, они не могли убить даже мух и комаров. Никакого задымления и шумового загрязнения не происходило. От мучной пыли мельника спасала респираторная повязка.

Полуразрушенная ветряная мельница в селе Захарьино близ села Кукобой на севере Ярославской области. Фото с сайта: http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=3720

Мельница эта была построена в 20-е годы ХХ века женщинами из женской коммуны им. Н.К. Крупской. На самом деле это был замаскированный под коммуну женский монастырь, который ликвидировали большевики. Чтобы выжить при советской власти и избежать гонений, монахини схитрили и организовали в 1921 г. женскую коммуну. Но все равно коммунарки-монахини подверглись гонениям. Ммногие из них провели по 5 и более лет в советских лагерях, а некоторые были расстреляны.

Верхняя часть полуразрушенной ветряной мельницы в селе Захарьино близ села Кукобой в Ярославской области. Фото с сайта: http://www.10102010.ru/road/Tr…

Трудно представить, что эту мельницу сделали молодые женщины монахини. Я не видел больше ни одной мельницы, украшенной орнаментом. Этот случай с Кукобойской коммуной достоин мировой известности. Но не нашлось пока умного журналиста или режиссера, который бы написал об этой истории повесть или поставил фильм. А ведь об этом можно создать очень интересный художественный фильм! Может быть, тогда русская душа не будет столь загадочна для иностранцев. А где же местные власти Первомайского района и Ярославской области, почему они не сделали эту историю широко известной? Захарьинская коммуна не менее интересна для туристов, чем кукобойская Баба Яга.

В 1921 г. бывшие монашки закрытого Павло-Обнорского женского монастыря Анна Соловьева, Анфиса Патакова, Анна Езелева, Мария Метеничева и еще четыре женщины уведомили власти, что создают коммуну, и попросили землю, прилегающую к храму в селе Захарьево, а также попросили помещение бывшей церковной сторожки. Чиновники разрешили – ведь в Поволжье тогда пришел голод, люди мерли от голода, словно мухи, поэтому властями горячо одобрялись инициативы всех, кто желал кормить себя сам. Затем Анна Соловьева продала свою единственную дорогую вещь – пальто, и на эти деньги артель купила корову. Впрягшись в хомут вместо лошади, девушки распахали поле, высадили пшеницу и арендовали дом, где устроили пошивочную мастерскую.

А вскоре артель принялась расти за счет дочерей священников, бывших монашек и просто верующих. Через год она насчитывала уже 36 женщин. Одни успешно освоили плотницкие навыки, другие выучились на каменщиков, третьи закончили шестимесячные курсы сапожников. Днем работали – а вечерами, плотно закрыв дверь, устраивали общие молитвы и изучали духовную литературу. Ее, кстати, «тайные монашки» тиражировали сами, переписывая от руки священные тексты и снабжая их рисунками.

В 1923 г. артель зарегистрировали официально, избрали Анну Соловьеву председателем. Устав артели вызвал у советских служащих ироничную улыбку, – в нем отмечалось, что предприятие организовано, дабы «доказать мужчинам, что и без их содействия женщина может строить свою жизнь», устав запрещал сотрудницам встречаться с местными парнями. Не могли же коммунарки прямо признать, что живут по законам монастыря. У самой Н.К Крупской письмом попросили разрешения назвать хозяйство ее именем. Надежда Константиновна против ничего не имела – и даже похлопотала о получении коммуной льготного кредита в Госбанке.

На всесоюзном смотре колхозов-коммун в 1927 году «монашки» из с. Захарьево получили третью премию. После этого в коммуну зачастили делегации, жаждущих перенять передовой опыт. Особенно визитеров потрясала сапожная мастерская, где коммунарки-монашки делали не только рабочую обувь, но и, как отмечалось, «туфельки на французских каблучках», купить которые приходили модницы из соседнего большого села Кукобой. Многие также обращали внимание на восемь благоустроенных жилых домов и пасеку с 21 ульем. «Об этом еще нет песни простой и прекрасной, которая бы сама рвалась с языка и дарила безудержную радость. Но знаем мы – песня будет», – так писала об успехах «бабьей коммуны» 8 марта 1929 года Ярославская партийная газета «Северный рабочий». К тому времени в хозяйстве было уже 30 голов крупного рогатого скота, 25 овец, 8 лошадей, 150 бельгийских кроликов, валенокатальный, кожевенный, дектярный и кирпичный цеха, ветряная мельница, электрический генератор и купленный в кредит трактор. Коммуна тогда насчитывавала уже 104 человека.

Но в 1931 г. были арестованы 17 самых активных работниц коммуны имени Н.К. Крупской. Обвинительное заключение гласило: «Организация сельхозартели, и, впоследствии, сельхозкоммуны была проведена контрреволюционной группой в целях маскировки от общественности и имела конечной установкой подготовку открытия монастыря после падения Советской власти. Будучи уверены в неизбежности этого падения, руководители контрреволюционной группы, соответственно, вели подготовку, организуя монашеские кадры». Через год внесудебным решением комиссии ОГПУ женщины были приговорены к заключению на срок от 3 до 5 лет. Часть коммунарок сослали в Казахстан, а еще часть – в исправительно-трудовой лагерь Ивановского управления НКВД. Именно там оказалась и бывшая руководительница коммуны Анна Соловьева, ставшая, кстати, в лагере у заключенных бригадиром. Оставшиеся на свободе рядовые «коммунарки» продолжали обитать в Захарьино, они ютились в одном «общинном» доме, вели отдельное хозяйство и ждали освобождения «сестер», но власти запретили тем возвращаться в деревню. Марию Благовещенскую после отсидки в 1936-го вновь арестовали, привезли в Ярославль и через полгода расстреляли. Анна Васильевна Шакшина была отправлена в дальневосточный лагерь у бухты Нагаево (Магадан), где в 1939 г. скончалась от сепсиса.

После Великой Отечественной войны, когда гонения на церковь со стороны власти ослабли, в Захарьево стали постепенно съезжаться сестры, отбывшие свои срока и выжившие. О воссоздании «тайного монастыря», конечно, и речи быть не могло. Но верующим женщинам просто хотелось быть вместе. Совместными усилиями они нашли и бывшую председательшу коммуны Анну Александровну Соловьеву. Лагерь ее не сломал. Освободившись, Анна с отличием закончила учительский институт при Ленинградском университете и до пенсии работала педагогом. Ее, пенсионерку, привезли обратно в Захарьево, где основательница «тайного монастыря» и дожила свой век. Последнюю «монашку-коммунарку» похоронили в 2004 г. Кстати, даже на местном погосте могилки всех сестер находятся рядом. Мария Благовещенская и Анна Шашкина были канонизированы Архиерейским Собором Русской Православной Церкви как мученицы. Историю создания, существования подпольной православной общины – Коммуны им. Н.К. Крупской в селе Захарьево изучили ученики Первомайской (Кукобойской) средней школы под руководством учительницы Ирины Деруновой. Они собрали документы, повествующие об удивительной коммуне, работницы которой днем ударно трудились, а по вечерам истово молились. (Использована информация с сайта: http://yarportal.ru/topic56368.html).

Монашки-коммунарки из села Захарьино. Фото с сайта: http://yarportal.ru/topic56368.html

Мне было тогда лет 6–7, когда моя бабушка Анна взяла меня с собой, в село Захарьино (она называла его Коммуной). У нее в этой деревне жила подруга детства, с которой они выросли в одной деревне – Княжем Починке. Наш поход туда произошел летом 1953 или 1954 г. От нашего села Всехсвятского до Захарьино было около 18 км. Мы шли туда часа 4 или 5, миновали несколько деревень и большое село Кукобой. Хорошо помню красивое селение Захарьино: дома стояли в один ряд на высоком коренном берегу вдоль ручья, все окнами на юг в сторону ручья. По бровке берега росли толстые липы, а между рядом домов и рядом лип проходила чистая, не заезженная дорожка-тропа. В одном конце деревни стояла действовавшая тогда каменная церковь. Пока бабушка общалась со своей подругой, я бегал по селению, спустился к ручью, который тогда показался мне речкой. Вероятно, ниже по течению была плотина. Помню и ветряную мельницу, что на фотографии выше, тогда она еще работала – крылья ее медленно вращались. Но заходить внутрь я постеснялся.

Недавно узнал, что последняя монашенка-коммунарка умерла в Захарьино в 2004 г.

Ветряная мельница. Фото с сайта: http://www.alva-ural.ru/photo/

В анкетном листе владельца ветряной мельницы Ивана Тимофеевича Завершинского за 1920 год сказано, что его мельница «на камнях», то есть с каменными жерновами, имела суточную производительность при хорошем ветре в среднем около 25 пудов муки в сутки. Это примерно 400 кг. Почти полтонны зерна в сутки перемалывала эта сельская мельница.

Ветряные мельницы на Украине. Фото с сайта: http://foodmarkets.ru/news/vie…

Число ветряных мельниц в России в XIX веке достигало 200 тыс. шт. (официальная статистика), в общей сложности они перемалывали в год около 34 млн. т зерна, снабжая мукой все население тогдашней России. Средняя мощность ветряной мельницы была около 3,5 кВт. Но были ветряные мельницы и более мощные, они развивали мощность порядка 10–15 кВт. При этом все ветряные мельницы были построены самими крестьянами (информация позаимствована в книге В.И. Завершинского «Очерки истории Тарутино»).

Чаще всего у мельниц было по 4 крыла, но встречались мельницы и шестикрылые – такие, как на этом рисунке. Мощность такой мельницы, разумеется, была больше. Мощность мельницы также зависит от ширины крыльев и угла наклона их к плоскости вращения. При передаче вращения с горизонтального ротора на вертикальный вал угловая скорость вращения увеличивается примерно в 5–6 раз, При передаче вращения с вертикального вала на жернова скорость вращения еще раз увеличивается в 5–6 раз. Следовательно, угловая скорость жерновов в 25–30 раз больше, чем крыльев мельницы.

У этой мельницы есть механизм, благодаря которому она сама настраивается на направление ветра. Принцип работы этого механизма – это принцип флюгера. Как только ветер меняет направление, он дует на лопасти механизма и поворачивает их в соответствии с направлением ветра. Этот сдвиг передается рычагом на звездчатое колесо, которое поворачивает ось, на другом конце которой – звездчатое колесо меньшего размера, а меньшее звездчатое колесо поворачивает очень большое колесо, на котором закреплена верхняя часть мельницы вместе с крыльями и горизонтальным ротором. Для облегчения вращения верхней поворотной части мельницы верхняя и боковая части обруча, оси роликов смазывались. (http://brunja.livejournal.com/26061.html)

М. С. Джураев

ИСТОРИЯ МЕЛЬНИЧНОГО ПРОМЫСЛА: ОТ ПРОСТЫХ ЗЕРНОТЁРОК ДО МЕЛЬНИЧНОГО ЖЁРНОВА

Ключевые слова: история мукомольного промысла, зернотёрка, каменная ступа, ручная мельница, мельничные жернова

В ходе длительной истории человечество выработало простую технологию мукомольного производства способов получения муки из зёрен злаков с помощью водяных мельниц. Уже на ранней стадии первобытно-общинного строя люди употребляли сами зерна в пищу. Установлено, что в эпоху позднего палеолита человек научился размалывать зёрна, вначале просто камнями, а затем появились специально приспособленные каменные орудия труда - ручные зернотёрки. Растирание зерен пшеницы и других злаков ручным способом было трудоёмким процессом, которым были заняты, в основном, женщины. Использование силы потока воды в качестве источника энергии стало важным этапом в хозяйственной деятельности человека. Водяная мельница была одним из первых технических изобретений, в котором сила потока воды заменила мускульную силу.

Зернотёрка. Зернотёрка - это одно из древнейших орудий труда человека, которое сыграло заметную роль в развитии производства. Несмотря на древность происхождения, зернотёрка не вышла полностью из употребления. До сих пор имеются горные селения, где используются эти простые орудия труда. Данный вид орудия труда, изготовленный из прочных камней особых горных пород и имеющий форму простого седла, используется для помола муки. В известном древнегреческом эпосе Гомера вскользь упоминается зернотёрка, а также сообщается о методе использования этого орудия (18, 280).

В археологии Средней Азии зернотёрки являются весьма частыми находками при раскопках земледельческих поселений. Например, на известном памятнике эпохи энеолита и бронзы - поселении Саразм (IV-II тыс. до н.э.) были обнаружены изящные каменные зернотерки различных форм, изготовленные из камней разных горных пород (19, 89).

В качестве сырья для изготовления зернотерок служили плоские камни: овально-удлинённые, ладьевидные, прямоугольные, аморфные. Они различались по форме и весу. Зернотерки, найденные из культурных слоёв Саразма, в основном, были средней величины и больших размеров: длиной 60-70 см, шириной 10-15 см, а по форме

В виде седла и ладьи (17, 30).

В Хорезме были найдены зернотерки размером 15-20 см в длину, 11-11,8 см в ширину, изготовленные из камней твердых горных пород. Данные зернотерки датированы III-II тыс.д.н.э (14, 90). Ладьевидные зернотерки имели на поверхности изгиб с поднятым вверх концом, они хорошо обработаны. В некоторых случаях обрабатывались только поверхностные части зернотерок. Верхние края поверхности зернотёрок обрабатывались абразивной техникой. Рабочая часть зернотерок отделывалась точечным - чеканным способом. Многие зернотёрки имели сильно изношенный вид. Это свидетельствует о том, что они находились в длительном использовании, а в некоторых зернотёрках в результате продолжительного использования образовались канальца и трещины. Тыльная часть больших зернотерок в то же время оставалась выпуклой. Примером этому служат зернотёрки, найденные в 6-ти жилых помещениях Саразма. Некоторые зернотерки Саразма использовались для вторичного помола охры. Некоторые зернотёрки, найденные в поселениях Джайтуне и Алтындепе (от 22 до 45 см длину и 35 см ширину) использовались для вторичного помола зерна (17, 30-31). Зернотерки Саразма изготовлены исключительно из плоских каменных плит, а также булыжника, гранита. Они имели углубленно-продолговатую, чашевидную форму (19, 89). Верхние камни или куранты, имели разные величины. Они изготавливались, в основном, из песчаника. Также они имели эллипсоидную, ладьевидную и дисковидную форму. Эти зернотерки дошли до наших времен только в виде фрагментов. Во время изготовления этих курантов использовалась специальная техника выравнивания

и облицовки. Одна их часть имела плоский или выпуклый вид. Почти во всех курантах граница между краями и рабочей поверхностью имела круглую форму. В результате длительного использования и сильного износа они приобретали гладкую и зеркальную поверхность. Размеры зернотёрок колебались от 15-26,5 см в длину, 9,4-12,4 см в ширину и 12 см в толщину (17,31). Зерно в зернотерках мололось двумя камнями: нижний камень был крупнее, а середина была слегка плоская и имела небольшое углубление. Верхний камень, называвшийся терочник, имел несколько меньший размер и был круглой формы. Камни различались также по весу. С помощью этих двух камней зёрна растирались до получения муки. При помощи этих жерновов мололись также сухофрукты, соль и многое другое. Условия помола муки зернотерками были такими: женщины двумя руками держа зернотёрку, садились рядом с ней и, наклонившись вперёд, надавливали на терку, двигали её вперёд и назад, таким способом размельчая зёрна. В результате длительного использования происходил износ камней и мелкие частицы камня нередко попадали и перемешивались с мукой (19, 569-570).

В 1954-1956 годах А.П. Окладников и Б.А. Литвинский исследовали более 20 поселений Кайраккумской культуры эпохи бронзового века. Археологами были найдены множество орудий труда, в том числе зернотёрки, каменные песты и др. Исследования показали, что эти изделия были получены, в основном, способом выдалбливания разных форм гранита и порфирита (7, 11-12). При раскопках в 16-ти помещениях было обнаружено также множество орудий труда.

В пещерной стоянке Обишир 1 и 5, расположенной в долине реки Сох, археологами были найдены каменные орудия труда, среди которых имелись также мельничные жернова (9, 15). Много зернотёрок были обнаружены также при исследовании памятников древней Уструшаны. Они были изготовлены из песчаника твёрдой горной породы (13, 188).

Зернотёрки высокогорных поселений долины реки Соха назывались «дастос» (9, 60). В горном Вахане и Ишкашиме они использовались и назывались «дос-дос» (1,91).

Скифские племена Причерноморья использовали зернотёрки овальной формы. Они были слегка изогнутые и имели углубления в средней рабочей части (4, 78).

Зернотерки в большом количестве обнаружены также во многих

памятниках эпохи ранней бронзы Дагестана. Их обычно изготавливали из окатанных валунов плотного известняка, а также песчаника. Они почти все имели ладьевидную форму. Такие зернотёрки без малейшего изменения формы использовались вплоть до раннего средневековья, т.е. до тех пор, пока они не были заменены круглыми жерновами (5, 12).

Например, в слоях Дербента Албанского времени было найдено большое количество зернотерок, изготовленных из твердых местных камней песчаника, ракушечника и крупного речного булыжника. По размерам они были различны: самая мелкая имеет 29 см в длину, самая крупная - 52 см, при ширине 10-25 см и толщине 5-10 см (6, 29).

Похожими зернотёрками мололи муку также таджики в горных долинах Афганского Бадахшана. Это объясняется тем, что в горных местностях растили меньше зерна. Основной пищевой рацион этого населения составлял тутовник, который размалывали на каменных зернотерках примитивным способом. Для получения тутовой муки, вернее, пудретов. Большую часть населения Кухистана и Бадахшана таджики соседних кишлаков обзывали тутоедами (3, 207).

Еще до недавнего времени многие культы и обряды горных таджиков были связаны с зернотёрками. Эти обряды символизировали завершение длительного цикла выращивания зерновых злаков и получения муки. Из первой муки готовили праздничное угощение. Например, хуфцы устраивали угощение под названием «алмоф» (1,153).

В ходе археологических раскопок в Кават-Калинском оазисе Хорезма обнаружен очаг и рядом с очагом обнаружены две ямы с обломками зернотерок (14,154). Преднамеренное уничтожение зернотёрок могло быть связано с идеей цикличного обновления природы. Также некоторые зернотерки служили два-три столетия. Они обычно передавались из поколения в поколение.

Каменные ступы - «угури сангин». В недалёком прошлом они встречались в городах и горных селениях Северного Таджикистана. По мнению У.Эшонкулова, в средние века и новое время в отдельных селениях использовались небольшие металлические и бронзовые ступки. Но они использовались преимущественно для измельчения семечек, абрикоса, ореха и др. преимущественно для

лечебных целей (19, 570).

На городище древнего Пенджикента, датируемого V-VIII вв., обнаружено более трёх десятков каменных ступок с пестами цилиндрической, кубовидной, прямоугольной, чашеобразной и овальной форм. Они были изготовлены из твердых пород камня, в том числе мраморовидного известняка, песчаника, диорита и др. пород. Размеры найденных ступок колебались в длину от 12 до 26 см, в ширину 10-19 см, в высоту 6-13,5 см, в толщину стенок 4-1,9 см; диаметр углубления 28-13,5 см, глубина емкости 3,1-17,5 см.

Вместе со ступками были найдены и песты (40 штук) разной формы и цветов: конусовидные, круглые, овальные, цилиндрические, деревянные с одним или двумя рабочими концами. Сырьем для них служили в основном твердые породы песчаника, мраморо-видный известняк, единичная галька зеленого цвета и плотный твердый сланец. Для того, чтобы песты были определённой формы, они отделывались абразивной техникой и точечно-чеканным методом. В результате легких ударов в ступке в её рабочих местах поверхности образовались смолоты, плоские вертикальные фасетки утилизации. Во многих пестах наблюдались трещины, износ в результате длительного использования которых происходил во время трения внутри ступки. Длина пестов достигала от 20 до 36 см, толщина - от 4,2 до 12,8 см, диаметр песты шаровидной формы достигал от 5,5 до 11,4 см (17, 32-33). В селении Зебон найден пест длиной 40 см, изготовленный ударно-точечным способом. Орудие имеет утонченную шейку, выделенную головкой, рабочая часть -яйцевидной формы, шириной около 7-8 см (19, 570). Согласно этнографическим материалам, в селении Хуф жареные зёрна и сушеный тут также размельчали в каменных ступках (1, 239).

В средние века в быту горных таджиков использовались также небольшие металлические, бронзовые ступки, однако они не сохранились до наших дней. После включения Средней Азии в состав России здесь появились ступки из стали с пестами, которые до нашего времени используются в мельницах городов Северного Таджикистана.

Помимо каменных и металлических ступок параллельно бытуют также деревянные ступы, изготовляемые из породы ивы, ореха, тута и др. твёрдых пород дерева. Однако они недолговечны и быстро изнашивается. В зависимости от сферы применения они различаются

на маленькие и средние - «хованча». Их размеры колеблются от 20 до 40 см, диаметром до 15-25 см. Крупные ступки - «хован» обычно колебались в высоту от 60 до 120 см, диаметром до 50-80 см.

Для размельчения зерна в домашних условиях использовались песты из твёрдых пород дерева. Они были толстыми и прочными. В середине пестов проделывались песты продолговатой формы для захвата обеими руками. С более тяжёлыми пестами работали два человека, становясь с двух сторон друг против друга и держась за пест. В таких деревянных ступах обмалывали различные зерновые, включая чистый рис до шелухи, а также им нередко размельчали сушеные фрукты, соль, зерно и другие злаки.

В Худжанде и его пригородах до недавнего времени использовали большие деревянные ступы. В них, помимо зерновых, измельчались сухой хлеб, соль, сухофрукты и другие продукты питания. Метод изготовления ступы был очень простым. Вырезалось крупное по диаметру абрикосовое, ореховое, яблоневое и прочее дерево диаметром около 1.20 м. Данный ствол устанавливали в вертикальном положении и на него клали горящий огонь из угля, либо огонь из тандыра с тем, чтобы получилось углубление. Затем в это углубление заливали раскаленное масло и держали в течение суток. Дальнейшая работа исполнялась мастерами-столярами, которые при помощи молотка и режущего метина делали овальное отверстие. К сожалению, в наше время этот метод изготовления пестов утерян (15).

У населения Центральной Азии существовало множество способов измельчания зерна. Так, например, туркмены перемалывали зерновые культуры руками в ступе. На их языке это приспособление называлось «сокы» (16, 78). Киргизы называли его «соку» (2, 67).

Ручная мельница. Ручная мельница являлась одним из ранних орудий, изготовленных человеком, использовавшимся для помола зерна и получения муки. По мнению ряда исследователей, ручные мельницы впервые стали изготавливать в Передней Азии. Мелкие фрагменты каменных жерновов были обнаружены в культурных слоях Саразма III-II тыс. до н.э. Самые ранние ручные мельницы представляли собой овальные камни с плоской рабочей поверхностью и сквозным отверстием. Они отличаются по форме и весу. Как правило, жернова изготавливались из твёрдых пород камня. Ручные мельницы с диаметром жерновов 30-50 см были характерны для всего Среднего Востока (19, 91). Например, диа-

метры жерновов ручных мельниц Хорезма (VII-VIII вв.) были от 32 до 48 см, при толщине 4-6 см (14, 96).

В средние века ручные мельницы были широко распространены по всей Средней Азии. В труднодоступных горных селениях ручные мельницы сохранились до наших дней. Они переходят из поколения в поколение, используются широко в хозяйстве.

Способ использования ручных мельниц хорошо был описан У.Эшонкуловым: «оба жернова имели округлую форму, нижняя с углублением посередине (5-6 см), верхняя - сквозное отверстие, ширина которого превосходила ширину нижнего углубления на 23 см.; на краю поверхности имелось углубление в 4-5 см для палочки. Перед размолом зерна вначале расстилали скатерть, на которой устанавливалась мельница. Короткая палочка из твердой породы дерева - ось - закреплялась в углублении нижнего жернова, а верхняя свободная вращалась вокруг нее. Правой рукой вращали ручкой верхнего жернова, левой - ссыпали зерно в отверстие. Часто работали двое: один вращал жернова, другой подсыпал зерно. Полученную муку просеивали через мелкое сито и отделяли тонкий помол от грубого (19, 570).

Археологически зафиксирована местность, где добывали и изготавливали жернова. В местности пригорода Хурми Пенджикента, на правобережье реки Зерафшан, расположен горный сай под названием «Сангбур» т.е. каменоломня. Фрагменты жерновов ручных мельниц из местности Сангбур встречаются во многих памятниках долины Зерафшана, начиная с III-V вв. Начиная с VII по XX вв., прослеживается объём добычи жерновов, о чем свидетельствуют многочисленные их обломки. По свидетельству старожилов кишлака Сангбур, данный карьер функционировал более 15-ти веков. В Пенджикенте и его окрестных селениях обнаружено свыше 20-ти фрагментов ручных жерновов. В южной части города, в районе селений Гурдара и Савр обнаружены ещё несколько десятков обломков жерновов. Серия ручных жерновов изготавливалась из камней твёрдой породы, принесённых селевыми потоками реки Зеравшан.

В эпоху средневековья во многих селениях горного Согда функционировал простейший способ обработки зерна - ручная мельница. Согдийцы их звали «хутана», т.е. - самомолка. Термин «хутана» по настоящее время используется ягнобами в значении «мельница».

Известный этнограф А.С.Давыдов обнаружил в селении Сайёд Шаартузского района две ручные мельницы. Коренное население называло их «дастос". По информации A.C. Давыдова, помол был исключительно женским делом. Женщины приносили своё зерно в дом к мельнику и сами мололи его на мельнице у хозяина. Взамен давали ему 1 пиалку муки.

В Аму-Дарьинском оазисе богатые семьи редко сами работали на ручных мельницах, в основном приглашали поденщиц, которым платили от 2 до 7 фунтов зерна в день.

По мнению У. Джахонова, ручная мельница у таджиков северной группы районов Таджикистана называлась «яргучок» (9, 60-61). Этнограф H.H. Ершов, собравший свой полевой материал в Гиссарской долине, а также в городе Каратаге, отмечает, что «следует также упомянуть и об устройстве ручной мельницы-краскотерки - «яргучок», на которой перетирали красители и перемалывали поливу (10,88-89).

У восточных славян ручную мельницу называли по разному: русские и белорусы - жорны, жоранки; северные русские - клетец, ермак; украинцы - жорна. Ручную мельницу использовали, в основном, для размельчивания соли и, очень редко, для получения муки. Здесь, как и в таджикском селении Каратаг гончары обычно растирают на ручных мельницах кварцевый песок и окись свинца. Кроме этого, в некоторых районах Украины до сих пор действует обычай растирания зерна в муку на ручной мельнице, из которой подружки невесты пекут свадебный каравай (11, 118-119). В связи с этим, следует особенно отметить, что в кишлаках Северного Таджикистана до сих пор на свадьбах подружки невесты пекут специальный свадебный хлеб и ставят его на праздничную скатерть (15).

В XVII-XX вв. во многих городах и селениях на крупных оросительных каналах стояли мельницы. А в некоторых даже парные, которые мололи до 1,5 т. пшеницы. В отдаленных горных кишлаках, где совсем не имели понятия о водяной мельнице, ручные мельницы оставались основным способом получения муки в 50-е -60-е гг. XX в.

До середины 50-х годов XX в. водяные и ручные мельницы являлись средством, обеспечивавшим население Северного Таджикистана и его горных селений пищевой мукой.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Андреев М.С. Таджики долины Хуф (Верховья Аму-Дарьи). -Сталинабад, 1956, - Вып. II.

2.Бежакович A.C. Историко-этнографические особенности киргизского земледелия. Очерки по истории хозяйства народов Средней Азии и Казахстана. // Труды Ин.этн. им. H.H. Миклухо-Маклая. Новая серия, том. XCVIII. - Л., 1973.

3.Вавилов Н.И., Букинич Д.Д., Земледельческий Афганистан. - Л., 1929.

4.Гаврилюк H.A. Домашнее производство и быт степных скифов. -Киев, 1989.

5.Гаджиев М.Г. Камнеобработка в Дагестане в эпоху ранней бронзы // Промыслы и ремесла древнего и средневекового Дагестана. Сборник статей. - Махачкала, 1988.

6.Гаджиев М.С. Ремесла и промыслы Дербента Альбанского времени // Промыслы и ремесла древнего и средневекового Дагестана. Сборник статей. - Махачкала, 1988.

7.Гулямова Э. Археологические и нумизматические коллекции института истории, археологии и этнографии АН Тадж. ССР. (Краткий обзор). - Сталинабад, 1989.

8. Давыдов A.C. Дневники. Гиссарская этнографическая экспедиция 1974 года // Архив Ин-та истории, археологии и этнографии им. А. Дониша. Папка №2, опись №19. - Душанбе, 1974.

9. Джахонов У. Земледелие таджиков долины Соха в конце XIX -начале XX вв. - Душанбе, 1989.

Ю.Ершов H.H. Каратаг и его ремесла. - Душанбе, 1984. П.Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. - М„ 1991.

12.Ильина В.М. Материалы по обследованию кочевого и оседлого туземного хозяйства и землепользования в Аму-Дарьинской области. - Вып. I. - Ташкент, 1915.

13.Негматов H.H., Хмелинцкий С.Е. Средневековый Шахристан. (материальная культура Уструшаны). - Вып. 1. - Душанбе, 1966.

14. Неразик Е.Е. Сельские поселения Афригццского Хорезма. - М„ 1966.

15.Пиркулиева А. Домашние промыслы и ремесла туркмен долины Средней Аму-Дарьи во второй половине XIX-XX вв. -Ашхабад, 1973.

17.Раззаков А. Саразм (Орудия труда и хозяйства по эксперимен-тально-трасологическим данным). - Душанбе, 2008.

18. Семёнов С.А. Происхождение земледелия. - Л., 1974. 19.Эшонкулов У. История земледельческой культуры горного Согда (с древнейших времён до начала XX в.). - Душанбе, 2007.

История мельничного промысла, от простых зернотёрок до мельничного жернова

М. С. Джураее

Ключевые слова: зернотёрка, каменная ступа, ручная мельница, мельничные жернова, орудия труда, мука

В статье автор на основе полевого материала излагает историю эволюции водяных и ручных мельниц группы городов и горных селений Северного Таджикистана. Автор подчеркивает, что в прошлом, ввиду отсутствия централизованной доставки в южные области России, Украины и Казахстана, водяные и ручные мельницы являлись единственным источником обеспечения населения хлебопродуктами.

The History of Milling from Simple Grain Graters up to a Millstone

Key words: grain grater, stone mortar, millstones, tools of labour, flour

Proceeding from the collected field material the author expounds the history of the evolution concerned with water and manual mills of the group of towns and mountains villages of Northern Tajikistan. The author lays an emphasis upon the fact that in the past because of non-availability of a central delivery into southern areas of Russia, the Ukraine and Kazakhstan manual mills served as the only source ofproviding population with bread products.

Елисей, не унывая, к ветру кинулся, взывая:

"Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе.

Не боишься никого, кроме бога одного.

А.С. Пушкин

Известно, что древние египтяне 7 тыс. лет назад использовали ветер, чтобы переплывать Нил на парусной лодке. Первая ветряная мельница была построена в Китае задолго до нашей эры. В Вавилоне при царе Хаммурапи (около 1750 г. до н. э.) ветряные мельницы использовались не только чтобы перемалывать в муку зерно, но они заставляли звучать орган. Персы также использовали ветряные мельницы, чтобы молоть зерно, примерно за 200 лет до н.э.

А вот в Западной Европе ветряные мельницы появились позднее, их устройство подсмотрели у арабов крестоносцы и, вернувшись из походов на восток, построили первые ветряные мельницы у себя на родине в XII в. С 1180 г. такие мельницы были известны во Фландрии, Юго-Восточной Англии и Нормандии.

В XIII веке в Священной Германской Римской империи появились конструкции мельниц, в которых всё здание поворачивалось навстречу ветру. В XIV столетии в Голландии ветряки начали использовать для откачивания воды с польдерных (ниже уровня моря) полей. К 1900 г. в Дании было приблизительно 2500 ветряных мельниц. Помимо откачки воды мельницы в Западной Европе использовались и для других нужд. Например, испанский дворянин Дон Кихот ухитрялся воевать с ними, отважно бросаясь с копьем на "дьявольские создания".

Персидские мельницы отличались от западноевропейских тем, что ось вращения (ротор) у них располагалась вертикально, т.е. перпендикулярно плоскости крыльев. Мельницы с вертикальной осью вращения использовались и в древнем Китае - они известны как китайский ветряк. Но в Китайе строили ветряные мельницы и с горизонтальным ротором.

А вот о том, когда ветряные мельницы появились на Руси, информация отсутствует. Похоже, что не интересует российских историков развитие технологий в своем отечестве. Те источники, в которых говорится о мельницах в России, сообщают, что при Екатерине II они уже у нас были, и при Петре I то ли появились, то ли уже были, но вот до Петра I не было, скорее всего, и хлеба не было: варили русские люди кашу из неочищенного зерна.

Ведь зерно-то выращивали и до Петра.

Странное дело, но многие этому верят, в русские мозги уже давно вбили, что все передовое к нам пришло из Западной Европы. С детского возраста нам вбивают воспитатели, учителя, профессора, средства СМИ, что мы - сирые и убогие, что патриотизм у нас квасной, а рубли деревянные. Но я попробую доказать, что на Руси водяные и ветряные мельницы строили и использовали уже в IX веке, а появились они намного раньше, вероятно, еще до новой эры.

В детстве (в 1952 г.) мне посчастливилось побывать на действующей ветряной мельнице и наблюдать, как из зерна в жерновах получается мука.

Я видел, как из муки и воды в квашне бабушка делала тесто, пекла хлеб, пироги и блины.

Видел, как весной поля пахали, как сеяли в землю зерно, как вырастали на полях рожь, овес и пшеница, а осенью убирали урожай, обмолачивали снопы с колосьями и получали новое зерно, причем нового зерна получали куда больше, чем высевали весной. Говорили, например, что в этом году урожай был "сам 15", это значило, что каждое посеянное зернышко дало 15 новых.

Злаки с колосьями срезали пока зерно в колосьях не совсем дозрело, связывали в снопы, и снопы ставили в суслоны. В суслонах зерно в колосьях быстро дозревало. Потом снопы из суслонов свозили в овины, где их просушивали в специальном помещении и затем уже обмолачивали цепами на гумне (расчищенная утрамбованная площадка под крышей).

Строение, в котором сушили, складировали и обмолачивали зерно, называлось нагуменником. Сейчас нагуменники нигде не сохранились, а прежде в деревнях в северной Руси их было много - почти у каждой семьи. Я помню нагуменник за нашим огородом, построенный еще моим прадедом. Но в 50-е годы прошлого века он не использовался по назначению, снопы тогда обмолачивали на молотилках с помощью механического привода. Такой обмолот был более быстр, требовал меньше времени и усилий, но при его использовании из колосьев вымолачивалось не все зерно - терялось до 20% урожая.

Когда обмолот молотилкой на поле заканчивали, моя бабушка ходила с мешком и собирала на местах работы механических молотилок мякину. В этой мякине было немало зерна, им бабушка потом всю зиму кормила кур, запаривала эту мякину в горячей воде в русской печке и кормила ею корову и свинью. Но большая часть мякины с выброшенным невымолоченным зерном в советское время так и сгнивала на полях. Зерном из этой мякины осенью на полях кормились мыши и зерноядные птицы.

После обмолота собранное зерно сушили, веяли на ветру от мусора и ссыпали в мешки. Принцип веяния прост: подброшенные вверх тяжелые зерна ветром уносятся ближе, а легкие чешуйки и прочий мусор уносятся ветром дальше. Свежее зерно сушили на русской печке. В каждый дом привозили 5-6 мешков сырого зерна, и его надо было высушить и сдать потом в колхоз. До сих пор помню запах сохнущего зерна, которым надолго пропитывался дом.

Позже построили колхозные дорогущие сушилки - и зерно стали сушить там, на что затрачивали немалую энергию от сжигания дров в огромной печи этой сушилки. А вот прежде в крестьянских хозяйствах сушка зерна на русских печках дополнительных затрат топлива не требовала, ведь русскую печь в домах все равно топили. А запах сохнущего зерна был приятнее и, главное, безопаснее запаха самого дорогого современного дезодоранта.

Ветряная мельница.

Флюгер на самом верху позволял следить за направлением ветра и вовремя поворачивать верхнюю головную часть мельницы крыльями встречь ветру. Крылья мельницы - это пропеллер. И ведь жил когда-то тот, кто впервые изобрел его. А сегодня это древнее изобретение служит во многих наших машинах и прочих механизмах вплоть до винтового самолета.

Ветряные мельницы редко были похожи друг на друга. Вот эта мельница поставлена на ряж - сруб из бревен, она называется "мельница на козлах".

Эти дыры в крыльях - не результат разрушения мельницы. Так, убирая некоторые дощечки, крылья приноравливали к усилению ветра, регулировали скорость их вращения. А во время бури вообще вынимали все дощечки, чтобы ветер не поломал крылья. Вот только мешки с зерном при использовании мельницы на козлах приходилось поднимать довольно высоко. Но для этого обычно устраивали блоки и подъемники.

Сегодня энергию ветра в российских деревнях практически не используют, а еще в пору моего детства в нашем селе сохранялись развалины 3 ветряных мельниц. Одна из них, как рассказывала мне бабушка, принадлежала моему прадеду. В 50-е годы прошлого века действующей была только одна ветряная мельница в нашей местности, располагавшаяся в соседней деревне Есипово. Вот работу ее я и видел.

В помещении этой мельницы все было покрыто белой мучной пылью, одежда и борода мельника тоже были в этой пыли. Время от времени он выходил наружу, и если ветер менял направление, то поворачивал голову мельницы специальным правилом крыльями к ветру. Правило было сделано из двух довольно толстых слег (жердей), верхними концами прикрепленных к "голове" мельницы. В нижней части слеги были соединены между собой, и вся конструкция была фактически остроугольным треугольником с острым углом внизу.

Скрипели жернова, скрипела, поворачиваясь, главная центральная ось, которую вращал горизонтальный вал, идущий от крыльев. Все передаточные механизмы были сделаны из дерева, и от трения они были буквально отполированные. Но главное - всюду была мучная пыль.

Вот еще одно гениальное изобретение - передача вращения из одной плоскости в другую - параллельную исходной. И это изобретение не было запатентовано, т.к. было сделано не менее 4 тыс. лет назад. Его автор неизвестен, даже его национальности мы не знаем. Угловая скорость вращения барабана (колеса) с меньшим диаметром на этой мельнице в 3,5 раза больше, чем большого барабана (колеса). Следовательно, вертикальная ось вращается в 3 раза быстрее, чем горизонтальная. В результате такой передачи жернов вращался с большой скоростью.

Плоскость вращения крыльев этой мельницы наклонена к поверхности земли. Это снижает потерю энергии от трения при передаче врашения с большего барабана на меньший. Длина каждой лопасти (крыла) ветряных мельниц варьировала от 5-6 до 7-8 м. На этой мельнице от центральной оси вращение передавалось на два жернова. При передаче на жернова скорость вращения еще увеличивалась в несколько раз.

Зерно и муку на есиповской мельнице взвешивали на весах в виде металлического коромысла, подвешенного к потолку. К коромыслу на цепях были подвешены 2 листа железа размером 1,5х1,5 м. На один лист клали мешки с зерном, а на другой гири. Гири были с ручками - двухпудовые, пудовые, полупудовые и совсем небольшие, весом в несколько фунтов. За помол зерна мельнику платили кто чем мог - деньгами, зерном, мукой, мясом, молоком, яйцами.

Тогда на трудодни в колхозе поздней осенью колхозникам выдавали по 2-3 мешка зерна, которое и мололи для себя на этой мельнице. Когда мельника не стало, мельницу в Есипове тоже быстро разрушили, и молоть зерно приходилось на ручных жерновах дома. Ох и тяжелая это работа - крутить одной рукой тяжелый каменный жернов, а другой в дыру в его центре насыпать горстями зерно! Но зато потом, благодаря этим тренировкам, я побеждал всех студентов института в соревнованиях по армрестлингу.

Позднее - в начале 60-х - зерно колхозникам на трудодни выдавать перестали, заменили деньгами, правда, деньги эти были смехотворными, и на них эквивалентное количество хлеба в магазине купить было невозможно. Но моя бабушка была очень изобретательна: она с полей, где обмолачивали зерно, приносила домой несколько мешков мякины, провеивала ее на ветру, и при этом из 10 мешков мякины получался один мешок зерна. Вот такими были потери урожая на колхозных полях. Но собирать мякину было запрещено, хотя там она сгнивала, никому не нужная. Бабушка брала большую корзину, клала в нее мешок, шла будто бы в лес по грибы. Набирала в мешок мякины, а сверху прикрывала ее грибами или лекарственными травами. Как говорят в народе: "Голь на выдумки хитра".

При обмолоте хлебов современными комбайнами потери зерна еще большие, чем при обмолоте стационарными молотилками. Почему? Да потому, что обмолачиваются колоски, которые только что срезаны. А зерно в колосках вызревает не одновременно. В одних колосках оно уже созрело и при первом встряхивании вываливается и падает на землю, а в других - еще не созрело и при обмолоте уходит в мякину.

В северной России, где осенью постоянно идут дожди, потери зерна при обмолоте комбайнами составляют до 30% урожая. В "примитивном" крестьянском хозяйстве потери зерна были не более 5%, столько зерна оставалось в мякине на гумне (на току). Но и это зерно использовали куры и гуси, которые осенью кормились на нагуменниках. Не случайно один из видов дикого гуся так и называется - гусь гуменник. При перелете на юг осенью эти гуси кормились на гумнах - местах обмолота хлебов.

Да, сегодня есть мельницы с электрическим приводом, а также электрические кофемолки, мясорубки и т. д. Но какова при этом эффективность использования энергии? А ведь при выработке электроэнергии наносится немалый вред окружающей среде, древние же ветряные мельницы не наносили вреда природе. Крылья вращались довольно медленно, они не могли убить даже мух и комаров. Никакого задымления и шумового загрязнения не происходило. От мучной пыли мельника спасала респираторная повязка.

Полуразрушенная ветряная мельница в селе Захарьино близ села Кукобой на севере Ярославской области.
Мельница эта была построена в 20-е годы ХХ века женщинами из женской коммуны им. Н.К. Крупской. На самом деле это был замаскированный под коммуну женский монастырь, который ликвидировали большевики.

Верхняя часть полуразрушенной ветряной мельницы в селе Захарьино близ села Кукобой в Ярославской области.

Трудно представить, что эту мельницу сделали молодые женщины монахини. Я не видел больше ни одной мельницы, украшенной орнаментом. Этот случай с Кукобойской коммуной достоин мировой известности. Но не нашлось пока умного журналиста или режиссера, который бы написал об этой истории повесть или поставил фильм. А ведь об этом можно создать очень интересный художественный фильм! Может быть, тогда русская душа не будет столь загадочна для иностранцев. А где же местные власти Первомайского района и Ярославской области, почему они не сделали эту историю широко известной? Захарьинская коммуна не менее интересна для туристов, чем кукобойская Баба Яга.

Ветряная мельница.

В анкетном листе владельца ветряной мельницы Ивана Тимофеевича Завершинского за 1920 год сказано, что его мельница «на камнях», то есть с каменными жерновами, имела суточную производительность при хорошем ветре в среднем около 25 пудов муки в сутки. Это примерно 400 кг. Почти полтонны зерна в сутки перемалывала эта сельская мельница.

Ветряные мельницы на Украине.

Число ветряных мельниц в России в XIX веке достигало 200 тыс. шт. (официальная статистика), в общей сложности они перемалывали в год около 34 млн. т зерна, снабжая мукой все население тогдашней России. Средняя мощность ветряной мельницы была около 3,5 кВт. Но были ветряные мельницы и более мощные, они развивали мощность порядка 10-15 кВт. При этом все ветряные мельницы были построены самими крестьянами (информация позаимствована в книге В.И. Завершинского «Очерки истории Тарутино»).

Из дипломной работы "Реставрация мельницы в д. Чирши в структуре музея зерна", КГАСУ, 2009.

Внутреннее устройство шатровой мельницы с двумя жерновами.

Чаще всего у мельниц было по 4 крыла, но встречались мельницы и шестикрылые - такие, как на этом рисунке. Мощность такой мельницы, разумеется, была больше. Мощность мельницы также зависит от ширины крыльев и угла наклона их к плоскости вращения. При передаче вращения с горизонтального ротора на вертикальный вал угловая скорость вращения увеличивается примерно в 5-6 раз, При передаче вращения с вертикального вала на жернова скорость вращения еще раз увеличивается в 5-6 раз. Следовательно, угловая скорость жерновов в 25-30 раз больше, чем крыльев мельницы.

У этой мельницы есть механизм, благодаря которому она сама настраивается на направление ветра. Принцип работы этого механизма - это принцип флюгера. Как только ветер меняет направление, он дует на лопасти механизма и поворачивает их в соответствии с направлением ветра. Этот сдвиг передается рычагом на звездчатое колесо, которое поворачивает ось, на другом конце которой - звездчатое колесо меньшего размера, а меньшее звездчатое колесо поворачивает очень большое колесо, на котором закреплена верхняя часть мельницы вместе с крыльями и горизонтальным ротором. Для облегчения вращения верхней поворотной части мельницы верхняя и боковая части обруча, оси роликов смазывались. (http://brunja.livejournal.com/26061.html)

Жернов мельничный.

Принцип работы жернова прост. Два круглых каня положены друг на друга. Верхний камень вращается, а нижний закреплен и неподвижен. В верхнем камне в середине сделано отверстие, в которое засыпается зерно. Попадая между камнями, эерно раздавливается - перемалывается, растирается в муку. При вращении верхнего камня мука с каждым оборотом продвигается к внешнему краю каменного диска и выбрасывается за пределы жернова. Для того, чтобы верхний диск не соскакивал с нижнего, в нижнем сделан бугор. На верхнем и нижнем камне жерновов сделаны специальные насечки, которые направляют движение муки внутри жернова. Оба камня на фотографии слева - гранитные.

Жернов ручной.

На фотографии мы видим ручной жернов. Он тоже состоит из двух каменных дисков. Верхний за деревянную ручку надо вращать, а в дыру посередине сыпать зерно.

Расколотый мельничный жернов .

В жернове вращается верхний диск, который железными штырями крепится на вращающийся вал. Столб сзади жернова - это главный вертикальный вал, вращающийся от горизонтального вала-ротора, расположенного в верхней части мельницы, который вращает ветер, дующий на крылья мельницы.

На этом фото показана передача вращения от главного вертикального вала на вал жернова. Жернов находится внизу под полом.

Верхний вращающийся камень жернова с интересной насечкой для движения муки внутри жернова.

Жернов (нижний неподвижный камень) с насечкой, обеспечивающей движение муки от центра жернова к его краю.

Это жернов когда-то использовался для размола зерна на мельнице. Сейчас он лежит на крыльце в качестве сувенира. Канавки должны были направлять муку к краю жернова. Прежде в центре этого камня было возвышение, которое удерживало верхний вращающийся камень в определенном положении, не давая ему съезжать набок. У сувенира же этот стержень был спилен, чтобы при ходьбе не запинаться об него.

Обратите внимание на то, что форма насечек и характер их расположения на камнях жерновов были неодинаковы. Мастера пытались найти оптимальную форму насечек, при разной скорости вращения жерновов она была разная. Камни жерновов для ветряных, водяных и ручных мельниц делали мастера каменотесы. Так, каменотесный промысел наряду с земледелием и рыболовством был широко распространен среди вепсов в Прионежье.

Ведя натуральное сельское хозяйство, крестьяне вепсы занимались и изготовлением каменных жерновов для помола муки.

Лучшим материалом для изотовления жерновов служит особенная каменная порода - вязкий, твердый и неспособный полироваться песчаник, но жернова также могут изготавливаться из мрамора, кварцита или гранита. Камень выделывают таким образим, чтобы одна из сторон (мелющая) была максимально ровной и гладкой, а затем на этой поверхности пробивают ряд углубленных бороздок, и промежутки между этими бороздками приводят в грубо-шероховатое состояние.

Усовершенствованная ручная мельница.

Ручка для вращения верхнего каменного диска прикреплена к самому его краю. Вращать такой жернов много легче. Мука ссыпается в плотный ящик, из которого ее можно по специальному отверстию ссыпать в мешок.

Ступа с пестом.

Наиболее же древним приспособлением для получения муки из зерна была ступа с пестом. Примерно в такой ступе летала Баба Яга. Следовательно, этому изобретению возраст не менее 10 тыс. лет. Именно тогда, еще при матриархате всем заправляла женщина: она рожала, поддерживала огонь в очаге, собирала коренья и колосья, коренья и зерно толкла в ступе и пекла лепешки. Ступками, правда, фарфоровыми, и сегодня пользуются в химических и кулинарных лабораториях. Живет древнейшее изобретение - и немалую пользу людям приносит.

В поселке Сернур есть музей, где создана уникальная экспозиция «Нолькин камень». Там имеются орудия труда, записи легенд и преданий, фотографии, большой архивный материал, связанный с каменным промыслом, в т.ч. с изготовлением камней для жерновов. В 1820 г. в этом промысле здесь работало до 600 человек и ежегодно изготавливалось до 3000 жерновов. За сезон семейная артель изготавливала 15-20 пар камней для жерновов.

Нолькинские жернова для мельниц продавались не только окрестным деревням, но и во Владимирскую, Нижегородскую, Ярославскую, Владимирскую губернии, а некоторые камни уходили даже в Персию. Ремесло передавалось от поколения к поколению, забои и штольни тоже передавались от рода к роду, промысел этот ценился на вес золота. Сегодня возле входа в штольни лежат жернова, покрытые мхами и лишайниками. Им много сотен лет. Через каждые 30-40 шагов попадаются входы в штольни. Некоторые штольни обвалились, входы в другие скрывает густой кустарник. Стены и потолок штолен хранят следы копоти, потому что камень в забое добывали с помощью огня. Вот и подумайте - когда на территории сегодняшней России начали строить мельницы.

Женщина вращает ручные жернова.

Вплоть до середины ХХ века у крестьян (смердов) не было нужды в тренировочных залах для занятий фитнесом. Люди жили с постоянной полезной нагрузкой для всех групп мышц, а также и с постоянной нагрузкой для ума, причем ума не абстрактного, а конструктивного. Тогда в той или иной степени все были мастерами и изобретателями. Один изобрел приспособление для сшивания кожи, второй улучшил выделку кожи, третий придумал форму топорища для тесания бревен, четвертый придумал, как бревна в стены складывать и укреплять.

Люди трудились постоянно, причем труд вовсе не был для них каторжным. Он приносил радость. Сделает мужик корзинку из прутьев, посмотрит на нее и скажет, что это хорошо. Соткет женщина полотно, выбелит его на свежем снегу, сошьет из него рубаху мужу - и оба радуются, а соседи восхищаются работой женки, другие мужики завидуют ее мужу. От той жизни предков исходили какие-то задорные импульсы оптимизма. Жизнь наших предков даже в труднейшие времена была наполнена ощущением радости и значительности.

Поэтому все они были физически развитыми и духовно здоровыми. Прожив жизнь и немало повидав, я пришел к выводу - бог создал сельскую жизнь, а дьявол городскую. Дьявол смог убедить многих в том, что городская жизнь лучше, но он обманул, не верьте ему.

Сегодня в тренировочных залах что-то поднимают, что-то тянут, что-то крутят, но затраченная при этом энергия не производит никакой полезной работы, разве что жир сгоняет и слегка здоровье укрепляет. Но это здоровье тут же подрывается сидением в офисах, едой сомнительного качества, грязными воздухом и водой.

А прежде поколет парень дрова, покрутит ручной жернов, принесет 10-12 ведер воды и 2 охапки дров- и никакого тренировочного зала с бегущими дорожками и экспандерами ему не надо. И здоровью польза - и полезное дело сделает. А пока руки да ноги работают, голова разные думы думает, да песни распевает.

На моей родине в конце XIX в. на вершине каждого холма стояли ветряные мельницы, развалины многих их них еще можно было видеть в 50-х и 60-х годах прошлого века. В среднем на каждые 15-20 домов в деревнях в нашей местности тогда была 1 мельница (ветряная или водяная). Не было не одной вершины холма в окрестностях сел и деревень, на которых бы не стояла одна, а то и несколько ветряных мельниц.

Нам стоит повнимательнее изучить технологии, которыми пользовались наши предки. Много информации об этом несут русские сказки и былины. Я думаю, что в них правды даже больше, чем в летописях. К нашему счастью, многие предания были записаны энтузиастами со слов народных сказителей в XIX и в начале XX веков. Пренебрежение к устному народному творчеству в течение нескольких веков навязывалось русскому народу церковниками. Думаете, почему былины сохранились в Архангельской и Вологодской областях? Мне кажется, что только потому, что христианство пришло туда на 3-4 столетия позже, чем в Киев - не в X, а в XV-XVI веках.

Я помню, как бабушка над моей кроваткой пела: "Тише, тише, тише, поп сидит на крыше, а может быть, и выше, а может быть, на самой на трубе". Я долго думал: какая нелепая песня. Причем тут поп на крыше и попадья на трубе. Много позднее узнал, что если залезть на крышу деревенского дома и приставить ухо к трубе, то будет слышно все, о чем говорят в избе. Попы шпионили за прихожанами - не исполняют ли они вечерами языческие ритуалы? Потом докладывали о тайных язычниках князьям, и те жестоко наказывали язычников - огнем и мечом искореняя поганых.

Но народ вопреки церкви все равно пел свои языческие песни, сказывал древние сказки и былины, танцевал традиционные танцы. Впоследствии церкви пришлось со многим смириться, а кое-какие языческие обряды переиначить в христианские. Например, встречая лето, русские язычники красили яйца в честь летнего бога Солнца - Ярилы. Сегодня крашеными яйцами христиане встречают день воскрешения Христа. Гадания девушек в священский вечерок - это тоже обычай вопреки учению христианскому. "Всякое гадание - это обращение к сатане", - считает православная церковь. А ведь до сих пор все девушки гадают. Совсем недавно я узнал, что РПЦ пыталась отменить в Кукобое "родину Бабы Яги", созданную для привлечения туристов, поскольку этот персонаж языческий.

Но почему же в конце XIX века русские люди стали отходить от традиций и устремились в светлое технократическое будущее? В это время сельское население начало быстро убывать, переливаясь в города. Причин этого явления несколько, назову одну из них, о которой пока что никто не писал. Изнеженные сердобольные дворяне-разночинцы в XIX веке очень соболезновали крестьянам и рабочим тому, что им много приходилось работать физически. При этом они ставили себя - изнеженных - на их место и ужасались такой доле. Но то, что было в тягость дворянам и разночинцам, было в радость здоровым и физически развитым крестьянам.

Поэт из крепостных Алексей Кольцов гордо писал: "У меня ль плечо шире дедова, грудь высокая моей матушки. На лице моем кровь отцовская в молоке зажгла зорю красную." А вот поэт дворянин Николай Некрасов заунывно восклицал: "В полном разгаре страда деревенская... Доля ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать. Не мудрено, что ты вянешь до времени, всевыносящего русского племени многострадальная мать!". Но до времени вяли не крестьянки, а ленивые дворянки - барыни.

Однако страдающему геморроем дворянину Николаю Некрасову было невозможно поверить, что физический труд здоровому человеку может быть в радость. Разумеется, были и среди крестьян больные и увечные, но видеть поэту и художнику только больное и увечное - это, простите, какая-то патология. Но "нытье" в искусстве в XIX веке быстро вошло в моду. К сожалению, в начале ХХ века эти самые разночинцы, а позднее прагматичные большевики навязали народу мысль о тяжести и нестерпимости его доли. В результате произошла революция, и доля народная в результате этой революции действительно стала невыносимой, в том числе и для для большинства крестьян.

Посмотрите на картины, которые писали художники передвижники. Это, как правило, убогие косые и кривые хаты, жалкие деревни. И где они выискивали только такую натуру! Почему не рисовали нормальные крепкие дома пятистенки с амбарами, хлевами, поветями, нагуменниками? На фотографиях конца XIX - начала XX веков мы видим совсем другую, нежели на картинах передвижников, сельскую Россию. По-моему, если XVIII век был веком расцвета России, то XIX век был веком начала ее упадка, и первыми упадочниками стали дворяне и интеллигенты разночинцы, произошедшие из недокормленных студентов.

Галанин А.В. Энергетика древней Руси

Жернова - это одно из самых древних изобретений человечества. Вполне возможно, что оно появилось даже раньше, чем колесо. Как выглядят жернова? Какие функции они выполняют? И каков принцип работы этого старинного механизма? Давайте разбираться!

Жернова - это что такое?

Как утверждают ученые, это нехитрое приспособление наши предки начали использовать в каменном веке (10-3 тысячелетие до нашей эры). Что же представляют собой жернова? Это примитивное механическое устройство, состоящее из двух округлых блоков. Его основная функция - перемалывание зерна и прочих растительных продуктов.

Слово произошло от старославянского «жърнъве». Это можно перевести как «тяжелый». Агрегат и вправду мог иметь достаточно солидный вес. Жернова упоминаются в «Повести временных лет». В частности, в летописях можно встретить следующую фразу:

«Крупяще жито и своима руками измълъ».

Слово нередко употребляется и в переносном значении. Достаточно вспомнить такие словосочетания, как «жернова войны» или «жернова истории». В данном контексте - это жестокие и фатальные события, в которых может оказаться человек или целый народ.

Изображение жерновов можно встретить в геральдике. Например, на гербе небольшого городка Хьойор (Höör), что на юге Швеции.

Немного истории

В древности люди перемалывали в жерновах зерна, орехи, побеги, корневища, а также перетирали железо и красители. Когда-то их можно было увидеть практически в каждом сельском доме. Со временем мукомольные технологии совершенствовались, появились водяные, а еще позже - ветряные мельницы. Сложную и изнурительную работу переложили на плечи сил природы - ветра и воды. Хотя в основе работы любой мельницы оставался все тот же жерновой принцип.

Раньше в деревнях существовала особая каста ремесленников, которые занимались изготовлением жерновых камней, а также ремонтом отдельных деталей. Во время постоянной работы жернова стирались, их поверхности становились гладкими и неэффективными. Поэтому периодически их необходимо было точить.

Сегодня жернова - это уже история. Разумеется, мало кто сегодня использует эти громоздкие агрегаты в быту. Поэтому они пылятся в музеях и на разнообразных выставках, где на них могут поглазеть любопытные туристы и любители старины.

Конструкция и принцип работы жерновов

Конструкция этого механизма предельно проста. Он состоит из двух круглых блоков одинакового размера, положенных друг на друга. При этом нижний круг обездвижен, а верхний - вращается. Поверхности обоих блоков покрыты рельефным рисунком, благодаря чему осуществляется процесс помола зерна.

Каменные жернова приводятся в движение при помощи специального штифта крестовидной формы, установленного на вертикальном деревянном стержне. Очень важно, чтобы оба блока были правильно выставлены и отрегулированы. Плохо сбалансированные жернова будут давать низкое качество помола.

Чаще всего жернова изготовлялись из известняка или мелкозернистого песчаника (или же из того, что было «под рукой»). Главное, чтобы материал был достаточно твердым и прочным.

В продолжение темы:
Литература

АННОТАЦИЯ В статье рассматриваются вопросы межбюджетных трансфертов как составной части межбюджетных отношений в России. Дана характеристика российских межбюджетных...

Новые статьи
/
Популярные