Социальная деятельность понятие, сущность и виды - общая социология - каталог статей - социалинжэкон. Социальная деятельность это Что такое социальные виды деятельности

Тема 7. Социальная деятельность и социальные движения.

1. Понятие, структура и функции социальной деятельности.

Деятельность как специфически человеческий способ бытия, охватывает материально-практические, мысли­тельные, духовные операции, поэтому работа мысли является дея­тельностью в такой же мере, как и работа рук, а процесс познания включен в деятельность не в меньшей мере, чем процесс повседнев­ного поведения.

Социаль­ная деятельность представляет собой динамичную систему взаимо­действия личности, социальной группы или общности с окружающим миром, в процессе которой происходит производство и воспроизвод­ство человека как существа общественного, осуществляется целесо­образное изменение и преобразование природного и социального мира, создаются материальные и духовные ценности.

Социальная деятельность осуществляет следующие функции:

1) воспроизводство человека как общественного существа;

2) преобразование природного и социального мира;

3) производство материальных и духовных ценностей.

Деятельность личности включает четыре вида отношений:

Отношение человека к предмету - ко всей сово­купности окружающих его вещей, создаваемых, потребляемых и т.п.;

Его отношение к другому человеку - к людям, их группам, общест­ву в целом;

Его отношение к природе;

Его отношение к самому себе.

Структура социальной деятельности включает четы­ре основных компонента:I) осознанную цель; 2) средство; 3) сам процесс деятельности; 4) результат деятельности.

Деятельность характеризуется тремя специфическими при­знаками:

1) осознанность деятельности (целеполагание);

2) общественно обусловленный характер деятельности;

3) продуктивность деятельности (целедостижение).

2. Типы социальной деятельности.

В зависимости от взаимодействия человека с другими людь­ми, с окружающей природной и социальной средой выделяются не­сколько основных типов деятельности :

1) материально-преобразовательная (продукты труда: хлеб, одежда, здания, станки и т.д.);

2) познавательная (ее результаты в научных кон­цепциях, теориях, открытиях и т.п.);

3) ценностно-ориентационная (ее результаты в существующей в обществе системе нравственных, юридических и иных ценностей);

4) коммуникативная, выражающаяся в общении человека с дру­гими людьми, в диалоге культур, политических движений;

5) информационная, воплощающаяся в производстве, накопле­нии, сохранении, передаче и т.д. информации об окружающем мире и самом человеке;

6) художественная, связанная с созданием и функционировани­ем художественных ценностей - художественных образов стилей, форм и т.д.;

7) оздоровительная, воплощающаяся в профилактике, лечении болезней, в сохранении и улучшении здоровья людей;

8) спортивная, реализующаяся в физическом развитии и совер­шенствовании людей, в спортивных соревнованиях и достижениях;

9) политическая, связанная с захватом, удержанием и укрепле­нием власти, защитой политических интересов определенных клас­сов, слоев, общественно-политических движений, стран и коалиций;

10) управленческая, воплощаемая в систематическом воздейст­вии субъекта управления на социальный объект с целью сохранения его целостности, нормального функционирования, совершенствования, достижения заданной цели;

11) природоохранная, связанная с охраной природы.

С точки зрения значимости и роли деятельности в социаль­ном развитии она подразделяется на два типа:репродуктивную и продуктивную (творческую). Первая реализуется в получении уже известного результата известными способом и средствами.Вторая направлена на выработку новых идей, новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применяв­шихся средств.

К. Маркс исходил из общественного характера деятельности. С его точки зрения, единственной социальной субстанцией, создаю­щей человека и его сущностные силы, а тем самым и общество, является активная человеческая деятельность во всех сферах, прежде все­го в производственно-трудовой.

Э. Дюркгейм исходил из того, что основу общества состав­ляют социальные факты, но сами эти факты составляют способы мышления, чувствования и деятельности. В структуре социальной деятельности он выделил в качестве первостепенного явления разде­ление труда. В зависимости от наличия или отсутствия такого разде­ления им выделены два типа общества: традиционное (архаичное) и современное.

М. Вебер наиболее важным считал действие осмысленное, характерными признаками которого считал: 1) наличие в нем определенного смысла для действующего субъекта; 2) его направленность на достижение ясно осознаваемой цели; 3) средства, применяемые в деятельности, должны быть адекватны осознаваемым целям.

В теории социального действия, разработанной Т. Парсонсом, выделяются четыре основных элемента: 1) субъект действия - актор; 2) ситуационное окружение; 3) совокупность сигналов и символов; 4) система правил, норм, ценностей, которые ориентируют дей­ствия актора, придавая им осмысленность и целенаправленность.

Социальная деятельность находится в процессе постоянного обогащения и развития. На рубеже ХХ-ХХ! столетий, когда человече­ская деятельность стала по своим масштабам и последствиям вполне соотносимой с действием самых мощных разрушительных процессов природы, а иногда и превосходить их, очень острой оказалась проблема социальной значимости результатов социальной деятельности. В зави­симости от качества таких результатов - несут ли они благо людям или оборачиваются социальным злом для них, социальное действие и его продукт называют конструктивным или деструктивным, благодеянием или злодеянием.

С учетом сказанного, в начале третьего тысячелетия все бо­лее важное значение в развитии цивилизации приобретают такие бы­стро прогрессирующие виды социального действия, как научная, ин­формационная, инженерно-конструкторская, образовательная дея­тельность, органически соединенная с деятельностью природоохран­ной и гуманитарной.

3. Социальные движения и институты.

Социальное движение - это массовые коллективные действия одной или нескольких социальных общностей, связанные с обеспече­нием групповых или общественных интересов и потребностей и на­правленные на социальные изменения или противление им в кон­фликтном противодействии с другими общностями.

Следует отличать социальные движения от социальных ин­ститутов.

Социальные институты представляют собой относительно устойчивые и стабильные общественные образования, выполняющие функцию воспроизводства человека и определенных социальных от­ношений и взаимодействий в определенных циклах.

В отличие от это­го социальные движения высоко динамичны, изменчивы и имеют не­определенные жизненные циклы. Кроме того, социальные движения отличаются от социальных институтов тем, что не имеют устойчивого статуса и часто направлены не на сохранение существующей системы в неизменном состоянии, а, напротив, ориентированы на социальные изменения.

Особенности общих движений сводятся к следующему.

1) Общие социальные движения проявляются в стремлении людей развить новую точку зрения на свое положение в обществе, свои права, точку зрения, основанную на желаниях и наде­ждах.

2) Становление общих социальных движений протекает как процесс нащупывания каких-то новых ценностей и направлений дея­тельности в форме слабо скоординированных и слабоуправляемых попыток достичь желаемых изменений.

3) Такие движения направляют деятельность на различ­ные сферы общественной жизни.

4) Общие социальные движения развиваются преимущественно неформально и зачастую неофициально.

Наряду с общими, в современном обществе широко распро­странены специфические социальные движения. Нередко они более кон­кретны в своих целях и действиях и сосредоточены на каких-либо специфических целях.

Отличительные особенности специфических социальных движений таковы:

1) Наличие четко определенной цели.

2) Наличие у движения организованного оформления, определенной, нередко четко иерархизированной и раз­ветвленной структуры.

3) В процессе развития специфические социальные дви­жения формируют у своих поборников определенное мировоззрение и связанные с ним системы ценностей.

4) Внутри специального социального движения складывается определенное разделение труда, а входящие в его состав индивиды обладают определенными социальными статусами.

5) У специфического социального движения су­ществует стратегия социальной деятельности и тактики ее осуществления применительно к изменяющимся обстоятельствам.

В тех случаях, когда массовые дей­ствия направлены на завоевание, укрепление или ниспровержение политической власти, существующего политического режима, специ­фические социальные движения приобретают характер политических.

Экспрессивные движения - более или менее массовые дви­жения, которые отчетливо понимают непривлекательность и пороч­ность существующей социальной действительности, но стремятся изменить не ее, а свое отношение к ней посредством ритуалов, мечта­ний; иных, чем господствующие в обществе, норм и образцов культуры (субкультуры), других форм эмоциональной экспрессии.

Революционные движения - массовые действия, направлен­ные на глубокое и полное изменение существующей социальной действительности, структуры, функций и содержания деятельности большинства или многих социальных институтов - государства, системы образования и т.п. Они стремятся разрушить существующую социальную систему, свергнуть свойственные ей политический режим и структуры власти и установить новый социальный порядок, новую систему власти, коренным образом отличающиеся от прежних.

Реформистские движения - массовые действия, ориентиро­ванные не на революционное ниспровержение существующих соци­ально-политических порядков, а на изменение и совершенствование существующей политической и экономической системы посредством проведения реформ.

Оппозиционные движения - более или менее массовые дей­ствия, в которых участвуют люди, неудовлетворенные тем, что соци­альные изменения в обществе протекают слишком быстро либо, на­оборот, слишком медленно и непоследовательно. Подобного рода движения возникают, как правило, за революционными или реформи­стскими движениями и представляют собой оппозицию по отноше­нию к ним.

Экологические движения - массовые действия, направлен­ные на сохранение и защиту природной среды, против чрезмерного истощения природных ресурсов.

Национально-освободительные движения - массовые дей­ствия, направленные на ниспровержение иностранного господства и завоевание национальной независимости, на реализацию националь­но-этническими общностями права на самоопределение, на создание независимого национального государства.

Культурные движения . В них объединяются преимущественно мастера культуры, а также люди, озабо­ченные кризисными явлениями в развитии культуры на рубежеXX- .XXIисков. Эти движения очень разнородны.

Молодежные движения - массовые действия, в которые включены молодые люди, выступающие за создание для них условий достойной жизни, свободы выбора профессии, места жительства, об­раза и стиля жизни, экономической самостоятельности, обеспечение для юношества политических прав и свобод, за формирование собственной молодежной субкультуры.

Феминистские (женские ) движения представляют собой массовые действия за уравнение женщин в правах с мужчинами, за эффективную охрану материнства и детства.

Широко распространены в современном обществе религиозные социальные движения. Некоторые из них существуют длитель­ное время (например, Католическое действие), другие возникли не­давно. Все более активной и разнообразной деятельностью занимаются поборники нетрадиционных религиозных культов, которые являются новыми религиозными движениями, возникшими второй половинеXXвека. Наиболее влиятельными из них стали кришнаитское движение, движение мунитов и сиентологов.

Движения в защиту мира, против войны представляют со­бой массовые действия против опасности новых войн, за упрочение мира и дружбы между народами.

Факторы, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений.

1) социокультурные изменения;

2) обострение социальной несправедливости;

3) нарастание социальной дезорганизации;

4) обострение социально-экономического кризиса;

5) социальная неудовлетворенность широких масс населения существующей системой распределения материальных и духовных благ, властных полномочий, льгот и привилегий;

6) нарушение основных прав и свобод человека.

Элементы, типы (виды).

Все бесконечное многообразие явлений общественной (социальной) жизни представляют по существу лишь ту или иную разновидность совместной деятельности людей (О. Конт).

Таким образом, человеческая деятельность есть основа всего социального (всех процессов в обществе).

Социальная (общественная) деятельность – есть специфически человеческая форма активного отношения людей к окружающему миру, ее содержанием которой является целенаправленное освоение и преобразование этого мира.

Простейшим проявлением деятельности является социальное действие (воздействие субъекта по отношению к объекту).

Деятельность включает в себя 4 элемента.

Основные элементы социальной деятельности:

1. человек (люди); Они являются субъектом деятельности (т.е. активной стороной), которая направлена на те или иные объекты.

2. физические вещи; выступающие как объекты деятельности с помощью которых человек изменяет окружающую среду с целью ее приспособления к своим разнообразным потребностям. Вещи делятся на две группы :

Орудия и средства материального производства (механизмы, машины);

Орудия духовного производства (карандаш, ручка, пишущая машинка и особенно - компьютер(!).

Кроме того, объектом деятельности (кроме вещей) могут быть и сами люди , если на них направлено действие человека в качестве субъекта

3. символы; язык жестов, звуковая и письменная речь, информация(на бумажных и электронных носителях, книгах, магнитных лентах, дискетах, дисках, графических изображениях, картинах, денежных банкнотах и т.д.). Они обеспечивают целенаправленность и согласованность человеческой деятельности

4. связи между ними. Многократные и устойчивые связи и отношения между выше указанными факторами социальной деятельности. Они и образуют реальную социальную деятельность. Вне этих связей самой деятельности существовать не может.

Выделяют 4 основных типа (вида) общественной деятельности:

Основные типы общественной деятельности:

Материальное производство;

Духовная деятельность (производство)

Регулятивная деятельность

Социальная деятельность (в узком смысле слова)

1. Материальное производство – создает практические средства деятельности, которые используются во всех ее видах. Позволяет людям физически преобразовывать природную и социальную реальность. Здесь создается все необходимое для повседневной жизни людей (жилье, продовольствие, одежда и т.п.).

Однако нельзя говорить об абсолютизации роли материального производства в общественной деятельности. Постоянно возрастает роль информационных ресурсов. В постиндустриальном обществе резко возрастает роль культуры и науки, переход от производства товаров к сфере услуг. Поэтому роль материального производства будет постепенно падать.

2. Духовное производство (деятельность) – производит не вещи, идеи, образы, ценности (картины, книги и др.).

В процессе духовной деятельности человек познает окружающий мир, его многообразие и сущность, разрабатывает систему ценностных представлений, определяя значение (ценность) тех или иных явлений.

«Муму», Л.Толстой «Ваня и сливы», колбаса в туалете.

Его роль постоянно возрастает.

3. Регулятивная деятельность – деятельность администраторов, управляющих, политиков.

Она направлена на обеспечение согласованности и упорядоченности различных сфер общественной жизни.

4. Социальная деятельность (в узком смысле слова) – деятельность по непосредственному обслуживанию людей. Это деятельность врача, учителя, артиста, работников сферы обслуживания, отдыха, туризма.

Создает условия для сохранения активности и жизни людей.

Эти четыре основных типа деятельности существуют в любом обществе и образуют основу сфер общественной жизни.

Общество как динамическая система

Основные понятия

Общество есть постоянно изменяющаяся,динамическая система.

Процесс (П. Сорокин) – есть любое изменение объекта в течение определенного времени

(будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных или качественных характеристик).

Социальный процесс – последовательная смена состояний общества или его подсистем.

Виды общественных процессов:

Они различаются:

1. По характеру изменений:

А. Функционирование общества - происходящие в обществе обратимые изменения, связанные с повседневной деятельностью общества (с воспроизводством и поддержанием его в состоянии равновесия и стабильности).

Б. Изменение – начальный этап внутреннего перерождения в обществе или в его отдельных частях и их свойствах, носящий количественный характер.

В. Развитие – необратимые качественные сдвиги в результате постепенных количественных изменений (см.закон Гегеля).

2. По степени осознанности людьми:

А. Стихийные – не осознанные людьми (бунты).

Б. Осознанные целенаправленная деятельность человека.

3. По масштабности:

А. Глобальные – охватывающие все человечество в целом или большую группу обществ (информационная революция, компьютеризация, Интернет).

Б. Локальные – затрагивающие отдельные регионы или страны.

В. Единичные – связанные с отдельными группами людей.

4. По направленности:

А. Прогресс поступательное развитие общества от менее совершенного к более, увеличение жизнеспособности, усложнение системной организации.

Б. Регресс – движение общества по нисходящей линии с упрощением и в перспективе – с разрушением системы.

Социального детерминизм

Признание наличия направленности изменений в обществе признают далеко не все философы.

Так, индетерминизм (Шопенгауэр, Ницше) отрицает наличие направленности и закономерностей изменений в обществе, тем самым абсолютизируют роль слепых бессознательных начал в человеке, и в обществе.

Социальный детерминизм признает развитие общества от низших форм к высшим . При этом он также признает, как правило, не только направленность исторического развития, но и его по преимущественно прогрессивный характер.

Концепции социального детерминизма:

Объясняют развитие общества за счет различных факторов и причин, например:

Гегель – путем развития разума и свободы;

О. Конт - смена типов мировоззрения;

Маркс – смена способа производства.

Формы общественного развития:

1. Реформа – изменения, затрагивающие отдельные стороны общественной жизни, приводящие лишь к модификации (частичным изменениям) основ. Осуществляются мирными , легальными средствами. Чаще всего бывают постепенными .

2. Революция:

Затрагивает все стороны общественной жизни.

Ведут к кардинальным, коренным изменениям в социальной системе.

Часто связаны с применением открытого насилия .

Часто носят скачкообразный, взрывной характер (быстрый по темпу перемен).

Фазы развития революции: (по П.Сорокину):

Увертюра – «короткая радость освобождения от тирании старого режима и большие ожидания реформ, которые обещает революция».

Деструктивная (яростный вихрь, сметание всего на своем пути, в том числе старых форм общественной жизни).

Конструктивная – закрепление революционных завоеваний и реставрация наиболее жизнеспособных дореволюционных институтов и ценностей (например,возрождение академии наук в СССР в 1920-е годы)

Факторы общественного развития:

Объективные - то есть не зависящие от сознания человека.

Например:

- Изменение природных основ общественной жизни (Монтескье, Чижевский, Гумилев);

- Экономико-технологические факторы (Маркс, Ростоу);

- Изменения в культуре, науке, в системе духовных ценностей (О. Конт, П. Сорокин, Д. Белл).

Субъективный фактор – активная целенаправленная деятельность людей (социальных групп и индивидов).

«История сама по себе не делает ничего. Все делает человек, всем обладает и за все борется».

Прежде всего, отметим, что социально-философский анализ проблемы формирования и развития личности приобретает особую значимость в условиях становления так называемого «всемирного бытия» людей: человек живет в мире, связанном многочисленными нитями со всем человечеством. Об этом свидетельствует глобальный характер политических и финансовых кризисов, экологических и транспортных катастроф, различные формы консолидации людей и практически безграничные возможности обмена информацией средствами «Интернет». При этом и отдельный человек, включенный в рамки определенного социума, и социальные группы, и целые народы оказываются перед лицом этого «всемирного бытия» и, безусловно, несут ответственности за его сохранение и преобразование в интересах всего общества. Эти новые социальные реалии ставят человека в абсолютно необычную и ранее неизвестную ему духовную и нравственную ситуацию. «Мы живем в мире, где любить надо также и дальнего, при чем не как себя, а как его, со всеми его особенностями, которые могут быть совершенно непохожи на наши».

Проблема личности, личностной самореализации это прежде всего вопрос о том, что представляет собой человек как развивающийся субъект социального действия. В этом плане рассмотрение проблем взаимоотношений личности и общества с учетом специфики самореализации современного человека и анализа его свободы, не только как средства, но и как одной из основных ценностей и целей жизнедеятельности личности - открывает широкий простор для продуктивных мировоззренческих генерализаций.

Личность есть прежде всего усилие быть. Это и можно назвать ее истинной свободой - свободой действия. Личность не может быть чистым долженствованием, ибо последнее означает отсутствие у субъекта творческих потенций, а, следовательно, и отсутствие стремления к свободе. Исследование всех этих аспектов способствует созданию теории, позволяющей преодолеть существующие противоречия на уровне взаимодействий «личность-общество», выделить и методологически обосновать направления гармонизации указанных отношений.

Социально-философский анализ проблемы отношения личности и общества приобретает особую актуальность в условиях становления нового типа социальной общности в России, порождающей неизвестную ранее экономическую, политическую и культурную среду. Изменяются не только виды и формы идентификации человека, но и механизмы его социализации. Это ставит россиянина в новые условия, требующие от него поведения адекватного изменившимся условиям.

Степень разработанности проблемы. Анализ существующей литературы позволяет убедиться в том, что проблема личности интересует не только философов, но и социологов, политологов, культурологов, психологов, педагогов. Данной проблеме посвящены многочисленные исследования, важное значение имеют труды восточных (Конфуций, Мо-цзы, Лао-цзы, Будда), античных философов (досократики, софисты, пифагорейцы, Сократ, Платон, Аристотель), размышления византийских (Августин Аврелий, Григорий Палама, Максим Исповедник), арабо-мусульманских (Аль-Газали, Аль-Фарид, Ибн Сина, Ибн Рушд и др.) и средневековых философов, труды татарских и башкирских просветителей (Габдельнасыра аль-Курави, Шигабутдина аль-Марджани и др.).

Решающее значение в исследовании проблемы личности имели открытия философии Нового времени, в частности, идеи Б.Паскаля, Р.Декарта, И.Канта, Г.Гегеля и др.

Огромный вклад в осмыслении проблемы личности внесла неклассическая иррационалистическая философия конца XIX-XX века. Фундаментальную постановку этой проблемы видим в философских системах А.Шопенгауэра, С.Кьеркегора и Ф.Ницше. В разработке проблемы становления личности, формирования ее духовного мира велика роль наших российских философов. Это работы Анисимова С.Ф., Бабушкина В.У., Библера B.C., Валеева Д.Ж., Галимова Л.А Гуревича П.С, Брудного А.А., Ватина И.В., Гобозова И.А., Доброхотова А.Л., Дубровского

При рассмотрении проблем человека (и личности) долгое время господствовал подход, который можно назвать классическим. Он позволял вскрыть биологическую, психическую, социальную и другие стороны развития человека. В человеке видели некую константу (homo sapiens, homo economicus и т.д.), которая определяла его предзаданность, неизменную сущность. С другой стороны, человек рассматривался как высшее достижение природы, фактически о нем говорилось как о наделенном специфическими качествами животном. Хайдеггер пишет по этому поводу: «Метафизика мыслит человека как animalitas и не домысливает его до humanitas». В этих исследованиях человек рассматривался как существо, ориентированное исключительно на внешнее (социальное) развитие, вне своего внутреннего (или духовного) измерения.

Отчасти такое дробление целостного человека сформировалось под влиянием неверно понимаемой христианской антропологии. Деление человека на тело, душу и дух, которое является одним из основных элементов христианского учения о человеке, представляло собой выделение трех ипостасей единого человека, аналогично трем ипостасям единого Бога. Подобно буддистской антропологической троице - тела, речи и ума, христианское деление указывает на различные сущностные силы, реализуемые человеком, но никак не на самостоятельные «тела», вложенные друг в друга.

Исходные представления о личности в античной философии

По мнению К. Ясперса философские представления о человеке должны были возникнуть в так называемое «осевое время» одновременно в трех точках мира -древней Индии, древнем Китае и древней Греции, когда произошел прорыв мифологического сознания и возникло философское мышление. Попытаемся рассмотреть, какими были особенности в рождении персоналистической традиции в этих странах.

Человек, по представлениям древних китайцев, возникает после того, как изначальный эфир (или пневма, ци) делится на два начала: Инь и Ян, Свет и Тьму. Своим появлением он как бы соединяет расколотый на двое мир, ибо начинает объединять в себе темное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное, твердость и мягкость, покой и движение. «Вместе с Небом и Землей, - пишет исследователь китайской философии И.С.Лисевич, - человечество составляет великую Триаду, каждый член которой порождает свой, особый мир, а вместе - всю "тьму вещей". Срединное положение человека в мире определяет и "срединный путь" как наиболее для него приемлемый, диктует ему постоянную роль медиума, посредника».

В пространстве и времени Древнего Китая человек занимает несколько необычную позицию: он обращен лицом к прошлому, к будущему же повернут спиною. Это означает, что древность для китайца постоянно присутствует в настоящем, и с ней он неизменно сверяется в своих действиях. "Передаю, но не творю", - сквозь тысячелетия дошло до нас кредо Конфуция, который выступал посредником между прошлым и будущим. Будущее не столь значимо, поскольку время движется по кругу, и все возвращается к своему истоку. К своим истокам возвращается и каждый отдельно взятый человек, совершив положенное и снова уходя во все порождающее Небытие или, точнее, инобытие мира. Отсюда - взгляд на мир как на Великий гончарный круг - Дао, который лепит из старого материала все новые формы, разбрасывая их по Вселенной: ничего не пропадает, но ничто и не остается неизменным.

Древний китаец полагал, что «меж Небом и Землей человек драгоценнее всего», однако мир создан не ради него. Человек - не царь Вселенной, он не может диктовать ей свою волю, "покорять" и распоряжаться. Наилучшей стратегией поведения для него является "недеяние" и следование "естественности", в крайнем случае - "упорядочивание" и устранение "смуты", то есть сбоев и ошибок, вкравшихся в процесс эволюции. Человек вообще не слишком выделяет себя из природы, он "микрокосм", который соединен с Космосом тысячью незримых связей, и они постоянно влияют друг на друга. Отсюда - неизменное чувство ответственности за свои действия на высшем, "космическом" уровне.

На огромных открытых просторах китайской равнины человек привык действовать кучно, в массе, здесь оставалось мало места для инициативы личности. Только вместе можно было справиться с разливами желтой реки - Хуанхэ или оросить ее водами засушливые земли, только вместе можно было построить тянущиеся на тысячи верст пограничные стены, создать "систему оповещения" о нападениях кочевых племен.

Отдельный индивид стоил немного. Более того, сам человек еще не слишком четко ощущал границы собственной личности, с рождения он был включен в некую человеческую общность, насчитывающую тысячи особей: большую семью, род, клан, и все время воспринимал себя ее частью. Состоящее преимущественно из его родственников его окружение - здравствующее, и еще не рожденное и уже умершее - представляли как бы единое «тело рода», и человек заимствовал у него частичку его силы.

В Древнем Китае был невозможен диалог человека с Богом или апелляция к нему отдельной личности. Не было и самого понятия Бога-Творца - его заменяло безликое «Дао», черное Небытие, творящая мир Пустота. Божества древних китайцев не слишком антропоморфны и скорее воспринимаются как предки. Что же касается Неба, которое обозначается тем же иероглифом, что и "великий человек" лишь с дорисовкой некоего "венца" над головой, то прерогатива общения с ним принадлежала лишь "сыну Неба", то есть императору. Однако последний общался с божеством не как индивид, а как потомок, ответственный перед предками за всю Поднебесную. Вообще судьба человеческого сообщества как целого всегда мыслится в Древнем Китае более важной, чем судьба любой его части - та повсеместно приносится в жертву целому, подчас с удручающей жестокостью.

Жизнь современного человека невозможна вне социума .

Взаимодействуя с обществом в целом и отдельными его звеньями в частности, мы обеспечиваем свой быт, удовлетворяем потребность в общении, личном развитии и самореализации.

Так в чём же кроется суть социальной активности человека, и каким именно законам она подчиняется?

Понятие

Что такое социальная активность?

В общем смысле деятельность — это любое действие, направленное на изменение окружающего мира, как материального, так и духовного.

Объектом деятельности может служить любой предмет, процесс или идея, а её результатом становится преобразование этого объекта или создание новых объектов.

К примеру, профессиональной деятельностью в любом ремесле является создание целостного объекта из группы материалов с использованием инструментов, средств и знаний, которыми обладает мастер.

Понятие социальной деятельности несколько глубже. Оно учитывает взаимосвязь этого процесса с обществом, указывает на значимость активности человека в системе устоев и ценностей определённой группы людей.

Выделяют такие цели социальной деятельности :

  • удовлетворение жизненных , получение материальных или идеальных (не вещественных) ;
  • построение субъективного образа окружающей действительности, стимуляция мышления;
  • преобразование действительности в рамках всего социума или его ;
  • психологическое развитие и самореализация человека.

В конечном счёте, для каждого менталитета, и образа мыслей одна из целей становится основной, а остальные лишь дополняют её.

Тем не менее, эти цели тесно взаимосвязаны — исключив одну из общей системы, человек разрушает и остальные.

Его действия принимают деструктивный характер , результатом чего становится прекращение развития или деградация мышления, способностей и навыков.

К примеру, деятели искусства, лишённые возможности творчески развиваться, испытывают тяжёлые внутренние переживания, апатию и упадок сил, что не даёт им достигать иных социальных целей.

Проявления

Каковы ее проявления? Проанализировав вышесказанное, можно прийти к выводу, что активность — это, в первую очередь, изменение, преобразование. Любая социальная активность базируется на четырёх компонентах :

Несмотря на то, что любое изменение происходит единовременно во всём комплексе этих компонентом, степень его влияния неодинакова.

Так, активность, направленная на материальный объект, называется действием, а направленная на человека, группу или социум — поступком.

Внутренние изменения — предмет философии и психологии, они выражаются в мыслях и чувствах конкретного человека.

И только на события и явления, играющие роль внешнего фактора, человек не может влиять.

Структура и составляющие

В независимых источниках приводятся самые разные теории о структуре социальной деятельности, однако все они сходятся в одном — в основе этой структуры лежат два фундаментальных критерия : практический и духовный.

Они дополняют и стимулируют друг друга, определяют составляющие любой активности человека. Как правило, роль этих составляющих играют :

Примечательно, что эти компоненты деятельности сформировались ещё на заре цивилизации, во многом именно они стали катализатором процессов создания и развития общества.

Все социальные преобразования , имевшие место в истории человечества, базируются на мотивах, целях и продуктивности.

Виды и формы

Понятия видов и форм социальной активности не синонимичны.

Вид указывает на характер отношений между человеком и объектом деятельности, а форма конкретизирует этот характер, учитывая способ реализации поставленных целей.

Как правило, выделяют шесть основных видов социальной активности:

  • материально-преобразовательная — направлена на создание объектов труда как необходимых благ материального мира;
  • научно-познавательная — заключается в проведении исследований и экспериментов, создании концепций, теорий и моделей, разработке и конкретизации средств или методов труда и познания;
  • художественно-эстетическая — удовлетворяет как субъекта деятельности, так и других людей;
  • ценностная — приводит к изменениям в существующей системе нравственных, социальных, политических и прочих ценностей;
  • коммуникативная — отражается во взаимодействии человека с индивидами и обществом, обмене культурой и , модернизации социума;
  • здравоохранительная — направлена на сохранение и поддержание жизни и здоровья людей.

Если границы между видами социальной активности строго определены, то у её форм нет ни точного количества, ни ярко выраженных внешних ограничений.

Та или иная форма становится производной опыта поколений, имеет специфичные черты, определённые условиями её формирования в каждой конкретной социальной группе. Наиболее типичными формами социальной активности являются:

В идеальном обществе каждая личность гармонично сочетает в себе все формы социальной активности, способствуя не только личному развитию, но и развитию социума в целом.

На практике же подобная ситуация редко встречая , чаще всего человек концентрируется на одной или нескольких формах, а остальные развиты лишь в мере, достаточной для реализации основной цели социальной деятельности.

Уровни и критерии

Нет и не может быть единой системы оценки социальной активности, её значимости в сфере и общественных взаимоотношений.

Тем не менее, мы можем оценить роль результата деятельности индивидов и степень её значимости для окружающих на том или ином этапе развития социума.

Так, любой результат может быть:

  • созидательным , то есть репродуктивным, инновационным, направленным на создание нового или совершенствование известного;
  • консервативным , то есть не представляющим особой ценности для того контингента, на который он может повлиять, но и не оказывающий деструктивного воздействия;
  • разрушительным , то есть негативно влияющим на материальный мир и/или систему норм, ценностей, устоев и правил, существующих в социальной группе.

Консервативный результат — больше теоретическое, чем практическое явление, ведь, так или иначе, любая активность влечёт изменения. А то, какими они будут, определяет значимость мотивов и целей, равно как и выбор способов их достижения.

Социальный опыт

Любое активное взаимодействие в социальной среде влечёт формирование конкретного опыта . В межличностных отношениях он проявляется в форме симпатии или антипатии, при взаимодействии с социальной группой опыт отражается в приобретённом положении человека и характере его коммуникаций.

Социальный опыт отражается в образе мыслей индивида, участвует в формировании его мировоззрения, отношения к тем или иным процессам, явлениям, действиям и поступкам. Выделяют такие компоненты социального опыта:


Вопреки расхожему мнению, социальный опыт — это не сумма полученной информации, а результат её анализа и преобразования. Он движет прогрессом социальных взаимоотношений, так как ведёт к модернизации социальной активности, преобразованию форм деятельности и общения человека.

Деятельность — не врожденное, а приобретённое свойство. Способность к ней вырабатывается в процессе личного развития, а характер определяется внутренними качествами человека и влиянием внешней среды.

Поэтому для обеспечения полноценной конструктивной деятельности всех членов социума важна общность их системы ценностей , здоровая психологическая, интеллектуальная и эмоциональная среда внутри отдельных групп.

Что такое социальная активность и почему она важна:

Становление любой профессиональной деятельности, тем более тех ее видов, которые связаны с общением людей, представляет длительный и неоднозначный процесс. История формирования социальной работы как профессиональной деятельности является красноречивым свидетельством этого. На основе издаваемых (начиная с 1750 г. до н. э. в Вавилоне) кодексов справедливости, гражданских актов, призывающих к любви к ближнему, заботе о бедных и т. д., в разных странах в разное время формировался особый вид деятельности - социальная работа.

Предпосылками для ее становления во всем цивилизованном мире являются попечительство, благотворительность, совместный соборный труд, бескорыстное служение различных общин, братств клерикального и светского характера, а также различные формы социальной помощи и поддержки человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации.

Как самостоятельный вид профессиональной деятельности социальная работа в России конституировалась только в 1991 г., когда постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. № 92 в квалификационный справочник должностей была включена должность “специалист по социальной работе”. Эта должность, установленная для всех отраслей народного хозяйства, стала эквивалентом принятой в мире должности “социальный работник”.

Постановлением Министерства труда РФ от 12 октября 1994 г. № 66 дана тарифно-квалификационная характеристика должности “специалист по социальной работе” в новой редакции, в которой его обязанности расширены.

Рассматривая содержание и структуру социальной работы как вида деятельности, надо исходить, с одной стороны, из общепринятой философской и психологической трактовки деятельности, а с другой - учитывать специфические особенности и факторы, характеризующие ее. Л. П. Буева определяет деятельность как способ существования и развития общества и человека, всестороннего процесса преобразования им окружающей природной и социальной реальности, включая его самого, в соответствии с его потребностями, целями и задачами. Среди основных признаков деятельности она выделяет следующие: целенаправленность, преобразующий и созидательный характер, предметность, детерминированность общественными условиями, обмен деятельностью, общение действующих индивидов .

В исследовании М. С. Кагана дан морфологический анализ деятельности (преобразовательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная деятельность) . Автор выделяет три основных элемента деятельности: субъект, который направляет свою активность на объекты или другие субъекты; объект, на который направлена эта активность; сама активность, которая выражается в установлении субъектом коммуникативного взаимодействия с другими.

По Б. Г. Ананьеву , деятельность имеет многоуровневый характер: во-первых, целостная деятельность как исторически сложившаяся система программ, операций и средств производства, материальных и духовных ценностей общества; во-вторых, деятельность как отдельный акт-действие, включающий в себя цель, мотивы ее выдвижения и способы достижения; в-третьих, деятельность на уровне макродвижений, из которых посредством опредмечивания и построения программ строятся действия; в-четвертых, деятельность на уровне микродвижений, из которых строятся макродвижения.

В этом случае первые два уровня соответствуют рассмотрению деятельности человека как субъекта социального общества, как личности, а последние уровни определяют деятельность человека как природного индивида. Наряду с понятием деятельности в научной литературе часто используется понятие “поведение”.

Разнообразие подходов к рассмотрению понятия деятельности и толкования самого термина способствует появлению множества оснований для классификаций различных форм и типов деятельности. Исходя из этого можно говорить о правовой деятельности, медицинской, производственной и т. д.

Социальная деятельность, цель которой состоит в поддержании жизнеобеспечения и социального функционирования личности, а также создании социального благополучия в обществе, является пространством осуществления социальной работы.

Можно выделить ряд конкретных видов деятельности социального работника. К ним относятся: психологическая, педагогическая, организаторская, управленческая и др. Но при этом надо иметь в виду, что тот или иной вид деятельности преобладает в зависимости от основных функций того или иного социального специалиста.

Любая социальная активность (и социальная работа в том числе) обладает такими компонентами, как цель, средства, условия. Цель социальной работы как деятельности - это гармонизация социальных отношений в обществе, содействие индивидам в защите их социальных прав. Однако следует иметь в виду, что существуют различные основания для возникновения разных видов и форм социальной работы. Одним из таких оснований могут выступать сферы социальной практики. И в этом случае можно говорить о социальной работе в образовании, здравоохранении, сфере досуга и т. д. Другим основанием могут служить социально-демографические или психологические особенности клиентов социальной работы - женщины, молодежь, группы социального риска, лица, склонные к суициду, и т. д. Третьим - характер проблем, встающих перед социальными работниками. Во всех этих случаях будет происходить конкретизация целей социальной работы (например, от профилактики до коррекции).

Для каждого вида социальной работы также будут конкретизироваться, включая различные уровни и сферы (от федерального до местного), условия ее осуществления: политические, экономические, социально-психологические и этнонациональные. Средства в данном случае могут рассматриваться как социальные институты, методы осуществления социальной работы. В этой связи особое значение имеет выделение оснований для типологии социальных служб, организации практической социальной работы.

В основе классификации различных видов и форм социальной работы могут лежать различные основания (это в какой-то степени связано с наличием разных подходов к пониманию сущности и характера социальной работы как деятельности), но все они в конечном счете сводятся к следующим:

  • работа с проблемой клиента;
  • работа с другими службами, учреждениями, организациями;
  • работа по разрешению социальной проблемы.

Эти три формы в свою очередь классифицируются по видам социальной работы. Так, в первом случае можем говорить, с одной стороны, о характере проблемы клиента (развод, потеря работы, смерть близкого человека, инвалидность и т. п.), с другой - об особенностях клиента, так как в качестве клиента может выступать и индивид, и группа, в том числе и общество как большая социальная группа, с третьей - о бедности, наркомании, алкоголизме, бездомности.

Во втором случае, с одной стороны, речь идет о сфере деятельности, в процессе которой возникают проблемы взаимодействия с иными службами, учреждениями, ассоциациями (например, сфера образования, здравоохранения, быта и т. д.), с другой - о статусе этих организаций (государственные, общественные, благотворительные, частные и т. д.).

Выбрав в качестве логического основания для классификации тип клиента со спецификой его социальных проблем, можно говорить о следующих службах:

  • а) служба социальной помощи населению, одной из целей которой является выявление семей, групп социального риска (многодетных, неполных, студенческих, имеющих инвалида, проживающих в неблагоприятных жилищных условиях, асоциального поведения родителей и детей, одиноких, престарелых) и оказание им содействия в получении материальной, медицинской, юридической, психолого-педагогической, социально- бытовой и иной необходимой помощи; выявление у взрослых и детей социальных, личных и ситуативных трудностей; помощь в их преодолении путем поддержки, защиты, коррекции и реабилитации; привлечение в необходимых случаях с этой целью специалистов - юристов, психологов, педагогов и др.;
  • б) служба социальной реабилитации, целью которой является социальная помощь лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, вернувшимся из мест лишения свободы, закрытых учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений;
  • в) службы по оказанию различных видов помощи семье: семейные консультации, службы знакомств, различные виды семейного просвещения и самообразования, сексологические кабинеты, педиатрические кабинеты, педагогические консультации и др.

Основанием для классификации может также выступить сфера деятельности:

  • а) служба социальнобытовой помощи, целью которой прежде всего является расширение спектра предоставляемых услуг престарелым, одиноким, инвалидам; содействие строительству для данной категории людей специальных жилых домов; развитие и совершенствование системы обеспечения инвалидов протезно-ортопедической помощью и специальными изделиями для компенсации дефекта и облегчения быта;
  • б) служба социальной профилактики отклоняющегося поведения, целью которой является работа по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних; содействие созданию и функционированию в учебных заведениях системы профилактики социальной дезадаптации.

Основным документом, на основе которого осуществляется деятельность сотрудников социальной службы, является положение, разработанное на основе действующего законодательства и содержащее следующие основные разделы:

  • общие положения (в этом разделе определяются статус социальной службы, источники ее финансирования);
  • задачи (выделяются основные задачи, обусловливающие специфику деятельности службы);
  • основные направления деятельности;
  • технологии.

В настоящее время существуют более десяти типовых положений различных социальных служб. В каждом из них в той или иной форме присутствуют эти основные четыре раздела.

Одни специалисты, рассматривающие социальную работу как деятельность, осуществляемую на уровне индивида, группы, общества, склонны к формированию концепции, охватывающей все сферы и формы социальной помощи, поддержки, заботы о нуждах людей. Другие, признающие социальную работу деятельностью, направленной на социальную поддержку либо групп риска, либо слабых слоев общества, находящихся в сложном положении (например, нетрудоспособных, семей с детьми, молодежи и т. д.), как бы отождествляют концепции социальной помощи и социальные проекты (программы) по осуществлению и реализации конкретных форм этой помощи.

Важным фактором развития социальной работы в современном обществе стала стандартизация, определяющая понятийный аппарат, нормативы, функции, принципы социальной защиты населения в обществе.

В условиях новых социально-экономических отношений в обществе меняется содержание социальной работы. Она становится важным атрибутом социальной политики государства.

Модель социальной защиты населения, сложившаяся 20 лет назад для решения чрезвычайных задач обеспечения выживания людей в трудных ситуациях, становится важным фактором их социального развития.

Можно признать, что сформированная в этот период практически заново система успешно поддержала значительные группы населения, дезорганизованные и отброшенные за грань выживания радикальными социально-экономическими преобразованиями “лихих девяностых”. Получила большое развитие инфраструктура услуг по надомному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов. Сотни тысяч пожилых людей смогли в преклонном возрасте жить в своих жилищах, в привычном окружении, сохраняя соседские связи и социальные контакты.

Требования времени предполагают усиление внимания к вопросам концептуального изменения и модернизации социальной политики. На практике это означает:

  • отказ от патернализма;
  • частичное разгосударствление социальной сферы;
  • формирование рынка социальных услуг;
  • появление нового субъекта в социальной политике - самого человека (ранее он был преимущественно объектом);
  • переход от преимущественно социальной поддержки к преимущественно социальному страхованию.

Либерализация социальной сферы усиливает многосубъект- ность социальной политики: помимо государства в ней участвуют также общественные институты, предприятия и корпорации. Наконец, субъектом социальной политики может быть отдельная семья, реализующая свои социальные права, формирующая стратегию своего развития.

Следует иметь в виду, что предстоящие изменения в системе социальной работы, на пороге которых мы стоим и которые именно нам предстоит осуществлять, касаются как формирования нового облика социального работника, так и воспитания нового потребителя социальных услуг - свободного от иждивенчества, способного к ответственности за себя и своих близких, умеющего находить социальную информацию и избирательно оценивать предлагаемые социальные услуги.

Хотя значительная часть населения по-прежнему нуждается в поддержке государства, до настоящего времени, к сожалению, не сформулированы представления о том, как именно следует уходить от старой распределительной системы социальной помощи, какими средствами побуждать людей самостоятельно инвестировать свой труд, средства, энергию и предприимчивость в социальную защищенность себя и своей семьи.

Социальные тенденции в деятельности государства в современных условиях имеют свои противоречия.

С одной стороны, государство объективно заинтересовано в снижении социальной нагрузки на бюджет, более рациональном использовании выделяемых средств. С другой - задачи современного социального развития требуют значительных ресурсов для оказания адекватных мер поддержки индивидов. В связи с этим социальные расходы государства как на федеральном, так и на региональном уровнях должны быть оптимальными, а требования адресности являются императивом в организации социальной работы.

Задачи социальной работы - не просто устранить идеологическое несоответствие нерыночного сектора и развивающейся рыночной экономики, но и вывести систему социальной защиты населения на новые направления развития, более высокий качественный уровень их оказания.

20 лет назад в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР в стране была введена профессия “специалист по социальной работе”.

Праздник День социального работника учрежден Указом Президента Российской Федерации от 27.10.2000 г. № 1796 “О Дне социального работника”. День 8 июня для праздника выбран не случайно. Именно 8 июня в 1701 г. Петр I издал Указ “Об определении в домовыя Святейшего Патриарха богаделен для нищих, больных и престарелых” (о создании при церквях богаделен для нищих, больных и престарелых).

В начале 90-х гг. прошлого столетия в условиях резкого ухудшения жизни миллионов граждан социальные работники обеспечили выживание пожилых людей, нуждавшихся в постоянной помощи, безнадзорных и беспризорных детей, инвалидов и беженцев. Их труд позволил снизить уровень социальной напряженности в обществе.

В связи с этим возрастает и роль социальных работников в обществе, которую трудно переоценить. Они обеспечивают реализацию социальной политики, направленную на сохранение и поддержание социальной стабильности в обществе. Благодаря им люди получают реальную поддержку, а зачастую вновь обретают возможность и желание жить. Их чуткость и отзывчивость, терпение и душевное тепло, щедрость и милосердие сглаживают одиночество, боль и страдания людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Модернизация - это не только разработка и использование новой техники и технологий, основанных на достижениях современной науки. Главное - это модернизация сознания людей, социальных работников, которые должны понимать смысл проводимых преобразований и иметь мотивацию к их успешной реализации.

  • См.: Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.
  • См.: Каган М. С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М., 1974.
  • См.: Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

Деятельность социальная - динамическая система активного взаимодействия личности, социальной группы или общества с окружающим миром, в процессе которого осуществляется целесообразное изменение и преобразование природной и социальной среды, самого человека.

Социологический словарь Socium . 2003 .

Смотреть что такое "Деятельность социальная" в других словарях:

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (об во, класс, группа, личность) в различн. сферах и на различн. уровнях соц. организации об ва, преследующих определенные соц. цели и интересы и использующих во имя достижения… … Российская социологическая энциклопедия

    СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ - концептуально автономная область филос. познания, обращенная на общество, историю и человека как субъекта социокультурных взаимодействий. В истории филос. мысли выделяются два типа социального философствования, исходящие из разного понимания… … Философская энциклопедия

    деятельность - целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. В качестве объяснительного принципа психики категория Д. используется при изучении различных областей психической реальности (психология познавательных процессов, мо …

    Социальная инженерия (социология) - Социальная инженерия это совокупность подходов прикладных социальных наук, которые ориентированы на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение и обеспечивающих контроль за ним. На становление и… … Википедия

    Социальная организация - общества (от позднелат. organizio формирую, сообщаю стройный вид < лат. organum орудие, инструмент) установленный в обществе нормативный социальный порядок, а также деятельность, направленная на его поддержание или приведение к нему. Под… … Википедия

    Социальная политика - Социальная политика политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных… … Википедия

    Социальная инженерия (проектирование) - Социальная инженерия деятельность направленная на изучение, прогнозирование и проектирование развития социальных систем (групп, общностей, организаций). В отечественной науке и практике управления впервые этот термин употребил в начале ХХ века… … Википедия

    социальная психология - наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. В течение длительного периода социально психологические идеи… … Большая психологическая энциклопедия

    СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологич. характеристики этих групп. С. п. возникла в сер. 19 в. на стыке психологии и социологии. Ко 2 й… … Философская энциклопедия

    Социальная защита - в широком смысле деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену… … Финансовый словарь

Книги

  • Социальная педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата , Соколова Н.А. Издатель: ЮРАЙТ , Производитель: ЮРАЙТ , Купить за 1093 грн (только Украина)
  • Социальная педагогика Учебник и практикум , Соколова Н. (ред.) , В учебнике рассматриваются теоретические, методологические и технологические аспекты социальной педагогики, а также дается характеристика отдельным категориямклиентов социальной работы. Курс…
В продолжение темы:
Музыка в танцах

БиографияДмитрий Олегович Рогозин - российский государственный деятель, дипломат, доктор философских наук, доктор технических наук. С декабря 2011 года - заместитель...

Новые статьи
/
Популярные