Рассказы о царе соломоне. Царь соломон

Появление Соломона

Легендарный правитель объединенного Израильского царства родился от царя Давида и его любимой жены Вирсавии (Бат-Шевы). Будущего царя нарекли именем Шломо (Соломон), которое в переводе с иврита означает «миротворец» («шалом» — «мир», «не война», и «шалем» — «совершенный», «цельный»).

Пору правления Соломона с 965 по 928 до н.э. называют эпохой расцвета монархии и еврейского могущества. За время своего 40-летнего царствования Соломон прославился как самый мудрый и бесстрастный правитель во всем мире, о его таланте к предвидению и чуткости сложено множество легенд и сказок. Именно Соломон построил главную святыню иудаизма - Иерусалимский Храм на горе Цион, который при жизни планировал возвести еще его отец Давид.

Соломон и Давид также известны как праведные, верные Богу цари, которые своей преданностью и врожденной мудростью заслужили быть любимцами Всевышнего. Когда Соломону было чуть меньше года, приближенный царя, пророк Натан, дал ему имя Едидья («любимец Бога» - Шмуэль I 12, 25). После этого некоторые убеждены, что «Соломон» было всего лишь прозвищем.

Между тем, Соломон был младшим сыном Давида. Двое братьев, Амнон и Авшалом, погибли, не достигнув зрелости, и самым старшим стал 4-й сын - Адония, а потому формальности требовали, чтобы именно он стал преемником на израильский трон. Давид же обещал Вирсавии, что сделает Соломона своим преемником, который будет продолжать его династию и править всем государством. Огорченный несправедливостью отца, Адония нашел поддержку в лице военачальника Йоава и первосвященника Эвьятара, которые также считали, что Адония имеет большее право на трон, нежели Соломон. В то же время сторонники Соломона аргументировали, что Адония не был первородным сыном Давида, а потому царь имел власть рассудить сыновей по собственному волеизлиянию.

Не дожидаясь смерти Давида, братья вступили в борьбу. Адония, желая привлечь народ по-королевски пышным пиршеством, окружил себя многочисленной свитой из всадников, завёл колесницы и пятьдесят скороходов. В назначенный день и час он собрал своих приближенных и устроил за городом яркое торжество в честь провозглашения себя новым царем израильского государства. Мать Соломона узнала об этом и, с помощью пророка Натана, ей удалось убедить Давида не медлить и в тот же день назначить Соломона преемником. Вместе со священником Цадоком, пророком Натаном, Бнаягу и большим отрядом царских телохранителей, все поехали к источнику Гихон, где священник помазал Соломона на царство. После свершения обряда раздались звуки рожка, народ закричал: "Да здравствует царь!". Все, кто присутствовал на церемонии или хотя бы знал о ней, восприняли волю умирающего Давида как волю Всевышнего, а потому поспешили сопроводить нового царя Соломона во дворец с музыкой и ликующими криками.

Узнав о помазании на царство своего брата, Адония испугался мести Соломона и укрылся в святилище, «ухватившись за рога жертвенника». Соломон пришел к нему и пообещал, что не тронет, если тот отныне будет вести себя достойно.

После смерти Давида Соломон не стал откладывать с тем, чтобы оправдать и укрепить свой авторитет - каждое действие царя вызывало только восхищение его умом и прозорливостью. Тем временем, Адония пытался добиться своего: он попросил мать-царицу благословения на брак с Авишаг - наложницей Соломона. В народном сознании такой жест мог стать разумным основанием для провозглашения его царем, поскольку Адония был не только братом и приближенным Соломона, но также обладал его женщиной. Безо всякой страсти и ревности, а, как он сам полагал, сдерживая обещание казнить брата в случае плохого поведения, Соломон приказал повесить Адонию. После этой казни Соломон решил раз и навсегда избавиться от оставшихся «доброжелателей» - приверженца Адонии Йоава и давнего врага Давидовой династии Шими, родственника Шауляя. Йоава сразу попытался укрыться в святилище, но Бнаягу быстро нашел и убил его.

Новый состав правительства царя Соломона состоял из трех первосвященников, командующего войсками, министра налогообложения, начальника царской администрации и начальника 12-ти наместников, а также нескольких придворных летописцев. Как уже говорилось, Соломон не был подвержен слепой жажде мести, и в истории практически нет документов, подтверждающих применение царем смертной казни. По отношению к Йоаву и Шими Соломон лишь исполнил завещание Давида. Бнаягу Соломон сделал новым командующим войсками, после чего, почувствовав себя уже полностью уверенно, принялся к решению стратегических задач.

Внешняя политика

Объединённое Израильское царство (Израиль и Иудея) занимало довольно большую территорию, будучи значительным и влиятельным государством Азии. Стратегию развития государства Соломон решил начать с установления и укрепления дружеских отношений с соседями. Так, могущественный Египет мог обещать обеспечение Южной границы Израиля. Женившись на дочери египетского фараона, Соломон не только покончил полутысячелетнюю вражду евреев и египтян, но также получил от фараона в приданное ранее завоеванный им ханаанейский Гезер.
Далее Соломон взялся за возобновление отношений с давним другом Давида финикийским царём Хирамом - северным соседом Израильского царства. Поговаривали, что именно в целях сближения с соседними народами и укрепления своей власти, Соломон взял себе в жёны моавитянок, аммонитянок, эдомитянок, сидонянок и хиттиек, принадлежавших к знатным родам этих народов.

Цари разных стран приносили Соломону в дар золото, серебро, одеяния, оружие и скотину. Богатство Соломона было столь велико, что «он сделал серебро в Иерусалиме равным камням, а кедры сделал равными сикоморам» (Млахим I 2,10, 27). Но больше всего царь любил лошадей, он даже ввел конницу и колесницы в еврейскую армию - первым в истории государства.

Несмотря на улучшение внешней политики, население Израильского царства оставалось недовольным многоженством Соломона, главным образом потому, что женщины вводили в царский дом языческие культуры своих государств, а царь, дескать, был терпим к этому. Например, когда Соломон построил на Масличной Горе капище для моавитского бога Кмоша и аммонитского бога Молоха, среди пророков и людей, верных Богу Израиля, стали ходить слухи, будто царь стареет, позволяя в своем государстве идолопоклонничество. Говорили также, что роскошь и праздный образ жизни развратили сердце Соломона, и он пошел на поводу у своих наложниц. Вдвойне осуждают царя за отдаление от израильского Бога потому, что, согласно Торе, Всевышний целых два раза удостаивал Соломона божественного откровения. Первый раз, еще до строительства Храма, в ночь перед обрядом жертвоприношения в Гивоне, Бог явился к Соломону во сне и предложил просить у него чего душе заблагорассудится. Соломон мог бы воспользоваться случаем и попросить хотя бы долголетия или победы над врагами, не говоря уже о богатстве, но попросил лишь мудрости и умения управлять своим народом. Щедрый Бог пообещал ему и мудрость, и богатство и славу, а если тот будет исполнять заповеди, то и долголетие. По окончании строительства Храма Бог снова посетил Соломона, сказав, что внял его молитве на освещение Храма, и что будет охранять династию Давида только в том случае, если все сыновья останутся верными Ему. В противном случае Храм будет отвергнут, а народ изгнан из страны.

Когда же Соломон, задурманенный своими многочисленными женами, отдалился от Всевышнего и «ступил на путь идолопоклонства», Бог отнял у царского сына власть над Израилем, оставив ему лишь власть над Иудеей.

Справедливый и мудрый царь

Многие до сих пор считают Соломона олицетворением мудрости, что даже есть поговорка: «Видящий Соломона во сне может надеяться стать мудрым» (Брахот 57 б). При разрешении любых вопросов царь не нуждался в допросе свидетелей, так как при одном взгляде на конфликтующие стороны понимал, кто прав, а кто нет. Мудрость его также проявлялась в том, что Соломон, желая распространить Тору по стране, строил синагоги и школы. Однако и надменностью царь не отличался: когда необходимо было определить високосный год, он приглашал к себе 7 учёных старцев, «в присутствии которых хранил молчание» (Шмот Рабба, 15, 20).

Известные легенды о Соломоне также служат показателем его прозорливости и ума. Как-то раз к царю на суд явились две женщины, которые не могли поделить между собой младенца - обе говорили, что это ее ребенок. Соломон, не долго думая, приказал разрубить младенца пополам, чтобы каждой женщине досталось по части. Первая сказала: «Рубите, и пусть он не достанется никому», на что вторая воскликнула «Отдайте лучше ей, но только не убивайте его!». Соломон решил суд в пользу второй женщины, отдав ребенка ей, т.к. именно она была его матерью.

Столь же известная легенда о кольце Соломона трактуется по-разному. Однажды царь обратился к придворному мудрецу за помощью. Соломон жаловался, что его жизнь неспокойна, кипящие вокруг страсти отвлекают от политики, ему недостает хладнокровия, а мудрость не всегда помогает справиться с гневом и досадой. Придворный мудрец подарил царю кольцо, на котором была выгравирована фраза «Это пройдет», и сказал, чтобы когда в следующий раз тот почувствует неудержимый приток эмоций, взглянул на кольцо, и ему станет легче. Царь обрадовался философскому подарку, но вскоре настал день, когда прочтя надпись «Все пройдет», он не смог успокоиться. Правитель снял кольцо с пальца и уже хотел зашвырнуть его подальше, но тут на обратной стороне кольца увидел еще одну надпись «И это тоже пройдет».

Во втором варианте легенды рассказывается, будто однажды Соломон, сидя в своем дворце, увидел на улице человека, одетого с ног до головы в золото. Царь подозвал его к себе и спросил, чем он занимается и как может позволять себе такую шикарную одежду. Человек гордо ответил, что он ювелир, и на своем промысле зарабатывает достаточно хорошо. Царь усмехнулся и дал ювелиру задание: чтобы через три дня тот выковал для него золотое кольцо, которое будет приносить радость грустным людям, а радостным - грусть. И если тот не выполнит задания, его казнят. Через три дня молодой ювелир, трясясь от страха, вошел во дворец Соломона и встретил царского сына Рахавама. Ювелир подумал «Сын мудреца — половина мудреца», и осмелился попросить у Рахавама совета. Рахавам лишь ухмыльнулся, взял гвоздь и с трех сторон кольца нацарапал три еврейские буквы: «гимел», «заин» и «йуд».

Повертев кольцо, Соломон сразу понял значение букв, аббревиатура גם זו יעבור трактуется как «И это тоже пройдёт». Царь представил, что сейчас он сидит в своем дворце, окруженным всеми благами, каких только можно пожелать, а завтра все может измениться. От этой мысли Соломону стало грустно. Когда же Ашмодай закинул его на край света, и Соломону пришлось три года скитаться, глядя на кольцо, он понимал, что это тоже пройдет, и это понимание давало ему силы.

Величие и блеск царствования Соломона

Легенды гласят, что в течение всего царствования сына Давида Шломо диск луны на небе не уменьшался, так что добро всегда превосходило над злом. Соломон был настолько умен, могуществен и велик, что сумел подчинить себе всех животных, птиц, ангелов и демонов. Драгоценные камни во дворец Соломона доставляли ему демоны, ангелы охраняли их. С помощью магического перстня, на котором было выгравировано имя Бога Израильского, Соломон узнавал у ангелов многие тайны о мире. Соломон также знал язык зверей и животных: они все подчинялись его власти. Павлины и разные экзотические птицы свободно гуляли по дворцу.

Особого внимания заслуживает трон царя Соломона. Во Втором Таргуме к книге Эстер (1. с.) сказано, что 12 золотых львов и столько же золотых орлов восседали друг напротив друга на ступенях трона царя израильского. На верхушке трона - золотое изображение голубя с голубятником в когтях как символ превосходства Израиля над язычниками. Там же располагался золотой подсвечник с четырнадцатью чашечками для свечей, на семи из которых были выгравированы имена святых: Адама, Ноаха, Шема, Авраама, Ицхака, Яакова и Иова, а на семи других - имена Леви, Кеата, Амрама, Моше, Аарона, Эльдада и Хура. Двадцать четыре виноградных лозы, прикрепленные над троном, создавали тень над головой Соломона. Как сказано в Таргуме, когда царь поднимался на трон, львы при помощи механического приспособления протягивали лапы, чтобы Соломон мог на них опереться. Кроме того, сам трон перемещался по желанию царя. Когда Соломон, восходя на трон, достигал последней ступени, орлы поднимали его и усаживали на кресло.

Соломону во всех делах помогали ангелы, демоны, звери, птицы, и сам Всевышний. Он никогда не был один, и всегда мог положиться не только на свою мудрость, но и на потусторонние силы. Так, например, ангелы помогали царю при строительстве Храма - легенды рассказывают, как чудесным образом тяжелые камни сами поднимались наверх и ложились на нужное место.

По большинству источников Соломон царствовал около 37 лет и умер в возрасте 52 года, наблюдая за строительством нового алтаря. Приближенные царя сразу не стали хоронить его в надежде, что правитель просто впал в летаргический сон. Когда же черви начали точить царский посох, Соломон наконец был признан мертвым и похоронен со всеми почестями.

Еще при жизни Бог израильский разгневался на Соломона за причастность к языческим культурам и отождествление идолопоклонничества с Всевышним, пообещав его народу много бед и лишений. После смерти царя часть покоренных народов организовали бурное восстание, вследствие которого единое Израильское государство распалось на 2 части - Израильское и Иудейское царства.

«Пусть тот, кто пойдет туда, следует по пути, указанному на карте, и восходит по снегам, лежащим на левой груди царицы Савской.
На северном ее склоне начинается великая дорога, проложенная Соломоном , откуда три дня пути до королевских владений…».

Легенда о Копях Царя Соломона

Соломон — этот легендарный библейский царь всегда вызывал огромный интерес не только благодаря легендам о Копях царя Соломона. Даже в Библейских рассказах Соломон предстаёт неоднозначной личностью.

Назначив своим преемником Соломона, царь Давид обошёл старшего сына — Адонию. Узнав об этом, Адония устроил заговор против Соломона, но заговор был раскрыт. Давид, огорченный распрей между своими сыновьями, не стал наказывать Адонию, а лишь взял с него клятву, что в дальнейшем он не станет злоумышлять против Соломона; Соломона же заставил поклясться, что он не причинит старшему брату никакого вреда, если тот не будет претендовать на престол.Вскоре Давид скончался а Соломон стал царем .

Адония, казалось, смирился со своей участью. Но однажды он пришел к Вирсавии, матери Соломона, и стал просить, чтобы она помогла ему жениться на Ависаге Сунамитянке — одной из наложниц покойного царя Давида. Вирсавия не увидела в этой просьбе ничего предосудительного и передала ее Соломону. Однако Соломон, услышав о намерении брата, сильно разгневался. Дело в том, что, по обычаю, гарем покойного царя мог перейти только к его прямому наследнику, и Соломон расценил желание Адонии жениться на Ависаге как первый шаг к дальнейшим притязаниям на престол. По приказу Соломона Адония был убит.

Однако, несмотря на вспышки гнева, Соломон был мирным правителем. Унаследовав от отца (Давида) большое и сильное государство, он царствовал сорок лет (972-932 годы до нашей эры). За это время он не вел ни одной большой войны. Hе расправился даже с арамейцем Разоном, который изгнал из Дамаска израильский гарнизон и объявил себя царем. Это казалось тогда инцидентом второстепенной важности, и ошибкой Соломона было то, что он не сумел предвидеть, какой серьезной угрозой для Израиля станет со временем новое арамейское царство.

Соломон был хорошим администратором, дипломатом, строителем и торговцем. Историческая заслуга Соломона состояла в том, что он превратил бедную земледельческую страну с патриархально-племенным строем в единое, сильное в экономическом и военном отношении государство, пользующееся большим авторитетом на международной арене.

В его время Израиль славился великолепием своей столицы и небывалой роскошью царского двора. Доказательством могущества и влияния Соломона был также его чудовищно большой гарем, чрезмерный блеск, каким он себя окружил, и необыкновенно властное обращение с подданными, к которым он относился как к рабам.

При всех этих недостатках нельзя отрицать, однако, положительных сторон царствования Соломона. Ведь именно он великолепно отстроил Иерусалим и сделал его настоящей столицей. Воздвигнутый им храм стал единственным центром и символом еврейской религии. Hеоспоримы его заслуги в деле повышения обороноспособности страны — вспомним строительство системы укрепленных городов и реорганизацию армии введением боевых колесниц.

Соломон старался также развить в Израиле ремесла и морскую торговлю, привозя для этой цели специалистов из Финикии. Четкая деятельность государственной администрации обеспечивалась чиновничьей иерархией, построенной по финикийскому, сирийскому и египетскому образцам. Соломон был также непревзойденным дипломатом. Крупнейшими его достижениями на этом поприще были брак с дочерью фараона и сотрудничество с царем Хирамом, без помощи которого ему не удалось бы осуществить свои цели.

Благодаря деловой сметке Соломона Израиль был процветающей страной. В Третьей книге царств сказано по этому поводу (глава 10, стих 27): «И сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями, а кедры, по их множеству, сделал равноценными с сикоморами, растущими на низких местах». Это, конечно, гипербола, характерная для восточного стиля, но у нас имеются данные, доказывающие, что в известной степени она соответствует действительности. Известно, что годовой доход Соломона , состоявший из торговых прибылей, налогов и дани арабских вассалов, составлял шестьсот шестьдесят шесть талантов (около двадцати двух тысяч восьмисот двадцати пяти килограммов золота), не считая поставок натурой, взимаемых с израильского населения.

О расцвете земледелия в Израиле свидетельствует тот факт, что Соломон поставлял Хираму ежегодно двадцать тысяч мер пшеницы и двадцать тысяч мер растительного масла. Разумеется, земледельцы подвергались жестокой эксплуатации, но все равно такие колоссальные поставки сельскохозяйственных продуктов возможны только в условиях процветания.

Археологические находки познакомили нас со многими сторонами быта того времени. В частности, они свидетельствуют о довольно высоком жизненном уровне. Бесчисленные дорогие чаши для косметики, сделанные из алебастра и слоновой кости, разной формы пузырьки, пинцеты, зеркала и шпильки для волос доказывают, что израильские женщины той эпохи заботились о своей внешности. Они употребляли духи, румяна, кремы, мирру, хну, бальзамовое масло, порошок из кипарисовой коры, красную краску для ногтей и голубую для век. Большинство этих снадобий ввозилось из-за границы, а такой импорт характерен для богатой страны. Кроме того, археологи подтвердили быстрый процесс роста городов, против которого ещё во времена Давида так яростно боролись консерваторы-яхвисты.

Земледелие было по-прежнему ведущей отраслью народного хозяйства, но землевладельцы жили преимущественно в городах. Поскольку все ханаанские города были окружены крепостными стенами, они становились все более перенаселенными. Дома, в основном двухэтажные, строили на каждом свободном клочке земли вдоль узких и тесных улочек.

Главной частью израильского жилища была большая комната на первом этаже. Женщины готовили там пищу и пекли хлеб, а вся семья собиралась там для совместных трапез. Мебели не было. Даже состоятельные люди ели и спали на циновках. В комнаты верхнего этажа поднимались по каменным ступеням или по деревянным приставным лестницам. Летом спали на крышах, где дул освежающий ветерок. В пищу употребляли много лука и чеснока. Основным продуктом питания была жареная и вареная пшеница, разные крупы, чечевица, огурцы, фасоль, фрукты и мед. Мясо ели только по праздникам. Пили в основном овечье и коровье молоко, вино же употребляли очень умеренно.

Из каких источников черпал царь Соломон свои богатства?

Долгое время ученые подвергали сомнению все сказанное об этом в Библии — уж очень это было фантастично и туманно. В Третьей книге царств (глава 10, стихи 28, 29) мы читаем: «Коней же царю Соломону приводили из Египта и из Кувы; царские купцы покупали их из Кувы за деньги. Колесница из Египта получаема и доставляема была за шестьсот сиклей серебра, а конь за сто пятьдесят. Таким же образом они руками своими доставляли все это царям хеттейским и царям арамейским».

Здесь говорится только, что царь Соломон покупал коней и колесницы, но ничего не сказано о том, что он их также и продавал. А между тем в результате археологических изысканий точно установлено, что он занимался посредничеством в торговле между Египтом и Азией, торговал лошадьми и колесницами.

В 1925 году американская археологическая экспедиция обнаружила в исторической долине Езреель развалины города Мегиддо (Да,да, господа — это тот самый Библейский Армагеддон, место где должна произойти последняя битва сил добра и сил зла). Город этот имел огромное стратегическое значение: он защищал северные рубежи долины, через него проходил торговый путь из Азии в Египет. Давид и Соломон превратили Мегиддо в сильную крепость, хотя сам город существовал уже в третьем тысячелетии до нашей эры Именно там удалось раскрыть тайну Соломона. Среди руин были обнаружены построенные им конюшни на четыреста пятьдесят лошадей. Они были расположены вокруг большой площадки, где, должно быть, объезжали и поили лошадей и где, быть может, происходили конские ярмарки. Размеры и расположение этих конюшен на главном торговом пути доказывают, что Мегиддо был основной базой торговли лошадьми между Азией и Египтом. Соломон покупал коней в Киликии и продавал их, по всей вероятности, в Египет, откуда он в свою очередь вывозил колесницы, продавая их на месопотамских рынках.
Как сообщает Библия, Соломон построил при помощи финикийских специалистов и мореходов торговый флот, который стоял в порту Ецион-Гавер в заливе Акаба и каждые три года ездил в страну Офир, привозя оттуда золото и экзотические товары.

Исследователей Библии интересовали два вопроса:

1) где находилась загадочная страна Офир?

2) что могла вывозить в Офир такая сельскохозяйственная страна, как Ханаан?

О том, какая страна названа в Библии Офиром, спорят до сих пор. Hазывают Индию, Аравию, Мадагаскар. Известный американский востоковед Олбрайт пришел к выводу, что речь идет о Сомали. Другие ученые обращают внимание на фрески в одном из фиванских храмов. Там изображена темнокожая царица из некой страны Пунт. Подпись под фреской сообщает, что египетские корабли привозили из этой страны
золото, серебро, черное и красное дерево, тигровые шкуры, живых обезьянок и рабов-негров. Родилось предположение, что Пунт и библейский Офир — одно и то же.

Ответ на второй вопрос дала археология. В 1937 году археолог Hельсон Глюк натолкнулся в пустынной долине Вади-эль-Араба на выдолбленную в скале шахту медного рудника. Развалины каменных бараков, в которых жили шахтеры, и стена для защиты от нападений со стороны разбойничьих племен пустыни убедили Глюка, что это рудник Соломона. Вблизи залива Акаба, где уже раньше были обнаружены под слоем песка развалины порта Ецион-Гавер, Глюк сделал ещё более важное открытие. Hа обширной площадке, окруженной крепостной стеной, находилось большое количеств медеплавильных печей. Печные трубы были обращены отверстиями к северу, откуда дуют постоянные морские ветры. Таким остроумным способом удавалось без труда поддерживать необходимую для плавки температуру.

Благодаря этим открытиям мы узнали, что Соломон был не только ловким торговцем лошадьми, но и промышленником. По всей вероятности, он держал монополию на производство меди, что позволило ему диктовать цены и получать те огромные прибыли, о которых говорится в Библии.

Слава о мудрости Соломона , его богатстве и роскоши его двора разошлась по всему свету. Послы из самых разных стран прибывали в Иерусалим для заключения договоров о дружбе и торговых соглашений. Жители столицы почти ежедневно встречали кортежи экзотических гостей, везущих царю щедрые дары. И несомненно гордились тем, что их родной город стал столь крупным торговым и дипломатическим центром.

Однажды разошелся слух о прибытии каравана царицы савской из далекой Аравии. Hарод вышел на улицы и восторженно приветствовал царицу, едущую в сопровождении многочисленной толпы придворных и рабов. Замыкал шествие длинный ряд верблюдов, навьюченных роскошными подарками для Соломона.

Кем была эта легендарная царица, героиня одного из самых захватывающих библейских сказаний?

Теперь это уже известно, и история этого открытия настолько любопытна, что её стоит рассказать.

В мусульманских легендах имя царицы Савской -Билкис. Известно, что ее отец служил, по-нынешнему говоря, премьер-министром в загадочном царстве Офир. Скорее всего, Билкис получила полномочия царицы только на время своего путешествия в Израиль.

Ещё в девятнадцатом веке южная Аравия, родина пряностей и благовоний, которую древние римляне называли Счастливой Аравией (Arabia felix), была закрыта для европейцев. «Hеверным псам», осмеливающимся ступить ногой в страну Мухаммеда, угрожала смерть. И все же нашлись смельчаки» в которых любознательность и жажда приключений были сильнее страха. Француз Э. Галеви и австриец доктор Е. Глазер переоделись арабами и отправились в запретную страну. После множества приключений и трудностей они натолкнулись в пустыне на развалины огромного города, который, как потом выяснилось, назывался Мериб. Там, в частности, они обнаружили и привезли в Европу ряд таинственных надписей.

Сенсационное открытие вызвало в научных кругах громадный интерес. Арабские купцы, почувствовав конъюнктуру, начали бойкую торговлю мерибскими надписями. Таким образом, в руках ученых оказалось несколько тысяч каменных обломков, покрытых письменами, основанными на палестинской алфавитной системе. Среди отрывочных сведений о богах, племенах и городах были прочтены также названия четырех южноаравийских государств: Минеа, Гадрамаут, Катабан и Сава.

Упоминания о стране Сава имеются также в ассирийских документах восьмого века до нашей эры Там говорится, что Месопотамия вела с этой страной оживленную торговлю, покупая там главным образом пряности и благовония. Савские цари носили титул «мукарриб», что значит «жрец-князь». Их резиденцией был город Мериб, развалины которого найдены на юге Аравийского полуострова (в сегодняшнем Йемене). Город был расположен в горах, на высоте двух тысяч метров над уровнем Красного моря. Среди бесчисленных колонн и стен выделялся своим великолепием старый легендарный храм Харам Билкис, вблизи Мериба. Это было овальное строение с прекрасным порталом, к которому вели каменные ступени, выложенные бронзой. Многочисленные колонны и пилястры, а также фонтаны на обширном дворе дают полное представление о былом великолепии храма. Из надписей мы узнаём, что он был воздвигнут в честь арабского бога Илумкуг.

В результате тщательных исследований удалось установить, каковы были источники процветания савского царства. Огромная, высотою в двадцать метров, плотина поднимала уровень реки Адганаф, откуда вела разветвленная сеть оросительных каналов. Благодаря орошению Сава была страной необыкновенного плодородия. Жители занимались главным образом выращиванием разного рода пряностей, которые экспортировались в ряд стран. Так продолжалось до 542 года нашей эры, когда вследствие постоянных набегов и войн рухнула плотина. Цветущий сад поглотили пески пустыни.

Можно предположить, почему царица савская собралась в гости к Соломону . Торговый путь, именуемый Дорогой благовоний, по которому жители савского царства вывозили свои товары в Египет, Сирию и Финикию, шел вдоль Красного моря и пересекал территории, подчиненные Израилю. Поэтому благополучное продвижение караванов зависело от доброй воли Соломона. Царица савская приехала с чисто практической целью: щедрыми дарами и обещанием доли в прибылях склонить израильского царя к заключению договора о дружбе.

Hо народная фантазия обошла молчанием характер визита и придала всему романтическую окраску. Соломон, якобы пораженный яркой красотой царицы, воспылал к ней страстью и имел от нее сына. Абиссинцы по сей день утверждают, что именно от него происходит династия негусов.

Интересна история, описанная в одной из книг Талмуда — «Мидраше». По убеждениям древних семитов, одна из характерных черт дьявола — козлиные копыта. Соломон опасался, что под обличьем прекрасной женщины в его гостье скрывается дьявол. Чтобы проверить, так ли это, он построил павильон со стеклянным полом, запустил туда рыбок и предложил Билкис пройти через этот зал. Иллюзия настоящего бассейна была столь сильна, что царица Савская, переступив порог павильона, сделала то, что инстинктивно делает любая женщина, входя в воду, — приподняла платье. Всего лишь на мгновение. Но Соломон успел увидеть тщательно скрываемое: ноги царицы были человеческими, но весьма не привлекательными — они были покрыты густыми волосами.
Вместо того чтобы промолчать, Соломон громко воскликнул: он не ожидал, что у столь красивой женщины может быть такой недостаток. Эта история встречается и в мусульманских источниках.

Стоит привести ещё одну легенду, связанную с Соломоном.
В сокровищнице храма в Аксуме, прежней столице Абиссинии, будто бы хранится ковчег завета. Как он туда попал? Предание гласит, что его выкрал из храма Соломона сын его и царицы савской, оставив в Иерусалиме подделку. Таким образом, подлинный Моисеев ковчег завета находится якобы в Аксуме. Он является величайшей святыней абиссинцев, и никто из живущих не имеет права увидеть его. Во время праздника москал, в честь окончания поры дождей, выставляется для всенародного обозрения копия ковчега.

Соломон стал для последующих поколений еврейского народа воплощением мудрости. И это не удивительно. Годы его царствования были периодом высшего экономического и политического расцвета Израиля, единственным в истории страны периодом могущества, мира и процветания.

Правда, в памяти поколений сохранились лишь светлые стороны правления Соломона , теневые же преданы забвению. А между
тем этих теневых сторон было немало, и их необходимо вспомнить, чтобы воссоздать правдивую картину той эпохи. Hам известно, какие колоссальные прибыли приносили Соломону торговля и производство меди. И все же его нельзя назвать рачительным и дальновидным хозяином. Его расточительность и тяга к восточной роскоши привели к тому, что он не смог вернуть Хираму сто двадцать талантов и вынужден был в счет уплаты долга передать тирскому царю двадцать галилейских городов. Это был шаг банкрота, попавшего в финансовый тупик.
Как следует из библейских сказаний, вся тяжесть расходов на строительство, вооружение и содержание царского двора ложилась прежде всего на плечи ханаанского населения. Достаточно вспомнить, что более двухсот тысяч человек загоняли ежегодно на принудительные работы в ливанских лесах, в каменоломнях на берегу Иордана и на строительных площадках. Эта чудовищная система рабского труда ничем не отличалась от системы фараонов эпохи строительства великих пирамид. Если принять во внимание, что, по данным переписи населения, проведенной Давидом, в Израиле и Иудее насчитывалось в ту эпоху миллион двести тысяч мужчин, то нетрудно представить, какой огромный процент своих подданных эксплуатировал царь на принудительных работах. Такое экономическое принуждение не могло не повлечь за собой глубоких социальных сдвигов. С каждым годом увеличивалась пропасть между богачами и бесправной беднотой, измученной налогами и трудовой повинностью. В низах росло недовольство, начиналось брожение. Даже жрецы, которые во времена Давида были союзниками царя, имели основания роптать.

Последующие поколения, помня о великих заслугах Соломона , простили ему идолопоклонство, которым он занимался в открытую даже во дворе Иерусалимского храма. Hо конечно же это возмущало современных ему жрецов. В огромном гареме царя находились женщины всевозможных рас и религий. Там были хеттеянки, моавитянки, идумеянки, аммонитянки, египтянки, филистимлянки, ханаанеянки и т. д. Вместе со своими обычаями они приносили во дворец и своих богов. Соломон, особенно в последние годы жизни, оставался под сильным влиянием своих фавориток и, поддаваясь их уговорам, устанавливал различные идолопоклоннические культы.
Известно, например, что во дворе храма занимались культом Ваала, Астарты и Молоха. И поскольку народные массы, особенно на севере страны, относились к ханаанским богам весьма благожелательно, то пример царя отнюдь не способствовал укреплению яхвизма.

Давид и Соломон объединили, правда, все племена в едином государстве, но духовного единства они так и не добились. Между племенами северного и южного Ханаана продолжал существовать политический и расовый антагонизм. Даже Давид вполне сознавал отчужденность между обеими группами населения и на смертном одре сказал о Соломоне: «Ему завещал я быть вождем Израиля и Иуды» (3 Царств,
глава 1, стих 36). В этой связи Соломон совершил роковую ошибку, непростительную для крупного государственного деятеля. Он разделил свою страну на двенадцать налоговых округов, обязанных поставлять определенное количество сельскохозяйственных продуктов для нужд царского двора и армии.

При этом бросается в глаза, что в списке округов отсутствует территория Иуды. Из этого можно заключить, что Иуда — племя Давида и Соломона было освобождено от подати. Такая привилегия должна была неизбежно озлобить другие племена, особенно гордое племя Ефремово, постоянно соперничавшее с Иудой из-за приоритета в Израиле. Уже в царствование Давида на здании государственной власти появились грозные трещины. Бунт Авессалома и Сивы был, в сущности, восстанием северных племен против гегемонии Иуды. Эти племена поддерживали в качестве претендентов на престол Иевосфея и Адонию против Давида и Соломона, что доказывает силу внутренних конфликтов, приведших в конце концов к расколу государства.

Крупнейшей ошибкой Соломона было то, что он никогда не заботился об упрочении основ своего государства. Из-за своей близорукости и эгоизма он бездумно обострял опасный антагонизм между племенами, что после его смерти привело к катастрофе. Первые опасные признаки обнаружились ещё при жизни Соломона, когда вспыхнул мятеж племени Ефремова под руководством Иеровоама. Иеровоам потерпел поражение, но ему удалось убежать в Египет, где фараон Сусаким встретил его очень радушно. Это было вторым предостережением, так как доказывало, что Египет питает по отношению к израильскому царству какие-то враждебные намерения и поэтому поддерживает всех, кто способствует его ослаблению и расколу. И действительно, через пять лет после смерти Соломона Сусаким вторгся в Иудею и варварски ограбил Иерусалимский храм (около 926 года до нашей эры).

Серьезные исторические последствия имело также бессилие Соломона по отношению к Разону, который ещё в царствование Давида объявил себя царем Дамаска. Hесмотря на то, что узурпатор постоянно разорял северные границы Израиля, Соломон так и не отважился дать ему решительный отпор. После раскола Израиля и Иудеи арамейское царство Дамаска обрело большое могущество и долгие годы воевало с Израилем. Это облегчило Ассирии завоевание Сирии в восьмом веке до нашей эры, а в 722 году до нашей эры покорить Израиль и угнать десять племен израильских в вавилонское рабство.
После падения Ассирии между нововавилонским царством и Египтом вспыхнула борьба за Сирию и Ханаан, окончившаяся в 586 году завоеванием Иудеи и разрушением Иерусалима халдеями.

Исходя из этих фактов нужно сказать, что царствование Соломона, при всем его блеске и кажущемся богатстве, не было благополучным. Вследствие пагубной политики и деспотизма царя Израиль, потрясаемый внутренними социальными конфликтами, неуклонно шел к гибели. Hе удивительно, что сразу же после смерти царя держава, с таким трудом созданная Давидом, распалась на два отдельных слабых государства, занятых постоянными междоусобными войнами.

Сегодня единственное сохранившееся сокровище из всего богатства Соломона — это гранат Соломона размером 43 мм, который царь Соломон подарил первосвященнику Первого храма в день открытия святилища. Гранат считается в Израиле символом благоденствия и достатка. От самого храма, разрушенного в 587 году до н.э. Навуходоносором II, не осталось ничего и сегодня об Иерусалимском Храме напоминает лишь осколок Второго Храма, возведённого на месте первого — Иерусалимская Стена Плача, высотой в 18 метров. Массивные камни, вес которых достигает 700 тонн, держатся только силой собственного веса.

Ну, что же, наверное пора вернуться непосредственно к Библейскому повестврванию. Итак.

Настоящее имя царя Соломона (Шломо) - Йедидия (Возлюбленный Богом). Прозвище Соломон - Мирный - он получил за то, что, в отличие от своего отца, царя Давида, практически не воевал.

В Священном Писании говорится, что Соломон родился в столице Израильского царства - Иерусалиме.

У царя Давида было много жен. Согласно Библии, Соломон имел семьсот жен и триста наложниц (3 Цар. 11:3). Впрочем, многожёнство сыграло с Соломоном злую шутку. Супруги Соломона были идолопоклонницами, и, потакая им, царь построил для них многочисленные языческие святилища, которые и сам регулярно посещал. За это ему было предсказано, что после смерти его царство распадётся.

Прослышав о мудрости и сказочном богатстве царя Соломона, его посетила легендарная царица Савская, чтобы испытать его мудрость и удостовериться в его богатстве (по другим данным Соломон сам приказал ей явится к нему, прослышав о чудесной и богатой стране Саба). Царица привезла с собой многочисленные дары.

Государство Саба действительно существовало на Аравийском полуострове (о нем имеются упоминания в ассирийских рукописях 8 века до н.э.).

Самой выгодной его женитьбой стал брак с дочерью фараона, правителя могущественного Египта. Считается, что Соломон покончил с полутысячелетней враждой евреев и египтян, взяв в качестве первой жены дочь египетского фараона (Третья Книга Царств, 9:16).

Традиционно считается, что Соломон был автором трёх библейских книг . В молодости он написал любовную поэму - «Песнь Песней» (Шир а-Ширим), в зрелости - нравоучительный сборник «Притчи» (Мишлей), а в старости - грустную книгу «Экклезиаст» (Коэлет), начинающуюся словами: «Суета сует - всё суета».

В православной и католической церкви считается автором второканонической Книги Премудрости Соломона.

В решающий момент в борьбе за власть Соломона поддержали первосвященник Садок, пророк Нафан, а главное - командир столичной гвардии Ванея. По разным хронология м, даты правления относятся к началу Х века до н. э., 972-932 до н. э., 960-е – ок. 930 до н. э., 967-928 до н. э., по традиционной еврейской хронологии ок. 874-796 до н. э.

Царство Израиля при Соломоне

Соломон был самым мудрым и самым богатым царем своего времени . В Библии описано как Бог явился ему во сне, в момент когда Соломон начал только царствовать, и сказал: "проси чего хочешь." Соломон попросил себе мудрости для управления народом, и Господь сказал: "за то, что ты не попросил себе богатства и славы, а попросил себе мудрости и разума, то дается тебе мудрость и богатства, которого не было ни у одного царя".

Дарованная свыше «премудрость, художница всего» , позволила Соломону «познать устройство мира и действие стихий, начало, конец и средину времен, смены поворотов и перемены времен, круги годов и положение звезд, природу животных и свойства зверей, стремления ветров и мысли людей, различия растений и силы корней»

Сын Соломона Ровоам не унаследовал отцовской мудрости. Он не нашёл общего языка с подданными. В результате 10 из 12 колен отделились от Иерусалима и создали отдельное Израильское царство.

Сегодня единственное сохранившееся сокровище из всего богатства Соломона - это гранат Соломона размером 43 мм, который царь Соломон подарил первосвященнику Первого храма в день открытия святилища.

Царь Соломон был мирным правителем и за время его правления (он правил 40 лет) не было ни одной большой войны.

Соломон старался также развить в Израиле ремесла и морскую торговлю, привозя для этой цели специалистов из Финикии.

В царстве Соломона имелось столько богатств , что серебро обесценилось и стало равноценно простому камню. В Третьей книге царств сказано по этому поводу (глава 10, стих 27): "И сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями, а кедры, по их множеству, сделал равноценными с сикоморами, растущими на низких местах".

О расцвете земледелия в Израиле свидетельствует тот факт, что Соломон поставлял Хираму ежегодно двадцать тысяч мер пшеницы и двадцать тысяч мер растительного масла. Разумеется, земледельцы подвергались жестокой эксплуатации, но все равно такие колоссальные поставки сельскохозяйственных продуктов возможны только в условиях процветания.

Археологические находки познакомили нас со многими сторонами быта того времени. В частности, они свидетельствуют о довольно высоком жизненном уровне. Бесчисленные дорогие чаши для косметики, сделанные из алебастра и слоновой кости, разной формы пузырьки, пинцеты, зеркала и шпильки для волос доказывают, что израильские женщины той эпохи заботились о своей внешности.

Они употребляли духи, румяна, кремы, мирру, хну, бальзамовое масло, порошок из кипарисовой коры, красную краску для ногтей и голубую для век. Большинство этих снадобий ввозилось из-за границы, а такой импорт характерен для богатой страны.

Соломон написал три тысячи притч, из них только 513 вошло в книгу Притчей Соломоновых. (Третья Царств 4:32), Темы и основное содержание Книги Притч.

В книге Притч есть целый ряд важных тем, которые можно поделить на три части:

Отношение человека к Богу;
Отношение человека к самому себе;
Его отношение к окружающим.

Самое главное, что сделал царь Соломон за свою жизнь – это построил Иерусалимский храм.

Из Ливана поставлялись строительные материалы: песчаник, кипарисы, кедры. Камни обтесывались каменотесами как Хирама, так и Соломона. Медь, необходимая для утвари и храмовых колонн, добывалась в медных копях Идумеи, на юге Израильского нагорья. В строительстве было задействовано почти 200 тысяч рабочих.

Грандиозные строительства и быстрое экономическое развитие требовали рабочей силы "и обложил царь Соломон повинностью весь Израиль; повинность же состояла в тридцати тысячах человек." Соломон разделил страну на 12 налоговых округов, обязав их содержать царский двор и армию.

Колено Иуды, из которого происходили Соломон и Давид, было освобождено от налогов, что вызывало недовольство у представителей остальных израилевых колен. Расточительность и тяга Соломона к роскоши, привели к тому, что он не смог расплатиться с царем Хирамом, с которым заключил договор при строительстве Храма, и вынужден был отдать ему несколько своих городов в счет долга.

У священников тоже были причины для недовольства. У царя Соломона было множество жен разных рас и религий, они привезли с собой и свои божества.

Соломон построил для них капища, где они могли поклоняться своим богам, а в конце жизни и сам стал участвовать в языческих культах.

После смерти царя Соломона его царство распалось на два слабых государства, Израильское и Иудейское , ведущих постоянные междоусобные войны.

Смерть царя Соломона наступила в 928 году до н. э на четвертом десятке его правления. Приближенные, не поверив кончине старца, не хоронили усопшего до тех пор, пока черви не начали поедать его посох.

Подборка фактов: сайт

Притчи Соломона


Сложно найти хотя бы одного правителя или просто значимого исторического деятеля, чья жизнь была бы окутана таким количеством легенд и тайн, как жизнь царя Соломона. Его имя стало в веках синонимом мудрости, а период его правления – “Золотым веком”, временем расцвета Израильского царства.

Соломон родился в 1011 г. до н.э. в Иерусалиме. Его родителями были могущественный царь Израиля Давид и красавица Вирсавия. Единственный источник, в котором можно найти подтверждение реального существования легендарного правителя объединенного Израильского царства, – это Тора. Поэтому с научной точки зрения и по сей день сложно точно сказать, является ли Соломон исторической личностью.

Вот что рассказывает Священное Писание об истории появления на свет будущего царя Соломона: «Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина. Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею» . С целью избавиться от мужа красавицы, царь Давид приказал отправить его в военный поход и, чтоб уж наверняка воин не вернулся домой, дал инструкцию: «Поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер» . Когда Урия погиб, царь смог жениться на Вирсавии, и в положенный срок у них родился сын.

Как известно, рано или поздно все тайное становится явным, и вероломный поступок царя – не исключение. В Иерусалиме разразился скандал. Пророк Натан открыто проклял дом Давида, обрекая его на братоубийственные раздоры. Кроме того, он предсказал, что рожденный Вирсавией младенец умрет. Так и случилось. Давид после этого покаялся перед Господом, и Натан объявил, что он прощен. Вскоре прекрасная Вирсавия родила второго сына, которого нарекли Соломон (Шломо), то есть «миротворец». Второе имя дал ему при рождении пророк Натан: Иедидиа – «любимец Бога».

К тому времени, как родился Соломон, у сорокалетнего царя Давида от разных жен было уже два десятка отпрысков. Естественно, они без восторга восприняли новость о появлении еще одного наследника, да и друг к другу относились далеко не по-братски.

Два старших сына Давида, Амнон и Авессалом, погибли в братоубийственных междоусобных конфликтах. Следующим по старшинству остался Адония. Формальности требовали, чтобы именно он взошел на израильский трон после Давида, однако великий правитель уже обещал Вирсавии, что сделает Соломона своим преемником. Огорченный несправедливостью отца, Адония нашел поддержку в лице военачальника Йоава и первосвященника Эвьятара, которые также считали, что Адония имеет большее право на трон, нежели Соломон. Адония, будучи уже уверенным в собственной победе, устроил роскошный пир в честь своей коронации. Однако Вирсавия проникла в покои царя и напомнила тому данное ей обещание: «Не клялся ли ты, господин мой царь, рабе твоей, говоря: «Сын твой Соломон будет царем после меня»? Почему же воцарился Адония?» И Давид назначил своим преемником 18-летнего Соломона. Узнав о своей неудаче и о провале своих интриг, Адония побежал, опасаясь расправы, в храм и ухватился за рога жертвенника в виде бычьей головы, – это означало, что он просит защиты у Б-га. Соломон пришел к Адонии и пообещал, что не убьет его, если тот отныне будет вести себя достойно.

Вскоре Давид умер, и Адония опять попытался пробраться к власти. Он решил жениться на Авишаг, прислужнице царя Давида в конце его жизни. Соломон увидел в этом притязания Адонии на трон, так как, по обычаю, право на престол имеет тот, кому достается жена или наложница царя, и приказал убить Адонию.

После этой казни Соломон решил раз и навсегда избавиться от оставшихся «доброжелателей» – приверженца Адонии Йоава и давнего врага Давидовой династии Шими, родственника первого царя Шауля. Соломоном не руководила слепая жажда мести, и в истории нет документов, подтверждающих применение царем смертной казни. По отношению к Йоаву и Шими Соломон лишь исполнил завещание Давида.

Соломон управлял Израильским царством с 967 по 928 год до н.э. Как уже упоминалось, царь был необычайно мудр. Однажды, перед строительством Храма, Б-г явился Соломону во сне и обещал исполнить любое его желание. Соломон просит: "Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло".

"И сказал ему Б-г: за то, что ты просил этого, и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, – вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои; и если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои". (Книга Царств).

Решив объединить свой народ общим делом, одной задачей, царь Соломон построил главную святыню иудаизма – Первый Иерусалимский Храм на горе Сион. В этот Храм был помещен Ковчег Завета (арон а-брит) – величайшую святыню, внутри которой хранились скрижали, полученные Моисеем от самого Господа.

Еще Давид хотел построить для Ковчега достойное вместилище, но не успел. Соломон продолжил начатое отцом дело. Он заключил сделку с царем финикийского Тира Хирамом, в стране которого росли знаменитые на весь Ближний Восток ливанские кедры.
По договору, в обмен на кедровую древесину Соломон обязался каждый год поставлять Хираму большое количество масла, мяса и зерна. В Тир были посланы 30 тысяч человек, которые заготавливали древесину; еще 150 тысяч жителей Израиля добывали в горах камни и переправляли их в Иерусалим. Возводить храм заставили практически всех здоровых мужчин. Стройка длилась 7 лет, и с ней связана знаменитая легенда о главном каменщике, имя которого было по одним источникам Хирам, по другим – Адонирам. Он отказался раскрыть секреты своего ремесла, и за это был убит. Наследники Хирама якобы основали для защиты тайны братство «вольных каменщиков» (масонов), сделав его эмблемами циркуль, угольник и отвес.

Возведенный Храм представлял собой громадное здание, в котором могли поместиться до 50 тысяч молящихся. В центре Храма располагалась «Святая святых» (Давир), где на каменном пьедестале установили Ковчег, охраняемый позолоченными статуями херувимов. Храм был разрушен в 586 году до н.э. вавилонским царем Навуходоносором II, но перед этим ковчег таинственно исчез. Любители тайн ищут его до сих пор.

Многие до сих пор считают Соломона олицетворением мудрости, и даже есть поговорка: «Видящий Соломона во сне может надеяться стать мудрым» (Брахот 57 б).

Как бы нетипично для тех времен это ни звучало, царь Соломон был мирным правителем и, в отличие от своего отца, практически не вел войн. При этом он сумел расширить территорию Израиля от Нила до Евфрата. Именно при этом правителе Израильское царство стало значительным и довольно влиятельным государством Азии.

Стратегию внешней политики Израильского царства Соломон начал строить с установления и укрепления дружеских отношений с соседями. В начале своего царствования он положил конец закоренелой вековой вражде между египтянами и евреями, взяв в жены дочь египетского фараона и этим укрепив южные границы государства. Скорее всего, именно в целях сближения с соседними народами и укрепления своей власти, Соломон взял себе в жёны моавитянок, аммонитянок, эдомитянок, сидонянок и хиттиек, принадлежавших к знатным родам этих народов.

Царь Соломон был хорошим дипломатом, строителем и торговцем. Он превратил земледельческую страну в сильное, экономически развитое государство, имевшее большое влияние на международной арене. Он отстроил и укрепил Иерусалим и другие города своего царства, впервые ввел в еврейскую армию конницу и колесницы, построил торговый флот, развивал ремесла и всячески поддерживал торговлю с другими странами.

Новый состав правительства царя Соломона состоял из первосвященника, командующего войсками, министра налогообложения, начальника царской администрации и начальника 12-ти наместников, а также нескольких придворных летописцев.

При раскопках в Иерусалиме найдено много чашечек для косметики, зеркал, шпилек для волос, кувшинов для импортных благовоний – это доказывает, что придворные дамы зорко следили за модой. Царь наладил добычу и переплавку меди, а также построил большой флот, который каждые три года плавал в страну Офир, привозя оттуда золото и древесину ценных пород.

Вышедшая в свет в 1885 году книга Генри Райдера Хаггарда "Копи царя Соломона" сподвигла многих искателей приключений отправиться на поиски сокровищ. Хаггард считал, что Соломон владел алмазными и золотыми копями. Большинство археологов уверены, что царь добывал в своих копях медную руду. В 30-х годах прошлого века было высказано предположение, что рудники Соломона находятся в южной Иордании. И только в начале 21 века археологи нашли доказательства того, что, действительно, медные рудники, обнаруженные на территории Иордании в местечке Хирбат-эн-Нахасе, могут являться легендарными копями царя Соломона. Очевидно, Соломон был монополистом на рынке производства меди, что и давало ему возможность получать сверхприбыли. Послы из самых разных стран прибывали в Иерусалим для заключения мира и торговых соглашений с Израилем, и привозили богатые дары.

Одной из примет правления Соломона была необычайная роскошь повсюду: "и сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями" . Особого внимания заслуживает трон царя. Во Втором Таргуме к книге Эстер сказано, что 12 золотых львов и столько же золотых орлов восседали друг напротив друга на ступенях трона царя израильского. На верхушке трона – золотое изображение голубя. Там же располагался золотой подсвечник с четырнадцатью чашечками для свечей, на семи из которых были выгравированы имена Адама, Ноаха, Шема, Авраама, Ицхака, Яакова и Иова, а на семи других – имена Леви, Кеата, Амрама, Моше, Аарона, Эльдада и Хура. Как сказано в Таргуме, когда царь поднимался на трон, львы при помощи механического приспособления протягивали лапы, чтобы Соломон мог на них опереться. Кроме того, сам трон перемещался по желанию царя. Когда Соломон, восходя на трон, достигал последней ступени, орлы поднимали его и усаживали на кресло.

Понимая важность образования, осознавая влияние воспитания на будущее государства, желая распространить Тору по стране, Соломон строил синагоги и школы. Однако и надменностью царь не отличался: когда необходимо было определить високосный год, он приглашал к себе 7 учёных старцев, «в присутствии которых хранил молчание» (Шмот Рабба, 15, 20).

О мудрости царя ходят легенды. Однажды Соломон обратился к придворному мудрецу с просьбой: "Помоги мне – очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя. Я очень подвержен страстям, и это мне мешает!" На что мудрец ответил: "Я знаю, как помочь тебе. Надень это кольцо – на нем высечена фраза: "Это пройдет!" Когда нахлынет сильный гнев или сильная радость, посмотри на эту надпись, и она тебя отрезвит. В этом ты найдешь спасение от страстей!"

Соломон последовал совету мудреца и обрел спокойствие. Но настал момент, когда, взглянув, как обычно, на кольцо, он не успокоился, а наоборот – еще больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд, но вдруг заметил, что и на внутренней стороне кольца имеется какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: "И это тоже пройдет…" Согласно другой легенде, кольцо с гравировкой – источник мудрости и спокойствия – было сделано для Соломона первоклассным ювелиром, которому грозила смертная казнь в случае неудачно выполненной работы.

Есть еще одна известная история, которая свидетельствует о прозорливости и уме великого царя. Как-то раз к царю на суд явились две женщины, которые не могли поделить между собой младенца – обе утверждали, что ребенок принадлежит именно ей. Соломон, недолго думая, приказал разрубить младенца пополам, чтобы каждой женщине досталось по части. Когда одна из женщин в ужасе закричала: «Отдайте лучше ей, но только не убивайте его!», Соломон принял решение в пользу этой женщины – именно она была матерью ребенка…

Суд царя Соломона

Легенды гласят, что Соломону подчинялись все животные и птицы. Драгоценные камни во дворец Соломона доставляли демоны, ангелы охраняли их. С помощью магического перстня, на котором было выгравировано имя Б-га, Соломон узнавал у ангелов многие тайны о мире.

Узнав о мудрости и сказочном богатстве царя Соломона, его посетила легендарная царица Савская из страны Саба на территории нынешнего Йемена, чтобы испытать его мудрость и удостовериться в его богатстве. Царица привезла с собой многочисленные дары. Государство Саба успешно торговало с соседними странами пряностями и благовониями. Торговые пути пересекали территорию царства Соломона, и прохождение караванов зависело от воли и расположения царя, что послужило истинной причиной визита царицы Савской. Существует мнение, что она была всего лишь "делегатом", "послом" страны и не являлась династической царицей. Но с царем мог говорить только равный ему по статусу, поэтому посланцам "присваивался" временный статус для ведения переговоров. Народные легенды придали романтическую окраску этому визиту. Ослепленный красотой царицы Савской, Соломон воспылал к ней страстью, она ответила ему взаимностью, все вопросы о продвижении караванов были улажены. Возвратившись домой, царица родила мальчика, названного Менеликом. Эфиопы утверждают, что от него происходит их императорская династия. В Эфиопии царицу считают своей землячкой.

Соломон и царица Савская на фреске Пьеро делла Франческа из базилики Сан-Франческо

Во время своего царствования Соломон также допускал и ошибки, которые стали катализатором краха государства после его смерти. Шло время, и доходы царя перестали покрывать расходы. Грандиозные строительства и быстрое экономическое развитие требовали рабочей силы: "и обложил царь Соломон повинностью весь Израиль; повинность же состояла в тридцати тысячах человек".

Соломон разделил страну на 12 налоговых округов, которые были обязаны содержать царский двор и армию. Колено Иегуды, из которого были родом Соломон и Давид, было освобождено от налогов, что вызывало недовольство и повысило градус социального напряжения в обществе. Иеровоам из колена Эфраима, занимавший видный пост в царской администрации, поднял мятеж, а потом бежал в Египет, где его гостеприимно принял у себя фараон Сусаким. Другой угрозой был разбойник Разон, который захватил Дамаск и стал там царем, постоянно нападая на северные израильские земли.

Расточительность и тяга Соломона к роскоши привели его к потере платежеспособности. Соломон не смог расплатиться с царем Хирамом, и вынужден был отдать ему около двадцати своих городов в счет долга.

У священников тоже были причины для недовольства. У царя было множество жен самых разных рас и вероисповеданий. Соломон разрешил им поклоняться своим богам, построил для них капища, а в конце жизни и сам стал участвовать в языческих культах.

Царь Соломон в преклонных летах. Гравюра Густава Доре

Царю Соломону приписывают авторство многих книг и литературных произведений. Считается, что он написал книгу «Екклесиаст», но ученые нашли в ней персидские и арамейские слова, доказывающие, что книга написана несколькими веками позже. Перу Соломона приписывают также «Песнь песней» («Шир а-ширим») – великую книгу о любви.

Уже в средние века Соломону приписали множество других сочинений – большей частью оккультных и магических. Астрологи и алхимики, чтобы не быть обвиненными в ереси, объявили царя, признанного святым, своим покровителем.

В конце жизни к Соломону явился Б-г и сказал: "за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему; но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его" (Книга Царств).

Согласно большинству источников, правление царя Соломона продолжалось около 37 лет, и умер он в возрасте 52 лет, наблюдая за строительством нового алтаря. Приближенные царя сразу не стали хоронить его в надежде, что правитель просто впал в летаргический сон. Когда же черви начали точить царский посох, Соломон наконец был признан мертвым и похоронен со всеми почестями.

После смерти царя Соломона, в результате многочисленных восстаний, его царство распалось на два слабых государства – Израильское и Иудейское, которые погрязли в постоянных междоусобных войнах.

Сам Соломон, глядя на неутешительные итоги своего царствования, вполне мог бы произнести печальные слова, вложенные в его уста автором книги Екклесиаст: «Предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это – томление духа; потому что во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь».

Хотите получать рассылку прямо на электронную почту?

Подпишитесь, и мы будем присылать Вам самые интересные статьи каждую неделю!

История Великого царя Израиля и самого мудрого Библейского царя – Соломона

Легендарный правитель объединенного Израильского царства родился от царя Давида и его любимой жены Вирсавии (Бат-Шевы). Будущего царя нарекли именем Шломо (Соломон), которое в переводе с иврита означает «миротворец» («шалом» - «мир», «не война», и «шалем» - «совершенный», «цельный»).
Пору правления Соломона с 965 по 928 до н.э. называют эпохой расцвета монархии и еврейского могущества. За время своего 40-летнего царствования Соломон прославился как самый мудрый и бесстрастный правитель во всем мире, о его таланте к предвидению и чуткости сложено множество легенд и сказок. Именно Соломон построил главную святыню иудаизма – Иерусалимский Храм, который при жизни планировал возвести еще его отец Давид.
Соломон и Давид также известны как праведные, верные Богу цари, которые своей преданностью и врожденной мудростью заслужили быть любимцами Всевышнего. Когда Соломону было чуть меньше года, приближенный царя, пророк Натан, дал ему имя Едидья («любимец Бога» - Шмуэль I 12, 25).
Между тем, Соломон был младшим сыном Давида. Двое братьев, Амнон и Авшалом, погибли, не достигнув зрелости, и самым старшим стал 4-й сын - Адония, а потому формальности требовали, чтобы именно он стал преемником на израильский трон. Давид же обещал Вирсавии, что сделает Соломона своим преемником, который будет продолжать его династию и править всем государством. Огорченный несправедливостью отца, Адония нашел поддержку в лице военачальника Йоава и первосвященника Эвьятара, которые также считали, что Адония имеет большее право на трон, нежели Соломон. В то же время сторонники Соломона аргументировали, что Адония не был первородным сыном Давида, а потому царь имел власть рассудить сыновей по собственному волеизлиянию.
Не дожидаясь смерти Давида, братья вступили в борьбу. Адония, желая привлечь народ по-королевски пышным пиршеством, окружил себя многочисленной свитой из всадников, завёл колесницы и пятьдесят скороходов. В назначенный день и час он собрал своих приближенных и устроил за городом яркое торжество в честь провозглашения себя новым царем израильского государства. Мать Соломона узнала об этом и, с помощью пророка Натана, ей удалось убедить Давида не медлить и в тот же день назначить Соломона преемником. Вместе со священником Цадоком, пророком Натаном, Бнаягу и большим отрядом царских телохранителей, все поехали к источнику Гихон, где священник помазал Соломона на царство. После свершения обряда раздались звуки рожка, народ закричал: "Да здравствует царь!". Все, кто присутствовал на церемонии или хотя бы знал о ней, восприняли волю умирающего Давида как волю Всевышнего, а потому поспешили сопроводить нового царя Соломона во дворец с музыкой и ликующими криками.
Узнав о помазании на царство своего брата, Адония испугался мести Соломона и укрылся в святилище, «ухватившись за рога жертвенника». Соломон пришел к нему и пообещал, что не тронет, если тот отныне будет вести себя достойно.
После смерти Давида Соломон не стал откладывать с тем, чтобы оправдать и укрепить свой авторитет – каждое действие царя вызывало только восхищение его умом и прозорливостью. Тем временем, Адония пытался добиться своего: он попросил мать-царицу благословения на брак с Авишаг – наложницей Соломона. В народном сознании такой жест мог стать разумным основанием для провозглашения его царем, поскольку Адония был не только братом и приближенным Соломона, но также обладал его женщиной. Безо всякой страсти и ревности, а, как он сам полагал, сдерживая обещание казнить брата в случае плохого поведения, Соломон приказал повесить Адонию. После этой казни Соломон решил раз и навсегда избавиться от оставшихся «доброжелателей» – приверженца Адонии Йоава и давнего врага Давидовой династии Шими, родственника Шауляя. Йоава сразу попытался укрыться в святилище, но Бнаягу быстро нашел и убил его.
Новый состав правительства царя Соломона состоял из трех первосвященников, командующего войсками, министра налогообложения, начальника царской администрации и начальника 12-ти наместников, а также нескольких придворных летописцев. Как уже говорилось, Соломон не был подвержен слепой жажде мести, и в истории практически нет документов, подтверждающих применение царем смертной казни. По отношению к Йоаву и Шими Соломон лишь исполнил завещание Давида. Бнаягу Соломон сделал новым командующим войсками, после чего, почувствовав себя уже полностью уверенно, принялся к решению стратегических задач.
Внешняя политика
Объединённое Израильское царство (Израиль и Иудея) занимало довольно большую территорию, будучи значительным и влиятельным государством Азии. Стратегию развития государства Соломон решил начать с установления и укрепления дружеских отношений с соседями. Так, могущественный Египет мог обещать обеспечение Южной границы Израиля. Женившись на дочери египетского фараона, Соломон не только покончил полутысячелетнюю вражду евреев и египтян, но также получил от фараона в приданное ранее завоеванный им ханаанейский Гезер.
Далее Соломон взялся за возобновление отношений с давним другом Давида финикийским царём Хирамом - северным соседом Израильского царства. Поговаривали, что именно в целях сближения с соседними народами и укрепления своей власти, Соломон взял себе в жёны моавитянок, аммонитянок, эдомитянок, сидонянок и хиттиек, принадлежавших к знатным родам этих народов.
Цари разных стран приносили Соломону в дар золото, серебро, одеяния, оружие и скотину. Богатство Соломона было столь велико, что «он сделал серебро в Иерусалиме равным камням, а кедры сделал равными сикоморам» (Млахим I 2,10, 27). Но больше всего царь любил лошадей, он даже ввел конницу и колесницы в еврейскую армию – первым в истории государства.
Несмотря на улучшение внешней политики, население Израильского царства оставалось недовольным многоженством Соломона, главным образом потому, что женщины вводили в царский дом языческие культуры своих государств, а царь, дескать, был терпим к этому. Например, когда Соломон построил на Масличной Горе капище для моавитского бога Кмоша и аммонитского бога Молоха, среди пророков и людей, верных Богу Израиля, стали ходить слухи, будто царь стареет, позволяя в своем государстве идолопоклонничество. Говорили также, что роскошь и праздный образ жизни развратили сердце Соломона, и он пошел на поводу у своих наложниц. Вдвойне осуждают царя за отдаление от израильского Бога потому, что, согласно Торе, Всевышний целых два раза удостаивал Соломона божественного откровения. Первый раз, еще до строительства Храма, в ночь перед обрядом жертвоприношения в Гивоне, Бог явился к Соломону во сне и предложил просить у него чего душе заблагорассудится. Соломон мог бы воспользоваться случаем и попросить хотя бы долголетия или победы над врагами, не говоря уже о богатстве, но попросил лишь мудрости и умения управлять своим народом. Щедрый Бог пообещал ему и мудрость, и богатство и славу, а если тот будет исполнять заповеди, то и долголетие. По окончании строительства Храма Бог снова посетил Соломона, сказав, что внял его молитве на освещение Храма, и что будет охранять династию Давида только в том случае, если все сыновья останутся верными Ему. В противном случае Храм будет отвергнут, а народ изгнан из страны.
Когда же Соломон, задурманенный своими многочисленными женами, отдалился от Всевышнего и «ступил на путь идолопоклонства», Бог отнял у царского сына власть над Израилем, оставив ему лишь власть над Иудеей.
Справедливый и мудрый царь
Многие до сих пор считают Соломона олицетворением мудрости, что даже есть поговорка: «Видящий Соломона во сне может надеяться стать мудрым» (Брахот 57 б). При разрешении любых вопросов царь не нуждался в допросе свидетелей, так как при одном взгляде на конфликтующие стороны понимал, кто прав, а кто нет. Мудрость его также проявлялась в том, что Соломон, желая распространить Тору по стране, строил синагоги и школы. Однако и надменностью царь не отличался: когда необходимо было определить високосный год, он приглашал к себе 7 учёных старцев, «в присутствии которых хранил молчание» (Шмот Рабба, 15, 20).
Известные легенды о Соломоне также служат показателем его прозорливости и ума. Как-то раз к царю на суд явились две женщины, которые не могли поделить между собой младенца - обе говорили, что это ее ребенок. Соломон, не долго думая, приказал разрубить младенца пополам, чтобы каждой женщине досталось по части. Первая сказала: «Рубите, и пусть он не достанется никому», на что вторая воскликнула «Отдайте лучше ей, но только не убивайте его!». Соломон решил суд в пользу второй женщины, отдав ребенка ей, т.к. именно она была его матерью.
Столь же известная легенда о кольце Соломона трактуется по-разному. Однажды царь обратился к придворному мудрецу за помощью. Соломон жаловался, что его жизнь неспокойна, кипящие вокруг страсти отвлекают от политики, ему недостает хладнокровия, а мудрость не всегда помогает справиться с гневом и досадой. Придворный мудрец подарил царю кольцо, на котором была выгравирована фраза «Это пройдет», и сказал, чтобы когда в следующий раз тот почувствует неудержимый приток эмоций, взглянул на кольцо, и ему станет легче. Царь обрадовался философскому подарку, но вскоре настал день, когда прочтя надпись «Все пройдет», он не смог успокоиться. Правитель снял кольцо с пальца и уже хотел зашвырнуть его подальше, но тут на обратной стороне кольца увидел еще одну надпись «И это тоже пройдет».
Во втором варианте легенды рассказывается, будто однажды Соломон, сидя в своем дворце, увидел на улице человека, одетого с ног до головы в золото. Царь подозвал его к себе и спросил, чем он занимается и как может позволять себе такую шикарную одежду. Человек гордо ответил, что он ювелир, и на своем промысле зарабатывает достаточно хорошо. Царь усмехнулся и дал ювелиру задание: чтобы через три дня тот выковал для него золотое кольцо, которое будет приносить радость грустным людям, а радостным – грусть. И если тот не выполнит задания, его казнят. Через три дня молодой ювелир, трясясь от страха, вошел во дворец Соломона и встретил царского сына Рахавама. Ювелир подумал «Сын мудреца - половина мудреца», и осмелился попросить у Рахавама совета. Рахавам лишь ухмыльнулся, взял гвоздь и с трех сторон кольца нацарапал три еврейские буквы: «гимел», «заин» и «йуд».
Повертев кольцо, Соломон сразу понял значение букв трактуется как «И это тоже пройдёт». Царь представил, что сейчас он сидит в своем дворце, окруженным всеми благами, каких только можно пожелать, а завтра все может измениться. От этой мысли Соломону стало грустно. Когда же Ашмодай закинул его на край света, и Соломону пришлось три года скитаться, глядя на кольцо, он понимал, что это тоже пройдет, и это понимание давало ему силы.
Величие и блеск царствования Соломона
Легенды гласят, что в течение всего царствования сына Давида Шломо диск луны на небе не уменьшался, так что добро всегда превосходило над злом. Соломон был настолько умен, могуществен и велик, что сумел подчинить себе всех животных, птиц, ангелов и демонов. Драгоценные камни во дворец Соломона доставляли ему демоны, ангелы охраняли их. С помощью магического перстня, на котором было выгравировано имя Бога Израильского, Соломон узнавал у ангелов многие тайны о мире. Соломон также знал язык зверей и животных: они все подчинялись его власти. Павлины и разные экзотические птицы свободно гуляли по дворцу.
Особого внимания заслуживает трон царя Соломона. Во Втором Таргуме к книге Эстер (1. с.) сказано, что 12 золотых львов и столько же золотых орлов восседали друг напротив друга на ступенях трона царя израильского. На верхушке трона – золотое изображение голубя с голубятником в когтях как символ превосходства Израиля над язычниками. Там же располагался золотой подсвечник с четырнадцатью чашечками для свечей, на семи из которых были выгравированы имена святых: Адама, Ноаха, Шема, Авраама, Ицхака, Яакова и Иова, а на семи других - имена Леви, Кеата, Амрама, Моше, Аарона, Эльдада и Хура. Двадцать четыре виноградных лозы, прикрепленные над троном, создавали тень над головой Соломона. Как сказано в Таргуме, когда царь поднимался на трон, львы при помощи механического приспособления протягивали лапы, чтобы Соломон мог на них опереться. Кроме того, сам трон перемещался по желанию царя. Когда Соломон, восходя на трон, достигал последней ступени, орлы поднимали его и усаживали на кресло.
Соломону во всех делах помогали ангелы, демоны, звери, птицы, и сам Всевышний. Он никогда не был один, и всегда мог положиться не только на свою мудрость, но и на потусторонние силы. Так, например, ангелы помогали царю при строительстве Храма – легенды рассказывают, как чудесным образом тяжелые камни сами поднимались наверх и ложились на нужное место.
По большинству источников Соломон царствовал около 37 лет и умер в возрасте 52 года, наблюдая за строительством нового алтаря. Приближенные царя сразу не стали хоронить его в надежде, что правитель просто впал в летаргический сон. Когда же черви начали точить царский посох, Соломон наконец был признан мертвым и похоронен со всеми почестями.
Еще при жизни Бог израильский разгневался на Соломона за причастность к языческим культурам и отождествление идолопоклонничества с Всевышним, пообещав его народу много бед и лишений. После смерти царя часть покоренных народов организовали бурное восстание, вследствие которого единое Израильское государство распалось на 2 части - Израильское и Иудейское царства.

В продолжение темы:
Литература

АННОТАЦИЯ В статье рассматриваются вопросы межбюджетных трансфертов как составной части межбюджетных отношений в России. Дана характеристика российских межбюджетных...

Новые статьи
/
Популярные