Три пальмы жанр произведения. Обучение анализу стихотворения

Написал Лермонтов «Три пальмы» в 1838 году. Прибегнув к жанру сказания, поэт размышляет на многие философские темы. Это не просто грустная восточная сказка, а дума о человеческой жизни, предназначении личности, об отношениях человека с Богом. Природа пустыни помогает поэту раскрыть все эти мотивы.

Пейзажная лирика Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов - поэт богатой душевной организации. Его стихотворения проникнуты лиризмом, скорбью, одиночеством. Очень часто психологическое состояние лирического героя раскрыто у Лермонтова через пейзажные зарисовки. На фоне красот природы поэт размышляет о жизни, отношениях в обществе, анализирует свои переживания. Достаточно вспомнить стихотворения «Выхожу один я на дорогу» или «Когда волнуется желтеющая нива».

Любовь к природе, единение с ней Лермонтов впитал с самого детства. Оставшегося без родителей мальчика воспитывала бабушка - Елизавета Алексеевна Арсеньева. Маленький поэт рос очень болезненным ребенком, поэтому детство его прошло в родовом имении; время от времени Елизавета Алексеевна вывозила маленького Мишу на Кавказ к родственникам. Уже тогда мальчик учился любоваться красотами природы и даже запечатлять ее на картинах. На некоторых детских портретах можно увидеть Лермонтова-ребенка с мелком в руке. Поражают красотой и картины подросшего поэта: чаще всего он рисовал Кавказские горы.

Тема стихотворения "Три пальмы"

Неслучайно к теме природы и в этот раз прибегает Лермонтов. «Три пальмы» -восточное сказание. В его основу положен рассказ о пальмах, которые выросли в чудесном оазисе Аравийской пустыни. С деревьями соседствует ручей с прохладной водой. Они жили вместе продолжительное время, пока пальмы не «возроптали» на Бога, говоря о том, что им бы хотелось принести пользу, увидеть благодарность.

Бог отвечает на просьбу - тут же вдалеке показывается караван торговцев. Пальмы радушно его принимают, но вот люди не испытывают к ним благодарности. Скорее, наоборот: они срубают и сжигают деревья. Так печально заканчивается стихотворение.

Человек и природа в "Трех пальмах"

За одну ночь люди погубили красивый оазис, который жил здесь столетия. И дальше бы пальмы и ручей приносили людям избавление от изнуряющего солнца, давали бы отдых. Этим Лермонтов показал, насколько хрупка природа, как просто можно ее разрушить необдуманными действиями.

Варварство людей показано в стихотворении очень ярко. Достигает этого Лермонтов, используя прием олицетворения: стволы деревьев - «тела», листья - «одежда», «пали без жизни» - так обычно говорят о героях, воинах, безвременно погибших.

Философский смысл стихотворения

Проблема отношений человека и природы лежит в стихотворении на поверхности, но если углубиться в смысл, можно увидеть серьезные вопросы, которые ставит М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы» - размышление поэта о смысле человеческого существования в этом мире. Он пытается ответить на вопрос о том, для чего мы существуем? Не будет ли наша жизнь такой же, как у этих пальм: открыв свой талант другим людям, не падем ли мы их жертвой, не растопчут ли они нашу хрупкую душу, тем самым уничтожив.

Скорее всего, Лермонтов размышляет и лично о своем предназначении. Он пытается понять, действительно ли обществу нужен его талант, и не обратится ли дар против него самого. Проведя аналогию Лермонтов - три пальмы, стихотворение можно назвать отчасти пророческим. Ведь поэт погибает молодым.

Христианская символика в стихотворении

Глубоким религиозным смыслом наделил «Три пальмы» Лермонтов. Анализ символов христианской веры откроет нам еще одну мысль стихотворения: отношения человека с Богом. Три пальмы просят у Бога для себя высшего блага - так они считают. Бог выполняет просьбу. Но приносит ли это счастье? Ответ однозначен - нет. Лермонтов размышляет о том, нужно ли просить Бога вмешиваться в судьбу, или пусть все идет своим чередом? Поэт приходит к выводу: Бог сам назначает судьбу человека, Он знает, как будет лучше. Вмешиваться в ход судьбы не стоит.

Стихотворение насыщенно символами христианства:

  1. Цифра 3. Божественное число фигурирует даже в названии стихотворения. Три пальмы, по мнению исследователей, - это составляющие души человека: чувства, воля и разум.
  2. Ручей - дух Бога, который дает жизнь и подпитывает человеческую душу. Именно поэтому после варварских действий ручей остается в пустыне, ведь Бога убить невозможно.
  3. Название места, Аравийская земля, заставляет читателя перенестись мыслями в Эдемский сад, ведь его расположение предположительно на Аравийском полуострове.
  4. Конфликт в стихотворении происходит из-за гордости пальм - это самый первый грех, именно из-за него в свое время был низвергнут Люцифер.
  5. Образы арабов, срубающих пальмы, - нечто темное, черное (этот цвет встречается в их описании). Проводится аналогия с нечистой силой.

К жестокой смерти пальм привела их гордость и отсутствие смирения. Стихотворение «Три пальмы» Лермонтова призывает доверять воле Бога и не вмешиваться в судьбу.

Композиционные особенности

Четкую структуру построения стихотворения использует М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы» имеют хорошо различимую кольцевую композицию, построенную на антитезе.

Действительно, начинает М. Лермонтов «Три пальмы» описанием оазиса, им же и заканчивается. Только вот картина прямо противоположная. Если в первом четверостишье взору читателя предстает безмятежная жизнеутверждающая картина: зеленый уголок среди пустыни, голубое небо, золотой песок. Как только на горизонте появляется караван будущих убийц, меняются цвета - они становятся черными, темными. Кроме того, меняются звуки. Все происходит как будто в вихре: «взрывая песок», «Араб горячил вороного коня», «конь… прыгал, как барс», «с криком и свистом несясь по песку».

Последние два четверостишья прямо противопоставлены первому: от жизнеутверждающей картины остался пепел, в этом месте поселилась печаль. Акцентируется внимание на жаре, зное, в то время как в первом четверостишье делается упор на холод, студеную воду, тень. В этом месте поселяется одиночество: «все дико и пусто кругом», «коршун…степной нелюдим».

Антитеза прослеживается не только на лексическом уровне, но и на фонетическом. Если при описании безмятежной жизни пальм и ручья мы слышим приятное благозвучие, то при описании каравана используются преимущественно резкие сочетания согласных с использованием сонорных: «Мотаясь, висели ме[ж тв]е[рд]ых го[рб]ов Узо[рн]ые полы похо[дн]ых [шт]анов».

Жанр восточного сказания придает стихотворению статус народной мудрости. Этим Лермонтов подчеркивает, что темы, поднятые им, не новые - они волнуют человечество испокон веков.

Средства художественной выразительности

Обширны средства художественной выразительности, которые использует Лермонтов. «Три пальмы» содержат:


Как видим, гениальность Лермонтова позволила донести до читателя серьезные философские размышления с помощью природы Востока.

« Три пальмы » — это поэтическая притча, в которой заложен глубокий философский смысл. Сюжет, к которому обратился автор, продолжает тему, звучащую в « Демоне », « Мцыри » , «Герое нашего времени». Душа, доверчиво открытая миру, встречает на своём пути обман и неблагодарность. Три пальмы, дождавшиеся осуществления своей мечты, гибнут от человеческой жестокости. у стихотворения кольцевая композиция. В основе лежит приём антитезы (противопоставления). Радующий глаз пейзаж, нарисованный в первой строфе (журчащая вода, прохлада посреди раскаленных песков), резко контрастирует с удручающей картиной полного опустошения в конце. Пальмы счастливо и безмятежно жили на берегу ручья, но со временем им стало казаться, что такая жизнь слишком однообразна и скучна. Возможно, им представлялось, что где-то там, в большом мире, пальмы живут совсем иначе … Ярко и интересно. Им захотелось новых впечатлений, красок, звуков.

Захотелось обрести смысл жизни, спасать усталых странников от зноя и жажды. Но горизонт пуст, пустыня безмолвствует, только жара и песок вокруг. И тогда пальмы задумались: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? .. » Роптать на Бога большой грех. Но Господь милостиво исполняет их желание — к оазису приближается богатый караван. Наконец-то пальмы принесут пользу людям! Под тенью широких листьев так приятно отдыхать … Вода в ручье такая вкусная … Но люди безжалостно срубили деревья, уничтожили оазис только ради того, чтобы провести ночь у костра. Стоит заметить, что опытные путешественники так варварски себя не ведут. Погибнуть в пустыне от жажды очень легко, а вода встречается так редко. Бедуины берегут оазисы и колодцы. Караванные пути проложены через бескрайнюю пустыню от одного источника воды к другому, и горе путнику, который не сможет вовремя наполнить свою флягу … Эти же люди поступили так, как поступают маленькие дети. Не думая о последствиях, сожгли всё, что могло гореть. Конечно, ведь в пустыне жарко только днём. А ночью становится очень холодно. Утром люди ушли, оставив на месте своего ночлега лишь пепел да пыль …

Красивая легенда полна прозрачных аллегорий. Караванщики — это люди, не умеющие ценить того, что дарит им природа. Они готовы уничтожить хрупкую планету, на которой живут, во имя своей выгоды или сиюминутной прихоти. Гордые пальмы — это тоже люди. Автор использует в описании такие слова, которые употребляют, только когда говорят о людях: пальмы пали без жизни, с них сорвали одежду, изрублены их тела.

Философский смысл стихотворения « Три пальмы » носит религиозный характер и основан на библейском представлении об устройстве мироздания. Поэт убеждён, что у Бога можно вымолить всё. Вот только будет ли счастлив человек, когда получит то, что хотел? Ведь если жизнь идёт своим чередом так, как ей предначертано свыше, то для этого есть основания. А для тех, кто желания ставит выше своих возможностей, жизнь может закончиться трагически. Может быть, пальмы были слишком горды и не сумели понять, что их главным предназначением было сохранить источник жизни в пустыне? Так и человеку не дано постичь все высшие законы.

Выразительные средства языка помогли автору передать эту историю в романтическом стиле. Поэт использует красочные эпитеты (гордые пальмы; пылающая грудь; упругие корни; студёная влага; роскошные листья; звучный ручей; золотой песок; чёрные очи; гремучий ключ; хохлатый коршун), и сравнения (караван, как в море челнок; люди — малые дети; пальмы — питомцы столетий).

Лермонтов отбирает точную лексику для изображения самых различных впечатлений и настроений. Вот какими словами он создаёт, например, ощущение хаоса, беспорядка и суеты: «Звонков раздавались нес тройные звуки » ; « пестрели коврами покрытые вьюки»; «с криком и свистом несясь по песку»; «подходит, шумя, караван». Произведение имеет богатый интонационный рисунок: в нём много пауз, восклицаний, вопросов и многоточий.

Конспект урока по литературе в 6 классе. Обучение анализу лирического произведения. М. Ю. Лермонтов «Три пальмы».

Разработала учитель русского языка и литературы МОУ «Шудумарская основная общеобразовательная школа» Сернурского района Республики Марий Эл Афанасьева С.Н.

2013 Класс: 6

Предмет: Русская литература

Учебник: « Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин; под ред В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2013

Тема урока: Обучение анализу лирического произведения. М. Ю. Лермонтов «Три пальмы».

Цели урока:

1. Образовательные: обучение анализу лирического произведения, дать первоначальное понятие о балладе.

2. Практические: совершенствовать навыки анализа стихотворного текста.

3. Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения и любви к Родине, природе, живописи, совершенствовать читательский вкус.

4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

Тип урока: урок общеметодической направленности.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; научится находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства.

личностные УУД: формирование навыков самоанализа и самоконтроля; установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД: уметь определять меры усвоения изученного материала, целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия;

коммуникативные УУД: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания; уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, карточки с текстом, алгоритм;

Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Литература: Ресурсы сети Интернет:

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)

2. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий (http://www.testsoch.com)

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство

Ход урока

I . Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

Демонстрирует слайды (1,2) с фото окрестностей своей деревни: березовые рощи, земляничные поляны, цветущие яблоневые сады.

Присмотритесь внимательно, узнаете ли вы эту местность? Что запечатлено на фото?

Какие чувства вызывают у вас картины родной природы?

Вы любите природу своего края?

II. Актуализация знаний.

- «Крестьянин пашет, каменщик строит, священник молится и судит судья. Что же делает поэт?» - так начинает свою статью «Жизнь стиха» поэт Н.С Гумилев. Так что же делает поэт?

(Задача поэта – не сообщить о своей любви, а суметь передать читателю силу своего чувства и вызвать у него сходные эмоции. Для достижения этой цели поэты используют различные художественные приемы, изобразительно-выразительные средства. «Прекрасные стихотворения, как живые существа, входят в круг нашей жизни, они то учат, то зовут, то благословляют. Под их влиянием люди любят, враждуют и умирают»

III . Создание проблемной ситуации:

Кокой теме посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»?

Мы не случайно начали наш урок с беседы о природе родного края. Для каждого человека природа и малая родина неотделимы друг от друга. Вот и М Ю. Лермонтов много стихов посвятил теме природы.

Какую роль играет подзаголовок стихотворения – «Восточное сказание»

III. Постановка учебной задачи.

Какие цели поставим?

В стихотворении «Три пальмы» поэт решает проблему «человек и природа». В результате анализа стихотворения мы с вами должны определить основную мысль (идею) стихотворения;

выполнить анализ стихотворения, найти в нем те изобразительно-выразительные средства языка, которые помогают автору раскрыть главную мысль стихотворения;

оформить письменно анализ стихотворения и тем самым научиться анализировать поэтический текст;

выяснить, каким образом поэт говорит о том, что его волнует.

IV . Открытие новых знаний.

Реальные или фантастические события, детали описываются в стихотворении

(В стихотворении явны фольклорные мотивы: символическое число «три»; олицетворение; волшебное событие (появление каравана сразу вслед за укором пальм небу». В то же время это событие вполне реалистично: караван описан очень детально, подробно. Реалистична и картина привала каравана, гибели гордых пальм, исчезновение прекрасного оазиса в пустыне.

Каков жанр стихотворения?

Понятие баллады. Стихотворение, написанное на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное, называется балладой

V . Самостоятельная работа . Исследование композиции стихотворения (в парах), определение микротем.

Стихотворение составляют несколько картин-эпизодов:

1 – описание оазиса в пустыне, многолетнего бесполезного одиночества пальм (1,2 строфы)

2 – упреки пальм небу, Богу (3 строфа)

3 –описание каравана (4,5,6 строфы)

4 – приветливая встреча усталых путников(7 строфа)

5 – гибель пальм (8 строфа)

6. Описание бесплодной пустыни, опустевшей и мертвой без погубленных пальм (9 и 10 строфы)

VI . Продолжение анализа.

Почему стали роптать на Бога три пальмы?

Быть кому-то нужным, приносить пользу, радовать – таково желание «гордых пальм», хранящих «под сенью зеленых листов» холодную воду родника.

Почему пальмы были погублены?

Они возроптали на Бога – и были наказаны. Их лучшие устремления, желания, их щедрость и приветливость никто не оценил. Караван получил то, что хотел – отдых, воду, дрова и никто не обратил внимания на гибель прекрасных пальм. Прекрасное и вечное гибнет под напором утилитарного и сиюминутного.

Как изображены пальмы?

Они напоминают людей, но словно заколдованных –караван не разглядел в пальмах живую душу

С какой целью употреблена аллитерация?

Понятие аллитерации. Аллитерация помогает «услышать» тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев

Перечитаем первую и последнюю строфы стихотворения. Как они соотносятся?

Повторение понятия антитеза. Эти строфы противопоставлены друг другу. В первой – радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй – картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван. Картина смерть усиливается образом коршуна, терзающего свою добычу.

Образы природы говорят и о судьбе человека, о его стремлениях и страданиях.

Определить стихотворный размер. Вспомним размер стиха. Каким написано стихотворение «Зимнее утро»? (ямбом, жизнелюбие Пушкина очень хорошо передано) А что у Лермонтова? Он часто пользуется трехсложными размерами, когда в стопе, т.е. в соединении ударных и безударных слогов, 3 слога. Трехсложных размеров 3:дактиль, амфибрахий, анапест. Стихотворение написано амфибрахием.

VII . Знакомство с планом анализа лирического произведения.

(раздаточный материал)

    Творческая история.

    Тема и идея.

    Композиция и внутренний сюжет (если есть).

    Лирический герой и система образов.

    Основные особенности поэтического языка на уровне фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса.

    Жанр.

    Особенности ритмики, размера, рифмы.

    Какие мысли и чувства у читателя вызывает произведение?

VIII . Обобщение нового знания. Заполнение таблицы. (работа в группах, каждая группа анализирует средства выразительности в своей части стихотворения)

Тропы

Олицетворения

Эпитеты

Метафоры

Сравнения

Столбом кружился песок, как в море челнок

Стали на Бога роптать, приветствуют караван

Гордые пальмы, пылающей грудью, знойные лучи, пепел седой

Питомцы столетий, одежды их сорвали, степной нелюдим

Фонетика

Аллитерация

П о ко р ням у пр угим то п о р за ст учал

И п али б ез жизни п итомцы столетий

Морфология

Синтаксис

Обратный порядок слов

Пепел седой,

Жанр стихотворения

Баллада

Антитеза

Первая и последние строфы противопоставлены друг другую. В первой – радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй – картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван.

IX . Выводы по стихотворению.

Какой бы вы сделали вывод по балладе «Три пальмы»?

(Люди несут гибель природе вопреки собственным интересам. Связи между людьми и природой нарушены. Кто виноват? Сам человек, потому что он преследует сиюминутные цели).

В чем философский смысл стихотворения?

(Каждая личность уникальна и неповторима и рождена для общей пользы, как природа; а вот современное Лермонтову общество живет по законам каравана, их мы уже знаем. Он эти законы почувствовал на себе, может быть, поэтому в его стихах столько одиночества и печали.)

X . Рефлексия деятельности (итог урока).

Итак, какую задачу мы с вами ставили?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

* Как вы оцениваете результат работы класса?

Как вы оцениваете результаты деятельности своих групп?

XI . Домашнее задание. Письменное оформление анализа стихотворения по плану.

Приложение.

Анализ стихотворения

Михаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы»

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы» написано в 1838 году. Это яркое поэтическое размышление на философскую тему, оно имеет подзаголовок – «Восточное сказание», что предупреждает читателя о чем-то сказочном, экзотическом. Действительно, в произведении переплетаются реальные и фантастические события. Это позволяет отнести стихотворение к жанру баллады.

Тема стихотворения «Три пальмы» раскрывается автором в ходе развития сюжета. Главными героинями повествования выступают три пальмы, которые росли в аравийской пустыне. Пустыня безлюдна:

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студёной
Еще не склонялся под кущей зелёной…

Пальмы недовольны тем, что они одиноки, что их красоту никто никогда не видел, а их жизнь уже близится к концу. И они возроптали на Бога:

И стали три пальмы на бога роптать:
"На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!"

Их ропот услышан, и вскоре появился караван. Несколько веков пальмы росли в пустыне - появились люди и срубили их, и теперь в пустыне все дико и бесплодно.
Стихотворение состоит из нескольких частей. Первая и вторая строфы посвящены описанию оазиса в пустыне, третья строфа – упреки пальм к Богу, четвертая, пятая, шестая строфы посвящены описанию каравана, седьмая строфа – приветствие пальм, восьмая строфа – гибель пальм, девятая и десятая строфы – описание бесплодной пустыни.

Основная мысль стихотворения заключается в том, что люди часто не умеют ценить красоту природы, они безжалостны к природе, природа для них лишь источник их благополучия. Вот и торговцы, оказавшись в оазисе, в пальмах увидели лишь топливо для своего ночного костра и легко сгубили то, что росло веками. Но есть еще и другой смысл данной баллады – религиозный. Пальмы возроптали на Бога – и были наказаны. Жизнь идет своим чередом, так предначертано свыше. А пальмы не хотят с этим мириться, они сами желают строить свою судьбу, то ест, не могут смирить свою гордыню. И автор в данном стихотворении поднимает тему гордыни, которая близка не только ему, его поколению. Она актуальна и в наши дни.

Ритм стихотворения неторопливый, размеренный, плавный, музыкально-мелодичный. Все подчинено тому, что читатель видит перед собой не только картины, нарисованные поэтом, но при этом еще и думает, размышляет о жизни, о своем предназначении, о той пользе, которую он должен принести другим.

В своем стихотворении автор использует различные изобразительно-выразительные средства, которые преображают стихотворение, делают нарисованные картины более яркими и выразительными. Чтобы описать оазис в пустыне автор использует следующие эпитеты: из «почвы бесплодной», «от знойных лучей», «летучих песков », махровой главою ». Оазис противопоставляется пустыне бесплодной.

Благодаря олицетворениям, используемым в тексте для описания действий пальм, таким как, «стали на Бога роптать», « приветствуют пальмы караван» создается впечатление, что пальмы – это живые люди, только заколдованные. Они недовольны своей судьбой. Они посмели «роптать» на Бога. А караван не сумел увидеть в них живых людей и расколдовать их.

Метафоры в стихотворении «питомцы столетий», «одежду их сорвали малые дети», «степной нелюдим» помогают понять внутренний мир героев баллады.

Сравнения «столбом кружился песок», «как в море челнок» также помогают нарисовать яркую картину природы. Благодаря им, мы видим перед собой картину, как неторопливо двигается по пустыне караван, представляем коня, поднимающегося «на дыбы» и прыгающего «как барс».

Автор использует средства выразительности в области фонетики. Аллитерация «По корням упругим топор застучал / И пали без жизни питомцы столетий» помогает «услышать» тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев.

Первая строфа и последняя противопоставлены друг другу. В первой строфе изображена радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй – картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван. Картина смерти усиливается образом коршуна, «степного нелюдима», терзающего свою добычу. Данная антитеза служит для того, чтобы лучше увидеть разницу между красотой природы и безжалостным уничтожением этой природы руками всемогущего человека.

Стихотворный размер – амфибрахий, способ рифмовки парный.

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы» волнует уже не одно поколение людей. Читая стихотворение в детские годы, человек видит в нем что-то сказочное, прекрасное, учится любить, беречь природу, окружающий нас мир, нашу хрупкую планету, а также задумывается об отношении к людям, друг другу, а повзрослев, начинает задумываться о цели своего существования в этом мире.

Стихотворение о трех пальмах было написано в 1838 году. Основной темой произведения является отношение человека к природе. Человек не ценит всех благ природы, он равнодушно к ним относится и не задумывается о последствиях. Лермонтов не понимал такого отношения и пытался изменить отношение людей к природе посредством своих стихотворений. Он призывал ценить природу и беречь ее.

Стихотворение начинается с рассказа о том, что в пустыне стоят три пальмы. Возле них течет ручей, они представляют собой оазис посреди пустыни. Они находятся в том месте, где не ступала нога человека. Поэтому они обращаются к Богу и жалуются на свою судьбу. Они считают, что стоят в пустыне без какого-либо предназначения, а ведь могли бы своей тенью спасти заблудившегося путника.

Их просьба была услышана, и к трем пальмам вышел караван. Люди сначала отдохнули под тенью пальм и выпили студеной воды, но вечером безжалостно срубили деревья, чтобы разжечь костер. Остался от пальм лишь пепел, а ручей остался без защиты от палящего солнца. В итоге ручей пересох, и пустыня стала безжизненной. Не стоило пальмам жаловаться на свою судьбу.

По жанру «Три пальмы» относятся к балладе, которая написана четырехстопным амфибрахием. В стихотворении прослеживается четкая сюжетная линия. Лермонтов использовал такие художественные средства как метафоры (пылающая грудь), эпитеты (роскошные листья, гордые пальмы), олицетворения (листья шепчутся, пальмы приветствуют). С помощью олицетворения поэт сравнивает пальмы с людьми. Люди все время недовольны своей жизнью и просят у Бога что-то изменить. Лермонтов дает понять, что не все то, о чем мы просим, может принести благо.

(Восточное сказание)

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый под сенью зелёных листов
От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли…
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студёной
Ещё не склонялся под кущей зелёной,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на Бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»

И только замолкли - в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шёл, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твёрдых горбов
Узорные полы походных шатров,
Их смуглые ручки порой подымали,
И чёрные очи оттуда сверкали…
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По пле́чам фариса вились в беспорядке;
И, с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копьё на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван,
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их со́рвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнём.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван,
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный.
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне всё дико и пусто кругом -
Не шепчутся листья с гремучим ключом.
Напрасно пророка о тени он просит -
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.

Анализ стихотворения Лермонтова «Три пальмы»

Стихотворение «Три пальмы» было создано в 1838 году и представляет собой поэтическую притчу, в которой заложен глубокий философский смысл. Главными героинями повествования выступают три пальмы в аравийской пустыне, где еще не ступала нога человека. Холодный ручей, протекающий среди песков, превратил безжизненный мир в волшебный оазис, «хранимый, под сенью зеленых листов, от знойных лучей и летучих песков».

Идиллическая картина, нарисованная поэтом, имеет один существенный изъян, который заключается в том, что этот райский уголок недоступен живым существам . Поэтому гордые пальмы обращаются к Создателю с просьбой о том, чтобы он помог им выполнить свое предназначение – стать убежищем для одинокого путника, затерявшегося в мрачной пустыне. Из слова услышаны, и вскоре на горизонте появляется караван торговцев, которые равнодушны к красотам зеленого оазиса. Их не волнуют надежды и мечты гордых пальм, которым вскоре суждено будет погибнуть под ударами топоров и стать топливом для костров жестоких гостей. В итоге цветущий оазис превращается в груду «седого пепла», ручей, лишившись защиты зеленых пальмовых листьев, пересыхает, и пустыня принимает свой первозданный вид, мрачный, безжизненный и сулящий любому путнику неминуемую гибель.

В стихотворении «Три пальмы» Михаил Лермонтов затрагивает сразу несколько актуальных вопросов. Первый из них касается взаимоотношений человека и природы. Поэт отмечает, что люди жестоки по своей натуре и редко ценят то, что дарит им окружающий мир. Более того, они склонный уничтожить эту хрупкую планету во имя собственной выгоды либо сиюминутной прихоти, не думая о том, что природа, не наделенная способностью защищаться, все же умеет мстить своим обидчикам. И эта месть не менее жестока и безжалостна, чем поступки людей, которые считают, что весь мир принадлежит только им.

Философский смысл стихотворения «Три пальмы» носит ярко выраженный религиозный характер и основан на библейском представлении о процессах мироздания. Михаил Лермонтов убежден, что у Бога можно выпросить все, что угодно. Однако будет ли счастлив проситель тому, что получит? Ведь если жизнь идет своим чередом так, как ей предначертано свыше, то для этого есть свои основания. Попытка отказаться от смирения и принятия того, что определено судьбой, может привести к фатальным последствиям. И тема гордыни, которую поднимает поэт, близка не только ему, но и его поколению – безрассудному, жестокому и не отдающему себе отчета в том, что человек является всего лишь марионеткой в чьих-то руках, а не кукловодом.

Параллель, которую Михаил Лермонтов проводит между жизнью пальм и людей, очевидна. Пытаясь осуществить свои мечты и желания, каждый из нас стремится ускорить события и как можно скорее достичь намеченной цели. Однако мало кто задумывается над тем, что конечный результат может принести не удовлетворение, а глубокое разочарование , так как цель нередко оказывается мифической и совершенно не оправдывает ожиданий. В свою очередь, разочарование, которое в библейской трактовке именуется унынием, является одним из самых больших человеческих грехов, так как приводит к саморазрушению как души, так и тела. Это – дорогая плата за гордыню и самоуверенность, которой страдает большинство людей. Осознавая это, Михаил Лермонтов пытается с помощью стихотворения-притчи не только разобраться в мотивах собственных поступков, но и защитить других от стремления получить то, что им не предназначено. Ведь мечты имеют свойство сбываться, что нередко оборачивается самой настоящей катастрофой для тех, кто свои желания ставит гораздо выше возможностей.

В продолжение темы:
Музыка в танцах

БиографияДмитрий Олегович Рогозин - российский государственный деятель, дипломат, доктор философских наук, доктор технических наук. С декабря 2011 года - заместитель...

Новые статьи
/
Популярные