Семейство розоцветные значение в природе. Цветковые растения

Класс двудольные. Семейство розоцветные

Растения семейства розоцветные очень разнообразны по строению. Что же объединяет их в одно семейство? Какие розоцветные - культурные растения, как их использует человек?

Разнообразие растений семейства розоцветные. В семействе розоцветные насчитывается около 100 родов и 3 тыс. видов. Это многолетние растения. Одни из них деревья: яблоня, слива, рябина, черёмуха . Другие - кустарники: боярышник, шиповник, спирея . Третьи - травы: земляника, гравилат, манжетка .

Разнообразны и листья: простые - у вишни, груши ; тройчатые - у земляники, костяники и клубники ; непарноперистые - у шиповника, малины, рябины . У многих видов листья имеют прилистники.

Побеги чаще прямостоячие, но у земляники и гусиной лапки побеги укороченные, имеются также столоны - усы. У многих розоцветных есть колючки на стеблях (слива, боярышник, груша) и даже листьях (шиповник), волоски и шипики на плодах (шиповник, миндаль ).

Но особенно разнообразны у розоцветных плоды. Сухие плоды - орешки и многоорешки - у лапчатки , манжетки, гравилата (у последнего - с крючочками, цепляющимися за шерсть животных, одежду). Сочные плоды костянки у абрикоса , сливы, черёмухи; многокостянки у ежевики , малины.

У некоторых - сочные ложные плоды: яблоко у рябины, яблони, земляничина у клубники, земляники.

Цветок у розоцветных правильный, с широким, выпуклым или чашевидным цветоложем. Разрастаясь, оно часто образует ложные плоды. Околоцветник двойной, из 5 чашелистиков и 5 лепестков. Иногда чашечка состоит из двух кругов по 5 чашелистиков. Тычинок много. Если присмотреться, то можно увидеть, что они расположены в кругах и имеют разную длину. Пестик может быть либо один, либо множество. Как правило, цветоложе разрастается и становится сочным в плодах с большим количеством пестиков. Каждый пестик образует один маленький плод - орешек (у шиповника, земляники) или костянку (у малины).


Выполните первую часть виртуальной лабораторной работы

Составьте формулу цветка по данной диаграмме. (Интерактивное задание)

Культурные растения семейства розоцветные. Можно сказать, что наши плодовые сады составлены из розоцветных: яблоня, груша, вишня и черешня, слива, персик и абрикос, а также айва, миндаль . Среди розоцветных есть и ягодные культуры : малина, клубника, земляника.

Из плодовых культур у нас особенно распространена яблоня. Сортов у неё больше, чем у всех других культур - не менее 20 тыс. Более 40 сортов выведено нашим учёным-селекционером И. В. Мичуриным.

Груша - более теплолюбивая культура, живёт она до 200 лет. У груши не только вкусные плоды, но и красивая древесина, из которой изготавливают ценную мебель, делают музыкальные инструменты.

Груша и яблоня - семечковые культуры . На разрезе их плода - яблока - видны 5 плёнчатых гнёзд, образовавшихся из покровов семязачатка, в каждом из которых расположено по 2 семени. Слива, абрикос, миндаль, персик, вишня - косточковые культуры .

Видов декоративных культур немного: спирея с крупными пушистыми соцветиями, которую выращивают в парках, в виде живых изгородей, но самая главная царица всех цветов - роза . Розу в древние времена вывели из дикорастущего шиповника. Почему же у шиповника (некоторые его виды также очень декоративны) всего 5 лепестков, а у роз их десятки? У шиповника много, до 100, тычинок, которые превратились в лепестки розы. В настоящее время известно более 25 тыс. сортов розы, что вполне заменяет недостаток видового разнообразия декоративных розоцветных.

Из розовых лепестков получают розовое масло, которое используется в парфюмерии. Розоцветные приносят нам не просто вкусные плоды, они богаты витаминами (плоды шиповника - одни из рекордсменов по содержанию витамина С) и минералами. Наиболее ценным по содержанию витаминов и минералов является отечественный сорт яблок Антоновка.

В семейство розоцветных входят растения разнообразных жизненных форм, распространённые во всех областях Земли. Многие представители розоцветных являются культурными растениями. Хозяйственное значение семейства очень велико.

Цветок

Число частей цветка у растений семейства розоцветные различно. Как правило, их цветок имеет 5 лепестков и 5 чашелистиков. Есть виды с тремя, четырьмя, шестью или большим количеством лепестков. Некоторые розы могут иметь даже до ста лепестков.

Тычинок в 2 - 4 раза больше, чем лепестков, но бывают цветки с одинаковым числом тычинок и лепестков.

Рис. 1. Диаграмма и формула цветка розоцветных.

Типичными являются следующие цветки:

  • Ч5 Л5 Т∞ П1 - яблоня;
  • Ч5 Л5 Т∞ П∞ - шиповник.

Цветки бывают как одиночные, так и собранные в соцветия:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • простой зонтик (вишня);
  • метёлка (таволга);
  • кисть (черёмуха);
  • щиток (рябина).

Опыляются насекомыми.

Плоды

Тип плода является одним из признаков семейства, хотя плоды розоцветных достаточно разнообразны:

  • костянка (абрикос, черешня);
  • яблоко (груша, рябина);
  • многокостянка (малина, костяника);
  • многоорешек (земляника);
  • многолистовка (спирея).

Другие признаки

Листья очередные, с прилистниками.

Стебель древесных розоцветных часто имеет шипы.

Многообразие розоцветных

В семействе объединены сто родов и примерно три тысячи видов.

По типу плода выделяют 4 подсемейства:

  • спирейные;
  • розовые;
  • яблонные;
  • сливовые.

К спирейным относятся кустарники родов спирея и рябинник.

К розовым относят множество дикорастущих и культурных трав и кустарников:

  • лапчатка;
  • земляника;
  • гравилат;
  • таволга;
  • манжетка;
  • шиповник, или роза;
  • рубус.

Рис. 2. Дикорастущие розоцветные.

Плоды розовых различны. У земляники, таволги, шиповника и лапчатки это многоорешек, у манжетки - орешек.

Род рубус (Rubus) объединяет многие известные кустарнички с плодом многокостянкой:

  • малина;
  • ежевика;
  • куманика;
  • костяника;
  • морошка;
  • княженика.

Королева цветов

Розы издревле разводятся в странах Азии и Европы. На сегодня выведено уже около 30 тыс. сортов и форм роз.

Разведением роз занимались многие короли и великие полководцы. Французский император Карл Великий в 9 веке издал закон об обязательном разведении роз в замках и дворцах.

Рис. 3. Роза сентифолия.

Из роз получают ценное эфирное масло, используемое для производства духов и в лечебных целях.

В подсемействе яблонные объединены роды:

  • яблоня;
  • груша;
  • рябина;
  • боярышник и другие.

Все они имеют плод яблоко.

Яблоня, как и роза, издавна разводится людьми и количество её сортов постоянно растёт. Сегодня насчитывается около 10 тыс. сортов яблонь.

В подсемействе сливовые собраны растения с плодом костянка:

  • вишня;
  • слива;
  • черёмуха;
  • миндаль;
  • абрикос;
  • персик.

Значение

Многие растения семейства розоцветные используются человеком. Среди розоцветных есть:

  • плодово-ягодные культуры;
  • растения-медоносы;
  • декоративные;
  • лекарственные;
  • эфиромасличные.

Примерами лекарственных розоцветных являются:

  • репешок аптечный;
  • лапчатка прямостоячая (калган);
  • кровохлёбка лекарственная;
  • боярышник, и другие.

Древесина розоцветных

Все деревья и кустарники семейства низкорослые и потому их древесина не может широко применяться в строительстве или производстве. Но у многих розоцветных древесина имеет ценные свойства, благодаря которым используется в художественном промысле и в изготовлении бытовых предметов. Имеет ценность древесина:

  • ирги;
  • боярышника;
  • яблони;
  • миндаля и других.

Древесина боярышника очень прочная и при сгорании даёт много тепла, за что боярышник называют «огонь-деревом».

Абрикосовое дерево обладает своеобразными акустическими свойствами. Только из абрикоса изготавливают музыкальный инструмент армянский дудук.

В природе плоды и семена розоцветных являются кормом для множества видов животных.

Что мы узнали?

Мы дали общую характеристику семейства розоцветные. Среди других семейств класса двудольные розоцветные выделяются обилием культурных растений, особенно садовых. Цветок с пятью лепестками является основным отличительным признаком семейства. В семействе нет одного, характерного для большинства видов типа плода. Семейство делится на 4 подсемейства.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 271.

МБОУ «СОШ№34 с углубленным изучением отдельных предметов»

«СЕМЕЙСТВО РОЗОЦВЕТНЫЕ, МНОГООБРАЗИЕ И ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ»
6 класс
методическая разработка урока

Мурогова И.Н.,

учитель биологии

Старый Оскол

ТЕМА: «СЕМЕЙСТВО РОЗОЦВЕТНЫЕ, МНОГООБРАЗИЕ И ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ»


Цель: охарактеризовать обширное семейство розоцветных и дать оценку его процветания сточки зрения приспособленности к условиям среды, заложенных в способности к широкому разнообразию плодов и семян.

Задачи:


  1. познакомить с особенностями семейства розоцветных, многообразием, значением в природе и в жизни человека;

  2. развивать понятие о систематических категориях;

  3. воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: таблица «Семейство розоцветных»; гербарии плодово – ягодных, декоративных, дикорастущих растений розоцветных; рисунки растений и плодов розоцветных; схема диаграммы цветка; карточки-задания для групп, для индивидуального опроса.


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

  1. Актуализация знаний
Фронтальный опрос:

    1. назовите основные систематические категории растений;

    2. по каким признакам различают растения класса двудольные и однодольные?

    3. какие семейства мы изучили?

    4. из предложенного перечня растений убрать лишние и объяснить, почему они лишние.
Донник лекарственный белена черная капуста огородная

Клевер луговой картофель редька дикая

Томат табак душистый чеснок

Фасоль посевная пастушья сумка брюква


    1. какие систематические признаки лежат в основе при выделении семейств? Какой признак является главным?
Изучение нового материала.

1. Работа с гербариями.

Представители семейства розоцветных насчитывают около 3-х тысяч видов, из которых в России обитает одна треть – тысяча видов. Розовые обитают в средних широтах и субтропиках, на самом юге Росси, вплоть до Сочи. Рассмотрите гербарные экземпляры растений, рисунки растений. Ответьте на вопросы: какие растения вам хорошо известны?

чем предложенные растения отличаются от растений ранее изученных семейств?

что объединяет эти растения в одно семейство?


2. Работа по группам. Изучение особенностей строения растений семейства розоцветных

Наша с вами задачи выяснить какие признаки объединяют столь разные растения в одно семейство, какие из них являются главными, выявить прогрессивные признаки. Также, нам предстоит выяснить, какое значение растения этого семейства имеют в природе и в жизни человека.


Задание для 1 группы.

План – вопросник.


  1. определите жизненные формы предложенных растений. Разбейте их на группы.

  2. сделайте вывод: в семействе наблюдается однообразие или разнообразие жизненных форм? О чем это говорит и на что указывает /т.е., является ли систематическим признаком?/

Жизненные формы: деревья – вишня, слива, алыча, груша, рябина;

Кустарники – малина, шиповник, спирея;

Травы – земляника, манжетка, лапчатка, гравилат.

Т.о. в семействе розовых наблюдается разнообразие жизненных форм, но это не является систематическим признаком. Разнообразие жизненных форм указывает на большие возможности к приспособлению в различных условиях.
Задание для 2 группы.

План – вопросник.


  1. Определите, какие плоды характерны для предложенных растений? Назовите их. Заполните таблицу.

  2. сделайте вывод: является ли разнообразие плодов систематическим признаком для данного семейства? Почему?

  3. На что указывает такое разнообразие плодов?

Плоды.

Вывод: разнообразие плодов не является систематическим признаком. Оно указывает не на родство, а на большие возможности у этих растений семейства розоцветных к приспособлению в разнообразных условиях.

Задание для 3 группы.

План – вопросник.


  1. рассмотрите листья у предложенных растений. Определите, простые или сложные они, выясните форму и расположение листьев.

  2. заполните таблицу.

  1. сделайте вывод

Листья этого семейства очень разнообразны. Могут быть простыми и сложными, на стебле расположены поочередно.


Задание для 4 группы.

План – вопросник.


  1. Используя гербарии, рисунки и текст учебника рассмотрите цветки розоцветных. Определите тип околоцветника, количество частей цветка и его особенности.

  2. рассмотрите рис. 55,1. определите формы цветоложа, какая форма является наиболее прогрессивной.

  3. сделайте выводы, что общего в строении этих цветков, какие признаки являются прогрессивными, а какие свидетельствуют о примитивности?

Объединяющим признаком растений семейства розоцветных является строение цветка. Цветок имеет двойной околоцветник, чашечка состоит из 5 сросшихся у основания чашелистиков, 5 лепестков венчика, которые имеют яркую различную окраску. Тычинок в цветке много, пестик может быть один /слива, вишня, яблоня/, или много /шиповник, малина /. Примитивными признаками являются: большое количество частей цветка, выпуклое цветоложе. Прогрессивные признаки – цветоложе у многих вогнутое, завязь нижняя.


  1. Лабораторная работа №15 «Формула цветка».
В описании покрытосеменных растений большое значение придаётся строению цветка. Это наиболее привлекательный, разнообразный и довольно сложный орган растений. Кроме того его удобно использовать для классификации. Разнообразие описаний систематизировано в понятиях о формуле и диаграмме цветка.

Формула дает условное обозначение строения цветка буквами, цифрами и др.символами.


  1. Рассмотрите формулы цветков розоцветных. Определите, что обозначают буквы, цифры и символы.

  2. попытайтесь составить формулу цветка крестоцветных, пасленовых.

Диаграммой цветка называют его чертеж – условное схематическое изображение строения. Диаграмма строится на основании поперечных срезов бутона. В нем отражают число, относительные размеры и взаимное расположение частей цветка (анализ схемы построения диаграммы см. приложение).


  1. на рисунке 55,3 подберите в пару каждой диаграмме соответствующую формулу.

  1. Значение розоцветных в жизни человека.

Учащимся было заранее дано задание о подготовке сообщений по следующим темам:

«Плодово-ягодные культуры семейства розоцветные»

«Зеленые целители»

«Копилка витаминов»

«Царица цветов»


Заслушиваются сообщения /см. приложение/.
ВЫВОД: семейство розоцветные содержит большое количество видов и является широкораспространенным. Растения, входящие в это семейство характеризуются разнообразием жизненных форм, плодов. Характерным признаком семейства является строение цветка: 5 чашелистиков, 5 лепестков венчика, много тычинок, много или один пестик

  1. Закрепление.

    1. какие вы знаете загадки о представителях семейства розоцветных /см. приложение/.

    2. выполнение тестового задания «Выпишите номера признаков, характеризующие семейства крестоцветных, розоцветных, пасленовых, бобовых».

    3. Определите растение и дайте ему полную систематическую характеристику: клевер луговой, горчица сарептская, яблоня лесная, паслен черный.

    4. на отдельных листах написаны характеристики изученных семейств, в которых допущены ошибки. Найдите ошибки, назовите семейство.

    5. Биологическое домино /см. приложение/

    6. Лабиринт /см. приложение/

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЗАГАДКИ.


1. Царицей цветов я зовусь,
На вид я прекрасна, нежна,
Но тронешь меня невзначай,
Почувствуешь, как я сильна.

(Роза.)
2. Хоть прячется Алена
За веточкой зеленой,
Но красная щека
Видна издалека.

(Яблоко.)
3. У мамы - дочка
На шнурочке.

(Земляника с усами.)
4. Хоть жжет его солнце,
Одет он в суконце.

А сукно золотистое, Тонкое и чистое.

(Персик.)
5. На сучке висят шары.
Покраснели от жары.

(Слива.)
6. Долгоножка хвалится:
Я ли не красавица?

А всего-то - косточка

Да красненькая кофточка. (Вишня.}
7. Листья – плотные да лаковые, плоды желтые, да лакомые. /плод груши/
8. Стебельки ершистые, ягодки душистые.

/куст малины/


  1. 9.Синий мундир, белая обкладка,
в середине сладко. /слива/
10. Сижу на тереме, мала, как мышь,

красна, как кровь, вкусна, как мед. /вишня/


  1. стоит дерево кудряво,
коготки волчьи,

кто подойдет,

того и обоймет /шиповник/


  1. Не жил в ягоде жучок
и не кушал червячок, а сорвал её с куста,

глядь: срединка вся пуста

/малина/

ТЕСТ № 1


Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства крестоцветных.

  1. плоды – костянка, орешек, яблоко, семянка, ягода, многоорешек.

  2. соцветие кисть.

  3. чашечка цветка состоит из четырех свободных чашелистиков.

  4. в цветке пестиков много или один.

  5. плод – боб.

  6. венчик цветка состоит из четырех свободных лепестков.

  7. соцветие – головка.

  8. цветок имеет один пестик и шесть тычинок, из которых две короткие и четыре длинные.

  9. плод – стручок или стручочек.

  10. цветок имеет один пестик и десять тычинок.

  11. венчик цветка сростнолепестный, состоит из пяти лепестков.

  12. плод – ягода или коробочка.

  13. в цветке много тычинок.

  14. венчик цветка раздельнолепестный, состоит из пяти лепестков, реже из четырех

  15. венчик цветка состоит из пяти неодинаковых лепестков, сложенных как приподнятые крылья бабочки.

  16. чашечка цветка состоит из пяти сросшихся у основания чашелистиков.

  17. чашечка цветка сростнолистная, состоит из пяти чашелистиков.

  18. цветок имеет один пестик и пять тычинок.

Ответы:


Крестоцветные – 2,3,6,8,9

Бобовые - 5,7,10,15

Пасленовые - 11,12,17,18

Розоцветные - 1,4,13,14,16



  1. 17 тысяч видов; однолетние и многолетние травы, деревья, кустарники; соцветия – кисть, головка, зонтик; плод – боб; 5 сросшихся чашелистика; 10 сросшихся тычинок, 1 пестик.

НАЙДИ ОШИБКУ! НАЗОВИ СЕМЕЙСТВО!


  1. более 3 тысяч видов; плод – ягода; лепестки венчика срастаются в трубочку; 5 сросшихся чашелистика; 1 пестик и много тычинок.

НАЙДИ ОШИБКУ! НАЗОВИ СЕМЕЙСТВО!


  1. плод – стручок или стручочек; 4 чашелистика; 4 лепестка венчика; соцветие – корзинка, головка4однолетние, многолетние травы, деревья и кустарники; 7 тычинок и 1 пестик.

НАЙДИ ОШИБКУ! НАЗОВИ СЕМЕЙСТВО!


  1. простой околоцветник; чашечка состоит из 5 свободных чашелистиков; венчик состоит из 5 сросшихся лепестков; плоды – костянка, ягода, многоорешек; многотычинок4 пестиков много или один; преимущественно травы.

Вид: картофель клубненосный

ДАЙТЕ ПОЛНУЮ СИСТЕМАТИЧЕСКУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ

Вид: горчица сарептская

ДАЙТЕ ПОЛНУЮ СИСТЕМАТИЧЕСКУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ


Вид: горох посевной

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

1.Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

2.Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: познакомить с типичным представителем семейства ро-зоцветные на примере распространенного местного вида — ши-повника; научить определять признаки семейства по внешнему виду растения и строению его цветков и плодов; продолжить фор-мирование навыков работы с натуральными объектами, выпол-нения биологического рисунка.

Оборудование: гербарные экземпляры побегов шиповника с цветками, влажный препарат (в спирте или солевом растворе) цветков шиповника, засушенные и предварительно размоченные плоды шиповника, коллекции плодов растений семейства розоцвет-ные, чашки Петри или другая посуда для зафиксированных цветков, препаровальные иглы, препаровальный нож, пинцет, лупа.

Ход работы

Рассмотрите гербарный экземпляр растения. Определите внешние признаки вегетативных органов этого растения.

Рассмотрите стебель. Определите вид стебля (травянистый или деревянистый). Какими особенностями обладает стебель ши-повника?

Определите особенности листьев: жилкование, характер листовой пластинки (простой или сложный, цельный или изре-занный), тип листорасположения. Найдите прилистники и рас-смотрите их.

Зарисуйте гербарный экземпляр растения, подпишите его название и укажите его основные признаки.

Рассмотрите цветок шиповника (влажный препарат цвет-ка) и определите, к какому типу он относится (правильный или неправильный).

Найдите чашечку и определите количество чашелистиков. Являются ли они сросшимися? Как называется такая чашечка?

Рассмотрите венчик и определите количество лепестков. Яв-ляются ли они сросшимися? Как называется такой тип венчика?

Рассмотрите главные органы цветка с помощью лупы. Опре-делите количество тычинок и пестиков.

Аккуратно разрежьте цветок вдоль препаровальным ножом. Обратите внимание на характер цветоложа и на расположение на нем частей цветка.

Зарисуйте внешний вид и внутреннее строение цветка ши-повника, укажите его основные части.

Составьте формулу цветка, запишите ее в тетрадь, по воз-можности изобразите диаграмму цветка.

Рассмотрите внешнее строение плода шиповника, его внутреннее строение, аккуратно разрезав его препаровальным ножом. Обратите внимание, где расположены плоды-орешки ши-повника. Из каких частей цветка они сформировались? Сравните плод шиповника с плодами из коллекции и определите тип плода.

Зарисуйте внешний вид и строение плода шиповника, под-пишите его и укажите основные части.

Обобщите полученные результаты и на их основании сде-лайте вывод о принадлежности растения к семейству розоцветные.

К семейству розоцветные относится большое количество ра-стений, используемых человеком в пищу и в хозяйственной дея-тельности.

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 44; учебник В.В. Пасечника § 48), а также используя лич-ный опыт, выпишите направления использования растений семейства розоцветные в жизни и хозяйственной деятель-ности человека, приведите примеры этих растений.

(Данную работу можно оформить в виде таблицы. На выпол-нение задания отводится около 5 мин. Далее ученики по очереди читают по одному пункту, учитель дополняет ответы.)

Направления использования растений семейства розоцветных в жизни и хозяйственной деятельности человека

Использование растений

Примеры растений

Использование в пищу (плодовые деревья)

Яблоня, груша

Использование в пищу (косточковые)

Слива, вишня, черешня, персик, абрикос, терн, алыча

Использование в пищу (прочие)

Малина, ежевика, земляника, клубника, морошка, костяника, княженика

Лекарственные растения

Малина, земляника, лапчатка прямостоя-чая (калган), кровохлебка аптечная, ши-повник

Декоративные растения

Получение красок

Калган (с железным купоросом дает чер-ную краску, а с квасцами — красную), миндаль (из оболочек и кожуры плодов по-лучают желтую краску), сабельник (из кор-ней получают красную краску)

Получение дубильных веществ

Калган, манжетка

Получение эфирных масел

Некоторые виды роз, гравилат, миндаль

Образование живых из-городей

Боярышник, терн

Медоносы

Черемуха, рябина

Художественный про-мысел (резьба по дереву)

Боярышник, миндаль

Ядовитые растения

Горький миндаль

Устные доклады школьников

(Учитель заранее дает задание подготовить мини-доклад на 2—3 мин ученикам об одном из наиболее интересных пред-ставителей семейства розоцветные, о лекарственных растениях этого семейства.)

Рассказ учителя

Более подробно хотелось бы поговорить о лекарственных ра-стениях данного семейства и направлениях их применения в ме-дицине. Например, лапчатку прямостоячую (калган) употребляют как вяжущее, тонизирующее средство, а также для полосканий при ангине, при заболеваниях и слабости десен.

Сушеные плоды малины используются как потогонное сред-ство при простудных заболеваниях. Из свежих плодов варят си-роп, часто входящий в состав многих микстур для улучшения их вкуса. Плоды малины содержат эфирные масла, яблочную и ли-монную кислоту, витамин С.

Плоды и листья земляники применяют при подагре, образова-нии почечных камней и других заболеваниях.

Кровохлебка аптечная содержит большое количество дубиль-ных веществ, эфирные масла, щавелевую кислоту. Употребляют ее как вяжущее средство, а также при заболеваниях кишечника и как потогонное средство.

Некоторые виды шиповника применяют в медицине как противоцинготное средство. Многие виды этого растения со-держат большое количество витамина С, а также провитамин А (каротин).

Семена айвы при размачивании образуют слизь, которую при-меняют в качестве наружного обволакивающего средства, а также как примочки при некоторых заболеваниях глаз.

Водные и спиртовые настои, а также жидкие экстракты пло-дов боярышника используют при нервных, сердечно-сосудистых заболеваниях и при гипертонии.

Плоды черемухи употребляют как вяжущее средство, а также применяют вытяжку из цветков в качестве глазной примочки.


Подведение итогов уроков

Творческие задания.

Найти сведения о различных сортах яблонь. Какие сорта произрастают в вашей местности? Составить план-схему распо-ложения яблоневых деревьев различных сортов на территории пришкольного участка. Подобрать сорта таким образом, чтобы они плодоносили как можно дольше (от самых ранних сортов до самых поздних). При разработке плана нужно учитывать кли-матические условия вашего региона.

Зелёная аптека - Лапчатка прямостоячая (Калган) -

Лапчатка белая Полезные свойства

Ресурсы :

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило-ва, В.С. Кучменко Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразо-вательных учреждений

Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Хостинг презентаций

В продолжение темы:
Аккорды

До начала 20 века ученые считали атом мельчайшей неделимой частицей вещества, но это оказалось не так. На самом деле, в центра атома располагается его ядро с заряженными...

Новые статьи
/
Популярные