Эрих фромм. биография и творчество эриха фромма

  • Нью-Йоркский университет
  • Франкфуртский университет имени Иоганна Вольфганга Гёте
  • Гейдельбергский университет

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Эрих Фромм родился в семье ортодоксальных иудеев . Его мать Роза Фромм, в девичестве Краузе, была дочерью раввина , эмигрировавшего из России . Отец Эриха, Нафтали Фромм, также был сыном и внуком раввинов, и хотя занимался торговлей, сохранял и поддерживал в семье ортодоксальные религиозные традиции.

    Во Франкфурте Фромм посещал национальную школу, в которой наряду с основами вероучения и религиозными традициями преподавались и все предметы общеобразовательного цикла. Окончив её в 1918 году, он поступил в Гейдельбергский университет , где изучал философию , социологию и психологию . В 1922 году под руководством Альфреда Вебера он защитил докторскую диссертацию. Психоаналитическую подготовку Фромм завершил в Берлинском психоаналитическом институте. В разные годы здесь практиковали и преподавали Шандор Радо , Макс Эйтингон , Вильгельм Райх и другие видные аналитики. Здесь Фромм близко познакомился с Карен Хорни , чья протекция впоследствии помогла ему получить должность профессора в Чикаго .

    В 1925 году Фромм завершил обязательную психоаналитическую подготовку и открыл собственную частную практику. В целом Фромм был активным практикующим психоаналитиком на протяжении 35 лет . Обширная практика, общение с пациентами дали Фромму богатый материал для переосмысления соотношения биологического и социального в формировании человеческой психики. Анализ эмпирического материала был осуществлён им в период работы в Институте социальных исследований во Франкфурте-на-Майне (1929-1932).

    В 1943 году Фромм помог сформировать Нью-йоркское отделение Вашингтонской школы психиатрии, а в 1946 году выступил в качестве сооснователя Института психиатрии Уильяма Алансона Уайта.

    В 1968 году у Фромма случился первый инфаркт. В 1974 году он переехал в Муральто (или Локарно). Вскоре после окончания работы «Иметь или быть», в 1977 году, с ним случается второй, а потом и третий (1978 год) инфаркт. Он скончался в Швейцарии в своем доме в 1980 году.

    Социально-философские идеи Фромма

    По убеждению Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но он не увеличил знаний о том, как человек должен жить и что он должен делать. По его мнению, Фрейд пытался представить психоанализ в качестве естественной науки, но совершил ошибку, уделив недостаточно внимания проблемам этики. Между тем нельзя понять человека, если рассматривать его под углом зрения вытеснения сексуальных влечений, а не во всей целостности, включая потребность найти ответ на вопрос о смысле его существования и отыскать нормы, в соответствии с которыми ему надлежит жить. Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать, что «человеческая натура - страсти человека, и тревоги его - продукт культуры» .

    … дружелюбие или враждебность и разрушительность, жажда власти и стремление к подчинению, отчуждённость, тенденция к самовозвеличению, скупость, тяга к чувственным наслаждениям или страх перед ними - все эти и многие другие стремления и страхи, которые можно обнаружить в человеке, развиваются как реакции на определённые условия жизни. <…> Ни одна из таких склонностей не является изначально присущей человеку. <…> Образ жизни, обусловленный особенностями экономической системы, превращается в основополагающий фактор, определяющий характер человека, ибо властная потребность самосохранения вынуждает его принять условия, в которых ему приходится жить .

    В своей книге «Бегство от свободы» () Фромм исследовал сложную ситуацию, в которой оказывается человек западной культуры, где стремление к индивидуальности ведёт к одиночеству, ощущению своей ничтожности и бессилия. Он провёл анализ периода становления личности эры капитализма - периода формирования новой философии, нового взгляда на человека и смысл его жизни. Большое внимание он уделяет периоду Реформации и учениям Лютера и Кальвина , видя в их идеях истоки современного капиталистического уклада. На примере психологического анализа мировоззрений Лютера и Кальвина Фромм пытается дать более развёрнутую и полную картину исторических процессов и их влияния на человека, определить причины бегства человека от самого себя и от собственной свободы. Во второй своей книге «Человек для самого себя» г., которая по сути является продолжением «Бегства от свободы», Фромм рассматривает проблемы этики, норм и ценностей, которые ведут человека к самореализации и осуществлению его возможностей: «Наше поведение во многом определяется ценностными суждениями, и на их обоснованности зиждется наше психологическое здоровье и благополучие <…> Согласно последним данным, неврозы рассматриваются как симптом моральной несостоятельности (хотя „приспособление“ никоим образом не может рассматриваться как симптом морального благополучия) » .

    Для Фромма неврозы - это симптомы морального поражения человека в его жизнедеятельности, в том числе в борьбе за свободу. Невроз можно понять как неудачную попытку разрешения конфликта между непреодолимой внутренней зависимостью и стремлением к свободе, конфликта, который имеет моральную подоплёку. Во многих случаях невротические симптомы суть конкретное выражение морального конфликта. Это означает, что успешность терапевтических усилий в первую очередь зависит от понимания и решения моральной проблемы человека.

    … неврозы - это выражение моральных проблем, а невротические симптомы возникают как следствие неразрешённых моральных конфликтов .

    Основная моральная проблема современности, как она представлялась Фромму, - это безразличие человека к самому себе. Задача гуманистического психоанализа заключается в раскрытии человеком правды о самом себе, в выявлении тех психологических ориентаций в мире, благодаря которым формируется его социальный характер (промежуточное звено между социально-экономической структурой и господствующими в обществе идеями, идеалами), в осмыслении нравственных проблем, способствующих пониманию того, что человек является единственным существом, наделённым совестью. И что любовь есть творческая деятельность, а не слепая страсть, ведущая к безумным поступкам.

    Обсуждая нравственные проблемы, Фромм проводит различие между авторитарной совестью (голосом внешнего авторитета родителей, государства, являющимся аналогом фрейдовского Сверх-Я) и гуманистической совестью (не интериоризированным голосом авторитета, а собственным голосом человека, независимым от внешних санкций и поощрений, выражающим его личный интерес и целостность, требующим стать тем, кем он потенциально является). Фромм противопоставляет некрофилии (любви к мертвому) биофилию (любовь к жизни и живому) и выделяет различные формы агрессии (доброкачественную, то есть биологически адаптивную, служащую делу жизни, и злокачественную, исторически приобретённую, связанную с жестокостью и агрессивностью, со страстью мучить и убивать). Эрих Фромм показывает необходимость в изменении образа жизни, основанном на готовности человека отказаться от различных форм обладания (имения) ради того, чтобы, в первую очередь быть самим собой.

    В контексте обсуждаемых Фроммом проблем гуманистический психоанализ представляет собой такую терапию, которая нацелена не столько на приспособление человека к существующей культуре и социальной реальности, сколько на оптимальное развитие его способностей и задатков, реализацию его индивидуальности. Психоаналитик выступает не в роли наставника по приспособлению, а в качестве «целителя души».

    Быть означает давать выражение всем задаткам, талантам и дарованиям, которыми наделён каждый из нас. Это значит преодолевать узкие рамки своего собственного «я», развивать и обновлять себя и при этом проявлять интерес и любовь к другим, желание не брать, а давать. <…> Лучше всего, вероятно, модус бытия может быть описан символически, как это подсказал мне Макс Хунзигер. Синий стакан кажется синим, когда через него проходит свет, потому что он поглощает все другие цвета и, таким образом, не пропускает их. Значит, мы называем стакан «синим» именно потому, что он не задерживает синие волны (волны длиной ~ 440-485 нм, которые мы воспринимаем как синий цвет), то есть не по признаку того, что он сохраняет, а по признаку того, что он сквозь себя пропускает .

    Эдипов комплекс

    Многие психоаналитики пересмотрели основополагающую идею Фрейда о природе Эдипова комплекса . С точки зрения Фромма, основатель психоанализа неверно интерпретировал миф об Эдипе. Фрейд опирался на трагедию Софокла «Царь Эдип », в то время как необходимо принимать во внимание всю трилогию Софокла, включая такие её части как «Эдип в Колоне » и «Антигона ». В понимании Фромма миф об Эдипе может рассматриваться не как символ инцестуозной любви между матерью и сыном, а как «реакция ребёнка на давление родительского авторитета, который есть неотъемлемая черта патриархальной организации общества» .

    Семья

    • В романе И. А. Ефремова «Час Быка» герои часто ссылаются на «философа и историка пятого периода Эры Разобщённого Мира» Эрфа Рома, имя которого является слегка завуалированными инициалом и фамилией Фромма.

    Список работ

    • Фромм Э. Иудейский Закон. К социологии диаспорного еврейства = Das jüdische Gesetz. Ein Beitrag zur Soziologie des Diaspora-Judentums. - Диссертация по социологии . - . - 202 с.
    • Фромм Э. О методе и задаче аналитической социальной психологии. Заметки о психоанализе и историческом материализме (нем.) = Über Methode und Aufgaben einer analytischen Sozialpsychologie. Bemerkungen über Psychoanalyse und historischen Materialismus // Zeitschrift für Sozialforschung: журнал . - Франкфурт-на-Майне : Institut für Sozialforschung, . - Nr. 1 . - S. 28-54 .
    • Фромм Э. Психоаналитическая характерология и её значение для социальной психологии (нем.) = Die psychoanalytische Charakterologie und ihre Bedeutung für die Sozialpsychologie // Zeitschrift für Sozialforschung: журнал . - Франкфурт-на-Майне : Institut für Sozialforschung, . - Nr. 1 . - S. 253-277 .
    • Фромм Э. Социально-психологическая часть = Sozialpsychologischer Teil М. Хоркхаймера . - Париж , . - С. 77-135.
    • Фромм Э. Второй раздел: опрос = Zweite Abteilung: Erhebungen // Исследования авторитета и семьи. Отчёт об исследованиях Института Социальных Исследований = Studien über Autorität und Familie. Forschungsberichte aus dem Institut für Sozialforschung / Под редакцией М. Хоркхаймера . - Париж , . - С. 229-469.
    • Фромм Э. «Дианетика»: искателям сфабрикованного счастья. Рецензия на книгу «Дианетика» Л. Рона Хаббарда (1950). Перевод с английского и послесловие А. М. Руткевича // Человек: журнал. - 1996. - № 2 . - С. 54-59 .
    • Фромм Э. Бегство от свободы = Die Furcht vor der Freiheit () / Перевод Г. Ф. Швейника. - Москва : Аст, . - 288 с. - (Philosophy). - 2000 экз. - ISBN 978-5-17-065381-2 , ISBN 978-5-271-34452-7 , ISBN 3-423-35024-5 .
    • Фромм Э. Бегство от свободы Пер. с англ. и примечания А. И. Фета . - Philosophical arkiv, Nyköping (Sweden), 2016. – 231 стр. ISBN 978-91-983073-5-1
    • Фромм Э. Революционный характер В книге «Бегство от свободы», стр. 217–231. Перевод с английского А. И. Фета . - Philosophical arkiv, Nyköping (Sweden), 2016. ISBN 978-91-983073-5-1
    • Фромм Э. Психоанализ и этика = Psychoanalyse & Ethik () / Составитель С. Я. Левит . - Москва : Аст, . - 568 с. - (Классики зарубежной психологии). - 10 000 экз. - ISBN 5-15-000776-5 .
    • Фромм Э. Человек для самого себя. Исследование психологических проблем этики = Man for Himself: An Inquiry Into the Psychology of Ethics () / Перевод Э. М. Спировой. - Москва : Аст, . - 352 с. - (Психология). - 3000 экз. - ISBN 978-5-17-059152-7 , ISBN 978-5-403-02471-6 .
    • Фромм Э. Психоанализ и религия = Psychoanalyse & Religion () / Перевод А. Дванова. - Москва : Аст, . - 160 с. - (Философия. Психология). - 3000 экз. - ISBN 978-5-17-056717-1 , ISBN 978-5-403-03207-0 .
    • Фромм Э. Мужчина и женщина = Man-Woman () / Составитель С. Я. Левит . - Москва : Аст, . - 512 с. - (Классики зарубежной психологии). - 10 000 экз. - ISBN 5-237-00060-6 .
    • Фромм Э. Забытый язык. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов = The Forgotten Language: An Introduction to the Understanding of Dreams, Fairy Tales, and Myths (). - Москва : Аст, Астрель , . - 320 с. - (Философия). - 2000 экз. - ISBN 978-5-17-067822-8 , ISBN 978-5-271-29093-0 .
    • Фромм Э. Здоровое общество = The Sane Society () / Перевод Т. В. Банкетовой. - Москва : Аст, Хранитель, . - 544 с. - (Философия. Психология). - 5000 экз. - ISBN 5-17-038308-8 , ISBN 5-9713-2807-7 , ISBN 5-9762-0185-7 .
    • Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви = The Art of Loving. An Enquiry into the Nature of Love () / Перевод Л. А. Чернышёвой. - Москва : Педагогика , . - 160 с. - (Philosophy). - 50 000 экз. - ISBN 5-7155-0516-X .
    • Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. Анализ его личности и влияния = Sigmund Freud"s Mission. An Analysis of His Personality and Influence () / Перевод А. М. Руткевича . - Москва : Весь Мир, . - 144 с. - (Библиотека психоанализа). - 5000 экз. - ISBN 5-7777-0002-0 .
    • Фромм Э. Дзен-буддизм и психоанализ = Psychoanalysis and Zen Buddhism () // По ту сторону порабощающих нас иллюзий. Дзен-буддизм и психоанализ . - Москва : Аст, . - С. 215-313. - 320 с. - (Психология). - 3000 экз. - ISBN 978-5-17-062183-5 , ISBN 978-5-403-03388-6 .
    • Фромм Э. Может ли человек преобладать? = May Man Prevail? An Inquiry into the Facts and Fictions of Foreign Policy () // Ради любви к жизни . - Москва : Аст, . - С. 189-399. - 400 с. - (Классики зарубежной психологии). - 5000 экз. -

    Немецко-американский философ, психолог и социолог, главный представитель

    неофрейдизма Опираясь на идеи психоанализа, экзистенциализма и марксизма,

    стремился разрешить основные противоречия человеческого существования. Пути

    выхода из кризиса современной цивилизации видел в создании "здорового общества",

    основанного на принципах и ценностях гуманистической этики Основные сочинения

    "Бегство от свободы" (1941), "Психоанализ и религия" (1950), "Революция надежды"

    книгу "Бегство от свободы" (1941), которая сделала ему имя в Америке, позднее

    эти материалы были использованы Теодором Адорно в книге "Авторитарная личность"

    Затем они создают свое периодическое издание "Журнал социальных исследований".

    Однако из-за конфронтации с Адорно и Маркузе Фромм вынужден покинуть институт и

    навсегда распрощаться с франкфуртской школой

    Оторвавшись от "немецких корней", он полностью оказывается в американском

    окружении; работает во многих учебных заведениях, участвует в различных союзах и

    ассоциациях американских психоаналитиков, а когда в 1946 году в Вашингтоне

    создается Институт психологии, психиатрии и психоанализа, Фромм активно

    включается в систематическую подготовку специалистов в области психоанализа

    Эрих Фромм никогда не был ординарным профессором какой-либо кафедры, он читал

    свой курс на "междисциплинарном" уровне, всегда умел не только связать воедино

    данные антропологии, политологии и социальной психологии, но и проиллюстрировать

    их фактами из своей клинической практики, он был воистину блестящим лектором и

    любимцем молодежи

    Но не в этом его главная заслуга, а в том, что он был большим мыслителем и

    великим гуманистом, предметом его пожизненного научного интереса был человек

    Фромм постоянно возвращался к своим "духовным предкам" - Карлу Марксу и Зигмунду

    Фрейду Используя любую возможность представить их американскому читателю, он

    писал предисловия и комментарии к английским изданиям К Маркса, статьи и

    отдельные книги о жизни и творчестве 3 Фрейда. Позднее Фромм так объяснил свои

    учении Фрейда, и опровергнуть те положения, которые нуждались в пересмотре Я

    пытался то же самое сделать в отношении теории Маркса Наконец, я пытался прийти

    к синтезу, который следует из понимания и критики обоих мыслителей"

    Причины пересмотра Фроммом концепции Фрейда достаточно очевидны Это прежде всего

    бурное развитие науки, особенно социальной психологии и социологии Это

    потрясение, которое Фромм сам перенес в связи с приходом к власти фашизма,

    вынужденной эмиграцией и необходимостью переключе-

    ния на совершенно новую клиентуру. Именно практика психотерапии на Американском

    континенте привела его к выводу о том, что неврозы XX века невозможно объяснить

    исключительно биологическими факторами

    Фромм приходит к созданию своей собственной концепции "нового человека и нового

    общества". Несмотря на все различия во взглядах радикальных гуманистов, их

    принципиальные позиции совпадают по следующим пунктам производство должно

    служить человеку, а не экономике; отношения между человеком и природой должны

    строиться не на эксплуатации, а на кооперации;

    высшей целью всех социальных мероприятий должны быть человеческое благо и

    предотвращение человеческих страданий;

    не максимальное потребление, а лишь разумное потребление служит здоровью и

    благосостоянию человека.

    Невозможно перечислить всех радикальных гуманистов, говорит Фромм, но если

    попытаться назвать самых главных, то это будут Г.Д Торо, Р У. Эмерсон, А.

    Швейцер, Э. Блох, И. Иллич, югославские философы из группы Прак-сис,

    политический деятель Э. Эпплер, а также многочисленные представители религиозных

    и других радикально-гуманистических союзов в Европе и Америке.

    Закончилась Вторая мировая война. Но Фромм не вернулся в Германию Все его

    научные интересы сосредоточились на обосновании "нового гуманизма" и на изучении

    отношений между человеком и обществом Он поселился на берегу моря в Гуэрнавако

    (Мексика), работал профессором психоанализа в Национальном университете,

    сотрудничал с прогрессивными латиноамериканскими учеными, периодически выезжал с

    лекциями в США. Здесь он женился на "очаровательной Аннис", которая составила

    его счастье на долгие годы. По проекту Аннис они построили собственный дом на

    берегу океана, вместе изучали испанский язык и вместе путешествовали. В середине

    1970-х годов они навсегда покинули Мексику и переехали в Швейцарию, где и

    остались до конца его дней.

    1950-е годы примечательны особым вниманием к социально-теоретическим и социально

    политическим проблемам Среди трудов этих лет - лекции "Психоанализ и религия",

    анализ эпоса - "Сказки, мифы и сновидения" (1951), философская работа "Здоровое

    общество" (1956).

    Он участвовал в политической деятельности, в разработке программы Социал-

    демократической федерации (СДФ), в которую вступил ненадолго, пока не убедился,

    что социал-демократия сильно "поправела".

    В начале 1960-годов, то есть задолго до того, как кто-либо из политиков

    заговорил о возможности разрядки в международных отношениях, в частности между

    двумя сверхдержавами - СССР и США, Фромм писал о необходимости "здорового

    рационального мышления ради безопасности во всем мире" Осенью 1962 года Фромм

    приезжал в Москву, принимая участие в качестве наблюдателя в конференции по

    разоружению.

    Мыслитель организовал конференцию по проблемам гуманизма, где гуманисты разных

    стран и народов получили возможность сформулировать главную цель

    гуманистического социализма: создание условий для самореализации свободного,

    разумного и любящего человека. Эрих Фромм считал, что гуманисти-

    ческий социализм несовместим с бюрократической системой, с потребительством,

    вещизмом и бездуховностью. С этой платформы вместе с Э Фроммом выступили

    философы Э. Блох и Б. Рассел, Г. Маркузе и И. Фетчер и многие другие..

    В 1960-е годы Фромм пишет научную автобиографию под названием "По ту сторону от

    иллюзий" (1962), а также важнейшие "труды своей души" - "Психоанализ и дзен-

    буддизм" (1960) и "Душа человека" (1964) В конце 1960-х - начале 1970-х годов он

    занимается в основном исследованием корней и типов человеческой агрессивности.

    Результатом 5-летнего труда оказались два произведения: "Революция надежды"

    (1968) и "Анатомия человеческой деструктив-ности" (1973).

    В последней на основе анализа характеров Гитлера, Гиммлера, Сталина дается

    всестороннее исследование различных личностных и социальных факторов, которые

    воспитывают в людях садистские и деструктивные наклонности В работе "Забытый

    язык" анализируется символизм в снах, в сказках и мифах и критикуются теории

    сновидений Фрейда и Юнга как односторонние. В этой работе он излагает точку

    зрения, что символический язык является "универсальным языком, посредством

    которого человеческая раса развивается".

    Популярность Фромма в Европе достигла апогея после публикации его последней

    крупной книги "Иметь или быть?" (1976).

    Тема любви к человеку оказалась в центре фроммовской социально-философской

    концепции, а книга "Искусства любви" (1956) стала бестселлером на долгие годы,

    была переведена на 25 языков мира, включая китайский, корейский, индонезийский,

    исландский. На английском языке книга разошлась несколькими тиражами (в

    количестве 5 млн. экз).

    Каково же отношение Эриха Фромма к проблеме любви? В начале 1920-х годов Фромм

    сформулировал различие между материнской и отцовской любовью к ребенку, которая

    состоит в том, что мать любит детей безотносительно к их заслугам, в то время

    как отец любит детей за послушание и за то, что обнаруживает в них свои

    собственные черты.

    Способность любить дана не каждому - это редкостный дар и ценнейшее из искусств.

    Фромм считает, что этот дар открывает человеку путь к свободе, то есть к цели

    существования.

    Любовь - это единение одного человека с другим при условии сохранения их

    самобытности. Любовь - это действие, а не покой, активность, а не восприятие.

    Любить - это значит давать, а не брать. Человек отдает другому то, что

    представляется ему наиболее ценным, - часть своей жизни" чувства, знания,

    переживания. И делает это отнюдь не для того, чтобы получить что-то взамен: само

    "отдавание" является утонченнейшим наслаждением Любовь (во всех своих формах)

    зиждется на таких элементах, как забота, ответственность, уважение и знание.

    Любовь, по Фромму, - это деятельное постижение иного существа, такое познание,

    при котором происходит как бы слияние с ним. В любви, в самоотдаче человек

    открывает и находит себя, а вместе с собой - другую личность "Я познаю

    человека". По Фромму, любовь обусловлена определенным личностным даром. Великое

    ко всем остальным. Любовь есть всеобъемлю-

    щая духовная активность. Если я истинно люблю кого-нибудь, я люблю весь мир, я

    люблю жизнь.

    Исходя из своего опыта, Фромм приходит к выводу, что действительно любящие друг

    друга супруги - это исключение. В браке происходит разрушение даже иллюзии любви

    (влюбленности). И это случается как раз в тот момент, когда человек ощущает себя

    "обладателем" чудо-птицы любви. Когда партнеры, заключив брачный договор,

    утрачивают потребность "покорять", быть интересными, деятельными,

    изобретательными, то есть направлять свои усилия на то, чтобы "быть" (выразить

    себя ярче, дать другому больше, вызвать ответную реакцию). К утрате любви

    (влюбленности) приводит чаще всего ошибочное представление, будто любовью можно

    обладать. Поэтому начавшийся любовью брак переходит нередко в содружество двух

    владельцев, в котором объединились два эгоиста.

    Все попытки изменить структуры совместной жизни (групповой брак, коллективный

    секс и др.) - это лишь стремление обойти трудности настоящей любви. Когда

    человеку выпадает счастье встретить "свою половину" и дар любить, он не

    нуждается в поиске новых партнеров, а выкладывается полностью в подлинной любви

    к одной, "своей гюловине".

    В структуре личности, по Фромму, любовь занимает центральное место рядом с

    религиозным чувством и мировоззрением.

    Эрих Фромм стал известным как представитель неофрейдизма, пытавшегося связать идеи

    Фрейда с марксизмом. Признавая основные концепции психоанализа, Фромм делает

    основной упор на социальные факторы. Он полагает, что именно они определяют

    коммунизм превращают человека в робота Общество, основывающееся на накоплении

    богатства, как и общество, характеризующееся тоталитаризмом, не могут быть

    удовлетворительной моделью социального развития. По его мнению, изначальные

    гуманистические взгляды Маркса были полностью искажены современным реальным

    социализмом и превращены в "вульгарную подделку". Фромм нашел "примечательное

    родство в идеях Будды, Экхарта, Маркса и Швейцера".

    По мнению Фромма, общество должно быть таким, чтобы человек в нем был связан с

    человеком любовью, узами братства и солидарности, а не кровью и грязью, таким,

    "которое дает ему возможность преодолеть свою природу посредством творчества, а

    не посредством разрушения, в котором каждый ощущает собственное "я", воспринимая

    себя субъектом собственных сил, а не подчинения, в котором система ориентации и

    приверженности существует без принуждения человека к разрушению реальности и

    поклонению идолам".

    Эрих Фромм – один из самых известных социологов и философов ХХ века. Фромм также считается одним из основателей двух психологических течений – неофрейдизма и фредомарксизма.

    Детство, юность и молодость

    Родился будущий психолог и философ 23 марта 1900 года в семье ортодоксальных иудеев в немецком городе Франкфурт-на-Майне. Отец Эриха был торговцем, а мать обычной домохозяйкой. Ходил Эрих в обычную национальную школу в родном городе.

    Помимо религиозных учений своего народа изучал и все остальные общеобразовательные предметы. Все предметы ему давались хорошо – он был одним из лучших учеников в классе, что позволило ему без проблем поступить в 1918 году в Гейдельбергский университет, который считается самым престижным высшим учебным заведением в Германии.

    Там он изучал предметы по своему направлению: социологию, психологию и философию. Научным руководителем Эриха был известный немецкий философов и социолог Альфред Вебер. Под его руководством Фромм защитил докторскую.

    После он поступил в Берлинский психоаналитический институт, где он заканчивает свою психоаналитическую подготовку. Во время обучения в Берлина Фромм знакомится с одной из ключевых фигур в направлении неофрейдизма – американкой Карен Хорни.

    Преподавательская деятельность, бегство в США и смерть

    После окончания института Фромм открывает собственную психологическую практику, которую ведет на протяжении практически всей жизни. Именно богатый опыт общений с пациентами помог ему собрать богатую материальную базу для будущих открытий.

    В 1933 году к власти в Германии приходит Адольф Гитлер, который начал истреблять евреев на территории Германии. Дабы не стать жертвой режима Третьего Рейха Фромм сбегает сначала в Швейцарию, а в следующем году перебирается в США, где покупает жилье в Нью-Йорке. Затем психолог начинает преподавать в престижном в Америке Колумбийском университете.

    Через пятнадцать лет Фромм переезжает в Мехико, где начинает преподавать Национальном автономном университете одноименного города. Там Фромм углубляется в исследования и издает книгу «Здоровое общество», в которой жестоко критикует капиталистическую систему. В 1960-х годах Эрих решает заняться политической деятельностью и вступает в Социалистическую партию.

    В последние годы жизни Эрих Фромм работал в Мичиганском и Нью-Йоркском университетах. В 1968 году профессор переживает свой первый сердечный приступ. В 1974 году Фромм возвращается в Швейцарию – в город Локарно. В 1977 и 1978 году у него случаются повторные сердечные приступы. Умирает Эрих Фромм в 1980 году в своем доме в Локарно.

    Научные взгляды и труды

    Самыми известными работами профессора считаются:

    • Искусство слышать
    • Искусство быть
    • Величие и ограниченность теории Фрейда
    • Иметь или быть
    • Природа человека
    • Душа человека, и ее способность к добру и злу
    • Бегство от свободы
    • Революционный характер
    • Психоанализ и религия
    • Здоровое общество.

    Фромм во многом пытался доработать теории Фрейда. Он считал, что слишком много внимания уделил психологическим аспектам, тогда как социальные практически выпустил из виду. Глубочайшей проблемой современности он считал безразличие человека к самому себе. Человек должен сначала разобраться в собственных проблем и только потом приступать к решению проблем мирового уровня.

    По теории Фромма Фрейд неправильно рассматривал «Эдипом комплекс». Он считал, что дело в не сексуальном влечении сына к матери, в давлении родителей, которое они оказывали на детей.

    Fromm E., 1900-1980). Философ и социолог, автор концепции гуманистического психоанализа.

    Ф. получил философское образование в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах Германии, специализируясь по социальной психологии. Окончил Берлинский психоаналитический институт и с 1925 г. работал психоаналитиком-практиком. В 1925-1932 гг. - сотрудник Института социальных исследований им. В. Гете во Франкфурте-на-Майне. Испытал сильное влияние франкфуртской школы с ее лево-радикальной социально-философской направленностью. Ф. стремился к синтезу марксистских идей с психоанализом и экзистенциализмом, проявлял интерес к религиозной проблематике, в 1930 г. опубликовал статью "Христианская догма", в которой пытался объединить марксистскую социологию с психоанализом. В 1933 г., после прихода к власти нацистов, эмигрировал в США, преподавал в Колумбийском, Нью-Йоркском и Мичиганском университетах. С 1951 г. жил в Мексике; умер в Муральто (Швейцария).

    Ф. рассматривал человека как социальное существо, анализировал влияние на человеческую психику социокультурных факторов, господствующих в обществе, выступал как критик капиталистического общества. В 1941 г. вышла книга Ф. "Бегство от свободы", в которой он излагал основные положения своей социальной философии, анализируя существование человека в рамках западной цивилизации. Дальнейшее развитие эти идеи получили в работах "Человек для самого себя" (1947), "Здоровое общество" (1955), "Современный человек и его будущее: социально-психологическое исследование" (1960), "Искусство любви" (1962), "Картина человека у Маркса: из важнейшей части ранних писем Карла Маркса" (1963), "Сердце человека" (1964), "Революция надежды" (1968) и др. В последних работах - "Анатомия человеческой деструктивности" (1973) и "Иметь или быть?" (1976) - социальная философия, концепция гуманистического психоанализа Ф. приобрели окончательный вид. Он предложил основанную на психоанализе теорию реформации общества и достижения социализма. Ф. оценивал человеческие поступки и массовые общественно-политические движения как "механизмы бегства от действительности, которые являются движущими силами нормального поведения человека". Бессознательные "механизмы бегства", находящиеся в более глубоких слоях личности, включают мазохистические и садистические устремления, уход от мира, разрушение и автоматическое подчинение.

    Ф., не делал различий между больным неврозом и здоровым человеком: "Феномены, которые мы наблюдаем у больных неврозами, в принципе не отличаются от таковых у здоровых людей".

    С 50-х гг. в творчестве Ф. возникла вторая тема - гуманистическая религия. Основные ее положения изложены в работе "Психоанализ и религия" (1950), дальнейшее развитие получили в книгах "Дзэн-буддизм и психоанализ" (1960) и "Вы будете как боги: радикальная интерпретация Ветхого Завета и его традиции" (1966).

    ФРОММ Эрих

    1900–1980) – немецко-американский психоаналитик, психолог и философ, критически переосмысливший психоаналитическое учение З. Фрейда о человеке и культуре, подвергший критике конформистскую тенденцию в психоаналитическом движении второй половины ХХ столетия и ратовавший за творческое возрождение психоанализа – за развитие того, что он назвал гуманистическим психоанализом.

    Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года во Франкфурте-на-Майне (Германия). Он был единственным ребенком в семье ортодоксальных евреев. Его прадед был знатоком священных книг и исследователем Талмуда, отец – сыном раввина, а мать – племянницей известного талмудиста Л. Краузе, под влиянием которого он хотел стать талмудистом. Его мать мечтала, чтобы он стал знаменитым пианистом и до начала Первой мировой войны мальчик занимался музыкой.

    В двенадцать лет мальчик был потрясен самоубийством молодой художницы, которая лишила себя жизни вскоре после смерти своего отца и в завещании просила исполнить ее последнюю волю, чтобы ее похоронили рядом с отцом. Юный Э. Фромм не мог понять, как могло произойти такое, когда любовь молодой красивой женщины к отцу оказалась столь сильной, что она предпочла радостям жизни и живописи смерть и пребывание в гробу рядом с ним. Только позднее, познакомившись с идеями З. Фрейда об эдиповом комплексе, он пришел к понимаю причин потрясшего его в детстве самоубийства молодой художницы.

    Последующие события, связанные с Первой мировой войной, также заставили юного Э. Фромма задуматься над тем, как и почему люди поддаются ненависти и национальному самообожествлению, каковы причины возникновения войн и как возможно такое, что люди начинают убивать друг друга. Позднее, вспоминая о своих юношеских переживаниях, он писал: «Меня мучили вопросы о явлениях индивидуальной и общественной жизни, и я жаждал получить на них ответы».

    В школьные годы Э. Фромм изучал латынь, английский и французский языки, интересовался текстами Ветхого Завета. После получения аттестата зрелости в 1918 году он изучал право во Франкфурте, философию, социологию и психологию в Гейдельберге. В 1922 году он окончил Гейдельбергский университет, получил степень доктора социологии, под руководством немецкого социолога А. Вебера подготовил диссертацию «Об иудейском Законе. К социологии еврейской диаспоры». В 1926 году Э. Фромм завершил аспирантуру Мюнхенского университета.

    В 1924 году он познакомился с Ф. Райхманн, прошедшей курс психоаналитической подготовки у Г. Закса, практиковавшей психоанализ, ставшей его первым аналитиком, а два года спустя – его женой. В дальнейшем он прошел анализ у трех психоаналитиков, включая В. Виттен-берга и Г. Закса. Как и Ф. Райхманн, он отошел от иудейской ортодоксии, а позднее порвал с сионизмом, культивировавшим национализм. Брак с Ф. Райхманн, которая была старше Э. Фромма на десять лет, оказался недолгим. После более трехлетнего периода совместной жизни они разошлись, однако сохранили дружеские отношения как до официального развода в 1940 году, так и на протяжении последующих лет, когда Ф. Фромм-Райхманн получила мировую известность психоаналитика, добившегося значительных результатов при работе с больными, страдавшими психическими расстройствами, включая шизофрению.

    В 1927–1928 годах Э. Фромм установил контакты с Берлинским институтом психоанализа, в котором выступил с такими докладами, как «Лечение случая туберкулеза легких методом психоанализа» (1927) и «Психоанализ мелкого буржуа» (1928). Последний доклад вызвал оживленную дискуссию, в которой участвовали известные психоаналитики того времени, включая Ф. Александера, З. Бернфельда, Ш. Радо, Г. Закса, М. Эйтингона. В 1929–1930 годах Э. Фромм прошел курс обучения в Берлинском психоаналитическом институте и открыл свой кабинет для частной психоаналитической практики. В начале 1929 года на торжественном открытии Франкфуртского психоаналитического института он прочел лекцию о применении психоанализа в социологии и науке о религии. В 1930 году Э. Фромм был избран внештатным членом Немецкого психоаналитического общества.

    В конце 20-х – начале 30-х годов он познакомился с такими психоаналитиками, как К. Хорни и В. Райх, а также участвовал в обсуждении их докладов в психоаналитическом сообществе. Под влиянием Т. Райка в 1930 году им была опубликована дискуссионная статья «Развитие догмы Христа. Психоаналитическое исследование социально-психологической функции религии» и сделан доклад «К вопросу о вере во всемогущество мыслей». В 1931 году он заболел туберкулезом легких и лечился в Давосе у Г. Гроддека, у которого в разное время проходили лечение такие психоаналитики, как Г. Закс, В. Райх, К. Хорни, Ш. Ференци и который сказал Э. Фромму о том, что его болезнь являлась результатом нежелания признаться в неудачном браке с Ф. Фромм-Райхманн.

    В 1929 году Э. Фромм работал во Франкфуртском психоаналитическом институте, получившем пристанище в Институте социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, возглавляемом М. Хоркхаймером, который прошел курс психоанализа у К. Ландауэра. В период с 1930 по 1933 год он работал в Институте социальных исследований, где руководил отделом социальной психологии и проводил эмпирические исследования, на основе которых был сделан вывод, что рабочие и служащие Германии не окажут сопротивления приходу нацизма к власти. Именно в этот период он познакомился с идеями К. Маркса и Я. Баховена, опубликовавшего работы по теории материнского права. В 1932 году вышла в свет его статья «Психоаналитическая характерология и ее значение для социальной психологии», в которой содержались представления об общественном характере.

    В 1933 году по приглашению Ф. Александера Э. Фромм приехал в США для чтения лекций в Чикагском психоаналитическом институте, где к тому времени обосновалась К. Хорни. Год спустя он перебрался в Нью-Йорк, где на протяжении нескольких лет работал в Институте социальных исследований, который до 1934 года функционировал в Женеве, а затем присоединился к Колумбийскому университету. В рамках института им был подготовлен социально-психологический раздел, включавший в себя идеи об авторитарном характере. Это раздел вошел в опубликованный М. Хоркхаймером сборник «Исследования авторитета и семьи» (1936), предопределивший последующее изучение данной проблематики, нашедшей отражение, в частности, в получившем широкую известность труде Т. Адорно «Авторитарный характер» (1950).

    В 30-е годы Э. Фромм преподавал в Нью-Йоркском, Колумбийском и Йельском университетах, а также сотрудничал с Г.С. Салливаном, К. Хорни, Ф. Фромм-Райхманн и К. Томпсон, которая, пройдя анализ у Ш. Ференци, впоследствии продолжила его у Э. Фромма. В основанном в 1938 году Г.С. Салливаном журнале «Психиатрия» он впервые опубликовал свои статьи на английском языке. Из-за идейных разногласий с коллегами (в частности, с Т. Адорно и М. Хоркхаймером), не разделявших его критическое отношение к некоторым концепциям З. Фрейда, в 1938 году он отказался от сотрудничества с Институтом социальных исследований.

    В 1941–1943 годах Э. Фромм преподавал в Американском институте психоанализа, созданном рядом психоаналитиков, покинувших Нью-Йоркское психоаналитическое общество из-за дисквалификации К. Хорни как обучающего аналитика (фактически за ее критику классического психоанализа). В 1943 году комиссия данного института не удовлетворила требование студентов предоставить Э. Фромму, не имеющему медицинского образования, право вести клиническо-технический семинар и в ответ на его несогласие с подобным решением лишила его привилегий преподавателя. Конфликт был предопределен не только позицией американских коллег, разделявших официальную точку зрения, согласно которой психоаналитики должны иметь медицинское образование, но и ухудшением отношений с К. Хорни, одна из дочерей которой проходила анализ у Э. Фромма, в результате чего у нее усилился протест против матери.

    Часть психоаналитиков, включая Г.С. Салливана и К. Томпсон, ушли вместе с Э. Фроммом из Американского института психоанализа и, объединившись с коллегами из Вашингтон-Балтиморского психоаналитического общества, создали филиал Вашингтонской школы психиатрии, основанной Г.С. Салливаном в 1936 году. На протяжении ряда лет, начиная с 1946 года, когда филиал Вашингтонской школы психиатрии был переименован в Нью-Йоркский институт психологии, психиатрии и психоанализа им. У. Уайта, Э. Фромм принимал активное участие в работе данного Института и подготовке специалистов в области психоанализа. До переезда в Мехико он руководил учебной частью и преподавательским персоналом, а после своего отъезда из США периодически приезжал в Нью-Йорк для чтения лекций и проведения семинаров в институте.

    С 1949 по 1967 год Э. Фромм жил и работал в Мексике, куда пришлось переехать по совету врачей, рекомендовавших его второй больной жене, брак с которой был заключен в 1940 году, сменить климат и попробовать лечение радиоактивными источниками в Сан Хосе Пурна. В 1951 году он стал внештатным профессором медицинского факультета Национального университета в Мехико. В качестве обучающего и контролирующего аналитика он подготовил группу мексиканских психоаналитиков. В 1953 году, после смерти второй жены, Э. Фромм вновь женился и переехал в пригород Мехико.

    В 1956 году по его инициативе было основано Мексиканское психоаналитическое общество. С целью распространения психоаналитических знаний в испаноязычном регионе Э. Фромм организовал публикацию серии «Психологической библиотеки», основал «Журнал психоанализа, психиатрии и психологии», а также организовал цикл лекций, в котором приняли участие видные ученые. В 1957 году по его инициативе был проведен семинар по психоанализу и дзен-буддизму, в котором наряду с известным в то время представителем дзен-буддизма Д. Судзуки приняли участие около сорока психоаналитиков и психиатров. На протяжении нескольких лет Э. Фромм осуществлял подготовку психоаналитиков на медицинском факультете университета в Мехико, а с 1963 года – в Мексиканском институте психоанализа. В 1957 году совместно с М. Маккоби и другими сотрудниками он начал исследовать характер одной мексиканской деревни. Результаты этого полевого исследования нашли свое отражение в публикации «Психоаналитическая характерология в теории и практике. Общественный характер мексиканской деревни» (1970).

    Не будучи членом Международной психоаналитической ассоциации, Э. Фромм инициировал создание Международного форума психоанализа, позволившего единомышленникам обмениваться мнениями по актуальным проблемам теории и практики психоанализа. Этот форум проводился в Амстердаме (1962), Цюрихе (1965), Мехико (1969), Нью-Йорке (1972), Цюрихе (1974), Берлине (1977).

    В 1960-е годы Э. Фромм принимал активное участие в политических событиях США и мира в целом. Он стал членом Социалистической партии США, подготовил новую программу, но после того, как она не была принята руководством этой партии, вышел из нее. Э. Фромм включился в политическое движение в защиту мира, в 1962 году принимал участие в качестве наблюдателя в конференции по разоружению, состоявшейся в Москве. Он был членом национального комитета «Американское объединение за гражданские свободы», поддерживал кампанию за ядерное разоружение, сотрудничал с вашингтонским Институтом по исследованию проблем мира, принимал активное участие в предвыборной кампании 1968 года по выдвижению в кандидаты на пост президента США сенатора-демократа Ю. Маккарти.

    С 1960 по 1973 год Э. Фромм проводил летнее время в Локарно (Швейцария). В 1974 году он принял решение не возвращаться в Мексику, а в 1976 году переехал окончательно в Швейцарию. Перенеся три инфаркта, в преклонном возрасте Э. Фромм продолжал заниматься ежедневными упражнениями в медитации, следуя учению одного из буддистских монахов из Шри-Ланки. Он умер 18 марта 1980 года в г. Муральто, почетным гражданином которого стал незадолго до смерти. Во Франкфурте, где он родился, состоялось посмертное чествование, сопровождавшееся награждением мемориальной медалью Гете.

    Э. Фромм – автор многочисленных статей и книг. Первая фундаментальная работа – «Бегство от свободы» (1941), принесшая ему известность, неоднократно переиздаваемая в различных странах мира и содержащая основные идеи, творческое развитие которых нашло отражение в его последующих публикациях. К числу наиболее значительных его работ относятся такие, как «Человек для себя» (1947), «Психоанализ и религия» (1950), «Забытый язык» (1951), «Здоровое общество» (1955), «Искусство любить» (1956), «Дзен-буддизм и психоанализ» (1960, в соавторстве с Д. Судзуки), «Концепция человека у Маркса» (1961), «Вне цепей иллюзий» (1962), «Душа человека» (1964), «Вы будете как боги. Радикальная интерпретация Ветхого Завета и его традиций» (1966), «Революция надежды» (1968), «Миссия Зигмунда Фрейда» (1969), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973), «Иметь или быть» (1976), «Психоанализ Зигмунда Фрейда – величие и границы» (1979) и другие.

    Психоаналитическое эссе о Гитлере, русский перевод которого предлагается читателю, подводит итог многолетним размышлениям автора над этой проблемой. Опираясь на разнообразные биографические материалы, документы и свидетельства современников, автор пытается нащупать потайные пружины личности Гитлера.

    Одна из основополагающих работ Эриха Фромма "Бегство от свободы" посвящена психологическим аспектам власти, зависимости и обретения личностей независимости.
    "Может ли свобода стать бременем, непосильным для человека, чем-то таким, от чего он старается избавиться? Почему для одних свобода - заветная цель, а для других - угроза".

    Эрих Фромм безоговорочно порвал с иудаизмом в 26 лет и с тех пор считал себя христианином. Однако христианство великого философа, его понимание Бога и божественного, роли Христа в мировой истории, трактовка эволюции образа Спасителя и по сей день удивляют своей смелостью и неортодоксальностью.

    В предлагаемой хрестоматии представлены лучшие работы известного немецко - американского психоаналитика, психолога и философа Эриха Фромма (1900-1980), который переосмыслил психоаналитическое учение 3. Фрейда о человеке и культуре, подверг критике его конформистские взгляды и выступил за развитие так называемого гуманистического психоанализа.

    Работы Эриха Фромма, включенные в данный сборник, дают представление об эволюции взглядов знаменитого философа-гуманиста и социального психолога. Будучи последователем теории З.Фрейда, Э.Фромм со временем критически пересмотрел некоторые положения психоанализа.

    Эрих Фромм - крупнейший мыслитель XX века, один из великой когорты "философов от психологии" и духовный лидер Франкфуртской социологической школы.
    Труды Эриха Фромма актуальны всегда, ибо основной темой его исследований было раскрытие человеческой сущности как реализации продуктивного, жизнетворческого начала.
    "В прошлом опасность была в том, что люди становились рабами. Опасность будущего в том, что люди могут стать роботами".

    Одна из самых известных работ Эриха Фромма - "Искусство любить" - посвящена непростым психологическим аспектам возникновения и сохранения человеком такого, казалось бы, простого чувства, как любовь.
    Действительно ли любовь - искусство? Если да, то она требует труда и знаний. Или это только приятное ощущение?..
    Для большинства проблема любви - это прежде всего проблема того, как быть любимым, а не того, как любить самому...

    "Кризис психоанализа" - одна из знаковых работ великого германского философа-гуманиста и социального психолога Эриха Фромма - ученого, революционизировавшего психоанализ и создавшего новую теорию, противоположную фрейдистской.
    В этой работе, оказавшей огромное влияние на развитие современной философии, педагогики и даже литературы, автор анализирует "сексуализацию" психологии Фрейдом и его многочисленными последователями - и...

    Эрих Фромм - Может ли человек преобладать?

    Почти все ответственные политические лидеры сходятся во мнении, что Соединенные Штаты и весь западный мир вступили в опасный период. Хотя высказывания на этот счет несколько разнятся при определении степени этих опасностей, все же существует широко распространенное мнение, что перед нами ясная и реалистическая картина данной ситуации, понимаемая по возможности адекватно, и что нет какого-то существенно иного пути, чем тот, который сейчас осуществляется.

    "По ту сторону порабощающих нас иллюзий" - работа, в которой великий ученый исследует генезис, мифологию и основные философские аспекты двух учений, в максимальной степени повлиявших на формирование мышления интеллигенции XX века - марксизма и фрейдизма. Ранее выходила на русском языке под названием "Из плена иллюзий".
В продолжение темы:
Музыка в танцах

БиографияДмитрий Олегович Рогозин - российский государственный деятель, дипломат, доктор философских наук, доктор технических наук. С декабря 2011 года - заместитель...

Новые статьи
/
Популярные