Составление числа 10 из единиц. В подготовительной к школе группе детского сада

В: Первый конверт с цифрой 1, поиграем в игру «Считай дальше», дети становятся в круг и называют числа по порядку от 1 до 10, передавая мяч друг другу. (игра повторяется 3 раза со сменой числа и направления счета.

Маша: Молодцы, ребята.

Воспитатель: От единицы в каком направлении будем идти? (к цифре 2, слева на право из нижнего левого угла в нижний правый угол). Куда пришли?

М: Ребята, помогите выполнить следующее задание. 10 бельчат просят меня сшить каждому по шапочке разного цвета.

В: Поможем Маше? Давайте нарисуем шапочки – колпачки в форме треугольников разного цвета.

Сколько шапочек будем рисовать? (10)

Дети под музыку рисуют шапочки колпачки.

В: Сколько шапочек вы «сшили»?

Сколько какого цвета?

Как вы составили число 10?

Скольким бельчатам помогли?

Маша: Спасибо, ребята.

В: В какую сторону пойдем от цифры 2? (к 3 из нижнего правого угла в верхний левый угол)

Маша: Выложите цифровой ряд от 1 до 9.

Дети называют по порядку.

В: Найдите на плане цифру 4, в каком направлении надо нам идти (с лева на право из верхнего левого угла в верхний правый угол)

В: Сказал веселый, круглый ноль
Соседке-единице:
- С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!
(Воспитатель ставит карточку с цифрой 0 перед 1, обобщаю: Цифр всего десять, а чисел можно составить много)
Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
- Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!

Ответил ноль: - Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.

После цифры 9, ставлю карточки с цифрами 1 и 0

В: Сколько цифр обозначает число 10?

Как называются эти цифры?

Маша: Найдите на плане цифру 5, определите направление движения? (из верхнего правого угла в нижней левый угол до середины листа)

Конверт №5

В: Посмотрите на доску (в два ряда расположены треугольники и четырехугольники)

Какие фигуры расположены в первом ряду?

Что между ними общего? (у треугольников три стороны и три угла – это треугольники)

Какие фигуры во втором ряду?

Что между ними общего?

Какими словами можно назвать все эти фигуры? (четырехугольники).

Выставляю на доску изображение медведя составленного из треугольников и четырехугольников.

Из каких фигур составлен медведь?

Рассмотрите где и какие фигуры расположены?

Составьте по образцу медведя из геометрических фигур. (дети самостоятельно выполняют задание, оказывается индивидуальная помощь)

Маша: Вот и пришла я к Мише. Здравствуй Миша. Мне ребята помогли добраться к тебе в гости.

В: Из каких фигур составили медведя? (ответы детей)

Нередко случается, что дети по той или иной причине не могут выучить состав числа. Либо малыш просто не может сконцентрироваться, либо вы используете не тот метод. Но ситуацию очень просто исправить.

Как ребёнку быстро выучить состав числа

Что нужно для занятия:

  • карточки на состав числа;
  • много одинаковых игрушек и других мелких предметов;
  • шашки или пуговицы одинаковой формы, но разного цвета.

Инструкция

  1. На первом занятии используйте игрушки или предметы домашнего обихода. Это могут быть кубики, карандаши, чашки, ложки. Вид и размер роли не играют, предметы должны быть просто одинаковыми. Начните с числа 2. Попросите малыша положить на стол 1 ложку и спросите, что нужно сделать, чтобы ложек стало 2. Старший дошкольник обычно знает ответ, более младшему ребёнку можно подсказать. Из каких чисел можно сложить число 2? Если ребёнок сразу не сообразит, задайте наводящий вопрос.
  2. Повторите задание с другими предметами. Ребёнок должен понять, что число 2 в любом случае состоит из двух единиц, вне зависимости от того, выкладывает он на стол ложки, камешки или кубики.
  3. Когда ребёнок станет отвечать уверенно, переходите к изучению числа 3. Его состав можно представить в трёх вариантах. Можно выложить 3 ложки по одной, к двум прибавить одну или к одной - две. Раскладывать предметы можно по-разному. Если вы представляете число 3 состоящим из трёх единиц, то камешки или ложки можно положить на разном расстоянии друг от друга и даже один камешек на другой. Представляя это же число как состоящие из пары предметов и одного, два положите вместе, а один - на некотором расстоянии.
  4. Используйте для занятий шашки. Предложите своему ученику поставить на доску 4 одинаковых шашки. А если поставить 3 красных и 1 чёрную? Тоже получится 4 шашки. И если взять по две разного цвета, то их все равно будет четыре. То есть это число можно представить несколькими способами.
  5. Обзаведитесь карточками на состав числа. Их можно купить или сделать. Они бывают нескольких типов, и лучше, чтобы они были двух видов. Разрезная карточка состоит из двух половинок. На одной изображён 1 предмет, на другой - 1, 2, 3 и больше точно таких же предметов. Половинки могут быть соединены знаком «+», но «плюс» можно сделать и отдельно. Второй комплект представляет собой набор картинок, на которых изображены эти же предметы одним множеством, без всякого разделения. Когда ребёнок хорошо научится сопоставлять число и цифру, можно сделать такие же карточки с цифрами. Их может быть несколько комплектов, чтобы представлять каждое число в разных вариантах.
  6. Проводите занятия регулярно. Покажите ребёнку карточку, на которой изображено, скажем, 5 предметов. Предложите подобрать картинки так, чтобы на всех вместе тоже было столько же яблок или кружочков. Периодически меняйтесь ролями. Пусть ребёнок тоже даёт вам задания, а вы его старательно выполняйте. Иногда делайте ошибки, ваш ученик должен научиться контролировать ваши действия.
  7. Аналогичные задания поводите и с цифрами. Покажите, например, число 9 и точно так же, как в предыдущем случае, предложите найти несколько вариантов его состава. Объясните ребёнку, что чем больше число - тем больше возможностей его составить.

Фотогалерея: карточки с числами

Регулярные занятия обязательно дадут результат. Продвигайтесь к цели поэтапно и всё получится!

Официально ребенок при поступлении в школу не обязан уметь считать, читать и писать. Однако большинство ребят идут в первый класс, освоив эти навыки. Помогая дошкольнику понять методику счета в пределах 20, родители облегчают старт его учебы. Обучение состава простых чисел происходит в процессе игры, в различных бытовых ситуациях. Это позволяет взрослым ненавязчиво и наглядно преподать устный счет, простимулировать интерес крохи к познанию окружающего мира.

Как наглядно объяснить дошкольнику состав числа?

Для успешного освоение математики в школе следует постараться научить сына или дочку простейшему счету до поступления в школу. Начинать нужно с представления чисел и их графического обозначения – цифр. Последних всего десять – от 0 до 9, и число 10 состоит из цифр 1 и 0, которые обозначают количество чего-либо (конфет, кубиков, яблок).

Выучить цифровой ряд до 10 туда и обратно в ходе игры и практических действий можно за несколько вечеров. Чтобы малыш сразу усвоил, как он формируется, важно объяснить, что каждое последующее число отличается от предыдущего в сторону увеличения (при счете от 0 до 9) или уменьшения (при счете в обратном направлении). Это научит его отличать порядковые и количественные числительные (например, четвертый в числовом ряду или четыре предмета).

Увлекательное и эффективное обучение счету

В компании с любящими родителями обучение счету и составу числа превращается в увлекательное занятие. Для того, чтобы малыш смог усвоить и наглядно оценить все, что объясняют старшие, понадобятся:

  • счетные палочки;
  • счеты (их можно привлечь, играя в магазин);
  • кубики;
  • самодельные карточки;
  • числовые дома;
  • игрушки или конфеты;
  • пуговицы разного цвета.

Занятие 1: понятие о составе числа


Счеты помогут изучить все числа. Можно применить их, играя в магазин

Развить интерес ребенка к математике помогут игрушки, детская посуда, кубики, иные одинаковые предметы домашнего обихода. Изучение начинают с числа 2, попросив ребенка положить на стол кубик и уточнив, что нужно сделать, чтобы их стало два. Обычно 5-6 летний малыш способен догадаться, в чем дело. Младшему по возрасту ребенку можно дать подсказку.

  • выложить 3 монеты по одной (на разном расстоянии или «в столбик»);
  • к двум монетам прибавить одну (две монеты положить вместе, а одну – на расстоянии);
  • к одной монете прибавить две.

После того как малыш освоит «тройку» (поймет, что три монеты вместе, это то же самое, что и две с одной, попрактикуется собирать их воедино), можно учить цифру 4 в игровой форме. Здесь помогут шашки и доска. Следует предложить маленькому ученику положить на доску 4 шашки белого цвета, а затем задать вопрос: сколько шашек останется, если заменить одну белую шашку на черную? Сколько будет их всего, если выстроить 2 белые и 2 черные шашки? Ребенку важно понимать, что число 4 получится при любом варианте перестановки.

Учить правильно состав числа поможет вовлечение дошкольника в решение бытовых задач. Например, попросить его разложить вилки для семейного ужина. Сначала можно дать ему один прибор и спросить, сколько еще нужно для семьи. Подумав, ребенок сможет дать правильный ответ. Совместное изучение карточек также позволит быстрее освоить состав числа.

Занятие 2: работа с карточками


Карточки с цифрами можно легко изготовить самостоятельно

На этом этапе важно подключить 2 вида карточек (купленных или изготовленных самостоятельно). Желательно, чтобы в первом варианте они состояли из двух половинок. На одной стороне может быть нарисован предмет, а на другой – 2,3,4,5 и более его копий. Половинки может объединять знак «+», или его можно сделать отдельно.

Занятия с карточками проходят в непринужденной форме. Малышу следует показать карточку, на которой изображено, например, 6 снежинок и предложить собрать столько же снежинок из предложенных картинок. Важно иногда меняться ролями. Путь ребенок дает взрослым задания, исправляет их намеренные ошибки, учится контролировать действия других людей. Аналогичная работа ведется с цифровыми карточками. Ребенок должен научиться подбирать несколько вариантов состава предложенного числа.

Занятие 3: подключение числовых домиков


Числовые домики можно рисовать в тетради или изготовить их из цветной бумаги, в окошки домика ребенок будет ставить необходимые карточки с цифрами

Числовые домики помогают закрепить навыки устного счета. Они представлены в учебниках, но картинки можно нарисовать и самостоятельно. Каждый дом имеет крышу и несколько квартир, расположенных в 2 ряда. Высота зависит от числа, к которому подбираются комбинации. Например, для двойки достаточно 2 этажей (1+1, 2+0), для тройки – 3 (1+2,2+1,3+0) и так далее.

Рисовать домики можно вместе с ребенком, попутно показывая, зачем и как их заполнять. В треугольнике на крыше записывается число от 2 до 10. Ребенку объясняют, что на одном этаже в двух квартирах живет столько жильцов, сколько указано на крыше (например, 5 жильцов). Пусть в одной из квартир самого нижнего этажа живет один человек, тогда с помощью счетных палочек малыш определяет, что во второй обитают 4 жильца.

Поднимаясь по этажам и заселяя их, ребенок определит состав пар (1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1). Для закрепления результата можно развесить листики с домами по квартире, чтобы ребенок учился заполнять их карандашом. Когда малыш освоит состав 10, можно переходить к более сложной программе.

Варианты числовых домиков, которые можно легко распечатать или изготовить сами по аналогии:

Вариант 2:

Освоение второго десятка чисел

Объяснить ребенку в доступной форме получение чисел более 10 не всегда просто. Сначала важно освоить устный счет до 20, показать малышу, как пишутся все изученные числа. Вопрос, почему и зачем 7+4 записывается как 11, возникнет обязательно. Важно объяснить на бумаге, что для удобства большие числа считают по 10. Сложение 7 и 3 - это десяток, а прибавить нужно 4, то есть не хватает единицы. Получается, что результат составляет 7+3 и еще единицу, то есть 11.

Еще одно наглядное упражнение можно делать с орехами, конфетами, деталями конструктора. Следует отсчитать 15 предметов, записать их количество цифрой. Затем разложить их на 10 и 5 и показать, что десяток в двухзначном счете записывается единицей, а 5 – число единиц. Также стоит поступить, отсчитав 20 предметов и показать, что оно включает 2 десятка, а число 21 – это столько же, плюс еще единица.

https://youtu.be/SNelM47BYmA

Обучение счету первоклассников

Если приступить к обучению ребенка в 4-5 лет, то уже к школе он будет легко оперировать двумя десятками. Иногда родители не спешат, полагая, что это обязанность школы. В скором времени после поступления в первый класс у них возникнет вопрос, как объяснить ребенку состав числа. Большинство его сверстников приходят в школу подготовленными, и учителя ориентируются на них, поэтому догонять придется в ускоренном ритме.

С первоклассником лучше заниматься по той же схеме, что и с дошколенком. Нужно дать ему возможность поработать с частями (слагаемыми) числа. Для этого подойдут задачи, где известно общее число предметов и количество одного вида, и требуется определить число предметов другого вида. Например, 5 столовых приборов, из них 2 вилки, и нужно найти ложки.


Если развесить карточки по всему дому, то можно повторять хоть цифры, хоть буквы в любое время и месте

Актуальны для первоклассника и числовые домики, черчение отрезков по клеточкам, составление чисел с помощью счетных палочек. Можно поиграть, предложив малышу угадать, сколько конфет зажато в кулаке. Следует заинтриговать ребенка: «если к 2 ирискам, что я держу в руке, добавить еще 2, то получится столько, сколько у меня в руке».

Обучение счету – во многом творческий процесс. Сын играет в футбол – считайте вместе голы, дочка кормит голубей – считайте птиц, сравнивайте, каких и на сколько больше. Если малыш любит рисовать, можно попросить его изобразить определенное количество мячиков, машинок и других предметов. Если лепить – создать заданное число фигурок. Попутно стоит задавать «хитрые» вопросы: «могу я взять у тебя один карандаш, сколько у тебя теперь осталось?» и другие подобные.

Заставлять ребенка считать не нужно, это лишь отобьет охоту к учебе. Каждое занятие должно проходить не более 15 минут в спокойной, доверительной атмосфере. Закреплять их можно на прогулках, считая деревья, дома, транспорт. Дополнительно следует подключать обучающие счету мультфильмы, фото и видео, которые широко представлены в интернете. Родителям важно быть последовательными и терпеливыми. Только тогда их чадо научится оперировать простыми и сложными цифрами.

https://youtu.be/_QDrgsAv-m8

VseProRebenka.ru

Как выучить состав чисел быстро?

В моём блоге много статей о том, как помочь ребёнку выучить состав числа. Мышление и память взаимосвязаны. Тогда, когда мы что - то понимаем, нам становится легче это запомнить, а иногда и учить особо не надо - мы всё поняли, и в голове у нас это отлично "улеглось". О том, как помочь ребёнку понять, что такое состав чисел, я написала уже немало. А сегодня о том, как ЗАПОМИНАТЬ. Если поджимает время, если ребёнка плохо подготовили к школе, если уже первый (а то и второй!) класс, а в памяти составы чисел так и не улеглись. Будем учить примеры! Но сначала я призываю вас всё - таки объяснить ребёнку - любым способом: на карандашах, на счётных палочках, на мелких предметах, на ложках, на вилках - на чём угодно! Ребёнок должен понимать: состав числа (из двух меньших чисел) - это значит, что любое множество предметов можно получить сложением двух меньших множеств (двух слагаемых). Когда мы просто складываем, результат может получиться любой. Но когда мы учим состав какого - то числа, мы как бы идём в обратном направлении - от результата, он известен заранее (например, 8), поэтому мы учим определённые пары слагаемых, чтобы получался именно этот результат! Пары этих слагаемых у каждого числа свои, и их мы должны выучить! Я предлагаю действовать в таком порядке: 1. Объяснить наглядно, как при одной и той же сумме одно слагаемое может увеличиваться, а второе при этом будет уменьшаться. Как это сделать - в этой статье. 2. Ребёнок обязательно должен записать в тетрадь (или на листочек) все возможные комбинации, проговорить их вслух, найти и соединить примеры с одинаковыми слагаемыми (7 +1 и 1+7, например). 3. Очень советую вам сделать вот такие карточки - на каждый пример. Зачем? Эти карточки дают вам много возможностей для заучивания примеров. Раскладываем карточки по порядку. Просим ребёнка все их назвать. Переворачиваем. Просим ребёнка их припомнить. Сделать столько раз, сколько понадобится, чтобы ребёнок назвал их все! 4. А теперь будем тренировать запоминание. Точнее, припоминание. Теперь наши задания направлены на то, чтобы ребёнок ПРИПОМИНАЛ нужные примеры. Для начала мы можем помочь. Я делаю так - даю листок с примерами, где есть и те примеры, которые мы сейчас учим, и другие. Инструкция для ребёнка: "найди все примеры, которые мы сейчас учили, и запиши правильный ответ. На другие примеры можешь сейчас не обращать внимания." (Некоторые прилежные дети начинают всё равно решать все примеры. Поэтому я стараюсь подбирать такие "ненужные" примеры, которые они должны были уже освоить.) Наблюдайте за ребёнком: он припоминает примеры (те, которые мы сейчас заучиваем), или заново считает? Если считает - ничего не получилось! Либо ребёнок их ещё не запомнил(тогда надо вернуться к пункту 3!), либо не понимает, чего мы сейчас от него хотим! Нам нужно именно это: найди знакомые примеры! Задание надо выполнить хотя бы 3 - 4 раза (не сразу, с интервалами, в один день не более двух раз через промежуток времени!) 5. Дальше. Закрепляем. Снова даём ребёнку листок с примерами, где есть примеры разные - и те, которые мы "учили", и на состав других чисел. И просто просим решать примеры. Не подсказываем, что некоторые примеры он уже "помнит". Наблюдаем. Делаем выводы: если вспоминает "наши" примеры и сразу пишет в них ответы - ура! у нас получилось! Если нет - возвращаемся к пункту 3!

6. Теперь нас ждёт довольно непростой момент -

Мы должны научить ребёнка решать примеры на вычитание, используя знание состава числа. В этой статье я подробно рассказывала, как это объяснить ребёнку, в том числе дошкольнику. Если мы сейчас помогаем первокласснику, необходимо использовать математические термины: "Когда мы складываем два слагаемых, у нас получается сумма. Это примеры на сложение. А что такое пример на вычитание? Это как если мы знаем сумму, и знаем одно слагаемое, а второе слагаемое не знаем. Как его найти? Для этого из суммы мы вычитаем известное слагаемое. Но если ты помнишь состав числа, то неизвестное слагаемое ты можешь просто припомнить. Мы с тобой выучили состав числа 8. Ты помнишь все комбинации? Перечисли!" Ребёнок отвечает: 7 + 1 = 8 6 + 2 = 8 5 + 3 = 8

"Молодец! А теперь давай будем менять числа местами! Наши примеры будут на вычитание, поэтому сумму - 8 мы всегда будем ставить на первое место. Вычитать можно только из самого большого числа! Вычитать будем одно из слагаемых, а второе будет получаться в ответе! Давай попробуем! Называй любой пример на сложение с ответом 8!" 5 + 3 = 8 "Сейчас мы с тобой будем "прятать" одно слагаемое, делать его неизвестным. Смотри, что у нас получится: 8 - 5 = ? Правильно, 3! Второе слагаемое! Давай попробуем ещё раз! 6 + 2 = 8 А сколько будет 8 - 6 ? Правильно, 2 - второе слагаемое! Молодец!" На этом этапе я даю детям вот такие примеры: 6 + 2 = 2 + 6 = 8 - 2 = 8 - 6 = 5 + 3 = 3 + 5 = 8 - 3 = 8 - 5 = Как вы видите, такая последовательность примеров помогает ребёнку осознать связь сложения и вычитания. И, опять же - всё направлено на запоминание! Когда мы решаем примеры на вычитание, можно посчитать, а можно припомнить!

Припоминать - быстрее!

Но для того, чтобы быстро, (а главное - ПРАВИЛЬНО!) припоминать, сначала надо как следует ВЫУЧИТЬ состав чисел! А на это нужно время! Момент связи сложения и вычитания очень важен для решения уравнений! Если ребёнок не улавливает эту связь, он будет путаться и неправильно решать уравнения! Если вы действительно хотите помочь ребёнку справиться со школьными трудностями, рекомендую вам сначала проанализировать причины этих трудностей. Ещё предлагаю вашему вниманию две истории из моей репетиторской практики про учеников, имеющих отставание по школьной программе.

www.podgotovkakshkole.ru

Учим состав числа

Для успешного обучения в начальной школе будет очень полезно, если ребенок еще до поступления в первый класс выучит состав чисел до десяти. Однако дети обычно не любят его заучивать. Другое дело, если превратить процесс обучения в красочную, увлекательную онлайн игру!

В данном разделе мы предлагаем вам развивающие онлайн игры, в которые можно играть совершенно бесплатно и без регистрации на нашем сайте. С ними вы легко выучите состав числа до 10.

Мы предлагаем вам 3 серии онлайн игр, которые последовательно и логично дополняют друг друга.

Прежде всего - это серия онлайн игр «Лампочки», в которых состав числа показывается наглядно, кроме того, ребенок в конце игры сам может позажигать и посчитать лампочки.

Вы не знаете, как объяснить ребенку, что такое состав числа? Идите скорее к нам! Представляем вам уникальную серию развивающих онлайн игр «Лампочки», в которые можно играть совершенно бесплатно и без регистрации на нашем сайте. В этих играх наглядно представлен состав числа 5, 6, 7, 8, 9 и 10. Как же учить состав числа? Возьмем, например, онлайн игру «Состав числа 5». На первом слайде мы видим ряд лампочек, которые не горят. Пересчитываем лампочки, и в этом нам помогает игра. Их 5. Затем, на следующем слайде - одна лампочка загорается, и ребенку предлагается посчитать, сколько лампочек из 5 горит, а сколько еще нет, и вставить соответствующие цифры в окошечки. Кнопки с цифрами расположены прямо на экране, что особенно удобно при работе на планшете. Если ребенок ввел цифры правильно, справа появляется ряд примеров, составленных из соответствующих цифр. На каждом последующем слайде загорается на одну лампочку больше. На последнем слайде учить состав числа еще интересней: ребенок сам может зажигать и гасить любые лампочки, просто кликая по ним левой кнопкой мыши. Таким образом скучное заучивание состава чисел до 10 можно превратить в увлекательную игру.

Развивающие онлайн игры по математике «Состав числа - лампочки»

Далее - развивающие онлайн игры «Числовые домики». Идея не нова, числовые домики давно используются для изучения состава числа. Но в отличие от числовых домиков, напечатанных на бумаге, используемых в садах и в школах, наши числовые домики интерактивные, в них можно играть снова и снова и тем самым закрепить состав чисел до 10.

Онлайн игры «Числовые домики»

И, наконец, третья серия развивающих онлайн игр, направленных на закрепление и автоматизацию состава числа - это математические тренажеры, которые включают примеры и уравнения, помогут довести знание состава числа до автоматизма.

Онлайн тренажеры по математике

Однако, не забывайте и о других способах заучивания состава числа, так как долгое время находиться перед экраном компьютера ребенку вредно.

Учим состав чисел до 20

Предлагаем вам также серию тренажеров для заучивания состава чисел до 20.

Если вам понравился материал, нажмите, пожалуйста, кнопку "Мне нравится" или "G+1". Нам важно знать ваше мнение!

kid-mama.ru

Как объяснить ребенку состав числа?

Школьная программа сегодня довольно часто ставит родителей дошкольников в тупик, так как в начале обучения перед ними стоит нелегкая задача подготовки своего чада. Одним из пунктов перечня, что должен уметь и знать дошкольник, помимо обычного счета, является состав числа. Обучение детей составу числа процесс довольно длительный и вам потребуется хороший запас терпения.

Как ребенку выучить состав числа?

Основная сложность заключается в том, что детки в этом возрасте гораздо проще воспринимают информацию на примерах и ассоциациях. Иными словами, придется все буквально показывать на пальцах.

Перед тем, как вы поможете ребенку выучить состав числа, подготовьте много простых предметов: шишки, мячики, ручки или карандаши. Также в помощь вам придут счетные палочки, числовые домики или карточки, которые можно приобрести в канцелярском магазине или сделать самому. Вот несколько вариантов, как ребенку объяснить состав числа.

  1. Возьмите, например, штук 13 шишек. Ваша задача показать ребенку, что 13 означает количество, а вот состоит это число из 10 и 3. Затем можно забрать десяток шишек и вновь разложить три шишки. Далее показываем для дошкольников, что состав числа три тоже можно разложить на единицу и двойку.
  2. Если ребенок не понимает состав числа, попробуйте дать ему "пощупать" это число. К примеру, разложите три карандаша. Сначала положите два рядом и один чуть дальше. Дайте крохе посчитать. Объясните, что число три состоит из единицы и двойки. Затем разложите каждый карандаш отдельно и снова дайте посчитать. Объясните, что три раза по одному тоже даст три.
  3. Отличный способ, как ребенку объяснить состав числа, делать это на простых повседневных задачах. Перед обедом разрешите малышу разложить тарелки самостоятельно(предположим, семья из трех человек). Сначала дайте только одну, а потом спросите, сколько ему еще не хватает. Таким образом можно объяснить состав числа для дошкольников.
Статьи по теме:
Тестопластика в детском саду

Лепка - не просто увлекательное занятие, но и прекрасное средство для развития ребенка. К тому же она подразумевает не только лепку из пластилина, но и нетрадиционные техники, например, тестопластику, практикуемую с детских садах.

Интегрированные занятия в детском саду

Система дошкольного образования не стоит на месте, предлагая все новые технологии и методики обучения малышей. Так, в садиках проводят, так называемые, интегрированные занятия. Что это такое - узнаете из нашей статьи.

Портфолио для мальчика начальных классов

Для того, чтобы учительнице было проще познакомиться с вашим ребенком и узнать об особенностях его характера и развития, в школах часто требуют подготовить портфолио. Какова структура портфолио и как сделать портфолио для мальчика, узнаете из нашей статьи.

Документы на очередь в детский сад

Перед многими родителями в определенный момент встает вопрос поступления малыша в детский садик. Большинство из них находятся в растерянности, так как не знают, когда и какие именно документы стоит подавать, становясь на очередь. Об этом и пойдет речь в нашем новом материале.

WomanAdvice.ru

Подготовка к школе.Обучаем дошкольников математике. Учим состав числа.

Следующий этап в освоении дошкольниками математики - изучение и запоминание состава чисел в пределах 10. Что это означает - изучение состава числа? Это значит, что ребёнок должен помнить все комбинации пар чисел, из которых может состоять число до 10. Примерно так: "Число 8 может быть составлено из чисел 1 и 7 (7 и 1), 2 и 6 (6 и 2), 5 и 3(3 и 5), 4 и 4. Не обязательно по порядку, но желательно ЗАПОМНИТЬ все возможные комбинации. Ещё лучше, если вы поможете ребёнку выучить и состав чисел второго десятка - то есть от 11 до 20. На это в первом классе вам отведут совсем мало времени. Чтобы что - то запомнить, необходимо много повторений. В школе на запоминание времени не будет, в школе, помимо математики, у ученика ещё много предметов, и по каждому из них надо будет овладевать новыми знаниями, и многое запоминать. Но если мы с вами занимаемся с ребёнком уже давно (надеюсь, лет с 2х), и занимаемся, не принуждая и не заставляя ребёнка, а заинтересовывая его и поощряя малейшие успехи, то его ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (сейчас нас, в первую очередь, интересуют внимание и память) достаточно развиты, и у ребёнка сформирован интерес к учёбе. Потому что запоминание состава чисел - это уже серьёзный этап обучения, для него необходимо сознательное и заинтересованное отношение ребёнка к учёбе. Состав чисел мы запоминаем, повторяем много раз, и для того, чтобы обучение не превратилось в мучение, мы будем применять разные методические приёмы, наши задания мы будем разнообразить. Для знакомства с составом чисел нам понадобится счётный материал. Карточки с одинаковыми картинками предпочтительнее в начале, позже лучше использовать счётные палочки. РАЗРЕШАЕМ ребёнку пользоваться для счёта ПАЛЬЦАМИ. Лучше сейчас, чем в третьем классе, но этот этап проходит каждый ребёнок. Счёт на пальцах очень полезен, подключаются к запоминанию зоны мозга, отвечающие за осуществление мелких движений, и помогают нам быстрее запоминать состав чисел. К тому же пальцев у нас 10 - очень удобно и очень наглядно, и здорово, что пальцы всегда с нами, можно воспользоваться в любой момент. Я начинаю обучение с состава числа 5, а на состав чисел 2, 3 и 4 только даю задания, там так мало комбинаций, что ребёнок легко ими овладеет без специальных усилий. На первом занятии мы с ребёнком вместе размышляем и выкладываем из счётных карточек - как 5 предметов делят между собой два персонажа (кому из детей что ближе - два брата, два друга, для детей помладше могу взять картинки со зверюшками - белочка и ёжик делят орехи). Проходим все варианты - у белочки 1 орешек, у ёжика 4, у белочки 2 орешка, у ёжика 3, у белочки 2, у ёжика 3 и т.д. Чтобы ребёнок увидел все возможные варианты. Не просто "увидел", а подействовал, пропустил через себя, ощутил такой важный момент "Если в одном месте прибудет, в другом обязательно убудет". С детьми с высоким уровнем готовности к школе делаем это в тетрадях в клеточку вот таким вот образом. (Ребёнок сам закрашивает клеточки двумя разными цветами).
Так мы начинаем работу с каждым числом! Я не перехожу к изучению состава следующего числа, пока ребёнок не овладеет как следует составом числа нынешнего! На следующих занятиях мы повторяем (запоминаем) состав числа. Я использую такие игры и упражнения: 1." Угадай, сколько предметов спрятал гном" (любой персонаж, лучше маленькая игрушка из киндера) , у меня разная для каждого "дома". Приготовьте домик с цифрой на крыше. И набор счётных карточек - несколько предметов, всех по столько, сколько написано на крыше домика (какое число вы сейчас изучаете).

"Смотри, какой запасливый наш гном, чего только нет в его домике, и всего по 7 - 7 яблок, 7 морковок, 7 огурцов, 7 груш. Давай поиграем с ним в "Математические прятки". Гном будет прятать несколько предметов, а ты будешь угадывать, сколько именно предметов он спрятал. Давай начнём. Закрывай глаза! Открывай. Что спрятал гном? Яблоки! Сколько яблок гном спрятал? (Сначала все предметы разложены рядами, и ребёнок ориентируется на количество других предметов, потом вы эти ряды убираете, и ребёнок только думает, вспоминает, считает. Если надо - пусть считает на пальцах, когда запомнит, он сам перестанет пользоваться пальцами.). 2." Сколько в корзинке? ". У меня есть такая настольная дидактическая игра, но на "Лабиринте" я её не нашла, наверное, больше не выпускают. Я всё равно о ней расскажу, несложно сделать что - то подобное, или придумать свою игру на основе имеющихся у вас игр. Нужны корзинки (вёдра, сумки - что вы придумаете) с числами от 5 и до... и много карточек с числами от 1 до... Суть игры - кто быстрее наполнит свои корзинки ПАРАМИ чисел, которые в сумме дают число, написанное на картинке. К примеру, у ребёнка на корзинке - число 8. Он должен "положить" в корзинку 2 карточки, чтобы в сумме написанные на них числа составляли 8. Значит, он может "положить" 7 и 1, или 6 и 2, или 5 и 3, или 4 и 4 (какую - то одну из этих комбинаций). Я усложняю правило - мы потом не просто проверяем корзинки, мы прячем числа на корзинках и "угадываем", какое число написано на корзинках друг у друга по сумме чисел. То есть: "Никита, я вижу, в твоей корзинке числа 5 и 3, значит, на твоей корзинке стоит число 8, я угадала?". Если ребёнок "продвинутый", я обязательно "ошибаюсь", чтобы ребёнок меня поправлял и тренировал внимание. Ещё одну игру вы найдёте здесь. Ещё один из способов помочь ребёнку осознать и запомнить состав чисел - выполнение заданий с помощью числового луча. (Вы можете чертить числовые лучи, а можете использовать шкалу линейки). Главное правило: если мы хотим прибавить, двигаемся вправо, хотим отнять - влево. Начинаем двигаться от первого числа. Например, " к 4 + 2 " - ставим пальчик (ручку, карандаш) на 4, и двигаемся на два деления вправо.

Покажите ребёнку столько раз, сколько ему необходимо для полного понимания (кому -то 2 раза, а кому - то 12 - пожалуйста, спокойствие и позитив, дорогие родители!), как определять состав числа на числовом луче.Числовые лучи - это любимый приём Людмилы Георгиевны Петерсон, чьи программы по математике пугают родителей первоклассников. Начните знакомство с ними до школы, и в 1 классе будет легче!

Состав числа 10

Программное содержание:

1. Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение, творческие способности детей.

2.Продолжать учить составлять число 10 из единиц, познакомить с обозначением числа 10.

3. Закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10.

4.Дать понятие о многоугольнике на примере треугольника и четырехугольника.

5. Закреплять умение ориентировать в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать их пространственное положение.

6. Создать на занятии обстановку эмоционального благополучия.

Организационнй момент:

Ребята, как вы думаете какое занятие у нас сегодня будет? (математика)

Как вы догадались?

Правильно, сегодня у нас будет занятие по математике и мы будем учиться составлять число 10 из двух меньших чисел.

Сегодня мы с вами ребята совершим небольшое путешествие в мир сказки. Вы эту сказку все знаете, называется она «Красная шапочка». Мама испекла пирожки и отправила Красную шапочку к бабушке. Идет Красная шапочка по лесу, все рассматривает, все разглядывает. Деревцо за деревцо, кустик за кустик, загляделась она и потеряла тропинку по которой шла. Видит впереди полянка, а на полянке зверята: зайчата, ежата, бельчата. Подходит Красная шапочка к зверятам и просит помочь ей найти тропинку к бабушке. Зверята согласились ей помочь после выполнения их заданий. А задания не простые, Красная шапочка с ними справиться не может и просит она вас ребята помочь ей. Ну что, поможем ей?

Тогда присаживайтесь за столы и первое задание, с которым вы должны справить – это расставить цифры по порядку от 1 до 10. (Назови соседей)

В следующем задании вам необходимо выложить лесенку из счетных палочек. (прямой и обратный счет, какая ступенька стоит первой, второй…десятой?)

Возьмите палочку, которая обозначает цифру 10 и положите ее перед собой. Какого цвета эта палочка? Сегодня мы с вами познакомимся с оранжевой палочкой – это самая большая палочка Кюизенера. Теперь возьмите белую палочку, которая обозначает цифру 1 и положите ее перед оранжевой палочкой. Подумайте, какого цвета палочку надо положить рядом с белой, чтобы они были одинакового размера с оранжевой? (Синюю, которая обозначает цифру 9) Молодцы! Какой вывод можно сделать? (1+9=10). Возьмите палочку, обозначающую цифру 2 (розовую) какого цвета палочку прибавим к ней? (бордовую) Какую цифру она обозначает? Вывод: 2+8=10. Следующая палочка обозначает цифру 3 (голубая) какого цвета палочку прибавляем? (черную) какое число она обозначает? Вывод 3+7=10. Теперь берем палочку, обозначающую цифру 4 (красную) какого цвета палочку прибавим к ней? (фиолетовую) Какую цифру она обозначает? Вывод: 4+6=10. Берем палочку, обозначающую число 5 (желтая) Какого цвета палочку прибавим к ней?(желтую) Вывод 5+5=10. Молодцы ребята, для закрепления состава числа 10 мы повесим на доску числовой домик с числом 10.

В продолжение темы:
История музыки

Дионис - бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в...

Новые статьи
/
Популярные