Расположение космодромов. Старт в науке

Самый известный космодром России - это Байконур. С него было произведено наибольшее количество пусков ракет-носителей. В данный момент Россия строит новый космодром "Восточный".

Сколько в мире космодромов?

Байконур - старейший космодром России и всей планеты. К тому же еще и самый крупный. Он был основан в 1955 году на территории Казахстана. После распада Советского Союза космодром арендуется российским правительством у казахской стороны. В данный момент договор аренды заключен до 2050 года.

Всего в мире существует 14 космодромов, с которых производились запуски ракет-носителей. Сама территория представляет собой комплекс сооружений, предназначенный для запуска специальных аппаратов в космос. Как правило, они занимают огромные площади и находятся на большом удалении от населенных пунктов. Ведь ступени, отделяющиеся в процессе полета, могут нанести повреждения жилым домам или соседним стартовым площадкам.

Ученые уже давно приметили, что самое выгодное месторасположение космодромов - прямо на экваторе. Таким образом, ракета-носитель экономит около 10% топлива по сравнению с ракетой, которая запускается из средних широт.

Помимо России космодромы, с которых уже запускались ракеты-носители, существуют в США, Французской Гвиане, Китае, Индии, Японии, Корейской Народной Демократической республике и Иране. Также функционирует международная стартовая платформа "Одиссей", находящаяся в Тихом океане.

№ 1 - Байконур

Крупнейший космодром России начали строить в 1955 году. Первоначально была создана специальная комиссия, которая определяла место, где появится это сооружение. Эта территория должна была соответствовать нескольким условиям. Выбирали обширный, но в тоже время малонаселенный район, поблизости должна была находиться железнодорожная магистраль. Также обязательные условия - наличие питьевой и технологической воды в больших объемах.

Рассматривались несколько вариантов. В итоге выбор остановили на Кызылординской области на территории Казахской ССР. Космодром начали строить в пустыне, неподалеку от Аральского моря, рек Сырдарья и железнодорожной ветки Москва - Ташкент. Еще одним преимуществом стала солнечная погода, которая сохраняется в этих местах около 300 дней в году. К тому же пустыня относительно недалеко от экватора.

Строительством космодрома руководил Георгий Шубников, генерал-майор инженерно-технической службы. Интересно, что для дезориентации возможного противника, помимо основного космодрома были построены несколько камуфляжных сооружений. Это ложный космодром в Карагандинской области. Он находится возле поселка Байконур. После успешного полета в космос первого человека, Юрия Гагарина, именно название Байконур закрепилось в сознании людей. В результате так сейчас называют и реальный космодром, расположенный в другом месте.

История объекта

Запуск первой ракеты с территории Байконура был произведен в 1957 году. Правда, неудачный. 21 августа впервые ракета успешно доставила условный груз с Байконура на Камчатку.

В 22.28 4 октября 1957 года началась космическая эра. Советский Союза запустил с Байконура первый в мире искусственный спутник. А в 9.07 отсюда же впервые отправился в космический полет первый человек.

На Байконуре организована масштабная инфраструктура. На космодроме 9 стартовых комплексов и 15 пусковых установок. Функционируют сразу два аэродрома, более тысячи километров автомобильных дорог, тысячи километров линий связи и электропередач.

№ 2 - космодром "Восточный"

В 2007 году президент России Владимир Путин подписал указ о начале строительства нового объекта. Космодром "Восточный" в России начали возводить в 2012 году.

Он должен обеспечить стране независимый доступ в космос. Помимо этого он должен гарантировать выполнение всех обязательств по коммерческим и международным космическим программам, а также позволит существенно сократить затраты на содержание Байконура. В конечном счете, улучшится социально-экономическая обстановка в Амурской области, где ведется строительство.

Целым рядом преимуществ обладает территория, на которой строится космодром "Восточный. Россия получит возможность отправлять в космос ракеты, минуя густонаселенные районы страны и территории иностранных государств. Поблизости находятся автомагистрали и железная дорога, аэродромы. С появлением нового космодрома будут нейтрализованы политические риски, связанные с расположением Байконура в Казахстане.

Коррупционные скандалы

Строительство нового космодрома регулярно сопровождается скандалами. Только на первый этап было выделено более 80 миллиардов рублей, всего на строительство планируют потратить около 300 миллиардов.

При этом постоянно происходят коррупционные скандалы. Они начались еще в 2012 году, когда на "Восточном" начали бастовать рабочие, которым не выплачивали заработанную плату. Для решения этой проблемы туда был направлен вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин. В 2014 году он стал главным координатором стройки. На месте будущего космодрома с тех пор он побывал более полусотни раз.

Несмотря на это, уже к весне 2015 года задолженность по заработанной плате составляла около 150 миллионов рублей. Строители объявили бессрочную голодовку, это стало одной из главных тем общения с президентом России Владимиром Путиным по прямой линии.

На данный момент возбуждены уголовные дела по факту хищения 7,5 миллиарда рублей.

Судьба Байконура

После того как стало известно, что появится свой космодром на территории России, многих волновала судьба Байконура. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев официально признал, что государственный бюджет будет не в состоянии содержать космодром. По этой причине, Астана не будет настаивать на его передаче Россией.

В то же время очевидно, что как минимум на ближайшие годы казахстанский космодром останется главной площадкой для пуска тяжелых ракет. Даже после запуска в эксплуатацию "Восточного". Хоть и планируется, что со временем это будет главный космодром России.

Например, сверхтяжелую ракету "Ангара" на новом космодроме рассчитывают запустить не раньше 2026 года. Еще один минус новой площадки для запуска космическим ракет состоит в том, что она находится примерно на 6 градусов севернее Байконура. А ведь, чем ближе стартовая площадка к экватору, тем ниже затраты и выше эффективность.

Поэтому, наверняка, Россия не будет уходить с Байконура в ближайшие годы. На спад пойдет, разве что политизация в сотрудничестве между Москвой и Астаной, которая часто строится на том, что главный российской космодром находится на зарубежной территории.

№ 3 - космодром Плесецк

Еще один известный космодром России расположен в Плесецке. Этот космодром занимается обеспечением российских космических программ, которые связаны с оборонными функциями, а также с научными и коммерческими задачами.

Он находится в Архангельской области, почти в 200 километрах от регионального центра. Рядом пролегает Плесецкая Северная железная дорога.

Административный и жилой центр космодрома расположен в городе Мирный. Его население составляет примерно 30 000 человек.

Первый старт ракеты-носителя из Плесецка состоялся в 1966 году. После этого он выполнял функцию испытательного полигона для стратегических ракетных комплексов межконтинентальной дальности.

После 1968 года реализуются международные программы. Такую работу проводят и другие космодромы России. Плесецк, например, принимал у себя французский космический аппарат.

Трагедии в Плесецке

Многие космодромы России, список которых вы найдете в этой статье, попадали в печальную хронику происшествий с человеческими жертвами. Плесецк не стал исключением.

В 1973 году 8 человек погибли во время взрыва ракеты "Космос". Это произошло в ходе ее заправки. Еще 10 человек были госпитализированы. Один из них в результате скончался от полученных ожогов, не приходя в сознание.

В 1980 году произошла самая масштабная трагедия, унесшая жизни 48 человек. Взрыв произошел снова во время заправки. На этот раз в эпицентре происшествия оказалась ракеты "Восток" и ее спутник.

В 1987 году вспыхнул пожар в расположенной поблизости воинской части. 5 человек погибли.

В 2002 году через несколько секунд после старта взорвалась ракета "Союз". На борту был один член экипажа.

Последняя трагедия произошла в 2013 году. Двое погибли и трое были госпитализированы в ходе стандартной очистки емкости из-под ракетного топлива.

Несмотря на это Плесецк - это самый северный космодром России, на котором продолжаются пуски ракет.

№ 4 - космодром Капустин Яр

Перечисляя космодромы России, список которых присутствует в этой статье, нельзя не упомянуть Капустин Яр. Он расположен на северо-западе Астраханской области. Первоначально был построен как полигон для испытания баллистических ракет в 1946 году.

Капустин Яр часто называют "российским Розвелом". Считается, что именно здесь советские ученые исследовали инопланетные корабли. В подтверждение этой легенды существует множество телепрограмм, в которых, к примеру, подробно описывается схема расположения подземного комплекса под полигоном.

№ 5 - космодром "Свободный"

Те, кто интересуются, где в России космодромы, знают о существования не такой популярной стартовой площадки, как предыдущие, "Свободный". Он находится в Амурской области, неподалеку от города Циолковский, бывшего Углегорска.

Всего отсюда было произведено пять запусков ракет. Последний - в 2006 году. Уже 10 лет космодром не функционирует.

В 2000-х годах планировалось, что с этого космодрома будут осуществляться запуски ракетного комплекса "Стрела". Однако он не прошел государственную экологическую экспертизу. В первую очередь, из-за высокотоксичного ракетного топлива гептил. Против него, кстати, выступают и многие казахстанские общественные и экологические организации.

В конечном счете, его решено было ликвидировать в рамках масштабного сокращения вооруженных сил из-за низкой рентабельности и ликвидности. Запусков с космодрома "Свободный" производилось крайне мало, как следствие, финансирование было минимальным.

№ 6 - плавучий космодром "Морской старт"

Есть у России и свой плавучий космодром - это платформа "Морской старт". Она расположена в Тихом океане. Самый близкий к ней участок суши - остров Рождества.

С 1995 года им руководит международный консорциум. В него входят Россия и США. Первый демонстрационный спутник был запущен уже в 1999-м. Тогда же состоялся и первый коммерческий запуск ракеты-носителя.

На данный момент с космодрома "Морской старт" были отправлены 36 ракет. Причем три из них были провальными, один пуск признан частично успешным.

Кто не хотел бы побывать на космодроме и посмотреть своими глазами на запуск ракеты в космос? Сомневаюсь, что такие люди вообще существуют. Для многих это даже мечта, которая была и у меня. Однажды, в 2011 году она осуществилась, и я присутствовал на космодроме Плесецк во время запуска ракеты-носителя Союз-У, доставившей на орбиту космический аппарат.

Самое забавное заключается в том, что непосредственно сам эффектный старт ракеты длится не больше одной минуты. До этого пришлось ехать полдня на поезде, потом гулять целые сутки по поселку Мирный, а запуск ракеты состоялся только к вечеру второго дня.
Зажигание, стойки отходят, пламя, ракета стремительно поднимается в небо, проходит через облака, и больше ее не видно. Но это стоит того! Это действительно круто.


P.S.
К сожалению, фотографии обновить не получилось, ибо исходники остались на сломавшемся несколько лет назад жестком диске. Поэтому максимум 900х600 пикселей и смешные старые копирайты на фото.

2. До ракеты-носителя примерно полтора километра, она находится в подвешенном состоянии на стартовом столе, зажатая стойками. Справа уезжает поезд с топливом.

3. Состав с кислородом и топливом отъезжает на безопасное расстояние.

4. Солдаты.

5. Первым делом, опускаются главные стойки, остается небольшая опора, прикрепленная к носовой части ракеты-носителя.

6. Зажигание! Отошла последняя опора!

7. Поехали!

8. Всего через 8 минут ракета-носитель Союз-У выйдет на орбиту.

9. По большому счету, я своими глазами не видел как взлетала ракета, только через видоискатель фотоаппарата.

10. Союз-У это трехступенчатая ракета-носитель, которую запускали 42 года. Последни пуск произошел в июле 2015 года с космодрома Байконур.

11. Ракета прошла через облака.

12. С земли видно даже отделение первой ступени, которая через несколько минут рухнет где-то на берегу Северного Ледовитого океана.

13. Люди с космодрома Плесецк не летают, ибо расположен он слишком далеко от Экватора, а запуски получаются значительно дороже, чем с Байконура.

14. Награждение ребят за успешный запуск.

15. Справа командир космодрома до 2011 года генерал-майор Майданович Олег Владимирович.

16. До начала 90-х годов космодром Плесецк удерживал мировое лидерство по числу запусков ракет в космос, Байконур был на втором месте.

17. Одним из технических отличий запусков ракет в России и других странах то, что у нас ракета-носитель подвешена перед стартом, а у них она стоит.

18. Подвешивание ракеты-носителя позволяет сократить расходы, потому что подобный тип запуска наносит намного меньше урона стартовой площадке.

19. Линейная скорость вращения Земли на широте Плесецка составляет 212 м/с, на широте Байконура — 316 м/с.

20. Ракета-носитель Союз-У предназначена для выведения на околоземную орбиту космических аппаратов научно-исследовательского и специального назначения, а также пилотируемых и грузовых космических кораблей серий Союз и Прогресс.

21. По состоянию на 2016 год, космодром Плесецк имеет 6 стартовых комплексов, из них выведены из эксплуатации два - РН Союз и Космос. Строится стартовый комплекс для ракет-носителей Рокот, остановлено строительство стартового комплекса РН Зенит.

22. Всего было произведен 791 запуск ракеты Союз-У, из них 770 успешных.

23. Этот запуск был четвертым с космодрома Плесецк в 2011 году.

24. Рабочим горючим для ракеты-носителя Союз-У являлся керосин, окислитель - жидкий кислород.

25. Технические работы на стартовом комплексе после запуска.

27. Пришел солдат и доложил нам, что ракета-носитель успешно вышла на орбиту, и связь в порядке.

29. После завершающих работ главные опоры поднимают.

31. В процессе запуска участвуют не только военные, но и рядовые инженеры.

32. Спасибо за внимание!

Взят у
Жми на иконку и подписывайся!

«Ангара», Восточный - зачем Роскосмосу не летающие и не пускающие дорогие игрушки.

В разработку ракеты-носителя "Ангара" и в строительство космодрома Восточный Россия вложила немало. За последние годы в СМИ не раз вспоминали об этих проектах, то в громких обещаниях, то в победных реляциях, то в контексте скандалов. К сожалению, новостей о реальных достижениях было значительно меньше чем бравурной и разоблачительной шумихи. Одна "Ангара" осуществила орбитальный запуск два с половиной года назад, один "Союз" слетал с Восточного год назад. И всё.

Свежая новость: похоже , "Ангаре" не доверят даже новый пилотируемый корабль "Федерация", который, по совсем недавним планам, готовился лететь на ней к Луне.

Даже далекий от космонавтики человек понимает, что ракета должна летать, а космодром пускать. Если не происходит того и другого, то дело неладно. Вопрос на что ушли государственные миллиарды повторяется неоднократно и в СМИ, и в блогах, и в комментариях. Попробуем разобраться зачем Роскосмосу нелетающие и непускающие дорогие игрушки.

Эту восточно-ангарскую тему надо рассматривать в комплексе, поскольку они сейчас тесно связаны, хотя начинались как совершенно самостоятельные проекты. Важно понимать, что сегодняшняя ситуация стала следствием непредсказуемого развития событий за последние 20 лет, на которые реагировал Роскосмос. И не забываем, что Роскосмос - это не человек, а сложная эволюционирующая структура, что практически никто из принимавших решение о разработке "Ангары" или строительстве Восточного не занимает сейчас тех постов и не влияет на сегодняшние решения.

"Ангара"

Достаточно взглянуть на линейку ракет в разное время проектировавшихся под именем "Ангара" чтобы понять длительные сроки разработки. История этой ракеты напоминает известный ролик о производстве БМП padley .

Сначала ее готовили на стартовый стол "Зенита", который уже был на Байконуре и Плесецке. Затем стали проектировать свой. К боковым ускорителям пристраивали крылья для придания многоразовости еще когда Илон Маск учился доллары по электронной почте посылать. Концепция универсальных ракетных модулей - перспективная тема снижающая стоимость производства, впоследствии была реализована молодым американским стартапом SpaceX. Вообще история "Ангары" - это пример того, что может получиться если дать разработчикам неограниченный бюджет, неограниченные сроки и сказать "Творите!" И они сотворили ракету с универсальными модулями для экономии, но тремя разными стартовыми столами под каждую модификацию А3, А5, А7, что поднимает стоимость всего комплекса до небес.

Единственное, что сопутствовало "Ангаре" на всем ее жизненном пути - это ее бесполезность. Как ракета, "Ангара" не нужна. И всегда была не нужна. “Ангару” использовали всегда для каких-то любых других целей, кроме запуска космических аппаратов. Для нормальной ракетной работы продолжали эксплуатироваться существующие ракеты: возможности А1 - это “Днепр”, “Рокот”, “Союз-У”, А3 - это “Союз-2” и “Зенит”, А5 - “Протон”, А7 - нагрузок таких нет.

Коммерческих перспектив тоже никаких - ракета в два раза дороже “Протона”.

Началась "Ангара" чтобы собрать кооперацию, т.е. всех производителей комплектующих, после развала СССР. Затем чтобы загрузить работой конструкторов, прокормить их в 90-е, и не утратить в принципе способности разрабатывать ракеты. Попутно проработали всякие экзотические крылатые варианты, потому что можем и денег дают. К концу работы, ракета приобрела пропагандистское значение - российская, экологичная, своя. В момент старта тяжелой модификации "Ангара А5" обозначилась новая роль, которая, в конечном счете стала основной, определив сегодняшнюю судьбу - политическая.

Первый орбитальный тяжелый пуск "Ангары" был уникальным в истории российской космонавтики - ее пустили на два дня раньше назначенного срока. После многолетних переносов, но на два дня раньше объявленной даты. Аккурат в тот день, когда Россию с государственным визитом посетил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Восточный

Решающим фактором строительства Восточного стало то, что Байконур - не наш. К началу 2010-х появилась основа стратегии Роскосмоса - гарантированный доступ Российской Федерации в космос со своей территории.

Соглашение о Байконуре Россия и Казахстан подписали в 1994 году. По условиям, Россия обязалась выплачивать по $115 млн ежегодно. На момент заключения контракта молодой казахской республике эта компенсация казалась приемлемой, но потом экономика страны росла и вклад Байконура казался всё ничтожнее. При этом космодром - беспокойный сосед. Постоянно с неба валятся отработанные первые ступени ракет. Периодически над космодромом что-то бахает, распространяя подозрительные коричневые облака. И казахская общественность беспокоится после прочтения в википедии статьи "несимметричный диметилгидразин ". По стране бродят слухи типа "после русских пусков портится погода". В общем основания получить с космодрома больше у Казахстана есть. Надавить можно запретом ронять ступени, запретом на пуски после аварии или просто недвусмысленными намеками расторгнуть договор.

Российская космонавтика без Байконура на одном Плесецке не улетит. Ключевые возможности Байконура: стартовые столы "Протона" и пилотируемые столы "Союза". Но пока от "Союза" зависит США на эту ракету Казахстан не осмеливался посягнуть, а вот "Протон" - как бельмо:

Ядовитый - и никого не волнуют отчеты экологов, что на природу токсичное топливо не влияет - не успевает долететь до земли.

Коммерческий - в 90-2000-е "Протон" тянул от трети до половины всей коммерческой космонавтики мира, и каждый пуск - по деньгам чуть меньше чем Казахстан получает в за космодром в год.

Военный - самостоятельное достижение геостационарной орбиты открывает возможность постоянного радиолокационного и оптического контроля территории всего мира или избранных регионов.

В общем, многие бы поддержали Казахстан в его желании поприжать российский "Протон".

И в этой ситуации Россия взялась решать проблему. Решение может показаться спорным, классическое заливание деньгами, но сейчас уже видно - работает. Тактика "кнута и пряника".

"Кнутом" и стала "Ангара" с Восточным. Запустив тяжелую ракету со своей территории и построив дальневосточный космодром Россия дала понять Казахстану и остальному миру, что у нее есть свой "луна-парк", и давить на "Протон" уже не больно.

"Пряником" стал в 2015 году полет единственного казахского космонавта Айдына Аимбетова, и развитие совместного проекта космодрома “Байтерек”. Самому проекту уже больше десяти лет, но активизировался он именно после полета "Ангары" и старта с Восточного, хотя решающим фактором стал выгодный проект “Сункар”.

Сейчас у "Ангары" только одна пусковая площадка в Плесецке. Создана на средства Минобороны в целях обеспечения доступа России в космос со своей территории. Но Плесецк - это самый худший космодром для пусков на геостационарную орбиту - слишком много топлива уходит на изменение наклонения орбиты. На Восточном же долгое время планировалось возведение двух стартовых площадок для "Ангары А5" - одна "грузовая", вторая - пилотируемая. В такой конфигурации и с доработкой до "Ангары А5В" появлялась возможность двумя пусками доставить россиян в "Федерации" до окололунной орбиты. За эту потенциальную возможность Роскосмос стойко держался в моменты самого жесткого секвестра космического бюджета. Для СМИ повторялась формула об "обеспечении возможности достижения Луны до 2030 года".

Хотелось верить. Всего пару месяцев назад, несмотря на хаос с бракованными движками, мусором в топливопроводах и хлопавшими дверьми космонавтами, ещё казалась реальной перспектива совместной эксплуатации к концу 20-х годов американской окололунной станции . Orion и “Федерация” пристыкованные к станции с видом на Луну. Хотелось бы такое увидеть...

Но пришел Минфин несудьбы - на два стола под “Ангару” денег нет, значит нет полета к Луне, и нет пилотируемых пусков.

Феникс/Сункар

Советская, а впоследствии украинская, ракета "Зенит" была довольно удачной для своего времени, и сохраняла высокие показатели экономической и энергетической эффективности и в XXI веке. По сути, она была самой дешевой ракетой для пусков на геостационарную орбиту, хотя и проигрывала по мощности и надежности "Протону". Она летала в 90-2000-е по коммерческим и государственным заказам с Байконура и с плавучего космодрома SeaLaunch.

Украинская ракета летала на российском двигателе . Политический конфликт России и Украины практически похоронил этот проект. Но успешность "Зенита" и возрождение SeaLaunch под эгидой коммерческой компании S7 побудило Роскосмос проработать российскую ракету на РД-170. За основу взяли наработки РКК "Энергия" по ракете "Русь" . Так появился проект "Феникс". На эту работу дал денег Казахстан, и для него прорабатывается вариант под названием "Сункар" (Сокол). Эту ракету можно пускать со стартовых столов “Зенита”, т.е. экономятся значительные капитальные расходы.

Совсем недавно глава "Энергии" рассказал о возможности поставить космический корабль "Федерация" на "Феникс", а сегодня это оказывается единственно возможным вариантом. "Феникс" слабее "Ангары" поэтому пока никакая Луна нашим космонавтам не светит. Но в перспективе из пяти ракет можно собрать "Пятифеникс" и это уже будет лунная сверхтяжелая ракета. Т.е. тут повторяется модульная концепция "Ангары", с тем отличием, что каждый модуль - это самостоятельная ракета с обширным кругом задач, в отличие от неполноценного ангарского УРМ. Американская ракета Falcon-9 развивается с той же идеологией. Легко ли из одной ракеты собрать три или пять хорошо видно на примере тройной Falcon Heavy - пуск обещали в 2014 году, на дворе 2017 и обещают к осени. Посмотрим.

Насколько осмысленно создание новой ракеты с нуля, когда практически готова аналогичная "Ангара"? Можно ли верить, что "Феникс" не превратится в бесконечный бесполезный долгострой, как "Ангара"?

Верить ничему не стоит, но надеяться можно, и вот почему:

1) Если "Феникс" получится с ценой "Зенита", то он будет раза в три дешевле "Ангары А5", при сравнимых возможностях запуска, если стартовать с экватора на SeaLaunch.

2) "Феникс" разрабатывается не ГКНПЦ им. Хруничева, а РКК "Энергия" которая зарекомендовала себя как качественный производитель космических кораблей "Союз" и другой техники. "Энергия" намного реже попадала в сводки коррупционных скандалов, зарплаты рабочих на предприятии всегда были практически самыми высокими по отрасли. Можно сказать ничего лучше РКК "Энергия" у Роскосмоса просто нет.

3) Стартовые столы для "Зенита" на Байконуре уже готовы. SeaLaunch готов к выходу в море. Отказавшись от двух стартовых столов "Ангары" можно сэкономить деньги на разработку "Феникса" и еще сдача на лунный микроспутник останется.

4) На "Феникс" есть частные заказчики. Тот самый S7 уже готов покупать и пускать.

5) Участие Казахстана обнадеживает. Сейчас российские космические проекты успешно развиваются практически только в международных программах. Многое, что делается для себя - бесконечно долго и с неясной перспективой. Многое, что в международных - качественно и в срок, по крайней мере недавно так еще было.

6) Проект казахстанско-российского космодрома "Байтерек" сдвинулся с мертвой точки только после того как Россия прекратила попытки всучить Казахстану "Ангару" и начала разговор за "Феникс".

Ну и простое: "Феникс" - нужен. При условии, что будет дешевле "Протона". Он нужен и России и на мировом рынке. По сути это русский Falcon-9, только без многоразовости, но с крылышками.

По последним новостям, на ближайшие 10 лет, картина вырисовывается следующая:

1) Наметившийся переезд Байконура на Восточный приостанавливается.

2) Восточный - это действительно хороший современный космодром , единственная его проблема в том, что пока есть Байконур, он не нужен. Поэтому с Дальнего Востока будут, только для поддержания потенциала, пускать редкие "Союзы" с коммерческими или научными нагрузками по 5-6 пусков в лучшие годы.

3) На Восточном строят один стартовый стол под "Ангару" и пускают оттуда раз в два года какой-нибудь военный спутник, чисто для того того чтобы не разучиться делать ракету и не заржавел стол.

4) "Федерация" летит в середине 20-х на "Фениксе"/"Сункаре" с Байконура, и только вокруг Земли. Может еще успеет разок на МКС заскочить.

5) "Феникс"/"Сункар" перетягивает на себя бОльшую часть потенциальных коммерческих заказов "Протона", и летает с Байконура и SeaLaunch, токсичной ракеты нет или очень мало, часть прибыли идет в местную казну и Казахстан счастлив.

6) "Протон" продолжает летать с Байконура до упора но редко, пока (и если) есть госзаказ и некоторые тяжелые коммерческие спутники.

7) "Ангара" по-прежнему не нужна, и "стоит на запасном пути", а если "Феникс" себя хорошо покажет, то ее вообще закроют.

8) Производство "Протона" выносится из Москвы в Омск, редкую "Ангару" делают там же, на месте завода в излучине Москвы-реки в Филях появляется жилой комплекс "Космос".

Во всей этой картине печальнее всего роль "ЦиХа" - ГКНПЦ им Хруничева. Некогда мощнейшее производство и научно-технический центр в центре Москвы, строивший спутники, ракеты и космические станции, переживает длительный кризис, реорганизацию и скандалы, теряет всякие возможности лоббирования своих интересов, поэтому все перемены, что происходят в Роскосмосе на руку прямому конкуренту - РКК "Энергия".

Важно понимать, что в этой истории нет плохих и хороших, каждый пытается противостоять стечению обстоятельств с максимальной выгодой для себя. Всё, что происходит с Роскосмосом с 1991 года - результат советского наследия. Я уже обращал внимание , что Роскосмос от СССР получил колоссальный промышленный потенциал, который работает сейчас хорошо если на 30% мощности. И всё, чем занималось ведомство 25 лет - это не растерять доставшиеся “саквояж, картину, корзину, картонку, и маленькую собачонку”, а мы хотим чтобы Роскосмос побежал спринт со всем этим добром. В тяжелые годы работа была на коммерческих заказах и американцы помогали со своей “международной" станцией. Сейчас же потеряли и коммерческие заказы, и перспективы международного сотрудничества с прежними партнерами, и своих денег не хватает.

Единственная надежда отрасли вернуться в “золотой век”, как в 80-е годы - это нефть по $150. Никакие другие факторы не помогут. С этим пониманием и началась реформа пару лет назад. Поэтому всё чем занят Роскосмос в состоянии реформы и сокращения бюджета - это реорганизации, оптимизации, слияния и поглощения, усушка и утруска, так что мало не покажется никому.

Вообще, у меня сформировалось ощущение, что сверхтяжелая ракета и русские на Луне станут премией Роскосмосу за успешно проведенную реформу. Если получится создать эффективную и компактную отрасль, обеспечивающую потребности государства в околоземном пространстве и конкурирующую на мировом рынке, тогда она и получит аппетитный заказ на Луну. А если нет, ну значит не шмогла.

И не плачьте по “Ангаре”, она пришла и ушла не зря.

Байконур. Стартовая позиция ракет Союз. КОСМОДРОМ (от космос и греческого dromos бег, место для бега), комплекс сооружений, оборудования и земельных участков, предназначенных для сборки, подготовки и запуска космических аппаратов. В 1946 был… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

КОСМОДРОМ - (от космос и греческого dromos бег, место для бега), комплекс сооружений, оборудования и земельных участков, предназначенных для сборки, подготовки и запуска космических аппаратов. В 1946 был основан первый в СССР космодром Капустин Яр, в 1955… … Современная энциклопедия

космодром - звездная гавань, утиноура, космическая гавань, плесецк, уоллопс, чанчэнцзе, танегасима, байконур Словарь русских синонимов. космодром сущ., кол во синонимов: 9 байконур (2) … Словарь синонимов

КОСМОДРОМ - (от космос и греч. dromos бег место для бега), комплекс сооружений и технических средств для сборки, подготовки и запуска космических аппаратов. Включает в себя техническую позицию, стартовый комплекс и обслуживающие объекты (измерительные пункты … Большой Энциклопедический словарь

КОСМОДРОМ - КОСМОДРОМ, а, муж. Комплекс сооружений и технических средств для запуска космических кораблей, искусственных спутников Земли и других космических аппаратов. | прил. космодромный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

КОСМОДРОМ - комплекс сооружений, технических средств и отчуждённых (в целях безопасности) земельных зон, предназначенный для сборки, подготовки к запуску и запуска космических летательных аппаратов. К. включает в себя техническую позицию, стартовый комплекс… … Большая политехническая энциклопедия

космодром - специально подготовленная территория с размещёнными на ней сооружениями и оборудованием для сборки, испытаний и запуска ракет– носителей с космическими аппаратами. В состав современного космодрома входят монтажно испытательные, стартовые и… … Энциклопедия техники

Космодром - (от Космос и греч. drómos бег, место для бега) комплекс сооружений, оборудования и земельных участков, предназначенный для приёма, сборки, подготовки к пуску и пуска космических ракет. Некоторые К. включают земельные участки для падения… … Большая советская энциклопедия

космодром - а; м. [от греч. kosmos вселенная и dromos место для бега; бег] Комплекс сооружений и технических средств, предназначенный для сборки, подготовки и запуска космических летательных аппаратов. * * * космодром (от космос и греч. drómos бег, место… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Космодром. Космонавты. Космос , А. Романов , «Восход», «Союз». В просторах космоса побывали аппараты «Зонд», «Электрон», «Метеор», «Протон», целая серия спутников Земли «Космос», «Молния». Открыты многие тайны Вселенной, и она начинает… Категория: Научная литература Издатель: ДОСААФ , Купить за 223 руб
  • Космодром на чемоданах , Айлика Кремер , Байконур – это не только космодром, но и построенный в казахской степи город, где сейчас живут более семидесяти тысяч человек, большинство из которых не имеет отношения к космосу. Как и… Категория:

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

"Мысль о металлическом аэростате засела у меня в мозгу. Иногда она меня утомляла, и тогда я по месяцам занимался другим, но в конце концов я возвращался к ней опять"

К.Э. Циолковский

Русское слово «ракета» произошло от немецкого слова «ракет». А это немецкое слово - уменьшительное от итальянского слова «рокка», что значит «веретено» . То есть, «ракета» означает «маленькое веретено», «веретёнце». Связано это, конечно, с формой ракеты: она похожа на веретено - длинная, обтекаемая, с острым носом.

Ракеты человек изобрёл очень давно. Их придумали в Китае много сотен лет тому назад. Китайцы использовали их для того, чтобы делать фейерверки. Они долго держали в секрете устройство ракет, им нравилось удивлять чужестранцев. Но некоторые из этих удивлённых чужестранцев оказались людьми очень любознательными. Вскоре во многих странах научились делать фейерверки и праздничным салютом отмечать торжественные дни.

Долгое время ракеты служили только для праздников. Но потом их стали использовать на войне. Появилось ракетное оружие. Это очень грозное оружие. Современные ракеты могут точно поразить цель на расстоянии в тысячи километров.

А в XX веке школьный учитель физики Константин Эдуардович Циолковский придумал ракетам новую профессию. Он мечтал о том, как человек станет летать в космос. К сожалению, Циолковский умер до того, как первые корабли отправились в космос, но его всё равно называют отцом космонавтики.

Почему так трудно полететь в космос? Дело в том, что там нет воздуха. Там пустота, она называется вакуум. Поэтому там нельзя использовать ни самолёты, ни вертолёты, ни воздушные шары. Самолёты и вертолёты при взлёте опираются на воздух. Воздушный шар поднимается в небо, потому что он лёгкий и воздух выталкивает его вверх. А вот ракете, чтобы взлететь, воздух не нужен. Её нужен лишь космодром.

Первым и самым крупным космодромом мира является Байконур, но он находится заграницей в Казахстане. В России есть свои космодромы, их четыре: Плесецк, Ясный, Капустин Яр, Восточный.

Космодром «Восточный» находится в Амурской области. Выбор места для его строительства был не случайным. В строительстве космодрома большое значение имеет его расположение. Чем южнее космодром, тем больше масса грузов, которые можно с него вывести в космос. С точки зрения траекторий полётов ракет Восточный также расположен удачно: начальный участок траектории не проходит над густонаселёнными районами России и территориями иностранных государств, а районы падения отделяющихся частей ракет либо малонаселённые, либо являются нейтральными водами.

На расстоянии меньше 200 километров от космодрома «Восточный» находится крупный административный центр, столица Амурской области - город Благовещенск. Он расположен на слиянии двух крупнейших рек Азии: р. Амур и р. Зея. Река Зея берет свое начало на севере Амурской области и протекает вдоль северной границы территории космодрома. Запуски ракет сопровождаются выбросами в атмосферу газов отработанного топлива, которые могут попасть в реку, и по течению дойти до крупных городов Дальнего Востока России. Помимо этого запуски ракет сопряжены с внештатными и аварийными ситуациями, которые могут привести к экологической катастрофе.

Для того чтобы ракета попала в космос, нужно преодолеть притяжение Земли. Поэтому ракета должна набрать большую скорость (первую космическую скорость), чтобы от нее оторваться. Для этого учёные и инженеры придумали различные типы двигателей ракет, работающие на различном виде топлива. Самым пугающим из них является «гептил».

Целью моей научно-исследовательской работы является изучение принципов работы и влияния на окружающую среду ракет, применяемых и планируемых к использованию на космодроме «Восточный».

Задачами моей научно-исследовательской работы являются:

Изучение конструкции и устройства блоков различных типов ракет;

Определение основных этапов полета ракеты в космос;

Изучение мер безопасности, применяемых на космодроме «Восточный»;

Создание и запуск модели ракеты на экологически чистом двигателе.

Космодром «Восточный»

История космодрома Восточный началась 6 ноября 2007 года, когда президент России Владимир Путин подписал указ о создании в Амурской области космодрома . Это произошло спустя несколько месяцев после закрытия другого российского космодрома Свободный ‒ предшественник, располагавшийся там же, на Дальнем Востоке, был закрыт в марте 2007-го.

Изначально стартовая площадка не должна была появиться на том же месте, где располагался недавно закрытый Свободный: в планах было создание космодрома с новой инфраструктурой на берегу Тихого океана ‒ недалеко от превратившегося в главную восточную столицу Владивостока. Но эта идея продолжения не получила: приняв во внимание проблемы с погодой на побережье и другие географические и геополитические факторы, власти приняли решение перенести строительство нового космодрома вглубь континента.

Введение в эксплуатацию космодрома ‒ дело немногим более лёгкое, чем сами полёты в космос. Выбор места для строительства должен быть продиктован целым рядом факторов: географическим, геополитическим, социально-экономическим. Важно учитывать траектории полётов (чтобы избежать попадания ракет и обломков на территории соседних государств или густонаселённые районы собственной страны), возможную массу выводимых грузов, есть ли поблизости аэропорты, железнодорожное сообщение, автомагистрали.

Техническая оснащённость космодрома позволяет считать его одним из самых современных космодромов в мире. Управление технологическим оборудованием здесь полностью автоматизировано (в отличие от того же Байконура), то есть машины контролируют все процессы, от заправки корабля до старта. Автоматизирован и командный пункт - все данные о ракете вместе с десятками параметров выводятся на экраны, и автоматика оценивает соблюдение графиков и работу систем во время полёта.

Впервые для работы с ракетой на стартовой площадке используется мобильная башня обслуживания, оснащённая по последнему слову техники. Она отслеживает ход всех работ и к тому же поддерживает комфортную температуру для специалистов, задача которых заключается в сборке составных частей ракеты.

В монтажно-испытательном комплексе «Восточного» впервые оборудована специальная галерея, соединяющая разные корпуса комплекса, - трансбордер. Монтажные корпуса всегда находятся на некотором отдалении друг от друга, и это создает проблемы при транспортировке отдельных частей ракеты и их сборе в единое целое. Здесь же проблема решена: части ракет и спутников из здания в здание можно перевозить по специальной галерее, а не по улице, не нарушая важный в этих вопросах температурный режим.

Рис. 1. Мобильная башня обслуживания на стартовом столе

Рис. 2. Монтажно-испытательный корпус (МИК)

Первый запуск с Восточного был назначен на 25 декабря 2015 года, потом перенесён на 27 апреля 2016 года, а потом отложен ещё на сутки . Наконец, 28 апреля состоялось историческое событие: ракета-носитель «Союз-2.1а» с блоком выведения «Волга» вывела на орбиты три космических аппарата - «Михайло Ломоносов», «Аист-2Д» и наноспутник «СамСат-218».

Сама ракета «Союз 2.1а», как и другие ракеты-носители «Союз» с индексом 2, - цифровая. Она оборудована новой компьютерной системой управления, что позволило повысить точность выведения груза на орбиту, устойчивость и управляемость ракеты, а также - что особенно важно - увеличить габариты полезной нагрузки. Если раньше спутники или космические корабли были чуть большего диаметра, чем ракета, а то и вовсе такого же, то теперь ракета может вывести в космос аппараты больших размеров. К тому же в первой ракете, стартовавшей с Восточного, впервые были установлены видеокамеры, позволяющие в реальном времени получать картинку с борта ракеты до старта и во время вывода груза на орбиту.

В планах - обеспечение космодрома запусками приблизительно до 2024 года . Роскосмос собирается вывести на орбиту аппарат «Метеор» и два спутника серии «Канопус»; уже к 2018 году количество запусков в год предполагается увеличить до шести-восьми, в перспективе - до десяти. С 2021 года планируются пуски ракет-носителей «Ангара-А5П» и «Ангара-А5В». Важным этапом развития космодрома станет лунная программа, запуски аппаратов к Луне должны будут осуществляться с 2019 по 2024 годы:

    «Луна-25» ‒ миссия: технология полярной посадки, начало изучения Южного полюса Луны;

    «Луна-26» ‒ миссия: глобальный обзор и разведка лунных ресурсов;

    «Луна-27» ‒ миссия: изучение реголита и экзосферы на Южном полюсе Луны;

    «Луна-28» ‒ миссия: доставка на Землю лунного полярного грунта.

Полный ввод космодрома Восточный в строй планируется в 2020 году. Помимо новой ракеты-носителя «Ангара» и модифицированной ракеты-носителя «Союз-2», запуск которых изначально планировался с космодрома, в перспективе развитие возможностей космодрома до уровня, обеспечивающего подготовку и запуск модулей орбитальных станций, космических средств для изучения (и освоения) Луны и Марса, а также других удалённых небесных тел.

Космические ракетные комплексы (КРК)

Космические ракетные комплексы, которые планируется запускать с космодрома «Восточный» можно разделить на два типа ракет: РН «Союз» и РН «Ангара».

Рис. 3. Ракеты: слева - «Союз», справа - «Ангара»

Ракеты-носители типа «Союз-2» разработаны на базе серийной РН «Союз-У» . На ракетах-носителях «Союз-2» применены усовершенствованные двигательные установки и современные системы управления и измерений, что существенно повышает технические и эксплуатационные характеристики. Союз-2.1а" — трехступенчатая ракета среднего класса. На первой и второй ступенях установлены жидкостные ракетные двигатели РД-107А и РД-108А, на третьей — четырехкамерный РД-0110. В качестве компонентов ракетного топлива маршевых двигательных установок РН используются экологически чистый окислитель — жидкий кислород и слаботоксичное углеводородное горючее Т-1 (керосин). Масса выводимой полезной нагрузки составляет до 7,5 тонн.

Ракеты-носители «Союз-2» в сочетании с разгонным блоком «Фрегат» предназначены для запусков космических аппаратов на околоземные орбиты различных высот и наклонений, включая геопереходные и геостационарную, а также отлетные траектории.

Новейший российский космический ракетный комплекс «Ангара» включает в свой состав семейство экологически чистых ракет-носителей (РН) различных классов, позволяющих выводить до 37,5 тонн полезного груза (модификация «Ангара-А5В») на низкую околоземную орбиту. Ракеты «Ангара» относятся к тяжелому и сверхтяжелому классу ракет.

Основой для создания вариантов ракет-носителей «Ангара» служат кислородно-керосиновые универсальные ракетные модули - УРМ-1 (для первой и второй ступеней РН) и УРМ-2 (для верхних ступеней РН). Количество УРМ в составе первой ступени определяет грузоподъемность ракеты-носителя.

Универсальный ракетный модуль представляет собой законченную конструкцию, состоящую из баков окислителя и горючего, соединенных проставкой, и двигательного отсека. УРМ-1 оснащается жидкостным реактивным двигателем РД-191, УРМ-2 - двигателем РД-0124А.

В ракетах-носителях семейства «Ангара» не используются агрессивные и токсичные ракетные топлива на основе гептила, что позволяет существенно повысить показатели экологической безопасности комплекса, как в прилегающих к космодрому регионах, так и в районах падения отработавших ступеней ракет-носителей.

Полет ракеты в космос

Для того чтобы ракета попала в космос, нужно преодолеть притяжение Земли. Поэтому ракета должна набрать большую скорость (первую космическую скорость), чтобы от нее оторваться. Для этого учёные и инженеры придумали определенный порядок работы ракеты.

Ракета-носитель «Союз 2.1» состоит из трех ступеней и выполнена по схеме с параллельным отделением боковых ракетных блоков в конце работы первой ступени и поперечным отделением ракетного блока второй ступени по окончании его работы. На первом этапе полета работают двигатели четырех боковых и центрального блоков, на втором, после отделения боковых блоков, только двигатель центрального блока .

Рис. 4. Составные части ракеты и этапы её полета

Двигатели боковых блоков работают в течение 118 секунд после старта, после чего отключаются. После этого боковые блоки отделяются от центрального блока и сбрасываются.

Вторая ступень (центральный блок) состоит из хвостового отсека, в котором установлен двигатель однократного включения. Номинальное время работы двигателя центрального блока составляет 280-290 секунд.

Запуск двигателей центрального и боковых блоков производится на Земле, что даёт возможность контролировать их работу в переходном режиме и при возникновении неисправностей во время пуска отменять пуск ракеты. Это обеспечивает повышение безопасности эксплуатации.

Третья ступень, состоящая из переходного отсека, бака горючего, бака окислителя, хвостового отсека и двигателя, установлена на центральном блоке и соединена с ним с помощью ферменной конструкции.

Маршевый двигатель третьей ступени включается примерно за две секунды до отключения центрального блока. Газы, истекающие из сопел двигателя третьей ступени, непосредственно отделяют ступень от центрального блока. После отключения двигателя и отделения космического аппарата или разгонного блока с космическим аппаратом, третья ступень выполняет маневр увода путем открытия дренажного клапана в баке горючего. От ракеты осталась только головная часть. Дальнейший полет ракета продолжит при помощи разгонного блока.

Создание экологически чистой модели ракеты

Экологически чистым двигателем считается тот, который не наносит вреда окружающей среду. Одним из таких двигателей можно считать пневмо-гидравлический. Модель ракеты с таким двигателем дает возможность проводить множество различных опытов и, что самое главное, познакомиться с действием реактивного двигателя. Пневмо-гидравлическую ракету можно легко построить самому. Для начала надо определиться каких размеров будет ракета. Основа её корпуса будет простая пластмассовая бутылка из-под газировки. В зависимости от объема бутылки будут различаться полетные характеристики нашей будущей ракеты. Например, 0.5 литра хоть и будет маленькая по размерам, но и взлетать тоже будет невысоко метров на 10-15. Самый оптимальный размер это бутылка объемом от 1.5 до 2 литров. Для старта потребуется также основной инструмент - насос, лучше, если он будет автомобильным и с прибором для измерения давления - манометром.

Основной узел в ракете будет клапан, от него будет завесить эффективность работы будущей ракеты. Клапан изготовим из пробки, велосипедной камеры и металлической пластины.

Рис. 5. Клапан

Для изготовления корпуса модели ракеты потребуется две бутылки объемом 1.5 литра и металлизированный скотч. Стабилизаторы в количестве четырех штук легко сделать из картона из-под бытовой техники. Для изготовления стартовой площадки потребуется ровный фанерный лист, металлические уголки и саморезы.

Рис. 6. Модель ракеты на стартовой площадке

Опытным путем было определено, что модель ракеты должна быть наполнена водой на 1/3 часть от общей длины всей бутылки. Если залить больше воды или меньше, то в первом случае для воздуха остается слишком мало места, а во втором - слишком много. Тяга двигателя в этих случаях будет очень слабой, а время работы - непродолжительным. Тяга, уменьшающаяся по мере выбрасывания воды, что позволяет модели ракеты достигнуть высоты 30 - 50 м. Время полета модели от старта до момента приземления в зависимости от достигнутой высоты составляет 5 - 7 секунд. Модель ракеты, запущенная без воды, будет очень легкой и поднимется только на 2 - 5 м.

Пневмо-гидравлические модели ракет могут быть и многоступенчатыми. Рекорд на высоту полета такой ракеты составляет 600 метров. При этом они могут поднимать существенную полезную нагрузку, например некоторые испытатели устанавливают фотоаппараты или мини видеокамеры и проводили успешно аэрофотосъемку.

Заключение

В результате знакомства с космодром «Восточный» с его «настоящими» и «будущими» ракетами были получены следующие выводы:

    ракета состоит из трех ступеней и головной части;

    для отрыва от Земли ракета должна набрать первую космическую скорость;

    полет ракеты состоит из шесть этапов;

    используемые и планируемые к запуску ракеты являются экологически безопасными.

Заключительным этапом моей работы стало создание и запуск действующей экологически чистой пневмо-гидравлической модели ракеты. В результате выполнения различных вариантов запуска модели ракеты, были получены следующие результаты:

    модель, запущенная без воды, будет очень легкой и поднимется только на 2 - 5 м;

    модель ракеты должна быть наполнена водой на 1/3 часть от общей длины всей бутылки;

    установка ракеты под углом 60° приводит к уменьшению высоты подъема, однако дальность полета увеличивается;

    время полета модели от старта до момента приземления в зависимости от достигнутой высоты составляет 5 - 7 секунд;

    при вертикальной установке модели на старте она может достигнуть высоты около 50 м.

К сожалению, пневмо-гидравлическая модель ракеты не может быть использована в качестве рабочей ракеты на космодроме «Восточный», так как не развивает первой космической скорости (7,9 км/с), а ограничена лишь 12 м/с. Зато позволяет наглядно провести эксперименты и понять принципы ракетных технологий.

Литература

    Архипова К. Восточные ворота в космос // Мужская работа. №57. 2016. URL: http://www.menswork.ru/?q=content/kosmodrom%20vostochii (дата обращения 09.11.2017).

    Волиман Д. Профессор Астрокот и его путешествие в космос // МИФ. 2015. 64 с.

В продолжение темы:
Музыка в танцах

БиографияДмитрий Олегович Рогозин - российский государственный деятель, дипломат, доктор философских наук, доктор технических наук. С декабря 2011 года - заместитель...

Новые статьи
/
Популярные