План урока по обломову что такое любовь. Презентация на тему "Испытание любовью (Обломов и Ольга Ильинская)"

Разделы: Литература

Класс: 10

Выходит заранее подготовленный ученик с веткой сирени в руке и читает фрагмент из романа:

"Счастливый, сияющий, точно "с месяцем во лбу", пришел он домой, сел в угол дивана и быстро начертал по пыли на столе крупными буквами: "Ольга".

"Ах, какая пыль! - очнувшись от восторга, заметил он".

Мотивационный момент.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Почему? (Ветка сирени - художественная деталь, которая символизирует чувства героев.)

Цель урока: доказать, что любовь развивает души и сердца главных героев, раскрывает их характеры, показывает героев в их развитии. Слайд 2

Задачи урока: Слайд № 3

1. Раскрыть характеры и идеалы Обломова и Ольги Ильинской;

2. Воссоздать историю взаимоотношений Ольги с Ильей Ильичом;

3. Развивать умение анализировать эпизоды, выражать свое отношение к героям.

Слово учителя.

Тема любви в литературе всегда была актуальна. Ещё с античных времён воспевалось это чистое и прекрасное чувство - любовь.

Все вы знаете печальную историю любви Ромео и Джульетты, но на эту любовь всегда и везде, в любые времена будут равняться все влюблённые.

Давайте вспомним, какие произведения о любви вы изучали в школе? Слайд № 4

Как вы думаете, почему многие писатели и поэты этой теме уделяли особое внимание?

Любовь бывает разная: Кто-то любит всем сердцем и готов на все ради любимого, а кто-то любит головой, зная наперед, что ему нужно. Но какая бы разная ни была любовь, это чувство всё равно прекрасно. Поэтому о любви столько пишут, сочиняют стихи, о любви поётся в песнях. А создателей прекрасных произведений можно перечислять до бесконечности.

Слайд № 5 Эпиграфом к нашему уроку станут слова Иннокентия Анненского: "Любовь-это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих".

Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Иван Александрович Гончаров верил во всемогущую силу этого чувства. "Вы правы, - писал он одной из своих знакомых,- подозревая меня: в вере во всеобщую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять ее к деятельности.

В романе "Обломов" любовь - это основа. Это чувство раскрывает характеры, показывает героев в развитии. Мы видим в жизни Обломова одно и то же чувство- любовь. Но с какими разными началами, стремлениями. На уроке мы рассмотрим динамику развития взаимоотношений Обломова и Ольги, определим авторскую позицию и рассмотрим способы ее выражения

Беседа с учащимися

Почему Обломов прячется от общества? От чего он бежит?

Илья Ильич мечтал уйти от общества, света, потому что не находит там никаких интересов, видит там одних "мертвецов". Ему хотелось освободиться от вечной суеты, страстей, жадности, сплетен, пересудов. Илья Ильич мечтал, "обняв жену за талью, углубиться с ней в бесконечную темную аллею, идти с ней искать в природе сочувствия".

Давайте вспомним, что составило бы счастье нашего героя? (ч.2 гл.4)

Идеальная жизнь для Обломова:

1. Деревня

3. Новый, покойно выстроенный дом слайд 6

4. Добрые соседи-приятели

7. Любовь.

В начале романа мы застаем главного героя, лежащим на диване и совершенно не интересующимся общественными делами.

И вот на горизонте жизни появляется та, которая (гипотетически) может составить счастье.

Когда и от кого слышим первое упоминание о ней? (из разговора Штольца с Обломовым)

Как произошло знакомство Обломова с Ольгой? Слайд 7

Какой увидели вы, читатели, эту героиню? (учащиеся работают самостоятельно) письменно)

В тетрадях запись примерного содержания:

Ольга. Проста, мягка, музыкально образованна, иронична, внимательна, энергична, жаждет деятельности, полна мечтами о ней, уверенная в себе; хороший психолог, "тонкая натура" и т. д. Слайд № 8

- Какой план развился у Ольги по отношению к Обломову?

Запись:

План возрождения Обломова: слайд 9

Отучить спать после обеда.

Заставить писать в деревню письма.

Заставить дописать план устройства имения.

Заставить приготовиться ехать за границу.

Зачем ей все это надо?

Чтобы удивился Штольц её способностям ("И Штольц не узнает его, воротясь".)

Чтобы Обломов восхищался ею, жил для неё и восхищался ею. ("Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и её".)

Ради собственной славы, ради собственного самолюбия. ("Возвратить человека к жизни - сколько славы доктору, когда он спасет безнадежно больного! А спасти нравственно погибающий ум, душу?..")

- Как изменилась жизнь главного героя после встречи с Ильинской? (обращаемся к тексту)

"Встает он в семь часов.

Читает, носит куда-то книги.

На лице ни сна, ни усталости, ни скуки, на нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности.

Халата не видать на нем: Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе:

Он весел, напевает:отчего же это?")

Почему это произошло? (произошло это под влиянием большого чувства, которое нахлынуло на этого "большого ребенка" и захватило его полностью).

Какой глубокий философский вывод, жизненную мудрость заключает история двух главных героев?

Истинное чувство, истинная любовь способна делать чудеса. Она возрождает человека в человеке, вскрывает его внутренние резервы и возможности.

Если все так хорошо, почему же Обломов пишет Ольге письмо и почему? Как тревоги, мучения Обломова отразились в его письме?

Просмотр кадра фильма Никиты Михалкова "Несколько дней из жизни Обломова" (эпизод чтения письма)

Прав ли Илья Ильич в оценке чувства Ольги?

Как проявляется герой в любви?

  • Обломов в любви проявляет лучшие качества, лучшие стороны своего характера, давайте отметим глубину его переживаний, поэтичность натуры, мечтательность:;
  • - в нем развито нравственное чувство и чувство интуиции, он понимает, что нравится Ольге, он способен на глубокое чувство.

- Изменилась ли жизнь Ольги ? (просьба Штольца растормошить Обломова привела к внутренним изменениям и того и другого)

С появлением Ольги Обломов оживляется, встряхивается, мозг начинает работать и чего-то искать. Можно ли то же самое сказать о чувстве Ольги к Обломову? Любила ли она его?

Окрыленная своей мечтой, которая заключается в "оживлении" Обломова, Ольга взрослеет, детскость исчезает, чувства оформляются, она "перерастает" Илью Ильича.

Ольга берет на себя роль "путеводной звезды". Ольга пытается "поставить Обломова на ноги", научить действию, вывести из покоя и лености.

- Какие картинки вновь начинают появляться в его мечтах ?

Но часто в мечтах Обломова вставала идиллическая картина: Обломовка, все хорошо, спокойно вокруг, большой дом, где покойно живут он, Илья Ильич, и Ольга, а вокруг бегают дети, и нет в этом уголке ни волнений, ни движения, но лишь спокойствие, умеренность и тишина.

Вывод: В этом и состоит их противоречие: Ольга видит в своих мечтах деятельного и активного человека, а Обломов - все ту же идиллическую картинку.

- Что же постепенно понимает Обломов?

Что что-то в этой любви потерялось, что она потускнела. Любовь Ольги для него превратилась из "радужной " в "требующую".

Он начинает тяготиться ею. Как это проявляется?

Обломов начинает чаще обедать дома,

ездит в театр не по зову души, которая должна иметь нравственную подпитку, а по требованию Ольги, Он хочет поскорее со всем этим покончить и впасть в леность, дремоту и спокойствие. Илья Ильич говорит себе: "Ах, скорей бы кончить да сидеть с ней рядом, не таскаться в такую даль сюда! А то после такого лета да еще видеться урывками, украдкой, играть роль влюбленного мальчика... Правду сказать, я бы сегодня не поехал в театр, если б уж был женат: шестой раз слышу эту оперу..."

Гармония отношений Ольги и Обломова нарушена. У них даже со временем иссякают темы для разговоров.

Как вы думаете, было ли будущее у этих отношений, и если да, то сулило бы оно счастье обоим?

Кто виноват в причине разрыва их отношений?

Обломов понимает, что с Ольгой он будет несчастлив, так как ему надо с ней переделывать себя. А он уже выбрал путь, он обрек себя на бесцельное существование. Его время - это время, когда лучше остаться верным своим прекрасным идеалам и ничего не делать. Разлад с самим собой приводит его к протесту, но выраженному необычно: "я не хочу участвовать в совершающемся зле и не буду".

И в своем последнем разговоре с Обломовым Ольга говорит: "...Я слишком понадеялась на свои силы... Не о первой молодости и красоте мечтала я: я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты давно уже умер. Я не предвидела этой ошибки, я все ждала, надеялась!.."

Подведение итогов урока.

Любовь помогает раскрыть самые неожиданные черты в характерах героев, без которых впечатление о них было бы неполным и ошибочным, например характер Ильи Ильича Обломова. Чем были бы слова Штольца о "кристальной, чистой и светлой" душе Обломова, если бы автор показал лишь ленивый и спокойный образ жизни его в Петербурге? Не будь прекрасных страниц о его искренней и всеобъемлющей любви, пробужденной Ольгой, даже воспоминания детства не скрасили бы этот образ.

Таким образом, любовь - главная, важнейшая составляющая "нормы" жизни, "часть" идеала, к которому должен быть устремлен человек, потому что "счастливой, пронесенной через всю жизнь любви" дано превращаться в "могучую бытийную силу, способную гармонизировать и другие связи людей, не исключая и социальные".

Возвращаясь к началу урока и вспоминая эпиграф, действительно можно сказать, что "Любовь-это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих".

Как вы считаете, выдержал ли главный герой испытание любовью?

Обломов не выдерживает испытания любовью. Он не способен брать на себя ответственность за судьбы других людей. Обломов развращен барством. Женившись на Пшеницыной, он опускается все больше, погружается в спячку, а затем гибнет и физически.

Творческое задание: Слайд 10

Напишите миниатюру: "Смогла бы я полюбить Обломова?". (Девушки)

"Что бы я посоветовал Илье Обломову?". (Юноши)

Оценивание. Рефлексия.

Домашнее задание: подготовить образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной.


Цель:
Познакомить с фактами биографии и творческой деятельности А. де Сент-Экзюпери; с понятиями «философская сказка», «притча», «символ»;
Развивать умение понимать философский смысл сказки; что бывает, когда открывают мир взрослым, когда взрослые умеют слышать дети; определять сказочные и реальные элементы сказки;
Прививать любовь к книге.
Методы: слово учителя, беседа.
Тип урока: изучение художественного произведения.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, презентация Pover Point.
Ход урока
Орг. момент. Здравствуйте, дети! Садитесь.
Сообщение целей и задач урока.
Ученик 1.
Он идет уверенной походкой По пылающей от солнца полосе, Из-под синей форменной пилотки Улыбаясь отражению в росе, Той, что в дальних странах незнакомых Остывает бриллиантами в траве, А муссоны стайкою бездомной Бродят в запредельной синеве. Может быть, и не было в помине Этой встречи в знойных выжженных песках - Просто в жарком мареве кабины Злой мираж пульсировал в висках: Точно инверсивный след обманчив, Свет звезды далёкой и живой Вдруг возник в ночи печальный мальчик С золотистым шарфом за спиной. Как под небом чёрно-просмоленным Вдруг порвал привычных истин сеть Этот мудрый и доверчивый ребёнок, Так упорно не желающий взрослеть. И хранит ответ на все вопросы Под брезентом спрятанный алмаз: Кем он был - пилот, писатель и философ С цепким взглядом ясных детских глаз?
Ребята, мы с вами сегодня попытаемся ответить на этот вопрос. Мы познакомимся с творчеством французского писателя, философа Антуана де Сент-Экзюпери и его сказкой-притчей «Маленький принц». Именно о нем рассказывается в стихотворении Людмилы Пельгасовой. Мы попытаемся ответить на вопрос: «Чему же учит нас сказка «Маленький принц»?». Запишите в тетрадях число и тему урока (Слайд 1)
Изучение новой темы
Биография писателя
Ученик 2.
А.де Сент-Экзюпери родился в 1900г., в городе Лионе во Франции. Отец Антуана – граф де Сент-Экзюпери был страховым инспектором. У Антуана было три сестры: Мари-Мадлен, Симона, Габриель и брат Франсуа.
В 1919-21 учился в Школе изящных искусств. В 1921-23 служил в армии; затем работал на заводе. В 1926 стал гражданским лётчиком. В 1933-34 лётчик-испытатель.
В годы 2-й мировой войны (1939-1945) Сент-Экзюпери - военный лётчик, сражался на фронте.
После оккупации Франции фашистскими войсками (1940) эмигрировал в США.
С 1943 военный лётчик в Северной Африке.
31 июля 1944 не вернулся из разведывательного полёта. (Слайд №2)
Ученик 3.
1926г. Опубликован первый рассказ «Лётчик» . 1929г. Выходит роман «Южный почтовый» .
В 1931 опубликован роман «Ночной полёт». В 1939 книга «Планета людей» отмечена премией Французской академии
В 1942г. написана повесть «Военный лётчик» и «Письмо к заложнику» (1943). Незаконченная книга «Цитадель» опубликована в 1948г. (Слайд №3)
Но мировую известность получила философско-лирическая сказка Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943г.) . Иллюстрировал книгу сам автор.
Работа с текстом сказки
Ну, а сейчас давайте поработаем непосредственно над текстом произведения. И это будет викторина, которая выявит самых внимательных читателей.
Литературная викторина «Внимательный читатель»
От чьего лица ведется повествование? (летчик)
Где произошла встреча героя с Маленьким принцем? (пустыня Сахара)
С кем отправился Маленький принц в свое путешествие? (с перелетными птицами)
Сколько вулканов было на планете Маленького принца? (3)
С какой планеты, по мнению рассказчика, прилетел маленький принц? (астероид Б-612)
Что больше всего любил наблюдать Маленький принц? (закат солнца)
На какой планете хотел бы остаться Маленький принц во время странствий? (планета с фонарщиком)
У какой планеты неплохая репутация?
Какой цветок рос на планете маленького принца? (роза)
Кто жил в ящике у Маленького принца? (барашек)
Как рассказчик оказался в пустыне?
Кто скучен, по мнению лиса? (охотники и куры)
Работа с иллюстрациями
Как я уже говорила, иллюстрировал книгу сам автор. И на каком языке не была бы напечатана сказка, но рисунки в них будут самого писателя. Как вы думаете, почему? Важно, что это не иллюстрации, а органическая часть произведения в целом: сам автор и герои сказки всё время ссылаются на рисунки и даже спорят о них. Внимание на экран! Посмотрите на изображенные иллюстрации и найдите в сказке цитаты, соответствующие им.
Жанровое своеобразие
Большинство исследователей считает «Маленький принц» сказкой. Причем сказкой философской. Давайте вспомним определение термина «сказка».
Что реального в «Маленьком принце»?
А сказочного?
Некоторые же считают, что это притча. Притча – небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение.
Как вы думаете, а кому адресовал автор свою притчу-сказку? Давайте обратимся к эпиграфу сказки.
Почему мальчик увидел слона в удаве, барашка в ящике?
А вы видите их?
Проблемные вопросы
Почему принц не перестал любить Розу, когда увидел много роз на Земле?
Почему Маленький принц решает умереть?
«Маленький принц» нас учит чему-то. Кому принадлежат эти слова и как они характеризуют героев?
«Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».
«Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».
«Среди людей тоже бывает одиноко».
В сказке много мудрых мыслей. Зачитайте те, которые вам понравились больше всего.
Подведение итогов.
Домашнее задание. Список литературы на лето.


Приложенные файлы


Современники И.А. Гончарова о романе «Обломов» и его авторе Я люблю встречаться с этим милым и любимым моим романистом. М.Ф. Достоевский В каких-то пароксизмах 1 наслаждения все грамотные люди прочли «Обломова» А.В. Дружинин Нужно было жить в то время, чтобы понять, какую сенсацию возбудил это роман в публике и какое потрясающее Впечатление произвел в обществе. А.М. Скабичевский 1 пароксизм – острая форма переживания какого-либо чувства


Необычный успех романа объяснялся многим Основные темы романа: -судьба поколения ищущего, но не сумевшего найти свой путь; -история любви; -идеала, поиска смысла жизни; -семьи, воспитания человека; -русского национального характера; - дружбы. Дом семьи Гончаровых Идея – осуждение патриархально- крепостнического быта и бездуховности общества Главная проблема романа Что сгубило героя, наделенного «пылкой головой, гуманным сердцем», не чуждой «высоких помыслов и всеобщих человеческих скорбей» душой? («Кто проклял тебя Илья? Что сгубило тебя?» Ольга Ильинская)


Общечеловеческие проблемы: -к какому идеалу нужно стремиться; -ради чего стоит трудиться; -к чему может привести бездействие, стремление к покою; -какими должны быть отношения в семье; -как нужно воспитывать детей. Симбирск Время Эпоха русской действительности середины XIX века, гибель патриархального помещичьего уклада, состояние общества перед реформой (И.С. Тургенев «Дворянское гнездо» 1859 г.; А.Н. Островский «Гроза» 1860 г.; И.А. Гончаров «Обломов» 1859 г.)


Система персонажей романа П К Р О И Н Н Т Ц Р И А Ольга Ильинская П С Агафья Матвеевна -высший идеал какой только Т Пшеницына – идеал можно вызвать из «русской жизни», А Обломова, но без «роль путеводной звезды»поэзии. «Теплая печка», она даетпокой, который привел Обломова к смерти Илья Ильич Обломов «Да я ли один. Наше имя легион». Обломов Обломов – древнеслав. «обло» - окружность


Илья Ильич Обломов Андрей Иванович Штольц – П К Захар – слуга Обломова. антипод героя, друг детства Р О пародия на него, каждый из них Обломова, делец. Взгляд на И Н раб другого. Их невозможно жизнь: «Труд – образ, Н Т представить друг без друга. содержание, стихия и цель Ц Р После смерти Обломова жизни, по крайней мере, моей». И А Захар – нищий бродяга, П С тоскующий о барине Т А


Две любви Ильи Ильича Обломова Ольга Ильинская - прекрасный образ русской девушки XIX века, в которой гармонично слились сознательность взгляда на жизнь, естественность и женственность. Как такая девушка смогла полюбить Обломова? Обломов умен, достаточно образован, хорошо говорил по-французски, читал книги на английском языке. Лень Обломова кажется Ольге вполне исправимым недостатком, а сама любовь возникла из благородного стремления перевоспитать Обломова, воскресить его для нормальной деятельности. «У него на лице сияла заря пробужденного, со дна души, восставшего счастья, наполненный слезами взгляд был устремлен на нее. - Посмотрите в зеркало – глаза блестят, боже мой, слезы в них! Как глубоко вы чувствуете музыку! - Нет, я чувствую… не музыку… а любовь! – тихо сказал Обломов. Ольга поняла, что у него слово вырвалось, что он не властен в нем и что оно – истина».




Мечта Ольги о перевоспитании Обломова разбились о его непобедимую лень: «Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья, ты нежен… как голубь; ты прячешь голову под крыло – и ничего не хочешь, ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего – не знаю». Автор объясняет далее: «Признав раз в избранном человеке достоинство и право на себя, она верила в него и потому любила, а переставала верить – переставала любить, как случилось с Обломовым»


Агафья Матвеевна Пшеницына – добрая скромная женщина, прекрасная хозяйка. Для нее Обломов был существом высшего порядка, идеалом барина. Она благоговела перед ним. Любила Илью просто, бездумно, беззаветно. Агафья Матвеевна была готова стать рабой Ильи Ильича и в глубокой преданности ему находила радость и счастье. Она не задумываясь несла в ломбард последние вещи лишь бы Илья Ильич был доволен. В этой женщине Илья Ильич нашел то, что было его жизненной мечтой: идеал «ненарушимого покоя жизни» Пшеницына не могла подняться до сознания того, что ее любовь несет Обломову гибель, бесповоротно хоронит его порывы к деятельности. Это тип скромной, самоотверженной женщины-домохозяйки, весь кругозор которой ограничивается только миром семейных забот и обывательского благополучия.


Почему И.И. Обломов выбрал Агафью Матвеевну, а не Ольгу? Словесный ряд, характеризующий изменение чувств Обломова по отношению к Ольге: -восторженность; -влюбленность; -преклонение; -очарование; -мечтательность; -любовь; -тревога; -сомнение; -раздражение; -боязнь. Разрыв отношений, так как Ольга пыталась переделать Обломова. Словесный ряд, характеризующий изменение чувств Обломова по отношению к Агафье Матвеевне: -внимательность; -спокойствие; -заинтересованность; -покой; -умиротворенность; -стабильность. Они вместе, так как Агафья Матвеевна принимала Обломова таким, какой он есть. Это важно для каждого.


Символы романа 1.Халат Обломова. Восточный без малейшего намека на Европу. Символ и неги, и лени, покоя, праздности, дворянской культуры и «обломовщины». Появляется Ольга исчезает халат. Расстается Обломов с любимой женщиной – халат снова набрасывается на него как крышка гроба. Недаром он отчаянно кричит: «Что это?» Как я люблю тебя, халат! Одежда праздности и лени, Товарищ тайных наслаждений И поэтических отрад! (Н.М. Языков «К халату») 2. Ветка сирени. 3. Разведенный мост. Символ весны, любви, надежды. Поблекли сирени – ушли надежды. Пропасть между II и III частями




Выводы: 1. В начале романа перед нами человек с положительными задатками и качествами, способный вызвать искреннюю симпатию окружающих. «Это – хрустальная прозрачная душа!» - говорит о нем Штольц. 2. Лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практической деятельности, подмена жизни расплывчатой мечтательностью – вот свойства, превратившие Обломова из нормального человека в праздную лежебоку. 3. Даже любовь к Ольге не смогла воскресить Илью Ильича. В жизни его появились «и божество, и вдохновение, и жизнь, и слезы, и любовь». Однако эта любовь не захватила его так глубоко, чтобы во имя нее он мог пожертвовать спокойствием. Разрыв с Ольгой был по существу победой обломовщины. 4. В любви к Пшеницыной он находит подлинно обломовскую «норму любви». В домике Пшеницыной он находит ту спокойную обстановку уюта и лени, которая наиболее соответствовала его характеру: «Он смотрел на настоящий свой быт, как на продолжение того же обломовского существования, только с другим колоритом местности и, отчасти, времени». 5. Идеал Обломова – прожить век так, как будто счастливо проспал его, нашел свое законченное выражение в его безмятежной жизни на Выборгской стороне.

МБОУ «Домаховская СОШ»

Предмет – литература Класс – 10 Учитель- Козина Т.А.

Тема: Любовь в жизни Обломова. Обломов и Ольга Ильинская.

Цель урока. Осмыслить изучаемое произведение в ходе творческой деятельности; анализируя главы романа, показать, как любовь развивает души и сердца героев, раскрывает характеры, показывает героев в развитии.

Планируемые образовательные результаты

Самостоятельность оценки идейно-художественного содержания произведения.

Умение применять предметные знания при анализе и оценке художественного произведения.

Формирование качества речевых навыков и умений (виды речевых высказываний)

Коммуникативные.

Способность свободно, правильно излагать свои мысли.

Умение выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями.

Способность участвовать в речевом общении.

Регулятивные.

Способность извлекать информацию из разных источников.

Овладение приёмами отбора и систематизации материала. Умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор.

Рефлексивные.

Оценивать достигнутые результаты и адекватно их формулировать.

Совершенствование духовно-нравственных качеств.

Уважительное отношение к русской литературе.

Форма урока: школьная мастерская.

Тип урока: открытие нового знания.

Образовательные технологии: проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение.

Ресурсы урока: роман И.А.Гончарова «Обломов», учебники: Ю.И. Лебедев. Русская литература XIX века ч.2 10 класс, Литература 10 класс под ред. В.И.Коровина 2ч.

Музыка: Ария «Casta diva » из оперы Беллини «Норма».

Ход урока.

1.Организационный (мотивационный) этап.

Звучит ария «Casta diva » из оперы Беллини «Норма». Учитель читает: «От слов, от звуков, от этого чистого сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами. В один и тот же момент хотелось умереть, не пробуждаться от звуков, и сейчас же опять сердце жаждало жизни… Обломов вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слёзы, и ещё труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. Давно не чувствовал в груди он такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг.»

Что происходит с героем? Почему сердце его вдруг стало жаждать жизни?

Ответы обучающихся.

II . Актуализация знаний.

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Ответы учащихся:

- О любви.

- Об Обломове и Ольге Ильинской.

- О взаимоотношениях героев.

- Об испытании Обломова любовью.

А что такое любовь?

Какое место в романе занимает любовь?

-Композиция романа выстраивается писателем так, что его кульминация совпадает с кульминацией чувств героев.

-Об истории любви героев рассказывается во 2 и 3 частях, центральных в романе.

«Ничего не бывает столь поучительно, как сие: любить и быть любимым», эти слова Иоанна Златоуста справедливо говорят о том, что ценность каждой человеческой личности проверяется через любовь, всё лучшее в человеке проявляется в любви. И И.А Гончаров поведал нам, как через любовь раскрывается человек.

Что Гончаров писал о любви?

- Одной из своих знакомых Иван Александрович писал: « Вы правы, подозревая меня: в вере во всеобщую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять её к деятельности»

-Прекрасные слова о любви говорит один из героев Гончарова Штольц: «Любовь с силой архимедова рычага движет миром».

Как вы думаете, почему Гончаров проводит своего героя через испытание любовью?

- Я думаю, чтобы показать, способна ли любовь пробудить героя?

Вот и проблемный вопрос, который мы попробуем разрешить сегодня на уроке: способна ли любовь «разбудить» Обломова к деятельной жизни?

Формулирование темы урока.

Попробуем сформулировать тему урока.

- Любовь в жизни Обломова.

- Испытание любовью.

- Обломов и Ольга Ильинская.

Запишем тему урока и проблемный вопрос в тетрадь.

Основываясь на всём сказанном, давайте поставим цель нашего урока.

Что мы должны понять, чего достичь в процессе нашего обсуждения возникшей проблемы?

- Мы должны дать ответ на проблемный вопрос: способна ли любовь разбудить Обломова к деятельной жизни.

- Показать, какими в любви представлены герои: Обломов и Ольга Ильинская.

Основная часть. «Открытие» нового знания.

Чем Ольга привлекла внимание Обломова?

-Это вечная потребность человека к красоте и гармонии: «Но если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица; всё это в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи - с станом …

Кто ни встречал её, даже рассеянный, и тот на мгновение останавливался перед этим так строго и обдуманно артистически созданным существом». Обломов за гармоничной внешностью Ольги ощущает её прекрасную душу, способную глубоко чувствовать, любить.

- Любовь в сердце Обломова пробуждается, когда он слышит пение Ольги: «Боже мой, что слышалось в этом пении! Надежды, неясная боязнь гроз, самые грозы, порывы счастья – всё звучало не в песне, а в её голосе…»

Ведь именно после исполнения Ольгой арии « Casta Diva » у Обломова вырывается признание:

-Нет, я чувствую… не музыку…, а… любовь!

Можно сопоставить Ольгу с идеалом женщины, который сложился у Обломова: «В мечтах перед ним носился образ высокой и стройной женщины с покойно сложенными на груди руками, тихим и гордым взглядом, небрежно сидящей среди плющей в боскете, легко ступающей по ковру, по песку аллеи, с колеблющейся талией, с грациозно положенной на плечи головой, с задумчивым выражением – как идеал, как воплощение целой жизни, исполненной неги и торжественного покоя, как сам покой»; «Когда же минутно являлась она в его воображении, там возникал и тот образ, тот идеал воплощённого покоя, счастья жизни: этот идеал точь-в-точь был – Ольга! Оба образа сходились и сливались в один».

Почему Обломов заинтересовал Ольгу?

- Ольге с Обломовым было легко и свободно. Он был добрее и проще Штольца. Ольга не чувствовала себя с ним ученицей.

- Штольц, уезжая, поручил Ольге Обломова и просил не давать ему лежать целые дни напролёт. Наказ Штольца Ольга обещалась выполнить и уже предвкушала свою победу над ленью Обломова. Она видела, как рядом с ней он переменился: апатия, неподвижность сменились оживлением и активностью, он весел и полон жизни. (Чтение фрагмента с.168).

Но настоящий источник сближения заключён в самих героях: естественность, несветскость и одиночество среди светских людей присуще обоим.

Любовь героев выявляет истинное родство их душ. Между ними происходит обмен тайными думами и чувствами. Устанавливается понятное только им двоим душевное общение. Любовь Ольги и Обломова – огонь, который горит в их душах, сближает их.

Как изменилась жизнь Обломова после встречи с Ильинской?

- Встаёт в 7 часов. Читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки, на нём появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности. Халата не видать на нём: выходит в сюртуке. Он весел, напевает: отчего же это?

Отчего же Это?

- Любовь к Ольге разбудила этого большого ребёнка.

Какой вывод можно сделать из этого?

Истинная любовь способна возродить человека, сделать его деятельным.

Значит, Обломов проснулся?

Но почему в отношениях героев звучит диссонанс?

-« Любовь делалась строже, взыскательнее, стала превращаться в какую-то обязанность» Она уже не радует, а скорее омрачает. Обломов приходит к выводу: «Любовь – претрудная школа жизни». Многие часы тратит Илья Ильич на размышления об их с Ольгой отношениях и подводит им итог: «Я похищаю чужое! Я – вор!.» Он пишет своей возлюбленной страстное одухотворённое письмо.

Глубокое чувство и желание счастья любимой девушке читаются в его письме: «Я сказал вам, что люблю вас, вы ответили тем же – слышите ли, какой диссонанс звучит в этом? Не слышите? Так услышите позже, когда я уже буду в бездне. Посмотрите на меня, вдумайтесь в моё существование: можно ли: можно ли вам любить меня, любите ли вы меня. «люблю, люблю, люблю!» - сказали вы вчера. «Нет, нет, нет!» - твёрдо отвечаю я. Вы не любите меня, но вы не лжёте – спешу прибавить, не обманываете меня, вы не можете сказать да, когда в вас говорит нет. Я только хочу доказать вам, что ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить…» Обломов честен в своём письме: «Всё это к лицу молодости, которая легко переносит и приятные и неприятные волнения, а мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне; а с бурями я не управлюсь». Это письмо приносит ему чувство облегчения: «Странно! Мне уж не скучно, не тяжело!- думал он. – Я почти счастлив… Отчего это? Должно быть оттого, что я сбыл груз в письмо».

Учитель. Для того чтобы сказать, что настоящей гармонии в отношениях Обломова и Ольги Ильинской не было, необходимо обратиться к их объяснению (ч. 2, гл.9). Именно здесь выясняется разница между любовью Ольги и любовью Обломова. Если Обломов – «Сумасшедший, заражённый страстью», то Ольга – «Корделия», для которой любовь долг: «Жизнь – долг, обязанность, следовательно любовь – тоже долг: мне как будто Бог послал её, - досказала она, подняв глаза к небу, - и велел любить». Именно после этого объяснения Обломов понимает разницу в их отношениях. Им руководит чувство, ей – воля.

Но только ли Обломов чувствует отсутствие гармонии в отношениях?

- Ощущение какого-то несовершенства отношений ощущается уже обоими героями: «Она искала, отчего происходит эта неполнота, неудовлетворённость счастия! Чего недостаёт ей? Что ещё нужно? Ведь это судьба – назначение любить Обломова? Любовь эта оправдывается его кротостью, чистой верой в добро, а пуще всего нежностью, нежностью, какой она не видала никогда в глазах мужчины».

-Она смотрела на него с спокойной гордостью и твёрдо ждала; а ему хотелось бы в эту минуту не гордости и твёрдости, а слёз, страсти, охмеляющего счастья, хоть на одну минуту, а потом уж пусть потекла бы жизнь невозмутимого покоя»

Мы видим, что воля Обломова молчала «на призыв её воли», а страсть, которая могла бы пробудить душу Обломова ото сна, так и не проснулась в Ольге.

Каков финал этих отношений?

- Обломов возвращается на диван, а Ольга разрывает их отношения: «Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова!»

Так почему же Обломов вновь возвращается на Диван, вновь засыпает?

- Он не находит гармонии ни в общественной деятельности, ни в любви.

Подведём итоги.

Свободен ли Обломов в своей любви?

Раскрылось ли предназначение Обломова как человека в любви к Ольге?

-Встреча с Ольгой пробудила Обломова ото сна, наполнила его жизнь смыслом: «он вдруг воскрес. И она в свою очередь не узнала Обломова: туманное, сонное лицо мгновенно преобразилось, глаза открылись: заиграли краски на щеках, задвигались мысли; в глазах сверкнули желание и воля. Он тоже ясно прочла в это немой игре лица, что у Обломова мгновенно явилась цель жизни». Душа Обломова устремляется к Ольге, надеясь отыскать для себя поддержку и понимание. И когда вместо этого встречает непонимание, то разом сникает, разочарованная в своих ожиданиях: «Вон какая вышла логика! – шептал он. – Признаться не ожидал…» «В самом деле сирени вянут! – думал он. –Зачем это письмо? К чему я не спал всю ночь, писал утром? Вот теперь, как стало на душе опять покойно (он зевнул)… Ужасно спать хочется».

-Я думаю, Обломов был свободен в своей любви, особенно в тот момент, когда писал письмо. Он готов был отказаться от счастья во имя любимой.

-Самая большая заслуга Обломова состояла в том, что он способствовал формированию духовного мира Ольги. Ольга признаётся Штольцу: «Я люблю его не по-прежнему, но есть что-то, чему я, кажется, осталась верна и не изменюсь, как иные…»

Рефлексия. Смогли ли мы с вами ответить на проблемный вопрос.

- Да любовь развивает души героев, пробуждает их к жизни. В любви раскрываются лучшие черты человека.

- Любовь изменяет Обломова, он переживает огромное чувство, благодаря ему становится деятельным.

Почему же всё заканчивается Выборгской стороной, халатом, диваном?

- Ольга не поверила в Обломова. Она верила только в свою высокую миссию. Видела себя лучом света и путеводной звездой для Обломова. Для неё Обломов «Галатея, с которой ей самой приходилось быть Пигмалионом».

- Ольга видела в мечтах деятельного активного Обломова, а он мечтал об идиллии в Обломовке. Это приводит к отсутствию гармонии в отношениях.

- Замыслы Ольги тоже не были высокими. Она хотела того же, что и Штольц: Программа пробуждения исчерпывалась: хлопотами по устройству имения, поездкой в приказ, чтением газет. Вот что предлагает Ольга взамен лежания на диване.. А где же высокие цели? Может быть, поэтому увядает любовь Обломова и Ольги.

-Духовно возродить Обломова Ольга не смогла. В этом вина прежде всего Ильи Ильича. Судьба посылает ему настоящее счастье, но в тоже время тяжкое испытание. Герой начинает борьбу с «обломовщиной», собственной леностью. Это борьба в нём самом. И проигрывает он самому себе. Обломов не может преодолеть воспитание, собственный характер, уклад жизни. Он сдаётся. Что приводит его к духовной гибели.

Но не будем заканчивать урок на этой печальной ноте

Нельзя не согласится с мнением известного литературного критика А.В.Дружинина: «… нежная любящая натура Обломова вся озаряется через любовь – может ли быть иначе, с чистою, по-детски ласковой русской душой, от которой даже её леность отгоняла растление с искушающими помыслами. Илья Ильич высказывался вполне через любовь свою…»

Домашнее задание: Прощальный разговор Обломова и Ольги. Ч.3 11 глава.

Ответ на вопрос. Почему Ольга не отзывается на призыв Обломова: «Возьми меня, как я есть, люби во мне, что есть хорошего»?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11 г. Брянска»

Конспект урока по литературе
в 10 классе

подготовила

г. Брянск

Цель урока: проследить динамику развития взаимоотношений Обломова с другими героями и определить значение этих отношений в романе, определить авторскую позицию и рассмотреть способы ее выражения на страницах романа «Обломов».

Задачи:

Организовать деятельность учащихся по самостоятельному анализу темы любви в романе «Обломов»;

Продолжить работу над формированием умения и навыков анализа литературного текста, развитием навыка монологической речи;

Создать условия для эстетического воспитания личности учащегося.

Методические приемы: беседа, работа в группах, выразительное чтение наизусть, работа по тексту с элементами исследования инсценировка, просмотр видеофрагмента и его анализ, сообщения учеников, комментарий учителя.

Оборудование: текст романа «Обломов»,рабочие тетради, аудиозапись арии «Каста Дива» из оперы Винченцо Беллини «Норма»,проектор, презентация, видеофрагмент «Захар и Обломов», иллюстрации, костюмы для инсценировки.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем изучение романа «Обломов». Эпиграфом к нашему уроку станут слова Иннокентия Анненского: «Любовь-это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих». Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Иван Александрович Гончаров верил во всемогущую силу этого чувства. «Вы правы, - писал он одной из своих знакомых,- подозревая меня… в вере во всеобщую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять ее к деятельности.


II. Сообщение темы и целей.

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Записываем тему в тетрадь.

В романе «Обломов» любовь – это основа. Это чувство раскрывает характеры, показывает героев в развитии. Мы видим в жизни Обломова одно и то же чувство - любовь. Но с какими разными началами, стремлениями. На уроке мы рассмотрим динамику развития взаимоотношений Обломова с другими героями и определим авторскую позицию и рассмотрим способы ее выражения

III. Основная часть урока.

Прежде всего нам необходимо определиться, кого можно любить?

Кого любит Обломов?

(Захара, Ольгу, Штольца, Пшеницыну)

Но к каждому из этих героев у него своя любовь.

Ребята, в течение урока вы будете заполнять таблицу, которую вы заранее начертили в своих тетрадях.

Мы заполняем 3 колонки: герой, отношение героя к Обломову, отношение Обломова к герою.

Отношение героя к Обломову

Отношение Обломова к герою

Таким образом, мы проследим за отношениями главного героя и близких ему людей. Для этого вы по группам выполняли задания. Слушайте внимательно выступление другой группы и, выбирая нужную информацию, заполняйте таблицу.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Начнем с Захара - слуги Ильи Ильича Обломова.

С самого начала романы мы видим огромное сходство между барином и его слугой. Оба они выросли в одном и том же месте, привыкли к определенному образу жизни. Им чуждо было движение, их привлекала тихая, размеренная жизнь без особо ярких происшествий. Но они постоянно ссорятся. Назовем условно такую любовь - любовь - вражда.

Предлагаю посмотреть отрывок из фильма Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни »

Просмотр эпизода

Этот эпизод иллюстрирует отношения Ильи Ильича и его слуги. Об этом и расскажут представители 1 группы. А вы, ребята, заполняете таблицу.

Выступление группы

Захар – слуга Обломова. Это пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой. Захар ленив и неряшлив. Все, к чему он прикасается, ломается и бьется. Он может подать еду Обломову на грязной посуде или побитой посуде, может подать поднятую с пола еду. Оправдывает он это по-философски: все, что ни делается, угодно Господу, и с этим не стоит бороться. Но внешняя разболтанность Захара обманчива. Он радеет о хозяйском добре, знает его наперечет. Несмотря на напор Тарантьева, Захар не дает ему ничего из одежды барина, уверенный, что тот ее не вернет.

Захар – слуга старой закалки, боготворящий своего хозяина и весь его род. Когда Обломов отчитывает слугу за то, что он уподобил другим людям, живущим на свете, Захар чувствует свою вину:действительно, его барин особенный и самый лучший. Но вместе с преданностью к хозяину, Захару присуща утонченность и развращенность нравов. Он любит выпить с приятелями, посплетничать с другими слугами, то восхваляя, то унижая своего барина. При случае Захар может прикарманить себе деньги, сдачу из магазина. Жизнь Захара тесно связана с жизнью Обломова. Два последних представителя Обломовки, они, каждый по-своему свято хранят в душе ее заветы. Даже когда Захар женится на кухарке Анисье, он старается не допускает ее к барину, делает для него все сам, считая это своей обязанностью. Жизнь Захара заканчивается жизнью Обломова. После его смети Захар вынужден уйти из дома Пшеницыной. Таким его встречает Штольц и предлагает увезти в деревню. Но верный слуга отказывается: он не может оставить без присмотра могилу своего барина.


Обломов требует от Захара почитания и благословения , требует, чтобы слуга хранил покой своего барина.

Ребята, есть вопросы к первой группе?

Зачитайте, что вы вписали в таблицу.

Отношение героя к Обломову

Отношение Обломова к герою

Предан хозяину, свято хранит заветы Обломовки

Требует от Захара почитания и благословения

Подведем итог. Захар –верный спутник Обломова, хранитель традиций и духа Обломовки, двойник своего хозяина. Он выражает мироощущение русского человека. Судьба Захара является повторением судьбы Обломовки, памятью о ней и приговором.

Ребята, а кого можно назвать настоящим другом Обломова?

Назовем эти отношения любовь-дружба.

Вторая группа подготовила инсценировку эпизода, иллюстирующего встречу Обломова и Штольца .

Спасибо, теперь представители от второй группы расскажут о Штольце и взаимоотношении друзей. Ребята, вы продолжаете работать с таблицей.

– ДРУГ ДЕТСТВА Обломова.

В воспитание Андрея Штольца каждый из родителей внес свой особенный вклад. Большую часть жизни Обломов провел на диване, так как «лежанье у Ильи Ильича... было нормальным состоянием». Его идеалом была беспечная жизнь в единении с природой, семьей и друзьями, в мечтах о которой Обломов проводил годы.

Илья Ильич не смог, да и не хотел стать преуспевающим Штольцем, притом что уважал таких людей, ценил их трудолюбие.

Различно также отношение друзей к столичной суете. Штольц уже привык к ней и чувствовал себя в свете, «как рыба в воде». Он все видит, но предпочитает закрывать глаза на недостатки общества. Андрей не дает обществу посягать на свои сокровенные чувства и мысли, словно закрываясь от него учтивым поведением.

А Илья Ильич, послужив сам и внимательно выслушивая рассказы визитеров - Судьбинского, Пенкина, Волкова - о столичной жизни, понял, что она слишком пуста («Чего там искать? Интересов ума, сердца?») и суетлива («В десять мест в один день!?»). Илья Ильич не видел смысла во всех этих визитах, хождениях на службу, балах.. Отец его, Иван Богданович Штольц, деловой и практичный немец, ставил выше всего чувство долга, дисциплину, ответственность и любовь к труду. Эти качества он и старался привить своему сыну, стремясь сделать из него удачливого дельца. Мать Штольца хотела, чтобы Андрей вырос образованным русским барином, а не.«немецким бюргером », и старалась, как могла, уменьшить влияние Отца на Андрюшу.

Во многом она хотела видеть своего сына похожим на Илью Обломова и часто с удовольствием отпускала его в Сосновку, где «вечный праздник, где сбывают с плеч работу, как иго».

Для Штольца главное - труд. Труд для него - это «образ, содержание, стихия и цель жизни». Штольц был с детства приучен к деятельности, к тому, что время драгоценно и его нельзя терять зря. И поэтому вся жизнь Андрея проходила в вечном движении, которое, однако, нельзя назвать суетой. Он не просто был в постоянной динамике, а приносил пользу себе и другим. Но, несмотря на постоянную занятость, он «ездит в свет и читает: когда он успевает - бог весть». Как только это возможно, что Андрей Штольц мог быть так близок Обломову, "в котором каждая черта, каждый шаг, все существование было вопиющим протестом против жизни Штольца?" вряд ли детство и школа так сблизили их, это совсем необязательно. По-моему, сам Штольц отвечает на этот вопрос: "Никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно… Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!"
На протяжении всего романа оба героя высказывают свои представления об идеале жизни, жизненные позиции, которых они придерживаются. Гончаров показывает, что все мечты Обломова обречены, ведь Илья Ильич ничего не предпринимал для их осуществления

Ребята, есть вопросы ко второй группе?

Проверяем таблицу.

Отношение героя к Обломову

Отношение Обломова к герою

Считает, что Обломов «хрустальная, прозрачная душа»

Не смог, да и не хотел стать преуспевающим Штольцем, хотя уважал таких людей, ценил их трудолюбие.

Подведем итог. Обломов и Штольц были необходимы друг другу для раскрытия образов, представлений и подходов к решению общечеловеческих, философских вопросов бытия . В этом они дополняют друг друга.

Ребята, теперь даю вам возможность немного отдохнуть. Прослушайте ари ю «Каста Дива» из оперы Винченцо Беллини «Норма».

Слушаем арию.

Почему я поставила именно это произведение?

Илья Ильич сразу же пленяется удивительным голосом девушки. Слушая ее великолепную «Casta diva», Обломов все больше влюбляется в Ольгу. "В заключение она запела Casta diva: все восторги, молнией несущиеся мысли в голове, трепет, как иглы, пробегающий по телу, - все это уничтожило Обломова: он изнемог" .

Назовем это чувство любовь-любовь.

Вспомните, что служило символом любви Ольги и Обломова?

Третья группа провела небольшое исследование «Ветка сирени – символ любви Ольги и Обломова.».

Выступление 3 группы. Показ слайдов с изображением сирени (детские рисунки).

Ветка сирени воплощает в себе то прекрасное, что зацвело в душах Ольги и Обломова. Так, сцена встречи после первого объяснения в любви начинается с того, что после слов приветствия «она молча сорвала ветку сирени и нюхала её, закрыв лицо и нос».

Понюхайте, как хорошо пахнет! - сказала она и закрыла нос и ему.

А вот ландыши! Постойте, я нарву, - говорил он, нагибаясь к траве, - те лучше пахнут: полями, рощей; природы больше. А сирень всё около дома растет, ветки так и лезут в окна, запах приторный. Вон еще роса на ландышах не высохла.

Он поднес ей несколько ландышей.

А резеду вы любите? - спросила она.

Нет: сильно очень пахнет; ни резеды, ни роз не люблю. Да я вообще не люблю цветов...
Думая, что Ольга рассержена его признанием, Обломов говорит потупившей голову и нюхающей цветы Ольге:

Забудьте же это, - продолжал он, - забудьте, тем более, что это неправда...

Неправда? - вдруг повторила она, выпрямилась и выронила цветы.

Глаза ее вдруг раскрылись широко и блеснули изумлением...

Как неправда? - повторила она еще.

Да, ради Бога, не сердитесь и забудьте…
И Илья Ильич понял это движение сердца девушки. Он пришел на другой день с веткой сирени:

Что это у вас? - спросила она.

Какая ветка?

Вы видите: сиреневая.

Где вы взяли? Тут нет сирени, где вы шли.

Это вы давеча сорвали и бросили.

Зачем же вы подняли?

Так, мне нравится, что вы... с досадой бросили ее.

Ветка сирени раскрыла многое и Ольге. Гончаров иллюстрирует это следующим эпизодом: неделю спустя Илья Ильич встретил Ольгу в парке на том месте, где была сорвана и брошена ветка сирени. Теперь Ольга мирно сидела и вышивала … ветку сирени.
В эпизодах с веткой сирени Гончаров прекрасно передает смятение души
Обломова. В мечтах герой рисовал себе бурную любовь, страстные порывы
Ольги. Но тут же он поправлял себя: «… страсть надо ограничить, задушить и утопить в женитьбе!..»
Илья Ильич хочет любить, не теряя покоя. Иного хочет от любви Ольга. Приняв из рук Ольги ветку сирени, Обломов говорит, глядя на ветку:

Он вдруг воскрес. И она в свою очередь не узнала Обломова: туманное, сонное лицо мгновенно преобразилось, глаза открылись; заиграли краски на щеках; задвигались мысли; в глазах сверкнули желания и воля. Она тоже ясно прочла в этой немой игре лица, что у Обломова мгновенно явилась цель жизни.

Жизнь, жизнь опять отворяется мне, - говорил он как в бреду, - вот она, в ваших глазах, в улыбке, в этой ветке, в “Casta diva”... всё здесь...

Она покачала головой.

Нет, не всё... половина.

Пожалуй, - сказала она.

Где же другая? Что после этого еще?

Чтоб не потерять первой, - досказала она, подала ему руку, и они пошли домой.

Он то с восторгом, украдкой кидал взгляд на ее головку, на стан, на кудри, то сжимал ветку.
В этом эпизоде Ольга намекает Обломову, что нужно искать цель жизни, нужно быть деятельным. И, казалось бы, незначительная ветка сирени в художественной ткани романа стала символичной. Как много она говорит читателю!
К символической ветке сирени писатель обращается еще не однажды. Например, в сцене объяснения Обломова с Ольгой в том же саду, после нескольких дней разлуки, после письма героя о необходимости «разорвать сношения». Увидев Ольгу плачущей, Обломов готов всё сделать, чтобы загладить ошибку, вину:

Ну, если не хотите сказать, дайте знак какой-нибудь... ветку сирени...

Сирени... отошли, пропали! - отвечала она. - Вон, видите, какие остались: поблеклые!

Отошли, поблекли! - повторил он, глядя на сирени. - И письмо отошло!

Вдруг сказал он.

Она потрясла отрицательно головой. Он шел за ней и рассуждал про себя о письме, о вчерашнем счастье, о поблекшей сирени.

Но характерно, что, убедившись в любви Ольги и успокоившись, Обломов
«зевнул во весь рот». Яркой иллюстрацией чувств, испытываемых героем, может служить такая картина, описанная Гончаровым, в ней, на мой взгляд, отразилось отношение Обломова к любви, да и к жизни вообще:

“В самом деле, сирени вянут! - думал он. - Зачем это письмо? К чему я не спал всю ночь, писал утром? Вот теперь, как стало на душе опять покойно... (он зевнул)... ужасно спать хочется. А если б письма не было, и ничего б этого не было: она бы не плакала, было бы всё по - вчерашнему; тихо сидели бы мы тут же, в аллее, глядели друг на друга, говорили о счастье. И сегодня бы так же, и завтра...” Он зевнул во весь рот.

А вот как ученица нашего класса увидела эту сирень.

Показ слайдов.

Проверяем таблицу.

Отношение героя к Обломову

Отношение Обломова к герою

Старалась, чтобы у Ильи Ильича появилась цель жизни.

Хочет любить, не теряя покоя.

Подведем итог. Ольга потребовала от Обломова деятельности и целеустремленности. Она искала приложения своим силам и, встретив Обломова, загорелась мечтой воскресить его, пробудить к жизни. Но это оказалось непосильной задачей даже для нее.

Другой любящей женщиной в жизни Ильи Ильича Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына.

Назовем это «Обломов и Пшеницына: измена высоким идеалам?»

Агафья Матвеевна-идеальная хозяйка. Она ни минуты не сидит без дела. Все у нее спорится, в доме чистота и порядок. Духовных запросов у Агафьи Матвеевны нет никаких. Когда Обломов спросил ее: «А читаете что-нибудь? », она в ответ только «тупо посмотрела на него».

Чем же привлекла к себе Обломова эта простая, малокультурная женщина?

А впрочем… пусть сама Агафья Матвеевна расскажет о себе.

о себе.

Я - вдова чиновника, оставшаяся с двумя детьми, сестра Ивана Матвеевича Мухоярова, кума Тарантьева. Именно Тарантьев поселяет Илью Ильича, вынужденного искать новую квартиру, в домике на Выборгской стороне. Я привыкла к тому, что всё решает братец, только в умелом ведении дома, я достигла совершенства. Я нахожусь в постоянном движении, в отличии от Обломова осознавая, что работа всегда есть и именно она является подлинным содержанием жизни, а вовсе не наказанием, как считали в Обломовке. Постепенно в моей судьбе происходит серьёзная внутренняя перемена. В постоянных трудах по устроению дома, в хлопотах по хозяйству, нахожу я смысл своего существования. Во мне начало пробуждаться нечто неведомое мне прежде: тревоги, проблески размышлений. Иными словами любовь, всё более и более глубокая, не умеющая выразить себя словами, но проявляющаяся в том, что я хорошо знаю и умею: заботиться о столе и жизни Обломова, молиться о его здравии. Всё моё хозяйство получило живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича. Прежде я видела в этом обязанность, теперь это стало моим наслаждением. Илья Ильич стал для меня человеком из другого мира: прежде я таких людей не видела. Встреча с ним послужила импульсом к перерождению. Но сам виновник этого процесса не понимал, как глубоко пустила корни это значение и какую неожиданную победу он сделал над моим сердцем. Обломов сближается со мной, как будто продвигаясь к огню, от которого становится теплее, но которого любить нельзя. Я являюсь единственным, абсолютно бескорыстным человеком в окружении Ильи Ильича, не вникая ни в какие сложности я делаю то, что необходимо в данный момент: закладываю собственные жемчуг и серебро, готова занять деньги у родни покойного мужа, только чтобы Обломов не чувствовал ни в чём недостатка. Когда интриги моего брата и кума достигают пика, я решительно отрекаюсь от них. Посвятив себя заботами об нем, я живу так полно и многообразно, как никогда прежде не жила, а мой избранник начинает чувствовать себя, словно в родной Обломовке. У нас рождается сын. Понимая разницу между этим ребёнком и детьми от первого мужа, я после смерти Ильи Ильича безропотно отдаю его на воспитание Штольцам. Смерть Обломова вносит в моё существование новую краску - я вдова помещика, чем постоянно попрекают меня братец и его жена. Мой свет жизни угас вместе с Ильёй Ильичом.

Поверяем таблицу.

Отношение героя к Обломову

Отношение Обломова к герою

Агафья Матвеевна

Проявляет свою любовь заботой о столе и жизни Обломова. Смысл ее жизни - покой и удобство Ильи Ильича.

Сближается с героиней, но не любит ее.

Ольга стремилась спасти Обломова, а Агафья Матвеевна своей любовью погубила его. Кто же из них был нужнее и ближе Обломову? Гончаров оставляет этот вопрос открытым.

Беседа. Обобщение материала .

Обобщим все сказанное нами.

Это позволяет лучше узнать главного героя.

Как вы думаете, кто сыграл большую роль в жизни Обломова?

Никто. Они не уберегли его от деградации.

IV. Подведение итогов урока.

«Обломов» как роман о любви. Любовь помогает раскрыть самые неожиданные черты в характерах героев, без которых впечатление о них было бы неполным и ошибочным, например характер Ильи Ильича Обломова. Чем были бы слова Штольца о «кристальной, чистой и светлой» душе Обломова, если бы автор показал лишь ленивый и спокойный образ жизни его в Петербурге? Не будь прекрасных страниц о его искренней и всеобъемлющей любви, пробужденной Ольгой, даже воспоминания детства не скрасили бы этот образ.

Таким образом, любовь - главная, важнейшая составляющая "нормы" жизни, "часть" идеала, к которому должен быть устремлен человек, потому что "счастливой, пронесенной через всю жизнь любви" дано превращаться в "могучую бытийную силу, способную гармонизировать и другие связи людей, не исключая и социальные".

Возвращаясь к началу урока и вспоминая эпиграф, действительно можно сказать, что « Любовь-это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих».

Как вы считаете, выдержал ли главный герой испытание любовью?

Обломов не выдерживает испытания любовью. Он не способен брать на себя ответственность за судьбы других людей. Обломов развращен барством. Женившись на Пшеницыной, он опускается все больше, погружается в спячку, а затем гибнет и физически.

НЕ ТЕРЯЙТЕ СЕБЯ В КРУГОВОРОТЕ ЖИЗНИ. Думайте, решайте, советуйтесь с героями русских романов. Выбирайте свой путь. Помните: все началось с неумения надевать чулки, а закончилось неумением жить

V. Домашнее задание.

Ребята, домашнее задание вы заранее записали в тетради, я лишь вам его напомню.

1) Заходите на сайт oblomov. omsk. edu , выбираете раздел «Критика», знакомьтесь с мнениями ученых о романе, тезисно записываете высказывания в тетрадь.

2) Напишите сочинение-миниатюру: «Любовь –это испытание». В сочинении используйте один аргумент из произведения, другой из общих знаний, из жизни.

Список использованной литературы

1. “Обломов”, “Просвещение”, М.1984 г.

3. , статья «Обломов» ».


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. http://www. *****/
2. http://*****/

В продолжение темы:
Литература

АННОТАЦИЯ В статье рассматриваются вопросы межбюджетных трансфертов как составной части межбюджетных отношений в России. Дана характеристика российских межбюджетных...

Новые статьи
/
Популярные