Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе. Фронтальные логопедические занятия Фронтальное занятие логопеда на развитие речи

Тема занятия. Звуки Т – Ть, буква Т.
Цель: совершенствование фонематического слуха на основе различения твёрдых и мягких согласных в
различных языковых единицах, предупреждение замен и смешений гласных 1 и 2 ряда.
Образовательная задача: закреплять умение различать твёрдые и мягкие согласные, связь звуков с
буквой.
Коррекционно – развивающая задача: корректировать фонематический слух через упражнения на
развитие слухоречевой памяти и внимания, развивать и корректировать мыслительные процессы через
умения делать выводы, сравнивать, обобщать.
Воспитательная задача: воспитывать интерес к единицам языка, мотивацию к правильной речи,
положительное отношение к учебной деятельности.
Оргмомент
­Сядет тот, кто правильно ответит на вопросы игры «Да или нет?»
1. Звук Б – гласный
2. В слове «мама» 6 звуков.
3. Из слов можно составить предложение.
4. В слове «барабан» последний звук ­ Н.
5. Поползень – это фрукт.
Основная часть
­Сегодня к нам на занятие пришли ваши мамы, давайте покажем, чему мы учимся на логопедических
занятиях.
1) Д\и «Четвёртый лишний»
­Назовите предметы:
кастрюля, тарелка, табурет, стакан; (слайд 1)
кошка, тигр, коза, корова (слайд 2)
­Какой предмет не подходит к остальным, почему?
­Какой звук в слове «табурет» мы слышим два раза?
Какой первый звук в слове «тигр»?
Какая тема занятия? (будем различать звуки т­ть, чтобы правильно писать и читать)
­Что такое звук? (то, что мы слышим и произносим)
Что такое буква? (то, что мы видим и пишем)
Что вы знаете о согласных звуках? (когда мы их произносим, у нас во рту возникает преграда)
2)­Достаньте зеркала. Произнесите перед зеркалом звук Т. Есть ли во рту преграда? (слайд) Значит,
какой это звук? В песенке какого медведя звучит этот звук? Значит, он какой? Приложите руку к
горлышку. Работает голос? Значит, звук какой? Расскажите всё, что вы узнали о звуке Т.
(аналогичная работа со звуком Ть)
Чем похожи звуки? Чем отличаются?
Каким цветом будем обозначать на схеме звуки Т, Ть?
2) Игра с сигнальными карточками.
та, тя, то, тё, ту, ты, ти, тю, ат, от, ать, ить
3) Игра в мяч «Запомни, повтори»
та­тя­та,
те ­тэ ­те,
то­тё­то,
ты­ти­ты,
ту­тю­ту,
ти­ти­ты,
ту­ту­тю,
тё­то­то,
тя­та­тя,
тэ­те­тэ.

4) Звуки Т и Ть обозначаются буквой т. Вспомните, из каких элементов она состоит.
­наклонная линия, наклонная линия с закруглением вверху, наклонная линия с закруглениями вверху
и внизу. Напишите букву в воздухе, пальцем на парте, на манной крупе, выложите из фасоли.
5) На доске слоговая таблица
та
уть
то
ты
ти
ат
тю
оть
ить
от
ту
тя
ут
тэ
ать
тё

­Что написано в таблице? (слоги) Прочитайте их. Найдите слог ту, остановитесь на нём глазками.
Поднимитесь на 2 слога вверх, один слог вправо. ут
1 слог вниз, 2 слога влево ат
1 слог вниз, 2 слога вправо ать
1 слог вверх, 1 слог влево, 2 слога вниз тя
2 слога влево, 2 слога вверх, 1 слог вправо ат
­Слоги с какой согласной буквой вы читали? Найдите и запишите все слоги с мягкой согласной.
Проверьте себя, должно получиться 8 слогов. Подчеркните букву, которая смягчает согласный звук.
Найдите и запишите все слоги с твёрдой согласной. Должно получиться 8 слогов.
6) Что было написано в таблице? (слоги) Что можно составить из слогов? (слова) Я раздам карточки со
слогами.
1.Внимательно прочитать.
2. Найти каждому слогу своё место, так, чтобы получились понятные слова.
га
ра
шка
пла
трам
зе
бо
тул
не
вай
та
та
ка
та
па
те
ап
тя
у
кар
ти
тюль па
ти
у
ка
та
на
ны
на
­Каждый из вас продиктует всем одно своё слово. Диктовать нужно так, как написано. Записываем с
проговариванием. Найдите в слове букву нашего занятия. Какой звук она обозначает, твёрдый или
мягкий? Если мягкий, подчеркните зелёной ручкой, если твёрдый – синей.
7)Распределение картинок в синий и зелёный домики:
халат, куртка, туфли,
платье, костюм, кровать.
Игра «Назови ласково».
Игра «3 лишний».
Игра «Что изменилось» ­ проводят дети.
Образование относительных прилагательных: шерстяной, меховой, кожаный, шёлковый.
Составление предложений с этими словами.
8) Работа с деформированной фразой. Письмо по памяти.
На доске карточки со словами.
­Не читая, скажите, что написано на карточках (слова). Что можно составить из слов (предложение). Что
для этого нужно сделать? (найти каждому слово своё место, подружить слова)
(работа в парах у доски)
Обсуждение орфограмм.
Запись по памяти с громким проговариванием.
Проверка по образцу.

Тема: буквы Я, я в начале слога (закрепление).

Цели:

    Закрепить знания о букве Я;

    совершенствовать навык чтения слов и предложений;

    упражнять в употреблении притяжательных прилагательных, в подборе родственных слов;

    познакомить с многозначностью слова язык;

    развивать мышление.

Оборудование: карандаши, «Чудо – яблоня», «чёрный ящик», яблоки, буквы – половинки, картинка « Яки».

Ход занятия:

I . Организационный момент.

Логопед:

Узнайте букву по её половинке.

На наборное полотно выставлены изученные буквы по количеству детей. Половина букв закрыта, последняя из букв – Я. Дети по цепочке называют буквы, педагог открывает их.

Ребята, в каком домике живёт буква Я? Почему? Назовите слова с буквой Я.

II . Закрепление буквы Я. Игра «Чёрный ящик».

Логопед:

- В ящике лежит предмет. Узнай его по описанию.

Это фрукт, круглое, гладкое, красное, откусишь его – вкусное, сочное. Растет на дереве.

Логопед:

- Верно! Молодцы! Достаёт яблоко из ящика.

А вот «чудо – яблоня». На ней яблоки непростые. Чтобы снять яблоко с дерева, надо выполнить задание.

Задание №1

- Рассмотрите и назовите картинки.

Разделите слова на слоги. Подберите слоговую схему к каждому слову.

Какая буква Я: гласная или согласная? Почему?

Педагог снимает с «чудо – яблони» одно яблоко.

Задание №2 . Чтение предложений.

- Прочитайте предложение.

Посчитайте, сколько слов в предложении?

Подчеркните слово Я .

Молодцы! Педагог снимает с «чудо – яблони» второе яблоко.

Задание №3. Кто самый внимательный?

Прослушайте стихотворение « Ай да Я!..» А.Шибаева.
Всем на свете буква «Я»
Доложить готова:
- А вы знаете, кто я.
Я не только буква «Я» -
БУКВА,
СЛОГ
И Слово!
- Чем гордится буква Я?

Молодцы! Внимательно прослушали стих. Снимаем с нашей яблони третий фрукт.

III. Ребусы.

Задание №4.

Логопед:

    Если по букве написана другая буква. То они читаются с помощью предлога по (по – я- с – пояс).

    К какой букве подошла буква Я? (к И).

Ребята, соедините эти буквы предлогом к. Какое слова получилось?

Демонстрируется картинка « Яки», сопровождаемая рассказом.

Як – это могучий бык, живёт в горах. О яке часто говорят - «бык в юбке». «Юбкой» называют густую длинную шерсть, которая свисает с тела. Шерсть не даёт мёрзнуть, когда як лежит на снегу. На яках перевозят грузы по узким горным тропам.

Борис Заходер написал стихотворение об этом удивительном животном.
С виду
Очень грозен ЯК,
А ведь он - большой добряк:
Говорят,

На нём в Тибете
Смело ездят
Даже дети!

    Если под буквами стоят цифры, то буквы читаются в порядке, указанном цифрами (язык).

Слово одно, а значений у слова ЯЗЫК несколько:

    язык у нас во рту;

    язычок – у ботинка;

    язык у колокола;

    языки пламени у костра.

Языком называют и речь какого – либо народа. Часто говорят: «Прикуси язык». Что это значит? А «распускать язык»?

Молодцы! Отгадали все ребусы. Снимаем с нашей яблони четвёртое яблоко.

IV . Разгадай кроссворд « Буква Я». Задание №5.

    На них садится курица, чтобы вывести цыплят.

    Месяц года.

    Подвижное животное, у которого может отрасти отброшенный хвост.

    Детский сад для самых маленьких детишек.

    Приспособление, удерживающее судно на месте.

    Плоды смородины, малины, земляники.

    Легкое судно для морских прогулок.

    Выкопанное углубление в земле.

    Тяжелый круглый снаряд для пушки.

Молодцы! Справились с заданием. Снимаем с нашей яблони пятое яблоко.

V . Физминутка « Вот так яблоко».

Дети имитируют движения.

Вот так яблоко!

Оно соку сладкого полно.

Руку протяните,

Яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать,

Трудно яблочко достать.

Подпрыгну, руку протяну,

Быстро яблоко сорву!

И в корзину положу.

Вот так яблоко!

VI . Формирование лексико – грамматического строя речи.

Задание №6.

    Образование родственных слов.

Чтобы вырастить яблоко, садовод посадил саженец - маленькую… (яблоньку)

Три года он с любовью ухаживал за яблонькой. Наконец выросли на ней маленькие… (яблочки)

Яблонька росла, набиралась силы и стала большой, ветвистой… (яблоней)

Садовод посадил целый сад яблонь. Какой у садовода сад? (яблоневый)

Каждый год он снимал большой урожай яблок и готовил из них сок. Какой сок? (яблочный)

    Рассмотрите дерево родственных слов у слова яблоко. Назовите слова – родственники у слова «яблоко».

    Чтение предложений и дополнение их словами, родственными слову яблоко.

Снимаем с нашей яблони шестое яблоко.

    Образование притяжательных прилагательных.

Задание №7.

    « Угадай, чья голова? Чей хвост? Чья лапа?»

Ребята, звери захотели поиграть с нами в прятки, они спрятались, но видно только хвост, голову или лапу. Нужно назвать, чья голова? Чей хвост? Чья лапа?»

Голова зайца -

Лапа медведя-

Хвост белки-

Голова льва-

Молодцы! Снимаем с яблони последнее яблоко.

VI I . Итог занятия.

На последнем яблоке написано слово СЮРПРИЗ.

Дети получают угощение – яблоки.

Задачи:

Образовательные.

Развивающие.

Воспитательные.

Просмотр содержимого документа
«Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Прогулка с Красной Шапочкой»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК”

(МАДОУ «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»)

Конспект фронтального логопедического занятия на тему:

«Прогулка с Красной Шапочкой»

Исполнитель: учитель-логопед

Е.К. Сумина

Задачи:

Образовательные. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Овощи и фрукты, ягоды» на основе систематизации и обобщения знаний. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование синтаксической стороны речи. Закреплять четкое произношение гласных звуков и умение выделять их из звукового ряда.

Развивающие. Развитие зрительного внимания, фонематического восприятия, артикуляционной моторики; повышение общего тонуса организма путём мышечной стимуляции.

Воспитательные. Воспитывать интерес и внимание к слову, собственной речи и речи окружающих; чувство товарищества, умение работать в коллективе в процессе выполнения совместной деятельности.

Оборудование. Комплект фруктов и овощей, корзины, интерактивная доска, развивающая интерактивная игра «Меткий стрелок», дидактический дом с окошками, карточки символы гласных звуков, картинки на гласные звуки, костюм Красной Шапочки, волшебная палочка.

Ход занятия

    Организационный момент.

(Создание эмоционального, положительного фона. Логопед организует приветствие, говорит детям, что рад видеть их. Приглашает детей отправиться в сказку Шарля Перро, а как называется, сказка воспитанники должны догадаться. (Дети закрывают глаза)

Логопед. Один, два, три сказка в гости к нам приди. (В этот момент появляется Красная Шапочка).

Логопед. Ой! Кто это? В какую сказку мы с вами попали? Давайте не просто расскажем эту сказку, по новому, но и покажем её.

    Артикуляционная гимнастика.

Жила-была Красная Шапочка. Рано утром она проснулась и улыбнулась. Упражнение «Улыбка». Удержать 10 секунд. Приготовила чашечку, чтобы попить чай. «Чашечка», повторить 5 раз. А чай она пила с вкусным вареньем. «Вкусное варенье» - слизать кончиком языка «варенье» с верхней губы. Затем она почистила зубки. «Почистим зубки». После завтрака Красная Шапочка стала играть на дудочке. «Трубочка» - удерживать 10 секунд. Красная Шапочка играла так весело, что к ней прискакала лошадка. «Лошадка» - пощёлкать кончиком языка. Лошадка стала стучать копытом, а Красная шапочка взяла барабан и начала бить в барабан. «Барабанщик».

Но тут пришла мама и попросила Красную Шапочку сходить к бабушке и отнести ей корзинки.

Логопед. О чём ты задумалась Красная Шапочка?

Ребёнок (СОНЯ). Мама оставила много корзинок для бабушки, как я их одна отнесу?

Логопед. Что же делать ребята?

Логопед. Наши ребята дружные, они всегда приходят на помощь другу, и они помогут тебе.

Логопед. Обращает внимание детей. Домик бабушки находится далеко и нам придётся пройти много испытаний, чтобы туда попасть.

Логопед. Чтобы нам не было страшно идти, давайте скажем чистоговорку.

КА-КА-КА – ух дорога далека.

КО-КО-КО – мы пройдём её легко.

Логопед. Предлагает мальчикам взять корзины, а девочкам взять мальчика за руку. Дети подходят к панно с деревьями и видят, что много листьев опало.

    Дыхательное упражнение «Листопад».

Красная Шапочка и дети подходят к домику.

Логопед. Жители дома, наверно, ещё не проснулись. Все окна в домах тёмные. Давайте попробуем отгадать, кто живет в этом доме? Откройте окошки.

    Упражнение «Отгадай».

По артикуляции, изображённой на карточке, дети определяют, какие звуки живут в доме и подбирают картинку, которая начинается на данный звук.

Логопед. Какие это звуки, каким цветом мы их обозначаем в схеме?

Логопед. Вижу впереди охотника. Пойдёмте, посмотрим на кого он охотиться.

    Интерактивная игра «Меткий стрелок» - закреплять умение анализировать звуковой состав слова, развивать фонематический слух.

Логопед. Вы были меткими стрелками, молодцы. Я предлагаю вам отдохнуть.

    Физкультминутка с элементами самомассажа «Строим дом»

Где ты, носик?

Носик, носик! (Провести указательными пальцами по крыльям носа.)

Лобик, лобик!

Где ты, лобик? (Провести всеми пальцами по лбу от середины к вискам.)

Щёчка, щёчка!

Где, ты щёчка? (Пальцами погладить щёки сверху вниз.)

Буду чистеньким я очень. (Погладить ладонями шею, уши, ладони друг о друга.)

А братья с утра до ночи работают, не покладая рук.

Целый день тук да тук. (Похлопывание ладонью правой руки по левой руке от кисти к плечу.)

Раздаётся звонкий стук. (Похлопывание ладонью по правой руке.)

Молоточки стучат, (Поколачивание правым кулачком пор левой руке от кисти к плечу.)

Строим домик для зайчат.

Молоточки стучат, (Поколачивание кулачком по правой руке.)

Строим домик для бельчат.

Этот дом для белочек, (Растирание правым кулачком левой руки круговыми движениями.)

Этот дом для зайчиков, (Растирание кулачком правой руки.)

Это дом для девочек, (Быстро «пробежаться» пальцами правой руки по левой от кисти к плечу.)

Этот дом для мальчиков. («Пробежаться пальцами по правой руке.)

Вот какой хороший дом, (Погладить ладонью левую руку от кисти к плечу.)

Как мы славно заживём, (Погладить ладонью правую руку.)

Будем песни распевать. (Скользящие хлопки ладоней друг о друга.)

Веселиться и плясать. («Пружинка»)

Логопед. А вот и дом бабушки. Бабушки дома нет. Давайте мы посмотри, что в корзинках поможем бабушке разложить все предметы по группам. Для этого вы посмотрите, что у вас в корзинке или в мешочке. Посчитайте, сколько предметов и с помощью картинки расскажите, что можно приготовить из этого предмета. (Ответы детей.)

Логопед. У нас получилось 3 группы предметов. Давайте скажем, чего стало много. (Ответы детей).

Логопед. Я думаю, бабушка будет довольно, как мы всё разложили.

Логопед. Нам пора возвращаться в детский сад! (Дети делают круг, закрывают глаза, Красная Шапочка уходит.) 1,2 в детский сад нам пора!

Итог занятия.

Логопед. Скажите, в какой сказке мы побывали. Кто просил у нас помощь? Что мы раскладывали по группам. Какие звуки нам встретились.

Логопед. А это, что за корзина? Это Красная Шапочка отблагодарила вас за помощь и отзывчивость.

Конспект фронтального занятия "Путешествие Колобка" в старшей логопедической группе.

Конспект логопедического занятия направленного на развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей с использованием здоровьесберегающих технологий

Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад №17, г. Каменск-Шахтинский.

Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на лексическую тему "Осень". Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ.

Цели и задачи:
Коррекционно-образовательные:
учить детей давать характеристику звукам [у] и [а], подбирать слова на заданный звук.
познакомить детей со звуком [п] и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки;
познакомить с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в начале слова;
учить выделять звук в слогах и словах.

Коррекционно-развивающие:
развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
развивать фонематические процессы;
развивать дыхание и голос;
закреплять понятия: «звук»;
совершенствовать коммуникативные умения и навыки детей;
повышать речевую активность;
развивать мелодико-интонационную и просодическую стороны речи;
развивать психические процессы;
повышать работоспособность и выносливость.

Коррекционно-воспитательная:
воспитывать у детей умение доводить до конца начатое дело, усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование: картинки персонажей сказки, листики с картинками, речка, мостик, счетные палочки, картинки для артикуляционной гимнастики, иллюстрация "Буква П", магнитофон, доска.


Ход занятия:

1. Организационный момент.
Логопед: Чтобы вежливыми быть, нужно здравствуй говорить,
Всем кого б ни встретил - это знают дети.
Скажешь здравствуй, и в ответ, прозвучит

Дети: Привет-привет!

Логопед: Давайте поздороваемся с нашими гостями (дети здороваются).
А теперь поздороваемся друг с другом.

Логоритмика «Здравствуйте ладошки» (развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции).


2. Основная часть.
Педагог: Отгадайте загадку: Перед волком не дрожал,
От медведя убежал
А лисице на зубок
Все ж попался... (колобок)

А давайте придумаем свою сказку про Колобка.

А кто нам в этом поможет? (умная голова)

Тогда давайте сделаем гимнастику для мозга. Она поможет вам стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшит ваши достижения!

Кинезиологические упражнения.
«Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
«Кулак – ребро – ладонь».

А кто еще нам поможет? (язычок).

Артикуляционная гимнастика.

Дети выполняют упражнения согласно услышанному тексту и увиденной картинке:
«Открываем ротик – дом, кто хозяин в доме том?
В нём хозяин – Язычок, на губу лопаткой лёг («Лопаточка»).
Язычок гулять выходит, домик он кругом обходит (облизать губы по кругу).
Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам («Часики»).
Видит: губки очень гибки, ловко тянуться к улыбке («Забор»),
А теперь, наоборот, губки тянуться вперёд («Слоник»).
Язычок стал маляром, аккуратно красит дом («Маляр»).
На качелях оказался, вверх взлетал и вниз спускался («Качели»).
Догадаться кто бы мог? Язычок наш как грибок! («Грибок»)
Язычок гармошкой стал, поиграл и не устал («Гармошка»).
Надоели превращенья: лижет Язычок варенье («Вкусное варенье»).
Любит он покушать сладко, после скачет как лошадка («Лошадка»).


Ну вот теперь вы готовы придумать интересную сказку? Тогда начинаем. Испекла бабка Колобок. А как она его пекла, мы сейчас покажем.

Пальчиковая гимнастика «Испечем колобок» - развитие мелкой моторики.

«Собираем муку по сусекам» – дети широко расставляют пальцы, затем сжимают их в кулак.

«Месим тесто» - дети водят пальцами одной руки по ладони другой по часовой стрелке, затем меняют положение рук.

«Раскатываем тесто» - трут ладошкой о ладошку.

«Лепим Колобка» - кладут ладонь на ладонь – «катают шарик».

Испекла Бабка Колобок. Поставила на окошко остудить. Колобок лежал-лежал. Спрыгнул с окошка и покатился (дети выполняют движение под музыку).

Логоритмика «Погуляем» (развитие коммуникативных навыков,инициативности поведения, быстроты реакции).


А на пути речка. Как нам перебраться на другой берег?
Дети предлагают варианты ответов (переплыть на лодке, на катере, на корабле).

Логопед: Можно пройти по мосту. Но мостик не простой, этот мостик звуковой. Пройдет тот, кто назовет слова со звуком А или У. Дети называют слова и проходят по мосту.


Переправился через речку, сел на пенёк и запел (дети поют под музыку):
1. Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел.
Вот какой я колобок,
Колобок – румяный бок.
2. Ах, какой хороший я!
Как же я люблю себя!
Крепко обнимаю,
Носиком вдыхаю.

Дыхательное упражнение «Обними плечи» (по А. Н. Стрельниковой).
Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже. Чем на ширине плеч; руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже.
На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг над другом в одном месте, руки образуют треугольник – вдох!
Сделав 4 вдоха-движения, надо отдохнуть несколько секунд и снова выполнить это упражнение 4 раза. И так 4 раза по 4 движения-вдоха.


Бежит мимо зайка. Увидел Заяц Колобка и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай лучше поиграем». Подумал Заяц и согласился.

Игра «Собери листья».
По комнате разбросаны листья, дети под спокойную музыку кружатся как листики. Перестает музыка играть, каждый должен себе взять 1 листик.
С обратной стороны картинка.
Посмотри на картинку и назови слово.
Какой первый звук в этом слове?

Во всех словах нам встретился звук «П». Давайте его еще раз произнесем и понаблюдаем как мы это делаем.
Как выходит воздух легко или встречает преграду?
А что же это за преграда? (губы).
Значит звук «П» будет гласным или согласным? (согласным)
Теперь положите руку на горлышко и произнесите звук «П». Горлышко молчит или дрожит? (молчит)
Значит этот звук глухой.
А на письме этот звук будет обозначаться буквой «П» - показ буквы.

Зайка говорит, что у него есть инструкция как сделать букву «П» из палочек, только вот он ничего не поймет. Давайте ему поможем.

Буква П – дверной проем.
Мы три палочки возьмем.
Две дорожкой ровной сложим.
Третью наверху положим.

Вы догадались как же сделать букву «П» из палочек? Тогда пройдите за столы и сложите эту букву для зайчика.


Заяц благодарит детей и уходит.

Только заяц убежал, бежит на встречу Колобку Волк и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай я лучше тебе расскажу, что я узнал про звук «П». Волк подумал и согласился.

Удивился Волк знаниям Колобка и говорит: «Ладно, не буду я тебя есть. Но ты должен со мной поиграть».

Игра на развитие фонематического слуха «Хлопай-топай»

Волк благодарит детей и уходит.

Только Волк убежал, идет на встречу Колобку Медведь и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай я лучше тебе расскажу, что я узнал про звук «П».

Дети повторяют характеристику звука «П» - звук «П» согласный и глухой, обозначается буквой «П».

Удивился Медведь и говорит. Знаешь ты про звук «П», но не все. Этот звук можно еще обозначать синим цветом, потому что он согласный. Не буду тебя есть, если выполнишь мое задание.

Игра «Сколько звуков?»
Логопед произносит слоги АП, УП. Дети называют звуки в слогах, характеризуют их и выкладывают схемы.

Медведь благодарит детей и уходит.

Только Медведь ушел, идёт Лисичка-сетричка. Увидела она Колобка и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешьте меня, я тебе стишок раскажу»:

Па-па-па – на столе крупа.
Пы-пы-пы – нет крупы.
Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.
Уп-уп-уп – у Вани вкусный суп.
Ип-ип-ип – к нам пришел Филипп.
Уп-уп-уп – мы съели суп.

Послушала лиса стишок и говорит. Ладно не буду тебя есть, только сначала давай поиграем в игру.

Па – па – па, вот идет сюда лиса!
Па – па – па, вот и съем я Колобка!
Пы – пы – пы, а я спрячусь от Лисы!
Па – па – па, не поймаешь Колобка!

Дети, стоя в кругу, припевают слова. В центре круга – Лиса, за кругом Колобок. Пропев все слова дети поднимают высоко вверх сцепленные руки, делая «воротики». А Лиса догоняет Колобка, бегая за ним через круг. По окончании музыки игра прекращается.

Не поймала Лиса Колобка, обиделась и убежала.

Упражнение на расслабление «Колобок отдыхает».

Дети пропевают слова Колобка:

Дети (поют): Я устал, я торопился,
Я чуть-чуть не заблудился.
На полянке полежу,
И на небо погляжу.

На проигрыш дети ложатся на ковер и отдыхают.

Конспект логопедического занятия

в подготовительной к школе группе

Тема: В поисках буквы М

Цель: обучение различению и правильному произношению звука М

Задачи:

коррекционно-образовательные

  • закрепить понятие о механизме образования звука [М]
  • закрепить различение изученных букв и звуков
  • формировать навыки словообразования и словоизменения

коррекционно-развивающие

  • автоматизировать у детей звук [М] в слогах, в словах и предложениях
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику
  • развивать у детей дыхание, голос, мимические мышцы
  • развивать фонематический слух и восприятие
  • развивать звукобуквенный анализ
  • уточнять и расширять словарь
  • развивать внимание и память

коррекционно - воспитательные

  • воспитывать у детей самоконтроль за речью
  • воспитывать у детей наблюдательность

Образовательная область: Коммуникация (интеграция)

Вид деятельности : развитие речи

Оборудование: буквы на доске, картинки к загадкам, конверт, стрелочки, плакат с зашифрованными буквами, разрезные буквы, плакат солнце, буквы, картинки.

Ход занятия

Логопед: Слушайте внимательно и повторяйте за мной. (Выполнение движений по тексту стихотворения.)

Доброе утро! Птицы запели!

Добрые люди, вставайте с постели.

Вся темнота расползлась по углам,

Солнце встает и идет по домам.

Доброе утро и солнцу, и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Улыбнитесь мне и друг другу.

Ребята, посмотрите у нас сегодня много гостей. Поприветствуйте гостей кивком головы.

Давайте покажем нашим гостям, какие звуки и буквы мы с вами уже знаем.

Что такое буква? (Это то, что мы пишем и видим)

А, что такое звук? (То, что мы слышим)

Какие звуки синего и красного цвета мы знаем?

Красные это, какие звуки- одним словом? (Гласные)

Давайте назовем их. (А,У,О,И,Ы,Э)

Почему они гласные? (Мы их поем)

А синего цвета, какие звуки мы обозначаем? (Согласные)

Назовите их. (П,Т,К,Х)

Ребята, а ведь согласные звуки мы еще обозначаем зеленым цветом, почему, что означает зеленый цвет? (Мягкость согласного звука)

Назовите мягкие пары звукам: ПЬ, ТЬ, КЬ, ХЬ

А теперь отгадайте загадки:

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос . (Морковь)

Целый день летает,

Всем надоедает.

кружок.

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет. (Мяч)

Зверь забавный, сшит из плюша,

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу. (Медведь)

Ускользает как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло)

(Логопед выставляет картинки на доску)

Ребята, как вы думаете, с какой буквой и звуком мы сегодня познакомимся?

(С буквой и звуком [ М] )

А, как вы догадались? (Первый звук – [М] в словах)

Молодцы!

М – нам губы звук смыкает!

Если нет – тогда… молчанье!

Л.: А теперь вы произнесите звук [ м ].

Дети произносят, педагог следит за правильностью произнесения.

Л.: Почувствовали, как ваши губки напряглись?

Д.: Да.

Л.: Ребята, можем мы пропеть этот звук? Попробуйте.

Д.: Нет, не можем.

Л.: А когда этот звук мы произносим, наши губки создают преграду для воздуха, который идёт из горлышка. Значит, какой это звук: согласный или гласный?

Д.: Согласный.

А какая мягкая пара этого звука? (МЬ)

Придумайте слова с мягким зв МЬ.

А обозначаются звуки М, МЬ – буквой ….

- Ребята, это вредная Шапокляк решила нас проверить сможем ли мы найти букву и показать, что мы знаем и умеем. Покажем? (Покажем)

Логопед находит конверт. В конверте инструкция прохождения испытаний.

Физкультминутка. Раз, два!
Мы шагаем по дорожке. (Ходьба на месте.)
Раз, два! Раз, два!
Дружно хлопаем в ладоши. (Хлопаем в ладоши.)
Раз, два! Раз, два!
Поднимаем ручки (Руки подняли вверх.)
К солнышку, к тучке.
Вдоль дорожки теремок.
Он не низок, не высок. (Присели.)
В нем живет мышонок Квак.
Быстро прячется
Вот так! (Прыжки.)

Идите по стрелочкам

1 испытание: Найдите знакомые буквы (плакат с наложенными буквами друг на друга)

2. Соберите знакомые буквы (разрезанные картонные буквы)

3. Составьте и прочитайте слоги (работа в кассах)

4. Звукобуквенный анализ слов – мак, кит, мука

5. Отремонтируйте предложения (картинки) :

Кушать, Мишка, мед.

Катать, на машина, Маша.

- Ребята, посмотрите, вот нашлась наша буква (ЭМ), какие вы молодцы, вы справились со всеми испытаниями.

Давайте посмотрим, на что похожа буква М?

(ответы детей)

РАБОТА В ТЕТРАДИ

Теперь давайте заштрихуем букву М.

Благодарность за работу (подарочки)


В продолжение темы:
Аккорды

Октябрь Берестов В.Д. Вот на ветке лист кленовый.Нынче он совсем как новый!Весь румяный, золотой.Ты куда, листок? Постой! Осень Е. Интулов Кричит ворона в небе: - Кар-р! В...

Новые статьи
/
Популярные