Алтайская принцесса — загадка Укока. Принцесса Укока

Вопрос этот местным жителям давно не даёт покоя. И особенно обострился в нынешнем году после сильнейшего наводнения и небывалого града. Общественность разглядела в катаклизмах мистическую подоплёку и потребовала... предать земле мумию, найденную в горах Алтая 21 год назад.

Проклятие Укока

Раскопки на плато Укок (плоскогорье на границе с Китаем и Монголией) начала в 1993 г. Наталья Полосьмак, сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН. Её внимание тогда привлёк полуразрушенный курган, и чутьё не подвело археолога. В кургане обнаружилась деревянная погребальная камера, заполненная льдом. Её вскрывали несколько дней, растапливая горячей водой из кружек. И когда открыли — ахнули (см. инфографику). Судя по антуражу захоронения, покойница при жизни была знатной особой, скорее всего, жрицей. Она была облачена в головной убор с золотыми деталями, в руках держала палочку из лиственницы, а сами руки были украшены татуировкой, изображающей алтайского грифона. Бесспорно, это была сенсация. Благодаря льду мумия прекрасно сохранилась. Дальнейшие исследования показали, что женщина жила более 2500 лет назад и умерла в возрасте 25 лет.

Но тогда у учёных была иная забота: как избежать конфликтов с местным населением? Оно встало кордоном, чтобы не допустить раскопок. «Через одну маленькую девочку, жившую в деревне, было предсказание: учёные выкопают знатную жрицу, которая навлечёт на нашу землю несчастья, — рассказывает Акай Кине, филолог, зайсан (глава) алтайского рода телес . — Власти тогда дали добро на раскопки, но люди были против. Писали письма, перекрывали дорогу. В итоге учёные копали в другом месте, но предсказание, как видите, сбылось».

Алтайцы уверены, что женщина, найденная археологами, не кто иная, как Белая Госпожа, «хранительница покоя Ак-Кадын». Согласно легендам, она стоит на страже врат подземного мира и не даёт духам и прочей нечисти прорываться в наш мир, который и без того не назовёшь счастливым. Шаманы считают её прародительницей Алтая и ныне живущих там людей. А стало быть, тревожить её прах никак нельзя. Многочисленные беды, выпавшие с тех пор на долю региона, — месть Белой Госпожи, уверены они.

Начать с того, что, когда «алтайскую принцессу» (она же «принцесса Укока», как
окрестили её журналисты) откапывали, задрожала земля, хотя учёные это опровергают. Затем вертолёт, на котором перевозили мумию, совершил аварийную посадку. Ну а потом пошла череда катаклизмов — лесные пожары и ураганы, землетрясения и наводнения... К примеру, Чуйское землетрясение 2003 г. Даже возросший уровень самоубийств (а по Алтаю прокатилась целая эпидемия суицидов) местные жители связывают с гневом «принцессы».

Когда «алтайскую принцессу» (она же «принцесса Укока», как окрестили её журналисты) откапывали, задрожала земля. Фото: РИА Новости / Александр Кряжев

Время не пришло

И вот катастрофическое наводнение 2014 г. Разрушены плотины и мосты, затоплены населённые пункты, тысячи людей остались без крыши над головой. Несколько человек погибли. Общественность, связанная с традиционными языческими верованиями, вновь заговорила о «принцессе Укока». Вспомнили некоторые «пророчества». Так, в 2012 г. при проведении религиозного ритуала одному верующему было откровение: «принцесса» собирается пару лет отдохнуть, но на третий год напомнит о себе. Через другого она «заявила», что если её наконец не захоронят, то она сама вернётся в свой дом, причём приплывёт туда на лодке! Пошли слухи, что вода уже затопила Национальный музей в Горно-Алтайске, где хранится мумия, и добралась до его главного экспоната.

Скульптурный портрет, созданный по черепу женщины, умершей 2,5 тысячи лет назад, останки которой были найдены во время раскопок на горном плато Укок на Алтае. Фото: РИА Новости / Юрий Заритовский

«Последней каплей стал град, он был размером с куриное яйцо и побил много домов и машин, — вздыхает Акай Кине. — Тогда мы стали собирать подписи за захоронение "принцессы Укока". Сейчас их 20 тыс., это 10% населения республики! Мы не призываем закопать её насовсем. Главное — вернуть мумию на плато Укок, на место погребения. Там можно оборудовать для неё капсулу, создать необходимые условия для хранения, обеспечить учёным доступ к ней. Мы даже готовы собрать на это средства!»

Учёные, разумеется, воспринимают инициативу скептически. Называют её суеверием и предрассудками. На строительство музея, где хранится саркофаг с «принцессой», ушло 765 млн руб. — немалая сумма. И что, теперь пойти на поводу у мракобесов, вопрошают они, и лишиться уникального научного материала? Оппоненты отвечают: «Мы мракобесы? И это лишь потому, что просим не тревожить прах наших предков? Почему вы не копаете останки своей прабабушки? Для вас это аморально? Но также и для нас аморально, когда достают из земли нашу прародительницу!»

Ситуация крайне любопытная: научный подход к реальности вошёл в противоречие с мировоззрением целого народа. К чему это приведёт? Кстати, толкователи алтайского эпоса обращают внимание, что «зона влияния» Белой Госпожи распространяется далеко за пределы их региона. В пророчествах, пусть и в образной форме, говорят они, описаны события на Украине. И даже более глобальные катаклизмы, вплоть до мировой войны. А в татуировках мумии, считают шаманы, скрыта важная для человечест-ва информация. Просто время для её расшифровки ещё не пришло.

Самые известные мумии мира

«Принцесса Укока»

Где находится : Национальный музей им. Анохина (Горно-Алтайск, Россия).

История: Найдена в ходе раскопок в 1993 г. Захоронение сделано в V-III вв. до н. э. В могиле помимо мумии лежали останки коней с сёдлами и сбруей, что говорило о высоком статусе женщины. Но позже академик В. Молодин опроверг мнение, что это «принцесса»: «Мумия принадлежит представительнице среднего социального слоя». На требования общественности захоронить мумию учёные отвечают, что это собственность Минкультуры и решение должно приниматься на федеральном уровне.

«Принцесса Укока» найдена в ходе раскопок в 1993 г. Захоронение сделано в V-III вв. до н. э. Фото: РИА Новости / Александр Кряжев

Где находится : Долина Царей (Луксор, Египет).

История: Этот фараон правил Египтом в 1332-1323 гг. до н. э. и ничем особо не выделялся. Знаменит тем, что его гробница, вскрытая в 1923 г., оказалась почти не тронутой грабителями и сохранилась до наших дней. В ней найдено много предметов и произведений искусства той эпохи.

С именем Тутанхамона связывают легенду о «проклятии фараонов». Вслед за вскрытием саркофага последовала череда несчастных случаев, приведших к гибели 22 человек, так или иначе причастных к исследованиям.

Тутанхамон. Фото: www.globallookpress.com

Где находится : Иволгинский дацан (Бурятия, Россия).

История: 15 июня 1927 г. бывший глава буддистов Восточной Сибири погрузился в состояние глубокой медитации, приказав ученикам «навестить его спустя 30 лет». Тело поместили в кедровый ящик и закопали. В 2002 г. его извлекли и не обнаружили никаких посмертных изменений и признаков разложения. Учёные объяснений феномену не нашли. Сейчас тело Итигэлова хранится в монастыре близ Улан-Удэ и служит объектом поклонения тысяч паломников. Буддисты считают, что он до сих пор жив. С его «возвращением» связывают поднятие уровня и качества жизни в Бурятии.

Хамбо-лама Итигэлов. Фото: Кадр youtube.com

Эци (Тирольский ледяной человек)

Где находится : Археологический музей Южного Тироля (Больцано, Италия).

История: Обнаружена в 1991 г. двумя немецкими туристами в Альпах. Старейшая мумия человека, найденная в Европе, её возраст — 5300 лет. Некоторые учёные считают, что при жизни Эци был колдуном: при нём найден амулет. С мумией связывают гибель 7 человек.

Эци. Фото: Commons.wikimedia.org

Ленин

Где находится : Мавзолей Ленина (Москва, Россия).

История: Основатель партии большевиков и советского государства умер в 1924 г. Его тело было решено сохранить путём бальзамирования. Историки считают, что идея принадлежала Сталину , который хотел создать новую религию для пролетариата. Но есть мнение, что в те годы многие верили: скоро учёные научатся воскрешать мёртвых и Ленина оживят. Сейчас мумию регулярно подвергают обработке. Эксперты считают, что при должном уходе она может сохраняться сколь угодно долго. Есть много мумий, забальзамированных аналогичным способом: это врач Н. Пирогов , политики Хо Ши Мин, Мао Цзэдун, Ким Ир Сен, Ким Чен Ир и др.

Репродукция картины "В.И. Ленин в Мавзолее". Народный художник РCФСР Евгений Александрович Кацман. Центральный музей В.И. Ленина в Москве. Фото: РИА Новости / С. Коган

На самом юге республики Алтай, на границе с Монголией и Поднебесной, расположено плато Укок. В 93м году прошлого века здесь было сделано самое крупное археологическое открытие России за 50 лет — найдена мумия молодой женщины, которая была похоронена 25 веков назад. Это открытие дало начало неутихающим и по сей день спорам, пересудам и домыслам. В сети и СМИ опубликовано огромное количество противоречивой информации, находку назвали Алтайской принцессой или принцессой Укока. Местное население предает находке мистический характер и называет мумию княжной Кадын или проматерью алтайцев — богатыршей Очы — Бола. Ученые продолжают исследования и делают новые открытия. Попробуем разобраться, где правда, а где вымысел во всей этой истории.

История находки на Укоке.

Как уже сказано выше, история началась в 1993 году, когда группа немецких, американских, японских и российских археологов во главе с ученым из Новосибирского Академгородка Натальей Полосьмак, начала раскопки кургана, носящего название протекающей не далеко реки Ак — Алаха.
Этот курган имел следы разорения, да и находящиеся по близости пограничники слегка подравняли его. Муж Натальи, тоже археолог, Вячеслав Молодин даже уговаривал ее в не перспективности раскопок этого погребения, и со своей группой отправился в другое место. Эта же группа преступила к сложной работе — разбору верхнего слоя могильника, состоящего из камней.
Ниже было обнаружено погребение поздней железной эпохи, которое действительно было разграблено еще в древности, кто — то даже пытался вытащить человеческие останки за ноги из могилы, но у них ничего не вышло. разочарованные было археологи заметили на дне лед, а в нем непонятные очертания и продолжили раскопки.

Вскоре показался накат из бревен и стало понятно, что впереди ждет что — то интересное. В начале были найдены останки шестерых лошадей рыжей масти, с сохранившейся деревянной сбруей, были целы также ее кожаные элементы. Сохранными оказались даже желудки животных с их содержимым.

Внутри деревянного сруба находилась трехметровая колода — саркофаг. Ученые подумали, что в ней захоронены два человека, она была заколочена четырьмя бронзовыми гвоздями.
Когда саркофаг вскрыли, внутри оказался белоснежный лед, который таял очень медленно. Тогда археологи стали подогревать с помощью паяльных ламп воду и ею осторожно поливать ледяную глыбу. Вскоре оттаял череп, на котором был одет высокий головной убор и парик из конских волос, стало понятно, что это женское захоронение, а его длина обуславливалась массивным украшением, надетым на голову погребенной.
Когда лед окончательно растаял ученые увидели хорошо сохранившуюся мумию женщины, лежащей на правом боку в позе спящего человека. Отлично сохранилась и одежда, в которую она была одета — шелковая блузка, красное шерстяное платье с поясом и высокие валяные сапоги для верховой езды. В ушах при погребении были вставлены серьги из золотой проволоки, на шее было ожерелье из деревянных верблюдов и амулет — подвеска на кожаном шнурке. На поясе висело зеркало в резной деревянной оправе, убранное в сумочку. Сквозь одежду просвечивали красивые татуировки.

Возле саркофага были обнаружены: сосуд из рога яка, деревянный сосуд с резной ручкой, несколько деревянных тарелок — столиков со съемными ножками, на одном из которых лежали останки мяса и каменное небольшое блюдо с какими — то семенами.


Под воздействием воздуха мумия начала разлагаться и ее срочно решили доставить вертолетом в Новосибирск, у вертолета отказал один из двигателей и пришлось делать экстренную посадку в Барнауле, дальнейший путь находка проделала на поезде.

Результаты исследований.

По прибытии в институт археологии и этнографии мумию поместили в специальный холодильник и ученые, собравшие на месте много интересного материала приступили к исследованиям.

  1. Рост женщины при жизни составлял около одного метра и 70 сантиметров.
  2. Ее погребение было произведено не сразу после после смерти, а минимум через три месяца. Ее тело было подготовлено, внутренности удалены, а брюшная полость полость заполнена мхом и корой, мозг также удален, а черепная коробка заполнена мехом куницы. Тело перед погребением было замочено в растворе, в котором преобладала ртуть, а затем обработано воском.
  3. Найденные рассечения позвоночника свидетельствовали о том, что после смерти тело усаживали, возможно для демонстрации племени.
  4. Обнаруженная дыра в черепе была сделана после смерти, скорее всего во время бальзамирования, в это же время был перерезан зрительный нерв, что свидетельствовало о том, что глаза покойной, скорее всего были удалены.
  5. Первоначальные рентгеновские снимки не позволили установить причину смерти.
  6. По швам в черепе, патологоанатомам удалось установить возраст женщины — от 20 до 30 лет.
  7. Исследования конских останков показали, что их забили специально для погребения, были они не молодые, вскрытие их желудков указало на время захоронения — вторая половина июня.
  8. Проведенные анализы показали, что захоронение относится к 5 — 3 веку до нашей эры.
  9. Молодая женщина не была принцессой, погребение не было роскошным, ее можно отнести к среднему сословию, но захоронение ее находилось в отдалении от других — это могло означать, что женщина давала обет безбрачия. Так же ученым удалось установить, что при жизни она вдыхала пары меди и ртути, что могло быть связано с какими — то обрядами. Все это позволило предположить, что усопшая была знахаркой, целительницей или шаманкой. Были ли дети у нее установить не возможно — матка удалена.
  10. Мягкие ткани правой руки мумии не сохранились, на левой же были нанесены четыре татуировки, самая крупная из них — изображение оленя с клювом грифона и рогами козерога — значимый символ у людей пызырыкского общества. Все татуировки исполнены в изящном художественном стиле.


  11. Бревна, использованные для сруба были не новые, срублены за 15 лет до захоронения, лиственница, из которой изготовлена колода не произрастает в районе Укока, была срублена в год погребения и доставлена на место.
  12. Одетая на мумии рубашка была изготовлена из шелка, который в этих местах никогда не производился, исследование волокон показало, что предположительно, она привезена из Индии.

Во время проведения первоначальных исследований на мумии завелся грибок и она начала чернеть, а татуировки бледнеть. Было принято решение доставить ее в Москву в НИИ, который занимался сохранением мумии В.И.Ленина, где ее реставрировали и она приняла первоначальный вид и была готова для выставки в музее. В другом НИИ была произведена реконструкция внешности алтайской женщины. Ученых ждало невероятное открытие — она была европейкой, что подтвердил и соответствующий анализ.
После этого открытия был проведен анализ ДНК алтайцев, установлено, что с алтайской женщиной у них общая половина игрик хромосомы.

Не открытой оставалась лишь причина смерти, ее удалось установить всего несколько лет назад. С помощью компьютерной томографии были обнаружены следы опухоли и метастазов, следовательно умерла она рака молочной железы.

Заблуждения и вымыслы.

Различные выдумки и домыслы начались сразу в след за открытием и продолжаются по сей день. Кроме присуждения ей необоснованного титула принцессы их еще очень много. Вот только некоторые из них.

  1. Во время вскрытия саркофага произошло землетрясение — результат гнева княжны Кадым. На Укоке в это время не было зафиксировано никаких подземных толчков.
  2. Водители алтайцы отказались вести мумию, часть грузовиков сломалась — все это вымыслы, решение перевозить находку вертолетом было принято из — за пагубного влияния на нее воздуха, нужно было действовать быстро.
  3. Отказ двигателя вертолета связывают с проклятием мумии, но Вячеслав Молодин, который заказывал его знал о том, что ресурс машины выработан и вероятность благополучного перелета минимальна.
  4. Ходят слухи о золоте, якобы найденном в погребении, но была найдена лишь золотая фольга, покрывавшая украшения женщины.
  5. Наталья Полосьмак и ее группа поливала мумию кипятком, из — за чего голова и другие части тела разрушены. Горячей, не кипящей водой поливали лед, а не мумию, ее теперешний вид ни чем не отличается от первоначального.
  6. Шуба, которая надета на фигуру женщины в музейной реконструкции найдена не в этом захоронении, а в погребении, открытом в Монголии.
  7. К проклятиям мумии относят землетрясение в 2003 году и наводнение 14 года.

Мумия и политика.

Казалось бы два несовместимых понятия стали бок о бок. Алтайские активисты начали борьбу с археологами практически сразу после вскрытия захоронения. Плато Укок ранее использовавшееся как пастбище для скота, стало священным местом и Курултай противозаконно объявил Укок зоной покоя и запретил на нем археологические раскопки.

В начале местные требовали возвращения находки в республику, но когда в Горноалтайском музее имени Анохина компанией Газпром был построен специальный мавзолей, в который в 14 году была перевезена мумия женщины, начались требования о перевозке ее на Укок. Одни хотят сделать экспозицию на месте раскопок, другие же вовсе — захоронить находку, тем самым уничтожить ее безвозвратно. Решение о захоронении уже было принято местным судом по иску нескольких граждан, но и. о. директора музея отказала в его исполнении, ведь это собственность министерства культуры России.

В предвыборной компании многих кандидатов в республиканские депутаты звучали обещания захоронить алтайскую находку.

По распоряжению президента России верховный суд рассмотрел все нюансы этого дела и отменил все незаконные республиканские решения, в том числе запрет на проведение археологических раскопок, а все действия в отношении мумии могут производиться лишь с разрешения министерства культуры России.

Еще больше интересных фактов и различных мистических гипотез можно почерпнуть из данных фильмов.






18 лет назад археологи раскопали в Горном Алтае скифскую мумию. Ее окрестили Алтайской Принцессой. Сегодня алтайский народ требует закопать мумию обратно. Чтобы прекратились землетрясения и разные бедствия.

Летом 1993 года археологами Института археологии и этнографии СО РАН под руководством Натальи Полосьмак проводились раскопки на плато Укок. Высокогорное плато Уток на юге Алтая, расположенное на высоте около 3 километров над уровнем моря, издавна считается здесь сакральной территорией. Именно здесь, у подножия великих гор Табын-Богдо-Ола, считают коренные алтайцы, находится горний мир, "второй слой небес". Добраться сюда довольно сложно: с вертолета открывается потрясающе красивый и одновременно жуткий вид гигантских, неприступных валунов, крутых голых скал, изрезанных рекой Ак-Алахи. Пожалуй, на Алтае нет места более фантастического и неземного. Именно здесь, считается, еще во времена древних скифов, много тысячелетий назад жили существа, обладающие сверхъестественными способностями. Одним из объектов исследования, причем далеко не самым перспективным, был курган Ак-Алах-3. Исследователи не ожидали найти здесь ничего особенного, ведь могила считалась частично разоренной, причем не только частными лицами, но и военными, которые в середине 60-х годов прошлого века брали здесь материал для строительства укреплений во время конфликта с Китаем.

Погребальную камеру вскрывали под прицелом видеокамер и фотоаппаратов. Не один день. Поначалу ожидания исследователей оправдались - им удалось обнаружить разоренное захоронение позднего железного века. Когда его расчистили, выяснилось, что под первым захоронением располагалась действительно древняя могила. Что делало находку по-настоящему сенсационной - так это тот факт, что внутренняя часть захоронения оказалась заполнена льдом, который позволяет останкам сохраняться тысячелетиями. Чтобы извлечь из могилы предметы, ученые несколько дней растапливали захоронение, представлявшее собой деревянный сруб, горячей водой. Во льду лежали шесть коней - под седлами, со сбруей. И еще деревянная колода, заколоченная бронзовыми гвоздями. В таких колодах, вырубленных из лиственницы, хоронили знатных людей.

В результате ученым удалось обнаружить мумию молодой женщины возрастом около 2,5 тысячи лет. Почти сразу ученые заключили, что мумия относится к так называемой пазырыкской культуре, процветавшей на территории современного горного Алтая в VI - III веках до нашей эры. Обнаружение мумий, относящихся к этой культуре, вообще говоря, не является чем-то уникальным - например, мумия вождя этого же временного промежутка, которая сейчас хранится в Эрмитаже, была обнаружена на Алтае в 1950-м году, а первые подобные находки относятся к 30-м годам прошлого века. По сути на территории плато Укок повсюду разбросаны следы пазырыкской культуры. Мумия лежала на правом боку, ноги слегка подогнуты. Условия в захоронении позволили сохраниться даже одежде на женщине - она была облачена в шерстяную юбку, шелковую рубашку и шубу. На руках мумии были обнаружены многочисленные татуировки, а именно на левом плече красовался сакральный знак - так называемый алтайский грифон. Возраст женщины на момент смерти составлял около 25 лет, а рост - примерно 170 сантиметров.

Кто же она такая? Местные жители утверждают, что они всегда знали о захоронении на плато Укок своей прародительницы по имени Кыдым, но не смели тревожить ее священный сон. Новосибирским генетикам удалось почти невозможное. Они выделили из ткани мумии не умерший ген и сделали вывод: принцесса не принадлежит ни к одной из известных монголоидных рас, населяющих Землю. Она не может быть прародительницей алтайцев. Внешность ее больше напоминала европейскую. Можно также утверждать, что дама лихо скакала на коне и умело стреляла из лука.

Древнегреческий историк Геродот, современник загадочной принцессы, писал о населяющих горный Алтай племенах скифов, которые могут обращаться в грифов, "стерегущих золото". Эти неведомые существа отличались высоким ростом и "неземной" внешностью. Ни тебе раскосых глаз, ни широких скул, как у китайцев или алтайцев. "Портреты" их опять же очень близки к древнекитайским описаниям "сынов неба".

Геродот пишет, что у скифов были свои "цари", во главе которых стояла "праматерь", "владычица скифов". В могилах этого периода найдено множество изображений ушастых грифонов - мифологических существ, стерегущих золото. На плато Укок их, кстати, особенно много. Но только один из них, причем самый крупный, был нанесен на человеческое тело. Таким образом, почти не остается сомнений, что принцесса с грифом на плече, выполненная в скифском зверином стиле, и была той самой Великой жрицей скифов.

То что вместе с женщиной была захоронена шестерка коней рыжей масти, украшенных непонятными металлическими предметами так же говорит об уникальности захоронения. Согласно китайской мифологии, такие кони именовались "цилинь" - небесные, способные вознести человека к заоблачным высотам. Они представляли собой помесь с грифоном и ассоциировались с образом Богини-матери, породившей весь род людской.

Стоит обратить внимание на необычное облачение скифянки. Одежда из тончайшего шелка, в этих краях материала практически не применявшегося, обрамлена толстым красным поясом. Археологи считают, что-такой пояс - знак воина и посвященного. А найденная в ее руках палочка-мешалка из лиственницы - крайне важный ритуальный символ: такие палочки еще в добуддийские" времена считались орудием сотворения мира и вкладывались в руки высших божественных особ. Высокий головной убор с золотыми накосниками сложной формы говорит о магической силе Принцессы Алтая, богини, которая, согласно древним поверьям, хранила тайны Сотворения Мира и бессмертия.

Великая скифянка, однако же, умерла, как обычная земная женщина. Кто со всеми почестями предал ее земле? Кому достались в "наследство" ее тайные знания? Куда, в конце концов, делось мифическое золото скифов, которое безуспешно ищут уже много веков? Была ли принцесса посланницей небес или обычной мудрой землянкой?

Принцесса раздора

Как оказалось, именно этой находке довелось запустить процесс, в котором помимо деятелей науки посильное участие приняли общественные организации, прокуратура и законодательное собрание Республики Алтай.

Дело в том, что после обнаружения мумии кто-то из ученых или журналистов (кто конкретно - сейчас установить уже не представляется возможным) заявил, что обнаружение мумии - это величайшая археологическая находка конца XX века. Вероятно, именно эти громкие слова привлекли внимание алтайской общественности, которая в порыве возмущения заявила, что ничего нового археологи им не сообщили - мол, местные жители уже давно знали про эту могилу. И мумия эта никакого отношения к пазырыкской культуре не имеет, потому что это останки великой воительницы и колдуньи Кыдым - прародительницы современных алтайцев (именно тогда с легкой руки местных журналистов мумию и окрестили принцессой Укока). А раз она предок, то ее необходимо немедленно вернуть на место и закопать.

Спустя некоторое время ученые усугубили ситуацию, проведя анализ останков, которые после раскопок перевезли в Новосибирск. Реконструкция лица и последующий анализ ДНК позволили установить, что девушка, чьи останки были обнаружены на плато Укок, принадлежала к европеоидной расе. Для самих археологов это не стало сюрпризом - они и раньше знали, что большая часть представителей той самой пазырыкской культуры была похожа на современных европейцев, благо исследования в этом направлении велись с 30-х годов прошлого века. Однако представители общественности удивились. Не растеряв, впрочем, патриотического настроя, они заявили ученым:

"...Несмотря на заявления некоторых руководителей Института археологии и этнографии о том, что погребения в курганах скифской эпохи "не есть ваши предки", - мы думаем иначе. Надуманный тезис отсутствия генетической связи с народом Алтая есть тенденциозный подход к истории тюркских народов. Мы против превращения алтайской земли в одну уродливую раскоп-яму. Извлеченное из кургана бальзамированное тело молодой женщины мы обязаны возвратить на место покоя. Никакие научные интересы не могут и не должны перевесить религиозно-нравственные чувства целого народа".

Очень скоро на мумию стали ссылаться при каждом удобном случае. Например, на территории Республики Алтай начались землетрясения - это Кыдым мстит потомкам. Падеж скота - снова прародительница требует вернуть ее из Новосибирска на родину.

Разумеется, раз оказались затронуты вопросы патриотизма, политики не смогли остаться в стороне от оживленной дискуссии. Они поддержали мнение шаманов и потребовали вернуть мумию на место. А чтобы подобного впредь больше не повторялось, в 1998 году было принято решение запретить раскопки на плато Укок, объявив его "территорией покоя". Формальной силы запрет не имел, поскольку вопросы раскопок находятся в компетенции федерального правительства, однако препятствия, чинимые местными органами власти и населением, привели к тому, что раскопки фактически прекратились.

Текущее положение вещей

Эл Курултай отменил собственное постановление о запрете раскопок. Так что формально победа осталась за учеными. Действительно ли данное решение изменит что-нибудь в ситуации с принцессой Укока? Маловероятно. Ведь настоящее проклятие мумий - то самое, которое в умах - никакими государственными актами не вытравишь. Так что придется археологам по-прежнему бороться не только с недостатком финансирования и погодой, но еще и с местными чиновниками и политиками, стремящимися набрать дополнительные очки популярности у коренного населения.

Алтайская принцесса Укока или легендарная принцесса Кадын. Кто она, эта загадочная мумия, которой уже более 2000 лет и почему ее история вызывает ужас и почему вскрытие ее могилы понесло за собой множество катастроф.

Она умерла 2500 лет назад - загадочная 25-летняя девушка с татуировкой оленя на левом плече. Во всем мире ее знают как Алтайскую принцессу. Тайна ее жизни и смерти до сих пор будоражит умы ученых. Почему алтайскую мумию похоронили вдали от семейных курганов? Кем действительно могла быть принцесса Укока? И самое главное - что стало причиной ее смерти?

Плато Укок считается самым красивым и таинственным местом горного Алтая. Оно давно привлекает внимание археологов - там были найдены скифские стоянки, захоронения и удивительные каменные алтари древней кочевой цивилизации. И вот как-то раз сотрудники Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук приступили к раскопкам ничем не примечательного кургана в бассейне реки Ак-Алаха.

Когда был снят верхний слой почвы с вечной мерзлоты, археологи обнаружили древний грабительский лаз, который привел к погребению богатого скифа. В загробный мир того сопровождали «предметы первой необходимости»: три коня, железные ножи, глиняная утварь. Исследователи начали бережно поднимать наверх то, что не тронули грабители, и тут вдруг под первым захоронением открылось второе: останки шести коней в богатейшей сбруе и саркофаг с мумией женщины европей ской внешности.

Открытые захоронения датировали приблизительно IV-III веками до н. э. При этом верхнее из них спасло от разграбления нижнее, разительно отличавшееся по устройству. Это был лиственничный сруб площадью 3,6 x 2,3 и высотой 1,1 м, имитирующий жилище и весь заполненный льдом. Внутри была колода-саркофаг в виде лодки длиной 2,7 и высотой 0,68 м из цельного ствола лиственницы. Саркофаг накрывала двухскатная крышка из того же дерева, украшенная кожаными аппликациями с изображением оленей. В двух местах крышка была прибита к колоде медными гвоздями, очень похожими на современные, хотя их возраст составлял почти две с половиной тысячи лет.

Поражал объем работ, который был выполнен древним строителям. Каким-то образом они смогли доставить на плоскогорье Укок огромные бревна, обтесали их, выдолбили в мерзлом грунте огромную яму. Да еще изготовили необычный склеп, тогда как знатных скифов в те времена хоронили на огромной деревянной кровати, такой, какая была найдена в верхнем захоронении. Даже в наши дни сделать все это непросто!

В колоде на правом боку - головой на восток, лицом на север - на подстилке из темного войлока лежала молодая женщина, ее укрывало меховое покрывало с нашитыми украшениями из золотой фол ьги. Голова ее покоилась на войлочной подушке.

Принцесса Укока

На женщине была шелковая рубаха до колен коричневато-желтого цвета, тканная из нитей дикого шелкопряда. Все швы ее, горловина и края рукавов обшиты красными шерстяными шнурами. А ведь в то время даже на знатных скифских воинов при погребении на Укоке не надевали рубах: просто шуба на голое тело. Кроме рубахи на мумии была длинная шерстяная юбка, сшитая из трех горизонтально расположенных полотнищ - двух красных и одного белого, - и пояс, который был сплетен из красного шерстяного шнура. На юбке нашиты бронзовые подвески. На ногах мумии длинные, выше колен, чулки из белого войлока, украшенные аппликацией из красного войлока. Может быть, красный цвет в отделке и деталях одежды выполнял роль оберега.

Шею женщины украшала деревянная гривна с прикрепленными к ней деревянными же подвесками в виде барсов, которые были покрыты золотой фольгой, в ушах - золотые серьги-кольца, на мизинцах - цветные шерстяные нити.

В находившемся рядом войлочном мешочке обнаружили бронзовое зеркало в деревянной оправе с вырезанным на ней оленем, кисточку из конского волоса, стеклянные бусины различных цветов, коренной человеческий зуб и рассыпавшийся синий порошок - вивианит, минеральный краситель, который использовался с древнейших времен (в Европе он, правда, стал известен только в XIX столетии).

Более всего ученые были поражены прекрасной сохранностью забальзамированного тела. У мумии были удалены мозг, внутренние органы, ребра и грудина. Череп и брюшную полость заполняли какое-то вещество вроде торфа, овечья шерсть, конский волос, какие-то корешки, песок и глина. На теле, покрытом маслами и смолами с добавлением ртути, была отчетливо видна удивительно красивая синяя татуировка. Это и была самая большая странность - эти сложные татуировки были нанесены на руки, ноги, грудь и спину мумии. Ученые не исключают, что они несут какую-то информацию, может быть, предназначенную для потомков. Может быть, даже некое пророчество. Но расшифровать его пока не получается. На левом плече красовалось фантастическое животное: по виду олень, но с рогами и оленя и козерога, морду зверя завершал клюв грифона - крылатого существа, наполовину льва, наполовину орла. Такой же стилизованной головой грифона оканчивался каждый отросток рогов. Кроме этого, имелись изображения барана, снежного барса и какого-то хищника с хвостом тигра и страшными когтистыми лапами.


В погребальной камере рядом с колодой обнаружили два низких деревянных столика-блюда на ножках, сосуды из дерева и рога, два керамических сосуда с кожаными аппликациями петуха, барса и грифона. На деревянном столике находились припасы в дальнюю дорогу из лучших кусков мяса: курдючная часть барана и крестец жеребенка, в который был воткнут большой железный нож.

Уникальная мумия была доставлена в Институт археологии и этнографии СО РАН, поздней ее восстановлением занялись в Научно-исследовательском центре биологических структур (Институт Мавзолея) в Москве.


Кем она была?

По облику таинственная женщина резко отличалась от скифов - высокого роста, тонкие европейские черты. Кем она могла быть при жизни? Где ее родина? Как оказалась на Алтае? Ведь, если судить по богатству погребального «приданого», умершая должна была занимать высокое положение в социальной иерархии. А у скифов женщины никогда не пользовались влиянием, не говоря уже о власти. Выходцам из других племен скифы добровольно никогда бы не подчинились. А здесь явно и почет, и влиятельность.

Вначале исследователь решили, что это останки очень знатной женщины. С легкой руки журналистов ее начали именовать Принцесса Укока, Алтайская княжна или Алтайская принцесса. Однако со временем покойную «разжаловали». Зам. директора Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН академик Вячеслав Молодин заявил, что, судя по предметам, обнаруженным в захоронении, а также по обряду погребения, древняя женщина была скорей всего жрицей.

Однако кем бы она ни была, местное население на протяжении всех этих лет требовали возвратить мумию на место ее последнего упокоения. Дело в том, что на Алтае существует культ предков и прикасаться к их праху запрещается - иначе можно разгневать духов. Шаманы забили тревогу утверждая что мумия белой женщины, это Алтайская принцесса Очи-бала, она же Белая Госпожа Ак-Кадын - прародительница алтайцев, хранительница покоя, которая стояла на страже, защищала от зла, не давая ему проникнуть в наш мир из других. Название Принцесса Укока дали уже журналисты.

Больше того, считающие Землю живым организмом алтайцы верят, что Принцесса Укока - хранительница планеты, и если ее не возвратить в родные места, может разразиться настоящая катастрофа. Некоторые люди даже уверяют, что слышали голос Принцессы, которая просила вернуть ее на родину.



Проклятие алтайской принцессы

Тем временем в Новосибирске продолжали изучать мумию. Долгое время никаких бед не происходило. Шаманы говорили, что Принцесса ушла из жизни добровольно, чтобы прикрыть собой ворота зла. Объявили: якобы существует пророчество, что принцессу потревожат и это повлечет за собой неприятности местного значения. А если ее не вернут на место, то катаклизмы охватят весь мир. Припугнули уже глобально. И результат не заставил себя ждать

Мистические же события начали происходить ровно спустя 10 лет после того, как была потревожена древняя могила. 2003 год, сентябрь — Алтай сотрясло страшное землетрясение, эпицентр которого совпал с тем самым местом, где некогда покоился таинственный прах. Землетрясение было до такой степени сильным, что находящееся неподалеку село Бельтир было разрушено до основания.

После этого республику захлестнули новые беды: случилось множество наводнений, резко возросло количество самоубийств. Жители горного Алтая верили, что землетрясения, пожары и другие беды обрушились на Алтай только потому, что была потревожена древняя гробница. Не остались в стороне и шаманы. Они уверяли, что все эти несчастья прекратятся только после того, как мумия шаманки вернется на родину. После этого правительство запретило на юге горного Алтая любые археологические работы.

И вот в 2012 г. ведающие люди, шамагы Алтайского края, поднялись на плато Укок и провели там специальный обряд. Дело в том, что мумию в конце концов решили вернуть в Горно-Алтайск и обряд проводился для того, чтобы духи предков попросили Принцессу не сердиться на тех, кто вновь посмел ее «разбудить», и ничто не омрачило ее возвращения. Ведь 19 лет назад вертолет, на котором мумия перевозилась в Новосибирск, едва не потерпел катастрофу и совершил вынужденную посадку.

Может быть, именно благодаря обряду, в котором принимали участие также шаманы из Тувы и Хакасии, транспортировка прошла благополучно. Мумию перевозили на вертолете «Ми-8» в специально оборудованном саркофаге. Теперь принцесса Укока будет храниться в реконструированном Республиканском краеведческом музее имени А.В.Анохина в Горно-Алтайске. Специально для древней гостьи у здания музея возведено строение в форме погребального кургана, в котором и поместили саркофаг с мумией. По последнему слову техники созданы все условия для их длительного хранения. Ведь никто не хочет узнать, что произойдет, если принцесса нашлет проклятие снова…


Колода, в которой была захоронена Алтайская принцесса.

авт. стат. Ева Вернигор-Тарновска

31 июля 1993 года во время раскопок кургана на плато Укок обнаружили мумию женщины. Впоследствии ее прозвали принцессой Кадын, «Белой госпожой» и алтайской принцессой. В годовщину находки сайт отвечает на самые важные вопросы о том, кто такая принцесса Укока и какие мистические силы(и почему) ей приписывают.

Мумия "принцессы Укока" Ак-Кадын.

Кто такая принцесса Укока?

Археологи нашли знаменитую алтайскую мумию в разграбленном одиноком кургане на плоскогорье Укок. Под разоренной могилой ученые обнаружили еще одно захоронение: под бревенчатым перекрытием находился деревянный саркофаг, останки шести лошадей и домашняя утварь, пишет «Моя планета ».

В саркофаге под слоем льда нашли мумифицированные останки забальзамированной 25-летней девушки. Она была одета в шелковую рубашку, шерстяную юбку, на голове был парик и головной убор. На левой руке мумии — четыре татуировки, самая крупная из них — олень с клювом грифона и рогами козерога.

Впоследствии исследователи выяснили, что молодая женщина умерла от рака груди примерно 2,5 тысячи лет назад.

Praeparator. ch

Правда ли, что знаменитая мумия — принцесса?

Вячеслав Молодин, академик РАН, считает, что знаменитую алтайскую мумию не следует называть «принцессой», пишет сайт «Алтай туристический ». По мнению исследователя, девушка принадлежала к среднему слою пазырыкского общества.

Ученые предполагают, что женщина была либо шаманкой, либо служительницей культа.

Praeparator. ch

Принцесса Укока была прародительницей алтайцев?

При помощи реконструкции антропологи смогли в 1995 году воссоздать лицо женщины, сообщает «Моя планета ». Ученые уверены: она — представитель европеоидной расы. Эти выводы подтвердили и исследования ДНК. Директор новосибирского музея археологии и этнографии СО РАН Ирина Сальникова уверена, что Белая госпожа не могла быть прародительницей алтайцев, пишет РИА Новости .

Татьяна Сажаева.

Проклятие мумии: какие катаклизмы связывают с гневом Белой госпожи?

Автор статьи сообщает, что он был участником раскопок, в ходе которых нашли мумию принцессы Укока. Он рассказал, что создатели фильма исказили много фактов так, как им было нужно. Например, придумали свидетельства несуществующих участников экспедиции и якобы найденные при раскопках алмазные шпильки.

В статье говорится, что создатели фильма представили вышеупомянутого Сергея Кыныева как историка, который заявил:

Задолго до открытия Полосьмак наши шаманы предсказали, что произойдет открытие, и нужно было предупредить, что после этого начнутся катаклизмы. На Алтае действуют другие законы, те, что рациональному объяснению не подлежат.

Фильм показывали по Первому каналу.

В продолжение темы:
Литература

АННОТАЦИЯ В статье рассматриваются вопросы межбюджетных трансфертов как составной части межбюджетных отношений в России. Дана характеристика российских межбюджетных...

Новые статьи
/
Популярные