Имре кальман биография кратко. Зажигательный и неповторимый кальман

Имре Кальман, венгр еврейского происхождения, родился на курорте близ озера Балатон. Первые воспоминания Имре были связаны с музыкой: порхание пальчиков сестры над черно-белыми клавишами, потертая скрипка отдыхающего профессора Лильде и «Летучая мышь» Иоганна Штрауса. Светлая пара детства быстро промелькнула, одним за другим последовали годы обучения в будапештской гимназии и музыкальной школе. Листовская академия стала для Франца последней ступенью музыкального образования.

Еще будучи студентом Имре сочинял музыку: он писал куплеты для кабаре, песни, симфонии, фортепианные пьесы. После окончания юридического университета он несколько лет работал в газете и писал в разделе музыкальной критики толковые рецензии на музыкальные сочинения. Оперетта «Наследство Переслени» была написана Имре для театральной постановки. К сожалению, это творение постигла несчастная судьба – высшие мира сего усмотрели в безобидной оперетте политическую провокацию и запретили к показу.

Неудача не сломила Кальмана, он продолжил работать и вознаграждение не заставило себя долго ждать. Успех пришел к нему после премьеры оперетты «Осенние манёвры». Волна постановок прокатилась по Европе и Америке. Имре Кальман угадал с жанром: европейцы и даже американцы отчаянно жаждали веселья.

Музыкальные комедии – «Королева чардаша» или «Сильва», «Цыган-премьер», «Солдат в отпуске» – полюбились зрителям. Имя Имре Кальмана во всем мире означало прекрасно проведенный вечер.

Музыкальные критики сходились во мнении, что творчество Имре питается народной песенной традицией. Они находили, что композитор извлекает на свет корень проблем, что он точно передает нюансы и характерные детали, что он верно расставляет акценты. Все критики до единого расписывались в том, что он обладает уникальным даром выражать человеческие чувства.

Блестящее исполнение, безупречная техника, яркие финальные сцены – выделяли его постановки из ряда других.

В 20-ые годы Имре Кальман достиг своего творческого пика. В Вене, где он жил и работал, под рукоплескания и смех публики шли его музыкальные комедии: «Баядера», «Графиня Марица», «Принцесса цирка», «Фиалки Монмартра». Его игривая музыка наталкивала на мысль, что написание оперетт не составляет никакого труда. Но за сверкающей феерией звуков скрывалась упорная работа. Иллюзию легкости рабочего процесса поддерживал и сам Имре Кальман. С иронией он писал, что оперетты рождаются за кофе и сигаретами в шутках, спорах и криках.

На Европу надвигались грозные 30-ые годы. В 1932 году Имре Кальман еще успел прокатить по европейским театрам историческую оперетту «Дьявольский наездник». Над этой комедией европейцы смеялись в последний раз перед войной Через шесть лет Австрию оккупировали нацисты, вынудив Кальмана эмигрировать в Швейцарию, где он прожил два года, прежде чем отправиться в Америку. Когда война закончилась и чуть зарубцевались раны, нанесенные разорвавшимися бомбами, Имре Кальман вернулся в Старый Свет и поселился в Париже. Человек, заставлявший целый мир самозабвенно смеяться, плакал, когда возлагал на могилы погибших друзей траурные венки.

Имре Кальман, как Штраус и , оригинально решил вопрос венских оперетт. Новаторский подход подарил миру около 20 музыкально-комедийный произведений. Грандиозный успех, который сопровождал его творения, объясняется просто: броская, энергичная, сверкающая музыка была просто необходима в годы, когда весь мир на всех парах летел к черту. Его творчество завершило развитие жанра оперетты, отыгравшей свое в XX веке.

Имре Кальман считал, что на формирование его сочинительского таланта оказал влияние русский композитор . Примечательно, что женой Легара стала актриса Вера Макинская, уроженка Перми, эмигрировавшая из советской России. Вера подарила мужу трех детей, а он жене – «Фиалку Монмартра». Семейная жизнь творческих людей была необычной: они ругались, расходились, но всегда возвращались друг к другу.

Имре Кальман музицировал, играя и шутя, от всего сердца, он не щадил устоев и щедро приправлял лирикой оперетты. Имре Кальман вышел за пределы опереточных клише, оставив далеко позади многих коллег и конкурентов. И хотя сюжетная канва почти всегда уступает его музыке, оперетты Имре Кальман затрагивают понятные каждому человеку чувства.

Имя его прогремело по всей Европе и оставило характерный след в музыкальном мире. Его лучшие произведения и сегодня разнообразят репертуар знаменитых исполнителей и собирают целые залы.

Имре Кальман никогда не равнял себя с большими композиторами, но он без лишней скромности считал, что его остроумная, веселая, жизнеутверждающая музыка спасает от душевных пожаров.

Музыкальные Сезоны

Знаменитый композитор Эммерих Коппштейн родился 24 октября 1882 года в городе Шиофок на берегу Балатона на юго-западе Венгрии в еврейской семье. Ещё учась в школе, будущая звезда музыки меняет еврейскую фамилию, сокращает имя и начинает зваться Имре Кальманом.

Поступивший в музыкальную академию в Будапеште парень подавал большие надежды как композитор. Надежды абсолютно оправдавшиеся: Кальман написал такие грандиозные произведения, как оперетты «Сильва», «Баядера», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра». Творчество Кальмана и сегодня занимает умы современных постановщиков. Его оперетты идут во всем мире, да и кинорежиссёры не обделяли его вниманием: снято множество фильмов по произведениям Кальмана. Многие российские зрители зрелого возраста, конечно же, помнят легендарную чёрно-белую картину «Мистер Икс» Юлия Хмельницкого по русскому варианту оперетты «Принцесса цирка». «Мистер Икс» (а вернее, сыгравший и спевший егопартию Георг Оттс ) тогда стал настоящим секс-символом для советских женщин.

И сегодня произведения Кальмана востребованы, как никогда. Так, знаменитый режиссёр Себастьян Солдевилья из Канады, один из основателей театра-цирка «7 пальцев», выходец из Цирка дю Солей, ставит во всём мире «Принцессу цирка»: историю о юной циркачке Мари, синтез мюзикла и цирка. Солдевилья объясняет это тем, что влюблён в музыку Кальмана. К тому же написанная венгерским композитором оперетта, как Себастьян рассказывал «АиФ», очень интересная и сложная история. «В ней есть тема социальной лестницы: если ты из богатой семьи, можешь ли ты влюбиться в кого-то из бедных? Это история человека, который убежал из богатой семьи, ушёл в цирк, но всё ещё остаётся аристократом».

Личная жизнь Кальмана заслуживает интереса не меньшего, чем созданная им музыка. Последней любовью Имре Кальмана стала русская Вера Макинская . Именно ей, своей Верушке, гений посвятил одну из своих лучших оперетт: «Фиалку Монмартра». Мать Веры была хотя из довольно богатой, но провинциальной семьи, а отец - столичная штучка, офицер царской армии. Мать позже расскажет Вере, что у них вспыхнула любовь с первого взгляда, но высокопоставленные родственники потенциального мужа не дали согласия на такой, с их точки зрения, мезальянс. Поэтому девушку, уже к тому времени беременную Верой, «сплавили» в Вену, желая избавиться от нежелательного родства.

В Вене им пришлось очень тяжело, они с матерью практически бедствовали. Лет в 16 Вера пыталась пробовать себя на сцене. И тут вмешался случай. Судьбоносная встреча произошла в знаменитом венском кафе «Захер». В гардеробе 46-летний черноволосый господин и прекрасная 17-летняя русская девушка с копной рыжих волос и роскошной фигурой одновременно подали гардеробщику свою одежду… Имре как истинный джентельмен пропустил даму вперёд, обратив внимание не столько на её потрёпанное платье, сколько на красоту (за плечами Кальмана к тому времени уже был бурный роман с актрисой Паулой Дворжак , которая была старше него на 10 лет). Вспыхнул роман, вскоре Вера забеременела, Имре предложил ей выйти за него замуж. В семье Имре и Веры Кальман родились трое детей: сын Карой и две дочери, Лили и Ивонн. Актрисой, кстати, Вера так и не стала, но блистала на светских раутах, которые регулярно сама устраивала. Младшая дочь композитора Ивонн Кальман в интервью признавалась, что отец ей больше напоминал дедушку: ему исполнилось 55, когда родилась Ивонка. Он был, по ее признанию, очень добрым человеком, часто предавался грусти, был очень романтичен и обожал свою юную жену. А ещё Кальман был невероятным сладкоежкой и мог поедать в огромных количествах чудесные сладости, которыми славятся венские кофейни.

После включения Австрии в состав Германии в марте 1938 года Кальман отказывается от предложения властей стать «почётным арийцем» и эмигрирует с семьёй во Францию, а через два года переезжает в США. Оперетты Кальмана в нацистской Германии запрещается ставить, две сестры композитора были уничтожены в концлагерях.

К сожалению, в Америке композитора ждала не только слава, но и драма в личной жизни: в 1942 году они разводятся с Верой. Однако через несколько месяцев Кальманы понимают, что жить друг без друга не могут, и начинают снова жить вместе. После разгрома нацизма Имре Кальман несколько раз приезжал в Европу. В 1949 году у композитора случается тяжелейший инсульт, вследствие чего его частично парализовало. В 1951 году Вера Кальман настаивает, чтобы они с Имре переехали в Париж: по мнению женщины, французская медицина была лучше американской.

И всё же парижские врачи лишь ненадолго продлили жизнь гения оперетты. Имре Кальман завещал похоронить себя на родине, в Вене, И Вера выполнила его просьбу: Имре Кальман покоится на Центральном кладбище.

Австрия
США США

И́мре (Э́ммерих) Ка́льман (венг. Kálmán Imre , нем. Emmerich Kalman ; 24 октября - 30 октября ) - венгерский композитор, автор популярных оперетт : «Сильва» , «Баядера », «Принцесса цирка », «Фиалка Монмартра » и других. Творчество Кальмана завершает период расцвета венской оперетты .

Биография

После аншлюса Австрии, отказавшись от предложения стать «почётным арийцем», Кальман эмигрировал - сначала в Париж (), затем в США (). Его оперетты были запрещены в нацистской Германии , две сестры Кальмана погибли в концлагерях.

: Кальман разводится с Верой, но через несколько месяцев они вновь воссоединяются.

После разгрома нацизма, зимой /1949 года , Кальман приехал в Европу, возложил венок на могилу Легара , затем вернулся в США. В 1949 году после инсульта был частично парализован. Затем самочувствие несколько улучшилось, и в 1951 году Кальман по настоянию Веры переехал в Париж , где спустя 2 года умер. Похоронен, согласно завещанию, в Вене на Центральном кладбище . В Австрийской национальной библиотеке открыта мемориальная комната Кальмана. Изображен на австрийской почтовой марке 1982 года.

Творчество



Музыка Кальмана не имеет равных в оперетте по своей праздничности, «нарядности», отточенности мелодики и оркестровки. Она неизменно пронизана венгерскими мотивами - даже если персонаж индиец («Баядера»), русский («Принцесса цирка») или француз («Фиалка Монмартра»), но самая венгерская из оперетт Кальмана - «Марица».

  • «Осенние манёвры» (Tatárjárás , она же Ein Herbstmanöver , 1908, Будапешт)
  • «Солдат в отпуске» (Az Obsitos , она же Der gute Kamerad , 1910, Будапешт)
  • «Маленький король» (Der kleine König , 1912, Вена)
  • «Цыган-премьер» (Der Zigeunerprimás , 1912, Вена)
  • «Королева чардаша (Сильва) » (Die Csárdásfürstin , 1915, Вена)
  • «Фея карнавала » (Die Faschingsfee , 1917, Вена)
  • «Голландочка» (Das Hollandweibchen , 1920, Вена)
  • «Баядера» (Die Bajadere , 1921, Вена)
  • «Марица» («Графиня Марица») (Gräfin Mariza , 1924, Вена)
  • «Принцесса цирка» (Die Zirkusprinzessin , 1926, Вена)
  • «Золотой рассвет» (Golden Dawn , 1927, Нью-Йорк)
  • «Герцогиня из Чикаго» (Die Herzogin von Chicago , 1928, Вена)
  • «Фиалка Монмартра» (Das Veilchen vom Montmartre , 1930, Вена)
  • «Дьявольский наездник» (Der Teufelsreiter , 1932, Вена)
  • «Императрица Жозефина» (Kaiserin Josephine , 1936, Цюрих)
  • «Маринка » (Marinka , 1945, Нью-Йорк)
  • «Аризонская леди» (Arizona Lady , 1953, Берн)

Память

  • Х/ф «Der Czardas-König » (реж. Харальд Филип, пр-во ФРГ)
  • Д/ф «Композитор Имре Кальман » (о жизни и творчестве Кальмана рассказывает Григорий Ярон)
  • Х/ф «Загадка Кальмана » (реж. Дьёрдь Палашти , пр-во СССР, Венгрия)

Экранизации произведений Кальмана

В СССР

  • - «Сильва »
  • - «Мистер Икс »
  • - «Под крышами Монмартра »
  • - «Сильва »
  • - «Принцесса цирка »
  • - «Марица »

В других странах

  • - «Цыган-премьер» (англ.) на сайте Internet Movie Database (нем. Der Zigeunerprimas ), Германия.
  • - «Фея карнавала» (англ.) на сайте Internet Movie Database (нем. Die Faschingsfee ), Германия.
  • - «Графиня Марица» (англ.) на сайте Internet Movie Database (нем. Gräfin Mariza ), Германия.
  • - «Княгиня чардаша» (англ.) на сайте Internet Movie Database (фр. Princesse Czardas ), Франция.
  • - «Княгиня чардаша» (англ.) на сайте Internet Movie Database (нем. Die Czardasfürstin ), Германия.
  • - «Княгиня чардаша» (англ.) на сайте Internet Movie Database (нем. Die Csardasfürstin ), ФРГ, с Марикой Рёкк.
  • - «Марица» (нем. Gräfin Mariza ), ФРГ.
  • - «Принцесса цирка» (англ.) на сайте Internet Movie Database (нем. Die Zirkusprinzessin ), телепостановка, ФРГ - Австрия.
  • - «Княгиня чардаша» (англ.) на сайте Internet Movie Database (нем. Die Czardasfürstin ), ФРГ - Венгрия - Австрия, с Анной Моффо , шла в СССР.
  • - «Графиня Марица» (англ.) на сайте Internet Movie Database (нем. Gräfin Mariza ), ФРГ.

См. также

Напишите отзыв о статье "Кальман, Имре"

Примечания

Литература

  • Владимирская А. Р. . - Л. : Искусство, 1975. - 136 с.
  • Кальман Вера . Помнишь ли ты? Жизнь Имре Кальмана. - М.: Познавательная книга плюс, 2002, 336 с. ISBN 5-05-005406-0 .
  • Юрий Нагибин . Блестящая и горестная жизнь Имре Кальмана. / В кн.: Музыканты. - М.: Современник, 1986. - (Новинки «Современника»).
  • Трауберг Л. Жак Оффенбах и другие. - М.: Искусство, 1987. (гл. 12-я: Кальман)
  • Ярон Г. М. - М.: Искусство, 1960.
  • Савранский В. (сост.) Имре Кальман. Сборник статей и воспоминаний. - М.: Советский композитор, 1980.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кальман, Имре

– Да ну, будет, – говорил другой.
– А мне что за дело, пускай слышит! Что ж, мы не собаки, – сказал бывший исправник и, оглянувшись, увидал Алпатыча.
– А, Яков Алпатыч, ты зачем?
– По приказанию его сиятельства, к господину губернатору, – отвечал Алпатыч, гордо поднимая голову и закладывая руку за пазуху, что он делал всегда, когда упоминал о князе… – Изволили приказать осведомиться о положении дел, – сказал он.
– Да вот и узнавай, – прокричал помещик, – довели, что ни подвод, ничего!.. Вот она, слышишь? – сказал он, указывая на ту сторону, откуда слышались выстрелы.
– Довели, что погибать всем… разбойники! – опять проговорил он и сошел с крыльца.
Алпатыч покачал головой и пошел на лестницу. В приемной были купцы, женщины, чиновники, молча переглядывавшиеся между собой. Дверь кабинета отворилась, все встали с мест и подвинулись вперед. Из двери выбежал чиновник, поговорил что то с купцом, кликнул за собой толстого чиновника с крестом на шее и скрылся опять в дверь, видимо, избегая всех обращенных к нему взглядов и вопросов. Алпатыч продвинулся вперед и при следующем выходе чиновника, заложив руку зазастегнутый сюртук, обратился к чиновнику, подавая ему два письма.
– Господину барону Ашу от генерала аншефа князя Болконского, – провозгласил он так торжественно и значительно, что чиновник обратился к нему и взял его письмо. Через несколько минут губернатор принял Алпатыча и поспешно сказал ему:
– Доложи князю и княжне, что мне ничего не известно было: я поступал по высшим приказаниям – вот…
Он дал бумагу Алпатычу.
– А впрочем, так как князь нездоров, мой совет им ехать в Москву. Я сам сейчас еду. Доложи… – Но губернатор не договорил: в дверь вбежал запыленный и запотелый офицер и начал что то говорить по французски. На лице губернатора изобразился ужас.
– Иди, – сказал он, кивнув головой Алпатычу, и стал что то спрашивать у офицера. Жадные, испуганные, беспомощные взгляды обратились на Алпатыча, когда он вышел из кабинета губернатора. Невольно прислушиваясь теперь к близким и все усиливавшимся выстрелам, Алпатыч поспешил на постоялый двор. Бумага, которую дал губернатор Алпатычу, была следующая:
«Уверяю вас, что городу Смоленску не предстоит еще ни малейшей опасности, и невероятно, чтобы оный ею угрожаем был. Я с одной, а князь Багратион с другой стороны идем на соединение перед Смоленском, которое совершится 22 го числа, и обе армии совокупными силами станут оборонять соотечественников своих вверенной вам губернии, пока усилия их удалят от них врагов отечества или пока не истребится в храбрых их рядах до последнего воина. Вы видите из сего, что вы имеете совершенное право успокоить жителей Смоленска, ибо кто защищаем двумя столь храбрыми войсками, тот может быть уверен в победе их». (Предписание Барклая де Толли смоленскому гражданскому губернатору, барону Ашу, 1812 года.)
Народ беспокойно сновал по улицам.
Наложенные верхом возы с домашней посудой, стульями, шкафчиками то и дело выезжали из ворот домов и ехали по улицам. В соседнем доме Ферапонтова стояли повозки и, прощаясь, выли и приговаривали бабы. Дворняжка собака, лая, вертелась перед заложенными лошадьми.
Алпатыч более поспешным шагом, чем он ходил обыкновенно, вошел во двор и прямо пошел под сарай к своим лошадям и повозке. Кучер спал; он разбудил его, велел закладывать и вошел в сени. В хозяйской горнице слышался детский плач, надрывающиеся рыдания женщины и гневный, хриплый крик Ферапонтова. Кухарка, как испуганная курица, встрепыхалась в сенях, как только вошел Алпатыч.
– До смерти убил – хозяйку бил!.. Так бил, так волочил!..
– За что? – спросил Алпатыч.
– Ехать просилась. Дело женское! Увези ты, говорит, меня, не погуби ты меня с малыми детьми; народ, говорит, весь уехал, что, говорит, мы то? Как зачал бить. Так бил, так волочил!
Алпатыч как бы одобрительно кивнул головой на эти слова и, не желая более ничего знать, подошел к противоположной – хозяйской двери горницы, в которой оставались его покупки.
– Злодей ты, губитель, – прокричала в это время худая, бледная женщина с ребенком на руках и с сорванным с головы платком, вырываясь из дверей и сбегая по лестнице на двор. Ферапонтов вышел за ней и, увидав Алпатыча, оправил жилет, волосы, зевнул и вошел в горницу за Алпатычем.
– Аль уж ехать хочешь? – спросил он.
Не отвечая на вопрос и не оглядываясь на хозяина, перебирая свои покупки, Алпатыч спросил, сколько за постой следовало хозяину.
– Сочтем! Что ж, у губернатора был? – спросил Ферапонтов. – Какое решение вышло?
Алпатыч отвечал, что губернатор ничего решительно не сказал ему.
– По нашему делу разве увеземся? – сказал Ферапонтов. – Дай до Дорогобужа по семи рублей за подводу. И я говорю: креста на них нет! – сказал он.
– Селиванов, тот угодил в четверг, продал муку в армию по девяти рублей за куль. Что же, чай пить будете? – прибавил он. Пока закладывали лошадей, Алпатыч с Ферапонтовым напились чаю и разговорились о цене хлебов, об урожае и благоприятной погоде для уборки.
– Однако затихать стала, – сказал Ферапонтов, выпив три чашки чая и поднимаясь, – должно, наша взяла. Сказано, не пустят. Значит, сила… А намесь, сказывали, Матвей Иваныч Платов их в реку Марину загнал, тысяч осьмнадцать, что ли, в один день потопил.
Алпатыч собрал свои покупки, передал их вошедшему кучеру, расчелся с хозяином. В воротах прозвучал звук колес, копыт и бубенчиков выезжавшей кибиточки.
Было уже далеко за полдень; половина улицы была в тени, другая была ярко освещена солнцем. Алпатыч взглянул в окно и пошел к двери. Вдруг послышался странный звук дальнего свиста и удара, и вслед за тем раздался сливающийся гул пушечной пальбы, от которой задрожали стекла.
Алпатыч вышел на улицу; по улице пробежали два человека к мосту. С разных сторон слышались свисты, удары ядер и лопанье гранат, падавших в городе. Но звуки эти почти не слышны были и не обращали внимания жителей в сравнении с звуками пальбы, слышными за городом. Это было бомбардирование, которое в пятом часу приказал открыть Наполеон по городу, из ста тридцати орудий. Народ первое время не понимал значения этого бомбардирования.
Звуки падавших гранат и ядер возбуждали сначала только любопытство. Жена Ферапонтова, не перестававшая до этого выть под сараем, умолкла и с ребенком на руках вышла к воротам, молча приглядываясь к народу и прислушиваясь к звукам.
К воротам вышли кухарка и лавочник. Все с веселым любопытством старались увидать проносившиеся над их головами снаряды. Из за угла вышло несколько человек людей, оживленно разговаривая.
– То то сила! – говорил один. – И крышку и потолок так в щепки и разбило.
– Как свинья и землю то взрыло, – сказал другой. – Вот так важно, вот так подбодрил! – смеясь, сказал он. – Спасибо, отскочил, а то бы она тебя смазала.
Народ обратился к этим людям. Они приостановились и рассказывали, как подле самих их ядра попали в дом. Между тем другие снаряды, то с быстрым, мрачным свистом – ядра, то с приятным посвистыванием – гранаты, не переставали перелетать через головы народа; но ни один снаряд не падал близко, все переносило. Алпатыч садился в кибиточку. Хозяин стоял в воротах.
– Чего не видала! – крикнул он на кухарку, которая, с засученными рукавами, в красной юбке, раскачиваясь голыми локтями, подошла к углу послушать то, что рассказывали.
– Вот чуда то, – приговаривала она, но, услыхав голос хозяина, она вернулась, обдергивая подоткнутую юбку.
Опять, но очень близко этот раз, засвистело что то, как сверху вниз летящая птичка, блеснул огонь посередине улицы, выстрелило что то и застлало дымом улицу.
– Злодей, что ж ты это делаешь? – прокричал хозяин, подбегая к кухарке.
В то же мгновение с разных сторон жалобно завыли женщины, испуганно заплакал ребенок и молча столпился народ с бледными лицами около кухарки. Из этой толпы слышнее всех слышались стоны и приговоры кухарки:
– Ой о ох, голубчики мои! Голубчики мои белые! Не дайте умереть! Голубчики мои белые!..

Великий композитор Имре Кальман, оперетты которого ставят в лучших музыкальных театрах всего мира, прожил жизнь, полную труда и творчества. Ему пришлось преодолеть немало трудностей, испытать величайший успех и встретить большую любовь. С его именем ассоциируется расцвет венской оперетты, он навсегда вошел в историю музыки как создатель ярких, оптимистичных и веселых произведений, хотя его биография часто была лишена радости.

Детские годы

Родился человек, которого мы сегодня знаем под именем Имре Кальман, 24 октября 1882 года в небольшом городке Шиофоке на По-настоящему его звали Эммерих Коппштейн. Еще в школе он сменил свою еврейскую фамилию на более нейтральную Кальман. Отец мальчика был вполне преуспевающим буржуа, семья жила в достатке, в ней росло еще двое детей кроме Имре. Однако через несколько лет после появления младшего сына Карлу Коппштейну пришла в голову идея сделать из своего городка процветающий курорт. Он вложил немало средств в постройку ипподрома, театра оперетты, нескольких гостиниц. Но все это не приносило прибыли, и отцу Кальмана пришлось погружаться в долги. Все завершилось печально: его имущество было конфисковано за долги, и семья была вынуждена переехать в Будапешт. Вскоре глава семейства отправил Имре жить на попечении тетушки.

Образование

В 10 лет мальчика отдали сразу в две школы: классическую гимназию и музыкальную. Несмотря на бедность, для Имре купили подержанный рояль, на котором он упражнялся каждую свободную минуту. Но скоро финансовое положение ухудшилось настолько, что юноше пришлось оставить обучение и отправляться на заработки. Он стал давать уроки латыни и греческого языка ученикам старших классов и продолжал заниматься самостоятельно музыкой. Нищета сделала его застенчивым и нелюдимым юношей, но зато у него развилась деловая хватка. Благодаря своему упорству Имре Кальман смог поступить в музыкальное училище. Он даже начал давать концерты, которые принесли ему известность и небольшой доход.

Однако его вновь поджидала трагическая неудача: перезанимавшись при подготовке к музыкальному конкурсу, Имре повредил мизинец, который навсегда перестал у него разгибаться. О музицировании пришлось забыть. Имре Кальман перешел в класс композиции, по совету профессора он начал писать симфонические произведения. Но успеха они не имели. Он все-таки смог окончить училище и поступил в музыкальную академию. По настоянию родственников Кальману пришлось также поступить на юридический факультет. Благодаря неимоверным усилиям он смог окончить два учебных заведения, став юристом и дипломированным музыкантом.

Поиски себя

Чтобы заработать денег на существование, Имре Кальман еще в студенческие годы начинает писать критические статьи для музыкальной колонки в газете. По окончании академии он пошел работать в газету, так как категорически не хотел быть адвокатом. Родственники очень надеялись, что он пойдет в юриспруденцию, а когда оказалось, что это не так, то он лишился любой финансовой поддержки. И снова ему пришлось работать с двойной нагрузкой: днем он пишет для газеты, а вечерами пишет музыку. Его критическая работа приносила ему минимальный доход, ничего лишнего он себе позволить не мог. Но радовался тому, что по должности мог посещать любые концерты и театры, так как билеты ему были не по карману.

Путь композитора

Еще в академии Имре Кальман пишет серьезные симфоническую музыку, фортепианные пьесы и даже песни и куплеты. Но публиковать и исполнять его композиции никто не желал. Однажды музыкант даже в отчаянии пошутил, что так он дойдет до того, что начнет сочинять оперетты.

В 1905 году удача улыбнулась Кальману, он выиграл премию Будапештской музыкальной академии за цикл песен. Эти деньги позволили ему 6 недель провести в Берлине. Там композитор обошел все музыкальные издательства, надеясь опубликовать песни, но этого не произошло. В отчаянии от бедности и категорического непризнания своей музыки композитор Имре Кальман решает обратиться к «низкому жанру» - оперетте.

Успех

Начало 20-го века было отмечено глубоким кризисом оперетты. В 1899 году умер «король вальсов» Иоганн Штраус, который писал для Австро-Венгерской империи всенародно любимые оперетты. Десять лет этот жанр хирел и погибал. А Имре Кальман, музыкальные произведения которого категорически не находили признания и одобрения, в это время терял веру в себя и мучился от безденежья. Совершенно рассердившись на весь мир, и на себя в том числе, композитор запирается в съемной квартирке в пригороде Граца, чтобы написать хорошую музыку, и из-под его пера выходит первая оперетта - «Осенние маневры». Премьера произведения прошла в Будапеште, и, когда прием оказался более чем теплым, Кальман решил показать его в столице. В 1909 году Вена рукоплескала новому гению оперетты, а чуть позже заслуженный успех ждал композитора в Берлине и Гамбурге. Кальман переезжает жить в Вену и принимается за работу.

С этого момента Кальман начинает очень продуктивно создавать оперетты, часть их была успешна, часть не выдержала испытания временем. Но все-таки он смог получить славу и состояние. Он стал вполне обеспеченным человеком, и все это благодаря своему трудолюбию и таланту. Успех продолжался до 1933 года. В 1932-м вся Вена с восторгом рукоплескала маэстро в день его 50-летнего юбилея. Его наградили разнообразными премиями и призами. Но в 1933 году профессиональному счастью композитора пришел конец.

Оперетты

Начав писать оперетты, Кальман вырабатывает свой стиль. Его произведения так и искрятся радостью. Видимо, в них он выплескивал все свои надежды и мечты, которых накопилось немало в течение тяжелой жизни. В 1912 году он создает произведение «Цыган-премьер», в котором в полной мере выразилось новаторство композитора: народные венгерские мелодии, смешанная композиция, динамичное действие. Несмотря на то что этому произведению не суждено было испытать успех, тем не менее музыкант с этого времени все больше верит в то, что нашел свой путь. Он начинает сотрудничать с профессиональными либреттистами и трудится не покладая рук.

В 1915 году Имре Кальман, «Сильва» которого стала настоящей сенсацией, получает широкое признание. Он становится признанным мастером оперетты, его достаток растет, он наконец может перестать беспокоиться о завтрашнем дне. В 1921 году состоялась премьера «Баядеры», в 1924-м - «Марицы». Композитор прочно занял место ведущего музыканта Вены, столица музыки выбрала себе нового короля.

В 1926 году оперетта, которую создал Имре Кальман, «Принцесса цирка», стала его настоящим триумфом. В ней нашлось место всему, что так любила публика, арии из этого произведения распевали повсюду. Так как действие оперетты частично происходит в России, то неудивительно, что одна из первых постановок состоялась в Москве.

Не меньший успех ожидал и «Фиалку Монмартра», она была показана в Вене рекордное количество раз - 170! Но начало 30-х годов стало трудным для Европы и Австрии, к власти приходят фашисты, а Кальман был евреем. Ему снова пришлось беспокоиться о своей жизни.

Эмиграция

В 1938 году Имре Кальман, биография которого полна трудностей и испытаний, вынужден покинуть Австрию. Сначала он уезжает в Париж, где получает орден Почетного легиона, затем - в США. Он 11 лет прожил в Америке, перенес там инсульт и по настоянию родных вернулся в Европу, поселившись в Париже. За время эмиграции Кальман создает всего две оперетты - «Маринка» и «Аризонская леди», которые уже не имели такого успеха, как более ранние произведения композитора.

Творческое наследие

Произведения Имре Кальмана сегодня известны по всему миру. Хотя написал он всего 17 оперетт. Из них 9 стали частью репертуара многих музыкальных театров не только Европы, но и США. Кроме того, сохранилось несколько симфонических и фортепианных произведений композитора. Лучшими творениями Кальмана считают оперетты «Цыган-премьер», «Королева чардаша», «Графиня Марица», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра».

Три любви Имре Кальмана

Имре Кальман имел очень интересную личную историю, в его жизни было три сильнейших страсти. Композитор был, в общем-то, невзрачным мужчиной: маленький рост, большие залысины уже в молодом возрасте, хмурый, закомплексованный. Ничто не предвещало ему большого успеха у противоположного пола.

Его первой большой любовью стала Паула Дворжак - красавица, актриса оперетты. Впервые он увидел ее в день триумфальной премьеры своей первой оперетты в Вене. Кальман Имре много сил положил на то, чтобы покорить сердце дивы, она была старше его на 10 лет, их роман был головокружительным. Но замуж за композитора Паула выходить не желала. Она знала, что детей у нее никогда не будет. Она заботилась об Имре, готовила для него, обеспечивала уют, и он был доволен такой жизнью. Он изо всех сил работал, она была рядом. Но идиллия закончилась. Через 18 лет совместной жизни Паула умерла от туберкулеза. Горю композитора не было предела. За время их романа он создал свои лучшие оперетты.

Еще при жизни Паула думала о том, как будет Кальман жить без нее. Она постоянно внушала ему мысль о том, что он женится на молодой женщине, которая родит ему детей. С этой целью она познакомила его с яркой актрисой аристократического происхождения Агнессой Эстерхази. Между композитором и актрисой вспыхнули чувства. После смерти Паулы Кальман надеялся жениться на Агнессе. Он купил ей особняк, засыпал цветами и подарками. Но однажды узнал о неверности подруги, простить ей этого он не смог.

В 1940 году Кальман знакомится с совсем юной эмигранткой из России Верой Макинской, которая пыталась стать киноактрисой. Композитор был сражен ее молодостью и красотой. Он женился на Вере, но брак не был счастливым, хотя в нем и родились трое детей. Вера была увлечена вечеринками, дорогими покупками, романами, только не Кальманом. Имре ей все прощал, умолял не бросать его, занимался детьми. Писать ему было просто некогда, да и вдохновение престало его посещать.

Последние годы

После инсульта в 1949 году Кальман был частично парализован. Его жизнь была трудной, он занимался детьми, пытался писать музыку, но у него это плохо получалось. Вернувшись в 1950 году в Париж, Имре Кальман пытается работать, создает последнюю оперетту, которая стала полным провалом композитора. 30 октября 1953 года Кальман умер. Его похоронили в Вене - городе его триумфа.

Еще в 4 года Имре Кальман увлекался музыкой, он часами просиживал под окнами у профессора, скрипача, когда тот занимался. Позже он тренировался в игре на рояле по 16 часов в день, что и привело к травме.

Интересно, что Кальман был очень здравым и рассудительным человеком. Но панически боялся пятниц и числа "13". Он никогда не назначал премьеры на 13-е число, считал, что его счастливое число - "17", и старался, чтобы его оперетты показывали в первый раз именно в такие дни. Также он считал, что оперетты должны носить женские имена, только тогда им обеспечен успех.

Его величали «Королем оперетты» и «Императором Вены». Про него ещё при жизни говорили, что он принадлежит всему миру. Д.Д. Шостакович величал этого композитора гением, а друзья называли «угрюмым медведем». Меланхолик и пессимист, скромный человек, который не умел веселиться, но создавший почти два десятка наполненных радостью, любовью и добром произведений, погружающих в мир праздника и торжества справедливости. Имя его – Имре Кальман - мастер, являющийся одним из виднейших представителей венской оперетты, преобразовавший её из развлекательного в жанр наполненный реализмом и психологической глубиной.

Краткую биографию Имре Кальмана и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Кальмана

Эммерих – такое имя получил мальчик, появившийся на свет 24 октября 1882 году в семье еврейского коммерсанта Карла Коппштейна и его жены Поли Зингер, проживающих в небольшом курортном поселении Шиофок, расположенном на берегу знаменитого озера Балатон.


У Эммериха уже в раннем возрасте стали проявляться необыкновенные музыкальные способности, но в то время он совсем не думал о музыкальной карьере. В четыре года малыш мечтал стать портным, а через два года, когда пришло время обучения в гимназии, его детские желания развернулись в сторону юриспруденции. Родители, стараясь разносторонне развивать своего сына, в восемь лет отдали его на обучение сразу в две школы: обыкновенную и музыкальную. Мальчик учился очень старательно, но увлечённо занимаясь по всем предметам, он всё же музыке уделял особое внимание и каждую свободную минуту проводил за роялем, разучивая произведения великих классиков. Даже во время каникул мать с руганью оттаскивала его от инструмента, чтобы посадить за стол и накормить.



Согласно биографии Кальмана, в 1896 семья Карла Коппштейна из-за сильно пошатнувшегося финансового положения вынуждена была переехать в Будапешт. Для всех наступил сложный период, даже юному Эммериху, который в то время учился в пятом классе гимназии, приходилось помогать семье, зарабатывая деньги репетиторством и перепиской деловых писем. Тем не менее мальчик продолжал усердно учиться в двух школах, успехами радуя своих родителей. Первое публичное выступление молодого музыканта состоялось весной 1898 года, публика на этом концерте впервые услышала выступление Имре Кальмана. Это венгерское имя мальчик придумал себе сам, и под данным псевдонимом его впоследствии узнал весь мир. Юноше было пятнадцать лет, но он был такой маленький и худенький, что на следующий день журналисты в столичных газетах расхваливали замечательное выступление двенадцатилетнего вундеркинда. Имре действительно в эти годы лелеял мечту о карьере пианиста, но, к сожалению, ей не удалось осуществиться. Во-первых, родители Имре связывали будущее юноши с юридическим правом, а во-вторых, вскоре из-за прогрессирующего артрита ему пришлось распрощаться с инструментом.

После окончания гимназии Кальман по воле отца вынужден был поступить в университет на факультет юриспруденции, но через год, не желая разлучаться с музыкой, он втайне от родителей сдал экзамены и поступил в Музыкальную Академию. Проучившись в университете, Имре так и не стал юристом, он решил всю свою жизнь связать с музыкой. Отец был категорически против такого решения сына, но Имре стоял на своём. В результате молодому человеку пришлось уйти из семьи и самому зарабатывать на жизнь. Он пробовал свои силы как музыкальный критик в одной из столичных газет, а кроме этого сочинял музыку к весёлым куплетам для кабаре.


Начало карьеры. Первый успех.


В 2004 году в Венгерском оперном театре состоялся успешный дебют Имре Кальмана как композитора. На концерте выпускного курса Академии музыки впервые прозвучали его поэмы «Сатурналии» - произведение для симфонического оркестра. После окончания учёбы Кальман продолжил работать в редакции газеты музыкальным критиком, а всё свободное время посвящал композиции и вскоре за камерно-вокальный цикл получил премию Роберта Фолькмана, присуждаемую будапештской Академией музыки. Это вознаграждение позволило Имре несколько недель провести в Германии, где он, воспользовавшись такой удачной возможностью, обратился во все известные немецкие музыкальные издательства, предлагая свои сочинения, но, к сожалению, везде получил отказ.

Расстроенный тем, что его произведения никому не нужны Кальман вернулся в Будапешт. Негодованию молодого композитора не было предела: его серьёзные произведения никому не нужны, а вот легкомысленная музыка, которую он сочинял для ресторанов, пользовалась популярностью. От досады Имре стал подумывать о сочинении оперетты, но всегда в гневе отгонял от себя эту мысль: как это он, достойный ученик выдающегося Кёслера, опустится до такого несерьёзного жанра. Быть может именно в такие мгновения и происходило рождение легендарного автора оперетт, тем более, что сложные жизненные обстоятельства складывались так, что Кальману необходимо было принять важное решение. И вот в 1908 году он всё же пишет свою первую оперетту «Осенние манёвры». Успех премьеры был настолько ошеломительный, что его назвали праздником победы, но самое лестное было то, что весь город уже на следующее утро распевал мелодии из нового спектакля. После показа в Будапеште оперетта также восторженно была встречена в Вене, Лондоне, Берлине, Гамбурге, Стокгольме, добралась до России, а затем с триумфом пересекла океан.


В зените славы

Начиная с 1909 года, жизнь Кальмана была связана с Веной. Сначала он часто приезжал сюда из-за постановок своих спектаклей, а затем, встретив там свою первую любовь Паулу Дворжак, обосновался в австрийской столице на долгие годы. Имре в это время много и упорно работал. Одна за другой из под его пера выходили искрометные музыкальные комедии, которые так триумфально шествовали по всему миру, что помешать им не могла даже Первая мировая война. Мелодии «Королевы чардаша » - оперетты, которая принесла её автору воистину мировую славу, пели по обе стороны фронта.

Однако в этот период жизни судьба готовила Кальману удар за ударом: сначала пришло известие о серьёзной болезни отца, которая не оставляла ни малейшего шанса на выздоровление, а затем Имре был глубоко потрясен безвременной кончиной своего любимого старшего брата Белы. Кальман впал в депрессию, выход из которой ему помогла найти его любимая Паула и, конечно же, усердная работа. Только тогда, когда композитор создавал свои зажигательные мелодии, он забывал обо всех горестях на свете. В этот период Имре сочинял одно произведение за другим, отрывки из которых становились шлягерами и распевались в разных уголках земного шара. Все оперетты композитора были пропитаны любовью, но ведь и он сам очень любил своих родных и близких, а они уходили один за другим. В 1924 году умер отец, а в феврале 1928 года после продолжительной и тяжёлой болезни скончалась Паула - его любовь, жена и друг.


Однако через полгода в жизнь композитора, который был в то время на пике славы, вошла другая женщина – Вера Макинская. Русская эмигрантка так обворожила Имре, что вскоре, а именно в 1930 году, состоялась их свадьба. В тот период своей жизни Кальман был необычайно счастлив: у него была любимая жена, которая впоследствии подарила композитору троих детей. Однако на пороге опять стояла большая беда. Небо Европы в середине тридцатых годов стали затягивать «тёмные тучи», а в марте 1938 года Австрия была присоединена к Германии. Спокойная жизнь Имре закончилась, так как уже через пять дней он был срочно вызван в Имперскую канцелярию, где ему в унизительной форме напомнили, что его отец – еврей, но поскольку рейхсканцлер ценит музыкальные заслуги Кальмана, то, несмотря на происхождение, ему предоставили статус почётного арийца и разрешили проживание в Австрии. Возмущённый композитор, воспринявший это как оскорбление, напомнил, что, прежде всего он венгр и гордо отказался от такой «милости».


Эмиграция

Имре понимал, что немцы не простят ему такой наглости, поэтому принял решение срочно вместе с семьей покинуть Вену. Сначала они отправились в швейцарский Цюрих, а затем переехали в Париж. Но и там оставаться было опасно, так как немцы быстрыми темпами приближались к французской столице, и в 1940 году Кальману ничего более не оставалось, как поспешно эмигрировать в Соединённые Штаты. Такие перемены в жизни стали суровым испытанием для композитора: ему пришлось начинать всё с начала, вплоть до изучения английского языка. Обосновавшись в Америке, Имре очень рассчитывал, что кинокомпания, купившая права на экранизацию некоторых его оперетт, будет делать также заказы на музыку к фильмам. Однако надежды композитора оказались напрасными: фильмы по его произведениям никто снимать не собирался, а музыка Кальмана в Америке никому была не нужна. Имре был разочарован, но не сдался. По своей природе он был неплохим бизнесменом и умел правильно вкладывать денежные средства, а вскоре ему всё же предложили концертное турне по всей стране, и забытые мелодии из оперетт Кальмана вновь стали входить в моду. К тому же, после долгого творческого перерыва, а именно в 1945 году, он решился написать новую музыкальную комедию «Маринка».


Живя в Америке, Имре постоянно следил, за событиями, происходящими в Европе, тем более в его любимой Венгрии. Когда он узнал о гибели в концлагере обеих своих сестёр, с ним случился инфаркт, а зимой 1948 года, немного отойдя от болезни, Кальман принял решение вернуться в Европу. По настоянию жены семья поселилась в Париже, так как там обитала большая русская диаспора. Первым делом в 1949 году Имре побывал в Вене, где посетил могилу Ф. Легара, а через некоторое время, вернувшись в Париж, он перенёс инсульт, а затем ещё один инфаркт. Несмотря на тяжёлое состояние здоровья, Кальман продолжал работать и заключительную ноту в своей последней оперетте «Аризонская леди» написал за день до своей смерти - 30 октября 1953 года.



Интересные факты о Кальмане

  • Кальман никогда не танцевал, но однажды на балу он всё же не посмел отказать очаровательной даме, которая пригласила его на вальс. В результате композитор жестоко поплатился за этот «неосторожный» для него поступок: сделав несколько движений, он запутался в шлейфе партнёрши и упал. Под громкий хохот присутствующих Имре с позором покинул зал, но после этого для себя решил, что все герои его оперетт, не зависимо от возраста, обязательно должны танцевать. С тех пор артистам его спектаклей помимо вокальных партий приходилось разучивать также танцевальные номера.
  • У Имре Кальмана была очень интересная привычка: если премьерный спектакль прошел хорошо, он не выходил сразу к зрителям на поклон, а забившись в какой-либо артистической уборной, на манжете своей рубашки писал колонки цифр, подсчитывая выручку от спектакля.
  • Однажды композитор, присутствуя на цирковом представлении, увидев один номер, был очень заинтригован. На арене выступал акробат, у которого на лице была одета маска. Кальман прошёл за кулисы, так как ему очень захотелось познакомиться с таинственным артистом. Сумев разговорить циркача, Имре узнал, что тот являлся потомком знатной семьи из России, которому после революции пришлось эмигрировать в Вену и подобным образом зарабатывать себе на жизнь. Чтобы его не узнали, аристократ вынужден был прятать своё лицо. Впечатлённый рассказом артиста, композитор решил использовать эту историю для сюжета своей новой оперетты. Так появилась "Принцесса цирка ".
  • Из биографии Кальмана мы узнаём, что когда Имре познакомился с Паулой Дворжак, в квартире его любимой женщины жила такса, к которой хозяйка относилась с большой нежностью. С тех самых пор, где бы ни жил композитор, в его доме всегда были собаки, причём всегда только одной породы - такса. Кальман не заморачивался с кличками и всегда называл своих животных именами главных героинь своих оперетт: Шари, Сильва, Марица, Маринка.
  • К Имре Кальману с большим почитанием относятся во всём мире. Памятники ему установлены на родине композитора в Шиофоке, а также около театра оперетты в Будапеште. Кроме этого, памятную комнату И. Кальмана открыли в Национальной библиотеке Австрии, а астрологи увековечили его имя в названии астероида.

  • Имре Кальман был очень суеверным человек, который верил во многие приметы. Он считал високосный год для себя счастливым, не любил тринадцатое число и чёрных кошек, боялся переноса даты премьеры, хранил карандаши, которыми писал партитуры.
  • В 1934 году Имре Кальман за значительный вклад в музыкальное искусство был награжден французским орденом «Почётного легиона».
  • Гитлеру очень нравилась музыка Кальмана, но после того, как композитор в дерзкой форме отказался от благосклонного предложения стать истинным арийцем, он подписал себе приговор. Взбешенный рейхсфюрер запретил постановку оперетт Кальмана во всех театрах, расположенных на подконтрольных Германии территориях.
  • По замыслу Кальмана, его последнее произведение «Аризонская леди» должно было стать первой радио-опереттой. Причем композитор мастерски написал не только музыку, но и текст, что сделало спектакль ярким и интересным.
  • После кончины композитора в память о нём его жена Вера учредила «Фонд имени Кальмана», главной задачей которого являлась материальная поддержка молодых талантливых музыкантов во всём мире.
  • Кальман очень любил Вену и завещал похоронить себя именно в этом городе. Его могила находится недалеко от захоронений великих композиторов: Л.В. Бетховена , И. Брамса и И. Штрауса .

  • У Имре Кальмана было трое детей: сын Чарли, а также две дочери Лили и Ивонка. Чарли унаследовал музыкальные способности своего отца и тоже стал композитором. Он работал в различных жанрах, начиная от серьёзных симфонических произведений и заканчивая эстрадными песнями. Дочь Кальмана - Лили также была очень одарённым человеком и даже помогала своему брату создавать мюзиклы, которые затем с успехом ставились в Европе. Впоследствии, увлёкшись живописью, она стала художником – иллюстратором.

Творчество Имре Кальмана

Имре Кальман оставил для потомков богатое творческое наследие, которое в нынешнее время пользуется большой популярностью. Объяснить это можно, прежде всего общепризнанными достоинствами его музыки: ярким мелодизмом и блестящей оркестровкой. Искусству, по словам самого композитора, он всю жизнь учился на произведениях П.И. Чайковского , которого считал главным своим кумиром. Первые музыкальные творения Имре Кальман создал ещё в студенческие годы и, несмотря на то, что весь мир впоследствии узнал его как непревзойдённого мастера оперетты, композитор в начале творческого пути пробовал себя в самых разных музыкальных жанрах. Это были произведения симфонической, фортепианной и вокальной музыки. Среди сочинений композитора того периода стоит отметить вокальный цикл на стихи Людвига Якубовски, скерцо для струнного оркестра, поэмы для большого симфонического оркестра «Сатурналии», а также «Эндре и Иоганна». Затем он написал несколько музыкальных номеров для патриотичного спектакля «Наследство Переслени».

А далее случилось такое, что Кальман и сам не понял, как его затянуло в жанр, к которому он относился с пренебрежением. Всё началось с неожиданного заказа от одного издателя, предложившего за хорошее вознаграждение сочинить весёлую песенку для вновь открывающегося кабаре. Поначалу Имре даже оскорбился - он автор серьёзных произведений и вдруг какой-то шлягер, однако песенку всё же быстро написал и отнёс в редакцию. Кабаре открылось, песенка была исполнена и о чудо, её затем напевали повсюду, а безымянный автор мелодии стал очень популярным композитором в венгерской столице. Кальман был удивлён и даже сожалел, что скрыл своё авторство, впрочем, вскоре сочинил ещё одну подобную композицию, выпустив её под собственным именем, и не ошибся: второй шлягер превзошёл первый. Имре поймал себя на мысли, что сочинять такие жизнерадостные мелодии – просто удовольствие. Окрылённый такой лёгкостью, он принялся писать свою первую оперетту «Татарское нашествие», которая впоследствии была переименована в «Осенние маневры». После триумфальной премьеры «Нашествия» в Будапеште, спектакль поставили в австрийской столице, а это означало, что Имре Кальмана признали мастером в данном жанре.


Эволюцию творчества Кальмана можно условно разделить на три периода. К первому этапу, который характеризуется становлением оригинального стиля композитора, относятся такие его произведения как «Солдат в отпуске», «Маленький король» и «Цыган - премьер». Второй этап, отмеченный расцветом творчества Кальмана, начинается «Сильвой, написанной в 1915 году и завершается в 1936 году «Императрицей Жозефиной». В этот период Имре создал лучшие свои шедевры:«Голландочка», «Баядера», «Марица », «Принцесса цирка», «Герцогиня из Чикаго», «Фиалка Монмартра ». Критики в то время отмечали, что оперетты Кальмана – это настоящие симфонические картины. Последний, завершающий этап творчества композитора проходил в эмиграции. Тяжелая разлука с родиной, чужая культура незнакомой страны - всё это не вдохновляло Имре на создание новых произведений. Лишь спустя девять лет он написал предпоследнюю свою оперетту «Маринку», а ещё через восемь поставил точку в своём творчестве, сочинив «Аризонскую леди» - произведение, как он говорил, являющееся данью континенту, который приютил его семью в тяжёлые времена.

Три истории любви Имре Кальмана

В жизни и творчестве Имре Кальмана большую роль сыграли три женщины. Первая − Паула Дворжак, актриса из Зальцбурга. Она была на десять лет старше Имре и все оставшиеся восемнадцать лет своей жизни посвятила композитору, создавая для него домашний уют и вселяя в него уверенность в собственные силы. Такой душевной близости как с Паулой Имре больше ни с кем не испытывал: она была его ангелом хранителем и другом, который оберегал талант композитора. Поначалу Паула сама заботилась о нём: готовила еду, стирала, убирала квартиру и оплачивала все счета, а впоследствии нанимала всю прислугу. Кальман настойчиво уговаривал любимую женщину зарегистрировать отношения, но Паула отказывала ему, так как из-за болезни не могла подарить композитору детей. Композитор был со своей любимой до самого последнего её вздоха. Когда у Имре спросили, часто ли он вспоминает Паулу, композитор ответил, что никогда её не забывает.

Второй любовью Кальмана была актриса немого кино Агнес Эстерхази - представительница блистательного аристократического рода. Взаимоотношения у композитора и актрисы были довольно сложными. Имре, выросший в патриархальной семье, очень хотел детей, а Агнес вполне устраивала роль любовницы знаменитого композитора. Кроме этого, карьера актрисы была в самом расцвете, и она не хотела делать в ней перерыв. Агнес была музой Кальмана: именно она была прототипом героинь всех его шедевров: Сильвы, Теодоры и Марицы. После разрыва с Агнес, которой Кальман не мог простить измены, композитор больше ничего особо стоящего кроме «Фиалки Монмартра» уже не написал.

Биография Кальмана гласит, что третьей и последней любовью Имре стала эмигрантка из России Вера Макинская. Они случайно познакомились в небольшом кафе в 1928 году, а уже через год, когда Вере исполнилось 17 лет, поженились. Мечта композитора вскоре сбылась, и он стал отцом троих детей: сына и двух дочек. В семейной жизни Веры и Кальмана не всё было гладко, сказывалась тридцатилетняя разница в возрасте между мужем и женой: Имре искал покой, а Вера любила повеселиться. Дело даже дошло до развода, причиной которому стал молодой и богатый француз. Однако Вера всё же не смогла бросить Кальмана и своих детей, она до конца своих дней оставалась женой великого композитора.


Музыка Имре Кальмана в СССР

В Советском Союзе музыка Кальмана пользовалась особой популярностью. Она морально поддерживала людей в тяжёлые времена Великой Отечественной Войны. Люди в блокадном Ленинграде, потерявшие близких и опухшие от голода, шли в театр, чтобы послушать оперетты великого венгерского композитора. А актёры, игравшие в спектаклях, совершая свой личный подвиг, дарили людям сказку, где царила музыка, веселье и обязательно был счастливый конец. Во время войны задача советского кинематографа заключалась в том, чтобы выпускать киноленты, которые поддерживали моральный дух не только защитников Родины, но и тех, кто своим героическим трудом помогал им в тылу, одним из таких фильмов являлась «Сильва», снятая в 1944 году. Затем уже в мирное время были сняты «Мистер Икс» (1958), «Под крышами Монмартра» (1975), ещё раз «Сильва» (1981), «Принцесса цирка» (1982) и «Марица» (1985). Кроме оперетт И. Кальмана у советских телезрителей большим успехом пользовался фильм «Загадка Кальмана», снятый венгерскими кинематографистами по сценарию советского писателя Ю. Нагибина о жизни и творчестве великого венгерского композитора.

Имре Кальман - выдающийся композитор, который своим творчеством внёс значительный вклад в развитие мировой музыкальной культуры. Эффектные незабываемые мелодии, составляющие основу его оперетт, в нынешнее время пользуются огромной популярностью. Они постоянно звучат со сцен концертных залов и телевизионных экранов в исполнении знаменитых оперных певцов. Произведения Кальмана сегодня обязательно входят в репертуар всех музыкальных театров, но, кроме этого, всё большее признание набирает прямой потомок оперетты - мюзикл.

Видео: смотреть фильм о Имре Кальмане

В продолжение темы:
Литература

АННОТАЦИЯ В статье рассматриваются вопросы межбюджетных трансфертов как составной части межбюджетных отношений в России. Дана характеристика российских межбюджетных...

Новые статьи
/
Популярные