Закрытая школа для детей с девиантным поведением. Девиантное поведение - это регулярное разрушение совместной деятельности

Ярославские следователи продолжают работать над делом об издевательствах над школьницей. Девочку мучили 16 человек. Двое уже получили наказания – на год они отправятся в спецшколы закрытого типа. Та, которой исполнилось 16 лет, пойдет под суд. Остальные пока ждут своей участи. Но следователи настроены решительно: они хотят добиться справедливого наказания для остальных участников дела и отправить всех виновных в спецучреждения.

А что из себя представляют эти закрытые спецшколы? Это тюрьма для малолетних преступников, реабилитационный центр? А может, и вовсе пансионат, где нашкодившие детишки обучаются уму-разуму и по несколько раз в день рассказывают психологам о своих проблемах? И отличается ли чем-то специфика обучения в спецшколах от обычных учебных заведений?

Нельзя выходить за забор

– Различие в том, что дети в спецучреждениях ограничены в передвижениях. То есть выходить во двор школы они могут, а вот за территорию – уже нет. Туда ребята попадают по решению суда. Они там и живут, и учатся. Двое этих ребят поедут туда на год. Потом специальная комиссия после наблюдения за ними и беседы с педагогами решит, можно ли детям вернуться назад в свои школы, – рассказала начальник отдела по делам несовершеннолетних в Ярославской области Светлана Морозова.

Комната для свиданий с родителями

В департаменте образования уточняют: даже для родителей выделяют специальные дни, когда можно будет приехать повидать своего ребенка. Для этого отводят специальную комнату для свиданий. Ну чем не тюрьма? Пока еще не тюрьма, но последняя ступень перед воспитательной колонией.

Учеба и труд

– Дети учатся по специальным учебным планам с уклоном на трудовое воспитание. К каждому ребенку ищут индивидуальный подход. Также идет усиленная работа педагогов-психологов. После учебы в таких местах дети, если все нормально, возвращаются в свои школы, заканчивают их, могут поступить в вузы. То есть никаких препятствий для дальнейшего получения образования нет. И вроде бы нельзя сказать, что это пятно на всю жизнь. Но, конечно, поскольку именно суд направляет детей в спецшколы, в личном деле есть об этом запись, – пояснили в департаменте образования.

Воспоминания бывших воспитанников

Кстати, в Ярославской области закрытых спецшкол нет. Раньше такая школа была в Тутаевском районе. Сначала в ней учились только девочки, с 1994 года – мальчики. Что интересно, воспитанники и выпускники школы отзываются о ней очень тепло.

– Летом в школе был просто пионерский лагерь. Мы ходили на костер всей школой, пекли картошку, пели песни. Было классно, – вспоминает воспитанница школы Наталья Чистякова.

– Как ни крути, а хорошие были времена. Потому что это было детство. И потому что слаще морковки мы ничего не видели… – говорит еще одна бывшая ученица Красноборской школы Ольга Виноградова.

– Тогда казалось, что нас лишили свободы, детства. А на самом деле нам его дали. Помню, когда я уезжала, меня от забора оторвать не могли, так было страшно ехать домой в неизвестность, – вспоминает Наталья Михайлова.

Ярославские школьницы поедут в другие регионы

В конце 2011 года школа и вовсе закрылась и стала пристанищем для мигрантов, ждущих депортации на родину. А это значит, что две ярославские школьницы отправятся на год в другие регионы.

Напомним, 16 августа в Сети появилось ужасное видео, на котором школьники издеваются над сверстницей : заставляют есть грязь и танцевать голой. В этом деле разбираются ярославские следователи, сотрудники по делам несовершеннолетних и уполномоченный по правам ребенка. Ярославцы не остались в стороне от этой истории. Стало известно, что несколько десятков человек учинили расправу над одной из школьниц , избивавшей девочку. А еще двое школьников

Школа - учреждение знакомое для подавляющего большинства россиян (если вообще не для всех). Есть гимназии, есть лицеи, есть обычные СОШ, но в целом везде правила игры одинаковы: ты должен учиться хорошо, иначе получишь двойку, родители будут ругать, а работать потом придется за гроши и в каких-нибудь нечеловеческих условиях. Но кроме обычных и привычных "храмов среднего образования" есть и те, где все происходит несколько иначе. Кореспонденты ИА Sakh.com побывали в двух необычных сахалинских школах - закрытом интернате для трудных подростков и инновационной школе, которая занимается социализацией детей, прибывших из стран СНГ.

История первая. Школа закрытого типа

Единственная на островах школа для девиантных подростков спряталась в 130 километрах от Южно-Сахалинска, в центре холмского Костромского. В селе потеряться сложно - одна дорога, один магазин "Уют", а за ним поворот направо, "подпирающий" угол протяженного бетонного забора, за которым спрятались учебные корпуса и мастерские школы.

Обращаю внимание на зарешеченное окно проходной. Директор Елена Ялина мягко улыбается и объясняет: "Единственная наша решетка. Это чтобы мальчики мячом стекло не разбивали. Столько раз уже попадали". Домик проходной "посажен" прямо напротив старенького поля и ворот, выглядывающих из-за деревянного ограждения.



Раньше здесь была спецшкола для трудновоспитуемых детей, до этого - интернат для умственно отсталых, а теперь вот учат подростков с девиантным (общественно опасным) поведением со всего Сахалина.

На счет этой тяжеловесной для восприятия формулировки (девиантное поведение в довесок к общественно опасному) Елена Николаевна пыталась протестовать на встрече в минобре. "Да это клеймо в аттестатах у ребят!" - объясняет директор. - Никакие они не опасные, сами увидите. Просто не всем повезло". Но с федеральным распоряжением образовательного ведомства спорить из-за маленького сахалинского села сложно. Хотя и очень хочется.

У нас не тюрьма, у нас всё-таки школа. Да, есть определенный режим и расписание, но мы не сотрудники УФСИН, а учителя. А ребята не преступники, а прежде всего дети, - подчеркивает Елена Николаевна.




И все-таки направляют сюда исключительно по решению суда и только мальчиков. Девочки тоже хулиганят и нарушают закон, но для них такого места на острове нет.

"Процедура такая, - объясняет Елена Николаевна. - Суд выносит постановление, ребенка отправляют в центр временной изоляции на Украинской, и потом нам его привозят сюда или мы сами едем в Южно-Сахалинск его забираем".

Сейчас в школе-интернате учатся 17 подростков. Самый старший через год станет совершеннолетним, самому младшему, который поступил в школу всего месяц назад, - 12 лет.






На мой вопрос: "Как ты сюда попал?" - Владик, немного смущаясь, но достаточно твердо отвечает: "Воровал". В послужном списке невысокого мальчика - вскрытые магазины, контейнеры, гаражи, присвоенные инструменты и угнанные мопеды. Владика тянет к технике. Владик мечтает стать автомехаником, и, кажется, у него это получится. В этом Елена Николаевна не сомневается - Влад под ее присмотром будет учиться лучшему еще три года. Достаточное для переосмысления время.

Влад немногословен, но при этом общителен. Как и любой 12-летний, любит играть в плейстейшн (вскользь упоминает пару игр), неравнодушен к физ-ре и трудам, интересуется историей. Все остальное за Владика говорит Елена Николаевна: "Он очень начитанный парень, на уроках это видно, добавляет какие-то моменты, говорит: а вот это я там читал, а это еще где-то".

Елена Ялина работает в школе два десятилетия - пришла воспитателем, потом стала учителем, перешла в завучи и вот уже десять лет занимает должность директора.

Вообще я из Барнаула. Закончила там политехнический институт и попала с мужем по распределению на Сахалин, в совхоз Костромской, который развалился в 1996 году. Работы не было. В школе тогда была директор Роза Георгиевна Завьялова, она мне и сказала: "Иди воспитателем к нам, попробуй поработать. У тебя свои дети хорошие". Тогда же не требовалось специального образования, педагогическое я позже получила. Пришла, да так и осталась, - рассказывает Елена Николаевна.






Иду с Еленой Николаевной по школе, которая то ли уютом (тапочки при входе, цветы на подоконниках, повсюду картины, нарисованные детской рукой, шестиразовое питание), то ли особой архитектурой корпусов в хорошем смысле напоминает старый детский сад. Замечаю, что в классах стеклянные двери. Еще одна особенность "режимного" объекта. Это и вправду очень удобно - заглянул через окошко, проверил, что все на месте, и пошел по директорским делам. На втором спальном этаже дверные проемы в комнатах и вовсе пустые - дань девиантности в названии школы.

На переменах ребята стекаются в комнату отдыха - посмотреть телевизор, а после уроков поиграть в приставку. Тут же стоит стеллаж, где каждому отведена своя полка. Здесь аккумулируется главное подростковое богатство - "иконостас" из портретов любимых футболистов, фотографии с любимыми друзьями, ракетки от пинг-понга, тетрадки и любимые книги.




Елена Николаевна между делом отдает распоряжения коллегам ("Подготовь мне, пожалуйста, к понедельнику постановление суда на Иванова"), одергивает редких учеников ("Какой у тебя урок?"), по-хозяйски подмечает мелочи ("Вы тут не обращайте внимание, здание старое, 60-х годов, ступеньки поскалывались").

Когда я начинала работать, здесь были ребята за весомые преступления - убийство по неосторожности, например. Взял папино ружье показать другу, как стрелять, и случайно нажал на курок. Один мальчик был тоже за серьезное, но он уже выпустился и даже училище закончил, - рассказывает Елена Николаевна, - А теперь попадают дети, которые украли телефон или угнали велик или мопед, за мелкие хулиганство в основном направляют.

Сроки исправления у всех разные - у кого три года, у кого пять. Но из школы-интерната могут выпустить и досрочно. Правда, для этого надо постараться: проявить себя в учебе, спорте и общественной жизни. А можно попытаться стать "Учеником года" - в интернате есть свое состязание, с помощью которого мальчики копят баллы за достижения и становятся ближе к возможности покинуть школу раньше времени. За год некоторые набирают по тысяче баллов и больше.

Баллы начисляют за все: за поведение, за хорошую учебу, за участие в соревнованиях. Это для ребят стимул: кто больше баллов наберет за учебный год, тот становится "Учеником года". Его кандидатуру мы рассматриваем на внутреннем совещании в школе, решаем, достоин он выйти раньше или нет, - рассказывает Елена Николаевна. - Но система сложнее. Сами мы такие решения не принимаем. И выпускаем досрочно и принимаем детей мы по решению суда. После обсуждения на внутреннем педсовете мы ходатайствуем перед комиссией по делам несовершеннолетних, они совещаются и ходатайствуют перед судом, суд назначает заседание, мы на него с ребенком приезжаем и судья выносит решение, выпустить или нет.

В год досрочно выпускают одного ученика. Уменьшить срок пребывания в интернате можно максимум на полгода. Часто бывают и такие, кто уходить из закрытой школы не хочет - слишком уж здесь хорошо в отличие от "дома", где некоторые подростки ничего кроме пьющих и неработающих родителей не видели. Для многих отметить день рождения с тортом и подарками, услышать поздравление - чудо, которое в школе происходит с ними впервые. Но оставлять учеников после наступления 18 лет в интернате не имеют права.







Многие детства были лишены. А здесь они все это до получают. Воспитатели для многих - вместо матерей, дома мальчики ласки не видели. Неважно, что он машины угонял, детство ребенок должен пережить. У нас есть ребята, которые в 13 лет в машинки играли, хотя, казалось бы, должны оставить это позади. Но если детство было скомканным, они здесь все добирают, это естественно, природой заложено, - рассуждает Елена Николаевна.

Впрочем, в школе ребят от родителей не отгораживают. Даже наоборот - пытаются их объединить: зовут на праздники, устраивают семейные конкурсы, включают в жизнь школы. Елена Николаевна следует принципу: "Какие бы ни были родители, они все-таки родители". В интернате даже есть комната, где папы и мамы, которые чаще всего едут издалека, могут остаться на пару дней и провести их вместе с ребенком.

Инкубатор по генерации успеха

В школе работает 8 учителей-предметников, которым помогает 17 педагогов (среди них соцработники и психологи). "Штат полный, мы хорошо укомплектованы", - замечает Елена Николаевна. Занятия и подход в интернате практически индивидуальный - 17 воспитанников распределены по шести классам. В пятом и шестом - по 1 ученику, в седьмом - 2, в восьмом - 3, в девятом и десятом по 5. "У многих ребят, объясняет Елена Николаевна, - задержка психического развития, многие в прошлой жизни прогуливали школу, просто бродяжничали, им было не до учебы". Поэтому в интернате ребятам приходится усиленно догонять, наверстывая упущенное время. Особых прорывов в учебе нет, но школьную программу благодаря терпению педсостава мальчишки закрывают. Выходят с вполне приличными аттестатами и знаниями, а главное - целью учиться дальше.




16-летний Данил Минаев, который попал в костромскую школу из Южно-Сахалинска (в прошлом подростка - семейная история: в конфликте с отчимом он случайно ударил мать), довольно амбициозен. Интернат не изменил планов хорошиста Данила - парень хочет поступать в институт. Говорит, что училище - это не его уровень. Правда, со специальностью еще не определился. В сфере его интересов - экономика, медицина, юриспруденция, менеджмент и компьютеры.

В идеале я хотел бы учиться за границей, поэтому делаю ставку на изучение английского языка. Но если не потяну - то попробую поступить в ДВФУ, - объясняет Данил. - Я тут оценки подтянул прилично. Тройки теперь вообще редкость. Наша школа считается обычной средней, поэтому у меня будут такие же шансы и знания при поступлении в вуз, как и всех выпускников Сахалина. Пацаны отсюда поступают.

Но в основном, говорит Елена Николаевна, выпускники из школы поступают в сузы. В интернате ребят учат работать руками - добавляют допчасы по технологии. На трудах подростки пилят, стругают и рубят. Из-под их рук выходят табуретки, столики и другие чудо-предметы столярного творчества. А на день села, которое Костромское справляет осенью, ребята сварили Р2Д2 - металлическую урну в виде героя "Звездных войн".






Еще один важный педагогический подход, который открыли в интернате, - исправление мальчишек через спорт. Кроме обычных уроков физкультуры, есть еще факультативные занятия по баскетболу, волейболу, футболу и хоккею. "Развиваем их в физическом плане. Они у нас здесь поправляют здоровье. Приходят с букетом заболеваний, они ж бродяжничают, каждый второй с гастритом, - объясняет Елена Николаевна. - Я уже не говорю про визиты к стоматологу, ежедневно почти водим".

Спорт и выезды на соревнования, объясняет Елена Николаевна, позволяет создавать для ребят ситуацию успеха. Это одна из главных задач школы - запрограммировать ребят на удачу.

На олимпиады по общеобразовательным предметам мы их не возим. Ну как они будут себя чувствовать? Они только-только учиться нормально начали. Спорт - это другое дело, у нас очень много наград и медалей, наши ребята всегда среди первых. Через спорт мы для них формируем ситуацию успеха. Это очень хорошо влияет на самооценку и закладывает фундамент для достойного будущего, - рассказывает Елена Николаевна.

Глубже остальных в ситуацию успеха занырнул Данила Кассов. Парень в прошлом году стал лучшим спортсменом года по версии школы. Десятиклассник не сдает позиции и уверенно держит планку (в прямом смысле тоже). После уроков он бодро скачет на костылях (спортивная травма) к турнику и показывает там настоящий акробатический цирк. Его смелый "побег" к площадке хорошо виден через директорское окно.

Отставив медицинские снаряды в сторону, одним прыжком Данил "приклеивается" руками к перекладине и крутит, не снимая сланцев с ног, "солнышко" - делает полный оборот телом вокруг турника, прокручиваясь по инерции десяток раз.

Ну что же ты делаешь Данил! Ну-ка слезай! Сейчас же! Тебе мало растяжения? А то еще чего-нибудь себе повредишь. Слезай, я сказала! - это Елена Николаевна спешит умерить пыл пришедшего к успеху Кассова. Строгость директора, конечно, напускная, но необходимая. Если за мальчишками не следить, они "всё на уши поставят".

Улыбаясь с обаятельной хитрецой Данил уступает директору. Ловко спрыгивает, растирая натруженные ладони, берет костыли и скачет от турников подальше.



После уроков ребята кучкуются во дворе - в углу старой футбольной коробки. Здесь же "паркуются" спортивные костыли.

В Костромском Данил второй год, попал сюда как и многие - из-за кражи. Старшеклассник из Южно-Сахалинска учился в 11 школе. Признается - крал много и разного, но в основном телефоны. Уверяет, что к темному прошлому возврата нет. В интернате все осознал, его психологом стал спорт. Хотя и от походов к школьным специалистам на групповые занятия он не отказывается. Лишними не будут.

Данил хочет закончить школу и поступить в СахГУ на физфак - стать учителем физкультуры, наставлять на правильный путь таких же, как и он в прошлом, мальчишек.

Совет бы им дал один. Лучше взяться за голову раньше, чем потом. Мне повезло, что я попал в эту школу в таком возрасте и все успел осознать. А если бы попался, когда был бы совершеннолетним - поехал бы дальше, в тюрьму. А после нее ничего хорошего бы не было, - рассказывает, чуть смущаясь, Данил. - Вообще я до этого занимался самбо и дзюдо, защищая российскую федерацию. И здесь я всем занимаюсь: хоккей, футбол, волейбол, баскетбол, легкая атлетика. Кроме спорта, нравятся труды. Делаю рамки и табуретки.








Елена Николаевна уверена: их школа - не тюрьма и не наказание, а отличный шанс для ребят вырваться из темной среды и начать все заново. Переписать жизнь набело сложно, но можно, если есть поддержка. Такой поддержкой для мальчишек становятся учителя и педагоги школы. Правда, не все взрослые это понимают.

Такая парадоксальная ситуация складывается. Не каждый судья пойдет на то, чтобы отправить ребенка в спецшколу. Они думают, что тут тюрьма. Бывает, тянут или отпускают обратно. А там что? Та же компания! - горячится директор. - Ну какая тут тюрьма! Здесь просто свой режим. Мы как-то были в колонии на экскурсии с ребятами. Так они уже на проходной прижухли. У нас они в первую очередь дети. Сложные, но дети.





История вторая. Интеграция, инновация, социализация

У нас тут разные ребята. Есть те, кто давно живет, есть которые совсем недавно приехали и по-русски почти не говорят. Но у нас учителя профессиональные - помогают всегда, интересно уроки проводят. Мне нравится, - 13-летняя Нуриза Баитова учится в восьмом классе. По-русски девочка говорит чисто и без акцента - даже как-то слишком правильно, как чиновник в официальной речи или учитель в первосентябрьском обращении к классу. Девочка родилась в России, выросла в киргизской семье, и сегодня, признаются в южно-сахалинской школе №4, она одна из главных местных гордостей - хорошо учится, поет в хоре, выступает на различных общегородских и областных мероприятиях. - У меня в классе все уже по-русски говорят. Есть новенькие, которые недавно приехали. Из Читы, с Алтая. Но по-русски все говорят. Концерты, олимпиады, все вместе у нас, дружно.


Школа №4 Южно-Сахалинска, расположенная чуть северо-западнее перекрестка улиц Сахалинской и Комсомольской, в самом сердце большого района частного сектора, недавно отметила семидесятилетний юбилей. Небольшое учебное заведение, в котором учатся около 340 ребят, начало свою историю как начальная школа, развернутая еще в японских бараках. Потом в 1953 году здесь начали давать полное среднее образование. "Четверка" была единственной школой для целого района, примыкающего к проспекту Мира. Учиться сюда ездили ребята с улицы Украинской и района ТЭЦ.

Это был достаточно интересный район, со своей спецификой… Непростым достаточно контингентом. Потом, в начале 2000-х, к школе прикрепили интернат "Ласточка", и у нас обучались дети оттуда, ребята с особой судьбой, - не спеша разматывает клубок дат и событий директор школы Ирина Куканова. Дети с интернатовским прошлым отпугнули из школы детей из обычных семей. После закрытия "Ласточки" учиться здесь ребята оттуда перестали. Но довольно суровая репутация у школы осталась. - Я пришла сюда в 2011 году - после работы в 16 и 5 школах. И, естественно, первостепенной задачей стало восстановление репутации школы. Над этим мы трудимся и сегодня.


Сейчас, впрочем, у "четверки" тоже свой необычный колорит - национальный.

С первых дней работы я обратила внимание, что у нас учится очень много детей граждан из бывших союзных республик. Тут вокруг много частных домов, где можно недорого снять квартиру, поэтому такая плотность, - рассказывает директор. - И дети совершенно разные - есть те, кто великолепно говорит на русском языке, учились в русских школах, те, кто с рождения тут живет, посещали детский сад. Это адаптированные семьи, как мы их называем. Особых проблем во включении в учебный процесс у них нет. Но есть те, кто приходит среди учебного года, скажем, в восьмом классе. И не знает языка совершенно. Но отказать ему школа не имеет права - если есть в классах свободные места, должны взять, посадить за парту и учить.

При этом хорошо бы, улыбается директор, чтобы ребенок каким-то образом участвовал в учебном процессе, а не просто числился и тоскливо-непонимающе смотрел на учителя. А значит, ему просто необходимо знать язык.

Я сама предметник и это, конечно, здорово, когда ребенок сидит и внимательно на тебя смотрит. Не вертится, не разговаривает. Но если уж он сел за парту, хорошо бы его чему-то научить. Три года примерно приглядывались к этой ситуации, думали, как к ней подойти. А потом решили выйти на инновационную площадку и провести в школе эксперимент, - по гулким школьным коридорам директор ведет меня в один из классов. Справа и слева то и дело проносятся деловитые ребятишки - с рюкзаками наперевес, какими-то яблоками-булочками-йогуртами в руках. Да и сама школа, несмотря на явное отсутствие "гимназийного лоска" на стенах, выглядит вполне обычно.

Разве что брюнеты в коридорах встречаются чаще, чем русые или рыжие.





Упрям, как ленивец, нем, как улитка

Николай Кочкоров в "четверке" учится два месяца. На самом деле его зовут Кадырбек - но, видимо, в школе ему привычнее первое имя. Несмотря на то, что с русским языком до переезда в Россию он сталкивался только на каких-то курсах и углубленно не учил никогда, на неродном наречии он говорит довольно уверенно. Только иногда неправильно интонирует да непривычно долго подбирает слова и окончания.

Я люблю биологию и математику, физкультуру. Но с русскими ребятами в классе как-то не общаюсь - они не хотят сами. Не хотят дружить с другими парнями. Это неправильно, - задумчиво замечает он.

Для тех, у кого со слогом Пушкина и Державина чуть хуже, в школе проходят специальные еженедельные занятия - в основном их посещают ученики начальной школы, но бывают и более великовозрастные исключения.

Вот и сегодня в раскрашенном осенним солнцем классе несколько ребят старательно корпят над тоненькими учебниками с яркой надписью "Русский язык". На первый взгляд ничего сложного от них не требуется - сопоставить "востро" и "ухо", разгадать несложные стихотворные задачки про части человеческого лица да подставить к прилагательным "устойчивые" существительные.

Быстр как… - обращается к классу учитель Розалия Кузнецова.

Заяц! - отвечают дети.

Голоден как…

Нем как…

Улитка! - громче всех кричит один из учеников. Но никто не смеется его ошибке - даже те, у кого там стоит правильная "рыба".

Беззлобность, признаются в школе, здесь вообще в чести. А вместо подколки и упрека в незнании предпочитают дать списать или подсказать в особенно трудной ситуации.

Занятия проходят раз в неделю, собираем детей, которым трудно ориентироваться в русском пространстве. И мы с ними вместе углубляем знания по некоторым темам, детки лучше адаптируются. А те, кто с первого класса, помогают, переводчиками работают. Все для чего - чтобы качество знаний поднимать, чтобы привить любовь к русскому языку. Они же все наши, половина русское гражданство уже имеет, - рассказывает Розалия Кузнецова. - В основном такие занятия для младших детей важны. Чего мы с ними только не изучаем - морфологию, лексику, орфоэпию. На этих часах удобно акцентировать внимание на сложных вопросах, которые у них на переводном экзамене весной будут задаваться.





40-минутный урок пролетает незаметно - на самом деле интересно наблюдать за тем, как упорно и неутомимо ребята штурмуют задачку за задачкой. Великий и могучий дается всем по-разному: есть хорошо успевающие, а есть отстающие. Но самым сложным, признаются, вне зависимости от багажа и опыта, остаются устойчивые выражения, разговорные обороты, какие-то языковые "фишки", впитываемые обычно буквально с молоком матери. Здесь за каждое такое знание приходится насмерть биться со стихами, поговорками и исключениями из правил.

Нет такого, что нерусские плохие или хорошие. Хватает и тех, и других и там, и там. Важная проблема для нас - отсутствие языковой среды дома. Так что общаемся с родителями и детей учим, чтобы они "строили" родителей дома, учили их говорить на русском. Но вот буквы "й" и "ы" многим категорично не даются. Уж не знаю почему - нет у них таких букв, что ли, - всплескивает руками Розалия Кузнецова.

Нет агрессии - есть общение

Суть инновационной площадки, которая реализуется в четвертой школе, сводится к нескольким основным задачам. Во-первых, нужно решить проблему с языковым барьером - никаких скидок на происхождение российская образовательная система сегодня не делает. ЕГЭ придется писать всем, а там вопросы и ответы строго на русском. Во-вторых, в школе большое внимание уделяется работе по профилактике конфликтов на национальной почве: проходят общешкольные тематические мероприятия, где разные культуры "обмениваются" традицией и историей. Например, ежегодно проходит ярмарка "Традиции моего соседа", где каждый раскрывает свою уникальность. Или конкурс бутербродов - в том году, например, его темой были выбраны сказки Пушкина. Но фантазию участников тематикой стараются не ограничить: каждый ваяет перекус по своему собственному разумению. Есть еще танцевальный кружок - там хороводы чередуются с национальными киргизскими мотивами.

Проблема общества в чем? Родитель занят зарабатыванием денег, и времени детям уделяется не так много. Отсюда возникают конфликты, непонимание. А у нас есть диалог, и ничего подобного нет, - продолжает Ирина Куканова. - А когда школа дает такие творческие задания, и семья, семьи разные могут в нем вместе поработать... Все эти националистические вещи - они же не у детей в голове, в конце концов, а у взрослых: обозвать кого-то, оскорбить - все это идет из восприятия идет.

Под этот тезис в школе уже даже подводят теоретическую базу - местный педагог-психолог (а по совместительству классрук в 8б) Мария Пашкевич уже несколько лет пишет работу, посвященную детской агрессивности. По всему выходит, что претензий друг к другу у детей не особо много.

Русские дети более агрессивные, чем, например, киргизы - я проводила диагностику, пока данные такие. Тем не менее, между собой ребята ладят - у меня в классе 70% русских, никаких конфликтов нет. Тут важна воспитательная работа, в которой все ребята задействованы. В общем, дети иностранные они как-то добрее, до 9 или 11 класса уважают учителя, старших. Это из семьи идет. И даже русских детей учат этому - на переменах, бывает, ловишь какие-то разговоры. И вот когда те же киргизы рассказывают о своей семье, традициях, у них это с каким-то особым трепетом выходит. У наших детей, к сожалению, такого отношения зачастую нет, - рассказывает Мария Пашкевич. До прихода в четвертую школу она работала педагогом-организатором в Троицком детдоме. "Не ищу легких путей" - улыбается учитель.





Работа в четвертой школе, признается она, стала такой интересной образовательной программой по международной культуре - лучше познакомиться с традициями других народов, чем общаясь с ними, пожалуй, невозможно.

Нет, нельзя, конечно, говорить, что все тут идеально проходит. Проблемы с перестройкой на образовательную программу, языковой барьер, новую социальную среду никто не отменял. Есть к тому же проблемы с родителями - не всегда они добросовестно подходят к каким-то вопросам (например, могут несмотря на контрольную или важный урок оставить школьника дома приглядывать за младшими - такова традиция). И если в обычной школе механизм воздействия на ребенка опирается на родителя - вызвал, объяснил, есть эффект, то у нас все перевернуто с ног на голову. Ребенок еще более менее понимает русскую речь, а родитель часто вообще не говорит. И получается, что иногда замечание в дневнике не напишешь - все равно его ребенок будет переводить и говорить папе с мамой, что там. Да и личное общение зачастую у нас через детей строится - по другому родитель тебя просто не поймет, - рассказывает психолог.

Мелодии и ритмы интернациональной эстрады

Кроме учебы и ярмарок в четвертой школе есть хор. В "большой" академический коллектив входит чуть ли не 100 учеников, а в рамках школьной программы интернационализации создано и объединение поменьше - "малый киргизский хор" из 40 представителей братской республики. Поют самые разные песни - от национальных гимнов до русской классики. Но особенной любовью у детей, рассказывает преподаватель музыки Элеонора Машенина, пользуются народные мотивы и патриотически-патетические гимны.

Интернациональный хор школы №4 Южно-Сахалинска поет "Славься" Глинки

Музыка объединяет. Был у нас 6б - там одни киргизы, узбеки, азербайджанцы, один русский. И мы начали изучать изучали русскую культуру. И они все с таким удовольствием слушали "Светит месяц", "Калинку", "Коня"... Они обожают "Калинку" просто. "Кали-и-и-нка-малинка, калинка моя!" - и эмоции прямо русские, залихватские, восторженные. Они это все чувствуют и изучают такую музыку с радостью. А заодно - культуру, историю, инструменты. И я им всегда говорю: вы в России живете, и культуру этой страны надо знать глубоко. Но мы и вашу культуру будем учить все вместе. Вот так и развиваем друг друга, - восторженно рассказывает педагог.

Кроме школьных занятий с детьми, признается она, вместе с учениками она проводит самые настоящие практические исследования международного музыкального колорита: работает, смотрит, как в разных странах отличается музыкальная культура, какая мелодика у разных народностей.

Так бы я не соприкоснулась никогда. Интересно, что у киргизов мажорная мелодика, а у нас в России и минорная, и мажорная. А вот у них мажорная в основном, и дети тоже какие-то мажорные. Они стараются, учатся, изучают, корпят. Редко кто непоседливый, они цепляются за учебу железной хваткой. Да, им тяжело - языковой барьер, предложения трудно составлять, аудирование проходить. Но они не сдаются. И мы это даже другим ребятам всегда в пример ставим, - продолжает Элеонора Машенина.



"Славься, славься, родная Москва! Родины нашей страны голова! Да будет во веки веков сильна любимая наша родная страна!" - повинуясь движениям учителя-дирижера, на разные голоса поет класс.

Тихонько закрываю дверь и выхожу из класса, чтобы не прерывать пения - думается, если бы в моей школе так подходили к урокам музыки, я бы куда больше любил оперу и другое классическое песенное искусство. Легкая зависть к самозабвенно поющим хористам.

Чем больше детей к музыке прикоснутся, тем лучше - она объединяет. Они, знаете, еще обзывались лет пять назад... Всякими словами. Теперь они такого не позволят. Они настолько созвучны, что они просто дети, они единое целое, они вместе, и все разногласия у них отходят на второй план. Вообще, я считаю, надо, как в Японии - чтобы каждый ребенок как минимум на одном инструменте мог играть. Тогда это будут совсем другие дети и совсем другая страна, - уже в коридоре Эленора Машенина вдруг добавляет в музыкальный коктейль из Глинки восточный колорит.

Тонкая грань необиды

Школьный звонок привычно наполняет коридоры "четверки" детским гомоном и криками. Если вжаться в одну из стен и сделать вид, что пристально изучаешь что-то в телефоне, можно даже слегка вторгнуться в разговоры детей, которые строят совместные планы на футбол и строительство где-то в недрах микрорайона зимнего штаба.

Мы понимаем, что у нас достаточно сложное направление - тонкая грань, когда надо никого не обидеть, ничьи чувства не задеть. Но при этом основную нашу задачу выполнить. Пока, к счастью, каких-то особенных конфликтов нет, все решаем мирно: как-то раз к нам, например, пришли мама с дочерью записываться, обе в хиджабах. И я им сразу: "Летом ладно, ходите, как считаете нужным, но в учебном году нельзя будет так". Хорошо, понятно, отвечают. И такое понимание у нас зачастую и происходит, к этому мы стремимся, - провожает в коридоре Ирина Куканова. - Наша работа - это непрерывный процесс, он не прекращается никогда. Все перетекает: с уроков на допзанятия, оттуда домой, потом снова на уроки. Пока результаты обнадеживающие - качество знаний растет, ребята получают аттестаты. Значит все что мы делаем - не зря.


Школьная дверь закрывается, а на крыльце, свалив в кучу портфели и рюкзаки, о чем-то сосредоточенно совещается стайка мальчишек. Все вместе, несмотря на разный цвет кожи и волос, культурный бэкграунд и страну рождения. И правда есть чему поучиться.

О трудных подростках сейчас говорят везде, а психологи регулярно бьют тревогу из-за психологических проблем, возникающих у таких детей. Как же функционирует школа для трудных подростков, и может ли там ребенок получить полноценное образование?

Основные особенности работы школы для трудных подростков

Интернат для трудных подростков — специальная организация, куда попадают дети, испытывающие серьезные трудности в обучении или столкнувшиеся с неоднократными нарушениями закона. Многие дети, обучающиеся здесь, страдают из-за серьезных психологических проблем, из-за неоправданной агрессии по отношению к окружающим.

Разумеется, учить таких подростков непросто, поскольку они настроены резко против получения новых знаний. Именно поэтому в школе для трудных подростков трудятся исключительно опытные педагоги, те, которые смогут сладить с характером своих воспитанников. Для таких заведений характерна железная дисциплина, поскольку именно она помогает воспитывать в детях послушание. Здесь за детьми следят не только во время уроков, но и в процессе повседневного отдыха. Задача преподавателей — постараться исправить поведение подростка, вернув его к нормальной жизни в обществе.

Попадают в такую специализированную школу, в основном по решению суда из-за серьезных проступков школьника. Именно поэтому местную атмосферу нельзя назвать по-настоящему благодушной. Вместе с тем преподаватели, работающие в школе для трудных подростков, не проявляют агрессию и не занимаются рукоприкладством. Обучение здесь проходит также, как и в обычной школе, но под большим контролем и присмотром взрослых.

Первое, что делают педагоги, когда к ним поступает новый ученик — это проверяют уровень его знаний и интеллектуальных способностей. Для этого ребенку дают выполнить серию тестов, которые наглядно демонстрируют его ученические навыки. Иногда бывает так, что дети, которым по жизни пришлось несладко, просто не могли уделять достаточного внимания обучению. Именно поэтому уровень их интеллектуальных навыков, оставляет желать лучшего. В специальных интернатах для трудных подростков учителя индивидуально подходят к навыкам и умениям каждого ребенка. Именно поэтому подростку может преподаваться программа младших классов, если специальные тесты показали значительное отставание в уровне интеллектуального развития.

Еще один важный момент обучения в подобной школе — это постоянные консультации с психологом. Давно замечено, что трудные подростки в большинстве своем имеют очень серьезные психологические проблемы, которые сказываются и на их успеваемости, и на их поведении. Задача учебных заведений для трудных детей заключается именно в том, чтобы исправлять подобные проблемы в плане психологического развития, поэтому и консультации с психологом играют такую важную роль в нормализации состоянии подростка. Обычно консультации с психологом проходят индивидуально, и на каждой из них специалист пытается докопаться до истинного источника проблем подростка.

Обучение в таких школах происходит по тем же предметам, что и в обычных учебных заведениях. Внимание уделяется стандартным учебным предметам, а также занятиям по физической культуре и труду. Обычно обучение протекает именно в формате интерната, то есть дети остаются под надзором преподавателей в течение всего дня, но на выходные могут съездить в гости к родителям. Подобная система обучения помогает взрослым не только контролировать детей, но и становиться для них близкими друзьями. После тяжелейшего периода адаптации, подросток начинает привыкать к преподавателям, а налаженные дружеские отношения помогают ребенку выбраться из сложной жизненной ситуации.

Может ли школа-интернат перевоспитать трудного подростка?

Стоит отметить, что уровень развития проблем у каждого трудного подростка свой. Иногда ребенку хватает 2-3 недели, чтобы войти в колею и начать контролировать свои поступки, а иногда им требуется несколько месяцев только на адаптацию. Разумеется, здесь все индивидуально и зависит от степени развития психологических проблем у ребенка.

Сейчас педагоги по всей России активно дискутируют на тему того, продуктивна ли работа подобных школ для трудных подростков, и могут ли они вернуть ребенка к нормальной жизни. Статистик неумолима: более 70% всех учеников подобных интернатов начинают лучше успевать по школьным предметам, а уровень агрессии у них заметно снижается. Из-за постоянного контроля опытных преподавателей и индивидуального подбора системы обучения, дети начинают лучше усваивать школьный материал. К тому же, в таких заведениях дети не просто учатся, а проводят здесь практически все свое свободное время. Постепенно у них появляются новые друзья, общение со сверстниками становится мощным стимулом к изменению модели поведения.

Важным моментом в перевоспитании трудного подростка становятся факультативные занятия с педагогом. На таких дополнительных занятиях учителя пытаются пробудить в детях основы морального и правильного этического поведения. Так, в школах-интернатах довольно часто проводятся дополнительные классные часы на тему патриотизма, уважительного отношения к окружающему миру и к старшим. Чем разнообразнее будут педагогические подходы профессионала к работе над подобными факультативами, тем успешнее дети усвоят социальные и общественные нормы, обсуждаемые на уроке.

В процессе работы с трудными подростками важна не только деятельность учителей и психологов, но и правильное поведение родителей. Так, например, если взрослые всячески поддерживают своего ребенка, стараются доказать ему свою любовь и необходимость изменения манеры поведения, то и у детей появляется гораздо больше стимулов улучшить свою успеваемость. Многие учителя, работающие с трудными подростками, проводят специальные беседы и с их родителями, объясняя, как им стоит себя вести, чтобы агрессия ребенка ушла в прошлое. Как уже упоминалось выше, многие школы работают, как интернаты, и дети в них пребывают в течение всей недели за исключением выходных. Когда школьник прибывает на выходные домой, родители должны сделать все, чтобы оградить подростка от соблазнов, связанных с прежним образом жизни.

Современные школы для трудных подростков появляются повсеместно по всей стране, но одно из лучших заведений подобного типа было основано в Москве в 2012 году. Помимо современного оборудования и высококвалифицированного персонала, дети здесь получают возможность всячески развивать свои творческие способности. Подростки в такой школе могут посещать занятия по рисованию, могут активно заниматься спортом или танцами. Все это помогает не только улучшить поведение ребенка, но и расширить сферу его интересов. Постепенно любовь к наукам и новым увлечениям вытеснит у подростка желание ввязываться в драки и нарушать закон.

Такое учебное заведение может помочь не только в деле повышения успеваемости, но и в нелегком избавлении от вредных привычек. В школах для трудных подростков особое внимание уделяют борьбе с никотиновой и алкогольной зависимостью. Детей пытаются всеми доступными способами отучить от курения, объясняя последствия вредных привычек для организма. Сейчас очень многие дети, испытывающие серьезные психологические проблемы, связанные с переходным возрастом, пытаются найти своеобразную отдушину во вредных привычках, даже не подозревая, насколько сильно это вредит здоровью.

Ожидать того, что трудный подросток перевоспитается за 2-3 дня не стоит, поскольку на этот нелегкий процесс порой требуются месяцы, а иногда и годы. Благодаря четкому распорядку дня и правильно составленному расписанию занятий для каждого подростка, школьник учится контролировать свою жизнь.

Зачастую характер трудного подростка настолько меняется, что помочь ему может только профессионал в специальных учреждениях. Постоянные консультации с психологом и регулярные факультативы — все это помогает подростку избавиться от вспышек гнева и приступов ярости, вернувшись к нормальной жизни в обществе и к обучению в обычной школе.

рассказывает о девиантных детях и их положении в контексте реформирования образования. Николай Русланович почти 10 лет руководил Экспериментальным комплексом социальной помощи детям и подросткам - образовательным учреждением для «трудных» детей. Сейчас этого учреждения нет, как нет и многих других специальных школ для детей с девиантным поведением.

Сейчас я работаю школьным психологом, я педагог-психолог. Чаще всего приходят родители учеников начальной школы. Их основная проблема - низкая педагогическая компетентность. Их дети пришли в школу, а школьным требованиям, в общем, достаточно мягким, далеко не всегда соответствуют. И тут начинаются срывы, начинается недопонимание. Приходят родители, спрашивают: а что тут делается? А делается не «тут», а в семье: выясняется, что мама всю жизнь всё делала за ребенка. Не мама ему должна собирать рюкзак, а он сам должен положить учебники. Это мера ответственности школьника, которая с возрастом должна расширяться.

Какие дети считаются девиантными?

Как правило, девиантными детьми называют тех, которые нарушают общепринятые нормы. Он разбил стекло в школе, нагрубил Марь Иванне и всё - хулиган, девиантный . И в этом смысле совершенно не важно, что мяч влетел в окно случайно, а учительница такого наговорила про него и его семью, чего нормальный человек выдержать не может.

Во-первых, непонятно, какое поведение ненормально, и какие нормы поведения существуют. Обидеться - это нормально, с моей точки зрения, человек обижающийся - нормальный. Если ты эмоционально глухой, эмоционально тупой, и с тобой можно делать все что угодно, это нормально? Я думаю, что не очень.

Давайте договоримся о понятиях: есть норма статистическая, а есть социальная, ее тоже можно посчитать через математику, но это не совсем верно, не совсем так. Эти нормы имеют разную природу, они по существу разные.

Жёстких социальных норм не существует. Нормы, на самом деле, плавающие, они меняются: от десятилетия к десятилетию, от семье к семье, от культуры к культуре. А мы говорим о норме как о том, что есть на всех уровнях, от рождения мира и до второго пришествия. Ничего подобного.

Второй момент: случаи нарушения социальных норм скорее относятся к области этики. И сами философы, люди, которые занимаются этикой, не понимают, что делать с понятием нормы, и спускают этот вопрос «на тормозах». Чем более социально разнообразным оказывается мир, тем меньше оснований говорить об абсолютной норме.

В отечественной психологической науке принято понятие «совместная деятельность». Человеческая деятельность вообще и совместная деятельность какой-то группы людей в частности. Я говорю, что девиантным надо считать того человека, который регулярно разрушает совместную деятельность в том коллективе, к которому относится сам. Не случайно разбитое стекло, не прогул урока, а регулярное разрушение совместной деятельности - это и есть девиантное поведение.

Как дети становятся девиантами?

Категория деятельности тесно связана со множеством других психологических категорий и понятий: например, с понятием цели действия, с понятием способов выполнения деятельности; с мотивами деятельности. И в этом смысле становится более понятным: если человек не владеет способами совместной деятельности, если он разрушитель, потому что он не умеет , то моя задача как психолога заключается в том, чтобы его научить. Так вот, дети в силу малости своего жизненного опыта часто плохо ориентируются в мотивах совместной деятельности, её целях и способах.

Кстати, девиантами оказываются не только дети, но и многие взрослые. Не так давно консультировал одну учительницу. У неё проблемы с родителями, потому что она не улыбается. Она не умеет взаимодействовать так, чтобы было видно, что она доброжелательна. Она хороший человек, но манера ее поведения разрушает совместную деятельность - её с родителями и с учениками. В этом случае надо просто подсказать.

Бывают случаи - они довольно редкие и не совсем для школы, но, тем не менее, - когда темп деятельности человека, ребёнка категорически не совпадает со средним темпом деятельности всего класса. На моей памяти было такое, когда ребенку для того, чтобы вынести суждение о том, что же это такое, нужно минут 5. У учителя в классе 30 человек, и он не может позволить ученику так долго думать. Более того, своим молчанием и мычанием тот срывает урок, то есть, он разрушает совместную деятельность учителя и класса. Я видел такого ребенка, вообще это производит тяжелое впечатление. Я потом специально посмотрел качество его работы - все нормально. Это совершенно другой случай разрушения совместной деятельности, и здесь для психолога есть тоже своя работа. Например, договориться с учителями, что они не будут его спрашивать устно, а только письменно. Они сажают его за первую парту, и он выполняет работу.

Но самая главная причина, всё-таки, в том, что дети приносят в школу из своей семейной, в том числе и дошкольной, жизни неумение и нежелание взаимодействовать с другими людьми из-за своего эгоизма, искажённой системы ценностей, категорической невоспитанности.

А физиология за этим стоит?

Да, конечно. Точнее, физиология высшей нервной деятельности. Дальше я не знаю - я не нейропсихолог.

« Кстати, девиантами оказываются не только дети, но и многие взрослые» .

Просто психология разная - есть психология философская, есть психология естественнонаучная. И я занимаюсь первой.

Дети с девиантным поведением - это не дети с диагнозом?

По-разному. По статистике, риск девиантного поведения многократно возрастает тогда, когда у детей снижен психофизиологический потенциал (истощаемость, утомляемость, неспособность концентрировать внимание, сниженная произвольность поведения), и одновременно их семьи не очень педагогически компетентны. Я сейчас не говорю о детях с проблемами психического здоровья - это отдельная тема. Дети, которые имеют проблемы с психикой, например, пограничные состояния, скорее будут демонстрировать девиантное, разрушающее поведение, чем дети более стрессоустойчивые. Это зависит от физиологии, и это все достаточно сложно.

А вообще педагогически компетентных семей много?

Да, конечно, и их большинство. Очень хочется верить, что нормальных родителей, любящих своих детей и одновременно требовательных, гораздо больше. Понятно, что профессиональных педагогов среди мам и пап не очень много, но это не гарантирует отсутствие семейных проблем. Самое время вспомнить про Антона Семеновича Макаренко, великого педагога, в семье которого были свои проблемы. (Советский педагог и писатель А. С. Макаренко в 20-е годы руководил созданной им детской трудовой колонией под Полтавой, затем детской трудовой коммуной им. Дзержинского и колонией им. Горького под Киевом. Самое известное произведение - «Педагогическая поэма», взгляды на воспитание в семье изложены в «Книге для родителей» - Полит.ру).

Ребенок, которого постоянно бьют, либо плачет, либо кусается. Он песенок не поёт, он смотрит на мир как на то место, где всегда больно и страшно. Отсюда устойчивые агрессивно-оборонительные реакции. У него нет сил противостоять миру и принимать бодро-весело все, что на него сваливается.

« По статистике, риск девиантного поведения возрастает, когда у детей снижен психофизиологический потенциал (истощаемость, утомляемость, неспособность концентрировать внимание, сниженная произвольность поведения), и одновременно их семьи не очень педагогически компетентны»

Как ребенок попадает в спецшколу - его выгоняют из обычной?

Всё не так просто. В Экспериментальный комплекс мы принимали всех, кто говорил, что он в этом нуждается. Да, среди них было большое число детей, состоявших на учете в органах внутренних дел, некоторое число детей, уже совершивших правонарушение, оставленных на свободе. В нашей школе было 90% совершенных двоечников. Их из своих школ не выгоняли, но понемножку «выдавливали». Ведь девианты же.

Спецшколы, которые открывались позже, уже принимали детей только по постановлению комиссии по делам несовершеннолетних по факту свершения ими правонарушения или другого противоправного действия - и вот тогда, сынок, мы тебя запишем. А когда школьный работник говорит, что ребёнок нуждается в особых условиях, и при этом не стоит на учёте, - его в спецшколу отправить нельзя.

Повторю, девиантными скорее становятся те дети, родители которых не обеспечивают воспитание. Этим родителям всё равно? Не всем, многие переживают по этому поводу. А дети всё равно недовоспитаны. На самом деле они просто несчастные дети, но они об этом не знают. Они дерутся, потому что загнаны в угол. Есть злодеи среди детей - их очень мало, и я с ними встречался. Настоящих злодеев среди детей, даже совершающих правонарушение, очень немного, остальные - это по разным обстоятельствам уже поломанные, и совершающие «неправильные» поступки далеко не всегда со зла.

Так что я бы не стал говорить про детей-девиантов как про потенциальных преступников, скорее - как про детей, которые не умеют себя вести в семье и в обществе. И, соответственно, они разрушают общество. Нужно их подобрать и научить.

А как их нужно учить?

Обычно, как в массовой школе, только в каждом классе не должно быть больше 10 человек: никакой, даже самый талантливый учитель, за большим количеством таких особенных детей не уследит, и их не организует.

Но важнее не уроки, а то, что после уроков.

Давным-давно я получил 5 совершенно расстрельных выговоров за неправильную работу - например, мы организовали начальную школу для детей среднего и старшего школьного возраста. Нам говорили: нет, таких детей в Москве нет, вы транжирите государственные деньги. Это было в начале 90-х. И я получаю выговор за то, что куда-то дел деньги.

Второй выговор я получил за то, что в нашем Экспериментальном комплексе был телефон доверия для детей. Первый детский телефон доверия был у нас. Спасибо М.О. Дубровской - это она его организовала. Нам говорили: «Что за бред! В школе должны учить математике, русскому языку и литературе. Деньги потратили, взяли телефонистов на работу».

Третий выговор я получил за то, что талантливейший педагог С.А. Левин организовал Центр постинтернатной адаптации. Потому что половина выпускников интернатов либо идут на правонарушения, либо становятся жертвами преступлений - это по статистике. Меня спрашивают: «Где твои сотрудники?» - «Ездят по интернатам, по детям, курируют, оказывают помощь» - «То есть, они на работу не ходят?» - «Не ходят». Ну, тогда получи.

А потом, правда, за всё то же самое я получаю Государственную премию. Но это было потом. Вот эта ненормальность ситуации - когда я не могу сделать то, что считаю нужным, и я всегда виноват - буквально вяжет по рукам и ногам любого нормального директора любого учебного заведения.

А что же теперь?

А теперь Экспериментального комплекса социальной помощи детям и подросткам Московского департамента образования уже давно не существует, как не существует и большинства организованных в 2002-2003 годах специальных школ для детей с девиантным поведением. Кому-то показалось, что слишком дорого их содержать, и что инклюзия (какое волшебное слово!) решит все проблемы. Но не решит же, и девиантные подростки будут по-прежнему разрушать совместную учебную деятельность в стенах массовых общеобразовательных школ, и никакая экономия денежных средств не спасёт. Но до осознания этого факта большому начальству надо дожить.

Подростковая пора наступает, когда ребенок переступает границу десяти-одиннадцати лет, и продолжается до 15-16 лет. Ребенок в этом периоде начинает воспринимать мир как взрослый, моделировать поведение старших, самостоятельно делать выводы. У ребенка появляется личное мнение, он ищет свое место в обществе. Усиливается интерес и ко внутреннему миру. Подросток умеет сам ставить цели и достигать их.

Кроме психологических изменений, в указанный период времени происходят физиологические изменения: появляются вторичные половые признаки, меняется гормональный фон и так далее.

Подростковые проблемы

Проблемы возникают у подростков по различным причинам. Но в основу можно положить следующие внутренние конфликты:

  1. Желание стать взрослым, при отрицании ценностных ориентиров, по которым живут взрослые.
  2. Ощущение себя в центре Вселенной и неприятие этого со стороны окружающих.
  3. Половое созревание и страх перед новым Я.
  4. Влечение к подросткам противоположного пола и неумение построить со сверстниками отношения.

В итоге подростку тяжело справиться с новыми бурными эмоциями, и родители должны быть всегда готовы вовремя поддержать ребенка или дать совет. Если же в подростковом периоде на него, помимо трудностей с изменением организма, наваливаются и другие, например, низкая культура родителей, алкоголизм в семье, занятость родителей своими делами или работой, то такая личность может попасть в категорию "трудных". Для таких есть школы-интернаты для трудных подростков.

Как строится учебный процесс в интернатах?

Обычно в специальных школах-интернатах для трудных подростков оказываются дети с большими проблемами в обучении или те, кто не в первый раз нарушил закон. Справиться с особыми следовательно, в этих учебных учреждениях осуществляют свою деятельность педагоги с большим опытом, дефектологи и психологи.

Часто в штате педагогических работников есть и люди с медицинским образованием. Железная дисциплина - основа воспитания в интернате для трудных подростков. Основная цель - вернуть ребенка к нормальным мировосприятию и жизни.

Сначала у воспитанников проверяют уровень знаний и интеллектуальные способности. Проверка проходит в виде тестирования. Если по его итогам выявлено отставание в развитии, юноше или девушке могут преподавать даже программу начальных классов.

В основе поведения трудных подростков - нарушения психологического развития, так что учащиеся из интерната для трудных детей постоянно общаются с психологом. Такие беседы проходят индивидуальным образом. По итогам специалист старается найти основу - причину такого поведения воспитанника.

В интернате для трудных подростков все дети постоянно находятся под контролем преподавателя, а в субботу и воскресенье они имеют право отправиться к родителям, хотя некоторые остаются и на выходные.

Закрытые и открытые школы-интернаты

Названные заведения бывают открытого и закрытого типа. Первые из них похожи на кадетские корпуса или суворовские училища. Тут есть дисциплина и распорядок дня, но дети учатся по стандартной школьной программе (конечно, с поправкой на умственные способности), а на выходные могут ездить к родителям. В закрытых же интернатах все намного серьезнее - есть и КПП, и хождение строем, и регулярные занятия с психологом. Некоторые воспитанники в таких учреждениях не попадают домой на выходные, но родители могут навещать их на территории интерната.

Основания отправить подростка в интернат для трудных детей

Основания, чтобы в спецшколу следующие:

  • совершение преступления, если возраст не соответствует наступлению уголовной ответственности;
  • возраст соответствует уголовной ответственности, но ребенок отстает в психическом развитии;
  • подросток осужден по статьям, предусматривающим преступление средней тяжести, но освобожден от наказания по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации.

Комиссия по делам несовершеннолетних ходатайствует в суде о направлении нарушителя в специальную школу-интернат для трудных подростков. Перед рассмотрением дела в суде несовершеннолетнему проводят медицинский осмотр и направляют к психиатру. Если родители не соглашаются на данные меры, все процедуры проводятся по решению суда.

Центры временного содержания

До заседания суда ребенка могут направить на срок до 30 суток в центр временного содержания. Это происходит в случаях:

  • когда должна быть обеспечена защита жизни или здоровья подростка;
  • нужно предупредить повторное общественно опасное деяние;
  • если ребенку негде жить;
  • нарушитель уклоняется от явки в суд или не проходит медицинское освидетельствование.

Интернаты в Санкт-Петербурге и Москве

Наиболее известное учреждение-интернат для трудных подростков (Спб) - школа №1 закрытого типа. Заведение ведет свою историю еще с 1965 года. Находится оно на улице Аккуратова в доме под номером 11. Это закрытый интернат для трудных подростков, и значит, что дети поступают сюда по решению суда. Тут железная дисциплина, передвижение по периметру и контрольно-пропускные пункты на входе.

Есть школа-интернат для трудных подростков в Москве. Расположено заведение №9 по улице Жигуленкова Бориса в доме 15, строение 1. В отличие от питерского, этот интернат открытого типа. Сюда дети с девиантным поведением могут попасть и по решению родителей или рекомендации специальной комиссии. Правила тут не такие жесткие, как в учреждениях закрытого типа.

Поддаются ли перевоспитанию трудные подростки?

Нужно сказать, что проблемы у каждого трудного подростка разные. Бывает, нужен всего один месяц, чтобы научить ребенка отвечать за свои поступки, а бывает, что подростку потребуется полгода для адаптации. Многое зависит от того, какие психологические проблемы испытывает на данный момент юноша или девушка.

Сейчас преподаватели спорят о том, дает ли результаты работа в интернатах для трудных подростков. На данный момент около семидесяти процентов учащихся таких учреждений значительно улучшают знания по школьным предметам. Кроме того, в таких учреждениях воспитанники не только учатся, но и находятся все остальное время. Таким образом, проблемные дети создают новый и успешнее социализируются в обществе.

На что обратить внимание родителям трудных подростков?

В отстаивают свою независимость. Это явление влияет на ребенка, и кажется, что он ведет себя странно и непредсказуемо. Как бы там ни было, такое состояние считается абсолютно нормальным и характеризует переходный возраст.

Родители трудных детей часто сталкиваются и с другими испытаниями. У юноши или девушки появляются эмоциональные и психологические проблемы, трудности в учебе. Проблемный подросток часто совершает противоправные поступки, неоправданно рискованные действия. Может появиться депрессия, тревога.

Существуют знаки, показывающие, что ваш ребенок является трудным. Они перечислены ниже:

  1. Изменение внешности. Неоправданный набор веса или его потеря, причинение вреда самому себе.
  2. Частые ссоры, драки, жалобы.
  3. Плохая успеваемость, нарушения сна, депрессия, мысли о самоубийстве.
  4. Употребление наркотических средств, алкоголя.
  5. Резкая перемена круга общения, отказ соблюдать определенные правила, ложь и так далее.

Наличие проблем у подростка - первый сигнал о том, что нужно наладить с ним контакт. Ваш сын или дочь должны чувствовать поддержку, понимать, что родители его любят и принимают в любом случае. 
Важно найти общие темы для разговоров, поощрять занятия спортом, ограничить просмотр телевизора и занятия за компьютером. Давайте ребенку советы, выслушивайте его, не проявляйте агрессии. Если не справились, обратитесь за помощью к специалистам.

В продолжение темы:
Музыка в танцах

БиографияДмитрий Олегович Рогозин - российский государственный деятель, дипломат, доктор философских наук, доктор технических наук. С декабря 2011 года - заместитель...

Новые статьи
/
Популярные