Презентация портреты русских крестьян в рассказах тургенева. И.С.Тургенев "Бежин луг":образы крестьянских мальчиков, их портреты, рассказы, духовный мир

Дата публикации: 2016-09-13

Краткое описание: ...

МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговский район Курская область

Урок на тему:

«Рассказы И.С.Тургенева

«Записки охотника»

Защита индивидуального проекта»

Учитель русского языка и литературы

Курбатова Г.Н.

2016 год

Урок

РАССКАЗЫ И. С. ТУРГЕНЕВА «ЗАПИСКИ ОХОТНИКА».
ЗАЩИТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления об И. С. Тургеневе как великом русском писателе, авторе «Записок охотника», мастере портрета, пейзажа, развитию интереса к художественному миру И. С. Тургенева, к художественному слову и предмету «Литература».

Тип урока: рефлексия.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

познавательная сфера: иметь знания о творчестве И. С. Тургенева как авторе «Записок охотника»; давать характеристики литературных героев; уметь различать образ лирического героя и автора в лирике, создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; находить в художественном тексте изобразительно-выразительные средства языка;

ценностно-ориентационная сфера: оценивать выразительное чтение одноклассников; формулировать собственное отношение к произведениям И. С. Тургенева; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; анализировать формы выражения авторской позиции в стихотворении;

коммуникативная сфера: уметь строить устный ответ с использованием цитирования; владеть навыками выразительного чтения;

эстетическая сфера: определять роль изобразительно-выразительных языковых средств в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; демонстрировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы и формы обучения: индивидуальная (презентация книжной выставки), групповая (презентация и защита проектов, демонстрация электронной презентации).

Интернет-ресурсы:

1. Бем, Елизавета Меркурьевна. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Бём,_Елизавета_Меркурьевна

2. Дехтерев, Борис Александрович. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Дехтерёв,_Борис_Александрович

3. Русская живопись. Русские художники. – Режим доступа: http://ruspainting.blogspot.ru/2011/01/blog-post_2901.html

Оборудование : плакат с названием урока; портрет И. С. Тургенева, обложка книги «Записки охотника» И. С. Тургенева (40  50); книжная выставка «Он прежде всего был художником...»; стенды «Художники-иллюстраторы рассказа И. С. Тургенева “Хорь и Калиныч”», «Три портрета (по рассказу “Бирюк”)»; компьютер.

Основные понятия и термины: крепостное право, сострадание, национальный характер.

Сценарий урока

I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Сегодня у нас царит атмосфера тургеневского праздника. Об этом говорит и оформление кабинета, и свежие буклеты на столах, и ваше приподнятое настроение. Тема сегодняшнего урока: «Рассказы И. С. Тургенева “Записки охотника”. Защита проектов». Проделана достаточно большая работа по подготовке к данному уроку. Прочитаны несколько рассказов из цикла «Записки охотника». Самостоятельно изучен теоретический материал, проведены репетиции, консультации учителя. Коллективно двумя проектными группами разработаны и выпущены буклеты. Сегодня состоится презентация и защита коллективных проектов по следующим темам: первая – «Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказу И. С. Тургенева “Хорь и Калиныч” и живописным полотнам русских художников)», вторая «Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказу И. С. Тургенева “Бирюк”)». Также мы познакомимся с материалами электронной презентации «Крестьянские образы в русской живописи и в поэзии Н. А. Некрасова и Ю. В. Жадовской» (индивидуальный проект). Оценивать работу двух коллективных проектов будет наше уважаемое жюри в составе группы учителей и учащихся из параллельного класса. Критерии оценки разработаны и внесены в карту оценивания коллективного проекта. (См. Ресурсный материал.)

Разрешите сказать несколько напутственных слов участникам: выступайте грамотно, аргументированно, эмоционально, показывая глубину знаний, эрудицию, выразительность речи. Пожелание членам жюри: стремитесь внимательно выслушать каждое выступление, задать свои вопросы, всесторонне оценить работу проектной группы. Удачи!

II. Практическая деятельность.

1. Презентация и защита проекта «Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказу И. С. Тургенева “Хорь и Калиныч” и живописным полотнам русских художников)», выполненного в форме буклета.

И в дымке розовой летая,

Заходит в душу доброта,

Так мысли грубые стирает

Земли святая красота.

Т. Жадова

План

1. Краткий пересказ рассказа «Хорь и Калиныч».

2. Устный рассказ «Какими я увидел образы крестьян в рассказе».

3. Инсценирование отрывка из рассказа со слов «На заре Федя разбудил меня» до слов «...Я не ожидал таких нежностей от мужика».

Действующие лица : Хорь, Калиныч, Полутыкин, невестка Хоря, сыновья Хоря.

4. Устный рассказ «Словесное описание Хоря».

5. Устный рассказ «Словесное описание Калиныча».

6. Сообщение «Художники-иллюстраторы рассказа И. С. Тургенева “Хорь и Калиныч”». (Наглядные материалы находятся на стенде «Художники-иллюстраторы рассказа И. С. Тургенева “Хорь и Калиныч”»).

7. Объяснение выбора эпиграфа к проекту.

8. Экспресс-опрос по рассказу «Хорь и Калиныч». (См. Ресурсный материал.)

Вопросы

1. Верста, как известно, старая мера длины. Чему равна верста? И далеко ли находится вотчина Полутыкина, до которой, по словам помещика, «верст сто»? (Верста равна 1,06 км. Следовательно, сто верст это 106 км.)

2. Кому принадлежат слова: «И хорошо, батюшка, делаешь: стреляй себе на здоровье тетеревов да старосту меняй почаще»? (Это Хорь дает совет господину Полутыкину.)

3. Кто кому дает такую характеристику: «Этому шалопаю грамота далась, у него и пчелы отродясь не мерли»? (Так Хорь говорит о Калиныче.)

4. О ком идет речь: «Водились за ним, правда, некоторые слабости: он, например, сватался за всех богатых невест в губернии...»? (Речь идет о калужском мелком помещике Полутыкине.)

5. Что удивило Полутыкина? «Я с изумлением поглядел на Калиныча: признаюсь, я не ожидал таких нежностей от мужика». (Полутыкин удивился тому, что Калиныч своему другу Хорю принес из леса пучок полевой земляники.)

2. Презентация и защита проекта «Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказу И. С. Тургенева “Бирюк”)», выполненного в форме буклета.

В страданьях сгорбилась Россия.

Без умудренной головы

В душе народ находит силы

Для состраданья и любви.

Т. Жадова

План проведения презентации (примерный)

1. Инсценирование отрывка из рассказа «Бирюк» со слов «Я ехал на охоту...» (начало рассказа) до слов: «Извольте сидеть!».

Действующие лица : охотник, лесник (обязательно в костюмах).

2. Краткий пересказ рассказа «Бирюк», начатый сразу после инсценирования следующими словами: «Вот так, на первый взгляд, незатейливо начинается повествование рассказа».

3. Устный рассказ «Какими я увидел образы крестьян в рассказе».

4. Словесный портрет героя на основе собственного рисунка: «Фома по прозвищу Бирюк», «Лесникова дочь», «Бедняк есть бедняк». (Используются материалы стенда «Три портрета».)

5. Объяснение выбора эпиграфа к проекту.

6. Проведение викторины по рассказу «Бирюк». (См. Ресурсный материал к уроку.)

Вопросы для защиты проекта (примерные):

1. Каково ваше общее впечатление от рассказа?

2. Продолжите ряд определений, характеризующих Бирюка как главного героя: гостеприимный, спокойный, «человек подневольный»...

3. Почему окрестные мужики Бирюка «боялись, как огня»?

4. Что заставило крестьянина в такую непогоду (дождь, гром) рубить дерево у Кобыльего Верху?

5. Как объяснить, что сначала мужик называет лесника по имени-отчеству Фома Кузьмич, а затем обрушивается с ругательствами: «азиат», «кровопийца», «душегубец окаянный», «зверь»?

6. За что охотник назвал Бирюка «славным малым»?

7. В чем вы видите современное звучание этого рассказа?

3. Демонстрация электронной презентации «Крестьянские образы в русской живописи и в поэзии Н. А. Некрасова».

Слайд 1. Название презентации: «Крестьянские образы в русской живописи и в поэзии Н. А. Некрасова и Ю. В. Жадовской».

Слайд 2. Портрет Н. А. Некрасова.

Подобно муравью, трудолюбив мужик.

Ни грубости их рук, ни лицам загорелым

Я больше не дивлюсь: я видеть их привык

В работах полевых чуть не по суткам целым.

Н. А. Некрасов

Портрет Ю. В. Жадовской.

Пройду своим путем, хоть горестно, но честно,

Любя свою страну, любя родной народ...

Ю. В. Жадовская

Слайд 3. Картина В. Серова «Мужичок с ноготок» (1896).

Однажды в студеную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах... а сам с ноготок!

Слайд 4. Картина В. Маковского «Игра в бабки» (1870).

Играйте же, дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано,

Чтоб вечно любить это скудное поле,

Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»

Слайд 5. Картина К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» (1872).

Унеси ты, ветер,

Тучу градовую,

Сбереги нам, Боже,

Ниву трудовую!..

Ю. В. Жадовская «Нива»

Слайд 6. Картина В. Г. Перова «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» (1866).

Как тут таланту вырасти,

Как ум тут развернешь,

Когда в нужде и сырости

И в холоде живешь!

Н. А. Некрасов «Жизнь и приключения Тихона Тростникова»

Слайд 7. Картина А. Г. Венецианова «На пашне. Весна» (1820-е).

Но люблю я, весна золотая,

Твой сплошной, чудно-смешанный шум;

Ты ликуешь, на миг не смолкая,

Как дитя, без заботы и дум.

Н. А. Некрасов

Слайд 8. Картина В. Е. Маковского «Свидание» (1883).

Нам домой скорей бы воротиться, –

Но зачем идем мы и туда?..

Сладко нам и дома не забыться

Встретит нас забота и нужда.

Н. А. Некрасов «Плач детей»

Слайд 9. Иллюстрация В. Серова «Матрена Тимофеевна» к поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1951).

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц...

Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Слайд 10. Картина А. А. Пластова «Жатва».

Готовую жатву подрежут серпами,

В снопы перевяжут, на ригу свезут,

Просушат, колотят-колотят цепами,

На мельнице смелют и хлеб испекут.

Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»

Слайд 11. Картина И. Н. Крамского «Полесовщик» (1874).

Мужик беды не меряет,

Со всякою справляется,

Какая ни приди.

Мужик трудясь, не думает,

Что силы надорвет.

Н. А. Некрасов

Слайд 12. Картина И. Н. Крамского «Крестьянин с уздечкой» (портрет Мины Моисеева) (1883).

Все-то знакомый народ,

Что ни мужик, то приятель.

Н. А. Некрасов «Деревенские новости»

Слайд 13. Картина А. Степанова «Журавли летят» (1891).

Говорят – придет пора,

Будет легче человеку,

Много пользы и добра

Светит будущему веку.

Ю. В. Жадовская

4. Презентация книжной выставки «Он прежде всего был художником...».

5. Подведение итогов членами жюри. Вручение памятных призов.

III. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Хочется поблагодарить всех за плодотворную работу. Защита коллективных проектов состоялась и прошла довольно успешно. Интересный материал был предложен в электронной презентации. Живо и по-своему оригинально была представлена книжная выставка. Мне думается, что имя И. С. Тургенева (мастера портрета, мастера пейзажа, наконец, мастера художественного слова) стало ближе, понятнее и роднее каждому из нас. В заключение хочу привести слова исследователя творчества И. С. Тургенева доктора филологических наук, профессора Ю. В. Лебедева, который справедливо утверждает: «“Записки охотника” – это не только и не столько книга о русском крестьянстве, сколько книга о русском национальном характере». Читайте книги И. С. Тургенева – великого русского писателя!

Домашнее задание.

1. Познакомиться со стихами Ф. И. Тютчева, вспомнить известные стихи автора.

2. Индивидуальное задание: подготовить книжную выставку, придумать к ней название.

3. Индивидуальное задание (готовят вместе 2 ученика): подготовить презентацию, посвященную жизни и творчеству Ф. И. Тютчева.

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ

Карта оценивания коллективного проекта
(по 10-балльной системе)

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Замечания, пожелания членов жюри

Председатель жюри _______________________

Члены жюри _____________________________

Экспресс-опрос по рассказу И. С. Тургенева
«Хорь и Калиныч»

1. Чем отличается орловский мужик от калужского? («Породой людей».)

2. Почему «для охотника в Калужской губернии лучше»? («В Орловской губернии последние леса и площадя исчезнут лет через пять, а болот и в помине нет, в Калужской, напротив, засеки тянутся на сотни, болота на десятки верст, и не перевелась еще благородная птица тетерев, водится добродушный дупель, и хлопотунья куропатка своим порывистым взлетом веселит и пугает стрелка и собаку».)

3. Что такое пенька? (Пенька – это грубое прядильное волокно из конопли.)

4. Сколько детей было у Хоря? (Шестеро.)

5. Где Хорь построил избу после пожара? (На болоте.)

6. На каком музыкальном инструменте играл Калиныч? (На балалайке.)

7. Как называется любимая песня Хоря? («Доля ты моя, доля!»)

8. «Крепок ты на язык и человек себе на уме». О ком идет речь? (О Хоре.)

9. Чье это портретное описание: «Я долго любовался его лицом, кротким и ясным, как вечернее небо»? (Калиныча.)

10. О ком идет речь? «Подсадить Астронома!» – воскликнул г-н Полутыкин. (О собаке г-на Полутыкина по кличке Астроном.)

11. Чья это портретная характеристика: «Склад его лица напоминал Сократа: такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос»? (Хоря.)

12. Кому принадлежат слова: «А что мне жениться? Мне и так хорошо. На что мне жена? Лаяться с ней, что ли?» (Феде.)

13. Солнечную или дождливую погоду предсказал Калиныч по следующим приметам: «Утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет»? (Предсказал, что будет дождь.)

Викторина по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»

1. Как звали дочь лесника? (Улитой.)

2. Какую картину увидел охотник в избе лесника, отчего «сердце его заныло»? (Он увидел по середине комнаты люльку, которую качала 12-летняя дочь лесника.)

3. Чей это портрет? «Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глазки». (Бирюка.)

4. Кому принадлежат слова: «И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет»? (Так окрестные мужики говорили о Бирюке.)

5. Как называли в Орловской губернии овраг? (Овраг называли верхом. Например, говорили: «Встретил у Кобыльева Верху».)

6. О ком речь? «Другой голос закричал жалобно, по-заячьи». (Речь о воре-бедняке.)

7. У Бирюка было двое детей. Что ответил лесник на вопрос охотника о хозяйке? (Лесник ответил, что «с прохожим мещанином сбежала».)

8. Кому принадлежат слова: «Даром господский хлеб есть не приходится»? (Бирюку.)

9. Какое освещение было в избе лесника? (Лучина.)

10. О ком просит Бирюка бедняк: «Ее-то... один живот и есть... отпусти»? (Бедняк просит о лошаденке – единственной кормилице.)

ПРОЕКТ учащихся 6 класса МАОУ « Аландская средняя общеобразовательная школа» Координатор –учитель литературы Моисеенко А.А. Словесные и живописные портреты крестьян По рассказам И.С. Тургенева « Записки охотника» Иван Сергеевич Тургенев на охоте. Этюд художника Н.Д.Дмитреева-Оренбургского. 1879 г. Первый рассказ сборника «Хорь и Калиныч» (1847) представляет два типа крестьян. Хорь - мудрый хозяин - удачно ведёт своё дело, богатеет, правильно воспитывает детей. Автор полушутливо-полусерьёзно сравнивает его с великим финансистом. Хорь глубоко судит о людях и обстоятельствах, так что молодому охотнику интересно беседовать с ним. Калиныч представляет другой тип людей. Он - артистическая натура, тонко понимает и чувствует природу, поэтому с удовольствием, без всякой корысти бродит по лесу со своим барином-охотником.

В рассказе «Певцы» (1853) Тургенев показывает чрезвычайно одарённого певца из народа Яшку Турка Этот молодой фабричный поёт так, что трогает до слёз слушателей - завсегдатаев Притынного кабачка и самого автора, человека образованного, слышавшего на своём веку прекрасных профессиональных певцов. Яшка нигде не учился, но от природы имеет необыкновенный музыкальный талант, который проявился в состязании с рядчиком (так называют второстепенного подрядчика, который отвечает только за часть работы) из Жиздры. Все слушатели, присутствующие в кабачке, - простые, необразованные люди, но автор замечает, какая у них отзывчивая на красоту душа. Все они улыбаются и даже пританцовывают, когда слушают весёлую плясовую песню рядчика. А потом, слушая протяжную лирическую песню Яшки Турка, рыдают, откликаясь на грустную мелодию. Слушатели единодушно, включая самоуверенного щеголеватого рядчика, признали победу Яшки Турка. Почему? Может быть, они интуитивно почувствовали отличие истинного таланта от ремесленничества. А может быть, русскому человеку ближе «светлая грусть», чем беззаботное веселье.

« Певцы »

  • Посередине комнаты стоял Яшка-Турок, худой и стройный человек лет двадцати трех,одеты й в долгополый нанковый кафтан голубого цвета. Он смотрел удалым фабричным малым и, казалось, не мог похвастаться отличным здоровьем. Его впалые щёки, большие беспокойные серые глаза, прямой нос с тонкими, подвижными ноздрями, белый покатый лоб с закинутыми назад светло-русыми кудрями, крупные, но красивые выразительные губы – все это лицо изобличало человека впечатлительного и страстного.
« Бежин луг »
  • Рассказ посвящен крестьянским мальчикам старой, крепостнической деревни середины XIX века.
  • Рассказ не случайно создавался вслед за появившимся до него рассказа « Певцы». В них русский крестьянский мир показан в его одаренности и духовной красоте и в то же время обнажен трагизм положения.
ФЕДЯ, ПАВЛУША.ИЛЮША, КОСТЯ И ВАНЯ – ПЯТЬ МАЛЬЧИКОВ.КОТОРЫЕ СТЕРЕГУТ ТАБУН ВОЗЛЕ РЕЧКИ СНЕЖЕДЬ НА БЕЖИНОМ ЛУГУ. КАЖДЫЙ ИЗ НИХ –ХАРАКТЕР,В КАЖДОМ НЕПОВТОРИМАЯ ДУША, Лицо ИЛЮШИ « было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились. Сдвинутые брови не расходились- он словно все щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. Которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были почти новые лапти и онучи. Толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана. Тщательно стягивала его опрятную черную свитку». КОСТЯ - « мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико. Худо, в веснушках, к низу заострено. Как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие. Черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать,для чего на языке, -на его языке, по крайней мере,- не было слов. Он был маленького роста, сложенья тщедушного и одет довольно бедно.» ФЕДЯ «…был мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. …на нем была пестрая ситцевая руба с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги- не отцовские.» У Павлуши « волосы были всклоченные, черные.,глаза серые,скулы широкие, лицо бледное, рябое. Рот большой, но правильный, вся голова огромная,как говорится,с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый- что и говорить -…глядел он умно и прямо. Да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов.» « Бирюк » «Я посмотрел на него. Редко мне приходилось видеть такого молодца. Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся бровей смело глядели небольшие карие глаза.» И.С.Тургеневу не раз приходилось наблюдать унижение человеческой личности. Бирюк-угрюмый.,мрачный, нелюдимый, одинокий человек.,имеющий хмурый и мрачный вид. Он беден и несчастен, остался с двумя детьми, когда сбежала жена. Бирюк, «человек подневольный», отпускает мужика, зная, что не ради корысти, не ради наживы, а от безысходности, тот пошел на злодеяние. Его чувство долга вступает в противоречие с сочувствием. Описывая подневольный и обездоленный народ. , писатель показывает, что герой смог сохранить свое сердце, свою душу, способность сопереживать и всем существом своим откликаться на добро и ласку..Беспросветная жизнь не убивает в людях человечность. В рассказе « БУРМИСТР» (1847) описывается совершенно затравленный старый крестьянин Антип, которого бурмистр Софрон доводит до отчаяния: сдаёт в рекруты всех трёх сыновей Антипа, забирает корову за недоимки, избивает старуху жену. Антип не может противостоять Софрону, он надеется на справедливое решение барина и действительно жалуется на бурмистра господину Пеночкину, целует у него руки и плачет. Однако барин не торопится рассудить по справедливости двух своих рабов - бедняка Антипа и бурмистра Софрона. Так Тургенев показывает обычную жизнь крестьян, горестную и беспросветную. Известны свидетельства о том, что в решении Александра II освободить крестьян « Записки охотника» сыграли большую роль.
  • Сам писатель хотел, чтобы на его памятнике после смерти были выгравированы слова о том, что его книга « Записки охотника» послужили делу освобождения крестьян. «
  • Аннибалова клятва» писателя была выполнена.
« Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее ненавидеть и напасть на него… Враг этот был- крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца-с чем поклялся никогда не примиряться. Это была моя аннибалова клятва.» И.С.Тургенев.

Сочинение

Дети - это будущее целого народа. Вот почему таким сочувствием, любовью и нежностью проникнуты образы крестьянских детей, ярко и тепло описанные в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Деловитые и серьезные, при всей своей детской непосредственности, ребята вызывают у нас не только улыбку, но и настоящее уважение. Умелые, ловкие, хозяйственные, они заняты ответственным делом - пасут лошадей. Ночное, костры, беседы в ожидании «картошек» - это вовсе не забава. Не раздумывая, бросился Павлуша за обеспокоенными собаками, думая, что на табун напали волки. Двенадцатилетний безоружный мальчик не испугался возможной схватки с голодным лесным хищником! Не струсил он и когда в одиночку пошел в темноту к речке, потому что «захотелось водицы испить». И это после страшных рассказов о нечистой силе!

В неспешных разговорах мальчиков, в рассказанных ими «байках» о леших, водяных и русалках раскрывается перед нами все богатство духовного мира простого русского человека. А сколько поэзии в их необычных сравнениях: «Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, - раздался вдруг детский голос Вани, - гляньте на божьи звездочки, - что пчелки роятся!» Портреты ребят нарисованы писателем с теплотой и нежностью: просто невозможно забыть «свежее личико» и «большие тихие глаза» семилетнего Вани, горевшее «смелой удалью и твердой решимостью» лицо Павла.

Другие сочинения по этому произведению

Пейзаж в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Характеристика главных героев рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» Человек и природа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Характеристика главных героев рассказа Ивана Тургенева «Бежин луг» Как объяснить почему рассказ называется «Бежин луг» О чем говорится в рассказе «Бежин луг» Человеческий и фантастический мир в рассказе Тургенева «Бежин луг» Крестьянский мир в рассказе Тургенева «Бежин луг» Картины природы в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Описание природы в контексте образов мальчиков в рассказе «Бежин луг» Деревенские мальчишки в рассказе Тургенева «Бежин луг»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ЭЛЕКТРОННЫЙ АЛЬБОМ «СЛОВЕСНЫЕ И ЖИВОПИСНЫЕ ПОРТРЕТЫ РУССКИХ КРЕСТЬЯН (из цикла «Записки охотника») » ПРОЕКТ УЧАЩИХСЯ 6А КЛАССА МОУ «СОШ №9» г.Саранска Республика Мордовия Учитель Сазонова Л.П. «Записки охотника» Целую серию рассказов об охоте, о природе, о своих наблюдениях Тургенев назвал “Записки охотника”. В цикле 25 рассказов. И.С.Тургенев -признанный мастер пейзажа, но и портреты героев рассказов из «Записок охотника» поражают точностью характеристик, вниманием к деталям. Герои предстают перед читателем, словно живые.

2 слайд

Описание слайда:

Хорь и Калиныч «Однажды, охотясь в калужских краях, встретился я с местным барином Полутыкиным. Он так же, как и я любил охоту… Хорь жил отдельным домом с шестью сыновьями и отличался зажиточностью. Утром мы отправились охотиться, взяв с собой веселого крестьянина Калиныча, без которого Полутыкин не представлял охоты. Я заехал пожить к Хорю. Оставался там три дня, узнал, что Хорь и Калиныч хорошие друзья. Очень я привязался к ним, но нужно было уезжать.

3 слайд

Описание слайда:

Хорь Лысый, низкого роста, плечистый и плотный старик. Напоминает Сократа: лоб высокий, шишковатый, маленькие глазки и курносый нос. Борода курчавая, усы длинные. Движения и манера говорить с достоинством, медленно. Говорит мало, но «разумеет про себя».

4 слайд

Описание слайда:

Калиныч Человек лет сорока, высокого роста, худой, с небольшой, загнутой назад головкой, добродушным, располагающим смуглым лицом, кое-где отмеченным рябинами. Лицо кроткое и ясное. Говорит немного в нос, улыбаясь, прищуривает свои светло-голубые глаза и часто берётся за жидкую, клиновидную бороду. Ходит нескоро, но большими шагами, слегка опираясь на длинную и тонкую палку. Объясняется с жаром.

5 слайд

Описание слайда:

Ермолай и Мельничиха Я отправился на охоту с крепостным соседа Ермолаем. Он был достаточно беззаботен, обязанностей у Ермолая было немного. Этот охотник был женат, но в своей полуразвалившейся избушке практически не появлялся. Охотились мы весь день, к вечеру решили остановиться на ночлег в мельнице. Ночью я проснулся от негромкого разговора. С Ермолаем беседовала Арина, которая была мельничихой. Она рассказала свою историю о том, что служила у графа Зверкова. Его жена, узнав о беременности Арины от лакея Петрушки, сослала девушку в деревню. Самого лакея отправили в солдаты. В деревне Арина вышла замуж за мельника, а ее ребенок умер.

6 слайд

Описание слайда:

ЕРМОЛАЙ Ермолай лет 45, высокий, Худой, с длинным носом, узким лбом, с серыми глазками и широкими насмешливыми губами. Он служил у соседа рассказчика, который был помещиком. Помещик отказался от него, как от человека негодного не для какой работы

7 слайд

Описание слайда:

Малиновая вода. Он был вольноотпущенником и служил дворецким у мещанина. Я решил с ними побеседовать. Савельев рассказывал о своем бывшем хозяине - графе. Вдруг мы увидели идущего крестьянина. Он возвращался с Москвы, где просил своего барина сократить оброк, который за него платил ныне умерший сын. Барин его выгнал. Путник причитал, что с него больше и взять нечего. Через некоторое время мы отправились каждый в свою сторону. Я снова в один из августовских дней отправился на охоту. От жары захотелось пить, и я добрался до источника с названием «Малиновая вода». Недалеко от ключа решил прилечь в тени. Поблизости от меня рыбачили два старика. Одним из них был Степушка. О его прошлом ничего не было известно. Степушка ни с кем практически не разговаривал. Другим рыбаком был Михайло Савельев.

8 слайд

Описание слайда:

Cтепушка Стёпушка хлопотал бесшумно и хлопотливо, как муравей, и всё только ради еды. У него было маленькое лицо, жёлтенькие глазки, волосы до бровей, остренький носик, большие и прозрачные, как у летучей мыши,уши и реденькая бороденка. Стёпушка хлопотал бесшумно и хлопотливо, как муравей, и всё только ради еды. У него было маленькое лицо, жёлтенькие глазки, волосы до бровей, остренький носик, большие и прозрачные, как у летучей мыши,уши и реденькая бороденка.

10 слайд

Описание слайда:

Смерть В рассказе И.С.Тургенева «Смерть» рассказывается как удивительно умирают русские люди.

11 слайд

Описание слайда:

Авенир Сорокоумов Авенир Сорокоумов прекрасный, благороднейший человек. Зеленоватое лицо,жидкие русые волосики, кроткая улыбка, восторженный взгляд, слабый и ласковый голос. Он был учителем в доме великороссийского помещика Гура Крупяникова, учил его детей Фому и Зезю, хотя был недоучившийся студент. Он был хорошим другом и поэтому его все любили. Он любил вечерком закурить трубочку или почитать. Одиночество, болезнь, невыносимое рабство учительского звания погубили его

12 слайд

Описание слайда:

Мой сосед Радилов Ермолай и я отправились поохотиться в липовый сад. Как оказалось его владельцем был местный помещик Радилов. При встрече он позвал меня отобедать с ним. Помещик жил со своей матерью и сестрой, умершей жены. Через неделю после обеда, до меня дошло известие, что Радилов уехал вместе со своей золовкой, оставив престарелую мать.

13 слайд

Описание слайда:

Ольга Ольга (сестра жены Радилова) – имела решительное и спокойное выражение лица, белый широкий лоб, густые волосы, карие, умные, ясные, живые глаза. Говорила мало (как все уездные девицы), на лице было выражение пустоты и бессилия, взгляд спокойный и равнодушный.

14 слайд

Описание слайда:

Радилов Радилов (помещик и степняк)служил в пехотном полку, говорил обо всем (о хозяйстве, о сплетнях, о покосе, о войне,…), не имел привязанностей, не прикидывался мрачным человеком, не был красавцем, но умел расположить к себе разговором и тайной привлекательностью в жестах.

15 слайд

Описание слайда:

Федор Михеич Федор Михеич (разорившийся помещик) – на вид ему было лет 70, худой, костлявый с маленькой лысой головой и жилистой шеей. Любил выпить спиртного, играл на скрипке.

16 слайд

Описание слайда:

Старушка Старушка (мать Радилова) – худощавая, старенькая женщина. Молчаливая. Держала на коленях толстый гарусный радикюль в виде мешка.

17 слайд

Описание слайда:

Овсянников Овсяников (таинственный однодворец)- старик высокого росту, плечистый и плотный.

18 слайд

Описание слайда:

Касьян с красивой Мечи Барин ехал с кучером на телеге, а перед ними едет похоронная процессия (это как, говорит автор плохая примета) , вдруг у телеги ломается ось и надо искать того, кто починит её . В ближайшей округе они встретили Касьяна – старик карлик. Касьян согласился довести их на ссечки на своей телеге. Пока чинили телегу барин решил поохотиться, но ничего не поймал. Прощаясь с автором Касьян просит прощения, что спугнул дичь, поэтому он ничего ни поймал. Барин не стал спорить и просто уехал.

19 слайд

Описание слайда:

Касьян Как описывает Касьяна автор „лет пятидесяти с маленьким, смугленьким и сморщенным лицом, остреньким носиком, карими едва заметными глазками и курчавыми чёрными волосами”. Карлик был чрезвычайно тщедушным и Худым. Касьян ходит необыкновенно проворно и подпрыгивает на ходу, недаром односельчане называют его блохой. По дороге карлик пересвистывается с птицами, нагибается, срывает траву кладёт себе за шиворот и проглядывает на автора

20 слайд

Описание слайда:

ДВА ПОМЕЩИКА Хочу представить вам двух помещиков, у которых мне довелось охотиться. Первый, майор в отставке Вячеслав Хвалынский. Добрый, но плохой хозяин. Живет в одиночестве и старается не вспоминать о прошлом. Другой – Мардарий Стегунов наоборот отличается веселым нравом, хотя тоже живет холостяцкой жизнью. Побывав у них в гостях, я понял насколько разными бывают люди.

21 слайд

Описание слайда:

ВЯЧЕСЛАВ ИЛЛАРИОНОВИЧ ХВАЛЫНСКИЙ. Человек высокий и когда то стройный, теперь же несколько обрюзглый, но во все не дряхлый, даже не устарелый, в зрелом возрасте. Правда, некогда правильные и теперь еще приятные черты лица его немного изменились, щеки повисли частые морщины лучеобразно расположились около глаз, иных зубов уже нет, русые волосы по крайней мере все те, которые остались в целости.

22 слайд

Описание слайда:

Мардарий Аполлоныч Стегунов Стегунов ни в чем не походил на Хвалынского; он едва ли где нибудь служил и никогда красавцем не почитался. Мардарий Аполлоныч старичок низенький, пухленький, лысый, с двойным подбородком мягкими ручками и порядочным брюшком.

23 слайд

Описание слайда:

Татьяна Борисовна и ее племянник После смерти мужа Татьяна Борисовна переехала жить в небольшое поместье. Возможности получить достойное воспитание у нее не было, так как родилась она в бедной семье. Но это не помешало ей не заразиться обычными недугами которыми страдают мелкопоместной барыни. Татьяна Борисовна здравомыслящий человек, который свободно держит себя в обществе. Дом ее всегда рад гостям, особенно молодежи, с соседями она общается мало. Каждый приходящий в ее дом чувствует теплоту и уют. Нет никого, кто мог бы лучше утешить в горе чем Татьяна Борисовна. Где-то около 8 лет назад, в доме Татьяны Борисовны жил ее племянник Андрюша, 12-ти летний мальчишка ставший круглой сиротой.

24 слайд

Описание слайда:

Татьяна Борисовна Женщина лет 50, c большими серыми глазами навыкате, несколько тупым носом, румяными щеками и двойным подбородком. Лицо ее дышит приветом и лаской.

25 слайд

Описание слайда:

Андрей в детстве У Андрюши были большие светлые влажные глаза, маленький ротик, правильный нос и прекрасный возвышенный лоб.

26 слайд

Описание слайда:

Андрей после приезда из Петербурга По приезде к тете Андрей сильно изменился. Он стал малоплечистым, толстым, лицо стало широкое и красное, кучерявые и жирные волосы.

27 слайд

Описание слайда:

Чертопханов и Недопюскин Узнав, что я принадлежу к дворянскому сословью, новый знакомый представился как Пантелей Чертопханов и разрешил мне продолжать охоту. Всадник снял рог, затрубил в него и унесся прочь. Я еще не пришел в себя от неожиданной встречи, как из зарослей появился новый всадник. Узнав куда отправился Чертопханов, незнакомец потрусил на своей лошадке за ним. От Ермолая я узнал, что второй всадник - Тихон Иваныч Недопюскин, живущий у Чертопханова и являющийся его другом.

28 слайд

Описание слайда:

Пантелей Еремеич Чертопханов. Он был маленького роста, белокурый, с красным вздёрнутым носиком, длинными рыжими усами и бледно-голубыми стеклянными глазами, которые разбегались как у пьяного. Его лоб по самые брови закрывала остроконечная персидская шапка, через плечо висел рог, а за поясом торчал кинжал

29 слайд

Описание слайда:

Тихон Иванович Недопюскин Толстенький человек лет 40-ка на маленькой вороной лошадёнке. Его пухлое круглое лицо выражало застенчивость, добродушие и кроткое смирение, круглый, испещрённый синими жилками, нос изобличал сластолюбца, узенькие глазки ласково мигали.На голове его спереди не оставалось ни одного волосика,сзади торчали жиденькие русые косицы.

30 слайд

Описание слайда:

Маша Чертопханова Красивая женщина лет 20-ти, высокая и стройная, с по-цыгански смуглым лицом, карими глазами, чёрной косой и лицом, выражавшим своенравную страсть и беззаботную удаль. Большие белые зубы так и сверкали из – под полных и красных губ.

31 слайд

Описание слайда:

Певцы Село Котловка находится на скате голого холма, который рассечён глубоким оврагом, который находится по самой середине улицы. В начале от оврага стоит избушка, это - кабак «Притынный». Посетителей здесь больше, чем в остальных заведения, и причиной этому является целовальник Николай Иваныч. Он уже больше 20-ти лет живет в Котловке. Он не очень то любезен, не очень говорлив, он имеет дар привлекать гостей. Из разговора Обалдуя и Моргача я понял, что в кабачке состоится соревнование певцов. Лучший из певцов был Яшка Турок.В кабачке было уже много народу, также там был и Яшка.. Около него стоял человек, его звали Дикий Барин, а напротив него сидел Яшкин соперник, это был из Жиздры рядчик. Действом распоряжался Дикий Барин. Также в кабаке был Евграф Иванов, он же Обалдуй, который был загулявшим холостяком. Он не умел ни плясать, ни петь, но без него не обходилась ни одна попойка. Он очень любил пение.

ПРОЕКТ по литературе:

Составление электронного альбома

«Словесные и живописные портреты русских крестьян»

(по рассказам из цикла «Записки охотника» И. С.Тургенева)

6 класс

2015-2016 учебный год

Иван Сергеевич Тургенев с детства любил природу родного края. Часто убегал он с одним из дворовых в глушь сада, который был для будущего писателя совершенно особым миром. «Эти деревья, эти зеленые листья, эти высокие травы заслоняли нас от всего остального мира», - писал он. Местные лесники и охотники рассказывали мальчику о жизни и повадках птиц, брали его с собой на охоту. Эта страсть и привела его в последующем к написанию знаменитых «Записок охотника», где Тургенев выступил как первоклассный художник-реалист.

В «Записках охотника» Тургенева - не только картины русской природы. Непритязательная обстановка крестьянской избы, хозяйственный двор у помещика, куры, копающиеся в навозе, лошади, обмахивающиеся хвостами, картинка конской ярмарки - вся эта проза обыденной жизни превращается у писателя в поэзию. Тургенев характеризует человека через окружающие его вещи, через обстановку домашнего быта, через описания природы.

В рассказе «Бирюк» автор описывает небольшую бедную избушку, в одном окошечке которой тускло светит огонек. А вот и описание самого дома: «Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки». Общее впечатление о скромной жизни крестьянина усиливается стоящей на столе лучиной, которая едва горит, «печально вспыхивая и погасая». Девочка лет двенадцати сидит на крошечной скамейке, одной рукой качая люльку, привязанную к концу длинного шеста на самой середине комнаты, другой рукой поправляя гаснущую лучину. Сердце героя заныло, когда увидел он эту невеселую картину.

Хозяин хибарки, лесник Фома, по прозвищу Бирюк, исправно трудится на своей должности, стараясь честно заработать жалкие гроши, которых и хватает-то лишь на кусок хлеба. Бирюка за честность боялись все мужики в округе: «Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, - силен, дескать, и ловок, как бес... И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет ».

Хозяин и рад бы чем-нибудь попотчевать гостя «Самовар бы я вам поставил, - говорит лесник, - да чаю у меня нету...» Снова осмотревшись вокруг, гость испытал еще более удручающее чувство. « Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание», - рассказывает нам попавший в избу лесника барин. Девочка продолжала качать люльку, понурив свое печальное личико. Хозяйки у Бирюка не было: оставив ему маленького ребенка, она «с прохожим мещанином сбежала».

В рассказе «Бирюк» писатель затрагивает экономическую основу классовых отношений помещиков и крестьян. Однако главное зло он видит в рабском, бесправном положении крепостного крестьянина, в его личной зависимости от помещика. Крепостной гнет, насилие и издевательства рождали возмущение и протест в народной среде, мимо чего не мог пройти писатель-реалист Тургенев.

Голод и нищета толкают крестьян на воровство и различные ухищрения. Делал это и мужик, которого Бирюк поймал на рубке дерева. У него было «испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены... ». Мокрый, в лохмотьях, с растрепанной бородой, «с голодухи» вышел он в эту дождливую ночь в лес. Крайнее уныние звучит в голосе крестьянина, когда тот просит отпустить его: «Ей- богу, с голодухи... детки пищат, сам знаешь...

Разорены... Круто, во как приходится... Нужда, Фома Кузьмич, нужда как есть...» Затем, понимая безвыходность своего положения, бедняк уже в отчаянии говорит: «Все едино - пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби - один конец; что с голоду, что так - все едино. Пропадай все: жена, дети - околевай все...»

Конечно, Бирюк отпустил мужика. Как же ему не понять его? Ведь его собственная жизнь не намного лучше.

«Бежин луг»- рассказ из цикла «Записки охотника».
Герой рассказа, Пётр Петрович, охотясь, заблудился в лесу и вышел к месту, которое местные жители называли Бежиным лугом. Здесь он заметил костёр, рядом с которым сидели люди. Подойдя поближе, он увидел мальчиков, которые стерегли табун лошадей. Они приняли Петра Петровича как доброго путешественника, а не как конокрада, которых сторожи лошадей всегда опасаются. Видно, было в его внешности что-то притягивающее и доверительное. Они по-братски пригласили его к огню и переночевать. Мальчиков было пять. Федя был одним из заводил, сын зажиточного крестьянина. Павел - немного неказист, но в нём чувствовалась железная воля. У Кости было необычное лицо, похожее на лицо белки, с задумчивым взором. Ваня был самый тихий, неразговорчивый мальчик лет семи. А у Илюши было неприметное лицо, но зато он знал много прибауток, легенд. Мальчики стали рассказывать друг другу разные поверья, связанные с нечистой силой. Конечно, все эти истории – выдумка, но ребята верят всему, ни в чём не сомневаясь. Для них это - развлечение, детские забавы. Тургенев душой проникся во внутренний мир крестьянских детей и понял их проблемы, радости, тревоги. Он сумел создать в своём повествовании несколько мальчишеских характеров и наделил этими характерами именно детей потому, что они более свободны в своих мыслях, чем взрослые. Их тоже ждёт взрослая трудная крестьянская жизнь с заботами и невзгодами, когда некогда балагурить и сочинять сказки.

В этом рассказе И. С. Тургенев создал также великолепные пейзажи, любовно описывая лучезарное солнце, воздушные облака, знойные запахи лета. Писатель подробно описывает летнюю ночь, все движения в природе накануне утра. Он как бы связывает воедино детей и природу, показывая мальчиков в их естественности и простоте. В этих описаниях мы видим мастерство художника.

Рассказ И. С. Тургенева «Муму» знакомит нас со временем крепостничества, раскрывает всю жестокость и несправедливость отношения господ к крепостным.

Герасим - главный герой рассказа, простой дворник, но единственный из всех героев, кто вызывает в нашем сердце не только сочувствие и сопереживание, но и искреннее уважение.
С первых страниц рассказа мы узнаем, что Герасим «славный был мужик» , трудолюбивый, сильный, могучий. Богатырской была не только внешность Герасима, но и его душа, и именно это отличало его от окружающих. Глухонемой от рождения, этот человек был способен на искреннюю любовь и дружбу, был ответственным и серьезным, отзывчивым и добросердечным.
Одинокое сердце Герасима было способно на трепетные и нежные чувства. Трогательно ухаживание этого работящего гиганта за робкой прачкой Татьяной, его нехитрые подарки ей. Стойко выносит он и понимание невозможности жениться на любимой девушке, потому что своенравная барыня выдает ее замуж за горького пьяницу. Так необходимые Герасиму любовь, верность, преданность он находит лишь в спасенной им от верной смерти собаке - Муму.

Как рад Герасим, что рядом с ним живет искренний и преданный друг!
Всю свою нежность и ласку отдает он собачке, платящей ему за хорошее отношение радостью и любовью. Но еще один удар постигает несчастного дворника: барыня велит избавиться от собаки. Верный своему долгу, Герасим сам берется выполнить настойчивое повеление барыни.

Но после смерти Муму его уже ничто не может удержать в господском доме. Никому не сказав ни слова, возвращается Герасим в родные места, к полям, сенокосу, незатейливой крестьянской жизни. Даже в тяжелых условиях своей подневольной жизни он сумел сохранить гордость и собственное достоинство, служа капризной и вздорной барыне, но не прислуживая ей.
Герасим протестует против одиночества, которое навязывала ему барыня, отняв у него любимую Татьяну и собачку Муму. После всех лишений он понял, что нужно бороться за своё счастье, за свою свободу.

В продолжение темы:
Музыка в танцах

БиографияДмитрий Олегович Рогозин - российский государственный деятель, дипломат, доктор философских наук, доктор технических наук. С декабря 2011 года - заместитель...

Новые статьи
/
Популярные