Налоги на природные ресурсы. Налогообложение природных ресурсов

В современных условиях развитие и эффективное использование природно-сырьевой базы России становится главным фактором роста ее экономики. Поэтому платежи за пользование природными ресурсами в системе факторов реализации природно-ресурсной политики государства являются особо значимыми. Платежи за природные ресурсы установлены с целью экономического регулирования природопользования, стимулирования рационального и комплексного использования различных видов природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирования денежных средств для охраны и воспроизводства природных ресурсов в условиях рыночной экономики. Они призваны оказать стимулирующее влияние на повышение эффективности использования и охраны земель, лесов, водных объектов и недр, добычи и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов и продуктов их переработки.

Противоречивость положений налогового и природоресурсного законодательства создает объективные препятствия к установлению системной взаимосвязи и общего режима, отдельных природоресурсных платежей. Так, Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (утратил силу) в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., относил к категории налогов различных уровней бюджетной системы следующие виды природоресурсных платежей :

Платежи за пользование природными ресурсами;

Плата за пользование водными объектами;

Налог на добычу полезных ископаемых;

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Лесной доход;

И земельный налог.

Несмотря на то, что терминологический аппарат указанного законодательного акта не различал понятий налога, сбора и пошлины, объединяя данные виды платежей собирательным понятием налога, факт включения законодателем вышеперечисленных природоресурсных платежей в систему налогов и сборов Российской Федерации сложно отрицать.

Принятие Части I Налогового кодекса Российской Федерации и, впоследствии, введение в действие статей 13-15 имело решающее значение для завершения налоговой реформы, поскольку не только привело к определению в законодательстве о налогах и сборах фундаментальных категорий налогового права, но и установило стройную систему налоговых платежей в зависимости от уровня публичной власти, на котором подлежат определению существенные элементы того или иного налогового платежа. Важно отметить, что в первоначальной и последующих редакциях Части I, а затем и в Части II Налогового кодекса Российской Федерации за природоресурсными платежами было сохранено место в системе налогов и сборов Российской Федерации. Так, в настоящее время система налогов и сборов, установленная Налоговым кодексом Российской Федерации включает в себя следующие виды природоресурсных платежей :

Налог на добычу полезных ископаемых (федеральный налог),

Водный налог,

Земельный налог (местный налог).

Федеральными сборами являются сбор за пользование объектами животного мира и сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Предусмотрен также специальный налоговый режим - система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, в соответствии с которым инвестор уплачивает только часть налогов и сборов.

Перечисленные налоги и сборы регламентируются НК РФ в отличие от ряда других платежей за природные ресурсы, регулируемых законодательными актами, направленными на регламентацию природных ресурсов.

Иными словами, природные ресурсы подлежат вовлечению в хозяйственный оборот на платной основе. По мнению некоторых российских экономистов, доходная часть государственного бюджета должна формироваться преимущественно или почти полностью за счет платежей за природные ресурсы. В условиях спада производства и недостаточности бюджетных средств в такой богатой ресурсами стране, как Россия, именно платежи за природопользование должны выполнять фискальную функцию налоговой системы .

Современная система платежей за пользование природными ресурсами состоит из следующих элементов. Платы за пользование природными ресурсами, в которой экономически реализуется право собственника ресурсов на получение части прибыли от эксплуатации каждого вида ресурсов. Так реализуется абсолютная рента, которая не зависит от финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятия. В плату за право пользования природными ресурсами входит и дифференциальная рента, т. е. стоимостная оценка различий в самих ресурсах, которая отражается на эффективности их эксплуатации .

Налог на добычу полезных ископаемых относится к федеральным налогам, является прямым и общим.

Налог на добычу полезных ископаемых - это платеж в пользу государства, за который плательщик не получает какого-либо эквивалента в прямом виде. Но в случае использования недр такой эквивалент присутствует, причем в весомой материальной форме - в виде добываемого сырья, включая углеводородное, или топлива. Здесь уместно говорить не о налоговых отношениях, а о хозяйственной сделке между собственником недр - государством и их разработчиком - хозяйствующим субъектом (горнодобывающим предприятием).

В последние годы возникла необходимость построения оптимального механизма взыскания этого налога.

Таким образом, при взимании налога на добычу полезных ископаемых государство должно стремиться к тому, чтобы налоговая система отвечала вышеприведенным требованиям посредством, в частности, установления дифференцированных ставок по налогу на добычу полезных ископаемых.

Налог на добычу полезных ископаемых считается в настоящее время базовым для российской экономики, так как вносит основной вклад в формирование доходов государственного бюджета и активного сальдо торгового баланса страны. В связи с этим чрезвычайно важное значение имеет построение эффективной налоговой системы для данного сектора экономики.

Водный налог является федеральным и полностью зачисляется в федеральный бюджет.

В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на:

Поверхностные водные объекты;

Внутренние морские воды;

Территориальное море Российской Федерации;

Подземные водные объекты.

Некоторые эксперты в области водного хозяйства, а именно: Видимкина Е., Семенова О.В. выступают за введение водной ренты, представляющей собой альтернативу водного налога или неналогового водного платежа. Как известно из экономической теории, рента представляет собой любой регулярный доход (в частности, от недвижимости), не требующий от его получателя (собственника) предпринимательской деятельности. Рента за использование природных ресурсов (земля, леса, недра) получается собственником этих ресурсов. Применительно к водному хозяйству плательщиком ренты являются хозяйствующие субъекты - физические или юридические лица (в том числе предприниматели), а получателем рентного дохода - государство-собственник водного фонда.

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю выступают :

Земельный налог;

Арендная плата;

Нормативная цена земли.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Земельный налог включен законодательством в состав платы за землю и взимается с собственников земельных участков наряду с арендной платой за землю и нормативной ценой земли.

Налоговый Кодекс Российской Федерации определяет земельный налог, как налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Можно выделить следующие общие признаки земельного налога:

Это узаконенная форма принудительного изъятия (отчуждения) части имущества налогоплательщика (физического или юридического лица), принадлежащего ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления в пользу муниципального образования;

Это обязательный денежный платеж;

Индивидуально-безвозмездный платеж;

Платеж, не имеющий целевого назначения;

Платеж, зачисляемый в бюджет муниципального образования.

В научной литературе до сих пор дискуссионным остается вопрос о том, является ли земля имуществом, не смотря на то, что он уже решен Гражданским кодексом РФ. Некоторые теоретики утверждают обратное, считая землю, прежде всего, объектом природы, созданной без участия людей и не обладающей чертами имущества. И, поэтому, по их мнению, земля не несет имущественной основы, и лишь в условиях рынка ей придается видимость имущественной ценности.

Яруллин Р.Р. высказывает точку зрения о том, что, фактически земля всегда была имуществом, так как, будучи главным средством производства, она давала доходы и присутствовала в производственном процессе как государственная имущественная ценность. В связи с вышеизложенным, налог, объектом которого выступает земля, вправе относиться к имущественным налогам, а точнее к налогам на недвижимость .

Алехин С.Ю. также относит земельный налог к имущественным и аргументирует это тем, что подавляющее большинство плательщиков земельного налога имеет тесно связанное с землей имущество (недвижимость) .

Таким образом, экономическая сущность данного налога - изъятие части предполагаемого среднего дохода, получаемого в конкретных экономических условиях от использования, облагаемого налогом имущества.

Таким образом, только перечисленные виды природоресурсных платежей являются по правовой природе налогами.

Важнейшим правовым последствием данного вывода является распространение законодательства о налогах и сборах на отношения, возникающие по поводу уплаты данных платежей. Налоговые органы вправе применять к плательщикам порядок принудительного взыскания, осуществлять меры налогового контроля, привлекать к ответственности согласно НК РФ.

При этом представляется немаловажным отметить, что часть природоресурсных платежей, хотя изначально и предполагалось включить в систему налогов и сборов, в последующих редакциях были вычеркнуты из перечня налоговых платежей, например лесной налог, экологический налог, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы .

Таким образом, характеризуя законодательные изменения в установлении системы налогов и сборов, можно выявить следующие тенденции в процессе проведения налоговой реформы, отмены старых и установлении новых публично-правовых платежей:

Некоторые природоресурсные платежи из статуса сбора (платы) переведены в статус налога, например земельный налог, водный налог;

Часть природоресурсных платежей хотя и были запланированы на определенном этапе развития налогового законодательства в качестве налоговых платежей, до сих пор остаются за пределами правового регулирования налогового законодательства, например плата за негативное воздействие на окружающую среду, платежи за пользование лесным фондом;

Некоторые природоресурсные платежи были отменены либо объединены в единый налоговый платеж, например налог на добычу полезных ископаемых, заменивший собой отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В основе системы плате­жей за использование природных ресурсов лежат отношения собственности и властно-хозяйственные отношения по поводу ис­пользования природных ресурсов.

Налогообложение использования природных ресурсов, находящихся в частной собствен­ности, как правило, производится в рамках общеустановленной систе­мы налогообложения доходов от предпринимательской деятельности и имущества с учетом специфики объектов налогообложения. Но в большинстве случаев природные ресурсы (недра, водные ресурсы, леса, значительная часть земель) находятся в государственной собст­венности, и природопользователю предоставляется лишь право на их использование, обычно в форме аренды. Тогда в пользу государства-собственника дополнительно изымается часть доходов от использова­ния природных ресурсов.

Специфика налогообложения природных ресурсов определяется необходимостью их рационального с точки зрения всего общества использования и особенностями формирования доходов природопользователей, которые, как правило, включают значительную рентную со­ставляющую. Понятие ренты является основополагающим для эконо­мики природных ресурсов и определения принципов их налогообложения. Не вдаваясь в детальное рассмотрение теории ренты и различных ее видов, что является предметом экономики природных ресурсов, отметим лишь следующее. Дифференциальная рента пред­ставляет собой дополнительный доход от использования природных ресурсов, обусловленный природными свойствами эксплуатируемо­го объекта природопользования. Ее возникновение связано с тем, что единые рыночные цены на природные ресурсы формируются исходя из спроса на них и общего объема их предложения без учета обуслов­ленных природными свойствами различий в предельных издержках. Они ориентированы на предельные издержки на объектах с относи­тельно худшими природными условиями. В результате природопользователи, эксплуатирующие объекты с относительно лучшими при­родными условиями и имеющие меньшие предельные издержки, кото­рые не могут быть воспроизведены конкурентами вследствие ограни­ченности доступа к таким объектам, получают дополнительный доход. На него и ориентируется система налогообложения природных ре­сурсов. При использовании природных ресурсов, находящихся в соб­ственности государства, часть дифференциальной ренты подлежит изъятию в пользу государства-собственника. При налогообложении природных ресурсов, находящихся в частной собственности, диффе­ренциальная рента должна учитываться при установлении ставок со­ответствующих имущественных налогов (например, налога на землю).

Вторым существенным моментом, который должен учитываться при налогообложении природных ресурсов, является естественное разделение всех природных ресурсов на воспроизводимые (возобнов­ляемые) и невоспроизводимые (истощаемые). К воспроизводимым природным ресурсам относятся почвы, леса, воды, воздух, объекты животного мира, которые воспроизводятся за счет их естественного прироста. Однако, если интенсивность их использования превосходит естественные темпы прироста, данные ресурсы становятся невоспро­изводимыми и истощаются. К невоспроизводимым природным ресур­сам относится в первую очередь минеральное сырье. Налогообложе­ние воспроизводимых природных ресурсов должно быть направлено в первую очередь на обеспечение условий их воспроизводства, а невос­производимых - на компенсацию их истощения.



Все платежи за использование природных ресурсов по своему экономическому содержанию разделяются на две группы (рисунок 12).


Рисунок 12 – Виды платежей за пользование природных ресурсов

Платежи за действия или услуги со стороны государства относятся к разряду сборов и предназначены для покрытия административных расходов на функционирование структур, обеспечивающих управление и контроль за деятельностью природоэксплуатирующих предпри­ятий. Они уплачиваются при предоставлении соответствующих услуг и аккумулируются в специальных фондах, предназначенных для повы­шения качества данных услуг.

Изъятие в пользу государства части дифференциальной ренты обычно производится либо помимо общеустановленной системы на­логообложения природопользователей путем установления специаль­ных дополнительных платежей, либо в рамках общеустановленной системы путем определения для них особых ставок налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, акцизов и других налогов. И то и другое может применяться одновременно. К специальным видам пла­тежей относятся рентные платежи, роялти и бонусы.

Рентные платежи устанавливаются в фиксированных суммах исходя из оценки дифференциальной ренты по каждому конкретному объекту природопользования.

Роялти представляют собой долю выпуска или процент от стоимо­сти произведенного сырья, отчисляемые в пользу государства - собст­венника природных ресурсов.

Бонусы - это платежи, уплачиваемые при получении прав на использование природного объекта исходя из оценки ренты за весь пери­од его полезной эксплуатации.

Часть рентных доходов может изыматься и в рамках обычной системы налогообложения путем прямого или косвенного налогообложе­ния природных ресурсов. К прямому налогообложению относится налог на доходы от использования природных ресурсов, к косвенному - ак­цизы на природные ресурсы и вывозные таможенные пошлины на экспор­тируемые природные ресурсы.

Ни один из возможных способов изъятия рентного дохода сам по себе не является идеальным. Преимущества и недостатки каж­дого из них сведены в таблице 9. Отдельные из представленных спосо­бов по своей функциональной направленности взаимозаменяемы, но некоторые из них взаимно дополняют друг друга. Выбор того или ино­го способа зависит от вида природных ресурсов. По-видимому, наи­лучшим решением является использование комбинации из несколь­ких взаимодополняющих способов, позволяющей не только изъять определенную часть рентного дохода, но и достичь других целей.

В отношении воспроизводимых природных ресурсов (например, земельных, лесных или водных), находящихся в собственности госу­дарства и используемых на правах аренды, обычно используются рент­ные платежи в виде арендной платы и налогообложение доходов природопользователя при обязательном соблюдении условий воспроиз­водства. Основная задача состоит не только, а может быть, и не столько в обеспечении доходов государства, сколько в создании стимулов для активных эксплуатационных действий и предотвращении спекулятив­ного и нерационального использования.

В отношении истощаемых природных ресурсов, например, добычи минерального сырья, возможно одновременное использование отно­сительно небольшого бонуса для отсечения несостоятельных инвесто­ров на стадии проведения конкурса на право использования природ­ного объекта; роялти для изъятия основной части рентного дохода, ак­цизов для ограничения потребления данного природного ресурса и стимулирования развития ресурсосберегающих технологий, а также вывозных таможенных пошлин для поддержания стабильности внут­реннего рынка.

При налогообложении природных ресурсов не менее важным, чем определение размеров дифференциальной ренты и способов ее изъя­тия, является вопрос использования аккумулируемых за счет этого до­ходов. Потребление истощаемых ресурсов (или воспроизводимых ре­сурсов сверх их естественного прироста) в настоящее время лишает возможности их использования будущие поколения. Мы как бы берем в долг у будущих поколений, и долг должен быть возвращен с процен­тами. В этом заключается концепция устойчивого экономического развития, которая может быть сформулирована как принцип сохране­ния основного капитала, включающего три составляющие:

Капитал, созданный человеком (оборудование, инфраструкту­ра и т.п.);

Человеческий капитал (уровень образования и навыки населения);

Природный капитал (природно-ресурсный потенциал).

Таблица 9 – Преимущества и недостатки различных способов

изъятия рентных доходов природопользователей

Способ изъятия рентного дохода Преимущества Недостатки
Фиксированные рентные платежи Теоретически не влияют на оп­тимальные объемы производст­ва. Позволяют изъять любую часть рентного дохода. Требуют достаточно точной оценки рентного дохода. Суще­ствует опасность установления платежей на уровне, делающем эксплуатацию природного объ­екта нерентабельной или нера­циональной.
Продолжение таблицы 9
Налог на доходы природопользователей Теоретически не влияет на оп­тимальные объемы производст­ва. Изымаемая доля рентного дохода всегда меньше общей суммы этого дохода. Точная оценка дифференциальной ренты не обязательна. Существует возможность сни­жения налоговых платежей за счет увеличения объемов про­изводства сверх оптимального уровня
Роялти Позволяют как изымать часть рентного дохода, так и ограни­чивать оптимальные объемы производства Увеличение доли изымаемого рентного дохода неразрывно связано с уменьшением опти­мальных объемов производст­ва.
Бонусы Сохраняют преимущества фик­сированных рентных платежей. а кроме того, обеспечивают га­рантированный доход государ­ства независимо от будущих объемов добычи природных ре­сурсов и позволяют регулиро­вать сроки получения этого до­хода. Стремление к скорейшему по­лучению дохода государством приводит к увеличению срока окупаемости вложенных в объ­ект инвестиций и снижает привлекательность природного объекта для инвесторов.
Вывозные таможенные пошлины Позволяют изъять часть рент­ного дохода, возникающего при различии цен мирового и внутреннего рынков. В качестве способа изъятия рентного дохода применимы только в отношении экспорти­руемых природных ресурсов.

Сумма этих трех составляющих должна, по крайней мере, не уменьшаться. По отношению к воспроизводимым природным ресур­сам это означает обязательное соблюдение условий их воспроизводст­ва, а по отношению к невоспроизводимым природным ресурсам - что уменьшение природного капитала за счет их истощения должно ком­пенсироваться соответствующим увеличением других составляющих основного капитала. Изымаемые государством путем налогообложе­ния использования невоспроизводимых природных ресурсов рентные доходы должны расходоваться исключительно на цели социально-эко­номического развития. Природный капитал не должен «проедаться».

Формы целевого расходования могут быть различными. Значительный интерес представляет опыт США, где в нескольких штатах действуют Траст-фонды возмещения исчерпания полезных ископае­мых, средства из которых или проценты на них могут расходоваться исключительно на определенные при учреждении фондов цели и толь­ко после достижения фондами определенных размеров. В федератив­ных государствах, в том числе и в России, отдельной проблемой явля­ется распределение доходов от налогообложения природных ресурсов между федерацией и ее субъектами.

"Налоговый вестник", 2010, N 4

Международный опыт проведения налоговых преобразований показывает, что практически все развитые страны прошли через переосмысление политики предоставления налоговых льгот. Анализ налоговой политики западных стран показал: ее главной задачей было экономическое стимулирование, а также поступательное развитие экономических систем по всем основным показателям.

Платное водопользование

В настоящее время в большинстве стран мира в качестве одного из рычагов управления водопользованием применяются различные системы платы за воду. Принцип, на базе которого определяется денежное выражение цены на воду, заключается в возмещении затрат на строительство и эксплуатацию водохозяйственных объектов, а также на оплату труда и амортизационные отчисления.

За рубежом существуют следующие виды платы:

  • за забор поверхностных вод;
  • за забор воды из систем общественного водоснабжения, т.е. сборы за питьевую воду;
  • за сброс сточных вод в зависимости от их качества.

В Великобритании для забора воды из поверхностных и подземных источников необходимо иметь разрешение на отбор максимально допустимого количества воды на каждый год. Плата изменяется в зависимости от времени года, качества водных ресурсов, количества воды, на которое сократились водные ресурсы вследствие испарения, с учетом затрат государства на создание водохранилищ.

Во Франции установлена система оплаты забора поверхностной воды, ее размеры определяются в зависимости от количества забираемой воды за вычетом ее возврата в источники с учетом затрат государства на создание водохранилищ в соответствии с законом о воде. Плата - один из основных источников финансирования водохозяйственных мероприятий в бассейне.

Плата за водоснабжение и водоотведение предусматривает полное покрытие расходов этих служб, включая капитальные вложения. Учитывая, что водохозяйственные системы в сельской местности обходятся дороже, часть средств от этой платы поступает в специальный государственный фонд, используемый для субсидирования сельских водохозяйственных систем. Расходы на поддержание и развитие водохозяйственного комплекса водных бассейнов покрываются водопользователями посредством платежей, взимаемых бассейновыми агентствами. Их размер устанавливается бассейновыми комитетами исходя из необходимых затрат на реализацию Генерального плана обустройства и управления водными ресурсами бассейна.

Плата за воду для нужд орошаемого земледелия устанавливается на основании заключаемого договора, определяющего условия тарификации и учитывающего ряд других финансовых условий: затраты на строительство новых гидротехнических сооружений, возмещение ущерба, причиненного водопользователям в результате неправильной эксплуатации водохозяйственных сооружений. Существуют различные виды тарифов: подрядный, дифференцированный, нисходящий и восходящий.

При подрядном тарифе плата взимается один раз в год либо по абонированной на обслуживании площади, либо по абонированному расходу. Дифференцированный тариф устанавливается в зависимости от вида культур и районов их выращивания; двухставочный является наиболее распространенным и состоит из двух ставок: постоянной и переменной.

Постоянная ставка не зависит от потребляемого объема воды. Ее величина устанавливается в таком размере, чтобы возместить затраты на строительство сети и постоянные эксплуатационные расходы. Переменный тариф применяется довольно часто. При этом предусматривается снижение цены на каждый кубометр воды, потребляемой сверх абонированного объема. Такой тариф предназначен для стимулирования выращивания малорентабельных культур с высоким водопотреблением.

Восходящий тариф применяется редко, в основном для ограничения водопотребления в маловодный период.

В США плата за забор поверхностных вод из водотоков не взимается, если не возникает необходимость в сооружении водохранилищ. В отношении такого водозабора установлены права на воду, а в некоторых штатах в настоящее время требуется разрешение и на забор воды из подземных источников.

Организации по водоснабжению устанавливают размер платы в зависимости от эксплуатационных издержек по обслуживанию сооружений. На практике широко применяется единообразная система цен, при которой плата является одинаковой в данном районе за данное время и для данной группы потребителей.

При установлении цены на воду для сельского хозяйства предусматривается полное покрытие эксплуатационных затрат, процента на капитал, а также получение средней нормы прибыли.

В Венгрии существует система компенсационных сборов за использование водных ресурсов. Тарифы за единицу забираемой воды дифференцированы по районам и определяются с учетом количества водных ресурсов в районе, качества воды, спроса на нее, количества воды, фактически забранной в период пикового потребления, общих издержек на водоснабжение. Плата устанавливается по себестоимости. Более высокие тарифы взимаются с промышленных предприятий по сравнению с потреблением воды в коммунальных целях.

В Чехии и Словакии при заборе воды из водотоков взимается плата за забор воды из поверхностных источников, за забор воды исключительно для проточного охлаждения паровых (тепловых) электростанций и ТЭЦ при условиях, что отработанная вода вернется в тот же источник, потери ее составляют не более 1% забранного объема, качество отработанных сточных вод не ухудшится, а температура не превысит установленный стандартом предел.

В Финляндии водозабор разрешается при условии, что это не наносит значительный ущерб владельцу водного района и он не превышает определенного количества кубометров в день при использовании поверхностных вод.

В Канаде права водопользования и порядок выдачи лицензий регулируются законодательством каждой провинции. В целом плата за воду определяется стоимостью оказанных услуг и в незначительной степени - объемом забранной воды.

В Германии введена национальная система налогообложения "сбросов загрязняющих веществ".

Получателями таких платежей являются земли, которые должны направлять эти средства на управление качеством воды.

В Испании законом 1985 г. установлена плата за общественное водопользование, водозабор, загрязнение воды.

Стимулирование охраны окружающей среды в развитых странах

К рычагам налоговой политики развитых стран относятся:

  • введение механизма ускоренной амортизации, что не только обеспечивает понижение налогооблагаемых доходов корпораций, но и высвобождает их оборотные средства для дальнейших инвестиций;
  • предоставление инвесторам налоговых льгот при реинвестировании прибыли;
  • предоставление налоговых льгот для предприятий добывающей промышленности;
  • предоставление отраслевых налоговых льгот (железнодорожный транспорт, авиастроение и т.д.);
  • предоставление налоговых льгот при экспорте;
  • введение инвестиционного налогового кредита;
  • предоставление налоговых льгот на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В мировой практике налогового стимулирования экологической деятельности широко используется ускоренная амортизация основных фондов природоохранного назначения. Это может осуществляться путем увеличения:

  • амортизационных отчислений и регламентации срока службы оборудования; увеличения амортизационных отчислений для основных природоохранных фондов, эксплуатируемых дольше определенного периода, с обязательным их обновлением;
  • амортизационных отчислений по определенным группам оборудования, нуждающегося в более быстром обновлении (контрольно-измерительное оборудование).

Увеличение амортизационных отчислений, с одной стороны, заинтересовывает предприятия обновлять природоохранное оборудование, поскольку оно окупается в более короткие сроки; с другой - повышенная амортизация через себестоимость продукции уменьшает налогооблагаемую базу налога на прибыль, повышая возможности предприятия в части вложения средств в природоохранное оборудование.

В Германии действует система ускоренной амортизации очистных сооружений и оборудования, а также оборудования, позволяющего снижать шумовое загрязнение. Введение ускоренной амортизации в зарубежных странах способствовало быстрейшему накоплению капитала для обновления морально устаревшей техники и переходу на оборудование, приносящее окружающей среде минимальный вред.

Во многих странах мира действуют системы экономического стимулирования природоохранной деятельности в виде платежей за загрязнение окружающей среды, экологических налогов и их сочетания. При этом платежи за загрязнение окружающей среды аккумулируются в экологических фондах, а экологические налоги - как в экологических фондах, так и в соответствующих бюджетах. Объекты и формы экологического налогообложения достаточно разнообразны.

В США действует налог на продукцию, содержащую озоноразрушающие химические соединения. Во Франции , Германии , Италии установлен налог на смазочные масла. В Австралии , Австрии , Великобритании и ряде других стран взимаются налоги на пользование топливными и нефтяными продуктами.

В странах Европейского экономического сообщества действуют в основном акцизные налоги:

  • на одноразовые упаковку и тару;
  • смазочные масла;
  • нефть и нефтепродукты;
  • минеральные удобрения и пестициды;
  • аккумуляторы, содержащие кадмий и ртуть;
  • старые автомобили.

В Финляндии широкое распространение получил налог на использование тары (упаковки). Введение налога в значительной степени способствовало росту использования стеклопосуды. В стране также существует акцизный налог на смазочные масла, сырую нефть и нефтепродукты.

Во Франции действует акцизный налог на смазочные масла. Его плательщиками являются производители и импортеры. Доходы от поступления налога расходуются на цели организации сбора и переработки отработанных масел. В качестве критерия эффективности введения налога принят процент использованных масел, правильное хранение и использование которых не наносит ущерб окружающей среде.

В Нидерландах применяется налог на топливо, поступления от которого используются для финансирования государственных природоохранных затрат и стимулирования снижения выбросов двуокиси серы. Производителям предоставляется налоговая скидка, если они внедряют технологии, способствующие снижению этих выбросов. За счет налога покрывается 50% затрат Министерства экологии, включая затраты на предотвращение и возмещение ущерба, субсидирование внедрения передовых прогрессивных технологий по очистке и переработке, а также финансирование размещения химических отходов. Эффективность налога достаточно высока.

В Норвегии действует акцизный налог на одноразовую упаковку для напитков и пищевых продуктов, способствующий развитию залоговой системы и снижению объемов перерабатываемого мусора. Действующий в Норвегии налог на нефть состоит из двух частей: общей ставки и дополнительного платежа, величина которого зависит от концентрации соединений серы. Налог введен с целью стимулирования потребления нефти с низким их содержанием.

С 1989 г. в стране действует налог на аккумуляторы, содержащие кадмий и ртуть. Налог на смазочные масла используется для финансирования различных природоохранных программ Министерства экологии, а поступления от налога на минеральные удобрения и пестициды - для реализации экологических программ в сельском хозяйстве страны.

В Швеции существует два вида налогов на нефть и нефтепродукты:

  • первый введен с целью замещения нефти другими энергоносителями;
  • второй применяется для финансирования мер, препятствующих асидификации окружающей среды, особенно для известкования озер.

Этот налог распространяется также на импортеров, поскольку и они являются виновниками ухудшения состояния природной среды в Швеции.

В стране действует и налог на одноразовые упаковочные материалы, величина которого явно недостаточна для стимулирования внедрения экологически ориентированной залоговой системы.

Особенностью использования налогов в Японии является их стимулирующая функция. Широко применяется система ускоренной амортизации для оборудования и сооружений, связанных с защитой среды и обезвреживанием отходов, а также скидки по некоторым видам государственных и местных налогов для предприятий, устанавливающих такое оборудование. В то же время собственно "экологические" налоги, как и пошлины, штрафы, платежи, непосредственно нацеленные на сокращение масштабов загрязнения или улучшение экологических свойств товаров, до последнего времени не получили большого распространения.

В разные периоды вводились дифференцированные по отдельным районам налоги на автотранспорт для контроля над выхлопными газами; специальные налоги для электромобилей; надбавки к налогам за опасные производства и товары; платежи за выбросы сверх установленных норм двуокиси серы.

Страны с переходной экологической политикой (Польша, Чехия, Венгрия) также применяют экологические налоги. С 1996 г. в Венгрии введены пять экологических налогов на транспортное топливо, шины, холодильники и хладагенты, упаковку, элементы питания.

Сбор за изменение климата

В соответствии с Протоколом, подписанным в Киото, Великобритания, как и другие страны этого Протокола, приняла на себя обязательства по снижению парникового эффекта от выбросов газообразующих вредных веществ.

Сбор за изменение климата взимается за пользование энергией в промышленных и коммерческих целях. Сюда входит как первичное, так и вторичное топливо для освещения, отопления, движущей энергии и энергии для приборов потребителей:

  • в промышленности (включая топливные отрасли);
  • сельском хозяйстве;
  • сфере государственного управления;
  • других сферах оказания услуг.

Сбор не применяется:

  • к электроэнергии, производимой с использованием нетрадиционных источников энергии (таких как солнечная и ветровая) или на совмещенных электро- и термостанциях "хорошего качества";
  • нефти или отходам и побочным продуктам, используемым для отопления, например газам коксовых и доменных печей (кроме электричества, получаемого из источников, которое производитель энергии использует не только для собственных целей);
  • автомобильному и авиационному топливу (с сырой нефти и автомобильного и авиационного топлива уже уплачиваются акцизные налоги).

Сбор не взимается:

  • с энергии для бытового использования;
  • энергии, используемой общественным транспортом;
  • топлива, используемого для производства другого вида топлива;
  • топлива не для энергетических целей (например, для химических процессов, а также энергопродуктов).

Тем не менее в целом для частного сектора этот сбор будет "нейтральным" по отношению к бюджетным доходам.

Механизм управления лесным хозяйством

В настоящее время не только в развитых, но и в бывших социалистических странах права собственности на лесные ресурсы четко определены и защищены соответствующими правовыми нормами и независимой судебной системой. В условиях переходного периода необходимо критически оценить опыт зарубежных стран, с тем чтобы не повторить такие их просчеты, как:

  • передача лесных земель в частную собственность без надлежащей правовой базы, необходимой для оптимального сочетания общественных и частных интересов;
  • образование неоправданно большого числа мелких частных лесовладений;
  • образование нерационального с позиций достижения общенациональных социальных и экологических целей соотношения различных форм лесной собственности;
  • недостаточный учет перспектив развития экологической ситуации на глобальном, национальном и региональном уровнях;
  • недооценка отрицательных социальных и экологических последствий приватизации лесов.

Отношения собственности на лесные ресурсы в мире носят динамический характер. Развитие социальной рыночной экономики и резко обострившийся за последние годы экономический кризис на региональном, национальном и глобальном уровнях привели к необходимости существенного изменения отношений собственности на природные ресурсы, в т.ч. лесные.

Система экономических отношений в лесном хозяйстве формируется в зависимости от преобладающей формы собственности на лесные ресурсы, социально-экономической модели рыночной экономики, роли лесов в экономике страны и других факторов.

Опыт США

По ресурсному и научно-техническому потенциалу лесного комплекса США является ведущей лесной державой, оказывающей решающее влияние на конъюнктуру мировых лесных рынков. Эта страна является мировым лидером в сфере производства, потребления и международной торговли лесобумажными товарами. На долю США приходится одна треть суммарной стоимости (в экспортных ценах) мирового объема потребления лесных и целлюлозно-бумажных товаров.

США, где государственные леса составляют одну четверть общей их площади, отличаются наиболее либеральным характером экономики. Управление лесами, организация лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов - прерогатива Федеральной лесной службы. При этом имеется в виду планирование лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов на национальном уровне, организация выполнения и контроля над соблюдением лесного законодательства в лесах всех форм собственности.

Экономические отношения между собственником государственных лесов в лице Федеральной лесной службы и лесопользователями строятся на принципах рыночной экономики.

Применительно к национальным лесам США продажа древесного запаса на корню включает два этапа: планирование лесопользования и аукцион. В процессе планирования определяют объемы рубок главного пользования и их территориальное размещение с учетом спроса на другие ресурсы и полезности леса. После этого осуществляется отбор группы специалистов для проведения аукциона. Состав группы определяется таким образом, чтобы включать представителей разных специальностей: технологов, экологов, инженеров по транспорту. В случае необходимости могут быть привлечены и другие специалисты. Результатом деятельности группы являются альтернативные варианты способов и технологии рубки леса и лесовосстановления.

Перед началом аукциона специалисты Федеральной лесной службы определяют минимальную, или "справедливую", цену. Под "справедливой рыночной стоимостью" понимают максимально возможную цену на конкретном аукционе с двумя или более покупателями. Для определения стартовой цены на древесный запас на корню Федеральная лесная служба США использует два метода - остаточной стоимости и на основании сделок.

В последние годы применяется метод, основанный на анализе результатов сделок по продаже древесного запаса на корню, совершенных за предыдущий период. Для прогноза цены на древесный запас на корню применительно к будущим сделкам используют статистические методы оценки имеющейся базы данных. При этом учитываются местоположение участков лесосечного фонда, их качественные характеристики (природный состав, диаметр на высоте груди по породам, товарно-сортиментный выход), технология лесозаготовок, расстояние трелевки, концентрация запаса, общий объем древесного запаса на корню по каждой сделке.

В США проводят два вида аукционов: устный и с закрытым предложением цены. На устном аукционе покупатель начинает с минимальной цены. Процедура продолжается до тех пор, пока один из покупателей не предложит больше, чем кто-либо другой, желающий платить. Второй вид аукциона проходит следующим образом: все конверты с предложением цены открываются в одно и то же время, и покупателю, предложившему самую высокую цену, отдается право на заготовку древесины на выставленном на аукционе участке.

Государственная политика ценообразования в США направлена на формирование конкурентных рынков древесного запаса на корню, а также изделий из древесины. Федеральные и региональные органы управления США довольно успешно пресекают случаи нарушения условий свободной конкуренции, образования монопольных рынков, включая рынки целлюлозно-бумажных товаров.

В стране имеют место различные формы экономических отношений между лесным хозяйством и лесопользователями, в т.ч. контрактная форма организации выполнения лесохозяйственных мероприятий. В Лесной службе существует широкий выбор типов контрактов, обеспечивающих необходимую гибкость. Основными из них являются:

  • контракты с фиксированной ценой: контрактер несет всю ответственность за расходы и собственную прибыль (или убыток);
  • контракты с фиксированной прибылью: контрактер несет минимальную ответственность за понесенные им расходы, а договорная прибыль или вознаграждение твердо установлены.

Контрактеры по результатам работ предусматривают более высокую цену с учетом прибыли и риска. Взамен сокращаются издержки на государственное управление контрактной деятельностью, уменьшается количество расторгнутых контрактов, повышается качество лесохозяйственных работ.

Важную роль в целостной системе экономических отношений в лесном хозяйстве играют налоги. Применительно к лесному сектору они призваны выполнять следующие основные задачи в целях повышения благосостояния общества:

  • стимулирование частных лесовладельцев к увеличению предложения лесных ресурсов путем улучшения качественного состава и повышения продуктивности лесов;
  • привлечение капитала в развитие лесного сектора из других отраслей;
  • компенсация частным лесовладельцам за обеспечение средозащитных и социальных услуг;
  • создание равных условий хозяйствования для лесовладельцев с учетом длительных сроков окупаемости инвестиций применительно к лесному сектору.

В лесном хозяйстве США применяются две категории налогов: имущественный и подоходный. Имущественный находится в юрисдикции штатов, но федеральные органы власти осуществляют надзор над его разработкой и исполнением. Имущественный налог может быть установлен в целом на лесные земли и древесный запас или раздельно. Базовой информацией для его исчисления служит кадастровая оценка лесных земель и древесного запаса. В этих условиях возникает проблема экономической заинтересованности в приумножении лесного капитала, с тем чтобы увеличить размер и качественную структуру лесопользования в будущем. В последние годы порядок взимания имущественного налога с лесных земель и древесного запаса видоизменен, т.к. не был учтен факт, что инвестиции в приумножение лесного капитала отличаются длительным сроком окупаемости, в результате чего происходило увеличение налоговых платежей сразу после проведения соответствующих мероприятий. В разных штатах применяются различные меры, направленные на устранение или смягчение вышеуказанного недостатка налога на лесное имущество.

В этом случае следует отметить отсрочку налоговых платежей до момента наступления эффекта в виде прироста лесопользования в результате мероприятий по улучшению качественного состава и повышению продуктивности лесов. При определении подоходного налога различают доходы, обусловленные лесным имуществом (лесным капиталом), и остальные виды доходов.

Налог на доходы, полученные от мероприятий по повышению продуктивности лесов, взимается с момента получения дополнительных лесных ресурсов, налог на остальные виды доходов лесовладельцев - по прогрессивной шкале.

Участие общественности в управлении лесами США является примером широкого ее вовлечения в процесс разработки и принятия управленческих решений применительно к сфере лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов. Различные общественные движения экологической направленности в США нередко добиваются реализации более жестких ограничений на способы рубок и технологии главного пользования по сравнению с действующим лесным и природоохранным законодательством.

О.В.Семенова

Консультант

отдела налогов и доходов

от использования природных ресурсов

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Согласно современному законодательству, использование природных ресурсов не может производиться безвозмездно. Какие платежи при этом необходимо производить и как их подсчитать – рассмотрим далее. В данной статье мы рассмотрим сборы и платежи за пользование природными ресурсами.

Разновидности платежей за пользование природными ресурсами

На сегодняшний день к категории природных ресурсов относится колоссальный объем многочисленных объектов окружающей среды. Пользование ими на территории того или иного государства, как правило, облагается налоговыми или иного вида выплатами. В частности вопросы налогообложения встают в тот момент, когда пользователь извлекает личную выгоду из такого пользования (см. → ). При этом осуществляемые в пользу государства платежи за подобное пользование идут на следующие цели:

  1. Право на обладание и пользование ресурсами.
  2. Плата за частичное восстановление утраченных ресурсов.
  3. Плата за превышение минимального использования ресурсов (штрафная плата).

Платежи за природные ресурсы подразделяются на федеральные и местные. К федеральным относятся экологический, лесной, водный налоги, а кроме налоги за пользование недрами, выплаты для производства минерально-сырьевой базы и сбор за право пользования ресурсами животного мира. Единственным налогом, который относится к местным, считается земельный: его размер определяется краевым либо районным законодательством.

К сегодняшнему дню в РФ не выработана система, позволяющая провести объективную оценку имеющихся природных ресурсов, а экономические методы, разработанные для подсчета платежей за природопользование, не стимулируют деятельности по сохранению и воспроизводству природных запасов страны. Бюджет, в котором налоги и сборы отражают исключительно используемые природные ресурсы, таким образом, постепенно обедняется.

Законодательная база

Регуляцией платежей за использование природных ресурсов занимается Налоговый кодекс, а также ряд нормативных и законодательных актов РФ. Обратимся к следующей таблице, чтобы подробно рассмотреть наиболее важные нюансы, регулируемые тем или иным документом:

Документ Важные детали содержания, описание документации
Налоговый кодекс В налоговом кодексе предложено не только трактование всех необходимых понятий (налогоплательщик, налог, система платежей и т.д.), то также более конкретная информация. Кодекс содержит необходимые данные об отдельных видах налога (лесной, водный и т.п.), информацию о регуляторах налога, классификацию платежей и иные углубленные данные, с которыми необходимо ознакомиться для грамотного осуществления необходимых платежей.
Специализированные документы Существует ряд специализированных документов, регулирующих отдельные выплаты за тот или иной природный ресурс. Среди них отмечают:
  • лесной кодекс;
  • водный кодекс;
  • земельный кодекс.
Федеральные законы Известно множество особых Федеральных законов, направленных на регуляцию и контроль за описанными выплатами, а также в качестве дополнения к Налоговому кодексу. Особняком среди них стоят ФЗ “О плате за землю”, “О животном мире”, “О плате за пользование водными объектами”.

Информация в некоторых документах может перекликаться, поэтому в целях экономии времени достаточно ознакомиться только с актуальными на сегодняшний день данными, представленными в Налоговом кодексе и ФЗ.

Выплаты за пользование лесными ресурсами

Лесные ресурсы называют одними из наиболее важных, в законодательстве им уделяется особое место. Сборы за пользование лесными ресурсами взимаются со всех пользователей, исключая арендаторов. При этом в качестве лесных ресурсов выступает древесина, живица, лесные материалы и растения, использование леса для нужды охотничьего хозяйства, использование леса для развлекательных/ спортивных целей. Выплаты за использование любых лесных ресурсов называются податями и могут осуществляться как в денежном эквиваленте, так и в любом ином (часть добытого лесного ресурса, иная продукция). Отдельным видом выплат является арендная плата.

Наиболее часто используемым ресурсом в данном случае является древесина. Плата за её использование осуществляется единоразово, если общий объем добытой древесины не превышает 500 куб. м. Если объем больше – то сумма делится на весь год, согласно платы по лесорубочному билету. Всего осуществляется 8 платежей: 10% от лесорубочного билета в периоды с февраля до июля и по 15% в период до февраля, а также с июля по декабрь. За расчетной число признано 15 дата каждого месяца. Так, например, если по лесорубочному билету нужно выплатить 100 000 рублей, то на протяжении года будет осуществлено 4 платежа по 10 000 рублей и 4 платежа по 15 000 рублей.

Сбор за пользование водными ресурсами

В данном случае выплатами облагаются физические и юридические лица, осуществляющие подлежащее лицензированию пользование водными ресурсами с применением специального оборудования или технических устройств. Плата взимается за право пользования таковыми ресурсами, а также за восстановление, охрану используемых водных объектов и выдачу лицензий на реализацию деятельности. При этом выплатами не облагается использование водных ресурсов при следующих условиях:

  1. Сброс вредных вод, в случаях, если содержание в них вредных веществ не превышает норму.
  2. Использование воды в целях устранения аварийных ситуаций либо стихийных бедствий.
  3. Размещение на воде тех или иных объектов, выполняющих охранную роль для водных и биологических ресурсов.
  4. Использование воды для разведения рыб или воспроизводства водного биологического ресурса.
  5. Проведение мониторинга государственного масштаба в целях научных исследований или иных работ (геодезических, гидрографических и т.д.).
  6. Строительство систем осушительного типа на низовых участках болот.
  7. Строительство либо размещение сооружений гидроэнергетического, рыбохозяйственного, воднотранспортного либо канализационного назначения.

Для лиц, производящих выплаты за пользование водными ресурсами, государство предоставляет различные типы льгот или скидочных систем. В первую очередь, особые условия предоставляются льготным категориям граждан.

Выплаты за добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых создан позднее всех остальных – в 2002 году. Его плательщиками признают юридических и физических лиц, которые являются пользователями недр. Более подробно с особенностями данного налога познакомимся при помощи следующей таблицы:

Общая информация Пояснение
Недры могут предоставляться пользователю только для ограниченного списка нужд (закон “О недрах”). Цели, в которых предоставляются недра:
  1. Геологическое изучение регионального масштаба.
  2. Работы, не причиняющие существенного вреда целостности недр.
  3. Строительство и использование различных подземных построек, не связанных с дальнейшей добычей ископаемых.
  4. Разведки с целью дальнейшей добычи полезных ископаемых.
  5. Создание особого рода объектов, выполняющих научное, культурное, оздоровительное либо эстетическое назначение.
  6. Сбор разного рода коллекционных материалов.
В качестве объекта налогообложения могут выступать разные виды полезных ископаемых (НК, ст. 336). Объектами налогообложения являются:
  1. Полезные ископаемые, извлеченные из недр, предоставленных в законное пользование.
  2. Полезные ископаемые, добытые на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ либо арендуемых РФ у других государств.
  3. Извлечение полезных ископаемых из отходов добывающего производства, в случае, когда извлечение подлежит дополнительному лицензированию.

Выплаты за использование объектов животного мира

Плательщиками данного вида сбора автоматически становятся те граждане, которые получили разрешение либо лицензию на использование объектов животного мира. Как правило, это подразумевает охотничью деятельность. Разрешение имеют право получить только те лица, у которых возникает право на пользование данным видом ресурсов. Основаниями для разрешения является охота на закрепленном охотничьем угодье, на специально охраняемой природной территории либо в общедоступном охотничьем угодье.

Формула для исчисления сбора за использование объектов животного мира выглядит следующим образом:

Размер сбора = Ставка * Количество

При этом ставка устанавливается НК РФ. Для точного подсчета необходимо использовать актуальную на текущий момент ставку. Обратимся к следующему расчету.

  1. Ставка за 1 особь лося составляет 1500 рублей.
  2. Предполагаемое количество особей – 5 шт.
  3. Подставляем данные в формулу: РС = 1500 * 5.
  4. РС = 7500 рублей.

Обратите внимание, что заниматься охотой допускается лишь после того, как государство выдаст лицензию на такую деятельность. В противном случае действия могут счесть противозаконными, последствиями чего станут судебные разбирательства.

Негативное воздействие на окружающую среду

Экологические платежи либо платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу производятся в соответствии с количеством выбросов согласно указываемому государством коэффициенту (допустимым нормативам). Для рассмотрения вопроса более подробно обратимся к следующей таблице:

Виды негативного воздействия, за которые взимают плату
  • выбросы загрязняющих веществ стационарными объектами;
  • вредные сбросы в подземные и поверхностные воды;
  • выбросы загрязняющих веществ передвижными объектами;
  • размещение вредных отходов производства.
Плательщики налога Юридические или физические лица, иностранные либо российские граждане, обладающие источниками вредного воздействия на окружающую среду.
Получатель сбора Согласно современной законодательной базе единственным получателем сбора является районный (местный) орган Росприроднадзора.
Ответственность за неуплату В случае неуплаты штрафов не взимается, но подобные действия могут расцениваться как сокрытие экологически важной информации. Последствиями этого могут стать судебные разбирательства и иные проблемы с законом.

Случай неуплаты экологического платежа может быть зафиксирован в случае просрочки. Крайним сроком выплат является 20 число следующего за отчетным периодом месяца.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. На какие нужды расходуются платежи, сборы и налоги за пользование природными ресурсами?

В большинстве случаев сборы представляют собой арендную плату (ренту). Также собранные средства расходуются на восстановление израсходованных ресурсов, реализацию охранной функции, обеспечение безопасности ресурса.

Вопрос №2 . Каковы самые большие и самые малые платежи?

По праву самым значительным платежом за пользование является платеж за нефтяные ресурсы или природный газ (до 16% от добытого сырья). Самым малый платеж взимается за черный металл (от 1%).

Вопрос №3 . В какие органы перечисляется сумма земельного налога?

Земельный налог считается местным, поэтому его перечисляют в местные органы. Например, если земля находится в пределах сельской местности, платеж поступает в пользу сельских органов самоуправления.

Вопрос №4 . Кто устанавливает льготы на платежи за пользование природными ресурсами?

Основным органом, устанавливающим льготы на данные платежи, является законодательная власть РФ. В отдельных случаях такие льготы назначаются в индивидуальном порядке субъектами РФ в пределах их полномочий.

Вопрос №5 . В случае, если экологический платеж был просрочен, но плательщик выплатил необходимый налог, освобождается ли он от уплаты просроченного платежа?

Нет, вместе со штрафом потребуется заплатить и необходимую сумму налога.

Формирование государственной политики в области воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов становится обязательным условием успешной реализации экономических реформ в нашей стране. Территория России составляет около 1/8 части мировой суши. Мы занимаем третье место в мире после Австралии и Канады по землеобеспеченности и площади пашни на одного жителя, но состояние наших земельных ресурсов оценивается как неблагополучное, значительная их часть нуждается в восстановлении плодородия. В России сосредоточено более 20% мировых запасов пресных и подземных вод, и в то же время современное состояние водных источников и систем централизованного водоснабжения в силу многих причин не гарантирует требуемого качества питьевой воды. Российская Федерация занимает одно из ведущих мест в мире по запасам минерального сырья и топливно-энергетических ресурсов. Разведанные запасы нефти, газа, угля достигают 13–36% мировых запасов, железных и никелевых руд – 30%. Воспроизводство же минерально-сырьевой базы год от года ухудшается.

Леса России составляют 22% лесных ресурсов планеты и занимают 69% территории страны, причем ценные хвойные породы составляют 72% лесного фонда. С другой стороны, заготовка древесины в последние годы снижается, не достигая уровня выделяемых расчетных лесосек, весьма велики потери при лесопользовании. Огромный вред ресурсам наносят лесные пожары, вредители, что во многом обусловлено низкой технической оснащенностью службы охраны лесов. Постоянно уменьшаются объемы лесовосстановительных работ.

В современных условиях развитие и эффективное использование природно-сырьевой базы России становится главным фактором роста ее экономики. Поэтому платежи за пользование природными ресурсами в системе факторов реализации природно-ресурсной политики государства являются особо значимыми. Установление платежей за природные ресурсы преследует цели экономического регулирования природопользования, стимулирования рационального и комплексного использования различных видов природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирования различных видов природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирование денежных средств для охраны и воспроизводства природных ресурсов в условиях рыночной экономики. Они призваны оказать позитивное влияние на повышение эффективности использования и охраны земель, лесов, водных объектов и недр, добычи и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов и продуктов переработки.

В соответствии с концепцией государственной экологической политики, изложенной в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.02 № 7-ФЗ, плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, лес и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) должна взиматься за:

– право пользования и использования природных ресурсов в пределах установленных лимитов;

– сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

– воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Иными словами, природные ресурсы подлежат вовлечению в хозяйственный оборот на платной основе.

По мнению некоторых российских экономистов, доходная часть государственного бюджета должна формироваться преимущественно или почти полностью за счет платежей за природные ресурсы. В условиях спада производства и недостаточности бюджетных средств в такой богатой ресурсами стране, как Россия, именно платежи за природопользование могут взять на себя фискальную функцию налоговой системы. Однако в настоящее время доля платы за природные ресурсы в доходной части федерального бюджета составляет менее 3%.

В экономической науке исследовались различные методы экономической оценки природных ресурсов и установления размеров платы за их использование. Наиболее удачная группировка этих методов такова:

1. Затратный метод. Оценка природных ресурсов определяется по величине затрат на их добычу, освоение или использование.

2. Результативный метод. Экономическую оценку (стоимость) имеют лишь те природные ресурсы, которые приносят доход. Стоимость ресурса определяется денежным выражением первичной продукции, получаемой от эксплуатации природного ресурса, либо разницей между полученным доходом и текущими затратами.

3. Затратно-ресурсный метод. При определении стоимости природного ресурса соединяются затраты на его освоение и доход от его использования.

4. Рентный метод. Лучший ресурс (использование которого дает относительно большой доход при одинаковых затратах) получает большую стоимость; затраты на освоение ресурса ориентированны на некий средний уровень; учитывается факт ограниченности природного ресурса. При рентном подходе обоснована необходимость разделения собственника ресурса и его пользователя для возникновения категории рентных платежей.

5. Воспроизводственный метод. Использование какого-либо природного ресурса подразумевает его восстановление. Стоимость природного ресурса определяется как совокупность затрат, необходимых для воспроизводства (или компенсации потерь) ресурса на определенный период.

6. Монопольно-ведомственный метод. Размер платежей за пользование природными ресурсами должен соответствовать потребностям финансового обеспечения деятельности специализированных федеральных служб (министерств и ведомств), осуществляющих в настоящее время монопольное распоряжение управления природными ресурсами.

До налоговой реформы в нашей стране наибольшее распространение получили платежи в виде возмещения затрат на воспроизводство природных ресурсов (отчисления в бюджет на возмещение затрат на геолого-разведочные работы, поденная плата, плата за воду, возмещение затрат на рекультивацию земель), но методы определения их размеров были далеки от совершенства. Так, отчисления на геологоразведочные работы не покрывали фактических расходов на их проведение, плата за древесину, отпускаемую на корню, не возмещала расходов лесного хозяйства на лесовосстановление.

– платы за право использования природными ресурсами, в которой экономически реализуется право собственника ресурсов на получение части прибыли от эксплуатации каждого их вида. Так реализуется абсолютная рента, которая не зависит от финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятия. В плату за право пользования природными ресурсами входит и дифференциальная рента, т.е. стоимостная оценка различий в самих ресурсах, которая отражается на эффективности их эксплуатации. Например, месторождение, более благоприятно по горно-геологическим условиям и содержанию полезных ископаемых используется с большим эффектом, чем месторождение с худшими показателями. Очевидно, что получаемый эффект не зависит от вклада предприятия и уже только по этой причине должен быть изъят. Такая мера должна повысить экономическую заинтересованность предприятий в интенсификации использования природных ресурсов, во внедрении новых безотходных технологий;

– платы за воспроизводство и охрану природных ресурсов (возмещение затрат на воспроизводство соответствующих ресурсов), которая представляет собой оплачиваемые предприятиями расходы специализированных предприятий и организаций на восстановление вовлеченных в хозяйственную деятельность ресурсов;

– штрафных платежей за сверхлимитное использование природных ресурсов.

Современная система платежей за использование природных ресурсов (рис. 1) состоит из следующих элементов:

Рис. 1. Система платежей за использование природных ресурсов

В настоящее время в России сложилась система платежей за природные ресурсы в бюджет и во внебюджетные фонды, включая в себя платежи в виде платы за недра, за пользование водными объектами, платы за землю, платы за лесопользование и др.

В продолжение темы:
Артистизм

Министерство образования РФ Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов ПРОЕКТ По...

Новые статьи
/
Популярные