Инфотейнмент в политических коммуникациях пример. Курсовая работа инфотейнмент как жанр современной тележурналистики

В маркетинге всегда и все делалось с оглядкой на потребителя. В последнее время, все делается еще и с пониманием его системы ценностей. Теперь компании рассматривают людей не просто как потребителей (покупателей и пожирателей), а как людей, наделенных мыслями, эмоциями, душой. Это отражается на всем маркетинге и серьезные изменения видны и на разных уровнях маркетинговой журналистски: это касается способов и методов работы журналистов; маркетинговых технологий, используемых в работе с аудиторией; способов доставки информации; правовых и этических стандартов и т. д.

Впрочем, многие сочинители контента эту ориентацию на ценности потребителя понимают довольно условно. Бесконечные разговоры про какой-то

Контент-маркетинг – процесс привлечения и удержания клиентов путём постоянного создания контента с целью управления поведением потребителей

Википедиа

Серьёзное журналистское сообщество воспринимает с дрожью. И я их понимаю! Вместо качества коммуникаций и диалога, троллить клиентов текстами с целью их зомбирования – это не выдержит никто. Такой подход просто убивает коммуникацию. Сегодня журналисты заняты другим – они пробуют новые форматы, принципы и подходы к коммуникации, в первую очередь, ориентированные на эмоциональное и интеллектуальное вовлечение потребителей в коммуникацию и диалог.

Нативные тексты, инфографика, интерактивы, ответы на вопросы (вместо потока текстов и "продающих" заголовков) – коммерческая журналистика сегодня занята этим. В этой статье, речь пойдет о таком формате подачи контенте, как . Если кто не знает, в общем и целом,

Инфотейнмент (infotainment) – это симбиоз информации и развлечения и представляет собой стиль преподнесения сообщения, когда серьезные события, действия или идеи подаются в развлекательной, непринужденной, легкой, даже ироничной форме или с оттенком развлекательности

Немого истории

Понятие инфотейнмент возникло в результате объединения двух английских слов: information и entertainment (информация и развлечение), а сам формат контента в стиле инфотейнмента родился в США в 1980-х годах. Рейтинги новостных программ общефедеральных каналов ТВ были низкими, и именно поэтому возникла необходимость изменения подходов в отборе и принципов размещения информации. Так постепенно, в начале, новости, а потом и ТВ-каналы разделились на:
  • информационные;
  • информационно-развлекательные.
Нил Шапиро, продюсер NBC, считал, что зрителю должно быть важно не не только слушать новости, но и смотреть на то, как они преподносятся. Рон Ховард, один из теоретиков инфотейнмента, вообще считает, что важнее "как", а не "что" преподносится аудитории. И именно этот принцип стал основой для такого формата не только в электронных, но и печатных СМИ, а позднее и в маркетинговой журналистике при генерации контента.

Что это такое?

Инфотейнмент – это информация, представленная целевой аудитории в виде развлечения, за счёт подбора материала и(или) способа его оформления. Это интерпретация информации и ее подача, вместо потока данных. Базовые принципы очень просты:

  • развлекать и учить лучше, чем рекламировать и продавать;
  • история из жизни лучше, чем рассказ о предмете маркетинга;
  • притча, шутливый рассказ лучше, чем нудное повествование;
  • интервью с лидером лучше, чем констатация собственного мнения;
  • ток-шоу лучше, чем повествовательная программа;
  • интерактив и соучастие аудитории в обсуждении лучше, чем презентация;
  • эмоциональный репортаж с места события лучше, чем пересказ очевидца;
  • авторское видео с происходящим процессом лучше, чем инструкция по пользованию.
Основной отличительной чертой инфотейнмента является апелляция к эмоциям аудитории. Он представляет собой своего рода игру, в которую специалист вовлекают аудиторию и предлагают ей информационно-развлекательное содержание. А игра, по меткому выражению М. Бахтина:
Мир-перевёртыш, инобытие, где жизнь… разыгрывает другую свободную форму своего существования».

Бахтин, М. М. "Эстетическое наследие и современность".
Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1992. Т. 2. 368 с.

По справедливому замечанию исследователя В. А. Евдокимова:
Познавая этот симбиоз сообщения и шутки, аудитория в одних коммуникативных ситуациях узнает о чем-то новом, интересном или приподнимает завесу над каким-либо острым взаимодействием, а в других – получает суррогат журналистской мысли.

Евдокимов, В. А. "Инфотеймент в масс-медиа: панацея от скуки и эрзац дискуссии"
Наука о человеке: гуманитарные знания. - № 5, 2010. - с. 215

Инфотейнмент - это форма, а не содержание. Это стиль, а не информационный поток. Это упаковка той мысли, которую необходимо донести до аудитории. Однако, наличие мысли для маркетингового контента – обязательно.

Виды инфотейнмента

Сегодня инфотейнмент характерен для таблоидной и коммерческой маркетинговой журналистики, в чьи задачи входит именно эмоциональное воздействие на аудиторию. Сам же инфотейнмент имеет де разновидности – все медиатексты можно условно разделить:
  • на конструктивные
  • и деструктивные.

Конструктивный

В случае с конструктивным инфотейнментом читатель получает текст с достаточной степенью информативности для целевой аудитории и в красивой, удобоваримой, легкоусваиваемой форме. Такие медиатексты, помимо развлечения, несут полезную информацию, удовлетворяя не только интересы, но и потребности аудитории. Так, например, верстается небольшой содержательный и полезный для целевой аудитории текст, вокруг которого располагаются вспомогательные элементы: инфографика, фотографии, коллажи, врезки, иллюстрирующие и подтверждающие транслируемое журналистское мнение и информацию. Акцент по большей части сделан именно на доказательность и убедительность, которые и помогают передать эти вспомогательные элементы, а еще, на визуальную составляющую материала.

Пример того, как в развлекательной форме не акцентируя можно напомнить о бренде, рассказать о тенденции в цвете и развлечь, можно посмотреть . А на фото – кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию", иллюстрирующий пример того, как важна тема безопасности сбережений преподносится убедительно, но в развлекательной форме.


Деструктивный

В случае с деструктивным инфотейментом нет места журналистскому анализу того или иного явления действительности. Как правило, всё сводится к констатации факта, в котором суть, смещенная на задний план, поглощена какой-либо яркой, привлекающей деталью, подробностью. Часто информация не важна или отсутствует совершенного и на ее место выдвинуты:
  • Экшен;
  • ВАУ-эффект;
  • Скандал;
  • Персонаж, участвующий в событии, новости.
Чаще всего такой материал строится по принципу: в лид-абзаце или на первой полосе - броская, привлекающая внимание и вызывающая любопытство фотография и тизер материала. Материалы с такими «кричащими» тизерами, заголовками и хэдлайнами, безусловно, привлекают массового читателя. Кроме того, часто можно встретить двусмысленные тизеры и заголовки, которые сначала могут вызвать у читателя недоумение, но потом, когда прочитаем материал, оно исчезает. Часто тизер, лид-абзац или первая полоса построены "на спекуляции".


Далее идет текст, с довольно поверхностной проработкой материала, вокруг которого группируются эмоциональное окрашенные врезки, фотографии и т. д. Отмечу, что этот вид инфотейнмента не содержит как такового анализа информационного повода, а представляет собой лишь констатацию и описание того, что происходило и кто являлся участниками события. Более того, налицо тяготение к сенсационной, скандальной форме преподнесения факта.

Проблема деструктивного инфотейнмента состоит в том, что подобные форматы и методы подачи информации, выполняя рекреативную функцию, трансформируют, форматируют ценностную картину мира человека. Меняют устоявшуюся систему ценностей, переориентируя индивида на маргинальное отношение к устоявшимся в обществе моральным категориям.


Не очень понятно? Умные и образованные, а также те, кто уже успел сформировать барьер восприятия такого контента это просто это "не видят" – их ценностная картина мира дру-га-я, они и не могу это воспринять! Остальные из интересных нам представителей ЦА, сталкиваясь с плохим качеством товаров и услуг, как правило, стоящим за подобным информационным контентом, очень быстро учатся не потреблять и не воспринимать маргинальное.

Сознательные потребители же маргинального контента, часто и увы, не имеют возможности платить за большинство из предлагаемых и продвигаемых на рынке товаров и услуг или сознательно отказываются от их потребления в пользу низкопробных маркетинговых продуктов. Таким образом, Подобный контент работает только на молодых и не устоявшихся, извращая и деградируя их. Писать, к примеру, в рекламе: "на районе" – это сознательный прием деструктивного инфотейнмента, в надежда получить только внимание маргинальных.

Преимущества инфотейнмента

Имеющий признаки наивности, инфотейнмент проще принимается и усваивается целевой аудиторией. Ориентирован в большей степени на эмоциональность, визуальность, клиповость, диктат которых мы и наблюдаем сегодня в медиатекстах таблоидной и коммерческой маркетинговой журналистике.
Успех инфотейнмента основывается на элементарной человеческой потребности удовлетворения эмоциональных нужд. Хороший инфотейнмент вызывает восклицание, создает чувство и ощущение...

Стойков, Л. "Гедонистическая функция медий: инфотейнмент и реалити-шоу"
Relga, 2007, № 4.

Контент для маркетинга, выполненный в формате инфотейнмента, безусловно, привлекает внимание, однако важна не только форма преподнесения материала, но и содержание.

2 302 просмотра

/ от

В современном информационном мире мы наблюдаем «тектонические» сдвиги, которые происходят на разных уровнях развития журналистской отрасли: это касается способов и методов работы журналистов; технологий, используемых в работе СМИ; способов доставки информации, которые к настоящему времени претерпели существенные изменения; правовых и этических стандартов и. д.

Серьёзной и обсуждаемой проблемой в теории и практике журналистики является рост текстов СМИ, созданных в формате инфотейнмента на радио, телевидении, периодике и в интернет-СМИ.

Инфотейнмент (infotainment) - понятие, которое возникло в результате объединения двух английских слов: information и entertainment (информация и развлечение). Инфотейнмент - это симбиоз информации и развлечения. Это стиль преподнесения сообщения, когда серьезные события, действия, или идеи подаются в развлекательной, непринужденной, легкой, даже ироничной форме или с оттенком развлекательности.

Инфотейнмент - это форма, а не содержание.

Формат инфотейнмента родился в США в 1980-х годах и практиковался на телевидении. Рейтинги новостных программ общефедеральных каналов США были низкими, и именно поэтому возникла необходимость изменения принципов отбора и размещения информации в выпуск. Так постепенно новости разделились на информационные и информационно-развлекательные. Нил Шапиро, продюсер NBC, считал, что зрителю должно быть интересно не только слушать, но и смотреть. Рон Ховард, один из теоретиков инфотейнмента, считает, что важнее как , а не что преподносится аудитории. И именно этот принцип стал основой для такого формата не только в электронных, но и печатных СМИ.

Болгарский профессор Любомир Стойков приходит к выводу, что «инфотейнмент - дитя постмодернизма, чьи черты нашли выражение в различных сферах культуры. Постмодернистская ситуация в медиатексте означает смешение документального и художественного дискурса: реальное подвергается различным трансформациям, включается в условный контекст, который, в сущности, интереснее самой информации. Одна из особенностей постмодернистского медиатекста - то, что он не столько отражает действительность, сколько её моделирует - в полном смысле слова создаёт новую реальность, причём без угрозы санкции. Акцент при программировании передачи - это интертекстуальность, виртуальные декорации и всевозможные виды визуальных и лексических игр. Полиэкран из символа постмодернистской эстетики превращается в матрицу для нового типа телевизионной развлекательности» .

Инфотейнмент представляет собой своего рода игру, в которую СМИ вовлекают аудиторию и предлагают ей информационно-развлекательное меню, являющее собой по сути суррогат реальности. А игра, по меткому выражению М. Бахтина, есть «мир-перевёртыш, инобытие, где жизнь… разыгрывает другую свободную форму своего существования».

Всё это характерно для таблоидной журналистики, в чьи задачи входит именно игра, развлечение, эмоциональное воздействие на аудиторию. Концепции таких изданий отличаются высокой степенью таблоизации, эксплуатацией темы человека как существа биологического, они не представляют интереса в плане взаимодействия с аудиторией, организации информационного обмена, но «существуя в специфической постсоветской информационно-политической среде, они время от времени используются как инструменты пропаганды». Проблема состоит в том, что подобные каналы распространения информации, выполняя рекреативную функцию, трансформируют, форматируют ценностную картину мира человека. Меняют устоявшуюся систему ценностей, переориентируя индивида на маргинальное отношение к базовым моральным категориям.

Инфотейнмент как способ отражения реальности в журналистике имеет свои разновидности. По справедливому замечанию исследователя В. А. Евдокимова, «познавая этот симбиоз сообщения и шутки, аудитория в одних коммуникативных ситуациях узнает о чем-то новом, интересном или приподнимает завесу над каким-либо острым взаимодействием, а в других − получает суррогат журналистской мысли». Отталкиваясь от этого замечания, все медиатексты, «выполненные» в формате инфотейнмента, можно условно поделить на конструктивные и деструктивные. И те, и другие ориентированы в большей степени на эмоциональность, визуальность, клиповость, диктат которых мы и наблюдаем в медиатекстах таблоидной журналистики не только федеральной, но и региональной. Однако есть несколько нюансов. В случае с конструктивным инфотейнментом читатель получает текст в красивой, удобоваримой, легкоусваиваемой упаковке с достаточной степенью информативности для целевой аудитории издания: так, например, верстается небольшой текст, вокруг которого располагаются вспомогательные элементы: инфографика, фотографии, коллажи, врезки. И акцент по большей части сделан именно на эти вспомогательные элементы, на визуальную составляющую материала. Такие медиатексты могут нести полезную информацию, удовлетворяя не только интересы, но и потребности аудитории, однако преподносится всё в достаточно простой доступной форме. В случае с деструктивным медиатекстом читателю предлагается тот самый «суррогат журналистской мысли». В нём акцент делается исключительно на эмоции, на «эксплуатацию темы человека как существа биологического», когда новости превращаются в объект любопытства. В таких материалах нет места анализу того или иного явления действительности. Как правило, всё сводится к констатации факта, в котором суть смещена на задний план, поглощена какой-либо яркой, привлекающей деталью, подробностью, каким-либо персонажем, участвующем в новости. Однако всё это обусловлено спецификой в том числе журналистской работы в конкретном издании, где наблюдается диктат деструктивного инфотейнмента.

Успех инфотейнмента основывается на элементарной человеческой потребности удовлетворения эмоциональных нужд. Хороший инфотейнмент вызывает восклицание, создает чувство и ощущение чего-то.

Такие материалы, выполненные в формате инфотейнмента, безусловно, привлекают внимание, однако важна не только форма преподнесения материала, но и содержание.

Сегодня на телевидении практически не осталось жанров, которые бы не затронул инфотейнмент: информационно-аналитические, новостные, репортажные, очерковые. Инфотейнмент становится наиболее популярной формой при создании телевизионных программ. Большинство продюсеров в борьбе за рейтинг и популярность проекта делают ставку именно на инфотейнмент.

Но следует отметить, что инфотейнмент становится уже не только форматом телепрограммы, но и спецификой всего канала. Один из самых ярких примеров –телеканал СТС. Анализ сетки вещания позволяет сделать вывод, что это не только «развлекательный» канал. На телеканале СТС есть программы, составляющие не только его развлекательную компоненту, но и информационную.

Но в любом случае на данном этапе развития можно утверждать, что формат канала СТС – инфотейнмет.

Стремительно «ворвавшийся» на телевидение и сильно изменивший его облик, инфотейнмент сегодня может использоваться не только для создания телепрограмм любого жанра, но и стать особенностью всего телеканала. Поэтому сегодня инфотейнмент является уже универсальной телевизионной формой.

Теги: , https://сайт/wp-content/uploads/2015/06/bhanu532_l.2.jpg 425 600 Leonid Borislavsky /wp-content/uploads/2018/05/logo.svg?1 Leonid Borislavsky 2015-06-24 12:11:32 2015-06-24 07:29:56 Инфотейнмент как универсальная телевизионная форма
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ.Н.А.ДОБРОЛЮБОВА

Курсовая работа
«Инфотейнмент как жанр современной тележурналистики»
(на примере программы « ПрожекторПерисХилтон»)

Выполнила:
студентка гр. 401 АПЖ
Лохмачева Татьяна
Научный руководитель:
к. филол. н., доцент Браун О. С.

Нижний Новгород
2011

Содержание:
Введение………………………………………………………… ……………….3
Глава 1. Медийная структура России…………..………………………………5

      Особенности современной системы СМИ………………………..5
      Модели современной медиасистемы России……………………..6
      Понятие глобального «мейнстрима»…………………………….10
Глава 2. Инфотейнмент как жанр журналистики……………………………14
    2.1. Зарождение явления……………………………………………………14
2.2. Инфотейнмент как психологический прием…………………………18
2.3. Появление инфотейнмента в России…………………………………..21
Глава 3. «ПрожекторПерисХилтон» как программа в жанре инофотейнмент……………………… ……….………………………………….23
3.1. Подготовка и проведение программы…………………………………23
3.2. Черты инфотейнмента в программе «ПрожекторПерисХилтон»…..24
3.3. Критика программы « ПрожекторПерисХилтон»……………………. 27
Заключение…………………………………………………… ………………….31

Введение.

Современный человек не представляет свою жизнь без телевидения. Телевидение выполняет различные функции – информационную, познавательную, образовательную, развлекательную, рекреационную. При этом стираются границы между телевизионными жанрами, и новости уже нельзя отнести к чисто информационным жанрам. На характер новостей влияют многие факторы: «конкуренция среди изданий и агентств; наличие новостей из других каналов информации; общая линия издания; вынужденное или преднамеренно комбинирование новостей местных и зарубежных, важных и занимательных; размер отводимой площади» 1 . Преимуществом журналистики новой формации является высокая степень информационной насыщенности текста и быстрота реакции при многообразии каналов информации и их растущей конкуренции.
Актуальность данной работы заключается в том, что жанр ифотейнмент является новым для Российских СМИ. Однако, он широко распространен в нашей действительности и является популярным среди разных групп населения.
Цель данной работы: изучение инфотейнмента как жанра журналистики.
Задачи: определить происхождение инфотейнмента как жанра журналистики, его причины и истоки, выявить его основные функции и черты. Проанализировать инфотейнмент как современный психологический прием, а так же установить происхождение инфотейнмента в России. В качестве примера для анализа в работе приводится программа Первого канала «ПрожекторПерисХилтон».
Научная новизна исследования данной темы характеризуется тем, что среди материалов, описывающих инфотейнмент, преобладают теоретические работы. Исследование программы « ПрожекторПерисХилтон», как примера передачи в жанре инфотейнмент, раскрывает основные черты жанра в целом и их проявления в конкретной программе.

Предмет исследования – жанр инфотейнмент в современной Российской телевизионной журналистике.
Объект исследования – «ПрожекторПерисХилтон», выпуски 87 (06.03.2011), 88(12.03.2011), 89(19.03.2011), 90(26.03.2011), 91 (02.04.2011)
Методы исследования: структурно-функциональный и фактологический анализ программы.

Глава 1. Медийная структура России.

      Особенности современной системы СМИ.
Новые структурные формы в средствах массовой информации России появились как следствие реформ всей системы СМИ. И это стало следствием не только демократических перемен, пришедших в 1990-х, но и следствием перемен во всей мировой системе информации.
Формирование новой медийной структуры России проходило под влиянием разнообразных факторов, которые можно разделить на две группы:
Политико-экономические факторы – слом прежнего социально-экономического устройства; создание частного сектора в экономике; отказ от доминирования коммунистической партии в политической системе общества; создание институтов гражданского общества;
Национально-культурные факторы – возрождение культурных традиций; учет языка и менталитета; формирование бизнес-культуры; усиление влияния этических норм и правил деятельности.
Современное состояние системы СМИ России можно охарактеризовать устойчивым преодолением рубежа переходного периода. Растет интеграция российских медиа в глобальный медийный контекст: активно осваивается российскими СМИ Интернет; растет популярность новых каналов общения и получения информации, связанных с мобильной телефонией.
Важно подчеркнуть, что эти процессы проходят практически во всех странах одновременно и представляют глобальный переходный период.
Также в системе СМИ современной России проявляются и такие особенности:
Сформированный рекламный рынок оказывает прямое влияние на деятельность СМИ, а в целом – и на все состояние экономики средств массовой информации, которая базируется на принципах свободного рынка – самоокупаемости, свободной конкуренции, прибыльности и рентабельности, самофинансирования;
Традиционное для современных рыночных медиасистем «разделение труда» между печатными и аудиовизуальными СМИ характеризуется особым вниманием прессы к анализу событий и усилению внимания к инфотейнменту на ТВ;
Качество медиакратичности (власти средств массовой информации) современных обществ формирует новую систему функций и ценностей профессиональной деятельности журналиста, исходя из которой, журналисты выступают в роли производителей (создателей) общественного мнения со всеми вытекающими отсюда последствиями.
      Модели современной медиасистемы России.
Территориальный фактор играет ведущую роль в определении особенностей медиасистемы России. Являясь самой большой страной по территории в мире, Россия имеет более 90 региональных и местных географических медиарынков. Они не похожи друг на друга и разнообразны по формам и характеру деятельности.
Вот статистические данные, которые хорошо иллюстрируют высказанную мысль. На начало ХХI столетия в России выходило около 6000 газет, общий их тираж превышал 7 млрд. экземпляров. Около 3 млн. журналов – общий тираж около 500 млн. экземпляров. Общий тираж книг и брошюр, издающихся в стране, составляет 6,9 млн. экземпляров.
Такие же данные можно найти и о вещательном рынке страны. Например, по данным Национальной ассоциации телевещателей в конце ХХ начале ХХI века в России существовало более 100 государственных телекомпаний (из них более 80% - в регионах), а также более 150 – негосударственных. Девять телевизионных каналов принимались более чем половиной населения России. Число телеканалов на региональном уровне колеблется от 700-800 до 1000.
Радио также демонстрирует бурный рост индустрии. Число негосударственных радиостанций на местах достигает более 500.
Особенность современной медиасистемы России состоит еще и в том, что на первый взгляд единой системы вроде бы и не существует: рынок Москвы не похож на рынки регионов. Этому немало способствует многоуровневая административная система, различная география и экономическое положение регионов, неравномерность распределения природных и человеческих ресурсов и развития линий коммуникаций. Эти факторы являются определяющими своеобразие рынков информации в регионах. Из них наиболее существенным фактором являются взаимоотношения между властью и СМИ на региональном уровне. В итоге именно эти отношения накладывают отпечаток и на экономическое положение и на политические пристрастия медиа.
Современная система России может быть представлена различными моделями, в основу которых положены разные принципы объединения СМИ. Мы рассмотрим две основных модели системы СМИ России, наиболее часто используемые в практике российской медиасистемы. Это модель медиаполитическая (И. Засурский) и модель функциональная.

Первая медиаполитическая модель включает четыре основных уровня.
Первый уровень – важнейший – формирующий федеральное (общенациональное) российское информационное пространство. На этом уровне расположены электронные всероссийские средства массовой информации – центральные каналы телевидения, принимающиеся на территории всей страны, качественные московские издания («газеты влияния»). Эти СМИ как правило контролируются политизированным капиталом, хотя многие из них имеют смешанные формы собственности или находятся в собственности государства. Это инструмент в политических кампаниях.
Газета влияния – печатное периодическое издание, основная функция которого состоит в том, чтобы формировать информационную среду, поставляя всю необходимую аргументационную базу по ключевым вопросам дня. Это крупные финансово независимые или выражающие чью-либо точку зрения газеты, из которых информационные службы других СМИ черпают информацию для распространения в массовых аудиториях («КоммерсантЪ», «Российская газета», «Известия» и пр.).
Второй уровень – печатные и электронные СМИ всероссийского, межрегионального и регионального охвата представляет коммерческие издания, теле- и радиокомпании. К ним относится вся деловая периодика, коммерческие теле- и радиостанции, имеющие выход в регионы («Эхо Москвы», «Русское радио», «Ностальжи», «Авторадио» и пр.), но не являющиеся общенациональными по охвату аудитории. Эти СМИ интегрируются в медиаполитическую систему структурно, посредством политизированных инвестиций или функционально – в условиях конкретных информационных кампаний. Этот уровень играет роль среды, которая может либо способствовать затуханию информационных кампаний (эффект «подушки»), либо выступать резонатором, многократно умножая их эффективность.
Задачей медиатехнологов является создание таких сценариев информационных кампаний, в которые СМИ этого уровня втягиваются по собственному желанию, занимая позицию одной из сторон.
Третий уровень – региональные электронные и печатные СМИ – находится под контролем местных администраций или крупных региональных корпораций. Важное значение приобретает реальное распределение власти в регионах. Если регион в целом автократичен, то региональная информационная система становится предельно закрытой.
Четвертый уровень – Интернет, который представляет собой огромный набор коммуникационных каналов, которые также могут использоваться медиаполитической системой для разных целей.
Вторая функциональная модель представлена соотношением традиционных и инновационных каналов передачи информации и включает в себя два основных структурных элемента: традиционные СМИ и инновационные СМИ.
Традиционные СМИ в свою очередь делятся на:
1. Печатные СМИ – газеты, журналы, бюллетени и пр. периодическая печатная продукция, которая имеет два направления развития – общефедеральное или общенациональное и региональное.
2. Телевидение – телекомпании регионального и общефедерального направления.
3. Радиовещание – радиокомпании регионального и общефедерального направления.
Инновационные СМИ представлены глобальной коммуникационной сетью – Интернет, которая сейчас в России развивается как демократический, но функционирующий по экономическим законам сектор коммуникаций.
Инфраструктура системы СМИ представлена целым комплексом институтов, обеспечивающим емкость и скорость передачи информации основными структурными элементами системы. Инфраструктура обеспечивает коммутацию средств и линий связи, техническое и интеллектуальное качество этого процесса. В инфраструктуру системы СМИ включаются:
информационные агентства и службы, обеспечивающие доступ к информации и поставляющие информацию во всех ее видах СМИ;
рекламные агентства и службы, производящие специализированную информацию и обеспечивающие ею СМИ;
агентства и службы паблик рилейшнз, производящие специализированную и часть журналистской информации и обеспечивающие ею СМИ;
специальные технические службы, обеспечивающие технологически и технически процессы передачи и функционирования информации в публичной сфере;
специальные образовательные институты, обеспечивающие формирование интеллектуального ресурса для системы СМИ.

      Понятие глобального «мейнстрима».
В системе общего развития СМИ необходимо обращать внимание на то, что любая система СМИ в любом государстве находится под влиянием общих тенденций в мировой журналистике. Именно они представляют собой глобальный «мейнстрим» - (от англ. mainstream) – общий вектор, объединяющий развитие СМИ в разных странах.
Иногда это понятие объясняется при помощи другого – вектор трансмиссии 2 .
Вектор трансмиссии – термин, употребляющийся при определении направлений информационно-коммуникативных процессов, происходящих в обществе. Он используется для определения социальной специфики типов современной коммуникации. Личное сообщение в письмах определяется как тип частной связи, а общение посредством СМИ – как тип общественной связи. Развитие информационных супермагистралей вносит коррективы в эту классификацию, создавая службы связи, в которых различия между частными и общественными статусами пользователей информации теряют свою определенность, приобретая черты мультимедийности.
Современный мейнстрим характеризуется следующими чертами 3:
· сокращение общего числа читателей газет, возвращение прессы к своей исторически первоначальной функции – информировать и анализировать события для небольшого числа читателей, представляющих интеллектуальную элиту, высокопрофессиональных менеджеров и предпринимателей, политиков, принимающих решения;
· отчетливое перенесение центра тяжести читательских предпочтений с общенационального на местный уровень, что подтверждается данными и о количестве региональных газет в общем числе российских периодических изданий (60%) и о совокупном тираже региональных и местных газет в общенациональном тираже (70%), и динамикой подписных тиражей;
· развитие специальных региональных моделей столичных газет для адаптации как к информационным, так и к рекламным рынкам регионов;
· повышение доли неоплаченного или частично оплаченного чтения прессы за счет усиления рекламных или бесплатных информационных газет, а также коллективной или корпоративной подписки;
· неежедневное чтение, приводящее к сокращению периодичности малотиражных местных газет и развитию еженедельной периодики.
Такие же процессы характерны и для электронных средств массовой информации, которые развиваются согласно тенденциям укрупнения и конвергенции.
Конвергенция – схождение, сближение явлений и тенденций в различных сферах жизни (в мире биологии, социальных систем или культуры). Взаимодействие и объединение различных каналов и средств связи в условиях развития мультимедийных процессов и информационных супермагистралей, совершающихся благодаря широкому внедрению новых технологий, обеспечивающих применение цифровой трансмиссии информации и различных линиях связи 4 .
Конвергенция увеличивает пропускную способность канала и существенно меняет медиаландшафты, стимулируя процессы дальнейшей супермонополизации капитала и рост олигополий.

Проявление всех указанных характеристик присуще рынку СМИ современной России. Изменились качественные отношения с прессой. Газета возрождается как средство серьезной информации и политико-экономического анализа, адресованное тем социальным группам, которые находятся на более высоких ступенях по уровни и образования, и доходов. Портрет среднестатистического читателя газеты в регионе – это элита по роду занятий – бизнесмены, интеллектуалы, управленцы, горожане с относительно высокими доходами, подготовленные к аналитическому чтению.
Пресса делится на качественную, адресованную элите общества, и массовую, рассчитанную на невзыскательный вкус.
Развитие медиасистемы, сокращение общего числа читателей газет, отчетливое перенесение предпочтений с общенационального на местный уровень, развитие специальных региональных моделей столичных СМИ, а так же явление конвергенции привели к необходимости создания нового жанра, которым и стал инфотейнмент.

Глава 2. Инфотейнмент как жанр журналистики.
2.1. Зарождение явления.
Сам термин "infotainment " (развлекательная информация) придумали американцы в середине 1980-х. Тогда рейтинги новостей общефедеральных каналов США стали падать, и пришлось менять принцип отбора информации в выпуск: меньше официоза, больше социальных тем, культурных событий. Методы подачи информации тоже менялись. Если сообщалось о каком-нибудь государственном визите, журналисты старались избегать казенных формулировок вроде "конструктивное обсуждение двусторонних проблем"; стали обращать внимание на детали, интересные всем зрителям, - цвет галстука президента, непротокольные выражения.
Всерьез об infotainment как приеме заговорили, когда ведущие еженедельной программы CBS "60 минут" стали участвовать в репортажах наравне с героями (до этого журналисты - за исключением стандартного стендапа (журналист в кадре) - всегда оставались "за скобками" повествования). Это позволило внести в рассказ определенное, пусть и не явно выраженное, отношение повествователя к содержанию материала (поднятая бровь, едва заметная усмешка, повтор вопроса в ключевом месте). Новости постепенно расслоились на информационные, т.е. сообщающие сухую, "объективную" информацию (голый факт), и информационно-развлекательные, т.е. такие, которые заворачивают информацию в разноцветную, шуршащую обертку.
Опыт CBS подхватили и другие каналы. В частности, продюсер NBC Нил Шапиро исходил из того, что итоговые выпуски новостей нужно подавать «изобретательно, с использованием эффектной съемки, графики, фантазии, спецэффектов… Сенсационное в верстке должно опережать то, что кажется более значимым», так в конце дня (недели) люди обычно знакомы с основными новостями. По этому же принципу работали ABC («20/20») и CBS («48 hours»). А Fox News положил инфотейнмент в основу концепции всего канала. Инфотейнмент возник не из-за прихоти продюсеров американских телекомпаний, а под влиянием изменения интересов аудитории. С.А. Михайлов отмечает: американское «общество устало от серьезных материалов. Социологические исследования 1970 годов показали, что «жесткая» новость уже не интересует читателей» 5 .
Необходимо отметить, что подобное развитие событий неоднократно предсказывалось теоретиками информационного общества. М. Маклюэн (
канадский философ , филолог , литературный критик ) одним из первых заговорил об «электронном» обществе. Технологии коммуникации, самым влиятельным из которых Маклюэн считал телевидение, рассматривались им в качестве решающего фактора развития любой социально-экономической системы. Телевидение создает мозаичную картину мира, представляющего жизнь в качестве набора несвязанных однозначной логической связью сообщений (за короткий отрезок времени в программе новостей может появиться разномасштабная и разноракурсная информация из всевозможных областей и эпох). 6
Характеризуя сознание «поколений, с телевизором своей матери всосавших все времена и пространства мира через рекламу», Маклюэн отмечает, что «демократические свободы в очень большой мере выражаются в том, что люди озабочены не политикой, а перхотью в голове, волосами на ногах, вялой работой кишечника, мало привлекательной формой груди, больными деснами, лишним весом и застойными явлениями кровообращения». В условиях новой информационной среды люди гораздо меньше интересуются социальными явлениями и проблемами, воспринимая их как незначительные элементы глобальной мозаики.

Снижение интереса общества к деятельности институтов и организаций гражданского общества предсказывал и М. Кастельс (американский социолог, специализирующийся в области теории информационного общества). Происходящие процессы, по его наблюдениям, трансформировали характер политической жизни. Лидерство стало более персонифицированным, а путь к власти начал пролегать через создание имиджа, формируемого СМИ. Общество, электорат приобретают черты «публики», формирующей запрос на развлекательную информацию. «В конечном счете, власть, которой располагают сети средств массовой информации, занимает второе место после власти потоков, воплощенной в структуре и языке этих сетей». 7

К сходным выводам пришел и Э. Тоффлер. Информационное общество, по Тоффлеру, характеризуется недолговечностью ценностей и идеалов, временным характером потребностей, резким увеличением объема научно-технической информации, серьезным повышением разнообразия жизненных явлений, обилием субкультур. Мир вокруг постоянно изменяется с невероятной скоростью, что ставит человека на грань его способностей к адаптации. В результате, человек впадает в особое психологическое состояние - «футурошок» (шок будущего), которое «характеризуется внезапной, ошеломляющей утратой чувства реальности, умения ориентироваться в жизни, вызванной страхом перед близким грядущим».
Перегруженность информацией лишает человека возможности рационально мыслить и принимать оптимальные решения. Неспособность решать собственные проблемы в условиях усиливающегося информационного потока порождает «эскейпизм» – бегство от реальности. Эскейпизм может принимать одну из следующих форм:

- «блокирование» пугающей реальности – человек решительно отказывается воспринимать новую информацию, обманывая себя, заключая, что все доказательства изменений являются просто кажущимися;
- специализация – человек следит за всеми изменениями в профессиональной сфере, но так же, как и человек предыдущего типа, остается закрытым для восприятия социальных, экономических, политических процессов;
- реверсионизм – «одержимость возвращением к ранее успешным шаблонам адаптации, которые в настоящий момент неуместны и неадекватны», чем сильнее уровень возбуждения со стороны окружающей среды, тем настойчивее такой человек повторяет «прошлые режимы действий»;
- «сверхупростительство» – человек «ищет простого, изящного уравнения, которое сможет объяснить весь комплекс новизны, угрожающий его поглотить; студенты, ищущие забвения при помощи наркотиков, и беременные девочки-тинейджеры похожи тем, что, не умея разрешить множество мелких проблем, они находят себе одну большую, тем самым временно упрощая свое существование». 8
Принимая во внимание теории футурологов, можно сделать вывод о том, что в условиях информационного общества обычному человеку (обывателю) очень сложно составить адекватную действительности картину мира. Следовательно, социально ответственный журналист при продуцировании информации не может исходить исключительно из запросов, предъявляемых обществом (которое нередко жаждет одних «зрелищ»). С другой стороны, перегружать психику зрителя (читателя, слушателя) «серьезной» информацией тоже рискованно – можно потерять аудиторию.
Эти выводы близки позиции Д. Мэррилла: «Я считаю, что пресса должна давать читателю то, что, по мнению редактора, они хотят, и то, что им нужно… Люди могут хотеть то, что им нужно. А то, что им нужно, – это не всегда то, чего они хотят, …существуют вещи, которые им нужны, но они никогда не думали об этом… Хороший редактор – это человек, который понимает, что ответственность журналиста заключается в обеспечении читателя важными и полезными новостями, которые совсем не обязательно могут быть привлекательны и интересны для них. В то же время редакторы знают, что для того, чтобы донести эти новости до читателя, они должны предоставить ему новости более низкого уровня, например, сенсационные сообщения. Хороший редактор является одновременно и прагматистом и реалистом, но не односторонним человеком, который либо развлекает, либо поучает своих читателей. Хороший редактор делает и то, и другое, и третье. Редактору мало быть только реалистом, ему нужно быть и идеалистом, чтобы верить, что читатели должны получать и ту информацию, которую они, возможно, и не выбрали бы, дай им на это право. В этом случае редактор уподобляется воспитателю». 9

2.2. Инфотейнмент как психологический прием.
В условиях усталости человека под напором информации особое значение для журналистики приобретают новые методы предъявления информации, позволяющие преодолеть состояние тревожности зрителя перед новыми сведениями. В связи с этим большой интерес представляет игровое начало, позволяющее преодолеть разрыв между журналистом и аудиторией. Проблема игры издавна привлекала к себе внимание исследователей, и сегодня в науке существует множество теорий, объясняющих ее природу. Значительный вклад в разработку данного направления внесли Спенсер, Бюлер, Гросс, Фрейд, Бейтендейк, Пиаже, Фромм, Хейзинга, Берн. Из отечественных исследователей данной проблемой занимались К.Д. Ушинский, Г.В. Плеханов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, М.М. Бахтин, В.А. Сухомлинский, В.С. Мухина.
Из всех свойств игры, выделяемых различными исследователями, для журналистики особо важны 1) развивающий характер игры; 2) ее гедонистическая природа. Причем, играя, человек может испытать два различных «удовольствия»: удовлетворение от самого процесса игры и триумф победы. Обратимся к исследованиям Й. Хейзинги, изложенным в книге «Homo Ludens»: «Что такое выиграть? Что при этом выигрывается? Выиграть значит возвыситься в результате игры. Но действенность этого возвышения имеет склонность разрастаться до иллюзии верховенства вообще. И тем самым выигрывается нечто большее, нежели только игра сама по себе. Выигрывается почет, приобретается честь. И эта честь, и этот почет всегда полезны непосредственно всей группе, отождествляющей себя с победителем». 10
и т.д.................

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Анализ становления и развития развлекательного телевещания как специфического вида творческой деятельности. Особенности типологии развлекательных программ на российском телевидении. Роль ведущего в вечернем ток-шоу на примере программы "Вечерний Ургант".

    дипломная работа , добавлен 11.07.2015

    История развития сферы тележурналистики. Особенности процесса подготовки и создания авторской программы на российском телевидении. Анализ авторских программ на телевидении. Роль индивидуальности журналиста в успешности подхода и организации программы.

    статья , добавлен 10.05.2010

    Развитие темы путешествий в условиях российского телевидения. Особенности методов воздействия программ телепутешествий на современное общество. Познавательные функции: правдоподобность и близость к действительности. Качество подачи видеоматериала.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2015

    Молодежное телевидение: общая характеристика. История вопроса: появление молодежных программ на российском телевидении. Развитие молодежного телевидения. Специфика молодежных телеканалов. Популярные передачи современного телевидения и их анализ.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2016

    Ток-шоу как особый жанр телевизионной журналистики, появление и процветание на российском телевидении. Виды ток-шоу, различия в драматургии. Особенности подготовки программы. Главные личностные качества, которыми должен обладать ведущий телепередач.

    курсовая работа , добавлен 16.07.2012

    Основные свойства телевидения как СМИ. Специфика информационно-аналитической программы "Главное" с Никой Стрижак на телеканале "Пятый". Роль ведущего, описание профессиональных качеств и имиджа Ники Стрижак. Жанровое своеобразие и тематика передачи.

    дипломная работа , добавлен 10.11.2017

    Анализ специфики телевизионных новостей. Структура выпуска новостной программы. Особенности языка информационной программы. Сравнительный анализ новостных программ "24 часа" и "Сегодня" на белорусском телевизионном канале "СТВ" и российском - "НТВ".

    курсовая работа , добавлен 03.04.2016

    Авторское право и плагиат. Примеры плагиата на телевидении. Закупка телевизионных форматов на международных телевизионных рынках. Анализ факторов, необходимых для создания успешной адаптации зарубежного телевизионного формата на примере популярных шоу.

    дипломная работа , добавлен 25.01.2017

В продолжение темы:
Литература

АННОТАЦИЯ В статье рассматриваются вопросы межбюджетных трансфертов как составной части межбюджетных отношений в России. Дана характеристика российских межбюджетных...

Новые статьи
/
Популярные