Авиация россии. Авиация россии Программа «Открытое небо»

Самолёт создан специально для выполнения полётов в рамках Договора по открытому небу над территориями стран-участниц договора для замены самолётов Ан-30Б и Ту-154М ЛК-1 .

Ту-214ОН
Тип самолёт комплексной разведки
Разработчик ОАО «Туполев»
Производитель КАПО имени С. П. Горбунова
Главный конструктор Игорь Кабатов
Первый полёт 1 июня 2011 года
Статус эксплуатируется
Эксплуатанты ВВС России
Годы производства с 2011 года
Единиц произведено 2
Базовая модель Ту-214
Медиафайлы на Викискладе

Ту-214ОН - первый в истории Договора по открытому небу самолёт, оснащённый всеми видами разрешённой аппаратуры наблюдения.

Ту-214ОН оборудован бортовым комплексом авиационного наблюдения (БКАН) разработки ОАО «Концерн радиостроения „Вега“» . В состав БКАН входят цифровая аэрофотоаппаратура, телевизионные и инфракрасные камеры, РЛС бокового обзора, бортовой цифровой вычислительный комплекс и система навигационного обеспечения. Ограничение разрешения цифровых фотокамер - 30 см, инфракрасных - 50 см .

Оборудование

Бортовой комплекс авиационного наблюдения предназначен для получения изображений местности, записи полученных материалов, документирования поступающей информации и средств наблюдения, управления средствами наблюдения и формирования навигационных данных для средств наблюдения.

Аэрофотокомплекс представлен цифровыми и плёночными фотоаппаратами , расположенными в носовой части фюзеляжа на нижней палубе. РЛС бокового обзора также размещается в передней части фюзеляжа. Полоса захвата РЛС - от 4,7 до 25 км, зона обзора - до 50 км. Инфракрасная аппаратура наблюдения размещена в центроплане. Диапазон углов обзора ИК-аппаратуры составляет 130°, ширина полосы сканирования на местности - 4,6h (где h - высота полёта по радиовысотомеру). В состав телевизионного комплекса наблюдения входят три камеры: центральная широкоугольная КТШ-5 и две боковых КТБО-6. Угол обзора КТШ-5 достигает 148 градусов, ширина сканирования на местности - 6,6h. Угол обзора КТБО-6 - от 8,5° в узком фокусе до 20,1° в широком фокусе с диапазоном углов визирования 60°.

Самолёт оборудован бортовым счётно-вычислительным комплексом. БЦВК предназначен для управления работой и управления режимом контроля средств наблюдения, а также для отображения в реальном времени информации со средств наблюдения и её записи. В состав БЦВК входят 5 автоматизированных рабочих мест (АРМ), объединённых в локальную сеть: АРМ оператора аэрофотокомплекса, АРМ оператора РЛС, АРМ оператора ИК-аппаратуры, АРМ оператора ТВ-аппаратуры и АРМ старшего лётного представителя.

Эксплуатация

Предполагалась эксплуатация обоих Ту-214ОН над территорией США для полётов в рамках договора по открытому небу , однако американские военные убедили своё правительство запретить использование этих самолётов, аргументируя это возможностью установки на борту «недокументированных» систем слежения. В связи с этим, два самолёта Ту-214ОН по состоянию на 2017 год простаивали, а их работу выполняли Ту-154М-ЛК1

18 апреля 2014 года США запретили инспекционный пролёт российского самолёта авиационного наблюдения над своей территорией. Такие полёты выполняются регулярно в рамках многостороннего международного договора, подписанного в 1992 году в Хельсинки (ДОН) — программа «Открытое небо». Как заявил представитель МИД России Александр Лукашевич, США занимают «крайне неконструктивную позицию в отношении освидетельствования российской цифровой аппаратуры наблюдения».

Журнал «The Free Beacon», ссылаясь на неназванного сотрудника госдепа США поясняет: сотрудники разведслужб США и конгрессмены хотят, чтобы администрация Барака Обамы отказалась сертифицировать «новые российские самолеты-наблюдатели с цифровыми сенсорами, в том числе новейшими радарами, которые позволяют самолету „видеть“ сквозь здания» (формулировки журнала).

Такое развитие событий не могло пройти мимо начинающего эксперта в сфере военной авиаразведки — армейского репортёра Александра Рошки. Он отправился на завод, где строятся самые современные самолёты авиационного наблюдения России, разработанные в ОАО «Туполев» на базе пассажирского самолёта Ту-214 — Казанский авиазавод им. С.П. Горбунова, который входит в Объединенную авиастроительную корпорацию.



Формально эта поездка была приурочена к одному важному событию — передача второго самолёта линейки Ту-214ОН на вооружение ВВС России. Впрочем, начну всё по порядку.

Сразу скажу, что ограничений по времени у нас не было. На знакомство с самолётом «шпионом» — Ту-214ОН и изучением процесса модернизации сверхзвуковых ракетоносецев-бомбардировщиков Ту-22М3 пресс-служба завода выделила два дня.

Первым в программе был заявлен Ultra сложный для американцев TU-214OS. Почему его так боятся американцы, я попытался выяснить с помощью трёх специалистов. Заместителя технического директора Казанского авиационного завода Сергея Шмарова, Представителя ОАО «Концерн радиостроения „Вега“» — заместителя главного конструктора системы наблюдения «Открытое небо» Владимира Медведева и Старшего инженера-инспектора ВВС России — подполковника Олег Луцива.


До сегодняшнего дня в составе ВВС России по программе «Открытое небо» работали 7 самолётов: пять — Ан-30Б, один — Ту-154МЛК, один — Ту-214ОН. Теперь в строю будут служить два современных Ту-214ОН.

О предназначении и некоторых технических характеристиках этого самолета говорил Сергей Шмаров:



Слева направо: Заместитель технического директора Казанского авиационного завода Сергей Шмаров, Представитель ОАО «Концерн радиостроения „Вега“» — заместитель главного конструктора системы наблюдения «Открытое небо» Владимир Медведев

«Ту-214 это модернизация Ту-204 «двести». Во время сертификации было принято решение присвоить наименование самолёту — Ту-214. В чем его отличия от «двухсотчетвертого»? Внедрена механизированная контейнерная погрузка в БГО (багажно-грузовой отсек), модернизированы и усилены шасси, установлена вторая дополнительная дверь (возле двигателя). Внесены изменения в компоновку самолета — размещение стеллажного оборудования. В средствах механизации применены композитные материалы (руль высоты, руль направления, предкрылки, закрылки, зализы крыла, створки шасси). Эти и многие другие дополнительные новшества позволили облегчить вес самолёта и повысить его взлетную массу до 110,7 тонн. Кроме того дальность полёта была увеличена до 7200 км.

Что касается изменений для «Открытого неба», то это ноу-хау по внедрению дополнительной системы энергоснабжения. Система позволяет отдельно питать специальные бортовые комплексы при помощи дополнительных генераторов. С помощью этой системы мы увеличили полет самолёта в аварийной ситуации до 120 минут, что соответствует требованиям ETOPS. Оба самолёта (бортовые номера 64519 и 64525) по этой программе близнецы-братья. Единственное не свершившееся отличие — на первый самолет планировали установку плёночных фотоаппаратов, но затем установили цифровые.

По контракту поставка предусматривает только две машины этой модификации. Этот тип самолета в 2005 году выбрало Минобороны (начальник вооружения ВВС принял такое решение). Предусматривалась плановая замена Ту-154 самолетом такого же класса, но с более экономичными характеристиками.


Очень осторожно, но рассматривается вопрос о закупки Ту-214ОН иностранцами для программы «Открытое небо». Во время проведения двух МАКСов представители десятка стран интересовались этим самолётом (в том числе арендой).

Об авиационной системе наблюдения, установленной на Ту-214ОН, информацией делился Владимир Медведев:


«В реализации программы «Открытое небо» принимают участие 34 страны (Европейские страны, США и Канада). Договор позволяет создавать самолёты наблюдения и летать над странами, подписавшими договор. Каждая страна имеет право, но не всегда делает это. Этот самолет, по мнению многих специалистов, является лучшим среди действующих самолётов наблюдения. Все иностранцы завидуют нам с этим самолётом. Теперь дело осталось за освидетельствованием аппаратуры этого самолета — очень трудный и емкий процесс работы. Этим будут заниматься специалисты Минобороны. Если они нас привлекут — то мы им поможем. Первый самолёт пока за границей не летает и базируется в Чкаловском. В конце прошлого года его передали в эксплуатацию. За это время лётчики и бортовые операторы прошли специальный курс обучения.

«Открытое небо» предусматривает несколько видов средств наблюдения, согласованных всеми странами участницами. Особенностью этих средств является разрешающая способность аппаратуры — качество аппаратуры, которое не должно быть лучше, чем прописано в договоре. Для оптических средств это фотоаппаратура с разрешающей способностью не лучше, чем 30 см. На локаторе бокового обзора разрешающая способность 3 метра. На инфракрасной аппаратуре — 50 см.

За границей такие самолёты могут летать только в мирное время. Самолёт сделан сугубо для контроля военной инфраструктуры других стран — легальная разведка. Квота России — 42 полёта над странами (над Европой пока летает Ан-30Б, над США и Канадой Ту-154). Фотоаппараты немного не дотягивают по зонам захвата по требованию наших потребителей, но три фотоаппарата (один центральный и два боковых) в сумме обеспечивают нужную зону покрытия.

У всех самолётов зарубежных стран в основном стоят простые плёночные фотоаппараты. Если говорить о самолётах, то у «турок» и «шведов» достаточно неплохие борта. Самолеты этого назначения имеют право летать везде по ранее согласованному маршруту. Если нет опасных явлений, никто не имеет право отказать в полёте. Высота полета должна быть такая, чтобы разрешающая способность была не лучше чем указана в договоре. Например для плёночного фотоаппарата разрешающая способность в 30 см. достигается на высоте 3 км. (ниже он не имеет право включать эту аппаратуру). Если эта конфигурация Ту-214ОН будет полностью освидетельствована иностранцами, то самолет будет допущен для полетов за границей».

Об управлении самолётом и программе «Открытое небо» коротко отозвался подполковник Олег Луцив:

«В мои обязанности входит обучение экипажа на этих типах самолетов. В этой конфигурации Ту-214ОН экипаж пять человек — к пилотам добавились штурман и бортовой радист. По сравнению с „тушками“, „илами“ и „анушками“ прошлых лет могу сказать только одно — стало меньше гидромеханики и больше электроники. Так и хочется иногда педаль вдавить в пол. Американцы до сих пор почему-то летают на Боингах 707. Что касается самой программы „Открытое небо“, то я летал во многих странах и мне кажется, что это надо только нам и американцам. Это некая альтернатива спутниковому слежению!».

Продолжение следует.

2017-07-07T22:37:43+00:00

Самолет-разведчик специального назначения Ту-214ОН (Открытое небо).

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: Россия
Первый полет: 2011 г.

Первый экземпляр самолета специального назначения (легальной авиаразведки) Ту-214ОН «Открытое небо», разработанный конструкторским бюро холдинга «Туполев», построен на казанском предприятии в мае 2011 года по заказу концерна радиостроения «Вега». 1 июня 2011 года в Казани самолёт совершил первый испытательный полёт. Летчики-испытатели компании «Туполев» выполнили 24 испытательных полета и дали высокую оценку. Теперь начата подготовка лайнера к сертификационным испытаниям, которые стартуют в начале 2012 года, передает ИТАР-ТАСС.

Ту-214ОН оборудован современным комплексом БКАН (бортовым комплексом авиационного наблюдения), позволяющим осуществлять контроль соблюдения договоров об ограничении вооружений. В состав БКАН входят аэрофотоаппараты, ТВ- и ИК-камеры, радиолокатор бокового обзора с синтезированной апертурой. Согласно договоренности разрешение аэрофотоаппарата и ТВ- камеры составляет 30 сантиметров, для радиолокатора бокового обзора — три метра, для ИК-камеры — 50 см.

Как рассказали в дирекции компании, новинка оборудована современными приборами для аэрофотосъемки и другими эффективными средствами наблюдения, причем впервые не только отечественными. Раньше оснащать бортовые комплексы наблюдения импортной техникой Россия не имела права.

Лайнер предназначен для инспекционных полетов над территориями государств v участников договора по «Открытому небу». Он будет следить с воздуха за тем, как в других странах выполняются пункты важнейших международных соглашений, в том числе и в области вооружений.

Ту-214ОН призван заменить устаревшие Ту-154 и Ан-30 . На стапелях КАПО имени Горбунова ведется сборка еще одного аналогичного летательного аппарата.

Договор об «Открытом небе» был принят 27 государствами — участниками ОБСЕ в 1992 году. Соглашение открыло воздушное пространство над ними для контроля в целях поддержания мира. Ныне в международном договоре участвуют 34 страны.

Впервые Ту-214ОН был продемонстрирован общественности на международном авиасалоне МАКС-2011. Само появление в России самолета Ту-214ОН получило большой резонанс. В ходе авиашоу самолет посетили и дали ему высокую оценку представители Италии, Норвегии, Канады, США.

Основным эксплуатантом Ту-214ОН станет Минобороны РФ.

Модификация: Ту-214ОН
Размах крыла, м: 42,00
Длина самолета, м: 46,20
Высота самолета, м: 13,90
Площадь крыла, м2: 182,40
Масса, кг
-пустого самолета: 59000
-максимальная взлетная: 110750
Тип двигателя: 2 х ТВРД ПС-90А
Тяга, кгс: 2 х 16000
Максимальная скорость, км/ч: —
Крейсерская скорость, км/ч: 850
Практическая дальность, км: 6500
Практический потолок, м: 12000.

Первый экземпляр Ту-214ОН.

Первый Ту-214ОН заходит на посадку.

Ту-214ОН после взлета.

Ту-214ОН после взлета.


САМОЛЕТ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

ТУ-214ОН («ОТКРЫТОЕ НЕБО»)

THE AIRCRAFT OF SPECIAL PURPOSE

TU-214ОN («OPEN SKIES»)

21.04.2015


Минобороны РФ объявило тендер на выполнение опытно-конструкторской работы «Дооснащение самолетов ТУ-214ОН цифровыми камерами отечественного производства для обеспечения режима открытого неба за соблюдением выполнения положений международных договоров (шифр «Дооснащение ТУ-214ОН»)».
Целью ОКР является дооснащение самолетов Ту-214ОН (бортовые номера 64525, 64519) комплексом оптико-электронного наблюдения (КОЭН), отвечающего требованиям Договора по открытому небу, и построенного на базе модернизированной оптико-электронной системы наблюдения (ОЭСН) отечественного производства (изделия «Цифровик»).
В состав комплекса оптико-электронного наблюдения, предназначенного для оснащения самолета Ту-214ОН (КОЭН-214), должны входить:
а) комплекс бортового оборудования (КБО) КОЭН-214 в составе:
– цифровой аэрофотоаппарат плановой съемки (ЦАФ-П);
– бортовое рабочее место оператора (БРМО);
– бортовая рабочая станция контроля данных (БСКД);
– бортовой накопитель данных (БНД);
– коммутатор видеосигналов (КВС);

— комплект эксплуатационной документации (ЭД).
б) комплекс наземного оборудования (КНО) КОЭН-214 в составе:
– рабочая станция подготовки данных (РСПД);
– устройство вывода документов на печать;
– учебно-тренировочные средства (УТС);
– специальное программное обеспечение (СПО);
– комплект ЗИП;
– комплект эксплуатационной документации (ЭД).
http://twower.livejournal.com (http://bmpd.livejournal.com)

20.07.2015


Минобороны России продолжит закупать спецсамолеты Ту-214, при этом планов по новым закупкам версии таких самолетов для полетов в рамках Договора по открытому небу (Ту-214ОН) пока нет, сообщил в пятницу заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов.
«Что касается самолетов государственной авиации в интересах министерства обороны, мы будем заказывать самолеты Ту-214 для своих нужд. Мы планируем это в рамках существующей ГПВ (Государственная программа развития вооружений - прим.), проект контракта находится уже на заводе», - сказал Борисов во время посещения «Казанского авиационного завода имени Горбунова» (филиал «Туполева»).
«Количество самолетов «Открытое небо» определены международными соглашениями - нет никакого смысла их тиражировать», - добавил он.
РИА Новости

07.08.2015


«Концерн Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), входящий в Госкорпорацию Ростех, разрабатывает бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) для самолета специальной авиации Ту-214ОН, который предназначен для выполнения наблюдательных инспекционных полетов в рамках международного договора «Открытое небо».
КРЭТ разрабатывает БРЭО для спецсамолета Ту-214ОН, вычислительные системы, системы навигации, интегрированные системы наблюдения (TAWS, TCAS), системы воздушных сигналов, системы автоматического управления и электродистанционные системы управления.
«Новые комплексы позволят спецсамолету «Открытое небо» не только применять самое совершенное на сегодняшний день навигационное оборудование, но и обеспечивать надежную и защищенную связь через спутниковые и наземные системы, – заявил советник первого заместителя генерального директора Владимир Михеев. Оснащая спецсамолеты подобными технологиями, Концерн позволяет значительно расширить технические возможности этой машины».
Также КРЭТ поставит для спецсамолета комплексы индикации и сигнализации, бортовые системы и средства контроля и топливомерно расходомерные системы.
В создании спецоборудования для Ту-214ОН участвуют все ключевые предприятия Концерна.
ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии»

30.03.2016


Казанский авиационный завод имени Горбунова приступил к работам по модернизации самолета спецназначения Ту-214ОН, работающего по программе «Открытое небо», сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе.
Всего предстоит модернизировать два самолета. Они будут оснащены самым современным оборудованием наблюдения. Ожидается, что облет первого модернизированного Ту-214ОН состоится во 2-3 квартале 2016 года.
Самолет Ту-214ОН создан в рамках заказа минобороны РФ. Комплекс предназначен для замены самолетов Ту-154М-ЛК1 и Ан-30Б, использовавшихся ранее для полетов по договору «Открытое небо».
РБК

21.05.2018


В период с 21 по 29 мая Российская Федерация проведет первый этап освидетельствования нового самолета Ту-214ОН с цифровой аппаратурой наблюдения отечественного производства. Об этом сообщил начальник национального Центра по уменьшению ядерной опасности Сергей Рыжков.
Данное мероприятие предусмотрено Договором по открытому небу и является предварительной демонстрацией технических возможностей самолета и аппаратуры наблюдения. В мероприятии примут участие представители 20 государств-участников из Европы, США и Канады.
Российская Федерация – единственная из 34 государств-участников, кто использует цифровые аэрофотокамеры в Договоре. Так уже более трех лет Министерство обороны Российской Федерации активно использует самолеты наблюдения Ан-ЗОБ и Ту-154М Лк-1 с цифровым оборудованием для выполнения полетов над территориями европейских стран, а также над США и Канадой.
При этом следует отметить, что самолет Ту-214ОН с цифровой камерой отечественного производства сможет применяться как в интересах Минобороны России, так и народного хозяйства (экологический мониторинг окружающей среды, предупреждение техногенных катастроф и слежение за чрезвычайными ситуациями).
В ходе мероприятия по предварительному освидетельствованию, которое пройдет на подмосковной авиабазе Кубинка, иностранным специалистам ходе наземного осмотра и демонстрационных полетов будут продемонстрированы конструктивные особенности самолета Ту-214ОН и установленной на нем аппаратуры наблюдения, а также будут проведены и другие процедуры, предусмотренные Договором.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации

Ту-214 – глубокая модификация авиалайнера , изначально разрабатывавшееся под обозначением Ту-204-200. Совершил первый полет 21 марта 1996 года. По основным летным характеристикам соответствует лайнерам и .

Самолет получил сертификат в 2000 году и допуск к эксплуатации с максимальной взлетной массой до 110,7 тонн.

Увеличение дальности полета до 7200 км при коммерческой нагрузке 25 тонн позволяет эффективно, с полной загрузкой, эксплуатировать самолет на линии Москва-Хабаровск и других трассах повышенной протяженности.

Видео Ту-214: полет модификации ОН(Открытое Небо) на авиасалоне МАКС 2011

Самолёт сертифицирован по российским нормам АП-25 (гармонизированным с зарубежными FAR-25 и JAR-25). Осенью 1997 года два самолёта под обозначением Ту-204-200 начали собирать на «Авиастаре» в Ульяновске. Затем серийное производсво этого самолёта под обозначением Ту-214 стало осуществляться Казанским авиационным производственным объединением имени С. П. Горбунова.

С апреля 2010 года производится только в спецкомплектации, производство коммерческой версии прекращено «в связи с нерентабельностью».

Также разработаны специальные модификации:

  • Ту-214ПУ — пункт управления;
  • Ту-214СР — самолёт-ретранслятор;
  • Ту-214СУС — самолёт-узел связи - самолёты для администрации Президента РФ, оборудованные специальными средствами связи;
  • Ту-214Р – самолет разведчик;
  • Ту-214ОН («Открытое небо») - самолёт с цифровым аэрофотокомплексом, радиолокатором бокового обзора с синтезированной аппертурой, инфракрасной и телевизионной аппаратурой предназначен для выполнения наблюдательных полётов в рамках Договора по открытому небу.
В продолжение темы:
Аккорды

Октябрь Берестов В.Д. Вот на ветке лист кленовый.Нынче он совсем как новый!Весь румяный, золотой.Ты куда, листок? Постой! Осень Е. Интулов Кричит ворона в небе: - Кар-р! В...

Новые статьи
/
Популярные