Архитектурные сооружения древнего вавилона. Стены древнего вавилона Воины Древнего Вавилона

Период с XX по XVII вв. до н. э. называют старовавилонским, т.к. самым важным политическим центром Месопотамии в это время был Вавилон. Вся южная половина Двуречья объединяется под властью Вавилона, который уже в 17 в. до н. э. завоевывают касситы. Его правитель Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) после ожесточенной борьбы создал на этой территории сильное централизованное государство.

Вавилон (Ворота бога), бывший прежде лишь небольшим провинциальным поселением в среднем течении Евфрата, в 19-18 вв. до н. э. расширился и превратился в огромный цветущий город, завязавший торговые и международные связи с разными странами мира. Однако больше известно о жизни Древнего Вавилона по письменным источникам, чем по художественным памятникам, так как город, не единожды подвергался разграблению и сожжению. Культура Вавилона сложилась на традициях шумерийской и аккадской культур: в это время широко распространилась шумерийская система письма — клинопись; много достигли разные отрасли вавилонской науки — медицина, астрономия, математика, хотя все они еще были тесно связаны с магией. Старовавилонская эпоха считается золотым веком месопотамской литературы: разрозненные сказания о богах и героях слились в поэмы. Широко известен эпос о Гильгамеше, полулегендарном правителе города Урука в Шумере.

Произведений изобразительного искусства и архитектуры того периода сохранилось мало: после смерти Хаммурапи Вавилон не раз подвергался нашествию кочевников, уничтоживших многие памятники. И даже то, что сохранилось, обнаружено археологами в других, подчас отдаленных местах.

Однако, дошедшие до нас произведения, поражают своей красотой и лаконичной и выразительной трактовкой.

В парадных композициях, изображающих торжественное предстояние царя перед божеством, использовались традиционные приемы: фигуры героев неподвижны и напряжены, детали их внешнего облика не разработаны. Именно в таком, «официальном» стиле выполнена базальтовая стела царя Хаммурапи из Суз. Эта стела, получившая название «Кодекс Хаммурапи» содержит 282 закона, записанных сериями по 20 колонок. Высота ее составляет 2,25 метра, а ширина ее равнялась от 1,65 метра вверху до 1,9 метра внизу. Это свод царских законов, высеченных в камне и увековечивших уже не военные, а культурные деяния правителя. На лицевой стороне стелы помещается художественно высеченное рельефное изображение бога Шамаша, сидящего на высоком троне, и стоящего перед ним царя Хаммурапи. Сидящий на троне бог одет в обычную вавилонскую одежду, отделанную оборками, на его голове - высокая четырехъярусная корона. Величаво протянутой вперед правой рукой бог Шамаш передает вавилонскому царю свиток - символы власти.

Хаммурапи стоит перед богом в обычной молитвенной позе, на нем - подвязанная поясом длинная туника и шапка с ободком. Живописная проработка складок одежд, мягко вылепленные лица Хаммурапи и божества, перед которым он стоит, стиль передачи мускулатуры тела говорят о том, что искусство Вавилона складывалось под сильным воздействием искусства Шумера и особенно Аккада. Но в вавиилонской скульптуре больше спокойствия. Она несет на себе отпечаток торжественного ритуала, установившегося при дворе. Это проявляется как в замедленном жесте руки Хаммурапи, протянутой к богу Шамашу, так и в благоговейной сдержанности выражения его лица, в плавности очертания его одежд.

Следующая за барельефом часть стелы и вся ее обратная сторона покрыты тщательно вырезанным, убористым и изящным клинообразным текстом на вавилоно-семитическом языке. Текст состоит из ряда коротких колонок, идущих справа налево, причем клинообразные знаки читаются сверху вниз. Около 10 колонок надписи Хаммурапи посвятил перечислению своих титулов, прославлению покровительствовавших ему богов и прославлению своего величия, своей заботы о подданных, рассказу о распространении своего могущества.

Обе фигуры смотрят друг другу прямо в глаза. Стела придает данному акту божественный характер и превращает законы в наследие богов, подкрепляя тем самым власть и авторитет царя. Фигуры на рельефе торжественно статичны, позы бога и царя каноничны, но лицо Хаммурапи, несомненно, портретно.

Стела царя Хаммурапи — символ месопотамской цивилизации. Она является не только произведением искусства, но также историко-литературным памятником и наиболее полным сводом законов древности, предшествующим библейским законам. Тексты, запечатленные на стеле, являются богатейшим источником информации об обществе, религии, экономике, географии и истории того времени.

Другим, не менее значительным, скульптурным памятником этого времени является диоритовая голова (Париж, Лувр), в которой видят портрет Хаммурапи: изображен пожилой человек с резкими, волевыми, даже суровыми чертами лица, но очень проработанными.

Особенности вавилонской культуры прослеживаются более явственно по памятникам соседствующих с ним государств Элама и Мари. В них можно точнее уловить те на первый взгляд неприметные перемены и сдвиги, которые отличают вавилонские произведения от шумерийских.

Представление об уровне развития культуры и искусства времени возвышения Вавилона, дают раскопки современного ему города Мари (лежащего выше по течению Евфрата), находившемся к северо-западу от Вавилона, в XVIII в. до н. э. , завоеванном и разрушенном Хаммурапи. Здесь были открыты руины города и большого дворца (площадью в 2,5 гектара) правителя города Зимрилима и много ценных художественных памятников. План дворца, типичный для Двуречья, включал большие дворы, вокруг которых группировались помещения. Во дворце были, кроме парадных и жилых комнат, святилища, дворцовая школа писцов, кухня и кладовые для хозяйственных запасов. В некоторых помещениях дворца сохранились части настенных росписей (Багдад, Иракский музей) — уникальные памятники живописи времени древнего Вавилона. Это раскрашенные контурные рисунки, исполненные голубой, коричневато-красной и черной красками. В числе настенных росписей — культовые сцены, например излияние воды божествами, дарующими жизнь всему на земле, или вручение божеством знаков власти царю. Все росписи отличаются строгой симметричной композицией.


«Жертвоприношение». Фрагмент стенной росписи во дворце царя Зимрилима в Мари. 18 в. до н. э.

В одном из храмовых помещений была найдена алебастровая статуя богини Иштар, вероятно, являвшаяся главной святыней города (ныне хранится в музее Халеба, Сирия).

Это богиня любви, плодородия и красоты, Иштар (олицетворение планеты Венеры) хотя и близка шумерийским изображениям Инанны, но привлекает рядом новых черт.

Иштар, самая популярная богиня Древней Ассирии, по мифологии была супругой верховного бога Ашшура. Уже в середине III тысячелетия до н. э. Иштар почиталась царицей богов, богиней-матерью, владычицей, богиней восхода и заката. Её функции весьма разнообразны: «Она сияет на небе, воплощаясь в планету Венеру, и она же спускается в подземный мир за своим возлюбленным Думузи (Таммузом). Это богиня любви и красоты, укрощающая своими чарами львов и диких быков, а также богиня войны, носительница победы, вдохновляющая царей на боевые подвиги, шествующая перед ними на поле битвы».

Статуя Богини Иштар. Из Мари 18 в. до н. э. Музей города Халеба.

Культ этой богини предписывал каждой девушке или женщине хотя бы раз в жизни отдаться чужестранцу в храме Иштар. «Культ Иштар связан с оргиастическими празднествами, включавшими самоистязания, проявления сексуальной свободы, принесения в жертву девственности… Иштар считалась покровительницей проституток, гетер, гомосексуалистов. Такова была любимая богиня ассирийцев, в честь которой они устраивали сладострастные праздники, предаваясь самым мерзким грехам, таким, как содомия и кровосмешение. Эти страшные оргии проходили под надзором жрецов, разжигающих похоти толпы сладострастной музыкой и посылаемыми жрицами, выполняющими эротические танцы и отдающихся первым встречным.

Небольшая фигурка, всего около метра высотой, высеченная из белого известняка, показывает богиню в расцвете ее юной красоты. Мастер прежде всего подчеркивает ее чарующую женственность. Фигура Иштар стройна и пропорциональна. Богиня облачена в сильно облегающее платье, а под легкой, лишь условно намеченной тканью просвечивает высокая упругая грудь, обозначена тонкая талия. Тяжелая колоколообразная юбка удлиняет пропорции, сглаживает линии тела. Но самое яркое - это дышащее молодостью лицо богини, с точеным подбородком, высокими скулами и маленьким ртом, обрамленное густыми прядями пышных волос, ниспадающих на плечи. Шею украшает тяжелое, в шесть рядов, жемчужное ожерелье. Голова увенчана высокой рогатой тиарой, что придает всему облику богини большую значительность. Можно себе приставить, какое впечатление производила эта статуя на молящихся! Ведь ее обнаженные руки в браслетах, легко и естественно держащие у пояса массивный кувшин, соединенный в свою очередь со сложной системой водостоков, считались обладающими священным даром источать в знойный день прозрачную воду. И еще одну новую особенность можно отметить в этой фигуре. Хотя в статуе не выявлено движение и ноги ее, выступающие из-под тяжелых складок юбки, плотно сомкнуты, она лишена той скованности и столбообразной монументальности, которая отличала статуи предшествующих веков.

В произведениях искусства, изображающих жизнь обычных людей, изобразительная манера совершенно иная. Примером тому служит небольшой рельеф из Вавилона, представляющий двух музицирующих женщин: та, что стоит, играет на лире, та, что сидит, — на ударном музыкальном инструменте, похожем на тамбурин. Их позы грациозны и естественны, а силуэты изящны. Подобные маленькие композиции с изображениями музыкантов или танцоров — самая интересная часть старовавилонского скульптурного наследия.

Статуя молящегося (возможно, царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Лувр. Париж.

Богиня Иштар с двумя жрицами. Рельеф из дворца в Мари. 19-18 вв. до н. э. Музей дейр аз Зур. Сирия.

Оба стиля изображения причудливо соединились в росписях дворца в Мари, крупном городе, находившемся к северо-западу от Вавилона, в XVIII в. до н. э. , завоеванном и разрушенном Хаммурапи. Можно заметить определенные новшества в художественном оформлении дворца в Мари. Многоцветные настенные росписи выполнены в голубовато-зеленых, коричневых и охристых тонах, что несет на себе явные следы влияния египетской культуры. Сцены из жизни богов представляют собой строгие, лишенные движения композиции в черно-белых или красно-коричневых тонах. Однако в росписях на бытовые сюжеты можно встретить и живые позы, и яркие цветовые пятна, и даже попытки передать глубину пространства.

Дошедшие до наших дней статуэтки домашних божеств и гениев-хранителей старовавилонской эпохи отличаются некоторой грубоватостью и в то же время лаконичностью исполнения, например:Царица тьмы, Богиня нюхающая цветок.

Рельеф Царицы Тьмы, представляет собой, тарелку с рельефом сделана она из обожженной глины, смешанной с соломой. Фигура обнаженной красавицы первоначально была раскрашена в красный цвет. На голове у женщины рогатый головной убор, типичный для месопотамских божеств. В руках у нее священные символы — прут и кольцо. Ее разноцветные крылья смотрят вниз, указывая на то, что она является богиней подземного царства. Ее ноги заканчиваются лапами хищной птицы, весьма похожими на лапы двух сов, сидящих по сторонам от нее. Первоначально фон был раскрашен в черный цвет, подчеркивая связь богини с ночью. Богиня стоит на спинах двух львов. Тарелка, по всей видимости, висела в святилище.


Царица тьмы. Рельеф. 1800—1750 гг. до н. э.

Глина, солома, барельеф. Высота 49,5 см, ширина 37 см, глубина 4,8 см. Британский музей, Лондон

Еще хотелось бы отметить одно замечательное произведение искусства, это изящно вырезанная на пластинке слоновой кости фигура полуобнаженной богини плодородия, кормящей травой двух козлов. Строение черт лица и прически с тугим завитком надо лбом, мягкая проработка тела и грациозность фигуры слегка изгибающегося тела и пышных одежд говорят о проникновении крито-мекенских влияний.

« Богиня плодородия кормящая козлов». Из Угарита 14 в. до н.э. Лувр. Париж.

История донесла до нас лишь немногие из огромного числа памятников искусства и архитектуры Вавилона. Всему этому способствовали многочисленные войны, пожары и разграбления, а так же особенные климатические условия. Отсутствие леса и камня привело к использованию жителями Древнего Двуречья сырцового кирпича, менее долговечного и ценного, чем камень. И потому сама природа быстро довершила те разрушения, которые производили люди.

История искусств Вавилона тесно переплетается с другими культурами, многие из которых внесли огромный вклад в развитие культуры Вавилона, особенно необходимо отметить влияние искусства Шумера и Аккада. Но, не смотря на это, культура Вавилона несет в себе нечто особое,

Не смотря на то, что сохранилось не так много исторических ценностей старовавилонского периода, но и то, что мы можем узнать о культуре Вавилона сегодня, вселяет в нас не только почтение к глубине веков, но и восхищение талантом и ярким декоративным чутьем, развитым у древних мастеров.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Московский Государственный Областной Университет

Кафедра ИЗО и Н.Р.

по истории ИЗО

Искусство Вавилона

Выполнила:

студентка I курса 11 группы

заочного отделения

факультет ИЗО и Н.Р.

Азаренкова С.Д.

Проверила:

Резонтова С.Е.

вавилон культура искусство зодчество

Введение

1. История Вавилонии

2. Искусство Вавилона

2.1 Архитектура и строения

2.2 Изобразительное искусство

3. Письменность и литература

Заключение

Введение

Вавилон -- древний город в Месопотамии на берегах реки Евфрат, важный экономический, политический и культурный центр Древнего мира.

Во II-I тыс. до н. э. Столица Вавилонского царства (Вавилонии).

В VI-IV вв. до н. э. -- крупнейший город мира с населением около 150 тысяч жителей. Вавилон иногда называют первым мегаполисом в истории человечества. Город занимает важное место в христианской эсхатологии, а также является известным символом современной культуры.

Несмотря на прекращение существования самого государства, город Вавилон сохранил место в культуре благодаря Библии. Этот город был местом расположения Башни Столпотворения, библейского символа человеческой гордости, так же как и местом интернирования набожных еврейских пленников, которые отправлялись в изгнание правителем Навуходоносором II в 6-м столетии до н.э.

Вавилон (апокалиптический) -- столица Вавилонской монархии -- своим могуществом и своеобразием культуры произвёл на иудеев после вавилонского пленения такое неизгладимое впечатление, что имя его сделалось синонимом всякого большого, богатого и притом безнравственного города. Пророк Исаия предрекал гибель Вавилона, сравнив его с Содомом и Гоморрой (Исаия 13:19).

Кроме того, Вавилон был детально описан посетившим его «отцом истории» Геродотом, и ещё он явился родиной «Висящих Садов» - одного из легендарных Семи Чудес Древнего Мира.

Имя Вавилона (др.-греч. Вбвхлюн, от аккад. Bвbili(m) «врата бога», в свою очередь восходящего к протоевфратскому babil(a)), между тем, издавна покрыто некоторой тайной. Библейские иудеи проследили происхождение его имени от слова на их собственном языке (Бабил), что означало бы «беспорядок» или «хаос», давая лингвистическую трактовку названию его легендарной башни от Бога Хаоса, так влияющего на строителей, что те никак не могли организоваться, чтобы продвинуться к завершению строительства (объяснение это в некотором смысле случайно, поскольку возникло в мире невиданного множества языков). На Семитском языке самих вавилонян название их города возможно означало «Врата Бога» или «Врата Богов». Но реальный корень и его истинное значение могут даже не касаться во временном отношении вавилонян, а то и даже их шумерских предшественников.

1. История Вавилонии

Вавилония, древнее государство в южной части Месопотамии (территория современного Ирака), возникшее в начале 2-го тыс. до н. э. и окончательно утратившее независимость в 539 до н. э. Получило название от главного города Вавилона. До возвышения этого центра (а часто по традиции последующие времена) территория В. носила наименование "Шумер и Аккад". До начала 19 в. до н. э. г. Вавилон не играл самостоятельной роли, он подчинялся царям Аккада (24--22 вв.), позднее -- царям III династии Ура(конец 22--21 вв.).

В 1894 до н. э. в В. утвердилась местная династия аморитского происхождения, которой удалось при царе Хаммурапи объединить большую часть Двуречья и создать крупную централизованную рабовладельческую деспотию. Экономическое развитие В. достигло значительного уровня. Была расширена ирригационная система, применялись в большем количестве, чем прежде, бронзовые орудия. Возрос удельный вес денежного хозяйства (оплата серебром, постепенно вытеснявшая обмен и вознаграждение за труд натурой). Общество делилось на рабовладельцев и рабов, что доказывается дошедшими до нас государственными и частноправовыми документами. Встречались также батраки и ремесленники, работавшие на заказ, как это видно из свода законов Хаммурапи. Допускалась купля-продажа земли, действовали тамкары (торговые агенты, занимавшиеся торговлей и ростовщическими операциями). Сельская община находилась в процессе разложения.

Со 2-й половины 18 в. до н. э. начались вторжения в В. внешних врагов, главным образом касситов, овладевших в 16 в. всей страной. При касситской династии (1518--1204) после временного регресса наблюдался хозяйственный подъём (развитие коневодства, установление регулярных связей с Египтом, откуда ввозилось золото, и т.д.). При касситской и следующих за ней династиях неоднократно происходили вторжения в В. новых внешних врагов (главным образом ассирийцев и эламитов). В 7 в. до н. э. (689 и 648) Вавилон дважды был разрушен ассирийскими войсками.

В 626 до н. э. ассирийский наместник Набопаласар (родом халдей) отделился от Ассирии и провозгласил себя царём В. Он оказал поддержку мидянам в борьбе с Ассирией и разделил с Киаксаром территорию Ассирийской державы. 626 принято считать началом Нововавилонского царства. При Навуходоносоре II велись успешные войны с Египтом и его азиатскими союзниками. В 586 был разрушен Иерусалим и Иудея стала провинцией В. В 574 Тир признал власть В.

При Набопаласаре и Навуходоносоре II экономика В. достигла относительно высокого уровня. Вавилон стал основным торговым центром Передней Азии. Большую роль стали играть торгово-ростовщические дома (Эгиби и др.). Увеличилась роль рабского труда во всех отраслях хозяйства. После смерти Навуходоносора II произошло несколько дворцовых переворотов. В 555 престол захватил Набонид. В середине 6 в. В. потерпела поражение в борьбе с персидской державой Ахеменидов. В 539 до н. э. персидский царь Кир II овладел Вавилоном. Хотя номинально персидские цари до 482 до н. э. именовали себя царями В., она фактически утратила свою политическую самостоятельность.

2. Искусство Вавилона

Искусство древних народов юга Месопотамии обычно обозначается как вавилонское искусство; это название распространяется на искусство не только самого Вавилона (начало II тысячелетия до н. э.), но и некогда самостоятельных шумеро-аккадских государств (IV--III тысячелетия до н. э.), объединенных затем Вавилоном. Ибо вавилонскую культуру можно считать прямой наследницей шумеро-аккадской культуры.

2.1 Архитектура и строительство

Для вавилонской архитектуры характерно соблюдение старых традиций зодчества Двуречья: белёные глухие наружные стены храмов и дворцов расчленялись только чередованием ниш и выступов. Все строения возводились из сырцового кирпича.

Каждому богу-покровителю посвящался центральный храм города, при нем имелось свое усадебное хозяйство, в котором работали свободные и рабы, а позднее исключительно рабы. Жилые дома лепились вокруг центрального храмового, а позднее дворцового комплекса.

Застройка производилась стихийно, между домами были немощеные кривые и узкие переулки и тупики. Дома в основном были прямоугольными в плане, без окон, освещались через дверные проемы. Обязателен был внутренний дворик.

Снаружи дом окружался глинобитной стеной. Во многих зданиях была канализация. Поселение обычно обносилось снаружи крепостной стеной, достигавшей значительной толщины. Такой тип поселения, характерный для Двуречья, складывается окончательно к концу IV--началу III тыс. до н.э.

В Двуречье стремились строить на возвышенных местах, что в какой-то мере предохраняло от частых, временами катастрофических наводнений, храм стоял на высокой платформе, к которой с двух сторон вели лестницы или пандусы. Святилище храма, обычно прямоугольной, иногда овальной формы, было сдвинуто, как правило, к краю платформы и имело открытый внутренний дворик.

В глубине святилища находилась статуя божества, которому и был посвящен храм. До начала III тыс. доступ во все части храма был свободным, но позднее в святилище, равно как и в окружающий святилище дворик, непосвященные не допускались. Главным и почти единственным элементом декора было членение наружных и внутренних стен узкими прямоугольными нишами. Возможно, что храмы расписывались изнутри, но во влажном климате Двуречья росписи не могли долго сохраняться. Единственный храм раннего времени с росписями, который пока нам известен, -- храм в Телль-Укайре: алтарь храма, его внутренние стены и колонны входа были покрыты полихромной росписью (конечно, не фреской -- стены просто были раскрашены посуху) с геометрическими узорами и изображениями животных в мягкой красновато- коричневой гамме.

Своеобразно и нетипично здание, обнаруженное в Уруке. Как и большинство памятников шумерской архитектуры, оно дошло до нас в развалинах. Век сырцовой постройки недолог, а глина, точнее, сырцовый кирпич, формованный из нее, часто с примесью рубленой соломы или тростника был единственным строительным материалом в Двуречье. Деревянными были балки перекрытия и двери, причем привозное дерево ценилось так дорого, что переезжающий из одного дома в другой обычно увозил с собой деревянные части дома. Здание представляло собой обширный замкнутый двор, обнесенный колоннами и полуколоннами с площадкой-эстрадой на одном конце двора и ведущими к ней боковыми лестницами. Уникальность этой постройки, видимо, связывается с ее общественным назначением -- по всей видимости, помещение для народных собраний, что характерно для периода первобытнообщинной демократии (весьма недолгого в истории Двуречья).

С середины III тыс. до н.э. правители Двуречья начали строить себе дворцы со многими внутренними дворами, иногда с отдельной наружной крепостной стеной. Один из ранних дворцов такого типа -- так называемый «дворец А» в Кише. Это первый образец соединения в шумерском строительстве светского здания и крепости -- система обводных стен защищала дворец не только от врага, но и от жителей города «Вавилон был не только очень большим городом, но и самым красивым из всех городов, которые я знаю» - писал Геродот.

Внешний облик города в Нововавилонский период.

С помощью археологических открытий и древних литературных текстов, отчасти стало возможным возродить Вавилон, по крайней мере в нашем воображении. Помимо записей Геродота пятого столетия до н.э. (точность которых в описании фактов, должно быть, вызывает у читателя некоторое сомнение), мы обладаем подробным сводом клинописи относительно города. Хотя высокий уровень грунтовых вод не позволил археологам «глубоко раскопать прошлое Вавилона», составилась, по крайней мере, довольно подробная картина более позднего периода города - от 6-го столетия до н.э. Объясняется это, возможно тем, что посещение Геродотом Вавилона пришлось на период правления знаменитого Навуходоносора.

Форма города была очерчена Евфратом, который с древних времен разделил его на две неравные части: «старый город» на востоке и меньший «новый город» на западе. Между ними протекал Евфрат с севера на юг по главным каналам, которые «поили» каждую из двух частей. В восточной части города находился царский дворец и главные религиозные сооружения города.

Наречённый Навуходоносором «чудом человечества, центром земли, ярким и величественным местом пребывания» царский дворец был расположен на северном краю старого города, около крепости. Возвышенность в направлении северо-восточного угла дворца вероятно была местом «Висячих Садов Семирамиды», Сохранились лишь подвалы этого сооружения, представлявшего в плане неправильный четырехугольник, стены которого несли тяжесть Висячих садов, находившихся на высоте стен дворца. Наземная часть здания, видимо, состояла из ряда мощных столбов или стен, перекрытых сводами, судя по сохранившейся подземной части, состоявшей из четырнадцати сводчатых внутренних камер - серии глиняных террас, которые поддерживали древесные посадки. Предположительно, это был «архитектурный подарок» от Навуходоносора его персидской жене, которая тосковала по пейзажу ее гористой отчизны.

К югу от дворца, в примыкании к Евфрату были два сооружения, посвященные богам. Первым был величественный зиккурат, ступенчатая пирамида в 91,5 метров высотой на квадратной платформе, сторона которой составляла приблизительно 91,5 метров в длину. Центр конструкции был сделан из высушенного на солнце кирпича, заключенного в слой из обожжённого кирпича. Платформа поднималась на семь ступеней уменьшающегося размера каждая и была увенчана святилищем, к которому приближалась широкая лестница. В верхней части зиккурата жрецы выполняли ритуалы и произносили молитвы от имени людских масс, собиравшихся у подножия строения. Назывался зиккурат Этеменанки - «Дом основы Небес и Земли».

К югу от зиккурата находился храмовый комплекс, посвященный богу-покровителю Вавилона Мардуку и его божественной супруге. Названный Эсагила - «Дом, Возвышающий Его Главу», в своём святилище имел покрытые металлом или позолоченные стены и потолок.

Всюду по городу были многие сотни алтарей и святилищ для того, чтобы вавилоняне могли бы служить своим богам, чтобы в связи с этим получать от тех дары.

Весь город был окружен защитным рвом и кирпичной стеной, снабжённой сигнальными башнями, расположенными с 20-метровым интервалом. Стена имела протяжённость приблизительно 8 км и согласно Геродоту «была достаточно широкой, чтобы позволить колеснице с четырьмя лошадьми развернуться на своей поднятой платформе». Отдельные фрагменты стен врезались в берега Евфрата, поскольку его путь, как было сказано выше, пересекал город.

Девять предельно укрепленных врат, названные каждое именем какого-либо божества, предоставляли доступ пешеходам к сети улиц и районов города и к сельским поселениям вне его. Восстановленные «Врата Иштар» ныне находятся в Берлинском Музее, с великолепно изваянными быками и драконами, мерцающими в красочном застекленном кирпиче.

Вне городских стен, на северо-востоке, находился особый храм для празднования местного «Новогоднего фестиваля». Соединяла его с городом улица для празднующих, названная «Путём процессий», которая проходила через «Врата Иштар», рядом с дворцом и зиккуратом, а затем поворачивала на запад, чтобы пересечь Евфрат мостом, ведущим к жилым кварталам «нового города».

Перед своей смертью Александр Великий замыслил надстройку зиккурата Вавилона. Верхняя часть была обрушена, чтобы затем, предположительно, быть восстановленной с большим блеском. Но завоевателю не суждено было дожить до претворения в жизнь этого проекта. За последующие столетия разбросанные кирпичи были растасканы крестьянами для осуществления куда более скромных замыслов, то есть ремонта своих домов.

2.2 Изобразительное искусство

Об изобразительном искусстве этого времени мы знаем очень немного. Определенную роль тут сыграло неоднократное разрушение Вавилона, другой причиной оказалась плохая сохранность меди и бронзы в земле Месопотамии. Даже то немногое, что дошло до нас, происходит, как правило, не из самой Вавилонии, а из тех мест, куда эти памятники были увезены победителями или попали каким-то иным путем.

Лучшим из сохранившихся произведений вавилонского искусства периода старого вавилонского царства является рельеф, венчающий свод законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) - знаменитый законодательный сборник, представляющий собой важнейший источник для изучения хозяйственного и общественного строя Вавилона. Рельеф этот высечен в верхней части диоритового столба, сплошь покрытого клинописным текстом, и изображает царя Хаммурапи, принимающего законы от бога солнца и правосудия Шамаша. Изображение царя в непосредственном общении с главным богом, вручающим земному владыке символы власти, имело очень важное для древневосточных деспотий содержание. Сцена такого вручения, или «инвеституры», наглядно выражала идею божественного происхождения царской власти. Возникшие еще в предшествующее время, эти сцены и много позднее, через две тысячи лет, в сасанидском искусстве все еще будут являться сюжетами большинства наскальных рельефов. На стеле Хаммурапи бог представлен сидящим на троне; царь стоит, принимая жезл и магический круг - символы власти. Фигура царя меньше фигуры бога, изображение преисполнено канонической скованности и торжественности.

Если же в произведении речь идёт не о богах или правителях, а об обычных людях, то манера изображения становится совершенно иной. Примером тому служит небольшой рельеф из Вавилона, представляющий двух музицирующих женщин: стоящая играет на лире, а сидящая -- на ударном инструменте, похожем на тамбурин. Их позы грациозны и естественны, а силуэты изящны. Подобные маленькие композиции с изображениями музыкантов или танцоров -- самая интересная часть скульптурного вавилонского наследия.

Оба стиля изображения причудливо соединились в росписях дворца в Мари -- крупном городе, находившемся к северо-западу от Вавилона, а в XVIII в. до н. э. завоёванном и разрушенном Хаммурапи. Сцены из жизни богов представляют собой строгие, лишённые движения композиции в чёрно-белых или красно-коричневых тонах. Но в росписях на бытовые сюжеты можно встретить и живые позы, и яркие цветовые пятна, и даже попытки передать глубину пространства.

Стела царя Хаммурапи с высеченными на ней законами и рельефным изображением самого царя перед божеством была найдена в соседнем Эламе -- в Сузах; по ней, а также по группе близких к этому изображению сцен на цилиндрических печатях можно судить, насколько прочно вошел в официальное вавилонское искусство канон III династии Ура. Стела Хаммурапи производит впечатление простого подражания стеле Ур-Намму, но выполнена она гораздо менее тщательно.

То же самое можно сказать и о глиптике: при общем повторении сюжетов, при следовании правилам, выработанным к концу III тыс., печати выполнены грубее и небрежнее, работа во многих случаях ремесленная и нечеткая. От вавилонского периода дошло много глиняных статуэток личных божеств и гениев-хранителей дома. Обычно они выполнены также довольно грубо и примитивно. Как правило, плоские со спины, так как они ставились в специальную нишу или приставлялись к стенке, статуэтки эти интересны тем, что они, по всей вероятности, воспроизводят образцы недошедшей до нашего времени храмовой скульптуры.

Но существует и другая линия в вавилонском искусстве. Некоторые терракотовые рельефы, обнаруженные в частных домах, как будто вносят живую струю в сухие и стандартные изображения и композиции. Сцены эти, в действительности, видимо, тоже культовые, производят впечатление бытовых и зарисованных с натуры: кулачные бойцы, мальчик верхом на буйволе, скоморох с бубном, обнаженные танцовщицы, арфист, убиение чудовища двумя героями. Сюжеты многих сцен, по всей видимости, почерпнуты из мифологии и народных эпических сказаний. Рельефы эти, так же как и статуэтки, могли играть роль, близкую иконам с изображениями житий святых; несмотря на массовое изготовление таких изделий, художник в исполнении их демонстрирует наблюдательность и свободу в обращении с канонами при передаче движения. Композиции динамичны, в трактовке фигур со стройными пропорциями ощущается продолжение аккадских традиций. Рельефы выполнены в тонкой, еле заметной моделировке, поэтому их неуловимое изящество почти полностью пропадает в воспроизведениях.

Изобразительное искусство нововавилонского периода находилось в зависимости от ассирийского; но характерная для последнего тематика прославления царских побед и войска была в Вавилоне исключена; здесь изразцовые рельефы и плоские фризы на башнях ворот и стенах дворцов содержали только сухое орнаментальное воспроизведение фигур священных животных, а в камнерезном искусстве встречаются лишь сцены поклонения различным символам божеств.

Основное дошедшее до нас произведение - врата богини Иштар. Они украшены поливным изразцовым кирпичем: на синем фоне - идущие животные, розетки, а также орнаменты (пальметты). Разные части кирпичей отличаются не только цветом, но и рельефной фактурой.

Своей техникой и композиционными приёмами нововавилонское искусство сыграло большую роль в сложении искусства Передней Азии времён персидского владычества.

3. Письменность и литература

Вавилонская клинопись была унаследована от шумеров и к II тысячелетию до н. э. стала довольно запутанной и своеобразной. Сложности возникли оттого, что в письменности старались сохранить старые приемы шумерского письма для записей слов на семитско-аккадском языке. Несмотря на сложность клинописи, именно она была в те годы общепризнанным языком дипломатического общения. Сохранилось большое количество документов, религиозных текстов, сообщений, записанных в различных регионах Древнего Востока клинописью на аккадском языке. Вавилонскую клинопись изучали даже в писцовых школах далекого Египта. Нет сомнения, что в этих регионах знали о существовании богатой литературы на аккадском языке, литературы, достойной самого пристального изучения.

Обычное деление вавилонской литературы на светскую и культовую в немалой степени искусственно, ибо влияние религиозных воззрений ощутимо сказывается практически в каждом произведении. Общими чертами литературных памятников древней Вавилонии следует, помимо этого, признать их обычно небольшой объем (это связано с ограниченностью размера глиняных табличек), преимущественно стихотворную форму и необычайно пристальное внимание к вопросам жизни и смерти.

Своеобразие некоторых произведений трудно бывает объяснить без учета еще одной особенности вавилонской литературы: она создавалась совсем не для «индивидуального пользования». Скорее всего, записанные на табличках тексты не читались «про себя», в одиночестве. Чтение литературы в древнем Вавилоне походило на некое мистическое действо: декламатор-грамотей ритмично выкрикивал певучие строки собравшимся слушателям, изредка останавливаясь, дабы уловить сложности мест, где нестрогий характер текста требовал импровизации исполнителя, привнесения личностного начала в запечатленную на табличке схему произведения.

Старовавилонская эпоха считается золотым веком месопотамской литературы: разрозненные сказания о богах и героях слились в поэмы. Например, широко известен эпос о Гильгамеше, полулегендарном правителе города Урука в Шумере.

Данные раскопок, литературные памятники, изображения на рельефах и печатях указывают на значительную роль музыки в общественной жизни Вавилонии. В честь музыкальных инструментов совершались даже жертвоприношения. По представлению шумерийцев их боги были не только любителями музыки, но и музыкантами. В государственной иерархии музыканты стояли непосредственно за богами и царями. Именами музыкантов обозначалось летоисчисление. В более поздних источниках говорится о большом развитии придворных ансамблей, выступавших и с публичными концертами. Отдельные меценаты содержали ансамбли певцов и исполнителей на инструментах, доходившие до 150 человек.

Исторические источники позволяют говорить о богатом, разнообразном и сравнительно совершенном музыкальном инструментарии уже к началу III тысячелетия до н.э.

Наряду с изображениями музыкальных инструментов найдены и остатки самих инструментов: многочисленные разновидности ударных (преимущественно барабанов и систров); из духовых -- архаическая продольная флейта. близкая древнеегипетской; язычковые -- типа гобоя; из струнных встречаются знакомые уже по Древнему Египту арфообразные лиры, арфы, лютни.

Заключение

Шумерские надписи говорят нам, что город Вавилон существовал ещё в третьем тысячелетии до н.э. Первый период его славы, однако, состоялся в 17-м столетии до н.э., когда правил им завоеватель и законодатель Хаммурапи. Спустя тысячи лет, за которые Вавилон пережил упадок и разрушение, он вновь возродился в 6-м столетии до н.э., чтобы стать столицей Навуходоносора и его Вавилонской Империи. После смерти Навуходоносора Вавилон, раздираемый внутренними противоречиями и острой классовой борьбой, начал утрачивать свое значение и в 538 г. до н.э. был завоеван Киром и присоединен к Иранскому государству. Освобожденный от персов в четвертом столетии до н.э. Александром Великим, Вавилон стал столицей его интернационального царства, городом, где в 323 г. до н. э. Македонский и умер. Ко времени основания Римской империи Вавилон был покинут, память о нём погрузилась в пыль веков.

Нововавилонское искусство очень декоративно, но его образы лишены силы, таят в себе признаки упадка. Об этом свидетельствуют и многочисленные образцы глиптики, среди которых преобладают изображения настолько схематичные, что иногда даже трудно установить их истинный смысл. Сегодня развалины Вавилона распространены на группы насыпей, расположенных близ Евфрата, приблизительно в 95 км к юго-западу от Багдада. Европейские путешественники были привлечены в эти места событиями прежней славы города, масштабностью его разрушений, присутствием там, да и поблизости, едва сохранившихся останков архитектурных памятников, например, упомянутой легендарной башни. Некоторые экспонаты были перевезены в Европу в 17-18 вв., включая самые первые образцы клинописи. Раскопки, однако, не велись всерьез до 19-го столетия. Главная экспедиция, которая продлилась с 1899 по 1914 год, была организованна немецким археологом Робертом Колдьюи.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Вавилонская цивилизация в истории Двуречья. Древний Вавилон и переплетение культур. Искусство древних народов юга Месопотамии. Шумерийская клинопись. Религия и история Вавилона. Культура Ново-Вавилонского царства. Установление персидского господства.

    реферат , добавлен 26.09.2008

    Характеристика исторической эпохи и влияние религии на направления искусства Древнего Вавилона. Коллаж из ткани как один из видов декоративно-прикладного искусства. Разработка эскизов композиции "Эпоха, искусство и исторический костюм Древнего Вавилона".

    курсовая работа , добавлен 09.06.2014

    Мир духовной культуры шумеров. Хозяйственная жизнь, религиозные верования, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья. Религия, искусство и идеология Древнего Вавилона. Культура Древнего Китая. Архитектурные памятники вавилонского искусства.

    реферат , добавлен 03.12.2014

    Развитие знаний народов Месопотамии. Междуречье - своеобразный перекресток Древнего Мира. Загадка возникновения шумерского этноса. Пантеон богов Месопотамии. Шумерская мифология. Основные черты вавилонского архитектурного и изобразительного искусства.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2012

    Религия древнего Вавилона, Вавилон в библейских легендах, природа Двуречья, общественное устройство, храм - центр экономической, политической и культурной жизни. Возвышение Вавилона. Искусство Вавилона. Законы и суд в древнем Вавилоне.

    реферат , добавлен 27.08.2003

    Искусство Средневекового Египта. Архитектура. Изобразительное искусство. Вклад арабских народов в историю мирового искусства и архитектуры. Произведения искусства, одухотворенные своеобразным и тонким пониманием прекрасного.

    реферат , добавлен 12.02.2003

    Особенности и направления развития искусства первобытнообщинного общества. Религия и традиции Древней Индии, Египта, Месопотамии, Греции, Рима, Киевской Руси, народов Эгейского моря. Искусство средних веков в Западной Европе. Возрождение в Италии.

    шпаргалка , добавлен 27.10.2010

    Зарождение искусства как синтеза материальной и духовной культуры человека. Художественная деятельность в первобытном обществе. Искусство как мастерство и ремесло. Произведения искусства древних государств. Архаический и классический периоды, эллинизм.

    презентация , добавлен 30.09.2012

    Анализ архитектуры, скульптуры и живописи Древнего Египта. Связь искусства с религиозно-обрядовыми обычаями египтян. Расцвет культуры в эпоху Среднего Царства (XXI-XVI вв. до н.э.). Художественная культура в период Нового Царства (XVIII-XVI вв. до н.э).

    курсовая работа , добавлен 16.10.2012

    Расцвет культуры и искусства Месопотамии во время существования Ассирийской державы. Господствующая роль религии в идеологической жизни Древней Месопотамии. Роль письменности в становлении культуры древнего общества. Упадок месопотамской цивилизации.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 28.12.2015 16:09 Просмотров: 8273

Разговор об искусстве двух этих древних цивилизаций начнём с географии и истории.

Месопота́мия – историко-географический регион на Ближнем Востоке, расположенный в долине двух великих рек: Тигра и Евфрата. В настоящее время земли Месопотамии включают Ирак, северо-восточная Сирия, периферийно Турция и Иран.

Карта Месопотамии
Месопотамия является родиной одной из великих и древнейших цивилизаций в истории человечества – Древней Месопотамии.
Древняя Месопотамия существовала на Ближнем Востоке c середины IV тыс. до н. э. по 12 октября 539 г. до н. э. («падение Вавилона»). В разное время здесь располагались царства Шумера, Аккада, Вавилонии и Ассирии.
С IV тыс. до н. э. и до XIII в. н. э. здесь находились крупнейшие города и городские агломерации. В Древнем Мире Вавилон был синонимом Мирового Города. Месопотамия процветала при ассирийском и вавилонском владычестве, затем и при арабском господстве. Со времен появления шумеров и до падения Нововавилонского царства на территории месопотамской низменности проживало 10 % населения всей Земли. Междуречье (Древняя Месопотамия) относят к одному из древнейших очагов цивилизации в IV-III тыс. до н. э., сформировавшему древние города-государства: шумерские города Киш, Урук (библейский Эрех), Ур, Лагаш, Умма, семитский город Акшак, аморейский/шумерский город Ларса, а также государства Аккад, Ассирия и в начале II тыс. до н. э. – Вавилония. В дальнейшем территория Месопотамии входила в состав Ассирии (IX-VII вв. до н. э.), Нововавилонского царства (VII-VI вв. до н. э.).
Первые письменные документы принадлежат шумерам. Таким образом, история в собственном смысле началась в Шумере и, возможно, была создана шумерами.
Асси́рия – древнее государство в Северном Междуречье (на территории современного Ирака). Ассирия просуществовала почти 2 тысячи лет, начиная с XXIV века до н. э. и до её уничтожения в VII веке до н. э. Мидией и Вавилонией. Новоассирийская держава считается первой империей в истории человечества.

Ассирийская империя
Вавило́ния (Вавило́нское ца́рство) – древнее царство на юге Месопотамии (территория современного Ирака), возникшее в начале II тыс. до н. э. и утратившее независимость в 539 году до н. э. Столицей царства был город Вавилон, по которому оно получило название. Семитский народ амореи, основатели Вавилонии, унаследовали культуру предыдущих царств Междуречья – Шумера и Аккада. Государственным языком Вавилонии был письменный семитский аккадский язык, а вышедший из употребления не родственный ему шумерский язык долго сохранялся как культовый.
Вавило́н – один из городов Древней Месопотамии. Важный политический, экономический и культурный центр Древнего мира, один из крупнейших городов в истории человечества, «первый мегаполис». Руины Вавилона расположены у окраины современного города Эль-Хилла (Ирак).

Вид на Вавилон со стороны бывшего летнего дворца Саддама Хусейна (2003)
Наивысший подъём экономической и культурной жизни Вавилона связан с эпохой правления Навуходоносора II (VI век до н. э.).
Во второй половине IV в. до н. э. являлся столицей державы Александра Македонского, позже находился в составе государства Селевкидов, Парфии, Рима. С III в. до н. э. постепенно пришёл в упадок.

Архитектура и искусство Вавилона

В первой половине II тысячелетия до н. э. самой значительной культурной областью была южная половина Двуречья, то есть область Шумера и Аккада, объединённых под главенством Вавилона при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.).
Город Вавилон был в свое время центром мирового значения. Но в связи с событиями последующих эпох от города почти ничего не осталось, или, лучше сказать, осталось очень мало. Памятников изобразительного искусства до нашего времени дошло тоже очень мало.
Представление об искусстве Вавилона дают раскопки современного ему города Мари, здесь сохранилось много ценных художественных памятников.
Здесь открыли руины города и большого дворца правителя города Зимри-Лима, много ценных художественных памятников.

Дворец Зимри-Лима
Зимри-Лим был царём Мари. Здесь он построил дворец, посмотреть на который приезжали даже из соседних государств. Этот дворец занимал площадь свыше 2,5 га, насчитывал более 260 помещений. Стены дворца имели до 5 м в высоту. Во дворце был найден огромный архив клинописных документов на шумерском, аккадском и хурритском языках.
План дворца типичен для Двуречья: большие дворы, вокруг которых находятся различные помещения. Дворец включал в себя парадные и жилые комнаты, святилища, дворцовую школу писцов, кухню и кладовые.
В отдельных помещениях дворца сохранились части настенных росписей – раскрашенные голубой, темно-красной и чёрной красками контурные рисунки. Тематика настенных росписей – культовые сцены. Все росписи отличаются строгой симметричной композицией.
Найдены формы для хлебцев или сыров с фигурами животных и человека. В этих маленьких рельефах присутствует стремление изобразить пейзаж в традициях аккадского искусства.
При преемниках Хаммурапи мощь Вавилона ослабла. Постепенно от него стали отпадать желавшие самостоятельности области Двуречья. Через 100 лет Вавилон захватили касситы (древние племена с Западного Ирана), которые образовали III Вавилонскую династию и правили около шестисот лет (XVIII-XII вв. до и. э.). В культурном отношении касситы стояли гораздо ниже вавилонян.
После 612 г. до н. э., когда царём Вавилонии была взята столица Ассирии Ниневия, первенство снова и в последний раз перешла к городу Вавилону, который, сохраняя политическое и экономическое значение, приобрёл роль крупнейшего торгового и ремесленного центра Передней Азии.
Искусство Нового Вавилона было преимущественно декоративным. Чаще всего изображались реальные и фантастические священные животные, растения, орнаменты. Почти уже не встречаются сюжеты, подобные сюжетам ассирийских рельефов и росписей – военные сцены дворцовой жизни.
После смерти Навуходоносора II политическое и экономическое могущество Вавилона начинает падать. В 538 г. до н. э. Вавилон был завоёван персидским царём Киром II и присоединен к Иранскому государству Ахеменидов.
Навуходоносор (604-562 гг. до н. э.) проводил завоевательную политику и значительно расширил границы государства. Он осуществлял грандиозное храмовое, оборонительное и ирригационное строительство.
Зиккура́т – многоступенчатое культовое сооружение в Древней Месопотамии и Эламе, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектур.
Зиккурат представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид от 3 у шумеров до 7 у вавилонян, не имевших интерьера (в верхнем объёме находилось святилище). Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами. Внутри стен находилось множество комнат, где жили священники и работники храма.

Зиккурат в Уре
Рядом со ступенчатой башней-зиккуратом обычно находился храм, который являлся не молитвенным сооружением, а жилищем бога. Шумеры, а затем и ассирийцы с вавилонянами, поклонялись своим богам на вершинах гор. Строили зиккураты из кирпича-сырца, укреплённого слоями тростника, снаружи облицовывались обожжённым кирпичом. Дожди и ветры разрушали эти сооружения, поэтому их периодически подновляли. Вавилонские зиккураты были уже семиступенчатыми и окрашивались в символические цвета планет.

Реконструкция Этеменанки
Этеменанки – зиккурат в древнем Вавилоне. Когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, неизвестно, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792-1750 до н. э.). Башня разрушалась и реконструировалась несколько раз. Последняя и самая крупная реконструкция, превратившая башню в самое высокое строение древнего Вавилона, была в период Нововавилонского Царства.
Этеменанки – предполагаемый прототип Вавилонской Башни.

Вавилонская Башня

Это легендарная башня, которой посвящено библейское предание книги Бытие (Быт. 11:1-9). Согласно этому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город Вавилон и башню до небес, чтобы «сделать себе имя». Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа.

Питер Брейгель Старший «Вавилонская Башня» (1563)

Дворец Навуходоносора II

В результате раскопок были открыты остатки двух дворцов царя Навуходоносора II, которые располагались на искусственных платформах. Помещения находились вокруг открытых дворов. Фасадная стена тронного зала одного из дворцов была облицована глазурованным кирпичом с изображениями по тёмно-синему фону ряда стройных колонн с золотисто-жёлтыми стволами и закручивающимися на две стороны спиралевидными завитками (волтами) капителей, между которыми свисали гирлянды лотосов, а выше находился фриз (обрамляющая декоративная композиция) из бело-жёлтых пальметок (растительный орнамент) и бирюзово-голубых ромбов. Создавалось впечатление лёгкой ограды, перевитой цветами.

«Висячие сады Семирамиды». Цветная гравюра голландского художника XVI в. Мартена ван Хемскерка (на заднем плане – Вавилонская Башня)
В летнем дворце находились когда-то знаменитые «Висячие сады Семирамиды» (одно из семи чудес света), то есть зелёные насаждения на искусственных террасах, поддерживаемых сводами. Через каналы, колодцы и другие устройства подавалась вода из Евфрата для поливки этих насаждений.
Пыльный и шумный Вавилон не радовал царицу, выросшую в гористой и зелёной Мидии. Чтобы утешить её, Навуходоносор II и приказал возвести висячие сады.

Архитектура и искусство Ассирии

Наивысшего развития искусство Ассирии получило в I тыс. до н. э., когда Ассирия превратилась в сильное рабовладельческое государство, подчинившее себе в результате захватнических войн почти всю Переднюю Азию.
К искусству предъявлялись определенные требования: прославлять деяния царя и военную мощь Ассирии.
Искусство Ассирии I тыс. до н. э. имело более светское назначение, хотя и было связано с религией.

Архитектура

Ведущим родом искусства в Ассирии была архитектура. Здесь строили не только храмы, но и дворцовые комплексы, крепости. Наиболее хорошо сохранившиеся и поддающиеся реконструкции сооружения относятся ко времени правления царей Ашшурнасирапала II (884-859 гг. до н. э.), Саргона II (722-705 гг. до н. э.) и Ашшурбанапала (668-633 гг. до н. э.).
Ассирийские дворцы представляли собой огромные комплексы с официальными, жилыми и хозяйственными помещениями, сгруппированными вокруг дворов. Помещения коридорообразные, узкие, стены их украшены рельефами и росписями.
Классическим примером ассирийской архитектуры является дворец VIII в. до н. э. царя Саргона II в Дур-Шаррукине (современный Хорсабад). Дворец был выстроен на искусственной террасе, часть дворца выступала за городскую стену. В комплекс дворца входили святилище с башней-зиккурат из семи уступов.


Зиккурат – многоступенчатое культовое сооружение, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектур.
Входы перекрывались арками, а по сторонам арок были помещены фигуры – привратные скульптуры в виде львов и быков с человеческими головами и крыльями, исполненные в технике рельефа, переходящего в круглую скульптуру. Использовался приём-изображение пяти ног, чтобы можно было видеть «стража» ворот одновременно и в покое, и в движении.
В качестве несущих опор использовались колонны с каменными базами и деревянными стволами.

Саргон II с вельможей
В декорации дворца Саргона II использовались изразцы – глазурованные кирпичи с яркой многоцветной поливой.

Скульптура

В скульптуре преобладал рельеф. Круглая скульптура в искусстве Ассирии большой роли не играла.

Крылатый бык с человеческой головой, найденный при раскопках (Лувр)
От времени Ашшурнасирапал II дошла замечательная алебастровая фронтальная статуя самого Ашшурнасирапала II (Лондон, Британский музей, высота 1,06 м), изображающая царя в виде верховного жреца. Она была установлена в храме, в культовой нише, и являлась объектом поклонения. Образ царя идеализирован.

Ашшурнасирапал II на троне
Во дворце Ашшурнасирапала сохранились плоские рельефы с изображением битв и царской охоты. Они представляют собой целую панораму батальных и охотничьих сцен.

Настенные росписи

Росписями украшали некоторые помещения. Например, во дворце Саргона II изображены процессии, в которых царь являлся в сопровождении своих приближенных и воинов.

Ритуальная встреча ассирийского царя Ашшурнасирапала II после удачной охоты (Лувр)

Росписи исполнялись по белой известковой обмазке, которая тонким слоем накладывалась на сырцовую стену по слою глины, смешанной с рубленой соломой. Сначала чёрной краской наносились контуры изображений, а затем накладывались краски: красно-коричневая, синяя, чёрная и белая, иногда розовая и голубая. Раскраска условная, плоскостная, без теней.

Вавилон при Навуходоносоре II

Навуходоносор II объединил под вавилонской властью всю Месопотамию, сделал Вавилон центром мира, он остановил агрессию египтян в Сирии, подчинил себе Финикию, Палестину.

При Навуходоносоре II начали с размахом обстраивать Вавилон, который подвергся серьезному разрушению Синахерибом в 689 году во время нашествия ассирийцев. Навуходоносор II искренне любил сооружения Вавилона. Царь собственными руками рубил кедры для вавилонских дворцов.

При этом правителе каналы Вавилона расчистили, главную процессионную дорогу замостили, реставрировали храмы разных богов. В 561 году до нашей эры Навуходоносор умер. После него только царь Набонид в 566-538 годах до нашей эры занимался активно строительством в Вавилоне. Следует отметить, что новый период подъема Вавилонии оказался непродолжительным. Нововавилонское царство погибло в борьбе с племенами иранцев, мидян и персов и мидян. Персы победили вавилонские войска в 538 году до нашей эры и без боя взяли Вавилон. При этом персы не тронули города.

Замечание 1

После включения Вавилона в состав персидской державы, он уже не стал играть прежнюю роль. История ново-вавилонского строительства исчерпывается семьюдесятью годами от момента падения Ниневии и до взятия персами Вавилона.

Информацию о плане, устройстве, главных зданиях Вавилона можно получить из материалов вавилонских летописей и по сведениям греческих писателей.

В Лондоне хранятся клинописные записи Навуходоносора, которые касаются его работ по строительству и восстановлению различных сооружений Вавилона. Записи Навуходоносора свидетельствуют о том, что Вавилонская башня не была достроена при нем. Он построил зиккурат высотой в семь этажей. Это была высота небывалая в архитектуре Двуречья. В Вавилоне было пятьдесят три храма, часть реставрированных старых, а часть вновь построенных. Новейшим явлением в городе бстало строительство алтарей и капелл разбросанных по улицам.

Замечание 2

Со строительством дворцов Навуходоносора связано появление «висячих садов», впоследствии приписанных царице Семирамиде.

При Навуходоносоре было развито и военно-оборонное строительство. Было сооружено две новые стены. Таким образом, город окружили тройной стеной. Стена была тридцать метров толщиной и на каждых двадцати метрах располагалась башня. Стена строилась из обожженных кирпичей, связанных жидким асфальтом (битумом). Стена была окружена рвом, обложенным кирпичом.

Раскопки Вавилона

Раскопки, которые были проведены в двадцатом веке, дают полную картину о Вавилоне VI века до нашей эры. Это был грандиозный город с населением около 200 тысяч жителей. Длина всех стен Вавилона была равна 18 км. План города по форме напоминал скошенный прямоугольник, ориентированный по сторонам света с отклонением от направления на север под единым углом в 16 градусов. Евфрат разделял город на две половины. Восточная часть города более старая, в ней располагался «внутренний город» - акрополь, храм и зиккурат. К северу от них располагались дворцы царя Навуходоносор. Самым масштабным из них был южный. Рынок находился внутри города.

Замечание 3

За пределами города, как показали раскопки, располагались многочисленные предместья. На юго-запад от города было вынесено городское кладбище. За городские стены также вынесли северный дворец.

Планировка города

В Вавилоне было девять ворот:

  • с запада - ворота Адада;
  • на севере -Лугальгирры, Иштар, Сина;
  • на востоке - Мардука, Нинурты.

Все ворота были началом одной из прямых длинных улиц, которые делили город на квадраты. Улицы назывались в честь божеств, которым посвящались ворота. От величественных ворот Иштар, открывавших дорогу на север и расположенных в непосредственной близости от дворца, внутрь самого города шла самая большая улица Вавилона, так называемая, «Дорога процессий». Она пересекала улицу Мардука, протянувшуюся с юго-востока к главному храму Вавилона. Дорога процессий в середине была замощена полосой шириной 7,5 метров прямоугольными плитами из белого известняка с полосками красной брекчии. Улицы же жилых массивов, были очень узкими.

Храмы Вавилона

Ново-вавилонскиех храмы были построены по продольно-осевому плану. Наиболее отчетливо он представлен в храме Нин-Мах, который расположен рядом с северными воротами Иштар. В центре самого храма располагался двор с колодцем, а уже вокруг двора асимметрично располагались помещения для проживания жрецов. На севере, в конце прохода, размещался алтарь.

Храм Гулы с башней врачевания состоял из двух внутренних дворов, жилищ жрецов, а также помещения для оракула и большого госпиталя. Огромная площадь главного храма и зиккурата выходила на улицу Мардука большими двойными воротами. Только три дня в год их открывали для прохода процессий, все остальное время они были закрыты. Святилище состояло из отдельных капелл, их было шесть в честь шести богов.

Главный дворец Навуходоносора, южный, располагался в старой части города. Он возвышался на большой кирпичной террасе, тридцати метров в высоту. Дворец делился на две части: восточную и западную. По плану это была трапеция не очень правильной формы. Вход располагался на востоке, на короткой стороне. Пять дворов по одной оси объединяли комплекс дворца. В восточной части размещались дворцовый гарнизон и стража. В северном углу, на высоких кирпичных сводах были помещены знаменитые «висячие сады Семирамиды», причисленные к семи чудесам света. Западная часть во дворце предназначалась для придворных, служащих.

Дворцовым центром считалась средняя часть, с внушительным квадратным двором в середине с колодцем. К югу от данного двора, лицом к северу, находился тронный зал царя Навуходоносора. Вытянулся тронный зал на шестьдесят метров, а толщина стен достигала семи метров. Фасад зала декорировался плиткой: на темно-синем фоне ряды пальм и цветов лотоса, стилизованные колонки с двойными капителями; внизу львиный фриз. У тронного зала было три симметричных входа, но не было окон.

Жилые дома Вавилона

Об архитектуре жилых домов в Вавилоне известно мало. Информация из записей Геродота о трехэтажных и четырехэтажных домах в городе, завершающихся сводами и куполами, археологией на сегодняшний день не подтверждена. Фасад жилого дома, который выходил на улицу, представлял собой массив с входной дверью без окон, дверь перекрывалась аркой. Стены домов выкладывались из сырца и, предположительно, покрывали белой штукатуркой. Внутри дома был двор, куда выходили асимметрично разнесенные жилые помещения, небольшие и защищенные от жаркого солнца толстыми стенами.

Наверняка все мы слышали библейскую историю о знаменитой и так и недостроенной Вавилонской башне, вследствие чего произошло смешение человеческих языков, так званое «вавилонское столпотворение». Разумеется, выглядит все это как красивая легенда, но, тем не менее, упомянутая в Библии Вавилонская башня действительно строилась при царе Навуходоносоре ІІ, а сам город Вавилон был поистине жемчужиной древнего мира. «Отец истории» Геродот, посетивший Вавилон, был восхищен его величием и размерами, до нас дошли его описания этого великого города, который вполне можно назвать мегаполисом древнего мира.

Где находится Вавилон

Но прежде чем отправить в прошлое, давайте определимся с географией нашего виртуального путешествия и ответим на вопрос: «где находился Вавилон на карте». Итак, Вавилон находится, а точнее находился, на территории современного Ирака, чуть севернее от иракского города Эль-Хилла, сейчас же на его месте остались одни лишь руины, ну и туристические ларьки с сувенирами.

Вот на этом месте некогда и был крупнейший город древности – Вавилон.

Но в эпоху своего расцвета Вавилон был не только городом, но и государством, владеющим обширными территориями.

Карта Вавилонского царства.

История Вавилона

История Вавилонского царства представляет собой целую череду драматических взлетов и падений, восстаний и завоеваний, сами древние вавилоняне не раз были, как в роли завоевателей, так и завоеванных.

Началось все примерно в ХХ веке до нашей эры, согласно легенды, основателем легендарного города был не менее легендарный царь Нимрод, правнук самого Ноя. Он же начал строительство той самой Вавилонской башни, достройкой которой занимался уже гораздо позже другой великий вавилонский царь Навуходоносор ІІ.

Очень скоро Вавилон возвысился над другими городами Междуречья и стал столицей могущественного царства, объединившего всю Нижнюю и значительную часть верхней Месопотамии. Этот период характеризуется расцветом городской культуры, литературы, искусства, юриспруденции (так, в это время был создан знаменитый кодекс законов вавилонского царя , величайший юридический памятник законов древности).

В 1595 году до н. е. в Месопотамию вторгаются воинственные кочевники хетты, которые захватывают власть над Вавилоном. И вместо того чтобы разрушить уже развитую к тому времени вавилонскую цивилизацию кочевники в ней ассимилируются, постепенно перенимая культурные традиции вавилонян. Их правление в относительном мире продлилось более 400 лет, пока на арену истории не вышла новая могущественная, и к тому же весьма воинственная держава древнего мира – .

Ассирийцы прославились невероятной жестокостью к покоренным народам и скверной привычкой стирать с лица земли целые города, но когда ими было завоевано вавилонское царство, его столицу, прекрасный Вавилон они не тронули, а напротив, присвоили городу особый статус, многие ассирийские цари даже занимались восстановлением его древних храмов и постройкой новых.

Но вот пришла очередь падения ассирийского царства, которое держалось исключительно на силе и страхе покоренных народов. Но ничто не может длиться вечно, и в один прекрасный момент началось всеобщее восстание против ассирийского господства, которое возглавил будущий вавилонский царь Набопаласар. Восстание увенчалось успехом, некогда грозная Ассирия пала, и с ее падением начался новый период расцвета Вавилонии. Вершины своего могущества Вавилон достиг во время правления сына Набопаласара, очень деятельного и энергичного царя Навуходоносора ІІ.

Навуходоносор проводил активную внешнюю завоевательную политику, в частности во время его правления была завоевана Иудея, а сами евреи были насильственно переселены в Вавилонию. Этот период их истории, известный как «Вавилонский плен» ярко описан в Библии.

Помимо Иудеи были окончательно завоеваны Сирия и Палестина. Сам город Вавилон был значительно перестроен, он еще больше увеличился в размерах, став крупнейшим культурным, торговым, экономическим центром в тогдашнем мире. О нем с восхищением писали современники.

Падение Вавилона

Но как это обычно бывает, расцвет часто приводит к гордыне, и как рассказывает библейская история, гордый вавилонский царь решил, что сможет построить башню до небес и таким образом сделаться равным Богу (К слову Навуходоносор действительно пытался построить такую самую высокую башню), но разгневанный Бог наказал эту заносчивость, смешав языки строителей, вследствие чего все строительный работы пришлось прекратить. В реальности же падение Вавилона и его знаменитой башни, которая представляла собой языческий храм, посвященный вавилонскому богу Мардуку, последовало постепенно на протяжении веков.

Новая угроза Вавилону пришла с востока, где началось восстание против Мидии, но вышло так, что персы вошли во вкус, и помимо Мидии успешно покорили и Вавилонское царство. Сам Вавилон теперь стал жемчужиной персидской империи.

Александр Македонский, который успешно навалял уже персам, всерьез собирался сделать Вавилон столицей своей обширной империи, но скоропостижно умер, его наследники переругались между собой, а сам Вавилон постепенно оказался на обочине истории.

Архитектура Вавилона

Пожалуй, более всего поражала современников величественная архитектура вавилонского царства. В частности здесь находилось одно из семи чудес света древнего мира – висячие сады Семирамиды.

Пальмы, фиги, и многие другие деревья, роскошные сады были высажены на искусственных террасах. На самом деле царица Семирамида к этим садам отношения не имеет, людская молва это чудо назвала так уже в более поздние времена, первоначально висячие сады были построены все тем же царем Навуходоносором для своей жены Нитокрис, которая страдала от душного климата Месопотамии, так как была родом из лесистой местности.

Еще одним удивительным архитектурным памятником древнего Вавилона являются парадные ворота Иштар, украшенные мозаикой синего цвета и барельефами с изображением сиррушей и быков.

Построенные в 575 году до н. э. по приказу царя Навуходоносора, эти ворота, защищающие северный вход в город, отлично сохранились до нашего времени, были реконструированы немецкими археологами и сейчас их можно воочию наблюдать в берлинском музее Пергамон.

Улицы древнего Вавилона не располагались хаотично, а строились в соответствии с четким планом, одна часть улиц шла параллельно к реке, а другая часть пересекала их под прямым перпендикулярным углом. Дома были обычно трех и четырех этажными, центральные улицы были выложены камнем.

В северной части города находился величественный царский дворец, построенный, да, опять Навуходоносором, а по другую сторону главный храм города, огромный зикурат посвященный верховному вавилонскому богу Мардуку, та самая Вавилонская башня из Библии. По рассказу Геродота на вершине этого храма-зикурата жила особая жрица – «невеста бога Мардука» и согласно преданиям (по крайней мере, так вавилоняне рассказали Геродоту, а он передал нам) сам бог Мардук время от времени собственной персоной отдыхает на вершине башни.

Религия Вавилона

Что же, теперь самое время коснутся древней религии Вавилона. Как мы уже знаем, верховным богом в языческом пантеона вавилонян был Мардук, который согласно вавилонской легенде о сотворении мира, победил чудовище хаоса Тиамат, тем самым внеся порядок в извечный хаос и положив начало нашему миру. Именно этому богу и посвящались многочисленные храмы и зикураты, но помимо него простые вавилоняне часто поклонялись и целому ряду других более мелких богов (часть из которых являются ипостасями все того же Мардука). Так, например, женщины вавилонянки молились женской богине любви Иштар, которая представляла собой божественное воплощение женского начала. Богине Иштар были посвящены и названые ее именем знаменитые парадные ворота, о которым мы писали чуть выше.

Также почитались боги Солнца и Луны: Шамаш и Син, бог мудрости и счета Набу и многие другие менее известные боги.

Вавилонские жрецы, служители богов, по совместительству были также и отличными учеными древнего мира, а особенно весьма неплохими астрономами, так например именно они первые увидели и зафиксировали на звездном небе планету Венеру, поэтично названую «утреней зарей» по времени ее появления на небосводе.

Культура Вавилона

Культура древнего Вавилона по степени своей продвинутости могла сравниться лишь с не менее развитой культурой древнего Египта. Так в Вавилоне была хорошо развита письменность, писали на глиняных табличках, и этому искусству юные вавилоняне обучились с ранних лет в специальных школах.

Вавилонские жрецы двигали науку того времени, владели искусством врачевания, отлично разбирались в математике и в особенности геометрии. Автор знаменитой теоремы своего имени, грек Пифагор в молодости обучался среди вавилонских жрецов.

Вавилоняне были первоклассными строителями, отличными ремесленниками, чьи изделия ходили по всему древнему востоку.

В юриспруденции Вавилона господствовал знаменитый кодекс законов написанных царем Хаммурапи, оказавших большое влияние на правовую культуру древнего Востока. Законы там к слову были довольно суровыми. Как вам, например такой закон из этого кодекса: Если пивовар варил плохое пиво (а в древнем Вавилоне уже варили пиво), то его следовало утопить в этом самом плохом пиве собственного изготовления.

Весьма любопытны некоторые законы Хаммурапи из так званного «семейного кодекса», например один такой закон гласит, что в случае бесплодия жены, муж имеет законное право зачать ребенка от «блудницы», но в таком случае он обязан полностью ее содержать, но при этом не приводить в дом жены при ее жизни.

Искусство Вавилона

Искусство древнего Вавилона активно представлено уже упомянутой нами его чудесной архитектурой, барельефами, скульптурой.

Например, это скульптурное изображение высокопоставленного чиновника Иби-Ила из храма Иштар.



А вот такие барельефы с изображением воинов и львов украшают знаменитые вавилонские ворота Иштар.

А вот это тот самый барельеф с кодексом законов царя Хаммурапи, где сверху на троне гордо восседает сам суровый вавилонский царь.

Вавилон, видео

И в завершение вашему вниманию интересный документальный фильм «Загадка древнего Вавилона».


В продолжение темы:
Аккорды

Октябрь Берестов В.Д. Вот на ветке лист кленовый.Нынче он совсем как новый!Весь румяный, золотой.Ты куда, листок? Постой! Осень Е. Интулов Кричит ворона в небе: - Кар-р! В...

Новые статьи
/
Популярные