Конспект урока русского языка «Начальная форма глагола. Конспект урока на тему «Глагол Дайте верное определение глагола

Цель урока во 2 классе на тему "Глагол как часть речи" - познакомить с частью речи - глаголом, его отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные навыки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть глаголы в речи, составлять словосочетания с глаголами; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап

Всем доброе утро! Нам очень приятно видеть вас в нашей школе. Гости - это всегда хорошее настроение. Поприветствуем гостей и пожелаем друг другу удачи.

Прочитайте высказывание Р. Декарта "Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять"
- Как думаете, какое отношение это высказывание может иметь к нашему уроку.
- Правильно. Полученные ранее знания, мы должны правильно применять не только на уроке, но и жизни.

II. Целеполагание

Дети, скажите какое животное называют "кораблем пустыни".
- Верблюды бывают разные. (одногорбые и двугорбые верблюды)

Индивидуальная работа

Возьмите текст на желтых листочках
Двугорбые верблюды _________ густой шерстью. Они спокойно________ сильную жару. ________ ресницы _______ глаза от песка.
Слова для справок: переносят, защищают, длинные, обросли,

Задание: Нужно вставить в предложение слова, строение которых соответствует схеме, и обозначить его части.

Организация проверки. (фронтальная)
- Прочитайте первое предложение?
- Какое слово вставили? (на доске карточка обросли)
- Кто прочитает второе предложение?
- Какое слово вставили? (карточка переносят)
- Прочитайте последнее предложение.

Какое слово вставили к первой схеме, ко второй? (карточки длинные, защищают)
- Подумайте и скажите, какое из этих слов лишнее? По какому признаку? Докажите, что это глаголы.
- Тогда сформулируйте тему урока: "Глагол как часть речи".

Как вы думаете, зачем нужны глаголы в речи?
- Давайте сформулируем цель нашего урока?

III. Актуализация знаний о глаголе как части речи

А вы знаете зачем верблюду горб?
- Прочитаем текст на зеленых листочках и найдем ответ.
- Кто готов ответить? (после ответа)

Текст

Верблюд еду носит с собой. В горбах содержится жир. Горбы - запасы пищи и используются им во время длительного путешествия. В каждом горбу хранится до тридцати шести килограммов жира. К концу путешествия горб верблюда теряет свою форму, становится дряблым и свисает набок, словно пустой мешок.

Задание.
1 группа: выпишите 1-ое предложение, подчеркните главные члены и определите части речи.
2 группа: Найдите предложение с однородными членами и выпишите глаголы.
Подумайте и ответьте на вопрос: Что обозначает глагол?

Проверка.
1 группа: Назовите грамматическую основу. Каким членом предложения является глагол?
2 группа: Прочитайте ваше предложение, какие глаголы выписали? Что обозначает глагол?

Выполним тест и сделаем вывод. (Тест на розовых листочках)

Выберите правильный ответ:

1. Глагол - это
в) часть речи
г) член предложения

2. Глагол обозначает:
д) предмет
е) действие предмета
ж) признак предмета

3. Глаголы отвечают на вопросы:
о) Что? Кто?
п) Кому? Откуда?
р) Что делать? Что сделать?

4. Каким членом предложения является?
л) подлежащим
м) дополнением
н) сказуемым

5. Как подчеркивается в предложении?
о)_____________
п)_ _ _ _ _ _ _
р)______________

Проверка: Какое слово получилось? (верно)
- Так, что мы знаем о глаголе?
- Глаголы решили с нами поиграть в прятки и проверить сможем ли мы найти их среди других частей речи.

Работа по учебнику

С. 69 Упр. 143 - Прочитайте все задание и найдите только письменное. Кто готов его прочитать?
1 группа записывает 4 предложение.
2 группа: записывает 5 предложение.

Проверка:
- Ребята, что интересного вы заметили? (есть слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение)
1 группа:
Светило - глагов. Докажите. (вопрос)
- А теперь скажите, только лишь по вопросу вы отыскали глагол? На что еще вы обратили внимание? (на лексическое значение слова)
- Что обозначает этот глагол? (Излучать свет)

2 группа: Прочитайте ваше предложение. Какой глагол вы подчеркнули?
Белил - глагол. Докажи. (вопрос)
- А вы как отыскали свой глагол? Что обозначает этот глагол?
- Тогда другое выделенное слово какой частью речи является? (сущ.)
- Как вы определили что это существительное? (по вопросу и лексическому значению)
- А чтобы узнать лексическое значение слова мы куда должны обратиться?

Работа с толковым словарем
1 группа: Вы ищете лексическое значение слова - светило
2 группа: Вы ищете лексическое значение слова - белила (зачитывают)

А теперь сделаем вывод: По каким признакам можно различить части речи?
- по вопросу
- по лексическому значению.
- Как называются слова в русском языке, которые пишутся и произносятся одинакова, но имеют разное лексическое значение - омонимы.

IV. Физминутка

Все встали. Я буду называть слова (слова на карточках на доске), а вы должны показать мне действия. (плавать, топать, хлопать, идти) Сели тихо.
- К какой части речи их можно отнести. Можем ли мы показать действия, не делая движения руками, ногами? Значит, эти глаголы обозначают что? (Движение)

V. Открытие новых знаний.

А сейчас моими помощниками будут … и … (даю карточку) Прочитай слово и покажи действие, которое здесь написано.
Думать - это глагол? Докажи. (вопрос) Покажи действие. Трудно, не получается.

Может следующее слово получится.
- Размышлять - это глагол? Докажи? Покажи действие. Опять трудно.
- Ребята, а почему им трудно, невозможно показать эти действия?
- А что обозначают эти глаголы? (эти глаголы со значением мысли)
- Еще бывают глаголы со значением чувств и со значением речи.

А) Задание "Дорожка" (выполняют на экранах)
- Упражнение выполняется на двух строчках.
- Первая строчка глаголы со значением чувств. (ч.)
- Вторая строчка со значение речи (р.) Я читаю слова, а вы слова не записываете, а ставите только порядковый номер слова на нужной строке.

  1. Говорить
  2. Грустить
  3. Радоваться
  4. Рассказывать
  5. Спросить
  6. Веселиться.

Соедините цифры по порядку. Что получилось? Покажите.

Работа в группах
- А можно ли при помощи глаголов услышать звуки? увидеть цвет?
- Вот на эти вопросы вы и будете отвечать, работая в группе.
Задание для 1 группы

Прочитайте. Ответьте на вопрос: А можно ли при помощи глаголов услышать звуки? (да или нет) Выпишите эти глаголы.
Стоном стоят лесные голоса, без умолку трещат в высокой траве кузнечики, стучат по деревьям дятлы, пищат рябчики, уныло взвизгивают желтенькие иволги, жалобно кукует кукушка.
И все эти звуки сливаются в один гул, полный жизни.

Задание для 2 группы (тексты на голубых листочках)
Прочитайте. Ответьте на вопрос: А можно ли при помощи глаголов увидеть цвет? (да или нет) Выпишите эти глаголы.
Все деревья в полном соку, все травы цветут. Куда ни оглянись, все цветы, цветы.
Там желтеет зверобой, синеют темно-голубые бубенчики и средь яркой изумрудной зелени белеет ландыш и алеют зрелые ягоды костяники.

Отчет группы
Проверяем так: С каждой группы по 2 человека.
первый - читает текст, второй - отвечает на вопрос
1 группа:
2 группа: Какие глаголы это доказывают? (алеют - а кто подберет синоним к этому глаголу)
- Не зря говорят, что глагол занимает 2 место после существительного.

V. Подведение итогов урока

Ребята, мы с вами выполнили много заданий на уроке, но главное - удалось ли нам выяснить какую роль выполняют глаголы в языке?
- Что могут передавать глаголы? (глаголы в речи могут передать движение, чувство, речь, увидеть цвет, услышать звуки)
- Где могут пригодиться полученные знания?
- А сейчас вам надо оценить свою работу. Прочитайте.

На доске:

Мне на уроке

  • было легко и интересно
  • было трудно, но интересно
  • было трудно и неинтересно

У вас на партах ладошки. Прикрепите свою ладошку. (получилось солнышко)

VI. Инструктаж по выполнению домашнего задания (по выбору)

  1. Составьте рассказ "Как мы ходили на рыбалку" Подчеркните глаголы.
  2. Работа со словарем. Найдите четыре глагола и запишите их лексическое значение.
  3. Спишите текст из энциклопедии (6 предложений) и подчеркните глаголы.

Послушайте стихотворение "Я учу глаголы"
- Ребята я хочу вас поблагодарить за работу и сказать спасибо.

Admin

Чтобы скачать материал или !

Цели:

    Повторить изученный в начальной школе материал о глаголе, его грамматических признаках, синтаксической роли в предложении.

    Развитие умения находить глагол в тексте.

    Закрепить навыки, полученные на предыдущих уроках;

    Способствовать воспитанию ответственного отношения к учению.

I.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. На улице ярко светит солнышко, погода замечательная – давайте вместе улыбнемся солнышку. Оно передало нам своей энергии, и наше настроение из хорошего превратилось в прекрасное.

Посмотрите на экран. Вы любите загадки? Сейчас одну из них мы попытаемся угадать.

Интересная часть речи

В русском языке живет:

Кто что делает, расскажет:

Вяжет, сеет иль поет.

Может плакать и смеяться,

Или забивает гол,

Как стараться, удивляться –

Растолкует нам …. (глагол)

II. Целеполагание.

Скажите, ребята, давно ли Вам известна такая часть речи? (да, с начальных классов). Тогда почему в 5 классе мы снова возвращаемся к ней? (чтобы повторить и изучить что – то новое). Давайте попробуем определить цель нашего урока.

1. Повторить ранее изученный материал о глаголе.

2. Изучение нового материала по теме «Глагол».

III . Повторение ранее изученного материала. Работа по алгоритму (приложение 1).

Сейчас каждый из вас получит маршрутный лист, который будет вам помогать в течение всего урока. В маршрутном листе содержаться задания, которые вы попытаетесь выполнить. Помните, что задания со звездочкой – задания повышенной сложности. Вместе с маршрутным листом вы найдете лист оценки (приложение 2), в котором вами будет вестись учет набранных вами баллов. Будьте внимательны!

Итак, задание 1.

1.Дайте верное определение глагола.

Ваша задача – верно заполнить пропуски. Время выполнения – 3 минуты.

*составить предложение с однородными сказуемыми.

Это дополнительное задание, за которое вы можете заработать дополнительный 1 балл.

А теперь внимание на слайд с верными ответами. В листе оценивания сделайте отметку о полученных баллах.

(далее в ходе урока учащиеся работают по алгоритму – выполняют задание из маршрутного листа, проверяют – верные ответы даны в презентации – оценивают свою работу при помощи листа оценивания, выставляют балл)

Переходим к заданию 2.

2. Откройте учебник на странице 242, прочитайте правило. На основе данного правиласоставьте опорную схему «Изменение глаголов». Время, отведенное на это задание – 4 минуты.

*придумать примеры к схеме.

Задание 3.

3.Изменение глаголов по временам. Работа с учебником. Выполнение упр.661. Время выполнения – 5 минут.

*Выполнить дополнительные задания (2,5). (2 – разбор слова по составу, 5 – пунктуационный разбор)

Физминутка

Учащиеся встают. Педагог называет слова. Если слово – существительное, дети хлопают, если глагол – топают.

Пила, лила, дала, мела, пастила, печь, речь, лечь, жечь, дочь, мыла, рыла, съест, подъезд, несет, поет, гололед.

Возвращаемся к маршрутному листу.

Задание 4. Спряжение глагола. Дать ответы на вопросы. Определить спряжение глаголов (время – 8 минут)

Откройте учебник на стр. 266 - 267 и рассмотрите правила в рамочках. Ответьте на вопросы:

А) Что такое спряжение глагола?

Б) Какие глаголы относятся к 1 спряжению?

В) Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

Г) Назовите глаголы – исключения.

Все ваши ответы запишите в маршрутном листе.

Определите спряжение глаголов (обозначить цифрой сверху):

Ходить, задержать, доверять, терпеть, сеять, отвечать, пилить, видеть, шить, стоять.

*Стелить, пить, гнать, ненавидеть, брить.

Тема: Обобщение по теме « Глагол »

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе,

Задачи урока:

закрепление навыков применения полученных знаний на практике;

развитие внимания и памяти, умения сравнивать и обобщать;

формирование умений различать слова, обозначающие действие

предмета и правильно ставить вопросы к ним;

воспитание аккуратности в работе, старательности, культуры поведения.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, метод ассоциаций,

поисковый, репродуктивный.

Форма обучения: коллективная, индивидуальная

Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями, тестовые задания,

карточки для словарной работы, оценочный лист учащегося

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие).

Мы приветствуем гостей, дорогих учителей,

Всех знакомых, незнакомых и серьезных, и веселых.

Прозвенел уже звонок, начинается урок.

Слушайте, запоминайте, ни минутки не теряйте

2. Психологический настрой

а) Если у вас хорошее настроение – потопайте ногами.

б) Если у вас есть друг – улыбнитесь ему.

в) Если вы рады встрече с другом – протяните ему руку и поздоровайтесь.

в) Если вы любите свою школу — похлопайте в ладоши.

3. Объявление темы и цели урока.

Учитель: Ребята, сейчас я прочитаю вам небольшое четверостишие, а вы

должны угадать, о чем мы сегодня будем говорить на уроке

Что без меня предметы?

Лишь названия,

Но я приду – все в действие придет:

Летит ракета, люди строят здания,

И рожь в полях растет.

О какой части речи идет речь? (Глагол ). Почему вы так думаете? (Потому что на действие предметов указывает глагол ). Значит, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О глаголе ). Правильно. Сегодня мы повторим все, что мы знаем об этой части речи. А знания свои будем оценивать сами с помощью оценочных листов

(После выполнения каждого вида работы на доске вывешиваются правильные ответы. Дети сверяют свои ответы и в оценочных листах отмечают количество правильных ответов)

4. Словарная работа

(Учитель показывает карточки со схематичным изображением людей в действии. Учащиеся подбирают и записывают подходящие по смыслу слова, обозначающие действия)

поднимается, бежит,
читает, смотрит

бежит, идет, торопится
чертит, рисует, работает
играет,сидит, работает

5.Актуализация опорных знаний

Карточка №1: «Продолжи предложение… »

6. Тренировочно – повторительные задания

1. Дидактическая игра « ПРАВИЛЬНО — НЕПРАВИЛЬНО »

Учитель читает утверждения, с которыми учащиеся либо соглашаются (ДА), либо отвергают их (НЕТ), заполняя при этом таблицу

Думать — это глагол

Училась – это глагол женского рода

Играли – это глагол единственного числа

Рисуют – это глагол множественного числа

Запомнила — это глагол среднего рода

Правильных

ответов

да

да

нет

Да

нет

2. Составление кластера к отгадке

Учитель загадывает загадку, а дети к отгадке подбирают слова — глаголы, ассоциирующиеся с этим словом « Скатерть бела все поле одела »

Блестит Кружится Ложится

Летит СНЕГ Падает

Тает Хрустит Скрипит

7. Физминутка.

Раз — согнуться, разогнуться,

Два — нагнуться, потянуться,

Три, четыре — дружно хлопнем,

Руки шире разведем.

Пять, шесть – тихо сядем

И писать опять начнем

8. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

1. Карточка №2

2. Карточка № 3

Тестирование по теме «Глагол »

1. Укажи сочетание слов, в котором существительное и глагол не согласованы в числе:

А) Весна пришла

Б) Снег тает

В) Солнце взошло

Г) Дети радуется

Д) Птицы прилетели

2. Какой глагол сочетается с существительным ВЕСНА:

А) Приходили

Б) Пришла

В) Пришли

Г) Пришло

Д) Приходить

3. Укажи глагол среднего рода:

А) Взошло

Б) Взошла

В)Взошли

Г)Всходить

Д) Восходит

4. Выбери глагол, который отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЛ?

А) радовались

Б)радуется

В) радовалась

Г)радоваться

Д) радовался

5. Найди глагол множественного числа:

А) Таял

Б) Таяло

В) Таяли

Г) Таять

Д) Тает

Ключ: 1- Г, 2-Б, 3-А, 4-Д, 5- В

10. Обобщение и итог урока.

О какой части речи мы говорили на уроке?

Что вы можете сказать об этой части речи?

Какими словами, обозначающими действия, вы можете подтвердить то, чем мы занимались на уроке? (учились, писали, отвечали, думали, рассуждали, анализировали и др.)

11. Выставление оценок (самооценка)

Дети по листам оценивания выводят себе одну общую оценку за урок

Лист оценивания

№ задания

Нормы оценивания

Оценка за задание

Карточка №1

« Продолжи предложение»

Игра

« ПРАВИЛЬНО — НЕПРАВИЛЬНО»

Каждый правильный ответ — 1 балл

Загадка — кластер

6 слов и более – 5 баллов

4 слов — 4 балла

3 слова — 3 балла

Менее 3 слов — 2балла

Карточка № 2

Все правильно – 5 баллов

1-3 ошибки – 4 балла

4-6 ошибок — 3 балла

более 6 ошибок — 2балла

Карточка № 3

Все правильно – 5 баллов

1-3 ошибки – 4 балла

4-6 ошибок — 3 балла

более 6 ошибок — 2балла

Тестовое задание

Л.А.ЗАХАРОВА,
Республика Саха

Опорные конспекты по теме «Глагол»

6 класс

ГЛАГОЛ
Действие или состояние

Пояснение к опорному конспекту «Глагол»

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?

Первый блок . Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? , а совершенного – что сделать? Имеют суффиксы (по другой концепции – окончания) в неопределенной форме – -ть, -ти . После ч на конце пишется ь . (В глаголах на -чь один и тот же элемент относится к корню и одновременно выполняет роль суффикса; обозначать его следует так: стричь .)

Второй блок . Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. Глаголы совершенного вида не имеют настоящего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по числам и родам (в единственном числе).

Третий блок . Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. В русском языке два типа спряжения. В безударных окончаниях первого спряжения во 2-м лице и в ед. ч. 3-го лица пишется буква е , второго – буква и . 3-е лицо множественного числа первого спряжения имеет окончания -ут, -ют , второго – -ат, -ят . Если глаголы имеют безударные окончания, то спряжение определяется по неопределенной форме. Все глаголы на -ить (кроме брить, стелить ) и 11 глаголов-исключений : смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть; гнать, держать, дышать и слышать – относятся ко второму спряжению, остальные – к первому. Разноспрягаемые глаголы – хотеть, бежать . Особое спряжение у глаголов дать, есть .

Четвертый блок . Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными (действие переходит на предмет). Остальные (в том числе возвратные) являются непереходными.

Пятый блок . В предложении глагол обычно бывает сказуемым.

Конспект может показаться большим, но он содержит материал, уже известный учащимся, поэтому помогает систематизировать и повторить пройденное в 5-м классе. Новые сведения только в конце третьего блока и в четвертом.

НАКЛОННИЕ ГЛАГОЛА
Отношение к действительности

Пояснение к опорному конспекту «Наклонение глагола»

Наклонение выражает отношение действия, называемого глаголом, к действительности. У глагола три наклонения: изъявительное, условное, повелительное.

Первый блок . Глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальные действия, которые происходят, происходили или будут происходить. Изменяются по временам, то есть бывают в настоящем, прошедшем и будущем времени. Глаголы несовершенного вида имеют сложную форму будущего времени. У глаголов совершенного вида нет настоящего времени.

Второй блок . Глаголы в условном наклонении обозначают действия, возможные при определенных условиях или желаемые. Образуются при помощи суффикса -л- и частицы бы (б) , которая может быть отделена от глагола другими словами. Изменяются по числам и в единственном числе – по родам.

Третий блок . Глаголы в повелительном наклонении обозначают действия, которые просят или приказывают выполнить. Обычно употребляются в форме 2-го лица единственного и множественного числа. Образуются с помощью суффикса -и- или без суффикса. В единственном числе имеют нулевое окончание, во множественном – окончание -те . На конце глаголов после мягких и шипящих согласных пишется ь . Мягкий знак сохраняется перед окончанием -те и постсуффиксом -ся .

Глагол как часть речи

Цель: сформировать представление о значении глагола как части речи,

представление о морфологических признаках глагола и

егосинтаксической роли;

формировать умение находить глаголы в тексте, определять их

морфологические признаки;

развивать речь учащихся;

воспитывать уважение к культуре других народов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ожидаемые результат ы: учащиеся находят глаголы в тексте, определяют их

синтаксическую функцию; знают морфологические признаки

глагола и определяют их; формулируют собственные

высказывания по теме; мотивируют свою деятельность.

Оборудование: раздаточный материал на карточках, составляющие элементы ромашки.

Ход урока

1.Организационный момент..

Слово учителя:

Ребята, скажите, а вы любите ходить в гости? Сегодня предлагаю кое-кого навестить. А кого, вам предстоит угадать. Послушайте внимательно.

Я страшное дело какой деловой:

В любые дела ухожу с головой.

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю.

Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,

И на стадионе голы забиваю.

Укроп поливаю, кусты подстригаю

И чисто-пречисто весь двор подметаю.

Дорожки песком я в саду посыпаю,

А после работы в тени отдыхаю.

(Такое неожиданное начало дает возможность нейтрализовать воспоминания о прошлых неудачах)

Скажите, вы догадались к какой «деловой « части речи мы отправляемся в гости?

Сообщение темы урока

2. Основная часть урока

Изучение нового материала

Слово учителя:

Пересмешники говорят о дядюшке, что это часть речи, которая упала с печи, ударилась об пол и назвалась …(глагол).

Какая полезная информация есть в этой шутке? (глагол обозначает действие)

Давайте попробуем дать определение глагола. (учащиеся дают оределение глагола)

Задание учащимся.

Мэри Поппинс искала дом номер 17 на Вишневой улице. Джейн и Майкл тем временем сидели в Детской, глазели в окно, представляли, кто к ним придет. На улице гудел Восточный ветер, голые ветки вишен трепетали. Дети увидели, что в ворота вошла женщина. Одной рукой она придерживала шляпку, а в другой несла саквояж. Вдруг ветер подхватил ее, поднял в воздух и понес от ворот прямо к парадной двери дома.

Прочитайте текст. Найдите глаголы. На какие вопросы они отвечают? Выпишите в одну колонку глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?, в другую – глаголы которые отвечают на вопрос что сделать

Группа, которая первой справилась с заданием читает выписанные глаголы, объясняет, на какие вопросы они отвечают. Остальные дополняют, исправляют ошибки.

А теперь найдите в учебнике, как называются глаголы в первой и второй колонках и какой морфологический признак их объединяет (учащиеся определяют, что это глаголы совершенного и несовершенного вида, а значит один из морфологических признаков глагола есть вид и цепляют к ромашке лепесток со словом «ВИД»)

Объяснение учителя

Глаголы употребляются в форме трёх наклонений: изъявительного (читаю), повелительного (читай), условного (читал бы)

Задание на скорость.

От записанных учителем на доске глаголов образовать наклонения (бежать, звонить, мечтать, терпеть). Группа, которая первой справится с заданием, озвучивает его, остальные контролируют и исправляют.

После этого к ромашке прикрепляется лепесток со словом «НАКЛОНЕНИЕ»

Объяснение учителя

Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времениглаголы изменяются по лицам и числам. Например: я пишу, напишу (1-е лицо ед. числа); ты пишешь, напишешь (2-е лицо ед. числа) и т.д.

В прошедшем времени глаголы изменяются по числам, например: он читал – они читали. В единственном числе прошедшего времени глаголы изменяются по родам, например: он читал, она читала, оно читало.

Распределительный диктант

Распределите глаголы в три столбика. В первый – глаголы прошедшего времени, во второй – настоящего, в третий – будущего. Перед каждым столбиком запишите вопросы, на которые отвечают глаголы соответствующего времени.

Написал, читаю, приготовлю, могу, думаю, отдохну, выполнила, спала, открою, танцую, спою, воскликнул, придумаю, леплю.

После выполнения задания к ромашке прикрепляется лепестки со словами «ВРЕМЯ», «ЛИЦО», «ЧИСЛО».

Объяснение учителя

Ёщё одна черта Глагола – это возвратность. Глаголы, оканчивающиеся на –СЬ, -СЯ называются возвратными. Например: умылась, рассмеялся.

Приведите свои примеры (ученики приводят примеры возвратных глаголов).

К ромашке прикрепляется лепесток со словом «ВОЗВРАТНОСТЬ».

Определение синтаксической роли глагола

Разбор на доске предложений

Над спящим озером лес шумит листвой.

В ночь погода зашумела, взволновалася река…

Найти глаголы, подчеркнуть как член предложения.

Каким членом предложения глагол бывает чаще всего?

(Ученики самостоятельно формулируют вывод о синтаксической роли глагола)

Работа с учебником

Найдите новую информацию.

Физкультминутка. Игра на внимание

Сыграем в игру, которая называется ремонт. Условия такие. Водящий читает список слов. Большая часть из них – глаголы. Это действия, которые выполняются при ремонте. Но встречаются и существительные. Так вот, когда водящий называет глагол, вы должны хлопнуть в ладоши, а если он называет существительные, хлопать нельзя. Ошибся – выходи из игры. Победил тот, кто остался. Итак, приготовились!

Дядюшка Глагол при ремонте ВЫТИРАЛ, ПОДМЕТАЛ, ЗАШИВАЛ, ПОЛИВАЛ, САМОСВАЛ, НОСИЛ, ЛЕПИЛ, ЗАПЛАТИЛ, УГОДИЛ, ПОВРЕДИЛ, КРОКОДИЛ, ВЫЛИЛ, ВЫМПЕЛ, ЗАЖЕГ, ФЛАЖОК, ДРУЖОК.

Молодцы! Вы очень внимательные.

3. Выполнение тренировочных упражнений

Теперь мы должны получить пропуск к глаголу.

Выписать глаголы, определить все морфологические признаки

Цветут ландыши, потом зацветает шиповник. Липа в этом году запаздывает, но она скоро порадует нас своим тягучим ароматом. Мотыльки кружили над ромашками. Их прогнал ворчливый шмель, который немного покружил над цветком и улетел. Летает где-то, а потом найдёт ромашку и снова прогонит того, кто на ней отдыхает.

Дописать окончания глаголов- сказуемых, согласуя их с подлежащим. Указать время, число, лицо или род.

Тихо ве… ветерок. Мы сид… с удочками на берегу озера. Облако закры… солнце. Скро пойд… дождь. Издали донос…ся гул грома. Высоко над нами пролете… утка. Ветер под… сильнее. Озеро взволнова…

4. Подведение итогов урока

Слово учителя.

Дядюшка Глагол рад вас видетьв своём доме. Он очень трудолюбивый и любознательный. Сейчас Глагол будет отрывать по одному лепестку от ромашки и ученику. Ученик должен рассказать о том признаке, который написан на лепестке и привести пример. Если ученик не может ответить, он обращается за помощью к вам

5. Домашнее задание.

Упражнение 24, 32

В продолжение темы:
Музыка в танцах

БиографияДмитрий Олегович Рогозин - российский государственный деятель, дипломат, доктор философских наук, доктор технических наук. С декабря 2011 года - заместитель...

Новые статьи
/
Популярные