Евангелие. Притча о талантах

Талант, как выдающиеся способности в какой-либо области, есть у каждого человека. Это одаренность может быть раскрыта через личностной рост, а может так и остаться невостребованным потенциалом. Реализуя свой талант, человек способен оригинально решать банальные задачи, т.е. уходить от штампов, улучшая свое качество жизни. Он способен творить по законам гармонии, ощущая эту гармонию в себе. Талантливый человек - это зрячий среди слепых, т.к. он лучше других слышит свою Душу, потому что талант - это механизм природы для раскрытия Души человека и его личностного роста. Технологию раскрытия таланта мы рассматривали в статье «Природа таланта» . Именно поэтому только талантливая работа оправдывает нашу жизнь на Земле, т.к. она изначально запрограммирована в каждом человеке, чтобы слышать и изучать язык Души.

Предлагаю Вашему вниманию притчу о таланте, где очень показательно отношение к своему таланту и, как следствие, - разный результат. Надо через личностной рост развивать свой талант, т.к. он дан человеку по судьбе и не зависит от возраста. Это подарок Бога!

Притча о таланте

Жил некогда господин, который, отправляясь в длительное путешествие в чужую страну, призвал всех своих доверенных слуг и поручил им все свое имение. Одному он дал пять талантов, другому - два, а третьему - один. Так каждому из достойных управляющих было доверено имение по их способностям; и после этого он отправился в путешествие. Когда их господин уехал, слуги принялись за работу, чтобы получить прибыль на вверенное им богатство. Тот, кто получил пять талантов, сразу же употребил их в дело и вскоре приобрел на них еще пять талантов. Так же и тот, который получил два таланта, вскоре приобрел еще два. И все остальные слуги получили прибыль для своего хозяина, кроме того, у кого был только один талант. Он ушел и закопал его в землю, скрыв деньги своего господина. Вскоре господин этих слуг неожиданно вернулся и призвал своих управляющих для отчета. И когда они были призваны к своему господину, тот, кто получил пять талантов, пришел к нему с доверенными ему деньгами и принес пять других талантов, говоря:

Господин! Ты дал мне пять талантов, чтобы я пустил их в дело, и я с радостью отдаю тебе еще пять талантов в качестве прибыли.

И тогда господин сказал ему:

Хорошо. Ты хороший и верный слуга, ты был верен в малом; теперь поставлю тебя над многим; раздели со мной мою радость.

Затем тот, кто получил два таланта, подошел и сказал:

Господин, ты поручил мне два таланта; вот еще два таланта, которые я заработал.

И тогда его господин сказал ему:

Хорошо. Ты хороший, верный слуга; ты тоже был верен в малом, и теперь я поставлю тебя над многим; раздели со мной мою радость.

Пришел отчитываться и тот слуга, который получил один талант. Он подошел и сказал:

Господин! Я знал тебя и видел, что ты хитрый человек, ожидающий прибылей там, где сам не трудишься; поэтому я боялся рисковать даже малой долей того, что ты доверил мне. Я надежно спрятал свой талант в землю; вот он; теперь у тебя есть твое.

Но его господин ответил:

Нерадивый и ленивый слуга! Ты сам признаешься в том, что знал: я потребую от тебя отчета и разумной прибыли, подобно той, которую принесли сегодня другие, усердные слуги. Зная это, ты должен был хотя бы пустить мои деньги в оборот, чтобы по возвращении я получил свое с процентами. И затем этот господин сказал своему управляющему:

Возьми талант у этого никчемного слуги и отдай тому, у кого десять талантов.

Всякий, кто развивает свой талант, получит еще больше; у того же, кто закапывает его в землю, - будет отнято и то, что он имеет.

Притча о талантах

И еще одну притчу сказал Иисус Христос против лености и небрежности нашей.

– Сын Человеческий поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им свое имение. Одному он дал пять талантов, другому два таланта, а третьему один талант, каждому по его силе; и тотчас отправился.

Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел на них еще пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрел на них другие два. Получивший же один талант не захотел трудиться, пошел, и закопал его в землю, и скрыл серебро господина своего.

После долгого времени, возвратился господин рабов тех и потребовал у них отчета. Получивший пять талантов принес другие пять талантов и подошедши к нему, говорит: "господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них".

Подошел также и получивший два таланта, и сказал: "господин! два таланта ты дал мне; вот другие два таланта я приобрел на них".

Господин сказал ему: "хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего".

Подошел и получивший один талант, и сказал: "господин, я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; вот, я, испугавшись этого, пошел и скрыл талант твой в земле. Вот тебе твое".

Господин же сказал ему в ответ: "лукавый и ленивый раб! твоими устами буду судить тебя; ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; поэтому и должен был ты отдать серебро мое торгующим; и я, возвратившись, получил бы мое с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится; а у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму кромешную (внешнюю); там будет плач и скрежет зубов".

Сказав эту притчу, Иисус Христос возгласил: "кто имеет уши слышать, да слышит!"

Эта притча означает: все люди получают от Господа различные дары, как то: жизнь, здоровье, силы, душевные способности, ученье, дары Святого Духа, житейские блага и проч., чтобы этими дарованиями служить Богу и ближним. Все эти дары Божии и разумеются в притче под именем талантов. Бог же знает, сколько нужно дать каждому, по его способностям, поэтому и получают - иной больше, иной меньше. Кто как воспользовался дарами Божиими, в том каждый человек должен будет дать отчет Господу, при втором Его пришествии. Кто употребил их на пользу себе и другим, тот получит похвалу от Господа и вечные небесные радости; а ленивые и небрежные люди будут осуждены Господом на вечные страдания.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея, гл. 25, 14-30; от Луки, гл. 19, 11-28.

Из книги Соединение и перевод четырех Евангелий автора Толстой Лев Николаевич

ПРИТЧА О НАСЛЕДСТВЕ (ТАЛАНТАХ) (Лк. XIX, 11-13; Мф. XXV, 15; Лк. XIX, 13 / Мф. XXV, 15/; Мф. XXV, 16-18; Лк. ХГХ, 14, 15; Мф. XXV, 19-22, Лк. XIX, 17, 18; Мф. XXV, 24-26; Лк. ХГХ, 23-26; Мф. XXV, 30; Лк. XIX, 27)Когда они слушали это, Иисус на прибавку сказал еще притчу затем, чтобы они не думали, что царство Божие придет без усилия.Он

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Притча о талантах. Мф. 25: 14-30 Христос - Судия мира придет внезапно, и каждый человек должен будет дать Ему отчет о своей прожитой жизни, о том, как он распорядился Божиими дарами, данными ему при рождении.«Когда придет Сын Человеческий, - сказал Христос Своим ученикам, -

Из книги Священное писание Нового Завета автора Милеант Александр

Притча о Талантах Во времена земной жизни Спасителя талант обозначал крупную денежную сумму, соответствующую шестидесяти минам. Мина равнялась ста динариям. Рядовой работник зарабатывал один динарий в день. В притче словом «талант» обозначается совокупность всех благ,

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Притча о талантах «Сын Человеческий, – сказал Господь, – поступит на страшном суде, как один господин, который, отправляясь в далекую страну, поручил своим рабам свое имение. Одному рабу он дал пять талантов, другому рабу он дал два таланта, а третьему – один. Господин

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Притча о талантах И еще одну притчу сказал Иисус Христос против лености и небрежности нашей.– Сын Человеческий поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им свое имение. Одному он дал пять талантов, другому два таланта, а

Из книги ПСС. Том 24. Произведения, 1880-1884 автора Толстой Лев Николаевич

ПРИТЧА О НАСЛЕДСТВЕ (ТАЛАНТАХ) Лк. XIX, 11. Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо он был близ Иерусалима, 1 и они думали, что скоро должно открыться царствие Божие. 2Когда они слушали это, Иисус на прибавку сказал еще притчу затем, чтобы они не думали, что царство

Из книги Проповеди. Том 1. автора

НЕДЕЛЯ 16. ПРИТЧА О ТАЛАНТАХ. Очень важную притчу Христову слышали вы в нынешнем евангельском чтении. Постарайтесь вникнуть в нее и понять ее должным образом.Содержание этой притчи вы знаете, а я слово свое начну с окончания ее, с тех слов, которыми Спаситель наш закончил

Из книги Воскресные проповеди автора Сурожский Митрополит Антоний

Неделя 16-я по Пятидесятнице. Притча о талантах Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Прочитанная сегодня притча о талантах – одно из целого ряда пророческих предупреждений и приточных сказаний Христа о грядущем Суде. Если прочесть 24 и 25 главы Евангелия от Матфея, откуда и

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Притча о десяти талантах (Луки 19:11-28 и Матф. 25:14-30). Находясь еще в доме Закхея, Господь рассказал притчу о десяти минах, которая имеет много сходства с изложенной у Евангелиста Матфея притчей о талантах. При всем их большом сходстве, есть между этими притчами и существенные

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Притча о талантах 14 В Царстве Небесном всё так же будет, как у человека, который, уезжая из дома, созвал своих слуг и поручил им распорядиться его достоянием. 15 Одному дал он пять талантов, другому - два, и третьему - только один, каждому в соответствии с их способностями,

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

Глава 32. Последнее путешествие Иисуса в Иерусалим. Исцеление десяти прокаженных. Притча о судье неправедной. Притча о фарисее и мытаре. Беседа с богатым юношей и учениками о богатстве. Притча о работниках в винограднике Служение Иисуса приходило к концу. Ему надлежало

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

ГЛАВА 37. Беседа Иисуса с Апостолами о разрушении Иерусалима и о кончине мира. Притча о десяти девах и талантах. Рассказ о Страшном Суде Иисус вышел из храма и пошел по направлению к горе Елеонской; с Ним шли и Апостолы. Все происшедшее в течение этого дня произвело сильное

Из книги Толковая Библия Лопухина.Евангелие от Матфея автора

Притча о талантах В отличие от Первого пришествия, Второе пришествие Христово будет во славе; во второй раз Господь придет, чтобы судить мир. Каждый человек ответит за прожитую жизнь, за то, как он распорядился данными ему Богом дарами (талантами). Об этом говорит притча о

Из книги Евангельское злато. Беседы на Евангелие автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

14. Притча о талантах. 14. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:(Лк. 19:12). В русском “Он поступит” подчеркнуто. Этих слов нет в подлиннике. Буквально: “ибо как человек, уходящий от своего народа, призвал

Из книги автора

Неделя 16. Притча о талантах Очень важную притчу Христову слышали вы в нынешнем евангельском чтении. Постарайтесь вникнуть в нее и понять ее должным образом.Содержание этой притчи вы знаете, а я слово свое начну с окончания ее, с тех слов, которыми Спаситель наш закончил ее.

Текст этой притчи записан в евангелии от Матфея в 25 главе с 14 по 30 стихи:

14 Ибо [Он поступит], как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё:

15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

16 Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;

17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;

18 получивший же один талант пошёл и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего.

19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчёта.

20 И, подойдя, получивший пять талантов принёс другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.

21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

22 Подошёл также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.

23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

24 Подошёл и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,

25 и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё.

26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;

27 посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью;

28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,

29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет;

30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Для понимания значения этой притчи нужно найти ключ. Под ключом следует понимать простой и ясный смысл, объясняющий всю притчу. И этот смысл должен подтверждаться текстами Священного Писания. В нашем случае ключом служит текст 14 стиха самой притчи: «призвал рабов своих и поручил им имение своё». Слово переведённое как «имение» имеет на греческом языке имеет следующее значение - находящееся на лицо или по факту: имущество, состояние, финансовые или военные средства, природные качества или свойства. Нашим Господином является Господь Иисус Христос. А мы по своему положению являемся Его рабами. И вот нам, как своим рабам Он вверил Своё имущество, состояние, финансовые или военные средства, природные качества или свойства. При этом возникает естественный вопрос. А что собственно говоря является имением нашего Господа? Чем Он обладает таким, что и нам, рабам Его, поручил? Чем Он является исключительным обладателем? Что Ему всегда принадлежало, принадлежит и будет принадлежать? Без чего Он никогда не остаётся? И что всегда Его сопровождало во всех Его деяниях? Откроем Притчи Соломоновы и прочитаем 8-ю главу, оказывается, что самым главным качеством или свойством, которым обладал и обладает наш Господь является мудрость .

22 Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих,

23 от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.

24 Я родилась, когда ещё не существовали бездны, когда ещё не было источников, обильных водою.

25 Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов,

26 когда ещё Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.

27 Когда Он уготовлял небеса, [я была] там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,

28 когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны,

29 когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли:

30 тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во все время,

31 веселясь на земном кругу Его, и радость моя [была] с сынами человеческими.

И еще одну притчу сказал Иисус Христос против лености и небрежности нашей.

— Сын Человеческий поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им свое имение. Одному он дал пять талантов, другому два таланта, а третьему один талант, каждому по его силе; и тотчас отправился.

Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел на них еще пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрел на них другие два. Получивший же один талант не захотел трудиться, пошел, и закопал его в землю, и скрыл серебро господина своего.

После долгого времени, возвратился господин рабов тех и потребовал у них отчета. Получивший пять талантов принес другие пять талантов и подошедши к нему, говорит: «господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них».

Подошел также и получивший два таланта, и сказал: «господин! два таланта ты дал мне; вот другие два таланта я приобрел на них».

Господин сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

Подошел и получивший один талант, и сказал: «господин, я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; вот, я, испугавшись этого, пошел и скрыл талант твой в земле. Вот тебе твое».

Господин же сказал ему в ответ: «лукавый и ленивый раб! твоими устами буду судить тебя; ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; поэтому и должен был ты отдать серебро мое торгующим; и я, возвратившись, получил бы мое с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится; а у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму кромешную (внешнюю); там будет плач и скрежет зубов».

Сказав эту притчу, Иисус Христос возгласил: «кто имеет уши слышать, да слышит!»

(Мф. 25, 14-30)
___________

Ленивые рабы. Поучение в неделю 16-ю по Пятидесятнице

Вы слышали, возлюбленные братья, из ныне чтенного Евангелия притчу Спасителя о талантах? Притча эта весьма поучительна. Всем нужно знать ее значение и помнить ее всегда. Приклоните ваш слух. Вот ее значение.

В ней говорится о рабах, которым господин, отправляющийся в дальнюю сторону, поручил свое имение: одному дал пять талантов, другому - два, третьему - один - каждому по его силам (Мф. 25, 14-30). Заметьте: эти рабы - мы, люди. Этот господин есть Господь наш Иисус Христос, Творец наш, Раздаятель талантов, вознесшийся от нас на небо, седящий одесную Отца и опять имеющий прийти на землю судить живых и мертвых. Имение, или таланты, - это душевные силы и способности, равно и телесные силы, которые дал нам Бог и коими в этом веке мы все делаем, которые пускаем как бы в оборот и посредством коих по мере своего умения и усердия умножаем свое духовное богатство. Под талантами следует разуметь и то служение в обществе, какое каждому Бог вверил, смотря по его способностям, или то материальное богатство, какое кто имеет.

По смыслу притчи, кто больше талантов получил от Господа, тот, естественно, больше должен сделать добра для ближних, больше должен усовершенствовать себя в настоящей жизни для жизни будущей, а кто - меньше, с того меньше потребуют и отчета. С обыкновенного человека потребуют, добросовестно ли он трудился и вел дела свои; богатый не составил ли себе богатства обманом, хитростью, происками или играми, процентами, жил ли сам и воспитал ли детей своих в страхе Божием, исполнял ли христианский долг молитвы, освящался ли таинствами, подавал ли милостыню? Всякий свое бремя понесет. Со священника потребуют отчета в служении, учении и жизни: научил ли он вере и доброй жизни своих пасомых, воспитал ли он их для вечной жизни?

Но послушайте дальше притчи. Получивший от господина пять талантов (вес серебра) пошел, стал трудиться и приобрел на них еще пять талантов; получивший два приобрел другие два, а получивший один взял да и зарыл талант своего господина в земле, т. е. всю жизнь прожил в безрассудной, непростительной лености: ел, пил, веселился, обогащался всеми возможными средствами, чтобы только весело жить здесь, а о той жизни, о вере, о молитве, о добрых делах не заботился. Ясно, что талант его зарыт в землю, так как таланты наши, т. е. наше сердце, наши умственные способности не земное сокровище, а духовное, и не в земле им лежать, не на земные только дела употреблять, а при помощи их нам надобно навыкнуть небесным, святым нравам и стяжать вечную жизнь. Не скрывайте себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, - говорит Господь, - и идеже татие подкопывают и крадут; скрывайте же себе сокровище на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкопывают, ни крадут (Мф. 6,19-20) (т. е. делайте добрые дела не для земли и земных, житейских выгод, а для неба, для Бога, для вечности).

Итак, честь, братья, рабам, получившим пять и два таланта и умножившим имение господина; позор, крайний позор получившему один талант и по лености и упрямству зарывшему его в землю. А много есть этих недостойных имени человека людей, которые зарывают талант свой в землю, которые только пьют, едят, веселятся, обманывают, крадут и прочее.

Но смотрите, что ожидает тех и других рабов: приходит время дать отчет в том, как употреблено серебро господина. Приходит господин, т. е. Господь, вознесшийся на небо, приходит на Страшный суд, чтобы потребовать отчет с рабов Своих. Являются рабы Его, коим вверены таланты. Подходит принявший пять талантов и показывает Господу десять талантов; потом приходит принявший два и показывает четыре. Господь, одобряя каждого из них за приумножение, говорит: «Хорошо, добрый и верный раб, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю: войди в радость Господина твоего»; потом подходит принявший один талант, и что же? Ничего не сделавши в отсутствие Господина, когда пришел этот Господин, ленивый раб говорит Ему дерзости, называя Его человеком жестоким, который жнет будто бы там, где не сеял, и собирает там, где не расточил. Не так ли говорят, братья, все ленивые, недобрые, неверные христиане, которые в извинение своей непростительной лености трудиться для добра, для образования себя по духу христианской веры слагают вину свою на веру, на Церковь, на Самого Господа, называя предписания веры трудными, неудобоисполнимыми, а благого Господа дерзая называть каким-то жестоким, требующим почти невозможного! О ленивые рабы! Посмотрите на своих собратьев, получивших пять и два таланта, - они обличат вас. Как же они умножили свои таланты, как же они не говорят ничего подобного своему Господину?

Но посмотрите, братья, что дальше говорит Господу ленивый раб: так как Ты такой и такой Господин, говорит, то я, убоясь, пошел и скрыл талант Твой в земле: вот Тебе Твое. В земле. Где же это? Где, как не в своей грешной плоти, изнурив свои силы и способности на удовлетворение своим страстям. Придите, братья, ко гробу ленивого и вздохните у него тяжко - тяжко; тут вы увидите зарытым в землю и единственный его талант; ничего для неба он не сделал, все понес с собой в землю. Правду ты сказал, бедный человек, вечных слез достойный человек! Но вот ему и подобным ему приговор праведного Судии: «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что Я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал, посему надлежало тебе отдать серебро Мое торгующим и Я, пришед, получил бы Мое с прибылью».

Как не требовать Господу от христиан прибыли добрых дел, когда Он в помощь им отдал все сокровища Своей вспомоществующей и вседействующей благодати?! Как не требовать Ему прибыли от христианина для его же вечного блаженства, когда у Господа дерево приносит ежегодно обильный плод, когда зерно дает на поле прибыль?! Воистину достодолжной прибыли требует Господь, и грех, тяжкий грех христианину не творить в жизни плода добродетели и оставаться бесплодной смоковницей, только место напрасно занимающей.

Послушайте, наконец, суд над ленивым рабом: Господь говорит: «Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».

Страх, братья, обнимает душу, когда помыслишь, что между христианами есть множество ленивых рабов, которые живут беспечно, в удовольствиях и вовсе не помышляют об этой страшной, вечной тьме внешней, где их ожидает непрестающий плач и скрежет зубов. Господи! Твори волю Твою с нами! Молимся Тебе, да обратятся все ленивые рабы к Тебе в покаянии и добродетели! Если же нет, то они поистине достойны Твоего грозного, но праведного суда. Кто имеет уши слышать да слышит!


И еще одну притчу сказал Иисус Христос против лености и небрежности нашей.


Сын Человеческий поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им свое имение. Одному он дал пять талантов, другому два таланта, а третьему один талант, каждому по его силе; и тотчас отправился.


Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел на них еще пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрел на них другие два. Получивший же один талант не захотел трудиться, пошел, и закопал его в землю, и скрыл серебро господина своего.


После долгого времени, возвратился господин рабов тех и потребовал у них отчета. Получивший пять талантов принес другие пять талантов и подошедши к нему, говорит: "господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них".



Подошел также и получивший два таланта, и сказал: "господин! два таланта ты дал мне; вот другие два таланта я приобрел на них".


Господин сказал ему: "хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего".


Подошел и получивший один талант, и сказал: "господин, я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; вот, я, испугавшись этого, пошел и скрыл талант твой в земле. Вот тебе твое".


Господин же сказал ему в ответ: "лукавый и ленивый раб! твоими устами буду судить тебя; ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; поэтому и должен был ты отдать серебро мое торгующим; и я, возвратившись, получил бы мое с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится; а у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму кромешную (внешнюю); там будет плач и скрежет зубов".


Сказав эту притчу, Иисус Христос возгласил: "кто имеет уши слышать, да слышит!"


(Мф. 25, 14-30)
___________


Ленивые рабы. Поучение в неделю 16-ю по Пятидесятнице


Вы слышали, возлюбленные братья, из ныне чтенного Евангелия притчу Спасителя о талантах? Притча эта весьма поучительна. Всем нужно знать ее значение и помнить ее всегда. Приклоните ваш слух. Вот ее значение.


В ней говорится о рабах, которым господин, отправляющийся в дальнюю сторону, поручил свое имение: одному дал пять талантов, другому - два, третьему - один - каждому по его силам (Мф. 25, 14-30). Заметьте: эти рабы - мы, люди. Этот господин есть Господь наш Иисус Христос, Творец наш, Раздаятель талантов, вознесшийся от нас на небо, седящий одесную Отца и опять имеющий прийти на землю судить живых и мертвых. Имение, или таланты, - это душевные силы и способности, равно и телесные силы, которые дал нам Бог и коими в этом веке мы все делаем, которые пускаем как бы в оборот и посредством коих по мере своего умения и усердия умножаем свое духовное богатство. Под талантами следует разуметь и то служение в обществе, какое каждому Бог вверил, смотря по его способностям, или то материальное богатство, какое кто имеет.


По смыслу притчи, кто больше талантов получил от Господа, тот, естественно, больше должен сделать добра для ближних, больше должен усовершенствовать себя в настоящей жизни для жизни будущей, а кто - меньше, с того меньше потребуют и отчета. С обыкновенного человека потребуют, добросовестно ли он трудился и вел дела свои; богатый не составил ли себе богатства обманом, хитростью, происками или играми, процентами, жил ли сам и воспитал ли детей своих в страхе Божием, исполнял ли христианский долг молитвы, освящался ли таинствами, подавал ли милостыню? Всякий свое бремя понесет. Со священника потребуют отчета в служении, учении и жизни: научил ли он вере и доброй жизни своих пасомых, воспитал ли он их для вечной жизни?


Но послушайте дальше притчи. Получивший от господина пять талантов (вес серебра) пошел, стал трудиться и приобрел на них еще пять талантов; получивший два приобрел другие два, а получивший один взял да и зарыл талант своего господина в земле, т. е. всю жизнь прожил в безрассудной, непростительной лености: ел, пил, веселился, обогащался всеми возможными средствами, чтобы только весело жить здесь, а о той жизни, о вере, о молитве, о добрых делах не заботился. Ясно, что талант его зарыт в землю, так как таланты наши, т. е. наше сердце, наши умственные способности не земное сокровище, а духовное, и не в земле им лежать, не на земные только дела употреблять, а при помощи их нам надобно навыкнуть небесным, святым нравам и стяжать вечную жизнь. Не скрывайте себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, - говорит Господь, - и идеже татие подкопывают и крадут; скрывайте же себе сокровище на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкопывают, ни крадут (Мф. 6,19-20) (т. е. делайте добрые дела не для земли и земных, житейских выгод, а для неба, для Бога, для вечности).


Итак, честь, братья, рабам, получившим пять и два таланта и умножившим имение господина; позор, крайний позор получившему один талант и по лености и упрямству зарывшему его в землю. А много есть этих недостойных имени человека людей, которые зарывают талант свой в землю, которые только пьют, едят, веселятся, обманывают, крадут и прочее.


Но смотрите, что ожидает тех и других рабов: приходит время дать отчет в том, как употреблено серебро господина. Приходит господин, т. е. Господь, вознесшийся на небо, приходит на Страшный суд, чтобы потребовать отчет с рабов Своих. Являются рабы Его, коим вверены таланты. Подходит принявший пять талантов и показывает Господу десять талантов; потом приходит принявший два и показывает четыре. Господь, одобряя каждого из них за приумножение, говорит: «Хорошо, добрый и верный раб, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю: войди в радость Господина твоего»; потом подходит принявший один талант, и что же? Ничего не сделавши в отсутствие Господина, когда пришел этот Господин, ленивый раб говорит Ему дерзости, называя Его человеком жестоким, который жнет будто бы там, где не сеял, и собирает там, где не расточил. Не так ли говорят, братья, все ленивые, недобрые, неверные христиане, которые в извинение своей непростительной лености трудиться для добра, для образования себя по духу христианской веры слагают вину свою на веру, на Церковь, на Самого Господа, называя предписания веры трудными, неудобоисполнимыми, а благого Господа дерзая называть каким-то жестоким, требующим почти невозможного! О ленивые рабы! Посмотрите на своих собратьев, получивших пять и два таланта, - они обличат вас. Как же они умножили свои таланты, как же они не говорят ничего подобного своему Господину?


Но посмотрите, братья, что дальше говорит Господу ленивый раб: так как Ты такой и такой Господин, говорит, то я, убоясь, пошел и скрыл талант Твой в земле: вот Тебе Твое. В земле. Где же это? Где, как не в своей грешной плоти, изнурив свои силы и способности на удовлетворение своим страстям. Придите, братья, ко гробу ленивого и вздохните у него тяжко - тяжко; тут вы увидите зарытым в землю и единственный его талант; ничего для неба он не сделал, все понес с собой в землю. Правду ты сказал, бедный человек, вечных слез достойный человек! Но вот ему и подобным ему приговор праведного Судии: «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что Я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал, посему надлежало тебе отдать серебро Мое торгующим и Я, пришед, получил бы Мое с прибылью».


Как не требовать Господу от христиан прибыли добрых дел, когда Он в помощь им отдал все сокровища Своей вспомоществующей и вседействующей благодати?! Как не требовать Ему прибыли от христианина для его же вечного блаженства, когда у Господа дерево приносит ежегодно обильный плод, когда зерно дает на поле прибыль?! Воистину достодолжной прибыли требует Господь, и грех, тяжкий грех христианину не творить в жизни плода добродетели и оставаться бесплодной смоковницей, только место напрасно занимающей.


Послушайте, наконец, суд над ленивым рабом: Господь говорит: «Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».


Страх, братья, обнимает душу, когда помыслишь, что между христианами есть множество ленивых рабов, которые живут беспечно, в удовольствиях и вовсе не помышляют об этой страшной, вечной тьме внешней, где их ожидает непрестающий плач и скрежет зубов. Господи! Твори волю Твою с нами! Молимся Тебе, да обратятся все ленивые рабы к Тебе в покаянии и добродетели! Если же нет, то они поистине достойны Твоего грозного, но праведного суда. Кто имеет уши слышать да слышит! Аминь.

В продолжение темы:
Музыка в танцах

БиографияДмитрий Олегович Рогозин - российский государственный деятель, дипломат, доктор философских наук, доктор технических наук. С декабря 2011 года - заместитель...

Новые статьи
/
Популярные