Церковь святого антония падуанского. Церковь святого антония

  • Адрес: Franjevačka 6, Sarajevo 71000, Босния и Герцеговина;
  • Официальная страница: svantosarajevo.org;
  • Телефон: +387 33 236-107.

Церковь святого Антония – это одна из самых богатых церквей . Богата она как историческим прошлым, так и культурным наследием. На протяжении всего прошлого века она была одним из центров духовной жизни . И по сей день, через более, чем 100 лет, ее двери открыты для посетителей.

История

26 марта 1912 года состоялась церемония - заложения первого камня в фундамент, новой церкви святого Антония Падуанского. Случилось это после того, как 15 марта 1912 г. отслужили последнюю мессу в обветшавшем старом здании церкви. А уже к концу сентября того же года была построена церковь. Строительство башни в силу ряда объективных причин длилось чуть дольше, и благословение вновь построенная католическая церковь получила 20 сентября 1914. А в 1925 г. при церкви организован органный хор.

В 60-е годы 20 века церковь стала получать современный облик, в это время проводят художественную реставрацию. Практически 20 лет здание расписывают известные хорватские художники, в том числе Иво Дулчич, украшают скульптурами, мозаикой.

Война 1992-95 гг. не нанесла особого урона церкви, в нее не попала ни одна ракета, хотя несколько снарядов упало поблизости и повредило фасад здания и витражи. Но в 2000 году все последствия были ликвидированы, а осенью 2006 г. восстановлены ценные витражи.

Что представляет собой?

Новая церковь возводилась по проекту архитектора Йосипа Ванцаша в неоготическом стиле. Это стала последним зданием, которое великий архитектор создал для Сараево. В длину эта достопримечательность достигает 31 метра, а в ширину - 18,50. Высота ее центрального нефа в среднем около 14,50 м. Кроме того имеется 50-метровая колокольня с 5 колоколами, самый тяжелый из которых весит более 4 тонн.

Когда же вы зайдете внутрь, то поразитесь богатству этого места. Здесь хранятся картины и скульптуры, мозаики и фрески хорватских мастеров. Алтарь украшен фреской Джуро Седера «Последняя вечеря». А скульптор Зденко Гргич создал рельефы «Крестный путь», скульптуру «Св. Анте с младенцем Иисусом», мозаики «Послание св. Анте» и «Песня брата Солнца». Но самым запоминающимися станут, конечно, витражи Иво Дулчича.

Особенности

О церкви святого Антония можно сказать, что это не только церковь католиков, но и вообще жителей , вне зависимости от вероисповедания. Любой может посетить ее и помолиться по-своему, как это предусмотрено его религией.

Если вас заинтересует здание напротив церкви, выполненное в похожем цветовом решении, то знайте, что это пивоварня, и никакого отношения к объектам культа она не имеет, хотя вместе с монастырем и церковью образует единый городской ансамбль.

В подвале рядом расположенного монастыря устроена картинная галерея, где вы можете познакомиться с богатой коллекцией произведений искусства.

Интересна и история места, где располагается сегодняшняя достопримечательность. До нее там стояла одноименная старая церковь, построенная в 1881-1882 гг, но была она весьма скромной и по размерам, и по способу строительства – только фундамент был каменным, а сама она была вся деревянная. И очень быстро обветшала, да так, что находиться в ней стало небезопасно для жизни. И на ее месте возвели уже новую церковь, сегодняшнюю, деньги на строительство которой собирали 8 лет.

Как найти?

Церковь Святого Антония Падуанского, как и храм Святого Павла , находиться у подножия горы Хариса. Построен монахами-францисканцами в 1628 году, и является старейшим храмом у горы. В эпоху позднего средневековья история Ливана связана с Османской империей, которая поддерживала друзов. В семнадцатом веке активно шла торговля с европейскими странами. В Ливан потянулись миссионеры для просветительской работы среди местных христиан. Особенно много приезжало францисканцев, которые с тех пор обосновались в стране.

Старейший образец храмовой архитектуры в Джунии

Церковь Святого Антония Падуанского - архитектурная достопримечательность Джунии. Она появилась в городе почти сразу после обоснования здесь «нищенствующих братьев». С тех пор храм только реставрировался и обновлялся. Его внешние особенности и внутреннее убранство сохранились практически без изменений.

Внутреннее содержание собора наполнено, в основном, атрибутами поклонения Антонию Падуанскому, широко почитаемому Католической Церковью. Центральное место отводится иконе с изображением Святого Антония, который держит в руках книгу - символ просвещения и Слова Божия и лилию - символ целомудрия. На фресках отражены отдельные сцены из жития святого.

Почитание Антония Падуанского

Пожалуй, это один из немногих людей, который был причислен к лику святых менее чем через год после смерти. За свою жизнь он показал немало чудес во Славу Божию, исцелил не одно тело и не одну душу. Каждый, кто встречался с ним хоть однажды, получал надежду на спасение. Жил Антоний, подобно Христу, в кротости и скромности, проповедуя любовь и милосердие.

Верующие тринадцатого века (канонизирован Антоний в 1231 году) уже начали обращаться в своих молитвах к святому как чудотворцу, способному вернуть утраченные ценности, и покровителю семьи. Его останки погребены в Падуе, а почитание распространилось по всему католическому миру.

Дань уважения к святому - это строительство храмов в его честь. Появилась даже традиция оставлять в церквях вещи - обетные дары. Люди, которые получили помощь по ходатайству Антония, приносили костыли, фигурки, изображающие исцеленные части тела - сердца, руки, ноги и т.п.

День памяти Святого Антония - 13 июня. Ежегодно в старейшем храме Джунии и достопримечательности Ливана в этот день проводится праздничное богослужение.

От капеллы Святых Даров идем в центральную часть базилики, а потом в сторону главного алтаря и пресвитерия , которые отделены от основной части храма элегантной оградой с четырьмя красивыми бронзовыми статуями работы Tiziano Aspetti (1594). Это пространство украшено шедеврами Donatello (1448 и следующие годы), которые вместе придают пресвитерию красивейшего места базилики.

Главный алтарь собора Святого Антония Падуанского в Падуе (слева).
Вид главного алтаря, Распятия и статуй Богоматери и Святых в соборе Святого Антония (справа).

Над алтарем и вокруг него видно тридцать скульптур работы Camillo Boito (1895), которому принадлежит также проект расположения главного алтаря.

Над всем этим доминирует красивейшее распятие (1446), в котором видно Божественную красоту Иисуса Христа, который принял на себя человеческую природу и со смирением та спокойствием принимает также страдания и смерть на кресте.

«Распятие» Донателло и статуи Богоматерь с Младенцем и Святыми работы Камилло Бойто (слева).
«Богоматерь с Младенцем в окружении Святого Франциска и Святого Людовика», Камилло Бойто (в центре).
«Святая Юстиниана», статуя работы Камилло Бойто (справа).

Под распятием видно статую Богоматери , которая представляет всем людям младенца Иисуса. По сторонах шесть статуй Святых: Франциск, Юстина и Людовик (с левой стороны), Антоний, Даниель и Просдоцим, первый епископ Падуи (с правой стороны). Другие очаровательные бронзовые работы изображают чудеса Святого Антония, символы евангелистов и поющих ангелов. По центру - мертвый Христос между двумя ангелами.

С левой стороны возвышается бронзовый канделябр , работы Andrea Briosсо (1515). По своих размерах и художественном мастерству этот канделябр считается самым красивым в мире. По бокам пресвитерия находятся двенадцать плит, на которых изображены события из Ветхого Завета, работы В.Bellano (1488) и A.Briosco (1507).

Барельеф «Положение во Гроб» работы Донателло на главном алтаре собора (слева).
Барельеф «Мёртвый Христос и плачущие ангелы» работы Донателло на главном алтаре собора (справа).

Под арками ворот изображены святые францисканцы. Особенного внимания заслуживает фреска с левой стороны (1326), на который видно благословляющего Святого Антония. Считается что это настоящее изображение Святого.

Сразу рядом размещена большая консоль органа базилики . Следует отметить что этот санктуарий, в которым мы сейчас находимся, славится старинными музыкальными традициями.

Сзади алтаря находится большой хор , где несколько раз на протяжении дня собираются монахи на молитву церковного правила. Хор сделан по проекту G.Massari в середине восемнадцатого века, после того как пожар повредил предыдущий хор, который был вырезан из дерева и украшен L.Canozzi с 1462 по 1469 годы. Под огромным шкафом, в котором хранятся книги для хора, находится могила флорентийца Lorenzo Alberti (умер в 1421 году), отца известного архитектора Leon Batcista.

Рекомендуем остановится на мгновение и рассмотреть художественные декорации стен пресвитерия, которые являются результатом труда автора А.Casanova из Болоньи, который работал здесь с 1902 года на протяжении 40 лет.

Церковь святого Антония Падуанского (Sint-Antonius van Padua) - Sint-Antoniuskerk - не входит в список основных туристских объектов Антверпена, и мы попали туда в некоторой степени случайно: дом, в котором мы обитали, находится недалеко от большой улицы, с которой хорошо просматривается шпиль этой церкви, - ну как было туда не зайти! А вообще-то это не очень близко от центра города, надо ехать на транспорте. Но оно того стоит! - мы постараемся это доказать ниже.

Этот Храм - очень молодой: ему в прошлом году исполнилось всего-то какие-то сто лет! Об этом даже напоминал прихожанам плакат на фасаде:

История, однако, далеко не такая простая: на этом месте в течение почти трёхсот лет (1613-1906 г.г.) стояла церковь ордена капуцинов, а потом в течение четырёх лет её по проекту архитектора Bilmeyer перестроили в греко-католическую. При этом новое здание не только оказалось двухцветным: основной корпус имеет кирпичный цвет, а фасадная часть песочный - это можно заметить и на предыдущей фотографии, и на вот этой:

Но и приобрело совершенно особую ориентацию: не с запада на восток, как у других Храмов, а с юга на север. Из церкви-предшественницы в новый Храм переселились, в частности, две картины великих Рубенса и Ван Дейка, о которых пойдёт речь в следующем из двух постов, посвящённых церкви святого Антония.

Примечательной деталью церкви является её стройный барочный шпиль высотой в 78 метров:

Я хочу показать - без комментариев - ещё одну фотографию, обнаруженную в Интернете:

Хочу сказать несколько слов о святом Антонии. Этот католический святой, проповедник, один из самых знаменитых францисканцев жил в начале 13-го века и прожил всего-то меньше 36 лет. Ему молились, когда бывали нелады между супругами или когда нужно было отыскать утерянную вещь. Вот так представил себе святого Антония известный испанский художник Мурильо (Bartolomé Esteban Murillo), создавая картину "Явление Младенца Иисуса Святому Антонию Падуанскому":

В 2003 году церкви святого Антония Падуанского был присвоен статус памятника государственного значения.

В силу своего «младенческого» по церковным понятиям возраста, данный Храм, фактически, является образцом современного подхода к строительству и оборудованию католических культовых сооружений; основными постулатами этого подхода, как нам показалось, является максимальное сохранение внутренних объёмов и освещения при минимальной пышности интерьера (путём минимизации числа «ширпотребных» элементов убранства и украшений) и почти предельной скромности украшения экстерьера. Последнее можно было уже увидеть на первых фотографиях, а мы пока идём внутрь:

Вот так выглядит главный неф в главном (северном) направлении:

Главный алтарь:

А вот так выглядит главный неф в южном направлении:


Южный алтарь:

За Максом - один из боковых алтарей:

Вот этот алтарь поближе:

Ещё один боковой алтарь, с ангелами:

И ещё один:

Кафедра - очень скромная, но с вполне достойной резьбой по дереву:

И ещё несколько элементов оформления интерьера церкви:

Мы не знаем, является ли эта экспозиция постоянной или нам просто повезло, но мы увидели выставку облачений священнослужителей различного ранга. Были выставлены около тридцати различных образцов, но здесь, естественно, мы хотим показать лишь немногие:

Я уже писал в начале поста, что церковь святого Антония не принадлежит к числу туристских объектов, и потому кроме нас троих во время нашего посещения, в Храме были лишь двое почтенных дядечек, которые имели к нему непосредственное отношение. Один из них вызвался быть нашим гидом и рассказал нам немало интересного, попутно обращая наше внимание на те детали, мимо которых мы, возможно, и прошли бы мимо. А ещё он специально открыл большим ключом покои, в которых находится настоятель церкви, когда он не занят службой в зале, и даже разрешил там фотографировать:

В следующем посте мы расскажем о произведениях изобразительного искусства, находящихся в Храме, и об его витражах.

В продолжение темы:
Музыка в танцах

БиографияДмитрий Олегович Рогозин - российский государственный деятель, дипломат, доктор философских наук, доктор технических наук. С декабря 2011 года - заместитель...

Новые статьи
/
Популярные