Буквы "ч" и "щ" в суффиксах имен существительных -чик- и -щик. Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик) Русский язык ч и щ в суффиксе

Технологическая карта урока

Цель деятельности учителя

Развивающая:

Образовательная:

Воспитательная:

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные:

Методы и формы обучения

Частично-поисковая, индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийная презентация.

Технологии

Здоровьесбережения, развивающего обучения, поэтапного формирования умственных действий

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения.

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (УУД)

Промежуточный контроль

1. Организационный этап

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Добрый день.

Громко вновь звенит звонок

Нам пора начать урок

Все волнения отбросьте-

Не забыли о нас гости!

Оглянитесь, улыбнитесь,

Тихо по местам садитесь.

− Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом. Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок!

-Открывайте тетради , записывайте число, классная работа

Приветствие учащихся

фронтальная

Личностные:

Проявить интерес к изучению темы;

Познавательные:

формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничеств

Устные ответы

Проверка домашнего задания

– Сегодня мы продолжаем работу с частью речи нам уже знакомой: Догадайтесь, о какой части речи пойдет речь.

Я в языке одни предметы называю,
Запомните, друзья, – вот главный мой секрет:
Когда процесс и признак я обозначаю,
То их всегда представлю как предмет.

– Что это за часть речи?

Что общего между фотографиями и этой часть речи? А вам знакомы эти предметы, где они находятся?

Правильно, это предметы, которые находятся у нас в Клявлино.

А вы любите Клявлино?

Отвечают устно, проверяют правильность по ключам на слайде

Изображение обозначает предмет.

Устные ответы

2. Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации

Целеполагание, формулирование темы урока, введение в урок проблемного диалога, определения учащимися границ знания – незнания.

3. Постановка проблемы

4. Постановка темы, цели.

Скажите, пожалуйста, вы любите свой поселок? А за что?

Да, у нас красивое Клявлино, много красивых домов, зданий. А вы хотели бы построить новое здание? А какое?

Я решила организовать строительство…(выбор детей) в нашем Клявлино. Поможете?

Что необходимо сделать, чтобы начать строительство? Как нам найти людей? (Напишем объявление) Люди каких профессий нам понадобятся?

…Я уже начала писать объявление и не смогла, у меня возникло сомнение при написании некоторых слов, например груз..ик , кранов…ик.

Вы не подскажете? Какие есть идеи?

В какой морфеме я сомневаюсь? Теперь вспомните, людей, каких специальностей мы ищем, нет ли среди названий тех, которые образованы при помощи наших суффиксов?

Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий.

Можно определить по произношению, какую букву писать?

Какую орфографическую проблему мы обнаружили? Произношение не соответствует написанию. Какой будет тема урока?

-Какая цель урока?

Воспользуйтесь вспомогательными глаголами. –Познакомиться, выяснить... (Ответы детей)

Да.(ответы детей)

-да, высокое, красивое.

Поможем.

Нужно найти рабочих

Написать объявление

Высказывают свое мнение

По произношению определить нельзя, можно запутаться.

Произношение не соответствует написанию

-«Буквы ч и щ в суффиксе –чик(-щик)»

Выявить условия написания ч и щ в суффиксах _-чик - щик).

фронтальная

Личностные : имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению.

Познавательные : устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные : целеполагание, осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

3. Актуализация знаний

4. Изучение нового материала

Беседа. Подготовка мышления учащихся к осознанию ими внутренних потребностей к построению нового способа действий.

Над решением этой цели мы и будем сегодня работать.

Для достижения нашей цели у нас два варианта: посмотреть в учебник или провести исследование

Что выбираете?

Мы проведем исследование. Вы проводили когда-нибудь исследования? Что это значит?

Давайте понаблюдаем, выделите суффиксы в этих словах, подчеркните согласную букву перед суффиксами. Что заметили?

Заказчик

Подписчик

Укладчик

Паркетчик

Перебежчик

Каменщик

Компьютерщик
бетонщик

Крановщик

− Итак, ребята, вы можете ответить, от чего зависит написание согласных Ч и Щ в суффиксах –чик-щик? Сформулируйте, пожалуйста, правило.

Давайте составим алгоритм:

Каким будет первый шаг нашего алгоритма?

учитель фиксирует на доске алгоритм

Можем мы теперь правильно написать суффиксы –чик, -щик? (Да). Можем обосновать выбор букв Ч и Щ? (Да).

Посмотрите вот на эти слова. Что видим общего?

кровельщик; стекольщик; плательщик; прядильщик; пильщик; (показываю другие слова, видят, как пишется л с ь, а нщ без ь) крановщик, бетонщик, электросварщик

Провести исследование

Работают в паре.

-Согласная перед суффиксом, подчеркнуть в каждом слове

Выписать: д-т, з-с, ж – -чик
Остальные – -щик

Формулируют правило

Алгоритм:

1.выделить суффикс.

2. обратить внимание на букву, которая стоит перед суффиксом.

3. Перед суффиксом нет букв д-т, з-с, ж, значит надо писать суффикс –щик.

Во всех словах после л пишется мягкий знак.

Теперь надо потренироваться

Фронтальная, работа с таблицей.

Познавательные : выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: слушают и задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

4. Первичное усвоение новых знаний

Цель: формирование умения находить различные формы отрицатель

ных местоимений в тексте, определять их роль в тексте; правильно писать отрицательные местоимения с предлогами и без.

Групповая форма работы.

Развитие речи учащихся, познавательной активности, логического и образного мышления.

Физкультминутка

Развитие взаимовыручки, коммуникативности, коллективизма.

Теперь мы можем дать объявление о наборе рабочих для строительства…Я одна не справлюсь…

Ученики работают с карточками. Оформляем два стенда «Требуются рабочие».

Почему две доски объявления? Грузчик и крановщик пишу, а теперь проработаем по такому же принципу и распределим эти профессии: Сварщик, водопроводчик, сборщик, бурильщик, компьютерщик, наладчик, смазчик, грузчик, каменщик, паркетчик,

Много профессий на свете у нас!

О них поговорим сейчас:

Каменщик кладет кирпич, (Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз.)
А охотник ловит дичь (Делают бинокль из пальчиков)
Есть учитель, есть кузнец, (Загибают пальцы, перечисляя профессии)
Балерина и певец.

Чтоб профессии иметь, (Разгибаем пальцы)
Надо много знать, уметь

(Повороты кистями - тыльная сторона ладошки)
Хорошо дружок учись!
И, конечно, не ленись!

Еще одно задание на внимание.

– Чтобы проверить,насколько внимательно вы изучили правило о суффиксах -чик , -щик , определите: соответствует ли указанному правилу написание данных слов?

1. Рубчик, рукавчик, тюльпанчик.
2. Ключик, кирпичик, кузнечик.
3. Самоварчик, трамвайчик, барабанчик.
4. Фонарщик, барабанщик, наборщик.

– Эти примеры доказывают, что суффикс -чик имеет еще одно значение: уменьшительное.

Игра «Кто я такой?»

    Работник, который занимается приёмом чего-нибудь – приёмщик .

    Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание – подписчик .

    Рабочий, работающий посменно с другим – сменщик .

    Рабочий, который замешивает бетон бетонщик .

    Человек, работающий на экскаваторе экскаваторщик .

-Ребята, какой вывод о проделанной работе можно сделать? Чему вы научились на примере этого упражнения ?

Ученики работают с карточками. Оформляем два стенда «Требуются рабочие».

Один с суффиксом –чик, другой с суффиксом –щик

Работают в паре, обсуждают, записывают.

Выходят к доске и распределяют

Выполняют упражнения

(Не во всех рядах слов существительные содержат суффиксы -чик и -щик : во втором ряду существительные имеют уменьшительно-ласкательный суффикс -ик , а в первой и третьей группах слов суффикс -чик придает словам значение маленького предмета. Только существительные четвертой группы соответствуют изученному сегодня правилу).

- (познакомились с профессиями, научились применять правило

(записывают слова, объясняя свой выбор)

письменная

Работа в паре

фронтальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения.

Познавательные : слушают, извлекая нужную информацию.

Личностные: продолжают формирование культуры здоровья

Коммуникативные : осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Устные ответы. Письменная работа.

Выполняют упражнения

5. Первичная проверка понимания

Цель: выявить уровень усвоения знаний по теме урока

На партах у вас приготовлены две сигнальные карточки. Буква ч и щ. В следующем задании вам нужно будет на слух определить правописание буквы в суффиксе чик или щик, поднять нужную карточку.

Рассказчик – ч

Каменщик – щ

Стекольщик – щ

Заказчик – ч

Приказчик – ч

Фонарщик – щ

Банщик – щ

Сложно ли на слух отличать тот или иной суффикс друг от друга? Какой вывод можно сделать (на слух определить нельзя) все эти слова произносятся с суффиксом -щик,а пишутся по-разному.

- А вы знаете, ко мне в руки попали части заявлений некоторых неграмотных людей. Давайте исправим их ошибки. ПРИЛОЖЕНИЕ2.

    Работать грузщиком. (груз чик)

    Являться рассказщиком (рассказ чик)

    Юный барабанщик (нет ошибки)

    Опытный резщик (рез чик)

    Буду подписщиком (подпис чик)

6. Строгий заказщик. (заказчик)

Выбирают нужную карточку

Исправляют ошибки

Работа в паре, самостоятельная

Познавательные: сравнение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

коммуникативные: рефлексия способов и условий действий; учебное сотрудничество;

Регулятивные: оценка своей деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Письменная работа, устный ответ

6. Обобщение, систематизация знаний.

Цель: формирование умения самостоятельного применения изученного материала на практике

Осуществление принципа «обратной связи», развитие познавательной активности учащихся в творческом поиске исследовательского типа.

Пробуждение у учащихся любознательности.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

А что нужно сделать, чтобы не допустить подобных ошибок?

А давайте теперь посмотрим, как вы усвоили это правило.

− У вас на столе лежат карточки с заданием, которое предлагаю вам выполнить. Успехов вам, у вас все получится

Тест.

Вопрос № 1
Укажи правильный ответ:

а) В суффиксе существительных чик (щик) после букв д-т, з-с и ж пишется буква ч
б)В суффиксе существительных чик (щик) после букв д-т, з-с и ж пишется буква щ
в)В суффиксе существительных чик (щик) после букв д-т, з-с и ж пишется буква ж
Вопрос № 2
В каком слове на месте пропуска нужно писать букву щ?

а)развед...ик
б)перебеж...ик
в)груз...ик
г)фонар...ик

Вопрос № 3
В каком слове на месте пропуска нужно писать букву ч?

а)груз...ик
б)фасов...ик
в) часов....ик
г)танцов...ик

Вопрос № 4
В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву щ?

а)съём...ик
б)прицеп...ик
в)рматур...ик
г)лёт...ик

Вопрос № 5
Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква ч:

а) камен...ик, уклад...ик
б)сортиров...ик, пулемёт...ик
в)барабан...ик, газет...ик
г)перебеж...ик, уклад...ик

Нужно знать правило

После выполнения работы учащиеся самостоятельно проверяют правильность выполнения задания в соответствии с ключом

самостоятельная работа

Личностные: положительное отноше­ние к учению, познавательной деятель­ности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать
имеющиеся.

Регулятивные : оценивают свою работу; исправляют ошибки.

Коммуникативные : формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Письменная работа

Устный ответ

7. Информация о домашнем задании, инструктаж его выполнения

Цель: организовать оценку результатов работы и постановку собственной учебной задачи в процессе выполнения Д/З

Материал параграфа 44(выучить правило.)

А) составить связный рассказ

на тему «Рабочие на стройке», употребив существительные, обозначающие людей по профессии.

Б) придумать и записать лингвистическую сказку о суффиксах -чик-щик-.

8. Рефлексия

самонаблюдение, размышление

Самооценка личного вклада в общий результат деятельности

− Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания?

− Заканчивается урок.

− Какую цель мы ставили на уроке?

− Достигли её?

− Докажите

− В чем вы испытали затруднения?

− Что вам помогло их преодолеть

-Благодаря нашей работе, мы грамотно составили объявление, и теперь у нас будет строиться новое здание.

Критерии оценивания:

Поднимите кружочки красного цвета, кто

Уверен в своих знаниях.
Поднимите кружочки желтого цвета, кому

Нужно ещё повторить.

Поднимите кружочки синего цвета, кто

Нуждается в помощи.

Оценки за тест я поставлю в журнал.

А я прощаюсь с вами, до свидания, мне было очень приятно с вами работать.

Ответы детей

Подвести итог

Мы поставили цель выявить условия написания ч и щ в суффиксах -чик - щик

Мы сами поставили цель, сами нашли новое правило и алгоритм, узнали условия написания ч и щ в суффиксах -чик - щик

Выбирают смайлик нужного цвета

Фронтальная

Коммуникативные: внутренняя оценка деятельности учащихся;

Личностные:

Оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные:

Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Устный ответ

Приложение №1

Заказчик

Подписчик

Укладчик

Паркетчик

Перебежчик

Каменщик

Компьютерщик
Бетонщик

Крановщик

Прил.2.

Сварщик, водопроводчик, сборщик, бурильщик, компьютерщик, наладчик, смазчик, грузчик, каменщик, паркетчик

Самоанализ урока

Тема урока: «Буквы ч и щ в суффиксе –чик(-щик)»

Тип урока : Урок усвоения новых знаний

Цель :

Развивающая:

Личностные УУД: умение извлекать информацию, содержащуюся в ЭОР и учебнике и применять полученные знания

Регулятивные УУД: определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя, планирование своего действия в соответствии с задачей.

Коммуникативные УУД: соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Образовательная: формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений и навыка их правильного написания

Воспитательная: привить любовь к родному языку.

Планируемые результаты:

Предметные : уметь писать правильно слова с суффиксами на –чик-щик, составлять схему, алгоритм по правилу

Личностные : уметь ориентироваться в справочном материале, проводить самооценку своей деятельности

Метапредметные: уметь определять и формулировать тему урока; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Дидактическая цель достижима, реалистична, диагностична. Соответствует отобранному содержанию и способствует достижению планируемых результатов.

Урок по русскому языку я строила в соответствии с требованиями ФГОС, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. Урок достиг поставленных целей. Он носил обучающий, развивающий и

воспитывающий характер.

Мною выявлен следующий уровень знаний, умений и навыков, приобретённых учащимися:

Знают, от каких условий зависит правильное написание суффиксов –чик- -щик-, цель их употребления в речи.

Умеют самостоятельно подбирать суффиксы –чик- - щик.

Умеют выделять орфограммы, объяснять правописание, применять правила на практике.

Владеют навыком выполнения разных видов грамматических разборов.

В соответствии с целями и задачами урока на занятии используется репродуктивный метод (оперирование уже имеющимися знаниями, воспроизведение, выполнение работы в соответствии с образцом, составление алгоритма действия) с элементами частично-поискового (учащиеся приобретают новые знания, оперируя имеющимися).

Организационный момент включал в себя релаксацию на создание доброжелательной атмосферы, настраивал на продуктивную работу. Применение технологий здоровьесбережения, развивающего обучения, поэтапного формирования умственных действий позволяют избежать перегрузок детей во время урока. Проведение тематической физкультминутки способствовало предотвращению у учащихся усталости.

Продуктивной деятельности учащихся способствовали различные методы обучения:

Индивидуальный опрос:

Устный ответ

    Монологический ответ по опорной схеме.

    Связный ответ на отдельные вопросы.

Письменный ответ

    Ответ с использованием карточек контроля знаний.

Коллективный опрос.

    Фронтальный опрос.

    Выборочный опрос.

    Работа в паре: рецензирование ответов друг друга; взаимопроверка и оценка знаний.

Итог самоанализа

При планировании урока я учитывала особенности личности учащихся и классного коллектива. Задачи урока планировались комплексно (образовательные, развития, воспитательные). Способы и пути реализации задач продуманы с помощью содержания, форм, методов, средств. При отборе содержания учитывались требования программы, материал учебника, методические рекомендации. Учтён дифференцированный и индивидуальный подход к детям. Сочетание фронтальных, парных, и индивидуальных форм работы тщательно продуманы. Обеспечены оптимальные условия для проведения данного урока:

– учебно-материальные (наличие необходимого для данного урока оснащения);

Школьно-гигиенические (воздушный и световой режим, размещение учащихся в классе, профилактика утомляемости);

Морально-психологические (педагогический такт и оптимизм, отношения с классом, межличностные отношения учащихся, общий психологический климат в классе).

Тип и структура урока выбраны оптимально (последовательность избранных элементов урока, дозировка времени). Выбран оптимальный объём и оценена сложность домашнего задания. Моя работа по предупреждению неуспеваемости учащихся целенаправленна.

Прочитайте. Можно ли по произношению определить выбор букв ч или щ в суффиксе -чик (-щик) ? Почему? После каких согласных пишется буква ч в суффиксе -чик (-щик) ?

Применяя данное правило, рассуждайте так: слово смазчик образовано от глагола смазать. Является названием лица по профессии, роду деятельности. Перед суффиксом есть буква з . Значит, в суффиксе надо писать букву ч . Слово спорщик образовано от слова спорить. Имеет значение «производитель действия». Перед суффиксом нет букв д - т, з - с, ж . Значит, в слове спорщик надо писать букву щ .

244 . Спишите, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в рамке).

Извозчик, обходчик (путей), прессовщик, резчик (по кости), обрубщик, аппаратчица, грузчик, подборщица (мехов), разведчик, съёмщик (дачи), смазчик, перебежчик, укладчица, формовщица.

245 . Ч или щ ? Обозначьте суффикс, в скобках запишите слово, от которого образовано данное существительное. Какое из значений глагола копировать использовано при образовании выделенного существительного? В каком из выделенных слов вы употребили ь ? Почему?

копировать

Буфет..ица, к..пиров..ик, экск..ватор..ик, п..репис..ик, с..ртиров..ица, ра..фасов..ик, стекол..ик, автомат..ик, лёт..ик, объезд..ик, разнос..ик, возник, рассказ..ик, автопогруз..ик, прессов..ица, бакен..ик, свар..ик, компьютер..ик.

246 . Озаглавьте текст. При списывании вставьте существительные, называющие лиц по их профессии. Каким способом они образованы? Объясните постановку тире во втором предложении. Какие предложения связаны с помощью однокоренных слов?

Где только не стро..т в нашей стране! Строитель - очень поч..тная профе..ия. Собственно, это не одна, а много разных профе..ий.

Чтобы построить большой дом, укладывают немало камня или к..рпича. Это делают - -. Нужно уст..новить арм..туру 3 . Эту работу выполняют - -. Надо св..рить металлические 3 части. Этим зан..маются - -. Долго пр..шлось бы переч..слять всех, кто возводит пр..красные совр..менные дома.

профессия

арматура

247 . По толкованию лексического значения слов узнайте их и запишите. Обозначьте в них условия выбора букв щ и ч в суффиксе -щик (-чик) . Какие ещё значения слова разведчик вам известны? Как образованы записанные существительные?

1. Шахтёр, работающий в забое. 2. Железнодорожник, обслуживающий прицеп вагонов. 3. Лётчик, управляющий вертолётом. 4. Рабочий, работающий на погрузке и выгрузке. 5. Солдат, обслуживающий пулемёт. 6. Типографский рабочий, делающий переплёты у книг. 7. Железнодорожник, в обязанности которого входит проверка цельности и смазка колёс. 8. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике. 9. Специалист по переводам с одного языка на другой.

248 . Спишите, расставляя пропущенные занятые. Обозначьте условия выбора буквы ь для обозначения мягкости согласных. Составьте схему 2-го предложения.

1. Строит..ли собрались во множеств..: пл..лись неспешно рязанские пил(?)щики да стекол(?)щики чинно ш..гали тверские камен(?)щики и печ(?)ники проходили кровел(?)щики б..тон(?)щики кузнецы. (Л. Леонов.) 2. Резко с..гналили шофёры покрикивали воз..ики сновали агенты груз..ики водники в форменных фура..ках. (А. Рыбаков.) 3. Сегодня вернё(т, ть)ся с линии смен(?)щик. (А. Рыбаков.)

бетон

агент

249 . Распределите слова по видам орфограмм на месте скобок.

Барабан(?)щик, камен(?)щик, стакан(?)чик, лимон(?)чик, ноч(?)ка, свеч(?)ка, поч(?)та, меч(?)та 1 , свар(?)щик, сбор(?)-щик, домен(?)щик, помощ(?)ник, об(?)явление, под(?)ём, скво-реч(?)ник.

250 . Диктант . Обозначьте части слов, в которых вы вставляли пропущенные орфограммы.

Пос..щение выставк.., зелень в палисадник.., вскрикн..т от (не)ожиданност.., укрыва..тся плащ..м, ра..тает в долин.., наход..мся (в)отдалении, стро..м на побережь.., зам..реть в ожидани.., пр..гревает на солнц.., пр..соединимся ко всей групп.., (не)зам..чаем опас(?)ност.., шёл по а(л, лл)е.., распол..житься в рощиц.., на окраин.. деревн.., блес(?)нёт на тёмн..м неб.., пряч..тся в шиповник.., знаменитый танцов..ик.

Тема. Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик).

Цели урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик ;

Задачи

Развивать умение выбирать способ для правильного напи¬сания суффиксов -чик, -щик;

Обратить внимание учащихся еще на одну функцию суффикса -чик - уменьшительное значение;

Воспитывать интерес к словарному запасу русского языка.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, рабочие тетради к учебнику.

ХОД УРОКА

    Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие,

Захотели вновь прийти. (слайд2)

II. Актуализация знаний.

(учащиеся читают стихотворение-загадку)

После корня он стоит, перед окончанием.

Его я если заменю, другое слово получу. (слайд3)

Обозначу уголком, называю …. (суффиксом) (слайд4)

Вспомните, что такое суффикс? (Ответы детей) (слайд5)

Суффикс-морфема, стоящая после корня, служащая для образования новых слов или новых форм слова

III.Введение в тему.

1)Вступительное слово учителя.

– Ребята! Мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образовывают новые слова, обогащают наш язык. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов.
Но изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если мы в течение урока будем помогать друг другу, вместе решать сложившиеся ситуации.
2)Проблемная ситуация.

Сначала за помощью к вам хочу обратиться я. Мне надо правильно написать слова

(На слайде перепис…ик, заказ…ик ). (слайд 6)

Я не знаю, какую букву мне выбрать в суффиксе. Вы мне не подскажете?

(.)

– Можно ли по произношению определить, какую букву, Ч или Щ нужно писать в суффиксе? Почему? Какие звуки произносятся на стыке морфем?
– От чего же зависит выбор букв Ч и ли Щ в этих суффиксах? Кто догадался?
Возникла проблема

В чём она? (в правописании суффиксов)

Каким путем мы с вами будем решать данную проблему?

Прочитайте существительные и скажите, соответствует ли произношение их написанию? (слайд 7)

(Произношение не соответствует написанию ). (слайд 8)

– Над решением этой задачи мы с вами и будем сегодня работать. Мы с вами должны дойти до истины, потому что наша с вами основная задача – это научиться грамотно писать.

Как вы думаете, какая тема нашего урока? (слайд 9)

IV. Изучение нового материала.

1)Оформление тетрадей.

– Откройте тетради, запишите число, тему “Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных-чик (-щик) ”.

Давайте сформулируем цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на слайде (слайд 10)
2)Наблюдение.

Резчик, грузчик, подписчик, рассказчик, перебежчик, переплетчик, летчик, переводчик, шлифовщик, проектировщик, бетонщик, каменщик, разведчик, разносчик

(слайд 11)

– Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах? Что обозначает в этих словах суффикс –чик-щик-?
(Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий ).
-Значение суффиксов определили. А орфографическую задачу еще не решили. Еще раз внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных -чик, -щик пишется буква ч , когда – щ ? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность? (Заслушиваются варианты ответов .)

РАБОТА В ГРУППАХ РАЗДАТЬ ЗВЕЗДУ

1. -Подчеркните слова с суффиксом чик. Попробуйте выявить закономерность написания этого суффикса и напишите вывод (слайд 12)

Воспользуйтесь подсказкой (слайд13)

– Давайте проверим, правильно ли вы ответили (слайд14)

– Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч ; в остальных случаях пишется буква щ . Опознавательный признак орфограммы – согласной – стечение согласных. (слайд 15)

Чтобы ещё раз закрепить правило, обратимся к учебнику . Читаем правило на стр.251

Составьте опорный конспект, в своём роде алгоритм по той информации, с которой вы познакомились

А теперь вернемся к началу урока: какую же букву мы пишем в слове перепис…ик, заказ..ик ? Почему? (слайд16)

Эта звезда поможет вам запомнить правило. (слайд 17 ) Где вы можете встретить звезду? А какой праздник 23 февраля?

V. Закрепление изученного. 1)Распределительное письмо.

Давайте проверим то, как вы поняли новую тему. В 2 столбика записать слова с суффиксом –чик- и –щик-.1 вариант выписывает слова с суффиксом чик, а второй вариант- слова с суффиксом щик

2. Извоз..ик, обход..ик (путей), груз..ик, развед..ик, экскаватор..ик, перепис..ик, лёт..ик, рассказ..ик, камен..ик, арматур..ик, свар..ик, прицеп..ик (вагонов) , перевод..ик, бетон..ик, барабан..ик, компьютер..ик. (слайд18)

(ЗА КОМПЬЮТЕРОМ 2 учащихся)

Извозчик, обходчик, грузчик, разведчик, экскаваторщик, переписчик, лётчик, рассказчик, каменщик, арматурщик, сварщик, прицепщик, переводчик, бетонщик, барабанщик, компьютерщик. (слайд 19)

ОБМЕНЯЛИСЬ ТЕТРАДКАМИ И ОЦЕНИЛИ ДРУГ ДРУГА1 ош. – “5” , 2–4 ош. – “4” , 5–7 ош.– “3” , 7 ош. – “2” ) (слайд20)

Какой можно сделать вывод?

ФИЗМИНУТКА (слайд21)

А сейчас мы немного поиграем. Встаньте все. Я буду произносить слово с суффиксом –ЧИК- или –ЩИК-. Вы будете присаживаться, если это слово с суффиксом –ЧИК- и поднимать руки, если это слово с суффиксом –ЩИК-.

(дети стоят между партами, слова произносить, затем высвечивать на экране; в процессе игры можно указать детям, как выяснить на слух правописание суффикса – обращать внимание на согласные перед самим суффиксом)

Стекольщик, раздатчик, носильщик, перебежчик, фонар щ ик, страхов щ ик , буфетчик, паромщик, донос ч ик, совет ч ик , болельщик.

2)Лексический диктант.- По лексическому значению определить слово, обозначающее человека по профессии и по роду деятельности; записать слово, обозначить орфограмму: (запись в тетради)

1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик .
2. Рабочий, специалист по бетонным работам – бетонщик .
3. Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь – подносчик .
4. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке – каменщик .
5. Рабочий по проходке горных выработок – проходчик .
6. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь – учётчик .
7. 1) Лицо, которое снимает, арендует помещение; 2) тот, кто делает съёмку местности –съёмщик .
8. Работник бани, обслуживающий посетителей – банщик . (слайд 22)

ОЦЕНИЛИ СЕБЯ (слайд23)

3)Игра «Корректор». Кто такой корректор? (лицо, специально занимающееся чтением и правкой) (ОТВЕТ) (слайд 24)

3. - Исправить допущенные ошибки в предложениях:

1. Барабанчики яростно колотили в барабанчики.
2. Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.
3. В Нижнем буфетчик рассчитал меня.
4. По колеблющимся мосткам сновали грузщики.
5. Рабочие передавали сменчикам станки.
6. Жестянчики работали на глазах всей улицы.

ПРОВЕРИЛИ (слайд 25)

ОЦЕНИЛИ (СЛАЙД 26) ВЫВОД

4)Слово учителя.А сейчас, ребята, вам расскажут об этом суффиксе небольшую сказку. (РАССКАЗЫВАЕТ УЧЕНИК)

Давным-давно жил-был суффикс Чик. Он был такой добрый, ласковый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. У суффикса Чик была еще одна особенность: он умел уменьшать слова. Вместо мощного КОЛОКОЛА получался чудно звенящий КОЛОКОЛЬЧИК. Даже большой зрелый ОГУРЕЦ превращался в изящный ОГУРЧИК. А также суффикс Чик образовывал и образует слова, обозначающие людей какой-нибудь специальности, профессии. Например, из корня Лет Чик образовывал – ЛЕТЧИК, из слова ПЕРЕПЛЕТ – ПЕРЕПЛЕТЧИК. Сейчас суффикс Чик уже немолодой. Но он по-прежнему старательно работает и помогает людям.

Давайте вернёмся к первому предложению игры Корректор». (слайд 27 ) В этом предложении есть слово с уменьшительно значением и со значением –человек по роду его занятий (слайд 28)

Ребята,а почему в однокоренных словах пишутся разные суффиксы?

Вывод детей

Но обратите внимание, что наше правило действует только для суффиксов, имеющих значение человек по роду его занятий.

VI. Выводы.

– Над какой орфографической задачей мы сегодня работали? Как мы её решили? Для чего надо знать значения суффиксов? (ответы детей)

Рефлексия. Самооценка.

Да (понял), Частично, Нет (не понял). (слайд 29-30)

1)Я усвоил(а) орфограмму «Буквы "ч" и "щ" в суффиксе имен существительных "-чик" ("-щик").

2)Я умею находить слово с данной орфограммой.

3)Я отличаю значение суффиксов («уменьшительное», значение «лица»).

Баллы: Да – 5 баллов Частично – 3 балла Нет – 0 баллов

12–14 баллов4 9–11 баллов3 3 балла2 (слайд31)

Кто набрал 15 баллов докажите, что вы усвоили материал на 5

(С обратной стороны доски написаны слова. 2 человека выходят)

Ребята, а в жизни пригодятся нам знания этого материала? Весь урок мы говорили о профессиях. Кем работают ваши папы?

А в названии их профессий есть суффикс чик,щик?

Необходимо людям этих профессий знать правописание этих слов? (при написании заявлений)

Домашнее задание. Выучить орфограмму, § 89 Выполнить упражнение 706 в рабочей тетради. (СЛАЙД 32)

на выбор : Напишите текст, употребив в нем как можно больше слов с суффиксами –чик, -щик. Это может быть рассказ, сказка на тему профессий.

Буквы ч и щ в суффиксах существительных.

Цели урока: 1.Закрепить способ действия при выборе написания суффиксов -чик; -щик у существительных, уметь применять этот способ для правильного написания суффиксов

Чик и -щик, повторить орфограммы, пунктуацию, текст.

2.Обратить внимание учащихся на функцию суффикса -ЧИК -уменьшительное значение.

Обогатить словарный запас учащихся.

3. На основе упражнений данной темы подвести учащихся к выводу о многообразии профессии, о необходимости знаний для овладения одной из них.

Оборудование: компьютерная презентация, карточки с индивидуальными заданиями, плакат с рисунком «Моя будущая профессия, плакат с пословицами, таблицы со схемами предложений, выставка книг по данной тематике.

Учитель: Ребята, мы с вами сегодня продолжим знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в русском языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образовывают новые слова, обогащают наш язык. Каждый суффикс имеет своё определённое значение, учит нас видеть характер слова.

Но изучение суффиксов можно сделать более разнообразным, если мы в течение урока будем помогать друг другу, вместе преодолевать трудности.

Сначала за помощью к вам хочу обратиться я. Я не знаю, какую букву написать в существительном бакенщик: Ч или Щ?

Дети:

Мы напишем в суффиксе существительного букву Щ. (Слайд №5)

Учитель:

Вспомним наши запоминалки. (Слайд №6)

Дети:

В этих предложениях спрятались волшебные буквы Д-Т, З-С и Ж.

Учитель:

А что это за звезда?(Слайд № 7)

Дети:

А это путеводная звезда с лучиками, на которых изображены волшебные буквы Д-Т, З-С и Ж. Эти волшебные буквы притягивают суффикс ЧИК.

Учитель:

Ребята, я надеюсь, что эти предложения и эта звезда будут сопровождать вас в течение учёбы и помогут вам.

Лексическая работа.

Учитель:

Дайте лексическое толкование слова «бакенщик». Давайте обратимся к толковому словарю. Прежде всего найдём толкование слова «бакен», а потом узнаем, что обозначает слово «бакенщик».(Слайды №8,9)

Составить со словом «бакенщик» предложение.

3 Синтаксическая пятиминутка.

Работа двух учеников у доски. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, найти грамматическую основу, дать характеристику предложений, нарисовать схему предложений.

1 ученик.

Когда машина остановилась, Биденко п…брёл к регулиров..ику.

2 ученик.

Смеркалось, и развед…ики стали проб…раться в лес.

Учитель:

Внимание на экран. От данных слов образуйте существительные с суффиксами ЧИК-ЩИК. Обозначьте условие выбора суффиксов.

Образец: наводить- наводчик.(Слайды№10,11)

Учитель:

Какая морфема участвовала в образовании новых слов?

Дети:

В образовании новых участвовали суффиксы ЧИК-ЩИК.

Учитель:

Вот какие слова мы образовали: и с буквой Ч и с буквой Щ.Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах?

Дети:

Эти суффиксы обозначают людей какой- либо профессии, специальности.

Учитель:

Не случайно, эпиграфом к нашему уроку я взяла слова В.Маяковского: « Все работы хороши, выбирай на вкус». Итак, в течении урока мы будем работать с суффиксами ЧИК-ЩИК, которые обозначают людей какой-либо профессии, специальности.

4 Толкование лексического значения слов.

Учитель:

По толкованию лексического значения слов узнайте их и запишите. Обозначьте в них условие выбора букв Ч и Щ (Слайды №12-18)

1 Солдат, служащий в ракетных войсках (ракетчик)

2 Специалист по каменной кладке (каменщик)

3 Специалист по литейному делу(литейщик)

4 Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь (смазчик)

5Работник, который занимается приёмом чего-нибудь (приёмщик).

6 Водитель самолёта (лётчик)

Учитель:

А вы помните стихотворение В Маяковского « Кем Быть?». В этом стихотворении говориться о разных профессиях: о плотника, о моряках, говориться профессии лётчика. Давайте послушаем.

У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

Нужные работники—

Столяры и плотники.

Быть шофёром хорошо,

а летчиком- лучше.

Я бы в лётчики пошёл -

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин

Завожу пропейлер.

«В небеса, мотор, вези,

Чтобы птицы пели…

Бояться не надо

Ни дождя, ни града.

Облетая тучку,

тучку-летучку.

Белой чайкой паря,

Полетел за моря.

Без разговору облетаю гору.

Б)Работа ученика у доски.

Вставить пропущенные буквы, составить предложения.

Разнос…ик, буриль..ик, полиров…ик, водопровод…ик, навод…ик, пиль…ик, красили…ик.

Учитель:

О нелёгком труде пильщик и красильщика написал стихотворение Н.А. Некрасов.

Домой поспешая

С тяжёлых работ,

С утра мне встречался

Рабочий народ.

Смотрит - красильщик!

Узнаешь сейчас:

Нос выпачкан охрой

Вот пильщик: сайку

Угрюмо жуют

И, словно солдаты,

Все в ногу идут.

Физминутка

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладони три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - за парту тихо сесть.

5.Творческая работа

А) Сочинение - миниатюра. Группа учеников пишут сочинение по картине (Начало сочинения. Идет строительство…)

Б) Собери слова. (Индивидуальная работа)

1 ученик проход чик

Бетон щик

Перебеж чик

2 ученик обход чик

Заправ щик

Груз чик

3 ученик табун щик

Автопогруз чик

Смаз чик

В) Конструирование предложений.(Слайды №

Учитель:

Внимание на экран. Закончите предложения, обозначьте орфограмму в суффиксах -ЧИК- -ЩИК-. (работа по вариантам). C одним из этих слов составьте предложения 1 вариант ССП, 2 вариант СПП.

Образец: переводчик - это человек, который переводит с иностранного языка.

1 вариант. 2 вариант.

Гон*ик Свар*ик

Вертолёт*ик пулемет*ик

Проверка.

  1. Гонщик - это участник спортивных гонок.
  2. Вертолётчик - это лётчик, управляющий вертолётом.
  3. Сварщик - человек, занимающийся сваркой.
  4. Пулемётчик - солдат, обслуживающий пулемёт.

6. Выборочный диктант.(Слайд №24)

Учитель:

Я читаю предложения, а вы пишите существительные с суффиксами -ЧИК -ЩИК в два столбика.

1 -ЧИК- 2-ЩИК-

1 Фонарщик зажигает на улице фонарь.

2Мимо Каштанки взад и вперёд проходили незнакомые заказчики.

3 Шли рабочие, носильщики, кочегары, приказчики.

4 Извозчики безучастно сидели на козлах своих экипажей.

5 Бродячий шарманщик играл грустную песню.

Учитель:

Дайте лексическое толкование слову «шарманщик»

(Шарманка- переносной механический орган в виде надеваемого ящика с лямкой, на котором бродячие музыканты исполняли песенки. Шарманщик- бродячий музыкант с шарманкой.)

7.Комплексный анализ текста.

Часто говорят Я прочитал книгу от доски до доски. От этого выражения веет глубокой древностью.

В старину над книгой работали перепис..ики художники и переплёт…ики. В основу переплёта в древности клали доску. Её обтягивали кожей тканью иногда парчой или бархатом. Особенно ценные книги украшали жемчугом серебром золотом. Тот,кому интересна книга, прочитает её от доски до доски, то есть до конца.

Задание. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания. Какова основная мысль текста? Подберите синонимы к слову в старину. Найдите фразеологизм.

8 Работа с суффиксом -ЧИК-. Уменьшительное значение этого суффикса.

Учитель:

Внимание на экран. (Слайд №26)

Даны пары слов. Сравните эти слова: один и тот же суффикс или разные суффиксы имеются в этих парах?

Сарайчик Проходчик

Магазинчик лётчик

Эти суффиксы имеют значение Эти суффиксы обозначают людей какой-либо

Уменьшительности. Профессии.

Вывод.

Существительные с суффиксом ЧИК 1-го столбика доказывают, что суффикс ЧИК имеет ещё одно значение - уменьшительное.

Учитель:

А сейчас я расскажу вам небольшую сказку о суффиксе (чик)

Давным - давно жил - был суффикс ЧИК. Он был такой добрый, ласковый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс ЧИК.

У суффикса ЧИК была ещё одна способность: Он умел уменьшать слова. Вместо могучего колокола получался чудно звенящий колокольчик. Даже большой зрелый огурец превращался в изящный огурчик.

9. Четвёртое лишнее. (Слайд №27)

Проходчик, ключик, водопроводчик, фонтанчик.

Дети: Ключик (Ключик - ключ)

Учитель:

А теперь послушайте загадку и отгадайте.

Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою

Я любой замок. (ключ)

Дети: Ключ.

Учитель:

А какое языковое явление с точки зрения лексики спрятано в этом слове

Дети: Омонимия.

Учитель: А что такое омонимия?

Учитель:
Вспомните стихотворения про ключ.

Дети:

1.Шёл я с сумкой за плечом

Вижу бьёт в овраге ключ

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну.

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду.

2.Потеряла Алёнушка ключ.

На опушке искала - не видно.

Вдруг журчащий услышала ключ.

Да не тот её был нужен как видно.

3.Много разных есть ключей:

Ключ - родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитной,

И обычный ключ - дверной.

4. Скажи «родник»-

И вот возник,

Бежит в зелёной чаще

Весёлый ключ журчащий

Мы и родник зовём ключом

(Ключ от дверей тут ни причем)

10. Тесты

А. В каком слове пишется «О» А. В каком слове пишется «О»

1 ж...лтый 1 реш…тка

2 ч...рный 2 ш…в

3 ш…рох 3 ш…пот

4 ж…лудь 4 расч…ска

Б. В каком слове пишется «Е» Б. В каком слове пишется «Е»

1 заб…рать 1 ст…рать

2 зап…реть 2 обт…рать

3 заст…лать 3 ум…реть

4 отл…чать 4 ум…рать

В. В каком слове пишется «Щ» В. В каком слове пишется»Ш»

1 перевод…ик 1 уклад…ик

2 носиль…ик 2 раздат…ик

3 вертолет…ик 3 фонар…ик

4 развед…ик 4 ракет…ик

11. Работа с пословицами. (Слайд №)

Зеркало человека - его труд.

Знание и ремесло человека

Учитель:

Какой поучительный смысл в этих пословицах? Какие пословицы вы знаете о труде, об учении.

Ответы детей.

Учитель:

Для получения профессии нужны знания. Чтобы овладеть ими нужно много читать, самообразовывать себя. Этому вас научат книги.

Я думаю, что через несколько лет вы обязательно найдёте такие части слова в будущей профессии. И не важно, как будет пахнуть ваша будущая профессия, важно то, чтобы вы любили то дело, которое вы выбрали.

У каждого дела запах особый:

В булочной пахнет тестом и сдобой.

Мимо столярной идёшь мастерской -

Стружкою пахнет и свежей доской.

Пахнет маляр скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик оконной замазкой

Куртка шофёра пахнет бензином

Блуза рабочего - маслом машинным.

Пахнет кондитер орехом мускатным

Доктор в халате - лекарством приятным.

Рыхлой землёй, полем и плугом

Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

Рыбой и морем пахнет рыбак.

Только безделье не пахнет никак

Сколько не душится лодырь богатый, -

Очень не важно он пахнет, ребята!

Итоги урока.

Учитель:

Ребята, конечно, вы поняли, что эпиграф нашего урока полностью раскрыл его содержание.

Перебрав профессии.

Намотай себе на ус.

Все работы хороши, выбирай на вкус.

Учитель:

Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Что нового мы сегодня узнали на этом уроке?

Оценивание.


Тип урока: Изучение нового материала; урок-открытие.

Цель урока: Изучить правило правописания суффиксов имен существительных -ЧИК и -ЩИК.

Слайд 2

Задачи урока:

Обучающая – изучить правило написания в существительных суффиксов -ЧИК и -ЩИК;

Развивающая – научить сравнивать, синтезировать полученную информацию и по этой информации делать выводы;

Воспитывающая – аккуратное оформление тетрадей, вырабатывать умение слушать учителя и ответы одноклассников.

ХОД УРОКА

  • Организационный момент.
  • Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучать такую самостоятельную часть речи как – имя существительное. Мы проведем на уроке исследовательскую работу и сделаем открытие нового правила правописания имен существительных.

    Итак, первое исследование.

    На экран выводятся, поговорка, стишок, скороговорки. Слайд 3

    Ребята должны найти слова с суффиксами -чик и -щик и определить значение найденных слов.

    А теперь второе исследование.

    На экран выводятся слова с суффиксом -чик, обозначающим профессию, и уменьшительно-ласкательным суффиксом -чик. Слайд 4

    По какому принципу различается написание слов с одинаковыми суффиксами?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов__________________________________

    Теперь мы можем сформулировать цель урока.

    Учащиеся предлагают свои варианты__________________________________________

    Учитель делает вывод .

    Цель нашего урока:

    Изучить правило правописания суффиксов имен существительных -ЧИК и -ЩИК.

  • Изучение нового материала:
  • На доске написаны слова в 2 столбика:

    Учащиеся должны увидеть закономерность: в каких случаях пишется тот или иной суффикс. Для этого задаются наводящие вопросы:

    После каких букв стоит суффикс –ЧИК?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов____________________________________

    После каких букв стоит суффикс –ЩИК?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов ____________________________________

    А можно ли их как-нибудь объединить?

    Есть ли у этих букв какая-нибудь закономерность?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов_____________________________________

    Учащиеся приходят к выводу, что суффикс –ЧИК пишется после букв Д-Т, З-С,Ж, которые можно объединить по принципу звонкости-глухости.

    Так какое открытие мы с вами сделали?

    Учащиеся формулируют правило правописания суффиксов -чик и -щик

    В СУФФИКСЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ -ЧИК (-ЩИК) ПОСЛЕ БУКВ Д-Т, З-С, Ж ПИШЕТСЯ БУКВА Ч. В ОСТАЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ ПИШЕТСЯ БУКВА Щ.

    Слайд 8

    Учитель приводит примеры объяснения правила устно:

    Смазчик образовано от глагола (смазать ), перед суффиксом буква З, значит пишется суффикс -чик.

    Каменщик образовано от существительного (камень ), основа заканчивается не на д-т, з-с, ж , значит пишется суффикс -щик.

  • Закрепление материала.
  • 1. Выполнение упражнений:

    а) Учебник, упражнение № 224 с.86 выполняется устно под руководством учителя.

    Шахтёр, работающий в забое – забойщик; железнодорожник, обслуживающий прицеп вагонов – прицепщик; лётчик, управляющий вертолётом – вертолётчик ; рабочий, работающий на погрузке и выгрузке – погрузчик ; солдат, обслуживающий пулемёт – пулемётчик ; типографский рабочий, делающий переплёты у книг – переплётчик; военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик; специалист по переводам с одного языка на другой – переводчик.

    б) Учебник, упражнение № 222 с. 85-86 выполняется письменно в тетради, самостоятельно, с последующей проверкой.

    Буфет..ица, копиров..щик, экскаватор..ик, перепис..ик, сортиров..ица, расфасов..ик, стеколь..ик, автомат..ик, лёт..ик, объед..ик, аппарат..ик, разнос..ик, воз..ик, рассказ..ик, автопогруз..ик, прессов..ица, бакен..ик, свар..ик.

    2. Работа у доски:

    (учитель диктует слова, учащиеся по цепочке выходят к доске и записывают их с объяснением)

    Переводчик, пильщик, наборщик, носильщик, переплетчик, летчик, смазчик, точильщик, каменщик, барабанщик, стекольщик, полировщик, сборщик, бетонщик, бурильщик, табунщик, водопроводчик, разведчик, перебежчик, газетчик, зачинщик, угольщик, рассказчик, разносчик, пулеметчик, забастовщик.

  • Подведение итогов урока.
  • Ребята, давайте подведем итоги урока.

    Какое открытие мы сегодня сделали на уроке?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов___________________________

    Какое правило мы должны знать при написании суффиксов -чик и -щик?

    Учащиеся проговаривают правило______________________________________

  • Домашнее задание.
  • Напишите сказку на тему: “Приключения суффиксов ЧИК и ЩИК”. Начните свою сказку так:

    В некотором царстве, некотором государстве жили-были два брата: суффиксы ЧИК и ЩИК. Однажды….

    В продолжение темы:
    Музыка в танцах

    БиографияДмитрий Олегович Рогозин - российский государственный деятель, дипломат, доктор философских наук, доктор технических наук. С декабря 2011 года - заместитель...

    Новые статьи
    /
    Популярные